Хромая молли английская сказка главная мысль

Конкурс знатоки сказок народов мира, проводимый в рамках проекта читаем вместе чарыева злата александровна содержимое разработки давайте познакомимся угадай-ка иллюстрации

Хромая молли английская сказка главная мысль

20210413 vu tg sbscrb2

Конкурс «Знатоки сказок народов мира», проводимый в рамках проекта «Читаем вместе»

Хромая молли английская сказка главная мысль

Содержимое разработки

  1. Давайте познакомимся

  2. Угадай-ка (иллюстрации)

  3. А начиналось все так…

  4. Конкурс капитанов

  5. Собери пословицы

  6. Театр мимики и жеста

  7. Знатоки сказок

  8. Сказочный кроссворд

А начиналось всё так…

(конкурс капитанов)

В давние времена жил царь. Было у него три сына, один другого лучше…

Жил на свете бедный юноша. Вот однажды говорит он своей матери…

В одной стране – забыл я ее название – был королем злой и сварливый старик.

Когда-то, очень давно, в одном персидском городе жили два брата…

Как-то раз во время отлива…

Давным-давно это было. Жил в одной горной деревушке старик…

На одной ферме жили две работницы…

Жил на свете парень.

Произошло это давным-давно, в то старое доброе время, когда звери…

Содержимое разработки

  1. Почему руки Айоги превратились в крылья?

(Айога так замахала руками, что руки в крылья превратились)

  1. Почему шея Айоги превратилась в гусиную?

(Айога оглядывалась на девочку)

  1. Что кричала Айога, когда превратилась в гусыню?

(Ах, какая я красивая! Ай-о-га-га-га)

  1. Для кого крестьянин, из сказки «Жадность», принес три мешочка? (Для себя, для жадного крестьянина и для того, кто ночью съел печенку)

  2. В какую игру играли мышата, из сказки «Колосок», когда петушок пошел обмолачивать колосок?

(в лапту)

  1. В какую игру играли мышата, из сказки «Колосок», когда петушок понес зерно на мельницу?

(в чехарду)

  1. Как звали петушка из сказки «Колосок»?

(Голосистое горлышко)

  1. Почему отказалась идти к старухе матери старшая дочь из сказки «Три дочери»?

(ей надо было почистить два таза)

  1. Почему отказалась идти к старухе матери вторая дочь из сказки «Три дочери»?

(ей надо было наткать холста к ярмарке)

  1. Что в сказке «Три дочери» делала третья дочь, когда к ней постучалась белочка?

(месила тесто)

  1. Как звали трактирщика из сказки «Вот он, вор!»

(Джон)

  1. Какая болезнь была у падишаха зверей из сказки «Волк-ябедник»?

(Насморк)

  1. Какую королевскую милость оказал король из сказки «Златовласки» Иржику?

(отрубить голову и похоронить с честью)

  1. Что такое баклага?

(фляга)

  1. Сколько кусочков рыбы съел Иржик?

(два)

  1. Почему загорелся сухой куст над муравейником?

(пастухи не погасили костер)

  1. На чем проверил действие живой воды король, отец Златовласки?

( на засохшем цветке)

  1. Какими зернами наполняли свои сумочки эльфы в амбаре в сказке «Хромая Молли»?

(Ржаными и пшеничными)

  1. Какие цветы засохли в тот день, когда Нелли и Молли забыли поставить чашки с водой?

(незабудки и кукушкины слезки)

20. На каком музыкальном инструменте играл Музыка, когда был еще малым хлопчиком?

(На дудочке)

Содержимое разработки

Положение о литературной игре-викторине «Знатоки сказок народов мира»

Литературная игра-викторина состоится —— года для учащихся 3-х классов.

Конкурс «Знатоки сказок народов мира» проводится в рамках проекта «Читаем вместе»

Задачи  игры:

  • способствовать возрождению традиций семейного чтения

  • привить интерес к народным сказкам;

  • развитие наглядно-образного, словесно-логического мышления, внимания, памяти;

  • обогащение словарного запаса учащихся.

Оборудование:

  • экран, ноутбук, микрофоны

Условия игры. В игре принимают участие  3 команды по  6 учащихся из класса и 1 взрослого. Взрослый помогает команде на этапе № 1 — представление команды (название, девиз, речевка, нагрудные эмблемы и т.д. перечень элементов не обязательный, свободный; на усмотрение актива класса), помогает в постановке инсценировки, зачитывает задания и т. д. Игра-викторина состоит из 7-и этапов.

  1. Давайте познакомимся (представление команды) (2-2,5 минуты)

  2. Угадай-ка (иллюстрации)

  3. А начиналось все так… (на знание содержания сказки)

  4. Конкурс капитанов

  5. Собери пословицы (на знание фольклора)

  6. Театр мимики и жеста (сказку угадывают болельщики)

  7. Знатоки сказок (на знание содержания сказок)

В творческом задании «Театр мимики и жеста» принимают участие 2 члена команды и наставник. Наставник команды вытягивает листочек с названием сказки, покидает актовый зал и выходит с актерами в фойе. Через 10 минут они возвращаются и демонстрируют пантомиму по сюжету сказки. В постановке пантомимы принимает участие только 1 взрослый – наставник.

Продолжительность конкурса-викторины не более 45 минут.

Список сказок народов мира по изданию «Новейшая хрестоматия по литературе» изд-во «Эксмо» (в школьной библиотеке есть!)

1. Айога. Нанайская сказка.

2. Волк-ябедник. Афганская сказка.

3. Вот он, вор! Американская сказка.

4. Жадность. Черногорская сказка.

5. Заяц и черепаха. Ингушская сказка.

6. Златовласка. Чешская сказка (обработка К. Паустовского)

7. Золотое яблоко. Армянская сказка (пересказ А. Любарской)

8. Как мужик с паном пообедал. Белорусская сказка

9. Колосок. Украинская сказка (обработка С. Могилевской)

10. Кто сильнее? Африканская сказка.

11. Музыка-Чародейник. Белорусская сказка. (пересказ А. Любарской)

12. Ссора птиц. Индийская сказка.

13. Три дочери. Татарская сказка.

14. Хвост. Чукотская сказка.

15. Хромая Молли. Английская сказка. (обработка Е. Чистяковой-Вэр)

Содержимое разработки

азкакС –цусред калса.

Сказка – сердцу ласка.

оКт тбиюл пскиял, а тко тьшалсу ксзаик.

Кто любит пляски, а кто слушать сказки.

кзкаСа – жоль, ад в ейн мкёан.

Сказка – ложь, да в ней намек.

орСок кказас сязываетвасак, да ен росок олед етясдеал.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

еН тавичод икзаск, ен йбрасо зкиука.

Не дочитав сказки,

не бросай указки

азкакС –цусред калса.

оКт тбиюл пскиял, а тко тьшалсу ксзаик.

кзкаСа – жоль, ад в ейн мкёан.

орСок кказас сязываетвасак, да ен росок олед етясдеал.

еН тавичод икзаск, ен йбрасо зкиука.

Содержимое разработки

В уютной сказочной стране
Ни злобы, ни печали нет.
В ней можно встретить, как ни странно,
В таверне – Ганса Христиана.
А рядом с ним, а рядом с ним
Увидеть можно братьев Гримм.
И благородный Шарль Перро
Берется снова за перо,
Чтоб на страницах старых книг
Вдруг оживить волшебный миг
И вновь созвать сюда гостей —
Влюбленных в чудеса детей.
Пускай войдут в страну их снов
Герои сказочных миров!

Здравствуйте все! Ученики: участники турнира и болельщики, учителя и родители, а также уважаемое жюри!

Сегодня наши третьеклассники в третий раз докажут, что они внимательные, вдумчивые и творческие читатели, что они самые настоящие «Знатоки сказочного фольклора»!

  1. Наступила пора представить участников команд. Просим подняться на сцену команду 3 «А» класса… 3 «Б»… 3 «В»

Представление жюри.

  1. Самойлова Елена Эдуардовна

  2. Белоглазов Евгений Васильевич

  3. Мирзоянц Лилия Владимировна

  1. Традиционный конкурс, в котором команды должны угадать на слайдах название сказки по иллюстрациям.

Начинает команда класса «А», затем «Б» и «В».

  1. В команде каждого класса есть два человека, претендующие на звание искусных лицедеев. Мы попросим наставника команды достать из ларца сказку, которую через несколько минут вы должны будете представить вниманию команд, жюри и всего зала. Ваша постановка должна быть пантомимой, вы показываете отрывок, не произнося ни одного звука. Команда должна угадать название сказки. Наставник команды и актеры должны выйти за кулисы. После конкурса «А начиналось всё так…» мы проверим вашу готовность.

  2. Конкурс «А начиналось всё так…». Я буду зачитывать командам отрывок из сказки. Вы должны определить название сказки

  1. Конкурс капитанов.

  1. Театр пантомимы

  1. «Пословица да присказка беседу красят»: говорят люди. Существует множество пословиц и поговорок о сказках. Хотела я их вам сегодня прочитать, но что-то произошло с моим компьютером и все буквы в пословицах перемешались. Я уверена, что команды смогут мне помочь. Расшифруйте их, пожалуйста!

азкакС –цусред калса.

оКт тбиюл пскиял, а тко тьшалсу ксзаик.

кзкаСа – жоль, ад в ейн мкёан.

орСок кказас сязываетвасак, да ен росок олед етясдеал.

Жюри подводит итоги. Поздравление и вручение грамот участникам.

Содержимое разработки


Знатоки сказок народов мира

Знатоки сказок народов мира


Хромая молли английская сказка главная мысль


Хромая молли английская сказка главная мысль


Хромая молли английская сказка главная мысль


Хромая молли английская сказка главная мысль


Хромая молли английская сказка главная мысль


Хромая молли английская сказка главная мысль


Хромая молли английская сказка главная мысль


Хромая молли английская сказка главная мысль


Хромая молли английская сказка главная мысль


Хромая молли английская сказка главная мысль


Хромая молли английская сказка главная мысль


Хромая молли английская сказка главная мысль


Хромая молли английская сказка главная мысль


Хромая молли английская сказка главная мысль


Хромая молли английская сказка главная мысль


Хромая молли английская сказка главная мысль


Хромая молли английская сказка главная мысль


Ссора птиц

  • Ссора птиц


Хромая молли английская сказка главная мысль


Хромая молли английская сказка главная мысль


Хромая молли английская сказка главная мысль


Хромая молли английская сказка главная мысль


Хромая молли английская сказка главная мысль


Хромая молли английская сказка главная мысль


Хромая молли английская сказка главная мысль


Хромая молли английская сказка главная мысль


Хромая молли английская сказка главная мысль


Хромая молли английская сказка главная мысль


Хромая молли английская сказка главная мысль


Хромая молли английская сказка главная мысль


Хромая молли английская сказка главная мысль


Анаграммы

  • Анаграммы

азкакС –цусред калса.

оКт тбиюл пскиял, а тко тьшалсу ксзаик.

кзкаСа – жоль, ад в ейн мкёан.

орСок кказас сязываетвасак, да ен росок олед етясдеал.


Хромая молли английская сказка главная мысль


Сказочный зверинец

  • Сказочный зверинец


СКАЗОЧНЫЙ ЗВЕРИНЕЦ Медведь, лиса, ласточка, ворона, скворец, голубь, слон, паук, бегемот, дикобраз, овца, гусь, тигр, лев, волк, воробей, собака, заяц, черепаха, жучок, бабочка, стрекоза, пчелка, гусеница, паук, мышь, червяк, щука.

СКАЗОЧНЫЙ ЗВЕРИНЕЦ

Медведь, лиса, ласточка, ворона, скворец, голубь, слон, паук, бегемот, дикобраз, овца, гусь, тигр, лев, волк, воробей, собака, заяц, черепаха, жучок, бабочка, стрекоза, пчелка, гусеница, паук, мышь, червяк, щука.


СКАЗОЧНЫЙ ЗВЕРИНЕЦ Медведь, лиса, ласточка, ворона, скворец, голубь, слон, паук, бегемот, дикобраз , овца, гусь, тигр, лев, волк, воробей, собака , заяц, черепаха, жучок, бабочка, стрекоза, пчелка, гусеница, паук, мышь, червяк, щука.

СКАЗОЧНЫЙ ЗВЕРИНЕЦ

Медведь, лиса, ласточка, ворона, скворец, голубь, слон, паук, бегемот, дикобраз , овца, гусь, тигр, лев, волк, воробей, собака , заяц, черепаха, жучок, бабочка, стрекоза, пчелка, гусеница, паук, мышь, червяк, щука.


Хромая молли английская сказка главная мысль

102433 5f4f48b19d69e

-75%

Сохранить у себя:

Хромая молли английская сказка главная мысль Конкурс «Знатоки сказок народов мира» (7.9 MB)

icon visionoff

icon visionon

Хромая молли английская сказка главная мысль

Хромая молли английская сказка главная мысль

К учебнику: Литературное чтение. 4 класс. Полная хрестоматия для начальной школы. 4-е изд., испр. и перераб. — М.: 2014. — 384 с.

Специально для учителя — презентации 4 класс и прочие
полезные материалы для работы в школе, которые вы можете выбрать и скачать бесплатно в этом разделе.

Показывать


Литературное чтение. 4 класс. Полная хрестоматия для начальной школы. 4-е изд., испр. и перераб. — М.: 2014. — 384 с.

ar down

  • Все учебники
  • Изобразительное искусство. 4 класс. Каждый народ — художник. Неменская Л.А. 3-е изд. — М.: 2013. – 159 с.
  • Изобразительное искусство. 4 класс. Кашекова И.Э., Кашеков А.Л. М.: 2014. – 112 с.
  • Изобразительное искусство. 4 класс. Куревина О.А., Ковалевская Е.Д.М.: 2015. – 80 с.
  • Изобразительное искусство. 4 класс. Сокольникова Н.М. М.: 2013. – 144 с.
  • Литературное чтение. 3-4 классы. Хрестоматия. Произведения школьной программы по литературе. Сер. Школьная библиотека. М.: 2013. — 320 с.
  • Литературное чтение. 4 класс. («В океане света») В 2 ч. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. 4-е изд., перераб. — М.: 2015 — Ч.1 — 224с.
  • Литературное чтение. 4 класс. В 2 ч. Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. 2-е изд., дораб. — М.: Ч.1 — 2010, 160с., Ч.2 — 2011, 160с.
  • Литературное чтение. 4 класс. В 2 ч. Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Бойкина М.В. 4-е изд. — М.: 2014; Ч.1 — 160с., Ч.2 — 160с.
  • Литературное чтение. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1. Кац Э.Э. М.: 2009 — Ч.1 — 176с.
  • Литературное чтение. 4 класс. В 2 ч. Чуракова Н.А. М.: 2016; Ч.1 — 176с., Ч.2 — 176с.
  • Литературное чтение. 4 класс. В 3 ч. Грехнева Г.М., Корепова К.Е. М.: 2013 Ч.1 — 160с
  • Литературное чтение. 4 класс. В. 2 ч. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. и др. 3-е изд. — М.: 2015 — Ч.1 — 223с.
  • Литературное чтение. 4 класс. Полная хрестоматия для начальной школы. 4-е изд., испр. и перераб. — М.: 2014. — 384 с.
  • Математика, 4 класс, Минаева С.С., Рослоза Л.О. / Под ред. Булычёва В.А., Москва : Дрофа, 2017
  • Математика, 4 класс, Муравин Г.К., Муравина О.В., Москва : Дрофа, 2017
  • Математика, учебник для 4 класса, в 2-х частях, часть 1, М. И. Моро, М. А. Бантоза и др., М., Изд. Просвещение, 2011
  • Математика, учебник для 4 класса, в 2-х частях, часть 2, М. И. Моро, М. А. Бантоза и др., М., Изд. Просвещение, 2011
  • Математика. 4 класс. В 2 ч. Александрова Э.И. : 2014. — Ч.1 — 160с., Ч.2 -176.
  • Математика. 4 класс. В 2 ч. Аргинская И.И. и др. С.: 2012 — Ч.1 — 144с., Ч.2 — 128с.
  • Математика. 4 класс. В 2 ч. Башмаков М.И., Нефёдова М.Г. : 2017. — Ч.1 — 128с., Ч.2 -144.
  • Математика. 4 класс. В 2 ч. Давыдов В.В., Горбов С.Ф., Микулина ГГ. : 2015. — Ч.1 — 144с., Ч.2 -128.
  • Математика. 4 класс. В 2 ч. Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н., Бука Т.Б. 4- е изд. — М.: 2015 — Ч.1 — 128с., Ч.2 — 128с.
  • Математика. 4 класс. В 2 ч. Истомина Н.Б. 12-е изд., перераб. и доп. — См.: 2015; Ч.1 — 120с, Ч.2 — 120с.
  • Математика. 4 класс. В 2 ч. Минаева С.С, Рослова Л.О. / Под ред. Булычёва В.А. М.: 2012. — Ч.1 — 128с., Ч.2 -144.
  • Математика. 4 класс. В 2 ч. Муравин Г.К., Муравина О.В. М.: 2014. — Ч.1 — 158с., Ч.2 -158.
  • Математика. 4 класс. В 2 ч. Рудницкая В.Н., Юдачёва Т.В.: 2017. — Ч.1 — 160с., Ч.2 -160.
  • Математика. 4 класс. В 2 ч. Чекин А.Л. 2-е изд. — М.: 2012 — 128с., 128с.
  • Математика. 4 класс. Учебник в 3 ч. Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. 2-е изд., испр. — М.: 2015.; Ч.1 — 96с., Ч.2 — 96с., Ч.3 — 96с.
  • Математика. 4 класс. Учебник в 3 ч. Петерсон Л.Г. М.: 2013. — Ч1 — 96с. Ч2 — 128с. Ч3 — 96с.
  • Математика. 4 класс. Учебник. В 2 ч. Моро М.И., Бантова М.А. и др. 4-е изд. — М.: 2015; Ч.1 — 112с, Ч.2 — 128с.
  • Математика. Учебник для 4 класса, Александрова Э.И., Москва : Вита-пресс, 2015
  • Музыка, 4 класс, Алеев В.В., Москва : Дрофа, 2019
  • Музыка, 4 класс, Рытов Д.А., Москва : Русское слово, 2014. — 157 с.
  • Музыка. 4 класс Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, Т.С. Шмагина. — М.: Просвещение, 2011.
  • Музыка. 4 класс Т.И. Бакланова. — М.: АСТ, Астрель, 2009.
  • Музыка. 4 класс, Усачёва В.О., Школяр Л.В., Изд. ВЕНТАНА-ГРАФ 2019, 128 с.
  • Музыка. 4 класс. Усачева В.О., Школяр Л.В. М.: 2015. — 96 с.
  • Музыка. 4 класс. Учебник. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. 4-е изд. — М.: 2004. — 127 с.
  • Музыка. 4 класс. Учебник. Челышева Т.В., Кузнецова В.В. М.: 2014. — 160 с.
  • Немецкий язык. 4 класс. (Мозаика) Гальскова Н.Д., Жукова И.В., Миронова Л.В. 6-е изд. — М.: 2011. — 128 с.
  • Немецкий язык. 4 класс. (Первые шаги) В 2 ч. Бим И.Л., Рыжова Л.И. 7-е изд. — М.: 2010. — Ч.1 — 113с.
  • Окружающий мир, 4 класс, Плешаков А.А., Новицкая М.Ю., Москва : Просвещение, 2019
  • Окружающий мир, 4 класс, Плешаков Андрей Анатольевич, Художник:Жиличкин П. А., Колганов В. Д., Руновская О. И. Просвещение, 2017 г. в 2-х частях
  • Окружающий мир, 4 класс. 2 ч., А.А. Плешаков, М., Просвещение, 2012
  • Окружающий мир. 4 класс. В 2 ч. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. и др. 4-е изд., перераб. — М.: 2015 — 144с. + 128с.
  • Окружающий мир. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1. Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. 2-е изд., дораб. — М.: 2012, Ч.1 — 128с.
  • Окружающий мир. 4 класс. В 2 ч. Ч.1. Ивченкова Г.Г., Потапов И.В. 2-е изд., испр. — М.: 2008. — 160 с.
  • Окружающий мир. 4 класс. В 2 ч. Ч.2. Саплина Е.В., Саплин А.И. 3-е изд. — М.: 2009. — 160 с.
  • Окружающий мир. Учебник для 4 класса Чудинова Е.В. Букварёва Е.Н. Изд. «ВИТА-ПРЕСС. 2019
  • Русский язык (в 2 частях). Учебник для 4 класса. Кибирева Л.В., Клейнфельд О.А., Мелихова Г.И. Москва: Русское слово, 2017, 161 стр.
  • Русский язык 4 класс Репкин В.В., Восторгова Е.В., Некрасова Т.В. В 2-х частях. Часть 1.10 -е издание, переработанное Издательство Вита-Пресс, Москва 2011
  • Русский язык. 4 класс (в 3 частях). Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Москва: Дрофа, 2018
  • Русский язык. 4 класс, Желтовская Л.Я., Калинина О.Б., Москва : Астрель, 2012. — 47 с
  • Русский язык. 4 класс, Иванов С.В., Кузнецова М.И. и др., Изд. ВЕНТАНА-ГРАФ 2019
  • Русский язык. 4 класс, Канакина В.П., Горецкий В.Г., Изд. «Просвещение» 2019
  • Русский язык. 4 класс. Учебник в 2 ч. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. 5-е изд., перераб. — М.: 2016. — Ч.1 — 160с., Ч.2 — 144с.
  • Русский язык. 4 класс. Учебник в 2 ч. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. М.: 2013; Ч. 1 — 192с., Ч. 2 — 192с.
  • Русский язык. 4 класс. Учебник в 2 ч. Иванов С.В. и др. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Ч. 1- 2009. — 160 с.; Ч.2 — 2012. — 176с.
  • Русский язык. 4 класс. Учебник в 2 ч. Канакина В.П., Горецкий В.Г. М.: 2013; Ч. 1 — 162с., Ч. 2 — 162с.
  • Русский язык. 4 класс. Учебник в 2 ч. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. 3- изд. — М.: 2014; Ч. 1 — 127с., Ч. 2 — 143с.
  • Русский язык. 4 класс. Учебник в 2 ч. Рамзаева Т.Г. М.: 2013. — 160 с., 160с.
  • Русский язык. 4 класс. Учебник в 2 ч. Ч.2. Полякова А.В. М.: 2009 — Ч.2 — 127 с.
  • Русский язык. 4 класс. Учебник в 3 ч. Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А. М.: Ч.1 — 2013, 176с.; Ч.2 — 2016, 192с.; Ч.3 — 2016, 192с.
  • Русский язык. Учебник для 4 класса, Ломакович С.В., Тимченко Л.И., Москва : ВИТА-Пресс, 2018
  • Технология, 1-4 класс, Изделия из разных материалов, Выгонов В.В., 2013.
  • Технология, 4 класс, Иванова Т.Г., Матяш Н.В., Семенович Н.А., 2013.
  • Технология, 4 класс, Куревина О.А., Лутцева Е.А., 2015.
  • Технология, Летающие модели, 1-4 класс, Выгонов В.В., 2014.
  • Технология, Оригами, 1-4 класс, Выгонов В.В., 2013.
  • Технология. 4 класс. Рагозина Т.М., Гринёва А.А., Мылова И.Б. (2012, 96с.)
  • Технология. 4 класс. Узорова О.В., Нефедова Е.А. (2012, 144с.)
  • Трудовое обучение, 4 класс, Журба А.Ф., Юрченко Н.А., 2014.
  • Физическая культура. 1-4 классы. Часть 1 (1-2 классы) Егоров Б.Б., Пересадина Ю.Е. М.: 2015. — 80 с.
  • Физическая культура. 1-4 классы. Часть 2 (3-4 классы) Егоров Б.Б., Пересадина Ю.Е. М.: 2015. — 80 с.

Нет файлов по заданным параметрам

Зарегистрироваться

Или войти с помощью аккаунта в соцсети

Хромая молли английская сказка главная мысль

Хромая молли английская сказка главная мысль

Войти в профиль

Вспомнить пароль

Или войти с помощью аккаунта в соцсети

Хромая молли английская сказка главная мысль

Хромая молли английская сказка главная мысль

icon visionoff

icon visionon

Поэтому в стране стали формироваться революционные организации, одну из которых возглавлял С. Г. Нечаев. Он занимался пропагандистской работой среди студентов, и однажды 23-летний Иван Иванов выступил против его идей о закрытии академии. Тогда Нечаев убил студента. Это громкое преступление, которое было хорошо продумано и организовано (в итоге всех участников выявили и наказали) подтолкнуло Ф. М. Достоевского к созданию романа «Бесы». Произведение рассказывает о «Нечаевщине» как политическом явлении, охватившим всю строну. Прочитать Бесы краткое содержание можно далее.

Персонажи романа

Среди главных героев необходимо выявить представителей молодого поколения, которые жаждут революции:

  • Верховенский, Петр – основал революционную «пятерку», очень хитрый молодой человек;

  • Шатов, Иван – один из участников «пятерки», который разочаровался в радикальных революционных идеях;

  • Ставрогин, Николай – поддался влиянию Петра Верховенского, сын помещицы, хорошо воспитан и знает, как обращаться с девушками;

  • Кириллов, Алексей – еще один молодой революционер, который считает, что самое своевольное, что человек может сделать – это убить самого себя.

Также в романе важное место занимает хозяйка поместья Варвара Ставрогина, ее близкий друг Степан Верховенский (он учил сына Варвары, добрый и мягкий человек), а также девушка Лиза Тушина – очень образованная, но по-настоящему слабая личность.

Краткий пересказ «Бесов»

События романа разворачиваются в неназванном губернском городе, в поместье, принадлежащем влиятельной Варваре Ставрогиной. Ее сына, а также других молодых людей пытается увлечь революционными идеями Петр Верховенский. Собирается объединенный общими взглядами кружок, который очень агрессивно настроен против всех, кто «не с ними». Таковым оказывается студент Иван Шатов, который разочаровался в идеях революционного движения, за что участники последнего и собираются его убить.

Часть 1

О событиях романа рассказывает некий господин Г-в (фамилия не называется полностью специально), который был непосредственным участником всего, что произошло. Он начинает свое повествование с того, что описывает уже немолодого Степана Верховенского – он дважды был женат, и обе жены его умерли. Теперь же Степан хочет забрать у родственников своего единственного сына и самостоятельно заняться его воспитанием.

бесы достоевский краткое содержание

Глава 1. Вместо введения: несколько подробностей из биографии многочтимого Степана Трофимовича Верховенского

Когда Варвара Петровна предложила Степану Верховенскому приехать к ней в поместье (ей требовался грамотный учитель для ее сына), тот с радостью согласился. Он взял с собой маленького Петра и отправился к Ставрогиным, где его достаточно хорошо приняли. Между Степаном и Варварой завязалась крепкая дружба, которая продолжалась на момент действия романа уже более двадцати лет. Они часто спорили и периодически были готовы друг друга чуть ли не загрызть, но тем не менее не представляли друг без друга жизни. Степан же оставался несчастным человеком, убежденным, что он не смог сделать в жизни ничего значительного – эти мысли он прогонял карточной игрой и алкоголем.

Тем временем подросший Петр основал кружок единомышленников (таких же молодых людей), которые отрекались от веры и царской власти. Никто не воспринимал их всерьез, считая их разговоры «болтовней».

Глава 2. Принц Гарри, сватовство

Продолжая читать краткое содержание «Бесов», мы обратимся к фигуре Николая, сына Варвары Петровны. Он был тихим и воспитанным ребенком, но в юности стал вести себя развязно и даже успел поучаствовать в дуэли. Как-то он приехал погостить в поместье, где вел себя отвратительно и демонстрировал дерзость характера. Оказалось, что он болен белой горячкой. Когда молодой человек вылечился, он снова уехал.

Тем временем у Варвары Петровны появилась идея. Она считала, что ее воспитаннице, Лизе Шатовой, непременно следует выйти замуж за Степана Верховенского. Последний, впрочем, энтузиазма помещицы не разделял.

Глава 3. Чужие грехи

И все-таки Степан Верховенский согласился с предстоящей ему ролью жениха. Однако общий с Варварой Петровной знакомый сообщил ему, что этот брак – просто попытка прикрыть некие преступления Николая.

Тем временем в поместье приезжает Лиза Тушина (когда-то она была воспитанницей Степана). Она хочет получить помощь у образованного Ивана Шатова в освоении языков.

Глава 4. Хромоножка

Лиза Тушина действительно хотел, чтобы Иван помог ей – она собиралась выпускать книгу, и ей требовался редактор. Однако Шатов, узнав, что Лебядкин сделал девушке предложение, отказался ей помогать.

бесы краткое содержание по главам

Тем временем к Варваре Петровне приходит анонимное письмо, в котором говорится, что некая хромая женщина сыграет большую роль в ее судьбе. Поэтому когда Хромоножка Марья Лебядкина просит у помещицы милостыню, та дает ей денег и приглашает к себе вместе с Лизой Тушиной.

Глава 5. Премудрый змей

К Варваре Петровне пришли Лиза Тушина, Марья Лебядкина (сестра капитана Лебядкина), а вскоре появились молодые люди – Петр Верховенский и Николай Ставрогин. Последний оказался связан отношениями с Марьей, но своих намерений матери прояснять не стал – просто повел девушку к карете.

Выяснилось, что Николай хорошо помогал Лебядкиным, когда был в Петербурге. Поэтому слабоумная Марья и подумала, что Николай в нее влюблен (и об этом и предупредили Ставрогину в письме). Варвара Петровна была очень тронута поступком сына, а вот Лиза Тушина впала в настоящую истерику, а потом и вовсе упала в обморок. Увидев это, Иван Шатов ударил Николая по лицу – тот стерпел оскорбление, хотя обычно за ним такого не наблюдалось.

Часть 2

Произошедшее в поместье Ставрогиных вызвало много сплетен в городе. Все гадали, какие отношения связывают Шатова, Николая, Лизу Тушину и Хромоножку. Николай же совсем замкнулся в себе и даже Петра Ставрогина, близкого друга, у себя не принимал. Однако в скором времени должно было состояться собрание тайного общества, где им обоим необходимо было появиться.

Глава 1. Ночь

Николаю предстояло стать участником дуэли, и он отправился к Алексею Кириллову для того, чтобы попросить его быть секундантом. От него он услышал интересную мысль о том, что человек, отрекшийся от религии, становится Богом для самого себя.

Потом Николай отправился к Шатову. Он предупредил его о том, что за его речи о народе-богоносце сторонники революционных идей собираются его убить. Также Ставрогин признался, что Марья «Хромоножка» — его законная жена.

Глава 2. Ночь (продолжение)

В продолжении краткого содержания «Бесы» Достоевского Николай навещает капитана Лебядкина, брата Марьи и отвязного пьяницу. Тот, тем не менее, трезв, чем немало удивил Ставрогина. Лебядкин пытается вымогать у Николая деньги в обмен на то, что сохранит его брак с калекой в браке. Николай отказывается и думает о том, чтобы обнародовать свои отношения со слабоумной Марьей, иначе он никогда не избавится от шантажистов. Он заходит к девушке и предлагает ей уехать вместе, но та не узнает его и кричит.

Николай уходит ни с кем. По дороге ему предлагают решить проблему с обнаглевшим капитаном весьма радикально, но молодой человек оказывается и с презрением выбрасывает имеющиеся у него деньги.

роман бесы краткое содержание

Глава 3. Поединок

Николай Ставрогин все же выступил на дуэли, выполнил условия противника стрелять по три раза. Только вот оппонент так и не смог попасть в цель, а Ставрогин стрелял в воздух. В итоге дуэль закончилась ничем, а Николай тем самым еще больше оскорбил противника.

Николай вернулся домой и поговорил с Дашей, сестрой Ивана Шатова. Он объяснил девушке, что они не могут быть вместе, так как Варвара Петровна догадывается об их отношениях. Однако Николай заверил девушку, что это ненадолго.

Глава 4. Все в ожидании

События, произошедшие на дуэли, быстро стали достоянием общественности. Все обсуждали Ставрогина и многие даже решили, что он поступил благородно. Варвара Петровна тоже была довольна поведением сына, но его связь с Марьей Лебядкиной ее беспокоила.

Тем временем Петр Верховенский сообщает отцу, Степану, что Варвара Петровна больше не намерена иметь с ним отношений (из-за того, что тот отказался жениться, узнав об истинной цели брака).

Глава 5. Пред праздником

В городе и губернии, где живут главные герои, настали неспокойные времена. Некое тайное общество оскверняет иконы, поджигают дома, подстрекают всех к бунту. Тем временем Петр Верховенский налаживает отношения с губернатором и его окружением, а Варвара Ставрогина лично объясняется со Степаном и объясняет давнему другу, чем она так оскорблена.

Глава 6. Петр Степанович в хлопотах

Губернатор понимал, что готовится заговор. Он все больше впадал в уныние, в то время как его жена была намерена раскрыть готовящийся бунт – для этого она хотела прибегнуть к помощи Петра Верховенского, приближенного губернатора. Петр выдает властям Алексея Кириллова и Ивана Шатова как революционеров, а их предупреждает, что они должны явиться на собрание.

Тем временем к Николаю приходит жених Лизы Тушиной. Он говорит, что девушка стала испытывать слишком сильное влечение к Ставрогину, и это его беспокоит.

Глава 7. У наших

Петр Верховенский проводит тайное собрание революционеров. Он говорит о том, что общество будущего должно быть разделено на две неравные части, причем к управляющей элите должно быть отнесено не более 10% людей. Остальные же должны остаться подконтрольными и бесправными. Также он заявляет, что революция требует радикальных мер – в том числе и убийства.

бесы читать краткое содержание

Это не по нраву некоторым участником собрания. Иван Шатов оскорбляет Петра и удаляется, вместе с ним уходят Алексей Кириллов и Николай Ставрогин.

Глава 8. Иван-царевич

В продолжении краткого содержания «Бесы» по главам становится ясно, что Петр Ставрогин, на самом деле, очень жестокий человек. Он готов был убить Марью Лебядкину для того, чтобы контролировать Николая. Также он собирается раскачать народ, чтобы побудить его к революции, а потом выступить в качестве лидера нового времени. При этом он заявляет, что его интересует только собственная власть, а не социалистические идеи.

Глава 9. Степана Трофимовича описали

Власти устраивают обыск дома у Степана Верховенского. У него находят запрещенные предметы – литературу, прокламации. Петр жалуется рассказчику, господину Г-ву, на свою судьбу – он ждет, что его отправят в ссылку. И все-таки он решается отправиться к губернатору, который устраивал праздник.

Глава 10. Флибустьеры. Роковое утро

Губернатор рассержен. Он уже едва не перебил сотрудников фабрики, приняв их за революционеров. Он пытается принимать жестокие меры, и в том числе это отражается и на Степане Верховенском, однако серьезно тот не пострадал.

Тем временем Лиза приходит к Николаю и при посторонних просит его разобраться с Лебядкиным: тот пишет ей о какой-то тайне и о том, что он – близкий родственник Николая и Варвары Петровны. Николай признается при всех, что слабоумная Марья Лебядкина – уже как пять лет его законная жена (он проиграл в карты и был вынужден сдержать слово, женившись).

Часть 3

В третьей части романа происходят кульминационные действия, а именно – убийства. Погибает не только персонаж, которого Достоевский писал по образу реального студента Ивана Иванова, убитого Нечаевым, но и несколько второстепенных героев.

Глава 1. Праздник. Отдел первый

Несмотря на неспокойное время, у губернатора все же состоялся большой праздник. На нем все заметили, как красива была Лиза Тушина, а писатель Кармазинов зачитал одно из своих нигилистических произведений. Степан Верховенский хотел было что-то сказать против такого мнения, но публика не дала ему.

бесы достоевский краткое содержание читать

Глава 2. Окончание праздника

Обиженный отношением гостей праздника, Степан отправил Дарье Шатовой письмо с извинениями в том, что он не захотел на ней жениться. Тем временем все оказались потрясены тем, что Лиза сбежала вместе с Николаем Ставрогиным.

Губернаторская чета пробовала было возродить веселье на празднике, но все прервалось трагическим событием. Пришла весть, что кто-то сжег дом Лебядкиных и убил пьяницу-капитана, а также его слабоумную сестру.

Глава 3. Законченный роман

Николай Ставрогин и Лиза Тушина всю ночь были вместе, занимаясь «любовью». Наутро он предложил девушке уехать, как когда-то предлагал Хромоножке, но Лиза отказалась (она поняла, что Николай ее не любит и никогда не полюбит), чем сильно оскорбила Ставрогина. Когда она узнала, что погибли Лебядкины, девушка поняла, что в этом виноват Николай. Он в истерике убежала к пепелищу, встретив по дороге своего жениха, Маврикия Николаевича.

На месте пожара произошла еще одна трагедия. Люди, увидев Лизу, начали бить ее толпой, как девушку Николая – все понимали, что это он убил Лебядкиных. От полученных травм Лиза скончалась.

Глава 4. Последнее решение

Николай уехал из города, а Петр Верховенский, напротив, начал активно действовать. Он убедил свою пятерку, что убийство предателя Ивана Шатова необходимо. Также он убедил Алексея Кириллова, что тот должен взять вину на себя, так как все равно собирался совершить самоубийство во славу революции.

Петр убивает своего мелкого помощника Федьку, когда тот не соглашается в очередной раз исполнить страшное поручение.

Глава 5. Путешественница

К Ивану Шатова вернулась жена, которая бросила его несколько лет назад. Он хотела начать с ним новую жизнь, и Иван, просветлев, согласился. Он даже принял у нее роды не своего ребенка. Шатов решил навсегда закончить со старой жизнью, чтобы освободиться. Он пошел в парк, где его уже поджидала «пятерка» революционеров Петра для того, чтобы убить.

Глава 6. Многотрудная ночь

Петр Верховенский лично застрелил Ивана Шатова в голову, не оставив ему не единого шанса защитить себя или выжить. Труп сбросили в реку, а Петр быстро уехал из города.

достоевский бесы краткое содержание смысл

Глава 7. Последнее странствование Степана Трофимовича

Степан Верховенский нашел свой последний приют в избе какой-то крестьянке. Он рассказал ей про всю свою жизнь, а ночью его охватил сердечный приступ. Варвара Петровна успела добраться до умирающего, и тот скончался на руках у самой важной в своей жизни женщины.

Глава 8. Заключение

В конце краткого содержания романа «Бесы» все понимают, что в городе орудует очень опасная шайка революционеров. Начинаются поиски и аресты, и один из «пятерки» Петра Верховенского не выдерживает. Он сдает властям всех участников убийства, не огласив только имени самого Петра.

Через некоторое время в город вернулся Николай Ставрогин. Впрочем, он не успел увидеть мать или уехать, как мечтал, в Швейцарию, вместе с очередной девушкой (Дарьей Шатовой). Молодой человек повесился, оставив записку о том, что он сам принял это решение – никто ему не «помогал».

Основная мысль

Это произведение Достоевского – это «роман-предупреждение». В нем он говорил о том, что отрицание любой власти и веры приведет к тому, что люди станут бесчеловечными, «бесами». Писатель предупреждал об опасности революции без четкой цели и о том, что как бы не была плоха царская власть – ее не должны свергать неокрепшие умы, которые не понимают, что с полученной властью делать.

Книга воспоминаний свт. Мардария Ускоковича (1889 — 1935) «Непостижимая Россия» – бесценное свидетельство эпохи. В 1907 году еще совсем юный иеродиакон прибыл на учебу в Россию, чтобы пробыть в ней более 10 лет, став участником многих общественных и политических и церковных событий. Эти годы жизни в России спустя много лет святитель опишет в своих мемуарах.

Хромая молли английская сказка главная мысль     

Их текст на английском языке под названием «Incomprehenssible Russia» был найден не так давно и датируется 1935 г. Сербский перевод, потребовавший серьезной научной и литературной работы, вышел в свет по благословению епископа Новограчаницко-центрально-западноамериканского Лонгина в монастыре Святого Саввы в Либервилле в 2017 г.

В настоящее время готовится и русское издание этого исторического наследия.

Небольшой отрывок представляет собой описание первых впечатлений молодого сербского священнослужителя по прибытии в столь любимую им Россию.

***   

Хромая молли английская сказка главная мысль     

Спустилась ночь, и сонный стук колес начал влиять на моих попутчиков. Для меня сон был невозможен. Возбужденное ожидание все возрастало.

Наконец вошел проводник. Он объявил станцию, которая, я знал, была последней на территории Австро-Венгрии. Еще одна остановка, и мы окажемся в России.  

Радость переполняла мое сердце, чистая радость ребенка, вернувшегося в объятия матери. Я с нетерпением считал телеграфные столбы, радуясь, что с каждым уходящим столбом приближаюсь к России. Я смотрел на покрытые снегом ели и березы, пытаясь угадать, которая будет первой на русской земле.

Поезд замедлил ход и остановился. Вне себя от возбуждения, я бросился к двери и спрыгнул со ступенек вагона. Я бросился на русскую землю и поцеловал ее. Я приветствовал Россию, как под предводительством Моисея евреям не было суждено приветствовать землю обетованную.

Еще в восторженном состоянии я подбежал к первому русскому, которого увидел, – бравому станционному жандарму – и, к его удивлению, приветствовал его как давно потерянного брата.

Я был в России.

Москва

Ранние сумерки быстро сгущались в длинную зимнюю ночь. Наблюдая за превращением полусвета в темноту, я ловил себя на мысли: «Ну, почему наступила ночь? Почему она наступила теперь, когда мне нужен свет, чтобы впервые смотреть на русскую землю, когда мне страшно пропустить и малейшую деталь картины заснеженных деревень или дальнего пейзажа».

Но поезд не останавливался, земля продолжала вращаться, и в скором времени ночь, которая так мне мешала, подошла к концу. С первым проблеском зари я снова был у окна. Мне казалось, мы проехали огромное расстояние. У меня сложилось впечатление, что дорога от границы до Москвы намного длиннее, чем весь путь до российской границы – столько разных впечатлений вызывала безграничная широта этой страны.

Вся расстилающаяся предо мною Россия была покрыта чистейшей снежной вуалью. И таково было мое восхищение, что, мне казалось, и жизнь в России должна быть чиста и целомудренна подобно белоснежному покрывалу, символично лежащему на земле.

Мы все приближались к Москве. Но, несмотря на быстроту поезда, мне казалось, он ехал слишком медленно. Мне хотелось спрыгнуть и подталкивать его сзади. С каждым оборотом колес чувство радостного предчувствия возрастало, и прибытие в Москву начало казаться мне единственно важным событием моей жизни.

Через несколько часов я буду на земле, свято чтимой почти всеми славянами. Святая Мать Москва, город, вокруг которого выросла Российская Империя, ее духовная, хотя уже не политическая столица. Москва – древнейшая и величайшая из славянских столиц, мать городов русских.

Мое возбуждение при мысли о въезде в Москву было, наверное, похоже на переживания благочестивых католиков, въезжающих в Рим, или правоверного мусульманина, впервые увидевшего Мекку или Медину.

С глухим шумом поезд мчался по все учащающимся стрелкам. Хорошие дороги появились вдоль железнодорожных путей. Замелькали загородные виллы. Все указывало на близость большого города.

Хромая молли английская сказка главная мысль     

Расстояние между домами сокращалось. Вот дома слились в типичные пригородные улицы, где кареты и телеги сновали туда-сюда. Наконец появились трамваи.

Боясь что-то пропустить, я переходил от окон на одной стороне вагона на другую и обратно. Справа от железной дороги церквей было больше, чем я видел за всю жизнь, слева – то же самое. С обеих сторон простиралось море русских куполов, которые я впервые видел не на книжных картинках. Я начал было их считать, но быстро сбился со счету.

Море куполов не оставляло сомнений: это уже Москва.

Вокзал оказался прямо в центре города.

Я никого не предупредил о своем приезде, поэтому меня не встречали на вокзале. Схватив чемодан, я вышел из вагона и начал пробираться сквозь толпу новоприезжих и отъезжающих, напоминавшую кишащий муравейник. Кое-как выбрался я из вокзала. Стоя на ступеньках лестницы, оглядел огромную площадь перед железнодорожной станцией, покрытую бесчисленными заиндевевшими телефонными и телеграфными проводами. Сотни кучеров криком приглашали их нанять.

Впервые в жизни залез я в сани. Большой, черный, чистокровный орловский рысак, позванивая бубенцами, мчал меня по оживленным улицам Москвы. Он пофыркивал, и, выходя из ноздрей, дыхание на секунду становилось паром.

Мы ехали по Лубянке. Я с трудом верил глазам. Я не мог поверить, что я в Москве. Все вокруг казалось мне волшебным – я жил в сказке «Тысячи и одной ночи».

Лубянская площадьЛубянская площадь     

Неужели сбылась моя детская мечта? То, о чем я мечтал еще до того, как взобрался на Ловчен, с того самого времени, как русские студенты, гостившие в Черногории, рассказали мне, десятилетнему мальчику, о чудесах своей страны.

Мы подъехали под стенами Кремля, и кучер остановился у ворот Сербского подворья. За воротами я еще мог раздумывать, в Москве я или мне это только снится, но внутри при виде настоятеля архимандрита Михаила, лицо которого мне было знакомо еще с Сербии, сомнения исчезли, и я, наконец, поверил, что добрался до цели.

Вот что мне еще запомнилось из первого дня в Москве.

Сербское подворье в МосквеСербское подворье в Москве     

Наступил вечер. Невзирая на усталость после длительного путешествия, я служил вечерню в храме Сербского подворья. Я ожидал увидеть на службе лишь горстку соотечественников, сербов, проживающих в Москве. Каково же было мое удивление, когда при входе в церковь я увидел ее переполненную русскими, собравшимися там, как я узнал, задолго до начала службы.

Это был первый, увиденный мной яркий пример духовного единства различных ветвей славянского православия и силы объединяющего нас богослужебного церковнославянского языка. Впоследствии мне приходилось часто вспоминать об этом единстве. В русских церквях я всегда чувствовал себя как дома среди духовенства и среди мирян, так же, как и русские чувствовали себя как дома в Сербском подворье в мой первый вечер в Москве.

На следующее утро сразу по окончании литургии, позабыв о столь необходимом отдыхе, я вышел на шумные улицы. Я больше не смотрел свысока на мелодрамы улиц большого города, как приехав впервые из Цетинье в Белград. Наоборот, желание рассмотреть все изблизи преодолело усталость. Я хотел внимательно изучить черты этой древней российской Первопрестольной. И, начав, уже не мог остановиться.

Кузнецкий мост зимой. МоскваКузнецкий мост зимой. Москва     

Сколько шума, сколько гвалта производит прилив и отлив человеческой жизни! Шум города ничуть не тише рева штормовой Адриатики, по волнам которой наш пароход с трудом пролагал себе путь из Котора до Фиуме, но несравнимо прекрасней, потому что в нем есть какой-то смысл.

Мне все казалось еще более удивительным по сравнению с обстановкой в Студенице, откуда я только что приехал[1]. Там, в далекой Сербии, благословенное уединение и тишину лишь изредка нарушает горный ветер, шелестящий листья. Здесь по улицам мчится стремительный поток. Тысячи, сотни тысяч разных лиц: старое, молодое, взволнованное, беззаботное. Непрекращающийся поток куда-то стремящегося человечества. Все куда-то спешат – заходят в магазины, выходят, забегают в банки и лавки. Сани скользят по улицам и площадям. Во всем мире не найдется столько извозчиков, как в Москве. Похоже, сюда собрали лучших лошадей со всего мира. Или, если хотите, здесь есть трамваи, чьи пути покрывают сетью всю Москву с непревзойденным нигде в Европе обслуживанием.

Хромая молли английская сказка главная мысль     

Гул тысяч голосов, крики, плач грудных детей, пронзительные возгласы торговцев. Наряду с богатыми, лучшими в мире мехами видны лохмотья нищих, таких нищих, которые незнакомы моей скромной родине.

Вот надменно прохаживаются купчихи, одетые по моде дамы, за которыми остается в воздухе легкий шлейф дорогих духов. Они, похоже, забыли, что сегодня они живут, а завтра – умрут, и, если кто-то остановил бы их и напомнил им, что все их великолепие – лишь суета сует, они, вероятно, очень бы удивились.

За ними устало бредут согбенные нищетой женщины в лохмотьях.

Здесь – разжиревшие и заспанные обжоры, там – бледные нищие алкоголики, едва стоящие на тонких ногах.

По углам улиц стоят мрачные, разочарованные мужики. В безуспешном поиске работы их не оставляет мысль о женах и детях, с нетерпением ожидающих их возвращения на чердаках и в подвалах, с надеждой на корочку хлеба и глоток молока.

Там, под аркой дома, разочарованный и потерянный мужик пьет водку из бутылки, купленной, возможно, на последние десять копеек. На тротуаре напротив такой же, как и он, бедняк смотрит на него с нескрываемой завистью, засунув руки в пустые карманы и нарочито небрежно посвистывая, будто ему принадлежит вся Москва. Не эти ли люди послужили Максиму Горькому прототипами героев книги «На дне»?

Хромая молли английская сказка главная мысль     

Приведу слова и другого великого русского писателя, сказавшего про весь мир: «Дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей».

Человеческий поток мчится по улицам Москвы с раннего утра до позднего вечера. Стены Кремля смотрят на происходящее внизу, как на человеческую лаву, непрестанно извергаемую невидимым вулканом.

Глядя на это, я думал о незначительности и беспомощности человека, несомого этим потоком.

Прошла похоронная процессия. Почти никто не обратил на нее внимания. Обнажившие голову перед гробом были скорее исключением. Что значит смерть одного, когда миллионы еще живут? В толпе никто не знал и не спрашивал, кого несут на кладбище.

Приближалось время вечерни. Колокола «сорока сороков» церквей мощно зазвонили, призывая человеческий поток остановиться хоть на час, забыть мирские заботы и надежды и предаться молитве и созерцанию. Внезапно от людского потока начали отделяться ручейки людей с обнаженными головами, бегущие к открытым дверям то одной, то другой церкви.

Я присоединился к одной такой струе и с ними вместе зашел под величественные своды церкви, видевшей не одно поколение молящихся.

Еще минуту назад каждый из них вносил свое в уличный шум и гам многолюдного города. Здесь же они вдруг преобразились. Частные цели и желания исчезли, их объединило чувство благоговения и мира. Хор запел, стоящие в церкви подхватили. Я был уже не наблюдателем, а составляющей этого благочестивого сообщества.

Голоса хора слились в великолепном крещендо.

Мой голос присоединился к их голосам в пении рождественского гимна: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение».


[1] Имеется в виду древний сербский монастырь Студеница, где святой Мардарий в 1906 г. принял монашеский постиг. – Прим.ред.