Церковь Покрова на Нерли: что рядом?
Церковь Покрова на Нерли находится в относительной близости от следующих достопримечательностей этого региона
В силу неравномерного расположения мировых достопримечательностей следует принять во внимание условную близость объектов.
Собор Рождества Пресвятой Богородицы Свято-Боголюбского монастыря ~ 1,4 км. Собор Боголюбской иконы Божией Матери Свято-Боголюбского монастыря ~ 1,5 км
Собор Боголюбской иконы Божией Матери Свято-Боголюбского монастыря ~ 1,5 км
Церковь Иоакима и Анны ~ 1,6 км
Свято-Боголюбский монастырь ~ 1,6 км
Церковь Михаила Архангела в Красном селе ~ 8,1 км
Князь-Владимирская церковь ~ 9,7 км
Успенская церковь ~ 11,0 км
Дом-музей Столетовых ~ 11,5 км
История
Величественные здания из белого камня стали создавать в Залесье еще во времена правления Юрия Долгорукого. В течение 1152 года по его приказу возвели Спасский собор в Переславле-Залесском и церковь Бориса и Глеба в Кидекше, которые можно увидеть и в наши дни. К сожалению, многие церкви того периода не дошли до наших дней.
Боголюбский активно продолжал дело своего отца, привлекая для строительства европейских мастеров. Поэтому в храмах, которые возводились в его времена, начала появляться романская символика. В частности, грифон, несущий лань, трактовался в зодчестве Западной Европы как символ Христа и трепетной души христианина.
Археологические раскопки, которые велись у храма, позволяют сделать выводы о том, как в прошлом могли выглядеть утраченные элементы. Исследователи полагают, что от церкви спускалась лестница к берегу Нерли, где находилась пристань. За столетия река изменила свой ход, сместившись к востоку. Теперь в этом месте лишь небольшой водоем. Однако в древности Нерль была гораздо более полноводной. Белокаменная церковь при этом была издалека видна с кораблей, которые там проходили.
Историки продолжают вести споры о том, когда именно проводились работы по возведению этого храма. В сохранившихся летописных источниках точных сведений об этом событии содержится очень мало. Иногда записи даже противоречат друг другу. В Кратком Владимирском летописце можно встретить упоминание о двух каменных церквях, выстроенных по приказу Боголюбского возле его резиденции.
Век и год создания
Можно сказать с уверенностью только то, что построен храм в XII веке. Считается, что он мог появиться в период, ограниченный 1158 и 1166 годами. Предположения о более конкретных датах тесно связаны с причинами, по которым было принято решение о начале строительных работ. В частности, в «Житии князя Андрея Боголюбского» 1702 года есть упоминания о том, что храм смогли возвести в течение одного сезона. Церковь выстроили в память о сыне Боголюбского Изяславе Андреевиче, умершем совсем молодым.
Сын князя скончался во Владимире, возвратившись из похода, от тяжелых ранений, в сентябре или октябре 1165 года. По одной из версий, именно после этого скорбного события Боголюбский повелел возвести церковь на берегу Нерли.
Однако судя по данным Владимирского летописца, создававшегося в XVI веке, уже в 1158 году на Руси имелся храм Покрова Пресвятой Богородицы. Первая церковь с таким посвящением на протяжении почти двух столетий оставалась единственной. По крайней мере, никаких доказательств иного историкам пока обнаружить не удалось.
Праздник Покрова Пресвятой Богородицы
Говоря об истории создания этой церкви, нельзя не коснуться истории самого празднования Покрова, который не входившим в греческие богослужебные уставы. Упоминания о нем встречались исключительно в отечественных месяцесловах. Сведений в источниках Византии о нем нет, либо их отыскать ученым пока не удалось. Празднования в других странах распространились уже с Руси.
Покров Пресвятой Богородицы
Праздник был установлен именно князем Андреем после произошедшего с ним летом 1164 года чудесного явления. Дружина Боголюбского отправилась тогда в поход волжских булгар. Перенимая византийские традиции, русские воители брали с собой образа, защищавшие и помогавшие им. По легенде, в решающий момент от иконы Спаса Владимирской Богоматери начали исходить лучи пламени. Противник был разбит, а позже возник замысел о создании храма на берегу Нерли, рассказывает летописец.
Проложное сказание и текст службы на Покров можно встретить в списках, датированных периодом XIII—XIV веков. Как писал выдающийся археолог советского времени Николай Воронин, Боголюбский вместе с епископом установили этот праздник и посвятили ему Покровскую церковь на Нерли, не получив предварительно санкцию киевского митрополита.
Правитель сильнейшего в те времена Владимиро-Суздальского княжества воплотил идею об особом покровительстве Богоматери его земель и людей, которые их населяли. В результате в устав этот праздник был включен в ХІІ веке.
Архитектура
От храма XII века без существенных искажений до XXI века сохранился основной объём – небольшой, слегка вытянутый по продольной оси четверик (около 8 х 7 м без учета апсид, подкупольное звено является прямоугольным: ширина и длина относятся как сторона и диагональ полуквадрата — 3,1 м на 3,5 м). Среди всех владимиро-суздальских белокаменных храмов, не считая надвратных, это самый миниатюрный и грациозный: общая его ширина чуть более 10 м, а внутренняя высота 20,8 м. Здание венчает высокий тонкий барабан (отношение его диаметра к высоте равно 0,79) с узкими окнами, поднятый на пьедестал-постамент. Купол храма первоначально был шлемовидным, но впоследствии был заменен луковичным.
Храм Покрова на Нерли. План |
Средняя апсида чуть приподнята над двумя боковыми, разрывая горизонталь колончатого пояса; несколько поднято и среднее окно, что подчеркивает вертикальную ось. На апсидах аркатурно-колончатый пояс с поребриком расположен сверху, некоторые колонки пояса заменены полуколоннами, спускающимися до цоколя, что создает цельную и «вертикально-ориентированную» картину декора апсид.
Царь Давид с голубями и львами. Средняя закомара храма Покрова на Нерли. |
Мир / Европа / Россия / Церковь Покрова на Нерли, разлив рек Клязьма и Нерль
Идея снять знаменитый памятник древнерусской архитектуры, церковь Покрова на Нерли, возникла спонтанно. В новостях по радио я услышал о том, что под Рязанью ввели режим чрезвычайной ситуации: из-за небывалого паводка подтопило около 500 домов.
Церковь Покрова я уже снимал с воздуха в 2010 году. Опросил местных друзей о ситуации с паводком под Владимиром. Довольно оперативно мне прислали очень многообещающие фотографии — луг, через который в прошлый раз мы шли пешком, был залит водой до полотна железной дороги. Стало понятно, что выезжать на съемку нужно срочно, прямо сейчас, пока вода не начала спадать. Серьезной проблемой было отсутствие в нашем арсенале лодки. Друзья сказали, что нанять лодку на месте практически нереально. Все эти сложности я описал компаньону — Диме Моисеенко и спросил, готов ли он бросить все свои дела (девушек и фейсбук) и поехать под Владимир. Дима оказался готов как пионер. Вторым «пионером», готовым к авантюрам ради красивого кадра, стал Денис Синяков — штатный фотограф агентства Reuters.
Выезжать решили немедленно, в эту же ночь, чтобы быть на месте к рассвету. Нужно было срочно искать плавсредство. Купленную в интернете лодку Диме привезли домой за час до выезда — около полуночи. Через 3,5 часа борьбы с не очень хорошей дорогой и сном мы оказались около железнодорожной станции Боголюбово. В 4 утра на улице было темно и малолюдно. После нескольких попыток прочтения инструкции в свете тусклого фонаря и коллективного мозгового штурма мы, наконец, собрали лодку и, перетащив через железнодорожную насыпь, произвели ее торжественный спуск на воду. В спешке совершенно забыли про традицию с разбиванием бутылки с шампанским, которой у нас, впрочем, и не было.
Воды, как и обещали, было очень много. Из-за опустившегося на реку тумана складывалось ощущение, что мы стоим на берегу моря: до горизонта — только вода, противоположного края совершенно не видно. В тот момент, когда мы уже практически отправились в плавание, на берегу появилась группа фотографов. У них было много фототехники, штативы, но не было главного инструмента для съемки разлива — лодки. Фотографы посмотрели на воду, на нас и нашу лодку, повздыхали и побрели куда-то в туман по железнодорожной насыпи… Мы же, не мешкая, отчалили.
Я опущу подробности нашего славного плавания сначала через лес, потом по полям-лугам. Только скажу для полноты представления, что из всех трех участников съемки болотные сапоги были у одного лишь Дениса, а Дима, сев грести на весла, минут через десять признался, что делает это первый раз в жизни.
Итак, поплутав в тумане по протокам примерно час, мы увидели смутный силуэт церкви как раз к моменту рассвета. Солнце окрасило небо и воду такими нереальными красками, что мы чуть не забыли, зачем сюда приплыли.
Ребята схватились за фотоаппараты, я сел на весла и около получаса тишину нарушали только щелчки затворов. Фотографы настолько увлеклись, что лишь угроза нецелевого использования лодочных весел позволила мне все же оторвать Диму от видоискателя камеры и сосредоточиться на съемке воздушных сфер, которые вы теперь можете посмотреть в сегодняшнем туре…
Тест и фотосъемка Станислав Седов, Дмитрий Моисеенко
28.04.2012
Церковь Покрова на Нерли (1165 г.) у села Боголюбово — величайший памятник русской архитектуры. Входит в объект Всемирного наследия ЮНЕСКО под названием «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля». Эта выдающаяся достопримечательность России построена на рукотворном холме в месте слияния рек Нерль и Клязьма. Разливам реки противостоит фундамент особой конструкции, уходящей на пять метров вглубь холма. Удивительно, что храм был возведен всего за год — в житии Андрея Боголюбского указано: «оную церковь единым летом соверши и обитель монашествующим при ней содела». Из летописи следует, что храм связан с победоносным походом владимирцев на булгар и гибелью сына князя Андрея — княжича Изяслава.
До нашего времени храм уцелел чудом. В конце XVIII века игумен Боголюбского монастыря, к которому относилась церковь Покрова Богородицы, решил разобрать здание церкви — та была убыточна, а монастырю нужен был кирпич для строительства колокольни. К счастью, игумену не хватило денег, чтобы начать работы. К сожалению, не уцелели внутренние росписи храма — при обновлении в 1877 году они были полностью утрачены.
Цитата из блога «Журнал Другого»
Совпадают ли нынешний и первоначальный облик храма?
Мы ничего не знаем и о первоначальном облике храма Покрова на Нерли. Существует несколько вариантов реконструкции. В целом можно смело утверждать, что он во многом сохранил свой первоначальный облик. Еще в XIX веке археолог и исследователь архитектуры Николай Артлебен проводил осмотр храма и небольшие раскопки подле него. На расстоянии 2,5 метров от стен в земле были найдены остатки белокаменных конструкций. Артлебен предположил, что это могли быть фрагменты не сохранившихся построек. Спустя почти 100 лет Николай Воронин провел довольно масштабные археологические исследования окрестностей церкви и тоже нашел белокаменные конструкции и фундаменты. По его мысли, это могли быть остатки белокаменных галерей, которые примыкали к храму с трех сторон — южной, северной и западной. На основании своих данных он сделал научную реконструкцию предполагаемого первоначального облика церкви с открытыми галереями. Существуют иные варианты реконструкций, некоторые ученые считают, что галереи могли быть построены позже, например, в годы правления князя Всеволода Большое Гнездо, развившего традиции белокаменного зодчества.
Храм (Церковь) Покрова на Нерли
«Молчаливая лебедушка» 8 столетий отражается в водной глади небольшого озера Нерли – старицы реки Клязьмы. В зимние дни Храм сливается с окрестностями, и кажется, что именно природа, а не человек, ваяла небесное сооружение. Место для постройки было выбрано не случайно.
Там, где Нерли впадала в Клязьму, завершалась водная магистраль Владимиро-Суздальской земли. Обогнув церковь, корабли поворачивали к княжеской пристани, но чувство восхищения русской землей долго не проходило. Храм был воздвигнут правителем князем Андреем в честь сына Изяслава, отдавшего жизнь в сражениях с волжским булгарами.
Популярное за 7 дней
О силе молитвы «Да воскреснет Бог»
26.09.21 23:09
Какие ошибки может допустить на исповеди человек по отношению к священнослужителю?
24.09.21 11:48
Осень Левитана
21.09.21 16:18
Псалом 2-й. Один из самых поучительных для человека
23.09.21 13:12
Женщин всегда не пускают в алтарь или есть исключения?
24.09.21 09:32
Феодора Александрийская: 3 предостережения от блудного греха
24.09.21 09:48
Чудо природы – разноцветные скалы Чжанъе Данксиа
23.09.21 12:38
День рождения Мамы. Мысли новомучеников о Рождестве Богородицы
20.09.21 21:47
Священный Синод РПЦ: Патриарх Варфоломей более не имеет права представлять себя лидером мирового Православия
24.09.21 16:36
Митр. Антоний (Паканич) о тайне нашего спасения
22.09.21 11:58
Наследие ЮНЕСКО
В конце 90-х годов Храм оказался у Владимирского епископства, как церковное сооружение, не имеющего своего прихода. Несколько раз Нерлинская Церковь предавалась разным приходам. Около 20 лет назад Церковь на Нерли была внесена в списки ЮНЕСКО, как уникальное сооружение российских мастеров, облик которого соответствует критериям оценки исторических мест.
- Постройка, стремящаяся ввысь, кажется легкой и прозрачной, почти воздушной. Любой человек, увидевший его, не перестает удивляться возможностям человеческого разума.
- Церковь осталась неповторимым творением, которое прославляло непобедимость русского народа.
- Здание — последняя религиозная постройка, выполненная во Владимиро-Суздальском княжестве во времена правления Андрея Боголюбского.
- Воздвигнутая 800 лет, Церковь составляет удивительную гармонию с окружающей природой — озером, лесами, зеленью луга, небом.
Строительство Церкви Покрова на Нерли
Начало постройки
Строительство нового Храма было обусловлено историческими событиями – победой над неприятелем. Задуман был Храм как торжественный монумент сложной архитектуры. Свидетельском о том, что храм сооружался на Владимирской земле, является резьба по белому камню.
Именно так выполнены рельефы на стенах:
- Для барельефа Библейского Давида использованы крупные камни, с особой тщательностью выбиты самые мелкие детали, как например складки на поддире царя, лента на груди. Царь Давид, играющий на гуслях, изображен рядом с различными животными. Скульптурные группировки заметны сразу.
- 19 скульптурных рельефов женщин (считается, что первоначальное количество их было намного больше), причем волосы каждой заплетены в косы. Историки считают, что это сама Божья Матерь.
- На каждом фасаде львы с кудрявыми гривами, грифоны, которые сжимают в когтях оленей. Каждое изображение несет какой-то символ. Лев – знак Андрея Боголюбского, изображение льва украшает герб Владимира. Грифон свидетельствует о том, что рядом Христос. Голуби связывают нас со святыми духами.
Современные исследователи подсчитали, что чтобы просто выровнять каменный блок мастеру нужно ударить тысячу раз по инструменту, чтобы произвести фигурную облицовку каменной глыбы нужно 3500 дней. Русским мастерам 12 века понадобился всего один год, чтобы возвести сооружение, которое не перестает и сегодня удивлять своей соразмерностью и красотой.
Возведение. Архитектура Церкви
Строительство шло поэтапно:
- Под Церковь вырыт ленточный фундамент глубиной 1,5 м, который был заполнен каменными глыбами.
- Заложено основание Храма, высотой свыше 3 м.
- Основание с двух сторон обсыпано глиной, которая тщательно утрамбовывалась. Так образовался холм, высота которого превысила 5 метров. Чтобы отводить воду во время весеннего разлива, проложены желоба.
- Здание облицовано белыми плитами
- Венчала строение высокая башня, напоминающая шлем.
В постройке прослеживалась незримая вертикальная линия, которая уводила строение ввысь. Чтобы достичь этого эффекта неизвестный зодчий пошел наперекор всем тенденциям, которые в то время существовали в русской архитектуре.
Он:
- вытянул план здания со стороны с запада на восток;
- разделил стены пилястрами с колоннами, которые образуют вертикальные лучи, влекущие глаза ввысь; части, отличающиеся по ширине, кажутся легкими и высоким;
- барельефы также имеют вытянутые формы, на широких частях стен они длинные, на узких – короткие.
- усиливают эффект высоты узкие вытянутые окна, полукруглые вверху;
- внутри здания прясла, стоящие у алтаря, более узкие, чем в западной части – человек, заходящий в храм охватывает его весь целиком, а не отдельно каждую стену
- все внешние детали подчинены идее вертикального стремления ввысь: вертикальных деталей больше чем горизонтальных.
С 3-х сторон стены опоясывали открытые галереи — «гульбища», украшенные витым орнаментом. В юго-западной части аркаду сменяла стена, где проходила внутренняя лестница, по которой можно было выйти на хоры. Свет и тень играют на фасаде, кажется, что церковь, излучающая свет и тепло, наполнена радостной жизнеутверждающей силой.
Во время эпохи княжеских междоусобиц строение было повреждено. Восстановительные работы, проведенные не сразу, изменили внешний облик сооружения. Ремонтировать полуразрушенные галереи, как посчитали строители, не было смысла: их разрушили до основания.
Внутреннее оформление
Внутреннее помещение небольшое, но чтобы придать ощущение свободы, зодчие опускают хоры, освобождая пространство вверху. Арки между столбами узкие – создается иллюзия высоты. Убранство внутри предельно просто: нет богатых росписей на стенах, нет позолоченных иконостасов, покрытых позолотой.
Когда-то купол сверкал росписью. Взирал на посетителей с высоты небес Иисус Христос. Вокруг него летали архангелы и серафимы. Верующие застывали пред фресками на стенах. Пол был украшен разноцветной плиткой. Первая непрофессиональная реставрация Храма уничтожила великие творения, в том числе и белокаменные барельефы.
Наречение
Храм Покрова на Нерли, посвященный Богородице, находится в святом месте — там, где Богородица привиделась князю Андрею. Он нарек храм в ее честь и установил праздник Покровы Богоматери. Праздник, установленный князем, не был согласован с Киевским митрополитом, однако он стал быстро почитаем на Руси.
Любому русскому понятен его смысл: Божия Матерь пришла затем, чтобы оберегать русскую землю от всех напастей. В подтверждении этого на 3-х стенах был выполнен композиционный орнамент, который прославляет Богоматерь накануне праздника, устраиваемого в ее честь.
Декор и внутреннее убранство
Интерьер собора Покрова на Нерли аскетически прост. К сожалению, фрески со стен были уничтожены в конце XIX столетия, во время очередной реставрации. Строгие вертикали крестчатых столбов придают внутреннему убранству более экстатичный ритм.
Льющийся из окон барабана поток света словно раздвигает, делает более просторным подкупольное пространство. Узкие боковые нефы, ширина которых в десять раз меньше высоты столбов, выглядят щелями. Они будто дублируют пилоны, уходящие ввысь. Когда-то полы храма украшали майоликовые плитки, а на стенах, покрытых росписями, размещались фрески. Все эти уникальные произведения были безвозвратно утрачены в ходе непрофессиональной реставрации (1877).
Если смотреть из несколько притененного нижнего яруса храма вверх, создается ощущение, что находишься в колодце. Однако стремительный ритм вертикалей тут же переводит взгляд к куполу, плывущему в солнечных лучах. Можно предположить, что наши предки, попадая в это удивительное сооружение и возводя «очи горе», ощущали мистический контакт со Вседержителем, чувствовали, как их молитва возносится к престолу Всевышнего.
Исследователи считают, что вертикальная устремленность архитектурных линий в древности так остро не воспринималась. Красота икон, декоративность фрескового ковра, пышность и блеск церковной утвари, которыми так любил свои храмы украшать князь Андрей, — все это привлекало взоры молящихся и придавало праздничную нарядность интерьеру.
История храма от строительства до наших дней
Покрова на Нерли – необычный храм. Необычно и место возведения – в затопляемой пойме реки, и сроки постройки, согласно летописным свидетельствам, церковь была возведена за один год (единым летом), и архитектура.
История возникновения церкви и чудо перед постройкой
В 1158 году была построена резиденция князя Андрея – Боголюбово. Место было выбрано не случайно: Андрей Боголюбский вез икону Матери Божией из Киева, и на месте, где была выстроен поселок, лошадь неожиданно встала, а князю явилась Богородица, которая и указала место для строительства города.
Что касается церкви Покрова на Нерли, то ее построили рядом с главной резиденцией князя. Одни историки считают, что строительство также производилось в 1158 году, другие придерживаются точки зрения, что церковь являлась напоминанием о воинах, погибших в битве с булгарами, в том числе, об Изяславе (сыне Андрея), умершем от ран вскоре после возвращения из похода, и была возведена в 1165 году.
Начало строительства церкви
Как уже упоминалось, храм, который стал одним из символов России, возвели всего лишь за год. Причем, строителям пришлось немало потрудиться: Андрей Боголюбский выбрал место, где Нерль сливается с Клязьмой, на заливном лугу, на перекрестке водных торговых путей. И чтобы избежать подтопления, зодчие возвели небольшой холм и заложили мощный фундамент. Весной, когда река разливается, храм стоит на небольшом островке и добраться до него возможно лишь на лодке.
Саму церковь строили из белого камня. К сожалению, имя зодчего, который создал столь необычный проект, не известно. Но сохранились летописные свидетельства о том, что Боголюбский приглашал для строительства своего города иноземных мастеров. Скорее всего, один из этих иностранцев и стал автором проекта церкви Покрова на Нерли.
Наречение храма
Освящение церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы – нетипично для того времени. Праздник Покрова впервые стали отмечать в России, такого праздника не было в византийских традициях и, считается, что ввел его именно Андрей Боголюбский.
Праздник Покрова – это воспоминания о чудесных событиях, которые произошли в Константинополе в десятом столетии. Город осаждали сарацины, жители собрались в храме и молились о спасении. Вместе со всеми в храме молился святой юродивый Андрей, который увидел, что среди толпы находится сама Богородица. Она, как и все жители, молится о даровании спасения, приклонив колена, затем подходит к престолу, снимает с головы покров и простирает его над всеми молящимися. Матерь Божию видел и ученик Андрея – блаженный Епифаний. Благодаря заступничеству Матери Божией, город устоял.
Именно в честь чудесного спасения Константинополя и освятил Андрей Боголюбский храм у реки. Событие перекликалось с личным опытом князя: во время похода на булгар Андрей взял с собой образы Богородицы, Спаса, а также Крест. И во время битвы от них начало исходить огненное сияние, которое предвещало победу русскому войску. Этот крест долгое время находился возле церкви Покрова на Нерли, он сохранился и до наших дней: эта важная реликвия хранится в залах музея в Боголюбово.
Археологические раскопки и находки
Археологические раскопки помогли ученым узнать много подробностей о строительстве храма и об его первоначальном облике. Так выяснилось, что храм окружала галерея, холм, на котором строилась церковь, был полностью обложен белыми плитами, а к набережной спускалась белокаменная лестница.
Немало интересного узнали ученые и о строении холма, на котором стоит храм. До раскопок 1954 года считали, что церковь построили на естественной возвышенности. Однако раскопки позволили обнаружить, что изящное строение имеет мощную подземную часть. От цокольного профиля на 3.7 метров вниз идет стенная кладка из белокаменных блоков, а еще ниже- фундамент из булыжников, скрепленных известняковым раствором. Общая глубина фундамента почти пять с половиной метров.
Почему в честь праздника Покрова Божией Матери?
Это первый известный в мире храм, посвященный этому празднику. Мы не можем утверждать, что прежде Покровских храмов не было, но науке о них ничего не известно.
Напомним, что праздник Покрова Божией Матери установлен в память о явлении Богородицы юродивому Андрею во Влахернской церкви Константинополя во время всенощного бдения. Причем считается, что в этот момент город находился на осадном положении, а после чудесного явления враги отступили. Было это в Х веке. Почему праздник возник только спустя 200 лет — загадка. Хотя считается, что возникнуть он мог и раньше — в Византии, но не был так популярен среди прочих Богородичных праздников. Из Византии он перекочевал в Киев, а уже оттуда попал во Владимирские земли.
Андрей Боголюбский трепетно относился к почитанию Богородицы, и почти все храмы из построенных им и ныне известных посвящены именно Пресвятой Владычице. Было ли это действительно чем-то личным для князя, или сыграло роль особое почитания Матери Божией в Константинополе — сейчас сказать сложно. Но храм, возведенный при Андрее Боголюбском, оказался не только первым, посвященным Покрову, но и единственным на последующие 200 лет. Массово Покровские храмы стали появляться только с XIV века.
Архитектура
Храм Покрова на Нерли расположен в низине, которая весной затапливается талыми водами. Ленточный фундамент заложен на глубине 1,6 метра, стены высотой 3,7 метра возведены на нем. Вокруг насыпан холм. Основание церкви, таким образом, на 5,3 метра уходит под землю. Эта технология исстари применялась для того, чтобы уберечь сооружение от затопления. Строение выполнено в византийском стиле.
Четыре столба разделяют его внутри на девять ячеек. Практически квадратный периметр строения со стороной 10 метров, а подкупольный квадрат имеет стороны длиной 3,2 метра. Собор одноглавый, увенчанный крестом. Несмотря на то что стены собора Покрова на Нерли строго вертикальные, создается впечатление, что кверху они сужаются. Каждая полукруглая апсида имеет арочный портал.
Фасады храма украшены резными рельефами. Центральной фигурой в них выступает царь Давид-псалмопевец. Его окружают орлы и львы. Кроме того, в оформлении наружных стен использованы женские маски. Специалисты отмечают удивительную гармоничность и строгие пропорции строения, придающие храму легкость и воздушность. Чертами, определяющими облик Покровского храма, принято считать устремленность ввысь и стройность.
Сегодня себе сложно представить, как выглядел собор изначально. В результате раскопок в пятидесятых годах прошлого столетия было установлено, что он был с трех сторон окружен галереями (сегодня их заменили приблизительные реконструкции). Сразу после завершения строительства собор Покрова на Нерли украсил шлемовидный купол, который после реставрации (1803) заменили луковичным, который сохранился до наших дней. Стены церкви украшает белокаменная резьба, традиционная для многих культовых сооружений того времени.
Цель урока: учиться письменно передавать содержание текста по плану.
Задачи урока:
Образовательная: составлять предложения и правильно их оформлять на письме, составлять план текста, развивать орфографические и пунктуационные умения, формировать умение орфографического самоконтроля.
Развивающая: развивать связную устную речь и письменную учащихся, логические операции мышления: анализ, синтез, сравнение, классификацию, развивать орфографическую зоркость и фонематический слух, обогащать словарный запас;
Воспитательная: воспитывать самостоятельность, ответственное отношение к результатам своего учебного труда, позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку.
Рагулина Елена Сергеевна
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Тема урока: Изложение по тексту «Храм Покрова на Нерли».
Класс: 4
Цель урока: учиться письменно передавать содержание текста по плану.
Задачи урока:
Образовательная: составлять предложения и правильно их оформлять на письме, составлять план текста, развивать орфографические и пунктуационные умения, формировать умение орфографического самоконтроля.
Развивающая: развивать связную устную речь и письменную учащихся, логические операции мышления: анализ, синтез, сравнение, классификацию, развивать орфографическую зоркость и фонематический слух, обогащать словарный запас;
Воспитательная: воспитывать самостоятельность, ответственное отношение к результатам своего учебного труда, позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА: умеют письменно передавать содержание текста по плану. составляют предложения и правильно их оформляют на письме, составляют план текста, применяют умение орфографического самоконтроля. |
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: УУД: Познавательные – осознанно строят речевые высказывания в устой и письменной форме; осуществляют анализ, синтез, сравнение, классификацию по заданным критериям, находят и воспринимают информацию в учебнике; Регулятивные — принимают и сохраняют учебную задачу; выделяют известные знания и умения; адекватно воспринимают оценку своей работы учителями, товарищами и их предложения, осуществлют контроль и коррекцию; Коммуникативные: аргументировано выражают свое мнение; оказывают помощь товарищу в случаях затруднения. |
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: понимают личностный смысл учения; проявляют учебно-познавательный интерес к учебному материалу. Средства обучения (в том числе и интернет – ресурсы): презентация. |
Ход урока:
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ обучающихся | ||
1.Подготовка к восприятию | |||
-Здравствуйте, садитесь. Нет правды в человеке, который не в состоянии контролировать свой язык. (Слайд) — Как вы понимаете это высказывание? — Сегодня вы будете продолжать учиться использовать свои знания и умения по русскому языку. | Приветствуют учителя. Читают высказывание. Высказывают свое мнение. | ||
2. Знакомство с текстом | |||
— Сегодня на уроке мы с вами будем писать изложение. — О ком будет текст, вы узнаете, посмотрев на изображение. (Слайд) — Что вы видите? — Правильно, ребята. Сегодня мы будем писать изложение о храме. Тема урока звучит таким образом: Изложение по тексту «Храм Покрова на Нерли». — Какую цель мы поставим перед собой? — Какие задачи мы выполним, чтобы достичь цели? — Попробуйте по заголовку определить, о чём или о ком пойдёт речь в тексте? — Что мы можем узнать о данном храме? | Слушают. — Это церковь, храм. Знакомятся с темой урока. Предполагают цель: Учиться письменно передавать содержание текста по плану. Предполагают задачи: 1.Строить предложения и правильно их оформлять на письме. 2. Составлять план текста. 3.Развивать орфографические и пунктуационные умения. 4. Учиться проверять написанное Высказывают мнение. | ||
3. Проверка восприятия, вопросы по содержанию | |||
— Кто из вас был прав в своих рассуждениях, мы узнаем, прослушав текст. (с.27, упр.57) «Храм Покрова на Нерли». Церковь Покрова на Нерли — прекраснейший памятник древнерусского искусства. Она построена неизвестным зодчим более 800 лет назад на берегу реки Нерль на Владимирской земле. — Это сказка или небольшой рассказ? — Какой вид данного текста? — Что вы узнали о храме? — Кем построена данная церковь? — Когда она построена? — Где ее построили? — Что находится рядом с церковью? — Чем украшена? — Как называют этот храм? | Слушают текст. Отвечают на вопросы: — Это небольшой рассказ. — Это повествовательный текст. | ||
4. Составление плана | |||
— На сколько частей можно разделить данный тест? — Найдите 1-ю часть. Прочитайте. — О чём говорится в этой части? — Как озаглавим эту часть? — Найдите 2-ю часть. Прочитайте её. — О чём говорится в этой части? — Как озаглавим эту часть? — Найдите 3-ю часть. -О чём говорится в ней? — Как озаглавим эту часть? -Запишите план. (Слайд) | — Этот текст состоит из трех частей. Находят в тексте и читают. — Об истории построения. — История построения храма. Находят и читают. — О внешнем виде, украшении храма. — Внешний вид храма. Находят и читают. — «Белая лебедь» русской архитектуры. | ||
5. Орфографическая и словарная подготовка | |||
— Для того чтобы вы написали текст грамотно мы поработаем нам орфограммами, которые вам встретятся в словах. — Вставьте пропущенные гласные в словах. — На какую орфограмму все эти слова? — Как проверить безударную гласную в корне слова? (Слайд) Словарная работа. (Слайд) Зодчий – архитектор. Белокаменная – стены из белых камней, кирпичей. Вязовая роща – роща в жилой местности. Купол-луковка –выпуклая форма купола, плавно заостряющаяся на вершине. Напоминает форму луковицы. ФИЗМИНУТКА 1.Повороты головы. 2.Руки на пояс. Повороты туловища в стороны. 3.Наклоны. 4.Приседания. | Вставляют. Читают Выполняют физминутку. | ||
6.Пересказ текста по плану | |||
-Ребята, перескажите текст по плану, который видите на слайде. (Слайд) | Пересказывают текст. | ||
7. Составление изложения. | |||
— Как будем записывать каждую часть текста? — Пользуйтесь опорными словами, записанными на доске, в соответствии с планом. — Напишите самостоятельно изложение. | — Будем записывать каждую часть с красной строки. Пишут изложение. | ||
8. Самопроверка, редактирование. | |||
Проверьте себя, используя вопросы, которые написаны на слайде. (Слайд)
-Прочитайте свое изложение. -Чему мы учились на уроке? — О ком этот рассказ? — Что нового интересного узнали о церкви Покрова на Нерли? — Бережно относитесь к нашему народному достоянию. Больше интересуйтесь интересными фактами, постройками нашей страны. | Проверяют с опорой на памятку.
Читают. Отвечают на вопросы. |
2
-75%
Сохранить у себя:
Изложение по тексту «Храм Покрова на Нерли». (30.75 KB)
Вариант 3. Пример подробного сочинения для старших классов
План сочинения:
1. Художник Семён Кожин – наш современник, москвич. Его творчество весьма разнообразно. Он автор пейзажей, исторических композиций, жанровых картин, иллюстратор детских книг и график. Кожин с успехом продолжает традиции русских мастеров пейзажа настроения. Именно к таким пейзажам принадлежит его полотно «Церковь Покрова на Нерли». Художник обратился к известной в пейзажной живописи теме. Белокаменный храм запечатлели на своих полотнах многие живописцы, пытаясь передать его красоту и связь времён. Лирический дар Кожина помог ему выделиться среди современных авторов, посвятивших картины этой теме.
2. Сюжет представляет нам православную святыню, созданную древними зодчими 12 века. Белокаменное чудо возвышается над окрестными лугами, крышами, и яркой зеленью кустарников. Холм, на котором стоит церковь, облегает полукругом вода. Это старое русло реки Нерль, заливаемое в половодье.
3. На переднем плане художник изобразил текущую воду, ведущую к храму дорогу и зелёный, залитый вечерним предзакатным солнцем берег. Это символы движения времени и вечной жизни обновляющейся природы. Вот снова ярко зеленеют трава и листва деревьев тёплым летним днём. Это всё живое и земное, на чём стоит многовековой храм.
4. Но в центре композиции расположено устремлённое ввысь здание церкви Покрова на Нерли. Оно одновременно полувоздушное и незыблемое, как вечность. Белоснежные стены просвечены лучами заходящего солнца. Камень оживает в отблесках заката и сияет словно украшенный перламутром. Синий купол и золочёный крест устремлены ввысь.
5. Не случайно задним планом и фоном картины художник сделал бескрайнее небо. Оно – символ совершенства и вечности. Высокая синева неба подчёркивает духовную направленность картины. Храм и небо на полотне объединены. Здание визуально приподнято над землей и окружено только небесной синью и лёгкими белеющими облаками.
6. В природе запечатлён вечерний час и самый разгар лета. Полотно необычайно поэтично. Лёгкая нотка грусти разлита в воздухе, надвигаются сумерки. По сильной ряби на воде можно судить, что стоит ветреная погода. На горизонте синева неба и леса густеет. Возможно, надвигается гроза. Но летние грозы благотворны для природы.
7. Цветовая палитра полотна богата насыщенными цветами. Преобладает холодная гамма. Картину нельзя назвать мрачноватой благодаря нежному и тёплому сиянию храма. Жемчужное свечение стен отгоняет мрак наступающего вечера, о котором говорят множество фиолетовых оттенков в изображении воды, зелени и неба.
8. Современный пейзаж и древность архитектуры подчёркивают связь времён. Нерушимые белокаменные стены символизируют неумирающую веру, её мощь и чистоту. Божественное начало присутствует и в красоте земного мира. Они всегда неразделимы.
9. Кожин своей картиной ещё раз напомнил зрителю о мире вечных ценностей. Множество веков связывает вера всё новые и новые поколения людей. Прекрасное творение человеческих рук и божья красота природы гармонично объединились на полотне, чтобы прославлять торжество и гармонию жизни.
10. Меня восхитило в картине то, как мастер во много раз использованном сюжете сумел найти новое слово, передать особенное настроение. Он подобрал необычную колористическую гамму, которая будит в душе светлые чувства.
Какая же это красивая картина! В ней столько света, столько нежных цветов…
Я очень люблю такое время года, когда весна переходит в лето. Мне кажется, что на картине как раз оно. Зелень ещё совсем свежая. Очень ярко выделяется белая церковь. У неё один купол, она смотрится так строго и торжественно.
Очень красиво изображена излучина реки. В воде отражаются облака, зелень – очень красиво.
На картине есть и герои. На переднем фоне женщина в бело-розовом. Она с маленьким ребенком. Может быть, это его первый выход на прогулку. То есть осознанный, не когда он спит в коляске и видит мир через занавеску. Вот малыш и играет с цветами и травами. Для него это целый новый огромный мир.
Справа ещё группка людей. Мне кажется, что это монахини. Возможно, они тут по делам храма – обмен опытом. Или они просто местные монахини, вот и идут с утренней службы на прогулку.
Слева на реке даже лодка. В ней никого нет. Наверное, турист зашел в церковь.
Рядом с церковью домики, деревья. Домики яркие и симпатичные. Понятно, что это не монастырь, а церковь – рядом с ней живут люди. Возможно, они связаны с церковью. Они могут продавать сувениры у входа, предлагать экскурсии по реке. Или просто это те люди, которым нравится прекрасный вид.
Вдали видна ещё одна часовня белая с характерным куполом. В общем, это такое намыленное место, где много памятников церковных. В смысле, просто древних церквей, которые действуют. Вот сюда и едут паломники со всего света. Даже странно, что тут пока не видно стоянки для автобусов. Хотя это могут быть старые времена.
Нравится мне картина. В первую очередь цветами: особенно приятен тут розовый (в облаках и в реке). Нравится ощущение спокойствия и радости, а ещё свежести. Красивая и светлая картина. Надеюсь, что на том месте в реальности так же красиво. И нет туристических автобусов!
Описание рассуждение по картине
Этот пейзаж уже захватывает мысли и взор, стоит только взглянуть на картину. Церковь, как олицетворение спокойствия и тишины вносит в душу непреодолимое желание посетить ее и побывать на службе. Ощутить то умиротворение, которое дает не только внешний ее фасад, но и то окружение природы, которое окутывает святую обитель своей необычайной красотой.
Автор картины удивительным образом использовал оттенки тонов, очаровывающих внутренний мир того, кто умеет любоваться истинной красотой. Ручей чистой прозрачной воды – подтверждение той ясности, какую несет церковь. Художник сумел изобразить цветовую гамму зелени как фон будущего, несущего зарождение жизни.
Основной мотив картины – церковь. Как красавица невеста в белом одеянии, сидящая на троне и охраняемая самой природой, она достойно украшает пейзаж и несет глубокий смысл в осмыслении мироздания и бытия. Заветный пригорок, на котором основана церковь, изображен мастером как специальный подмосток, способный сохранить этот памятник от любой опасности.
Это всенародное достояние способно притянуть любое существо, способное проникнуть в ее тайны. Ее внешний вид – это только начало того, что способно вызвать определенные порывы. Каждый купол церкви несет свою информацию. Это настоящий шедевр искусства древности, где верхний купол тянется к небу и завершается сводом плавного купола, дающего надежду на покровительство.
Не только окружение церкви, но и пространство над ней говорит о любви создателя картины к своему творению, куда он вложил свои переживания и эмоциональный подъем. Красивые переливы небосвода объемно раскрывают свою глубину и полноту.
Эта картина поддерживает вечность в понимании современного поколения, отражая прошлое и сохраняя его в памяти. Такое щедрое наследие русского художника способно раскрыть самые лучшие качества ценителей искусства, которые будут любоваться живостью его творения. В нем очень ярко отражено совместное существование вечной природы и творения человека – святейшего места, где он может оставаться самим собой, раскрывая все свои тайны, мечты и желания.
Эта картина может воплотить мечты каждого, кто не может воочию увидеть изумительное строение предков. Стоит только увидеть это произведение на холсте – и мечты сбылись. Словно человек сам оказался на лужайке, близ церкви и стал свидетелем редчайшего подарка, оставленного ему для великого наслаждения созерцать чудо.
8 класс
Сочинение описание по картине Церковь Покрова на Нерли Герасимова
Холст «Церковь Покрова на Нерли» был написан художником, который по большей части писал пейзажи. В них он выражал скромную, однако, величавую красоту своей земли. Примером этому служит холст «Церковь Покрова на Нерли». Глядя на нее не один человек не может остаться равнодушным.
Воздвигнут Храм был при Андрее Боголюбском. В придании сказано, что князь сильно тосковал после гибели своего сына. В воспоминание о нем он воздвиг Храм, который построен на берегу речки и очаровывает всех своим блеском. Не был холоден к такому блеску и сам художник.
На картине в центре изображена церковь в один из солнечных дней. Ей художник отвел самое главное место в центральной части холста в объятиях шикарной природы, а вокруг простираются необъятные просторы. Сама Церковь стоит на возвышении, словно величавый белокаменный сторож, обративший свою золотую голову в голубое небо с белыми пышными облаками. Эти облака делают картину совершенно необычной. Возникает такое чувство, что Храм возникает из земли совместно с возвышением, на котором стоит. А отблеск в воде – это его необыкновенное загадочное продолжение. Церковь выглядит, как будто она сделана не мастерами, а создана небесами.
На холсте также видны – прекрасный зеленый луг, за которым раскинула свои воды голубая речка.
Речка Нерль тихо пустила свои воды вокруг Церкви, Лодка раскачивается на воде, несмотря на то, что увидеть это невозможно. Это является в воображении зрителя. На противолежащем от Церкви берегу прохаживается молодая женщина с ребенком. Вдалеке видны поля и луга.
При взгляде на этот холст у зрителя возникает множество положительных чувств. А глядя на саму Церковь размышляешь про извечные ценности. На холсте видно, что Храм изображен не сам по себе, он как будто маленькая Вселенная, которую показывает художник на своем холсте. Роскошь соседствующей природы лишь выделяет утонченность и элегантность Церкви, которую создали человеческие руки. Здание кажется выразительным и воодушевленным.
Этот холст дает возможность испытать удовольствие от рассматривания Храма, даже тогда когда собственно созерцать его не удалось.