Русский язык грамотность правописание
Не знаю, как правильно написать здать или сдать (разлив или розлив свекла или свекла)? Буду очень признательна за Вашу помощь в решении этой проблемы. Хочется писать на русском языке грамотно.
Похвалить
7
Пожаловаться
5 ответов
Как правильно писать здать или сдать, и почему?
Давайте раз и навсегда разберемся с этим вопросом и научимся писать правильно! Нельзя сказать, что слова «здать» не существует. В некоторых случаях можно использовать приставку з-, но только если вы пишите не на русском (а, к примеру, на украинском) или читаете книги на старорусском языке:
В современном русском языке букву «з» используют только в некоторых приставках:
- из (примеры: изобилие, изжога);
- воз (примеры: возобладать, возвратить);
- вз (примеры: взыграть, взбить);
- низ (пример: низвергнуть);
- без (примеры: безопасный, беззаветный);
- раз (примеры: разыграть, разбить).
В остальных ее заменяют на «с». (подробнее о приставках читайте здесь). Но что делать, если приставка состоит из одной буквы? Ответ на этот вопрос и поможет вам полностью разобраться с приставками «з» и «с».
А вот пример написания слова «сдать» с буквой «з» на украинском языке:
Когда можно использовать в приставке букву «с», а когда «з»?
Если речь идет о приставке, состоящей из одной буквы, то писать нужно через «с», а не через «з». Потому правильно будет писать:
- Сдать кровь.
- Сдать квартиру.
- Сдать (а не здать) экзамен.
- Сдать деньги.
По такому же принципу пишут слова, которые пошли от слова сдать: сдача, сдаваться, сдаться и т. д. А все потому, что приставки з- в русском языке не существует. А слова здесь, здоровье и т. д. начинаются с «з», потому что эта буква входит в часть корня. И чтобы научиться правильно писать, нужно просто запомнить. Для этого почитайте статью о слове «сдать» в «Толковом словаре живого великорусского языка«.
Если вы усвоили урок, рекомендую почитать вопросы «Как писать ушол или шел?» и «Надел или одел?».
Похвалить
5
Пожаловаться
Автор не против получить вознаграждение за ответ, в
знак благодарности за свои старания
Интересный вопрос, как грамотно написать здать или сдать? Очень часто прогуливаясь по улице мимо строящихся домов, можно прочитать, что в конце текущего года дом будет сдан или здан. При чем с одной стороны написано через С, с другой стороны дома через З. А как же правильно?
Это очень распространенное слово в нашей речи, но при разговоре, совсем не понятно, как человек говорит, звуки искажаются, и получается вроде правильно. Например: сдается или здается квартира. Если задуматься о написании этого слова, то становится все на свои места.
Давайте разберем слово по слогам: З-ДАТЬ или С-ДАТЬ, З или С — это приставка, ДАТЬ — корень, но в русском языке приставки З не бывает, соответственно правописание слова СДАТЬ.
А как же тогда слова здесь, здание, здоровье, вроде попадают под это правило, но пишутся почему то через З. Все очень просто, эти слова относятся к правилам исключения в русском языке.
Как нам известно русский язык совсем не простой, для грамотности написания слов нужно много читать, развиваться, анализировать свои знания, уметь применять на практике, обращать внимание на новые правила (ведь в русском языке постоянно принимают новые правила, отменяют старые), то есть быть всегда в тренде.
Похвалить
3
Пожаловаться
Автор не против получить вознаграждение за ответ, в
знак благодарности за свои старания
Здать или сдать — вот в чем вопрос?
Начнем повествование с самого начала и обратимся к фактам исторического характера. К примеру, приставка «з» была актуальна долгое время на Руси, то есть в древнерусском диалекте. Но постепенно начала отходить на второстепенный план.
Сейчас же в современном русском языке приставки «з» нет совсем, поэтому беспокоиться о том, как пишется: здать или же сдать — нет смысла. Корректный и единственно верный вариант в данном случае — сдать.
Если разбирать слово по составу, то дать — корень, суффикса — нет, окончания — нет, а с — приставка.
Несколько предложений со словом сдать:
— Марина всегда разбиралась в геометрии и черчении, это были ее максимально сильные стороны, поэтому сомнений в том, что она сможет сдать экзамены, не было.
— Первая студенческая сессия — самая тяжелая после школьной парты, кажется, что ты на допросе и не сдать нельзя, ведь это лишь начало твоего учебного пути, провал недопустим!
— Вероника выполнила несколько пробежек на льду, затем сделала несколько кульбитов и только через час сдала коньки обратно.
Схожие по принципу и образованию слова:
- сбежал,
- сделал,
- сработался,
- сварил,
- сжал,
- съел.
Да, в русском языке не все так просто и порой можно расслышать ту букву, которая там быть не должна. Именно поэтому частенько опираются на правила, фонетический разбор.
Также некоторые правила нужно не обязательно понимать, их нужно в обязательном порядке запомнить! И никак иначе. Тогда вам будет намного проще понимать специфику и применять усвоенные знания на практике. А в дальнейшем ваше написание станет отточенным, практически на автомате и лишь на долю секунды вы будете ловить себя на мысли: «А правильно ли я сейчас написала слово, окончание или поставила запятую?»
В качестве совета: если вы плохо запоминаете слова и данные, начните учить стихи — они помогают увеличить запоминаемость мозга. И В результате, вы сможете запоминать множество полезной информации и оперировать ей.
Стоит прочесть также:
Уверена или уверенна — сколько «н»?
Анастасие или Анастасии — какое окончание употребить?
Похвалить
0
Пожаловаться
Автор не против получить вознаграждение за ответ, в
знак благодарности за свои старания
Правописание
В этом случае верно будет написать — «сдать», так как слова — «здать» в русском языке не существует.
В русском языке действует очень простое правило, которое легко запомнить, приставки «з» в русском языке не существует, есть приставка «с».
При этом необходимо обратить внимание на наличие слов исключений:
- здесь,
- здание,
- здоровье,
- зги.
А также в производных от этих слов: «здешняя», «здравствуйте».
В слове «сдать», «с» является приставкой, а из правила, описанного выше, следует, что приставки «з» нет. Отсюда следует, что правильно будет — сдать.
Также на проекте «Vovet» есть похожие вопросы:
- Приумножить или преумножить, как правильно написать?
- Как правильно написать взимается или взымается как правильно?
Похвалить
0
Пожаловаться
Автор не против получить вознаграждение за ответ, в
знак благодарности за свои старания
Автор не против получить вознаграждение за ответ, в
знак благодарности за свои старания
Дать ответ и заработать:
Как правильно пишется слово предлагаешь?
Чередующиеся гласные в корнях «о» или «а»:
Реальная проблема выбора «а» или «о» в корнях возникает только, когда они находятся в безударном положении. Под ударением как слышим, так и пишем: человек клАняется, ветка клОнится.
- в корнях лож-/лаг-, кос-/кас-, если далее идет суффикс «-а-«: излагать (НО: изложить), касаться (НО: коснуться),
Мягкий знак в конце
- в настоящем и будущем временах в окончании 2-го лица единственного числа глагола всегда в конце слова пишется буква «Ь». Если говорить проще, это глаголы, которые отвечают на вопросы: «Что делаешь?», «Что сделаешь?». Примеры: ты гонишь(ся), плачешь, смотришь, учишь(ся), следишь, пьешь.
Личные окончания глаголов на -ишь и -ешь
Теперь, определим правила, по которым будем правильно писать личные окончания глаголов 2-го лица под ударением и без ударения. Но для этого нам потребуется определять спряжения глаголов в самых сложных случаях.
Шаг 1. Определяем, куда падает ударение
Для начала стоит определить ударное или безударное окончание глагола. Используйте примеры ниже, чтобы точно обозначить ударный слог.
- Ударные окончания встречаются у слов: кричи’шь, молчи’шь, шуми’шь, сопи’шь, мычи’шь, стучи’шь, гори’шь, ворчи’шь.
- Безударные окончания у слов: ве’ртишь, сте’лешь, ви’дишь, хо’чешь, мо’жешь, сле’пишь.
Если в слове есть приставка вы-, при определении ударения ее убираем и проверяем ударный слог без нее. Например, в словах «вы’стучишь», «вы’растишь» (от слова «растить») ударение падает на приставку вы-, и это уводит нас от правильного варианта употребления слова. Следует убрать приставку и проверить ударение в слове без неё: «стучи’шь», «расти’шь». Иногда приставка вы- неотделима от слова, в этом случае окончание является безударным, например: вы’растешь (от слова «вырасти»).
После того, как мы правильно определили ударные и безударные окончания перейдем к следующему шагу.
Шаг 2. Вспоминаем спряжения глаголов
Напомним, в русском языке есть 2 спряжения глаголов: первое и второе. Если говорить обычным языком, то это правила, по которым меняются глаголы в зависимости от лиц, числа, времени и родов по аналогии с падежами у имен существительных.
Если слово относится к первому (I) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у, -ю, -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют). Приведем пример:
стелИТЬ -> я стелЮ -> ты стелЕШЬ -> он стелЕТ -> мы стелЕМ -> вы стелЕТЕ -> они стелЮТ.
Если слово относится ко второму (II) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят). Приведем пример:
носИТЬ -> я ношУ -> ты носИШЬ -> он носИТ -> мы носИМ -> вы носИТЕ -> они носЯТ
Также есть исключения, которые спрягаются не по стандартным правилам. Такие глаголы называют разноспрягаемыми (стоит запомнить):
хотЕТЬ -> я хочУ -> ты хочЕШЬ -> он хочЕТ -> мы хотИМ -> вы хотИТЕ -> они хотЯТ
бежАТЬ -> я бегУ -> ты бежИШЬ -> он бежИТ -> мы бежИМ -> вы бежИТЕ -> они бегУТ
чтИТЬ -> я чтУ -> ты чтИШЬ -> он чтИТ -> мы чтИМ -> вы чтИТЕ -> они чтУТ
есть -> я ем -> ты ешь -> он ест -> мы едим-> вы едите -> они едят
дать -> я даю -> ты дашь-> он даст -> мы дадим -> вы дадите -> они дадут
Осталось правильно определить спряжение. Идем дальше…
Шаг 3. Определяем спряжение глагола правильно
Если на Шаге 1 у нас вышло безударное окончание, тогда определим начальную форму глагола (инфинитив). Напомним, что это будет глагол, от которого образовано данное слово, отвечающий на вопросы: «Что делать?», «Что сделать?». Пример: пишешь — писать (что делать?). Попробуйте определить инфинитив самостоятельно, а для проверки смотрите ниже пункт «Морфологический разбор».
Определяем окончание глагола в начальной форме (инфинитиве). И в зависимости от окончания относим наш пример к первому или второму склонению и используем -ешь или -ишь, соответственно.
К первому спряжению относятся все глаголы кроме глаголов второго спряжения и разноспрягаемых.
К глаголам второго спряжения относятся:
- все, которые оканчиваются на -ить (исключения: брить, зиждиться и стелить).
- 4 слова-исключения на -ать: слышать, дышать, держать, гнать;
- 7 слов-исключений на —еть: смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, терпеть, зависеть, вертеть.
Для окончаний под ударением (кроме исключений, описанных выше) стоит использовать для проверки форму этого в 3 лице множественного числа (они что делают?).
- Если окончание соответствует второму спряжению, а именно: -ат или -ят, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ишь.
стучАТ — стучИШЬ, сопЯТ — сопИШЬ, кричАТ — кричИШЬ.
- Если окончание соответствует первому спряжению, а именно: -ут или -ют, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ешь.
разобьЮТ — разобьЁШЬ, льЮТ — льЕШЬ, жгут — жжЁШЬ.
Морфологический разбор слова предлагаешь
1. Часть речи — глагол
2. Морфологические признаки:
Начальная форма: предлагать (инфинитив);
Постоянные признаки: 1-е спряжение, переходный, несовершенный вид;
Непостоянные признаки: изъявительное наклонение, единственное число, настоящее время, 2-е лицо.
3. Синтаксическая роль: Может быть различным членом предложения, смотрите по контексту.
Примеры использования и цитаты
(Из Шиллера) Делись со мною тем, что знаешь, И благодарен буду я. Но ты мне душу предлагаешь: На кой мне черт душа твоя. МОЛИТВА Не обвиняй меня, всесильный, И не карай меня, молю, За то, что мрак земли могильный С ее…
«Волки и овцы» — Островский Александр
— За что же ты ее черту-то предлагаешь? Расскажи же, как вы увиделись, оба были смущены и долго молчали, а потом… — И тени ничего подобного не было. — Ну ты непременно, чай, пред ней балет протанцевал, дескать: «ничтожество…
«ПредлОгаю» или «предлАгаю» — как правильно пишется?
Появление корней с чередованием связано с историей развития языка, исчезновением из него отдельных букв, например, «ять» и «феты», изменение функций других единиц. Ранее Ъ и Ь представляли собой редуцированные (сверхкраткие) гласные, сейчас же это привычные всем твердый и мягкий знак. Подобные исторические изменения и вызывали чередования согласных и гласных.
Лингвисты поясняют, что использование в родственных словах гласных «а» и «о» связано с тем, что в праславянском языке они выполняли различные функции. «А» применялась для того, чтобы подчеркнуть несовершенный вид глагола, «о» — напротив, совершенный. Однако в современном языке правило срабатывает не всегда, поэтому функция является факультативной, а правописание чередующихся гласных является орфограммой.
Присутствует она в слове «предлагать». Как пишется данная лексическая единица, поможет разобраться следующее правило:
- В корнях с чередованием а/о следует писать «а», если сразу за корнем следует суффикс «а».
- Если же суффикса нет, то в корне верным будет употребление гласной «о».
Несложное правило поможет разобраться, как пишется слово «предлагаю», — через гласную «а» во втором слоге.
Морфемный разбор
Если разобрать слово по составу, то становится понятным — не все так просто. Дело в том, что в современном русском языке позиции лингвистов разошлись. Одни исследователи полагают, что корнем является «предлаг», далее идет аффикс «а», аффикс «ть». Другие же специалисты, с опорой на этимологию лексической единицы, уверены, что следует выделять приставку «пре», корень «лаг» и два суффикса — «а» и «ть».
Путаница произошла из-за исторических преобразований языка. В праславянском языке-источнике существовали слова, которые до наших дней не дошли, например, «лагати», «влагати». Когда они исчезли из употребления, приставка срослась с корнем, поэтому слово не является классическим примером использования корней с чередованием. Однако именно история развития языка подскажет, что при правописании следует опираться на те же нормы. Соответственно, пишется «предлагать» (поскольку за корнем следует ударный суффикс «а»), но «предложить» (суффикс после корневой части, отличный от «а»).
Подсказки для запоминания
Чтобы нормы правописания навсегда отложились в памяти, следует воспользоваться подсказками. Прежде всего, это аналогия: если за корнем следует суффикс «а» под ударением, то и в самом корне также должна стоять буква «а», то есть «если а, то а». Если же после корня нет данного суффикса, то и в основной части слова также не должно быть буквы «а».
Пример предложения: Мише пришлось прилагать все усилия, чтобы поступить в университет. Орфограмма находится в слове «прилагать», сразу за корнем следует суффикс «а», соответственно, в корне должна быть употреблена эта же гласная, а вариант «прилогать» является неверным.
Однако «приложить» — родственная лексема — предполагает употребление варианта «о», поскольку рассматриваемый аффикс отсутствует.
Для того чтобы было проще запомнить правило написания чередующихся гласных а/о, можно воспользоваться таким забавным стишком:
Очень умный корень Лаг:
Суффикс «а» — как будто флаг.
Букву «а» пиши внутри!
Корень «лож» узнать легко:
Поскольку у лексемы «предлагать» проверочных слов как таковых нет, следует использовать все доступные средства и способы для запоминания.
Проведение лексического анализа
Для определения грамотного правописания слова необходимо не только знать нормы, но и понимать его значение, особенности употребления. Вот почему в классе может быть дано задание провести лексический разбор данной единицы. Для этого потребуется работа с толковыми словарями Даля или Ожегова, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов.
Для проведения работы необходимо придерживаться такого алгоритма:
- Исходя из контекста и пользуясь толковым словарем, определить лексическое значение единицы языка.
- Определить, является оно однозначным или многозначным, во втором случае найти прямое (основное) значение, определить типы переноса.
- Подобрать синонимы.
- Перечислить антонимы, если таковые имеются.
- Выявить, является ли лексема исконно русской или же заимствованной.
- Установить, относится данное слово к общеупотребительными или же является представителем лексики, ограниченной в употреблении (жаргонизмы, профессионализмы, просторечия, диалектизмы).
- Выявить, устаревшее слово или нет.
- Определить, входит ли оно в состав фразеологических оборотов. Перечислить их при необходимости.
Пример разбора:
Предлагать (или предлагаться) — это глагол несовершенного вида. Может образовывать причастия (предлагавший, предлагаемый) и деепричастия (предлагая). Имеет несколько лексических значений. Основным является первое, остальные — переносными:
- Заявлять свое желание или готовность прийти кому-либо на помощь, оказать услугу.
- Заявлять о желании/готовности что-либо продать.
- Пригласить кого-либо принять участие в конкурентном действии или мероприятии.
- Высказывать собственное мнение.
Синонимы: отдавать предпочтение, рекомендовать, сулить, передавать, угощать, давать, представлять, советовать, предоставлять. Их очень много, поскольку к каждому значению можно подобрать свой.
Антонимы: принимать (для основного значения), покупать (для второго).
Слово является исконно русским, незаимствованным. Свою историю ведет из праславянского языка, потом перешло в церковнославянский, именно поэтому похожие конструкции можно встретить в других славянских языках: белорусском, украинском, польском, македонском и пр.
Является общеупотребительным, никакого ограничения по сфере использования нет.
Устаревшим не является, входит в активный словарный запас русского языка.
Входит в состав фразеологического оборота «предлагать руку и сердце», идиоматического выражения «предложный падеж».
Отработка навыка в упражнениях
Чтобы не допускать ошибок при написании сложного слова, необходимо выполнить различные упражнения и тестовые задачи, которые позволят навсегда запомнить верный вариант. Самое простое задание — исправить ошибки.
Пример выполнения:
- Вася сделал перевод текста с русского на английский, однако одно предлажение написал с ошибкой.
- Предлогая своим клиентам программы для обучения программированию, он и не планировал вводить их в заблуждение.
- Предприниматель был готов продолжить свою работу и предлогал все новые варианты обоев.
В первом предложении слово «предложение» содержит рассматриваемую орфограмму, корень «лож», после него нет суффикса «а», поэтому следует употреблять гласную «о», а не «а», как показано в примере. Второе предложение: за корнем следует аффикс «а», соответственно, эта же буква должна присутствовать в корне, и правильным выбором станет «предлагая». Наконец, третий пример: глагол прошедшего времени, после корня употреблен аффикс «а», поэтому и в корне также должна писаться гласная «а».
Выполнение тестовых заданий
Поскольку основной формой контроля в современной школе является выполнение тестов, то закрепление знаний по правилам написания следует в том числе и при выполнении таких заданий. К примеру, из предложенных вариантов нужно выбрать тот, в котором все слова написаны без ошибок:
А: предположить, предлогаю, предложение.
Б: спецпредложение, излогая, предложете.
В: предлагаешь, излагать, предположение.
Чтобы решить языковую задачу, следует проверить правильность написания каждого варианта. Под буквой А: первое слово употреблено верно — корень «лож», суффикса «а» нет. Второе слово уже содержит ошибку, поскольку правильным вариантом является «предлагаю» (после корневой морфемы следует ударный аффикс). Третье слово имеет правильный вариант правописания. Однако сам пункт теста А содержит ошибку. Соответственно, следует переходить к букве Б.
Спецпредложение — все верно, в корне «лож» без суффикса после него пишется гласная «о». Второе слово с ошибкой: в корне «лаг» необходимо писать «а», поскольку за ним располагается ударный суффикс. И «предложете» написано неверно, поскольку форма будущего времени глагола должна иметь окончание «ите» (предложите).
Буква В: все три слова написаны в соответствии с нормами русского языка, значит, именно этот пункт и будет ответом на задание теста.
Текст для диктанта
Теперь следует закрепить, как правильно пишутся «предлагаю» и «предложить». Чтобы более детально проработать навык грамотного письма, следует написать диктант с большим количеством слов с орфограммой. Пример текста может быть таким:
Иван решил подать объявление в газету, предлагая свои услуги плотника за вполне доступную цену. С ранних лет он умел все делать сам, не возлагать надежд на кого-либо, не пытаться сложить с себя полномочия. Сейчас Иван понимал, что избежать финансовых проблем он сможет только в том случае, если в обмен на его работу клиент ему заплатит. Пусть недорого, но вовремя.
Предложенные услуги плотника в первое время никого не интересовали, жизнь начинающего мастера начала достигать дна, он был в отчаянии. Излагая потенциальным заказчикам свои преимущества, он надеялся получить хотя быть небольшой заказ. Наконец, судьба решила предоставить ему шанс — богатый купец Михаил Трофимович был готов платить юноше за выполнение изразцов. Это предложение заинтересовало Ивана, он был готов прилагать максимум усилий, чтобы выполнить работу как можно лучше.
Таковы основные моменты, касающиеся правописания слова «предлагаю» и сходных с ним. Знание правила поможет оставаться грамотным, не допускать досадных ошибок и всегда получать хорошие оценки.
Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ
Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ в словах школьники начинают изучать уже в 1-м классе. Одно из самых известных правил русского языка звучит кратко:
ЖИ-ШИ пиши с буквой И.
На первый взгляд, это правило является лёгким в применении. Достаточно его выучить, и вы никогда не напишете: шЫшка, жЫзнь, мышЫ.
Однако не всё так просто.
Например, рассмотрим слова: ш..рстяной, ж..мчуж..на, ж..лаю, инж..нер, ж..лезный. После шипящих Ж-Ш слышится звук [ы]. Скорее всего, букву Ы в этих словах мало кто напишет. Но некоторые ученики неверно решат, что здесь есть орфограмма ЖИ-ШИ и выберут букву И: шИрстяной, жИмчужина, жИлаю, инжИнер, жИлезный.
Чтобы исключить подобные ошибки, традиционное правило написания сочетаний ЖИ-ШИ дополняется существенным условием. Что же это за условие? В каком случае можно спокойно применить правило написания ЖИ-ШИ, а в каком стоит подумать и выполнить проверку?
Речь пойдёт об ударении. Рассмотрим два случая.
1) Гласный звук после Ж-Ш находится в ударной позиции
В этом случае без предварительной проверки применяем правило «ЖИ-ШИ пиши с буквой И»: машИна, шИна, жИлка, пушИнка, ошИбка, пассажИр, шИть, решИть.
Данное правило можно уточнить: «ЖИ-ШИ пиши с буквой И под ударением«.
2) Гласный звук после шипящего находится в безударном положении
Здесь возможны варианты написания гласной буквы (например, могут «спорить» буквы И и Е: жИлаю или жЕлаю), поэтому необходима проверка.
а) Если безударный гласный находится в корне слова, нужно найти проверочное слово с ударным гласным, а если это невозможно, т.е. проверяемое слово является словарным, то его написание следует запомнить.
Так, в слове Ш..РСТЯНОЙ гласный звук после Ш является безударным, поэтому нужно проверить, какую букву писать — И или Е. Для этого находим проверочное слово с ударным гласным: ШЕРСТЬ. В слове ЖЕМЧУЖИНА проверочным словом для проверки безударного гласного в корне является ЖЕМЧУГ. В словах ЖЕЛАЮ, ИНЖЕНЕР, ЖЕЛЕЗНЫЙ к безударному гласному в корне нельзя подобрать проверочное слово, значит, смотрим правильное написание в словаре.
б) Если безударная гласная после Ж-Ш находится в окончании или суффиксе, то проверку делают с помощью ударения или путём грамматического анализа.
Пример: свежИЕ, хорошИЕ огурцы (какие?) — окончание прилагательных ИЕ,
но: свежЕЕ молоко, хорошЕЕ настроение (какое?) — окончание прилагательных ЕЕ.
Примечание. При отработке орфограммы ЖИ-ШИ первоклассникам предлагают простые слова, в которых сложно ошибиться. Уже во 2-м классе (после изучения темы о проверяемых безударных гласных в корне) учитель может обратить внимание учеников на то, что традиционное правило о написании ЖИ-ШИ можно применить не во всех случаях, и дополнить правило условием про ударение и проверку слов.
А есть ли исключения из правила на ЖИ-ШИ? Можно ли найти слова, в которых всё-таки пишется буква Ы после Ж или Ш?
На эту тему придумали такую примечательную фразу: «»ЖИ-ШИ пиши с буквой И» — твердила учительница Жылыспанова Шынар из Жылабайского района города Шымкент». Как видно из этого примера, написание буквы Ы после Ж или Ш всё-таки возможно. Но данное исключение относится только к именам собственным — именам, фамилиям и географическим названиям. Чаще всего это иноязычные слова, хотя можно встретить варианты с буквой Ы и у некоторых русских фамилий: Жылкин, Шылов, Шыроков, Шышкин, Мужыла. А в Москве есть врач, в фамилии которого встречаются оба буквосочетания ШЫ и ЖЫ: Шыжыыр.
«Пожалуйста» — как правильно пишется слово?
Слово «пожалуйста» лишний раз доказывает, что сделать ошибки можно там, где, казалось бы, их быть не должно. Какие только варианты не выдавали малограмотные люди: тут тебе и «пожайлуста», «пожайлуйста», и другие вариации — мыслимые и немыслимые. Сегодня мы предлагаем вспомнить правила русского языка и разобрать все моменты, способные вызывать сомнения при написании этого слова.
Главная трудность при написании «пожалуйста» связана с буквой «й», которая при произношении слова как бы и не слышна. Вот и пишут грамотеи «пожалуста», руководствуясь вечным принципом «как слышится, так и пишется». Другие же помнят, что на письме-то где-то должна фигурировать злополучная буква «й», а потому вставляют ее куда ни попадя: то после первой «а», в результате получая «пожайлуста», а то и вовсе дважды — «пожайлуйста» (чтоб наверняка).
Не менее часто пишущие невольно ассоциируют это слово с наречием и ставят на конце «о» по аналогии с «долго», «безвозмездно», «медленно» и другими словами. Так на свет появился еще один гибрид, которому не место в словаре, — «пожалуйсто» с буквой «о» вместо «а». А иногда букву «о», наоборот, вычеркивают из слова, в итоге получая «пажалуста». Не правда ли, количество ошибок впечатляет? И это в таком-то обиходном слове!
Так как же пишется эта злополучная неизменяемая лексема? Чтобы ответить на этот вопрос и найти проверочные слова, нам предстоит перенестись в прошлое и вспомнить, откуда взялось «пожалуйста». Это слово появилось в русском языке не сразу — сперва вместо него использовались два независимых компонента, затем же частица «пожалуй» и устаревшая форма обращения «ста» («старший», «старый») слились воедино, породив новое слово, смысл которого — «сделай милость», «окажи любезность». Кстати, неизменяемую частицу «ста», использовавшуюся в качестве уважительного обращения и употреблявшуюся в прямой речи, придавая ей оттенок учтивости и вежливости, мы можем найти у русских классиков:
— Никита-ста! Великий государь жалует тебя блюдом со своего стола. (А. К. Толстой, «Князь Серебряный») — Все ли здесь? — спросил незнакомец. — Все ли-ста здесь? — повторил староста. — Все-ста, — отвечали граждане. (А. С. Пушкин, «История села Горюхина»).
Но вернемся к вопросу о написании «пожалуйста». Какие выводы мы можем сделать, исходя из происхождения этого слова? Во-первых, раз в слове «пожалуй» есть согласная буква «й», то она пишется и в слове «пожалуйста». Во-вторых, раз частица «ста» неизменяемая, то ни о каком другом окончании, кроме как «-а», не может идти и речи. В-третьих, проверочное слово «пожалуй» появилось в словарях после слияния приставки «по-» и слова «жаловать», поэтому первая гласная в «пожалуйста» — «о».
Правильное написание: «пожалуйста».
А что там с запятыми?
Ну и напоследок давайте разберемся, следует ли выделять слово «пожалуйста» знаками препинания. Правила русского языка говорят нам о том, что могут быть два варианта в зависимости от того, в какой роли выступает данная лексема в рассматриваемом предложении:
если «пожалуйста» выступает в предложении как вводное слово, оно обязательно выделяется запятыми: Скажите, пожалуйста, когда открывается касса? Пожалуйста, закройте дверь, в комнате сквозняк. Я забыл взять с собой твою книгу, извини меня, пожалуйста. если данная лексема фигурирует в предложении в качестве частицы, обособление обычно не требуется: – Спасибо за помощь, друг! – Пожалуйста. – Теперь ты моешь посуду. – Здрасьте пожалуйста! Я же мыл ее всю прошлую неделю! Ах, скажите пожалуйста, какие мы нежные и ранимые!
У слова «компетенция», как считается, два исторических корня. Латинское competere означает «соответствовать, подходить», то есть
компетентный человек – это тот, кто соответствует. Чему? Требованиям к
выполняемой работе. В этом контексте компетенцию можно понимать как некое
требование извне. Компетентный юрист – соответствующий требованиям юридической
практики. Французский «корень» компетентности исторически относят к двум
словам: competence и competition. Первое означает «осведомленность», то есть
пассивное знание. Второе слово точно переводится как «конкуренция», поэтому
компетенция – это конкуренция. Выигрывает тот, кто более компетентен.
Еще два года назад мы жили в понятном, стабильном и предсказуемом мире,
понимал какие требования есть и что нужно делать, чтобы быть успешным,
конкурентным и востребованным. Два года назад международная компания Deloitte проводила интересное исследование среди
российской молодежи. Оно показало[1],
что 83% молодых россиян уверены, что обладают всеми или, по крайней мере,
частью необходимых знаний и навыков, необходимых для работы и карьеры в
нынешнюю цифровую эпоху. Однако мир стремительно меняется, меняются и акценты
модели компетенций «будущего», как их привыкли уже называть. Прошлый год еще
сильнее изменил картину мира в части новых и важных компетенций, которые
необходимы для успешности и развития.
Так, в 2016 году Всемирный экономический форум в Давосе провозгласил
список компетенций, которые будут востребованы у крупных работодателей в 2020
году, то есть был сделан четырехлетний прогноз. Эти десять компетенций теперь
называют «давосскими». Тогда список компетенций был разделен на способности,
которые имели условно врожденный характер, базовые навыки и
кросс-функциональные навыки. Из 10 выбранных «компетенций будущего» только две
относились к способностям: когнитивная гибкость и креативность. В список был
включен один базовый навык – критическое мышление. Остальные семь компетенций
относились к кросс-функциональным.
Тогда же исследователи отметили, что все больше будет возрастать роль soft skills – «мягких»
навыков, которые пригодятся в любой отрасли и профессии.
На первый план вышла компетенция «Решение комплексных (или сложных)
задач». Нынешний мир многие определяют термином VUCA-мир. Это значит нестабильный, неопределенный, сложный и неоднозначный. Есть
еще одно определение — BANI-мир — хрупкий,
тревожный, нелинейный, непостижимый, когда из-за распространения коронавирусной
инфекции меняются привычные алгоритмы поведения и принятия решения.
Типовых решений и алгоритмов в таком мире не бывает. Умение разбираться
в этих проблемах в условиях неопределенности и эффективно решать их стало
глобальным вызовом для большинства людей.
Все больше на первый план стала выходить гибкость, как умение быстро
приспосабливаться к изменениям среды и действовать в ней проактивно.
С другой стороны, все возрастал объем информации и данных, с которыми мы
работаем.
Умение работать с этими данными, в том числе в цифровом виде, тоже стало
ключевым трендом и кросс-функциональной компетенцией. И вот уже в апреле 2020
года Forbes ставит адаптивность и
гибкость и умение работать с новыми технологиями в самый верх своего рейтинга
компетенций.
А осенью 2020 года эксперты Давосского экономического форума сделали
очередной 5-летний прогноз. 40% профессиональных знаний и навыков в мире
устареет, и каждому второму человеку в мире придется переучиваться. За счет
цифровизации и автоматизации сократится 85 миллионов рабочих мест в 26 странах,
а в части отраслей вообще исчезнут некоторые профессии, но возникнет 97 млн
новых рабочих мест, в первую очередь, в цифровой индустрии.
После наступления пандемии, считают эксперты Всемирного экономического
форума в Давосе, мы уже никогда не станем работать по-прежнему. Приходит новый
рынок труда с очень высокой мобильностью, удаленкой, развитыми IT-сервисами, которые обеспечивают возможности
работать из любых мест, и умение учиться – работе в этих сферах, и учиться в
принципе, на протяжении всей жизни. И не просто учиться, а постоянно
саморазвиваться.
Мы в Мастерской управления «Сенеж» много работаем с
лидерами, как молодежными, так и более зрелыми, и в этом году мы суммировали
наши знания о модели «компетенций будущего», но назвали ее не модель
компетенций, а «модель интеллектов LIVE».
Нам очень хотелось в нашей модели уйти от всех этих трех смыслов слова
КОМПЕТЕНЦИЯ. Компетентность – это не пассивное знание, не требование извне, не
конкуренция. Мы знаем, что почти никогда одна развитая компетенция не
обеспечивает успех человеку и тем более лидеру. И мы собрали компетенции в
группы, которые назвали интеллектами – IQ (интеллект, мышление), и EQ (эмоциональный интеллект), VQ (управление здоровьем и ресурсным состоянием) и LQ (способность испытывать симпатию).
Внутри этих интеллектов сгруппированы те самые
«компетенции будущего», компетенции лидеров, меняющих мир, и мы, в отличие от
Давосских экспертов, не прогнозируем их на пять лет вперед. Мы видим, что нужны
они прямо сейчас, сегодня.
Индийский мыслитель Махатма Ганди говорил: «Хочешь
перемен в будущем – начни изменяться
сейчас». А шотландский философ Томас Карлейль добавлял «Жизнь – крошечное время
между двумя вечностями».
И в этот миг, который называется жизнь, нужно
успеть сделать что-то яркое и важное, что не только отвечает этому моменту, но
и закладывает вечность под названием «будущее». Ведь лидеры всегда смотрят
вперед. Это их миссия и призвание.
[1] https://www2.deloitte.com/ru/ru/pages/about-deloitte/press-releases/2019/deloitte-research-reveals-a-generation-disrupted.html
Как правильно пишется слово? ⇐ Грамматика
Модератор: Селена
-
Автор темы
Maria
- Всего сообщений: 1
- Зарегистрирован: 26.04.2010
- Образование: студент
- Откуда: Moscow
Как правильно пишется слово?
Сообщение
Maria »
Здравствуйте!
Есть слово «видеоуроки».
Подскажите, пожалуйста, как правильно его писать. Соответственно, имеются три варианта:
1) Видеоуроки.
2) Видео уроки.
3) Видео-уроки.
Заранее спасибо за помощь!
-
vadim_i_z
- Гениалиссимус
- Всего сообщений: 7813
- Зарегистрирован: 27.09.2006
- Образование: высшее естественно-научное
- Откуда: Минск, Беларусь
- Возраст: 65
Re: Как правильно пишется слово?
Сообщение
vadim_i_z »
Словарь Лопатина: видео… — первая часть сложных слов, пишется слитно.
-
irida
- ВПЗР
- Всего сообщений: 2654
- Зарегистрирован: 28.10.2008
- Образование: высшее гуманитарное
- Профессия: преподаватель новогреческого языка
- Откуда: Греция
- Возраст: 57
Re: Как правильно пишется слово?
Сообщение
irida »
Фитнес клуб? Раздельно или через дефис?
-
irida
- ВПЗР
- Всего сообщений: 2654
- Зарегистрирован: 28.10.2008
- Образование: высшее гуманитарное
- Профессия: преподаватель новогреческого языка
- Откуда: Греция
- Возраст: 57
Re: Как правильно пишется слово?
Сообщение
irida »
А все неологизмы только у Лопатина?
-
Марго
- Гениалиссимус
- Всего сообщений: 13772
- Зарегистрирован: 11.11.2009
- Образование: высшее гуманитарное
- Откуда: Моcква
Re: Как правильно пишется слово?
Сообщение
Марго »
Да нет, не только. Все известные мне словари (и справочники) в написании и видеоуроков, и фитнес-клуба единодушны.
-
stream
- Всего сообщений: 1
- Зарегистрирован: 03.08.2010
- Образование: высшее техническое
- Профессия: пп
- Откуда: 3233апппппппппппп
- Возраст: 33
Re: Как правильно пишется слово?
Сообщение
stream »
Как правильно написать?
«Учитывая его предыдущие заслуги, так это, вообще, — подвиг.»
Так же можно дать ссылку на правило, раздел с правилами.
Другой вопрос:
«Открыл окно, и опять — сквозняк»
Что ставить перед словом сквозняк?
-
Максим М.
- дьяк
- Всего сообщений: 31
- Зарегистрирован: 01.02.2010
- Образование: высшее гуманитарное
- Профессия: копирайтер
- Откуда: Москва
Re: Как правильно пишется слово?
Сообщение
Максим М. »
А что словарь Лопатина (или другие словари) говорит по поводу слов:
Сергиево-посадский (сергиевопосадский)
Павлово-посадский (павловопосадский)?
-
Саид
- по чётным — академик
- Всего сообщений: 1343
- Зарегистрирован: 21.12.2009
- Образование: высшее техническое
- Профессия: ИТ
- Откуда: Минск
-
Максим М.
- дьяк
- Всего сообщений: 31
- Зарегистрирован: 01.02.2010
- Образование: высшее гуманитарное
- Профессия: копирайтер
- Откуда: Москва
-
ИИИ
- заслуженный писатель форума
- Всего сообщений: 462
- Зарегистрирован: 05.01.2010
- Образование: высшее техническое
- Возраст: 52
Re: Как правильно пишется слово?
Сообщение
ИИИ »
я правильно поняла: сергиевопосадский школьник, но Сергиево-Посадский район?
Добавлено спустя 2 минуты 22 секунды:
у меня с этим проблемы.
подмосковные жители и Подмосковье?
Добавлено спустя 1 минуту 6 секунд:
а что по поводу склонения города Санкт-Петербург?
-
Ukrop
- Всего сообщений: 2
- Зарегистрирован: 12.10.2010
- Образование: студент
- Откуда: Новосибирск
- Возраст: 29
- Контактная информация:
Re: Как правильно пишется слово?
Сообщение
Ukrop »
Ольга Ермолова, получается, что Сергиево-Посадский район и Подмосковье — это имена собственные, а «подмосковные» и «сергиевопосадский» указывают на принадлежность к этому место.
В Санкт-Петербурге склоняется только второе слово)
-
Завада
- ВПЗР
- Всего сообщений: 4858
- Зарегистрирован: 24.06.2011
- Образование: высшее техническое
- Откуда: Мать городов русских
- Возраст: 49
Re: Как правильно пишется слово?
Сообщение
Завада »
Не помещается — раздельно. Существование слов неперевод и невлезание несколько сомнительно. Некорректно или не корректно — зависит от контекста.
Правописание не и ни — http://n-t.ru/ac/56/od07.htm
Не беру участь я у війні,
Бере участь війна у мені.
Ох, плутоний! Си дубль-бемоль; При повторах поймёте, в чём соль.
Для отправки ответа, комментария или отзыва вам необходимо авторизоваться
-
- 2 Ответы
- 657 Просмотры
- Последнее сообщение Марго
-
- 6 Ответы
- 1745 Просмотры
- Последнее сообщение vadim_i_z
-
- 6 Ответы
- 4259 Просмотры
- Последнее сообщение Марго
-
- 1 Ответы
- 425 Просмотры
- Последнее сообщение Селена
-
- 18 Ответы
- 2537 Просмотры
- Последнее сообщение tilion
Как правильно пишется слово «полоскать»
/>Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: свидеться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ассоциации к слову «полоскать»
Синонимы к слову «полоскать»
Предложения со словом «полоскать»
- Женщина действительно полоскала бельё, а кто-то из археологов или путешествующих белых туристов обратился к ней с вопросом.
Цитаты из русской классики со словом «полоскать»
- Он много работал, чистил сапоги и платье вотчима, колол и носил дрова, воду, таскал из кухни вёдра помой, полоскал в реке пелёнки своего брата.
Сочетаемость слова «полоскать»
Значение слова «полоскать»
ПОЛОСКА́ТЬ , —лощу́, —ло́щешь; прич. страд. прош. поло́сканный, —кан, -а, -о; несов., перех. 1. (несов. выполоскать и прополоскать). Промывать, обмывать, погружая в воду, водя из стороны в сторону в воде. Полоскать посуду. (Малый академический словарь, МАС)
Отправить комментарий
Дополнительно
Значение слова «полоскать»
ПОЛОСКА́ТЬ , —лощу́, —ло́щешь; прич. страд. прош. поло́сканный, —кан, -а, -о; несов., перех. 1. (несов. выполоскать и прополоскать). Промывать, обмывать, погружая в воду, водя из стороны в сторону в воде. Полоскать посуду.
Предложения со словом «полоскать»
Женщина действительно полоскала бельё, а кто-то из археологов или путешествующих белых туристов обратился к ней с вопросом.
Он опрокинул сахарницу и разбил чашку. Потом подбежал к крану и стал полоскать рот холодной водой. От этого перец защипал ещё сильней.
Настоем полоскать горло 3 раза в день в течение 5 дней. Одновременно настой принимать по 1 столовой ложке 3 раза в день за 1 час до еды.
ПОЛОСКАТЬ
ПОЛОСКАТЬ — что, полоснуть, поласкивать, обмывать, купать обильно в жидкости, водя в ней взад и вперед, или обмывать, орошать что, покачивая в нем жидкость. Прачка на речке белье полощет. Кучер повез белье полоскать. Не полощите моей чашки, ведь тот же чай… … Толковый словарь Даля
полоскать — ПОЛОСКАТЬ, аю, аешь (реже лощу, лощешь); несов., кого. 1. (или полоскать мозги, полоскать башку, полоскать душу кому чем). Надоедать, назойливо внушать что л. кому л., приставать, нудить. 2. Обманывать … Словарь русского арго
ПОЛОСКАТЬ — ПОЛОСКАТЬ, полощу, полощешь, и (прост.) полоскаю, полоскаешь, несовер., что. 1. Промывать дочиста, погружая в воду. Полоскать белье. 2. Дезинфицировать, промывая (рот, горло). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
полоскать — См … Словарь синонимов
ПОЛОСКАТЬ — (То flap, to flop). Паруса полощут стали в плоскости ветра, который колеблет их туда и сюда. Парус полощется не вздувается. Волна всполоснула на палубу всплеснула. Волна дополаскивает до такого то места. Паруса заполаскивают. Его полощет его рвет … Морской словарь
полоскать — полоскать, полощу, полощет и допустимо полоскаю, полоскает; повел. полощи и полоскай; прич. полощущий и допустимо полоскающий; дееприч. полоща и полоская … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
полоскать — полоскаю, укр. полоскати, блр. полоскаць, др. русск. полоскати, цслав. пласкати ἀποπλύνειν, словен. plȃskati хлопать, бить, шуметь, кричать , чеш. plaskati хлопать, болтать , слвц. рl᾽аs(k)nut᾽ хлопнуть , польск. pɫoskuny ненастье . Вероятно,… … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
полоскать — лощу/, ло/щешь; поло/сканный; кан, а, о; нсв. см. тж. полоскаться 1) что Промывать после стирки, мытья, погружая в чистую воду, водя из стороны в сторону в воде. Полоска/ть бельё. Полоска/ть посуду. 2) что (чем) Промыва … Словарь многих выражений
полоскать — и ВЫПОЛАСКИВАТЬ1, несов. (сов. прополоскать и выполоскать), что. Очищать (очистить) изделие из ткани (одежду, белье и т.п.) от мыла, порошка после стирки, погружая его в воду и водя в ней из стороны в сторону, или с помощью стиральной машины… … Большой толковый словарь русских глаголов
полоскать — глаг. Пост. пр.: I спр.; несов. в.; перех.; невозвр. ЛЗ Промывать после стирки, мытья, погружая в чистую воду. Словообразовательный анализ, Морфемный анализ: Для увеличения кликните на картинку Непост. пр.: н. ф.; неизм. Основа словоформы:… … Морфемно-словообразовательный словарь
Как правильно пишется слово полоскаешь?
Теперь, определим правила, по которым будем правильно писать личные окончания глаголов 2-го лица под ударением и без ударения. Но для этого нам потребуется определять спряжения глаголов в самых сложных случаях.
Шаг 1. Определяем, куда падает ударение
Для начала стоит определить ударное или безударное окончание глагола. Используйте примеры ниже, чтобы точно обозначить ударный слог.
- Ударные окончания встречаются у слов: кричи’шь, молчи’шь, шуми’шь, сопи’шь, мычи’шь, стучи’шь, гори’шь, ворчи’шь.
- Безударные окончания у слов: ве’ртишь, сте’лешь, ви’дишь, хо’чешь, мо’жешь, сле’пишь.
Если в слове есть приставка вы-, при определении ударения ее убираем и проверяем ударный слог без нее. Например, в словах «вы’стучишь», «вы’растишь» (от слова «растить») ударение падает на приставку вы-, и это уводит нас от правильного варианта употребления слова. Следует убрать приставку и проверить ударение в слове без неё: «стучи’шь», «расти’шь». Иногда приставка вы- неотделима от слова, в этом случае окончание является безударным, например: вы’растешь (от слова «вырасти»).
После того, как мы правильно определили ударные и безударные окончания перейдем к следующему шагу.
Шаг 2. Вспоминаем спряжения глаголов
Напомним, в русском языке есть 2 спряжения глаголов: первое и второе. Если говорить обычным языком, то это правила, по которым меняются глаголы в зависимости от лиц, числа, времени и родов по аналогии с падежами у имен существительных.
Если слово относится к первому (I) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у, -ю, -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют). Приведем пример:
стелИТЬ -> я стелЮ -> ты стелЕШЬ -> он стелЕТ -> мы стелЕМ -> вы стелЕТЕ -> они стелЮТ.
Если слово относится ко второму (II) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят). Приведем пример:
носИТЬ -> я ношУ -> ты носИШЬ -> он носИТ -> мы носИМ -> вы носИТЕ -> они носЯТ
Также есть исключения, которые спрягаются не по стандартным правилам. Такие глаголы называют разноспрягаемыми (стоит запомнить):
хотЕТЬ -> я хочУ -> ты хочЕШЬ -> он хочЕТ -> мы хотИМ -> вы хотИТЕ -> они хотЯТ
бежАТЬ -> я бегУ -> ты бежИШЬ -> он бежИТ -> мы бежИМ -> вы бежИТЕ -> они бегУТ
чтИТЬ -> я чтУ -> ты чтИШЬ -> он чтИТ -> мы чтИМ -> вы чтИТЕ -> они чтУТ
есть -> я ем -> ты ешь -> он ест -> мы едим-> вы едите -> они едят
дать -> я даю -> ты дашь-> он даст -> мы дадим -> вы дадите -> они дадут
Осталось правильно определить спряжение. Идем дальше…
Шаг 3. Определяем спряжение глагола правильно
Если на Шаге 1 у нас вышло безударное окончание, тогда определим начальную форму глагола (инфинитив). Напомним, что это будет глагол, от которого образовано данное слово, отвечающий на вопросы: «Что делать?», «Что сделать?». Пример: пишешь — писать (что делать?). Попробуйте определить инфинитив самостоятельно, а для проверки смотрите ниже пункт «Морфологический разбор».
Определяем окончание глагола в начальной форме (инфинитиве). И в зависимости от окончания относим наш пример к первому или второму склонению и используем -ешь или -ишь, соответственно.
К первому спряжению относятся все глаголы кроме глаголов второго спряжения и разноспрягаемых.
К глаголам второго спряжения относятся:
- все, которые оканчиваются на -ить (исключения: брить, зиждиться и стелить).
- 4 слова-исключения на -ать: слышать, дышать, держать, гнать;
- 7 слов-исключений на —еть: смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, терпеть, зависеть, вертеть.
Для окончаний под ударением (кроме исключений, описанных выше) стоит использовать для проверки форму этого глагола в 3 лице множественного числа (они что делают?).
- Если окончание соответствует второму спряжению, а именно: -ат или -ят, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ишь.
стучАТ — стучИШЬ, сопЯТ — сопИШЬ, кричАТ — кричИШЬ.
- Если окончание соответствует первому спряжению, а именно: -ут или -ют, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ешь.
разобьЮТ — разобьЁШЬ, льЮТ — льЕШЬ, жгут — жжЁШЬ.
Морфологический разбор слова полоскаешь
1. Часть речи — глагол
2. Морфологические признаки:
Начальная форма: Полоскать (инфинитив);
Постоянные признаки: 1-е спряжение, переходный, несовершенный вид;
Непостоянные признаки: изъявительное наклонение, единственное число, настоящее время, 2-е лицо.
3. Синтаксическая роль: обычно выступает в роли сказуемого, смотрите по контексту.
Какое проверочное слово к слову ПОЛОСКАТЬ?
В глаголе ПОЛОСКАТЬ у двух гласных звуков слабая позиция, потому что они безударными являются. И оба эти звука – в корне слова.
Гласный слога первого проверить нельзя, то есть у глагола ПОЛОСКАТЬ нет таких родственных лексем, первый слог в которых стоял бы в позиции ударной, следовательно, написание буквы О в этом слоге просто запоминаем.
Гласный слога второго – проверяемый, причём проверить можно обоими известными нам способами: 1) изменением формы глагола – поло́щет, поло́щут; 2) подбором однокоренных слов – поло́сканный, поло́щется, поло́щущий, поло́щущийся. Заметим, что в корне происходит чередование СК с Щ.
Но есть ещё правило о полногласии – помните: полногласные сочетания ОРО, ЕРЕ, ОЛО, характерные для собственно русских слов, и соответствующие им неполногласные РА, РЕ, ЛА, ЛЕ – признак старославянизмов?
Ворота – врата, вратарь, привратник;
берег – брег, прибрежный;
молодой – младой, младший, младенец;
молоко – млечный, млекопитающие
Так вот исторически собственно русский глагол ПОЛОСКАТЬ одного корня с общеславянскими словами ПЛЕСКАТЬ, ПЛЕСК, то есть и здесь налицо чередование ОЛО с ЛЕ.
Так что написание в корне глагола ПОЛОСКАТЬ двух букв О можно объяснить и наличием в нём полногласного сочетания ОЛО.
Скорее всего поверочное слово будет «полощет».
Проверочное слово к слову «полоскАть» будет слово «полОсканный».
Проверочным словом к слову «полоскать» будем именно слово «полОщет»,где ударение явно идет на второй слог с правописанием именно буквы «о». После этого трудности в правописанием данного слова должны пропасть.
В первом слоге — ПО-, где можно допустить ошибку и написать -ПА- проверочного слова нет. Здесь действует правило -оло- -оро.
Во втором слоге тоже можно допустить ошибку, но есть проверочное слово — ПОЛОЩЕТ.
Слово » полоскать «, является глаголом несовершенного вида, потому что отвечает на вопрос » что делать? «, находится в будущем времени и единственном числе.
Подберем однокоренное проверочное слово, находящееся под ударением для проверки второго слога. Например, можно проверить словом «полОщет». А для первого слога проверочного слова нет. Для его проверки подойдет правило, которое существует в русском языке — это «оло, оро, ере». Будьте грамотны при письме.
В слове Полоскать наблюдается наличие двух безударных букв О в корне слова и проверить однокоренным словом можно только вторую из них. Под ударением вторая О оказывается в слове полОщут. Впрочем, здесь возможно применение правила полногласия или правописания сочетания оло-оро. Слова, в корне которых наблюдается такое сочетание как правило образованы от старославянских слов, например голова — глава и их правописание запоминают используя упомянутое правило. Происхождение слова Полоскать также древнее и для него есть старорусский аналог слово Пласкати, то есть аналогия с другими словами, в которых употребляется это полногласие полная.
Можно проверить словом «полощет». Еще есть правила в русском языке о написании двух букв о в сочетаниях оро и оло, либо двух букв е в сочетаниях ере и еле. Эти правила вызваны особенностями русского языка и вполне подойдут под ответ на этот вопрос.
В первом слоге, где не ясно писать По или Па мы используем правило -ОРО-, -ОЛО-. Что касается второго слога, то здесь есть проверочное слово, и оно звучит и пишется вот как ПолОщет. Как видим, буква О четко слышится в слове.
В слове «полоскать» сомнения вызывают две гласные буквы. В правильном написании — это гласная «о» в первом и во втором слоге.
В первом случае нужно запомнить написание гласной «о» после первой согласной «п». А вот вторую гласную можно проверить. Для этого нужно изменить слово так, чтобы сомнительная гласная стала ударной. В этом случае нам поможет однокоренное слово «полощет», где четко слышно вторую гласную букву.
В слове «полоскать» чтобы проверить вторую букву «о» нужно подобрать однокоренное слово с ударением на этот слог.Таким словом является слово «полОщет».
А вот первую букву «о» можно проверить по правилу употребления в русском языке сочетаний -оро-,-оло-,-ере-.
«Полоскать» пишется через две буквы «о».
Проверочное слово к слову ПОЛОСКАТЬ будет ПОЛОЩЕТ. Так мы проверим вторую гласную О. Первую гласную О следует запомнить.
Также есть слово ПОЛАСКАТЬ, но это уже образовано от слова ЛАСКА и будет писаться через гласную «а».
При произношении слова мажорный ударным является второй гласный корня, из-за чего можно совершить ошибку в написании первого слога, сомневаясь в выборе буквы а или о. Чтобы правильно его написать, вначале определим, что это прилагательное образовано от заимствованного русским языком слова «мажор», прошедшего длинный путь из латинского (major) в итальянский, а затем во французский и далее в русский язык. Всюду это слово пишется именно с первым гласным а, которое воспринял русский язык. Этот безударный гласный является непроверяемым, поскольку во всех однокоренных словах на него не падает ударение:
мажор, мажорный, мажорность.
После шипящего пишется буква о, так как не происходит мены букв ё/е, как, например, в словах:
Так что проверить слово «мажорный» вряд ли получится. Это словарное слово.
Безграмотен — человек без грамотен, то есть совершенно не умеет читать, может употребляться и в переносном смысле — невежественный человек.Образовалось от существительного с предлогом в родительном падеже — без грамоты. Корень -грамот-в отличие от иностранного корня -грамм- пишется с одним -м-.Ударение в слове падает на второй корневой слог, на гласную -а-.Когда-то вторая часть корня -от- была суффиксом и поэтому пишется только через -о-, как в словах прямота, чистота, немота, лепота.Приставка -без- пишется только через -е- и через звонкую согласную -з-, ибо стоит перед звонким корневым согласным -г-.Большке, думаю, здесь проверять нечего.
Ошибиться в написании слова «миска» трудно, ведь оно пишется также, как и произносится. Ну а если вдруг возникли у кого сомнения по поводу написания третьей буквы в этом слове (1-я, 2-я, 4-я и 5-я буквы в этом слове точно не вызывают никаких сомнений), то предлагаю подобрать проверочное слово. При этом надо учесть тот факт, что сомнение возникло лишь только потому, что третья буква обозначает звук согласный глухой и следом за ним идёт буква, обозначающая тоже звук согласный глухой. Что ж, действительно можно засомневаться: а может всё-таки пишем не букву «с», а букву «з»?
Отбросить сомнение нам поможет проверочное слово. Чтобы стало ясно, какую букву писать, надо изменить слово «миска» так, чтобы после сомнительной буквы, обозначающей согласный глухой, появилась буква, обозначающая гласный звук. Это слово мисочка. Теперь сомнений в написании третьей буквы в этом слове нет. А всё потому, что нет слова мизочка.
В слове риэлтор ударным является второй слог:
ри-эл-тор.
Почему мы пишем, например, «реестр», «реквизит», «ремарка», «резолюция» с начальным слогом ре-, но риэлтор?
Эти слова являются заимствованными, пришедшими из других языков. И нет такого однокоренного слова, в котором ударным стал первый сомнительный гласный. Убедимся в этом:
риэлторский.
В родственном прилагательном ударным оказался тот же второй гласный.
Для названия людей, занимающихся каким-то видом деятельности, характерно конечное иноязычное -тор, например:
экспедитор, экзаменатор, дистрибьютор.
Запомним написание существительного «риэлтор» с гласным и в первом слоге и гласным о в третьем или справимся о нем в орфографическом словаре.