С чего можно начать сочинение на тему «Народные промыслы»? Конечно, с общих сведений, дающих понятие, что такое народные промыслы, какими они бывают. Можно привести исторические факты.
Например:
Народные промыслы представляют собой форму народного творчества, зародившуюся в 18-19 веке и чаще всего начинавшуюся с бытового крестьянского искусства. Это роспись, кружево, резьба. Передаваясь из поколения к поколению, от деда внуку, от мастера мастеру, народные промыслы дошли и до наших времен.
Основная часть
В основной части ученику следует непосредственно перейти к главной мысли в сочинении на тему «Русские народные промыслы», аргументировано, логично и стилистически грамотно изложить имеющуюся информацию, продемонстрировав при этом полное знание материала.
Конечно, следует дать краткие сведения о каждом виде. Рекомендуется использовать нижеизложенный материал, для того чтобы качественно раскрыть тему сочинения.
Русские народные промыслы: художественная роспись
Металлические изделия, мебель и деревянные игрушки расписывались на Руси испокон веков, что дало толчок такому виду искусства, как художественная роспись. Причем, технологии ее исполнения в различных регионах отличалась друг от друга. Так, в Поволжье в деревнях Нижегородской губернии, расположенных вокруг крупного села Городец, в 19 веке зародилась Городецкая роспись. Ею украшены прялки, сундуки, сани, дуги, мебель и многие другие предметы быта. На фоне остальных русских росписей Городецкая выделялась:
множеством жанровых сцен из крестьянского и купеческого быта;
богатством декоративных цветочных мотивов;
изображением реалистичных и идеализированных образов животных и птиц. Часто изображения выполнялись парными, лицом друг к другу.
Цветовая гамма яркая, контрастная, выполнена в красных, зеленых, синих и черных тонах, подчеркивающих декоративность мотивов.
Жостовская роспись была придумана в деревне Жостово Московской области в XIX веке и заключалась в декорировании металлических подносов, сделанных из тонкой кровельной стали, которая предварительно прошла специальную обработку. Изделия разрисовывались от руки, образцы и трафареты не применялись. Художник ориентировался только на композиционные приемы и собственное воображение, поэтому двух одинаковых подносов не существует. Орнамент наносится разведенным в лаке или скипидаре золотым порошком. Ключевыми мотивами изображений являются простые цветочные композиции с полевыми и садовыми цветами преимущественно на красном или черном фоне.
Также Россия славится Палехской, Гжельской, Мезенской, Хохломской росписью. Каждая из них имеет свою собственную историю, характеристику, секреты. Поэтому в сочинении на тему «Народные промыслы» рассказать можно о любой из них. Главное, задаться целью.
Игрушки
Чтобы интересно написать сочинение на тему «Народные промыслы», можно изложить следующую информацию.
Среди множества народных промыслов, которыми славится Россия, особое место занимает производство игрушек. В слободе Дымково – одном из районов Вятки, в XIX веке имели место огромные залежи песка и глины. Местные умельцы придумали применение этому природному богатству и начали изготавливать на потеху детишкам яркие расписные керамические игрушки. Изделия характеризуются геометрическим узором, состоящим из полос, кругов, клеток. Дымковская игрушка, как она стала называться в народе, помимо своеобразной росписи выделяется золотой отделкой.
На весь мир прославились Филимоновские свистульки. Изделия характеризуются удлиненной формой, расписываются только гусиным пером, ярко раскрашиваются. Данный промысел возник более 700 лет назад на базе изготовления посуды из глины, залегающей близ села Филимоново (Одоевский район, Тульская область).
Берестяное производство
Если бы школьник был ограничен во времени, то мог бы написать мини-сочинение на тему «Народные промыслы» и обязательно рассказать в нем о берестяном производстве.
Береста – материал, из которого на Руси издавна делают нужные для хозяйства вещи: корзины, туеса, короба, шкатулки и всем известные лапти. Изделия расписывали яркими красками, «наряжали» в красочные орнаменты и украшали ажурными кружевами, также сделанными из бересты. Такой промысел был широко распространен на всей Руси, сегодня традиции такого производства сохранились в Якутии, Сибири, Поволжье. Только истинные мастера способны из скромного природного материала делать такие уникальные шедевры.
В заключение
Подвести итог в сочинении на тему «Народные промыслы» следует логичным выводом относительно сказанного в основной части текста. Ученик может описать, насколько ценны народные умения, передающиеся из поколения в поколение и являющиеся частью культурного наследия страны.
Следование традициям и ручная работа мастера делает каждое изделие узнаваемым и неповторимым. Сегодняшние художественные ремесла являются живым, развивающимся искусством и неотъемлемой частью современной культуры.
859. Сочинение на тему Народные промыслы 6 класс Русский язык
Русский народ никогда не любил сидеть без дела. Народному творчеству уделялось всегда много времени.
Одной очень красивой традицией считается расписанная посуда. Такая посуда называется гжель. Суть такого промысла такова, что вся продукция из керамики расписывается вручную. Каждое изделие уникальное. Гжелью расписывают посуду, камины, печи. Такие рисунки не выцветают, не выгорают и не бояться перепада температур. Хозяева домов, где есть гжель очень гордиться такими приобретениями. Последнее время роспись гжелью представляет собой синий рисунок.
Хохлома 6 класс
Еще одним видом промысла является хохлома. Хохлома – это отражение жизни целых поколений. Хохлома представляет собой замысловатые позолоченные узоры, без применения драгоценных металлов. Роспись хохломой зародилась от умения расписывать золотом иконы. Город основатель данной посуды является Семенов. Там есть памятник всему честному народу, который в старые времена занимался росписью.
Посуда очень красивая и со временем она стала популярной не только на территории России, но и Америки, Австралии и даже Африки. Искусство хохломы – это не просто красивая роспись, а умение создать уникальную форму изделия.
Дымковская игрушка
А где — то в слободе Дымково, сейчас город Вятки зародился древний промысел росписи глиняных игрушек. Игрушки все расписывались вручную и, по мнению историков, создавались, чтобы отмечать весенний праздник бога Солнца. Орнамент игрушек всегда простой, но яркий и на белом фоне. Каждый орнамент несет свою символику и изображает природу.
Матрешка 6 класс
Деревянная матрешка еще один народный промысел. Суть матрешки в том, что в одной большой полой фигуре находятся фигуры меньшего размера. Матрешка – это изображение русской женщины в красных нарядах. Сейчас матрешки бывают разными, с различными изображениями. Это могут пародии или всевозможные, различные персонажи.
Сочинение на тему Народные промыслы 6 класс
Русский народ никогда не любил сидеть без дела. Народному творчеству уделялось всегда много времени.
Одной очень красивой традицией считается расписанная посуда. Такая посуда называется гжель. Суть такого промысла такова, что вся продукция из керамики расписывается вручную. Каждое изделие уникальное. Гжелью расписывают посуду, камины, печи. Такие рисунки не выцветают, не выгорают и не бояться перепада температур. Хозяева домов, где есть гжель очень гордиться такими приобретениями. Последнее время роспись гжелью представляет собой синий рисунок.
Хохлома 6 класс
Еще одним видом промысла является хохлома. Хохлома – это отражение жизни целых поколений. Хохлома представляет собой замысловатые позолоченные узоры, без применения драгоценных металлов. Роспись хохломой зародилась от умения расписывать золотом иконы. Город основатель данной посуды является Семенов. Там есть памятник всему честному народу, который в старые времена занимался росписью.
Посуда очень красивая и со временем она стала популярной не только на территории России, но и Америки, Австралии и даже Африки. Искусство хохломы – это не просто красивая роспись, а умение создать уникальную форму изделия.
Дымковская игрушка
А где — то в слободе Дымково, сейчас город Вятки зародился древний промысел росписи глиняных игрушек. Игрушки все расписывались вручную и, по мнению историков, создавались, чтобы отмечать весенний праздник бога Солнца. Орнамент игрушек всегда простой, но яркий и на белом фоне. Каждый орнамент несет свою символику и изображает природу.
Матрешка 6 класс
Деревянная матрешка еще один народный промысел. Суть матрешки в том, что в одной большой полой фигуре находятся фигуры меньшего размера. Матрешка – это изображение русской женщины в красных нарядах. Сейчас матрешки бывают разными, с различными изображениями. Это могут пародии или всевозможные, различные персонажи.
Народные промыслы
Несколько интересных сочинений
Это интересный рассказ – рассуждение. И немного психологический портрет типа людей. Просто – дураков. Автор говорит, что дураки – вовсе не такие, к которым мы привыкли. Не умственно отсталые!
Осень в картинах русских художников – “унылая пора”, но, вместе с тем и “очей очарованье”. Теплые желто-золотистые краски, кое-где багрово-красные вкрапления, трогательные спокойные пейзажи во всей простоте и великолепии русской природы.
Что же такое «толерантность»? Социология рассматривает данное понятие, как терпимость к мировоззрению другого человека, его образу жизни, поведению и обычаям. Но, безусловно, это очень узкое понятие.
Об образе светского повесы и шута Ипполита Курагина известно не так много. И все же, о второстепенном персонаже мирового романа «Война и мир» есть что сказать.
Многим может показаться, что в произведении «Левша» нет ничего обучающего. Но на самом деле там есть обучающая составляющая, и она представлена в некоторых картинах.
Сочинение Народные промыслы
Народные промыслы исторически сложились как результат деятельности умельцев и художников из народа по созданию изделий материальной культуры для повседневного использования. Основой для изготовления вещей являлись материалы, данные самой природой: глина, дерево, кожа, шерсть.
Отдельные мастера, нашедшие своих учеников, последователей, талантливых лидеров-организаторов, стали родоначальниками многих русских народных кустарных производств, основанных на ручном труде с применением несложных технических приспособлений.
Говоря о народном художественном промысле, всегда имеют в виду географическое место, где он зародился и существует, а также сложившиеся традиции мастерства и стиля.
Само собой разумеющимся является и высокий уровень произведённых вещей. Такие изделия отличаются не только прочностью и добротностью, но и художественным оформлением: красивой росписью, резьбой, сложным плетением (в зависимости от материала).
Например, умельцы в работе с деревом и мастера художественной росписи деревянных изделий основали известные во всём мире мастерские Палехской миниатюры, Хохломской декоративной росписи, Тверской расписной деревянной посуды.
Промыслы, связанные с резьбой по дереву, – это мастерские Богородской деревянной игрушки и малой деревянной архитектуры (наличники, карнизы, ворота); Капокорешковый промысел на вятской земле, Абрамцево-кудринская деревянная резьба и др.
Из всех деревянных изделий народных промыслов наибольшую известность получила игрушка Матрёшка. Она стала своеобразным символом русского характера. Её любят на родине и за рубежом и везут в подарок из нашей страны и детям, и взрослым.
Расписную матрёшку стали производить в 1891 году в подмосковном Абрамцеве по эскизам художника С.В. Малютина. Он позаимствовал идею у японской пустотелой игрушки, воплощающей образ старого мудреца Фукурамы, но придумал другое устройство.
Русская матрёшка состоит из двух частей. Верхняя навинчивается на нижнюю, имеющую плоское донце для устойчивости. В названии куклы угадывается женское имя Матрёна, и сама она представляет образ простой женщины в сарафане, фартуке и цветастом платке.
Матрёшка имеет широкую географию популярности в мире и не менее обширную территорию по месту её изготовления. Существует как минимум шесть адресов «прописки» у этой замысловатой полой куклы, внутрь которой помещается 5 и больше куколок, одна другой меньше.
Известны загорская, хохломская, семёновская, вятская, тверская, полхов-майданская матрёшки. Куклы из разных промысловых мастерских отличаются манерой росписи, мотивами рисунков и палитрой красок. Но об этих тонкостях чаще всего могут судить специалисты в области фольклора и народных ремёсел.
Также читают:
Картинка к сочинению Народные промыслы
Популярные сегодня темы
Виктор Петрович Астафьев — один из знаменитых и популярных писателей России и Советского Союза. Его произведения вполне популярны среди читателей и любителей русской литературы.
Осип – пожилой слуга барина Хлестакова, который считает его не самым умным человеком, и поэтому старается помогать ему не только физически, но и умственно
В романе Горького Фома Гордеев представлены образы купцов, владельцев пароходов и их наследников всего богатого имущества. С капиталистической стороны их интересы совпадают
«Гранатовый браслет» — это повесть Александра Ивановича Куприна, была написана в 1910 году.
ехов пытается заострить внимание читателя на образ доктора Рагина. Этого героя сравнивают с другими персонажами.
Так исторически сложилось, что развитие художественных ремесел и промыслов, народного декоративно-прикладного искусства на территории нынешнего Дахадаевского района в историческом прошлом было связано с их общедагестанским значением. По историческим материалам, выявленным исследователями, на территории района еще в эпоху средневековья (XII-ХV вв.) получили развитие такие виды прикладного искусства, как резьба по штуку (среди них — михраб Кала-Корейшской мечети), резьба по камню (надмогильные памятники Кала-Корейша, Кубачи, Ашты, Шири, «кубачинские рельефы», вставки стен общественных зданий), резьба по дереву (двери Кала-Корейшской мечети, минбар Кубачинского медресе, столбы Ширинской мечети), художественное литье (бронзовые котлы из села Кубачи), культовая и оборонительная архитектура (Кала-Корейшская мечеть, Ицаринская башня), эпиграфическое искусство, каллиграфия. Самобытностью выделялись и женские промыслы шерстяного сукноткачества Сирхинской зоны района, интенсивное развитие которых падает на XVI и последующие века.
Под заказ text_model 99959
Серебряный сервиз..
Под заказ text_model 610109
Чеканка и гравировка с чернью богато украшают эту фляжку для коньяка или водки, которую вполне уместно иметь под рукой на случай холода или стресса. К..
Под заказ text_model В-002
Серебряная визитница Кадзуми из серебра 925 пробы изготовлена в лучших традициях Кубачигских мастеров. Серебряная визитница позволит хранить все визит..
Под заказ text_model 03.80.90
Серебряное кольцо Андреа сделана в виде раковины, внутри которой прячется натуральна жемчужина.
Можно приобрести в комплекте с серьгами..
Уже в этнографически обозримый период (начало XX в.) многие виды ремесел, получивших развитие в селах нынешнего Дахадаевского района, стали явлением не только дагестанского значения, но и кавказского масштаба. Это изготовление домотканого шерстяного сукна в селах Кубачи, Сутбук, Урцаки, Урари, Кища), оружейное дело (изготовление холодного и огнестрельного оружия и ножей в селах Кубачи, Амузги, Харбук), гончарное дело (село Сулевкент). Ряд художественных ремесел и промыслов приобрели российское значение (оружейное, антикварное дело кубачинцев).
Дахадаевский район известен и тем, что здесь расположено всемирно известное село Кубачи. Это село — уникальное явление истории культуры не только Дагестана, но и России. Центр народного ремесла под именем Зирихгеран был известен еще полторы тысячи лет назад. Село всегда выделялось разнообразием народных ремесел и промыслов, исторической непрерывностью их бытования. В прошлом кубачинцы изготавливали сложные защитные доспехи (кольчуги), кинжалы, сабли, бронзовые литые котлы, светильники — чираги, бытовую посуду из меди, латуни. Позже они переключились на украшение шашек, пистолетов, ружей, различных женских украшений, серебряной посуды, супниц. Сегодня они активно работают как прекрасные мастера по золоту и драгоценным камням. Женщины-кубачинки, в свою очередь, помогали мужьям в их работе, пряли шерсть, ткали сукна, вязали теплые носки, вышивали золотой и шелковой нитью. Сегодня они работают и как ювелиры. Самобытны кубачинские традиции семейного трудового и эстетического обучения и воспитания.
На территории района получили развитие и оригинальные кузнечные промыслы Харбука (изготовление железных печей), ремесла по обработке рога. Ткали хлопчатобумажные ткани (пача), ковры-паласы. Работали и мастера по изготовлению музыкальных инструментов — чугуров (село Кища). Почти каждое село было известно теми или иными промыслами.
В развитии ремесел в селах района важную роль играла относительная доступность жителям этой территории торговых путей, проходящих через Дербент и горную зону. Торговля стала важным занятием его жителей. Так, жители с. Шири в конце XIX в. специализировались на торговых операциях и поставках товаров для кубачинцев из горных районов Дагестана (шерсть, лом меди), из российских городов (парча, канитель, дорогие платки московских фабрик, шелковые хлопчатобумажные ткани).
Резко возросла мобильность и самих мастеров. В конце XIX — начале XX вв. многие из них стали выезжать на заработки в города. Кубачинских ювелиров можно было встретить в городах Кавказа, столичных центрах России, а сулевкентских гончаров — в селах Северного Кавказа. Яркие декоративные техники насечки, гравировки, филиграни, ручной лепки и росписи керамики стали визитной карточкой мастеров.
Прославился Дахадаевский район мастеровитостью своих жителей и в советское время. В Кубачи в 1924 г. была организована художественная артель «Саниаткар». Слава к кубачинским ювелирам пришла позже, когда артель была преобразована в Кубачинский художественный комбинат, который сегодня носит имя народного художника РСФСР Расула Алиханова (1922-2000). В районе появились и другие предприятия народных промыслов. В селе Харбук был открыт художественный комбинат, в Кища — ковровая фабрика.
В новое время произошла и переориентация кубачинского ювелирного промысла с кавказского региона на общесоветское пространство, т.е. кубачинские изделия уже стали продавать в столичных магазинах. Отдельная партия украшенных портсигаров в начале 1930-х годов даже была отправлена за границу. А в 1970-80-е годы на Кубачинском художественном комбинате началось возрождение отдельных приемов ювелирного дела. При изготовлении изделий начинают применяться почти забытые в промысле «глубокая» гравировка, филигрань, эмаль. На прилавках появляются сложные изделия, винные сервизы. Ведущие мастера Кубачинского комбината своим мастерством и участием на международных и всесоюзных выставках прославили Дагестан. Среди группы мастеров Дагестана, удостоенных в 1971 г. Госпремии РСФСР им. И.Е. Репина, были кубачинцы Гаджи Кишев, Расул Алиханов, Гаджибахмуд Магомедов, Абдулла Абдурахманов, Гасангусейн Чабкаев.
Известность в республике в советское время получили изделия и Кищинской ковровой фабрики, Харбукского комбината. Работали кубачинские медники и литейщики, мастера-гончары Сулевкента. А вот прядение шерсти, изготовление сукон, хлопчатобумажных тканей, железных замков в селах района прекратилось еще в 1950-е годы.
Значительно изменилась ситуация в развитии промыслов района в конце XX века после перехода страны на рыночные отношения. Этому способствовало то, что новая власть отменила всевозможные ограничения советского времени на работу ювелиров-частников, других мастеров. В последние 20 лет широко распространилось искусство гравировки, черни, эмали, филиграни, других приемов отделки традиционного холодного оружия (шашки, сабли, кинжалы). Наряду с серебром ювелиры стали активно использовать золото, драгоценные камни. Появились новые технологии изготовления украшений. Новые изделия характеризуются приверженностью уже к стилям профессионального искусства мировых школ.
Важное значение для развития ювелирного искусства и частного предпринимательства имело создание Прикаспийской государственной инспекции пробирного надзора в г. Махачкале. На учете в инспекции сегодня много кубачинцев, есть выходцы из других сел района. Традиционное ювелирное искусство с. Кубачи стало сегодня широко известным явлением российского масштаба.
Ювелирные промыслы и ремесла Дагестана (здесь основную роль играют ювелиры — выходцы из района) превратились в уникальную область российской художественной культуры. Об этом свидетельствуют прилавки разветвленной сети ювелирных магазинов России, где представлены коллекционное и подарочное оружие, женские украшения из золота и серебра, различные сувениры. Богат и набор декоративных техник (традиционная чернь, гравировка, эмаль, вставки дорогих самоцветов, гравировка по золоту, точное литье), используемых дагестанскими мастерами. Ювелирное дело превратилось в одну из важных отраслей экономики и культуры всего Дагестана, где перспективу определяют не крупные государственные кредиты, а инициатива и усилия десятков тысяч индивидуально и родственными (семейными) группами работающих мастеров, закончивших «университеты традиционного семейного художественного и мастерового образования».
Дахадаевский район знаменит не только своими ювелирами. В последнее время мастеровые дахадаевцы работают также высококлассными строителями, каменщиками, плотниками, кровельщиками, мастерами-металлистами по изготовлению ворот, печей. Их бригады можно встретить на многих стройплощадках городов республики, России. Таким образом, Дахадаевский район сегодня не только сельскохозяйственный район, но и известный мастеровой центр Дагестана, России.
Речь героев комедии Горе от ума
Современники Грибоедова восхищались языком комедии «Горе от ума». Еще Пушкин писал, что половина стихов пьесы войдет в пословицу. Затем Н.К. Пиксанов отмечал своеобразный речевой колорит комедии Грибоедова, «живость языка разговорного», характеристическую речь героев.
Каждый из персонажей «Горя от ума» наделен особой речью характерной для его положения, образа жизни, особенное его внутреннего облика и темперамента.
Так, речь Фамусова напоминает речь старомосковскою дворянства, с ее народной, разговорной манерой, красочную, образную и меткую. Павел Афанасьевич склонен к философствованию, дидактизму, остроумным замечаниям, к краткости формулировок и лаконичности. Речевая манера его необыкновенно подвижная, живая, эмоциональная, что указывает на интеллект этого персонажа, его темперамент, проницательность.
Фамусов реагирует на ситуацию мгновенно, он высказывает свое «сиюминутное мнение», а затем начинает рассуждать на данную тему более «абстрактно», рассматривая ситуацию в контексте своего жизненного опыта, знаний о человеческой природе, о светской жизни, в контексте «века» и времени. Мысль Фамусова склонна к синтезу, к философским обобщениям, к иронии.
По приезде Чацкий спрашивает, отчего Павел Афанасьевич невесел, — Фамусов тут же находит меткий ответ:
Ах! батюшка, нашел загадку,
Не весел я!.. В мои лета
Не можно же пускаться мне в присядку!
Застав ранним утром свою дочь с Молчалиным, Фамусов становится по-отцовски строг, благонамерен:
Друг. Нельзя ли для прогулок
Подальше выбрать закоулок?
А ты, сударыня, чуть из постели прыг,
С мужчиной! с молодым! — Занятье для девицы!
Павел Афанасьевич способен проанализировать ситуацию, проследив в ней причинно-следственные связи:
Всю ночь читает небылицы,
И вот плоды от этих книг!
А все Кузнецкий мост и вечные французы,
Оттуда моды к нам, и авторы, и музы:
Губители карманов и сердец!
В комедии герой выступает в самых различных ипостасях — заботливого отца, важного барина, стареющего волокиты и т. д. Поэтому интонации Фамусова — самые разнообразные, он прекрасно чувствует своего собеседника (Н.К. Пиксанов).
С Молчалиным и Лизой, слугами Фамусов разговаривает по-свойски, не церемонясь. С дочерью он выдерживает строго-добродушный тон, в речи его появляются дидактические интонации, однако чувствуется и любовь. Характерно, что тот же самый дидактизм, родительские интонации появляются и в диалогах его с Чацким.
За этими нравоучениями, как ни парадоксально, стоит особое, родительское отношение к Чацкому, который вырос вместе с Софьей на глазах Фамусова. «Брат» и «друг» — именно так обращается Павел Афанасьевич к своему бывшему воспитаннику. В начале комедии он искренне рад приезду Чацкого, пытается по-отечески наставлять его.
Фамусов часто употребляет и народные выражения: «зелье, баловница», «упал в другорядь», «горе горевать», «ни дать ни взять».
Замечателен по своей образности и темпераментности монолог Павла Афанасьевича о Москве, его мысли о воспитании московских барышень:
Берем же побродяг, и в дом, и по билетам,
Чтоб наших дочерей всему учить, всему,
И танцам! и пенью! и нежностям! и вздохам!
Как будто в жены их готовим скоморохам.
Множество высказываний Фамусова стали афоризмами: «Что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом!», «Ученье — вот чума, ученость — вот причина», «Подписано, так с плеч долой».
К речи Фамусова близка речь старухи Хлестовой. Как отмечает Н.К. Пиксанов, Хлестова говорит «самым выдержанным, самым красочным языком».
Речь ее образная, меткая, интонации — уверенные. В языке свояченицы Фамусова множество народных выражений: «час битый ехала», «дался ему трех сажен удалец», «от ужина сошли подачку».
Из персонажей фамусовской Москвы необычайно характерной является и речь Скалозуба — примитивная, отрывистая, грубая по смыслу и интонациям. В лексиконе его множество военных терминов: «фельдфебель», «дивизии», «бригадный генерал», «шеренга», «дистанции», «корпус».
При этом они зачастую употребляются не к месту. Так разделяя восхищение Фамусова Москвой, он говорит: «Дистанции огромного размера». Услышав о падении Молчалина с лошади, он заявляет:
Поводья затянул. Ну, жалкий же ездок.
Взглянуть, как треснулся он — грудью или в бок?
Иногда Скалозуб не понимает, о чем говорит собеседник, по-своему истолковывая услышанное. Как отмечали исследователи, Скалозуб косноязычен. Он плохо знает русский язык, путает слова, не соблюдает нормы грамматики. Так, Фамусову он говорит: «Мне совестно, как честный офицер». Речь Скалозуба, таким образом, подчеркивает умственную ограниченность героя, его грубость и невежество, узость кругозора.
Речь Молчалина также соответствует его внутреннему облику. Основные черты этого персонажа — лесть, подхалимство, покорность.
Для речи Молчалина характерны самоуничижительные интонации, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, подобострастный тон, преувеличенная любезность: «два-с», «по-прежнему-c», «простите, ради Бога», «личико», «ангельчик».
Он в основном немногословен, «красноречие» в нем просыпается лишь в разговоре с Лизой, которой он открывает свое истинное лицо.
Характерна среди персонажей фамусовской Москвы и речь «члена тайного союза» Репетилова.
Это бесконечные рассказы о себе, о своей семье, о «секретнейшем союзе», сопровождаемые нелепыми клятвами и уничижительными признаниями. Речевая манера героя передана лишь одной фразой: «Шумим, братец, шумим». Чацкий приходит в отчаянье от «вранья» и «вздора» Репетилова.
Как отметил А.С. Орлов, «речь Репетилова очень интересна пестротой своего состава: это смесь салонной болтовни, богемы, кружковщины, театра и просторечия, что было результатом шатания Репетилова по разным слоям общества». Этому персонажу свойственны и просторечие, и выражения высокого стиля.
Стоит отметить и своеобразие речевой манеры графини-бабушки. Как замечает В.А. Филиппов, эта героиня вовсе не косноязычна. Ее «неправильный», нерусский выговор обусловлен национальностью. Старуха Хрюмина — немка, которая так и не овладела русским языком, русским выговором.
От речи всех персонажей отличается речь Чацкого, который является героем-резонером, выражающим в комедии авторские взгляды. Чацкий — представитель «века нынешнего», критикующий все пороки московского общества. Он умен, образован, говорит правильным литературным языком. Речи его свойствен ораторский пафос, публицистичность, образность и меткость, остроумие, энергичность. Характерно, что даже Фамусов восхищается красноречием Александра Андреевича: «говорит, как пишет».
У Чацкого особая манера разговора, отличающаяся от манеры других персонажей. Как отметил А.С. Орлов, «Чацкий декламирует как бы с эстрады, согласно сатирическому дидактизму автора.
Выступления Чацкого принимают форму монологов даже в беседе или выражаются кратчайшими замечаниями, как бы выстрелами в собеседника».
Нередко в речах этого персонажа звучит ирония, сарказм, пародийные интонации:
Ах! Франция! Нет в мире лучше края!
Решили две княжны, сестрицы, повторяя
Урок, который ими с детства натвержен.
Замечателен в пьесе монолог Чацкого, в котором он со всей горячностью и благородным негодованием обрушивается на общественные порядки, бюрократизм чиновников, взяточничество, крепостничество, косность взглядов современного общества, бездушие общественной морали.
Эта пылкая, свободолюбивая речь ярко характеризует внутренний облик героя, его темперамент, интеллект и эрудицию, мировоззрение. Причем речь Чацкого очень естественна, жизненно правдива, реалистична. Как писал И.А. Гончаров, «нельзя представить себе, чтоб могла явиться когда-нибудь другая, более естественная, простая, более взятая из жизни речь».
Множество высказываний Чацкого также стали афоризмами: «И дым отечества нам сладок и приятен», «Свежо предание, а верится с трудом», «Дома новы, но предрассудки стары», «А судьи кто?».
Достаточно правильным литературным языком в пьесе говорит и Софья, что свидетельствует о ее хорошем образовании, начитанности, интеллекте. Как и Фамусов, она склонна к философствованию: «Счастливые часов не наблюдают».
Выражения Софьи меткие, образные, афористичные: «Не человек, змея», «Герой не моего романа». Однако на речь героини очень повлиял французский язык. Как замечает Н.K. Пиксанов, в речи Софьи «есть целые тирады, реплики, изложенные неясно, тяжелым языком, с нерусским расположением членов предложения, с прямыми синтаксическими неправильностями»:
Но все малейшее в других меня пугает,
Хоть нет великого несчастья до того,
Хоть незнакомый мне, до этого нет дела.
Необычайно бойкий, живой в пьесе и язык Лизы. В нем есть и просторечие, и слова высокого стиля. Высказывания Лизы тоже метки и афористичны:
Минуй нас пуще всех печалей
И барский гнев, и барская любовь.
Таким образом, комедия «Горе от ума» написана простым, легким и одновременно ярким, образным, сочным и выразительным языком. Каждое слово ее, по замечанию Белинского, дышит «комическою жизнию», поражает «быстротою ума», «оригинальностью оборотов», «поэзиею образцов».
Софья начертана неясно… Характеристика Софьи в комедии Горе от ума
Образ Чацкого в комедии Горе от ума