Художественные средства в сказках это

Использован учебник литературное чтение 3 класс, 2 часть, климанова, страница 106-108. раздел люби живоепроверим себя и оценим свои достижения.1. что

Использован учебник «Литературное чтение» 3 класс, 2 часть, Климанова, страница 106-108. Раздел «Люби живое»

Проверим себя и оценим свои достижения.

1. Что объединяет произведения этого раздела, о чём они? Реальные в них события или вымышленные. Подтверди текстом. Какие произведения можно отнести к сказкам, а какие к рассказам? Чем сказка отличается от рассказа?

Все произведения этого раздела о животных. Героями их становились собака, зайчонок, мышонок, капалуха, обезьянка, светлячок.

Произведения «Малька провинилась», «Ещё про Мальку», «Про обезьянку», «Капалуха» и «Он живой и светится» можно отнести к рассказам. События в них реальные.

Произведения «Листопадничек» и «Мышонок Пик» можно отнести к сказкам. События в них частично придуманы авторами.

Сказка отличается от рассказа тем, что события в ней выдуманы автором, не могли происходить в реальной жизни. В сказках могут быть волшебные персонажи, а обычные животные могут говорить. Действие сказки может происходить в выдуманном мире.

2. Что нового ты узнал о животных, их повадках, отношениях между людьми и «меньшими братьями»?

Я узнала, что зайчата рождаются осенью или весной, и осенних зайчат зовут листопадничками.

Я узнала, что бобры строят хатки, в которых зимуют, что они заботятся о бобрятах.

Я узнала, что все животные заботятся о своих детях, готовы защищать их ценой своей жизни.

Я узнала, что у мышей очень много врагов.

Я узнала, как охотятся сорокапут, скопа, змея и многие другие животные.

Я узнала, что обезьяны очень игривые и смелые.

Я узнала, что светлячок так называется потому, что может светиться в темноте.

3. Придумай рассказ о своём домашнем любимце, зверьке или птичке.

Пример рассказа о любимом домашнем зверьке можно посмотреть, перейдя по ссылке.

4. Как называются выразительные слова, пропущенные в тексте про мышонка Пика? Что изменилось без этих слов?

В этом тексте пропущены слова, которые называются эпитетами. Обычно это прилагательные, которые придают тексту яркость, выразительность. Они позволяют более точно представить описываемые события.

Без эпитетов текст получается «сухой», фразы размытыми, их можно понимать по-разному.

Например, мы узнаём о характере героев: Пик назван глупым, а жулан хитрым. Узнаём их особенности: нос жулана крючковатый, он поёт красивые песни, чтобы приманить добычу. Узнаём характеристики: удар, полученный Пиком, был сильным, а трава — мягкой и смягчила падение.

5. Расскажи о произведениях Бианки по вопросам.

Пример рассказа о произведениях Бианки можно посмотреть, перейдя по ссылке.

6. Сравни текст о мышах из энциклопедии с рассказом Бианки.

Текст о мышах в энциклопедии сообщает только общие факты. В нём нет эмоций, нет отношения автора, нет героев и нет сюжета.

Рассказ Бианки — это рассказ о приключениях конкретного мышонка, который является его героем. Писатель заставляет читателя сопереживать Пику, использует выразительные слова.

7. Чем отличаются художественные рассказы и научно-познавательные тексты?

Научно-познавательные тексты отличаются от художественных тем, что в них нет главных героев, нет развития сюжета, нет авторского отношения к происходящему, не используются средства художественной выразительности. В них описываются точные научные факты, приводится описание образа жизни того или иного животного, как представителя своего вида.

Художественные тексты пишут писатели. Картины природы, жизнь людей они изображают с помощью вдохновения, выразительных слов, ярких образов.

В научно-познавательных текстах автор описывает жизнь животных на конкретных примерах.

8. Раздели тексты этого раздела на художественные и научно-познавательные. Докажи своё мнение.

В этом разделе нет научно-познавательных текстов. В любом произведении раздела есть главный герой, есть описание его приключений. В них выражено авторское отношение к происходящему, используются выразительные слова — эпитеты, сравнения.

9. Какие рассказы Бианки ты читал, какие тебе захотелось прочесть?

Я читала много рассказов Валентина Бианки. Это: «Ёж-спаситель», «Как муравьишка домой спешил», «Купание медвежат», «Музыкант», «Сова», «Неслышимка», «Красная горка», «Оранжевое горлышко».

Мне хочется прочитать повести Бианки «Мурзук» и «Одинец».

10. Что общего между произведениями Бианки и Соколова-Микитова?

Герои этих рассказов отправляются в опасное путешествие. Мышонок волей ребят, отправивших его в плаванье. Листопадничек сам по себе. Обоим героям приходиться бороться за свою жизнь, испытания закаляют их. Они оба возвращаются домой в конце произведения.

Эти произведения можно отнести к литературным сказкам.

11. Что объединяет два рассказа В. Белова?

Эти рассказы объединяет главная героиня — собака Малька. В них описаны два случая из её жизни. В этих рассказах Малька показана верной матерью, беспокоящейся о своём щенке.

12. Какими произведениями можно дополнить раздел «Люби живое». Составьте список книг.

В этот раздел можно включить любое произведение о живой природе. Всё они призывают читателя любить природу.

Например:

В. Бианки «Сова», Б. Житков «Беспризорная кошка», К. Паустовский «Барсучий нос», М. Пришвин «Лисичкин хлеб», Г. Скребицкий «Заботливая мамаша», Г. Снегирёв «Хитрый бурундук», Е. Чарушин «Кот Епифан», В Чаплина «Дружба» и многие другие.

Выставка книг к разделу «Люби живое»

1

На чтение 23 мин. Просмотров 2 Опубликовано

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Олицетворение – это один из художественных приемов в литературе.

Вместе с «собратьями» — эпитетом, аллегорией, метафорой – оно служит одной цели. Помогает насытить произведение яркими образами, делает его более красочным и интересным.

Но в отличие от остальных, его проще всего распознать и понять, что это такое.

Что это такое на примерах

Олицетворение – это когда автор наделяет неодушевленные предметы человеческими свойствами.

Вот пример известного стихотворения Фета с использованием олицетворений:

Пруд не может грезить, а тополь дремать. Равно как и акация не может «проситься». Все это художественные приемы, оживляющие неживое и вносящие красоту в литературное произведение.

Оставим ненадолго литературу в стороне и приведем пример из нашего привычного лексикона. Вспомните, как часто вы сами говорите или слышите:

С точки зрения дословного понимания, эти фразы бессмысленны и некорректны. Ведь финансы не могут петь, погода шептать, труба звать – у них же нет для этого рта. Да и часы с ногами себе трудно представить.

Все эти глаголы применимы только к живым существам, будь то человек или животное. Но никак не к неодушевленным предметам. Но в этом и заключается смысл ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ.

Само это слово пришло в русский язык из латыни. Правда, там чаще можно встретить синоним (что это?) – персонификация, образованный из двух частей – persona (лицо) и facio (делаю).

Прослеживаются и исторические корни – в древности люди часто приписывали силам природы человеческие свойства, наделяли ими любой предмет. И это помогало им лучше понять окружающий мир. Из этой мистификации и родился литературный прием.

Еще немного примеров для наглядности:

Я бы назвал этот прием несколько иначе — одушевление. Так проще понять его смысл.

Олицетворение в русском фольклоре

Раз уж речь зашла о древних временах, то надо обязательно упомянуть, что много олицетворений можно найти в русских народных пословицах и поговорках. И главное, мы их знаем, постоянно употребляем и воспринимаем как нечто абсолютно нормальное:

И еще один яркий пример народного фольклора с использованием олицетворения – тут оно максимально недвусмысленное:

Еще больше олицетворений можно найти в сказках. Там полно всяких неодушевленных предметов, которые умеют двигаться, разговаривать и вообще ведут себя как живые.

Ну, например, можно вспомнить ковер-самолет, ступу Бабы Яги, печку, которая помогла детям убежать от Гусей-лебедей. Да даже Мойдодыр, Щелкунчик, Буратино и Страшила с Железным дровосеком сюда подойдут. Наверняка вы вспомните еще массу примеров, где неодушевленный предмет вдруг становится живым.

В «Слове о полку Игореве» можно встретить следующие примеры олицетворения:

А сколько красивых олицетворений встречается у Александра Сергеевича Пушкина. Достаточно рассмотреть «Сказку о мертвой царевне». Помните, у кого Царевич Елисей просил помощи? У ветра, месяца, солнца.

Видите, здесь все они наделены человеческими свойствами. А после вопроса «Не видали ли царевну?» они ведь еще и отвечают Елисею. То есть ведут себя как абсолютно живые.

Примеры олицетворений в литературе

И неслучайно мы упомянули Пушкина. В литературе подобный прием чаще всего встречается в поэзии. Ведь этот жанр (что это такое?) более мелодичен, мечтателен, в нем как нигде приветствуется полет мысли и различные образы.

Вот, например, у Федора Тютчева целые горы оживают, благодаря всего одному слову:

Или знаменитый «Парус» М.Ю.Лермонтова. Ведь в стихотворении ни слова не сказано, что лодкой управляют люди. Она сама по себе — главный герой всего стихотворения, который живет, сражается с волнами и движется к одной ему известной цели:

Есенин в своем творчестве вообще воспринимал природу как живой организм. И потому в его произведениях часто можно встретить олицетворения.

Например, «ОТГОВОРИЛА роща золотая», «ПОЁТ зима, АУКАЕТ, мохнатый лес БАЮКАЕТ», «о всех ушедших ГРЕЗИТ конопляник», «Луна ХОХОТАЛА, как клоун». А уж в стихотворении «С добрым утром» и вовсе олицетворение на олицетворении:

В прозе также можно найти яркие примеры олицетворения.

Но все-таки проза всегда выглядит беднее поэзии. Поэтому все самые яркие образы и приемы следует искать именно в стихотворениях.

Олицетворение в рекламе

Примеры олицетворения мы можем также ежедневно видеть на экранах телевизоров или уличных баннерах. Рекламщики уже давно стали использовать яркие образы и «оживлять» тот товар, который необходимо продать.

Всем же знакома серия роликов драже «M&M’s» где главными героями являются конфеты Желтый и Красный.

И многие слышали подобные слоганы:

  1. «Тefal всегда ДУМАЕТ о нас!» (сковородки Тefal);
  2. «ГОВОРЯТ на языке твоего тела» (прокладки Always);
  3. «УХАЖИВАЮТ за красотой твоих ног» (колготки Sanpellegrino);
  4. «ЖЕЛАЕТ вам осени без гриппа и простуд» (препарат Анаферон);
  5. «Обычная тушь никогда НЕ ЗАЙДЕТ так далеко» (тушь L`Oreal).

Заключение

Кстати, если заметили, то в качестве олицетворения всегда выступает глагол. Это отличительная черта данного литературного приема. Именно глагол «оживляет» конкретное существительное, наделяя его определенными свойствами.

Но при этом, это не простой глагол, который мы употребляем в своей речи (он идет, он видит, он радуется и т.д.). В данном случае он еще и добавляет тексту выразительности и яркости.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Комментарии и отзывы (1)

«>

Спосибо вам!

Олицетворение — это  лите­ра­тур­ный при­ем пере­не­се­ния свойств и качеств чело­ве­ка на неоду­шев­лён­ные пред­ме­ты и отвле­чен­ные поня­тия. Олицетворение состо­ит в том, что живот­ные, неоду­шев­лён­ные пред­ме­ты и явле­ния при­ро­ды наде­ля­ют­ся чело­ве­че­ски­ми спо­соб­но­стя­ми, даром речи, чув­ства­ми и мыслями.

Узнаем, что такое оли­це­тво­ре­ние в лите­ра­ту­ре. Современной линг­ви­сти­че­ской нау­ке извест­но боль­шое коли­че­ство худо­же­ствен­ных средств созда­ния образ­но­сти и выра­зи­тель­но­сти речи. К ним отно­сят­ся. в первую оче­редь, тро­пы и сти­ли­сти­че­ские фигу­ры речи.  Образность и выра­зи­тель­ность речи созда­ют раз­лич­ные худо­же­ствен­ные сред­ства, сре­ди кото­рых мож­но назвать олицетворение.

В осно­ве воз­ник­но­ве­ния оли­це­тво­ре­ния лежит пере­нос свойств и качеств чело­ве­ка неоду­шев­лен­ным пред­ме­там и явле­ни­ям окру­жа­ю­щей дей­стви­тель­но­сти. В рус­ской лите­ра­ту­ре оли­це­тво­ре­ние явля­ет­ся одним из видов мета­фо­ры. Писатель, исполь­зуя этот худо­же­ствен­ный при­ём, может нам сооб­щить в сво­ём про­из­ве­де­нии, что

  • лес проснул­ся (срав­ни­те: ребе­нок проснул­ся);
  • камыш шеп­чет (девуш­ка шеп­чет);
  • тем­но­та под­кра­лась (раз­вед­чик под­крал­ся).

Olitsetvorenie.jpg

 Олицетворение в литературе. Примеры

Олицетворение как худо­же­ствен­ный троп часто при­ме­ня­ет­ся в сказ­ке, басне и поэ­ти­че­ской речи. Приведём при­ме­ры оли­це­тво­ре­ния в поэзии.

Читаем в про­из­ве­де­нии Сергея Есенина:

Мелколесье. Степь и дали. Свет луны во все концы. Вот опять вдруг зары­да­ли Разливные бубенцы.

Бубенцы не зазве­не­ли, как обыч­но быва­ет, а зары­да­ли, как рыда­ют жен­щи­ны, если у них слу­чи­лось горе.

Русский поэт Ф.И. Тютчев исполь­зо­вал оли­це­тво­ре­ние для боль­шей выра­зи­тель­но­сти стихов:

Лазурь небес­ная сме­ёт­ся, Ночной омы­тая грозой, И меж­ду гор роси­сто вьется Долина свет­лой полосой.

По воле авто­ра лазурь неба при­об­ре­ла свой­ства живо­го суще­ства и сме­ёт­ся, как сме­ёт­ся ребе­нок или любой чело­век от радо­сти или удовольствия.

Читаем ещё при­ме­ры олицетворения:

Я свист­ну, и ко мне послуш­но, роб­ко впол­зет окро­вав­лен­ное зло­дей­ство, и руку будет мне лизать, и в очи смот­реть, в них знак моей читая воли (А.С. Пушкин).

Выхожу один я на дорогу, Сквозь туман крем­ни­стый путь блестит; Ночь тиха. Пустыня внем­лет богу И звез­да с звез­дою гово­рит.

                                              М. Лермонтов

Олицетворение помо­га­ет писа­те­лю или поэту создать худо­же­ствен­ный образ, яркий и непо­вто­ри­мый, рас­ши­ря­ет воз­мож­но­сти сло­ва в пере­да­че кар­ти­ны мира,  ощу­ще­ний и чувств, в выра­же­нии сво­е­го отно­ше­ния к изображаемому.

Утешится  без­молв­ная печаль, И рез­вая заду­ма­ет­ся радость.

А.С. Пушкин

Узнаем, чем оли­це­тво­ре­ние отли­ча­ет­ся от мета­фо­ры.Скачать ста­тью: Оцените статью:

Олицетворение — это один из приёмов в литературе. Он используется, когда неживым предметам, животным или природе приписываются повадки, движения или даже речь и эмоции людей.

Ведь эмоции присущи только людям. Мы можем выразить их с помощью прилагательных (у Лизы была мечтательная улыбка), глаголов (Коля аж привстал, услышав такую речь — т. е. он удивился) или существительных (Саша — гордец).

А вот если взять да и эти глаголы, прилагательные или существительные применить к животному миру или вещам, то получится олицетворение.

Чтобы проще было запомнить, разбейте слово «олицетворение» на части. Получится «лицо» и «творить». Мы придаём чему-то далёкому от эмоций эмоциональную окраску.

Вот, например, Корней Чуковский применял олицетворение в своём стихотворении «Мойдодыр». Тут и бешеная мочалка, и рычащий крокодил, и прыгающие брюки, и кривоногий и хромой умывальник:

«ОдеялоУбежало,Улетела простыня, И подушка, Как лягушка,Ускакала от меня».

Примеры олицетворения в литературных произведениях

С помощью олицетворения предметы как будто оживают. Когда им приписывают эмоции, они становятся более близкими и понятными нам, читателям.

Мы читаем с большим интересом. А олицетворение помогает нашему воображению нарисовать более яркую картину.

«И дед крякал, и мороз крякал, а глядя на них, и Ванька крякал». А. П. Чехов «Ванька»

«Как раз в это самое время в далёкой стране, за высокими горами, колдовала в угрюмой глубокой пещере злая волшебница Гингема». А. Волков «Волшебник Изумрудного города».

«Погода была ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями; фонари светились тускло; улицы были пусты». А. С. Пушкин «Пиковая дама»

«Заря сияла на востоке, и золотые ряды облаков, казалось, ожидали солнца…». А. С. Пушкин «Барышня-крестьянка»

«…Местами только какая-нибудь расписанная ярко миска или макитра хвастливо выказывалась из высоко взгромождённого на возу плетня и привлекала умилённые взгляды поклонников роскоши». Н. В. Гоголь » Вечера на хуторе близ Диканьки»

«…Притом утреннее солнышко весело светило в окна, а Володя, передразнивая Марью Ивановну (гувернантку сестры), так весело и звучно смеялся…». Л. В. Толстой «Детство»

«Но и теперь я не ушёл от разъярённого моря: оно снова пустилось за мной вдогонку«. Д. Дефо » Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо…»

«Темно было, и на каждом шагу болото разевало свою жадную гнилуюпасть, глотая людей…». М. Горький «Данко»

Примеры олицетворения в стихотворениях

Олицетворение — частый приём и у поэтов.

С помощью олицетворения можно представить и как идёт туча шла, а церковь молчит, и как рыдает птица, и как стонет и не сдерживает слёз яблоня. Как поют ручьи, а утро радостное и сердце мудрое.

«И туча шла, гора горой! Кричал пастух, металось стадо, И только церковь под грозойМолчала набожно и свято». Н. М. Рубцов «Во время грозы»

«Над пучиной в полуденный часПляшут искры, и солнце лучится, И рыдает молчанием глаз Далеко залетевшая птица». Н. С. Гумилёв. «Воспоминание»

«…И бьют часы на башне дальней,считает башня, и печальней вдали другая вторит ей». В. В. Набоков «Университетская поэма»

«Волна набегает, узорно Извивами чертит песок И снова отходит покорно, Горсть раковин бросив у ног… …Летит красноклювая птица,Глядя на меня без вражды…». В. Я. Брюсов «Над Северным морем»

«Весенней яблони, в нетающем снегу, Без содрогания я видеть не могу… …она старается смахнуть росинки слез И ужасается, и стонет, как арба… Тогда доверчиво, не сдерживая слез, Она касается слегка моих волос…». Игорь Северянин «Весенняя яблоня»

«Когда ручьи поют романс О непролазной грязи, И вечер явно не про нас Таинственен и черномаз». В. Л. Пастернак «Весеннюю порою льда»

«Радостно и ясно Завтра будет утро. Эта жизнь прекрасна, Сердце, будь же мудро«. А. А. Ахматова «Дверь полуоткрыта…»

«Встанет Россия — все споры рассудитВстанет Россия — народности сгрудит…». Игорь Северянин «Колыбель культуры новой»

Узнайте также про другие Средства выразительности в литературе.

Чем отличается олицетворение от метафоры?

И метафора, и олицетворение — это тропы, то есть обороты речи, построенные на образности. Их основное значение — придать красоту и живость языку.

При этом олицетворение — это разновидность метафоры.

Отличить их можно по следующим пунктам:

1. Метафора — это всегда завуалированное непрямое сравнение. А олицетворение — придание чему-то неживому (явлениям в природе, предметам) и животному миру человеческих качеств: характера, эмоций, движения.

Метафора: смоляные волосы (т. е. чёрные как смоль), кот наплакал (т. е. так мало, как слёз у кота).

Олицетворение: деревья обняли друг друга ветвями (т. е. действие, которое свойственно людям, применено к деревьям), разъярённое море (т. е. эмоция человека — ярость — приписывается неживому морю).

2. В метафоре смысл подразумевается, зачастую его нужно искать. А в олицетворении он всегда очевиден.

«Воля моя — кремень». Кремень тут — метафора. Что этим хотел сказать автор? Нам предстоит подумать и понять, что речь идёт о крепкой, несгибаемой воле.

«Зима недаром злится, прошла её пора…». Ф. И. Тютчев использует олицетворение: он придаёт зиме качество человека — злость.

Читайте подробнее про Метафору и Эпитет.

Главная / Копирайтинг / Русский язык / Олицетворение в литературе и разговорной речи

Русский язык

08.05.2020

4 комментария

Олицетворение — прием, когда автор наделяет неодушевленные предметы человеческими свойствами. Чтобы создать образность, придать речи выразительности авторы прибегают к литературным приемам, олицетворение в литературе — не исключение.

Читайте также:  Чернышевский в Сибири на каторге. Роман «Пролог»

Основная цель у приема — перенести человеческие качества и свойства на неодушевленный предмет или явление окружающей действительности.

В работах писатели используют эти художественные приемы. Олицетворение выступает одной из разновидностей метафоры, например:

Деревья проснулись, трава шепчет, страх подкрался.

Олицетворение: деревья проснулись, словно живые

Благодаря использованию олицетворений в изложениях авторы создают художественный образ, который отличается яркостью и неповторимостью. Такой прием позволяет расширить возможность слов при описании чувств и ощущений. Можно передать картину мира, выразить отношение к изображаемому предмету.

История появления олицетворения

Откуда в русский язык пришло олицетворение? Этому способствовал анимизм (вера в духов и души). Древние люди наделяли неживые объекты душой и живыми качествами. Так они объясняли мир, который окружал их. Из-за того что они верили в мистические существа и богов — образовался изобразительный прием, как олицетворение.

Всех стихотворцев интересует вопрос о том, как правильно применять приемы в художественных изложениях, в том числе при написании стихов?

Если вы начинающий поэт, нужно научиться правильно использовать олицетворение. Оно не должно просто находиться в тексте, а играть определенную роль.

Уместный пример присутствует в романе Андрея Битова “Пушкинский дом”. Во вступительной части литературного произведения автор описывает ветер, который кружит над Петербургом, весь город описывается с точки зрения ветра. В прологе главным героем является ветер.

Пример олицетворения выражен в повести Николая Васильевича Гоголя “Нос”. Что самое интересное, нос главного героя не только описан приемами олицетворения, но приемами персонификации (часть тела наделена человеческими качествами). Нос главного героя стал символом двойников.

Иногда авторы допускают ошибки при использовании олицетворения. Они путают его с аллегориями (выражениями в конкретном образе) или антропоморфизмами (перенесение психических свойств человека на явление природы).

Если в произведении вы придадите какому-либо животному человеческие качества, то такой прием не будет выступать олицетворением. Употребить аллегорию без помощи олицетворения невозможно, но это уже другой изобразительный прием.

Как найти олицетворение?

Найти олицетворение в прозе, стихотворении, несложно. Для этого необходимо исходить из определения. Олицетворение — это когда не человек наделяется человеческими качествами. Пример — солнце село. Так, в известном стихотворении А. С. Пушкина «У лукоморья дуб зеленый» из поэмы «Руслан и Людмила» есть такие строчки:

И днём и ночью кот учёный всё ходит по цепи кругом. Идёт направо — песнь заводит, налево — сказку говорит.

Очевидно, что кот не может петь или говорить сказку, на это способны только люди. Вот этот прием называется персонификацией или олицетворением.

Это интересно: Метафора примеры в литературе.

Какой частью речи выступает олицетворение?

Чтобы оживить неодушевленный предмет авторы используют особый прием в качестве глагола. Его можно вписывать перед и после описываемого существительного.

Олицетворение должно ввести существительное в действие, оживить и создать ему впечатление, чтобы неживой предмет смог существовать, как человек.

Но в этом случае нельзя олицетворение называть простым глаголом — это часть речи. У нее больше функций, чем у глагола. Она придает речи яркости и выразительности (как эпитет). Использование приемов в художественном изложении позволяет авторам сказать больше.

Олицетворение — литературный троп

В литературе можно встретить красочные и выразительные фразы, которые используются для одушевления предметов и явлений.

Читайте также:  Проблема гуманизма в литературе 20-х годов о гражданской войне

В других источниках другое название литературного приема — персонализация, когда предмет и явление воплощают антропоморфизмами, метафорами или очеловечиванием.

Примеры олицетворения в русском языке

Часто авторы пользуются тропом для создания полноценных и мелодичных форм. Они придают сказочным персонажам героичность и повод для восхищения.

И персонализация и эпитеты с аллегориями способствуют приукрашиванию явлений. Так создается более впечатляющая реальность.

Поэзия богата на гармоничность, полет мыслей, мечтательность и красочность слова. Если добавить в предложение такой прием как персонализация, то оно будет звучать абсолютно по-другому. Персонализация как прием в литературном произведении появился благодаря тому, что авторы стремились наделить фольклорных персонажей из древнегреческих мифов героизмом и величием.

Примеры олицетворения

Чтобы понять суть олицетворений, давайте рассмотрим примеры:

  • воет море (нам известно, море не воет, но автор применил прием, давая понять, что море издает сильный шум) — это олицетворение;
  • плакала ива (ива — это дерево, и оно не может плакать, так автор акцентировал внимание на развесистые гибкие ветви, которые внешне напоминают слезы);
  • играло пианино (пианино не может играть само по себе. Такое словосочетание указывает на то, что оно издает звуки, когда на нем играет пианист).

Предложения, в которых используется олицетворение, мы употребляем и слышим каждый день, но не замечаем, что используем выразительный прием.

Но стоит ли разбавлять свою речь олицетворениями или лучше этого избежать? Суть воплощений несет характер мифопоэтики, но мы часто их используем.

Использование олицетворений началось с употребления цитат из литературно-художественных произведений. Со временем они стали частью разговорной речи.

Как отличить олицетворение от метафоры?

Перед тем как начинать проводить параллель между понятиями, нужно вспомнить, что такое олицетворение и метафора?

Читайте также:  Анализ стихотворения гумилева больной. Анализ стихотворения Гумилева «Сонет

Метафора — слово или словосочетание, которое употребляется в переносном смысле. Она основана на сравнении одних предметов с другими.

Например: Пчела из кельи восковой Летит за данью полевой

Метафорой здесь выступает слово «келья», то есть автор имел в виду улей. Олицетворение — это одушевление неодушевленных предметов или явлений, автор наделяет неживые предметы или явления свойствами живых.

Например: Утешится безмолвная природа И резвая задумается радость

Радость не может задуматься, но автор наделил ее свойствами человека, то есть использовал такой литературный прием, как олицетворение. Тут и напрашивается первый вывод: метафора — когда автор сравнивает живой предмет с неживым, а олицетворение — неживые предметы приобретают качества живых.

Чем отличается метафора от олицетворения

Давайте рассмотрим пример: летят алмазные фонтаны. Почему это метафора? Ответ прост, автор в этом словосочетании скрыл сравнение. В этом сочетании слов мы можем сами поставить сравнительный союз, получим следующее — фонтаны как алмазы.

Иногда метафору называют скрытым сравнением, так как в ее основе лежит сравнение, но автор не оформляет его с помощью союза.

Использование олицетворения в разговоре

Все люди во время разговора используют олицетворение, но многие не знают об этом. Оно используется так часто, что люди перестали его замечать. Яркий пример олицетворения в разговорной речи — финансы поют романсы (петь свойственно людям, а этим свойством наделили финансы), так мы получили олицетворение.

Использовать подобный прием в разговорной речи — придать ей изобразительной выразительности, яркости и интереса. Кто хочет произвести впечатление на собеседника — пользуется этим.

Несмотря на такую популярность, чаще олицетворение встречается в художественных изложениях. Авторы со всего мира не могут пройти мимо такого художественного приема.

Где используется олицетворение?

Персонификацию можно встретить в сказках и мифах. Описывая реальное или придуманное событие, писатель применяет олицетворение, чтобы придать тексту выразительность. В мифах олицетворение помогает ещё лучше объяснить суть прочитанного. Именно поэтому в мифах так много примеров произведений, где океанам, морям, растениям и неодушевленным предметам приписывались качества человека.

Также олицетворение нередко встречается и в другой художественной литературе. Так, Тютчев часто пользовался олицетворением, чтобы лучше передать природные явления. Например, в его произведении встречается строка «Как ни дышит полдень знойный». Здесь полдню приписывается человечеством качество, что дает полное основание назвать данный оборот олицетворением.

Не так часто олицетворение встречается в научной литературе. В таких текстах олицетворение используется как устойчивое выражение.

Олицетворение и художественная литература

Если взять стихотворение любого писателя (не важно русский или иностранный), то на любой странице, в любом произведении мы встретим массу литературных приемов, в том числе и олицетворений.

Если в художественном изложении идет рассказ про природу, то описывать природные явления автор будет используя олицетворение, пример: мороз разрисовал все стекла узорами; гуляя по лесу можно заметить, как шепчут листья.

Если произведение из любовной лирики, то авторы используют олицетворение в качестве абстрактного понятия, к примеру: можно было услышать, как пела любовь; их радость звенела, тоска съедала его изнутри. Политическая или социальная лирика также включает в себя олицетворения: и родина — мать наша; с окончанием войны мир вздохнул с облегчением.

Смысловая нагрузка

Концептуальное наполнение тропов может иметь множество нюансов.

В «Слове о полку Игореве» образность и экспрессивность достигается благодаря литературным приемам, олицетворяющим природные явления. Растения и животные наделяются эмоциями, способностью сопереживать автору и персонажам, а те, в свою очередь, обращаются к силам природы за помощью и получают ее.

В пушкинской «Сказке о мертвой царевне» королевич напрямую вопрошает одушевленные силы природы. В баснях И.А. Крылова троп означает иное, он используется в роли аллегории: волк олицетворяет жестокость, мартышка – глупость.

zodiaki.jpg

У Н.В. Гоголя Плюшкин является символом крайней степени скупости, Манилов – необоснованной мечтательности.

А у А.С. Пушкина выразительное средство получает общественный и политический смысл.

Подтекст древних олицетворений нравоучительный и интересен нашим современникам.

Слово «зодиак» переводится с греческого, как «животные в кругу», а двенадцать зодиакальных знаков символизируют ключевые особенности человеческой натуры.

Такие слова обычно верно устанавливают качества людей, а использование их в обычной беседе делает речь ярче и привлекательней.

Читайте также:  Легенда о беовульфе читать краткое содержание.

Повседневная речь людей, которых всем интересно слушать или читать, также бывает обычно насыщена тропами, однако люди настолько привыкли их слышать, что даже не воспринимают эти фразы как литературный прием.

Начало этому положило употребление в беседе цитат из произведений литературы, ставших неотделимой принадлежностью речи, превратившись в обиходные выражения. Типичным тропом является оборот «часы спешат», но он не воспринимается уже теперь в качестве образного средства.

Олицетворение и антропоморфизмы

Олицетворение — простой изобразительный прием. И дать определение ему не сложно. Главное уметь его отличать от других приемов, а именно от антропоморфизма, ведь они похожи.

Олицетворение — прием, когда автор хочет неживому объекту придать живых свойств. Антропоморфизм — перед автором стоит цель одушевить неживой предмет исключительно человеческими свойствами.

Если в рассказе идет речь о неживом объекте или абстрактном понятии, то использовать нужно олицетворение, а вот если описано живое мифологическое существо — антропоморфизм. Запомнив это, вы никогда не перепутаете эти два приема в тексте.

Эпитет

Эпитеты в стихах — один их самых распространенных литературных приемов. Удивительно, что эпитет может быть не только прилагательным, но и наречием, существительным и даже числительным (распространенный пример — вторая жизнь).

Большинство литературоведов рассматривают эпитет как один из основных приемов в поэтическом творчестве, украшающим стихотворную речь.

Если обратиться к истокам этого слова, то оно произошло от древнегреческого понятия, обозначающего в дословном переводе «приложенный». То есть являющееся дополнением к основному слову, главная функция которого сделать основную мысль понятнее и выразительнее. Чаще всего эпитет стоит перед основным словом или выражением.

Как и все средства художественной выразительности, эпитеты развивались от одной литературной эпохи к другой. Так, в фольклоре, то есть в народном творчестве, роль эпитетов в тексте весьма велика. Они описывают свойства предметов, либо явлений. Выделяют их ключевые особенности, при этом чрезвычайно редко обращаются к эмоциональной составляющей.

Позже роль эпитетов в литературе меняется. Она значительно расширяется. Этому средству художественной выразительности придают новые свойства и наполняют не присущими ему ранее функциями. Особенно это становится заметно у поэтов Серебряного века.

В наши дни, особенно в постмодернистских литературных произведениях, структура эпитета усложнилась еще сильнее. Усилилось и смысловое наполнение этого тропа, приводящее к удивительно выразительным приемам. Например: пеленки золотились.

18-5a97b804e5d4cf48fe041ce13529cfcb88e35880684b26ce486e863118fba026.png

Щукина Екатерина

Три предложения с олицетворением

  1. Лес проснулся от долгого сна.
  2. Запели звонкие птицы, зашелестели листьями деревья, словно лес поздоровался с нами.
  3. Бежит весенний ручеек по лесу, поет ласковую песню.

                      Три предложения с метафорой

  1. У дедушки Савелия были золотые руки, он смастерил необыкновенную игрушку.
  2. У Егорушки горели щеки от стыда, потому что он соврал матери.
  3. Анна стала растирать свои ледяные руки и пить горячий чай.

                      Три предложения с эпитетами

  1. Из окна гостиницы открывался великолепный вид на море.
  2. Мы проснулись рано утром и увидели, как появляется румяная заря.
  3. Светлана Андреевна спела романс нежным, звучным голосом.

ПожаловатьсяИспользуемые источники:

  • https://ktonanovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/olicetvorenie-chto-ehto-takoe-primer-literature.html
  • https://russkiiyazyk.ru/leksika/chto-takoe-olitsetvorenie.html
  • https://www.uznaychtotakoe.ru/olicetvorenie/
  • https://school-ethiopia.ru/o-predmete/chto-takoe-olicetvorenie-v-stihotvorenii.html
  • https://vashurok.ru/questions/3-predlozheniya-s-olitsetvorenie-3-predlozheniya-s-metaforoy-3-predlozheniya-s-epitetom

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Колокольчик» с. Калинаул Казбековского района

Открытое занятие по развитию речи с использованием мнемотехники в подготовительной группе «Как хорошо мы знаем сказки!»

99765979 1

Подготовила и провела: воспитатель

Гоймирзаева Садия Абдулайсовна

Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотехники в подготовительной группе «Как хорошо мы знаем сказки!»

Тема«Как хорошо мы знаем сказки!»

Цель: углублять, расширять и закреплять знания детей о книгах, сказках, активизировать словарный запас, вспоминая знакомые сказки (с опорой на мнемотаблицы) и сказочных героев.

Задачи:

— закреплять представления детей о книгах;

— систематизировать знания детей о сказочных персонажах и их атрибутов;

— развивать память, мышление, наблюдательность, внимание;

— развивать связанную речь, за счет описания сказки, ответов на вопросы;

— развивать умение давать описательную характеристику героям;

— развивать умение слушать друг друга;

— воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься сообща;

— развивать коммуникативные навыки;

— способствовать развитию образного мышления, художественных образов;

— воспитывать интерес к художественной литературе.

Демонстрационный материал: книги различных размеров и разного содержания, герои сказок нарисованные на картинках, предметы-атрибуты сказочных героев, цветик – семицветик (из картона, мнемотаблица.

Раздаточный материал: разрезанные картинки с изображением сказок, сказочных персонажей, картинки с рисунками, которые не дорисовал художник, цветные карандаши, восковые мелки.

Ход занятия:

Организационный момент:

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас не обычное занятие, к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

Говорит она беззвучно,

А понятно и не скучно.

Ты беседуй чаще с ней –

Станешь вчетверо умней.

(Книга)

Ребята мы долго с вами говорили про книги, о том какие они бывают? Про что рассказывают? о бережном отношении с книгами. Делали очень интересные книги дома с родителями и рассказывали про них друг другу и в группе сделали свою собственную книгу. Интересные у нас были задания?

Ребята, а почему говорят: «Книга – источник знаний». (Дети отвечают)

Воспитатель: Книги как мудрые добрые друзья вводят нас в удивительный и прекрасный мир — рассказывают об интересном. О чем может рассказывать книга? (Дети отвечают)

Ребята, а какие бывают книги? (ответы детей: толстые, тонкие, большие маленькие, с толстыми и тонкими страничками, со сказками)

Эта книга- сложное слово!

В ней много интересного и нового.

Она расскажет обо всем на свете,

Будут умнее с нею дети! (Энциклопедия, учебник)

Ребята, а из чего состоит книга? (обложка, страницы)

Что пишется на обложке книги? (автор, название, город, год, имя художника)

А кто запомнил, как называются картины в книжке? (иллюстрации)

Воспитатель: с помощью книг мы можем совершить интересные путешествия, читая книги мы узнаем стихи, загадки, пословицы и поговорки. Давайте вспомним пословицы про книги, я буду начинать, а вы продолжать:

Будешь книжки читать – будешь все знать.

Береги книгу – она поможет тебе жить.

Если книг читать не будешь, скоро грамоту забудешь.

Золото добывает из земли, а знания — из книги.

Книга твой друг, без неё как без рук.

Хорошая книга – лучший друг.

Сюрпризный момент: под музыку выходит Баба яга. Говорит: «Сидите тут, умненьких из себя строите? Да ничего то вы про сказочки не знаете! Точно не знаете! Это я самая самая-я все знаю, а вы ничегошеньки не знаете! И книжечки тут понаделали! Зачем? Вам не надо, а вот мне в самый раз! (забирает книги, сделанные детьми и убегает, оставляет цветик семицветик).

Воспитатель: ну вот прилетела, сказала, что мы ничего про сказки не знаем, книжки наши забрала, а мы так старались! Цветочек оставила, а что это за цветок? Тоже наверное из сказки украла. Что же делать? Давайте докажем бабушке яге что мы все знаем и про книги и про сказки и про сказочных героев, а цветик семицветик нам поможет!

Давайте возьмемся за руки, оторвем первый лепесток и скажем:

Дети говорят:

Лети, лети лепесток-

Лишь коснешься ты земли быть по нашему вели!

Вели чтобы мы справились с первым заданием!

Физ.минутка:

В тёмном лесу есть избушка (шагают)

Стоит задом наперёд. (Поворачиваются)

В той избушке есть старушка. (Рывки руками с поворотом)

Бабушка Яга живёт. (Рывки руками с поворотом)

Нос крючком, (наклоны)

Глаза большие, (показывают)

Словно угольки горят. («Фонарики»)

Дети говорят:

Лети, лети лепесток-

Лишь коснешься ты земли быть по нашему вели!

Вели чтобы мы справились со вторым заданием!

Воспитатель: Смотрите, у меня есть таблица с картинками из очень известной сказки. Давайте вспомним сказку по картинкам и расскажем ее.

Дети говорят название сказки. По очереди описывают сказку с опорой на мнемотаблицу («Гуси-лебеди»).

Воспитатель: Вот и справились со вторым заданием! Сказки вспомнили! А третье?

Дети говорят:

Лети, лети лепесток-

Лишь коснешься ты земли быть по нашему вели!

Вели чтобы мы справились с третьим заданием!

Воспитатель: А теперь вспомним героев сказок! Подумайте ребята, кто мог так про себя говорить?

1. Был в гостях, застрял, вылезти не могу. (Вини – Пух.)

2. Не могу сдвинуться с места. Хвост примерз. (Волк.)

3. Осталась у разбитого корыта. Не ждите. (Старуха из сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке.)

4. Помни, все исчезнет после двенадцати часов. (Фея из сказки Ш. Перро «Золушка».)

5. Обязуюсь впредь мыть посуду. (Федора.)

6. Не люблю грязь, не мытых детей, сразу высылаю армию моющих и чистящих средств (Мойдодыр)

7. Купил семена, посадил, урожай вырастил огромный не справляюсь, приезжайте собирать. (Дед из сказки «Репка».)

8. Построила домик, а он растаял, ничего, пойду поживу у зайца! (Лиса)

9. Никто от меня такого не ожидал, а я съел людоеда, подружился с королем и помог хозяину удачно жениться! (Кот в сапогах)

Воспитатель: Какие вы молодцы сказочных героев знаете!

Дети говорят:

Лети, лети лепесток-

Лишь коснешься ты земли быть по нашему вели!

Вели чтобы мы справились с четвертым заданием!

Воспитатель:

А какие герои бывают? (добрые и злые)

Давайте мальчики опишите героя – Сказочного богатыря- Алешу Поповича какой он? (сильный, мужественный, высокого роста, добрый, справедливый)

Девочки, а вы опишите мне золушку? Какая она? (добрая, нежная, тихая, красивая, трудолюбивая)

Воспитатель: А в пятом задании нам придется подвигаться.

Дети говорят:

Лети, лети лепесток-

Лишь коснешься ты земли быть по — нашему вели!

Вели чтобы мы справились с пятым заданием!

Воспитатель: смотрите на столе есть вещи, которые принадлежат сказочным героям, давайте определим, что это за вещи, какому герою принадлежат и из какой сказки!

Дети по очереди берут предмет и отгадывают (платок Маши, бутерброд- подскочил и прямо в рот, крылья которые подарили Дюймовочке эльфы, хрустальная туфелька, клубок по которой Иван царевич искал путь к Кощею бессмертному, стрела Царевны лягушки, пенек на котором сидел медведь и отдыхал, волшебная палочка феи, шляпа кота в сапогах, корона, капуста, градусник).

Воспитатель: Молодцы! Вроде все угадали, а у нас остался один лепесток и последнее задание.

Дети говорят:

Лети, лети лепесток-

Лишь коснешься ты земли быть по нашему вели!

Вели, чтобы мы справились с седьмым заданием!

Воспитатель: давайте сядем за столы. Смотрите перед вами картинки, которые художник не успел дорисовать. Давайте поможем ему дорисовать то, чего на картине не хватает!

Дети дорисовывают.

Стук в дверь. Дети с воспитателем идут смотреть кто пришел? Стоит корзина с книгами и письмо от Бабы Яги!

Садимся на коврик читаем письмо:

«Дорогие дети группы РОМАШКИ, я была не права! Оказывается вы всё знаете: сказки, книжки, героев сказочных! Я летала на своей метле вокруг детского сада и подглядывала за вами в окошко, все видела! Обещаю больше ничего не воровать, особенно книжки!

Я к вам обращусь товарищи дети:

Полезнее книги нет вещи на свете!

Пусть книги друзьями заходят в дома.

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!

Ваша любимая бабушка Яга!

И подарки я вам приготовила! Раскраски со сказочными героями!»

Итог занятия:

Ребята что мы сегодня вспоминали?

А какие задания вам понравились больше всего?

А для чего все-таки нужны книжки?

А что больше всего любят читать дети?

А из какой сказки приходила Баба Яга?

Молодцы! А теперь если хотите, будем раскрашивать раскраски-подарки Бабушки –Яги!

7

© rgnso.ru

Родители гимнасток заявили о коррупции в новосибирской олимпийской школе

06 Дек 2021, 13:09

В новосибирской областной школе художественной гимнастики олимпийского резерва разгорелся коррупционный скандал. Полиция возбудила уголовное дело из-за доплат за фиктивных воспитанников. В то же время силовики отказались заниматься расследованием подозрительных договоров аренды со спорткомплексом, который возглавляет депутат заксобрания из «Единой России». Прокуратура потребовала возобновить проверку.

МВД возбудило дело о мошенничестве в новосибирском госучреждении «Спортивная школа олимпийского резерва по художественной гимнастике» (ч. 3 ст. 159 УК). Копия постановления оказалась в распоряжении Тайги.инфо.

По версии следствия, «неустановленное лицо» из числа сотрудников вносило ложные сведения в журнал учета групповых занятий для получения дополнительной зарплаты за работу с учащимися, которые никогда не занимались в школе. Ущерб оценили почти в 360 тыс. рублей.

Дело возбудили по материалам прокурорской проверки после обращения родителей воспитанников. В школе долгое время числились учащиеся, которые уже фактически покинули учреждение, говорилось в письме (копия имеется в распоряжении Тайги.инфо). Его авторы связывали происходящее с работой директора ГАУ НСО «СШОР по художественной гимнастике» Веры Бахмутовой и министерства спорта.

Кроме того, в обращении говорилось о возможных фиктивных договорах аренды помещений, оплаченных за счет бюджета в 2019 году. Утверждалось, что залы, арендованные на постоянной основе, не использовались «в полной мере». По данным родителей, в 2019 году помещения снимали у спорткомплекса «Армада» в Краснообске более чем за 19 млн рублей. Но стороны заключили еще два договора на 1,5 млн рублей и 667,8 тыс. рублей.

Министр спорта Новосибирской области Сергей Ахапов ответил авторам обращения, что контракт на аренду универсального зала площадью 1,1 тыс. кв. метров, заключенный в декабре 2019 года за 1,5 млн, касался оплаты аренды именно за декабрь. Хотя годовая аренда должна была быть оплачена еще по предыдущему договору на 19 млн.

Новосибирский районный отдел МВД не стал возбуждать уголовное дело о махинациях с арендой недвижимости. Но прокуратура отменила его и вернула материалы проверки в полицию.

Сейчас родители пытаются добиться представления прокурора в адрес минспорта об отстранении Бахмутовой от работы. Они попросили считать публикации в СМИ официальным запросом.

Директор школы Бахмутова подписывала контракты с руководителем ООО «СК „Армада“» Павлом Кивой. В 2020 году он попал в новосибирское заксобрание по списку «ЕР», получив мандат, освободившийся после ухода Александра Карелина в Совет Федерации.

Все контракты школы на аренду залов в СК «Армада» были заключены без конкурсов. Более того, ни один подобный контракт не опубликован на сайте госзакупок. Там есть лишь общая информация о том, что некие договоры были заключены на общую сумму более 77,5 млн рублей. Подрядчик не называется, но, вероятно, это была именно «Армада».

По итогам 2020 года Павел Кива занял 12 место среди богатейших представителей власти во всей России. Он вместе с семьей отчитался о 1,5 млрд рублей годового дохода. Основную часть средств он получил как индивидуальный предприниматель. У него в собственности есть склад площадью 1,7 тыс. кв. метров, автомобили Land Rover, Toyota, ВАЗ-21093, два гидроцикла и два снегохода. У его супруги Ирины Кивы, заработавшей 14,63 млн рублей, есть Lexus LX570.

Семья Кивы не задекларировала в собственности ни единого жилья, при этом в пользовании у пары и трех детей находится участок размером 0,16 га и особняк на 830 кв. метров. Павел Кива указан учредителем в компаниях «Форум-Трейд плюс», «Армада-Парк», спорткомплексе «Армада», он также возглавляет ООО «Форум-К», принадлежащую Ирине Кива, которая была доверенным лицом Владимира Путина на президентских выборах 2018 года. Общая официальная сумма муниципальных контрактов «Армады», по данным госзакупок, превысила 16 млн рублей, но, как утверждают родители, их значительно больше. Ирина Кива возглавляет ГК «Форум и К», основанную в 1995 году. На ее сайте сказано, что компания является сибирским и уральским дилером крупнейшей российской целлюлозно-бумажной корпорации «Илим Палп Энтерпрайзис». В 1992 году эту компанию, напомним, основало ЗАО «Финцелл», среди учредителей которой был бывший премьер-министр и глава партии «Единая Россия» Дмитрий Медведев.

Новосибирская школа олимпийского резерва по художественной гимнастике не первый раз оказывается в центре скандала. В начале 2021 года из учреждения уволили титулованного тренера Екатерину Гвоздецкую, воспитавшую 20 мастеров спорта и чемпионку России. Родители связали решение с личной неприязнью со стороны директора и назначением на ее место другого человека. Сама руководитель школы Вера Бахмутова утверждала, что решила уволить Гвоздецкую в рамках «сокращений». Но, родители воспитанниц рассказали, что Гвоздецкая все еще работает. 

Вера Бахмутова не только возглавляет школу олимпийского резерва, но и областную федерацию художественной гимнастики, а также региональный фонд развития детского спорта «Бриллиант». Среди его учредителей есть Сергей Бахмутов. Он был вице-президентом фонда «Новосибирск-Правопорядок», а в 2012-м упоминался в СМИ как помощник тогда еще депутата Госдумы Александра Абалакова.

UPD (20:00) Уточнена информация о том, что тренер Екатерина Гвоздецкая, сохранила должность.

130 лет Родченко, учившемуся в столице РТ у Фешина и впервые услышавшему здесь Маяковского

Сегодня исполняется 130 лет со дня рождения Александра Родченко — конструктивиста, фотографа и одного из первых дизайнеров в СССР. Он родился «над сценой» в Санкт-Петербурге, в Казани состоялся как художник, а в Москве — как новатор в фотографии, дизайне и рекламе. По случаю круглой даты «БИЗНЕС Online» поговорил с правнучкой легендарного экспериментатора, искусствоведом Екатериной Лаврентьевой.

Екатерина Лаврентьева: «Вся проблема в том, что Родченко было бы тесно в рамках какого-то уже стандартного, отрытого и изученного вида творчества. Он себя действительно мнил экспериментатором, открывателем новых пространств. Родченко сравнивал себя с Колумбом»Екатерина Лаврентьева: «Вся проблема в том, что Родченко было бы тесно в рамках какого-то уже стандартного, отрытого и изученного вида творчества. Он себя действительно считал экспериментатором, открывателем новых пространств. Родченко сравнивал себя с Колумбом»

«Отец мечтал, чтобы ребенок выучился на зубного техника»

Екатерина, сегодня исполняется 130 лет со дня рождения Александра Родченко. Как Москва, по сути, главный город в его жизни, отмечает такую внушительную круглую дату?

В связи с пандемией планы поменялись. Два или три года назад они были грандиозными. Мы хотели повторить экспозицию, которая открылась к 125-летию, или расширить ее. Но пока эта идея приостановлена на будущее. Хотя, мне кажется, один совершенно шикарный проект все же открылся как раз к 130-летию.

Он состоялся в здании Строгановки на четвертом этаже, где находится кафедра мебели. Там буквально на днях завершилась реконструкция рабочего клуба Александра Родченко. Это, на самом деле, может быть не такой громкий проект, который мог бы состояться где-то в Третьяковке или на какой-то другой открытой выставочной площадке. Но, мне кажется, восстановленный рабочий клуб был бы лучшим подарком. А еще вышла книга о Родченко, которую инициировала Галерея Люмьер. Она сделана на основе двух портфолио Родченко, напечатанных ограниченным тиражом в середине 1990-х. И сейчас в Доме радио в Петербурге проходит фотовыставка Родченко, на основе тех же портфолио из коллекции фонда Still Art.

Александр Михайлович Родченко (1891–1956) — русский художник, фотограф, дизайнер

Родился в Санкт-Петербурге 23 ноября 1891 года в известной старообрядческой семье. Искусство сопутствовало мальчику буквально с первых дней, поскольку его отец в то время работал в театре Петербургского русского клуба. Юноша учился в Казанской художественной школе, которую окончил в 1914 году, затем переехал в Москву и поступил в Строгановское художественное училище.

Именно там начинающий художник познакомился с Владимиром Татлиным и Александром Весниным — будущими конструктивистами. Вместе с ними Родченко участвует в выставке 1913 года, во время которой знакомится с одним из ведущих художников XX века, будущим родоначальником супрематизма Казимиром Малевичем.

Однако Родченко быстро отходит от кубофутуристических увлечений, хотя и принимает участие в дальнейших совместных выставках. Становится лидером нового художественного течения — конструктивизма; его картины отличаются ярко выраженной геометричностью, он сам характеризует данное направление как «линизм» (от слова «линии»). Красочная палитра в сочетании с четкими прямыми и кривыми линиями, по его мнению, может передать не только ритм, но и идею произведения. Ажурные переплетения линий на картинах Родченко напоминают современную компьютерную графику.

После революции 1917 года начинает преподавать во ВХУТЕМАСе, а затем и во ВХУТЕИНе. К началу 20-х годов относится и его увлечение фотомонтажом. Одна из первых работ — иллюстрации к поэме Владимира Маяковского «Про это». Героиней его фотопортретов стала возлюбленная поэта Лиля Брик, ее лицо появляется в окружении самых разнообразных предметов, подчеркивающих его выразительность.

В этой же книге проявилось дарование Родченко и как мастера художественной фотографии. Обычно его считают родоначальником новой русской фотографии XX века. Он не только преобразовал традиционный позитивно-негативный процесс, но и открыл иные возможности черно-белой фотографии.

Основные его изобретения — принцип деления экспозиции, использование точечного объектива, а также съемка через очень маленькое отверстие. Родченко впервые начал экспонировать один и тот же негатив несколько раз, совмещая на нем ряд изображений. Применение же точечной оптики позволило резко расширить угол зрения объектива, а использование небольшого отверстия, заменяющего оптику, приблизило работу фотоаппарата к обычному человеческому глазу. Все эти приемы позволили художнику добиться особой выразительности своих снимков, их яркой наглядности.

Важным изобретением Александра Родченко стало изменение пространства снимков. Он стал «играть» с ракурсом, фотографируя предметы с необычных положений: например, снимал деревья положенным на землю киноаппаратом. К сожалению, многие его приемы стали настолько распространенными, что имя автора даже перестало упоминаться, а прием съемок с любого положения пришел в мировую кинематографию.

Обращение к книжной графике началось с работы над журналом «ЛЕФ» («Левый фронт искусств»), куда Родченко и его жену, известную художницу В. Степанову, пригласил Маяковский. В конце 20-х годов Родченко становится и главным фотографом основанного Максимом Горьким журнала «СССР на стройке». Для этого издания он готовил блестящие фоторепортажи, кроме того, разрабатывал макеты обложек и страниц, в которых совмещал фотографические и графические, а иногда и живописные элементы. Родченко открыл совершенно новое соотношение текста и изобразительного материала. Ныне многие из найденных им принципов построения графической структуры книги уже стали классическими.

Родченко принимал участие и в организации других журналов, основанных Горьким, например еженедельника «За рубежом», для которого делал фотографические обложки. В своих работах он расширял традиционные рамки применения фотографии. В частности, впервые применил фотографию для изготовления плакатов. Во время показа картины Сергея Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин» Родченко разработал серию фотоплакатов, использовавшихся для рекламы фильма в разных странах мира. Крупные буквы, контрастные геометрические элементы делали эти плакаты олицетворением искусства новой эпохи.

Значительным событием в его жизни стало участие в оформлении в 1937 году советского павильона Всемирной выставки в Париже, для которой он не только разработал графический дизайн, но и сконструировал мебель для раздела «Рабочий клуб».

Начиная с 30-х годов, лишенный возможности заниматься фотографией, Родченко целиком сосредоточил свое внимание на живописи и книжной графике, а также театральных постановках. В 1939 году его фотографии были удостоены приза на VI международном фотосалоне в Шарлеруа во Франции и на фотосалоне «Ирис» в Антверпене. В том же году он разрабатывает дизайн и делает цикл фотомонтажей для выставки в Сочи, посвященной творчеству Маяковского.

В начале войны Родченко находился в эвакуации, но уже в начале 1942 года возвращается в Москву и начинает работать в Совинформбюро. Художник не только готовит фотомонтажи, но и составляет целые выставки, посвященные подвигам советских солдат.

В послевоенные годы вместе со Степановой он издает графический альбом «Тридцать лет советской литературы». Наиболее крупная работа того времени — серия плакатов, посвященных памяти Маяковского. Уже смертельно больной, мастер разрабатывает проект оформления спектакля «Спящая красавица» в Большом театре. Сделанные Родченко эскизы выдерживают конкурс и принимаются к постановке. Однако смерть помешала завершению работы над ними.

 Сделаем небольшой экскурс в биографию вашего прадеда. Его юность и начальное становление, как личности и художника, прошло в Казани. Он прожил там почти 15 лет. Как этот город отразился на Родченко?

 Во-первых, Казанская художественная школа. Это место, где он получил творческие навыки. Родченко ведь родился в Петербурге. С этим городом, соответственно, связаны самые ранние детские воспоминания. Это сцена. Ведь родился он, как пишет в своей литературной биографии, «в театре». И комната, где они жили, была над театральным пространством. Далее семья перебирается в Казань. Отец мечтал, чтобы ребенок выучился на зубного техника, потому что эта профессия приносит доход.

 Известно ли, почему они уехали в Казань?

 Его родители хотели открыть кафешантан в Казани. Отец был артистичной натурой, перепробовал разные профессии. Работал и натурщиком — изображал статуи на балах. Мать хорошо готовила, думала, что будет печь пирожки. Но отец умер в 1907-м, и мечта рассыпалась в прах. Но старший брат Родченко, Василий, стал актером. Так что Родченко всегда был окружен творческой атмосферой.

 А тягу к художеству и к художественной школе можно связывать с отцовской профессией?

 Он как-то всегда очень интригующе и красиво об этом говорил. Отцовская профессия бутафора действительно завораживала Родченко. Ведь, по сути, искусство, которое позволяет создавать копии предметов, — это то же художество. Не просто копирование действительности, а настоящее творчество. Например, отец черную икру из бисера делал, еще какие-то яства, убранства для стола.

 Мама никак не была связана с творчеством?

 Она работала нянькой, прачкой. Научилась читать только в 20-е годы, очень поздно. Но для нее это был просто какой-то невероятный мир. Наверняка знаете знаменитую фотографию «Мать». Она была на обложке «Советского фото». У нее на голове чепец, и она монокль придерживает. Если кадр целиком посмотреть, там впереди есть еще поверхность стола и журнал, который женщина читает очень серьезно, вдумчиво.

Выставка «Александр Родченко. Из коллекции Still Art Foundation» в центре фотографии имени братьев Люмьер в Москве. В центре –  работа «Пожарная лестница», 1925Выставка «Александр Родченко. Из коллекции Still Art Foundation» в центре фотографии имени братьев Люмьер в Москве. В центре — работа «Пожарная лестница» (1925)

«Родченко мог выглядеть достаточно спокойным, но внутри это был бурлящий творческий котел»

 Насколько я знаю, в Казанской художественной школе Родченко повезло учиться у Николая Фешина.

— Для начала ему требовалось туда поступить, ведь у Родченко не было первого школьного образования. Он брал учебники, старался, учился. Был такой интересный момент: Родченко штудировал геометрию. А там же нужно чертить, пользоваться циркулем и линейкой. И буквально в течение года он создает первые абстрактные композиции, сделанные с помощью циркуля и линейки. То есть он с самого начала живет в символизме, изучает пятно, линию, точку. Затем начинает искать какие-то новые пути в сторону абстракции, в сторону какого-то конструирования из плоскостей. Но эпизод со штудированием геометрии точно повлиял на его отношение к искусству.

И Николай Фешин, конечно, сильно повлиял. Для него это был очень серьезный педагог, потому что все остальные оказались достаточно классичными и не очень интересные. А вот Фешин, то, как он владел цветом… действительно чувствовал его.

Второй момент — это приезд Маяковского в Казань. Он буквально перевернул сознание юного Родченко. Маяковский пытается объяснить, что искусство — это некая стратегия, а необязательно классические ситуации, когда человек сидит в мастерской и пишет картины. Искусство — это некое культурное событие. И можно самому стать творцом такого культурного события, привлекать внимание публики, создавать какие-то нестандартные вещи и, главное, не бояться это демонстрировать, не бояться отрицания публики. Это абсолютно другое мироощущение, общее и для европейского, и для русского.

Екатерина Лаврентьева — искусствовед, художник-иллюстратор. Кандидат искусствоведения, член МОСХ (секция книжной графики).

Закончила МГХПА им. Строганова, доцент кафедры «Коммуникативный дизайн». Преподает с 2000 года (МГУДТ, РГУ им. Косыгина, МГХПА им. Строганова). Читает авторские курсы «История графического дизайна» и «Мультимедиа в искусстве и выставочной практике». Член независимого содружества художников-иллюстраторов детской книги «Волшебная пила», участник российских и зарубежных выставок. В рамках выставок книжной иллюстрации проводит мастер-классы для детей, рассказывая о взаимосвязи слова и изображения и помогая осваивать различные графические техники. Для издательств «Олма-пресс» и «Эгмонт» проиллюстрировала сказки Сергея Козлова и рассказы Анастасии Орловой.

Автор статей, посвященных проблемам русского авангарда и взаимосвязям культуры, искусства и графического дизайна. Сокуратор выставок Родченко в Краснодаре, Норильске, Витебске и автор образовательной программы (экскурсии, лекции, мастер-классы для детей и студентов), осуществляемой во время проведения выставки.

 Интересно, что за столько лет обучения в художественной школе, за столько лет жизни в Казани в этом городе хранится только одна работа Родченко — «Девушка с цветком» (1915). Знаете ли вы об этом?

 Да. Даже обнаружилась одна интригующая история. Родченко мог работать как каталогизатор для музея. Только не фотографии делать, а обрисовывать экспонаты.

 В Этнографическом музее? Он мог работать для Бруно Адлера.

 Да-да.

 Я видела дневниковую запись о том, что Бруно Адлер преподавал в Казанской художественной школе и попросил его отрисовать некоторые костюмы. Как думаете, если бы он остался верен только живописи и не было бы Маяковского, судьбоносного переезда в Москву, удалось бы ему реализоваться только как художнику?

 Здесь вопрос отчасти психологический и личностный. Он касается его темперамента. Родченко мог выглядеть достаточно спокойным, но внутри это был бурлящий творческий котел. Вся проблема в том, что ему было бы тесно в рамках какого-то уже стандартного, отрытого и изученного вида творчества. Он себя действительно считал экспериментатором, открывателем новых пространств. Родченко сравнивал себя с Колумбом.

Кстати, в европейском искусстве у него есть своеобразный «брат-близнец» — Ласло Мохой-Надь. Он тоже был фотографом, преподавал в Баухаузе. Сейчас мы уже привыкли к слову «медиахудожник», но раньше это было экспериментом. Их с Родченко фотографии сравнивали, когда якобы нашли плагиат. Но пришлось объяснять и доказывать, что дело не в копировании, а в общем векторе искусства на тот момент.

Александр Родченко и Варвара Степанова, 1920-е годыАлександр Родченко и Варвара Степанова (1920-е годы)
Фото: By Михаил Кауфман – museum.ru, Public Domain, commons.wikimedia.org

«Варвара Федоровна вздохнула и сказала: «Представь себе машину, которая все может, но стоит без дела»

 Вы уже немного затронули личную сторону характера Александра Родченко. Нигде не видела информации о том, каким он был в жизни, в окружении любимой жены, коллег, друзей.

 С одной стороны, Родченко был балагуром и человеком, который обожал розыгрыши. Он любил инсценировки. Даже его первые опыты в фотографии — это инсценировки для фотомонтажа. Там участвовала вся семья, друзья. Какой-то студент держит под мышкой стопку книг. Для детективной серии играла его мама Варвара Федоровна. Они изображали такую драматическую сцену, где один человек лежит на полу, а второй вскидывает вверх руки. Не то убийство, не то покушение. Есть снимок, где его коллега — режиссер и актер — держит в зубах нож. Есть фотография, где Степанова (Варвара Степанова — советская художница-авангардистка, жена Родченко — прим. ред.) специально сняла Родченко, а он буквально изображает сыщика, похожего на Шерлока Холмса, у него кепка, надвинутая на глаза, трубка, и он пальцем указывает на потенциального нарушителя.

 Это практически театр.

— Абсолютный театр. С другой стороны, у каждого художника есть свое альтер эго в искусстве, некий персонаж, образ. У Родченко это клоун. Он действительно очень печальный и грустный, потому что у него есть публичный внешний образ, и есть что-то грустное, ранимое. Такое личное пространство, далеко не всегда пышащее весельем.

Еще в воспоминаниях Степановой есть такие слова. Бабушка моя — дочка Александра Родченко — уже после войны как-то спросила: «Почему отец такой грустный?» А Варвара Федоровна вздохнула и сказала: «Представь себе машину, которая все может, но стоит без дела». С одной стороны, это такой генератор идей, готовый браться за любые творческие проекты, умеет это все организовать. С другой — былая невостребованность, связанная с периодами в истории.

Мне всегда кажется, что если бы он год-полтора еще прожил, то очень порадовался бы за своего ученика Сергея Урусевского. В 1957-м ведь вышел фильм «Летят журавли» (Родченко умер в 1956-м), и оператор Сергей Урусевский получил за него награду. Это действительно признание по-своему.

 Родченко внимательно следил за развитием кинематографа. Как думаете, каким бы вышел фильм, снятый Александром Михайловичем?

 У него было несколько опытов. Во-первых, Борис Барнет «Москва в октябре». Несколько кадров, которые довольно часто мелькают на выставках. Это съемки Белорусского вокзала. Там такие шикарные инженерные конструкции! От этого фильма практически ничего не осталось. Родченко был художником-постановщиком.

Он же с Дзигой Вертовым сотрудничал. С этой коллаборации начался его путь в графическом дизайне, с этих титров, которые они вместе делали. Вообще, развитие кино и фотографии шли параллельно. Они не отделяли одно искусство от другого.

Но свой фильм, думаю, был бы на основе собственных репортажей. На счет методов съемки фоторепортажей у него все было очень четко и ясно продумано. Родченко называл это обсматриванием предметов со всех сторон. То есть должна быть близкая съемка, где мы видим фактуру, должны быть кадры, стандартные на первый взгляд, где некий антураж, там должны присутствовать ракурсные точки. Чем больше таких снимков, которые фиксируют вот эти разные точки зрения на пространство, тем лучше. Он же даже программу написал к своему курсу по фотографии, где планировал устраивать экскурсии, водить на съемки, в которых участвует кто-то из его коллег, и показывать, как эта ситуация должна развиваться. Родченко говорил: «Сначала изучи, где снимать, как снимать и что снимать, а потом снимай».

«Знаменитая «Лестница» — это буквально несколько кадров. Причем можно сделать вывод, что он ждет кого-то или это какой-то перерыв между съемками. Там три, по-моему, кадра: один самый известный и самый удачный, а два других — где людей больше. Больше кадров с этим сюжетом нет»(«Лестница», 1929)«Знаменитая «Лестница» — это буквально несколько кадров. Причем можно сделать вывод, что он ждет кого-то или это какой-то перерыв между съемками. Там три, по-моему, кадра: один самый известный и самый удачный, а два других — где людей больше. Иных кадров с этим сюжетом нет» («Лестница», 1929)

«Родченко — это художник-экспериментатор»

 А известно, как именно он работал? Много ли кадров делал или, наоборот, всего два?

 Все зависит от ситуации. Знаменитая «Лестница» — это буквально несколько кадров. Причем можно сделать вывод, что он ждет кого-то или это какой-то перерыв между съемками. Там три, по-моему, кадра: один самый известный и самый удачный, а два других — где людей больше. Иных кадров с этим сюжетом нет.

 Есть ли еще какие-то негативы, которые мы никогда не видели? Или уже все известно, оцифровано?

 Нет. Далеко не все известно. Только самые топовые сюжеты. Не так давно, за последние год-полтора, отсканирована часть, которая касается Москвы, с каких-то съемок в черте города. Наверное, еще что-то можно найти. Он же еще снимал студгородок в Лефортово, и некоторые студенты потом писали, что не поняли вообще, когда он фотографировал. То есть пришел человек, походил и через какое-то время ушел. Это тоже такая его черта характера — делать все незаметно. Так, чтобы не нарушить какую-то ситуацию, которую он видит. Дело не в количестве кадров, а в точности. У Картье Брессона это называется «решающий момент». Мне кажется, он по-своему придерживался этого взгляда.

 А как он вообще успевал экспериментировать и в архитектуре, и в дизайне, и в рекламе, и в фото, и в живописи?

 Это все шло поэтапно. В начале был живописный период. Он называл его лабораторным. Потом — эпохальный момент: выставка «5×5=25». Там Родченко показывает три холста: «Чистый красный», «Чистый синий», «Чистый желтый». Кто-то из критиков пишет: «Товарищ Родченко очень хороший маляр». Но для него это не ирония, а вполне осознанный шаг. Живопись есть плоскость, закрашенная цветом.

 Здесь скорее одно исходило из другого и дополнялось третьим?

— Да. А дальше — ВХУТЕМАС. И получается, что это совершенно поступательный тип развития лабораторных исследований. Дальше, собственно, идет дизайн. С 1923 по 1925 год он больше занимается им. Например, знаменитая серия для Добролета. Он первый корпоративный дизайнер. Родченко очень горд собой, ведь причастен к переустройству жизни, работает не для искусства, а для жизни. Веяние продолжит фотография, а затем — парадные альбомы. Это попытка использовать фотографию как средство коммуникации, комбинировать снимки меду собой. То есть это не фотомонтаж, где на листике картинки, а фотомонтаж во времени. Может быть, если бы не война, если бы не какие-то неурядицы, не какое-то отношение к искусству авангарда, то все вылилось бы в его эксперименты в кино.

 Как думаете, Родченко мог бы определить себя рамками одной профессии? Скажем, Александр Родченко — художник, Александр Родченко — фотограф, Александр Родченко — дизайнер.

 Мне кажется, нет. Но, наверное, если одним словом называть, то я бы сказала, что Родченко — это художник-экспериментатор. Он каждый раз ставил перед собой новые задачи и заставлял иначе функционировать пространство. От этой постановки вопроса многое меняется. Меняется отношение к проблеме, которая перед тобой стоит.

«В цитате «Фиксируйте свой быт» есть еще слова «Не лгите, цените настоящее и современное». Родченко и его друзьям была важна идеология «объектив арестовал факт»«В цитате «Фиксируйте свой быт» есть еще слова «Не лгите, цените настоящее и современное». Родченко и его друзьям была важна идеология «объектив арестовал факт»

«Родченко спокойно мог бы вести «Инстаграм»

 Широко известна его фраза: «Снимайте свой быт, фиксируйте настоящее». По сути, это современный «Инстаграм». И этим занимаются миллионы людей. В каком-то смысле эти слова Александра Михайловича были провидческими. Как вы думаете, вел бы Родченко страничку в «Инстаграме»?

— Вполне. Мне кажется, Родченко спокойно мог бы вести «Инстаграм». В принципе, в то время существовали журналы «ЛЕФ» и «Новый ЛЕФ». Это был такой аналог соцсетей, потому что они объединяли близких по духу людей, там активно велась полемика, печатались фотографии. Снимки Родченко тоже там публиковались. А еще на разгромные статьи в газетах он отвечал именно в журнале «Новый лев».

 То есть Родченко очень даже вписался бы в современность?

— Я думаю, очень даже. Вот в этой цитате — «фиксируйте свой быт» — есть еще слова: «Не лгите, цените настоящее и современное».

 Это уже, мне кажется, расходится с тем, как используется «Инстаграм». Он не фиксирует жизнь, а скорее меняет ее немного в ту сторону, какую хотелось бы видеть.

— Это проблема современности. А Родченко и его друзьям была важна идеология «объектив арестовал факт». Ведь эти слова обращены к молодежи. Для него было важно убедить аудиторию, что действительность — это и есть самое настоящее искусство. И искусством ее как раз делает взгляд. Взгляд человека с нестандартных точек зрения. Того, кто хочет поучаствовать в жизни, в реорганизации пространства.

«Для меня этот снимок стал символом фоторепортажа» («Работа скорой помощи». Фоторепортаж. 1931)«Для меня этот снимок стал символом фоторепортажа» («Работа скорой помощи». Фоторепортаж, 1931)

 А у вас есть любимые работы прадеда?

 Их несколько. Сначала работа из серии «Цирк». Там женщина-акробат прыгает через кольцо и персонаж, который стоит к нам спиной, держит его. Это чистая и живописная работа. А еще она очень теплая. Есть в ней какое-то очарование. Она действительно другая. Это не тот Родченко, которого мы привыкли считать дизайнером, фотографом. Она очень личная.

Другая вещь — это фотографии из фоторепортажа «Работа скорой помощи». Там снята улица сквозь стекло кабины водителя. Родченко сидит с левой стороны. Мы видим трамвай, который перед нами остановился, людей, за этим наблюдающих. Для меня этот снимок стал символом фоторепортажа

Ну а третье — это Рабочий клуб Родченко. В 1925 году он вместе со своими студентами спроектировал и выстроил интерьер Рабочего клуба для павильона СССР на Международной выставке декоративных искусств в Париже. Данный клуб должен был стать образцовым рабочим клубом как по оформлению, так и по планировочному решению.

— Если бы у вас был один день для разговора со своим прадедом, о чем бы вы разговаривали? Что бы у него спросили?

 Наверное, я спросила бы о фотографии, о его отношении к данному виду искусства. И меня по жизни интересует вопрос: как все-таки человек останавливает свой взгляд, как он делает выбор, когда что-то творит? Где он видит эту границу между законченным и незаконченным, как он для себя оценивает этот момент завершенности работы или ее незавершенности? Настроение ли, эмоция ли? Что им движет, когда он нажимает на спуск? Как он чувствует, что это снимок, что это сюжет? Этот вопрос пытался ему задать мой дедушка Николай Сергеевич Лаврентьев, который тоже оставил свой след в фотографии, сделал невероятную галерею портретов поэтов и писателей времен оттепели.

— И какой ответ он тогда получил?

 Прадед ничего не ответил. Буквально ушел от вопроса. Для дедушки это была одна из обид и настоящее разочарование. Может быть, просто у него не было ответов. Но в этом и гений Родченко. Благодаря своему взгляду он вошел в историю.

  • Художественные рассказы на английском
  • Художественные особенности сказки царевна лягушка
  • Художественные детали в рассказе это
  • Художественные приемы в сказке о царе салтане
  • Художественная выразительность это в литературе в сказке о царе салтане