Художественный и познавательный рассказ это

Ответы на вопросы учебника литературное чтение 4 класс, 2 часть, климанова, виноградская, страницы 69-71. укм перспективараздел литературная сказкамаленькие и большие

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 4 класс, 2 часть, Климанова, Виноградская, страницы 69-71. 

УКМ «Перспектива»

Раздел «Литературная сказка»

Маленькие и большие секреты страны Литературии

1. Вы уже знаете, что сказки бывают народными и литературными, то есть пересказанными и придуманными писателями. Подумайте, чем объясняется сходство сюжетов народных сказок и сказок, созданных писателями разных стран.

Сходство сюжетов народной и литературной сказки часто основано на том, что писатели использовали сюжеты народных сказок. Они перерабатывали их на свой лад, но оставляли основные события и героев.

Часто это происходит потому, что писатели владеют литературным языкам и обрабатывают сказки, рассказанные неграмотными людьми, делая их удобными для чтения.

Но также сходство сюжетов основано на том, что все сказки проповедуют одни и те же моральные ценности, торжество добра над злом. Эти ценности присущи всем народам.

2. Составьте таблицу «В чём схожесть и различие народных и литературных сказок».

Сходства и различия народных и литературных сказок

Народная/литературная

Авторство: народ/писатель.
Форма: устная/письменная.
Возможность изменения: допускается/не допускается.
Время создания: не определено/указано конкретное.
Жанры: волшебная, бытовая, о животных/может включать черты всех жанров.
Место действия: сказочный мир/сказочный и реальный мир.
Герои: положительные и отрицательные/могут обладать и положительными, и отрицательными качествами.
Отношение автора: не показано/показано.
Сюжет: вымышленные события.
Главная тема: противостояние добра и зла.
Средства выразительности: используются.
Обязательные элементы: зачин, концовка, присказка/могут не иметь.

3. Сравните героев литературной и народной сказок.

Герой народной сказки:

Всегда уходит из дома, чтобы совершить подвиг, пройти испытания.

Преодолевает все трудности на своём пути.

В пути ему помогают волшебные предметы и помощники.

Всегда возвращается изменившимся.

Герой литературной сказки:

Может не уходить из дома, а может попадать в волшебный мир. (Ослик Мафин или Младшая дочь в сказке «Аленький цветочек)

Не всегда сталкивается с трудностями, но если сталкивается, преодолевает их. (Элиза в сказке «Дикие лебеди»)

Встречается с волшебными предметами и помощниками, если сказка волшебная. (Солдат в сказке «Огниво»)

Остаётся таким же как был внешне, но меняется внутренне. («Бременские музыканты»)

4. Вспомните и назовите фамилии тех, кто переводил сказки зарубежных писателей.

Это Борис Заходер, который перевёл «Винни Пуха», Василий Жуковский переводил сказки Шарля Перро, Пётр Ганзен переводил сказки Андерсена, Самуил Маршак переводил сказки разных народов, Ирина Токмакова переводила сказки про Муми-тролля, Наталья Рахманова перевела «Хоббита».

5. Какие виды сказок (волшебные, бытовые, о животных) легли в основу сказок братьев Гримм, Перро, Андерсена, Аксакова? Обоснуйте своё мнение.

В основу этих сказок легли все жанры народных сказок.

Так, сказки «Белоснежка и семь гномов», «Спящая красавица», «Дикие лебеди», «Аленький цветочек» имеют в основе волшебные сказки. В них происходят чудеса, волшебные превращения, есть волшебные предметы и помощники.

Сказка «Бременские музыканты» имеет в основе сказки о животных, ведь её героями стали животные.

А такие сказки, как «Чайник», имели в основе бытовые сказки, просто их героями стали предметы, а не люди.

6. Подумайте и обсудите друг с другом, есть ли в прочитанных сказках, кроме волшебных событий, глубокий, поучительный смысл, который объединяет их с притчами, народными сказками.

Во всех прочитанных мной сказках есть глубокий, поучительный смысл. Они говорят нам о том, что человек может стать счастливым, добиться успеха, только если будет хорошо относиться к другим людям, делать добро.

Но этот же глубокий смысл содержится и в народных сказках и притчах.

7. Попробуйте на основе сюжета сказки Андерсена «Пятеро из одного стручка» построит научно познавательный рассказ.

Научно-познавательный рассказ «Пятеро из одного стручка»

Горох — удивительное растение семейства Бобовых.

Чтобы появилось новое растение, семя гороха, горошина, должно попасть в землю. Оно прорастает и даёт росток. Если росток поливать, освещать солнцем, то он будет расти. Стебель гороха гибкий, стелящийся. Поэтому под него ставят подпорки или его подвязывают.

Потом на растении появляются нежные бело-розовые цветы. На их месте образуется плод гороха — стручок, в нём зреют горошины. Молодой стручок зелёный и сочный. А спелый сухой и желтый, в нём могут находиться до десяти крупных горошин. Осенью стручок лопается и горошины падают на землю.

Но не все они дадут начало новым растениям. Часть погибнет, другая часть будет съедена птицами и животными, и только некоторые присыплет землёй и они успешно перезимуют, чтобы весной прорасти.

8. Сравните цели авторов художественных произведений и научно-познаваетльных рассказов.

Автор художественного произведения не ставит целью поделиться научными, реальными фактами, он хочет рассказать поучительную историю, которая развлечёт или позабавит читателя.

Автор научно-познавательного рассказа ставит целью поделиться фактами о природе или предмете, заинтересовать ими читателя, расширить его кругозор.

9. Каких русских писателей сказочников вы знаете? Выпишите их произведения в творческую тетрадь. Составьте список произведений, которые вам хотелось бы прочитать.

Список произведений русских сказочников для 4 класса

  1. Александрова Т. «Домовёнок Кузька».
  2. Волков А. «Волшебник Изумрудного города».
  3. Гераскина Л. «В стране невыученных уроков».
  4. Даль В. «Сказки».
  5. Ершов П. «Конёк-Горбунок».
  6. Жуковский В. «Сказки».
  7. Иванов А. «Приключения Хомы и Суслика».
  8. Козлов С. «Ёжик в тумане».
  9. Лагин Л. «Старик Хоттабыч».
  10. Мамин-Сибиряк Д. «Алёнушкины сказки».
  11. Медведев В. «Баранкин, будь человеком!»
  12. Носов Н. «Приключения Незнайки и его друзей».
  13. Пушкин А. «Сказки».
  14. Толстой А. «Золотой ключик».
  15. Успенский Э. «Крокодил Гена и его друзья».

10. К каким сказкам сделаны иллюстрации? Кто их авторы?

Эти иллюстрации сделаны к сказке Павла Ершова «Конёк-Горбунок» и сказке Всеволода Гаршина «Лягушка-путешественница».

AVvXsEhZuLnxfNZmd4CTW2GZADELTwiervDwJzjkDkgVVto0Vy5OvUoJSqIwaNBpqRQPNaEepRYlfVZkqunpOTDPN2JcFlElcN9xTcY2MXiksd4LDiG28EzndEkQcgRzQJY5wB20cDV aCg8APHFiIbLit Yd9v9M3cnVPzAxXbt41Cf1jJ96PSRPW2J4Knn0w=w400 h188

11. Соберите материал для выставки «Сказки русских писателей» и «Сказки писателей разных стран».

Для выставки «Сказки русских писателей» можно использовать список из пункта 9.

Список книг для выставки «Сказки писателей разных стран»

  1. Андерсен Г-Х. «Сказки».
  2. Барри Д. «Питер Пэн».
  3. Бжехва Я. «Академия пана Кляксы».
  4. Братья Гримм «Сказки».
  5. Гауф В. «Сказки».
  6. Киплинг Р. «Маугли».
  7. Кэролл Л. «Алиса в стране чудес».
  8. Линдгрен А. «Карлсон, который живёт на крыше».
  9. Льюис К. «Лев, колдунья и платяной шкаф».
  10. Милн А. «Винни Пух и все, все, все».
  11. Пьеро Ш. «Сказки матушки гусыни».
  12. Пройслер О. «Маленькая баба-яга».
  13. Родари Д. «Путешествие Голубой стрелы».
  14. Трэверс П. «Мэри Поппинс».
  15. Яннсон Т. «Муми-тролль и комета».

12. Найдите и прочитайте биографию Андерсена. Какие особенности его жизни отразились в знаменитой сказке «Гадкий утёнок»? Какие его сказки вы представите на выставке? Составьте краткую аннотацию к сборнику сказок Андерсена.

Пример рассказа-биографии о жизни и творчестве Андерсена можно прочитать, перейдя по ссылке. Там есть ответы почти на все заданные вопросы.

200-летие со дня рождения великого русского писателя отметили в Иркутске. Творческие встречи «Достоевский. Театр. XXI век» организовал драмтеатр им. Н.П. Охлопкова. С 1 по 5 декабря в них приняли участие столичные и областные театры, а также московские и иркутские литературоведы. На лекциях и обсуждениях спектаклей говорили о феномене писателя – не только актуальности, но и востребованности его произведений на театральных подмостках всего мира.
 

– Федор Михайлович Достоевский – величайший мыслитель, писатель, философ мирового уровня, – подчеркнула министр культуры и архивов Иркутской области Олеся Полунина. – Эта неделя наполнена интересными событиями, спектаклями, лекциями, обсуждениями. Она стала хорошим продолжением мероприятий, посвященных Достоевскому, которые шли в наших учреждениях весь год. Высокий интерес к ним жителей говорит, что творчество писателя актуально до сих пор. Все это дает надежду и уверенность, что произведения Достоевского будет читать еще не одно поколение.
 

Театр в романах писателя

– В романах Достоевского очень велик потенциал театрального искусства, несмотря на то что это проза, – отметила театровед, театральный критик, журналист, заведующая литературной частью РАМТа Мила Денева. – Более того, это большие и очень словоцентричные романы. И вдруг они наряду с Чеховым и Шекспиром становятся самыми инсценируемыми в мире. Секрет в том, что в самой структуре романов Достоевского закодирован театр.
 

Мила Денева прочитала для иркутян лекцию «Достоевский: театр в романе и романы в театре». Она напомнила, что впервые роман писателя в 1910 году поставил на сцене Московского художественного театра Владимир Немирович-Данченко. «Братья Карамазовы» стали первым в истории русского театра спектаклем по прозаическому произведению, что кардинальным образом повлияло на развитие этого вида искусства.
 

– В романах Федора Михайловича ярко выражены все элементы драмы, – считает Мила Денева. – Есть очень подробное представление каждого персонажа, из которого можно легко составить так называемую биографию роли. В каждом романе присутствует эпизод повествования, который воссоздает расположение героев в пространстве, по сути – описание мизансцены. В каждом романе также есть эпизод картины – текст, который описывает наружность персонажей, атмосферу действия, дает режиссерские указания. Есть эпизоды действия, например, многочисленные сны, повесть о великом инквизиторе, легенда о Луковке. Это некие микродрамы, которые можно ставить отдельно. И наконец, есть сцены-конклавы, когда в одном времени и пространстве собираются все персонажи. Происходит событие, которое меняет действие, и напряжение сбрасывается. Кроме того, главные персонажи Достоевского – это всегда драматические герои, которые на протяжении произведения претерпевают кардинальную трансформацию. Все эти элементы превращают его романы в готовое драматическое произведение.
 

По словам Милы Деневой, Достоевский в 1871 году сам дал универсальный рецепт, как ставить его произведения: «Есть какая-то тайна искусства, по которой эпическая форма никогда не найдет себе соответствия в драматической. (…) Другое дело, если вы как можно более переделаете и измените роман, сохранив от него лишь один какой-нибудь эпизод для переработки в драму, или, взяв первоначальную мысль, совершенно измените сюжет?..»
 

– Большинство режиссеров идут этими двумя путями либо берут эпизод или первоначальную мысль, совершенно изменив сюжет, – отметила Мила Денева. – Поэтому все нападки литературоведов на тему того, что постановщики, дескать, извращают произведения Достоевского, – несостоятельны, так как он сам практически благословил режиссеров идти по этому пути.
 

Несмешной стендап смешного человека

В программе творческих встреч было семь спектаклей. Три из них – «Идиот», «Брат Иван» и «Игрок» – из репертуара иркутского драмтеатра. Два представили региональные театры – «Аистенок» показал «Дядюшкин сон», а ТЮЗ им. А. Вампилова – «Мальчики». Еще две постановки привезли московские театры. На камерной сцене «Кроткую» представил театр «Комната 4», а на большой сцене был показан моноспектакль по рассказу «Сон смешного человека» Московского государственного театра «У Никитских ворот».
 

В течение часа режиссер и исполнитель роли смешного человека Николай Рингбург держал в напряжении зал. Хотя из реквизита у него были только скамейка, нож, мел и спички. История человека, который внезапно во сне познал истину, звучала пронзительно и очень современно. После спектакля состоялось обсуждение со зрителями.
 

– Для меня «Сон смешного человека» – это произведение, которое можно доставать с полки и перечитывать, когда тебе холодно, плохо, что-то болит, и получать некое духовное облегчение, – признался Николай Рингбург. – Когда я работал над спектаклем, то задумался, какая форма мне, современному человеку, будет интересна? Размышлял я также над тем, кем этот смешной человек мог бы быть в наше время. Решил, что он – коуч, который знает истину и пытается ее донести до других. И он придумывает форму спектакля.
 

– У меня родились ассоциации, что это такой научно-познавательный рассказ – несмешной стендап смешного человека, – отметила Мила Денева. – Кстати, о том, что главный герой у нас – смешной человек. Давайте вспомним, что самый драгоценный свой роман о самом прекрасном герое Достоевский называет «Идиот», и маленький фантастический рассказ, в котором выражена квинтэссенция его мысли, то есть по сути – это дайджест самых драгоценных идей писателя, он озаглавил «Сном смешного человека».
 

Во время обсуждения, почему герой именно смешной человек, зрители и автор пришли к выводу, что это значит – другой, который не входит в привычные рамки, но при этом хочет изменить мир.
 

Итоги конкурса ШкиД

В конкурсе художественного слова «ШкиД – Школа имени Достоевского» приняли участие студенты ИГУ. Он вызвал большой интерес среди ребят, в итоге в финал вышли девять человек. Их выступления оценивали сотрудники Иркутского областного драмтеатра: заслуженные артисты РФ Елена Мазуренко и Яков Воронов, артист Николай Стрельченко, а также театровед Мила Денева. Возглавляла жюри педагог по речи, заслуженный работник культуры Тувинской АССР Галина Турчанинова-Родина.
 

Первое место единогласно присудили Роману Федосову, который покорил членов жюри своей интересной актерской природой, органичностью существования в сложном тексте Достоевского и удивительным совпадением фактуры чтеца с образом героя романа «Игрок». Второе место отдали Юлии Офертайте, а третье – Олегу Федюнину. Победителям вручили дипломы, сувениры, ценные призы, а также пригласительные билеты на спектакль «Игрок».

Go To Belarus – наш самый любимый проект, развитию которого мы уделяем немало внимания. Этот год не стал исключением: мы побывали во множестве командировок, говорили с интересными и активными людьми, делали репортажи о достопримечательностях, зарывались с головой в историю, разбирались в тонкостях искусства – и все для того, чтобы рассказывать читателям 34travel о том, как красива, многогранна и глубинна Беларусь. Вспоминаем наши лучшие статьи и проекты уходящего года.

Маршруты по Беларуси

Художественный и познавательный рассказ это

Художественный и познавательный рассказ это

В этом году мы продолжили исследовать родные просторы вместе с Kia – и исколесили в поисках достопримечательностей полстраны. Природные красоты северных регионов, насыщенные историей западные провинции, города, музеи, усадьбы и дворцы – обо всем этом мы с удовольствием рассказывали на страницах нашего журнала. Маршрутами легко пользоваться: здесь есть карты, описания, исторические справки и чудесные фотографии. Просто бери – и отправляйся в путь.

Художественный и познавательный рассказ это

Истории о местах и людях
 

Художественный и познавательный рассказ это

Художественный и познавательный рассказ это

В партнерстве с брендом The Glenlivet мы снова говорили о местах, которые обретают новую жизнь благодаря неравнодушным беларусам. Получились трогательные истории о том, как можно любить что-то, от чего многие так часто, к сожалению, отворачиваются – будь то старый деревенский дом или усадьба, растерявшая свою княжескую пышность. Материалы серии вдохновляют не только путешествовать, но и что-то делать своими руками.

Художественный и познавательный рассказ это

Разговоры об искусстве

Художественный и познавательный рассказ это

Художественный и познавательный рассказ это

Искусство – давняя слабость 34travel. Самым глобальным проектом по теме в этом году стал цикл подкастов об истории искусства Беларуси, который мы создали вместе с МТС. Древние иконы и сарматский портрет, барокко и классицизм, парижская школа и супрематизм – получилась почти аудиоэнциклопедия об истории белорусского арта.

Художественный и познавательный рассказ это  Слушать подкасты о беларусском искусстве  
 

Еще один проект 2021-го об искусстве нашей страны – это визуальное исследование портретов выдающихся беларусов и беларусок, которое мы провели в партнерстве с HONOR 50. Получился максимально познавательный материал для самостоятельного похода в Национальный художественный музей.
 

Художественный и познавательный рассказ это  Смотреть визуальные истории выдающихся беларусов и беларусок

Художественный и познавательный рассказ это

Погружение в историю
 

Путешествия по Беларуси – это всегда погружение в историю. А если в нее особо не вникать, то поездки и впечатления будут довольно поверхностными. Поэтому мы всегда даем много исторических справок в наших материалах, а в этом году запустили еще и отдельный цикл «Go to Belarus 100 лет назад» – о путешествиях наших знаменитых соотечественников. В статьях серии можно увидеть, как многие достопримечательности выглядели в прежние времена – и что с ними стало теперь. Особенно понравится любителям рассматривать старые фото.
 

Художественный и познавательный рассказ это  Читать исторический цикл

Художественный и познавательный рассказ это

Прогулки по Минску
 

Художественный и познавательный рассказ это

Художественный и познавательный рассказ это

Само собой, множество материалов было посвящено и главному городу Беларуси. Новые маршруты, чтобы увидеть столицу под другим углом, лучшие места и заведения, афиши событий и спортивнее активности – мы постоянно держим руку на пульсе и собираем всю актуальную информацию о Минске. Пользуйся, на здоровье.

Художественный и познавательный рассказ это  Выбрать, чем бы заняться в Минске

Художественный и познавательный рассказ это

Места, которые становятся поводом для путешествий
 

Художественный и познавательный рассказ это

Художественный и познавательный рассказ это

Иногда поводом для путешествия может стать не целый насыщенный достопримечательностями маршрут, а одно единственное место, которое так хочется увидеть. Например, замок Стефана Батория в Гродно, открытый после долгих лет реконструкции, или старинный город Мстиславль, поездка в который постоянно откладывается из-за неблизкого пути. В этом году мы насобирали немало таких архитектурных поводов собраться в дорогу. А полную коллекцию мест можно найти в рубрике «Место недели».

Художественный и познавательный рассказ это  5 перестроенных храмов Беларуси
 

Художественный и познавательный рассказ это

Гайды
 

Художественный и познавательный рассказ это

Художественный и познавательный рассказ это

Ну, и куда же без фирменных гайдов. Совсем недавно мы глобально обновили путеводитель по Минску, а в течение года писали и о других красивых и интересных городах страны. Копилочка гайдов от 34travel потихоньку пополняется и пополняется.

Художественный и познавательный рассказ это  Найти путеводитель по беларусскому городу, который очень хочется посетить  

Художественный и познавательный рассказ это

«The Belarus Book» от palasatka
 

Художественный и познавательный рассказ это

Художественный и познавательный рассказ это

Важным событием и для нас, и для беларусской культуры в целом стал выход книги «The Belarus Book» фотографа 34travel Каси palasatka. «The Belarus Book» – это визуальный рассказ о нашей стране, который Кася создала из своих любимых снимков Беларуси. 

«Я бы хотела, чтобы эта книга была подарком для беларусов и от беларусов. Мне хотелось бы, чтобы беларусы дарили ее сами себе. Как ценную историю нашей общей семьи. Возможно, эта книга будет и хорошим подарком для иностранных друзей или партнеров, потому что она понятна без слов», – так говорит о фотокниге ее создательница. 

«The Belarus Book» все еще есть возможность купить, например, в магазине Национального художественного музея.

Художественный и познавательный рассказ это  А здесь можно послушать спецвыпуск редакционного подкаста, где Кася рассказывает о создании книги

Фото – palasatkaЮлия Миронова 

Ее куратор Ленар Ахметов уверен: на выставке сейчас представлены самые топовые имена, которые есть на сегодняшний день

Для многих из нас трасса М7 — это не только расстояния, но и личные истории: дорога — метафора жизни, от этого никуда не деться. Авторы выставки предлагают подумать о судьбе наций, связанных этой трассой. Нужна ли национальная культура в эпоху глобализма или новые кочевники Жака Аттали завтра откажутся от нее как от лишнего груза? О роли этнической идентичности в эпоху «цифры», культурном коде дороги между Европой и Сибирью и выборе, который делают за нас, — в интервью с куратором выставки.

Ленар Ахметов: «И если любая дорога в русской традиции — это прежде всего рассказ о человеке и его судьбе, то М7 — это еще и рассказ о судьбе о больших и малых наций, их культуре и уникальности, их поисках, взлетах и  поражениях»Ленар Ахметов: «И если любая дорога в русской традиции — это прежде всего рассказ о человеке и его судьбе, то М7 — это еще и рассказ о судьбе больших и малых наций, их культуре и уникальности, их поисках, взлетах и поражениях»

«М7 — метафора евразийства»

— Ленар, на этой неделе в «БИЗОNе» открылась необычная выставка современного искусства под кодовым названием «М7 и новые кочевники», удивляющая буйством красок, форм, материалов и громких имен. Кто, как не вы, ее куратор и мотор, могли бы ответить: какова все- таки ее концепция?

— Для меня и, думаю, не только для меня М7 — это не просто дорога, это целая цепочка символов и знаков. Из Набережных Челнов в Казань, из Европы в Сибирь, из детства во взрослую жизнь. За всем этим мощнейшая история — и личная, полная эмоций и событий, и — если взглянуть пошире — история национальная, евразийская, российская. Путь, обочина, переход, стоянка, «обгон запрещен»… Помимо прямого значения все дорожные образы — точный аналог образов философских и метафизических.

Не так давно трассу М7 называли дорогой смерти: так много было здесь аварий из-за узкого дорожного полотна в ямах и рытвинах. Это тоже невозможно забыть, это навсегда в нашей памяти. Высокие скорости, великие реки, пыльные города. Узкие ручейки примыкающих дорог, ведущих к соседним деревням. Мешки кукурузных палочек, клюква и белые грибы, ведрами продающиеся на обочинах.

М7, как известно, — это основная федеральная трасса, соединяющая европейскую часть России и Сибирь, ключевой маршрут, проложенный через три области, три республики и семь рек, среди которых Волга, Ока, Кама и Белая. Развитие путей сообщения в восточном направлении идет с XII века, и эта дорога имеет вполне конкретную протяженность не только в пространстве, но и во времени: от Узбек-хана, декабристов и других ссыльных до многоуровневых развязок и заправок с кафе и стиральными машинами.

Ленар Ахметов — художник.

Награжден дипломами и грамотами министерства культуры Республики Татарстан, министерства культуры Удмуртской Республики. Председатель правления союза художников в Набережных Челнах с 2021 года. Живет в Набережных Челнах.

И если любая дорога в русской традиции — это прежде всего рассказ о человеке и его судьбе, то М7 — это еще и рассказ о судьбе больших и малых наций, их культуре и уникальности, их поисках, взлетах и поражениях. М7 — метафора евразийства, упорно пытающегося сохранить культурный и духовный код территории в водопаде мирового глобализма.

m7

Поэтому в экспозиции нет пейзажей, летящих за автомобильным стеклом, нет запечатленных достопримечательностей и злобы дня. Художники исследуют культурные и исторические кейсы своих народов и их место в современном цивилизационном процессе. Обращаясь к национальным корням, мы пытаемся вспомнить ту методологию связи с природой и космосом, которой обладали наши предшественники, найти тот магический кристалл, что позволит сохранить духовные сокровища предков в жестком сугубо функциональном мире высоких скоростей и big data. И самое главное — увидеть будущее национальных культур в эпоху глобализации.

— А что это за будущее, на ваш взгляд? Вы прогнозируете расцвет национальных культур или их размытие и утрату в результате мировых интеграционных процессов, заданных извне тем и трендов?

— Прогнозы — это не моя специальность, но, безусловно, угрозу для национальных культур в мире глобализации невозможно не видеть. Вспомним хотя бы о том, что будущее, по прогнозу одного из идеологов «нового мирового порядка» Жака Аттали, принадлежит «новым кочевникам», для которых характерен полный разрыв с какой-либо территорией, нацией, семьей и культурой. Это грядущая мировая космополитичная элита, которая проводит жизнь в бесконечных путешествиях по всему миру, зарабатывая удаленной работой и нигде не задерживаясь подолгу. В этой новой социальной форме человек будет носить на себе и в себе все, что составит его социальное значение. «Магнитная карточка станет подлинным „протезом Я“ человека, открывающим ему доступ к универсальному рынку», где можно купить разного рода удовольствия точно так же, как искусственные органы и характеристики будущих детей.

Помимо новых кочевников в постмодернистском мире Аттали предвидит появление «бедных бродяг периферии», которые тщетно стремятся перейти от замедленного к ускоренному миру и ведут «жизнь живых мертвецов». Этот культурный каннибализм, по Аттали, в пределе создаст ситуацию, когда «сам человек превратится в кочевой предмет». «Со вставленными в него искусственными органами он станет и сам искусственным существом, которое можно будет купить или продать, как любой другой предмет или товар», — говорит Аттали.

Вдохновляет ли такой образ будущего? Наверное, на этот вопрос каждый должен ответить сам. Выставка «М7 и новые кочевники» — это коллективное размышление о взаимоотношениях разных наций и народов на перекрестке высокоскоростных магистралей и цивилизационных магнитных полей, о выборе своего пути в эпоху глобализма. 

«Выставка «М7 и новые кочевники» — это коллективное размышление о взаимоотношениях разных наций и народов на перекрестке высокоскоростных магистралей и цивилизационных магнитных полей»«Выставка «М7 и новые кочевники» — это коллективное размышление о взаимоотношениях разных наций и народов на перекрестке высокоскоростных магистралей и цивилизационных магнитных полей»

«У каждого из 23 участников выставки свой художественный мир и своя борьба»

— Расскажите, пожалуйста, об участниках выставки. Что объединяет этих художников?

— Участниками выставки «М7 и новые кочевники» стали художники из больших и малых населенных пунктов, находящихся на этой трассе: Казани, Набережных Челнов, Уфы, Чебоксар и так далее.

У каждого из авторов выставки свой непростой творческий и исследовательский путь. Спектр художественных поисков очень разнообразен: от неопримитивизма и переосмысления религиозных и фольклорных образов до модернистских и постмодернистских течений, от минимализма до цифровых произведений. Многие из участников выставлялись за рубежом: в США, Канаде, Франции, Японии. Расих Ахметвалиев, например, несколько лет работал в Париже, сотрудничая с крупными галереями.

Татавангард представлен на выставке авторами, входящими в известные художественные объединения «Чингисхан» (Уфа) и «Тамга» (Набережные Челны). А известный чувашский художник Праски Витти раскрывает космогонию народа через детали национального костюма, где красные серебряные детали не просто украшают, но и защищают от болезней и бед, ибо злые духи, по народному поверью, боятся красного цвета и звона серебра. В свою очередь, поколение художников, рожденных в городах, в эпоху пластика и «цифры», создает искусство, свободное от традиционных материалов, но живущее на фундаменте богатого этнического опыта, познающее свои корни через городские музеи и тематические блоги. Они работают в видео-арте, с перформансами, но сохраняют тот же вектор развития.

fnr08892

— Насколько похожи работы участников выставки?

— Абсолютно разные. У каждого из 23 участников выставки свой художественный мир и своя борьба. Среди представленных на выставке художников татарского авангарда много тех, кто уже стал классиком. Например, Хамза Шарипов, основатель и лидер группы «Тамга». У него на выставке представлены очень стилизованные работы. Он окончил текстильный факультет академии Штиглица, и у него работы из ткани, склеенной в особой технике интарсия. Если раньше это делали на бумаге, то он — по ткани с отсылкой к раскопкам Пазырыкских курганов.

Хотелось бы рассказать о каждом участнике выставки, но, к сожалению, информации будет, наверное, слишком много для неподготовленного читателя. Однако на сайте галереи уже можно прочитать о каждом из художников.

Они очень разные, глаз не замыливается. Например, видишь орнаментальные яркие композиции Ильдара Гильманова и сразу понимаешь, что они татарские. Работы пестрые, сразу создают атмосферу праздника. А когда я смотрю на работы Рината Харисова, вспоминаю свое детство, бабушку и деревню, которая сейчас умирает. И невольно уже возвращаешься к истокам, когда все было хорошо, все были живы. В принципе, у Мадияра Хазиева тоже прослеживается эта тема.

Или Айрат Терегулов. Он копает уже больше в доисламскую сторону. В его работах чувствуется что-то первобытное. Наверное, это объединяет вообще всех людей. Инстинкты сидят просто в каждом. Работы Василя Ханнанова воспринимаются как инсталляция, потому что он к холсту пришивает старые аутентичные полотенца, и они становятся частью современного искусства.

Хотел бы особо отметить Зиннура Минахметова. У него представлены в экспозиции четыре листа, сделанные масляной пастелью. Это большие композиции 1×1,2 метра. Такие поля, в которых находятся совершенно гармоничные сочетания цветов, очень современны. Мы видим и архаичность, и сегодняшний день. Он просто невероятно сильный художник, мирового уровня, наверное, один из самых востребованных сегодня. Я считаю, что нам очень повезло, что он согласился участвовать. Из-за пандемии сейчас он забаррикадировался, и нам, к счастью, удалось его вырвать из берлоги.

Когда я стал думать о том, кто должен стать участниками выставки, и обсуждать это с художниками, начался такой дикий ажиотаж! Все говорили: «Давай вот этого возьмем, вот того подключим». И, по сути, на выставке сейчас представлены самые топовые имена, которые есть на сегодняшний день. Невозможно было отказаться, не включать этих художников.  

В итоге выставка «М7 и новые кочевники» разрослась до 83 работ, и это мы еще треть не уместили. Причем это такие самые-самые художники, известные, реализовавшиеся. Но, что интересно, они в таком составе никогда не выставлялись ни на одной площадке. Даже «Тамга» и «Чингисхан» — это две разные группы, которые не смешиваются. А тут мы увидим их на одной площадке. И рядом — цифровое искусство, ведь современные проблемы требуют современных решений. Это мы увидим в работах Нелли Акчуриной и Айдара Закирова.

Раньше художники пытались сохранить свою этническую идентичность материальными способами, а сейчас, в цифровую эпоху, художники пытаются сохранить себя в цифровом формате. Мне кажется, искусство перформанса и видео-арта сегодня как никогда актуально, потому что всю информацию мы получаем через интернет. И, думаю, вопрос сохранения своей идентичности стоит именно так: если мы сохраним себя в цифровом формате, то сохраним и в физическом. Сегодня такая ситуация.

«У меня вообще накопился колоссальный опыт в плане организаций выставок. Еще будучи студентом, знал многих выдающихся художников, изучал их»«У меня вообще накопился колоссальный опыт в плане организаций выставок. Еще будучи студентом, знал многих выдающихся художников, изучал их»

«Мне не хотелось делать смешанный винегрет, а, наоборот, хотелось цельности»

— Ленар, вы известный художник, но здесь выступаете как куратор. Почему решили сменить амплуа? И будут ли на выставке ваши работы?

 У меня вообще накопился колоссальный опыт в плане организаций выставок. Еще будучи студентом, знал многих выдающихся художников, изучал их. Я окончил художественно-графический факультет пединститута в Набережных Челнах. И у нас было много искусствоведческой работы. Потом я делал групповые выставки молодых художников, будучи студентом, и свои персональные. Мне было интересно собирать единомышленников среди молодых. У нас проводился проект «Арт-Эволюция» в нулевых годах. Собирали авангардные работы. Это было противостояние классическому искусству, которое нам преподавали в институте, в очень жесткой форме. Случались и конфликты с преподавателями, разборки на открытиях выставок с педагогами. Это была такая яркая страница юности.

В дальнейшем я понял, что мне очень нравится делать такие проекты. Для меня равно интересны разные художники из разных городов. Сейчас жизнь предоставила мне возможность сделать такой проект — и я рад, что смог собрать вместе яркие работы авторов из разных творческих объединений, разных городов и разных поколений.

— По поводу ваших работ: будут ли они на выставке?

— Да, будут. От проекта «Дежавю» одна работа, «Мать», посвященная тюркской легенде о происхождении тюркских народов, «Карга боткасы». Первые две работы сделаны в технике татарского шамаиля. Точнее, я отталкивался от этой техники, но использовал немного другие методы рисования. В данный момент я выставляю именно эти работы. Хотя думал о другом проекте, но там акрил на холсте, а подобной техники на выставке будет много. Потому я решил не добавлять свои работы, чтобы экспозиция стала более разнообразной.

«На выставке в «БИЗОNе» мы тоже обязательно сыграем вместе со зрителями!»«На выставке в «БИЗОNе» мы тоже обязательно сыграем вместе со зрителями!»

— По какому принципу вы отбирали свои работы и работы художников?

— Как я уже говорил, мы провели тщательный отбор. Я в основном брал работы проектные. Мне не хотелось делать смешанный винегрет, а, наоборот, хотелось цельности, чтобы художник выставлял какой-то определенный проект. Такой был главный критерий. Ну и, конечно, особое внимание уделялось медиумам: у нас есть работы в технике батик, акрил, холст и масло, шариковая ручка, пастель. Также представлены скульптуры Аделя Халиуллина, арт-объекты Ильдара Гильманова. Я тоже отправил две. Первая — деревянная скульптура «Степная Мадонна». Я ее делал в Удмуртии на симпозиуме. Там у меня сам собой образовался проект, где я делаю деревянные объекты из собранной в заброшенных домах утвари. Я нашел корыто, добавил другие предметы, переработал, что-то поменял и сделал совершенно новый объект. Он похож на балбалы, только не каменный, а деревянный. Такая отсылка к архаичным памятникам тюркской истории. Я смешал в ней финно-угорский и тюркский дух. Оставил текстуру древесины, где-то затонировал, сохранил все трещины, дефекты.

Второй объект — «Тангыра» — создан в 2018 году. Мы тогда должны были сделать финно-угорский проект, связанный с музыкальным инструментами. И опять из бытовых доступных объектов я решил сделать предмет, из которого можно было бы извлечь звук. Мы обнаружили старые ступы. Их было много, разных размеров и форм. Нашли жерди. Почистили, обработали, собрали. Получился такой ударный инструмент. Сыграли на нем вместе с музыкантами и местными бабушками. Теперь этот объект — достопримечательность села Булай Увинского района. На ней уже много народу поиграло за эти годы, прямо видно много-много маленьких вмятин от ударов. На выставке в «БИЗОNе» мы тоже обязательно сыграем вместе со зрителями!

Как давно появился видео-арт в Поволжье? Насколько этот жанр вообще заботит современных художников?

— Знаете, с видео-артом у нас вообще совершенно интересная ситуация. Во-первых, он у нас не шибко сильно развивался. Этот процесс наиболее развит у финно-угорских народов. У нас же даже споры были с художниками, моими друзьями. Я говорю: «Надо делать видео-арты». Они отвечают: «А зачем это надо? Это же кино». Потом я видел много вариаций, как пытаются сделать видео-арт, а он похож на рекламный ролик. Ну зачем тратить время, надо же монетизировать все, делать иррационально не стоит. В принципе, вот разница между тюрками и финно-уграми. В том, что мы рациональные, а финно-угры иррациональные. Они снимают ради того, чтобы снимать, и закладывают просто какие-то более тонкие аспекты видео, которые коммерчески никак не привлекательны. И несут совершенно другую нагрузку, больше культурной среды.

Глядя на удмуртов, наши художники стали перехватывать этот момент. Кстати, видео-арт Нелли Акчуриной был сделан в Удмуртии этим летом. Она нашла материал для него в старом доме, где раньше жили две бабушки. Они умерли, их дом закрыли. Но вещи бережно уложила и сохранила их соседка Таисия Леонидовна. Видео-арт основан на этих предметах, которые были там, в этом доме. Он очень трогательный, обращается к памяти этих двух бабушек, которых, наверное, все бы забыли, если бы Нелли просто не обратилась к ним с благодарностью за то, что они все сохранили.

«На этой выставке вы получите хороший солнечный заряд. Этого не было в концепции — это проявилось уже в процессе развески экспозиции»«На этой выставке вы получите хороший солнечный заряд. Этого не было в концепции — это проявилось уже в процессе развески экспозиции»

— Если бы вас попросили охарактеризовать новую выставку двумя словами, вы бы сказали

— Тепло и солнечно. Сейчас самое темное и холодное время года, когда все выглядит довольно депрессивно. А на этой выставке вы получите хороший солнечный заряд. Этого не было в концепции — это проявилось уже в процессе развески экспозиции. Наверное, это тот дар, который, несмотря ни на что, несет в себе искусство, связанное с культурным кодом нашей земли и нашей дороги.

— «Хороший солнечный заряд» — звучит удивительно позитивно на фоне ваших предыдущих пугающих размышлений вокруг идей Аттали, одного из современных конструкторов «нового дивного мира». Будем считать, что вопреки тревожным трендам современной цивилизации (которые мы особенно остро ощутили в эпоху ковида, «куаризации» и прочих новаций) именно современное искусство дает нам шанс и надежду.  

чем отличаются художественные рассказы от научно познавательных

~Tатьянк@~ Гений (77434) 9 лет назад

Научно-познавательный рассказ — голые научные факты, их анализ.

Художественный рассказ — частично, или полностью вымысел.

Художественный текст — сообщение, направленное автором читателю, зрителю или слушателю. Художественный текст:

— передает информацию;

— вырабатывает новую информацию;

— хранит информацию.

Читатель художественного текста находится в отношении сотворчества к получаемому сообщению, он должен понять, что хотел сказать автор.

Нау́чный стиль — функциональный стиль речи, литературного языка, которому присущ ряд особенностей: предварительное обдумывание высказывания, монологический характер, строгий отбор языковых средств, тяготение к нормированной речи.

Стиль научных работ определяется в конечном счете их содержанием и целями научного сообщения: по возможности точно и полно объяснить факты, показать причинно-следственные связи между явлениями, выявить закономерности исторического развития и так далее.

Научный стиль имеет ряд общих черт, проявляющихся независимо от характера определённых наук (естественных, точных, гуманитарных) и различий между жанрами высказывания (монография, научная статья, доклад, учебник, курсовая работа и т. д.) , что даёт возможность говорить о специфике стиля в целом. Вместе с тем вполне естественно, что, например, тексты по физике, химии, математике заметно отличаются по характеру изложения от текстов по филологии или истории.

Научный стиль характеризуется логической последовательностью изложения, упорядоченной системой связи между частями высказывания, стремление авторов к точности, сжатости, однозначности при сохранении насыщенности содержания.

1. Логичность — это наличие смысловых связей между последовательными единицами (блоками) текста.

2. Последовательностью обладает только такой текст, в котором выводы вытекают из содержания, они непротиворечивы, текст разбит на отдельные смысловые отрезки, отражающие движение мысли от частного к общему или от общего к частному.

3. Ясность, как качество научной речи, предполагает понятность, доступность. По степени доступности научные, научно-учебные и научно-популярные тексты различаются по материалу.

алексей пылёв Ученик (199) 5 лет назад

Научно-познавательный рассказ — голые научные факты, их анализ.

Художественный рассказ — частично, или полностью вымысел.

Художественный текст — сообщение, направленное автором читателю, зрителю или слушателю. Художественный текст:

— передает информацию;

— вырабатывает новую информацию;

— хранит информацию.

Читатель художественного текста находится в отношении сотворчества к получаемому сообщению, он должен понять, что хотел сказать автор.

Нау́чный стиль — функциональный стиль речи, литературного языка, которому присущ ряд особенностей: предварительное обдумывание высказывания, монологический характер, строгий отбор языковых средств, тяготение к нормированной речи.

Стиль научных работ определяется в конечном счете их содержанием и целями научного сообщения: по возможности точно и полно объяснить факты, показать причинно-следственные связи между явлениями, выявить закономерности исторического развития и так далее.

Научный стиль имеет ряд общих черт, проявляющихся независимо от характера определённых наук (естественных, точных, гуманитарных) и различий между жанрами высказывания (монография, научная статья, доклад, учебник, курсовая работа и т. д.) , что даёт возможность говорить о специфике стиля в целом. Вместе с тем вполне естественно, что, например, тексты по физике, химии, математике заметно отличаются по характеру изложения от текстов по филологии или истории.

Научный стиль характеризуется логической последовательностью изложения, упорядоченной системой связи между частями высказывания, стремление авторов к точности, сжатости, однозначности при сохранении насыщенности содержания.

1. Логичность — это наличие смысловых связей между последовательными единицами (блоками) текста.

2. Последовательностью обладает только такой текст, в котором выводы вытекают из содержания, они непротиворечивы, текст разбит на отдельные смысловые отрезки, отражающие движение мысли от частного к общему или от общего к частному.

3. Ясность, как качество научной речи, предполагает понятность, доступность. По степени доступности научные, научно-учебные и научно-популярные тексты различаются по материалу.

Андрей Звягинцев Ученик (132) 5 лет назад

Научно-познавательный рассказ — голые научные факты, их анализ.

Художественный рассказ — частично, или полностью вымысел.

Художественный текст — сообщение, направленное автором читателю, зрителю или слушателю. Художественный текст:

— передает информацию;

— вырабатывает новую информацию;

— хранит информацию.

Читатель художественного текста находится в отношении сотворчества к получаемому сообщению, он должен понять, что хотел сказать автор.

Нау́чный стиль — функциональный стиль речи, литературного языка, которому присущ ряд особенностей: предварительное обдумывание высказывания, монологический характер, строгий отбор языковых средств, тяготение к нормированной речи.

Стиль научных работ определяется в конечном счете их содержанием и целями научного сообщения: по возможности точно и полно объяснить факты, показать причинно-следственные связи между явлениями, выявить закономерности исторического развития и так далее.

Научный стиль имеет ряд общих черт, проявляющихся независимо от характера определённых наук (естественных, точных, гуманитарных) и различий между жанрами высказывания (монография, научная статья, доклад, учебник, курсовая работа и т. д.) , что даёт возможность говорить о специфике стиля в целом. Вместе с тем вполне естественно, что, например, тексты по физике, химии, математике заметно отличаются по характеру изложения от текстов по филологии или истории.

Научный стиль характеризуется логической последовательностью изложения, упорядоченной системой связи между частями высказывания, стремление авторов к точности, сжатости, однозначности при сохранении насыщенности содержания.

1. Логичность — это наличие смысловых связей между последовательными единицами (блоками) текста.

2. Последовательностью обладает только такой текст, в котором выводы вытекают из содержания, они непротиворечивы, текст разбит на отдельные смысловые отрезки, отражающие движение мысли от частного к общему или от общего к частному.

3. Ясность, как качество научной речи, предполагает понятность, доступность. По степени доступности научные, научно-учебные и научно-популярные тексты различаются по материалу.

Валерий Агашин Ученик (156) 4 года назад

Художественный и научный тексты очень отличаются, как энциклопедия от женского романа. Художественный текст изобилует эпитетами и красочными описаниями, вызывает эмоции, воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи.

Научный стиль сух, основная его функция — сообщение информации, а также доказательство ее истинности. для него характерно наличие малых терминов, общенаучных слов, абстрактной лексики, в нем преобладает имя существительное, немало отвлеченных и вещественных существительных.

Полина Саитова Ученик (155) 3 года назад

Художественные рассказы создают писатели. В своих произведениях они изображают картины природы, жизнь людей с помощью выразительности. Художественные рассказы отличаются от научно-познавательных текстов. В этих текстах учёные описывают повадки животных и птиц, явления природы на конкретных примерах.

Екатерина Короткая Ученик (120) 1 год назад

Художественные рассказы создают писатели. В своих произведениях они изображают картины природы, жизнь людей с помощью выразительности. Художественные рассказы отличаются от научно-познавательных текстов. В этих текстах учёные описывают повадки животных и птиц, явления природы на конкретных примерах.

Инфоурок

› Начальные классы ›Презентации›Презентация к уроку «Научно-познавательный и художественный тексты»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Про слона Отличие художественного текста от научно-познавательного текста. Художественная и научно-популярная литература.

2 слайд

Описание слайда:

Энциклопедия Кирилла и Мефодия Африканский слон (Loxodonta africana), длина тела 6-7,5 м, хвоста 1-1,3 м, высота до 4 м, масса 3-7 т. Наиболее высокая точка тела — холка. Бивни крупнее у самцов (более 3,5 м) и значительно мельче у самок. Уши большие. На конце хобота 2 «пальца». На передних конечностях 5, на задних — 3 копытца. Окраска тела коричневатая. Ареал охватывает всю территорию Африки к югу от Сахары. Предпочитает саванны, редколесья, густые равнинные и горные леса (до 3600 м.н.у.м.). Сохранился, в основном, в национальных парках.

3 слайд

Описание слайда:

Энциклопедия Кирилла и Мефодия Индийский слон (Elephas maximus), длина тела 5,5-6,4 м, высота в холке 3 м, а масса — 3-5 т. Наиболее высокая точка тела — вершина головы. Бивни прямые, есть только у самцов, достигают 1,5 м в длину и весят 20-25 кг. Часто встречаются самцы без бивней. Уши значительно меньше, чем у африканских слонов. На конце хобота один «палец». На передних конечностях 5, на задних 4 копытца. Окраска темно-серая. Дикие слоны обитают в Индии, Пакистане, Бирме, Камбодже, Таиланде, Лаосе, Непале, а также на островах Суматра и Цейлон. Предпочитает светлые леса с густым подлеском из кустарников и бамбука.

4 слайд

Описание слайда:

Энциклопедия Кирилла и Мефодия Африканский слон Индийский слон длина тела 6-7,5 м, высота до 4 м, масса 3-7 т. длина тела 5,5-6,4м, высота в холке до 3 м, масса 3-5 т. На передних конечностях 5, на задних — 3 копытца. На передних конечностях 5, на задних 4 копытца. Окраска тела коричневатая. Окраска темно-серая.

5 слайд

Описание слайда:

Б.Житков Про слона Слоны вошли в воду, взяли с собой слонёнка. Поставили, где ему по грудь вода, и стали его вдвоём мыть. Наберут со дна песку с водой в хобот и, как из кишки, его поливают. Здорово так — только брызги летят. А ребята боятся в воду лезть — больно уж быстрое течение, унесёт. Скачут на берегу и давай в слона камешками кидать. Ему нипочём, он даже внимания не обращает — всё своего слонёнка моет. Потом, смотрю, набрал в хобот воды и вдруг как повернёт на мальчишек и одному прямо в пузо как дунет струёй — тот так и сел.

6 слайд

Описание слайда:

Л.Н.Толстой Слон У одного индейца был слон. Хозяин дурно кормил его и заставлял много работать. Один раз слон рассердился и наступил ногою на своего хозяина. Индеец умер. Тогда жена индейца заплакала, принесла своих детей к слону и бросила их слону под ноги. Она сказала: — Слон! Ты убил отца, убей и их. Слон посмотрел на детей, взял хоботом старшего, потихоньку поднял и посадил его к себе на шею. И слон стал слушаться этого мальчика и работать для него.

7 слайд

Описание слайда:

А.Мацукевич Шахматные правила: самый маленький учебник Слон ходит на любое доступное поле по диагонали. Заметим, что один из слонов у каждого из игроков ходит только по белым полям (поэтому и называется белопольным), а другой — только по черным полям (этот слон — чернопольный).

8 слайд

Описание слайда:

Боевые слоны

9 слайд

Описание слайда:

Жизнь животных. Т.7 Млекопитающие Африканский слон — самое крупное из наземных животных. Масса старых самцов достигает 7,5 т, а высота в плечах 4 м. Однако, несмотря на массивное сложение, слон поразительно подвижен, лёгок в движениях, без торопливости быстр. Он прекрасно плавает,…без видимых усилий преодолевает крутой подъем, свободно чувствует себя среди скал.

10 слайд

Описание слайда:

А.Куприн Слон Слон оказывается гораздо больше, чем думала Надя, когда разглядывала его на картинке. Ростом он только чуть-чуть пониже двери, а в длину занимает половину столовой. Кожа на нём грубая, в тяжелых складках. Ноги толстые, как столбы…Глаза совсем крошечные, но умные и добрые.

11 слайд

Описание слайда:

Энциклопедический словарь юного натуралиста. Питаются слоны травами, плодами, листьями, ветвями. Грубая растительная пища требует крепких зубов. По мере износа зубы заменяются новыми. Слон не хищник, поэтому клыки ему не нужны и их нет у него, а бивни — это сильно разросшиеся верхние резцы.

12 слайд

Описание слайда:

А.Куприн Слон Приносят поднос с булками. Девочка угощает слона. Он ловко захватывает булку своим пальцем и, согнув хобот кольцом, прячет её куда-то вниз под голову, где у него движется смешная, треугольная, мохнатая нижняя губа. Слышно, как булка шуршит о сухую кожу…

13 слайд

Описание слайда:

Чем отличается художественная и научная литература?

  • Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,

указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-046862

Вам будут интересны эти курсы:

Урок-исследование:

сравнение научно-познавательной статьи

 и художественного рассказа

Начальные классы

Ломец Елена Геннадьевна,

учитель начальных классов высшей квалификационной категории

ГУО «Средняя школа № 9 г. Слуцка»

Русская литература (литературное чтение)

Тема: 1) научно-познавательный рассказ «Луна»; 2) рассказ В.Горькова и Ю.Авдеева «Луна».

Цели: сравнение и анализ научно-познавательного и художественных рассказов; нахождение их отличительных черт и особенностей.

Задачи: повторить отличительные признаки научно-познавательного рассказа; учить анализировать, сравнивать, делать выводы; развивать монологическую речь учащихся, их воображение, память; формировать интерес к литературе разных жанров.

Оборудование: выставка энциклопедий по теме «Космос», таблица «Отличительные признаки научно-познавательного рассказа и художественного произведения», карточки для сравнительного анализа рассказов, стикеры «Звёздочки».

Ход урока

I Организационно-психологический момент

Ученик читает стихотворение «Родная планета»

Вверх взлетим, как ракета.

Вниз полетим, как комета.

Мы к звёздам стремились и к свету,

Теперь на родную вернёмся планету.

Есть девять планет, но эта —

Третья от Солнца планета —

Родная наша Земля.

Широка и привольна она!

Здесь шумят и леса, и поля.

Никогда не наскучит она!

II Сообщение темы и целей урока

— Сегодня у нас не обыкновенный урок, а урок-исследование. Вспомните, что означает слово «исследование»? / изучение, поиск, опыты, наблюдение…/

— Так как мы с вами работаем над проектом «Космос», тема нашего исследования на уроке такова (запись на доске): сравнение и анализ научно-познавательного текста и художественного рассказа.

Цель: найти отличительные черты научно-познавательной рассказа в сравнении с художественным рассказом.

III Актуализация знаний. Викторина (за правильный ответ ученик наклеивает себе звёздочку)

СЧИТАЛОЧКА

Отправляются ракеты

На любую из планет.

Раз, два, три, четыре, пять.

Назовите, что хотите —

Всех ребят не сосчитать.

Весь на выбор небосклон:

Есть Венера, есть Юпитер,

Марс, Меркурий и Плутон.

Кому выпадет водить —

Раз, два, три — ракета ждёт.

Начинается отсчёт:

Пять, четыре — небосвод,

Три — нацелился пилот,

Два, один — вниманье, ВЗЛЁТ!

1. Что такое космос? / это всё, что существует: Солнце, Земля, Луна, планеты, звёзды, кометы/

2. Какие отличительные черты космоса вы знаете? / нет кислорода, существует невесомость/

3. Какой цвет неба в космосе? / чёрный/

4. Что такое звёзды? / это громадные газовые шары, температура которых достигает нескольких тысяч градусов/

5. Сколько звёзд известно учёным? / 200 млн./

6. Какие бывают звёзды? / гиганты, карлики/

7. Какая звезда самая крупная в нашей системе? / Солнце/

8. Сколько планет в Солнечной системе? / 9: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон/

9. Какая планета ближе всех к Солнцу? / Меркурий (бог торговли)/

10. Как называют вторую планету? /Венера/

11. Дайте название красной планете. Почему её так называют? / Марс, бог войны/

12. У какой планеты имя бога морей? / Нептун/

13. Какая планета самая далёкая? / Плутон/

14. У какой планеты есть множество колец? / Сатурн/

15. Назовите планеты-гиганты. / Сатурн, Юпитер/

16. Какая планета самая горячая? Холодная? Почему? / Меркурий, ближе всех к Солнцу; Плутон, дальше всех от Солнца/

17. Какая планета самая большая? / Юпитер/

18. Какая планета может быть видна даже днём? / Венера/

19. У чего есть корона? Из чего она? / у Солнца; облако газов/

20. Как называется наша Галактика? / Млечный путь/

21. Сколько существует созвездий? / 88/

22. Как называют созвездие в виде перевёрнутого ковша? / Большая медведица/

23. Что такое комета? / огромная глыба из камня и льда/

24. Что такое орбита? / траектория, по которой движется планета/

25. Что такое спутник? / небольшие небесные тела, которые вращаются вокруг планет/

26. Назови спутник Земли. / Луна/

27. Как называется прибор для изучения звёзд и планет? / телескоп/

28. Как называется здание, из которого ведутся наблюдения за космосом? / обсерватория/

29. Какой цвет имеет Земля, если на неё смотреть из космоса? / голубой/

30. Назовите имя первого космонавта и дату его полёта в космос. / Юрий Гагарин; 12 апреля 1961 года (в этом году отмечалось 50-летие первого паллета в космос)/

31. Назовите имя первой женщины-космонавта. / В.Терешкова/

32. Назовите имена космонавтов-белорусов. / Пётр Климук, Владимир Ковалёнок/

IV Отличительные признаки научно-познавательного рассказа и художественного произведения (ученики называют, на доске «открываются» окошки таблицы)

Научно-познавательный рассказ

Художественное произведение

· Название

· Не всегда указывается автор

· Нет сюжета

· Научные сведения и факты

· Название

· Есть автор

· Есть сюжет

· Художественная выразительность

VФизкультминутка «Кто на месяце живёт»

Месяц по небу плывёт.

Кто на месяце живёт? (ходьба на месте)

Там гуляет хитрый лис,

Он на землю смотрит вниз. (наклоны вперёд на несколько секунд)

Машет лис своим хвостом,

Серебрится мех густой. (машут руками за спиной)

А вокруг летают звёзды,

Залетают к лису в гости. (машут руками перед собой)

Кто садится на кровать,

Кто на стул, а кто на шкаф,

Кто на кресло, кто на стол,

Кто на полку, кто на пол. (приседания)

Ну, и мы давайте сядем

И откроем-ка тетради. (возвращаются за парты)

VI Работа с текстами. Заполнение карточки сравнения рассказов. Работа в парах.

— Чтобы достигнуть цели нашего исследования мы должны подробно проанализировать рассказы, которые читали дома, и заполнить карточки для сравнения.

1. Чтение текстов:

Луна

Луна — естественный спутник Земли. Она движется вокруг Земли и обходит её кругом один раз за месяц.

Луна в несколько раз меньше Земли.

Луна сама не испускает света. Она, словно зеркало, отражает свет Солнца.

На Луне нет воздуха и воды, поэтому люди там не живут.

На Луне можно увидеть светлые и тёмные пятна. Светлые — это лунные моря. На самом деле в этих морях нет ни капли воды. Раньше люди этого не знали, поэтому и назвали их морями. Тёмные пятна — это ровные участки (равнины).

Вся поверхность Луны покрыта толстым слоем пыли. На Луне всюду видны лунные кратеры (ямы), которые образовались от ударов метеоритов — камней, упавших из космоса.

На поверхности Луны днём стоит жара до 130 градусов, а ночью — мороз — 170 градусов.

Луна

/В. Горьков, Ю. Авдеев/

Ближайший сосед Земли, точнее, не сосед, а её спутник в бесконечном космическом пространстве — это Луна.

Древние люди наделяли Луну волшебными свойствами. С Луной связывали удачу на охоте, урожай в поле, победу на войне и даже здоровье. Луну воспевали в стихах, ей поклонялись как божеству, её изображали на боевых знамёнах.

Наблюдая за луной, люди не переставали изумляться, как она, будто в сказке, то росла от узенького серпа до круглого яркого диска, то постепенно убывала, пока не исчезла совсем. А через некоторое время всё повторялось, и конца этому не было. Задумались люди: «Может быть, по Луне можно отсчитывать время?» И они создали календарь, по которому стали вести счёт неделям и месяцам.

Человек ещё только мечтал слетать на Луну, а учёные уже подсчитали до неё расстояние. Велико ли оно? Если сделать шары размером с Землю и поставить их друг на друга, то тридцатый коснётся Луны.

Луна сравнительно невелика. А большой она кажется потому, что расположена ближе других небесных тел.

ПОЧЕМУ ЛУНА — СПУТНИК?

В астрономии спутником называется тело, которое вращается вокруг большего по размерам тела и удерживается силой его притяжения.

Искусственные спутники — это созданные человеком космические аппараты, вращающиеся вокруг Земли или другой планеты. Их запускают с различными целями: для научных исследований, для изучения погоды, для связи.

Луна — единственный естественный спутник Земли, зато такой большой и близкий!

Она видна невооружённым глазом лучше, чем любая планета в телескоп. Телескопические наблюдения и крупные фотографии показывают, что её красивая поверхность не ровная и чрезвычайно сложная. В бинокль хорошо видно, что Луна — шар. На Луне видны тёмные пятна, которые называют морями. Но в них нет ни капли воды.

Активное изучение естественного спутника Земли началось с 1959 года. Для всестороннего её исследования были запущены космические зонды, автоматические межпланетные станции. И до настоящего времени космические аппараты приносят немало информации для работы селенологов (учёных, изучающих Луну). Много загадок хранит в себе наш спутник. Долгое время люди не видели его обратной стороны вплоть до 1959, когда автоматическая станция «Луна-3» сфотографировала невидимую сторону лунной поверхности. Позднее на основе снимков были составлены карты поверхности луны.

1. Заполнение карточек. Самостоятельная работа в парах

Научные сведения и факты

Научные сведения и факты

Художественная выразительность

Художественная выразительность

Вывод

Это______________________________

Вывод

Это ______________________________

VII Выводы исследования и наблюдений

— Давайте подведём итоги наших исследований и наблюдений.

— Научно-познавательный рассказ — это… . Докажите.

— Назовите особенности художественного произведения.

VIII Подведение итогов урока. Рефлексия

— Как назывался наш урок?

— Какова была цель нашего исследования?

— Какие виды рассказов печатаются в энциклопедиях?

IX Домашнее задание

  • Художественные средства народной сказки
  • Художественный рассказ о великой отечественной войне
  • Художественная литература тема чтение рассказа а потаповой кто больше любит маму
  • Художественные особенности русских народных сказок
  • Художественная роль эпитетов в сказке о мертвой царевне и семи богатырях