Художественное своеобразие сказок салтыкова щедрина на примере двух сказок

Одним из самых бескомпромиссных и жестких сатириков русской литературы 19-го века, по праву, можно считать салтыкова-щедрина. мало кто может сравниться

Одним из самых бескомпромиссных и жестких сатириков русской литературы 19-го века, по праву, можно считать Салтыкова-Щедрина. Мало кто может сравниться с ним в этом жанре, ну, разве что, француз, Анатоль Франс, со своим “Островом пингвинов”. Но, если уже сравнить “Историю одного города”, и “Остров”, то в последнем, все на много мягче и спокойнее. Щедрин же, очень жестко и правдоподобно представляет это все от лица архивариуса, в своем произведении. У него тут и сатира, и ирония, и сарказм и, даже, жесткий гротеск! В этом можно уловить
болезнь писателя за темную и беспутную, не имеющую смысла, жизнь, которая есть у русского народа его эпохи.
Что лежит в основе произведения “Историю одного города”? Это основа очень актуальна и в наши дни. Это взаимоотношения простых людей и власти. В сущности, градоначальников и жителей города. Это “Прыщи”, “Фердышенки”, “Угрюм-Бурчеевы”. Это, так называемые предводители. Как давно известно, что народ стоит своих начальников. А вот сам народ, автор называет, чуть ли, не дает кличку – глуповцы, они же в прошлом, головотяпы. Им предлагают “тяпаться, пока кто друг дружку не перетяпает”.
Не стоит ошибочно считать, что Салтыков-Щедрин называет глуповцами и головотяпами, конкретных людей. Он рисует в них обширный и собирательный образ всего русского народа того времени. И преподносит он эти образы, даже не сатирически, а откровенно, гротескно. Стоит заметить, что до него, писатели преподносили это все с грустью и сочувствием. Щедрин же, с очень жесткой и острой сатирой, преподносит в своих образах, такие черты, как бездуховность, не желание мыслить, психологию полного рабства, абсолютную привычку и необходимость к повиновению, глубочайшую склонность к иллюзиям, безропотную веру в “доброго барина” и многое другое. Если вдуматься глубже, то писатель, с помощью своих собирательных образов, хочет выразить, свою боль, обиду, негодование и сострадание ко всему русскому народу. Хватит того, чтобы читатель посмотрел картины к главам “Голодный город” и “Соломенный город”. Они вызывают большую грусть, печаль и сострадание. Писатель, словно, хочет прокричать в своем произведении, чтобы “глуповцы опомнились”, поняли, что они люди, а не бесправный скот, которым можно понукать, как только вздумается.
Особую “роль”, автор предоставляет градоначальникам. Естественно, к ним не может быть сочувствия и сострадания. Один только, градоначальник Иванов чего стоит, который лопнул, не в силах осмыслить нового закона. Да и майор прыщ с “фаршированной головой”, от него далеко не убежал.
Если разобраться, то город Глупов – это собирательный образ всей России того времени. То, он стоит на болоте, то – на трех реках… В конце концов, он граничит с Византией.
Хотелось бы верить, что в скорем времени, это произведение не будет актуально для России. А, ведь многое из того, что написано в “Истории одного города” , можно легко найти и в современной жизни.
(No Ratings Yet)
Loading…

Похожие сочинения:

Смысл названия произведения Салтыкова-Щедрина “История одного города” “История одного города” для автора всегда была книгой о современности, и Салтыков-Щедрин не стремился создать произведение для потомков. “История одного города” – вершина творчества Щедрина, о чем говорит и то,…
ЧТО ВЫЗЫВАЕТ АВТОРСКУЮ ИРОНИЮ В РОМАНЕ М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА “ИСТОРИЯ ОДНОГО ГОРОДА”? ЧТО ВЫЗЫВАЕТ АВТОРСКУЮ ИРОНИЮ В РОМАНЕ М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА “ИСТОРИЯ ОДНОГО ГОРОДА”? “История одного города” была написана в 1869 году. Это произведение по праву считается вершиной творчества выдающегося сатирика XIX…
ОТРАЖЕНИЕ ПОРОКОВ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ В ПОВЕСТИ М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА “ИСТОРИЯ ОДНОГО ГОРОДА” В трудных условиях приступает Салтыков-Щедрин к работе над одним из вершинных произведений своего сатирического творчества – “Историей одного города”. Если в “Губернских очерках” основные стрелы сатирического обличения попадали в провинциальных…
САТИРИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ВЛАСТИ И НАРОДА В ПОВЕСТИ М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА “ИСТОРИЯ ОДНОГО ГОРОДА” Перед нами суровый старик, проницательно и строго всматривающийся в людей, в окружающую действительность; в его больших, несколько выпуклых глазах живет пламенная, непреклонная воля, страстная, требовательная мысль, проникающая далеко вперед, в…
Собирательные образы градоначальников и “глуповцев”. Образы органчика и Угрюм-Бурчеева в повести “История одного города” М. Е. Салтыкова-Щедрина Талантливый русский сатирик XIX века М. Е. Салтыков-Щедрин посвятил свою жизнь написанию произведений, в которых обличал самовластие и крепостничество в России. Он как никто другой знал устройство “государственной машины”, исследовал…
ПАРОДИЯ КАК ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРИЕМ В “ИСТОРИИ ОДНОГО ГОРОДА” М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА Объясняя замысел “Истории одного города”, М. Е. Салтыков-Щедрин утверждал, что книга эта о современности. В современном ему мире он видел свое место и никогда не считал, что созданные им тексты…
Фольклорные традиции в “Истории одного города” М. Е. Салтыкова-Щедрина (глава “О корени происхождении глуповцев”) Фольклорные традиции в “Истории одного города” М. Е. Салтыкова-Щедрина (глава “О корени происхождении глуповцев”) “История одного города” М. Е. Салтыкова-Щедрина написана в форме повествования летописца-архивариуса о прошлом города Глупова, но…
ОБЛИЧЕНИЕ ТУПОЙ И САМОДОВОЛЬНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ В “ИСТОРИИ ОДНОГО ГОРОДА” М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА ОБЛИЧЕНИЕ ТУПОЙ И САМОДОВОЛЬНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ В “ИСТОРИИ ОДНОГО ГОРОДА” М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА Изображая жизнь, находящуюся под игом безумия, я рассчитывал на возбуждение в читателе горького чувства, а отнюдь не веселонравия……
Сатирическое изображение действительности в “Истории одного города” М. Е. Салтыкова-Щедрина (глава “О корени происхождении глуповцев”) Сатирическое изображение действительности в “Истории одного города” М. Е. Салтыкова-Щедрина (глава “О корени происхождении глуповцев”) “История одного города” – это величайшее сатирическое полотно-роман. Это беспощадное обличение всей системы управления царской…
СМЕХ СКВОЗЬ СЛЕЗЫ В “ИСТОРИИ ОДНОГО ГОРОДА” М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА СМЕХ СКВОЗЬ СЛЕЗЫ В “ИСТОРИИ ОДНОГО ГОРОДА” М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА В “Истории одного города” М. Е. Салтыков-Щедрин поднялся до правительственных верхов: в центре этого произведения – сатирическое изображение взаимоотношений народа…
“История одного города” как книга о современности “История одного города”, по собственному выражению Салтыкова-Щедрина, – книга о современности. Писатель считал, что это книга о его собственной современности; он писал “на злобу дня” и не стремился к славе…
Анализ романа “История одного города” Полное название произведения – “Истории одного города. По подлинным документам издал М. Е. Салтыков (Щедрин)”. По форме это летопись с четкими временными рамками 1731-1826 годов. Автор выступает в ней как…
ИСТОРИЯ ОДНОГО ГОРОДА М. Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН ИСТОРИЯ ОДНОГО ГОРОДА “Глуповцы произошли от головотяпов, рядом с которыми проживали племена лукоедов, слепородов, вертячих бобов, рукосуев и прочих. Все они враждовали между собой. Головотяпы пошли искать…
Предмет авторской сатиры в “Истории одного города” “История одного города” по праву может считаться вершиной творчества Салтыкова-Щедрина. Именно это произведение и принесло ему славу писателя-сатирика, на долгое время, упрочив ее. Я считаю, что “История одного города” –…
Идейный смысл и художественное своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина Идейный смысл и художественное своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина I. “Это был писатель-боец, стоявший на юру” (И. С. Тургенев). II. Мастер социально-политической сатиры. 1. “Я вырос на лоне крепостного права. Я видел…
Проблема власти и политического несовершенства в “Истории одного города” В “Истории одного города” обличаются несовершенство общественной и политической жизни России. К сожалению, России редко везло на хороших правителей. Доказать это можно, открыв любой учебник истории. Салтыков-Щедрин, искренне переживая за…
Сатира в творчестве Салтыкова-Щедрина Имя Салтыкова-Щедрина стоит в одном ряду с такими всемирно известными сатириками, как Марк Твен, Франсуа Рабле, Джонатан Свифт и Эзоп. Сатиру всегда считали “неблагодарным” жанром – государственный режим никогда не…
Сочинение на тему Басенное начало в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина Сказки Салтыкова-Щедрина называют баснями в прозе, в них отчетливо прослеживаются фольклорные и русская сатирическая литературная традиции. В его сказках правдиво раскрываются проблемы народа. Сатирик зло обличает самодержавие, либерализм и господствующий…
Какие приемы комического изображения используются автором “Истории одного города” в описании деятельности последнего глуповского градоначальника? Какие приемы комического изображения используются автором “Истории одного города” в описании деятельности последнего глуповского градоначальника? Размышляя над поставленным вопросом, вспомните, как изображает автор глуповских правителей и население г. Глупова. Обратитесь…
Типы градоначальников в “Истории одного города” Выдающийся мастер слова Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин в своем романе “История одного города” беспощадно изображает российскую действительность. В образах градоначальников воплощены основные, наиболее устойчивые отрицательные черты реальных правителей и градоначальников. Для…
Типы правителей в “Истории одного города” Тема самодержавия, как и тема собственности, постоянно была в центре внимания Салтыкова-Щедрина. Служение призраку собственности нашло свое выражение в ыромане “Господа Головлевы”, особенно в образе Иудушки, а служение призраку государства…
СКАЗКИ М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА КАК ПОЛИТИЧЕСКАЯ САТИРА Салтыков-Щедрин – один из величайших сатириков мира. Всю свою жизнь он посвятил борьбе за освобождение русского народа, критикуя в своих произведениях самодержавие и крепостничество, а после реформы 1861 года –…
Тематическое и идейное разнообразие сказок Салтыкова-Щедрина М. Е. Салтыкова-Щедрина можно по праву назвать одним из величайших сатириков России. Наиболее ярко и выразительно сатирический талант Салтыкова-Щедрина проявился в сказках “Для детей изрядного возраста”, как он сам их…
Сочинение Салтыкова-Щедрина “Господа головлевы” как попытка создания “семейного” романа” Хроника, каковой является роман “Господа Головлевы” первоначально не была самостоятельным произведением. Она входила в цикл сатирических очерков “Благонамеренные речи”. Критики называли Салтыкова-Щедрина “великим мастером смеха”, но, читая его роман-хронику “Господа…
“Выморочные” герои М. Е. Салтыкова-Щедрина Русская литература 2-й половины XIX века “Выморочные” герои М. Е. Салтыкова-Щедрина М. Е. Салтыков-Щедрин известен читателям прежде всего как писатель, высмеивающий все недостатки действительности, бичующий людские пороки. Такие его произведения,…
ФАНТАСТИКА КАК СРЕДСТВО САТИРЫ В ТВОРЧЕСТВЕ М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА ФАНТАСТИКА КАК СРЕДСТВО САТИРЫ В ТВОРЧЕСТВЕ М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА Сатира – вид комического, наиболее беспощадно осмеивающий несовершенство мира, человеческие пороки. Ее воздействие на читателя мгновенно, а задача – благородна (по…
Жизнь и творчество Салтыкова-Щедрина Блестящий сатирик второй половины XIX века, “Человек необычайной веселости”, “мастер уникального смеха, смеясь которым человек становился мудрее” (В. Луначарский). М. Салтыков-Щедрин писал, действительно, очень остроумно. Д. Писарев даже упрекал его…
ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА Жизнь, творчество и общественная деятельность великого русского сатирика Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина (1826- 1889) глубокими корнями связаны с Подмосковьем. Современник Тургенева и Толстого, сподвижник Некрасова и Чернышевского, страстный борец против крепостного…
ИДЕЙНОЕ СОДЕРЖАНИЕ “СКАЗОК” М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА “Сказки” Салтыкова-Щедрина не случайно называют итоговым произведением автора. В них со всей остротой подняты те проблемы России 60-80 гг. XIX века, которые волновали передовую интеллигенцию. В спорах о дальнейших путях…
Сказки Салтыкова-Щедрина. “Премудрый пескарь” М. Е. Салтыков-Щедрин – великий русский сатирик, революционер-демократ, соратник Чернышевского и Некрасова. Своим оружием против общественного зла и социальной несправедливости он избрал сатиру, а именно – сатирическую сказку-притчу. Этот жанр…
Сочинение по произведению Салтыкова-Щедрина “История одного города”

МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ

 РЕСПУБЛИКИ
КРЫМ

Государственное
бюджетное профессиональное образовательное учреждение  Республики Крым «Сакский технологический техникум»

МЕТОДИЧЕСКАЯ
РАЗРАБОТКА УРОКА

по дисциплине
«Литература»

Тема :« Жизненный и творческий путь М.Е.
Салтыкова-Щедрина. Жанровое своеобразие произведений. Гротеск, аллегория,
символика, язык, обобщающий смысл сказок
»

Разработала
преподаватель русского языка и литературы

                              
Покотило Любовь Юрьевна

Тема 1.2.6. Михаил
Евграфович Салтыков-Щедрин (1826—1889)                 

Урок № 43

Тема: Жизненный
и творческий путь М.Е. Салтыкова-Щедрина. Жанровое своеобразие произведений.
Гротеск, аллегория, символика, язык, обобщающий смысл сказок.   

Цель: познакомить
студентов с жизнью и творчеством писателя; определить жанровое своеобразие
произведений; дать определение понятиям «гротеск», «аллегория», «эзопов язык»;
развивать умения студентов пользоваться дополнительными источниками информации;
воспитывать любовь к литературе.

Оснащение:
презентация, тексты сказок, аудиозапись сказки «Коняга», текст сказки.

Тип урока:
комбинированный:

Вид урока:
изучение нового материала.

Технологии:

-Информационно-коммуникационные:

 поиск студентами
дополнительной информации;

ИКТ-технологии
(презентация, аудиозапись ( фрагмент);

творческое задание
к сказке «Коняга» (рисунки);

 составление
сенкана (на этапе подведения итогов);

-Проблемные вопросы
на обоснование, конкретизацию, логику рассуждения

Ход
урока

Я
писатель,

 в
этом мое призвание

1.Организационный
момент.

2.Объявление темы,
определение целей урока.

3.Мотивация
учебной деятельности студентов.

Сегодня на уроке
мы познакомимся с жизнью и творчеством М.Е.Салтыкова-Щедрина. Всю свою жизнь он
посвятил борьбе за освобождение русского народа, критикуя в своих произведениях
самодержавие и крепостничество, а после реформы 1861 года — пережитки крепостного
права, оставшиеся в быту и психологии людей. На примере этого писателя мы
увидим искреннюю любовь к своему народу, неравнодушие к тяжело работающим
людям, которые обмануты власть имущими. И этой любви мы попробуем научиться у
него.

4.Работа с новой
темой

Сообщение студента

Характеристика общественно-исторической
жизни России 70-х годов
 XIX века.

В конце 60-х, в 70-е годы в России поднимается очередная волна
крестьянских бунтов. Миллионы нищих, бесправных крестьян не желали терпеть
остатков крепостничества и покорно сносить новые формы буржуазного гнета. А тут
еще неурожаи, эпидемии, «хроническое голодание».

Бунтующее крестьянство не было способно на организованную
борьбу.  Его протест выразила революционная молодежь 70-х годов –
НАРОДНИКИ.

Тысячи юношей и девушек из интеллигентных, обеспеченных семей
«пошли в народ», рассчитывая поднять крестьянство на социалистическую
революцию. А царское правительство довершило разгром: сотни народников были
заключены в тюрьмы, сосланы на каторгу, отправлены в ссылку.

Тогда оставшиеся на свободе перешли к террору. Было совершено
покушение на Александра II. В результате – царь был смертельно ранен. Александр
III начал с казни организаторов покушений – Желябова и его товарищей. Маховик
реакции раскручивался все сильнее и сильнее, пока в конце концов не ударил по
«Отечественным запискам» Салтыкова-Щедрина (апрель 1884).

Н.А.Некрасов и М.Е. Салтыков-Щедрин в 70-е годы продолжили дело
Чернышевского и Добролюбова, а в «Отечественных записках» воспитали целую
группу писателей-разночинцев.

Именно в эти годы появилась поэма «Кому на Руси жить хорошо»,
основные произведения Салтыкова-Щедрина. В те же 70-е годы  Л.Н.Толстой
публикует роман «Анна Каренина», во второй половине 60-х гг. Ф.М.Достоевский
создает один из лучших своих романов – «Преступление и наказание», а в 70-е гг.
– романы «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы».

Преподаватель

Именно на это неспокойное время пришелся пик славы
Салтыкова-Щедрина. Но кто же это? Откуда берёт начало столь известный писатель?

Работа с эпиграфом

Знакомство с жизнью и творчеством писателя (презентация)

Родился 15 января (27 н.с.) в селе
Спас-Угол Тверской губернии в старинной дворянской семье. Детские годы прошли в
родовом имении отца. Первое образование в биографии Салтыкова-Щедрина (Щедрин —
псевдоним) было получено в домашних условиях – с ним занимались: сестра,
священник, гувернантка. Затем он учился в Московском дворянском институте,
Царскосельском лицее. Во время обучения в лицее начали печататься его
стихотворения, однако позже разочаровавшись в своей поэзии, оставил это
занятие.

Чтение стихотворения студентом

  ВЕСНА

   Люблю весну я;
все благоухает

   И смотрит так
приветливо, светло

   Она наш дух
усталый пробуждает;

   Блистает солнце —
на сердце тепло!

   Толпятся мысли
быстрой чередою,

   Ни облачка на
небе — чудный день!

   Скажите же, ужель
печали тень

   Вас омрачит?
Чудесной тишиною

   Объят весь мир,
чуть слышно, как поет

   Над быстрой
речкой иволга уныло…

   Весною вновь все
дышит и живет

   И чувствует
неведомые силы.

   И часто мы вдвоем
с тобой встречали

   Весною солнце
раннею порой;

   Любили мы
смотреть, как убегали

   Ночные тени;
скоро за горой

   И солнце
удивлялось: вид прелестный!

   Чуть дышит тихий
ветер; все молчит,

   Вдали село объято
сном лежит

   И речка вьется;
свежестью чудесной

   Проникнут воздух
чистый, над рекой

   Станицы птиц,
кружась, летают; поле

   Стадами
покрывается; душой

   Все вновь живет,
и просит сердце воли…

   А вечера
весенние?

    В 1844 после окончания лицея служил
чиновником в канцелярии Военного министерства. «…Везде долг, везде
принуждение, везде скука и ложь…», такую характеристику дал он
бюрократическому Петербургу. Другая жизнь более привлекала Салтыкова: общение с
литераторами, посещение «пятниц» Петрашевского, где собирались
философы, ученые, литераторы, военные, объединенные антикрепостническими
настроениями, поисками идеалов справедливого общества.

    Первые повести Салтыкова
«Противоречия» (1847), «Запутанное дело» (1848) своей
острой социальной проблематикой обратили на себя внимание властей, напуганных
французской революцией 1848. Писатель был выслан в Вятку за «…вредный
образ мыслей и пагубное стремление к распространению идей, протрясших уже всю
Западную Европу…». В течение восьми лет живет в Вятке, где в 1850 был
назначен на должность советника в губернском правлении. Это дало возможность
часто бывать в командировках и наблюдать чиновный мир и крестьянскую жизнь.
Впечатления этих лет окажут влияние на сатирическое направление творчества
писателя. В конце 1855 после смерти Николая 1, получив право «проживать
где пожелает», возвращается в Петербург и возобновляет литературную
работу. В 1856 — 57 были написаны «Губернские очерки», изданные от
имени «надворного советника Н. Щедрина», ставшего известным всей
читающей России, назвавшей его наследником Гоголя.

    В это время женится на 17-летней
дочери вятского вице-губернатора, Е. Болтиной. Салтыков стремился сочетать труд
писателя с государственной службой. В 1856 — 58 был чиновником особых поручений
в Министерстве внутренних дел, где были сосредоточены работы по подготовке
крестьянской реформы.

    В 1858 — 62 служил вице-губернатором в
Рязани, затем в Твери. Всегда стремился окружать себя на месте своей службы
людьми честными, молодыми и образованными, увольняя взяточников и воров.

    В эти годы пишет рассказы и очерки
(«Невинные рассказы», 1857 — 63; «Сатиры в прозе», 1859 —
62), а также статьи по крестьянскому вопросу.

    В 1862 выходит в отставку, переезжает
в Петербург и по приглашению Некрасова входит в редакцию журнала
«Современник», который в это время испытывает огромные трудности
(Добролюбов скончался, Чернышевский заключен в Петропавловскую крепость).
Салтыков берет на себя огромную писательскую и редакторскую работу. Но главное
внимание отдает ежемесячному обозрению «Наша общественная жизнь»,
которое стало памятником русской публицистики эпохи 1860-х.

    В 1864 Салтыков выходит из редакции
«Современника», причиной послужили внутрижурнальные разногласия по
вопросам тактики общественной борьбы в новых условиях. Возвращается на
государственную службу.

    В 1865 — 68 возглавлял Казенные палаты
в Пензе, Туле, Рязани; наблюдения за жизнью этих городов легли в основу
«Писем о провинции» (1869). Частая смена мест службы объясняется
конфликтами с начальниками губерний, над которыми писатель «смеялся»
в памфлетах-гротесках. После жалобы рязанского губернатора Салтыков в 1868 был
отправлен в отставку в чине действительного статского советника. Переезжает в
Петербург, принимает приглашение Н. Некрасова стать соредактором журнала
«Отечественные записки», где работает в 1868 — 84. Салтыков теперь
целиком отдается литературной деятельности. В 1869 — 70 пишет «Историю
одного города», вершину своего сатирического искусства.

    В 1875 — 76 лечился за границей,
посещал страны Западной Европы в разные годы жизни. В Париже встречался с
Тургеневым, Флобером, Золя.

    В 1880-е сатира Салтыкова достигает
кульминации в своем гневе и гротеске: «Современные идиллии» (1877 —
83); «Господа Головлевы» (1880); «Пошехонские рассказы»
(1883 — 84).

    В 1884 журнал «Отечественные
записки» был закрыт, после чего Салтыков вынужден был печататься в журнале
«Вестник Европы».

    В последние годы жизни создал свои
шедевры: «Сказки» (1882 — 86); «Мелочи жизни» (1886 — 87);
«Пошехонская старина» (1887 — 89). За несколько дней до смерти он
написал первые страницы нового произведения «Забытые слова», где
хотел напомнить «пестрым людям» 1880-х об утраченных ими словах:
«совесть, отечество, человечество …другие там еще…».

Умер Михаил Евграфович 10 мая (28 апреля
по старому стилю) 1889 в Санкт-Петербурге, похоронен рядом с Иваном Тургеневым.

Сообщения студентов об интересных фактах из жизни писателя.

1.У будущего писателя была деспотичная мать. Забелина
Ольга Михайловна была напрочь лишена человечности, и ее образ позже воплотится
в «Господах Головлевых». В семье было шестеро детей, и, несмотря на то, что
Миша слыл любимчиком, семейных разборок он навидался сполна. Но мальчика это будто,
наоборот, закалило. Период до десяти лет автор впоследствии почти
автобиографично опишет в «Пошехонской старине». Салтыков всегда вспоминал свое
детство с горечью и, как правило, не любил о нем говорить. Детство его
проходило в основном в одиночестве, все старшие дети уже разъехались учиться. А
воспитанием его мало занимались по-настоящему.

2.Интересные факты из жизни Салтыкова-Щедрина
начинаются уже с его фамилии. Из двух ее частей настоящей является первая –
Салтыков, а вторая – Щедрин – появилась позже как псевдоним. Жизнь его будто
делится на две части: Салтыков – чиновник, и Щедрин – литератор, сатирик,
писатель. В 1847 году состоялся дебют Салтыкова-Щедрина как литератора. Сначала
рецензии, а потом две повести, опубликованные в журнале «Отечественные
записки». Выходили они под псевдонимами М. Непанов и М. С.

Настоящая слава к нему пришла в 1856 году,
когда он опубликовал свой цикл «Губернские очерки», с этого момента и вошел в
практику псевдоним Николай Щедрин, впоследствии ставший составляющей его
фамилии. А также появилась традиция публиковать свои произведения циклами.

3.Период обучения в Царскосельском, а затем в
Александровском лицее становится и периодом начала творчества
Салтыкова-Щедрина. Примечательно, что стихи, которые он писал в то время,
характеризовались учителями как «неодобрительные» . И касалось это не стиля, а
содержания, ведь уже тогда Михаил начинал проявлять свою склонность к
высмеиванию недостатков окружающего его мира. Эти стихи в сочетании с далеко не
идеальным поведением заставили Михаила окончить Александровский лицей по
второму разряду. Хотя с его знаниями он вполне мог получить и первый разряд.

Преподаватель.

Мы уже говорили о том, что писатель обратился к
жанру сказки. Как вы думаете, почему он выбрал именно эту форму
повествования?
(Сказки Салтыков — Щедрин писал,
чтобы притупить бдительность цензуры на столь сатирические произведения._

-Итак,
сатирик обратился к этому жанру  из-за цензурных преследований. Чтобы обойти
цензурные препятствия, Салтыков — Щедрин создал особый язык, особую манеру
письма. Язык он называет “эзоповским”, а манеру “ рабьей”, так как рождается
она в обществе, где нет свободы слова, где честные люди, по выражению Герцена,
жили “с кляпом во рту”.


Что такое эзопов  язык? Что вы знаете об этом художественном приеме?

Сообщение.

Эзопов
язык
— вынужденное иносказание, художественная
речь, насыщенная недомолвками и ироническими насмешками. Выражение восходит к
легендарному образу древнегреческого поэта VI века до н. э. Эзопа, создателя
жанра басни. Раб по происхождению, Эзоп, чтобы говорить правду о современниках,
вынужден был прибегать к аллегорическим образам животных, птиц. Эзопова речь —
своеобразная форма сатирической речи. Это целая система обманных сатирических
приемов, призванных выразить художественно-публицистическую мысль не прямо, а
иносказательно.

В
России эзопов язык широко использовался сатириками. Объяснение этому можно
найти в знаменитом словаре Владимира Даля. Он писал: «Цензурные строгости
вызвали небывалый расцвет эзоповского языка. Русские писатели, вследствие
притеснений цензуры, вынуждены были писать эзоповским языком» Наиболее видные
из них — И. А. Крылов, прославившийся своими баснями, и, конечно же, любимый
многими М. Е. Салтыков-Щедрин с его злой и беспощадной сатирой, призванной
«отправлять в царство теней все отживающее»

Этим
языком и в этой манере написано большинство произведений Щедрина. Среди них — и
цикл «Сказки для детей изрядного возраста»

-Ребята,
как вы понимаете смысл выражения  «для детей изрядного возраста»?

(Салтыков-Щедрин
пишет «сказки» «для детей изрядного возраста», то есть для
взрослого читателя, которому надо от¬крыть глаза на жизнь. Сказка по простоте
своей формы дос¬тупна любому, даже неискушенному читателю, и поэтому осо¬бенно
опасна для тех, кто в ней высмеивается. Опираясь на народную мудрость,
используя богатство народной речи и образы, созданные народом, проникнувшись
чисто народным юмором, Щедрин создаёт произведения, цель которых — пробудить
народ, воспитать его в свободолюбивом духе, всколыхнуть в нём чувство
собственного достоинства, чувство ответственности за свою жизнь. Великий
сатирик стремится к тому, чтобы “дети изрядного возраста” возмужали.)


Салтыкова – Щедрина называют великим сатириком.  Скажите, что такое сатира? Чем
она отличается от юмора? (слайд 16)

(Сатира
— вид комического, наиболее беспощадно осмеивающий человеческое несовершенство,
гневное, обличающее изображение пороков человека или общества)

Юмор
— это мягкая форма комического, смех добродушный, не ставящий целью обличение
человека, явления.)


Что такое ирония и сарказм? Чем они отличаются друг от друга?

B)
Если произведение осмеивает и содержит в себе оценку того, что осмеивается,
представляет собой тонкую, скрытую насмешку, – это ирония.

Г)
Если в произведении проявляется злая, язвительная, обличающая, а иногда и
горькая насмешка, – это сарказм.


Итак, виды комического: сатира, юмор, ирония, сарказм.

-О чем же писал Щедрин, какие темы поднимал? Что
общего в сказках?

Главные герои- животные (аллегория);

Осмеяние человеческих пороков (слайд 16)

В жанровом отношении
сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина сходны с русской народной сказкой. Они
аллегоричны, в них действуют герои-животные, использованы традиционные
сказочные приемы: зачины, пословицы и поговорки, постоянные эпитеты,
троекратные повторы. Вместе с тем Салтыков-Щедрин значительно расширяет круг
сказочных персонажей, а также «индивидуализирует их.

Кроме того, важную роль в сказке
М.Е.Салтыкова-Щедрина играет мораль – в этом она близка к жанру басни.

Запись определений

Прослушивание
сказки «Коняга»

(аудиозапись)


Кто герои этой сказки? (Животное.)


Ребята, является ли сказка «Коняга» аллегоричной? (Да, потому что в ней животное
уподобляется людям)


О чем рассуждает автор в сказке?(о судьбах народа, о его бесправии и бессилии,
о гнете со стороны тех «градоначальников»)


чём сатира произведения?

Был
у Коняги брат – Пустопляс. Пустопляс – тоже конь, но ему достались не труд и
голод, а овес, медовая сыта и теплое стойло. Пустоплясы не только жили за счет
Коняги, они еще вели о нем ученые разговоры.

Поле,
на котором работают мужик и коняга безгранично так же, как бескрайна их работа
и значение для государства. А, по-видимому, в образах Пустоплясов заключены все
высшие слои населения: барины, чиновники – которые только лишь наблюдают за
работой коняги, потому что их жизнь легка и безоблачна. Они красивы и сыты, им
дается та пища, которую предоставляет коняга своим нелегким трудом и сам живет
впроголодь.

 Салтыков-Щедрин
призывает задуматься над тем, что столь тяжелый труд русского народа на благо
государства не предоставляет ему свободы от крепостничества и не избавляет его
от унижений перед чиновниками и баринами, которые живут легко, которые могут
позволить себе многое.

 Проблема
народа и бюрократии и в наше время очень актуальна, потому что для современных
читателей она будет интересна и любопытна. Так же благодаря применению такого
художественного средства как эзопов язык проблема сказки «Коняга» остра и по
сей день.


Скажите, какова идея сказки?

Основная
мысль «Трудом праведным не наживёшь палат каменных». Все рассуждения
о том, что труд будет справедливо оценен — рассуждения, слова.

В
несправедливом обществе нет справедливой оценки труда.

-Какова
тема сказки? (народ и господствующие классы)

-Что
олицетворяет образ Коняги? Как называется этот язык?(эзопов) Символом
крестьянской России является образ Коняги. Коняга – крестьянин, труженик,
источник жизни для всех. Благодаря ему растет хлеб на необъятных полях России,
но сам он не имеет права есть этот хлеб. Его удел – вечный каторжный труд.
«Нет конца работе! Работой исчерпывается весь смысл его существования…
» — восклицает сатирик. До предела замучен и забит Коняга, но только он
один способен освободить родную страну. «Из века в век цепенеет грозная
неподвижная громада полей, словно силу сказочную в плену у себя сторожит. Кто
освободит эту силу из плена? Кто вызовет ее на свет? Двум существам выпала на
долю эта задача: мужику да Коняге»… Эта сказка – гимн трудовому народу
России, и не случайно она имела такое большое влияние на современную Щедрину
демократическую литературу.


чём гипербола? Найдите примеры в тексте (Нет конца работе)


В чём сатира? Из года в год, каждый день, длится работа крестьянина и коняги,
но ничего кроме усталости и боли она им не приносит. Зато брату коняги
Пустоплясу напротив все оборачивается овсом, теплым стойлом и медовой сытой.
«Работа» Пустопляса заключается лишь в ведении пустых «ученых» разговоров о
простом народе. В этом вся сатира Салтыкова-Щедрина об интеллигенции 19 века.

5.Заключительное
слово преподавателя.


Ребята, Салтыков-Щедрин создал новый, оригинальный жанр политической сказки. Идейно-тематическое
содержание сказок:
обличение самодержавия, обличение господствующего
класса, обличение бездеятельных либералов, показ положения угнетенного народа.

Писатель
искусно использует в своих сказках сатирические приемы –

гротеск,
гиперболу, сарказм, аллегорию. 

Сказки,
наполненные глубоким философским содержанием, объединены в особый цикл
аллегорических сказок. В них практически нет положительных героев; даже народ
изображен смирившимся со своей тяжкой долей. Писатель не развлекает читателя, а
преподносит ему нравственный урок. Я надеюсь, что сегодня такой урок получили и
вы.

6.Подведение
итогов, выставление оценок.

А)Беседа

-Что
нового вы узнали сегодня на уроке?

— Какие
особенности имеют произведения Салтыкова-Щедрина?

-Какие
сатирические приёмы использовал автор?

Б) Составление
сенкана к слову Салтыков-Щедрин

1
существительное, связанное с темой урока

2
прилагательных

3
глагола

4 фраза
(из 4 слов)

5
синоним к 1 слову

В)
выставление оценок

Домашнее задание. Прочитать
сказку «История одного города»

выполнить анализ
по плану

Темы школьных проектов по русскому языку, литературе

Темы школьных проектов по русскому языку, литературе 5 класс

1. Античная мифология в «Хрониках Нарнии» («Лев, колдунья и волшебный шкаф»).
2. Былина «Илья Муромец и Соловей разбойник» в современном кинематографе
(мультипликационные фильмы 1978 г. и 2007 гг.).
3. Миф об Орфее в произведениях живописи
4. Образ Геракла в произведениях живописи
5. Образ дракона в детской литературе
6. Подвиги Геракла на античных вазах
7. Красна речь пословицей
8. Литературная сказка – прямая наследница сказки народной
9. Мы в зеркале пословиц
10. Малые жанры фольклора
11. Русская народная тематика в курсе математики 5 класса
12. Фольклор моей семьи
13. Фольклорная шкатулка
14. Мифопоэтическая основа рассказа В.П. Астафьева «Ночь темная-темная».
15. Мифопоэтическая основа книги В.П. Астафьева «Последний поклон» (на примере рассказов «Ночь темная-темная» и «Пир после Войны».
16. Образы животных в рассказах В.П. Астафьева «Гуси в полынье» и «Белогрудка»
17. Образ музыки в рассказе В.П. Астафьева «Далекая-близкая сказка».
18. Гоголь Н.В. — словесный кулинар.
19. Предметный мир в повести Н.В. Гоголя «Старосветские помещики»
20. Символика цвета в повести Гоголя «Тарас Бульба»
21. Басни Крылова и сказки Салтыкова-Щедрина.
«Люблю, где случай есть, пороки пощипать…» (Особенности басни как литературного жанра).
22. Образ волка (лисы) в народных сказках и в баснях Крылова
23. Повесть Н.С. Лескова «Левша» и ее кинематографическая интерпретация.
24. Словотворчество и народная этимология в произведениях Н.С. Лескова
25. Античные образы в поэзии А.С Пушкина.
26. Звуковые образы в стихотворениях Ф.И. Тютчева о природе
27. Античные имена в ранних рассказах А.П. Чехова
28. Имена героев греческой мифологии в ранних рассказах А.П. Чехова
29. «Чины и звания» героев в ранних рассказах А.П. Чехова
30. Средства выражения комического в сказке Л. Филатова «Про Федота-стрельца».
31. Рассказ Геродота о скифах и рассказ Толстого «Много ли человеку земли нужно?».
32. Языковая игра в произведении Л. Кэрролла «Алиса в стране чудес».
33. Герои английских лимериков
34. Литературные портреты героев в «Приключениях Гекльберри Финна» и иллюстрации к книге.
35. «Приключения Гекльберри Финна»: карта путешествий.
36. Литература и мой край
37. Мои ровесники в литературных произведениях
38. Какие загадки знают современные школьники?
39. Писатели, поэты рядом
40. Произведения в интерпретации иллюстраторов

Темы школьных проектов по русскому языку, литературе 6 класс

1. Самоотверженность , любовь и страдание в сказке Андерсена «Русалочка»
2. Мифоэпическая основа рассказа Астафьева «Деревья растут для всех»
3. Мифоэпическая основа книги Астафьева «Последний поклон»
4. Мистика и реальность в повести Гоголя «Ночь перед Рождеством»
5. Роль мистики в творчестве Гоголя
6. «Цветные» прилагательные в произведении Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»
7. Роль пейзажа в художественном мире феерии Грина «Алые паруса»
8. Цветовые образы в феерии Грина «Алые паруса»
9. Образ морской волны в поэзии лермонтова
10. Тема дуэли в лирике Лермонтова
11. Быт и нравы русского дворянства(на примере романа Пушкина «Дубровский» и сборника «Повести белкина»)
12. Образ няни в жизни и творчестве Пушкина
13. Завтрашний день книги
14. Ильф и Петров: ирония и сатира в рассказе «Любители футбола»
15. Литературные места нашего города
16. Литературные места нашей области
17. Особенности организации художественного пространства в романах-путешествиях
18. Образ учителя в произведениях писателей 20в
19. По следам литературных героев
20. Пословицы и поговорки в речи современных школьников и их аналоги в современном языке.
21. Прозвища моих одноклассников и их значения.
22. Тексты современных песен: поэзия или антипоэзия.
23. Что читают мои сверстники?
24. Что читают в моем классе?
25. Тема любви в произведениях Драгунского, Нагибина, Фраермана.
26. Роль эпитетов и метафор в повести И.Христолюбовой « Топало и чертенок Тришка»
27. Ричард Львиное Сердце в повести А.Линдгрен и исторической легенде.
28. Зачем нужны псевдонимы?
29. Семантика образа камня в художественном мире сборника О.Мандельштама «Камень»
30. Словообразовательные инновации в речи подростков

Темы школьных проектов по русскому языку, литературе 7 класс

1. Географические знания в романе А. Беляева «Остров погибших кораблей».
2. Кинематографические приемы в романе А. Беляева «Остров погибших кораблей».
3. Поэтизация бытовой жизни в творчестве Б. Окуджавы.
4. Быт запорожских казаков в изображении Гоголя (на материале повести «Тарас Бульба»).
5. Образ Петербурга в «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя.
6. Слуги и господа (по произведениям А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя).
7. Биологические знания героев романа Ж. Верна «Пятнадцатилетний капитан» и современная наука.
8. Латинские «крылатые выражения» в романе Ж. Верна «Пятнадцатилетний капитан».
9. Терминологическая лексика в романе Ж. Верна «Пятнадцатилетний капитан».
10. Античные образы в поэзии А.С. Пушкина.
11. Библейская легенда о блудном сыне и ее трансформация в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель».
12. Мотив игры в повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка» и в одноименной экранизации А. Сахарова.
13. Семейная тема в произведениях А.С. Пушкина на примере романа «Дубровский» и повести «Барышня-Крестьянка».
14. От комических поэм А.С. Пушкина («Граф Нулин», «Домик в Коломне») к комическим поэмам М.Ю. Лермонтова («Сашка», Казначейша», «Сказка для детей»).
15. Библейские цитаты в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина (любое произведение).
16. Комическое и его формы в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина.
17. Лаконизм прозы: функции глагольной лексики в художественном тексте (на примере рассказа А.П. Чехова «Смерть чиновника»).
18. Говорящие фамилии в произведениях писателей.
19. Имена античных героев в бытовой жизни современного школьника.
20 Какие существуют литературные премии сегодня
21. Литературные сообщества в Интернете.
22. Образ дождя в творчестве современных поэтов
23 Античные образы в поэзии Ф.М. Тютчева.
24. Древнерусская «Повесть о Петре и Февронии» и ее кинематографические интерпретации
25. Образы растений и цветов в литературе
26. Памятники литературным героям
27. Письма героев и их роль в сюжетах пушкинских произведений
28. Символика яблока в русской литературе как прекрасное прошлое родной страны
29. Слова-символы в японской поэзии
30. Языковые средства создания юмора в произведениях

Темы школьных проектов по русскому языку, литературе 8 класс

1. Символика жёлтого цвета в произведениях Ф.М. Достоевского и А.А. Ахматовой
2. «Собачье сердце» М. Булгакова и В. Бортко
3. Художественная природа и функция гротеска в «Петербургских повестях» Гоголя.
4. Образ морской волны в поэзии М.Ю. Лермонтова
5. Использование старославянизмов в лирических произведениях А.С. Пушкина
6. Традиции жанра «готической новеллы» в повести Пушкина «Пиковая дама».
7. Казачество в поэтическом и историческом сознании А.С. Пушкина
8. Фольклорные традиции русской народной сказки в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
9. Пейзажи Тургенева и их место в структуре художественного повествования
10. Своеобразие «народных портретов» в «Записках охотника» И.С. Тургенева.
11. Анализ тематической группы пословиц и поговорок, включающих в свою структуру личные имена
12. Древнерусская и западноевропейская версии сходного сюжета (сопоставление «Повести о Петре и Февронии Муромских» и романа «Тристан и Изольда»).
13. Игра морфемами и морфологическими признаками в современной отечественной литературе
14. Использование антонимов для создания контраста, антитезы, оксюморонов
15. Образ Богородицы в русской иконописи и русской литературе
16. Образ предмета-символа в русской и зарубежной литературе
17. Обряд инициации в поэме Гомера «Одиссея» и в русских волшебных сказках.
18. Одиссея и русские народные сказки
19. Роль газетного заголовка в эффективности печатных СМИ
20. Символика поэмы «Медный всадник».
21. Собираем «зеркала»! («Снежная королева», «Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях», «Светлана», «Алиса в Зазеркалье», «Ночи перед Рождеством
22. Стилистические функции синонимов в произведениях художественной литературы.
23. Стилистическое использование профессиональной и терминологической лексики в произведениях художественной литературы
24. Штампы и стереотипы в современной публичной речи.
25. Пейзаж в поздних рассказах Л.Н.Толстого.

Темы школьных проектов по русскому языку, литературе 9 класс

1. Особенности поэтического языка «Горе от ума».
2. Интерпретация образа Чацкого, главного героя комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», в постановках русских театров.
3. Герои века в романах М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и А. Мюссе «Исповедь сына века».
4. Зилов и Печорин по пьесе А. Вампилова «Утиная охота» и роману М.Ю. Лермонтова
5. Тема пророка в лирике М.Ю. Лермонтова
6. Актуальность фантастических образов Н.В. Гоголя для современной России
7. Призраки и фантомные образы в произведениях Н.В. Гоголя.
8. Интертекстуальность романа И.С. Тургенева «Отцы и дети
9. Мир дворянской усадьбы и мир города в романах «Гордость и предубеждение» Джейн Остин и «Отцы и дети» И.С. Тургенева.
10. Арина Родионовна Яковлева в жизни и творчестве А.С. Пушкина
11. Бал как элемент дворянского быта на страницах романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
12. Библейская легенда о блудном сыне и ее трансформация в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель».
13. Дуэль в жизни и творчестве А.С. Пушкина
14. Книжные полки Онегина
15. Поэтизмы в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
16. Приметы времени и быта в романе в стихах «Евгений Онегин» А.С. Пушкина.
17. Смешное и грустное в рассказах А.П. Чехова: «Маленькая трилогия».
18. Э. Дикинсон и М. Цветаева: схожие мотивы лирики.
19. Женские судьбы в стихах в лирике Цветаевой и Ахматовой.
20. Влияние творчества Дж. Байрона на русскую классическую литературу
21. Испытание героев дуэлью (по произведениям русской литературы
22. Коммуникативная функция подростковой анкеты
23. Концепция любви в произведениях А.И. Куприна
24. Образ города в творчестве С. Довлатова
25. Образ моря в русской классической литературе
26. Образ собаки в литературе XX века
27. Птичьи фамилии в литературе
28. Цветовая палитра в романе Ф.М. Достоевского «Белые ночи».
29. Языковая палитра в «Слове о полку Игореве…».
30. Экологический контекст романа Германа Мелвилла «Моби Дик

Темы школьных проектов по русскому языку, литературе 10 класс

1. Зооморфная символика романа И.А. Гончарова «Обрыв».
2. Библейские мотивы в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание
3. Реформы Александра II и их отражение в романе «Преступление и наказание»
4. Риторические приемы в диалогах героев Ф.М. Достоевского (на материале нескольких эпизодов романа «Преступление и наказание»).
5. «Шекспировское» в русской прозе второй половины XIX века (на материале одного из произведений Ф.М. Достоевского).
6. Что читают герои романа Достоевского «Преступление и наказание»
7. Пословица в творчестве А.Н. Островского (любое произведение)
8.Значение стихотворения Пушкина «Рыцарь бедный» в структуре романа Достоевского « Идиот»
9. Образ Петербурга в произведениях А.С. Пушкина
10. Пушкинский интертекст романа Гончарова « Обыкновенная история»
11.Вооружение русской и французской армий в романе Толстого «Война и мир»
12. Изображение военных действий в произведениях Толстого
13. Рассказ Геродота о скифах и рассказ Толстого «Много ли человеку на земле нужно?»
14. Роль сравнений в романе Толстого « Война и мир»
15. Традиции русского и немецкого романтизма в очерке Тургенева «Призраки»
16. Античные образы в поэзии А.А.Фета
17. Тютчевские размышления о космосе и хаосе
18. Звуковые образы в стихотворениях Ф.И. Тютчева о природе
19. Кольцевая композиция в стихотворениях А.А.Фета
20. А.Меньшиков в истории и в литературе ( по роману Толстого А. «Петр 1»)
21. Герой современной русской и французской литературы
22.Герой-правдоискатель в литературе конца 20-начала 21 в
23. Карты и карточная игра в литературе 19 в
24. Женские судьбы в стихах наших современниц
25.Образ еды в произведениях русских писателей
26. Образы деревьев в русской поэзии 19в
27. Язык и юмор в произведении Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев»
28. Учитель…Какой он на страницах отечественной литературы?
29. Флора и фауна в поэзии Серебряного века
30.Шолоховская география: от истоков до Нобелевского триумфа.

Темы школьных проектов по русскому языку, литературе 11 класс

1.А.Пушкин в лирике А.Ахматовой
2.Цветовая символика образа розы в поэзии Ахматовой
3. Цветы в поэзии Ахматовой
4. Эпиграф как средство формирования диалогической модальности художественного текста в произведениях Ахматовой
5. Игра как прием постмодернизма в творчестве Акунина
6. Художественные приемы и особенности романов Акунина
7. Библейские мотивы в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»
8. Вечные темы в романе Булгакова « Мастер и Маргарита»
9. «Мастер и Маргарита» Булгакова и «Фауст» Гете
10. Роман Булгакова в оценке священнослужителей
11. Твой выбор:жизнь или…(проблема наркомании в произведениях Булгакова « Морфий» и Айтматова «Плаха»)
12 Концепция мира и человека в творчестве Бунина и Хемингуэя
13. Кавабато и Бунин: диалог с красотой, любовью и смертью.
14. Трансформация идеи вечной женственности в В.Соловьева в образе Прекрасной Дамы в творчестве Блока
15. Телевидение и литература: что окажется сильнее?
16. Своеобразие стиля сатирических рассказов М.Жванецкого
17. Роль снов в литературных произведениях.
18. Средства речевой выразительности в различных типах политического текста( на материале предвыборных публикаций)
19. Развитие жанра антиутопии в литературе 20в
20. Приемы речевого воздействия в газетных публикациях.
21. Памятники литературным героям в России.
22. Мир фэнтези в современной литературе
23. Концепт «грусть» и «тоска» в русском фольклоре и поэзии Кольцова
24. Использование устаревших слов в повседневной жизни.
25. Влияние драгоценных камней на судьбы литературных героев.
26.Концепты «истина» и «правда» в русском языке и произведениях Платонова.
27. Концепт «пустыня» в русской поэзии 19-20 вв
28. Интерпретация образов славянской мифологии в романе М.Вишневецкой «Кощей и Яга или небесные яблоки»
29. «Их взоры прикованы к небу» (мотив звезды в русской поэзии 19-20 в)
30. Никнейм как раз

    новидность современных антропонимов

Summary

Темы школьных проектов по русскому языку, литературе

Article Name

Темы школьных проектов по русскому языку, литературе

Description

Темы школьных проектов по русскому языку, литературе с 5-11 класс.

Author

Татьяна

Publisher Name

Studyfive.ru

Publisher Logo

Studyfive.ru

  • Художественные особенности сказки жуковского спящая царевна
  • Хрустальная гора русская народная сказка читать
  • Художественная деталь которая помогает созданию образа главной героини рассказа легкое дыхание
  • Хруснет или хрустнет как пишется
  • Худеете как правильно пишется