| Христианские рассказы, сказки, повести « Назад 1 … 10 11 12 13 14 15 16 17 18 … 20 Вперёд »
« Назад 1 … 10 11 12 13 14 15 16 17 18 … 20 Вперёд » |
Шел солдат по дороге: раз-два! раз-два! Ранец за спиной, сабля на боку; он шел домой с войны. На дороге встретилась ему старая ведьма — безобразная, противная: нижняя губа висела у нее до самой груди.
— Здорово, служивый! — сказала она. — Какая у тебя славная сабля! А ранец-то какой большой! Вот бравый солдат! Ну сейчас ты получишь денег, сколько твоей душе угодно.
— Спасибо, старая ведьма! — сказал солдат.
— Видишь вон то старое дерево? — сказала ведьма, показывая на дерево, которое стояло неподалеку. — Оно внутри пустое. Влезь наверх, там будет дупло, ты и спустись в него, в самый низ! А перед тем я обвяжу тебя веревкой вокруг пояса, ты мне крикни, и я тебя вытащу.
— Зачем мне туда лезть? — спросил солдат.
— За деньгами! — сказала ведьма. — Знай, что когда ты доберешься до самого низа, то увидишь большой подземный ход; в нем горит больше сотни ламп, и там совсем светло. Ты увидишь три двери; можешь отворить их, ключи торчат снаружи.
Войди в первую комнату; посреди комнаты увидишь большой сундук, а на нем собаку: глаза у нее, словно чайные чашки! Но ты не бойся! Я дам тебе свой синий клетчатый передник, расстели его на полу, а сам живо подойди и схвати собаку, посади ее на передник, открой сундук и бери из него денег вволю. В этом сундуке одни медяки; захочешь серебра — ступай в другую комнату; там сидит собака с глазами, как мельничные колеса! Но ты не пугайся: сажай ее на передник и бери себе денежки. А захочешь, так достанешь и золота, сколько сможешь унести; пойди только в третью комнату. Но у собаки, что сидит там на деревянном сундуке, глаза — каждый с круглую башню. Вот это собака! Злющая-презлющая! Но ты ее не бойся: посади на мой передник, и она тебя не тронет, а ты бери себе золота, сколько хочешь!
— Оно бы недурно! — сказал солдат. — Но что ты с меня за это возьмешь, старая ведьма? Ведь что-нибудь да тебе от меня нужно?
— Я не возьму с тебя ни полушки! — сказала ведьма. — Только принеси мне старое огниво, его позабыла там моя бабушка, когда спускалась в последний раз.
— Ну, обвязывай меня веревкой! — приказал солдат.
— Готово! — сказала ведьма. — А вот и мой синий клетчатый передник!
Солдат влез на дерево, спустился в дупло и очутился, как сказала ведьма, в большом проходе, где горели сотни ламп.
Вот он открыл первую дверь. Ох! Там сидела собака с глазами, как чайные чашки, и таращилась на солдата.
— Вот так молодец! — сказал солдат, посадил пса на ведьмин передник и набрал полный карман медных денег, потом закрыл сундук, опять посадил на него собаку и отправился в другую комнату. Ай-ай! Там сидела собака с глазами, как мельничные колеса.
— Нечего тебе таращиться на меня, глаза заболят! — сказал солдат и посадил собаку на ведьмин передник. Увидев в сундуке огромную кучу серебра, он выбросил все медяки и набил оба кармана и ранец серебром. Затем солдат пошел в третью комнату. Фу ты пропасть! У этой собаки глаза были ни дать ни взять две круглые башни и вертелись, точно колеса.
— Мое почтение! — сказал солдат и взял под козырек. Такой собаки он еще не видывал.
Долго смотреть на нее он, впрочем, не стал, а взял да и посадил на передник и открыл сундук. Батюшки! Сколько тут было золота! Он мог бы купить на него весь Копенгаген, всех сахарных поросят у торговки сластями, всех оловянных солдатиков, всех деревянных лошадок и все кнутики на свете! На все хватило бы! Солдат повыбросил из карманов и ранца серебряные деньги и так набил карманы, ранец, шапку и сапоги золотом, что еле-еле мог двигаться. Ну, наконец-то он был с деньгами! Собаку он опять посадил на сундук, потом захлопнул дверь, поднял голову и закричал:
— Тащи меня, старая ведьма!
— Огниво взял? — спросила ведьма.
— Ах черт, чуть не забыл! — сказал солдат, пошел и взял огниво.
Ведьма вытащила его наверх, и он опять очутился на дороге, только теперь и карманы его, и сапоги, и ранец, и фуражка были набиты золотом.
— Зачем тебе это огниво? — спросил солдат.
— Не твое дело! — ответила ведьма. — Получил деньги, и хватит с тебя! Ну, отдай огниво!
— Как бы не так! — сказал солдат. — Сейчас же говори, зачем тебе оно, не то вытащу саблю да отрублю тебе голову.
— Не скажу! — уперлась ведьма.
Солдат взял и отрубил ей голову. Ведьма повалилась мертвая, а он завязал все деньги в ее передник, взвалил узел на спину, сунул огниво в карман и зашагал прямо в город.
Город был чудесный; солдат остановился на самом дорогом постоялом дворе, занял самые лучшие комнаты и потребовал все свои любимые блюда — теперь ведь он был богачом!
Слуга, который чистил приезжим обувь, удивился, что у такого богатого господина такие плохие сапоги, но солдат еще не успел обзавестись новыми. Зато на другой день он купил себе и хорошие сапоги и богатое платье. Теперь солдат стал настоящим барином, и ему рассказали обо всех чудесах, какие были тут, в городе, и о короле, и о его прелестной дочери, принцессе.
— Как бы ее увидать? — спросил солдат.
— Этого никак нельзя! — сказали ему. — Она живет в огромном медном замке, за высокими стенами с башнями. Никто, кроме самого короля, не смеет ни войти туда, ни выйти оттуда, потому что королю предсказали, будто дочь его выйдет замуж за простого солдата, а короли этого не любят!
«Вот бы на нее поглядеть!» — подумал солдат.
Да кто бы ему позволил?!
Теперь-то он зажил весело: ходил в театры, ездил кататься в королевский сад и много помогал бедным. И хорошо делал: он ведь по себе знал, как плохо сидеть без гроша в кармане! Теперь он был богат, прекрасно одевался и приобрел очень много друзей; все они называли его славным малым, настоящим кавалером, а ему это очень нравилось. Так он все тратил да тратил деньги, а вновь-то взять было неоткуда, и осталось у него в конце концов всего-навсего две денежки! Пришлось перебраться из хороших комнат в крошечную каморку под самой крышей, самому чистить себе сапоги и даже латать их; никто из друзей не навещал его, — уж очень высоко было к нему подниматься!
Раз как-то, вечером, сидел солдат в своей каморке; совсем уже стемнело, и вспомнил про маленький огарочек в огниве, которое взял в подземелье, куда спускала его ведьма. Солдат достал огниво и огарок, но стоило ему ударить по кремню, как дверь распахнулась, и перед ним очутилась собака с глазами, точно чайные чашки, та самая, которую он видел в подземелье.
— Что угодно, господин? — пролаяла она.
— Вот так история! — сказал солдат. — Огниво-то, выходит, прелюбопытная вещица: я могу получить все, что захочу! Эй ты, добудь мне деньжонок! — сказал он собаке. Раз — ее уж и след простыл, два — она опять тут как тут, а в зубах у нее большой кошель, набитый медью! Тут солдат понял, что за чудное у него огниво. Ударишь по кремню раз — является собака, которая сидела на сундуке с медными деньгами; ударишь два — является та, которая сидела на серебре; ударишь три — прибегает собака, что сидела на золоте.
Солдат опять перебрался в хорошие комнаты, стал ходить в щегольском платье, и все его друзья сейчас же узнали его и ужасно полюбили.
Вот ему и приди в голову: «Как это глупо, что нельзя видеть принцессу. Такая красавица, говорят, а что толку? Ведь она век свой сидит в медном замке, за высокими стенами с башнями. Неужели мне так и не удастся поглядеть на нее хоть одним глазком? Ну-ка, где мое огниво?» И он ударил по кремню раз — в тот же миг перед ним стояла собака с глазами, точно чайные чашки.
— Теперь, правда, уже ночь, — сказал солдат. — Но мне до смерти захотелось увидеть принцессу, хоть на одну минуточку!
Собака сейчас же за дверь, и не успел солдат опомниться, как она явилась с принцессой. Принцесса сидела у собаки на спине и спала. Она была чудо как хороша; всякий сразу бы увидел, что это настоящая принцесса, и солдат не утерпел и поцеловал ее, — он ведь был бравый воин, настоящий солдат.
Собака отнесла принцессу назад, и за утренним чаем принцесса рассказала королю с королевой, какой она видела сегодня ночью удивительный сон про собаку и солдата: будто она ехала верхом на собаке, а солдат поцеловал ее.
— Вот так история! — сказала королева.
И на следующую ночь к постели принцессы приставили старуху фрейлину — она должна была разузнать, был ли то в самом деле сон или что другое.
А солдату опять до смерти захотелось увидеть прелестную принцессу. И вот ночью опять явилась собака, схватила принцессу и помчалась с ней во всю прыть, но старуха фрейлина надела непромокаемые сапоги и пустилась вдогонку. Увидав, что собака скрылась с принцессой в одном большом доме, фрейлина подумала: «Теперь я знаю, где их найти!», взяла кусок мела, поставила на воротах дома крест и отправилась домой спать. Но собака, когда понесла принцессу назад, увидала этот крест, тоже взяла кусок мела и наставила крестов на всех воротах в городе. Это было ловко придумано: теперь фрейлина не могла отыскать нужные ворота — повсюду белели кресты.
Рано утром король с королевой, старуха фрейлина и все офицеры пошли посмотреть, куда это ездила принцесса ночью.
— Вот куда! — сказал король, увидев первые ворота с крестом.
— Нет, вот куда, муженек! — возразила королева, заметив крест на других воротах.
— Да и здесь крест и здесь! — зашумели другие, увидев кресты на всех воротах. Тут все поняли, что толку им не добиться.
Но королева была женщина умная, умела не только в каретах разъезжать. Взяла она большие золотые ножницы, изрезала на лоскутки штуку шелковой материи, сшила крошечный хорошенький мешочек, насыпала в него мелкой гречневой крупы, привязала его на спину принцессе и потом прорезала в мешочке дырочку, чтобы крупа могла сыпаться на дорогу, по которой ездила принцесса.
Ночью собака явилась опять, посадила принцессу на спину и понесла к солдату; солдат так полюбил принцессу, что начал жалеть, отчего он не принц, — так хотелось ему жениться на ней. Собака и не заметила, что крупа сыпалась за нею по всей дороге, от самого дворца до окна солдата, куда она прыгнула с принцессой. Поутру король и королева сразу узнали, куда ездила принцесса, и солдата посадили в тюрьму.
Как там было темно и скучно! Засадили его туда и сказали: «Завтра утром тебя повесят!» Очень было невесело услышать это, а огниво свое он позабыл дома, на постоялом дворе.
Утром солдат подошел к маленькому окошку и стал смотреть сквозь железную решетку на улицу: народ толпами валил за город смотреть, как будут вешать солдата; били барабаны, проходили полки. Все спешили, бежали бегом. Бежал и мальчишка-сапожник в кожаном переднике и туфлях. Он мчался вприпрыжку, и одна туфля слетела у него с ноги и ударилась прямо о стену, у которой стоял солдат и глядел в окошко.
— Эй ты, куда торопишься! — сказал мальчику солдат. — Без меня ведь дело не обойдется! А вот, если сбегаешь туда, где я жил, за моим огнивом, получишь четыре монеты. Только живо!
Мальчишка был не прочь получить четыре монеты, он стрелой пустился за огнивом, отдал его солдату и… А вот теперь послушаем!
За городом построили огромную виселицу, вокруг стояли солдаты и сотни тысяч народу. Король и королева сидели на роскошном троне прямо против судей и всего королевского совета.
Солдат уже стоял на лестнице, и ему собирались накинуть веревку на шею, но он сказал, что, прежде чем казнить преступника, всегда исполняют какое-нибудь его желание. А ему бы очень хотелось выкурить трубочку, — это ведь будет последняя его трубочка на этом свете!
Король не посмел отказать в этой просьбе, и солдат вытащил свое огниво. Ударил по кремню раз, два, три — и перед ним предстали все три собаки: собака с глазами, как чайные чашки, собака с глазами, как мельничные колеса, и собака с глазами, как круглая башня.
— А ну помогите мне избавиться от петли! — приказал солдат.
И собаки бросились на судей и на весь королевский совет: того за ноги, того за нос да кверху на несколько сажен, и все падали и разбивались вдребезги!
— Не надо! — закричал король, но самая большая собака схватила его вместе с королевой и подбросила их вверх вслед за другими. Тогда солдаты испугались, а весь народ закричал:
— Служивый, будь нашим королем и возьми за себя прекрасную принцессу!
Солдата посадили в королевскую карету, и все три собаки танцевали перед ней и кричали «ура». Мальчишки свистели, засунув пальцы в рот, солдаты отдавали честь. Принцесса вышла из своего медного замка и сделалась королевой, чем была очень довольна. Свадебный пир продолжался целую неделю; собаки тоже сидели за столом и таращили глаза.
Устное народное творчество богато не только сказками для детей, но и необычными произведениями, предназначенными исключительно для взрослой аудитории. Одним из первых исследователей, обративших внимание на подобные произведения устного народного творчества, был известный ученый-фольклорист XIX века Александр Николаевич Афанасьев.
Что за прелесть эти сказки
Знаменитый сборник русских народных сказок Афанасьева впервые был опубликован в восьми выпусках с 1855 по 1863 годы. В него вошли исключительно приличные сказки, предназначенные в первую очередь для детей. Эти волшебные истории и сейчас учат малышей храбрости, стойкости, добросердечию, заботе о родных и близких.
Но наряду с такими милыми сказками А.Н. Афанасьев записал в разных регионах России и произведения другого рода. В них весело обыгрывались эротические темы с участием представителей всех слоев общества, содержались насмешки над служителями православной церкви, а иногда и сами попы высмеивались за развратные действия. Ученый-фольклорист понимал, что публикация столь неоднозначных сказок в России XIX века неизбежно вызовет скандал. Но, будучи настоящим исследователем, Александр Николаевич не мог оставить без внимания эту часть русского фольклора, пусть и такую пикантную.
В результате, эротические произведения устного творчества были впервые опубликованы в Женеве под заголовком «Народные русские сказки не для печати». Затем А.Н. Афанасьев доработал данный сборник, и в 1872 году (уже после смерти ученого) книга вышла под названием «Русские заветные сказки» все в той же Женеве. Причем, на обложке не было указано имя составителя, а содержалась ироничная надпись: «Валаам. Типарским художеством монашествующей братии. Год мракобесия». Как будто книгу, содержащую антиклерикальные и эротические тексты, написали и опубликовали сами священнослужители, что было явной насмешкой над ними.
В своем предисловии ко второму изданию сборника Александр Николаевич написал: «Эротическое содержание заветных русских сказок, не говоря ничего за или против нравственности русского народа, указывает просто только на ту сторону жизни, которая больше всего дает разгула юмору, сатире и иронии».
Смех над сакральным
Само слово «заветный» в знаменитом «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля имеет значение «завещанный; переданный или хранимый по завету, заповедный, зарочный [т. е. секретный], обетный; задушевный, тайный; свято хранимый». При этом Владимир Иванович сам называл заветными непристойные пословицы и поговорки. Видимо, автор словаря имел в виду их тайный, секретный характер, делающий такие прибаутки-шуточки недопустимыми для всеобщего употребления.
Доктор филологических наук, профессор Борис Андреевич Успенский написал научную работу «»Заветные сказки» А.Н.Афанасьева», которая опубликована в двухтомнике «Избранные труды» (том 2, Москва, 1994 год издания). Ученый отметил, что основную часть вышеупомянутого сборника составляют произведения эротического, непристойного содержания.
«Сказки такого рода были очень распространены в русском быту; они до сих пор распространены в крестьянской среде, хотя обычно рассказываются лишь в определенной аудитории и, видимо, в особых ситуациях», – считает Б.А. Успенский.
Наряду с эротическими, скабрезными сказками сборник А.Н. Афанасьева содержит произведения, в которых высмеиваются дворяне и священнослужители. Особенно много насмешек над попами.
Объединяет эти сказки природа их юмора. Это традиционный для языческой культуры смех над темами, которые имеют большое значение в жизни каждого человека и не подлежат широкому общественному обсуждению. Продолжение рода, потеря девственности, сексуальная страсть и плодовитость семьи имели такое же сакральное звучание для русских крестьян, как и сфера религиозных верований, обрядовой магии. А кто олицетворял собой православную церковь в сознании жителя деревни? Разумеется, попы и монахи, которые сами в быту не всегда соответствовали высоким идеалам нравственности. Вот и стали мишенью для народного юмора.
Символический блуд
А.Н. Афанасьев и другие фольклористы стремились защитить русских крестьян, сочинявших и рассказывавших друг другу подобные сказки, от возможных нападок со стороны рафинированных «святош» и салонных поборников нравственности.
По мнению Александра Николаевича, заветные сказки вовсе не свидетельствуют о грубом цинизме и сексуальной распущенности жителей русских деревень. Напротив, любое осуждение народного юмора является «… не только несправедливостью, но и выражением полнейшего невежества, которое по большей части, кстати сказать, составляет одно из неотъемлемых свойств кричащей pruderie [то есть, ханжеской стыдливости, перевод с французского]».
Большинство фольклористов и филологов считают, что заветные сказки представляют собой отголоски древних языческих верований, отражая не реальный, а символический блуд. Так, во время некоторых исконных русских праздников для приближения весны или увеличения будущего урожая было принято устраивать игрища, гулянья с участием ряженых. Такое народное подобие карнавала, как отметил в своей работе Б.А. Успенский, характеризовалось анти-поведением, ведь в потустороннем мире, согласно языческим верованиям предков, все происходит наоборот.
А значит, во время святочных, масленичных гуляний или в Купальскую ночь символическое отображение блуда в шутках, прибаутках, частушках и сказках имело позитивный характер. Все это вкупе с маскарадным анти-поведением должно было принести людям процветание и плодовитость.
Отмечая древнюю символическую образность русских заветных сказок, ученые уверены в их происхождении из языческих верований. Например, во время похоронного обряда, когда покойник еще находится в доме, у многих славянских народов принято шутить, в том числе и весьма скабрезно, прямо над трупом. Считается, что подобное поведение (обратное показной скорби) облегчает путь умершего в иной мир и защищает живых от энергии смерти.
Половое воспитание
Заветные сказки имели и вполне конкретную цель. Во время святочных игрищ взрослый мужчина мог рассказывать их закомплексованным юношам для сексуального просвещения молодежи, чтобы в такой ироничной форме дать будущим женихам хотя бы приблизительное представление о физической стороне любви. То же самое могло происходить и среди представительниц прекрасного пола — с целью полового воспитания будущих невест.
Например, заветная сказка часто описывает секс и его последствия в форме загадки или различных метафор из жизни животных и растений. Ведь в русском фольклоре фаллос часто отождествляется с гороховым стеблем, а выражение «покушать горошка» означает беременность.
«Подобно тому как сюжет «заветной сказки» может основываться на загадке, он может основываться на двусмысленности того или иного глагола, который наряду с основным своим значением имеет переносное значение в сфере сексуальной семантики. В сущности, это один и тот же принцип, когда обыгрывается двойное прочтение текста – при этом одно из прочтений всякий раз предлагает эротическое содержание», – написал Б.А. Успенский.
Речь может, к примеру, идти о глаголе «дать» в значении «отдаться мужчине» или о глаголе «решетить» – в данном контексте «продырявливать, лишать невинности».
Порочное бесстыдство
Впрочем, далеко не все исследователи считают заветные сказки полезными для воспитания юношей и девушек. Например, два доктора психологических наук Валерия Мухина и Андрей Хвостов совместно написали статью «Отчуждение от себя: блуд, опустошающий нравственное чувство», которая была опубликована в журнале «Развитие личности» (№ 2 за 2010 год). В ней авторы высказали мнение, что подобные скабрезные, эротические произведения устного народного творчества противопоставляют сексуальную распущенность и другие пороки таким ценностям, как христианская нравственность и добродетель.
«В России мы также находим народные похабные, непристойные, бесстыдные частушки, прибаутки, сказки. Особое место занимают «Русские заветные сказки», собранные русским ученым Александром Николаевичем Афанасьевым…», – считают В.С. Мухина и А.А. Хвостов.
При этом ученые предупреждают своих читателей об опасности подобной литературы, советуя молодым людям делать собственный выбор между пороком и добродетелью осознанно, несмотря на то, что в некоторых произведениях содержится явный призыв к эротическим наслаждениям.
«Блуд опустошает нравственное чувство. Блуд является пороком культуры и пороком каждого конкретного человека», – утверждают доктора психологических наук.
У других народов
Многие ученые отмечали явные аналогии между русскими заветными сказками и произведениями скабрезного, эротического содержания, встречающимися в иностранной литературе.
Сам А.Н. Афанасьев в предисловии к своему сборнику написал, что «… другие народы обладают огромным количеством произведений, в которых народный ум, так же мало стесняясь выражениями и картинами, пометил юмором, зацепил сатирой и выставил резко на посмеяние разные стороны жизни».
Французы, немцы, испанцы и представители других западноевропейских народов, например, сочиняли новеллы, баллады и рассказы неприличного содержания, участниками которых были простолюдины, крестьянки, дворяне, монахи и монахини, подмастерья и т.п. Итальянский писатель Джованни Боккаччо тоже почерпнул многие свои сюжеты из эротических историй, распространенных в народной среде.
На фоне некоторых таких новелл русские заветные сказки не кажутся чем-то особенно неприличным. А что касается сходства отдельных сюжетов, то оно вполне объяснимо общностью человеческой натуры – в любой стране есть неверные жены или мужья-развратники, похотливые священники, коварные блудницы и т.п.
Христианские
истоки русских народных сказок.
«Сказка
– великая духовная культура народа,
которую
мы собираем по крохам, и через сказку
раскрывается
перед нами тысячелетняя история народа»
Л.
Н. Толстой.
Теперь на знакомые нам с детства сказки, можно посмотреть
совершенно в другой плоскости. Для того чтобы понять русские сказки, необходимо
вернуться к своим истокам. Нельзя уйти от своих корней, ибо разрыв с ними
подобен отделению реки от её истока. Нельзя уйти от своих корней, ибо разрыв с ними
подобен отделению реки от её истока. «Изучение старинных песен, сказок, — пишет
Пушкин, — необходимо для совершенного знания свойств русского языка».
Что же
нам известно о сказке сегодня? Сказка — это средство формирования мировоззрения
человека.
Сказки
несут свое послание в символической, образной форме. Они способны затронуть
наши самые глубокие чувства. Их непосредственное послание однозначно: вначале
описывается проблема, которая в конце (всегда) находит счастливую развязку.
Сказки
дают ключи к тем жизненным задачам, которые предстоит решать каждому человеку в
своей жизни. В сказках показывается, как самый маленький, глупый и слабый
преодолевает все проблемы и в конце выходит счастливым победителем. Прожитые
чувства в сказках делают детей смелее и сильнее. Сказки помогают детям
справляться со страхом, перебороть себя и поверить в собственные силы; учат
детей тому, что добро будет всегда вознаграждено, а зло наказано (учат детей
законам справедливости), смелый победит (отваге), терпеливый дождётся
(выдержке), честный труд ценится (трудолюбию), правда восторжествует и т.д. Всё
это есть в культурном коде нашей цивилизации, а значит и в сказках.
Поэтому
всегда, как только у вас появится такая возможность, читайте детям народные
сказки, ведь они — источник правильного, здорового и гармоничного воспитания
ребёнка.
В этой
статье покажем христианское начало русских народных сказок.
Репка
Репка –
это некий символ единения вокруг одной цели, одного дела, недаром размеры репки
так сильно преувеличены в сказке. Благодаря маленькой мышке, работе сообща
вытащили репку. Нужно отметить, что ради дела была забыта стародавняя вражда
Жучки и кошки Машки, кошки и мышки. .
А
почему человек одет, а животным одежда не нужна? Людям холодно, а животных
шерсть спасает. Людям стыдно ходить раздетыми, а животным нет. Истоки лежат в
истории человеческого грехопадения. До того, как Адам и Ева ослушались Творца,
они жили в раю, где все было проникнуто красотой и гармонией. Адам и Ева были
безгрешны и как малые дети ходили нагими, не имея предосудительных мыслей.
После того, как они вкусили запретный плод, они вдруг увидели, что наги, и
бросились прикрываться листьями. Изгнанные из рая, на Земле они почувствовали
тяготы холода и зноя, и одежда стала им нужна не только для того, чтобы не
стесняться своего нагого тела, но и чтобы укрываться от ветра, дождя, солнца. А
животные греха не совершали, но и им приходится бедствовать от земных невзгод,
да теплая шкурка выручает. Столько пищи для размышления даёт сказка «Репка».
Теремок
Теремок
в поле понимается как некий дом со своим порядком, где царит мир между разными
животными, которые в нашем мире враждуют между собой. Теремок укрывает всех,
лиса мирно уживается рядом с мышкой, а волк — рядом с зайцем. Нет жертв, нет
преследования; теремок являет собою иное пространство, иной способ организации
мира. Но в то же время дверь в этот мир открывается из нашей повседневности.
Теремок доступен каждому, кто постучится, а потому – уязвим. Рано или поздно
приходит медведь.
Медведь
— самое грозное животное русской земли. От разъяренного медведя спасения нет —
убегающего догонит, речку переплывет, на дерево влезет. В «Теремке» медведь –
воплощение зла. Это темная, древняя сила, пришедшая разгромить небывалое
мироустройство. Медведь не просится в теремок, он даже не дает пригласить себя
к новой жизни. Не будучи ничем спровоцирован, он сразу же разрушает, как бы
реализуя программу, заложенную в его «титуловании» – «всех вас
давишь». Разрушение теремка даётся ему очень легко. Сказка кончается
печальной нотой. Впрочем, звери погибают только в одном из вариантов, в
остальных им удается спастись. Но теремок свое существование прекращает. С
некоторыми оговорками в теремке можно увидеть символ Церкви. Он появляется в
нарушение природной, естественной закономерности – теремок в поле не к месту.
Также и Церковь учреждается не в силу развития человеческого общества, а прямым
вмешательством Божиим. Церковь являет собой иную организацию бытия, иные
принципы, чуждые житейскому рассуждению. Также и теремок меняет обычные повадки
животных. Церковь принимает каждого, оставившего прежнюю жизнь, через покаяние.
И в теремке находится место любому. Церковь несет людям радость и
умиротворение. И в теремке царит мир, в некоторых же вариантах насельники
довольно поют. Церковь претерпевает гонения, и теремок разрушается. Однако
«врата ада» Церкви не одолеют, теремок же пал. Правда, в этом можно
увидеть иллюстрацию тому, что до преображения всей твари Царство Божие на земле
построить нельзя. Во всяком случае, сказка учит, что любовь и взаимопонимание
возможны, а также что они заслуживают бережного отношения. Не надо быть
медведем – и теремок устоит. Христиански правильная сказка.
Колобок
Эта
сказка отражает цепь взаимоотношений человека, растительного и животного мира.
Она, конечно, всем детям знакома, и ее внутренний подтекст они чувствуют
интуитивно. Старик попросил бабку испечь колобок, а муки не было, пришлось ей
по сусекам поскрести. Сундуки для хранения муки. Эти сундуки очень красиво
украшались росписью, резьбой, чеканкой, так как мука, хранившаяся в них, – плод
большого человеческого труда, а помогали человеку солнышко, вода, ветер. Потому
на сусеках символически изображались созидательные силы природы,
женщины-труженицы, растения.
Колобок убежал из дома. Ему встречались разные животные, от которых он ловко
уходил с помощью своей хвастливой песенки. Лиса победила колобка с помощью
лести, хитрости. Колобок поддался слабости и за это поплатился.
Колобок
– это олицетворение материи, плоти, и духа, порабощенных грехом. Порок катится
по миру, вводит в соблазн все живое и в конце концов обрекает себя на
самоуничтожение.
Старик и
волк
В этой сказке человек рассматривается как часть
живой природы во взаимоотношениях с животными. По замыслу Творца, человек – высшее Его
творение, и все силы природы поставлены ему на службу. До прихода в мир греха
все животные поклонялись земному царю. Но после того как он пал и на землю
стали обрушиваться беды, мир животных пришел в смущение: часть осталась служить
человеку, часть восстала на него, животные стали поедать друг друга, мировой
порядок был нарушен. Сказка «Старик и волк» отражает нынешнюю картину бытия.
Нынешний
порядок не всегда будет таким. Бог все равно наведет порядок и восстановит
желанный мир. В сказке это символично выражено уходом стариков в другую
деревню. Жил себе мирно старик со своей женой, с помощниками: кошечкой,
собачкой и овечкой, пока не пришел волк и не потребовал жену. Старик не
согласился отдавать ее и начал вместо жены отдавать кошечку, потом собачку,
потом овечку. Ведь жена – это близкий и дорогой человек, она стоит выше
животных, пусть и хороших помощников. В итоге старики уходят совсем из этой
деревни в другую. Этот поступок символичен, так как показывает, что наступит
новый порядок, где не будет смущения между животными и человеком, все будут
жить в гармонии.
Источники
1.
Русские
сказки: алгоритмы жизни, развития и древнейшая история.https://mypensiya.mirtesen.ru/blog/43575772508/Russkie-skazki:-skryityiy-smyisl,-algoritmyi-zhizni,-razvitiya-i
2.
Волшебная
сказка как жанр. http://www.nelidovo.edu.ru/filialtgu/Babushkina/skazka/w-a.htm
3.
И.А.
Горячева. К.Д. Ушинский и Родное слово. Часть 3. Методическое пособие.
Как поется в одной песне, «не бывает атеистов в окопах под огнем». Когда нам хорошо, мы можем даже не задумываться о том, что на небе над нами кто-то есть, но когда все идет наперекосяк, особую ценность приобретают христианские стихи. Они дают дают надежду на то, что мы не одни в этом мире, учат молиться и прощать. Последнее очень важно, ведь храня в своем сердце злобу, человек в первую очередь травит сам себя, не позволяя отпустить ситуацию и двигаться вперед. А обидчикам и так воздастся по заслугам — если не в этой жизни, то уже после…
Пользу принесет чтение христианских стихотворений и детям, и речь не только о глубоко религиозных семьях. Ведь эти строчки учат ребенка творить добро и не отвечать агрессией на агрессию, помогая расти просто хорошим человеком.
Христианские стихи для детей
Молитва ребёнка
Я хочу иметь сердечко чистое,
И молитвенно прошу Христа:
Ты очами посмотри лучистыми
И останься вечным светом там.
Я маленькая девочка…
Я маленькая девочка,
Играю и пою,
Я Господа не видела,
Но я Его люблю.
Господь — моя защита,
С Ним радостно мне жить,
Никто не запретит мне
Сильней Его любить.
Я маленькая девочка,
Играю и пою,
Господь всегда со мною,
Когда я даже сплю.
Моя песня
Мне солнышко светит прекрасно,
И пахнут цветы на лугу,
Смотря на весенние краски,
Восторга сдержать не могу!
Видна мне Создателя мудрость,
И счастье в душе не таю,
С весёлыми птичками утром
Я песенку Богу пою!
Когда я вырасту
Когда я вырасту большой
И долго буду жить,
Я буду радостно душой
Спасителю служить.
Я как Христов миссионер
Поеду за моря,
Чтобы открыть спасенья дверь
Забытым дикарям.
Я понесу Господень свет
Туда, где тьма, где ночь.
Хочу с начала юных лет
Страдающим помочь.
Дети! Все должны вы знать…
Дети! Все должны вы знать:
Кто не слушается Бога
И капризничает много,
Бог положит на кровать, —
Будешь долго там лежать.
Перестанешь тогда «якать»,
Будешь к Богу горько плакать:
«Боже, встать мне разреши».
А Бог скажет: «Полежи.
Ты сестренку обижал,
Маму с папой раздражал,
Я тебя простил, ты снова
Говорил плохое слово!»
Дети! Все должны мы знать:
Кто не слушается Бога
И капризничает много,
Бог положит на кровать, —
Будешь долго там лежать!
Бог сошёл к нам
Бог сошёл к нам во плоти
По словам пророков,
Чтобы гибнущих спасти
От грехов, пороков.
Поспешим, друзья, прославить,
Не замедлим ныне.
Вознесём хвалу Отцу
За спасенье в Сыне!
Перед сном
Меня мой папа научил
Молиться перед сном,
Чтоб Божий Дух на мне почил
И ночью, как и днём.
Чтоб я хорошая была,
Молюся я Христу,
И чтоб за Господом пошла,
Как только подрасту.
Христианские стихи-поздравления
Пусть Ангел жизнь твою хранит…
Пусть Ангел жизнь твою хранит,
Любовью путь твой озарит,
И веру в лучшее вселяет!
Пусть сердце горести не знает!
Живи в гармонии с собой!
Господь пусть в жизнь внесет покой,
И много радостных мгновений
В прекрасный праздник День рожденья!
Благополучия желают…
Благополучия желают,
Богатства, радостей больших…
Но всё, что в мире предлагают,
В сравненьи с Небом — лишь гроши!..
Что пожелать христианину,
В чём счастье Божьего дитя?
Живи Христом! Пусть не остынет
Ни вера, ни любовь твоя!
Держись Христа во все мгновенья,
Которые дарует Бог,
И празднуй с Богом день рожденья!
Вот всё, что пожелать смогла!
Эта жизнь тебе Богом дана…
Эта жизнь тебе Богом дана,
Всё вершится с его позволения.
Принимай же сегодня сполна
Пожелания в честь дня рождения!
И Господь пусть дарует тепло,
Мудрость — мыслям, а телу — здоровье.
Чтоб жилось тебе с Богом в душе,
Ну а в сердце — с единой любовью!
Ангел пусть направляет тебя,
Не дает ни упасть, ни споткнуться.
Чтобы верными были друзья,
Чтобы было кому улыбнуться.
Пусть в этот светлый День рожденья…
Пусть в этот светлый День рожденья
Судьба несёт в ваш милый дом
Любовь, надежду, лад, терпенье,
Удачу, счастье, как паром!
Пускай Господь хранит вас вечно
От всяких горестей и бед.
Пусть будет сон всегда беспечным,
Всегда пусть будет добрым свет!
Хочу тебе от сердца к дню рожденья…
Хочу тебе от сердца к дню рожденья
Я столько много счастья пожелать,
Но истинное нам благословенье
Один Отец Небесный может дать.
Поэтому молитва моя к Богу
Чтобы и впредь, по милости Его,
Тебе светило солнце на дорогу,
А в свете Божьем — все нести легко.
И счастье в том, что ты даешь другому
От чувств, что ты у Господа берёшь.
Пусть светит ярче Он в те окна дома,
За стёклами которых ты живёшь…
Дай Бог тебе добра и красоты…
Дай Бог тебе добра и красоты,
Любимых глаз сиянье пред рассветом.
И всердце нескончаемой весны,
И свежих роз из сорванных, букетов.
Да свежий запах хлеба на столе,
Родник воды, несущей летом влагу,
Дай золота в дождливом сентябре,
Тепла души в ненастье и прохладу.
И всё, о чём душа твоя болит,
И сердце долго просит унывая,
Надежды огонёк, — пусть он горит,
Любовь твою навеки согревая…
Пусть каждый новый Божий день…
Пусть каждый новый Божий день
Тебе приносит только радость!!
Пусть тёплый свет Его очей
Тебе дарует в жизни благость!
Пусть не устанут никогда
Идти за Богом твои ноги.
Будь верным,друг мой,
И тогда,награда явится от Бога.
Не собирай богатств земных-
Их Божьей славы блеск затмит;
Его лица лица всегда ищи!
Пусть в этом Бог благословит!
Христианские стихи со смыслом
Трудное слово
Есть трудное слово на свете,
Его очень трудно сказать.
Его не хотят часто дети
И слышать, не то что понять.
А взрослым, хоть совесть вещает
Почаще его говорить,
То гордость к тому не пускает,
То званье иль чин не велит…
Оно никому не мешает,
Оно примиряет людей.
И тот, кто его применяет,
Бывает сердечней, добрей.
Что это за слово такое,
Что многих так сильно страшит?
Не сложное, очень простое:
«Прости», — и Бог тоже простит.
Блаженны все, кто зла не помышляет…
Блаженны все, кто зла не помышляет,
И нищим, сострадая, подает.
Блаженны все, кто искренне прощает.
И, вопреки всему, не предает.
Блаженны все, кто слабых не обидит,
Когда бушует жизни круговерть.
Блаженны все, кто верует, не видя,
И молится за отданных на смерть.
Блаженны непорочные в дороге.
Коснувшись, убежит от них беда…
Блаженны все, поверившие Богу,
И в радости ходящие всегда!
Автор: Ольга Дрожжина
Забирает Господь…
Забирает Господь, забирает…
Друг за другом уходят друзья.
Почему это так – Он лишь знает.
Возмущаться и спорить нельзя.
Где-то в вечности, в недрах незримых,
План о каждом живущем готов.
Даты в записях неоспоримых,
Бог занёс ещё прежде веков.
День рождения там и день смерти –
Всё известно Творцу наперёд.
Часто хочется крикнуть: «Не верьте!
Этот друг наш ещё поживёт!
Мы помолимся… Бог милосердный!
Может сжалится и исцелит…?!
Может, внемлет молитве усердной,
Дорогую жизнь эту продлит?!»
Только, что нам о жизни известно?
Ведь у нас угол зренья не тот…!
Судим мы обо всём лишь телесно,
А у Господа это не в счёт.
Смотрит Он с высоты суверенной,
Смотрит с жалостью и добротой.
Зная, что те миры несравненной,
Выстлал он для святых красотой.
Зная, как там встречают спасённых…!
Как им радостно в вечных мирах…!
Нет сравненья с любовью влюблённых
Той любви, что царит в небесах!
Ни забот, ни борьбы, ни страданий…
Всё земное навек позади…!
Только близость Творца мирозданий,
Растекается счастьем в груди!
Звуки вечности душу лелеют,
Наполняется музыкой грудь!
Не жалеют они, не жалеют,
Что закончен их жизненный путь.
Небо приняло! Это – блаженство!
Только мы их теряя, скорбим.
Мы земляне, мы не совершенство,
Долго боль свою не отдадим.
Но Господь понимает и это.
И когда мы теряем друзей,
Он словами надежды и света
Нам о вечности шепчет Своей.
Автор: Анна Вельк-Деер
Я говорил ему о Боге…
Я говорил ему о Боге,
А он в ответ лишь усмехался:
«Да, нам с тобой не по дороге!
Уж лучше б ты со мной остался.
И где твой Бог по небу ходит?
Я что-то там Его не видел?»
А я сказал, что не достоин
Никто из нас Его увидеть…
Он говорил, что мы — фанаты,
Что, только слабый в Бога верит!
А я сказал, что Бог так близок,
Что Он стучится в его двери…
Он говорил, что счастье в сексе.
Он говорил, что радость в пиве.
А я сказал, кто дружит с Богом,
По-настоящему счастливый…
Он мне сказал, что он крутой,
Мол, может дать любому сдачи,
Что у него так много денег,
Дом есть, машина и две дачи.
А я сказал, что это — пепел…
Что, только Бог — Живой и Вечный!
Что он — лишь раб своих имений,
И жаль его мне бесконечно…
Он говорил слова красиво,
И, сам того не замечая,
Страдал от собственных усилий,
Все свои мысли напрягая…
А я смотрел глазами веры! —
И видел в нем родного брата…
Я верил, славить будем вместе
Мы Иисуса с ним когда-то!
Я не сдавался, бой был трудный.
Он задавал вопросов много.
Я отвечал ему с любовью…
Я говорил ему про Бога!
Он наступал, а я сражался.
Он брал в примеры сотни судеб…
А я держал одно оружье:
И говорил — Бог тебя любит!
Он был упрям в своем безбожьи.
Он был так смел в своих решеньях.
В своих путях, покрытых ложью,
В своих уверенных паденьях…
А я любил его всё больше!
И по-плотскИ его не меря,
Рассказывал о Царстве Божьем,
И верил в то, что он — поверит…
Я говорил ему о Боге…
И он уже не усмехался.
Он вдруг сказал: «Нам по дороге,
Спасибо, друг, что ты старался»
Да, несмотря на все упорство,
Я говорил ему про Бога,
И Бог коснулся его сердца:
Теперь мы с ним фанаты оба.
Автор: Арина Батуренко
Крупицы искренности редки так…
Вначале Бог сказал: Да будет Свет!»
И стал по нраву свет для человека.
Но Божье Слово бросив за хребет,
Осталось человечество без Света.
И тьма распространилась на земле;
В сердца проникла, разум замутила.
Понравилось землянам жить во тьме —
Надеялись, что всё им с рук сходило:
-Что мы творим во тьме, не видит Бог.
Как сорняки, грехи распространялись.
И в выборе безнравственных дорог
Уж «Homo sapiens» не сомневались.
В презренье стал Божественный Закон.
Языческие нравы в мире правят.
Распущенность поставлена на кон
И власти ложью попирают правду.
Роскошество царит над беднотой.
В судебных залах — взятки с лицедейством.
Заверченные пёстрой суетой
Беднеют люди чистотою с детства.
Мужчины не спешат семью создать —
Для них достаточно доступных женщин.
Зачем себя заботой утруждать,
Не лучше ль Эго собственное тешить?!
Крупицы искренности редки так.
Доверье к ближнему, как пар, исчезло.
И разъедает беззаконий рак
Любую мысль и любое дело.
Господь на землю наказанья шлёт,
Желая страхом обратить народы.
Но слеп и глух людской водоворот,
Живущий беззакониям в угоду.
То милостью планету обоймёт:
Приносит урожай стократный семя.
Но не внимателен к дарам народ,
Что посылает Бог с Небес на землю.
Как мало тех, кто почесть воздаёт
Святому Жизнедателю вселенной.
Неблагодарность как пырей растёт.
Ворует славу у Творца творенье.
Покайтесь, люди! — призывает Бог.
— Приблизилось к вам Божье Царство, люди!
Пока вы живы, Божия Любовь
Вас в Сыне оправдает — не осудит!
А если ты к Словам Иисуса глух
И отвергаешь Жертву искупленья,
Останется немым твой мёртвый дух,
И с Господом ты не войдёшь в общенье.
И на себя суровый приговор,
Ты, нераскаянный, погибший грешник,
В миг обратишь, как тот библейский вор,
Что не вошёл с Иисусом в рая Вечность.
Автор: Анна Лукс
Иногда любить бывает больно…
Иногда любить бывает больно…
Сердце разрывается невольно,
Кажется, что боль невыносима,
Но Господь – прибежище и сила.
Он на ранку бережно подует,
И Его любовь её рубцует.
Боли нет, страдание исчезло,
Быть в объятьях Господа чудесно.
Ничего с Создателем не страшно,
Потому что всё Ему подвластно.
Он меня ведёт чрез испытанья,
Чтобы я дошла до покаянья…
Осознала немощь и бессилье,
Благодать Всевышнего в обильи,
Ощутила в Нём свою потребность,
А точнее даже – неизбежность.
От Христа не убежать, не скрыться,
Знает Он, на сердце что творится,
И помочь, и исцелить нас хочет,
За людей переживает очень.
Понимает, без Него жить больно,
К Богу мы приходим добровольно.
В Нём душа потребность ощущает
И любовь святую созидает.
Через боль, и даже через муки,
Человек приходит в Божьи руки,
Для того, что б в них найти спасенье,
Получить души успокоенье.
Хоть и больно, но Всевышний рядом,
Вместе с Ним и ад не будет адом,
Ранит мир, но Бог все раны лечит,
Потерпи чуть-чуть – и станет легче.
Автор: Юлия Зельвинская