Урок литературы в 6-м классе
Тема: «Анализ рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий»
$Цель урока: развитие у обучающихся следующих универсальных учебных действий через систему продуктивных заданий для исследования художественного текста :
Познавательных
-анализа эпического произведения (обобщать, доказывать, делать выводы, строить логически обоснованные суждения),
-смыслового чтения текста (с выделением фактуальной, смысловой, подтекстовой информации)
$ -представлять учебную информацию в разных формах (таблицы, тезисы, синквейны, творческие письменные высказывания)
Коммуникативных
$-излагать своё мнение в учебном монологе, диалоге, полилоге , аргументируя его, подтверждая текстовыми фактами
-осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей
$Личностных
-аргументированно оценивать поступки литературных героев, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности
-осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий выбор в соотношении с поступками литературных героев
$Учащиеся получат возможность научиться основам исследования художественного текста
Технологии: технология развития критического мышления
Ход урока
1. Вступительное слово учителя и постановка цели урока.
А.П.Чехов – великий мастер художественного слова .Именно мастер,потому что словом, деталью, репликой, штрихом может многое сказать. Он заставляет нас смеяться и грустить одновременно. Смех Чехова, добрый и в$еселый, подчас становится ироничным, грустным. Анализируя рассказ «Толстый и тонкий», мы сделаем вывод, над чем заставляет смеяться и грустить А.П.Чехов, выявим способы создания комической ситуации, исследуем художественное слово писателя, составим психологический портрет наших героев.
Чеховские рассказы! Две$-три страницы, и перед тобой целый мир с такими знакомыми героями. Нужно обладать особым даром, чтобы уметь в такой краткой форме рассказать так много. Этим даром и обладал Антон Павлович Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий» — юмористический, но он вызывает у меня не смех, а грусть. Почему? Может быть потому, что когда я пытаюсь мысленно представить себе встречу с кем-нибудь из одноклассников лет через двадцать, то очень боюсь, как бы она не была похожа на встречу чеховских героев.
Два бывших одноклассника встретились на вокзале Николаевской железной дороги. Я уверена, что А. П. Чехов подсмотрел эту сценку в жизни.Встреча одноклассников-обычное явление.. И оттого, что подобное часто происходит в реальной жизни, становится очень грустно.Рассказ А.П.Чехова написан в 19 веке, но содержание его вечно.Почему? К этому м ы должны с вами придти, познакомившись с содержанием рассказа.
2. Знакомств$о с содержанием произведения «Толстый и тонкий» (чтение рассказа учителем).
Какое настроение возникло после прослушивания? (грусти, печали, жалости, сожаления)$
Стадия «Вызов»
Работа в парах.
Составление «толстых и тонких» вопросов, обсуждение их.
Какие вопросы вызвали восхищение, затруднение?
$Примеры «толстых и тонких» вопросов:
«Тонкие» во$просы, придуманные детьми | |
Предположите, почему тонкий навьючен чемоданами? Почему изменилось поведение тонкого? Как вы считаете, над чем смеется А.П.Чехов? | Где встретились два приятеля? Как звали жену и сы$на тонкого? До какого звания дослужился толстый? |
Стадия «Осмысление»
Работа над содержанием произведения и составление таблицы.
— Толстый и То$нкий. Найдём синонимы этому противопоставлению. (Бедный и Богатый)
Можно ли было рассказ назвать «Бедный и богатый»? Почему название, подобранное А.П.Чеховым,-лучшее?
$Психологический портрет героев (примерная таблица, которая будет составлена после анализа содержания по вопросам)
| $ | |||||
Вывод:
Черты тонкого:
По отношению к толстому$: приниженность, почтительность, угодничество, готовность унижаться, самоуничижение, чинопочитание, пресмыкание, заискивание, страх перед силой. Раболепство.$
По отношению к себе: полное отсутствие чувства собственного достоинства.
Вопросы и задания для исследования текста:
-
Можно ли сказать, что произведение строится на противопоставлении?
-
Как описывает Чехов толстого? О чем говорят детали описания? (самостоятельный, богатый, довольный жизнью)$.
-
Какие детали наиболее значительны в описании тонкого? Работа со словом «навьючен». О чем говорят детали описания? (бедный, не уверенный в себе человек)
-
Какие чувства испытывают герои при встрече?$
-
Чем отличается речь тонкого?
-
Определите кульминацию произведения.
-
Что значит слово «окаменел»? Какие изобразительные средства использует Чехов для создания этой ситуации? (метафора)
-
Почему толстый ничего не возразил и ушел?
-
Какие человеческие качества Чехов высмеивает в рассказе? (глупость, тр$усость, неискренность, чинопочитание и т.д.)
-
Какова идея произведения? (разоблачение подхалимства, угодничества, чинопочитания)
$
— Давайте вновь подслушаем разговор наших героев (анализ эпизода).
( «Ну как живёшь, друг?…….Две звезды имею»)
— Итак, тонкий узнал, что его друг дослужился до тайного советника.
Обратите внимание на «Табель о рангах», существовавший в царской России. Толстый дослужился до тайного советника, что означает в военном звании генерал; тонкий – VIII чин в Табеле, что означает в воинском звании майор.
Всего несколько строчек разделяет бывших одноклассников.
— Найдите глаголы, которые передают внутреннее состояние героев.
— С помощью каких$ глаголов автор передаёт мимику, жесты, позу?
— Что передают эти глаголы? Не много ли их? Зачем они потребовались писателю?
Почему чемоданы, узлы и картонки тоже «съёжились и поморщились»?
(Тонкий теряет дар речи, униженно, подобстрастно хихикает, в его речи появляется раболепно – почтительное –С)
— А вы не задумывались, почему Чехов почти не использует эпитеты, красивые сравнения?
( Уж очень неприглядно выглядит то, о чём он пишет…Тут не до красивостей, поэтому он выбирает обыденные слова, простые предложения)
— Но всё – таки об одном эпитете хотелось бы сказать. О каком? Вы не обратили внимание? (почтительной кислоты)
— Как в$ы понимаете это словосочетание?
— Ребята, посмотрите, какие знаки препинания ставятся в конце слов толстого?
— А какие в конце слов тонкого? Почему?
(Негодование, брезгливость у толстого; растерянность, униженность – у тонкого)
— Как обращаются друг к другу герои?
— Что особенно изумляет в составленной вами таблице?
$ |
| |
|
| $
|
|
|
«Сам он съёжился, сгорбился, сузился». «…на лице $тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты» |
| $
|
|
|
|
|
$
— Грубит ли толстый?
— Так почему же тонкий сгибается перед ним в три погибели?
(Такова сила привычки, выработанная годами,- угодливо держаться перед вышестоящим начальником)
— Какое же человеческое качество высмеивает Чехов в рассказе? (чинопочитание, подхалимство)
— Одинаково ли вы расстались с толстым и тонким?
— Какие чувства вызвал у вас каждый из них?
$
-А какие приёмы создания комического использует А.П.Чехов?
Способы юмористического повествования:
1) неожиданность;
2) несоответствие;
3) гипербола, литота.
— Попробуем найти в тексте чеховского рассказа неожиданность, несоответствие, гиперболу и литоту.
(Неожиданно само развитие ситуации: встреча двух школьных приятелей, противопоставленных друг другу по размерам, один из котор$ых, узнав о чине товарища, мгновенно преображается)
Несоответствия: речь тонкого никак не соответствует ситуации. Он зачем-то несколько раз повторяет, что его жена — лютеранка, начинает рассказывать, почем продает портсигары. Восторг друзей от встречи не соответствует воспоминаниям детства, о которых рассказывает Порфирий.
Великолепный пример несоответствия мы видим, возвращаясь к абзацу, описывающему превращение тонкого: «…лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры». Лицо кривится от чего-то кислого (позже читаем о «почтительной кислоте»), когда мы говорим о широчайшей улыбке, то обычно это звучит так: «…лицо его $расплылось в улыбке». Искры обычно сыплются от удара лбом обо что-то, и это бывает больно. Лицо искривилось в улыбке — исключительная по точности характеристика не столько мимики тонкого, сколько его двоедушия, двуличия.
Гиперболы: «Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слез», «спросил толстый, восторженно глядя на друга», «Длинный подбородок жены стал еще длиннее…», «Тонкий пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал, как китаец: «Хи-хи-хи».
В ремарках автора, посвященных поведению Нафанаила, мы видим гиперболическое несоответствие.
Литота: «Сам он съежился, сгорбился, сузился… Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились…»
Итак, $мы с вами побывали в мастерской Чехова. Если вы были внимательны к слову великого писателя, то легко выполните следующее задание.
3.Подведение итогов. Этап рефлексии. Составление синквейна.
1 вариант – Толстый
2 вариант – Тонкий
1 строка (тема) – имя существительное (или слово в роли имени существительного)
$2 строка (описание темы в двух словах) – имена прилагательные.
3 строка (описание действия в рамках этой темы тремя словами) – глаголы.
4 строка (отношение автора синквейна к данной теме) – фраза из четырёх слов.
5 строка (синоним к первому существительному) – одно слово, на философско-обобщённом или эмоционально-образном уровне, повторяющее суть темы.
Домашнее задание.
$1) Написать рассказ от 1 лица о встрече с бывшим одноклассником, рассказанный толстым.
2) Изобразить героев рассказа в виде фруктов, овощей или каких – либо предметов, или животных, отражая не только внешность, но и внутреннее состояние.
Выставление отметок.
Урок-семинар «Тайны рассказов А.П. Чехова»
(на примере рассказа «Толстый и тонкий»)
Цели урока:
познавательная – углубление понятий о юморе,сатире , псевдониме, о
жанре рассказа; обнаружить способы и средства создания комического в ранних
рассказах А.П.Чехова закрепление материала по биографии и творчеству писателя;
практическая –формирование
умений и навыков пользования словарём, совершенствование навыка анализа текста;
развитие и совершенствование коммуникативных умений;
общепредметная –
на основе эпиграфа и языкового материала объяснить учащимся то, что хотел
сказать автор своими рассказом; учить видеть красоту, меткость чеховского
слова, видеть главное
Тип урока: комбинированный
Метапредметный подход:
обучение анализу и синтезу, умение аргументировано доказывать свою точку зрения
Ход урока:
1. Создание благоприятной
эмоциональной атмосферы в классе.
Друзья,
я очень рада
Войти в приветливый ваш класс,
И для меня уже награда
Улыбки ваших милых глаз.
Я знаю, каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок,
Скрестите шпаги ваших мнений
Мы вместе сотворим урок.
2.
Работа с эпиграфом
“…Среди людей
нужно
сознавать
своё
достоинство”.
А.П.
Чехов
— А.П.Чехова в рассказах о чиновниках
интересовал только один вопрос: внутренняя свобода человека. И в рассказах о
«маленьких людях» он демонстрировал ее противоположность – внутреннее
рабство.
— Писатель был убеждён, что “…
среди людей нужно сознавать своё достоинство” во всякое время. Как вы понимаете
эти слова? Что такое ДОСТОИНСТВО? Найдём в толковых словарях под ред. Ушакова
и зачитаем…
— Подберите синонимы к слову Достоинство.
(Честь, самоуважение, самоуверенность, компетентность)
— Это качество отличало и самого
А.П.Чехова, всю свою жизнь соблюдавшего неписаные правила морального кодекса.
3. Постановка темы и цели урока
— Как вы думаете, о чём сегодня
пойдёт речь на уроке?
— Чем будем заниматься?
4. Слово учителя
— А.П.Чехов,
удивительный мастер слова, умел в малую форму уместить глубокое содержание. Как
же это удавалось Антону Павловичу? Давайте посмотрим, как вводит нас Чехов в
мир своего рассказа и проведём конференцию по пройденному произведению «Толстый
и тонкий».
— Мы разделились на группы, чтобы
решить поставленные задачи : литературоведы (текстологи), искусствоведы
(театралы), языковеды.
— Ребята, начать
хотелось бы с сюрприза, который для вас вместе со мной приготовила группа
искусствоведов, посещающих театральную студию в школе.
Инсценировка рассказа «Толстый и тонкий» (слайд
3)
(группа искусствоведов (театралов)).
5. БеседаСовместное обсуждение
произведения (анализ).
— Ребята, как вы считаете, удалось
передать нашим актерам образ главных героев? (Да, они просто молодцы!)
— А.П.Чехов, удивительный мастер
слова, умел в малую форму уместить глубокое содержание. Как же это удавалось
Антону Павловичу?
– Откройте текст рассказа. Приступаем
к обсуждению вопроса: на чем держится юмористический рассказ?
— Обратите внимание на ключевые
слова, записанные на доске, которые вам помогут правильно выстроить свой ответ.
(Ключевые слова: диалог, художественная
деталь, речь героев, случай.)
Аналитическая беседа:
— Давайте посмотрим, как вводит нас
Чехов в мир своего рассказа. Найдите завязку рассказа «Толстый и тонкий» («На
вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля: один толстый,
другой тонкий»)
— А теперь посмотрим, как описал
толстого Чехов: «Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подёрнутые
маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флердоранжем».
— О чём эта деталь говорит? (Всего
одна-две детали – и перед нами состоятельный, богатый человек, довольный жизнью).
— А как описывает Чехов тонкого? («Тонкий
же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками.
Пахнет от него ветчиной и кофейной гущей»)
— Какие детали здесь, на ваш взгляд,
наиболее значительные? (Дети отмечают, что тонкий навьючен: значит герой
беден, у него нет денег на носильщика. Обвешенный чемоданами, узлами,
картонками, он жалок. И пахнет от него не дорогим вином, а кофейной гущей.)
— Какой композиционный приём
использовал Чехов, рисуя героев? (Антитеза – противопоставление
образов, эпизодов, картин.)
— Кто первый
бросается к другу? (Толстый)
— Как Тонкий
называет Толстого? («Миша! Друг детства!»)
— Каково состояние
обоих? (Они оба приятно ошеломлены)
— Что вспоминает
тонкий? (Как их дразнили. «Геростратом, а меня Эфиальтом, так как
ябедничать любил»)
— С каким чувством
задаёт вопрос толстый? (Восторженно глядя на друга)
— Что мы узнаём о
материальном положении тонкого? (Маленькое жалованье, подрабатывает уроками
жена, он сам делает дешёвые портсигары)
— С каким чувством
это говорит тонкий? (С чувством гордости)
— А как обстоят дела
у толстого? (Он стал тайным советником, получил две звезды)
— Какие изменения происходят с
тонким, как он выглядит? (читают)
— Какой приём использует Чехов? (Метафора,
доведённая до гротеска)
— Что такое
гротеск? (Это фантастическое преувеличение)
— Найдите гротеск в
этой сцене. («Чемоданы и коробки поморщились, съёжились»)
— Как заговорил
тонкий? (Он говорит униженно)
— Найдите слова, которые выражают его
подобострастность. (Присоединяет суффикс -с; «Ваше превосходительство»;
заикается, это выражено на письме в виде многоточий; речь прерывиста)
— Почему рассказ
назван «Толстый и тонкий»? (Герои не названы по именам, толстый
— это не только физическое качество, но и признак достатка, так же, как и у
тонкого)
— Чего больше в рассказе Чехова:
повествования, описания, диалога?
— Чехов избегает описаний.
Почему? (Они замедляют, удлиняют рассказ, делают его менее динамичным)
— Что смешно, а что грустно в
рассказе Чехова? (Забавны воспоминания детства, а грустно то, что эти
воспоминания тонкого теряют магическую власть перед его нынешними взглядами на
людей, перед рабской угодливостью и чинопочитанием)
— Вспомним, что
такое юмор, а что такое сатира (Словарь, слайд 4)
Юмор
(англ. humour – нрав, настроение) – изображение героев в смешном виде. Смех
помогает человеку освобождаться от всего дурного, мелкого, пошлого. В отличие
от сатиры юмор – смех веселый, доброжелательный.
Сатира
(лат. satira – букв. смесь, всякая всячина) – высмеивание, разоблачение
отрицательных сторон жизни путем изображения их в нелепом, преувеличенном,
карикатурном виде. Высмеивая зло, писатель-сатирик утверждает добро.
— Рассказ «Толстый и
тонкий» юмористический или сатирический? (Сатирический)
— Какой порок он осуждает?
(порок общества — чинопочитание)
— Подберите синонимы
к этому слову. (Лакейство, приспособленчество, утрата чувства
собственного достоинства)
6. Физкультминутка
7. Работа в группах (слайд
5)
— Языковедам:
к
каждому слову, приведенному в левой колонке, подберите соответствующее ему
лексическое значение, указанное в правой колонке.
СЛОВО | ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА | |
Херес | Настойка из цветов | |
Флёрдоранж | В царской России и некоторых | |
Гуща | Человек, любящий наряжаться, | |
Душонок | Милый, приятный человек | |
Щёголь | Сорт крепкого виноградного | |
Лютерантка | Почитание старших по чину, | |
Департамент | Последовательница | |
Мундир | Густой осадок в жидкости | |
Чинопочитание | Укрепляющий силы, оживляющий | |
Живительный | Военная или гражданская |
— Литературоведам (текстологам):
Художественная деталь
— выразительная подробность, характерная
черта какого-либо предмета, несущая содержательную или эмоциональную нагрузку.
— Опираясь на текст рассказа,
заполните таблицу (выпишите слова, словосочетания, небольшие фрагменты
предложений, являющиеся художественной деталью):
Перемены в Порфирии | ||
Не знает о служебном положении товарища | Знает о служебном положении товарища | |
Лицо | ||
Интонация | ||
Поведение | ||
Вещи |
Предполагаемый ответ:
Перемены | ||
Не знает о служебном положении товарища | Знает о служебном положении товарища | |
Лицо | «Глаза, полные слез» | «Побледнел, окаменел, лицо искривилось широчайшей улыбкой; |
Интонация | «Милый мой!» «Вот не ожидал! Вот сюрприз!» | «Я, ваше «Помилуйте… Что вы-с…» |
Поведение | «Троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные | «Сам он сморщился, сгорбился, сузился» «Было… столько «Пожал три пальца, поклонился всем туловищем» |
Вещи | «Навьючен чемоданами, узлами и картонками» | «Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились» |
— Искусствоведам:
рассмотрите иллюстрацию художника Сергея Александровича Алимова и опишите ее. (слайд
6)
— Чеховские герои будто только что
сошли с поезда и неожиданно встретились. Какие детали характеризуют героев?
Группы готовятся и представляют
выполненные задания.
8.
Подведение итогов
— Как язык рассказа помогает понять
идею произведения? Какие художественные особенности рассказа А.П.Чехова вы
запомнили?
(Отсутствие описания
Художественные особенности чеховского
рассказа
Диалог
Яркие художественные детали
Речевая характеристика
Юмористическая ситуация)
— Да, школьная
дружба – это прежде всего общение на равных, она крепко соединяет людей. А
человек в любой ситуации должен всегда оставаться человеком. Урок хочется
закончить словами А.П.Чехова: « При любых обстоятельствах среди людей
нужно осознавать своё достоинство».
9.
Рефлексия (слайд 7)
—
Оцените, пожалуйста, свою работу в группе. Представители групп дадут
развернутый ответ.
—
Довольны ли в результатом своей работы?
—
Что помогло справиться с работой?
—
Полезен ли был урок?
—
Что нового узнали?
Д/з: сочинить
короткий юмористический рассказ (слайд
СЛОВО | ЛЕКСИЧЕСКОЕ |
Херес | Настойка |
Флёрдоранж | В |
Гуща | Человек, |
Душонок | Милый, |
Щёголь | Сорт |
Лютерантка | Почитание |
Департамент | Последовательница |
Мундир | Густой |
Чинопочитание | Укрепляющий |
Живительный | Военная |
Перемены | ||
Не знает о служебном положении товарища | Знает о служебном положении товарища | |
Лицо | ||
Интонация | ||
Поведение | ||
Вещи |
Перемены | ||
Не знает о служебном положении товарища | Знает о служебном положении товарища | |
Лицо | «Глаза, полные слез» | «Побледнел, окаменел, лицо искривилось широчайшей улыбкой; |
Интонация | «Милый мой!» «Вот не ожидал! Вот сюрприз!» | «Я, ваше «Помилуйте… Что вы-с…» |
Поведение | «Троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные | «Сам он сморщился, сгорбился, сузился» «Было… столько «Пожал три пальца, поклонился всем туловищем» |
Вещи | «Навьючен чемоданами, узлами и картонками» | «Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились» |
Рассказ «Толстый и тонкий» написан весёлым и совсем молодым, двадцатитрёхлетним Антошей Чехонте, однако в нём уже намечены те черты зрелого Чехова, о которых хорошо сказал известный филолог А.А. Белкин:
«Он раскрывал страшное в нестрашном» (Белкин А.А. Читая Достоевского и Чехова. М., 1973. С.195).
Сюжет, как практически всегда у Чехова, не содержит ничего мало-мальски исключительного и сводится к мимолётной встрече двух гимназических приятелей после длительного перерыва. Однако через незначительное и смешное событие (которое и событием-то назвать трудно) вскрывается не только тема живучести чинопреклонения, но шире – тема ломки личности фальшивой иерархией жизненных ценностей, причём самое печальное, что жертва этой ломки искренне не замечает своей исковерканности.
Закономерности малой формы (а рассказ занимает меньше двух страниц) естественно обусловливают особую ёмкость двух способов изображения: художественной детали и речи персонажей. Именно в них реализуется комический и в то же время грустно-иронический пафос, казалось бы, предельно объективированного повествования. Обратимся к тексту.
Сущность персонажей, подчёркнутая в заголовке, юмористически сводится к одной черте их внешнего облика, мотивированной социальными условиями жизни, а ещё более – штампами «низкого» комического жанра: «толстый» для читателя XIX и первой половины XX вв., как правило, благополучен и богат, «тонкий» же если не беден, то испытывает несомненные материальные затруднения, стеснён в средствах. Интересно, кстати, что в настоящее время эта оппозиция заменилась на свою противоположность: если человек худощав и подтянут, значит, он имеет возможность следить за своей фигурой и здоровьем; полнота же, как правило, свидетельствует об однообразном и нездоровом питании и образе жизни.
Николаевская железная дорога соединяла Москву и Петербург, и подавляющее большинство её пассажиров относилось к служащему, «казённому» люду. Так уже первой крохотной деталью, конкретным наименованием железнодорожного пути, автор соответствующим образом настраивает ожидания читателя, окрашивая предстоящий конфликт в «служебные» тона.
Детали последующего описания «толстого» и «тонкого», сохраняя комическую окраску, увеличивают и углубляют социальную дистанцию между ними, превращаясь в символический параллелизм: «толстый» вкусно и жирно пообедал в ресторане, пахнет от него «хересом и флёрдоранжем» (дорого и солидно); «тонкий» же обвешан багажом, перекусывал явно в вагоне, и пахнет от него «ветчиной и кофейной гущей» (дёшево и обыденно). То, что жена и сын «тонкого» упомянуты после «чемоданов, узлов и картонок», усиливает печально-комический эффект.
Экспозиция завершена. После завязки (непосредственного момента узнавания, завершающегося знаменательной фразой «Оба были приятно ошеломлены») развивается основное действие рассказа – диалог, во время которого говорит в основном «тонкий».
Комический эффект повествования поддерживается торжественно-чрезмерной реакцией приятелей на встречу («…троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слёз»), необычно выспренним именем сына «тонкого» (Нафанаил; здесь слышится отголосок традиции Гоголя – блестящего выдумщика имён для своих персонажей; напомним хотя бы имена двух сыновей Манилова – Алкид и Фемистоклюс), преувеличенным почтением героя к своей «урождённой Ванценбах… лютеранке», а также упорным употреблением полного имени мальчика-гимназиста и повторяющимися однотипными описаниями его действий.
Диалог встретившихся приятелей распадается на две резко противоположные части: до кульминации рассказа и после. Естественная интонация первой половины разговора искренна и свободна, речь не стеснена никакими внутренними запретами, восклицания перемежаются вопросами и непринуждёнными воспоминаниями. Несколько настораживает читателя откровенное признание «тонкого», что в гимназии тот «любил ябедничать»; эта деталь косвенно говорит о его подобострастном отношении к начальству.
И вдруг катастрофа, кульминация рассказа – сообщение «толстого» о своём чине тайного советника. Напоминаем, что в царской России это был гражданский чин III класса и его обладатели занимали высшие государственные должности – например, товарища министра. Чин же «тонкого», коллежский асессор, относился к VIII классу; его обладатели обычно возглавляли низшие структурные части государственных учреждений, такие, как «стол». Орден св. Станислава относился к самым низшим государственным наградам, а «звёздами» именовали высшие ордена, такие, как св. Александра Невского или Андрея Первозванного. Таким образом, для читателя – современника Чехова сразу наглядно обнаруживалась социальная пропасть между приятелями.
Мощь впечатления, произведённого этой информацией на «тонкого», экономно передаётся рядом динамичных глаголов («побледнел, окаменел», лицо «искривилось» улыбкой, от глаз «посыпались искры»; при этом три глагола имеют одинаковую приставку «с»: «съёжился, сгорбился, сузился…»). Потрясён не только герой; «съёжился» багаж (который опять предшествует семейству), стал ещё длиннее подбородок жены, «вытянулся во фрунт» сын-гимназист.
Но самое смешное и грустное, как трансформируется речь «тонкого»: «ты» заменяется на «вы», «милый мой» – на «ваше превосходительство», неизвестно откуда появляется масса словесного мусора – и словоерсы, и всевозможные «можно сказать» и «некоторым образом», а также элементы «высокого штиля» –
«милостивое внимание», «живительная влага». Не менее разительна перемена синтаксиса: практически ни одно предложение не закончено – так и слышно, как прерывается от почтительности дыхание.
Эта прерывистость и спонтанность речевого потока играет очень важную роль, так как она говорит об искренности и самозабвении героя. По контрасту вспомним униженные и льстивые, но обдуманные и взвешенные реплики Молчалина из комедии А.С. Грибоедова; там за словоерсами скрывается совсем иной характер. В чеховском рассказе смешное (и страшное) впечатление производит именно неуправляемость и, так сказать, «натуральность» поведения «тонкого».
Весьма показательно, что «толстый» тайный советник никоим образом не провоцирует своего визави на такое самоуничижение. Он пытается прервать его излияния – и видит, что сделать этого не в состоянии. Остаётся попрощаться, скрывая подступившую тошноту.
Финал рассказа вновь насыщен глаголами, с лаконичным юмором изображающими меру потрясения «тонкого» и его семейства: он пожал «толстому» «три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал, как китаец»; жена «улыбнулась», сын «шаркнул ногой и уронил фуражку». Последняя фраза «Все трое были приятно ошеломлены» перекликается с аналогичной фразой завязки; это заставляет читателя переосмыслить выражение «приятно ошеломлены» и почувствовать его второй, иронический, смысл.
Автор: Вольф Христина Леонидовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ «СОШ №1»
Населённый пункт: город Копейск
Наименование материала: конспект урока
Тема: «Над чем смеется А.П. Чехов в рассказе «Толстый и тонкий».»
Дата публикации: 19.08.2021
Раздел: полное образование
Над чем смеется А.П. Чехов в рассказе «Толстый и тонкий».
Чины людьми даются,
а люди могут обмануться.
Цель урока: развитие у обучающихся следующих универсальных учебных
действий
через
систему
продуктивных
заданий
для
исследования
художественного текста :
Познавательных
-анализа эпического произведения (обобщать, доказывать, делать выводы,
строить логически обоснованные суждения),
-смыслового
чтения
текста
(с
выделением
смысловой,
подтекстовой
информации)
-представлять учебную информацию в разных формах (таблицы, тезисы,
синквейны, творческие письменные высказывания)
Коммуникативных
-излагать своё мнение в учебном монологе, диалоге, полилоге , аргументируя
его, подтверждая текстовыми фактами
-осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией
общения и коммуникативной задачей
Личностных
-аргументированно оценивать поступки литературных героев, опираясь на
общечеловеческие нравственные ценности
-осознавать
свои
черты
характера,
интересы,
цели,
позиции,
свой
мировоззренческий выбор в соотношении с поступками литературных героев
Учащиеся
получат
возможность
научиться
основам
исследования
художественного текста
Технологии: технология развития критического мышления.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя и постановка цели урока. (Слайд 1)
Добрый день, ребята! Сегодня на уроке мы с вами попытаемся ответить
на вопрос. А на какой вопрос, узнаем чуть позже. Для начала давайте
определить, о творчестве какого писателя пойдет речь. А для этого давайте
разгадаем КРОССЕНС. (Слайд 2)
Итак, перед вами картинки, связанные между собой по смыслу, вам
необходимо попытаться ответить на вопрос: фамилия какого писателя здесь
зашифрована.
Ребята разгадывают кроссенс, давая связный рассказ по картинкам.
А.П.Чехов
–
великий
мастер
художественного
слова
.Именно
мастер,потому что словом, деталью, репликой, штрихом может многое
1
сказать. Он заставляет нас смеяться и грустить одновременно. Смех Чехова,
добрый и веселый, подчас становится ироничным, грустным. Анализируя
рассказ «Толстый и тонкий», мы сделаем вывод, над чем заставляет смеяться
и грустить А.П.Чехов, выявим способы создания комической ситуации,
исследуем художественное слово писателя, составим психологический
портрет наших героев.
3. Проверка домашнего задания. Работа с кроссвордом.
Давайте проверим домашнее задание и убедимся, насколько вы
внимательные читатели.
(Учитель читает значение слова, учащиеся называют ответ, затем ответ
появляется на слайде).
(Слайд 3)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Вопросы для кроссворда:
1.
Сколько героев присутствует в рассказе?(Четыре)
2.
Назвать имя жены Тонкого. (Луиза)
3.
Должность, которую занимает сейчас Тонкий. (Столоначальник)
4.
Герой, от которого пахло ветчиной и кофейной гущей. (Тонкий)
5.
Что Тонкий делает из дерева? (Портсигары)
6.
Кличка Толстого в гимназии. (Герострат)
2
7.
Псевдоним А. П. Чехова. (Чехонте)
8.
Имя Тонкого. (Порфирий)
9.
Герой, от которого пахло хересом и флердоранжем. (Толстый)
10.Место, где встретились друзья. (Вокзал)
11.Как зовут сына Тонкого? (Нафанаил)
12.Кличка Тонкого. (Эфиальт)
13.Продолжи фразу:
«Тонкий вдруг побледнел, …» (окаменел)
А
теперь
скажите,
какое
слово
выделено
в
кроссворде?
(ЧИНОПОЧИТАНИЕ)
Как вы понимаете значение этого слова? Посмотрим в словарики. (На
слайде значение слова – особое уважение к человеку за его…)
Это ключевое слово, которое раскрывает идею рассказа «Толстый и
тонкий», потому что автор осуждает в своем герое это качество
характера.
4. Словарная работа.
Записывают в тетрадь, выделяем корни слова, пытаемся дать определение
слова.(Слайд 4)
Чинопочитание – почитание старших по чину, по служебному положению.
(по словарю С.И. Ожегова)
Это ли имел в виду А.П. Чехов? В данном рассказе автор говорит о
чинопочитании как о качестве личности – склонности поклоняться
старшим по служебному положению, оказывать им наружные знаки
почтения. (ВЫВЕСТИ НА СЛАЙД, ЗАПИСАТЬ)
Давайте попробуем подобрать синонимы к слову ЧИНОПОЧИТАНИЕ
(угодничество, подхалимство, самоуничижение, подобострастие).
Если дети не смогли подобрать, вывести на экране (Слайд 5)
5. Анализ текста.
Работа над содержанием произведения и составление таблицы.
3
Ребята, к этим понятиям сегодня мы еще вернемся, а сейчас давайте
поговорим о самом рассказе.
Вам понравился рассказ? Чем?
Какие эмоции вызвал?
Смешным или грустным назвали бы рассказ?
Прежде всего надо сказать, что рассказ не только очень мудрый, но и …
смешной. И сегодня на уроке у нас есть возможность понять, над чем смеется
писатель в рассказе «Толстый и тонкий».
На какие 2 части можно разделить рассказ? (1. Встреча школьных друзей.
Это блаженный момент возвращения к детскому, забытому состоянию,
моментальный бросок на много лет назад – машина времени! Перед нами
вдруг появляются не два солидных мужа, а два мальчугана – Порфирий и
Миша.
2. Встреча людей, совершенно различных по социальному статусу. Их
разделяет бездна, и эта пропасть – социальное положение и чин.)
Почему отношения приятелей резко меняются?
(Тонкий узнает о
служебном положении Толстого.
Теперь перед нами уже не друзья
детства, а люди, между которыми разверзлась непреодолимая пропасть.
Толстый пытается навести мосты, но тонкий уже не может не
держать дистанцию.).
Как теперь тонкий относится к толстому? Он по-прежнему для него
друг детства? (он начальник, а тонкий подчинённый)
Для того, чтобы увидеть все изменения, происходящие с героем,
ребята, давайте заполним таблицу.
(Слайд 6)
1 встреча
2 встреча
Глаголы внутреннего
состояния героев
обращения
(Слайд 7)
4
1 встреча
2 встреча
Глаголы внутреннего
состояния героев
Изумился, был
приятно ошеломлен
Побледнел, окаменел,
лицо искривилось
улыбкой, съежился,
сгорбился, сузился
обращения
Миша! Друг детства!
Милый мой!
Ваше
превсходительство…
Вы-с..!
Ребята, а как вы считаете, правильно ли повел себя Тонкий?
А как выглядит поведение Тонкого при этих двух встречах?
При помощи какого литературного приёма построен рассказ
«Толстый и тонкий»? (антитеза) Запись в тетрадь.
АНТИНЕЗА — это оборот поэтической речи, в котором для усиления
выразительности резко противопоставлены прямо противоположные
явления, понятия, мысли.
А что в рассказе А.П. Чехова противопоставляется?
(Один – толстый, другой – тонкий, один доволен, другой – измучен,
один – налегке, без спутников, второй обременен и скарбом и
семейством. Это не просто контраст, это – антитеза, поведение
Тонкого при встречах).
(Обратить внимание на изменения, произошедшие с героем.)
Как называется такое поклонение высокому чину? (чинопочитание)
Как выглядит поведение тонкого? (глупо)
А как относится к этому толстый?
А как бы вы ответили на вопрос…. (над глупостью, готовностью
унижаться)
7. Домашнее задание. (Слайд 9)
Написать ответ объемом 5-10 предложений на вопрос: над чем смеется А.П.
Чехов в рассказе «Толстый и Тонкий».
5
Как
жутко,
что
человек
способен
так
унижаться,
только
лишь
почувствовав разницу в служебном положении! Перед нами стоит человек,
напрочь лишенный чувства собственного достоинства, самоуважения.
Автор хочет подчеркнуть, что уважение к вышестоящим и рабское
чинопочитание — это совершенно разные вещи, и человек должен уметь
достойно себя вести и оставаться человеком на любой ступени служебной
лестницы.
6
«Хамелеон» — юмористический рассказ А.П. Чехова, опубликованный в 1884 году под псевдонимом «А. Чехонте». В центре повествования — полицейский надзиратель, несколько раз меняющий отношение к происшествию с щенком из-за сомнений, бродячая перед ним собака или генеральская.
Полный текст и аудиокнига
Полный текст рассказа «Хамелеон» можно прочитать в «Викитеке». Аудиоверсию можно послушать на YouTube.
В 2009 году режиссер Алексей Дёмин снял по мотивам чеховского рассказа мультфильм «Очумелов».
Краткое содержание чеховского «Хамелеона»
Через рыночную площадь в сопровождении городового шагает полицейский надзиратель Очумелов. Вдруг он слышит собачий визг: это борзой щенок до крови цапнул за палец золотых дел мастера Хрюкина.
Очумелов возмущен: «Я этого так не оставлю. Я покажу вам, как собак распускать!». Он велит городовому Елдырину составить протокол, а собаку «истребить немедля».
Из толпы говорят, что собака, возможно, принадлежит генералу Жигалову. Заслышав о генерале, надзиратель тут же начинает ругать покусанного Хрюкина: «Как она могла тебя укусить?.. Ты, должно быть, расковырял палец гвоздиком…».
Из толпы подсказывают, что Хрюкин тыкал собаке «цыгаркой в харю для смеха». Мастер спорит, уверяя, что это ложь.
Иллюстрация Сергея Герасимова
Но тут рыжий городовой заявляет, что собака не очень-то похожа на генеральскую. Очумелов снова ругает щенка: «Ни шерсти, ни вида… подлость одна только…».
Однако городовой начинает сомневаться в собственных словах: может, собака и генеральская, недавно похожую он видел у Жигалова во дворе. Очумелов опять говорит про пса с почтением: велит отвести к генералу и узнать, не его ли это щенок.
Мимо идет генеральский повар Прохор. Он сообщает, что это не их собака. Очумелов в очередной раз меняет указание: собаку истребить. Но повар продолжает: собака не генерала, а его брата.
Очумелов расплывается в улыбке: «Собачонка ничего себе… Шустрая такая… Цап этого за палец! Ха-ха-ха…».
Повар уводит борзого щенка, а толпа смеется над Хрюкиным. Погрозив мастеру напоследок, полицейский надзиратель уходит.
Иллюстрация Дмитрия Кардовского
Анализ произведения
Тема рассказа
Тема «Хамелеона» — беспринципность, готовность бесконечно менять свою точку зрения и поведение в зависимости от кажущейся выгоды.
Смысл названия
Хамелеон — это ящерица, способная менять окраску ради маскировки. Точно так же полицейский надзиратель Очумелов ежеминутно меняет взгляд на ситуацию. Он то ругает собаку и велит ее «истребить», то заступается за щенка и грозит пострадавшему Хрюкину. При этом меняется даже манера разговора, а сам надзиратель то снимает, то надевает пальто.
Создается впечатление, что в Очумелове нет ничего постоянного — только желание ненароком не обидеть генерала.
Герои
Чехов традиционно не раздает героям авторских оценок и даже не приводит подробных описаний. Он показывает небольшой эпизод из жизни, позволяющий читателям самим составить мнение о персонажах по их словам и действиям.
Главный герой рассказа — полицейский надзиратель Очумелов, человек необразованный и косноязычный. С лавочниками он демонстрирует строгость, ведет себя как самодовольный начальник.
Но при словах о генерале он резко становится подобострастным и скромным.
Очумелов то и дело говорит о порядке, но вместо стремления разобраться в ситуации демонстрирует отсутствие принципов и желание выслужиться перед генералом.
Хрюкин — полупьяный мастер, которому прокусил палец борзой щенок. Сначала он врет полицейскому, что собака укусила его просто так, но потом выясняется, что Хрюкин дразнил щенка, тыкая ему сигаркой в морду.
Городовой Елдырин — безликий подчиненный Очумелова. О нем известно лишь то, что он рыжий. В рассказе работа полицейского сводится к тому, что он несет сито с конфискованным крыжовником и помогает надзирателю снять пальто. Он то говорит, что собака не похожа на генеральскую, то вдруг соглашается, что она может принадлежать Жигалову.
Повар Прохор не описывается вообще. Он лишь сообщает толпе, что собака принадлежит не генералу, а его брату. Благодаря этому Очумелов успевает еще дважды сменить тон и отношение к делу.
Иллюстрация Кукрыниксов
В чем идея рассказа
Чехов, как и во многих других произведениях, высмеивает рабское сознание соотечественников, их раболепство и угодничество. Как и в рассказе «Толстый и тонкий», в центре внимания автора — человек, который полностью меняется, едва речь заходит о высоких чинах.
А поскольку этим «хамелеоном» оказывается полицейский начальник, который должен обеспечивать порядок и законность, читатель невольно задумывается о том, что именно из-за таких беспринципных людей в России вечно творятся глупость и несправедливость.
Анализ «Хамелеон» Чехов
Средняя оценка: 4.4
Всего получено оценок: 956.
Средняя оценка: 4.4
Всего получено оценок: 956.
А. П. Чехов – удивительный писатель. Нескольких страниц ему было достаточно для того, чтобы раскрыть пороки общества, которые актуальны и ныне. Свидетельством этого является произведение «Хамелеон», которое изучают в 9 классе.
В нём автор показывает непостоянство мнений, склонность людей-«хамелеонов» подстраиваться под вышестоящих и не обращать внимание на истинное положение дел. Предлагаем анализ рассказа, который поможет во время подготовки к уроку и ЕГЭ.
Для удобства к детальному анализу прилагается краткий разбор по традиционному плану.
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Хамелеон.
Год написания – 1884 г.
История создания – Произведение было написано, когда А. П. Чехов уже работал врачом. Как писатель он тогда был почти неизвестен, но некоторые его произведения уже были опубликованы.
Тема – Центральная тема рассказа – подхалимство и приспособленчество, пороки, которые имеют место в любом обществе
Композиция – В основе формальной организации произведения разговор Очумелова, Хрюкина и людей из толпы. Реплика, брошенная из толпы, определяет ответ Очумелова, показывает его склонность к «хамелеонству». Такое строение рассказа позволяет разоблачить людей, которые подстраиваются под обстоятельства, пытаются угодить начальству.
Жанр – Рассказ.
Направление – Реализм.
История создания произведения «Хамелеон» относится к периоду, когда А. П. Чехов начал работать врачом. Будучи студентом, он начал трудиться в жанре коротких сатирических рассказов. Предпочтение писатель отдавал бытовым сценкам.
Некоторые его произведения уже успели увидеть мир на страницах отечественных журналов. Год написания «Хамелеона» – 1884. В этот же год произведение было напечатано в журнале «Осколки» под псевдонимом «А. Чехонте». В 1886 г.
несколько измененный рассказ вошел в сборник «Пёстрые рассказы».
В 1971 г. произведение экранизировали как эпизод фильма «Эти разные, разные, разные лица…»
Рассказ «Хамелеон» занял видное место не только в русской, но и в мировой литературе, что объясняется его темой и идейным звучанием. Анализ «Хамелеона» нужно начинать с характеристики проблем и образов.
В центре произведения мотивы подхалимства и приспособленчества. В контексте них формируется проблематика: сущность системы правосудия, рабская психология, непостоянность взглядов. Все проблемы тесно переплетаются.
Система образов неразветвлённая. Главные герои – полицейский надзиратель Очумелов и золотых дел мастер Хрюкин, второстепенную роль играет толпа, из которой то и дело раздаются реплики по поводу того, кто хозяин собаки. А. Чехов не описывает внешность, характер героев, зато даёт им красноречивые фамилии.
В первых абзацах читатель наблюдает интересную ситуацию: через базар шагает полицейский надзиратель Очумелов, неподалеку от него слышится визг и ругань. Оказывается, собака укусила Хрюкина. Народ ждёт от стража правопорядка восстановления справедливости. Тот направляется к толпе и начинает выяснять обстоятельства. Дело доходит до собаки.
Очумелов пытается узнать, кто её хозяин. Из толпы раздается предположение, что это щенок генерала. Надзиратель начинает обвинять Хрюкина. В этот момент кто-то заявляет, что у генерала таких собак не было. Услышав это, Очумелов снова становится на защиту укушенного. Так продолжается до конца рассказа. Наконец, выясняется, что собака – любимец брата генерала.
Животное «оправдывают».
После прочтения произведения становится понятен смысл названия.
Хамелеон – человек, который пытается приспособиться к ситуации так, чтобы угодить начальству, извлечь для себя выгоду. Причем, преследуя такие цели, «хамелеону» не стыдно быть посмешищем.
В рассказе эти негативные качества воплотились ярче всего в образе надзирателя Очумелова. Но и Хрюкин, и толпа тоже хамелеоны.
Идея рассказа – осудить подхалимство, показать насколько низок человек с рабской психологией.
Основная мысль: в любой ситуации человек должен поступать справедливо, придерживаться одной позиции. В любой ситуации оставаться верным себе, вести себя достойно – вот чему учит писатель.
Особенность композиции произведения в том, что незамысловатый сюжет подан посредством диалогов: разговор Хрюкина, Очумелова и толпы зевак. Реплика, брошенная из толпы, определяет ответ Очумелова, показывает его склонность к «хамелеонству».
Внесюжетные элементы лаконичные, важную роль в донесении идеи рассказа А. Чехова «Хамелеон» играют художественные детали. Например, в первых строках сказано, что за Очумеловым идет городовой, неся решето с конфискованным крыжовником.
Нетрудно догадаться, что ягоды были отобраны нечестно и это первый намек на характер надзирателя.
О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Хамелеона».
Жанр произведения – рассказ, о чём свидетельствуют такие признаки: небольшой объём, два главных героя. Произведение «Хамелеон» относится к направлению – реализм. Автор при помощи языка, комичной ситуации резко высмеивает Очумелова.
Чтобы попасть сюда – пройдите тест.
Средняя оценка: 4.4
Всего получено оценок: 956.
А какую оценку поставите вы?
Гость завершил
Тест «Гроза»с результатом 18/19
Гость завершил
Тест «Биография Фонвизина»с результатом 9/12
Гость завершил
Тест «Отцы и дети»с результатом 12/15
Гость завершил
Тест «Дубровский»с результатом 12/16
Гость завершил
Тест на тему “АТФ”с результатом 6/10
Гость завершил
Тест «Капитанская дочка»с результатом 13/16
Не подошло? Напиши в х, чего не хватает!
Анализ рассказа «Хамелеон» (А. П. Чехов) | Литрекон
Антон Павлович Чехов вошёл в историю как последний писатель Золотого века русской литературы. Мастер словесности и знаток человеческой души Чехов прославился на весь мир, прежде всего, своими пьесами.
Но свой творческий путь Антон Павлович начинал как писатель-новеллист, создатель огромного количества остроумных рассказов.
Одним из самых известных творений этого творческого периода писателя является рассказ «Хамелеон», отразивший в себе все особенности стиля раннего Чехова. Многомудрый Литрекон предлагает Вам его анализ по плану.
История создания
Начало становления Чехова-писателя и создание множества его рассказов совпало с одним из самых тяжёлых периодов его жизни.
В 1876 году отец писателя – богатый купец, разорился, семья осталась без средств к существованию, а сам Чехов был вынужден вести полуголодное существование в Москве, параллельно учась на медицинском факультете Московского университета.
Именно тогда, чтобы заработать хоть немного денег, Чехов начал нести в различные журналы свои рассказы, созданные под влиянием не притягательной и тяжёлой действительности.
Хамелеон был создан в 1884 году, когда тяжёлые времена были уже позади, но всё равно оставили глубокий отпечаток в его душе. Накопленные за эти годы едкая желчь и негатив, прикрытые юмором, в полной мере нашли отражение в этом произведении.
Жанр и направление
Рассказ «Хамелеон» относится к литературному направлению реализма. В своём произведении создатель стремится объективно отобразить реальную жизнь. Образы героев, их поведение и мотивы максимально приближены к реальности. Читатель может поверить в то, что описанные в рассказе события могли произойти на самом деле.
Жанр «Хамелеона» можно определить, как юмористический рассказ. Это небольшое произведение, описывающее повседневную ситуацию, охватывающее маленький промежуток времени и включающее в себя малое число действующих лиц. В произведении намеренно отсутствуют любые детали, которые могли бы указать на место и время описываемых событий, чтобы подчеркнуть типичность приведённой ситуации.
Смысл названия
Название рассказа «Хамелеон» имеет скрытый смысл. В дикой природе хамелеон — это рептилия, которая меняет свой окрас, маскируясь под окружающую местность. Так же, как хамелеон меняет свой цвет, ощущая опасность, так и герой рассказа на ходу меняет своё мнение, чтобы избежать проблем на службе. Таков смысл заглавия «Хамелеона».
Так почему Чехов назвал рассказ «Хамелеон»? В книге даётся намёк на типичность описываемой ситуации. Таким образом, рассматривая отдельный случай, Чехов проецирует его на всё общество, говоря о том, что все люди являются такими же беспринципными хамелеонами, подстраивающимися под любую ситуацию, чтобы обеспечить свою безопасность.
Суть: о чём?
Идя по Базарной площади, полицейский надзиратель Очумелов и городовой Елдырин, видят, как золотых дел мастер Хрюкин гонится за белым борзым щенком. Начинается разбирательство. Хрюкин сообщает, что собака ни с того, ни сего укусила его за палец.
Реакция надзирателя однозначна – собаку убить, а хозяина оштрафовать. Однако внезапно из толпы слышен крик, что щенок принадлежит генералу Жигалову. Очумелов тут же меняет тон, снимает пальто и начинает обвинять Хрюкина во лжи.
Кто-то из толпы начинает утверждать, что Хрюкин сам ткнул собаке в морду цигаркой.
В этот момент ситуация снова меняется коренным образом, когда Елдырин сообщает, что Жигалов не держит борзых. Очумелов уже снова намерен убить собаку, но городовой, рассуждая о том, что собака всё-таки может быть генеральской, снова сеет в его сердце сомнения. Надзиратель накидывает на себя пальто, а после приказывает отвести собаку к генералу и спросить у него.
В этот момент на площади появляется генеральский повар Прохор, который заявляет, что собака точно принадлежит не генералу.
Очумелов снова заявляет, что собаку необходимо убить, но в этот момент Прохор говорит, что собака принадлежит брату генерала, заехавшему в гости.
Толпа хохочет над Хрюкиным, а надзиратель рассыпается в любезностях, отпускает собаку и, погрозив напоследок мастеровому, идёт дальше по своим делам. Краткий пересказ произведения для читательского дневника Вы можете найти по ссылке.
Главные герои и их характеристика
Многомудрый Литрекон, учитывая поведение персонажей, заключил их в таблицу. Там Вы увидите образы героев и их характеристику в рассказе «Хамелеон».
Очумелов | полицейский надзиратель. Властный и грубый с простыми людьми. Однако готов лепетать и пресмыкаться даже не перед сильными мира сего, а перед их прислугой. На словах стоит за закон, но на деле всегда становится на сторону богатых и влиятельных господ. Говорящая фамилия подчеркивает его растерянность перед лицом вопроса: стоит ли щадить собаку, желая угодить генералу, или она вовсе не принадлежит высокопоставленному чиновнику? Свое мнение герой меняет, как и положение пальто: то надевает, то снимает его, как окрас хамелеона. |
Хрюкин | Хрюкин – золотых дел мастер. Грубиян и выпивоха. Ставит себя выше окружающих, так как имеет брата в жандармерии. Поразительно жестокий человек, который хочет убить животное лишь на том основании, что оно его укусило. Поэтому автор награждает его унизительной фамилией, указывающей на животную сущность жестокого человека. |
Темы
Тематика рассказа «Хамелеон» тоже томится здесь, но не в полном составе. Если ее нужно дополнить, напишите об этом в х.
- Лицемерие – в рассказе писатель показал, как в обществе закрепилась отвратительная практика, когда, оправдываясь законами и заявляя о справедливости, люди прикрывают свою алчность и желание угодить вышестоящим господам.
- Чинопочитание — основная тема «Хамелеона». Очумелов очень хочет проявить себя в лизоблюдстве, поэтому не стесняется толпы и меняет мнение, лишь бы подстроиться под вышестоящего человека. В зависимости от принадлежности собаки, он то хвалит, то ругает ее.
- Доброта и жестокость — люди готовы убить или помиловать животное, но судьба его решается происхождением хозяина, а не мерой вредоносности питомца. Никто из толпы не проявил искреннего интереса у участи собаки, как будто ее жизнь была всем глубоко безразлична.
Проблемы
Проблематика рассказа Чехова «Хамелеон» тоже может быть описана подробнее, если читатель проявит инициативу в х.
- Нравственные пороки – за короткий промежуток времени Чехов затрагивает довольно большое число пороков: чинопочитание, пьянство, алчность, жестокость и невежество, свойственные толпе недалёких обывателей.
- Духовное рабство— толпа безропотно внемлет Очумелову и этим одобряет его образ действий. Никому не кажется странным, что надзиратель постоянно меняет свое мнение. Обыватели также зависимы от таинственного генерала, как и Очумелов. Табель о рангах заменяет им священные тексты, поэтому люди относятся друг к другу не как братья, а как чиновники разных ведомств.
- Трусость — русские люди настолько запуганы несправедливостью общества, в котором они живут, что не удивятся, если таинственный генерал уволит их за случай с собакой. Поэтому Очумелов перестраховывается и стремится обезопасить себя от гнева вышестоящего человека. Его страх — характерная примета времени.
Основная идея
Под видом бытовой ситуации Чехов кратко охарактеризовал те общественные проблемы, которые он видел вокруг себя в повседневной жизни. Смысл рассказа «Хамелеон» заключается в том, что люди теряют лицо и свое человеческое достоинство в погоне за одобрением вышестоящих господ. Они делают это даже не с целью получить выгоду, а просто потому, что находятся в рабстве у предрассудков.
Кто-то дал одному мундир чуть получше, и другие тут же склоняются перед ним в раболепстве, не задумываясь о том, зачем ему такие почести? Он, как и Хрюкин с Очумеловым, выполняет свою работу, только и всего, а его собаки и слуги не имеют к этой службе никакого отношения. Получается, что люди сами, по своей охоте, падают ниц и унижаются, теряя себя и свое мнение. Этого быть не должно.
Через сатиру и карикатуру писатель стремится вскрыть перед читателями общественные пороки и жестоко высмеять их, чтобы сподвигнуть людей к работе над собой. Чехов осуждает лицемерие, чинопочитание, беспринципность тех, кто должен охранять порядок. Такова главная мысль рассказа «Хамелеон».
Чему учит?
Автор призывает читателя серьёзно относиться к законам и строго следовать им, а не пытаться использовать правосудие ради своей пользы. Такова мораль произведения «Хамелеон». Нравственные уроки рассказа побуждают нас быть более принципиальными и самостоятельными в выборе и защите своего мнения.
Писатель осуждает слепое чинопочитание и стремление угодить сильным мира сего, которое идёт в разрез с законами общества и морали. Также с помощью образа Хрюкина Чехов заставляет задуматься о том, что пьянство и жестокое отношение к животным низводят человека до уровня зверя.
Что высмеивает автор?
Чехов высмеивает беспринципность, раболепство и лицемерие Очумелова. Сатира в рассказе «Хамелеон» создается при помощи антитезы.
Чтобы подчеркнуть перемены, которые происходят в его поведении, он описывает, как он то снимает, то надевает пальто, тыкая городовому, чтобы он помог это сделать.
Удивителен контраст между отношением надзирателя к подчиненному — городовому, и генералу: одного он третирует, как и Хрюкина, а перед генералом и его родной преклоняется до умиления, что говорит о двуличности его натуры.
Для создания реалистичной атмосферы автор использует в речи героев просторечия: «ихний», «ишь ты», «цуцык» и т.д. Юмор в рассказе «Хамелеон» подчеркивается гримасами героев: так, лицо надзирателя «заливается улыбкой умиления», когда он узнает, что приехал брат генерала, и собака принадлежит ему.
Критика
Конечно, рассказ «Хамелеон» на стал столь же всемирно известным литературным шедевром, как «Вишнёвый сад» или «Чайка», но он занял своё место в русской литературе, как пример классического русского рассказа.
О нем писали многие литературоведы, в том числе М. Семанова. Она описала художественные особенности рассказа «Хамелеон» и заострила внимание на роли художественной детали в книге:
С большим мастерством Чехов показывает шесть превращений Очумелова. В поведении, в речи, в интонациях Очумелова появляется то деспотическая, то рабья сущность его натуры. Властные, строгоначальственные нотки сменяются рабски-трусливыми, холопски-умиленными.
Этими резкими переходами в поведении и в речи Очумелова Чехов достигает комического эффекта. Такого же эффекта добивается писатель, рассказывая, как действующие лица серьезно, горячо обсуждают пустяковый вопрос: кому принадлежит собака. (М. Семанова, пояснение к рассказу «Хамелеон» из книги «А.П.Чехов. Рассказы», изд-во ДЕТГИЗ, 1954 г.)
Это, казалось бы, незначительное произведение известно каждому русскоговорящему читателю и даже было несколько раз экранизировано.
Михаил Щепин
Анализ рассказа А. П. Чехова «Хамелеон»
Время на чтение: 4 минуты
Главные герои
Проводя анализ «Хамелеона» Чехова, можно заметить, что фамилии героев были выбраны неслучайно. С их помощью добавляется комичность: Хрюкин, Жигалов, Елдырин и Очумелов. К сожалению, автор не описал внешность героев. Он рассказал о разнице между ними, об их характере и поведении. В «Хамелеоне» только 2 основных героя — Хрюкин и Очумелов.
- Хрюкин. Персонаж является очень вздорным. Его укусил щенок генерала. В тот момент, когда с ним произошла эта история, Хрюкин был немного пьян. Возможно, поэтому всё и произошло. Был бы герой трезв, он бы не тыкал в морду щенку. С его стороны было глупо просить хозяина собаки компенсацию за моральный и физический ущерб. Он придумал план и выставил ситуацию так, что щенок набросился на него.
- Очумелов. Второй главный герой был полицейским. При первом взгляде на него людям становится понятно: он везде найдёт своё. Узнав о произошедшем, он занялся поиском хозяина собаки, чтобы наложить на него штраф, а само животное пристрелить. Когда Очумелов узнал, что щенок принадлежит генералу, он стал сомневаться в правильности своих намерений. Теперь ему было неважно, кто прав, а кто виноват в этой ситуации. Волновало его лишь, как не ухудшить отношения с генералом. У Очумелова нет никаких принципов, он всегда поступает так, как будет ему выгодно.
О чём произведение «хамелеон»
Очумелова, совершенно не интересовало, кто кого укусил — Хрюкин собаку или, наоборот, она его. Таких людей, как он, правда не интересует, им главное — остаться при своём.
Всё произведение посвящается тому, как Очумелов мечется между правдами. Решающий выбор зависит от того, кому она принадлежит.
Если генерал считает, что Хрюкин укусил генеральскую собаку, то и Очумелов придерживается этого мнения. Если военный считает иначе, то он обязательно предложит пристрелить пса, чтобы тот не навредил другим горожанам.
Основная идея и тема рассказа
Чеховым это произведение было создано с целью показать людям, насколько неправильно метаться из стороны в сторону, удачно подстраиваясь под других.
В душе почти каждого человека есть это качество, поэтому автор и пытается показать эту проблему. Поддаваясь мнению общественности, люди, сами того не замечая, становятся рабами.
Ноты юмора применены неслучайно, они усиливают значение сказанного и заставляют человека испытать чувство стыда перед самим собой.
Тема: Приспособленность человека и старание всем угодить. Несмотря на обстоятельства, всегда нужно поступать справедливо, ценить себя и не унижаться — это и пытается донести Чехов своим рассказом.
Смысл названия и жанр написания
Название имеет открытый смысл. Ящерица-хамелеон меняет цвет, подстраиваясь под окружающую обстановку. Вот и человек также изменяет поведение, чтобы показать себя с лучшей стороны в глазах руководства. В этот момент он не задумывается, что может принижать себя.
Произведение Антона Павловича написано в жанре рассказ. Подтверждается это следующими признаками:
- всего 2 главных роли;
- маленький объём текста.
Рассказ написан очень реалистичным, с элементами сатиры. Автор высмеивает поведение Очумелова.
Чехов не старается навязать читателям своё мнение и не рассказывает об отношении к персонажам.
Внимательно изучив описание героев, можно заметить, что ко всем он относится с иронией и высмеивает их. В каждом рассказе Чехова присутствует явная мораль.
Повестью «Хамелеон», он говорит, что не нужно зависеть от чужих взглядов. Лучше отказаться от личной выгоды, но остаться хорошим человеком в глазах общества.
«Хамелеон» Чехова: анализ | Литерагуру
Юмористический рассказ Чехова «Хамелеон» был написан в 1884 году. Это живая картина нравов мещанского сословия и сатира на него. Главный герой произведения — полицейский надзиратель Очумелов, который и является тем самым «хамелеоном». На примере ситуации с собакой показано, как человек подстраивается под вышестоящие чины.
О чем рассказ?
Очумелову совсем неважно, укусила собака Хрюкина или он укусил собаку. Таким как он, нет дела до правды. Главная их цель – остаться при своем месте. Поэтому весь рассказ занимает описание того, как герой мечется от одной «правды» к другой в зависимости от того, принадлежит животное генералу или не принадлежит.
Если да, то судить надо Хрюкина, что покусился на здоровье генеральской собаки. Если нет, то проклятую шавку надо пристрелить на месте, чтобы не возмущала покой честных горожан.
Очумелов как предприимчивая рептилия меняет свой окрас в зависимости от ситуации: то он требует убить собаку и наказать ее хозяина, то, узнав, что она генеральская, помиловать.
В этих его репликах заключается вся абсурдность такого отношения к жизни, так как между его диаметрально противоположными решениями не проходит и минуты раздумий. Суть рассказа в том, что герой не замечает своего абсурдного поведения, то есть он настолько привык к нему, что его ни капли не волнует даже собственная репутация в глазах людей.
Главная идея
Читатель сам не раз видел таких «рептилий» в каменных джунглях, но цель автора — заставить человека, меняющего окрас, узнать себя и измениться к лучшему. Поэтому главная идея рассказа «Хамелеон» — показать нам, насколько дико это повседневное вранье и инстинктивное желание «подстроиться».
Раболепство духа, которое писатель хотел искоренить, живет в каждом из нас в той или иной мере, поэтому всем нам необходимо увидеть, насколько жалко и уродливо выглядит наше внутреннее ярмо. Оно делает нас рабами в полном смысле слова.
Комическое начало и юмор в произведении автор усилил для того, чтобы читатель устыдился марионетки внутри себя и ее желания потакать обстоятельствам в поисках выгоды.
Смысл в том, чтобы высмеять пороки лицемерия и двуличности. Эта проблема не так очевидна и остросоциальна, как многие другие, но она ощутимо влияет на человека и его духовную сущность, постепенно покоряя его чьей-то незримой воле.
Средства создания комического
Эти средства у писателя многогранны. К примеру, художественные детали в тексте Чехова имеют огромное значение. Например, меняет свой «цвет» Очумелов и буквально: он то одевает, то снимает пальто.
Отвратительное приспособленчество, как менталитет — это и есть тема, которую автор выражает через деталь. Для героя такое положение дел естественно, он выработал соответствующие жесты и фразы, да и толпа зевак тоже не замечает подвоха.
Значит, есть в народе такая холопская черта, и все ее понимают.
Писатель использует просторечную разговорную лексику: «пущай», «нешто», « харю», «тяпни», «ихняя». Манера выражаться нередко демонстрирует нам, чего стоит наш собеседник.
В данном примере очевидно, что от людей с таким лексическим запасом не стоит ожидать твердости духа и прямолинейности. Они сами считают себя холопами и в каждом хозяине собаки ищут барина.
Само название «Хамелеон» указывает еще и на то, что герой постоянно находится в страхе за свою участь, как будто его окружают дикие звери, как будто его жизни угрожает опасность.
То есть, проблема не только в нем, но и в окружающей его действительности, что породила такой порок. Все мы до сих пор, к сожалению, понимаем, какой может быть власть чиновников на местах. Характер Очумелова — не только карикатурный шарж, но и трагическая гримаса на лице общества.
Говорящие фамилии
Читатель видит, что персонажи имеют не типичные имена, которые явно несут смысловую нагрузку. Их можно увидеть невооруженным глазом. Например, есть говорящие фамилии, которые добавляют комичности сложившейся ситуации:
- Очумелов
- Хрюкин
- Елдырин
- Жигалов
Но мы не знаем, как выглядят главные герои рассказа, писатель не дает портретных зарисовок. Это показывает универсальность типажей. Речь идет не о конкретных людях, а о том, как устроено общество.
Как Чехов относится к своим героям?
Автор никогда не пишет об этом напрямую, он всегда старается спрятать свою позицию и не навязывать ее нам. Однако по манере описания персонажей видно, что отношение Чехова к героям ироническое. Он тонко высмеивает их, но в данном контексте они – это даже не люди, а общественные пороки с человеческим лицом. Осмеяние трусости и угодничества нельзя приравнять к осмеянию конкретного лица.
В каждом рассказе писателя есть мораль, хоть она и не выражена прямолинейно. Прежде всего, Чехов в рассказе «Хамелеон» учит читателя независимости взглядов и суждений.
В конце концов, не так велика цена той выгоды, которую можно приобрести таким унизительным способом. Все-таки, жизнь дана человеку единожды, и нельзя превращать ее в лизоблюдство. Сегодня эта идея приобретает особое значение.
И в тексте «Хамелеона» заметно, что Чехова огорчает предчувствие этой актуальности.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Анализ рассказа Хамелеон Чехова
История создания
Антон Павлович Чехов написал юмористический рассказ «Хамелеон» в 1884 году. Автор описывает и показывает характер мещанин. Центральный персонаж рассказа – это полицейский Очумелов. Он же и есть тот самый хамелеон, который старается подстроиться под вышестоящих.
О чем рассказ?
Произведение описывает поведение мужчины, который не обращает внимание на правду. Он лишь старается не потерять свое место. Очумелов все время слоняется от одной к другой правде. Это зависело от хозяина пса, которая покусала Хрюкина.
Ежели этот пес был генерала, то тогда сам Хрюкин виноват в том, что сам посягнул на здоровье собаки. Если нет, то распроклятую псину надо убить, чтобы не будоражила непорочный народ.
Очумелов, как хамелеон, изменяет свою точка зрения, которое зависит от хозяина собаки.
Основная мысль творчества в том, что центральный персонаж не замечает своих противоречивых действий и главного персонажа не смущает его личная честь.
Главная идея
Чехов хочет этим повествованиям заставить читателя, который изменяет свой окрас, увидеть себя в главном герое и поменяться в наилучшую сторону. Главная идея произведения Чехова – это передать и объяснить читателям, что повседневное вранье и желание подстроиться под кого-либо выглядит со стороны других людей дико и смешно.
Такое поведение человека делает его рабом. Автор в начале рассказа пишет комически и добавляет юмор для того, чтобы читателю, который ищет выгоду по обстоятельствам, было стыдно. Антон Павлович высмеивает лицемерие и двуличность в людях.
Данная проблема не так важна, но она очень сильно влияет на душу человека, который покоряется чей-то воле.
Средства создания комического
В рассказе очень большое значение имеют художественные детали. К примеру, Очумелов изменяет свой окрас в прямом смысле слова: от то надевает, то раздевает свое пальто. В этом примере идет речь о менталитете. Герой рассказа уже привык так делать и к том уже орава ротозеев не замечает подвох.
Еще не маловажная деталь – это разговорная лексика. Очумелов, обращаясь к народу, употребляет такие слова: «пущай», «нешто», «харю», «тяпни», «ихняя». Именно эти слова доказывают, что от такого человека не стоит ждать прямолинейности и стойкого характера.
Еще одна черта характера – это боязнь за свою жизнь. Он ведет себя так, как будто вокруг него дикие звери, которые угрожают его существованию. Следовательно, и окружающие люди виноваты в том, что вызвали такой изъян.
Говорящие фамилии
Во время чтения можно заметить, что некоторые фамилии добавляют комичности в некоторых ситуациях. Эти фамилии очень заметны: Очумелов, Хрюкин, Елдырин и Жигалов. К сожалению писатель не дал читателям портретных описаний. Что и показывает разносторонность персонажей. Автор описывает не определенных людей, а он описывал устройство общества.
Как Чехов относится к своим героям?
Чтобы читателям ничего не навязывать, автор хороши скрывает свое отношение к персонажам. Но по описанию героях можно заметить, что у писателя к ним ироническое отношение. Автор словно изощренно высмеивает их.
В каждом рассказе можно рассмотреть прямолинейную мораль. Чехов в рассказе «Хамелеон» обучает читателей не зависеть от чужих взглядов и суждений. Может и не так важна выгода, приобретенная через унижение. Человек живет один рази нельзя свою жизнь превращать в такое.
2 вариант
Чехов посвятил огромное множество рассказов такой теме, как глупость человека, его грубость. Во всех произведениях Антона Павловича описываются обычные бытовые ситуации, которые могут случиться с каждым. Автор об этом пишет довольно иронично. Однако, за всем этим юмором скрывается правда: ужасное современное общество.
В своем рассказе «Хамелеон» Чехов изобразил обычную человеческую глупость. Мастера Хрюкова укусила за палец собачка. Мастер очень хотел наживиться, подал в суд и назвал себя пострадавшим лицом. Полицейский изначально соглашается с Хрюковой. Однако, из толпы кто-то крикнул, что собака вполне может быть и генеральской. Полицейский тут же изменил свое мнение.
Именно этого человека Чехов и подразумевал пол словом « Хамелеон». Тут дело обстоит так: хамелеон меняет свой цвет в зависимости от ситуации, полицейский Очумелов поступил так же. Ведь все решает положение. Если собака действительно генерала, что мастер в ту же секунд из потерпевшего превращается в обвиняемого.
На протяжении всего произведения полицейский менял свое мнение несколько раз. Стоило ему услышать что-то другое, что кричали из толпы, он тут же начинал смотреть по-другому на ситуацию. Становится очевидно, что он не хочет портить отношения с начальством, даже если и начальство не право. Это пример типичной ситуации, которая происходит ежедневно.
Полицейским думает не о потерпевшем, а о том, что его могут уволить. Это просто обычный человеческий страх и глупость. Однако, это ситуацию можно расценивать как и корыстолюбие со стороны Очумелова. К примеру, если собака была б не генерала, он бы выписал штраф.
Однако, постаревший практически точно такой же, как и полицейский. Ведь он чувствовал свое преимущество перед собакой. Люди из толпы то и дело, что говорили, что мастер издевался над собакой. После укуса пса Хрюкин решил заработать на этом.
К сожалению, такое отношение к делу и всему происходящему – довольно типично в мире и обществе того времени. Автор опечален такой ситуацией. Он понимал, что у этих людей нет собственного мнения. Каждый из них готов был вылезти из кожи, чтобы получиться что-то взамен.
6, 7, 10 класс
← Анализ рассказа Спать хочется
← Анализ рассказа Мальчики↑ ЧеховАнализ пьесы Вишневый сад →
Образ Рагина в повести Палата номер 6 →
- Сценическая история комедии Ревизор Гоголя
Стоит сказать, что великим классиком была представлена данная история, которая собрала в себе показательные элементы, говорящие о том, что в российской системе существует множество проблем, связанных с бюрократизмом и прочими недостатками - Анализ рассказа Бунина Чистый понедельник
И.А. Бунин пишет о трагической, мимолетной любви. Для него это непостижимое чувство , пронзительное, счастливое и трагичное одновременно. Во всех рассказах цикла - Поэт и окружающий мир в стихотворениях Пастернака
Борис Пастернак прославился в русской литературе и поэзии, как человек с талантом исключительным. Он внес огромный вклад в развитие русской литературы и поэзии Серебряного века. - Соня Гурвич в повести А зори здесь тихие сочинение
«А зори здесь тихие ….» повесть, которая показывает, что война не только для мужчин. Беречь семейный очаг это конечно дело женщин, но на войне они также могут бить врага и совершать подвиги - Почему важна связь между поколениями сочинение
Тема поколений и вражды поколений, их буквальной непереносимости друг другом довольно часто становится темой для обсуждения между людьми. Наша планета изобилует большим количеством людей, которые развивали свою социальную