Художественные детали в рассказе это

Учебник : литература 7 класс: учебник для учащихся образовательных организаций: в 2ч./ б.а. ланин, л.ю. устинова, в.м. шамчиков; под ред.

Учебник : литература 7 класс: учебник для учащихся образовательных организаций: в 2ч./ Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова, В.М. Шамчиков; под ред. профессора Б.А. Ланина- 2-ое издание , испр. и доп.- М. : Вентана- Граф, 2014.

Личностные : осознание представлений о честности и лицемерии, осознание необходимости осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам и поступкам других.
Метапредметные: формулировать и отстаивать собственное мнение и позицию,соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

Предметные: понимать тему и идею произведения,  алогизм сюжета (частное происшествие, превратившиеся для обывателей в значительное событие), авторскую иронию в использовании разностилевой лексики, синтаксической несогласованности речи героев; оценивать действия героев, объяснять значение  художественной детали в раскрытии характеров героев.

                                                                                 Структура и ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Средства обучения ( дидактические средства)

сссссссссс

1.Организационный

Приветствует обучающихся. Проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя

2.Мотивационный

Сегодня у нас в гостях известный вам писатель. Попробуйте угадать его фамилию по псевдонимам:  Анче;  Г. Балдастов;  Макар Балдастов;  Брат моего брата; Врач без пациентов; Вспыльчивый человек;  Гайка № 6;  Гайка № 9;  Грач;  Дяденька;  Кисляев;  М. Ковров;  Крапива; .Лаэрт;  Прозаический поэт;  Рувер;  Рувер и Ревур;  Улисс;  Человек без селезёнки.

Организует игру- соревнование « Кто больше?»

Ученики  угадывают имя А.П.Чехова.

Оформление тетрадей.

Составляют ассоциативный ряд к понятиям « честность» — лицемерие» Обмениваются результатами. Определяют победителя

ТСО

Экран, компь

ютер

Тетрадь с печатной основой

  1. 2.Этап актуализации знаний

Предлагает вспомнить, с какими произведениями А.П. Чехова  знакомы.

Предлагает вспомнить, в каких произведениях русской литературы встречались с понятиями « честь» и « бесчестие», « искренность» и « лицемерие»

Предлагает вспомнить историю создания рассказа « Хамелеон»

1.Рассказы  «Каштанка»,  «Толстый и тонкий», «Хирургия» и др.

Формулируют развёрнутое монологическое высказывание

Художественные тексты

Просмотр презентации «А. П. Чехов».

  Предлагает ответить на вопрос : Какие качества, черты характера А. П. Чехова,  помогли ему стать великим русским писателем?

Формулируют развёрнутое монологическое высказывание

экранно- звуковые средства

4. Целеполагание

Предлагает из «рассыпанных» слов  составить тему урока: Чехова, и, смешное, уроки, в, грустное, рассказе, или, « Хамелеон»

Обсуждение в парах. Составляют формулировку темы, предлагают свои варианты. Коллективно выбирают самый точный вариант. Записывают в тетради тему урока. Самопроверка записи с образцом на экране :  «Уроки Чехова, или Смешное и грустное в рассказе «Хамелеон»

Дидактический материал(

карточки)

Предлагает ответить на проблемный вопрос: Большинство произведений А.П. Чехова сатирические. Вспомните, что такое сатира и подумайте: Почему рассказ « Хамелеон» мы можем назвать сатирическим?

Предлагает выбрать те цели, которые, по мнению обучающихся, очень важны при изучении темы :

— Знать понятие « сатира»

— уметь определять тему произведения

-уметь определять проблему, которая волнует автора

— соотнести заглавие рассказа с темой

— составить историю или назвать произведение русской литературы, в которых звучит названная проблема.

Отмечает, что последняя цель не простая и её можно указать по желанию ( уровень « Ученик получит возможность научиться»)

Работа в парах. Дают определение  слова « сатира». Высказывают собственное мнение по проблеме.

С помощью учителя выбирают значимые цели урока и фиксируют их в своих тетрадях

Литературоведческий

словарь

  1. Открытие нового знания

Задаёт вопрос : Где могут пригодиться эти знания?

Высказывают и обосновывают свои предположения.

  1. Первичное закрепление нового материала

Предлагает  обучающимся вспомнить героев рассказа « Хамелеон», разгадав подготовленный кроссворд « Угадай фамилии чеховских героев»

Используя послетекстовую стратегию чтения, предлагает выполнить задания на выбор и определить критерии  оценивания

Задание 1. Базовый уровень

Записывают фамилии чеховских героев в тетрадь

крос-

сворд

7. Применение знаний и умений на практике

Выразительное чтение фрагмента рассказа

  — Каково отношение автора к его героям? (передать в чтении). Ответ на вопрос сформулировать письменно.

— Какая деталь помогает понять, что Очумелову то жарко, то холодно?

Задание 2. Повышенный уровень

Языковедческая работа с текстом.

1. Что кажется смешным в рассказе «Хамелеон»?

2. А что вызывает грусть при чтении рассказа?

3. Дайте характеристику детали. Какую роль в художественном произведении играет деталь?

Организовывает работу в группах:

Найдите оценочные слова, которые говорят об отношении Очумелова к Хрюкину и собаке, выпишите их.

-Обратите внимание на название рассказа. Слово « хамелеон» в рассказе не встречается. Почему же, на ваш взгляд, возник такой заголовок, оправдан ли он?

-Одинок ли Очумелов в своих превращениях?

Читают фрагмент текста, отмечают карандашом на полях необходимые для ответа на вопросы фразы.

Критерии:

—  правильность чтения

— выразительность

— полнота ответа

— опора на текст

Критерии :

— полнота и обоснованность ответа

— опора на текст

— правильность формулировки ( как в словаре)

Выполняют работу по выбору

 ( индивидуально). Проводят взаимопроверку по установленным критериям и при необходимости корректируют.

Работают в группах:

1 группа- в 5 абзаце

2 группа- в 6 абзаце

3 группа- в 8 абзаце

4 группа- в 9 абзаце

5 группа – в 10

6 группа- в 11абзаце

Группы зачитывают выписанные слова, объясняя поведение героя

Формулируют развёрнутое монологическое высказывание.

Рассказ

« Хаме-леон»

Толко-

вый словарь

художе

ствен

ный текст

8.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Сочинение – миниатюра по готовому началу на тему: «Уроки Чехова».

Проверка сочинения и его оценивание.

А. П. Чехов – это…

У А. П. Чехова я учусь…

Рассказ «Хамелеон» научил меня…

Смех в произведении помогает писателю бороться с…

Тетрадь с печатной основой по литературе

9Этап включения в систему знаний и повторения

Предлагает выполнить задания и определить критерии оценивания.

Базовый уровень:

— предлагает сформулировать сюжет произведения  одним предложением

— назвать человеческие пороки, которые высмеивает автор

Повышенный уровень:

— назвать средства создания комического в рассказе « Хамелеон»

-Предлагает ответить на проблемный вопрос :

  • .В чем суть «хамелеонства» как социального явления?

Формулируют развёрнутое монологическое высказывание. Обосновывают свои предположения.

Критерии:

— точность

— определены человеческие пороки и названы герои, которые в них погрязли

1. «Полицейский надзиратель Очумелов решает судьбу несчастной собаки, постоянно меняя свою точку зрения».

2. 1.Трусость;

2. Угодничество;

3.Чинопочитание;

4.Самоуправство

Критерии :

— полнота ответа

— точность

— грамотность

— правильность формулировки ( как в словаре)

Средства создания комического

1. «Говорящие» фамилии (Очумелов; Хрюкин; Елдырин)

2. Художественные детали (шинель Очумелова;  узелок, корзина с конфискованным крыжовником, окровавленный палец Хрюкина).

3. Речь Очумелова (Полицейские канцеляризмы (официальные обороты из приказов); вульгаризмы (просторечные слова).

4. Смех (юмористический и сатирический; веселый и грустный).

2. Страшное общественное явление в силу своей распространенности, всеобщности, будничности;

2. Символ беззакония, «власти сильных».

Таблица

9.Этап рефлексии

а) закончить предложения:

1. Я сегодня задумался (лась) о …

2. Мне сегодня понравилось …

3. Я изменил (а) мнение о …

4. Я научился (лась)…

Оценоч

ный лист

10. Домашнее задание

11. Подведение итогов

Предлагает выполнить домашнее задание

-Базовый уровень:

Стр.9 , вопросы из рубрики « Выскажи своё отношение к прочитанному». ( выбрать вопрос)

— Повышенный уровень :

Подготовить связный рассказ «Над чем мы смеемся и грустим, читая рассказы Чехова?»

Выставляет оценки учащимся. Отмечает общий результат работы на уроке

Записывают домашнее задание в дневник

1. «Говорящие» фамилии (Очумелов; Хрюкин; Елдырин)

2. Художественные детали (шинель Очумелова;  узелок, корзина с конфискованным крыжовником, окровавленный палец Хрюкина).

3. Речь Очумелова (Полицейские канцеляризмы (официальные обороты из приказов); вульгаризмы (просторечные слова).

4. Смех (юмористический и сатирический; веселый и грустный).

Кратко:

Деталь художественная (от фр. detail — подробность, частность) — изобразительно-выразительная художественная подробность в произведении, выполняющая смысловую и идейно-эмоциональную нагрузку. К художественным деталям относят элементы пейзажа, портрета, интерьера, отдельную вещь, поступок, жест, психологическое движение. Являясь частью художественного целого, сама деталь представляет в произведении малый образ. Для удобства анализа текста А.Б. Есин все художественные детали предлагает делить на внешние (портретные, пейзажные, вещные) и психологические, передающие отдельные душевные движения: мысли, чувства, переживания, желания. По характеру художественного воздействия различают детали-подробности и детали-символы. Подробность дополняет изображаемый предмет или явление, символ запечатлевает в детали главное. Примером детали-символа может служить халат Обломова в романе И.А. Гончарова «Обломов».

Источник: Бубнов С.А. Словарь литературоведческих терминов: от значения слова к анализу текста. — Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018

Подробнее:

Подобно тому, как из кусочков мозаики складывается большая мозаическая картина, из художественных деталей, из отдельных образов слагается просторная целостность литературного характера, повествования и описания. Это сравнение если и хромает, то лишь в том отношении, что в мозаической композиции все же заметен «механический» принцип сложения (целое из «кусочков») и легко заметны границы частей. Между тем в словесном произведении искусства малые подробности в составе крупного образного целого связаны органической связью, естественно «перетекают» друг в друга, так что лишь зоркое «вглядывание» позволяет заметить очертания отдельных микроструктур.

И еще одно условие требуется для эстетического восприятия детали: нужно ценить характерное и индивидуальное в реальности, полноту и живую игру жизни даже в малых проявлениях ее. Деталь, разумеется, подробность в картине целого, но не всякая подробность — деталь, а лишь та, которая насыщена энергией индивидуального видения. В том, мимо чего скользит равнодушный взгляд, зоркое око художника видит не только проявление бесконечного разнообразия жизни (мы ведь и его с годами перестаем ощущать), но и такие подробности, в которых вещь, явление, характер поворачиваются к нам иногда самой существенной своей стороной.

Очевидно, что для этого нужен не только дар особой наблюдательности, не только особая острота внешнего зрения, но проницательность и сила зрения внутреннего, обостренная чуткость души. Потому-то и воспринимается нами верно и точно найденная деталь как маленькое открытие (особенно в поэзии), рождающее восторг, как если бы к нам неожиданно вернулось наивное и блаженно ясновидческое «зрение» детства.

В том, что для этого нужна особая способность, составляющая важнейшее слагаемое художественного таланта, убеждают признания великих художников слова. Иван Бунин писал о том, что природою ему был отпущен особый дар «удесятеренного» зрения и «удесятеренного слуха».

Афанасий Фет в своих воспоминаниях признается, что он сознательно упражнял в себе изначально дарованную ему наблюдательность, предпринимая одинокие прогулки, в которых всегда находилась пища для нее. Жизнь природы в ее малых, полузаметных проявлениях, какая-нибудь суматоха муравьев, перетаскивающих травинку или что-либо в этом же роде, были для него бесконечно занимательны, надолго приковывали внимание.

За всем этим кроется свойственная только художнику (живописец ли это, поэт, или прозаик) способность к глубокому созерцанию. Это особое, познающее созерцание, в котором, по мысли А. Ф. Лосева, уже нет субъекта и объекта, взятых в их разъединенности, а есть как бы «брачное» слияние того и другого, рожденное любовью (только на ней и крепится всякое истинное познание). Это «незаинтересованное» созерцание, свободное от хищных влечений воли — вечного источника страдания. Потому-то, по Шопенгауэру, поэт и являет собой «ясное око вселенной».

Художественная деталь в лирике

В лирическом стихотворении деталь или цепь деталей являются нередко опорными точками изображения. Иногда такие детали несут в себе особые ассоциативные возможности, подталкивая наше воображение, побуждая его «дорисовать» всю полноту лирической ситуации, намеченной лишь бегло брошенными штрихами. Предметная и психологическая перспектива ее раздвигается у нас на глазах, уходит в таинственную глубину жизни. И вот уже порой вся судьба человека с ее потаенным трагизмом проносится перед нашим мысленным взором.

Лирический образ порою рождается в лоне одной ярко индивидуальной детали. Еще ничего нет, ни рисунка ритма, ни смутного прообраза композиции, еще только невнятно звучащая «музыкальная» волна томит воображение поэта, а уже ярким светом блеснула в этом тумане живая подробность бытия, сомкнувшая в себе мир внешний и мир внутренний. С него порою и начинается движение лирической мысли, к ней подстраиваются другие подробности, экспрессия, заключенная в них, разливается по всему лирическому изображению. Но если даже подобная деталь всего лишь штрих «внешней» картины (лирического пейзажа, например), и тут она заключает в себе поэтическую неожиданность, освежающую наше восприятие мира.

Такая деталь иногда неизгладимо входит в наше ощущение жизни, так что и самое наше отношение к ней уже немыслимо без этих поэтических открытий. Немыслимо, например, наше восприятие предгрозья без тютчевских подробностей: «Зеленеющие нивы Зеленее пред грозой», «Жарче роз благоуханье. Звонче голос стрекозы». Дело в том, что в этих деталях не просто запечатлелась острота тютчевского поэтического зрения. В них, если хотите, проступает некий реальный закон явления: пробуждение перед грозой неявного, приглушенного в обычном звучании и цветении природы, каких-то «избранных» звуков и «избранных» красок, сопутствующих ее «минутам роковым».

Художественная деталь у Рылеева и Пушкина

Деталь, устремленная в мир внутренний, в особенности красноречива тогда, когда она заключает в себе лаконичным образ какого-либо мгновенного движения, в котором словно бы невольно проступает целостный образ души. Пушкина восхитили рылеевские строки в поэме «Войнаровский»:

Мазепа горько улыбнулся,
Прилег безмолвный на траву
И в плащ широкий завернулся.

Внешний жест героя здесь красноречивее многих описаний. Художественное эхо этой детали отзывается в пушкинском изображении Наполеона в стихотворении «Герой»:

Он угасает недвижим.
Плащом закрывшись боевым…

В отличие от Рылеева, Пушкин заостряет контраст недвижности и сжигающей душу Наполеона потребности действия. Боевой плащ вождя, томимого пыткой покоя,— деталь, поражающая своей трагической глубиной.

Художественная деталь у Тургенева («Накануне»)

В прозе такая художественная деталь, укорененная в мгновенном психологическом жесте, может мелькнуть в составе достаточно просторного описания, отмечая в развитии переживания сильный эмоциональный всплеск, равнозначный душевному кризису. В романе «Накануне» Тургенев изображает все возрастающее нетерпение Елены в ожидании последней встречи с Инсаровым. Все, что происходит с нею в этой сцене, происходит как бы по инерции. Она не находит себе места, принимаясь то за одно, то за другое, и все делает как бы автоматически. Это всепоглощающее нетерпение души, для которой все привычное точно бы лишилось смысла, Тургенев изображает, форсируя ритмико-интонационные средства воздействия на читателя. Елена начинает жадно торопить время, и в ритмике тургеневской речи отражается эта пульсация пустого, бесследного протекания времени. В этот миг в душе героини происходит резкий спад. Сила этого спада равновелика силе ожидания. Тургенев не раскрывает в дальнейшем ход мысли героини, он сосредоточен лишь на внешних проявлениях той бури, которая разыгралась в ее душе. После этого бессилия, вслед за рекою слез, в Елене вдруг созревает решение, волевой порыв, суть которого пока не ясна для нее самой. И вот здесь-то в насыщенном психологическом контексте является внешний жест, деталь, символизирующая преображение души: «Она вдруг приподнялась и села: что-то странное совершалось в ней: лицо ее изменилось, влажные глаза сами собою высохли и заблестели, брови надвинулись, губы сжались».

Это пик сложнейшего душевного процесса, и в изображении резкого и как будто непредвиденного перелома души Тургенев точно и тонко выдерживает логику характера. Ведь его Елена волевая и деятельная натура, и действенный склад ее характера в конце концов берет свое. По-прежнему словно бы автоматически, еще не сознавая своего поступка, но движимая неодолимой силой, которая и есть зов воли, она устремляется к цели, напоминающей о себе почти инстинктивно, почти подсознательно. И цель эта в том, чтобы увидеть Инсарова во что бы то ни стало.

Такие предельно насыщенные психологические детали Тургенев расставляет в изображении редко, но крупно. Избыточная, на его взгляд, психологическая детализация Льва Толстого его явно не устраивала.

Художественная деталь у Гоголя

В истории литературы есть художники обостренно внимательные к жизни вещей, к атрибутике предметного мира, окружающего человеческое существование. Такими были Гоголь и Гончаров. С редкостной прозорливостью предвосхитил Гоголь угрозу тотального овеществления человека, примету грядущей цивилизации, в которой человек уже не столько созидатель и господин вещей, сколько их раб и бездумный потребитель. У Гоголя предметная, вещная деталь становится порою как бы «индексом» души и замещает ее без остатка. В изобразительной своей функции она — «зеркало», в котором отражается персонаж. В этих условиях на предметную детализацию делается особая ставка: она у Гоголя важнейшее средство изображения мира и человека. Пушкинской сдержанности в обращении с деталью здесь нет и следа. Гоголевская детализация демонстративно изобильна: вещи теснят здесь человеческое пространство и теснят настолько, что уже не остается ощущения простора жизни. Впрочем, гоголевские персонажи, нераздельно слившиеся с этой овеществленной действительностью, уже и не тоскуют по этому простору. Быт для них навсегда заслонил бытие.

«Корабль» гоголевского сюжета в «Мертвых душах», например, плывет посреди безбрежного «океана» вещей. Вещный мир здесь то сгущается, то несколько разрежен, но во всяком случае настолько обширен, что вряд ли в этом отношении Гоголь сопоставим с кем-либо из русских классиков. Такая же плотная вещественная среда окружает (еще раньше) персонажей «Миргорода» и «Петербургских повестей». Там, где предметных деталей изобилие, характерность каждой отдельной несколько слабеет, но зато особую изобразительную силу обретает именно совокупность вещей — система зеркал, в которой отражается мертвенный лик персонажа. В пустоте существования вещь приобретает над гоголевскими героями роковую иррациональную власть. Она (вещь) претендует у Гоголя на положение героя, попадая порою в энергетический центр сюжета, становясь источником его движения (ружье в «Повести о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», коляска, шинель). Вещественный мир и есть та «кора земности», которая, по выражению Гоголя, задавила «высокое предназначение человека» (слова, сказанные Гоголем еще в период его учебы в Нежинской гимназии).

Художественная деталь у Гончарова («Обломов»)

Иной жизнью живет вещественная деталь в романе И. Гончарова «Обломов». Предметная среда здесь одновременно и плотней и просторнее, чем где бы то ни было у Гончарова, и в изображении вещей здесь слишком явно дают о себе знать художественные уроки Гоголя. Но здесь же и во всей своей очевидности проступает неповторимо гончаровское отношение к вещной художественной детали. Связь предмета и персонажа у Гончарова теплее и интимнее. Обломовский халат, у которого есть своя сюжетная история, символически опредмечивающая духовное движение героя, его вехи и стадии, этот халат, конечно же, окутан комической экспрессией, но ни трагизма, ей сопутствующего, ни гротесковой причудливости в духе Гоголя здесь нет и в помине.

Комизм, излучаемый этой деталью, улыбчиво-грустный, он совершенно лишен сатирического яда, точно так же как и авторское отношение к герою ничего общего не имеет с каким бы то ни было разоблачительством. Обломовская привязанность к халату почти рефлекторна и характеризует не только обломовскую лень, но и потребность в широте и просторе, хотя бы и в бытовых проявлениях того и другого. Важно ведь понять, что это халат «без намека на Европу», и, рискуя впасть в комическую серьезность, можно все-таки сказать, что он знаменует отвращение ко всякой регламентации и чисто внешнему благообразию, возведенному в культ, но одновременно, конечно же. и излишества восточного квиетизма, плен созерцательности, подавляющей волю. Наконец, в гончаровской детализации отражается авторское влечение к прочному укладу бытия, к традиционным устоям русской жизни, размываемым карикатурно нелепыми и хищными страстями времени, пеной и накипью нигилизма. Именно поэтому предметный мир «дворянского гнезда» бабушки Бережковой в «Обрыве» овеян поэзией русского быта, пронизан теплым свечением родственной любви ко всему миру.

Художественная деталь у Чехова

Иное отношение к предметной детали в художественных стилях, тяготеющих к малым повествовательным формам. Ясно, что на этой художественной почве с деталью обращаются не столь расточительно, как в большом эпосе. «Никогда у него нет лишних деталей,— говорил Л. Н. Толстой о А. П. Чехове (по свидетельству А. В. Гольденвейзера),— всякая или нужна или прекрасна». Лаконизм и концентрация смысла в предметной детализации Чехова таковы, что деталь способна у него заменить просторное описание. В этом смысле слова Треплева о тригоринской манере («Чайка»): «У него на плотине блестит горлышко разбитой бутылки и чернеет тень от мельничного колеса — вот и лунная ночь готова…» — близки чеховскому обращению с деталью. Но воспринимать их как безусловное правило, как принцип чеховского стиля, исключающий отступления, было бы опрометчиво. Достаточно вспомнить просторные ландшафтные описания в «Доме с мезонином», в «Черном монахе», в «Студенте» и т. д., и станет ясно, что гамма отступлений от тригоринского «канона» весьма обширна. Развернутое описание, казалось бы, рискованное в условиях сжатия и концентрации форм, легко и органично сочетается у Чехова с символизацией детали, как в этом убеждает композиция рассказа «Студент». На фоне достаточно просторного ландшафтного описания здесь веско и крупно выделяется деталь, стягивающая к себе «силовые линии» целого,— «костер». Подтолкнув воображение героя, воскресив в его памяти эпизод евангельской ночи в Гефсиманском саду, эта подробность соединяет временные пласты изображения, перебрасывая мост из прошлого в настоящее.

Источник: Грехнев В.А. Словесный образ и литературное произведение: кн. для учит. Нижний Новгород: Нижегородский гуманит. центр, 1997

Разработка урока внеклассного чтения для
11 класса по рассказу К. Г. Паустовского «Старик в потертой шинели»

Класс: 11.

Тема: Реализация темы «маленького
человека» в рассказе
К.Г. Паустовского «Старик в потертой шинели»

Цель урока:
познакомить учащихся с рассказом К.Г. Паустовского «Старик в потертой шинели»,
научить через анализ выявлять связь произведения с литературной традицией, с
темой маленького человека и святочным рассказом.

Задачи урока:

— развитие
речемыслительной деятельности учащихся через поиск и осмысление художественной
детали в произведении;

— формирование общепринятых правил
поведения, культуры взаимоотношений;

— воспитание любви к книге; чувств
милосердия, отзывчивости, порядочности; достойного поведения в сложной ситуации,
подведение учащихся к понимаю принципов взаимоотношений между людьми разных
социальных групп, отношений между людьми и животными;

Планируемые результаты:

Личностные:
развитие познавательной активности учащихся; формирование
нравственно-этического оценивания и эмпатии как понимания чувств других людей и
сопереживания им, живого интереса к изучаемому; формирование собственного
отношения к героям рассказа К.Г. Паустовского, их оценка, понимание авторской
позиции и своего отношения к ней; использование для решения познавательной и
коммуникативной задач различных источников (словари и др.).

Метапредметные:

Познавательные:
расширение представления детей о сложности и кропотливости писательского труда;
воспитание думающего не равнодушного человека и читателя; формирование умения
критически мыслить, анализировать, оценивать прочитанное.

Регулятивные:
умение работать по плану, выполнение заданий в соответствии с поставленной
задачей.

Коммуникативные:
формирование умения выражать свои мысли в оценочном суждении, используя
различные художественные средства в соответствии с конкретной
коммуникативно-речевой ситуацией, строить монологическое доказательное
высказывание, уважать мнение оппонентов.

Предметные:

В познавательной (интеллектуальной) сфере:
формирование компетенций грамотного читателя через выявление и осмысление
художественной детали в произведении, лексическую работу; владение
литературоведческой терминологией при анализе повести, различными формами
творческой работы (кластер, синквейн).

Формы работы: индивидуальная,
фронтальная.

Тип урока по форме:
диалогический.

Тип урока по содержанию:
поисково-исследовательский.

Эпиграф к уроку: «Человек – это звучит
гордо!», «Человек создан для счастья, как птица – для полёта»

Ход урока:

Организационный момент (1мин.).

1. Вхождение в тему урока (4 мин.).

Учитель: Посмотрите на эпиграфы к нашему
уроку. Мы часто слышим эти крылатые фразы: «Человек – это звучит гордо!»,
«Человек создан для счастья, как птица – для полёта»

Но соответствует ли это истине? Это мы
рассмотрим с вами на сегодняшнем уроке, который называется «Тема «маленького
человека» в рассказе К.Г. Паустовского «Старик в потертой шинели».

2. Вступительное слово учителя:

Тема «униженных и оскорбленных»,
задавленных вечной нуждой людей, ютящихся в сырых подвалах петербургских домов,
начинается в русской литературе  с А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя. Литература
не обязана изображать только яркие, исключительные личности. Каждый человек
интересен по-своему. Трагическая судьба «маленького человека», незаметного,
униженного и оскорбленного, оказалась в центре внимания и К. Г. Паустовского.

3. Работа по теме урока (17мин).

Сообщение ученика о теме «маленького
человека» в русской литературе:

В русской литературе тип «маленького
человека» появился в 1830-е годы XIX века в творчестве Пушкина (Самсон Вырин в
«Станционном смотрителе», бедный Евгений в «Медном всаднике»).

Социально-литературный тип «маленького
человека» обладает целым рядом общих черт — невысокое социальное положение,
утрата своего лица, своей личности, человеческая приниженность, робость,
непременно вызывающие чувство жалости при виде оскорбления человека.

Пока «маленький человек» смиренно погружен
в свой внутренний мир, он кое-как еще держится на поверхности жизни. Но как
только вынуждают его показать свое лицо миру или выйти за пределы очерченного
ему круга вследствие каких-либо обстоятельств, он неотвратимо гибнет.

«Шинель» Н.В. Гоголя ­ последняя по
времени написания повесть цикла «Петербургские повести». Написана в 1841 и
опубликована в 1842 г. Замысел относится к середине 30-х гг. В первой редакции
повесть озаглавлена «Повесть о чиновнике, крадущем шинели». В ней герой еще не
имел имени. Позднее он получил имя Акакий (греч. «незлобивый») и фамилию
Тишкевич, замененную на Башмакевич и затем — на Башмачкин.

Учитель. Герои, подобные гоголевскому
Башмачнику, вошли в русскую литературу, в нашу память и совесть под именем
«маленького человека»… Как  вы понимаете это словосочетание? Что оно в себе
таит?

Подберите синонимы:

«Маленький человек» — это униженный,
беззащитный, одинокий, бесправный, забытый всеми, жалкий человек.

Посмотрим, соответствует ли образ Старика
в потертой шинели образу «маленького человека» и какие приемы использует
писатель для создания его образа. Заглянем в мастерскую писателя.

Знакомство с героем.

Итак, какие же приемы использует автор,
для создания образа «маленького человека»?

Описание внешности. Как выглядит старик?
Какие чувства, отношение вызывает у вас описание внешности? Какие аллюзии
рождает это описание у Вас?

Какую роль играет упоминание автора о том,
что старик жил обособленно от всех?

Вспомните, как жили уже известные вам
литературные «маленькие люди». Каково отношение окружающих к старику в рассказе
Паустовского? Докажите примерами из текста. Что общего можно выделить?

В каких словах выражается отношение автора
к герою?

4. Подведение итога (20 мин).

Итак, до середины рассказа перед нами
человек совершенно обычный, заурядный, ничем не примечательный, почти даже не
человек, а общее место, постоянная мишень для насмешек, над которым издевались
даже мальчишки. Изображая униженного старика и происшествия его унылой жизни,
автор поставил себе задачу – показать его право на лучший жребий и на
человеческое к себе отношение, выставить на позор вовсе не старика, а свирепую
грубость и жестокость людей.

Давайте поразмышляем теперь на другую
тему.

1. Какое чудо происходит после  встречи
героя с Лениным?

2. В какое время года старик вспоминает
про записку, которую вручил ему Ленин? (середина зимы-январь).

Учитель.  Встреча старика в потертой
шинели с Лениным напоминает святочный рассказ Ф. М. Достоевского «Мальчик у
Христа на елке», в котором обездоленного ребенка утешает сам Христос.

Святки — это праздничные дни в честь
Рождества Христова, длящиеся до Крещения. А Россия – страна православная. Что
происходит в эти дни? (колядки, приметы). Чего ждут люди в эти дни? (чуда,
добра). Люди ждали чуда и добра, потому что многие жили бедно. Поэтому этот
жанр и прижился  у нас в стране. Святочный рассказ напоминает нам притчу,
которая всегда носит нравоучительный характер.

Действие святочных рассказов происходит
как раз в эти дни. В новый год всем хочется верить в добрые чудеса. Вот и в
сюжете святочного рассказа всегда есть чудо, какая-то добрая неожиданность. И в
конце концов даже самая безысходная ситуация изменяется к лучшему, а финал
рассказа, как правило, хороший.  Запишем определение.

Рождественский рассказ — это жанр
литературы, основу которого составляет обычно одно событие или происшествие, в
основе всегда есть чудо, добрая неожиданность; финал — хороший.

Попробуйте сформулировать сами признаки
рождественского рассказа: календарная приуроченность, наличие
автора-рассказчика, главный герой – это несчастный человек, мотив чудесного.

В мире люди живут по-разному, кто-то
хорошо, а кто-то плохо.

Давайте подведем итог: Какими чертами
обладает «образ маленького человека» в русской литературе?

— Они занимают одно из низших мест в
социальной иерархии, приниженность, соединяемую с ощущением несправедливости,
уязвленной гордостью.

Можем мы сказать, что такими чертами
обладает старик в потертой шинели? Подтвердите.

Какие приемы, средства выразительности
автор использует, чтобы создать образ «маленького человека?».

Можем ли мы отнести произведение  к жанру
святочного рассказа?

О каких вечных человеческих ценностях мы
должны помнить?

( Вера,  милосердие, сострадание. О
необходимости протянуть руку помощи нуждающемуся.)

Рефлексия (3 мин.):

Понравился вам урок?

Оцените свою работу на уроке.

Чьи выступления понравились больше всего?

Поставьте оценки друг другу.

В заключение сделаем вывод, что творчество
К. Г. Паустовского заслуживает тщательного изучения в школе. Кроме
рассказов о природе и сказок, необходимо знакомить обучающихся с рассказами,
продолжающими традиции изображения «маленького человека» в русского литературе.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Чинарская средняя общеобразовательная школа № 1»

Урок литературы в 7 классе

Смысл названия и художественные
особенности рассказа.
(по рассказу А.П.Чехова «Хамелеон»)

phpxoP4C8 7 kl

Провела : учитель русского языка и литературы

Гаджиахмедова Маида Агамирзоевна

Тема. А. П. Чехов. « Хамелеон».

           « Хамелеонство» в рассказе и жизни.

Цели: показать мастерство писателя в изображении « хамелеонства»,

            обратить внимание учащихся на художественные средства  

            изображения смешного в рассказе « Хамелеон»,

I Организационный момент

  1. Сообщение темы и цели урока.

Ребята, мы сегодня продолжаем изучение творчества Антона Павловича Чехова. На пошлых уроках мы с вами изучали биографию великого русского писателя, драматурга, прочитали некоторые рассказы, провели викторину. А сейчас коротко повторим изученное.

  1. Работа по таблице « Жизнь и творчество А. П. Чехова».

  2. Тема сегодняшнего урока: « Хамелеонство» в рассказе и жизни»

II  Работа над новой темой.

1. Беседа

Учитель.

— Какой жизненный принцип избрал для себя А.П. Чехов?

(Перед Богом сознавать свое ничтожество, а достоинство — перед

людьми.)

Учитель. Человеческое достоинство — это та проблема, которая в той или

 иной степени находит отражение почти во всех произведениях А. П. Чехова.

На прошлом уроке мы прочитали рассказ « Хамелеон»/

    — О каком событии повествует рассказ?

— Назовите героев рассказа.

( Героями рассказа являются люди ничем не примечательные, обыкновенные, Событие, о котором рассказывает Чехов, тоже бытовое, обыденное- человека укусила собака.)

— С какой целью Чехов пишет о столь незначительном событии?

( Бытовая сцена для Чехова – лишь повод, чтобы поговорить о вполне серьёзных вещах. Чехов рисует картину нравов, его интересуют мотивы поведения людей, писатель исследует, как проявляют себя люди в зависимости от обстоятельств.)

— Кого из героев можно назвать « хамелеоном»? Какого человека называют «хамелеоном»? ( Готовый в угоду обстоятельствам менять свои взгляды)

    -Что вы можете сказать об Очумелове, Елдырине, Хрюкине? Обратите

внимание на иллюстрации. Кто есть кто?

Вывод.

Учитель. Почему рассказ назван «Хамелеон»?

(Очумелое в зависимости от того,   кто является хозяином собаки, меняет

 свое поведение, демонстрируя угодливость по отношению к возможному

хозяину — генералу. Превращения Очумелова послужили основой для

названия рассказа.)

Учитель. Сколько раз и в связи с чем Очумелов меняет «окраску»?

(Шесть раз полицейский надзиратель меняет свое поведение, показывая

 то деспотическую сущность, то рабскую.)

Учитель. Из персонажей рассказа только ли Очумелов принадлежит к

разряду хамелеонов?

(В соответствии с поведением Очумелова меняется и поведение Хрюкина.

 У читателя создается впечатление, что подобные превращения с людьми

были типичны для того времени.)

Учитель. Сопоставьте название рассказа с характерами Очумелова и

Хрюкина — как характеры связаны с идеей рассказа?

(Все подчинено основной идее: высмеять деспотизм и рабскую угодливость,

 человеческое хамелеонство )  (Слайд)

Деспотизм –1. Самовластное правление. 2. Поведение деспота.

 ( Деспотизм самодура)

Учитель. М. Горький писал А. П. Чехову: «Огромное вы делаете дело

 вашими маленькими рассказиками — возбуждая в людях отвращение к

этой сонной, полумертвой жизни». Можно ли эти слова отнести к

рассказу «Хамелеон»?

(Запуганность, забитость жителей города, отсутствие в нем активной

жизни нарисованы автором в первых же строчках рассказа: «Кругом

 тишина… На площади ни души», т. е. «полумертвая жизнь».)

Учитель. Как изображена толпа? Кому она сочувствует? Над кем смеется?

{Вначале толпа выжидает, боится явно выразить свое отношение. Затем  

   смелеет, а в итоге «хохочет над Хрюкиным»)

Учитель. Что составляет комедийную основу рассказа?

{Смешное в рассказе составляет несоответствие незначительного

 вопроса о принадлежности собаки, но важного для персонажей,

серьезному, страстному тону обсуждения этой «проблемы».)

 Учитель. Что показалось вам смешным в рассказе?

(Сама история, название рассказа, поведение Очумелова и Хрюкина.)

Учитель. Какие художественные средства использует автор для

создания комического текста?

(Комический эффект вызывает уже само название рассказа. Чехов

использовал такой распространенный литературный прием, как «говорящие

фамилии»: Очумелов — от слова «очуметь» — потерять соображение,

 одуреть; Хрюкин — от слова «хрюкать» (не случайно Очумелое о нем

говорит: «… а ежели каждый свинья…») ( Подкрепление из текста)

Учитель. Чехов любил строить свои рассказы на диалогах. Проследите,

как создаются речевые характеристики в «Хамелеоне», как

меняется интонация персонажей.

(Диалоги зачитываются в лицах, проводится работа над выразительным

чтением, над речевой характеристикой действующих лиц.)

-Какими вы увидели героев рассказа?

— Сумели ли ребята через выразительное чтение передать характеры героев?

— Чьё чтение особенно вам понравилось?

Прослушивание чтения мастеров художественного чтения (прослушивание аудиозаписи)

Учитель. А.П. Чехов признанный мастер художественной детали

 ( Определение детали. Слайд.)

 Художественная деталь –изобразительная или выразительная подробность изображённого мира художественного произведения, с помощью которой автор выделяет характерную черту героя, а также выражает свою позицию.

 Какая деталь в рассказе подчеркивает превращения Очумелова?

(Всякий раз, когда Очумелое меняет свое мнение, он снимает или надевает

 свою шинель, которая выполняет в рассказе как бы роль окраски

хамелеона.)

Учитель. Какие еще художественные детали в рассказе обращают на себя

 внимание, помогают создать комический эффект?

(Изображение виновника скандала — «белого борзого щенка с острой

мордой и желтым пятном на спине». Щенок с выражением «тоски и ужаса»

 в слезящихся глазах явно не мог никого серьезно укусить. Один его вид

вызывает сочувствие и свидетельствует о комичности создавшейся

ситуации.)

( Описание Очумелова с узелком в руках и городового Елдырина с «решетом,

 доверху наполненным конфискованным крыжовником», свидетельствует о   том, что представители власти, пользуясь своим служебным положением,

 выполняют свои обязанности небескорыстно.)

Учитель. Особенность творчества Чехова заключается в том, что « мир для него смешон и печален одновременно», а в произведениях писателя сочетаются юмор и сатира.( Слайд)

Учитель. Если юмор – это весёлая, но безобидная насмешка, не задевающая достоинства человека, то сатира — это безжалостное обличение пороков.

III. 1. Обобщение.

Выводы. Рассказы Чехова живут и сегодня. Они удивительно современны  и по содержанию и по форме, Автор не ставит в них глобальные проблемы, касающиеся всего человечества. Чехова интересует конкретный человек и его « маленькие проблемы». А они не подвластны времени.

     Тонким юмором,  порой грустью овеяны рассказы писателя. И от этого они становятся добрыми. « Первый русский юморист после Гоголя, заразивший своим чеховским смехом не только современников, но и миллионы их внуков и правнуков»,- писал о Чехове К. Чуковский.

     Будем надеяться, что своим смехом Чехов заразил и вас.

2. Оценивание.

3. Домашнее задание.   Сделать иллюстрацию к наиболее понравившемуся отрывку и подготовиться к выразительному чтению этого отрывка.

Проект

на
тему:

 «Роль 
художественной детали в рассказах А.П. Чехова («Хамелеон»)».

Выполнила:

Ковригина
А.А. —

преподаватель

ГБПОУ
РО «ТАВИАК»

Оборудование:
учебник, портрет А.П.Чехова; иллюстрации к
рассказу «Хамелеон», текст произведения, карточки с заданиями для групп.
Проектор.

Ход
урока:

І. Организационный
момент: приветствие.

ІІ.
Проверка домашнего задания. иллюстрации к рассказам А.П.Чехова, презентация.

Никто не понимал так ясно и тонко,

как Антон Чехов, трагизм мелочей,

никто до него не умел так беспощадно

правдиво нарисовать людям позорную

тоскливую картину их жизни.

М.Горький.

— Какой жизненный принцип избрал для себя А.П. Чехов?

(Перед Богом сознавать свое ничтожество, а достоинство перед людьми.)

Человеческое
достоинство — это та проблема, которая в той или иной степени находит отражение
почти во всех произведениях А. П. Чехова.

Практически каждый писатель использует в своем
творчестве такой художественный прием, как деталь. Без него просто невозможно
более полно передать характеристики человека и его окружения. Роль
художественной детали в рассказах Чехова сложно переоценить. Удивительно, но
буквально одна фраза у Чехова может сказать все о характере человека. Писатель
целенаправленно и безотказно пользовался этим средством при создании
произведений. Одной только деталью автор способен раскрыть особенность
характера, отразить фон повествования, добиться художественной конкретизации.
Художественная деталь в рассказах Чехова занимает важное место в раскрытии всей
линии повествования. Рассказы Чехова полны не только тонкого юмора, но и острой
иронии. Читая их, мы часто смеёмся над тем, с чем сталкиваемся в повседневной
жизни, но не обращаем на это никакого внимания — настолько обычными стали
чинопочитание и лесть, ложь и угодничество. Творчество Чехова актуально во все
времена и привлекает не только деятелей театра, но и кино. Короткие рассказы
А.П.Чехова были ёмкими по содержанию. Это достигалось ярким заглавием,
«говорящими фамилиями», выразительной деталью, сюжетом, динамичным действием,
речью героев.

 Вопросы:

— С какими
рассказами Чехова вы уже знакомы?

— Это
юмористические или сатирические рассказы?

— Каким
можно назвать смех в этих рассказах: добродушным или уничтожающим?

— В чём
отличие юмора от сатиры?

— Какие
чувства вызвал у вас рассказ А.П. Чехова «Хамелеон»?


Итак, мы начинаем работать над рассказом «Хамелеон».

Слово
лингвисту.

(Выступление
подготовленного обучающегося. Лексическое значение слов: хамелеон,
хамелеонство).


Назовите героев рассказа.

(Героями рассказа
являются люди ничем не примечательные, обыкновенные.  Событие, о котором
рассказывает Чехов, тоже бытовое, обыденное — человека укусила собака.
)

— Что
можно сказать о фамилиях героев?

( Да,
это «говорящие фамилии»
.)

Слово
лингвисту.(1.Очумелов — чумовой, шальной, одурелый. Шальной — безрассудный.
2. Елдырин — возможно, от слова «елейный» — умильный, слащавый в
обращении. Умильный — 1. Нежный, приятный. 2. Льстивый, угодливый
).

— Что можно сказать о людях с такой
фамилией?

— Почему Чехов даёт «говорящие фамилии»
своим героям?

— Дайте характеристику.

 (1.Власть позволяет Очумелову вести
себя самоуверенно. 2.Очумелов преклоняется перед сильными мира, перед
властительными людьми, то есть генералом ( пример из текста
).

-А Елдырин?

(Он так же, как и Очумелов, льстив и угодлив.)

— С какой целью Чехов пишет о
столь незначительном событии?

( Бытовая
сцена для Чехова – лишь повод, чтобы поговорить о вполне серьёзных вещах. Чехов
рисует картину нравов, его интересуют мотивы поведения людей, писатель
исследует, как проявляют себя люди в зависимости от обстоятельств.
)

— Кого из героев можно назвать
« хамелеоном»?

— Какого человека называют
«хамелеоном»? ( Готовый в угоду обстоятельствам менять свои взгляды
(проектор)

-Что вы можете сказать об
Очумелове, Елдырине, Хрюкине?

Обратите внимание на
иллюстрации.

Вывод.
(Человек, лишенный достоинства,  сознает
свое ничтожество перед
 сильными мира сего. Очумелов и Хрюкин меняют свое мнение и соответственно поведение в зависимости от обстоятельств. Хохот толпы — 
достойная им награда. (примеры из текста)
)

— Почему рассказ назван
«Хамелеон»?

(Очумелов в зависимости от того, кто является хозяином
собаки,
меняет  свое поведение, демонстрируя угодливость по отношению к возможному  хозяину генералу.
Превращения Очумелова послужи
ли основой для  названия
рассказа.)

Сколько
раз и в связи с чем Очумелов меняет «окраску»?

(Шесть раз полицейский надзиратель меняет свое
поведение, по
казывая то
деспотическую сущность, то рабскую. (примеры из текста)).

Из
персонажей рассказа только ли Очумелов принадлежит к  разряду хамелеонов?

(В соответствии с поведением Очумелова меняется и
поведение
Хрюкина. У читателя создается впечатление,
что подобные превра
щения с людьми были типичны
для того времени. (пример из текста)).

ІІІ. Подготовка к восприятию нового материала.

А.П.
Чехов признанный мастер художественной детали.
А теперь  познакомимся с определением понятия
( Определение детали. Слайд. Художественная
деталь – значительная подробность, которая позволяет расширить смысл
повествования, сообщает дополнительные сведения о героях и окружающем.
)

IV.
Чтение статьи учебника «
Художественная
деталь
» ( 8 – 10 минут).

(Художественная деталь –изобразительная
или выразительная подробность
изображённого мира художественного произведения, с помощью которой автор
выделяет характерную черту героя, а также выражает свою позицию).

— Какая деталь в рассказе подчеркивает
превращения Очумелова?

(Всякий раз, когда Очумелое меняет свое мнение, он
снимает или
надевает свою
шинель, которая выполняет в рассказе как бы роль ок
раски  хамелеона. (пример из текста))


Какие еще художественные детали в рассказе обращают на себя  внимание, помогают создать комический эффект?

(Изображение
виновника скандала — «белого борзого щенка с
острой
 мордой и желтым пятном на спине». Щенок с
выражением
«тоски и ужаса»  в
слезящихся глазах явно не мог никого серьезно укусить. Один его вид
 вызывает
сочувствие и свидетельствует о комичн
ости создавшейся  ситуации.)

— У
А.П. Чехова все детали значимы. Писатель был убежден,
что  краткость — сестра таланта. Поэтому в предельно крат
кой форме ему хотелось многое сказать,
отсюда внимание к худо
жественной
детали.

— Какая деталь в самом начале рассказа помогает в
большой степени  раскрыть образ Очумелова?

( Описание Очумелова
с узелком в руках и городового Елдырина с «решетом,  доверху наполненным
конфискованным крыжовником», свидетельствует о том, что представители власти,
пользуясь своим служебным положением, выполняют свои обязанности небескорыстно.
(пример из текста)
).


Не менее важная деталь в характеристике героя — речь.

Что
же мы можем сказать о речи Очумелова? Каков лексикон этого героя?

Приведите
примеры их текста.


Интонации его грозны: «По какому тут случаю? — спрашивает Очумелов, врезаясь в
толпу. — Кто кричал?» Он говорит, «строго кашляя и шевеля бровями». Очумелов,
как видим, не способен выразить своё мнение, правильно сформулировать вопрос.
Такую речь можно назвать косноязычной.

Слово
лингвисту: (Косноязычие — невнятное произношение, расстройство речи.)

Итак,
мы рассмотрели художественные детали, используемые писателем в рассказе.

 -Какую
роль они играют?

(Художественные
детали в рассказе Чехова помогли представить то событие, которое произошло на
площади, раскрыть характеры героев. Деталь художественная создаётся творческим
воображением писателя и помогает развитию воображения читателей.
)

-Почему
рассказ называется «Хамелеон»?


В прямом или в переносном значении употребляется слово «Хамелеон» в заглавии
рассказа?


Над чем заставляет нас задуматься этот рассказ?

 Имеет
ли сегодня место угодничеству?

Всегда
ли поступаем по чести, по совести?

V. Обобщение.

Рассказы Чехова живут и
сегодня. Они удивительно современны  и по содержанию и по теме. Автор не ставит
в них глобальные проблемы, касающиеся всего человечества. Чехова интересует
конкретный человек и его « маленькие проблемы». Тонким юмором,  порой грустью,
овеяны рассказы писателя. И от этого они становятся добрыми . «Первый русский
юморист после Гоголя, заразивший своим чеховским смехом не только
современников, но и миллионы их внуков и правнуков»,- писал о Чехове К.
Чуковский  Будем надеяться, что своим смехом Чехов заразил и вас.

VI. Домашнее задание: написать сочинение на тему «Смешное и грустное в
рассказах А.П.Чехова.»

  • Художественные приемы в сказке о царе салтане
  • Художественная выразительность это в литературе в сказке о царе салтане
  • Худо кованый конь как пишется
  • Хрум или сказочный детектив сказка детское радио
  • Хрустальная гора сказка афанасьева