Инфоурок
›
Литература
›Презентации›Презентация к уроку литературы на тему «Художественные особенности «Сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина» 7 класс
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Описание слайда:
Урок литературы в 7 классе
Подготовила: Вонтлый Валентина Андреевна, учитель русского языка и литературы МАОУ Яровской СОШ -
2 слайд
Описание слайда:
«Художественные особенности «Сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина».
Цель урока:
раскрыть художественное своеобразие сказок Салтыкова – Щедрина, открыть в них важный человеческий смысл, помочь ученикам уловить в сатирических образах не только смех над тем, как можно извратить, изуродовать свою жизнь и даже свой облик, но и слезы о том, как легко и незаметно человек способен отказаться от своего высокого предназначения и безвозвратно потерять себя. -
3 слайд
Описание слайда:
Образовательные задачи:
выявить жанровые особенности сказок «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик»;
дать характеристики генералов, помещиков, мужиков в сказках «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» и «Дикий помещик»;
выяснить художественные приемы М.Е. Салтыкова Щедрина;
изучить понятие «гротеск»;
показать актуальность «Сказок». -
4 слайд
Описание слайда:
Развивающие задачи:
развивать способности школьников к рефлексии своей деятельности, поведения, личности;
способствовать развитию устной речи, творческих возможностей. -
5 слайд
Описание слайда:
Воспитательные задачи урока:
обобщить, что подлежит отрицанию в сказках Щедрина;
пробудить чувства уважения и любви к своей стране и народу. -
6 слайд
Описание слайда:
Домашнее задание предыдущего урока:
выразительное чтение сказок «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» и «Дикий помещик»;
повторение сатирических и юмористических приемов по словарю литературоведческих терминов.
-
7 слайд
Описание слайда:
Работа с эпиграфом:
«Есть книги — волею приличий
Они у века не в тени
Из них цитаты брать — обычай —
Во все положенные дни.
В библиотеке иль читальне
Любой — уж так заведено —
Они на полке персональной
Как бы на пенсии давно.
На них печать почтенной скуки
И давность пройденных наук;
Но, взяв одну такую в руки,
Ты, время,
Обожжешься вдруг…»
А.Т. Твардовский
Употребление какого слова удивило вас? Почему именно это слово употребил А.Твардовский? Разберемся в этом на сегодняшнем уроке. -
8 слайд
Описание слайда:
Работа в группах.
Группы формируются с учетом уровня мотивации, способностей и литературной подготовки.
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»1 группа (НУ):
— краткий пересказ сказки (по памятке)
— какие эпизоды при чтении вызвали улыбку? -
9 слайд
Описание слайда:
Памятка для краткого пересказа
1. Составить план (определить части, выделить главное, озаглавить)
2. Рассказать о главном в каждой части.
3. Пересказать текст сжато, используя план, отразить самое главное каждой части. -
10 слайд
Описание слайда:
2 группа (СУ):
— заполните таблицу «Жанровое своеобразие «Повести…» -
11 слайд
Описание слайда:
3 группа (ВУ):
— Сравнительная характеристика генералов и мужика в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» (заполнить таблицу);
— В каком произведении герой оказывается в подобной ситуации (попадает на необитаемый остров) и в чём его отличие от генералов?
— Какими приемами Салтыков-Щедрин обличает, судит враждебную ему действительность? (Аллегория (иносказание), гипербола, эзопов язык.) Докажите. -
12 слайд
-
13 слайд
Описание слайда:
Беседа по выполненным заданиям.
Начать работу с классом лучше с ответов учащихся 1 группы (НУ).
-
14 слайд
Описание слайда:
Задание всему классу
1. Запишите в тетради определение «гротеска».
Гротеск — предельное преувеличение, основанное на фантастике, на причудливом сочетании фантастического и реального. Крайняя форма гротеска — абсурд.
2. Приведите примеры гротеска в «Сказках». -
15 слайд
Описание слайда:
Сказка «Дикий помещик» (1869)
1 группа:
— краткий пересказ;
— назовите элементы народной сказки;
— найдите отличия от народных сказок. -
16 слайд
Описание слайда:
2 группа:
— сравнительная цитатная характеристика помещика и мужиков в сказке «Дикий помещик»;
— сравните обе сказки по сюжету, идее. -
17 слайд
-
18 слайд
Описание слайда:
3 группа:
— Создайте собственную небольшую сказку на одну из школьных тем в духе сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина.
-
19 слайд
Описание слайда:
Беседа по выполненным заданиям.
Беседа начинается с ответов 1 группы (задание сложнее, чем было дано им к первой сказке).
-
20 слайд
Описание слайда:
После ответов 2 группы можно подвести учащихся к выводу:
Сказка «Дикий помещик» — как бы вероятное продолжение истории с генералами (это то, что случилось бы с ними, если бы не отыскался мужик; они ведь и так без него чуть было не растерзали друг друга; и не встреться им мужик, они бы вконец одичали, озверели). Салтыков-Щедрин в «Диком помещике» словно бы доводит до логического завершения свое сказочное сатирическое исследование.
Главные пороки генералов, помещика и мужика — лень, паразитизм и излишняя покорность. Мир, в котором ничего не умеющие делать генералы управляют государством, а трудолюбивый мужик прозябает в нищете, существовать не может. Салтыков — Щедрин становится защитником «униженных и оскорбленных», борцом против духовного рабства. -
21 слайд
Описание слайда:
Ответ 3 группы должен подвести школьников к выводу о том, что «Сказки» Салтыкова – Щедрина и через 150 лет не утратили своей актуальности, способности «обжигать» (вернуться к эпиграфу урока).
-
22 слайд
Описание слайда:
Рефлексия.
Выскажитесь, как вам работалось сегодня на уроке, какие были удачи, что показалось трудным. Почему?
-
23 слайд
Описание слайда:
Домашнее задание (по выбору учащихся):
— Рассмотрите иллюстрации Б.Ефимова, Н.Муратова, Е.Рачева к сказке. Сравните их, определите, какие эпизоды запечатлены художниками.
— Составить опорный план «Сказки М.Е. Салтыкова – Щедрина».
— Сочинить сатирическую сказку, обличающую современные пороки людей.
— Создайте короткометражный видеофильм (или слайд-шоу) по одной из сказок Щедрина. Вы можете точно следовать за сюжетом сказки, а можете изменить его. Тогда это будет фильм не по сказке, а по мотивам сказки. Придумайте название фильма. Фильм снимается по эпизодам. Напишите для примера сценарий одного эпизода. -
24 слайд
Описание слайда:
Спасибо за внимание!
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Пожаловаться на материал
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
Проверен экспертом
Общая информация
Учебник:
«Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.
Тема:
М. Е. Салтыков-Щедрин
Похожие материалы
-
Технологическая карта урока литературы в 6 классе «А.П. Чехов. «Толстый и тонкий»: речь героев рассказа»
-
Презентация к открытому уроку
-
Презентация к открытому уроку
-
Презентация к открытому уроку
-
Конспект открытого урока «А.Т. Твардовский слово о поэте. Поэма «Василий Тёркин» – история создания. »
-
Внеклассное мероприятие «Великий мастер слова» (посвященное 200-летию со дня рождения И. С. Тургенева)
-
«Их сердце отдано Донбассу»
-
Конспект. Итоговый урок-игра по басням И.А. Крылова Литература 5 класс
-
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5454891 материал.
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»
-
Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс профессиональной переподготовки «Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе»
-
Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»
-
Курс повышения квалификации «Экономика и право: налоги и налогообложение»
-
Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС педагогических направлений подготовки»
-
Курс повышения квалификации «Управление финансами: как уйти от банкротства»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности специалиста оценщика-эксперта по оценке имущества»
-
Курс повышения квалификации «Международные валютно-кредитные отношения»
-
Курс профессиональной переподготовки «Информационная поддержка бизнес-процессов в организации»
-
Курс повышения квалификации «Информационная этика и право»
Конспект
урока на тему: Проблематика и поэтика сказок Салтыкова-Щедрина.
«Хотя
животные, а все-таки цари…»
Корбова Марина
Александровна,
преподаватель русского языка и литературы
Бюджетное учреждение
профессионального образования
«Нижневартовский политехнический колледж»,
г.Нижневартовск
Эти слова с успехом
можно отнести к изучению сказок Салтыкова-Щедрина, которые сам писатель называл
сказками «для детей изрядного возраста». На уроке необходимо выделить несколько
главных положений:
- «Сказки» — это
своеобразный итог художественной деятельности писателя, так как они
создавались на завершающем этапе жизненного и творческого пути. Из 32 28
созданы в течение четырех лет с 1882 по 1886 год. - Изучение »
Сказок » предполагается в контексте соотнесения социального и
общечеловеческого в творчестве Салтыкова-Щедрина. В сатирических образах
писателя не только смех над тем, как можно извратить, изуродовать свою
жизнь и даже свой облик, но и слезы о том, как легко и незаметно человек
способен отказаться от своего высокого предназначения и безвозвратно
потерять себя. (Таков герой сказки «Премудрый пискарь» — от слова «писк» ,
т.к. рыба пескарь, если ее схватить рукой, издает звук, похожий на писк). - Сказки
Салтыкова-Щедрина — это не речь народа-сказителя. Это
философско-сатирические сказки. Они о жизни, о том, что видел и наблюдал
писатель в действительности. Чтобы убедиться в этом, можно сопоставить
сказки Салтыкова-Щедрина с русскими народными сказками и отметить в них
общие и отличительные черты.
Сказки | Сказки |
Общие черты | |
Зачин сказочный сюжет фольклорные выражения народная лексика сказочные персонажи концовка | |
Отличительные черты | |
Сатира Сарказм смешение категорий нет положительного уподобление человека | Юмор гипербола победа добра над злом положительный герой очеловечивание |
- О чем же учил
думать «детей изрядного возраста» Салтыков-Щедрин? — «Дети изрядного
возраста» должны возмужать и перестать быть детьми. Каковы же объекты
сатиры Салтыкова-Щедрина?
- правительственные
круги и господствующее сословие; - обывательски
настроенная (либеральная) интеллигенция; - бесправное
положение народа в России, его пассивность и покорность; - бездуховность.
- Сатирические
приемы, используемые в сказках писателем:
а) Разные способы смеха:
- ирония —
осмеяние, имеющее двойной смысл, где истинным является не прямое
высказывание, а противоположное; - сарказм —
едкая и ядовитая ирония, резко изобличающая явления, особо опасные для
человека и общества; - гротеск —
предельно резкое преувеличение, сочетание реального и фантастического,
нарушение границ правдоподобия.
б) Иносказание, аллегория — иной смысл,
скрытый за внешней формой. «Эзопов язык»- художественная речь, основанная на
вынужденном иносказании.
в) Гипербола — чрезмерное преувеличение.
На примере сказки «Дикий
помещик» учащиеся под руководством учителя находят приемы сатирического
изображения действительности Салтыковым-Щедриным.
В заключение урока
учитель сообщает учащимся основную проблематику сказок Салтыкова-Щедрина и
особенности сатирического изображения действительности в «Сказках» . Эти
сведения школьники могут записать в виде таблицы:
Сказки М. Е.
Салтыкова-Щедрина
Проблематика | Художественные |
самодержавие и отношения мужика и положение народа подлость буржуазии трусость обывателя («Премудрый правдоискательство («Дурак», | фольклорные мотивы гротеск (переплетение «эзопов язык» социальная сатира обличение через гиперболизация |
Дома
можно предложить учащимся прочитать одну-две сказки Салтыкова-Щедрина и
попытаться проанализировать ее, используя материалы урока.
На втором уроке главное
внимание следует уделить развитию речи и предложить учащимся на выбор следующие
задания:
- Анализ сказки,
прочитанной дома. - Пересказ народной
сказки в стиле Салтыкова-Щедрина. - Написание собственной
сказки в духе Салтыкова-Щедрина.
Примерный план анализа сказки:
- Основная тема
сказки (о чем?). - Главная мысль
сказки (зачем?). - Особенности
сюжета. Как в системе действующих лиц раскрывается основная мысль сказки? - Особенности
образов сказки:
а) образы-символы;
б) своеобразие животных;
в) близость к народным сказкам.
- Сатирические
приемы, использованные автором. - Особенности
композиции: вставные эпизоды, пейзаж, портрет, интерьер. - Соединение
фольклорного, фантастического и реального.
В слабом классе можно
организовать коллективный разбор сказки » Медведь на воеводстве » ,
т. к. она является переходным мостиком к изучению » Истории одного города
«.
Параллели сказки »
Медведь на воеводстве » (1884 г.) и романа » История одного города
«:
- лесная
трущоба — город Глупов. - Топтыгин, Осел,
Лев — градоначальники. - лесные
мужики — глуповцы.
Справка из словаря С. И.
Ожегова:
Трущоба а)
труднопроходимое место (лес, бурелом);
б) глушь, захолустье, а также грязная, тесно
застроенная часть города, обычно на окраинах, где живет беднота.
Особенности
субъективно-авторского значения слова » трущоба » у
Салтыкова-Щедрина:
Трущоба — это
слово-образ, многозначность которого имеет большой смысл, а лексическое
значение шире за счет подтекста, т.к. это эзопова речь. В центре сказки жизнь в
лесной трущобе, но образ Магницкого разрушает иллюзию сказки. Сказочные образы
традиционны: Медведь, Орел, Лев, — но они приобретают дополнительные
нюансы. Лев — враг просвещения и искусств, мечтает изловить чижика. Невежественен,
неграмотен. Резолюцию » нацарапал «.
Таким образом,
Салтыков-Щедрин смешивает в героях различные черты: они и звери, и люди.
Почему же сказка была
под запретом до 1906 года? (Предполагают, что в образах сказки современники
угадывали черты правительства:
- Лев —
Александр III, - Осел —
1-й советник Победоносцев, - Топтыгин I и
Топтыгин II — граф Д. Толстой и министр внутренних дел Игнатьев)
Урок по теме: «Мрак времен».
Обзор романа М. Е. Салтыкова-Щедрина
«История одного города». Замысел,
история создания, жанр и композиция романа.
В
первой части урока учитель сообщает о замысле, истории создания, особенностях
композиции романа. Затем идет работа над главой «Опись
градоначальникам».
Вопросы на выявление
восприятия:
- Что обозначает
слово «Опись? - Почему автор
назвал главу «Опись градоначальникам»? - Это оговорка
писателя или нет?
Нет, не оговорка. Автор
использует яркий сатирический прием и называет главу так, чтобы показать
читателям, что перед ними не люди, а «механизмы», вещи, куклы-марионетки,
действующие по заданной программе. Проблемным вопросом урока может стать вопрос
о жанре романа.
Что же такое
«История одного города» в жанровом отношении?
Сатира на самодержавие,
величайшая антиутопия на темы российской действительности или философский роман
о парадоксах человеческого существования?
Вопрос остается
открытым, т. к. каждая версия имеет убедительные аргументы в свою пользу. Может
быть, на уроке родится еще одна точка зрения на проблему жанра романа, о
которой учащиеся выскажутся в ходе обсуждения.
Уроки
87 — 88. «Ужаснитесь, устыдитесь, задумайтесь!» Сатирические
приемы изображения градоначальников в романе.
В центре урока —
размышления об образах наиболее отличившихся градоначальников. Эту работу
уместнее всего организовать в группах и предложить учащимся заполнить
таблицу-характеристику правителей города по следующему плану:
- Фамилия, имя,
отчество градоначальника. Обратить внимание на говорящие фамилии,
фамилии-клички. - Внешность и черты
характера. - Методы
управления. - Жизнь народа в
период правления каждого градоначальника. - Исторические
аналогии. - Сатирические
приемы, использованные автором для создания образа. - Авторская
позиция.
Первая группа работает над главой
«Органчик» и отбирает материал о Дементии Варламовиче Брудастом.
Вторая группа — о Семене Константиновиче
Двоекурове.
Третья группа — о Петре Петровиче Фердыщенко.
Четвертая группа — о Василии Семеновиче
Бородавкине.
Пятая группа — об Иване Пантелеиче Прыще.
Шестая группа — об Эрасте Андреевиче
Грустилове.
Седьмая группа — об Угрюм-Бурчееве.
В ходе ученических исследований школьники
заметят приемы сатирического изображения героев, использованные
Салтыковым-Щедриным в романе:
- Приемы типизации
сатирического образа-персонажа. - Гротеск в
изображении комических ситуаций, где действуют герои произведения. - Пародирование
законодательных документов. - Стилизация
повествования под слог летописцев-архивариусов. - «Эзопов»
язык.
Таким образом, перед
глазами читателей прошла целая галерея диких, полоумных, наглых и жестоких
управителей города (а значит — страны), т. к. границы города Глупова
расширяются до пределов всей России. В нем совмещены деревни, села, уездные и
губернские города и даже столицы. Это город-гротеск, в котором нашли воплощение
негативные стороны многих явлений жизни: узаконенный грабеж, войны, откровенный
террор, голод, разруха и рабская психология глуповцев (гл. «Голодный
город», «Соломенный город»).
Заключительную часть
урока можно посвятить обучению сопоставительному анализу эпизодов из романа и
выявления их роли в повествовании. В работе с классом следует также обратить
внимание на проблемы развития речи и умения «вчитываться в текст»,
находя в нем детали, помогающие более глубокому его пониманию.
Для сопоставления
возьмем фрагменты, посвященные описанию двух катастроф, изображенных в главах
«Органчик» и «Подтверждение покаяния». Это поломка головы
Брудастого и укрощение реки Угрюм-Бурчеевым. На предыдущих уроках школьники уже
изучали образ Брудастого и выявляли обобщающий смысл щедринского гротеска
— органчика на плечах градоначальника, исполняющего всего две
«мелодии», которых вполне достаточно для победного управления
глуповским народом.
При знакомстве с образом
Угрюм-Бурчеева учащиеся также уже определили смысл его идеи уравниловки всех
глуповцев. Поэтому на уроке учитель вначале сосредоточит внимание учащихся на
самом факте поломки органчика.
- Действительно, а
есть ли причина аварии этой государственной машинки? (Для ответа на
этот вопрос можно прочитать такой фрагмент: «То был прекрасный
весенний день. Природа ликовала; воробьи чирикали; собаки радостно
взвизгивали и виляли хвостами. Обыватели, держа под мышками кульки,
теснились во дворе градоначальнической квартиры и с трепетом ожидали
страшного судьбища. Наконец ожидаемая минута настала. Он вышел, и на лице
его впервые увидели глуповцы ту приветливую улыбку, о которой они
тосковали. Казалось, благотворные лучи солнца подействовали и на него (по
крайней мере, многие обыватели потом уверяли, что собственными глазами
видели, как у него тряслись фалдочки). Он по очереди обошел всех
обывателей и хотя молча, но благосклонно принял от них все, что следует.
Окончивши с этим делом, он несколько отступил к крыльцу и раскрыл рот… И
вдруг что-то внутри у него зашипело и зажужжало, и чем более длилось это
таинственное шипение, тем сильнее и сильнее вертелись и сверкали его
глаза. «П…п… плю!» — наконец вырвалось у него из уст;
с этим звуком он в последний раз сверкнул глазами и опрометью бросился в
открытую дверь своей квартиры».) Обратим внимание учащихся на
необычные детали: «прекрасный весенний день», «приветливая
улыбка»; ведь у Салтыкова-Щедрина даже пейзаж в его произведениях
сатирический. В чем же здесь дело? А просто начальник
«улыбнулся»! Машина государственности вдруг заработала в не
свойственном для нее режиме — режиме естественности, человечности. И
сломалась.
Вот эта-то несовместимость идеи
государственности и идеи человечности, неестественности и «естества»
доводится Угрюм-Бурчеевым до предела. Результат — катастрофа, начало
которой в бунте реки. Город разрушить ему удалось, а вот устранить реку —
нет. «Едва успев продрать глаза, Угрюм-Бурчеев тотчас же поспешил
полюбоваться на произведение своего гения, но приблизившись к реке, встал как
вкопанный. Произошел новый бред. Луга обнажились; остатки монументальной
плотины в беспорядке уплывали вниз по течению, а река журчала и двигалась в своих
берегах, точь-в-точь как за день тому назад».
- Почему план
Угрюм-Бурчеева сорвался? Что хотел покорить он? (Природу,
«естество». Но природа не покорилась, отказалась повиноваться
мертвящей воле «мрачного идиота». «По-прежнему она текла,
дышала, журчала и извивалась, по-прежнему один берег ее был крут, а другой
представлял луговую низину, на далекое пространство заливаемую в весеннее
время водой». Главное в описании реки не детальное изображение
конкретных примет природы. Река здесь как символ. Символ жизни.
«Вода» в понимании писателя — это начало вечное, живительное,
щедрое к человеку. «Но слепая стихия шутя рвала и разметывала
наносимый ценою нечеловеческих усилий хлам и с каждым разом все глубже и
глубже прокладывала себе ложе» ).
Финал угрюм-бурчеевской катастрофы — в
проявлении Оно и «прекращении истории». Взбунтовавшееся
«естество» сметает с лица земли угрюм-бурчеевскую утопию. Стихийный
бунт природы оказался поддержанным в конце концов и людьми. Они увидели, что
единственные цели, которые преследует идиот, — погасить солнце, провертеть в
земле дыру, через которую можно было бы наблюдать, что делается в аду. Совесть
их проснулась поздно. И понесли глуповцы суровое наказание: «Север
потемнел… История прекратила течение свое».
- О какой истории
идет речь? Угрюм-Бурчеевской? Или шире — глуповской? Или истории
человечества? Не предупреждение ли это тем, кто хочет позабыть прошлое и
не задумывается о будущем?
Таким образом, финал
произведения остается «темным», о чем свидетельствуют его различные
трактовки в литературоведении:
а) Появление
«Оно» означает предсказание народной революции.
б) «Оно»
знаменует начало еще более жестокой реакции.
А, может, это пришло
спасение души? Ведь Салтыков-Щедрин все время в романе повествует о жителях
города Глупова, т. е. о народе России. В традициях Гоголя он обнаруживает у
него живую душу, разум и чувства, способность страдать, сострадать и весело
смеяться. Народ выделяет из своей среды таких людей как ходок Евсеич, который
посвящает себя поискам правды и верит, что правда будет добыта, и народ
непременно выживет: «Много годов я выжил!.. Много начальников видел! Жив
есмь!»
Может быть, вслед за
Гоголем Салтыков-Щедрин верит в воскресение души человеческой, ведь он с
детства знал и научился прекрасно понимать Библию, в особенности Евангелие,
сыгравшие уникальную роль в его самовоспитании. Писатель так передает
впечатление от соприкосновения с «книгой книг»: «Таким
животворным лучом было для меня Евангелие. Для меня эти дни принесли полный
жизненный переворот… Главное, что почерпнул я из чтения Евангелия,
заключалось в том, что оно посеяло в моем сердце зачатки общечеловеческой
совести«. Отныне Салтыков-Щедрин становится защитником «униженных
и оскорбленных», борцом против духовного рабства, поэтому он
восклицает: «Я не дам в обиду мужика!», свято верит в его силы, в его
живую душу.
Сатира Салтыкова-Щедрина на помещичье дворянство занимает значительное место в русской литературе девятнадцатого века. Яркие образы и смелые решения позволяли писателю остроумно, но безжалостно клеймить реакционное дворянство, исчерпавшее свою полезность для России и превратившееся в её балласт. Его сказка «Дикий помещик» является классикой русской сатиры и одним из самых известных творений Салтыкова-Щедрина на тему крестьянского вопроса в России, в котором он раскрыл взаимоотношения двух сословий: помещичьего дворянства и крестьянства. Многомудрый Литрекон предлагает Вам разбор произведения.
История создания
История написания сказки «Дикий помещик» может похвастаться интересными фактами о произведении:
- Как и многие другие произведения, «Дикий помещик» был вдохновлён краткосрочной ссылкой писателя в район Вятки, где он мог наблюдать жизнь людей в русской провинции во всей её полноте.
- Сказка «Дикий помещик» была написана в 1869 году как ответ на разочарование в крестьянской реформе шестьдесят первого года, которая так и не решила земельный вопрос. В этой ситуации Салтыков-Щедрин вернулся к тем образам, которые, казалось бы, уже исчезли из обыденной жизни, но на деле существовали на территории России ещё долгое время.
- Автору удалось опубликовать свое произведение в журнале «Отечественные записки» благодаря редактору СМИ — Николаю Некрасову. Он тоже придерживался оппозиционных взглядов на судьбу России. Чтобы публиковать смелые литературные изыскания, он подкупал цензоров поездками на охоту и роскошными обедами. Ценой взятки ему удалось опубликовать сказку «Дикий помещик».
Направление и жанр
Сказка «Дикий помещик» создана в рамках направления реализма. Несмотря на некоторые фантастические допущения, писатель ставил своей целью натуралистично отобразить окружающую действительность. Созданные им образы довольно реалистичны, хоть и несколько гипертрофированы. Читатель может поверить в то, что герои, описанные в данной сказке, могли существовать на самом деле.
Жанр «Дикого помещика» можно определить как сатирическую сказку. В основе сюжета лежит фантастическое допущение, призванное замаскировать и смягчить жёсткое высмеивание дворянства, свойственное всем сатирическим произведениям. Сказочную атмосферу подчёркивают словесные обороты, свойственные народному фольклору, вроде «в некотором царстве, в некотором государстве» и «жил-был».
Таблица: Черты сказки в произведении «Дикий помещик»
Композиция
- Завязка: знакомство с помещиком и его неприязнью к крестьянам;
- Кульминация: исчезновение крестьян;
- Развитие действия: деградация дворянина;
- Развязка: возвращение господина в лоно цивилизации и возврат рабов.
Суть: о чём сказка?
Сюжет повествует нам о некоем богатом помещике, который страдал от иррациональной ненависти к крестьянам и молился богу, чтобы все простолюдины исчезли из его владений.
Решив изжить мужиков своими силами, помещик начал многочисленными штрафами и притеснениями сживать со свету своих крестьян. Когда те взмолились Богу об избавлении, тот внял их горю и забрал всех крестьян из владений помещика.
Первоначальная радость героя несколько поколебалась от холодной реакции окружающих, назвавших его дураком. Некому стало вести хозяйство, убираться в усадьбе и даже умывать самого барина. Однако он так и не хотел признавать свою ошибку, считая свою борьбу с простым народом проявлением твёрдости и силой духа и грезя о закупке паровых машин из Англии для замены мужиков.
Спустя некоторое время владения помещика приходят в упадок и запустение, сам главный герой окончательно теряет человеческий облик. Он обрастет шерстью, начинает ходить на четвереньках, ест сырое мясо, дружит с медведем и даже утрачивает способность говорить на человеческом языке.
В конце концов, губернское начальство решает остановить это безумие, находит пропавших мужиков и возвращает во владения помещика. Сам помещик был в итоге изловлен и насильно возвращён в лоно цивилизации, однако до конца своих дней так и не научился снова говорить, очень тоскуя по своей старой жизни в лесу. Вот краткое содержание сказки.
Главные герои и их характеристика
Система образов в сказке «Дикий помещик» описана Многомудрым Литреконом в формате таблицы:
герои сказки «дикий помещик» | характеристика |
помещик | высокомерный, но грубый и простоватый дворянин. невообразимо глупый человек, не способный даже понять, на чём держится его богатство. презирает простой народ и желает ему только зла. несамостоятельная и не приспособленная к реальной жизни личность. не способен на какой-либо физический труд и хозяйственную деятельность. без заботы и обслуживания со стороны своих мужиков быстро теряет человеческий облик. жизнь животного кажется ему куда предпочтительней жизни человека. |
мужики | православное русское крестьянство, обеспечивающее безбедное существование самодура-помещика. хозяйственные люди, которые за считанные дни ликвидировали весь вред, нанесённый барином хозяйству. в то же время несамостоятельны и инертны, предпочитают слепо подчиняться начальству, а вместо борьбы с несправедливостью обращаться за помощью к богу. |
Темы
Тематика книги «Дикий помещик» до сир не кажется нам архаичной. Все основные темы актуальны до сих пор:
- Народ – простые русские крестьяне в произведении представлены талантливыми и хозяйственными людьми, однако в то же время они лишены какой бы то ни было силы воли и самоуважения, становясь немыми рабами системы, которая видит в них лишь живые инструменты.
- Родина – Салтыков-Щедрин видит в России и русском народе огромный потенциал, который, однако, ограничивает помещичий и государственный гнёт, а также инертность крестьянства, которое молча терпит все несправедливости.
- Противопоставление дворянства крестьянству – в лице мужиков представлено всё русское крестьянство, которое наделено умением и умом, но лишено прав и воли, а потому вынуждено тащить на себе привилегированное дворянское меньшинство, представленное в образе глупого, ничтожного и злого помещика.
- Быт и нравы России – в своей сказке писатель высмеивает быт и нравы, царившие в России его время. Огромный и неповоротливый бюрократический аппарат, который позволил случиться столь абсурдной ситуации, социальное неравенство и дворянский гнёт – всё это было печальной обыденностью для Российской империи даже после отмены крепостного права.
- Фольклорные мотивы – в тексте сказки часто встречаются словесные обороты, свойственные народному творчеству, вроде «в некотором царстве, в некотором государстве», «жил-был», «на свет глядючи радовался». Всё это нужно для того, чтобы подчеркнуть глубокую народность данного произведения.
Проблемы
Проблематика сказки «Дикий помещик» — порождение государственной системы в России того периода. Чиновники решали личные, а не общественные проблемы, поэтому простой народ был предоставлен сам себе и своим мучителям (если раздел нуждается в дополнении, напишите об этом Многомудрому Литрекону):
- Социальное неравенство – в своей сказке Салтыков-Щедрин отлично отобразил пропасть между крестьянским и дворянским сословиями, которая заключалась не только в материальном достатке, но и в мировоззрении. Крестьяне имели «холопский менталитет» и были заложниками своего долготерпения и невежества. Их господа были такими же глупыми и даже глупее, но наглее и хитрее.
- Крепостное право – в произведении отражена вся абсурдность крепостничества, рассматриваемого Салтыковым-Щедрином, как ужасная мерзость в истории русского народа, не только наносящая огромный вред экономике Российской империи и плодящая нищету, но и уродующая людские души, делающая из них безликих рабов системы.
- Невежество правящего класса – описывая мысли глупого помещика, писатель этим подчёркивает ничтожность помещичьего дворянства, его ограниченность и невежество. Потому ещё более несправедливой кажется ситуация, что именно такие люди, как дикий помещик, определяют судьбу Российской империи и её народа.
Смысл
Салтыков-Щедрин в своей сказке показал нам два главных сословия, существовавших в Российской империи в его время. Основная идея сказки «Дикий помещик» и главная беда России в том, что без крестьянина дворянин одичает и потеряет человеческий облик. Власть избаловала помещиков, и со временем стали очевидны последствия вырождения дворянских родов. Потомки знатных людей, наследующие их титул и состояние, становятся глупыми паразитами, которые не приносят стране пользы, а лишь растрачивают ее богатство.
С одной стороны, мы видим помещиков-дворян – избалованных, невежественных и бесполезных паразитов, уверенных с собственном превосходстве над окружающими, наделёнными, однако, огромной властью и верой в то, что их власть вечна и нерушима.
Мужики помещика олицетворяют собой все русское крестьянство, которое наделено умом и талантами, но вынуждено влачить рабское существование из-за собственной инертности и неспособности осознать свои интересы и бороться за них.
Главная мысль автора сказки «Дикий помещик» заключается в том, что кабальная зависимость крестьян от дворян вредит обеим сторонам: если простые люди превращаются в отупевших рабов и проводят жизнь во мраке невежества, то аристократы тоже деградируют и становятся вредителями для собственной стране.
Чему учит?
На примере помещика Салтыков-Щедрин осуждает невежество, грубость и самодурство. Писатель отстаивает идею равенства, считая, что не происхождение или чин определяют человека, но его собственные умения и реальные достижения. Мораль сказки приближает нас к идеалу петровских времен, когда простой человек мог достичь успеха и высокого статуса трудом и знаниями.
Писатель хвалит хозяйственность и трудолюбие простого народа. Он пытается донеси до читателя мысль о том, как важно уважать самого себя, осознавать свои интересы, а не слепо подчиняться государственной машине. Человек, который не борется за свои права, а просто плывёт по течению, так и останется бесправным рабом. Таков вывод из произведения «Дикий помещик».
Средства выразительности
М.Е. Салтыков-Щедрин построил всю сказку на гиперболе и абсурде. Так, помещик сдружился с медведем, оброс и стал жить в лесу, словно дикий зверь. Конечно, писатель утрировал, и на самом деле такого быть не могло, но жанр книги давал ему большой простор для фантазии.
Еще одним важным художественным приемом является антитеза: крестьяне трудолюбивы, добры и скромны, а вот помещик ленив, зол и высокомерен, хоть гордиться ему абсолютно нечем.
художественные средства в сказке «Дикий помещик»
Критика
Современники встретили «Дикого помещика» также тепло, как прочие произведения Салтыкова-Щедрина, вышедшие в этот же период. Уже при жизни писатель стоял на одном уровне с таким классиком, как Тургенев.
В наши дни сатира Салтыкова-Щедрина позволяет нам понять, как мыслила и чем жила русская интеллигенция середины девятнадцатого века.
Автор: Михаил Щепин