Художественные рассказы о великой отечественной войне

Индивидуальный проект на тему литература в годы великой отечественной войны содержание введение глава i. развитие литературного процесса в военные годы.4

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

на тему

«Литература в годы Великой Отечественной
войны»

Содержание

Введение

Глава
I.  Развитие литературного процесса в военные годы…………………….4

1.1
Художественные особенности литературы в годы Великой Отечественной войны………………………………………………………………………………………4

1.2  Роль литературы в годы Великой
Отечественной войны……………………4

1.3
Основные направления литературы…………………………………………..4

1.3.1 
Поэзия…………………………………………………………………….4

1.3.2 
Проза………………………………………………………………………6

1.3.3 
Публицистика……………………………………………………………7

1.3.4 
Драматургия………………………………………………………………7

2.4
Донские писатели в годы Великой Отечественной войны……………………8

2.4.1 
Михаил Александрович Шолохов………………………………………8

2.4.2 
Виталий Александрович Закруткин……………………………………9

2.4.3 
Петр Васильевич Лебеденко…………………………………………..11

2.4.4 
Анатолий Вениаминович Калинин…………………………………… 12

2.5 
Послевоенная литература…………………………………………………….13

Заключение…………………………………………………………………………14

Список
использованной литературы…………………………………………….15

Введение

Актуальность работы

Патриотическое воспитание – актуальная проблема в
условиях современной России. Патриотизм способствует формированию чувства
уважения к традициям нашей страны, почитания старшего поколения, бережного отношения
к памяти прошлого.

Исследовательский проект направлен на развитие и
поддержание интереса к литературе в годы Великой Отечественной войне, поскольку
он имеет особое воспитательное значение.

Цель работы

Цель: формирование знаний о героическом
подвиге русского народа в Великой Отечественной войне через знакомство с
художественными   произведениями.

Задачи работы

ü  Изучить
жизненный путь известных писателей в годы ВОВ

ü  Расширить
знания о донских писателях, писавших во времена ВОВ

ü  Изучить
направления и развитие литературы в годы ВОВ

ü  вызвать
эмоциональный отклик на результат своей деятельности.

Глава
I.  Развитие литературного процесса в военные годы

1.1.
Художественные особенности литературы в годы Великой Отечественной войны

Годы Великой Отечественной войны были исключительно кровопролитным
и ярким периодом в развитии советской литературы. В тяжелейших условиях
ожесточенной борьбы с врагом было создано немало произведении, навсегда
оставшихся в народной памяти.

Для всех литературных произведений военных лет характерно
эмоциональное воодушевление. Героический пафос и национальная гордость стали
неизменными атрибутами любой книги.

 В первый день войны на митинге советских писателей
прозвучали такие слова: «Каждый советский писатель готов все, свои силы, весь
свой опыт и талант, всю свою кровь, если это понадобится, отдать делу священной
народной войны против врагов нашей Родины».
Фронтовые
писатели в полной мере разделяли со своим народом и боль отступления, и радость
побед.

1.2   Роль литературы в годы Великой Отечественной
войны

Литература периода Великой Отечественной войны отличается
целенаправленностью. Это книги о Родине, самопожертвовании, трагической любви к
своей стране и долге, которым она обязывает каждого гражданина защищать отечество
любой ценой.

Писатели не отделялись от фронтовиков и тружеников тыла
—  они становились единым.  Авторы мерзли и голодали на фронтах в качестве
военных корреспондентов, культработников и умирали с бойцами и медсестрами.

Главная задача этих произведений – поднятие и
поддержание воинского духа, патриотизма в рядах Советской армии.

1.3
  Основные направления литературы

1.3.1 
Поэзия

Поэзия становится голосом народа. Наиболее музыкальные
стихи превращались в песни и с бригадами артистов летели на фронт, где были
незаменимы, как лекарства. Выделяется три основных жанровых группы военных
стихов: лирическая, сатирическая, лирико-эпическая.

Литература периода Великой отечественной войны для
большинства советских людей – это стихи в формате песен, которые облетали даже
самые удаленные уголки фронта. Стихи также публиковались центральной и фронтовой
печатью, транслировались по радио наряду с информацией о важнейших военных и
политических событиях, звучали с многочисленных импровизированных сцен на
фронте и в тылу. Многие стихи переписывались в фронтовые блокноты, заучивались
наизусть.

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

Константин Симонов

Любима народом песенная лирика Михаила Васильевича
Исаковского, Василия Ивановича Лебедева-Кумача, Алексея Александровича Суркова,
Константина Михайловича Симонова и многих других. Именно в стихотворениях этих
авторов слышится тревога за Отечество и беспощадная ненависть к врагу, горечь
утрат и сознание жестокой необходимости войны.

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой

С фашистской силой темною,

С проклятою ордой!

Пусть ярость благородная

Вскипает, как волна,-

Идет война народная,

Священная война!

«Священная война» Василий Иванович
Лебедев-Кумач

Мелодическая поэзия с присущей ей эмоциональностью
распространяется на фронтах и в тылу. К такой литературе можно отнести поэму Александра
Трифоновича  Твардовского «Василий Теркин», которая выражает всю тяжесть
военного быта и неукротимо веселый нрав советского солдата.

Переправа,
переправа!

Берег
левый, берег правый,

Снег
шершавый, кромка льда,

Кому
память, кому слава,

Кому
темная вода, —

Ни
приметы, ни следа.

Ночью,
первым из колонны,

Обломав
у края лед,

Погрузился
на понтоны.

Первый
взвод.

Погрузился,
оттолкнулся

И
пошел…

…На
войне живут бойцы,

Как
когда-нибудь в двадцатом

Их
товарищи — отцы…

Тем
путем идут суровым,

Что
и двести лет назад

Проходил
с ружьем кремневым

Русский
труженик-солдат.

Отрывок из поэмы «Василий Теркин»

1.3.2   Проза

В годы Великой Отечественной войны получила особое развитие
проза. Она представлена очерковыми жанрами, военным рассказом и героической повестью.
Малые формы литературы пользовались особенной известностью. Каждый автор
придерживался основной темы: несовместимость естественного человеческого и
милосердного начала и войны. Статьи писали такие известные авторы, как Леонид
Леонов, Алексей Толстой, Всеволод Вишневский, Николай Тихонов. Они воспитывали
своими статьями высокие гражданские чувства, учили непримиримо относиться к
фашизму, раскрывали подлинное лицо «устроителей нового порядка».

Крупные произведения появились только в конце войны,
после перелома. Никто уже не сомневался в победе, а советское правительство
обеспечило писателям условия для творчества. Народ нуждался в поддержке, ему
необходимо было осознать величие того подвига, цена которому – человеческие
жизни.

1.3.3   Публицистика

Весьма разнообразны публицистические жанры: статьи,
очерки, фельетоны, воззвания, письма, листовки. Все то, что опубликовывали в
газетах, солдаты получали в окопах фронта и читали перед боем. Изможденные
непосильным трудом люди жадно сверлили усталыми глазами эти же строки.
Публицистика тех лет имеет огромную литературную, художественную и историческую
ценность.

Самое главное оружие публицистики тех лет – факты
насилия немецко-фашистских оккупантов над мирным населением. Именно журналисты
отыскивали и систематизировали документальные доказательства того, что
вражеская пропаганда во всем расходится с правдой. Именно они убедительно
аргументировали патриотическую позицию. Никакие сделки с врагом не могли
гарантировать недовольным свободу и благоденствие. Народ должен был осознать
это, узнавая чудовищные подробности расправы над детьми, женщинами и ранеными,
которые практиковали солдаты Третьего рейха.

1.3.4  Драматургия

Драматические произведения Константина Симонова, Леонида
Леонова, демонстрируют душевное благородство русских людей, их нравственную чистоту
и духовную силу. Истоки их героизма отображены в пьесах «Русские люди» К.
Симонова и «Нашествие» Л. Леонова.

Драматургия в период Великой Отечественной войны – это
очень эмоциональная литература, наполненная героическим пафосом, свойственным
эпохе. Она вырывается из рамок соцреализма, становится ближе и понятнее
зрителю.

В каждой пьесе главной идеей становился призыв к
единению всех общественных сил перед лицом внешней угрозы. Например, в пьесе
Симонова «Русские люди» главный герой – интеллигент, чуждый пролетарской
идеологии. Панин – поэт и очеркист – становится военкором, как когда-то сам
автор. Однако его героизм не уступает отваге комбата Сафонова, который искренне
любит женщину, но все равно посылает ее на боевые задания, ведь его чувства по
отношению к родине не менее значимы и сильны.

2.4   Донские писатели в годы Великой Отечественной
войны

Благодатный донской край, богатый своими высокими и
прочными духовными традициями русской культуры дал отечественной и мировой
литературе столько славных имен, что этим не только можно, но и должно
гордиться.           

Донская земля всегда была богатой на литературные
таланты. На ней родились или жили, учились или работали известные в стране и в
мире поэты и писатели. Большинство из них – поэты фронтовики, героические люди,
которые ушли, в основном в молодом возрасте, добровольцами на фронт, участвовали
в боевых действиях, работали специальными корреспондентами на линии фронта в
боевых газетах, многие из них свои первые стихи начали писать в окопе на передовой.

Героическое время, удивительные, храбрые люди, о
которых, нам, молодому поколению надо знать, учиться у них мужеству и терпению.

2.4.1  Михаил
Александрович Шолохов

Михаил Александрович
Шолохов родился 24 мая 1905 года на Дону, на хуторе Кружилином, в трудовой
семье. Литературная деятельность писателя началась в 1923 году. В 1925 году
вышла первая его книга— «Донские рассказы».

После выхода в свет
первых рассказов Шолохов возвратился на Дон, в родную станицу.

В 1926 году Шолохов начал
работать над «Тихим Доном». Уже первые книги «Тихого Дона» сделали имя Шолохова
широко известным.

В годы Великой
Отечественной войны Шолохов — деятельный участник борьбы советского народа
против фашистских захватчиков. С первых дней Великой Отечественной войны
Шолохов посвятил свое творчество служению народу, вступившему в смертельную
схватку со злейшим врагом всего человечества — германским фашизмом. В эти годы
он создал произведения различных жанров: очерки, рассказ «Наука ненависти»,
главы романа «Они сражались за Родину».

Особое место среди
произведений периода Великой Отечественной войны занимает рассказ М. Шолохова
«Наука ненависти» (1942), в котором создан образ участника войны лейтенанта
Герасимова. В нем воплощены лучшие черты воюющего советского народа. Образ
Герасимова предваряет образ Андрея Соколова из послевоенного рассказа автора
«Судьба человека».

Рассказ заканчивается
словами главного героя о ненависти и любви: «И воевать научились по-настоящему,
и ненавидеть, и любить. На таком оселке, как вражда, все чувства отлично
оттачиваются».

Рассказ «Наука ненависти»
был ступенью к роману «Они сражались за Родину», в котором Шолохов поставил
задачу показать судьбу воюющего народа, раскрыть глубоко и полно душевное
богатство рядовых защитников Родины.

В своей публицистике автор
утверждает величие победы советского народа над гитлеровским фашизмом.
Советские воины дошли до Берлина, «навсегда похоронив под развалинами
разбойничьей столицы бредовые мечтания гитлеровцев о мировом господстве.

Одно из лучших
произведений Шолохова — рассказ «Судьба человека» — создан писателем, когда
прошло свыше десяти лет после окончания Великой Отечественной войны
(опубликован в начале 1957 года). В центре рассказа образ рядового защитника
Родины Андрея Соколова.

В Андрее Соколове
сосредоточены лучшие черты характера русского человека. Его героизм, лишенный
внешнего блеска, составляет органическое свойство его натуры. Андрей Соколов
всегда и везде чувствует себя частью народа, и это чувство служит неиссякаемым
источником его силы. Трагедия Соколова близка и понятна сердцу каждого
советского человека. На его судьбе Шолохов показал судьбу народа, пережившего
все ужасы войны.

Отличительная особенность
автора-художника — величайшее чувство ответственности перед народом. В его
произведениях сочетались различные способы повествования: эпический,
драматический и лирический, и это способствовало огромной впечатляющей силе их
воздействия. Отразив эволюцию народных характеров, писатель показал
формирование положительного героя, единение народа с Коммунистической партией.

2.4.2  Виталий
Александрович Закруткин

Тема войны и человека в
войне волновала многих писателей. Среди них был и Виталий Александрович
Закруткин.

В донской станице
Кочетовской Семикаракорского района Ростовской области многие десятилетия жил и
работал известный советский писатель, лауреат Государственных премий СССР и
РСФСР Виталий Александрович Закруткин.

В первый же месяц Великой
Отечественной войны Закруткин написал публицистическую работу о фашизме –
«Коричневая чума». Ростовское издание выпустило работу в печать, и газета
Северо-Кавказского военного округа «Красный кавалерист» уже в сентябре 1941
года опубликовала на нее рецензию, в которой отмечалось: «Яркую по своим
фактам, книгу Закруткина следует настоятельно рекомендовать красноармейскому
читателю. Она рассказывает правду о фашизме».

Длинными оказались дороги
военного корреспондента Закруткина. Они начались на Дону и в предгорьях
Кавказа. Ему пришлось участвовать в Корсунь-Шевченковской операции, форсировать
Вислу и, наконец, штурмовать Берлин в составе Пятой ударной армии.

Война во многом
определила дальнейшую литературную судьбу Виталия Закруткина. В его памяти
словно застыли картины пожарищ и взорванных полей, оскверненные трупами воды
рек, плач обездоленных детей, женщин, стариков – картины, составившие скорбную
панораму жизни и смерти.

В 1944 году он прислал с
фронта в Ростовское издательство сборник рассказов «О живом и мертвом». Это
были невыдуманные рассказы о мужестве и стойкости советского солдата, о долге и
чести человека на войне. Одним из произведений этого сборника является поветь
«Матерь человеческая», напечатанная в 1969 году. Этой повести была присуждена
Государственная премия РСФСР имени Горького. В произведении передана судьба
русской женщины, оказавшейся в разоренном и сожженном хуторе.

Волею судьбы Мария
оказывается одна в затерянном в степи донском хуторке. Муж и сын погибли, хутор
сожжен, жители угнаны, а беременная женщина остается один на один со своей
бедой. Впереди – суровая зима, вокруг – никого. Сила воли и мужество помогают
выжить Марии, нечеловеческие усилия прилагает она для своего спасения: находит
и благоустраивает жилище, заготавливает на зиму продукты, выполняет нелегкую
крестьянскую работу. К ней, простой русской женщине, как будто притягиваясь её
любовью ко всему живому, сходятся все оставшиеся в живых животные, ищут защиты.
Всех принимает Мария. На всех хватает её любви и заботы. Даже в молоденьком раненом
немце видит она не врага, а ребёнка, жалеет его, выхаживает, как может:

«Сжимая
в руке вилы, Мария откинула крышку лаза и отпрянула. На земляном полу погреба,
прислонившись к низкой кадушке, сидел живой немецкий солдат. Он не мигая
смотрел на нее… Мария успела заметить, что немец был бледный, изможденный, с
тонкой мальчишеской шеей и что он был ранен. Мария заметила, что немец
испугался ее, и поняла, что он безоружен. Наклонившись над лазом, она молча
смотрела на немца. Он не спускал с нее светло-голубых, расширенных от ужаса
глаз… Все выдавало в раненом немце мальчишку, желторотого, лопоухого, объятого
ужасом недоростка…»

Каждый день, пересиливая
себя, выходит Мария на работу, обходит окрестности в поисках нужных вещей. Так
однажды находит она в стоге сена детей, маленьких горемык, чудом не умерших от
голода и мороза. И в жизни Марии появляется смысл. Всю свою нерастраченную
материнскую любовь отдает она этим детям, спасает их от неминуемой гибели.

Мария не только выживает
вопреки судьбе, но и спасает и обогревает всех вокруг себя. Становиться матерью
не только для своего родившегося собственного сына, но и для чужих детей.
Неудивительно, что советский офицер, потрясенный её мужеством, становится перед
ней на колени.

И Андрей, и Мария сумели
сохранить в своей душе нежность и стремление любить и заботиться о ком-то.
Андрей приютил мальчишку-сироту, назвавшись его отцом. Мария родила своего
ребёнка, при этом уже став матерью найденышей. Суровая жизнь не сломила героев,
сохранив в них самые лучшие человеческие черты: сострадание, сопереживание,
любовь, доброту. И пусть Андрей Соколов на первый взгляд кажется суровым, душа
его полна нерастраченной любовью и нежностью к маленькому человечку,
потерявшему на войне всех родных.

2.4.3   Петр Васильевич Лебеденко

Одним из самых известных донских писателей военный лет
был Лебеденко Петр Васильевич. Он родился 20 марта 1916 года в городе Сарапуле,
его детство прошло в Азове, с тринадцати лет он жил в детских домах.

В 1934—1936 служил юнгой, матросом парусно-моторной
шхуны. В 1936 году Лебеденко становится летчиком Гражданского воздушного флота,
затем — Великая Отечественная война, полеты на передовую. После войны Петр Васильевич
серьезно увлекся литературным трудом. Его первая книга, в которой Лебеденко
воспел величие и красоту донского края «Сказки Тихого Дона» была написана и
опубликована в 1950 году.

Позже стали появляться многочисленные романы и повести
Петра Лебеденко: «Льды уходят в океан», «Четвертый разворот», «Черные листья»,
«Красный ветер», «В дальнем лимане», «Клуб отважных», «Голубые дороги», «Особый
рейс», «Навстречу ветрам», «Дважды жить не дано».

Ярко и образно писал Петр Васильевич и о трудной жизни
лётчиков, и о сказочных героях. Романы и повести Лебеденко сразу покорили
сердца читателей и получили широкое признание, как на Дону, так и далеко за его
пределами. Произведения Петра Лебеденко жизненно правдивы, наполнены любовью к
своей родине, учат мужеству и отваге

2.4.4   Анатолий Вениаминович Калинин      

Калинин Анатолий Вениаминович родился 22 августа 1916 года
в станице Каменской в семье учителя.

В школьные годы начал сотрудничать в газете «Ленинские
внучата» и «Пионерская правда». С 1932 года работал в районных и областных
газетах на Дону, Кубани, в Кабардино-Балкарии, с 1935 года — корреспондент
«Комсомольской правды» в Кабардино-Балкарии, Армении, Крыму, на Украине, на
Дону. В качестве военного корреспондента этой газеты Анатолий Калинин ушел на
фронт в 1941 году: находился в основном на фронтах южного направления.

Первая книга А. Калинина вышла в 1940 году. Это был
роман «Курганы», посвященный колхозной нови в казачьем крае.  В 1943 году в
Ростове вышла очерковая книжка А. Калинина «Казаки идут на Запад». В журнале
«Новый мир» в 1944 году была напечатана повесть «На Юге», в 1945-м — повесть «Товарищи».
На основе этих повестей о героизме советских солдат писателем был создан роман
«Красное знамя», изданный в Ростове в 1951 году.

После войны А. Калинин поселился на хуторе
Пухляковском на Дону. Очерки Калинина о людях донских станиц «Неумирающие
корни», «В тылу отстающего колхоза», «Лунные ночи» начинали галерею героев,
которые прошли потом через большинство произведений писателя.

В 1962 году вышел в свет роман А. Калинина «Запретная
зона», посвященный строительству Волго-Донского канала. Калинин автор таких
известных романов, как Суровое поле», «Цыган», «Эхо войны» (1963), «Гремите,
колокола!», «Возврата нет».

В 1982—1983 годах в издательстве «Советская Россия»
вышло собрание сочинений Анатолия Калинина в четырех томах. В это издание,
помимо прозаических произведений писателя, включены его стихи и поэма.

Ни от могилы затравевшей,

Ни от солдатки постаревшей,

Ни от сиротского крыльца

Не отворачивай лица!

…Ни от улитки первородной,

Ни от ветров войны холодной,

Ни от огня, ни от свинца

Не отворачивай лица!

…Живи по совести и чести,

Служа без подлости и лести,

И от Отчизны до конца

Не отворачивай лица!

2.5   Послевоенная литература

Многие произведения о Великой Отечественной войне
стали писаться позже, в 1960-1970-х годах. Это относится к повестям Василя
Быкова «Обелиск», «Сотников», Бориса Васильева «А зори здесь тихие», «В списках
не значился», «Завтра была война».

«История – не веревка, ее заново не
свяжешь, однажды разрубив. Понадобится новая веревка, которую и начнут вить из
народа»

Борис Васильев.

Биография легендарного летчика Алексея Маресьева стала
основой знаменитой книги «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого. Прочитывая
каждую строку,  нельзя не восхищаться героизмом простых людей.

Одним из классических примеров произведений о Великой
Отечественной войне можно считать роман Юрия Бондарева «Горячий снег».  Написан
он был спустя 30 лет, однако хорошо иллюстрирует страшные события 1942 года, происходившие
под Сталинградом. Несмотря на то, что бойцов остается всего три, а орудие
только одно – солдаты продолжают сдерживать наступление немцев и бороться до
победного конца.

Заключение

Великая Отечественная
война – это тяжёлое испытание, выпавшее на долю русского народа. Литература
того времени не могла оставаться в стороне от этого события. Писатели жили
одной жизнью с воюющим народом: мерзли в окопах, ходили в атаку, совершали
подвиги и писали.

О цене победы, которую наш народ оплатил жизнями своих
лучших сыновей и дочерей, о цене мира, которым дышит земля, думаешь сегодня,
читая горькие и такие глубокие произведения советской литературы.

Дух свободы, рожденный в
испытаниях войны, питавший литературу и питаемый ею, уже невозможно было
истребить до конца, он был жив и пробивался в творениях литературы и искусства.

О,
книга! Друг заветный!

Ты
в вещмешке бойца

Прошла
весь путь победный

До
самого конца.

Твоя
большая правда

Вела
нас за собой.

Читатель
твой и автор

Ходили
вместе в бой.

С. П. Гудзенко

Список
использованной литературы:

1.       
«Вверх» Познавательный журнал. Специальный
выпуск. Москва, 2009 г. Издательство «Наши дети»

2.       
Градобоев В.А. «Поиск:1941-1945гг.
Страницы истории. Поисковый отряд «Донской» им. Анатолия Калинина. –
Ростов-на-Дону: ООО «Альтаир», 2018. -224с., ил.

3.       
«Донское слово».
Литературно-художественный и общественно-политический журнал. – Ростов-на-Дону,
2006 г. Издательство «АКРА»

4.       
Калинин А.В. А на рассвете грянул гром.
Поэмы.- Ростов-на- Дону: издательство «Приазовск
iй
Край», 2004 г. – 64с.

5.       
Лебеденко П.В. Избранные произведения: В 3
т. Т.1. Высокое мужество.  Льды уходят в океан: Роман. – Ростов-на-Дону:
Книжное издательство, 1987. – 496 с.

6.       
«Станица сердцу дорогая» Историко-краеведческое
повествование В. Шевченко Ростов-на-Дону 2004 г. Издательство «Приазовский
Край»

Дистанционный
межмуниципальный учебно-исследовательский форум «Лаборатория научного поиска»,
посвященного

Году науки и 
технологии.

«Обобщение и
распространение педагогического опыта»

Мастер-класс
на тему: «Целесообразно ли использовать художественные произведения о Великой
Отечественной войне на уроках литературного чтения и во внеурочной
деятельности  при воспитании чувства патриотизма в начальной школе».

Саратовская
область,

Ртищевский
район,

Поселок
Ртищевский,

Петровская
Светлана Юрьевна,

МОУ
«Ртищевская СОШ

Ртищевского
района Саратовской области»

Учитель
начальных классов.

Целесообразно
ли использовать художественные произведения о Великой Отечественной войне на
уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности  при воспитании
чувства патриотизма в начальной школе.

 Патриотизм
– это инстинкт самосохранения нации.

Аркадий
Давидович

Патриотическое
чувство не возникает само по себе.
Любовь к  Родине, любовь
к людям,
привитие бережного отношения к истории
Отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа, воспитание
осознания долга перед Родиной,  готовности к  её защите – вот те потоки, из
которых образуется могучая река под названием «патриотизм».

         
В чем реализуется патриотизм сегодня? Как воспитать это великое чувство в наших
детях, живущих в 21 веке – веке компьютеров, телевидения, когда разрушены
прежние идеалы и не успели сформироваться новые?  Воспитание патриотизма –
это, прежде всего, воспитание нравственности. Перед учителем возникает вопрос,
какими мы хотим видеть своих детей? Конечно же, высоконравственными, готовыми
защищать свою страну, стремиться сделать ее краше, богаче, крепче, счастливее.
      
Воспитывать патриота надо начинать в начальной школе. Младший школьный возраст
– это период впитывания, накопления знаний. В этом возрасте идёт развитие
высших чувств: нравственных, интеллектуальных, эстетических. Этот возраст
представляет собой такой период становления личности, когда формируется чувство
любви к Родине, закладываются предпосылки гражданских качеств, уважение к людям
и понимание окружающих независимо от их социального происхождения, национальной
принадлежности, языка и вероисповедания. Воспитание патриотизма должно
составлять важнейшее направление работы учителя начальных классов.

Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с
Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и
деды.

Не следует также забывать, что война является одним
из наиболее важных исторических опытов и практик в формировании,
воспроизводстве, воспитании и восприятии настоящего мужчины. Образ воина
остается одним из ключевых символов мужественности. Особенно важно это для
современных детей. Для нормального развития мальчикам и девочкам необходимо,
чтобы смутный образ настоящего мужчины постепенно становился реальностью,
находя свое воплощение в конкретных людях.

Именно поэтому в нашем классе в 2019-2021 учебном
году был дан старт проекту «Мы-правнуки Победы», классный руководитель и
родители учащихся сочли необходимым осветить для детей подвиг своего народа в
годы Великой Отечественной Войны. Многие родители, работая над проектом, помогая
в поисковой и исследовательской деятельности своим детям, честно признавались,
что не знали и впервые узнают некоторые факты истории своей страны, народа и
своей семьи. И что эта работа им тоже необходима и очень полезна.

        
Трудно переоценить в решении задач образования и воспитания  подрастающего
поколения роль и значение  уроков литературного чтения. Во-первых,
потому что они знакомят учащихся с нравственно-эстетическими ценностями
культуры своего народа и человечества в целом. Во-вторых, потому что в процессе
восприятия художественного текста участвуют разум, чувства и воля, значит
параллельно проходит развитие личности ребёнка, его нравственное воспитание.

  
Решением проблемы – «Патриотическое воспитание учащихся на уроках
литературного чтения»
мы занимаемся на протяжении нескольких лет, реализуя
поставленную цель – воспитание патриотических качеств  младших школьников.

          Но анализируя 
содержание  программы «Литературное чтение», составленного на основе 
учебников  УМК «Школа России»  с 1 по 4 класс, можно констатировать тот факт,
что патриотическому воспитанию учащихся отводится недостаточно внимания
Лишь  небольшое количество произведений  можно отнести к воспитывающим такие
нравственные  понятия, как уважение к памяти предков, к истории нашего народа,
героизм, отвагу, благородство, любовь к Родине.

Литература Великой
Отечественной Войны – несомненно, один из важнейших пластов в 
формирование  патриотических качеств.                     

Произведения, поднимающие тему
войны, Отечества, несут в себе особую атмосферу, потому что на них происходит
приобщение к мужеству, подвигу народа, проводятся размышления о войне и
времени, памяти, бесценности человеческой жизни. Ребята по-новому осмысливают,
что значит мужество. Это не просто не бояться на войне, это значит находить в
себе силы подниматься под пулями, идти в атаку, отстаивая свою землю. 

Дорога к сердцам детей лежит
через память о тех, кто погиб за наше Отечество. Память вбирает в себя многое:
и чувство благодарности к героям войны, и чувство долга, и неприятие зла, и
стремление утвердить справедливость в мире. Я говорю детям о том, что мы должны
знать, какие ужасы несёт с собой война. Мы должны знать, что война в
действительности – зло, жестокость, смерть. И помогут нам в этом книги о
Великой Отечественной войне.

Благодаря этому проекту обучающиеся осознают
высшие ценности, идеалы, ориентиры, у детей развивается способность
руководствоваться этими ценностями в практической деятельности.

 Проблема:

современное поколение не знает ничего о Великой
Отечественной войне

Цель проекта:

воспитание у детей младшего школьного возраста
нравственно – патриотические качества и чувства гордости за свою Родину,
основываясь на произведения .

Задачи проекта:

расширять и систематизировать знания детей о ВОВ;

формировать нравственно-патриотические качества:
храбрость, мужество, стремление защищать свою Родину;

способствовать проявлению у детей интереса к
истории своей страны, своего села, своей семьи посредствам художественного
произведения;

воспитывать в детях уважительное отношение к
старшему поколению;

бережное отношение к семейным фотографиям и
наградам.

План реализация проекта.

Дата проведения

Мероприятия

Сентябрь

Классные часы, посвященные 75-тилетию Победы в
Великой Отечественной войне.

Проект «Стань поселок краше!»

Октябрь

Читаем книги о войне

Классный час «День народного единства».

Ноябрь

Час правовых знаний “Конституция РФ”.

Экскурсия в комнату Боевой Славы пос. Ртищевский
«Знать, чтобы помнить».

Декабрь

Конкурс стихов “Моя Родина”.
Конкурсы  рисунков «Читаем и рисуем  о войне»,  «Что такое подвиг?»

Январь

Проект  «Наши отцы и деды сражались за Родину!».

Февраль

Конкурс чтецов о Великой Отечественной войне «76 лет
без войны»

Урок мужества “День защитника Отечества”.

Март

Проект «Пионеры-герои».

Апрель

Экскурсия в комнату Боевой Славы пос. Ртищевский.

май

Смотр-конкурс строя и песни, посвященный 76
годовщине Великой Победы.


На одном из классных часов, в преддверии  Дня Победы,  мы с ребятами, прочитав
много рассказов о войне, познакомились с рассказом Анатолия Митяева «Мешок
овсянки». Этот рассказ повествует о событиях военных лет.

При знакомстве с новым
произведением, я использую такой прием, как чтение с остановками. Для этого все
произведение делю на смысловые отрывки. К каждой части задаю вопросы,  и ребята
с удовольствием отвечают на них.

Вот, например, произведение Анатолия Митяева «Мешок овсянки».

1.                  
В ту осень шли долгие холодные
дожди. Земля пропиталась водой, дороги раскисли. На проселках, увязнув по самые
оси в грязи, стояли военные грузовики. С подвозом продовольствия стало очень
плохо. В солдатской кухне повар каждый день варил только суп из сухарей: в
горячую воду сыпал сухарные крошки и заправлял солью.

Почему
солдаты голодали?

Вкусен ли
суп, который наварил повар?

2.                  
В такие-то голодные дни солдат
Лукашук нашел мешок овсянки. Он не искал ничего, просто привалился плечом к
стенке траншеи. Глыба сырого песка обвалилась, и все увидели в ямке край
зеленого вещевого мешка.

— Ну и находка! — обрадовались
солдаты,— Будет пир горой… Кашу сварим!

Один побежал с ведром за
водой, другие стали искать дрова, а третьи уже приготовили ложки.

Как вы
думаете, отведают ли солдаты вкусной каши?

3.                  
Но когда удалось раздуть огонь
и он уже бился в дно ведра, в траншею спрыгнул незнакомый солдат. Был он худой
и рыжий. Брови над голубыми глазами тоже рыжие. Шинель выношенная, короткая. На
ногах обмотки и растоптанные башмаки.

— Эй, братва! — крикнул он
сиплым, простуженным голосом,— Давай мешок сюда! Не клали — не берите.

Он всех просто огорошит своим
появлением, и мешок ему отдали сразу.

Да и как было не отдать? По
фронтовому закону надо было отдать. Вещевые мешки прятали в траншеях солдаты,
когда шли в атаку. Чтобы легче было. Конечно, оставались мешки и без хозяина:
или нельзя было вернуться за ними (это если атака удавалась и надо было гнать
фашистов), или погибал солдат. Но раз хозяин пришел, разговор короткий —
отдать.

Солдаты молча наблюдали, как
рыжий уносил на плече драгоценный мешок. Только Лукашук не выдержал, съязвил:

— Вон он какой тощий! Это ему
дополнительный паек дали. Пусть лопает. Если не разорвется, может, потолстеет.

Огорчились ли
солдаты тем, что находку пришлось вернуть?

Как вы
думаете, рыжий солдат сам будет есть эту кашу или поделится с товарищами?

4.                  
Наступили холода. Выпал снег.
Земля смерзлась, стала твердой. Подвоз наладился. Повар варил в кухне на
колесах щи с мясом, гороховый суп с ветчиной. О рыжем солдате и его овсянке все
забыли.

Готовилось большое
наступление.

По скрытым лесным дорогам, по
оврагам шли длинные вереницы пехотных батальонов. Тягачи по ночам тащили к
передовой пушки, двигались танки.

Готовился к наступлению и
Лукашук с товарищами. Было еще темно, когда пушки открыли стрельбу. Посветлело
— в небе загудели самолеты.

Они бросали бомбы на
фашистские блиндажи, стреляли из пулеметов по вражеским траншеям.

Самолеты улетели. Тогда
загромыхали танки. За ними бросились в атаку пехотинцы. Лукашук с товарищами
тоже бежал и стрелял из автомата. Он кинул гранату в немецкую траншею, хотел
кинуть еще, но не успел: пуля попала ему в грудь. И он упал. Лукашук лежал в
снегу и не чувствовал, что снег холодный. Прошло какое-то время, и он перестал
слышать грохот боя. Потом свет перестал видеть,— ему казалось, что наступила
темная тихая ночь.

Ребята, было
ли страшно этим бойцам?

Что произошло
с Лукашуком?

Останется ли
он в живых?

5.                  
Когда Лукашук пришел в
сознание, он увидел санитара. Санитар перевязал рану, положил Лукашука в
лодочку — такие фанерные саночки. Саночки заскользили, заколыхались по снегу.
От этого тихого колыхания у Лукашука стала кружиться голова. А он не хотел,
чтобы голова кружилась,— он хотел вспомнить, где видел этого санитара, рыжего и
худого, в выношенной шинели.

— Держись, браток! Не робей —
жить будешь!..— слышал он слова санитара.

Чудилось Лукашуку, что он
давно знает этот голос. Но где и когда слышал его раньше, вспомнить уже не мог.

Где мог
встречаться Лукашук с этим санитаром?

6.                  
В сознание Лукашук снова
пришел, когда его перекладывали из лодочки на носилки, чтобы отнести в большую
палатку под соснами: тут, в лесу, военный доктор вытаскивал у раненых пули и
осколки.

Лежа на носилках, Лукашук
увидел саночки-лодку, на которых его везли до госпиталя. К саночкам ременными
постромками были привязаны три собаки. Они лежали в снегу. На шерсти намерзли
сосульки. Морды обросли инеем, глаза у собак были полузакрыты.

А как вы
думаете, собаки голодные?

Чем могли
кормить их?

7.                  
К собакам подошел санитар. В
руках у него была каска, полная овсяной болтушки. От нее валил пар. Санитар
воткнул каску в снег постудить — собакам вредно горячее. Санитар был худой и
рыжий. И тут Лукашук вспомнил, где видел его. Это же он тогда спрыгнул в
траншею и забрал у них мешок овсянки.

Лукашук одними губами
улыбнулся санитару и, кашляя и задыхаясь, проговорил:

— А ты, Рыжий, так и не
потолстел. Один слопал мешок овсянки, а все худой.

Верны ли наши
предположения?

Для себя ли
нес мешок овсянки рыжий солдат?

8.                  
Санитар тоже улыбнулся и,
погладив ближнюю собаку, ответил:

— Овсянку-то они съели. Зато
довезли тебя в срок. А я тебя сразу узнал. Как увидал в снегу, так и узнал…—
И добавил убежденно: — Жить будешь! Не робей!

Понравился
вам рассказ?

Чему он нас
учит?

Какова
главная его мысль?

Благодаря современным технологиям, мы выяснили, что
60.000 собак находились в годы войны на службе: вытаскивали с поля боя раненых,
помогали саперам обнаруживать мины, прокидывали телефонный кабель, служили на
границе.

Дети дома собственными руками
и с помощью взрослых делали  обложки к книжке-малышке: кто-то рисовал, кто-то
приклеил рисунок собак, но мои дети, до сих пор, помнят этот рассказ о
мужестве, героизме, любви к Родине не только людей, но и собак, зовут в
библиотеку выбрать еще рассказы о войне.

 Основные формы
реализации проекта:

экскурсии;

беседы;

чтение литературы о Великой
Отечественной войне;

просмотр презентаций и фильмов
о войне;

уроки Мира и Мужества;

смотры строя и песни;

военно-спортивные
соревнования;

участие в трудовых десантах;

участие в конкурсах;

поисковая и исследовательская
работа;

консультации для родителей.

 Этапы реализации
проекта:

Подготовительный этап (информационно – накопительный, организационный)

сбор литературы по данной
теме;

составление плана работы;

разработка содержания проекта

беседы на темы: «Великая
отечественная война», «Почему война называется Великой Отечественной».

Основной этап (практический)

чтение художественных
произведений:

— С. Алексеев «От Москвы до
Берлина»,

— стихи и рассказы о Великой
отечественной войне «Победа будет за нами»,

— С. Алексеев «От Москвы до
Берлина»,

— К. Паустовский «Похождение
жука носорога»,

— Н. Ходза «Дорога жизни»

— В. Н. Семенцова «Лист
фикуса»

слушание музыкальных
произведений о войне:

— «День Победы» Д.
Тухманов, В. Харитонов

— «Журавли» Р. Гамзатов,
Я. Френкель

— «Священная война» В.
Лебедев-Кумач, 
А. В. Александров 

— «Катюша» М. Блантер, М.
Исаковский

«Прощание
славянки» Лазарев В., Агапкин В.

«Победа расцветает
ввысь» С.Мазанов, Н.Мухамеджанова…

беседы с детьми на темы:

«Дети и война», «Подвиги детей
– героев войны» (из серии «Дети войны»); «Праздник. День Победы»;

тематические занятия на
темы:
 «Детям о войне», «День
Победы»,

и т. д.

Показ детям презентаций
на темы:
 «Дети герои», «Герои
ВОВ», «Мы гордимся Вами».

Консультация для
родителей:
 «Как рассказать
ребенку о войне?»

Экскурсия:

 Экскурсия в комнату Боевой
славы СДК пос. Ртищевский.

Продуктивная деятельность с детьми на тему: «Техника военных лет», изготовление
праздничных открыток для ветеранов, тружеников тыла.

-участие в благотворительных
акциях;

-участие в трудовых десантах;

Творческая деятельность:

-Утренники «Мы-правнуки
Победы», «День неизвестного солдата», «День Защитника Отечества»;

-уроки Мира и Мужества;

-смотры строя и песни,
посвященные Дню Победы;

-военно-спортивные
соревнования;

-выпуск боевых листков и
стенгазет;

-участие в конкурсах;

Заключительный этап (обобщающий):

·                   
Создание проектов «Что я знаю
о войне?»; «История моей семьи в годы ВОВ»

·                   
защита проектов;

·                   
выставка поделок (совместно с
родителями) на тему: «В память о войне»;

·                   
создание альбома «Вы наша
гордость» — участники войны и труженики тыла в Вов нашего села;

 Предполагаемый результат
проекта:

1. Расширены знания детей о
Великой Отечественной войне.

2. Закреплены навыки
продуктивной деятельности

3. Сформировано уважительное
отношение к участникам войны, труженикам тыла, бережное отношение к семейным
фотографиям и реликвиям (медали, ордена и др.).

4. Продолжать формировать
нравственно – патриотические качества воспитанников.

  Продукт проектной
деятельности:

Создание проектов:

«Правнуки Победы»

«Пионеры-герои»;

«История моей семьи в годы
ВОВ»

Специфика нашей работы такова,
что мы сеем зёрна разума и доброты, а прорастают они ещё не скоро, не вдруг.
Иногда к нашей общей печали не прорастают совсем. Но если после наших уроков
дети  станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям,
если понятия долг, честь, ответственность, порядочность не останутся для многих
фразой из книги, то учитель может считать свою задачу выполненной.

По моему мнению, с помощью
изучения художественной литературы мы можем воспитать истинного патриота своей
Родины. Таким образом, значимость изучения системы патриотического воспитания
учащихся заключается в том, что именно в школе воспитание гражданина страны
рассматривается как одно из главных средств национального возрождения.

Сейчас лучшее время, чтобы вспомнить художественные произведения, посвященные Великой Отечественной войне. Возможно, некоторые из них уже стерлись из вашей памяти, какие-то просто прошли мимо, третьи стали вызывать новые чувства. Мы составили подборку из десяти книг о войне, которые обязательно стоит прочитать хотя бы раз. Всех их можно найти в приложении МТС Библиотека.

1. Константин Симонов. «Живые и мёртвые»

Одно из ярчайших произведений о Великой Отечественной. По нему, как по учебнику, можно изучать историю начала войны. Но главное — просто и честно, без новомодного смакования ужасов и смертей, Симонов сумел показать всю тяжесть боёв и отступления, трагизм судеб простых людей, на чьи плечи легли эти страшные испытания. В книге, издававшейся в СССР миллионными тиражами, нет «ура-патриотизма». В ней откровенно рассказано о неудачах нашей армии, о самых тяжёлых первых месяцах сражений. Но несмотря на все потери и поражения, главный герой военкор Иван Синцов, как и миллионы советских людей, верит в неизбежность Победы. И она, конечно же, пришла.

2. Виктор Некрасов. «В окопах Сталинграда»

С одной стороны — история о героической обороне Сталинграда глазами главного героя лейтенанта Юрия Керженцева. Максимально достоверная. С другой — что, наверное, особенно стоит ценить читателю XXI века — в книге описываются отношения людей на войне. Некрасов передал их так, что невольно ставишь себя на место участников событий и задаёшься вопросом: «А как бы я повёл себя в этой ситуации?» И получаешь шанс переосмыслить, что на самом деле важно в жизни.

3. Михаил Шолохов. «Судьба человека»

Война лишила главного героя шофёра Андрея Соколова всего: семьи, дома, веры в будущее. Мужчина прошёл через страшные испытания, включая концлагерь. Но не сломался, остался человеком. Новый смысл привнесла в его жизнь встреча с осиротевшим мальчиком Ванюшкой. И вот это уже не две отдельные искалеченные людские судьбы, а отец и сын. Кстати, один из эпизодов книги получил широчайшую известность. Его вспоминают и цитируют даже в других произведениях. Речь о моменте, когда вражеский офицер предложил Соколову выпить за победу фашистского оружия, и тот, фактически умирая от истощения, отказался, но выпил за свою гибель.

4. Виктор Курочкин. «На войне как на войне»

Младший лейтенант Саня Малешкин только окончил военное училище и тут же стал командиром танкового экипажа. А у него всё идёт не так: то из гранаты чека выскакивает, то от машины детали отваливаются, он не может нормально командовать подчинёнными и сам недисциплинирован. Наивно боится, что бои закончатся, а он не получит ни одной награды и нечем будет похвастаться дома. Однако в настоящей критической ситуации Малешкин показывает себя героем. Автор описал в этом произведении, по сути, обычных людей. Со своими слабостями, иллюзиями, чаяниями. Вот только время, в котором они живут, — разгар Великой Отечественной. Кто-то окажется героем, другой трусом, третий погибнет… На войне как на войне.

5. Юлиан Семёнов. «Семнадцать мгновений весны»

Фильм про Штирлица, пожалуй, смотрели все. А книгу о советском разведчике Максиме Исаеве, по которой снята эта картина, многие ли читали? Вот вам отличная возможность! Самые внимательные заметят в романе незначительные расхождения с экранизацией. Ценящие историческую достоверность — чёткий документализм. Даже любители интеллектуальных головоломок найдут немало интересных для себя моментов, ведь главный герой постоянно просчитывает комбинации, что придаёт произведению некий детективный оттенок. А главное в нём — история человека, любящего и тоскующего по близким, но вынужденного ставить интересы Родины выше личных и быть верным долгу на протяжении всей жизни.

Читать в МТС Библиотеке

  • 1967, 1969, 1982
  • 2404 стр.
  • 16+

6. Борис Полевой. «Повесть о настоящем человеке»

На втором году войны немцы подбили самолёт главного героя Алексея Маресьева, он оказался раненным посреди зимнего леса и 18 суток пробирался к людям. В госпитале врачи вынуждены были ампутировать ему обе ноги, однако мужчина не сдался. В 1943-м у него уже протезы, и он вновь сражается на современном истребителе. «Повесть о настоящем человеке» — отражение реальных событий. Это классика о войне для читателей любого возраста. Подобные истории воспитывают дух, учат не сдаваться ни при каких обстоятельствах.

7. Валентин Катаев. «Сын полка»

Бойцы Красной Армии нашли в окопе больного, но готового до последнего сражаться с фашистами мальчика Ваню Солнцева, решили отправить его в тыл, а пока временно взяли на воспитание. Эта история тронет и детей, и взрослых. Для ребят же повесть «Сын полка» можно считать одной из лучших для начала знакомства с темой Великой Отечественной. Несмотря на то что описания страшных событий писатель не мог избежать (Ваня потерял родных и близких, скитался, терпел лишения, а в конце его опекун тоже погиб в бою), произведение очень доброе, воодушевляющее. И захватывающее. Чего только стоит история побега мальчика, когда того не могли найти даже бывалые бойцы.

8. Владимир Войнович. «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина»

Перед самой Великой Отечественной командование направляет непутёвого и далёкого от образа героя солдата Ивана Чонкина охранять военный самолет, совершивший вынужденную посадку на краю деревни Красное. Когда война начинается, о Чонкине забывают, а он попадает в удивительные истории. Можно ли написать о войне с юмором? Для кого-то сам вопрос кажется кощунственным. Но стоит начать читать произведение Войновича, которое он сам назвал «романом-анекдотом», понимаешь: у писателя получилось. Каждая страница вызывает добрую улыбку. При этом книга реалистична. Описаны и ужасы начала войны, и растерянность командования, и трагедия простых людей, которые навсегда расстаются с близкими… Но есть главное — присущий нашему народу оптимизм. Он ведь тоже очень помог в Великой Победе.

9. Станислав Олефир. «Когда я был маленьким, у нас была война…»

Когда началась Великая Отечественная, автору сборника было всего три года, он рос во время войны. А став взрослым, записал реальные эпизоды жизни в оккупации. Каждая глава — отдельный рассказ. Один смешной, другой поучительный, третий печальный… Взгляд на происходящее вокруг глазами ребёнка трогает необычайно. Произведение не очень известное, если не читали его ранее, обязательно сделайте это!

10. Светлана Алексиевич. «У войны не женское лицо»

Почти документальное произведение. Записанные автором рассказы женщин, судьбу которых поломала война. Истории от первого лица. Это очень сильный приём. Читатель окунается в ужасную действительность той эпохи, с первых же строчек сопереживает героиням. Многие отмечают, то же самое им когда-то говорили о военном времени мамы и бабушки. Книга жёсткая, но прочитать её, несомненно, надо. Тем более что начав, уже не оторвёшься.

Сотни историй о войне и подвигах, а также тысячи других произведений можно найти в приложении МТС Библиотека — вашей личной книжной полке в смартфоне.

Каждый год, в мае, наш народ празднует День Победы в Великой Отечественной войне, которая, является самым ярким примером проявления героизма и патриотизма русских людей. Всё меньше остаётся свидетелей тех героических лет, кто мог бы рассказать  о подвиге солдат, защищавших нашу Родину, о тружениках тыла, отдававших все свои силы для этой победы.

Великая Отечественная война  для наших детей – далекая история. Если, мы, взрослые, не передадим свои детям то, что хранится в нашей памяти, о том, что пережили наши дедушки и бабушки во время жестокой отечественной войны, то связь времен прервется. В детском саду в результате целенаправленной воспитательной работы у детей формируются элементы гражданственности и патриотизма. Наша обязанность – помочь сохранить память об исторических фактах, героических поступках защитников нашей Родины.

Исходя из этого, можно выделить следующие задачи:

– знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

– формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям;

– развитие интереса к русским традициям и промыслам;

– расширение представлений о городах России;

– развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

– воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

– воспитание уважения к труду.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту – так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. 

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Огромную роль в решении этой задачи играет знакомство дошкольников с произведениями художественной литературы о войне. Хорошо подобранные рассказы и повести позволяют воспитывать сознание того, что мужество, проявленное в боях при защите Родины присуще людям только высокого долга, патриотам Отечества.

Работу по данному направлению мы начинали с создания в книжном уголке мини-библиотеки, где были размещены книги для дошкольников о Великой Отечественной войне: поэзия, народное творчество и рассказы о войне.

 Воспитательная сила художественной литературы    направлена на формирование у детей образа героя, защитника своего государства, воспитание чувства гордости за историю становления страны и потребности защищать Родину, формирует желание быть защитником земли. Примеры  героических поступков  главных героев литературных произведений  способствуют пониманию  того, что все великие деяния и мужественные поступки совершаются из любви к Отечеству и своим близким, к своему народу, из чувства ответственности перед ними.

Особое внимание в нашем детском саду уделяется истории военных лет нашего края. Рассказы о нашем родном городе – отдельный вид специальной детской литературы для патриотического воспитания дошкольников в нашем детском саду. В каждой группе старшего дошкольного возраста созданы отдельные уголки патриотического воспитания, где имеется художественная литературы (рассказы, сказки, былины, поэзия советских писателей и поэтов, а также и наших белгородских писателей).

Здесь используются стихи Е. Сыроватского «Старый Оскол», Б. Шамраева «Старый Оскол. Гимн городу», Л. Пичиневской «Самый красивый город Старый Оскол», и др. Также мы не можем не рассказать детям о сборнике «Слово о бойце», в который вошли стихотворения белгородских поэтов. Дети с интересом слушают стихотворения и с удовольствием заучивают их наизусть. Например, такие стихи, как М.Бурцева «Прохоровское поле», В. Михалева «После славы». Это знакомство вызвало у детей желание провести экскурсию по Аллее Славы нашего города – города воинской славы.

В беседе дети узнали смысл некоторых пословиц, как «Жить – Родине служить!», «Береги землю родимую, как мать родную», «Тот герой, кто за родину горой» многие другие пословицы о Родине.

Очень понравились детям стихотворения А. Барто о войне: «Я с войны», «Мой брат уходит на войну», «Вернулся» и другие. Также огромные впечатления оставили стихотворения А.Митяева « Почему армия родная», «Дедушкин орден»; М. Исаковского «Навек запомни» и др.

Такие книги ярко проиллюстрированы, содержат подходящий для детского восприятия материал.  Героизм, мужество, готовность на подвиг во имя Родины – такие черты видят дети в героях литературных произведений.

Книги о войне несут огромный воспитательно-патриотический заряд. Мы находим ключ к решению проблем сегодняшнего дня в лучших произведениях о войне. Эти книги заставляют гордиться своим народом, своей страной, помогают осознать значение каждого человека, заставляют искать свое место в жизни, доброжелательно относиться к окружающим людям.

Рассказы о Великой Отечественной Войне, о детях и подростках, участвовавших в борьбе с захватчиками, знакомят современных детей с подвигами их  прабабушек  и  прадедушек. Дети сопереживают персонажам, волнуются, впервые осознают беспощадность войны к простым людям и жестокость, негодуют против нападения на мирных жителей, получают первые знания о равенстве всех рас и национальностей.

Таким образом, суть патриотического воспитания состоится в изучении художественных произведений (формирование у детей образа героя, защитника своей земли. Способствует пониманию того, что все великие деяния и мужественные поступки совершаются из любви к Отечеству, из чувства ответственности перед народом.

Список литературы:

1.     Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П. Система патриотического воспитания в ДОУ. – Волгоград: Учитель, 2007.

2.     Дошкольникам о защитниках Отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ / под ред. Л. А. Кондрыкинской. — Москва: Сфера, 2006. 

3.     Как научить детей любить Родину/ Антонов Ю.Е., Левина Л.В., Розова О.В. и др. – М., 2005.

4.     Никулов А.П., Григорьев Э.И. Старый Оскол. – Издательство «Белгород», 1992.

5.     Петрова В.И. Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду./В.И.Петрова – М.; Изд-во Мозаика-Синтез, 2007.

Проект
для детей с ОВЗ « Детям о Великой
Отечественной Войне».

Актуальность:

День
Победы – это праздник, который касается
каждого жителя страны, он объединяет
поколения и заставляет каждого
почувствовать себя частью чего-то
важного. К сожалению, с каждым годом
ветеранов Великой Отечественной войны
становится все меньше, но о войне забывать
нельзя, о ней надо помнить всем поколениям.
О войне надо рассказывать детям, начиная
с дошкольного возраста. Создавая проект
о Великой Отечественной Войне, мы
старалась, чтобы дети глубоко прочувствовали
все тяготы войны, чтобы поняли всю
трагедию нашего народа, чтобы восхищались
подвигами советских солдат, интересовались
историей своей страны и испытывали
гордость за свой народ.

Патриотическое
чувство не возникает само по себе. Это
результат длительного, целенаправленного
воспитательного воздействия на человека,
начиная с самого детства. В связи с тем,
что проблема нравственно–патриотического
воспитания детей с ограниченными
возможностями здоровья является одной
из актуальных. В результате систематической,
целенаправленной воспитательной работы
у детей могут быть сформированы элементы
гражданственности и патриотизма.
Нельзя
 быть
патриотом, не чувствуя личной связи с
Родиной, не зная, как любили, берегли и
защищали ее наши предки, наши отцы и
деды.

Не
следует также забывать, что война
является одним из наиболее важных
исторических опытов и практик в
формировании, воспроизводстве, воспитании
и восприятии настоящего мужчины. Образ
воина остается одним из ключевых символов
мужественности. Особенно важно это для
мальчиков в период взросления. Для
нормального развития мальчикам
необходимо, чтобы смутный образ настоящего
мужчины постепенно становился реальностью,
находя свое воплощение в конкретных
людях. Причем очень важно, чтобы герои
были своими, легко узнаваемыми, близкими.
Тогда мальчишкам легче соотнести их с
собой, легче на них равняться. Именно
поэтому мы сочли необходимым осветить
для детей подвиг своего народа в годы
Великой Отечественной Войны через
призму истории своей семьи.

Цель:

Воспитание
гражданско-патриотических чувств у
детей с ограниченными возможностями.
Формирование чувства гордости за подвиг
народа в Великой Отечественной Войне.

Задачи:

  1. Расширить
    знания детей о событиях Великой
    Отечественной войны

  2. Воспитывать
    уважение

    Великой
    Отечественной войны, чувство гордости
    за народ, победивший врага.

  3. Развивать
    творческие способности.

Срок
реализации проекта: апрель-май 2021 г (1
раз в неделю — среда)

Тип
проекта:
 
информационно — практико — ориентированный
проект.

Возраст
детей,
 на
которых рассчитан проект 7-12 лет с
ограниченными возможностями здоровья.

Участники
проекта:
 
социальные педагоги, дети с ограниченными
возможностями.

Распределение
обязанностей:

Социальный
педагог: Подборка наглядно –
дидактического материала на тему Великой
Отечественной Войны. Подборка
художественной литературы – рассказов,
стихов, пословиц и поговорок о войне,
празднике 9 мая, военных, о мире. Подборка
песен военных лет.

Подборка
различных материалов для продуктивной
деятельности детей. Проводит беседы:
«История георгиевской ленточки», «Они
сражались за Родину»,

Организует
выставку детских рисунков, подарков
ветеранам.
Организует экскурсию в музей Победы.

Дети:
участвуют в беседах о ВОВ, выставке
рисунков, в изготовлении подарков для
ветеранов и тружеников тыла, в музыкальном
поздравлении.

1
этап: Подготовительный

  • Определение
    проблемы, темы, цели, задачи и методов
    для их достижения по нравственно-патриотическому
    воспитанию с детьми дошкольного
    возраста.

  • Подборка
    — наглядно – дидактического материала
    на тему Великой Отечественной Войны,
    художественной литературы – рассказов,
    стихов, пословиц и поговорок о войне,
    военных, о мире.

2
этап: Основной

1
неделя

Беседы
с детьми: «История георгиевской
ленточки», «Они сражались за
Родину», рисование георгиевской
ленточки

2
неделя

Чтение
художественных произведений: Л. Кассиль
«Памятник солдату», «Твои
защитники»; С. Баруздин «Рассказы о
войне»

3
неделя

Рассматривание
иллюстраций о Великой Отечественной
войне.

4
неделя

Чтение
произведений С. Михалков «День победы»

5
неделя

Организация
выставки детских рисунков по теме
«Салют Победе».

6
неделя

Заучивание
стихотворений о войне

7
неделя

Экскурсия
в Музей Победы.

8
неделя

Прослушивание
песен о войне: «Свя
щенная
война» сл. В. Лебедева- Кумача,
«День Победы» Д. Тухманова, М. Блантера
«Катюша», В.Алкина «Прощание «Славянки».

3
этап: Заключительный

Участие
в празднике посвященному дню победы.

Ожидаемый
результат:

  1. Расширились
    знания детей о событиях ВОВ

  2. Сформировано
    уважительное отношение к участникам
    войны, труженикам тыла

А вот еще несколько наших интересных статей:

  • Художественные особенности сказки теремок
  • Художественные промыслы башкортостана сочинение
  • Художественные особенности сказок пушкина
  • Художественные приемы в сказках 5 класс
  • Художественные особенности сказки морозко
  • Поделиться этой статьей с друзьями:


    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии