Учебник : литература 7 класс: учебник для учащихся образовательных организаций: в 2ч./ Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова, В.М. Шамчиков; под ред. профессора Б.А. Ланина- 2-ое издание , испр. и доп.- М. : Вентана- Граф, 2014.
Личностные : осознание представлений о честности и лицемерии, осознание необходимости осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам и поступкам других.
Метапредметные: формулировать и отстаивать собственное мнение и позицию,соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
Предметные: понимать тему и идею произведения, алогизм сюжета (частное происшествие, превратившиеся для обывателей в значительное событие), авторскую иронию в использовании разностилевой лексики, синтаксической несогласованности речи героев; оценивать действия героев, объяснять значение художественной детали в раскрытии характеров героев.
Структура и ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Средства обучения ( дидактические средства)
сссссссссс
1.Организационный
Приветствует обучающихся. Проверяет готовность к уроку.
Приветствуют учителя
2.Мотивационный
Сегодня у нас в гостях известный вам писатель. Попробуйте угадать его фамилию по псевдонимам: Анче; Г. Балдастов; Макар Балдастов; Брат моего брата; Врач без пациентов; Вспыльчивый человек; Гайка № 6; Гайка № 9; Грач; Дяденька; Кисляев; М. Ковров; Крапива; .Лаэрт; Прозаический поэт; Рувер; Рувер и Ревур; Улисс; Человек без селезёнки.
Организует игру- соревнование « Кто больше?»
Ученики угадывают имя А.П.Чехова.
Оформление тетрадей.
Составляют ассоциативный ряд к понятиям « честность» — лицемерие» Обмениваются результатами. Определяют победителя
ТСО
Экран, компь
ютер
Тетрадь с печатной основой
- 2.Этап актуализации знаний
Предлагает вспомнить, с какими произведениями А.П. Чехова знакомы.
Предлагает вспомнить, в каких произведениях русской литературы встречались с понятиями « честь» и « бесчестие», « искренность» и « лицемерие»
Предлагает вспомнить историю создания рассказа « Хамелеон»
1.Рассказы «Каштанка», «Толстый и тонкий», «Хирургия» и др.
Формулируют развёрнутое монологическое высказывание
Художественные тексты
Просмотр презентации «А. П. Чехов».
Предлагает ответить на вопрос : Какие качества, черты характера А. П. Чехова, помогли ему стать великим русским писателем?
Формулируют развёрнутое монологическое высказывание
экранно- звуковые средства
4. Целеполагание
Предлагает из «рассыпанных» слов составить тему урока: Чехова, и, смешное, уроки, в, грустное, рассказе, или, « Хамелеон»
Обсуждение в парах. Составляют формулировку темы, предлагают свои варианты. Коллективно выбирают самый точный вариант. Записывают в тетради тему урока. Самопроверка записи с образцом на экране : «Уроки Чехова, или Смешное и грустное в рассказе «Хамелеон»
Дидактический материал(
карточки)
Предлагает ответить на проблемный вопрос: Большинство произведений А.П. Чехова сатирические. Вспомните, что такое сатира и подумайте: Почему рассказ « Хамелеон» мы можем назвать сатирическим?
Предлагает выбрать те цели, которые, по мнению обучающихся, очень важны при изучении темы :
— Знать понятие « сатира»
— уметь определять тему произведения
-уметь определять проблему, которая волнует автора
— соотнести заглавие рассказа с темой
— составить историю или назвать произведение русской литературы, в которых звучит названная проблема.
Отмечает, что последняя цель не простая и её можно указать по желанию ( уровень « Ученик получит возможность научиться»)
Работа в парах. Дают определение слова « сатира». Высказывают собственное мнение по проблеме.
С помощью учителя выбирают значимые цели урока и фиксируют их в своих тетрадях
Литературоведческий
словарь
- Открытие нового знания
Задаёт вопрос : Где могут пригодиться эти знания?
Высказывают и обосновывают свои предположения.
- Первичное закрепление нового материала
Предлагает обучающимся вспомнить героев рассказа « Хамелеон», разгадав подготовленный кроссворд « Угадай фамилии чеховских героев»
Используя послетекстовую стратегию чтения, предлагает выполнить задания на выбор и определить критерии оценивания
Задание 1. Базовый уровень
Записывают фамилии чеховских героев в тетрадь
крос-
сворд
7. Применение знаний и умений на практике
Выразительное чтение фрагмента рассказа
— Каково отношение автора к его героям? (передать в чтении). Ответ на вопрос сформулировать письменно.
— Какая деталь помогает понять, что Очумелову то жарко, то холодно?
Задание 2. Повышенный уровень
Языковедческая работа с текстом.
1. Что кажется смешным в рассказе «Хамелеон»?
2. А что вызывает грусть при чтении рассказа?
3. Дайте характеристику детали. Какую роль в художественном произведении играет деталь?
Организовывает работу в группах:
Найдите оценочные слова, которые говорят об отношении Очумелова к Хрюкину и собаке, выпишите их.
-Обратите внимание на название рассказа. Слово « хамелеон» в рассказе не встречается. Почему же, на ваш взгляд, возник такой заголовок, оправдан ли он?
-Одинок ли Очумелов в своих превращениях?
Читают фрагмент текста, отмечают карандашом на полях необходимые для ответа на вопросы фразы.
Критерии:
— правильность чтения
— выразительность
— полнота ответа
— опора на текст
Критерии :
— полнота и обоснованность ответа
— опора на текст
— правильность формулировки ( как в словаре)
Выполняют работу по выбору
( индивидуально). Проводят взаимопроверку по установленным критериям и при необходимости корректируют.
Работают в группах:
1 группа- в 5 абзаце
2 группа- в 6 абзаце
3 группа- в 8 абзаце
4 группа- в 9 абзаце
5 группа – в 10
6 группа- в 11абзаце
Группы зачитывают выписанные слова, объясняя поведение героя
Формулируют развёрнутое монологическое высказывание.
Рассказ
« Хаме-леон»
Толко-
вый словарь
художе
ствен
ный текст
8.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
Сочинение – миниатюра по готовому началу на тему: «Уроки Чехова».
Проверка сочинения и его оценивание.
А. П. Чехов – это…
У А. П. Чехова я учусь…
Рассказ «Хамелеон» научил меня…
Смех в произведении помогает писателю бороться с…
Тетрадь с печатной основой по литературе
9Этап включения в систему знаний и повторения
Предлагает выполнить задания и определить критерии оценивания.
Базовый уровень:
— предлагает сформулировать сюжет произведения одним предложением
— назвать человеческие пороки, которые высмеивает автор
Повышенный уровень:
— назвать средства создания комического в рассказе « Хамелеон»
-Предлагает ответить на проблемный вопрос :
- .В чем суть «хамелеонства» как социального явления?
Формулируют развёрнутое монологическое высказывание. Обосновывают свои предположения.
Критерии:
— точность
— определены человеческие пороки и названы герои, которые в них погрязли
1. «Полицейский надзиратель Очумелов решает судьбу несчастной собаки, постоянно меняя свою точку зрения».
2. 1.Трусость;
2. Угодничество;
3.Чинопочитание;
4.Самоуправство
Критерии :
— полнота ответа
— точность
— грамотность
— правильность формулировки ( как в словаре)
Средства создания комического
1. «Говорящие» фамилии (Очумелов; Хрюкин; Елдырин)
2. Художественные детали (шинель Очумелова; узелок, корзина с конфискованным крыжовником, окровавленный палец Хрюкина).
3. Речь Очумелова (Полицейские канцеляризмы (официальные обороты из приказов); вульгаризмы (просторечные слова).
4. Смех (юмористический и сатирический; веселый и грустный).
2. Страшное общественное явление в силу своей распространенности, всеобщности, будничности;
2. Символ беззакония, «власти сильных».
Таблица
9.Этап рефлексии
а) закончить предложения:
1. Я сегодня задумался (лась) о …
2. Мне сегодня понравилось …
3. Я изменил (а) мнение о …
4. Я научился (лась)…
Оценоч
ный лист
10. Домашнее задание
11. Подведение итогов
Предлагает выполнить домашнее задание
-Базовый уровень:
Стр.9 , вопросы из рубрики « Выскажи своё отношение к прочитанному». ( выбрать вопрос)
— Повышенный уровень :
Подготовить связный рассказ «Над чем мы смеемся и грустим, читая рассказы Чехова?»
Выставляет оценки учащимся. Отмечает общий результат работы на уроке
Записывают домашнее задание в дневник
1. «Говорящие» фамилии (Очумелов; Хрюкин; Елдырин)
2. Художественные детали (шинель Очумелова; узелок, корзина с конфискованным крыжовником, окровавленный палец Хрюкина).
3. Речь Очумелова (Полицейские канцеляризмы (официальные обороты из приказов); вульгаризмы (просторечные слова).
4. Смех (юмористический и сатирический; веселый и грустный).
Кратко:
Деталь художественная (от фр. detail — подробность, частность) — изобразительно-выразительная художественная подробность в произведении, выполняющая смысловую и идейно-эмоциональную нагрузку. К художественным деталям относят элементы пейзажа, портрета, интерьера, отдельную вещь, поступок, жест, психологическое движение. Являясь частью художественного целого, сама деталь представляет в произведении малый образ. Для удобства анализа текста А.Б. Есин все художественные детали предлагает делить на внешние (портретные, пейзажные, вещные) и психологические, передающие отдельные душевные движения: мысли, чувства, переживания, желания. По характеру художественного воздействия различают детали-подробности и детали-символы. Подробность дополняет изображаемый предмет или явление, символ запечатлевает в детали главное. Примером детали-символа может служить халат Обломова в романе И.А. Гончарова «Обломов».
Источник: Бубнов С.А. Словарь литературоведческих терминов: от значения слова к анализу текста. — Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018
Подробнее:
Подобно тому, как из кусочков мозаики складывается большая мозаическая картина, из художественных деталей, из отдельных образов слагается просторная целостность литературного характера, повествования и описания. Это сравнение если и хромает, то лишь в том отношении, что в мозаической композиции все же заметен «механический» принцип сложения (целое из «кусочков») и легко заметны границы частей. Между тем в словесном произведении искусства малые подробности в составе крупного образного целого связаны органической связью, естественно «перетекают» друг в друга, так что лишь зоркое «вглядывание» позволяет заметить очертания отдельных микроструктур.
И еще одно условие требуется для эстетического восприятия детали: нужно ценить характерное и индивидуальное в реальности, полноту и живую игру жизни даже в малых проявлениях ее. Деталь, разумеется, подробность в картине целого, но не всякая подробность — деталь, а лишь та, которая насыщена энергией индивидуального видения. В том, мимо чего скользит равнодушный взгляд, зоркое око художника видит не только проявление бесконечного разнообразия жизни (мы ведь и его с годами перестаем ощущать), но и такие подробности, в которых вещь, явление, характер поворачиваются к нам иногда самой существенной своей стороной.
Очевидно, что для этого нужен не только дар особой наблюдательности, не только особая острота внешнего зрения, но проницательность и сила зрения внутреннего, обостренная чуткость души. Потому-то и воспринимается нами верно и точно найденная деталь как маленькое открытие (особенно в поэзии), рождающее восторг, как если бы к нам неожиданно вернулось наивное и блаженно ясновидческое «зрение» детства.
В том, что для этого нужна особая способность, составляющая важнейшее слагаемое художественного таланта, убеждают признания великих художников слова. Иван Бунин писал о том, что природою ему был отпущен особый дар «удесятеренного» зрения и «удесятеренного слуха».
Афанасий Фет в своих воспоминаниях признается, что он сознательно упражнял в себе изначально дарованную ему наблюдательность, предпринимая одинокие прогулки, в которых всегда находилась пища для нее. Жизнь природы в ее малых, полузаметных проявлениях, какая-нибудь суматоха муравьев, перетаскивающих травинку или что-либо в этом же роде, были для него бесконечно занимательны, надолго приковывали внимание.
За всем этим кроется свойственная только художнику (живописец ли это, поэт, или прозаик) способность к глубокому созерцанию. Это особое, познающее созерцание, в котором, по мысли А. Ф. Лосева, уже нет субъекта и объекта, взятых в их разъединенности, а есть как бы «брачное» слияние того и другого, рожденное любовью (только на ней и крепится всякое истинное познание). Это «незаинтересованное» созерцание, свободное от хищных влечений воли — вечного источника страдания. Потому-то, по Шопенгауэру, поэт и являет собой «ясное око вселенной».
Художественная деталь в лирике
В лирическом стихотворении деталь или цепь деталей являются нередко опорными точками изображения. Иногда такие детали несут в себе особые ассоциативные возможности, подталкивая наше воображение, побуждая его «дорисовать» всю полноту лирической ситуации, намеченной лишь бегло брошенными штрихами. Предметная и психологическая перспектива ее раздвигается у нас на глазах, уходит в таинственную глубину жизни. И вот уже порой вся судьба человека с ее потаенным трагизмом проносится перед нашим мысленным взором.
Лирический образ порою рождается в лоне одной ярко индивидуальной детали. Еще ничего нет, ни рисунка ритма, ни смутного прообраза композиции, еще только невнятно звучащая «музыкальная» волна томит воображение поэта, а уже ярким светом блеснула в этом тумане живая подробность бытия, сомкнувшая в себе мир внешний и мир внутренний. С него порою и начинается движение лирической мысли, к ней подстраиваются другие подробности, экспрессия, заключенная в них, разливается по всему лирическому изображению. Но если даже подобная деталь всего лишь штрих «внешней» картины (лирического пейзажа, например), и тут она заключает в себе поэтическую неожиданность, освежающую наше восприятие мира.
Такая деталь иногда неизгладимо входит в наше ощущение жизни, так что и самое наше отношение к ней уже немыслимо без этих поэтических открытий. Немыслимо, например, наше восприятие предгрозья без тютчевских подробностей: «Зеленеющие нивы Зеленее пред грозой», «Жарче роз благоуханье. Звонче голос стрекозы». Дело в том, что в этих деталях не просто запечатлелась острота тютчевского поэтического зрения. В них, если хотите, проступает некий реальный закон явления: пробуждение перед грозой неявного, приглушенного в обычном звучании и цветении природы, каких-то «избранных» звуков и «избранных» красок, сопутствующих ее «минутам роковым».
Художественная деталь у Рылеева и Пушкина
Деталь, устремленная в мир внутренний, в особенности красноречива тогда, когда она заключает в себе лаконичным образ какого-либо мгновенного движения, в котором словно бы невольно проступает целостный образ души. Пушкина восхитили рылеевские строки в поэме «Войнаровский»:
Мазепа горько улыбнулся,
Прилег безмолвный на траву
И в плащ широкий завернулся.
Внешний жест героя здесь красноречивее многих описаний. Художественное эхо этой детали отзывается в пушкинском изображении Наполеона в стихотворении «Герой»:
Он угасает недвижим.
Плащом закрывшись боевым…
В отличие от Рылеева, Пушкин заостряет контраст недвижности и сжигающей душу Наполеона потребности действия. Боевой плащ вождя, томимого пыткой покоя,— деталь, поражающая своей трагической глубиной.
Художественная деталь у Тургенева («Накануне»)
В прозе такая художественная деталь, укорененная в мгновенном психологическом жесте, может мелькнуть в составе достаточно просторного описания, отмечая в развитии переживания сильный эмоциональный всплеск, равнозначный душевному кризису. В романе «Накануне» Тургенев изображает все возрастающее нетерпение Елены в ожидании последней встречи с Инсаровым. Все, что происходит с нею в этой сцене, происходит как бы по инерции. Она не находит себе места, принимаясь то за одно, то за другое, и все делает как бы автоматически. Это всепоглощающее нетерпение души, для которой все привычное точно бы лишилось смысла, Тургенев изображает, форсируя ритмико-интонационные средства воздействия на читателя. Елена начинает жадно торопить время, и в ритмике тургеневской речи отражается эта пульсация пустого, бесследного протекания времени. В этот миг в душе героини происходит резкий спад. Сила этого спада равновелика силе ожидания. Тургенев не раскрывает в дальнейшем ход мысли героини, он сосредоточен лишь на внешних проявлениях той бури, которая разыгралась в ее душе. После этого бессилия, вслед за рекою слез, в Елене вдруг созревает решение, волевой порыв, суть которого пока не ясна для нее самой. И вот здесь-то в насыщенном психологическом контексте является внешний жест, деталь, символизирующая преображение души: «Она вдруг приподнялась и села: что-то странное совершалось в ней: лицо ее изменилось, влажные глаза сами собою высохли и заблестели, брови надвинулись, губы сжались».
Это пик сложнейшего душевного процесса, и в изображении резкого и как будто непредвиденного перелома души Тургенев точно и тонко выдерживает логику характера. Ведь его Елена волевая и деятельная натура, и действенный склад ее характера в конце концов берет свое. По-прежнему словно бы автоматически, еще не сознавая своего поступка, но движимая неодолимой силой, которая и есть зов воли, она устремляется к цели, напоминающей о себе почти инстинктивно, почти подсознательно. И цель эта в том, чтобы увидеть Инсарова во что бы то ни стало.
Такие предельно насыщенные психологические детали Тургенев расставляет в изображении редко, но крупно. Избыточная, на его взгляд, психологическая детализация Льва Толстого его явно не устраивала.
Художественная деталь у Гоголя
В истории литературы есть художники обостренно внимательные к жизни вещей, к атрибутике предметного мира, окружающего человеческое существование. Такими были Гоголь и Гончаров. С редкостной прозорливостью предвосхитил Гоголь угрозу тотального овеществления человека, примету грядущей цивилизации, в которой человек уже не столько созидатель и господин вещей, сколько их раб и бездумный потребитель. У Гоголя предметная, вещная деталь становится порою как бы «индексом» души и замещает ее без остатка. В изобразительной своей функции она — «зеркало», в котором отражается персонаж. В этих условиях на предметную детализацию делается особая ставка: она у Гоголя важнейшее средство изображения мира и человека. Пушкинской сдержанности в обращении с деталью здесь нет и следа. Гоголевская детализация демонстративно изобильна: вещи теснят здесь человеческое пространство и теснят настолько, что уже не остается ощущения простора жизни. Впрочем, гоголевские персонажи, нераздельно слившиеся с этой овеществленной действительностью, уже и не тоскуют по этому простору. Быт для них навсегда заслонил бытие.
«Корабль» гоголевского сюжета в «Мертвых душах», например, плывет посреди безбрежного «океана» вещей. Вещный мир здесь то сгущается, то несколько разрежен, но во всяком случае настолько обширен, что вряд ли в этом отношении Гоголь сопоставим с кем-либо из русских классиков. Такая же плотная вещественная среда окружает (еще раньше) персонажей «Миргорода» и «Петербургских повестей». Там, где предметных деталей изобилие, характерность каждой отдельной несколько слабеет, но зато особую изобразительную силу обретает именно совокупность вещей — система зеркал, в которой отражается мертвенный лик персонажа. В пустоте существования вещь приобретает над гоголевскими героями роковую иррациональную власть. Она (вещь) претендует у Гоголя на положение героя, попадая порою в энергетический центр сюжета, становясь источником его движения (ружье в «Повести о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», коляска, шинель). Вещественный мир и есть та «кора земности», которая, по выражению Гоголя, задавила «высокое предназначение человека» (слова, сказанные Гоголем еще в период его учебы в Нежинской гимназии).
Художественная деталь у Гончарова («Обломов»)
Иной жизнью живет вещественная деталь в романе И. Гончарова «Обломов». Предметная среда здесь одновременно и плотней и просторнее, чем где бы то ни было у Гончарова, и в изображении вещей здесь слишком явно дают о себе знать художественные уроки Гоголя. Но здесь же и во всей своей очевидности проступает неповторимо гончаровское отношение к вещной художественной детали. Связь предмета и персонажа у Гончарова теплее и интимнее. Обломовский халат, у которого есть своя сюжетная история, символически опредмечивающая духовное движение героя, его вехи и стадии, этот халат, конечно же, окутан комической экспрессией, но ни трагизма, ей сопутствующего, ни гротесковой причудливости в духе Гоголя здесь нет и в помине.
Комизм, излучаемый этой деталью, улыбчиво-грустный, он совершенно лишен сатирического яда, точно так же как и авторское отношение к герою ничего общего не имеет с каким бы то ни было разоблачительством. Обломовская привязанность к халату почти рефлекторна и характеризует не только обломовскую лень, но и потребность в широте и просторе, хотя бы и в бытовых проявлениях того и другого. Важно ведь понять, что это халат «без намека на Европу», и, рискуя впасть в комическую серьезность, можно все-таки сказать, что он знаменует отвращение ко всякой регламентации и чисто внешнему благообразию, возведенному в культ, но одновременно, конечно же. и излишества восточного квиетизма, плен созерцательности, подавляющей волю. Наконец, в гончаровской детализации отражается авторское влечение к прочному укладу бытия, к традиционным устоям русской жизни, размываемым карикатурно нелепыми и хищными страстями времени, пеной и накипью нигилизма. Именно поэтому предметный мир «дворянского гнезда» бабушки Бережковой в «Обрыве» овеян поэзией русского быта, пронизан теплым свечением родственной любви ко всему миру.
Художественная деталь у Чехова
Иное отношение к предметной детали в художественных стилях, тяготеющих к малым повествовательным формам. Ясно, что на этой художественной почве с деталью обращаются не столь расточительно, как в большом эпосе. «Никогда у него нет лишних деталей,— говорил Л. Н. Толстой о А. П. Чехове (по свидетельству А. В. Гольденвейзера),— всякая или нужна или прекрасна». Лаконизм и концентрация смысла в предметной детализации Чехова таковы, что деталь способна у него заменить просторное описание. В этом смысле слова Треплева о тригоринской манере («Чайка»): «У него на плотине блестит горлышко разбитой бутылки и чернеет тень от мельничного колеса — вот и лунная ночь готова…» — близки чеховскому обращению с деталью. Но воспринимать их как безусловное правило, как принцип чеховского стиля, исключающий отступления, было бы опрометчиво. Достаточно вспомнить просторные ландшафтные описания в «Доме с мезонином», в «Черном монахе», в «Студенте» и т. д., и станет ясно, что гамма отступлений от тригоринского «канона» весьма обширна. Развернутое описание, казалось бы, рискованное в условиях сжатия и концентрации форм, легко и органично сочетается у Чехова с символизацией детали, как в этом убеждает композиция рассказа «Студент». На фоне достаточно просторного ландшафтного описания здесь веско и крупно выделяется деталь, стягивающая к себе «силовые линии» целого,— «костер». Подтолкнув воображение героя, воскресив в его памяти эпизод евангельской ночи в Гефсиманском саду, эта подробность соединяет временные пласты изображения, перебрасывая мост из прошлого в настоящее.
Источник: Грехнев В.А. Словесный образ и литературное произведение: кн. для учит. Нижний Новгород: Нижегородский гуманит. центр, 1997
Разработка урока внеклассного чтения для
11 класса по рассказу К. Г. Паустовского «Старик в потертой шинели»
Класс: 11.
Тема: Реализация темы «маленького
человека» в рассказе
К.Г. Паустовского «Старик в потертой шинели»
Цель урока:
познакомить учащихся с рассказом К.Г. Паустовского «Старик в потертой шинели»,
научить через анализ выявлять связь произведения с литературной традицией, с
темой маленького человека и святочным рассказом.
Задачи урока:
— развитие
речемыслительной деятельности учащихся через поиск и осмысление художественной
детали в произведении;
— формирование общепринятых правил
поведения, культуры взаимоотношений;
— воспитание любви к книге; чувств
милосердия, отзывчивости, порядочности; достойного поведения в сложной ситуации,
подведение учащихся к понимаю принципов взаимоотношений между людьми разных
социальных групп, отношений между людьми и животными;
Планируемые результаты:
Личностные:
развитие познавательной активности учащихся; формирование
нравственно-этического оценивания и эмпатии как понимания чувств других людей и
сопереживания им, живого интереса к изучаемому; формирование собственного
отношения к героям рассказа К.Г. Паустовского, их оценка, понимание авторской
позиции и своего отношения к ней; использование для решения познавательной и
коммуникативной задач различных источников (словари и др.).
Метапредметные:
Познавательные:
расширение представления детей о сложности и кропотливости писательского труда;
воспитание думающего не равнодушного человека и читателя; формирование умения
критически мыслить, анализировать, оценивать прочитанное.
Регулятивные:
умение работать по плану, выполнение заданий в соответствии с поставленной
задачей.
Коммуникативные:
формирование умения выражать свои мысли в оценочном суждении, используя
различные художественные средства в соответствии с конкретной
коммуникативно-речевой ситуацией, строить монологическое доказательное
высказывание, уважать мнение оппонентов.
Предметные:
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
формирование компетенций грамотного читателя через выявление и осмысление
художественной детали в произведении, лексическую работу; владение
литературоведческой терминологией при анализе повести, различными формами
творческой работы (кластер, синквейн).
Формы работы: индивидуальная,
фронтальная.
Тип урока по форме:
диалогический.
Тип урока по содержанию:
поисково-исследовательский.
Эпиграф к уроку: «Человек – это звучит
гордо!», «Человек создан для счастья, как птица – для полёта»
Ход урока:
Организационный момент (1мин.).
1. Вхождение в тему урока (4 мин.).
Учитель: Посмотрите на эпиграфы к нашему
уроку. Мы часто слышим эти крылатые фразы: «Человек – это звучит гордо!»,
«Человек создан для счастья, как птица – для полёта»
Но соответствует ли это истине? Это мы
рассмотрим с вами на сегодняшнем уроке, который называется «Тема «маленького
человека» в рассказе К.Г. Паустовского «Старик в потертой шинели».
2. Вступительное слово учителя:
Тема «униженных и оскорбленных»,
задавленных вечной нуждой людей, ютящихся в сырых подвалах петербургских домов,
начинается в русской литературе с А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя. Литература
не обязана изображать только яркие, исключительные личности. Каждый человек
интересен по-своему. Трагическая судьба «маленького человека», незаметного,
униженного и оскорбленного, оказалась в центре внимания и К. Г. Паустовского.
3. Работа по теме урока (17мин).
Сообщение ученика о теме «маленького
человека» в русской литературе:
В русской литературе тип «маленького
человека» появился в 1830-е годы XIX века в творчестве Пушкина (Самсон Вырин в
«Станционном смотрителе», бедный Евгений в «Медном всаднике»).
Социально-литературный тип «маленького
человека» обладает целым рядом общих черт — невысокое социальное положение,
утрата своего лица, своей личности, человеческая приниженность, робость,
непременно вызывающие чувство жалости при виде оскорбления человека.
Пока «маленький человек» смиренно погружен
в свой внутренний мир, он кое-как еще держится на поверхности жизни. Но как
только вынуждают его показать свое лицо миру или выйти за пределы очерченного
ему круга вследствие каких-либо обстоятельств, он неотвратимо гибнет.
«Шинель» Н.В. Гоголя последняя по
времени написания повесть цикла «Петербургские повести». Написана в 1841 и
опубликована в 1842 г. Замысел относится к середине 30-х гг. В первой редакции
повесть озаглавлена «Повесть о чиновнике, крадущем шинели». В ней герой еще не
имел имени. Позднее он получил имя Акакий (греч. «незлобивый») и фамилию
Тишкевич, замененную на Башмакевич и затем — на Башмачкин.
Учитель. Герои, подобные гоголевскому
Башмачнику, вошли в русскую литературу, в нашу память и совесть под именем
«маленького человека»… Как вы понимаете это словосочетание? Что оно в себе
таит?
Подберите синонимы:
«Маленький человек» — это униженный,
беззащитный, одинокий, бесправный, забытый всеми, жалкий человек.
Посмотрим, соответствует ли образ Старика
в потертой шинели образу «маленького человека» и какие приемы использует
писатель для создания его образа. Заглянем в мастерскую писателя.
Знакомство с героем.
Итак, какие же приемы использует автор,
для создания образа «маленького человека»?
Описание внешности. Как выглядит старик?
Какие чувства, отношение вызывает у вас описание внешности? Какие аллюзии
рождает это описание у Вас?
Какую роль играет упоминание автора о том,
что старик жил обособленно от всех?
Вспомните, как жили уже известные вам
литературные «маленькие люди». Каково отношение окружающих к старику в рассказе
Паустовского? Докажите примерами из текста. Что общего можно выделить?
В каких словах выражается отношение автора
к герою?
4. Подведение итога (20 мин).
Итак, до середины рассказа перед нами
человек совершенно обычный, заурядный, ничем не примечательный, почти даже не
человек, а общее место, постоянная мишень для насмешек, над которым издевались
даже мальчишки. Изображая униженного старика и происшествия его унылой жизни,
автор поставил себе задачу – показать его право на лучший жребий и на
человеческое к себе отношение, выставить на позор вовсе не старика, а свирепую
грубость и жестокость людей.
Давайте поразмышляем теперь на другую
тему.
1. Какое чудо происходит после встречи
героя с Лениным?
2. В какое время года старик вспоминает
про записку, которую вручил ему Ленин? (середина зимы-январь).
Учитель. Встреча старика в потертой
шинели с Лениным напоминает святочный рассказ Ф. М. Достоевского «Мальчик у
Христа на елке», в котором обездоленного ребенка утешает сам Христос.
Святки — это праздничные дни в честь
Рождества Христова, длящиеся до Крещения. А Россия – страна православная. Что
происходит в эти дни? (колядки, приметы). Чего ждут люди в эти дни? (чуда,
добра). Люди ждали чуда и добра, потому что многие жили бедно. Поэтому этот
жанр и прижился у нас в стране. Святочный рассказ напоминает нам притчу,
которая всегда носит нравоучительный характер.
Действие святочных рассказов происходит
как раз в эти дни. В новый год всем хочется верить в добрые чудеса. Вот и в
сюжете святочного рассказа всегда есть чудо, какая-то добрая неожиданность. И в
конце концов даже самая безысходная ситуация изменяется к лучшему, а финал
рассказа, как правило, хороший. Запишем определение.
Рождественский рассказ — это жанр
литературы, основу которого составляет обычно одно событие или происшествие, в
основе всегда есть чудо, добрая неожиданность; финал — хороший.
Попробуйте сформулировать сами признаки
рождественского рассказа: календарная приуроченность, наличие
автора-рассказчика, главный герой – это несчастный человек, мотив чудесного.
В мире люди живут по-разному, кто-то
хорошо, а кто-то плохо.
Давайте подведем итог: Какими чертами
обладает «образ маленького человека» в русской литературе?
— Они занимают одно из низших мест в
социальной иерархии, приниженность, соединяемую с ощущением несправедливости,
уязвленной гордостью.
Можем мы сказать, что такими чертами
обладает старик в потертой шинели? Подтвердите.
Какие приемы, средства выразительности
автор использует, чтобы создать образ «маленького человека?».
Можем ли мы отнести произведение к жанру
святочного рассказа?
О каких вечных человеческих ценностях мы
должны помнить?
( Вера, милосердие, сострадание. О
необходимости протянуть руку помощи нуждающемуся.)
Рефлексия (3 мин.):
Понравился вам урок?
Оцените свою работу на уроке.
Чьи выступления понравились больше всего?
Поставьте оценки друг другу.
В заключение сделаем вывод, что творчество
К. Г. Паустовского заслуживает тщательного изучения в школе. Кроме
рассказов о природе и сказок, необходимо знакомить обучающихся с рассказами,
продолжающими традиции изображения «маленького человека» в русского литературе.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Чинарская средняя общеобразовательная школа № 1»
Урок литературы в 7 классе
Смысл названия и художественные
особенности рассказа.
(по рассказу А.П.Чехова «Хамелеон»)
Провела : учитель русского языка и литературы
Гаджиахмедова Маида Агамирзоевна
Тема. А. П. Чехов. « Хамелеон».
« Хамелеонство» в рассказе и жизни.
Цели: показать мастерство писателя в изображении « хамелеонства»,
обратить внимание учащихся на художественные средства
изображения смешного в рассказе « Хамелеон»,
I Организационный момент
-
Сообщение темы и цели урока.
Ребята, мы сегодня продолжаем изучение творчества Антона Павловича Чехова. На пошлых уроках мы с вами изучали биографию великого русского писателя, драматурга, прочитали некоторые рассказы, провели викторину. А сейчас коротко повторим изученное.
-
Работа по таблице « Жизнь и творчество А. П. Чехова».
-
Тема сегодняшнего урока: « Хамелеонство» в рассказе и жизни»
II Работа над новой темой.
1. Беседа
Учитель.
— Какой жизненный принцип избрал для себя А.П. Чехов?
(Перед Богом сознавать свое ничтожество, а достоинство — перед
людьми.)
Учитель. Человеческое достоинство — это та проблема, которая в той или
иной степени находит отражение почти во всех произведениях А. П. Чехова.
На прошлом уроке мы прочитали рассказ « Хамелеон»/
— О каком событии повествует рассказ?
— Назовите героев рассказа.
( Героями рассказа являются люди ничем не примечательные, обыкновенные, Событие, о котором рассказывает Чехов, тоже бытовое, обыденное- человека укусила собака.)
— С какой целью Чехов пишет о столь незначительном событии?
( Бытовая сцена для Чехова – лишь повод, чтобы поговорить о вполне серьёзных вещах. Чехов рисует картину нравов, его интересуют мотивы поведения людей, писатель исследует, как проявляют себя люди в зависимости от обстоятельств.)
— Кого из героев можно назвать « хамелеоном»? Какого человека называют «хамелеоном»? ( Готовый в угоду обстоятельствам менять свои взгляды)
-Что вы можете сказать об Очумелове, Елдырине, Хрюкине? Обратите
внимание на иллюстрации. Кто есть кто?
Вывод.
Учитель. Почему рассказ назван «Хамелеон»?
(Очумелое в зависимости от того, кто является хозяином собаки, меняет
свое поведение, демонстрируя угодливость по отношению к возможному
хозяину — генералу. Превращения Очумелова послужили основой для
названия рассказа.)
Учитель. Сколько раз и в связи с чем Очумелов меняет «окраску»?
(Шесть раз полицейский надзиратель меняет свое поведение, показывая
то деспотическую сущность, то рабскую.)
Учитель. Из персонажей рассказа только ли Очумелов принадлежит к
разряду хамелеонов?
(В соответствии с поведением Очумелова меняется и поведение Хрюкина.
У читателя создается впечатление, что подобные превращения с людьми
были типичны для того времени.)
Учитель. Сопоставьте название рассказа с характерами Очумелова и
Хрюкина — как характеры связаны с идеей рассказа?
(Все подчинено основной идее: высмеять деспотизм и рабскую угодливость,
человеческое хамелеонство ) (Слайд)
Деспотизм –1. Самовластное правление. 2. Поведение деспота.
( Деспотизм самодура)
Учитель. М. Горький писал А. П. Чехову: «Огромное вы делаете дело
вашими маленькими рассказиками — возбуждая в людях отвращение к
этой сонной, полумертвой жизни». Можно ли эти слова отнести к
рассказу «Хамелеон»?
(Запуганность, забитость жителей города, отсутствие в нем активной
жизни нарисованы автором в первых же строчках рассказа: «Кругом
тишина… На площади ни души», т. е. «полумертвая жизнь».)
Учитель. Как изображена толпа? Кому она сочувствует? Над кем смеется?
{Вначале толпа выжидает, боится явно выразить свое отношение. Затем
смелеет, а в итоге «хохочет над Хрюкиным»)
Учитель. Что составляет комедийную основу рассказа?
{Смешное в рассказе составляет несоответствие незначительного
вопроса о принадлежности собаки, но важного для персонажей,
серьезному, страстному тону обсуждения этой «проблемы».)
Учитель. Что показалось вам смешным в рассказе?
(Сама история, название рассказа, поведение Очумелова и Хрюкина.)
Учитель. Какие художественные средства использует автор для
создания комического текста?
(Комический эффект вызывает уже само название рассказа. Чехов
использовал такой распространенный литературный прием, как «говорящие
фамилии»: Очумелов — от слова «очуметь» — потерять соображение,
одуреть; Хрюкин — от слова «хрюкать» (не случайно Очумелое о нем
говорит: «… а ежели каждый свинья…») ( Подкрепление из текста)
Учитель. Чехов любил строить свои рассказы на диалогах. Проследите,
как создаются речевые характеристики в «Хамелеоне», как
меняется интонация персонажей.
(Диалоги зачитываются в лицах, проводится работа над выразительным
чтением, над речевой характеристикой действующих лиц.)
-Какими вы увидели героев рассказа?
— Сумели ли ребята через выразительное чтение передать характеры героев?
— Чьё чтение особенно вам понравилось?
Прослушивание чтения мастеров художественного чтения (прослушивание аудиозаписи)
Учитель. А.П. Чехов признанный мастер художественной детали
( Определение детали. Слайд.)
Художественная деталь –изобразительная или выразительная подробность изображённого мира художественного произведения, с помощью которой автор выделяет характерную черту героя, а также выражает свою позицию.
Какая деталь в рассказе подчеркивает превращения Очумелова?
(Всякий раз, когда Очумелое меняет свое мнение, он снимает или надевает
свою шинель, которая выполняет в рассказе как бы роль окраски
хамелеона.)
Учитель. Какие еще художественные детали в рассказе обращают на себя
внимание, помогают создать комический эффект?
(Изображение виновника скандала — «белого борзого щенка с острой
мордой и желтым пятном на спине». Щенок с выражением «тоски и ужаса»
в слезящихся глазах явно не мог никого серьезно укусить. Один его вид
вызывает сочувствие и свидетельствует о комичности создавшейся
ситуации.)
( Описание Очумелова с узелком в руках и городового Елдырина с «решетом,
доверху наполненным конфискованным крыжовником», свидетельствует о том, что представители власти, пользуясь своим служебным положением,
выполняют свои обязанности небескорыстно.)
Учитель. Особенность творчества Чехова заключается в том, что « мир для него смешон и печален одновременно», а в произведениях писателя сочетаются юмор и сатира.( Слайд)
Учитель. Если юмор – это весёлая, но безобидная насмешка, не задевающая достоинства человека, то сатира — это безжалостное обличение пороков.
III. 1. Обобщение.
Выводы. Рассказы Чехова живут и сегодня. Они удивительно современны и по содержанию и по форме, Автор не ставит в них глобальные проблемы, касающиеся всего человечества. Чехова интересует конкретный человек и его « маленькие проблемы». А они не подвластны времени.
Тонким юмором, порой грустью овеяны рассказы писателя. И от этого они становятся добрыми. « Первый русский юморист после Гоголя, заразивший своим чеховским смехом не только современников, но и миллионы их внуков и правнуков»,- писал о Чехове К. Чуковский.
Будем надеяться, что своим смехом Чехов заразил и вас.
2. Оценивание.
3. Домашнее задание. Сделать иллюстрацию к наиболее понравившемуся отрывку и подготовиться к выразительному чтению этого отрывка.
Проект
на
тему:
«Роль
художественной детали в рассказах А.П. Чехова («Хамелеон»)».
Выполнила:
Ковригина
А.А. —
преподаватель
ГБПОУ
РО «ТАВИАК»
Оборудование:
учебник, портрет А.П.Чехова; иллюстрации к
рассказу «Хамелеон», текст произведения, карточки с заданиями для групп.
Проектор.
Ход
урока:
І. Организационный
момент: приветствие.
ІІ.
Проверка домашнего задания. иллюстрации к рассказам А.П.Чехова, презентация.
Никто не понимал так ясно и тонко,
как Антон Чехов, трагизм мелочей,
никто до него не умел так беспощадно
правдиво нарисовать людям позорную
тоскливую картину их жизни.
М.Горький.
— Какой жизненный принцип избрал для себя А.П. Чехов?
(Перед Богом сознавать свое ничтожество, а достоинство — перед людьми.)
—Человеческое
достоинство — это та проблема, которая в той или иной степени находит отражение
почти во всех произведениях А. П. Чехова.
Практически каждый писатель использует в своем
творчестве такой художественный прием, как деталь. Без него просто невозможно
более полно передать характеристики человека и его окружения. Роль
художественной детали в рассказах Чехова сложно переоценить. Удивительно, но
буквально одна фраза у Чехова может сказать все о характере человека. Писатель
целенаправленно и безотказно пользовался этим средством при создании
произведений. Одной только деталью автор способен раскрыть особенность
характера, отразить фон повествования, добиться художественной конкретизации.
Художественная деталь в рассказах Чехова занимает важное место в раскрытии всей
линии повествования. Рассказы Чехова полны не только тонкого юмора, но и острой
иронии. Читая их, мы часто смеёмся над тем, с чем сталкиваемся в повседневной
жизни, но не обращаем на это никакого внимания — настолько обычными стали
чинопочитание и лесть, ложь и угодничество. Творчество Чехова актуально во все
времена и привлекает не только деятелей театра, но и кино. Короткие рассказы
А.П.Чехова были ёмкими по содержанию. Это достигалось ярким заглавием,
«говорящими фамилиями», выразительной деталью, сюжетом, динамичным действием,
речью героев.
Вопросы:
— С какими
рассказами Чехова вы уже знакомы?
— Это
юмористические или сатирические рассказы?
— Каким
можно назвать смех в этих рассказах: добродушным или уничтожающим?
— В чём
отличие юмора от сатиры?
— Какие
чувства вызвал у вас рассказ А.П. Чехова «Хамелеон»?
—
Итак, мы начинаем работать над рассказом «Хамелеон».
Слово
лингвисту.
(Выступление
подготовленного обучающегося. Лексическое значение слов: хамелеон,
хамелеонство).
—
Назовите героев рассказа.
(Героями рассказа
являются люди ничем не примечательные, обыкновенные. Событие, о котором
рассказывает Чехов, тоже бытовое, обыденное — человека укусила собака.)
— Что
можно сказать о фамилиях героев?
( Да,
это «говорящие фамилии».)
Слово
лингвисту.(1.Очумелов — чумовой, шальной, одурелый. Шальной — безрассудный.
2. Елдырин — возможно, от слова «елейный» — умильный, слащавый в
обращении. Умильный — 1. Нежный, приятный. 2. Льстивый, угодливый).
— Что можно сказать о людях с такой
фамилией?
— Почему Чехов даёт «говорящие фамилии»
своим героям?
— Дайте характеристику.
(1.Власть позволяет Очумелову вести
себя самоуверенно. 2.Очумелов преклоняется перед сильными мира, перед
властительными людьми, то есть генералом ( пример из текста).
-А Елдырин?
(Он так же, как и Очумелов, льстив и угодлив.)
— С какой целью Чехов пишет о
столь незначительном событии?
( Бытовая
сцена для Чехова – лишь повод, чтобы поговорить о вполне серьёзных вещах. Чехов
рисует картину нравов, его интересуют мотивы поведения людей, писатель
исследует, как проявляют себя люди в зависимости от обстоятельств.)
— Кого из героев можно назвать
« хамелеоном»?
— Какого человека называют
«хамелеоном»? ( Готовый в угоду обстоятельствам менять свои взгляды)
(проектор)
-Что вы можете сказать об
Очумелове, Елдырине, Хрюкине?
Обратите внимание на
иллюстрации.
Вывод.
(Человек, лишенный достоинства, сознает
свое ничтожество перед сильными мира сего. Очумелов и Хрюкин меняют свое мнение и соответственно поведение в зависимости от обстоятельств. Хохот толпы —
достойная им награда. (примеры из текста))
— Почему рассказ назван
«Хамелеон»?
(Очумелов в зависимости от того, кто является хозяином
собаки, меняет свое поведение, демонстрируя угодливость по отношению к возможному хозяину — генералу.
Превращения Очумелова послужили основой для названия
рассказа.)
—Сколько
раз и в связи с чем Очумелов меняет «окраску»?
(Шесть раз полицейский надзиратель меняет свое
поведение, показывая то
деспотическую сущность, то рабскую. (примеры из текста)).
—Из
персонажей рассказа только ли Очумелов принадлежит к разряду хамелеонов?
(В соответствии с поведением Очумелова меняется и
поведение Хрюкина. У читателя создается впечатление,
что подобные превращения с людьми были типичны
для того времени. (пример из текста)).
ІІІ. Подготовка к восприятию нового материала.
А.П.
Чехов признанный мастер художественной детали.
А теперь познакомимся с определением понятия ( Определение детали. Слайд. Художественная
деталь – значительная подробность, которая позволяет расширить смысл
повествования, сообщает дополнительные сведения о героях и окружающем.)
IV.
Чтение статьи учебника «Художественная
деталь» ( 8 – 10 минут).
(Художественная деталь –изобразительная
или выразительная подробность
изображённого мира художественного произведения, с помощью которой автор
выделяет характерную черту героя, а также выражает свою позицию).
— Какая деталь в рассказе подчеркивает
превращения Очумелова?
(Всякий раз, когда Очумелое меняет свое мнение, он
снимает или надевает свою
шинель, которая выполняет в рассказе как бы роль окраски хамелеона. (пример из текста))
—
Какие еще художественные детали в рассказе обращают на себя внимание, помогают создать комический эффект?
(Изображение
виновника скандала — «белого борзого щенка с
острой мордой и желтым пятном на спине». Щенок с
выражением «тоски и ужаса» в
слезящихся глазах явно не мог никого серьезно укусить. Один его вид вызывает
сочувствие и свидетельствует о комичности создавшейся ситуации.)
— У
А.П. Чехова все детали значимы. Писатель был убежден,
что краткость — сестра таланта. Поэтому в предельно краткой форме ему хотелось многое сказать,
отсюда внимание к художественной
детали.
— Какая деталь в самом начале рассказа помогает в
большой степени раскрыть образ Очумелова?
( Описание Очумелова
с узелком в руках и городового Елдырина с «решетом, доверху наполненным
конфискованным крыжовником», свидетельствует о том, что представители власти,
пользуясь своим служебным положением, выполняют свои обязанности небескорыстно.
(пример из текста)).
—
Не менее важная деталь в характеристике героя — речь.
Что
же мы можем сказать о речи Очумелова? Каков лексикон этого героя?
Приведите
примеры их текста.
—
Интонации его грозны: «По какому тут случаю? — спрашивает Очумелов, врезаясь в
толпу. — Кто кричал?» Он говорит, «строго кашляя и шевеля бровями». Очумелов,
как видим, не способен выразить своё мнение, правильно сформулировать вопрос.
Такую речь можно назвать косноязычной.
Слово
лингвисту: (Косноязычие — невнятное произношение, расстройство речи.)
Итак,
мы рассмотрели художественные детали, используемые писателем в рассказе.
-Какую
роль они играют?
(Художественные
детали в рассказе Чехова помогли представить то событие, которое произошло на
площади, раскрыть характеры героев. Деталь художественная создаётся творческим
воображением писателя и помогает развитию воображения читателей.)
-Почему
рассказ называется «Хамелеон»?
—
В прямом или в переносном значении употребляется слово «Хамелеон» в заглавии
рассказа?
—
Над чем заставляет нас задуматься этот рассказ?
Имеет
ли сегодня место угодничеству?
Всегда
ли поступаем по чести, по совести?
V. Обобщение.
Рассказы Чехова живут и
сегодня. Они удивительно современны и по содержанию и по теме. Автор не ставит
в них глобальные проблемы, касающиеся всего человечества. Чехова интересует
конкретный человек и его « маленькие проблемы». Тонким юмором, порой грустью,
овеяны рассказы писателя. И от этого они становятся добрыми . «Первый русский
юморист после Гоголя, заразивший своим чеховским смехом не только
современников, но и миллионы их внуков и правнуков»,- писал о Чехове К.
Чуковский Будем надеяться, что своим смехом Чехов заразил и вас.
VI. Домашнее задание: написать сочинение на тему «Смешное и грустное в
рассказах А.П.Чехова.»