Базовый учебник и рабочая тетрадь: Литературное
чтение. Учебник. Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, Л. А.
Виноградская. Учебник. 3 класс. Часть 1, 2.
Климанова Л.Ф. Чтение. Рабочая тетрадь. 3 класс.
Цель урока: Познакомить с
содержанием «Сказки о царе Салтане»;
раскрыть идейно-художественное своеобразие
пушкинской сказки. Провести сопоставительный
анализ литературной сказки Пушкина с народной.
Задачи:
- Обучающая: познакомить с понятием
литературная сказка; сравнить сказку Пушкина и
русскую народную сказку «По колено ноги в
золоте»; показать детям, что «Пушкинская сказка
– прямая наследница сказки народной» (Самуил
Яковлевич Маршак). - Развивающая: развивать навыки
выразительного чтения (определять задачу чтения,
выбирать нужный тон и темп чтения, наблюдать за
употреблением знаков препинания, указывать
паузы и выделять логические ударения) - Воспитательная: воспитывать непримиримое
отношение к зависти, хитрости, злобе.
Способствовать воспитанию чувства любви к
ближнему, незлобливости, добросердечности и
умению прощать.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы учащихся: фронтальная.
Необходимое техническое оборудование Книга
«Русские народные сказки», Сказки русских
писателей. Текст сказки А.С. Пушкина «Сказка о
царе Салтане…», портрет А.С. Пушкина, выставка
книг А.С.Пушкина, рисунки учащихся с любимыми
героями сказок А.С. Пушкина
Подготовительная работа: Чтение
сказок А.С. Пушкина; знакомство с отдельными
моментами жизни поэта; конкурсы рисунков:
«Остров Буян», «Чудеса князя Гвидона»;
Оформление доски:
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
Прозвенел звонок. Встали красиво, спинки
прямые, с хорошим настроением начнём наш
урок. Жалею вам удачи.
2. Объявление темы урока
Учитель: Ребята, мы с вами прочитали
«Сказку о царе Салтане…» А.С. Пушкина. А сегодня я
предлагаю провести исследование, то есть
научную работу. В любом исследовании есть гипотеза
(слово ГИПОТЕЗА на доске)
3. Словарная работа
– Кто знает значение слова ГИПОТЕЗА? (Гипотеза
– предположение)
– Так вот, мы возьмём за гипотезу, то что
сказал Самуил Яковлевич Маршак.
Прочитайте
На доске:«Пушкинская сказка – прямая
наследница сказки народной».
4. Постановка цели урока
– Нам с вами нужно будет доказать , что это так,
или опровергнуть, то есть доказать, что это
высказывание не верно.
5. Основная часть урока
Учитель: Ни в одной стране мира за
столь короткий период времени не возникло такое
ярчайшее созвездие блистательных имён, как в
русской литературе 19 века. Но именно А.С. Пушкина
мы по праву считаем родоначальником нашей
классической литературы.
Докладчик выйдет к доске, и расскажет нам
немного о замечательнейшем поэте.
Прослушивание мини доклада о жизни Пушкина
Вывешиваю на доску портрет Пушкина и
табличку с датами жизни
Александр Сергеевич Пушкин – русский
поэт, родоначальник русской литературы
Родился 6 июня 1799 года в Москве. Здесь он
жил с отцом, Сергеем Львовичем, и матерью,
Надеждой Осиповной, с бабушкой, Марией
Алексеевной, и няней Ариной Родионовной, до того
времени, пока его не определили в
Царскосельский лицей в Петербурге. Будучи уже
известным поэтом, Пушкин за вольнолюбивые стихи
против царского самодержавия ссылался в
Молдавию, Крым, в село Михайловское – родовое
имение Пушкиных. В ссылке в Михайловском жил
вместе с няней. Много писал, по вечерам слушал
нянины сказки.
Погиб Александр Сергеевич Пушкин очень рано: в 37
лет. Он был убит на дуэли французом Дантесом.
Похоронили поэта в Святогорском монастыре
Псковской губернии, недалеко от
Михайловского.
Учитель: Пушкин был настолько
многогранным, что, практически во всех
существующих литературных жанрах сумел
создать замечательные классические
произведения, а в некоторых настоящие шедевры
(обращение к выставке книг.)
К которым мы по праву относим его сказки
– Сколько сказок написал Пушкин ? ( (5)
– Давайте перечислим их.
Дети:
- 1830 г. «Сказка о попе и работнике
его Балде» - 1831 г. «Сказка о царе Салтане, о
сыне его славном и могучем богатыре князе
Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди» - 1833 г. «Сказка о мертвой царевне
и о семи богатырях» - 1833 г. «Сказка о рыбаке и рыбке»
- 1834 г. «Сказка о золотом
петушке».
Учитель:Кстати сказать, «Сказка о Попе
и работнике его Балде» в этом году отметила
юбилей так как была написана ( 1830 году) С
момента написания прошло 180 лет!
Пушкин создал мир сказки, подобный существовал
на Руси лишь в устном народном творчестве.
– А теперь посмотрим, как хорошо вы знаете
сказки Пушкина.
Викторина
1. Сколько лет жил старик со своею старухой? (
33 года).
2. О ком написан отрывок?
«Что и жить в такой тревоге?
Вот он с просьбой о подмоге
Обратился к мудрецу,
Звездочету и скопцу». (О царе Дадоне «Сказка
о Золотом петушке»)
3. Кого испугался герой сказки Пушкина?
«Испугался бесёнок и к деду
Пошёл рассказать про такую беседу.
Черти стали в кружок,
Делать нечего – собрали полный оброк…»
(Балду. Из «Сказки о попе и
работнике его Балде»)
4. Послушайте отрывок и сказки:
« В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки».
– О ком идёт речь? Из какой сказки? (О
Старухе из «Сказки о Рыбаке и Рыбке»)
5. Посмотрите на этот предмет и скажите, из
какой сказки? (Яблоко из «Сказки о
мёртвой царевне и семи богатырях)
6. Что грызла белочка под высокой елью? И в
какой сказке это происходило? (Золотой орех в
«Сказке о царе Салтане)
7. Рисунки КОМАРА, МУХИ, ШМЕЛЯ. Кто это? С какой
сказкой и как их можно соотнести? (Князь
Гвидон в «Сказке о царе Салтане…»
превращается в комара, муху, шмеля)
Учитель: Молодцы! Сказки Пушкина вы
знаете хорошо. А теперь начнём нашу исследовательскую
работу. Но прежде чем мы начнём говорить о
народных сказках, ответьте
– Кто рассказывал Пушкину сказки? (Его няня)
– Как звали няню Пушкина? (Яковлева Арина
Родионовна)
(Портрет появляется на доске)
– Любимая нянюшка – Арина Родионовна.
Простой русской женщине посвятил Пушкин
такие строки
Ученица рассказывает отрывок.
НЯНЕ
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждёшь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На чёрный путь;
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь…
А.С. Пушкин
Учитель: Она знала великое множество
русских народных песен, сказок и была
замечательной рассказчицей. Именно от няни
Пушкин услышал много сказок.
Мы с вами говорили о русских народных сказках.
– Что характерно для них?
Троекратные
повторы
на доске
– Какие повторы встречаются в народных
сказках? (Три сына, дочери, три задания,
три чуда)
Учитель: А ещё об одинаковых ситуациях
в народных сказках говорят одними и теми
же словами.
- «Колобок» песенка всегда начинается одинаково,
- «Сивка Бурка» заклинание тоже повторяется
- Емеля «По щучьему велению, по моему
хотению»…
Учитель: Итак, для русской народной
сказки характерны всевозможные повторы. А ещё из
сказки в сказку повторяются устойчивые
выражения, помните
Устойчивые выражения
на доске
– Что такое устойчивые выражения ? (Это
выражения, которые встречаются , повторяются
во многих сказках)
- Близко ли, далёко ли
- Долго ли коротко
- Я там пил, мёд пиво пил
- Скоро сказка сказывается, да не скоро дело
делается - И стали они жить поживать да добра наживать
– Зачем использовались в сказках
устойчивые выражения? (Чтобы было лучше
запомнить текст сказки)
Учитель: В русских народных
сказках встречаются устойчивые эпитеты
Устойчивые
эпитеты
на доске
– Ответьте, что такое эпитеты? (Ответы детей)
Эпитеты – это образные
художественные определения, чаще всего
выраженные прилагательными.
– Приведите примеры эпитетов из сказок
русских народных
Учащиеся приводят примеры
- Терем высокий
- Сети шелковы
- Буйна голова
- Земля сыра
и т.д.
Учитель: А теперь будем работать со
сказкой Пушкина. Давайте прочитаем, каким
словами начинается сказка А.С. Пушкина.
(Дети читают)
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком
Кабы я была царица
– Смотрите, как и в русских народных
сказках: «три девицы», «кабы я была царица».
Давайте сравним. Какие слова говорят
сестрицы в русской народной сказке «По колено в
золоте» (Дети читают)
«…Взял бы меня царь замуж, я бы весь мир
накормила одним караваем
А вторая говорит:
А меня бы царь замуж взял, я бы всё войско его
одним куском холста одела…»
– Похожи эти две сказки?
– Которая на ваш взгляд интереснее?
– Почему?
– А в сказке Пушкина есть повторы? Найдите.
– Гвидон три раза превращается в насекомое,
найдите это в тексте.
– В кого первый раз? (Комар)
– Второй раз (Муха)
– Третий раз (Шмель)
– Сто ещё неоднократно повторяется? (Царевна
Лебедь выполняет три раза по просьбе Гвидона
чудеса)
– Найдите и прочитайте.
Выборочное чтение.
1. Сначала появляется на острове белка
Белка песенки поёт
Да орешки всё грызёт.
2. В чешуе как жар горя тридцать три богатыря»
3. Третье чудо, когда лебедь превращается в
царевну.
«Встрепенулась, отряхнулась
и царевной обернулась,
Учитель: В народных сказках о сходных
ситуациях рассказывается одними и теми же
словами. Нашли ли вы такие эпизоды в сказке
Пушкина (троекратные повторы у
Пушкина)
– Корабельщики приплывают к князю, прочитаем
это.
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах»
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
Князь Гвидон зовёт их в гости,
Их и кормит и поит,
И ответ держать велит»
– Да, одними и теми же словами Пушкин пишет о
прибытии корабельщиков, а ещё когда корабельщики
плывут к царю Салтану, фразы тоже начинаются
одинаково.
– А ещё когда Князь хотел увидеться с отцом , что
он говорит Лебеди? Найдите и прочитайте.
(Выборочное чтение)
Грусть, тоска меня съедает,
Одолела молодца:
Видеть я б хотел отца»
– Как вы думаете, почему же царевич Гвидон
попросил Лебедь исполнить все три чуда? (Он
хотел, чтобы отец к нему приехал на остров.)
– Ведь он тогда сразу бы узнал жену и сына, а
так царевичу приходится превращаться то в
комара, то в муху, то в шмеля. Ведь царь все равно
не узнал бы его и не поверил, что это его сын.
Ведь ему сообщили что царица родила кого? Найдите
и прочитайте (Выборочное чтение)
Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь;
Не мышонка, не лягушку,
А неведому зверушку.
– Князь старался, чтобы отец узнал, что у него
есть сын.
Нет, он хотел, чтобы мама
Его была счастлива.
Учитель: А теперь я предлагаю вам
ответить на вопрос: использовал ли Пушкин в своей
сказке устойчивые эпитеты. (Да)
– Приведите примеры. (Красная девица,
голубушка сестрица, царь-отец, князь прекрасный,
лебедь белая, небо синее, царь-батюшка)
Учитель: Пушкин использует в своей
сказке, троерактные повторы, устойчивые
выражения, эпитеты, так же как и народные
сказители. Ещё Пушкин ввел в сказку народную
речь.
Выборочное чтение в книге, когда дети
зачитывают на доске появляются записи.
На доске:
- Наступает срок родин
- В гневе начал он чудесить
- Глядь по верх текучих вод
- Лебедь белая плывёт
– Как вы понимаете смысл этих выражений
- Срок родин – значит, что царица должна
родить ребёнка. - Начал чудесить – разозлился,
разгневался - Плывёт по воде, а в народе говорили раньше «поверх
текучих вод»
– Приведите свои примеры простонародных
выражений:
1.«За морем житью не худо»
2.« Здравствуй, красная девица»
3.«И пустили в окиян»
Учитель: Народная сказка не знает
подробностей, она рисует всё общим планом. В
народной сказке обычно царевна такой красоты…
Что ни в сказке сказать.
Ни пером описать
– А у Пушкина как описывается царевна Лебедь?
(Ответы детей)
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама то величава,
Выступает, будто пава…
– И он подробно описывает город, который
принадлежит Гвидону. Давайте прочитаем
(выборочное чтение)
Стены с частыми зубцами,
А за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей.
– Давайте вспомним, чем похожи сказки
Пушкина и русская народная «По колено ноги в
золоте»
1. Три сестры
2.Третью взял в жёны царь
3. Первые две стали завидовать
4. Там тоже царевну посадили в бочку, которую
засмолили.
5. Царевна тоже плавал по морю, по океану, с
третьим сыном, который тоже рос не по годам, а по
часам.
6. Есть корабельщики
7. Есть три чуда и т.д.
Учитель: А какая сказка вам
понравилась больше? (Ответы детей)
– Почему? (Она интереснее, добрая, красивее,
глубже народной сказки, подробнее описания.
Пушкин воплотил в своих героях идеалы народа.)
– Каким был князь Гвидон? (Добрым, умным,
внимательным. Он очень любил своих
родителей и хотел, чтобы они были вместе. Находчивым,
придумал, как сделать так, чтобы отец приехал. Он
даже маме не говорил, что видел отца, что тот
скоро приедет.
Князь Гвидон гостеприимный.)
– А царевна лебедь ? (Она добрая, нежная,
отзывчивая. Она скромная, только в
последний момент Гвидон узнаёт, что Лебедь –
царевна, а не птица. Хоть она и сказочная
птица, она этим не гордится. Не показывает своего
превосходства над князем и его матушкой. Князь
Гвидон и царевна Лебедь – главные герои, на
которых стремились быть похожими люди.)
На доске: Сказка ложь, да в ней намёк –
добрым молодцам урок.
– Чему учит нас сказка? (Какими нам быть, как
себя вести и общаться с другими людьми.)
6. Итог урока
– Мы с вами провели большую исследовательскую
работу. К какому же выводу мы пришли? Мы
высказывали ГИПОТИЗУ
Дети сами формулируют вывод.
Вывод: Так как в сказке Пушкин
использует формы народного песенного стиха,
использует в сказке зачин, концовку, а также
элементы народного поэтического языка –
повторы, постоянные эпитеты, народную
разговорную лексику.
Мы можем сделать вывод, что сказка Пушкина –
прямая наследница сказки народной.
Учитель: Вы согласны с высказыванием
Самуила Яковлевича Маршака? .
Дети высказывают своё мнение
7. Выставление оценок
8. Домашнее задание
– Если хотите, перечитайте сказку ещё раз. А я
предлагаю написать вам в тетради небольшое
сочинение, которым вы попытаетесь ответить на
вопрос:
- Чему нас учит князь Гвидон?
- Чему нас учит царевна Лебедь?
Или выучить наизусть понравившийся отрывок
сказки,
9. Рефлексия
– Ребята по кругу высказываются одним
предложением, выбирая начало фразы из
ниже перечисленных:
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я выполнял задания…
- я понял, что…
- теперь я могу…
- я почувствовал, что…
- я приобрел…
- я научился…
- у меня получилось …
- я смог…
- я попробую…
- меня удивило…
- урок дал мне для жизни…
- мне захотелось…
– Спасибо всем за работу! Молодцы!
Московский академический музыкальный театр имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко
Зрители смогут посмотреть балет и послушать оперу, а также вспомнить любимые праздничные сказки.
В новогодние праздники взрослых и детей ждут в московских театрах. Гости смогут послушать шедевры итальянской и русской музыки, отправиться в сказочное путешествие и увидеть магические превращения.
Космическая музыка, балет и опера
Поход на балет «Щелкунчик» стал для многих новогодней традицией. В спектакле на музыку Петра Чайковского и либретто Мариуса Петипа исполняется хореография балетмейстера Василия Вайнонена. За рождественской сказкой можно отправиться 2 и 3 января в Московский академический музыкальный театр имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко.
Там же 6 и 7 января в 14:00 можно посмотреть оперу по произведению Александра Пушкина «Сказка о царе Салтане». Всех персонажей в царстве Тмутаракани и на острове Буяне — от ангелов, рыб и коров до деревьев и самого города — играют артисты хора и миманса. Билеты можно купить по Пушкинской карте.
Отправиться в космическое путешествие можно с помощью постановки «Волшебный оркестр» 3 и 4 января в 12:00, 15:00 и 18:00 в концертном зале «Зарядье». Юных исследователей галактики приглашает театр «Странствующие куклы господина Пэжо» и Московский государственный симфонический оркестр под руководством пианиста и дирижера Ивана Рудина. Прозвучат фрагменты произведений Сергея Прокофьева, Йозефа Гайдна, Клода Дебюсси, Петра Чайковского и других композиторов. Постановку можно посетить по Пушкинской карте.
Кукольные театры: сказки Гофмана и Андерсена
Спектакль «Волшебный орех. История Щелкунчика» по сказке Эрнеста Теодора Амадея Гофмана покажут 4 и 8 января в 11:00, 13:30 и 16:00 в Московском театре кукол. Там же можно увидеть новогоднее представление по сказочным историям Андрея Усачева «Школа снеговиков» 6 и 9 января в 11:00, 13:30 и 16:00. Дети побывают в уютном домике Деда Мороза и узнают, где живет северное сияние.
А на сказку Ганса Христиана Андерсена «Стойкий оловянный солдатик» можно пойти в Московский детский камерный театр кукол5 и 6 января. Одну из самых пронзительных историй писателя покажут в 12:00 и 15:00.
Мексика, фокусы и танцы
Любители фокусов могут посетить мистическое шоу лучших иллюзионистов России «Лига волшебников: Новый год — время чудес». Показы пройдут 3 и 5 января в 15:00 и 19:00 в московском театре «Школа современной пьесы».
Музыкально-танцевальную фантазию «Вредные советы» по стихам Григория Остера можно увидеть в этом же театре 8 января в 15:00. Хореографию создал Егор Дружинин, а костюмы и декорации — художница Мария Трегубова, обладательница театральной премии «Золотая маска».
Прекрасный подарок на Новый год — постановка «Двенадцать месяцев» в «Театриуме на Серпуховке» под руководством Терезы Дуровой. В основе сюжета — известная сказка Самуила Маршака о капризной принцессе, потребовавшей декабрьским днем подснежников. Постановку можно увидеть 5, 6 и 7 января в 12:00 и 15:00.
Отправиться из зимы в лето предлагают создатели постановки «Однажды в Мексике: Кукурузный человечек». Действие происходит в деревушке Маисета среди кукурузных полей. Главная героиня отмечает 15-летие, но праздник омрачен — ее младший брат попал в беду. Как ему помочь, можно узнать 3, 4, 8 и 9 января в 12:00 и 15:00.
Билеты на постановки можно приобрести по Пушкинской карте.
«Морозко», парижские страсти и русские сказки
Перенестись в Париж и окунуться в атмосферу творческой богемы можно в Московском театре оперетты. Постановку «Фиалка Монмартра» покажут 4 января в 13:00 и 19:00. Действующие лица самой романтичной оперетты венгерского композитора Имре Кальмана — актеры, художники и поэты. В мелодиях автора знаменитых оперетт «Сильва» и «Принцесса цирка» можно услышать и традиции французского мюзик-холла, и классические венские каноны.
За еще одной парижской историей можно отправиться на оперетту-мюзикл «Фанфан-тюльпан» 5 января в 13:00 и 19:00. В основе авантюрного сюжета — история о молодом парижском повесе Фанфане, который, спасаясь от преследования родственников соблазненной им девушки, записывается в армию.
Билеты на представления можно приобрести по Пушкинской карте.
Зимнюю сказку «Морозко» можно посмотреть в Московском новом драматическом театре. Музыкальную историю по мотивам сказки Владимира Одоевского «Мороз Иванович» покажут 7 января в 11:00 и 8 января в 12:00.
Героев русских сказок можно увидеть в музыкальном представлении «Бабкины сказки. Возвращение чудес». Артисты московского государственного академического театра «Русская песня» подготовили новогоднее интерактивное шоу.
Московский международный дом музыки: котики и козлики
Самых маленьких зрителей в праздники порадуют котики — в новогоднем спектакле Театра кошек Юрия Куклачева «Кошки против Барабаса» помимо Буратино и Мальвины они увидят и четвероногих актеров. Детей ждет разгадка тайны золотого ключика и интерактив с артистами. Постановка рассчитана на зрителей любого возраста и пройдет 3, 4, 5, 6, 7 января в 11:00, 14:00, 17:00, а также 8 января в 11:00 и 14:00.
Музыкальная сказка «Волк и семеро смелых» тоже понравится малышам. В постановке на музыку Алексея Рыбникова, автора киномюзиклов про Буратино и Красную Шапочку, детей ждут танцы и акробатические номера. Роли исполнят ведущие артисты театра, в том числе участники телевизионного проекта «Голос». Спектакль пройдет 3, 4, 5, 6, 7 и 8 января в 11:00, 14:00, 17:00.
01.06.2021
В 2021 года исполнится 222 года со дня рождения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Его произведения объединяют людей всех возрастов, находят своих почитателей почти во всех уголках планеты.
К ежегодному Пушкинскому дню России (6 июня) библиотеки города Ельца для своих читателей, пользователей сети ВКонтакте и посетителей сайта «Централизованная библиотечная система города Ельца подготовили различные интересные и познавательные мероприятия (офлайн и онлайн), способные показать и выразить всенародную любовь к Александру Сергеевичу Пушкину.
Традиционно в городских библиотеках начинают свою работу книжные выставки.
Книжная выставка «Пушкинград» в Детской библиотеке, носящей имя великого поэта, знакомит с интересными изданиями, которые помогут расширить представления о пушкинском мире и окружении поэта. Это художественные произведения, любимые всеми поколениями стихи поэта, а также информационные пособия о жизни и творчестве А.С. Пушкина. Каждый, кто посетит выставку, сможет открыть для себя своего Пушкина – поэта, художника, драматурга.
Познакомиться с изданиями, представляющими творческое наследие поэта в поэзии и прозе, а также трудами пушкиноведов, подробно и всесторонне раскрывающими подробности жизненного и творческого пути гениального поэта, предлагает книжная выставка «Солнце русской поэзии» в библиотеке Ольшанская. Самые юные читатели встретят на ней книги с произведениями Пушкина из школьной программы, школьные хрестоматии, книжки с волшебными сказками Пушкина.
В Детской библиотеки «Лучковская» и в Библиотеке «Александровская» продолжают свою работу годовые книжные выставки «Юбилей писателя – праздник для читателя!» и «Им 100 и больше…» (писатели-юбиляры 2021 года). Один из разделов июньского выпуска каждой из выставок посвящен А.С. Пушкину.
2 июня в Центральной городской библиотеке им. М. Горького будет оформлена книжная выставка «В волшебной Пушкинской стране», посвященная биографии великого поэта.
3 июня откроют свою работу книжные выставки еще в двух библиотеках. Библиотека микрорайона №5 предложит книжную выставку «Литературное имя России» с произведениями, давно ставшими классикой – стихотворения и поэмы, драматические произведения и, конечно, сказки. Книги и брошюры рубрики «Липецкая тропа к Пушкину» познакомят читателей с родословной поэта, одна из ветвей которой находилась на липецкой земле; расскажут о родственных связях Пушкина со многими выдающимися людьми России 18 -19 веков.
Детская библиотека «Лучковская» предложит вниманию пользователей книжную выставку-просмотр «В волшебной пушкинской стране». Есть имена, которые мы будем помнить до скончания веков. И имя Александра Сергеевича Пушкина – одно из таких. Сколько бы ни прошло времени, мы будем вспоминать легкие стихотворные строки и рифмы его сказок. На выставке-просмотре будут представлены произведения великого русского поэта для ребят разных возрастных групп
4 июня в 10.00 в Библиотечно-информационном центре «Засосенский» откроет свою работу книжная выставка «Мы вновь читаем Пушкинские строки». На выставке будут представлены известные произведения А. С. Пушкина: «Евгений Онегин», «Борис Годунов», «Кавказский пленник», «Пиковая дама» другие.
Пушкину посвящены сетевые мероприятия библиотек.
С 1 по 10 июня Детская библиотека им. А.С. Пушкина предлагает принять участие в медиавикторине «За ученым котом в сказку Пушкина войдем» (СМОТРЕТЬ), совершить путешествие по замечательным сказкам Александра Сергеевича и вспомнить сказочных героев. С 1 по 6 июня Библиотека «Ольшанская» предложит посетителям онлайн-викторину «Шелестят волшебные страницы» (СМОТРЕТЬ).
«Солнцем русской поэзии» называли Александра Сергеевича. И оно светит нам до сих пор. Сказки, лирика, повести никогда не уходят из нашей жизни. 2 июня в 11.00 Библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина предлагает поучаствовать в акции «Пушкинским стихам звучать вечно!». Сотрудники библиотеки предложат всем желающим прочитать отрывок из любимого произведения автора. На память все участники акции получат буклеты о жизни и творчестве Александра Сергеевича.
В этот же день в 12.00 в Библиотеке микрорайона №5 начнется сетевая акция «222 слова о Пушкине». Цель акции – вспомнить знакомые и любимые строчки великого поэта. Участвовать в акции смогут все желающие, не зависимо от возраста.
3 июня две библиотеки приглашают посетить мероприятия.
В 12.00 Детская библиотека им. А.С. Пушкина проведет сказочный калейдоскоп «Ах, сколько чуда в пушкинских великих строках!». К Пушкинскому дню России сотрудниками библиотеки подготовлен праздник всех читающих ребят и встреча с любимыми сказками и их героями. Посетителей ждет весёлая и увлекательная программа, состоящая из конкурсов, вопросов, заданий и викторин.
В 12.30 в читальном зале Центральной городской библиотеки им. М. Горького пройдет поэтический салон «Пусть в каждом сердце Пушкин отзовется…», который будет посвящен памяти великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Ведущие расскажут о жизни и судьбе поэта, о значении его поэзии для каждого русского человека, прозвучат его стихотворения. Присутствующим предложат принять участие в импровизации по отрывку из романа «Евгений Онегин».
4 июня шесть городских библиотек предложат свои «пушкинские» мероприятия.
В 10.30 Библиотека «Набережная» предлагает «прогуляться» по литературному скверу «Люблю я Пушкина творенья». Посетителей ждет встреча с прекрасными строками любимого автора в марафоне чтения около памятника А.С. Пушкину и на книжной выставке «Как вечно пушкинское слово!», мастер-класс «Царевна-Лебедь» по созданию в технике аппликации главной героини «Сказки о царе Салтане…» и увлекательный квиз по творчеству Александра Сергеевича «Мир сказок, рифм, стихотворений». Ждем всех желающих в сквере на берегу реки Быстрая Сосна, носящем имя великого поэта.
В 11.00 Библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина вниманию пользователей предложит видеопрочтение «Стихотворение А. С. Пушкина «Соловей и Роза». В этом стихотворении А.С. Пушкин задает вопрос о сущности поэзии и ее восприятии – стоит ли петь «для хладной красоты»? И призывает прочих стихотворцев опомниться, очнуться и не терять попусту силы. В Библиотечно-информационном центре «Засосенский» будет подготовлена игровая программа «Путешествие к коту ученому», которая поможет отправиться в волшебный мир замечательных сказок А. С. Пушкина. Библиотека «Александровская» в рамках программы клуба читающих детей «В мире книг» предложит проявить себя и свои знания на поэтическом подиуме «Прочти из Пушкина строку». В течение дня участникам будут предложены на выбор произведения писателя для прочтения из них любимых отрывков – роман, повести, стихотворения и, конечно же, любимые и известные с детства сказки писателя: «Сказке о попе и работнике его Балде», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», которой в 2021 году исполняется 190 лет с момента выхода в свет. В Детской библиотеке «Лучковская» будет проведена литературно-сказочная викторина «В тридевятом царстве, в пушкинском государстве». Юные читатели узнают о детстве поэта, его увлечениях, учителях, няне. А затем отправятся в волшебную страну Лукоморья, где ребят будут ждать удивительные приключения, конкурсы и волшебство.
В этот же день в 14.00 Библиотека «Эльта» предлагает попробовать свои силы на литературном ринге «На солнечной поляне Лукоморья». Участникам мероприятия предложат ответить на вопросы о персонажах волшебных сказок поэта, отгадать, из какой сказки представленный предмет.
Пушкинский день, имеющий статус Всероссийского праздника, был учрежден по Указу президента РФ в 1997 году, а с 2011-го в день рождения поэта ежегодно отмечается День русского языка. Влияние Пушкина не только на русскую, но и мировую литературу поистине огромно! В разных странах Александру Сергеевичу открыты десятки памятников и музеев. Он ‒ одна из тех исторических фигур, к которым никогда не угаснет интерес. Его наследие включает более четырехсот произведений, которые не теряют актуальности и в настоящее время.