Тема урока: Художественные
особенности пьесы-сказки С.Я. Маршака «12 месяцев». Драма
Урок литературы в 5 классе
Хушкелдиева Д.Ш.
Учитель русского языка и лит-ры
Тема урока: Художественные особенности
пьесы-сказки С.Я. Маршака «12 месяцев». Драма как род литературы.
Аннотация: Сценарий открытого урока литературы
в 5 классе: УМК «Литература» 5 класс под ред. В. Я. Коровиной. Учебный предмет:
Литература. Тип урока: «открытие» новых знаний.
Задачи урока: расширить представление учащихся
о творчестве поэта С.Я. Маршака;
дать
представление о драме как роде литературы;
раскрыть
традиции народной сказки в пьесе С.Я.Маршака;
развивать
навыки выразительного чтения как элемента культуры речи;
формировать
умение анализировать художественное произведение;
формировать
навыки работы в группе.
Оборудование: портрет С.Я.Маршака,
выставка книг С.Я.Маршака.
Ход
урока:
Организационный
момент. Приветствие.
Итак,
друзья, внимание
Ведь прозвенел звонок
Садитесь, поудобнее,
Начнём скорей урок.
.
—
Каким бы вы хотели видеть наш урок?
(весёлым,
интересным, познавательным)
Отчего
это зависит? (Оттого как мы будем отвечать, внимательно слушать учителя, друг
друга, дружно работать в команде.)
Правильно.
Я желаю, чтобы урок прошёл с пользой и может быть вам удастся открыть что-то
необычное в себе и своих друзьях.
2.
Стадия вызова. Актуализация субъектного опыта учащихся. Ученическое
целеполагание.
1. Вступительное слово учителя.
Ребята,
а вы верите в чудеса? А в сказки?
Урок литературы – один из самых интересных предметов в школьной программе. У
вас есть возможность на уроке создать волшебную атмосферу своей фантазией,
своими словами. Потому что каждый урок литературы – встреча с мастером слова, а
не просто с поэтом и писателем.
2. Актуализация опорных знаний.
Работа над теорией литературы.
Ребята,
вы уже знаете, что сказка С.Я. Маршака относится к литературным сказкам. А что
вы еще знаете о литературных и народных сказках? Я предлагаю вам поработать в
парах, прочитайте статью о сказках и заполните таблицу — опору. А затем мы
обсудим наши результаты.
ЗАДАНИЕ:
Итак,
у вас на столах листы с таблицей-опорой, заполните ее6 общие черты, различия.
Сказка | Сказка литературная |
Общие черты | |
Построение сказки: зачин, развитие действия, кульминация, Фантастическое Герои дел-ся на положительных и отрицательных | Построение сказки: зачин, развитие действия, кульминация, Фантастическое Герои дел-ся на положительных и отрицательных |
Различия | |
Нет конкретного автора | Конкретный автор Герои созданные самим автором Определить время, место и действие Пишут сказки для постановки на сцене |
Текст
Сказка…
Кажется, само это слово светится и звенит, унося нас в удивительный мир
прекрасных и опасных приключений, фантастических чудес… И читатель сам
воображает себя смелым, сильным, а главное – справедливым и добрым героем
волшебной сказки. Он сам готов сражаться против зла и коварства.
Все
эти качества русской народной сказки привлекали к себе внимание писателей. И
появились герои, созданные писательской фантазией: Золотой петушок, Золотая
рыбка…
Сказки
писателей (литературные сказки) отличаются от народных тем, что у них есть
конкретный автор. У большинства народных сказок трудно определить время, в
которое происходит событие. А вот в литературной сказке часто можно
определить и время, и место действия. Народные сказки невелики по объёму, а
литературные сказки могут занимать десятки страниц.
Некоторые
писатели пишут сказки для постановки на сцене. Писатели продолжают традиции
народных сказок.
(Вместе обсуждаем резултат работы)
Ребята,
произведение С.Я. Маршака «12 месяцев» — это не просто сказка, а сказка-пьеса.
—
А какие жанры произведений вы знаете? (Стихи, сказки, драматические сказки,
сказы, рассказы, повести)
Действительно,
мир художественной литературы очень разнообразен, но принято в
литературоведение объединять все произведения в три группы, рода.
—
А какие жанры этих родов вы знаете?
Слайд
1
Рассказ Повесть Роман | Стихотворение Басня Поэма | Пьеса Комедия Трагедия |
-А
о чем обычно говорится в эпических произведениях? (повествуется о каких-то
событиях из жизни героев)
—
В лирических (рисуются отдельные состояния характера в отдельный момент жизни)
—
А вот о третьем роде, т.е о драме, мы подробно поговорим сегодня на уроке.
Ребята, а как вы считаете о чем пойдет речь сегодня на
уроке?
— Какие цели мы поставим пред собой: — определить……………..(особенности пьесы как жанра) — сравнить……………….(драму с другими родами литературы) — научиться………………Понимать особенности чтения драмы — Воспитывать……………….чувство ответственности за свои поступки. Сегодня мы подробней познакомимся с драмой, дадим понятие этому | В тетрадях и на доске |
К
какому роду литературы относится Сказка – пьеса С.Я. Маршака– драме. Попытаемся
дать определение драмы.
А
для этого поработаем в парах. Перед вами на партах 2 варианта произведения С.Я.
Маршака «12 месяцев».
Первая – эпическая сказка с подзаголовком – новогодняя
сказка.
Вторая – драматическая сказка.
Вот
на основе сравнения этих сказок мы и дадим понятие ДРАМЫ.
—
Мы уже с вами говорили об этих сказка, но мы в них сравнивали сюжет, героев
—
Сегодня у нас задача: сравнить эти два одноименных произведения с целью
выявления особенностей драматической сказки.
—
Что легче пересказать? (эпическое повествование) А почему?
А
пересказ какого произведения вызывает трудности и какие? Почему? (Драматическое)(Потому
что сказка написана по ролям, т.е. для исполнения не одним человеком)
—
А для чего она написана? (Для постановки на сцене)
—
Т.е., где же мы смогли бы, кроме книги, увидеть эту пьесу? (В театре)
Ребята,
из чего состоит текст драмы? (Из диалогов, т.е. речи
нескольких лиц; из монологов, т.е. речи одного лица)
—
Обратим внимание на то, что следует в обеих сказках после названия? (В
эпической – сразу повествование, в драматической – перечень действующих лиц,
т.е. АФИША)
Повествованию предшествует афиша
—
Обратите внимание, что в тексте драматической сказки слова, заключенные в
круглые скобки. А в этической сказке они есть? Что это за слова? Зачем они
нужны? Их роль? (В эпической сказке их нет. Там все поясняет автор. А в
драматической сказке эти слова поясняют, как действуют персонажи)
— Это
РЕМАРКИ — слова, заключенные в круглые скобки, с помощью которых
автор помогает понять, как действуют герои.
Итак, ребята, текст драмы состоит из
монологов, диалогов, афиши и ремарок.
А
как вы думаете, есть ли в драматической сказке описание (отдельное) внешности и
характера персонажей? Откуда мы узнаем об этом? (Из реплик героев)
—
А в эпической сказке? (Из отдельных описаний автора) О внешности и
характере персонажей мы узнаем из реплик героев.
Какое определение драмы вы могли бы дать?
(Драма – это произведение художественной
литературы, написанное для постановки на сцене.
Постановка пьесы
Друзья,
а сейчас мы с вами отправимся в театр.
«Театр
уж полон, ложи блещут».
И
перед нами разыгрывается один из эпизодов прекрасной драматической сказки
С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев».
Представим
себе: Маленький домик на окраине города Жарко топится печка, за окнами метель,
сумерки…
–
Понравилась ли вам эта сказка? Чем?
–
Какие основные чувства вызывает сказка? (Грусти, жалости, боли и радости,
связанной с теми чудесами, которые происходят в сказке).
Работа над содержанием пьесы
А
сейчас мы с вами поработаем в группах. Для каждой группы я подготовила вопросы,
Обсудите и дайте связный и развернутый ответ.
1 группа.
Кто
из героев стоит на стороне добра?
Какие
их добрые дела и мысли показаны в пьесе?
2 группа.
Кто
помогает Падчерице?
Почему
ей помогают окружающие?
3
группа
За
что наказаны отрицательные герои?
Что
заставляет отрицательных героев пьесы-сказки измениться к лучшему?
(Ответы
каждой из групп. Совместно делается вывод, почему в сказках всегда побеждает
добро.
— Итак, судьба доброй и трудолюбивой Падчерицы в пьесе С.Я.
Маршака складывается счастливо, и справиться со злом помогает не только
волшебство, но и положительные качества людей. Зло должно быть наказано, а
добро должно торжествовать. В это верил русский народ, эта вера воплотилась в
народных сказках, стала традицией. С.Я. Маршак в своей пьесе-сказке продолжил
эту традицию.
(Вместе обсуждаем рез-т работы)
Характеристика героев.
Как
и в народной сказке герои нашей сказки делятся на положительных и
отрицательных:
Назовите
положительных героев нашей сказки
(Слайд)
Положительные | Отрицательные |
Падчерица Профессор 12 месяцев Солдат | Старуха Дочка Королева |
Продолжаем
работу в группах (3 мин.)
—
подберите эпитеты характеризующие:
Королеву-
Падчерицу
Старуху
Дочку
(взбалмошная,
глупая, эгоистичная, злая, добрая, угодливая, ласковая, дерзкая, своенравная,
жадная, послушная, грубая, капризная, решительная, завистливая, сварливая,
сердечная, скромная, избалованная, ленивая)
Какие же поступки королевы дали возможность сделать
вывод, что она капризная и своенравная?
Мы вспомнили героев нашей сказки, а какие же из них
часто встречаются в народных сказках?……………
Есть
ли в пьесе сказке действующие лица не фольклорные, а литературные? (профессор,
канцлер, солдат, глашатай, астролог)
Художественные особенности
Одной
из художественной особенностью сказки являются образы — символы. Есть они и в
сказке «12 месяце». Перечислите их (волшебное колечко, весенний цветок
подснежник). А волшебное колечко приводит падчерицу к новогоднему
костру, к братьям-месяцем. Подснежники — символы весны, просыпающейся жизни.
—
Ребята, как вы думаете что в сказке жизненно, правдиво, а
что неправдоподобно, фантастично? В сказке Маршака жизненны и правдивы
характеры героев, их поступки. Правдиво изображены капризы Королевы, злоба и
жадность Мачехи и Дочки, доброта Солдата, верность и сердечность Падчерицы.
Неправдоподобно, фантастично само существование
братьев-Месяцев в виде людей, встреча девочки с ними у костра в лесу,
превращение зимы в весну и потом быстрая смена всех времен года за короткое время.
Таким сочетанием фантастического и реального Маршак
достигает удивительного результата: зрители и читатели начинают верить в то,
что братья-Месяцы существуют. Маршак учит нас добру и состраданию. Мы осуждаем
жадную Мачеху с Дочкой, своенравную Королеву, сочувствуем Падчерице и Учителю
Королевы. Мы смеемся над жадностью, глупостью
и
ложью и верим в добро и справедливость.
А теперь давайте проверим, как вы усвоили материал
сегодняшнего урока. Я предлагаю вам выполнить Мини-тест
Что такое драма?
А)
это произведение художественной литературы, написанное для постановки на сцене.
Б)
это один из основных родов литературы, отражающий жизнь при помощи изображения
отдельных состояний, мыслей, чувств, впечатлений и переживаний человека
В)
повествовательный род литературы. В центре внимания — жизнь человека, его
взаимодействие с окружающими людьми, события
2. Что такое ремарка?
А)
крылатые фразеологические выражения
Б)
слова, сказанные героями
В)
слова, заключенные в круглые скобки, с помощью которых автор помогает понять,
как действуют герои.
3. Символы пьесы –сказки?
А)
береза
Б)
подснежник
В)
братья-месяцы
4. Из чего состоит драма?
А)
актов, картин, действий, монологов, диалогов, ремарок, афиши
Б)
актов, картин, сцен.
В)
ремарок
Ключ: 1 А), 2 Б), 3 Б), 4А)
Итак,
вначале урока мы ставили перед собой цели, достигли ли вы их:
Рефлексия.
—
Сегодня я узнал…
—
Было интересно…
—
Я выполнял задание…
—
Я понял, что…
—
Теперь я могу…
—
Я почувствовал, что…….
—
Я научился…
—
Урок дал мне для жизни…
Мне хочется закончить урок словами писательницы М.
Алигер: «Эта сказка заставляет поверить в то, что чудеса обязательно случаются
в жизни, что только захоти, только будь хорошим, чистым, честным – и зацветут
для тебя подснежники в январе и будешь ты счастлив…»
Д/З
написать мини-сочинение рассуждение на одну из тем:
Что
вам нравится и не нравится в поступках королевы?
Как
в сказке наказывается зло? Кто это зло олицетворяет?
Какой
урок вы извлекли для себя?
Текст
Сказка…
Кажется, само это слово светится и звенит, унося нас в удивительный мир
прекрасных и опасных приключений, фантастических чудес… И читатель сам
воображает себя смелым, сильным, а главное – справедливым и добрым героем
волшебной сказки. Он сам готов сражаться против зла и коварства.
Все
эти качества русской народной сказки привлекали к себе внимание писателей. И
появились герои, созданные писательской фантазией: Золотой петушок, Золотая
рыбка…
Сказки
писателей (литературные сказки) отличаются от народных тем, что у них есть
конкретный автор. У большинства народных сказок трудно определить время, в
которое происходит событие. А вот в литературной сказке часто можно
определить и время, и место действия. Народные сказки невелики по объёму, а
литературные сказки могут занимать десятки страниц.
Некоторые
писатели пишут сказки для постановки на сцене. Писатели продолжают традиции
народных сказок.
Славянская сказка в обработке С. Маршака
Знаешь
ли ты, сколько месяцев в году?
Двенадцать.
А
как их зовут?
Январь,
февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь,
декабрь.
Только
окончится один месяц, сразу же начинается другой. И ни разу ещё не бывало так,
чтобы февраль пришёл раньше, чем уйдёт январь, а май обогнал бы апрель.
Месяцы
идут один за другим и никогда не встречаются.
Но
люди рассказывают, будто в горной стране Богемии была девочка, которая видела
все двенадцать месяцев сразу.
Как
же это случилось? А вот как.
В
одной маленькой деревушке жила злая и скупая женщина с дочкой и падчерицей.
Дочку она любила, а падчерица ничем ей не могла угодить. Что ни сделает
падчерица — всё не так, как ни повернётся — всё не в ту сторону.
Дочка
по целым дням на перине валялась да пряники ела, а падчерице с утра до ночи и
присесть некогда было: то воды натаскай, то хворосту из лесу привези, то бельё
на речке выполощи, то грядки в огороде выполи.
Знала
она и зимний холод, и летний зной, и весенний ветер, и осенний дождь.
Потому-то, может, и довелось ей однажды увидеть все двенадцать месяцев разом.
Была
зима. Шёл январь месяц. Снегу намело столько, что от дверей его приходилось
отгребать лопатами, а в лесу на горе деревья стояли по пояс в сугробах и даже
качаться не могли, когда на них налетал ветер.
Люди
сидели в домах и топили печки.
В
такую-то пору, под вечер, злая мачеха приоткрыла дверь, поглядела, как метёт
вьюга, а потом вернулась к тёплой печке и сказала падчерице:
—
Сходила бы ты в лес да набрала там подснежников. Завтра сестрица твоя
именинница.
Посмотрела
на мачеху девочка: шутит она или вправду посылает её в лес? Страшно теперь в
лесу! Да и какие среди зимы подснежники! Раньше марта месяца они и не появятся
на свет, сколько их ни ищи. Только пропадёшь в лесу, увязнешь в сугробах. А
сестра говорит ей:
—
Если и пропадёшь, так плакать о тебе никто не станет! Ступай да без цветов не
возвращайся. Вот тебе корзинка.
Заплакала
девочка, закуталась в рваный платок и вышла из дверей.
Конспект урока по предмету: «Литературное чтение»
По теме: «Сказка о царе
Салтане», сравнение народной и литературной сказок, особенности волшебных
сказок, и спользованием техники ментальных карт.
Автор: Хибабаева
Лейла Гюльметовна.
Место и роль урока в изучаемой теме: Комбинированный урок
Цели: Провести сопоставительный анализ
литературной сказки Пушкина с народной.
Планируемы результаты:
·
определять
отличительные особенности литературной сказки;
·
совершенствовать
навыки чтения;
·
развивать
умение анализировать художественное произведение;
·
содействовать
воспитанию любви к поэтическому слову;
·
воспитания
милосердия, ответственности, доброты, правдивости;
·
развивать
чувства прекрасного посредством художественного слова;
·
развивать
умение взаимодействовать с одноклассниками.
Оборудование: Учебник Литературное чтение. 3 класс 1
частьКлиманова Л. Ф., Горецкий В. Г. Школа России, презентация, карточки.
1. Орг.
момент:
Встали ребята,
повернулись к гостям. (Приветствие гостей).
2. Ход.
Урока.
3. Мы
с вами начинаем урок литературного чтения, урок который развивает не только
нашу память, не только нашу речь, наше внимание и мышление; но и развивает
самое главное; наши эмоции, нашу фантазию, наше сердце и душу.
За что мы любим урок литературного
чтения? (Ответы детей: 1) Узнаём много нового; 2)
Узнаем новых писателей, 3) читаем разные, интересные произведения).
Чего вы ждёте от сегодняшнего урока? (Новых
знаний)
А что необходимо, чтоб у нас урок
получился? Внимательно слушать учителя.
Я желаю вам настроиться на рабочий лад, и
конечно же у вас всё получиться.
И так, посмотрите пожалуйста на модели
которые лежат перед вами, возьмите модели, прочитайте, что нужно выполнить?
(Заполнить модель чтения). Даю вам ровно одну минуту для заполнения этих
моделей самостоятельно. Кто уже выполнил? а)С
помощью моделей мы узнаем какой раздел мы изучаем? (Великие русские писатели.)б) Биографию какого великого писателя
мы изучали на прошлом уроке? (Биографию
А.С. Пушкина.)в) Какие стихотворения А.С. Пушкина мы изучили с вами? Кто
нам прочитает фрагмент из любого стихотворения?Какое произведение А.С. Пушкина
мы изучаем? (Сказка о царе Салтане.) Что
было задано на дом? (Выучить наизусть любой фрагмент из сказки.) Кто прочитает фрагмент из сказки? Красиво с вырожением.
Скажите пожалуйста,
понравилось ли Вам читать данное произведение? Ответьте почему? (Сказа о Царе
Салтане очень интересно читать, потому что автор показал нам волшебный
сказочный мир, где есть настоящие богатыри, есть лебедь белая, исполняющая
желания.Но больше всего мне понравилась, то что добро побеждает зло).
Я сегодня предлагаю вам,
провести сравнение данной сказки на наличие авторских признаков, а за основу мы
с вами возьмём слова Самуила Яковлевича Маршака сказал, что «Пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной…
Но для
начала нам необходимо вспомнить:
1. Что такое сказка?
2. Какие бывают сказки по написанию?
3. Структура сказки?(Зачин, основная часть,
концовка).
После этого
мы приступим к сравнению; и так,
1.
Что такое
сказка?
2.
Какие
бывают сказки по написанию? (Авторские и народные)
3.
Напомните мне признаки авторской сказки: 1. Наличие автора. 2. Известен год
написания. 3. Письменная форма. 4. Жанр смешанный.
4.
Напомните мне признаки народной сказки: 1. Автор народ. 2. Год написания не
известен. 3. Устная форма (из уст в уста). 4. Каждая сказка имеет определённый
жанр.
5. Виды
сказок? а) О животных. (Главные герои животные? б) Волшебные сказки(Фантастический
мир).в) Бытовые сказки. (Описывается обыденная жизнь).
К какому
виду относится сказка о царе Салтане?
А теперь
давайте проанализируем сказку на сравнение её признаки из сказки о царе Салтане
авторской сказки и народной сказки:
Скажите
пожалуйста, сказка о ЦС авторская или народная, есть автор у сказки? (А.С.Пушкин),
а так же есть год написания 1831 г. есть ли в данной сказке зачин? Здесь
авторский зачин, «Три девицы под окном, пряли поздно вечерком», Это говорит о
том, что события существуют не где-то там далеко, а здесь рядом с нами, на
русской земле.
Фома
написания какая? Письменная форма.(Ребята, в авторской сказке реалистично
описаны или предметы или герои, пейзажи) есть в этой сказке реалистичные
описания?
А знаете ли
вы, что, сюжет ко многим сказкам А.С. Пушкин позаимствовал из тех народных
сказок, которые в детстве рассказывала ему его няня, кто помнит, как звали няню?
(Полина Родионовна)
Сказка о
царе С. Это вольная обработка народной сказки, автор свободно изменял и
дополнял сюжет, сохраняя при этом, народный характер содержания.
Ребята мы с
вами выделили основные признаки авторской сказки из изучаемой нами сказки, а
теперь давайте выделим признаки народной волшебной сказки, какая же ВОЛШЕБНАЯ
СКАЗКА БЕЗ ВОЛШЕБНЫХ ГЕРОЕВ И Предмет… (Есть ли в этой сказке волшебные
герои и предметы?) ДА, Например: волшебная лебедь, 33 богатыря, дядька
Черномор, белка. Предметы золотые орешки, какие орешки «ядра чистый изумруд»
Не одна
волшебная сказка не обходится без волшебных превращений, Какие превращения были
в этой сказке, давайте вспомним; (Лебедь превращение в прекрасную
принцессу) князь Гвидон рос не по дням, а по часам), т. е. в данной
сказке очень много превращений верно?
В народных
сказках есть чёткое разделение на добрых и злых персонажей, назовите мне их: (Добрые
Гвидон, царевна –лебедь, царица).Злые- ткачиха, повариха, коршун.)
В волшебных
сказках обязательно должны быть троекратные повторы, т.е. действия повторяются
3 раза есть ли в этой сказке такие повторы. (Князь Гвидон превращается
в муху, в комара, в шмель;царевна-лебедь трижды исполняет желания
князя-Гвидона.)
Поработайте
в парах с соседом по парте. Создайте синквейн к данному произведению. Но прежде чем начать
работать, давайте мы вспомним что такое синквейн?
Синквейн–
это не рифмованноерифма это?стихотворенье
состоящее из 5 строк, появился синквейн
в начале 20 века в Америке, с 1997 года, синквейнстал
популярен и в России.
Как
заканчивается изучаемая нами произведение?
Подведём итоги урока…
— Чем занимались на уроке?
— Решили мы те задачи, которые ставили перед собой?
— Что нового узнали на уроке?
Рефлексия…
— Оцените свою работу. Если вам понравился урок, покажите мне
солнышко.
— Если урок не понравился, покажите тучку.
Дом. зад.: нарисовать иллюстрацию к одному из чудес «Сказки о царе
Салтане»
и «Перевёрнутый урок»
Урок окончен! Спасибо за работу!
Перевёрнутый урок –
метод, по которому учащиеся с новым материалом знакомятся самостоятельно дома,
самостоятельно.
Тема: А.С. Пушкин «Сказка о
царе Салтане …» Особенности волшебной сказки. Герои литературной сказки.
Цель:
1)
а) показать элементы
анализа сказки с точки зрения жанра, сюжета, композиции; б) отметить языковые
особенности литературной сказки; в) отметить отличие литературной сказки от
народной;
2)
работать над навыками
выразительной речи;
3)
учить работе с текстом;
4)
закрепить литературные
термины «жанр», «сюжет», «композиция»
Методы: анализ сказки по плану; работа с текстом, выразительное чтение.
Наглядность: иллюстрации по сказкам А.С.Пушкина,
рисунки учащихся, музыка Глинки, инсценировка отрывка «Сказки о царе Салтане…»
,компьютер, интерактивная доска
Планируемые результаты
Личностные
-включение учащихся в деятельность на личностно
значимом уровне;
-регулирование поведения в
соответствии с познанными моральными нормами и этическими
требованиями;
-эмпатия, понимание чувств других
людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках; эстетическое
чувство на основе знакомства с художественной культурой;
-познавательная мотивация учения.
Познавательные
— расширять знания учащихся о
жанрах; читать произведение данного жанра с соблюдением норм литературного
произношения, правильным интонированием; добиваться понимания содержания сказки.
Регулятивные
-определять цель учебной деятельности;
-контролировать выполнение задания
-определять степень успешности выполнения своей работы
и работы других обучающихся.
Коммуникативные
-работая в группе учитывать мнения
партнёров, отличные от собственных;
-собственную позицию и координировать
её с позицией партнёров при выработке решения;
-оказывать в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;
-владеть диалогической формой речи.
Ход урока:
1.Актуализация полученных ранее знаний и умений.
Постановка
проблемного вопроса.
Сегодня займемся
анализом сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…», отметим языковые
особенности литературной сказки, закрепим понятие литературных терминов «жанр»,
«сюжет», «композиция».
Назовите общие особенности волшебных сказок (см.план)
1.
Есть волшебство
2.
Странствия,
приключения героев
3.
Кто-то мешает или
помогает
4.
Герой воюет с
нечистой силой
5.
Эпизоды повторяются
по 3раза
6.
Есть зачин,
концовка
7.
Добро побеждает зло
А теперь назовите жанровые особенности сказки волшебной (см.план)
1.
Повторы
2.
Общие места
3.
Строй сказки
плавный, напевный
4.
Сказочник рисует
словами образы, как красками
А теперь непосредственно обратимся к сказке «О царе Салтане». Найдите
памятку «Жанр». А теперь, пользуясь этим планом, расскажите все, что касается
понятия «жанр» по сказке
Жанр – это вид
литературы. Сказки бывают народные и литературные «Сказка о царе Салтане» —
литературная, т.к. есть автор А.С.Пушкин.
Пушкин придумал характеры
своим героям, побуждения, поступки
В кухне злится
повариха (злость)
Плачет у станка
ткачиха,
И завидуют оне
Государевой жене
(зависть)
С ободренною душой
князь пошел к себе домой (спокойный)
Определите
характер героя, каким его изобразил Пушкин? (на листочке — письменно)
Тот
(коршун) уж когти распустил, клев кровавый навострил
1.
Хищный
Что еще придумывает Пушкин для своих героев?
Мысли
Приведите
примеры
Кабы я была
царица, —
Говорит одна
девица, —
То на весь
крещенный мир
Приготовила б я
пир…
Кабы я была
царица, —
Третья молвила
сестрица, —
Я б для батюшки
царя
Родила б богатыря
Любовь, ненависть, зависть, печаль,
благодарность…
А теперь
определите, какое чувство изобразил Пушкин в данном отрывке.(работа с
интерактивной доской)
(Отметить на листе
под цифрой 2 — письменно)
Век тебя я
не забуду:
Отплачу
тебе добром,
Сослужу
тебе потом!
2.
Благодарность
Какая еще особенность литературной сказки отмечается?
Пушкин придумывает ход событий
Назовите
основные события сказки «О царе Салтане…»
Разговор 3 девиц
подслушан царем; свадьба; война; родился сын; зависть сестер и тетки; бочку
бросили в море; Гвидон вырос; убил коршуна; избавил царевну-лебедь;
Та подарила
Гвидону город; белку; 33 богатыря стали дозором город обходить. Гвидон женился
на царевне. Встречи с корабельщиками; приезжает царь Салтан. Завистницы
прощены. Радость.
Жуковский,
прочитав две сказки Пушкина «О попе и его работнике Балде» и «Сказку о царе
Салтане», написал «У Пушкина … сказки русские народные, …совершенно русские…
Прелесть невообразимая» (слова написаны на доске)
Докажите, что Пушкин
некоторыми элементами русских народных сказок воспользовался. Что взято автором
из русских народных сказок?
Имена (Бабариха,
царевна-лебедь, коршун-чародей, белка-искусница, завистливые сестры)
Костюмы (В чешуе,
как жар горя, 33 богатыря; под косой луна блестит…)
Узнайте по костюму героя сказки (показ на ИД)
и запишите на листе под цифрой 3 (письменно)
Весь сияя в
злате он сидит в палате на престоле и в венце
3.
Салтан
Продолжаем работать над тем, что еще использовано А.С.Пушкиным из
народных сказок
Приключения, странствия героев:
Бочка по морю
плывет…
А ткачиха с поварихой,
с сватьей бабой Бабарихой извести ее хотят…
Как вы понимаете эту шутку?
А ткачиха с
поварихой
С сватьей
бабой Бабарихой
Около царя сидят –
Четырьмя все три глядят
Двух сестер укусил
Гвидон около глаза, когда оборотился в насекомых.
А комар-то злится,
злится
И впился комар как
раз
Тетке прямо в
правый глаз.
Повариха
побледнела, обмерла и окривела!
Зажужжал он и как
раз
Тетке сел на левый
глаз,
И ткачиха
побледнела:
«Ай!» — и тут же
окривела.
Мы не
случайно говорили о шутках, т.к. в русских сказках они часто встречаются.
Что вы
можете сказать о времени и месте действия?
Сказка на вечные
времена: «Каждый день идет там диво». Место действия: царство славного Салтана,
город на острове Буян, море. Корабельщики объехали весь свет: За морем житье не
худо…
Что общим
является для сказки литературной и народной?
Мораль
Какую
мораль можно извлечь из этих слов?
А ткачиха с
поварихой
С сватьей
бабой Бабарихой
Разбежались
по углам:
Их нашли
насилу там.
Тут они во
всем признались,
Повинились, разрыдались
Не надо совершать злые поступки, не
надо завидовать
Царь для радости
такой отпустил всех трех домой…
Ветер по морю гуляет…
Учит справедливости , добру, правде
II. Анализ сказки по плану «Сюжет».
Что такое сюжет?
Это
последовательность событий. В любой сказке есть конфликт. Сестры завидуют
младшей, которая становится царицей. Конфликт углубляется, когда рождается сын.
В сказке всегда
кто-то помогает или мешает. Помогает царевна-лебедь. Мешает царевне коршун.
Мешают царице сестры и Бабариха. Сказка имеет волшебство. Н-р, сын растет не по
дням, а по часам. Гвидон превращался в насекомых… В сказке есть странствия
героев: корабельщики объехали весь свет
Помогаем
приводить примеры
Гвидон летает к
царю Салтану. Герой воюет с враждебными силами. Гвидон убивает коршуна-чародея,
мстит теткам и Бабарихе (кусает их). Добро побеждает зло. Сказка заканчивается
счастливым концом: радостной встречей Салтана с женой и сыном. Завистницы прощены.
III.
Рассмотрим план под названием «Композиция».
Что такое композиция?
Композиция – это
построение произведения. Сказка обычно начинается с зачина: (царя с царицею)
Три девицы под
окном
Пряли поздно
вечерком…
В сказке
есть концовка:
Я там был, мед,
пиво пил
Да усы лишь
обмочил.
В сказке эпизоды
повторяются по 3 раза: н-р, 3 сестры пряли
Цифра 3
волшебная, характерная для многих сказок. Приводим примеры.
3 раза Гвидон
превращался в насекомых и летал к Салтану. 3 Раза обращался к царевне-лебеди за
помощью. Она его 3 раза спрашивала: «Что ты тих, как день ненастный, опечалился
чему?» 3 раза заезжают корабельщики, 3 раза угощают их Гвидон и Салтан; они
рассказывают о том, что видели на белом свет. Строй сказки плавный, напевный.
IV.Физкультминутка. (Аудиозапись) Демонстрация презентации для
физкультминутки, включение аудиозаписи. Учащиеся проговаривают слова и
выполняют движения.
V. А теперь обратимся к особенностям языка
сказки.
Перечислим их
(см.план на ИД)
1.
Синонимы
2.
Сравнения
3.
Эпитеты
4.
Противопоставления
5.
Ондокоренные слова
6.
Сложные слова
7.
Славянизмы
8.
Определение после
определяемого слова стоит
9.
Уменьшительно-ласкательные
суффиксы
10.
Усилительные
частицы, обращения и т.д.
Назовите мне те выражения, которые можно считать пословицами,
фразеологизмами, крылатыми выражениями
Словно реченька
журчит. Выступает будто пава. Жена не рукавица: с белой ручки не стряхнешь да
за пояс не заткнешь
Какую
особенность языка вы отметите в этой фразе (в этих фразах)?
Здравствуй,
князь ты мой прекрасный!
Бог вас,
дети, наградит
Обращение
Удалец,
Диковинка, орешки – слова из сказки. Какую языковую особенность вы заметили?
Уменьшительно-ласкательные суффиксы
Грусть-тоска,
Гости-господа – Какую особенность языка характеризуют эти слова?
Сложные слова
Найдите в
тексте эпитеты
Синее море, божий свет, тугой лук,
добрый путь
На листке
поставьте цифру 5. Отметьте особенность языка: «Что я царь или дитя? Или К нам
он в гости собирался, а доселе не собрался»
5.
Противопоставление
VI. Давайте проведем маленькую викторину по
знанию текста( викторина на ИД)
VII.Рефлексия.
Давайте подведем итоги.Вы обратили внимание на то, как долго писал
сказку Пушкин. На экране следующие цифры:
Краткая запись «Сказки о царе Салтане» в Кишиневе – 1822г.
Подробная запись в Михайловском – в 1824г.
14 стихов, остальное проза – 1828г.
Написал полностью в 1831г., устроив творческое соревнование с
Жуковским.
А легко ли и интересно вам было читать сказку?
Да
Все
гениальное просто. А теперь вы видите, сколько трудов на сказку было положено
автором.
А теперь
подведем итоги нашему уроку.
Жанр – сюжет – композиция – три этих литературных термина крепко между
собой связаны. Что такое жанр? Что такое сюжет? Что такое композиция?
Вид литературы. Последовательность
событий. Построение произведения
На этом
урок закончен
Подводя итог исследованию вопроса об определении художественного своеобразия сказки А.С. Пушкина «О рыбаке и рыбке», автор делает следующие выводы:
На основе определений «сказки» и «литературной сказки», содержащихся в 17 толковых словарях и энциклопедиях, изданными в период конец 19 века по настоящее время, автор определил: что литературная сказка — тип эпического (реже — драматического) авторского произведения, Литературная сказка — неканонический жанр, который, коррелируя с волшебной фольклорной сказкой, отличается от нее психологизмом. Литературная (авторская) сказка, в отличие от фольклорной сказки, рассказана конкретным автором, отражает его видение мира, и это является главной ее особенностью; из этой особенности как следствие проистекают и другие отличия литературной сказки от фольклора, которые могут отражаться как в незначительных отклонениях от фольклорной традиции, так и в практически полном их нарушении при сохранении лишь некоторых признаков «сказочности». Литературная сказка также часто обращена к конкретному читателю — к современникам автора.
Основное отличие сказки от остальных жанров словесного искусства, в том, что события и герои в ней вымышленные, участие волшебных и фантастических сил возможно, но не обязательно.
Сказка литературная — литературное произведение такого же характера, что и фольклорная сказка, но создана или подверглась обработке человеком (автором) и несет в себе черты, присущие внутреннему миру самого автора.
Часть исследователей рассматривает жанр литературной сказки как результат прямого использования автором жанровой системы народной сказки. Другие ученые, признавая за народной сказкой роль жанровой первоосновы, говорят о постепенном удалении литературной сказки от своего фольклорного источника. В этом-то и заключается одна из главных причин разнобоя в определении жанра литературной сказки.
Фольклорные традиции литературной сказки проявляются в:
в использовании писателями фольклорных сюжетных мотивов (ненависть мачехи к падчерице, чудесное происхождение главного героя, нравственное испытание героя, спасение волшебных животных-помощников и т.д.).
в использовании традиционных образов-персонажей, которые, как выявил отечественный фольклорист В.Я. Пропп, выполняют в сказке определенные действия-функции. Это идеальный герой, его помощник, отправитель, даритель, вредитель, похищенный объект, ложный герой.
художественное пространство и время литературной сказки часто создано в соотвествии с законами фольклорного сказочного мира: неопределенное, фантастическое место, сказочное время (у Пушкина: «негде в тридевятом царстве, в тридесятом государстве», «лесной терем» 7 богатырей, «остров Буян», «ветхая землянка» старика и старухи).
в использовании народных средств поэтической речи:
· постоянные эпитеты (добрый молодец),
· троекратные повторы (у Пушкина: трижды закидывает старик невод в море, «три девицы по окном», состязания Балды с бесенком; обращения королевича Елисея к силам природы),
· словесные формулы,
· фразеологизмы, пословицы и поговорки, просторечие («черт ли сладит с бабой гневной») и т.д.
Специфические особенности литературной сказки в сравнении с народной заключаются в своеобразии содержания и формы, а именно:
1. В отличие от фольклорного произведения литературная сказка имеет конкретного автора, неизменный текст, зафиксированный в письменной форме, чаще всего она больше по объему.
2. В литературной сказке сильнее выражена изобразительность, т.е. более подробно, детально и красочно описаны место действия, события, внешний облик персонажей. Приведем пример из «Сказки о мертвой царевне» А.С. Пушкина, в тексте которого выделены красочные, реалистически достоверные изобразительные детали, которых не знала народная сказка:
«И царевна, подбираясь, Поднялася на крыльцо, И взялася за кольцо; Дверь тихонько отворилась И царевна очутилась В светлой горнице; кругом Лавки, крытые ковром, Под святыми стол дубовый, Печь с лежанкой израсцовой…» [25, с.45].
3. Для литературной сказки характерен не свойственный фольклору психологизм, т.е. углубленное исследование внутреннего мира, переживаний персонажей. Приведем лишь один пример из пушкинской «Сказки о царе Салтане», где ярко описываются переживания царя Салтана при встрече с женой и сыном (выделены психологические детали): «Царь глядит — и узнает… В нем забилось ретивое!»Что я вижу? Что такое? Как?» — и дух в нем занялся Царь слезами залился…» [25, с.54].
4. В связи с этим образы-персонажи литературной сказки — это не обобщенные маски-типажи народной сказки, а неповторимые индивидуальные характеры. Писатели воссоздают характеры героев, более сложные и психологически мотивированные в отличие от народной сказки. Сказки Пушкина, Ершова, Одоевского не об условных сказочных героях-масках, а о живых, неоднозначных, противоречивых людях с неповторимыми характерами и чувствами. Даже чертенок у Пушкина становится незабываемым героем с индивидуальным, по-детски трогательным и наивным характером: «Вот море кругом обежавши, Высунув язык, мордку поднявши, Прибежал бесенок, задыхаясь, Весь мокрешенек, лапкой утираясь…» [25, с.109].
5. Для литературной сказки, как и для любого литературного творения, свойственна ярко выраженная авторская позиция: авторское отношение, оценки, благодаря которым читатель понимает, кого из персонажей автор любит, что он ценит, что ненавидит. Так каждая сказка Пушкина имеет свою эмоциональную тональность:
Сказка о царе Салтане — светлая, благородная, чистая.
Сказка о мертвой царевне — грустная, изящная, женственно-нежная.
Сказка о Балде — насмешливая, балагурная.
Сказка о золотой рыбке — печальная, ироничная.
Л.А. Сапченко в статье «Рыбак и море в поэзии А.С. Пушкина раскрывает отношение писателя к своему герою следующим образом: «В «Сказке о рыбаке и рыбке», рыбак олицетворяет верность своей бедной, независимой участи, неведение горделивых притязаний, а потому и незнание утрат. Он был и остается простым крестьянином-рыбаком…. Отказавшись извлечь для себя пользу из улова, отпустив рыбку, старик рыбак на протяжении всей сказки остается самим собой, сохраняет свой мир, тогда как со старухой происходит ряд превращений, влекущих ее к полному краху». С чем невозможно не согласиться.
6. Литературная сказка выражает авторское понимание жизни, которое может в чем-то и совпадать с фольклорными ценностями. Однако чаще всего автор стремится выразить собственные идеи и представления о жизни. Все это приводит к тому, что литературная сказка позволяет увидеть «лицо» автора, его пристрастия и ценности, его духовный мир. Это принципиально отличает ее от народной сказки, в которой отражены общенародные идеалы, а личность конкретного сказителя стерта.
На основании всего этого автор приходит к выводу, что классические литературные сказки русских писателей как раз и позволяют читателю увидеть две стороны этого жанра: фольклорные традиции и авторское своеобразие. Работа над литературными сказками позволяет учителю обучать учащихся такому сложному виду анализа, как сравнительно-сопоставительный, развивая при этом у детей логическое мышление и культуру аналитической работы с художественным текстом.
Далее, рассмотрев особенности поэтических сказок Пушкина и своеобразие «Сказки о рыбаке и рыбке» автор делает следующие выводы:
Наиболее важная особенность сказок Пушкина, отличающая их от сказок первой трети 19 века: они объединены в цикл, пронизаны многообразными внутренними взаимосвязями, каждый последующий текст дополняет предыдущий постановкой и решением проблем. И хотя каждая отдельно взятая сказка имеет собственный законченный сюжет, все же она представляет собой только часть универсального поэтического целого и потому становится окончательно понятна именно в контексте всего цикла. Пушкин — единственный писатель первой трети 19 века, которому удалось создать стройный, внутренне логичный цикл литературных сказок.
Пушкинские сказки интересны, прежде всего, тем, что в них прослеживаются не только отдельные черты фольклорной поэтики, но вся его поэтическая целостность. Фольклор для Пушкина является не средством, а целью. В своих сказках он пытался в первую очередь сохранить народный взгляд на вещи и лишь затем выразить собственные мысли, собственный взгляд на жизнь.
Все сказки Пушкина построены на основе двух устойчивых, повторяющихся, архетипических ситуаций. В зависимости от этого тексты можно разделить на три группы: сказки о Балде и рыбаке и рыбке основаны на ситуации использования человеком другого существа (человека) в корыстных целях, эксплуатирующих его физические и духовные силы, характерной для бытовых сказок; сказки о царе Салтане и мертвой царевне основаны на ситуации изгнания истинного героя, его поисков и возвращения, что характерно для волшебных сказок.
«Сказка о рыбаке и рыбке» сказка является своеобразным, чисто пушкинским вариантом широко распространенной в поэзии разных народов сказки о старухе, наказанной за ее стремление к богатству и власти. Эта сказка, переделанная из немецкой фольклорной сказки бр. Гримм, относится к особой разновидности сказок, с участием сказочных героев — «волшебных помощников». Если сравнивать с народной сказкой, то её начало соответствует сюжету из фольклора: бедному человеку улыбнулась удача, произошло некоторое волшебство, сказочное действие. В распоряжение героя попадает волшебное средство. И старик поступает в духе положительных сказочных героев. Однако, в пушкинской сказке судьба старика отделена от судьбы старухи; он так и остается простым крестьянином-рыбаком, и чем выше старуха поднимается по «социальной лестнице», тем тяжелее становится гнет, испытываемый стариком. Старуха у Пушкина наказана не за то, что она хочет жить барыней или царицей, а за то, что, ставши барыней, она бьет и «за чупрун таскает» своих слуг, мужа-крестьянина посылает служить на конюшню; ставши царицей, она окружена грозной стражей, которая чуть не изрубила топорами ее старика, владычицей морскою она хочет быть для того, чтобы рыбка золотая служила ей и была у ней на посылках. Это придает сказке Пушкина глубокий прогрессивный смысл.
Вся сказка держится на энергии повтора — одного из самых распространённых художественных приёмов русского народного искусства. Принцип повтора сливается у Пушкина с традиционным для народного искусства приёмом нарастания. На земле — от корыта до царского сана. На море — от синей безбрежности до чёрной бури. Всё беспокойнее становится море, но сама золотая рыбка, с неизменным радушием встречая старика, успокаивает
Есть в этой сказке ещё одно действующее лицо — море. Море выступает как полноправный герой сказки. Самым непосредственным образом откликается оно на все сказочные события. Можно проследить, как оно меняется на протяжении всего текста. Спокойное синее море превращается в грозную стихию, от которой не будет пощады никому. Чем выше поднимается старуха — тем грознее море, и тем неотвратимее восстановление справедливости. Ложный герой наказан.
Это сказка с без привычного счастливого конца, как в других сказках которые заканчивается победой и радостью.
В сказке отсутствует морализаторский тон, А.С. Пушкин позволяет читателю самому извлечь урок из истории, рассказанной в сказке.
В этой сказке очень хорошо показаны суть и характер человека. Человек корыстен от природы. Он всегда будет желать и добиваться чего-то большего, чем он имеет и может иметь. Редко кто знает меру и границу своих возможностей. Александр Сергеевич хотел показать, что за жадность и незнание этой грани люди наказывают себя сами. С одной стороны, старуху можно понять. Бедная женщина, ей надоело жить в нищете, и тут представилась возможность жить хорошо. Она совсем потеряла голову от возможностей и богатства, которые у нее появились. Для неё характерна зависть, злоба, скупость. Во всех сказках добро побеждает зло. В этой сказке добро учит и наказывает зло. Пушкин А.С. показал, насколько смешными выглядят люди в погоне за богатством. «Остаться у разбитого корыта» — итог алчности, жадности, эгоизма старухи, с одной стороны, но и слабости характера, покорности, безволия старика, с другой стороны, итог сказки воспринят не только как торжество справедливости по отношению к старухе — «поделом тебе!», но отчасти и к старику — не сумел воспользоваться чудом, не послужил доброму делу, а ведь чудо было в его руках, ему было дано.
Рассмотрев 7 программ автор настоящего исследования приходит к следующим выводам:
Объем чтения — необходимое условие формирования читательского кругозора школьников, позволяющее сформировать определенный круг чтения, развить интерес к самостоятельной читательской деятельности. Для литературного чтения предлагаются художественные произведения, проверенные временем, имеющие высокую эстетическую, познавательную, нравственную ценность. Они даются как в хрестоматийном чтении, так и в виде рекомендаций для свободного чтения. По разделам круг детского чтения можно представить в таком соотношении: фольклор (произведения устного народного творчества) — 10-12%; русская литература ХIХ века — 15-20%, отечественная литература ХХ века (В.А. Жуковский, И.А. Крылов, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, Н.А. Некрасов, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, С.А. Есенин, В.В. Маяковский, классиков советской детской и произведения современной отечественной литературы) — 40-45%, национальная литература (в переводе и на русском языке и с учетом многонационального характера России) — 10%, зарубежная литература — 20% учебного времени, справочно-энциклопедическая литература.
Произведения выдающихся представителей русской литературы. Жанровое разнообразие предлагаемых к изучению произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка; литературная сказка; рассказ; повесть; стихотворение; басня.
Основные темы детского чтения: произведения о Родине, о природе, о труде, о детях, о взаимоотношениях людей, добре и зле; о приключениях и др.
При этом в среднем литературный материал представлен по этапам обучения следующим образом: 1-2 год обучения — фольклор (малые фольклорные формы, сказки); отечественная литература (сказки, стихотворения, рассказы); 3-4 год обучения — фольклор, литературная сказка; отечественная и зарубежная художественная и научно-познавательная литература XIX-XX веков (рассказы, стихотворения, повести); приключенческая, историческая, справочная книга, энциклопедии.
Система работы по литературному чтению предусматривает специальное обучение деятельности с книгами, что формирует ученика как читателя, обладающего читательской самостоятельностью.
Эта работа проводится систематически. Одним из ее направлений является обучение младших школьников работе со словарями, справочниками, энциклопедиями разных видов, каталогами библиотеки, что также нашло отражение в содержании примерной программы.
Изучение литературного чтения направлено на достижение следующих целей:
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.
Представленные программы свидетельствуют о следующих тенденциях в начальном обучении чтению: усиливается внимание к литературному образованию младшего школьника, к художественному и творческому развитию личности ребенка; происходит реализация комплексных задач обучения (обучение навыку чтения, речевое развитие, первоначальное литературное образование и развитие, развитие творческой деятельности детей в связи с чтением книг и т.д.). Каждая из программ интересна по-своему, и право учителя — выбрать для своей работы одну из них.
Далле автор настоящего исследования представляет конспект урока, посвященного изучению сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
Вывод:
Сказка А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» — один из самых сложных и загадочных пушкинских текстов. У сказки мифологические истоки. Эта сказка — самая эпическая из всех, самая монументальная и по своему обличию очень близка к фольклору. Это история-притча в стихах, созданная по законам волшебного жанра, это волшебная сказка, построенная на основе бытовой (бытоописание из жизни простых крестьян). Однако, в пушкинской сказке судьба старика отделена от судьбы старухи; он так и остается простым крестьянином-рыбаком, и чем выше старуха поднимается по «социальной лестнице», тем тяжелее становится гнет, испытываемый стариком. Старуха у Пушкина наказана не за то, что она хочет жить барыней или царицей, а за то, что, ставши барыней, она бьет и «за чупрун таскает» своих слуг, мужа-крестьянина посылает служить на конюшню; ставши царицей, она окружена грозной стражей, которая чуть не изрубила топорами ее старика, владычицей морскою она хочет быть для того, чтобы рыбка золотая служила ей и была у ней на посылках. Это придает сказке Пушкина глубокий прогрессивный смысл.
В заключение необходимо подчеркнуть, что пушкинские сказка произвели «коперникрвский переворот» в русской детской литературе. Они вывели ее на единственно плодотворный путь. Обратившись к фольклору, Пушкин чутьем гениального художника сделал свой цикл не только, взрослым, но и детским чтением. Глубокое социальное, нравственное, философское содержание его сказок, отсутствие морализирования, блестящая поэтическая форма впервые в комплексе решали эстетические, воспитательные задачи, соединенные с познанием народной жизни, народного духа. Эта цель была достигнута исключительно средствами искусства, самой поэзии без нарочитого резонерства и скучной нравоучительности. Автор как бы дает возможность читателю самому сделать вывод из ситуации описанной в сказке.
Именно благодаря всем названным особенностям, «Сказка о рыбаке и рыбке» входит во все авторские программно — методические материалы по чтению в начальной школе. Творчество А.С. Пушкина изучается школьниками на протяжении всего периода обучения в школе с младших до старших классов, от сказок до более сложных произведений. Поэтому именно в начальной школе необходимо привить интерес к классической русской поэзии.
Раскрытая книга: UGC
Сказка — это один из первых жанров устного народного творчества, с которыми знакомятся дети. Научные знания о сказке формируют уроки литературы в школе. Восполнить пробелы в знаниях, конкретизоваться и расширить их помогут сведения, представленные в статье.
Сказки: что это такое, признаки
Сказки — это один из самых удивительных по информативности, силе эстетического и воспитательного влияния жанров в фольклоре. Это не просто интересные и поучительные истории, которые рассказывают или читают маленьким детям на ночь. В сказках отображено мировоззрение, мировосприятие того или иного народа, его ментальность и ценности.
Сказка: Pixabay
Хотите получить исчерпывающий ответ на вопрос «сказка — что это такое»? Тогда приглашаем в удивительный мир поэтики сказки, который позволяет точно и безошибочно определять этот жанр, давать ему характеристику:
Что такое сказка?
Народная сказка — это эпический жанр фольклора. Она отличается от остальных повествовательных форм (легенд, пересказов) тем, что ее предназначение — удивлять, возбуждать фантазию, радовать, в увлекательной форме рассказывать о мироздании и человеке, учить нормам морали.
Не всегда легко определить границы между сказкой и другими формами фольклорного эпоса. Например, в былине о путешествии Садко в подводный мир есть элементы волшебной сказки, а в сказке «Чудесная дудочка» (о сестроубийстве) развивается сюжет баллады. Поэтому важно знать, какие признаки присущи сказочному жанру.
Сказка: Pixabay
Как появилась сказка как жанр?
Первоначальный источник сказочных мотивов и сюжетов — мифологическое и магическое мировоззрение человека. Знакомая с детства сказка о Колобке — история, в которой представлены первоначальные представления человека о времени: движение солнца по небу ассоциировались с путешествием Колобка, звери, с которыми он встречался, — с элементарным отсчетом времени (утро, полдень, вечер и ночь).
В момент распада первобытного строя мифологическое мышление утратило свою силу: люди больше узнают мир, происходит первоначальное накопление практических знаний о мире, формируется научное познание. Поэтому сказки теряют свою магическую природу и начинают восприниматься, как художественные произведения, предназначение которых — развлекать и поучать. Этот подход дал жизнь традиции рассказывать сказки детям для забавы или в назидание.
Развитие сказки на этой стадии не остановилось. Жанровые разновидности сказок пополнялись в процессе развития общества. Даже в современном мире взрослые люди с наслаждением окунаются в мир сказок, хотя большинство сказочных сюжетов теперь представлены в романах и повестях, художественных фильмах и комиксах.
Сказка: Pixabay
Какие есть признаки сказки как жанра?
Сказка, как и любой другой жанр народного творчества, имеет свои художественные маркеры — признаки. Помимо устной формы, вариативности и анонимности, имеют такие особенности:
1. Волшебные события.
Все события в сказках — это вымышленный, чудесный мир, в котором есть вещи, люди, наделенные фантастическими свойствами и возможностями.
2. В основе конфликта — противопоставление (антитеза).
Сказка — это воплощение народной мечты, чаяний человека. Поэтому сюжет в них строится на конфликте добра и зла, разворачивается между негативными и позитивными героями, красивыми и безобразными персонажами.
3. Герой — носитель одного главного качества.
Сказочные герои бывают мудрыми или глупыми, слабыми или сильными, трудолюбивыми или лентяями. Они — воплощение определенной черты характера человека, его натуры. Это качество отображается в имени, прозвище героя, его портрете или изображении его жилища.
В сказке герой статичен, его характер неизменен на протяжении всего повествования. Позитивные герои проходят испытания и обязательно побеждают антиподов.
4. Композиционные особенности сказки.
У сказки четкая трехчленная композиция, в которой выделяются зачин («В некотором царстве-государстве…») и концовка («И я там был, мед-пиво пил» и т. д.). Особенный признак сказки — троистость. Это могут быть три брата — главных героя, три испытания, которые проходит главный герой, три встречи или поездки и т. д.
Пространство в сказках может расширяться до морей и океанов, до тридевятых царств-государств или сужаться до волшебной рукавички, в которой прячутся звери, или игольного ушка.
Народная сказка призвана не только развлекать и удивлять, главная ее задача — поучать. Детские сказки показывают наглядно, что есть добро, а что есть зло, какие моральные качества ценятся, а какие порицаются обществом, и т. д.
Какие бывают сказки
Сказки отличаются сюжетами и персонажами. Эти различия позволили ученым выделить три основных типа сказок. Рассмотрим каждый из них:
Сказки о животных
Сказки про животных возникли на заре становления общества, в период, когда человек присваивал продукты природы и имел покровителей в животном мире — тотемов. Чтобы спастись от хищников и добыть пропитание, людям нужно было применить ловкость, хитрость, изобретательность. Именно об этом рассказывается в сказках о животных.
То, что люди соотносили себя с определенными животными, отобразилось в некоторых именах сказочных персонажей: Михаил Потапович, Лиса Патрикеевна и т. д. Обычно в образах животных воплощались какие-то качества людей: жадность, глупость, жестокость, хвастовство, лицемерие, трусость и т. д.
Кадр из мультфильма «Маса мен Аңдар»: UGC
В сказках фигурируют как представители дикой фауны (лиса, заяц, волк, кобылица, конь и т. д.), так и одомашненные животные (собака, кот, гусь, петух, баран и пр.). Часто дружба и взаимовыручка прирученных животных противопоставлялись хищной натуре обитателей леса (русские сказки: «Кот, лиса, петух», «Лиса-повитуха», «Звери в яме»; казахские сказки: «Лиса, верблюд, волк, лев и перепелка», «Лисица и обезьяна», «Мечта голодного волка», «Ласточка и богомол» и пр.).
Эти сказки обобщали жизненный и трудовой опыт людей, выполняли важную дидактическую функцию — передавали знания от взрослых детям: учили, как нужно поступать в той или иной ситуации, как распознавать жестокого или хитрого человека, как ему противостоять, как правильно вести себя в обществе.
Волшебные сказки
Волшебная сказка отличается тем, что в ней действуют люди или персонифицированные силы природы, персонажи мифологии (Водяной, Солнце, Месяц, Ветер, Кащей Бессмертный, Баба Яга или мыстан и т. д.).
В них описываются фантастические события, которые раскрывают главный конфликт — противостояние добра и зла, правды и лжи, лукавства и искренности, силы и ума, жизни и смерти (например, из русского фольклора («Бой на Калиновом мосту», «Сивко-Бурко», «Волшебное кольцо») или казахского сказочного эпоса («Савраска», «Заговоренная девушка», «Три брата и прекрасная Айлу», «Три брата-странника», «Каражай» и пр.).
Кадр из мультфильма «Ермагамбет»: UGC
Герои пользуются предметами, которые наделены чудесными свойствами: яблоками, которые омолаживают, гребнем, из которого вырастают деревья, медом или водой, которые придают сил или оживляют умерших, залечивают раны, травой, которая помогает слышать голоса животных и птиц и т. д.
Часто героям на помощь приходят волшебные животные: кони, которые умеют говорить и умеют быстро передвигаться в пространстве, птицы, которые приносят зерна целебных растений или предвещают судьбу, волк или лев, которые защищают человека и т. д.
В волшебных сказках отображается инициация молодых людей — их переход во взрослую жизнь, где им приходится сталкиваться с плохими и хорошими людьми, делать правильный выбор, следовать определенным нормам морали.
Герои сказок — мужественные и смелые, умные и выносливые. Они преодолевают различные препятствия и всегда побеждают благодаря своим высоким моральным и душевным качествам.
Бытовые сказки
Бытовая сказка — это история, которая происходит с обычными людьми в повседневной жизни. В них нет чудес, необычных героев, удивительных мест. События разворачиваются в условно реальном пространстве. В отличи от житейских историй в бытовых сказках описываются необычные происшествия или явления.
Например, в казахской сказке «Щедрый и Скупой» вознаграждается богатством и новыми умениями человек, который поделился пищей и водой со спутником, и наказывается скупой человек. В сказке «Раб конюх» награждается честный конюх и карается коварный и завистливый визирь.
Кадр из мультфильма «Жанадыл»: UGC
Герои бытовых сказок — простые обыватели, которые вступают в конфликты друг с другом или представителями высших сословий — купцами, ханами или царями, визирями, муллами или попами. Иногда их враги — персонифицированные образы Горя, Доли, Хвори и пр.
Сюжет в бытовых сказках развивается из-за столкновения героя со сложными житейскими обстоятельствами — болезнью, бедностью, глупостью или жадностью, враждебностью наделенных властью людей.
Наиболее популярные сюжеты таких сказок связаны с победой бедных, но умных людей над жадными и высокомерными богачами («Жигит и богач», «Щедрый и Скупой», «Искусство Егельмана»). Часто основа таких сказок — анекдотические житейские ситуации («Хитрый Алдар-Косе»).
Бытовые сказки обладают сильным поучительным потенциалом. Они утверждают высокие морально-этические ценности.
Литературные сказки
Мотивы и особенность повествования, художественный и дидактический потенциал сказок настолько ценны и влиятельны, что писатели также пользуются этим жанром, создавая оригинальные и интересные сюжеты. Так появилась литературная сказка. Это результат творчества одного человека — автора.
Кадр из мультфильма «Приключения Буратино»: UGC
К этому типу сказок относят произведения Андерсена, Шарля Перро и братьев Гримм. Многие национальные писатели обращались к этому жанру, создавая красочные, поучительные и интересные сказки: А.Пушкин «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о рыбаке и рыбке», В.Даль «Девочка Снегурочка», П.Ершов «Конек-Горбунок», Корней Чуковский «Айболит», А.Кунанбаева «Не хвались, коль не учён», З.Наурзбаева и Л.Калаус «В поисках золотой чаши…», В.Прохоренко «Сказки с хвостиками».
Сказка — это не просто веселый, необычный, интересный мир, в котором действуют неординарные герои. Это рассказы, которые полны смыслов, важных для становления личности человека. Сказки знакомят ребенка с представлениями о мире и человеке, о ценностях, которые актуальны для его народа. Народная сказка — это первое и увлекательное путешествие, которое совершает ребенок в духовный мир своей нации.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/1823337-skazka—eto-cto-takoe-osobennosti-zanra.html
особенности литературной сказки
МИР Гений (61040) 11 лет назад
В отличие от народной сказки или фольклорного произведения литературная сказка имеет конкретного автора, неизменный текст, зафиксированный в письменной форме, чаще всего она больше по объему. Но самое главное заключается в своеобразии содержания и формы литературной сказки, которая отличается от народной следующими особенностями:
1) В литературной сказке сильнее выражена изобразительность, т. е. более подробно, детально и красочно описаны место действия, события, внешний облик персонажей.
2) Для литературной сказки характерен не свойственный фольклору психологизм, т. е. углубленное исследование внутреннего мира, переживаний персонажей.
3) В связи с этим образы-персонажи литературной сказки — это не обобщенные маски-типажи народной сказки, а неповторимые индивидуальные характеры.
4) Для литературной сказки, как и для любого литературного творения, свойственна ярко выраженная авторская позиция: читатель понимает, кого из персонажей автор любит, что он ценит, что ненавидит. Литературная сказка выражает авторское понимание жизни, которое может в чем-то и совпадать с фольклорными ценностями. Однако чаще всего автор стремится выразить собственные идеи и представления о жизни.
Все это приводит к тому, что литературная сказка позволяет увидеть «лицо» автора, его пристрастия и ценности, его духовный мир.
Это принципиально отличает ее от народной сказки, в которой отражены общенародные идеалы, а личность конкретного сказителя стерта.
Если кратко, то особенности литературной сказки:
* четко обозначенные авторами линии характеров сказочных героев;
* нетрадиционные поступки главных героев;
* оригинальность сюжетных поворотов;
* свобода в использовании сказочных приемов;
* неповторимость авторской манеры повествования
И ещё можно добавить: ощущение или отпечаток времени, когда автор писал сказку.
ApaT Знаток (297) 5 лет назад
В отличие от народной сказки или фольклорного произведения литературная сказка имеет конкретного автора, неизменный текст, зафиксированный в письменной форме, чаще всего она больше по объему. Но самое главное заключается в своеобразии содержания и формы литературной сказки, которая отличается от народной следующими особенностями:
1) В литературной сказке сильнее выражена изобразительность, т. е. более подробно, детально и красочно описаны место действия, события, внешний облик персонажей.
2) Для литературной сказки характерен не свойственный фольклору психологизм, т. е. углубленное исследование внутреннего мира, переживаний персонажей.
3) В связи с этим образы-персонажи литературной сказки — это не обобщенные маски-типажи народной сказки, а неповторимые индивидуальные характеры.
4) Для литературной сказки, как и для любого литературного творения, свойственна ярко выраженная авторская позиция: читатель понимает, кого из персонажей автор любит, что он ценит, что ненавидит. Литературная сказка выражает авторское понимание жизни, которое может в чем-то и совпадать с фольклорными ценностями. Однако чаще всего автор стремится выразить собственные идеи и представления о жизни.
Все это приводит к тому, что литературная сказка позволяет увидеть «лицо» автора, его пристрастия и ценности, его духовный мир.
Это принципиально отличает ее от народной сказки, в которой отражены общенародные идеалы, а личность конкретного сказителя стерта.
asssgw Знаток (473) 5 лет назад
В отличие от народной сказки или фольклорного произведения литературная сказка имеет конкретного автора, неизменный текст, зафиксированный в письменной форме, чаще всего она больше по объему. Но самое главное заключается в своеобразии содержания и формы литературной сказки, которая отличается от народной следующими особенностями:
1) В литературной сказке сильнее выражена изобразительность, т. е. более подробно, детально и красочно описаны место действия, события, внешний облик персонажей.
2) Для литературной сказки характерен не свойственный фольклору психологизм, т. е. углубленное исследование внутреннего мира, переживаний персонажей.
3) В связи с этим образы-персонажи литературной сказки — это не обобщенные маски-типажи народной сказки, а неповторимые индивидуальные характеры.
4) Для литературной сказки, как и для любого литературного творения, свойственна ярко выраженная авторская позиция: читатель понимает, кого из персонажей автор любит, что он ценит, что ненавидит. Литературная сказка выражает авторское понимание жизни, которое может в чем-то и совпадать с фольклорными ценностями. Однако чаще всего автор стремится выразить собственные идеи и представления о жизни.
Все это приводит к тому, что литературная сказка позволяет увидеть «лицо» автора, его пристрастия и ценности, его духовный мир.
Это принципиально отличает ее от народной сказки, в которой отражены общенародные идеалы, а личность конкретного сказителя стерта.
ната Ученик (202) 3 года назад
В отличие от народной сказки или фольклорного произведения литературная сказка имеет конкретного автора, неизменный текст, зафиксированный в письменной форме, чаще всего она больше по объему. Но самое главное заключается в своеобразии содержания и формы литературной сказки, которая отличается от народной следующими особенностями:
1) В литературной сказке сильнее выражена изобразительность, т. е. более подробно, детально и красочно описаны место действия, события, внешний облик персонажей.
2) Для литературной сказки характерен не свойственный фольклору психологизм, т. е. углубленное исследование внутреннего мира, переживаний персонажей.
3) В связи с этим образы-персонажи литературной сказки — это не обобщенные маски-типажи народной сказки, а неповторимые индивидуальные характеры.
4) Для литературной сказки, как и для любого литературного творения, свойственна ярко выраженная авторская позиция: читатель понимает, кого из персонажей автор любит, что он ценит, что ненавидит. Литературная сказка выражает авторское понимание жизни, которое может в чем-то и совпадать с фольклорными ценностями. Однако чаще всего автор стремится выразить собственные идеи и представления о жизни.
Все это приводит к тому, что литературная сказка позволяет увидеть «лицо» автора, его пристрастия и ценности, его духовный мир.
Это принципиально отличает ее от народной сказки, в которой отражены общенародные идеалы, а личность конкретного сказителя стерта.
Если кратко, то особенности литературной сказки:
* четко обозначенные авторами линии характеров сказочных героев;
* нетрадиционные поступки главных героев;
* оригинальность сюжетных поворотов;
* свобода в использовании сказочных приемов;
* неповторимость авторской манеры повествования
И ещё можно добавить: ощущение или отпечаток времени, когда автор писал сказку
ксения безверхова Ученик (119) 1 год назад
четко обозначенные авторами линии характеров сказочных героев;
* нетрадиционные поступки главных героев;
* оригинальность сюжетных поворотов;
* свобода в использовании сказочных приемов;
* неповторимость авторской манеры повествования
И ещё можно добавить: ощущение или отпечаток времени, когда автор писал сказку.
Не за что
Литературная сказка
Литературная сказка — литературный эпический жанр в прозе или стихах, опирающийся на традицию фольклорной сказки, и соединяющий авторскую самобытность и народные традиции.
Особенности[править | править код]
Своим возникновением литературная сказка обязана романтизму, который возник в противовес «холодному» рационализму времён просвещения. Романтики отрицали господство рационализма. Также весомую роль в формировании литературной романтической сказки сыграли постулаты руссоизма (система ценностей Жан-Жака Руссо). Романтики переняли его идейное увлечение природой и возвращением к народным корням. Первые писатели, обратившиеся к жанру сказки, пересказывали, обрабатывали и переводили на литературный язык произведения устной народной словесности.
Литературная сказка считается жанром, впитавшим в себя фольклорные и литературные принципы. Она выросла из фольклорной, трансформируя и изменяя её жанровые особенности[1]. По мнению И. П. Лупановой, литературная сказка является наследницей народной[2]. Л. В. Овчинникова классифицирует литературные сказки на фольклорно-литературные и индивидуально-авторские сказки[3].
Основные отличия фольклорной и литературной сказок:
- Литературная сказка всегда записана и её вид неизменен. Фольклорная сказка не имеет строго устоявшегося текста, каждый сказитель мог по своему желанию что-то добавить в неё или убрать.
- В литературной сказке отражается личный взгляд автора на мир, его представление о жизни и справедливости. В фольклорной сказке отражаются идеалы и ценности всего народа.
- Литературная сказка является отражением эпохи, в которую была написана и господствующих литературных течений того времени.
По аналогии с классификацией народных сказок среди литературных сказок могут быть выделены сказки о животных, волшебные, бытовые, авантюрные; по пафосу — сказки героические, лирические, юмористические, сатирические, философские, психологические; по близости к другим литературным жанрам — сказки-поэмы, сказки-новеллы, сказки-повести, сказки-притчи, сказки-пьесы, сказки-пародии, научно-фантастические сказки, сказки абсурда и др.
С момента своего появления и до начала XX века литературная сказка предназначалась чаще взрослому читателю. В XX веке она стала жанром специфически детским.
История жанра[править | править код]
Литературные сказки известны с древних времён: сохранилась древнейшая египетская сказка XIII века до н. э. в форме литературной повести о двух братьях, древнеиндийские притчи «Джатаки» о земных перевоплощениях Будды, создававшиеся с начала I тысячелетия до н. э., сказка древнеримского писателя II века н. э. Апулея «Амур и психея»[en]. Первые современные художественные сказки можно найти в коллекции «Восхитительные ночи» (итал. Le piacevoli notti) итальянца Страпаролы. Французские сказочные истории в стиле рококо были собраны в Германии во времена Веймарского классцизма[en], в частности, Кристофом Мартином Виландом в сборнике «Джиннистан»[de]. «Лулу, или Волшебная флейта», вдохновила Эмануэля Шиканедера на либретто к опере Моцарта «Волшебная флейта». Иоганном Вольфгангом Гёте написаны три литературные сказки: «Сказка»[de] (в «Развлечениях немецких эмигрантов»), «Новый Парис» (в «Поэзии и правде») и «Новая Мелюзина» (в «Походных годах Вильгельма Мейстера»[de]).
См. также[править | править код]
- Русская литературная сказка
Примечания[править | править код]
Литература[править | править код]
- Литературная сказка // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — Институт научной информации по общественным наукам РАН: Интелвак, 2001. — Стб. 459 — 1596 с. — ISBN 5-93264-026-X.
- Никифоров А. И. Сказка // Литературная энциклопедия: В 11 т. Т. 10. — М.: Худож. лит., 1937. — Стб. 768-783.
- Королькова Я. В. О соотношении литературной сказки и фэнтези // Вестник Томского государственного педагогического университета, 2010
- Сказка // Энциклопедия «Кругосвет»
- Грищук В. В. Літературна казка: становлення і розвиток жанру. Наукові записки Харківського національного педагогічного університету ім. Г. С. Сковороди. Сер.: Літературознавство. — 2013. Вип. 1(1). — С. 22-27. (укр.)
Ссылки[править | править код]
- Прародительница и прарадетельница