#1. Укажите предложение с сочинительным союзом
C. Мальчики миновали деревню, паромную переправу, а лодочника все не было.
C. Мальчики миновали деревню, паромную переправу, а лодочника все не было.
B. Вода в заливе стояла на диво белая, будто ее разбавили молоком.
B. Вода в заливе стояла на диво белая, будто ее разбавили молоком.
A. У крайних домиков родного села Аким остановился, чтобы хоть сколько-нибудь заглушить волнение.
A. У крайних домиков родного села Аким остановился, чтобы хоть сколько-нибудь заглушить волнение.
#2. В каком наречии пропущена буква О
A. досух…
A. досух…
B. искос…
B. искос…
C. насух…
C. насух…
#3. В каком предложении НЕ со всеми словами пишется слитно
C. Он просто смотрел на неё, (не) отрывая взгляда, и лицо его (не) меняло своего странного выражения.
C. Он просто смотрел на неё, (не) отрывая взгляда, и лицо его (не) меняло своего странного выражения.
B. Джим (не) подвижно и как-то (не) лепо замер у дверей, точно сеттер, учуявший перепела.
B. Джим (не) подвижно и как-то (не) лепо замер у дверей, точно сеттер, учуявший перепела.
A. Месяц взошел (не) высоко, и я его (не) тотчас заметил.
A. Месяц взошел (не) высоко, и я его (не) тотчас заметил.
#4. Укажите слово, в котором на месте пропуска пишется Ь
A. надеть плащ…
A. надеть плащ…
B. увлеч…ся спортом
B. увлеч…ся спортом
C. невтерпёж… сидеть
C. невтерпёж… сидеть
#5. В каком предложении на месте пропусков пишется НН
A. Поодаль, около Чёрной башни, к яблоне привяза…а запряжё…ая в пролетку серая в пятнах лошадь.
A. Поодаль, около Чёрной башни, к яблоне привяза…а запряжё…ая в пролетку серая в пятнах лошадь.
B. Из окон низеньких белых домов кое-где струился тума…ыми прямыми полосами свет и дли…ыми косяками ложился на желто-бурую блестящую землю.
B. Из окон низеньких белых домов кое-где струился тума…ыми прямыми полосами свет и дли…ыми косяками ложился на желто-бурую блестящую землю.
C. Дно в запруде чистое, песча…ое, вода течет спокойно, а берег гладкий, отлогий, усыпа…ый сухим желтым песком.
C. Дно в запруде чистое, песча…ое, вода течет спокойно, а берег гладкий, отлогий, усыпа…ый сухим желтым песком.
#6. В каком предложении на месте пропуска пишется НН
A. Дно в запруде чистое, песча…ое, вода течет спокойно, а берег гладкий, отлогий, усыпа…ый сухим желтым песком.
A. Дно в запруде чистое, песча…ое, вода течет спокойно, а берег гладкий, отлогий, усыпа…ый сухим желтым песком.
C. Электрические лампочки, подвеше…ые на углах штаба, освещали сухой и гладко вымоще…ый квадрат двора.
C. Электрические лампочки, подвеше…ые на углах штаба, освещали сухой и гладко вымоще…ый квадрат двора.
B. Поодаль, около Чёрной башни, к яблоне привяза…а запряжё…ая в пролетку серая в пятнах лошадь.
B. Поодаль, около Чёрной башни, к яблоне привяза…а запряжё…ая в пролетку серая в пятнах лошадь.
#7. Найдите деепричастиеКаждый из нас в течение всей жизни, любя по-своему природу, понимает, что любовь к ней не бездеятельна и созерцательна
B. любя
B. любя
б) любя
б) любя
A. созерцательна
A. созерцательна
#8. Укажите предложение, в котором есть деепричастный оборот
A. На берегах безымянных рек, оставшись без горючего, разбросал свои пушки артиллерийский полк.
A. На берегах безымянных рек, оставшись без горючего, разбросал свои пушки артиллерийский полк.
B. Небо выяснилось и, синея, мерцало холодным узором звёзд.
B. Небо выяснилось и, синея, мерцало холодным узором звёзд.
C. Мотыльки летели со всех сторон на свет и падали, обожжённые, на скатерть.
C. Мотыльки летели со всех сторон на свет и падали, обожжённые, на скатерть.
#9. В каком слове на месте пропуска пишется буква О
B. т..лант
B. т..лант
C. наглух..
C. наглух..
A. ф..нтазия
A. ф..нтазия
#10. В каком предложении все выделенные слова пишутся слитно
B. Мне (НА) ВСТРЕЧУ, чистые и ясные, словно ТО (ЖЕ) обмытые утренней прохладой, принеслись звуки колокола.
B. Мне (НА) ВСТРЕЧУ, чистые и ясные, словно ТО (ЖЕ) обмытые утренней прохладой, принеслись звуки колокола.
A. А ты в это время уже возвращался (МАЛО) ПОМАЛУ к обыденной жизни, (НЕ) СМОТРЯ на обиды.
A. А ты в это время уже возвращался (МАЛО) ПОМАЛУ к обыденной жизни, (НЕ) СМОТРЯ на обиды.
C. Она (НИ) ЧЕГО не понимает, ЧТО (БЫ) ей ни говорили, и только (БЫСТРО) БЫСТРО хлопает ресницами.
C. Она (НИ) ЧЕГО не понимает, ЧТО (БЫ) ей ни говорили, и только (БЫСТРО) БЫСТРО хлопает ресницами.
#11. В каком предложении на месте пропуска пишется одна буква Н
C. Когда всё было готово, он величестве..о опустился в кресло.
C. Когда всё было готово, он величестве..о опустился в кресло.
A. Не поведал я тебе, что красавица в церкви Божией перевенча..а.
A. Не поведал я тебе, что красавица в церкви Божией перевенча..а.
B. Или конь твой захромал, худо кова..ый?
B. Или конь твой захромал, худо кова..ый?
#12. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно
B. Делла стояла у окна и уныло глядела на серую кошку, прогуливающуюся по серому забору вдоль серого двора.
B. Делла стояла у окна и уныло глядела на серую кошку, прогуливающуюся по серому забору вдоль серого двора.
A. Резкий порыв ветра уверенно подхватил самолёт, но затем он провалился в яму и Бену стало мучительно плохо.
A. Резкий порыв ветра уверенно подхватил самолёт, но затем он провалился в яму и Бену стало мучительно плохо.
C. Молодые казаки ехали смутно и удерживали слёзы, боясь отца, который, с своей стороны, был тоже несколько смущён.
C. Молодые казаки ехали смутно и удерживали слёзы, боясь отца, который, с своей стороны, был тоже несколько смущён.
#13. В окончании какого причастия пропущена буква И
C. с выдающ…мся ученым
C. с выдающ…мся ученым
B. в строящ…мся цехе
B. в строящ…мся цехе
A. у плещущ…гося моря
A. у плещущ…гося моря
#14. Укажите предложение, в котором выделенное слово является категорией состояния
B. В городе было НЕСПОКОЙНО.
B. В городе было НЕСПОКОЙНО.
C. Вечером собаки вели себя НЕСПОКОЙНО.
C. Вечером собаки вели себя НЕСПОКОЙНО.
A. Дженни НЕСПОКОЙНО спалось остаток ночи.
A. Дженни НЕСПОКОЙНО спалось остаток ночи.
#15. Укажите вариант ответа, в котором НЕ со словом пишется раздельно
C. (не)решённая, а списанная задача
C. (не)решённая, а списанная задача
A. (не)умытое лицо
A. (не)умытое лицо
B. (не)причёсанный ребёнок
B. (не)причёсанный ребёнок
#16. В каком слове на месте пропуска пишется буква О
B. свет..фор
B. свет..фор
C. ст..рательно
C. ст..рательно
A. т..лант
A. т..лант
#17. Какое слово пишется через дефис
C. (по) просту
C. (по) просту
B. (по) немногу
B. (по) немногу
A. (по) прежнему
A. (по) прежнему
#18. Укажите предложение без пунктуационной ошибки
C. Задневавший в долине, шакал выскочил из-под наших ног и стрелою помчался в горы.
C. Задневавший в долине, шакал выскочил из-под наших ног и стрелою помчался в горы.
A. После выстрела, прозвучавшего в лесу одиноко, зверь опустился на снег.
A. После выстрела, прозвучавшего в лесу одиноко, зверь опустился на снег.
B. От уха к уху бежит по цепи шёпот переданный от передового.
B. От уха к уху бежит по цепи шёпот переданный от передового.
#19. Найдите причастие, в суффиксе которого пропущена буква Я
C. бре…щийся человек
C. бре…щийся человек
A. дремл…щий щенок
A. дремл…щий щенок
B. вер…щий в справедливость
B. вер…щий в справедливость
#20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется ИКуда бы вы н(1) держали путь по своим землям, н(2) давайте отрокам причинять вред н(3) своим, н(4) чужим, н(5) сёлам, н(6) посевам, чтобы н(7) стали люди проклинать вас.
A. 5,6,7
A. 5,6,7
B. 3,4,5,6,7
B. 3,4,5,6,7
б) 3,4,5,6,7
б) 3,4,5,6,7
Тест по русскому языку по теме Причастие 7 класс. Тест включает в себя 2 варианта, каждый вариант состоит из 11 заданий.
1 вариант
А1. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?
1) с ушедш..м поездом, развес..вший фотографии
2) о накаливш..йся обстановке, поспор..вший с приятелем
3) о проливш..мся молоке, выгор..вший участок
4) с прошедш..м праздником, выкат..вшийся клубок
А2. В каком ряду в обоих причастиях на месте пропуска пишется буква А (Я)?
1) вид..щий, сморщ..нный
2) проща..щийся, озадач..нный
3) стел..щийся, потрач..нный
4) кле..щий, рассе..нный
А3. В каком ряду в обоих причастиях на месте пропуска пишется буква Е?
1) выставля..мый, разве..на
2) завис..мый, сочт..ны
3) управля..мый, заверш..на
4) движ..мый, усе..ны
А4. В каком ряду в обоих причастиях на месте пропуска пишется одна буква Н?
1) напряжё..ый труд, решение найде..о
2) печё..ые овощи, охваче..ы радостью
3) просвещё..ое общество, нечая..ая встреча
4) мощё..ая булыжником, дети растеря..ы
А5. В каком примере НЕ с причастием пишется слитно?
1) (Не)работающий, а сломанный телефон.
2) Посуда (не)убрана в шкаф.
3) (Не)накормленная вовремя собака.
4) (Не)оконченная повесть.
А6. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
1) Всю досаду, накопленную во время скучной езды путешественник вымещает на смотрителе.
2) В чём художественный смысл картинок на стенах «смиренной, но опрятной обители», изображающих историю о блудном сыне?
3) С детских лет отзывается в наших сердцах благородный голос Лермонтова, пробуждающий отвагу, утверждающий чувства долга и чести.
4) Д.С. Мережковский сравнивал стихи Лермонтова с «заученными с детства молитвами».
(1)У побережья одной из индонезийских провинций поймана кистепёрая рыба целокант, относящаяся к виду, вымершему, как считалось, около 80 миллионов лет назад. (2)Рыбак и его сын в течение часа держали пойманную рыбу у себя дома, а потом выпустили целоканта в огороженный сетью участок моря. (3)Выловленный индонезийскими рыбаками целокант был длиной 131 сантиметр и весом 51 килограмм.
В1. Напишите, чем выражено сказуемое в предложении (1).
В2. Из предложения (1) выпишите действительное причастие прошедшего времени. Укажите его вид.
В3. Напишите, какие причастия встречаются в предложении (2).
В4. Выпишите из предложения (3) причастный оборот.
С1. Расскажите, в чём вы видите значение охраны животных.
2 вариант
А1. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?
1) о пропавш..й книге, рано состар..вшийся
2) с брызжущ..м весельем, заиндев..вший лес
3) с заканчивающ..ми школу, высвет..вший проблему
4) о разбивш..ся чашке, нечаянно обид..вший
А2. В каком ряду в обоих причастиях на месте пропуска пишется буква А (Я)?
1) позор..щий, засе..нный
2) держ..щий, скош..нный
3) занима..щийся, спа..нный
4) отбира..щий, постриж..нный
А3. В каком ряду в обоих причастиях на месте пропуска пишется буква Е?
1) встреча..мый, потер..на
2) отража..мый, учт..на
3) невид..мый, прекращ..на
4) сберега..мый, выслуш..ны
А4. В каком ряду в обоих причастиях на месте пропуска пишется одна буква Н?
1) гружё..ая машина, девочка рассея..а
2) покраше..ый забор, невида..ый успех
3) лома..ая линия, пути отреза..ы
4) вяза..ая бабушкой, письмо получе..о
А5. В каком примере НЕ с причастием пишется слитно?
1) (Не)поставленные на место лыжи.
2) (Не)выключенный утюг.
3) (Не)прибранная, а разбросанная одежда.
4) Огурцы (не)засолены.
А6. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
1) Он пролез через частокол в сад, влез на дерево, раскинувшееся ветвями, упиравшимися в самую крышу дома.
2) Бедная старушка, лишённая последней надежды, уныло поплелась в хату.
3) Крик, двигавшейся в стороне, тучи диких гусей отдавался в дальнем озере.
4) Месяце вышины неба давно уже озарял весь двор, наполненный спящими, густую кучу верб и высокий бурьян, в котором потонул частокол, окружавший двор.
(1)Леса на Земле вырубаются повсеместно, но особенно обеспокоены экологи зоной субтропиков. (2)За последние сто лет уничтожено около половины всех влажных лесов планеты. (3)»Облысение» обширных территорий увеличивает отражающую способность Земли. (4)Почвы нагреваются, изменяется циркуляция воздушных масс вблизи экватора, уменьшается количество выпавших осадков, что приводит к образованию пустынь.
В1. В предложении (1) найдите причастие, укажите его вид и форму.
В2. Укажите синтаксическую роль слова «уничтожено» из предложения (2).
В3. Укажите вид причастия из предложения (3).
В4. Укажите время причастия из предложения (4).
С1. Расскажите, что вы знаете о проблемах экологии.
Ответы на тест по русскому языку по теме Причастие 7 класс
1 вариант
А1-3
А2-4
А3-3
А4-2
А5-4
А6-1
В1. Кратким страдательным причастием
В2. Вымершему
В3. Страдательные причастия прошедшего времени
В4. Выловленный индонезийскими рыбаками
С1. Основная задача охраны редких и исчезающих видов в том, чтобы путем создания благоприятных условий обитания добиться увеличения их численности, которое устранило бы опасность их исчезновения. Необходимо заботиться об охране окружающей среды: наших лесов и водоёмов, где живут животные и птицы. Мы должны помогать всем животным и охранять их, чтобы они могли жить на нашей земле вместе с нами.
2 вариант
А1-4
А2-1
А3-2
А4-3
А5-2
А6-3
В1. Краткая форма страдательного причастия
В2. Сказуемое
В3. Действительное причастие настоящего времени
В4. Прошедшее
С1. Экологические проблемы — это проблемы, появляющиеся в связи с деятельностью человека, это ухудшает качество окружающей среды, которое необходимо для благополучия всех живых организмов. В наше время обострились проблемы экологии, которые связаны с тем, что в мире постоянно увеличиваются выбросы промышленных отходов, загрязняющих нашу атмосферу. Строительные работы, развитие промышленности, транспорт, добыча полезных ископаемых тесно связаны с разрушительными процессами на планете.
МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
Работаем по учебнику М.Т.Баранова
И.В.ВЯЛЫХ,
г. Калуга
7 класс
Правописание глагольных форм на -мый
является одним из самых трудных вопросов
орфографии. Ключом для безошибочного написания
частицы не в таких случаях является
правильное отнесение данного слова к
соответствующей части речи – причастию или
прилагательному, поскольку каждая из этих частей
речи подчиняется своим правилам орфографии.
Неумение различать отглагольные прилагательные
на -мый и причастия приводит к устойчивым
ошибкам в работах школьников.
К сожалению, в школе изучение
правописания глагольных образований на -мый
в рамках традиционной программы не
предусматривается, однако опыт работы
подсказывает, что знакомство с правописанием
таких слов надо начинать уже с 7-го класса.
Необходимость этого объясняется
наличием в учебнике упражнений, требующих выбора
слитного/раздельного написания частицы не
с этими глагольными формами.
Так, в упражнении № 101 (Баранов М.Т.,
Григорян Л.Т. и др. Русский язык. 7-й класс. М.:
Просвещение, 1993) даются формы (не)видимый,
(не)сокрушимой. Как писать не с этими
словами? Как определить, к какой части речи они
относятся? Учебник не дает ответов на эти
вопросы. Видимо, предполагается, что ученик
сможет разрешить проблему самостоятельно…
Думаю, сказанного уже достаточно, чтобы убедить
коллег в необходимости изучения правописания
глагольных форм на -мый именно на этом
этапе обучения.
Статья опубликована при поддержке интернет-сайта «receptino.ru». На сайте Вы найдёте популярные кулинарные рецепты приготовления блюд с пошаговыми инструкциями и фотографиями, а также секреты кулинарии. Салаты, супы, блюда из мяса, рыбы, птицы, овощей, творога, яиц, грибы, домашнее консервирование, закуски, выпечка и многое другое. Выбирайте понравившееся блюдо, например, плов (http://receptino.ru/plovy/1718-plov-iz-telyatiny-v-multivarke) и готовьте с удовольствием! Приятного аппетита!
На одном из уроков закрепления темы «Не
с причастиями» ученикам предлагается такое
задание:
Раскрыть скобки, объяснив слитное и
раздельное написание не:
1) (не)законченный эксперимент;
(не)законченный лабораторией эксперимент;
эксперимент (не)закончен; эксперимент до сих пор
(не)закончен;
2) (не)просохшая после дождя земля; (не)просохшая
земля; (не)утихающий, а усиливающийся ветер;
3) (не)замеченная ошибка; (не)обнаруженные при
осмотре дефекты; (не)поладки (не)устранены;
4) (не)прекращающийся всю ночь снегопад;
(не)прекращающиеся метели; движение транспорта
(не)прекращено;
5) (не)принятое комиссией предложение;
(не)приятный для всех разговор; решение
(не)принято;
6) совсем (не)исследованные районы; совсем
(не)исследованные геологами районы;
7) (не)установленные до конца причины;
совершенно (не)выясненные обстоятельства;
(не)заменимый на данной работе сотрудник;
никем (не)заменимый сотрудник; (не)любимая
ребенком игрушка.
Последнее, восьмое задание позволяет
создать на уроке проблемную ситуацию:
ученики не могут правильно объяснить
слитное/раздельное написание не в этих
примерах.
Поставим вопрос: (не)заменимый, (не)любимый –
это причастия или прилагательные?
Нужно обратить внимание учеников на суффиксы
обоих слов (в данном случае – -им-) и
подвести их к мысли, что по форме они похожи
на страдательные причастия настоящего времени.
Здесь полезно обратиться к таблице «Образование
страдательных причастий настоящего времени» (см.
учебник, с. 39). Ребята должны вспомнить, что
интересующая нас разновидность причастий не
образуется ни от глаголов совершенного вида, ни
от непереходных глаголов несовершенного вида.
Стоит поговорить и о том, в каких контекстах
употребляются страдательные причастия
настоящего времени:
(обратим внимание на то, что подлежащее
исходного предложения в конструкциях со
страдательным причастием превращается в
дополнение в форме тв. п.).
Вернемся к поставленному вопросу. От каких
глаголов образованы интересующие нас слова?
На отглагольные прилагательные с -ем-/-им-
распространяются правила правописания имен
прилагательных, а не причастий: частица не
может писаться слитно с полными прилагательными
такого типа и при наличии зависимых, поясняющих
слов, а также с прилагательными такого типа в
краткой форме: методы работы неприменимы в
данных условиях, запасы солнечной энергии
неистощимы, независимое от ударения написание
и т.д.
Раздельно с не пишутся
отглагольные прилагательные на -мый в
двух случаях:
1) если от них зависят отрицательные
местоимения или наречия с частицей ни
(ср.: почти неизлечимая болезнь – не
излечимая никакими средствами болезнь);
2) если при них есть частицы далеко не, отнюдь не
и др. (ср. у него независимый характер – это
отнюдь не зависимый показатель).
Необычно ведут себя отглагольные
образования на -мый, восходящие к
переходным глаголам несовершенного вида: будучи
формально «законными» причастиями, в сочетании с
не они ведут себя то как причастия, то как
прилагательные. Они считаются причастиями и
пишутся раздельно с не, когда:
1) от них зависят отрицательные
местоимения и наречия с частицей ни (никем
не любимый человек, нисколько не почитаемый
праздник);
2) от них зависит дополнение в форме тв. п. (не
любимая ребенком игрушка, не определяемое
нами понятие – но: неопределяемое в рамках
этой теории понятие).
В этом и заключается особенность
страдательных причастий настоящего времени: все
остальные пишутся раздельно с не при
наличии любых зависимых слов (слова со
значением высшей степени качества не в счет). Ср.: нелюбимая
с детства игра – не полюбившаяся с детства игра,
неопределяемое в данной теории понятие – не
определенное в данной теории понятие).
Эта особенность отглагольных
образований на -мый делает правило еще
более запутанным. Чтобы справиться с ним, удобно
воспользоваться приведенным ниже алгоритмом.
Следует, однако, иметь в виду, что
отглагольные прилагательные на -мый
очень часто без не не употребляются и
поэтому пишутся слитно с этой частицей (полный их
список приводится ниже).
Алгоритм правописания отглагольных
образований на -мый
Теперь необходимо вернуться к
записанным словам и выяснить, как же пишется с
ними частица не.
(Не)заменимый на данной работе
сотрудник: (не)заменимый – слово образовано от
глагола заменить совершенного вида; это
отглагольное прилагательное. При слове нет
отрицательного местоимения, нет части типа отнюдь
не. Вывод: пишу незаменимый на данной
работе. Никем (не)заменимый сотрудник: к
отглагольному прилагательному относится
отрицательное местоимение.
Вывод: пишу никем не заменимый
сотрудник.
(Не)любимая ребенком игрушка:
(не)любимая – слово образовано от глагола любить
несовершенного вида, переходного. Это причастие
на -мый. Оно пишется с не
раздельно, если у него есть зависимое слово в тв.
п.: (не)любимый (кем? чем?) ребенком –
значит, пишу не любимая ребенком игрушка.
На этом этапе урока очень важно строго
соблюдать шаги алгоритма, чтобы избежать
ошибочных написаний.
После того как основное правило
разграничения отглагольных образований на -мый
осмыслено учащимися, полезно записать в словари
исключения, то есть слова, которые пишутся с не
всегда слитно. Эти 45 слов входят в активный
словарный запас школьников и часто
употребляются ими в различных письменных
работах. Не стоит требовать от учеников
заучивания этих слов. Постоянная работа со
словарем, включение этих слов в разного рода
диктанты сформируют необходимый навык
правописания. Таблица с этими словами может
постоянно находиться на стенде в кабинете
русского языка в качестве зрительной опоры.
На заключительном этапе урока
предложим ученикам следующее упражнение:
Объясните написание не с
прилагательными на -мый в данных примерах.
Никем несокрушимая сила,
неразличимые невооруженным глазом детали,
неуловимое для глаз движение, никем не уловимое
движение, ничем не объяснимый случай, ни с чем не
сравнимая радость, непереводимое на другой язык
выражение, не нарушаемая нами тишина; не
спрягаемая, а склоняемая часть речи.
В конце урока учащиеся получают домашнее
задание: выучить алгоритм, внимательно
перечитать слова-исключения и выполнить
синтаксический разбор предложений, расставив в
них знаки препинания, раскрыв скобки и объяснив
орфограммы.
1. Многое в них было (не)понятно
закрыто (н_)кем (не)ощутимой (н_)кому (не)видимой
завесой.
2. Ему самому захотелось что есть духу
бежать туда где на снегу лежал этот маленький
(н_)кем (не)любимый человек оказавшийся вдруг
таким стойким.
На следующем уроке материал
закрепляется уже на более сложных примерах. Хочу
порекомендовать коллегам упражнение из книги: Розенталь
Д.Э. Практическое пособие по русскому языку. М.:
Просвещение, 1990. С. 140, № 302.
Богатый материал содержится и в
пособии Хлебниковой А.В., Плотниковой А.В. Сборник
текстов для закрепления навыков орфографии и
пунктуации. М.: Просвещение, 1967. С. 136–138.
Думаю, что каждый учитель отберет
необходимый материал с учетом возможностей
своего класса. Предложенная система, проверенная
в работе автора в течение нескольких лет, дает
хорошие результаты и позволяет добиться
устойчивого орфографического навыка.
Надеюсь, что описанный в статье опыт
работы заинтересует коллег-словесников и окажет
им практическую помощь в изучении трудных
вопросов правописания.
Как правильно пишется слово «искусно»
/>Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: искажаться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Синонимы к слову «искусно»
Предложения со словом «искусно»
- Несомненно, весьма искусно сделанные, с тонкой резьбой по краям и идеальным покрытием на циферблате, но всё же часы как часы.
Цитаты из русской классики со словом «искусно»
- Медная, довольно искусно сделанная фигурка Клеопатры несколько примирила Самгина с Иноковым.
Значение слова «искусно»
ИСКУ́СНО . Нареч. к искусный. (Малый академический словарь, МАС)
Афоризмы русских писателей со словом «искусно»
- Многие из современников Пушкина владели словом почти так же искусно, так же легко, как он, но никто из них не мог соединить в стихе простоты и ясности слова с музыкой его, никто из предшественников и современников его не мог возвыситься до таких стихов, какими написан, например, «Пророк».
Отправить комментарий
Дополнительно
Значение слова «искусно»
ИСКУ́СНО . Нареч. к искусный.
Предложения со словом «искусно»
Несомненно, весьма искусно сделанные, с тонкой резьбой по краям и идеальным покрытием на циферблате, но всё же часы как часы.
Зная притом, что шут необыкновенно силён и очень искусно владеет оружием, молодой рыцарь смотрел на него, как на забавного слугу, который мог быть полезен при случае, и обращался с ним очень ласково.
Центр каждого шкафа украшали искусно вырезанные головы драконов.
Синонимы к слову «искусно»
- умело
- ловко
- виртуозно
- изобретательно
- красиво
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Словари
1. Хорошо знающий свое дело, обладающий высоким мастерством; умелый.
2. Сделанный, исполненный с большим умением, мастерски.
ИСКУ́СНЫЙ — прил., употр. сравн. часто
Морфология: иску́сен, иску́сна, иску́сно, иску́сны; иску́снее; нар. иску́сно
1. Искусным называют человека, который очень хорошо, профессионально умеет делать что-либо.
Такое блюдо под силу приготовить только искусным поварам. | Он был искусным, известным всему городу врачом.
2. Работу, изделие называют искусными, если работа, изделие сделаны очень качественно, с большим мастерством.
Шитьё было такое тонкое и искусное, что цветы казались живыми. | нар.
Фигурка танцовщицы была искусно вырезана из дерева. | Он искусно владел оружием.
иску́сность сущ., ж.
ИСКУ́СНЫЙ, искусная, искусное; искусен, искусна, искусно. Умелый, ловкий, тонко знающий свое дело. Искусный стрелок. Искусный портной.
|| С большим умением исполняемый; сделанный мастерски, с большим искусством. Искусная работа. Искусно (нареч.) вышитый узор.
ИСКУ́СНЫЙ, -ая, -ое; -сен, -сна.
1. Умелый, хорошо знающий своё дело. И. портной.
2. Умело, хорошо сделанный. Искусная работа.
| сущ. искусность, -и, жен.
1) Хорошо знающий свое дело, обладающий высоким мастерством в чем-л.
На прошлой неделе сгорел у меня кузнец, такой искусный кузнец и слесарное мастерство знал (Гоголь).
гра́мотный, квалифици́рованный, о́пытный, уме́лый
2) Сделанный, исполненный с большим умением, мастерски.
Искусное формулирование и применение моральных суждений — основа продвижения проектов и речевого разрешения конфликтных ситуаций (Ю. Рождественский).
виртуо́зный, ма́стерский, то́нкий, филигра́нный, ювели́рный
иску́сно, иску́сность, иску́сник разг., безыску́сный, неиску́сный
Этимологически слово связано с древнерусским искусъ ‘испытание’, ‘искушение’, ‘умение’, имеющим общеславянский корень * kus-.
Зе́лен виногра́д не вку́сен, млад челове́к не иску́сен посл.
ИСКУ́СНЫЙ -ая, -ое; -сен, -сна, -сно.
1. Обладающий мастерством, большим умением; умелый. И. портной. И. стрелок. Этот врач весьма искусен.
2. Сделанный, выполненный с большим умением и тонкостью; мастерский. И-ая работа. И-ая резьба. И-ая дипломатия.
◁ Иску́сно, нареч. И. сделанное ружьё. И. маневрировать. И. вести пропаганду. Иску́сность, -и; ж. И. мастера. И. исполнения.
-ая, -ое; -сен, -сна, -сно.
1. Тонко знающий свое дело, обладающий высоким мастерством в чем-л.; умелый.
[Пекарский] был искуснейший адвокат, и тягаться с ним было нелегко. Чехов, Рассказ неизвестного человека.
Врачи были искусны, молодость сильна, и обер-лейтенант поправился. Федин, Города и годы.
2. Сделанный, выполненный с большим умением и тонкостью, мастерски.
Под подписью «Масленников» был сделан удивительно искусный, большой и твердый росчерк. Л. Толстой, Воскресение.
Стулья понравились Семячкину. Он долго рассматривал на их спинках искусную резьбу в виде гроздьев винограда. Строгова, Мастер Семячкин.
(обладающий высоким мастерством, умелый) в чем. Искусные в плетении кружев мастерицы.
иску́сный; кратк. форма -сен, -сна
иску́сный, иску́сная, иску́сное, иску́сные, иску́сного, иску́сной, иску́сных, иску́сному, иску́сным, иску́сную, иску́сною, иску́сными, иску́сном, иску́сен, иску́сна, иску́сно, иску́сны, иску́снее, поиску́снее, иску́сней, поиску́сней
прил., кол-во синонимов: 44
осуществляющий некоторую деятельность с большим мастерством (о человеке))
исполненный с большим искусством (о деятельности, результате деятельности))
ИСКУСНЫЙ, артистический, артистичный, виртуозный, мастерский, мастерской
ИСКУСНО, артистически, артистично, виртуозно, мастерски
Syn: тонкий, хитроумный, квалифицированный, умелый
Ant: грубый, кустарный, неумелый,неквалифицированный
Искусившийся, изловчившийся, изощрившийся, знающий, ловкий, способный, умелый, хитрый, наметавшийся, наторелый, знаток, мастер; мастерской, тонкий, утонченный, филигранный.
искусный // искусственный
ИСКУСНЫЙ // ИСКУССТВЕННЫЙ
Составляют гнездо пар с паронимами искусно // искусственно, искусность // искусственность.
ИСКУСНЫЙ. 1. Умелый, хорошо знающий своё дело. Синонимы: артистичный, техничный (спорт.). 2. Умело, хорошо выполненный. Синоним: мастерской.
Искусн|ый: 1)
ый мастер, ювелир, пианист, фокусник, фехтовальщик;
ая резьба, отделка, утончённость, работа;
• В истории он [Потап Зайков] известен как искусный штурман. Л.Пасенюк. Иду по Командорам.
• Тот, кто претендовал на лучшую отметку, брал самый трудный проект, требовавший искусного черчения и длительных расчётов. М.Павлов. Воспоминания металлурга.
Фразеологизмы: Искусный плаватель и на море не утонет (умелому, хорошо знающему своё дело человеку ничто не страшно).
ИСКУССТВЕННЫЙ. 1. только полн. ф. Не природный, ненатуральный, сделанный наподобие настоящего, природного. Синоним: неестественный. Антоним: естественный. 2. Притворный, неискренний. Синонимы: неестественный, ненастоящий, деланный. Антоним: естественный.
Искусственный: 1)
ое озеро, орошение, опыление, освещение;
ые зубы, цветы, волосы;
ая радость, весёлость, бодрость.
• Инженер с любопытством смотрел на эту возню, на людей, сновавших вокруг искусственной горы. В.Ярошенко. Люди и сокровища.
• Однако, попробовав, он [Брюллов] отказывается от этого замысла, объясняя обществу, что искусственное огненное освещение ему не удаётся. Г.Леонтьева. Карл Брюллов.
• [Елена Андреевна:] Любовь была не настоящая, искусственная, но ведь мне казалось тогда, что она настоящая. А.Чехов. Дядя Ваня.
Фразеологизмы: Искусственное дыхание (восстановление дыхательных движений лёгких с помощью особых приёмов; мед.). Искусственный спутник (космический летательный аппарат, движущийся по околоземной орбите).
Сравните: искусный подход — мастерской, умелый подход; искусственный подход — неестественный подход.
Слово «ИСКУСНЫЙ» как пишется? Проверочное слово
При произношении многих слов не слышатся некоторые согласные, из-за чего их так и называют — «непроизносимые». Обычно такие согласные имеются в стечении согласных:
- грустный[г р у с н ы й’];
- прелестный[п р’ и л’ э с н ы й’];
- окрестность [а к р’ э с н а с’ т’];
- чувствовать тепло;
- девственный лес;
- здравствуйте
- гигантский побег;
- дилетантский подход
Правописание слова «искусный»
Это прилагательное, имеющее значения «обладающий мастерством», а также «превосходно выполненный, сделанный мастерски́», применяют как определение, например, в словосочетаниях:
- искусный мастер;
- искусный барельеф.
При написании этой лексемы по аналогии с уже приведенными словами, имеющими труднопроизносимое скопление согласных стн, может возникнуть сомнение:
как правильно пишется «иску сн ый» или «иску стн ый»?
Проверочное слово к слову «искусный»
Чтобы не написать ошибочно интересующее нас слово, поищем проверочное слово, в котором непроизносимый согласный произносится четко. Это происходит тогда, если после согласного, нуждающегося в проверке, появится в проверочном слове гласный, который усилит его фонетическую позицию, например:
- чес т ный — чес т е н со мной;
- поз д ний — опоз д ать;
- умес т ный — умес т е н вопрос.
Как видим, непроизносимый согласный можно выявить с помощью проверочного слова двумя способами:
- подбор однокоренной лексемы
- ненас т ный — ненас т ье;
- сер д це — сер д ечко;
2. изменить форму слова
- громоз д кий — шкаф громоз д ок;
- ярос т ный порыв — ярос т ен в гневе.
Подберем родственные слова:
- иску сн ость выделки;
- выполнено иску сн о.
Этот прием не сработал. Все так же неясно, есть ли непроизносимый согласный «т» в корне слова:
искусн ый — корень/окончание.
Изменим полную форму качественного прилагательного:
иску сн ый мастер — мастер искус е н.
Появившийся беглый гласный в корне слова между согласными «сн» четко высветил, что в этой морфеме нет непроизносимого согласного.
Еще раз убедимся в этом:
- чудесный день — чудесен мир;
- тесный — тесен плащ;
- интересный рассказ — мне интересен собеседник;
- вкусный пирожок — борщ вкусен;
- опасный поворот — борщевик опасен для человека.
Вывод
Отличаем написание анализируемого прилагательного с одной буквой «с» в корне от написания похожего слова «искусство».
Правописание слова «искусный»: откуда ошибки, грамматика, употребление
Как правильно пишется слово «искусный»? Так, как здесь, без сдваивания «с» и буквы «т» . Ошибочное написание «искуссный», «искустный», и т.п., объяснимо происхождением предмета этой статьи и слова «искусство» с производными от него из одной и той же древнейшей словоформы. Разберёмся детальнее.
Причина ошибок
«Искусный», «искусство» и многие другие слова произошли от древнейшего «кус»: «кусать», «откусывать». С приставкой «ис-» получилось «искус» – искушение, желание отведать, предвкушение наслаждения. На этом пути словообразования от первичного корня разошлись. К «искус» добавились суффикс «-н-» и окончание «-ый». Таким образом на основе глагола образовалось качественное прилагательное, обозначающее нечто, вызывающее желание обладать им и/или приятные чувства.
Существительное «искусство», в котором как раз две «-с», образовано от того же «искус» при помощи суффикса «-ств-» и окончания «-о». Его (существительного) значение – способ(ы) создания предметов или понятий, вызывающих искус. И уже от «искусство» произошло прилагательное, так сказать, второго порядка – «искусственный», что значит созданный посредством искусства, в естественном виде не существующий.
Таким образом, непосредственной связи между «искусный», «искусство» и «искусственный» нет: правописание любого из этих слов не влияет на таковое остальных. В чём по Викисловарю, между прочим, недолго и запутаться: там, бог весть с какой причины, в «искусный» суффикс «-н-» введен в состав корня. Что ж, викизнание (любое) суть викизнание как оно есть, а как нужно писать «искусный», теперь, будем надеяться, понятно: «-ств-» это суффикс существительных, но не прилагательных.
Грамматика
Итак, «искусный» это качественное прилагательное, состоящее из приставки «ис-», корня «-кус-», суффикса «-н-» и окончания «-ый». Постановка ударения и разделение переносами ис-ку́с-ный. Что в который раз, не будем чиниться понапрасну, свидетельствует о некомпетентности авторов Викисловаря: односложные корни слов переносами не разрываются. Падежные формы:
- Именительный:
- иску́сный (муж. ед. ч.); иску́сен (краткая форма);
- иску́сная (жен. ед. ч.); иску́сна (кр. ф.);
- иску́сное (средн. ед. ч.); иску́сно (кр. ф.);
- иску́сные (мн. ч.); иску́сны (кр. ф.).
- Родительный:
- иску́сного (муж. ед. ч.);
- иску́сной (жен. ед. ч.);
- иску́сного (средн. ед. ч.);
- иску́сных (мн. ч.).
- Дательный:
- иску́сному (муж. ед. ч.);
- иску́сной (жен. ед. ч.);
- иску́сному (средн. ед. ч.);
- иску́сным (мн. ч.).
- Винительный (одушевленных предметов):
- иску́сного (муж. ед. ч.);
- иску́сную (жен. ед. ч.);
- иску́сное (средн. ед. ч.);
- иску́сных (мн. ч.).
- Винительный (неодушевленных предметов):
- иску́сный (муж. ед. ч.);
- иску́сную (жен. ед. ч.);
- иску́сное (средн. ед. ч.);
- иску́сные (мн. ч.).
- Творительный:
- иску́сным (муж. ед. ч.);
- иску́снойвариантиску́сною (жен. ед. ч.);
- иску́сным (средн. ед. ч.);
- иску́сными (мн. ч.).
- Предложный <О, В/Во, При и др. предлоги>:
- иску́сном (муж. ед. ч.);
- иску́сной (жен. ед. ч.);
- иску́сном (средн. ед. ч.);
- иску́сных (мн. ч.).
Значение
Прилагательное «искусный» употребляется в следующих взаимосвязанных значениях:
- Нечто, изготовленное добросовестно, со знанием дела, выполненное досконально, «с душой»: «Искусная работа всегда вызывает одобрение, даже если ее смысл неясен, противоречив или неприемлем».
- Некто, вполне владеющий мастерством в определённой области: «Искусный мастер должен быть не только основательно подготовлен профессионально, но также быть добросовестным и проявлять в работе смекалку».
Синонимы прямые: «виртуозный», «умелый»; косвенный – «тонкий» («тонкая работа» и т.п.). Антонимы «бестолковый», «неряшливый», «неуклюжий»; косвенный – «грубый». «Профессиональный», вопреки Викисловарю, синонимом к «искусный» не является: во-первых, человек, вполне обученный какой-нибудь профессии, может работать спустя рукава, с холодком, или, зная, как надо сделать, попросту схалтурить. Во-вторых, опытнейший, но недалёкий профессионал в нестандартной ситуации может оказаться совершенно беспомощным, в то время как действительно искусный мастер своего дела сообразит, каким образом выйти из положения.
Как правильно пишется слово «интересно»
/>Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: канцероген — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ассоциации к слову «интересно»
Синонимы к слову «интересно»
Предложения со словом «интересно»
- Мне всегда очень интересно знать, что мои знакомые умеют делать в случае необходимости.
Цитаты из русской классики со словом «интересно»
- Как сладко рассказывать и как интересно слушать о бесконечно разнообразных летних впечатлениях!
Значение слова «интересно»
ИНТЕРЕ́СНО . 1. Нареч. к интересный (в 1 знач.). (Малый академический словарь, МАС)
Афоризмы русских писателей со словом «интересно»
- Ведь если очень страстно хочешь все забыть, все и забывается или, по крайней мере, замутняется до неузнаваемости. Интересно то, что если страстно, напряженно забываешь постыдное, оно и окружающими скорее забывается, быстрее превращается в полузабытую легенду.
Отправить комментарий
Дополнительно
Значение слова «интересно»
ИНТЕРЕ́СНО . 1. Нареч. к интересный (в 1 знач.).
Предложения со словом «интересно»
Мне всегда очень интересно знать, что мои знакомые умеют делать в случае необходимости.
Теперь ему самому стало интересно узнать, чем кончится вся эта история.
Спасибо моим дорогим читателям со всего света за истории, фотографии и прекрасные комментарии. Мне всегда очень интересно узнавать о вашей жизни!
Синонимы к слову «интересно»
- любопытно
- приятно
- забавно
- пикантно
- важно
Ассоциации к слову «интересно»
- рассказывать
- интерес
- заинтересованность
- круто
- экскурсовод
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Интересно» или «интерестно» — как правильно пишется?
Лексическая единица интересно может быть наречием или кратким прилагательным среднего рода (письмо интересно и содержательно). Слово имеет корень и два суффикса:
- Корень: интерес—
- первый суффикс: -н-
- второй суффикс: -о.
Ключ к пониманию загадки правописания тесно связан с морфемным составом слова. Единственный правильный вариант написания: интересно.
В данном случае правы будут те, кто напишет это слово так, как оно слышится в устной речи – без лишней буквы т. Слово интерестно звучит не по-русски и является безусловной ошибкой. Почему же тогда некоторым хочется втиснуть туда букву т? — Да потому что есть в русском языке, слова, где злополучное т не произносится, но писать его надо! Тогда и получается вот такая путаница. В двух случаях на картинке ниже буква т является лишней, а в одном слове её все-таки надо писать.
Правило написания
Опасное сочетание СН представляет собой стык корня слова, который оканчивается на с-, и следующего за ним суффикса -н:
- интерес – интересно;
- ужас – ужасно;
- вкус – вкусно.
Но есть слова, корень которых заканчивается не на -с, а на –ст: известие, грусть, доблесть. На стыке корня с суффиксом —н получается сочетание -стн:
- известно;
- грустно;
- доблестно.
В устной речи скопление трех согласных – сочетание труднопроизносимое, буква т ускользает от произношения. Но если она ускользнет от написания – это будет ошибка. И старательные ученики на всякий случай пишут беглянку где надо, и где не надо. А ведь достаточно всего лишь изменить спорное слово так, чтобы ясно услышать (или не услышать!) непроизносимую букву т:
- интересно – интересен;
- ужасно – ужасен;
- неизвестно – неизвестен;
- яростно – яростен
В таблице ниже – алгоритм поиска непроизносимой буквы т в опасном сочетании -СН-. Если вы не знаете точно, как писать правильно: интерестно или интересно — сделайте морфемный разбор слова или подберите однокоренные слова.
Проверочное слово к слову «интересный»
В прилагательном «интересный» нет непроизносимого согласного звука в корне слова.
В некоторых словах русского языка в стечении согласных «стн» имеется непроизносимый согласный «т», написание которого докажет подобранное проверочное слово, например:
- ненастный — ненастье;
- окрестность — окрест;
- местность — место;
- грустный — грустить.
По аналогии с этими словами возникает сомнение: нужно ли написать букву «т» в слове «интересный»?
«Интересный» или «интерестный», как правильно?
Чтобы выяснить правильное написание этого прилагательного, пойдем традиционным путём: подберем проверочное слово среди родственных лексем или изменим само слово так, чтобы в нем в сомнительном месте после согласного появился гласный звук, который прояснит звучание слова.
Это качественное прилагательное образует краткие формы, различающиеся категорией рода и числа:
- интерес е н рассказ;
- интересна история;
- интересно сообщение;
- интересны дела.
Изменив форму слова, полное прилагательное преобразовали в краткое. В краткой форме единственного числа мужского рода этого качественного прилагательного в стечении согласных «сн» появилась беглая гласная «е». Теперь ясно слышно, что после звука «с» нет непроизносимого согласного «т».
Дополнительный материал
Такая же орфографическая ситуация просматривается и в написании следующих слов, которые можно проверить, изменив их грамматическую форму:
Интересный или интерестный?
Можно быть неплохим знатоком русской орфографии, отлично разбираться в пунктуации, но время от времени спотыкаться в написании, казалось бы, самых простых и привычных слов. Одним из таких слов и становится прилагательное ИНТЕРЕСНЫЙ. Совсем не малое количество людей ничуть не сомневаясь пишут его с буквой Т в корне: «интересТный». И если это происходит не в текстовом редакторе типа Ворда или Блокнота (которые подчеркивают неправильное слово красной линией), то текст отправляется адресату с ошибкой и производит неприятное впечатление. Чтобы таких казусов не происходило, достаточно запомнить несложные правила написания подобных прилагательных.
Интересный или интерестный
В самом деле, неудивительно, что данное прилагательное вызывает желание написать его неправильно. В русском языке немало действительно созвучных прилагательному ИНТЕРЕСНЫЙ слов, пишущихся именно с Т в корне:
- месТный, месТно;
- извесТный, извесТно;
- лесТный, лесТно;
- чесТный, чесТно;
- радосТный, радосТно и так далее.
Однако это не значит, что все подобные определения пишутся только так, а не иначе. Другая часть прилагательных (а также наречий), похожих по звучанию и написанию на «интересный», пишется без Т:
- опасный, опасно;
- прекрасный, прекрасно;
- ужасный, ужасно;
- гласный, гласно;
- напрасный, напрасно и другие.
Прилагательное ИНТЕРЕСНЫЙ относится ко второй группе и пишется без Т в корне.
Как правильно пишется
Чтобы понять, почему же там нет буквы Т, определим, от чего образовалось прилагательное, поменяем его форму и найдем проверочное слово. Итак, прилагательное образовано от существительного «интерес». Сразу видим, что здесь нет никакой Т, значит, и в других словоформах ее нет. Проверяем, изменив форму прилагательного из полной в краткую: «интересный – интересен». Здесь, как видим, тоже нет никакой Т. Значит, и в полной форме прилагательного ее нет.
Неправильно пишется
Соответственно, неправильно пишется «интересТный», «опасТный», «ужасТный», «напрасТный»,так как эти слова – по аналогии – проверяются однокоренными словами, где после корня идёт беглая гласная Е:
- опасный – опасен;
- ужасный – ужасен;
- напрасный – напрасен.
Примеры предложений
- — Интересно, интересно, — бормотал под нос Петрович, разглядывая что-то под капотом.
- Фильм оказался очень интересным, и Катя уже не жалела о потраченных деньгах.
- Интересная книга захватила Сергея настолько, что он не услышал даже третьего звонка в дверь.
Не интересный или неинтересный
Часто также возникает затруднение при написании «неинтересный»: слитно пишется или раздельно? «Не» — это предлог или приставка? Как проверить, и существует ли какое-то правило? Разумеется, существуют определённые правила правописания «не» с прилагательными.
Как правильно пишется
Чаще всего «не» с прилагательными пишется слитно и представляет собой частицу: в случае если это антоним к прилагательному без приставки: «ИНТЕРЕСНЫЙ» (занимательный) – «НЕИНТЕРЕСНЫЙ» (скучный, занудный).
Однако это же слово можно написать и раздельно – в этом случае учитываем смысл полной фразы. В русском языке частица «не» пишется раздельно в двух случаях:
- Когда во фразе есть противительный союз «а» или «но». Например: «Против ожидания, лекция оказалась не интересной, а крайне затянутой и скучной». «Визит к соседям оказался не только не интересным, но, напротив, тоскливым и утомительным»
- Когда во фразе присутствует усиление отрицания при помощи наречий «вовсе», «отнюдь», «совсем». Например: «Петр Петрович расстроился: долгожданная книга оказалась совсем не интересной». «Отнюдь не интересный вечер, — проворчал Сергеев, натягивая перчатки».
Неправильно пишется
Соответственно, при наличии противительного союза написание слова «неинтересный» будет считаться неправильным.
Неинтересно или не интересно
Правописание наречий «неинтересно» и «не интересно» соответствует тем же правилам, что и правописание прилагательного. При наличии союзов «а» и «но», а также при усилении отрицания «не интересно» пишется раздельно. Во всех остальных случаях – слитно.
Раздельное написание слова не интересно
Усиление отрицания, напомним, достигается наречиями «отнюдь», «совершенно», «вовсе», «абсолютно» и синонимичными им.
Слитное написание слова неинтересно
«Неинтересно» пишется слитно и в случае, если это краткое прилагательное без противительных союзов:
- неинтересный – м.р., ед. число;
- неинтересна – ж. р., ед. число;
- неинтересно – ср. р., ед число,
- неинтересны – мн. число.
Примеры предложений
- Я сидел молча: мне это было неинтересно. (слитное написание наречия)
- Я сидел молча: мне было не только не интересно, а, наоборот, скучно до зевоты. (раздельное написание, обусловленное противительным союзом «а»))
- Я сидел молча: мне было абсолютно не интересно, что он там вещает. (раздельное написание, обусловленное усилением отрицания)
- Я сидел молча: его имя было неизвестно мне. (краткое прилагательное, написанное слитно)
Вывод
Итак, правильное написание слов «неинтересно» и «неинтересный» не представляет сложности, если запомнить несложные правила: сами по себе они всегда пишутся слитно, а с противительными союзами или отрицающими наречиями – раздельно.