Анна Г.
«С
чего начинается Родина?» — звучит вопрос
в известной песне. Для меня она начинается
с моего родного села Чубовка, где я
появилась на свет, живу, учусь в школе.
С людей, что меня окружают. С дорогих
сердцу мест моей малой родины, с которыми
я хочу вас познакомить.
Наш
экскурсионный автобус стремительно
приближается к утопающему в зелени селу
Чубовка, старейшему в Кинельском районе
Самарской области, появившемуся 285 лет
назад. Оно располагается в низине, среди
холмов, с которых открывается прекрасный
вид на весь поселок. Подъезжаем к
живописнейшим местам.
Дорога
спускается вниз, и с нее открывается
замечательный вид. Вот показались крыши
домов и макушки деревьев. Их листва еще
не успела высохнуть от утреннего дождя.
Но не только на зелени есть его следы.
Посмотрите влево. На одном из холмов
двойная радуга. Она разноцветной аркой
раскинулась над храмом, возвышающемся
на холме. Великолепное зрелище! Оно
напоминает мне о подобном явлении,
случившемся в 2009 году при строительстве
собора. Когда закладывали фундамент,
полил сильный дождь, а затем появились
две яркие, сочные радуги, причем не было
ни одного лучика солнца. Тогда все
присутствовавшие при закладке храма
поняли, что здесь действительно особенное
место, именно тут и должен он стоять.
Его
возвели из красного кирпича, а синие
купола украсили восьмиконечными
звездочками. И золотых куполков на храме
тоже восемь. Восемь — это символ вечности.
Само здание построено в форме креста.
А крест в христианстве — победа над
злом.
Сейчас,
как вы можете видеть, вокруг центрального
собора появилось много других построек.
Смотрите: вот трапезная, кухня, гостиница.
В гостинице есть библиотека, в ней вы
найдете практически любое произведение
литературы. Здесь же имеется актовый
зал. Вот воскресная школа, с 1 сентября
здесь начались занятия. Хозяйственные
постройки: амшанник, теплица, сарай,
гаражи. Недавно поставили красивую
кованую беседку. А тут, между гостиницей
и трапезной, видим маленький
Крестовоздвиженский храм. Вырос целый
храмовый комплекс — Покровский мужской
монастырь.
Я
не случайно обращаю ваше внимание на
это место. Оно одно из самых моих любимых.
История его создания переплетается с
историей моего села, далеко уходит в
прошлое и имеет, я думаю, замечательное
будущее.
Когда-то,
а точнее, в 1769 году, в Чубовке построили
церковь в честь Покрова Божией Матери.
Деревянный храм находился в центре
села, дважды горел, но вновь отстраивался.
До 1865 года при храме существовала
церковно-приходская школа. В 1930 году
церковь, отстроенная после второго
пожара, была закрыта, и стали использовать
ее сначала под детские ясли, потом как
зернохранилище. В 80-е годы двадцатого
века храмовое помещение разобрали
окончательно, и на его месте был построен
Дом культуры. В 2008 году за клубом, на
некогда церковной земле, установили
крест из гранита в память о том, что
здесь был Божий храм. А в 2014 году построили
часовню. Освященный крест остался внутри
нее. Долгое время в селе не было церкви.
Но души сельчан жили мечтою о храме,
хотя открыто об этом говорили немногие
из верующих людей. Именно они стали
хлопотать о создании нового прихода в
2004 году.
На
холме, рядом с новым храмовым комплексом
есть родник. Он является охраняемым
памятником природы. К тому же, его всегда
считали святым источником, даже тогда,
когда храма еще рядом не было. Многие
приезжали сюда издалека за удивительно
вкусной водой. Чубовской жительнице,
энтузиастке открытия нового прихода,
Амосовой Лидии, часто снился храм на
холме рядом с чудесным родником. Отсюда
все село как на ладони. Открывающаяся
панорама радует взгляд и пробуждает
чувство необыкновенной легкости,
ощущение душевного полета.
Летом
2008 года сельчане вместе с приехавшим
для служения игуменом Петром единодушно
выбрали и освятили это красивейшее
место для возведения Покровского собора,
и в 2009 году началось строительство.
Посмотрите,
перед нами за ажурной кованой решеткой,
устремляясь куполами в небо, находится
величественное здание, окруженное
обустроенной руками прихожан территорией
с красивыми цветочными клумбами и
молодыми деревцами.
Давайте
зайдем в нашу церковь. На стенах висят
иконы. Каждая из них особенная, у каждой
своя интересная история. А появились
они здесь благодаря прихожанам. Я хочу
рассказать вам только об одной из них.
В
центре церкви в иконостасе располагается
икона Казанской Божьей Матери. В честь
нее служба проходит 21 июля. Я всегда
чувствую ее защиту, покровительство,
потому что в этот день родилась. Я молюсь
этой иконе, когда на душе неспокойно,
волнуюсь, перед важным событием, всегда
прошу у нее помощи. После молитвы
наступает умиротворение, облегчение,
прилив сил, страхи исчезают. Здесь мне
уютно, хорошо, спокойно. Атмосфера у
храма особая, родная.
Это
место дорого моему сердцу. Думаю, оно
вам тоже понравилось и, возможно, тоже
станет любимым. Вот и подошла к концу
наша увлекательная экскурсия. Мы с вами
побывали в прошлом и вернулись в
настоящее. А будущее? Будущее зависит
от нас, от того, какими мы будем… Я нашла
дорогу к храму и вам желаю тоже найти
свою дорогу.
Сочинение по поэме Гоголя Мертвые души
Николай Гоголь — автор бессмертного произведения, которое обозначалось им как поэма, Мертвых душ. В этой поэме сатирически изображается русская жизнь, ее отрицательные стороны, высмеиваются человеческие пороки, которые были свойственны людям того времени.
В этой поэме речь идет о чиновниках, которые одержимы жаждой наживы, деньги полностью их поработили, заставили утратить сознание. Эти люди стали алчными и бессердечными, главная цель их существования – получить как можно большее количество денег, неважно каким путем, можно даже совершенно противозаконным и даже сумасшедшим.
Павел Чичиков – главные герой произведения, бывший чиновник, по внешнему виду который является средним человеком “ни слишком толст, ни слишком тонок», его характер изображается особенно подробно – видна его личностная психология, даже рассказывается о его детстве. Чичиков не имеет знатного происхождения, однако ему удалось получить хорошее образование, особенно хорошо ему давались точные науки. Это человек, у которого было бедное детство, который рано научился сам зарабатывать и экономить, однако честная работа чиновника не позволила ему сделать большое состояние, поэтому он решает стать богатым любым способом.
Со временем, была найдена лазейка, которая позволяла обогатиться обманным путем Он приезжает в город N, с целью покупки «мертвых душ», занимается подлогом документов. Цель этого персонажа – получение денег от Опекунского совета, куда в то время можно было заложить крестьянина как имущество и получить за него деньги. Совет этот, спонсировался благотворительностью и предназначался для помощи детям, оставшимся без родителей, а также нуждающимся. Получается, что махинация Чичикова состояла в получении денег от Опекунского совета за «мертвые души», крестьян, которые уже умерли, но еще числились живыми, за которых помещики продолжали платить налоги. Этот прагматичные человек собирался фактически украсть деньги у сирот, инвалидов и престарелых людей.
Несмотря на абсурдность идеи, все помещики, к которым приезжал главный герой поэмы, кроме одного, Ноздрева, согласились продать Павлу Чичикову документы на «мертвые души». Им было выгодно, отпадала надобность платить налоги за них, а также они получали деньги за людей, которых уже не было на свете.
Все помещики, герои произведения, осуждаются автором, они представляются как беспринципные, глупые люди, жадные до наживы. В этих персонажах передается тревога Гоголя за «птицу Русь» — горячо любимую писателем Россию.
2 вариант
Главной целью Гоголя в данной работе можно назвать показ человека с плохой стороны, хотя у героев данной поэмы по сути и не может быть много хороших качеств. С помощью персонажей, автор отразил все пороки человека, начиная с личных и заканчивая общечеловеческими. Отдельно автор выделил главного персонажа поэмы – Чичикова. Гоголь хочет раскрыть этого персонажа полностью со всех сторон, даже знакомит читателя с детством Чичикова.
Чичикову практически удалось воплотить свой хитрый мошеннический план в жизнь. Герой покупал у помещиков мертвые крестьянские души, а намеревался заложить их под видом живых. Герой ездит по всей стране и довольно умело находит общий язык с помещиками. Каждый из помещиков, с которым Чичиков был знаком в городе, с радостью приглашают его в гости, такими были Плюшкин, Коробочка, Манилов.
На счет Манилова можно сказать, что человек не глуп, не мало прочитал книг в своей жизни. Но, нет в нем никакой решительности, он только планирует и мечтает, а конкретно не действует. По сути, действовать практически для Манилова задача не выполнимая, поэтому все его грандиозные планы и мечты давно лежат на «самой дальней полке». Он живет так словно смотрит на мир через «розовые очки».
А вот Собакевич является абсолютно противоположным персонажем Манилову. Человек он грубый, но уверенно стоящий на ногах. Он думает только о своем материальном состоянии и для его преумножения готов на все. Такие люди как он, везде найдут свое и если взяли что-то, то никогда не отпустят.
Помещик Ноздрев является примером разгульного и легкомысленного человека, он никак не может найти себя в жизни, не может никуда «приткнуться». Для данного героя нет законов, порядка и правил, лишь одно движет им – азарт и интерес. Для этого, данный человек может совершить любой поступок.
Чичиков смог подобраться к каждому, он просто находил слабые места в людях и использовал их себе на благо. Герой довольно уникален, ведь он обладает сумасшедшим упорством и складом ума, что позволило ему добиться цели. Для того, чтоб читатель смог лучше понять героя, Гоголь описывает некоторые моменты из детства героя. Рос Чичиков скромно, в небогатой семье, а слова отца, на счет того, что копейку нужно беречь, стали его целью. Иногда его планы рушились, но благодаря упорству, он вставал и шел дальше, доводил дело до конца и это вызывает уважение.
Поэма «Мертвые души» раскрывает полностью все пороки, которые имеются у людей. Гоголь заложил все эти негативные качества в героев своей поэмы, а именно в чиновников и помещиков. В некоторых персонажах таких как Чичиков, можно увидеть переживание Гоголя за любимую Россию.
Сочинение 3
Поэма «Мертвые души» была написана Гоголем в те времена, когда Россия начинала входить в эпоху процветания малого бизнеса. Индивидуальные предприниматели стали появляться в стране все чаще и чаще. Само название поэмы звучит несколько двояко: с одной стороны название подразумевает буквально продажу мертвых душ крестьян, с другой же, так автор называет души самих этих дельцов — очерствевшие и бесчувственные. В погоне за прибылью они переступают через все моральные устои и не придерживаются никаких принципов.
Одним из таких ранних предпринимателей был Павел Чичиков. Павел вырос в среднестатистической семье, рос сам по себе. Характер ни в отца, ни в мать, друзьями богат не был. Когда пошел учиться, отец его наставлял, чтоб он водил дружбу только с богатыми, ничем не делился, экономил и перед начальством заискивал. И вот Павел уже с самых юных лет начал извлекать из всего выгоду. Например, не ленился учить мышонка всяким трюкам, чтоб потом показывать её другим, опять же за деньги.
Поступив на службу, Чичиков сразу завоевал авторитет благодаря своей прыткости, смекалке и находчивости. Именно там он провернул свою первую махинацию. Её провал не охладил пыл и азарт Павла. Устроившись в таможню и связавшись с контрабандистами, Чичиков за год зарабатывает довольно приличные деньги. Всё бы шло хорошо и дальше, но напарник Павла пишет на него донос и тот чудом не оказывается в тюрьме.
Настолько честолюбивая натура, как Павел Чичиков только ещё сильнее жаждет обогащения, он во что бы то не стало, хочет вернуть себе прежнюю сытую жизнь.
По приезду в город, он обрастает новыми знакомыми, которые видят в нём только положительные стороны, уважают за дипломатичность и ум. Чичиков начинает потихоньку покупать мертвые души. Но тут он совершает две непростительные ошибки. Во – первых проговаривается о мертвых душах Ноздреву, а во вторых не стоило ему покупать у Коробочки крестьян.
В глубине души Чичиков мечтает жениться, обзавестись детьми, но всё же главная цель его жизни – обогащение. И обогатиться он хочет не честным трудом, а за счёт других. Его самые отвратительные черты характера – это лицемерие и неизмеримое себялюбие. Он переступит через любого, чтобы продвинуться хоть чуточку ближе к своей цели.
На основании всего этого можно прийти к выводу, что душа Чичикова уже мертва, но быть может, если бы он осознал всю никчемность своего существования, то смог бы измениться и изменить мир вокруг себя.
Мертвые души — сочинение
В данной великолепной поэме, написанной Гоголем, автор сумел отразить все великолепие литературы того времени, где показывает истинную суть государственной системы, с ее чиновниками, помещиками и обычным народом, который становится жертвой данной системы. В сюжете данного произведения находится постепенное ухудшение человеческих качеств у многих персонажей, например, у Манилова, который вначале имеет что-то человеческое, но постепенно превращается в абсолютно холодного и безразличного человека. Представлены и такие персонажи, как Плюшкин, которые изначально были настолько испорченными и плохими личностями, что у читателя даже не возникало сомнений по поводу того, что они являются отрицательными.
Возвращаясь к образу Манилова, стоит отметить, что он ведет весьма поверхностное существование, так как не строит интересных и полезных планов, рассчитывает лишь на то, чтобы как можно быстрей разбогатеть. Слуги в доме у него воруют, а его мечты являются низменными и бесполезными. Однако, все же у него присутствуют интересные и нестандартные мысли, которые отличают его от других помещиков. Этого не скажешь про образ женщины, которая изо всех сил занимается накопительством. Она ставит перед собой цель собрать как можно больше «полезного добра», которое обязательно оставит впрок. Ее интересы представляют лишь материальные ценности и потребности. Она лишена глубоких душевных переживаний, и все время она рассчитывает только на то, как бы провернуть сделку повыгоднее.
Чичиков в произведении представлен человеком с непростой судьбой. Детство у героя было крайне непростое. Однако несмотря на то, что он решается на такую задумку с мертвыми душами, стоит сказать, что персонаж не лишен положительных качеств. По задумке автора, в конце произведения он сталкивается с личными переживаниями, которые натолкнут его на такую мысль, что все это он проворачивал зря, и не стоило так делать. Говоря про собирательные образы в произведении, стоит отметить, что все они представлены в виде некоторых групп. Например, помещики представляют образ жадных, безнравственных и малодушных людей, которые готовы пойти на любой обман ради достижения своей цели.
Также читают:
Картинка к сочинению По поэме Гоголя Мертвые души
Популярные сегодня темы
Пьеса Островского переносит читателя в середину 19 века. Комедия рассказывает об особенностях взаимоотношений между людьми и простых банальностях, из которых состоит поиск простого счастья.
Я думаю, что дети в семье – главное. Они основа, так как без детей, что может быть за семья такая? Тут считаются и свои, и приемные дети, если что. Без детей пара только формально семья
Рассказ «Вельд» жутковат. Здесь технику направляют против людей, но самое страшное, что делают это не восставшие роботы, а сами люди. И если бы это было дело рук врагов, но тут десятилетние дети жестоко убивают собственных родителей
В рассказе Ивана Алексеевича Бунина «Легкое дыхание» повествуется о гимназистке Оле Мещерской. Она была обычной девочкой, которая не выделялась среди толпы прочих гимназисток. Но в период полового созревания Оля стала по-настоящему красивой девушкой
«Церковь Вознесения на улице Неждановой» — это известная картина русской художницы, нашей современницы — Татьяны Назаренко. Центральное место в картине занимает церковь, освященная в честь Вознесения Господня
Сочинение по поэме Мертвые души Гоголя
«Мертвые души» является одним из самых гениальнейших творений писателя. Сюжет произведения был подсказан Пушкиным. Николай Васильевич вначале задумывал написать роман, но творение становилось похоже на поэму в прозе.
Произведение отражало те социальные явления, которые происходили в России в 30-40-х годах XIX века. Именно здесь Гоголь показал Россию в 3-х образах. В образе мертвых душ показаны чиновники и помещики, следующий образ – это крестьяне. И конец поэмы замыкает образ Руси-тройки, олицетворяющий будущее отчизны.
Несмотря на то, что здесь присутствуют сатирические элементы, в творении отражена типичный городок с типичными его жителями и событиями. Картину мертвых душ открывает Чичиков с посещения Манилова, который заметно отличается от Плюшкина. Однако, это только начало пути. В дальнейшем каждый помещик, встречавшийся на пути все больше отражает деградацию личности. Когда перед нами предстает Манилов, то мы замечаем, как он в общении добр, любезен. И все окружавшее его так и отдает сентиментальностью. Он представлен нам помещиком со средним достатком. Но он совершенно пуст, так как не занимается практически никаким хозяйством, и все время бездельничает. Коробочка тоже была недалекого ума. Таких помещиц на Руси было немало. Но именно она и сыграет важную роль в разоблачении Чичикова. В образе Ноздрева же показаны все пороки господ, а именно праздность, распутство, пьянство и обжорство. И если Ноздрев показан как кутила, то интересы Собакевича простираются не дальше материального обогащения и вкусной еды. Завершает картину Плюшкин, человек, полностью деградированный. Именно его образом Гоголь хотел показать, что если и дальше предыдущие помещики будут вести такую жизнь, то они опустятся именно на такой уровень.
Основным героем, с которого и началась эта история был Чичиков, человек авантюрного склада характера. Он, прикрываясь маской светского приличия, думает, как бы побольше себе присвоить и придумывает аферу с мертвыми крестьянами. Чичиков, не только собрал все отрицательные черты помещиков, но и превзошел их.
Умершим противопоставлены в поэме живые люди, работящие, но находящиеся под гнетом помещиков. Писатель, как истинный патриот, надеясь на счастливое будущее народа показывает, как живут обездоленные люди. Но говоря о забитости крестьян, Николай Васильевич к тому же еще восхищается трудолюбием и выносливостью народа. Таковы каретник Михей, который изготавливал прекрасные экипажи, печных дел мастер Милушкин, который мог построить печку в любом доме. Несмотря на то, что в произведении присутствует нотка юмора, в «Мертвых душах» мы смеемся сквозь слезы. Ведь автор упрекает людей за то, что в погоне за деньгами общество забыло о нравственных ценностях. И все это отразил писатель в своем творении, как бы нас предостерегая о таких ошибках.
Вариант 2
Своё произведение «Мёртвые души» Гоголь определил как поему. Великое произведение русской литературы и в то же время самое загадочное. Изначально, Гоголь задумывал произведение как трёхтомное, сначала вышел первый том далее, когда второй уже был готов, писатель принял решение сжечь его. Третий том был только задуман, но так и не осуществлён.
Главная тема “Мёртвых душ” – пороки и нравы общества, жизнь русского человека 1830-х годов 19 века. Проблемы, которые поднимает автор в поэме, стары, как мир, но показаны и раскрыты они так, как свойственно исследователю человеческих характеров и душ: тонко и масштабно.
Основная идея произведения это изобразить в отрицательном (немного карикатурном) виде отрицательные черты России. Особое внимание Гоголь уделяет главному герою произведения – человеку «нового типа», который готов на всё ради денег это Чичиков Павел Иванович. Его афера имеет государственный масштаб: скупить «мёртвые души» для заклада их как живых, чтобы взять кредит в банке. Однако ничуть не лучше другие герои помещики, которые охотно идут на контакт с Чичиковым. Каждый, так или иначе высокомерен, самодур, не видит что рядом творится, но главная черта всех это равнодушие. Омертвение душ человеческих в этом писатель видит трагическое и унылое движение истории по замкнутому кругу.
Чтобы определить жанр “Мёртвых душ”, необходимо обратится к истории. Сам Гоголь определил его как “поэма”, хотя структура и масштабность повествования близки повести и роману.
К каждому Чичиков пытается «подобрать ключ». Помещик Собакевич хам и бурбон, Чичиков берёт его грубостью и напором. С Маниловым он само благородство, с Плюшкиным расчётлив и хитёр и т. д. Чичиков по своей природе очень изворотлив и двуличен. Умеет эти удачно пользоваться для достижения целей. Он подстраивается под характер и настроение собеседника если потребуется, убеди, запутает если потребуется. Жадность у Чичикова берёт своё начало ещё в детстве, её ему привил отец. Однако судьба была не благосклонна к нему и не раз рушила его планы. Однако, не смотря ни на что, Чичиков продолжал идти к поставленной цели. Тут уже видны характер и упорство.
Гоголем в «Мёртвых душах» описаны практически все отрицательные человеческие качества и применены к провинциальным помещикам. Но через призму провинциальности Гоголь освещает всю Россию и те процессы которые в неё начинаются. Николаевская эпоха характеризуется излишним бюрократизмом и расцветом коррупции. В империи начинают выходить на первый план именно такие Чичиковы, отстраняя дворянство на второй план. Кроме этого Гоголь красноречиво описал кризис такой социальной группы как дворянство.
Сочинение 3
Поэма Гоголя золотыми буквами вписана в мировую сокровищницу литературы. Она послужила первоисточником для множества критических и аналитических работ. Нужно отметить ее, как глубокую общественную работу, показывающую, как жили люди в середине девятнадцатого века.
В чем состоит сюжет? Некий Чичиков, чиновник, вышедший в отставку, решил заняться следующей аферой: скупать мертвые души, записанные в ревизских документах и закладывать их в опекунский совет, как будто те и вовсе не умирали.
С этой целью он отправляются в некоторую губернию, где ищет крупных землевладельцев, у которых записи о мертвых крестьянах и можно приобрести.
В ходе повествования автор знакомит нас с галерей образов: помещиков, крестьян, чиновников, торговцев.
Автор тщательно описывает их внешность и характер, что дает понять сущность и мировоззрения героев. Очень часто Гоголь использует такой прием, как метонимия, дающая возможность по одной отличительной особенности судить в целом о персонаже. Например, у помещика Собакевича вся мебель большая и тяжелая, как и сам владелец. Многие персонажи имеют говорящие фамилии.
В целом особое внимание писатель посвятил описанию помещиков и их быта. Большинство из них не обладает исключительно положительными качествами. Они всегда что-то замышляют, скрестив пальцы за спиной.
Местные балы – это ярмарки тщеславия, где стараются приобрести полезные знакомства и покрасоваться своими нарядами. Дворянская знать не оставляет о себе хорошего впечатления.
Чичиков тоже не очень-то хорош. Он самый настоящий мошенник, который готов на любую подлость ради выгоды. При чем, так герой себя воспитывал с детства: льстить, врать, угождать ради собственного блага. Его ничего не волнует кроме личного счастья. Автор дает понять, что такая позиция ему не близка.
Интересны описания Гоголем образов Руси. Он с любовью рисует персонажи крестьян, дороги, милых и уютных деревушек. Хочется снова и снова перечитывать эпизоды с описанием.
Писатель определил жанр произведения как поэма, но оно глубже по сути. Не зря многие критики именует его «энциклопедией русской жизни». Никто до украинского писателя, так реалистично не описывал все явления, события, персонажи николаевской России.
Данное произведение – вершина творчества той поры во всех смыслах. Гоголь много думал над ним. Не случайно он уничтожил вторую часть – видимо, уровня мастерства в первой части ему не удалось достигнуть.
По поэме Мертвые души
Несколько интересных сочинений
Несомненно, мечтой любого драматурга является создание нетленного произведения: такого, которое не просто заденет чувства и эмоции современников, но которым будет восхищаться еще много поколений людей после смерти автора.
Рассказ Ивана Сергеевича Тургенева «Бежин луг» входит в цикл очерков «Записки охотника». Все произведения, образующие цикл, связаны одной темой — природой. Действительно, большую роль в творчестве Тургенева является пейзаж
Произведение создается на основе исторических событий, происходящих при правлении французского короля Франциска Первого в восемнадцатом веке, и выходит в свет в виде поэмы Фридриха Шиллера, перевод которой сделан русским поэтом.
Как известно, Антон Павлович Чехов множество своих произведений опубликовывал под псевдонимом. Знаменитый рассказ «Спать хочется» был напечатан в 1888 году с подписью Чехонте. Писалась книга всего лишь полдня, ибо на писателя нашло вдохновение
История Мелеховых красной нитью пронизывает все произведение Шолохова. Мы начинаем знакомиться с Мелеховыми с истории о Прокофии и его трагически умершей жены, а заканчивается повествование возвращением Григория Мелехова.
Сочинение по произведению Мертвые души Гоголя
Произведение Гоголя носит сатирический характер, высмеивая российских помещиков девятнадцатого века, показывая различные их типы в утрированной форме.
Повествование основано на афере главного героя – Чичикова, который, узнав о лазейке в законодательстве, решил по дешевке скупить у помещиков умерших крестьян. Впоследствии он планировал заложить крестьян, которые пока числились живыми, в Опекунский совет – государственное учреждение, занимающееся кредитными операциями под залог. Сама эта идея данного персонажа должна была показать российскую бюрократию и установленные ей порядки неэффективными.
Вообще, Чичиков – бывший чиновник, бравший ранее взятки, но, благодаря своей изворотливости, сумевший избежать наказания. Стремление главного героя произведения достраиваться, втираться в доверие также, по мнению Гоголя, должны были показать нелицеприятные стороны российского чиновничества.
Помещики, к которым Чичиков обращался с предложением продать ему умерших крепостных, также не вызывают симпатии.
Манилов добрый человек, который абсолютно безвреден для окружающих, но представляет собой лишь бесплодного мечтателя, который может вести своею беззаботную жизнь лишь потому, что ему принадлежат крестьяне. Помещик неспособен заботиться даже о своем благосостоянии и дарит Чичикову души, за которые мог бы получить деньги.
Коробочка и Собакевич – прижимистые хозяева. Их жажда наживы, в сочетании с глупостью, показаны в эпизодах, где они торгуются, пытаясь получить больше денег за мертвых крестьян, не понимая смысла аферы.
Плюшкин воплощает в себе крайнюю степень скупости, граничащую с явным психическим заболеванием. На почве бережливости он потерял, по сути, человеческий облик, собирая, где только можно все, что представляет хоть какую-либо потенциальную ценность.
Ноздрев олицетворяет собой другой тип помещика. Его заботят не деньги, а стремление покрасоваться. Безудержное хвастовство и нелепые слухи, которые распускаемые этим персонажем, делают его, как и других героев произведения, абсолютно бесполезным человеком, смешным своим нелепым и глупым поведением.
Главная черта помещиков, изображенных в данном произведении – это, все же, их глупость и никчемность. В результате, неизбежно, должны появиться сомнения в том, разумно ли устроена Российская империя, защищающая права и высокий социальный статус представителей дворянства, среди которого встречаются подобные персонажи.
По произведению Мертвые души
Популярные сочинения
Честь во все времена была неотъемлемой частью порядочного человека. Вспомним времена Российской империи, когда за малейшее слово, которое чисто теоретически могло омрачить честь мужчины, его оппонента ждала смертельная дуэль
Солнечное утро еще только начинает входить в свои права после длинной, летней ночи, а жители селений и деревень уже пробудились, и занялись ежедневными хозяйственными делами.
Имя Константина Георгиевича Паустовского – русского советского писателя – известно всем. Он занимался также журналистской и педагогической деятельностью.
Автор Алёна Базан На чтение 6 мин Просмотров 2.5к.
Обновлено
Помещики играют важную роль в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». Стоит начать с того, что название произведения имеет несколько значений. Мертвыми душами в поэме являются не только умершие крестьяне, чьи документы собирался выкупить Чичиков, но и сами помещики, давно загубившие свою душу. Автор хотел при помощи их образов обличить все пороки и нравы крепостного дворянства в целом. Н.В. Гоголь не мог оставаться в стороне от произвола помещиков и тяжёлой жизни крестьян. Ему удалось изобразить Россию такой, какая она была на самом деле – величественной, богатой, прекрасной, но в то же время уродливой, жестокой, глупой и злой. Неприглядная её сторона заключалась именно в таких людях, которые использовали данную им власть только в своё благо, ни о ком больше не думая. Каждый помещик в поэме имеет свои особенности, которые выражаются в отношении к их крепостным и ведении хозяйства. Первым дворянином-землевладельцем, повстречавшимся на пути Чичикова, стал Манилов.
Манилов
Образ Манилова появляется во 2 главе. После того, как поэма была опубликована, появился термин «маниловщина», обозначающий крайнюю степень тунеядства, ставшего образом жизни. Н.В. Гоголь наделил всех помещиков говорящими фамилиями. Фамилия Манилова раскрывала всю его истинную сущность, он был мечтателем, которого манили несбыточные идеи.
Точный возраст этого помещика не указывается, говорится только о том, что он был мужчиной средних лет. Внешность его не выделялась ничем примечательным: светлые волосы, голубые глаза, упитанное телосложение. Сразу заметно, что этот человек привык к комфорту. Его приторные, отшлифованные долгим временем, речи вначале располагают к себе новых знакомых, и он даже кажется отличным хозяином. Однако затем становилось понятно, что Манилов занимается лишь построением планов и ничего не делает для их осуществления, а все его дела ведёт приказчик, который тоже не слишком печётся о благополучии крепостных.
За внешней слащавостью, обходительностью и приветливостью Манилова скрывается его бесхарактерность, ограниченность в мышлении и крайнее безразличие. Ему совершенно нет дела до своего хозяйства, в его деревне царит запустение, а в неогороженном доме всегда холодно и неуютно. На фоне всего этого упадка иронично смотрится беседка с названием «Храм уединенного размышления». О чём говорить, если хозяин поместья уже два года читает одну и ту же книгу и никак не может её осилить. Манилов живёт в своём мире, где нет места для быта или проблем. О таких, как он Н.В. Гоголь говорит: «Человек так себе, ни то ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан».
Коробочка
После Манилова, в 3 главе, Чичиков попадает в дом к Настасье Петровне Коробочке. Это единственная женщина, с которой ему пришлось иметь дело. Коробочка оказалась истинным предпринимателем, она стала торговаться с Чичиковым за свои «мертвые души» и впоследствии сильно беспокоилась, не продешевила ли. Она умело вела свое хозяйство и обеспечивала себя и своих крестьян собственным производством. Коробочка торговала всем, что имеет. Её фамилия соответствовала своей хозяйке, она всё копила и прятала в свою «коробочку». Деньги стали единственным смыслом в жизни Настасьи Петровны, ко всему остальному она относилась равнодушно. Ей было совершенно безразлично, чем торговать – пенькой, мёдом, крепостными девицами или мёртвыми душами.
Ноздрев
В 4 главе появляется Ноздрев. Это безумный человек, заядлый игрок и пьяница. У него нет никаких моральных принципов, он готов совершить подлость по отношению к любому человеку. Его поместье находится в полнейшем запустении, потому что хозяин совершенно им не занимается. Ноздреву безразлична судьба его крепостных, ему неважно даже то, что они делают, поэтому вся работа выполняется некачественно, зато крестьяне не жалуются на своего барина.
У этого человека нет никаких целей в жизни, он согласен отдать мертвые души, но только, если проиграет их в шашки. Азарт заменил ему все остальные человеческие чувства, он и детей своих не любил, большую привязанность испытывал к собакам и волчонку, поселившемуся в его доме. Н.В. Гоголь говорил, что такие, как Ноздрев еще долго будут встречаться в России.
Собакевич
В 5 главе автор знакомит читателя с Михаилом Семеновичем Собакевичем. Внешне он очень похож на медведя, и нрав у него такой же суровый. Все в его роду были настоящими богатырями и Михаил Семенович не исключение. У него очень высокий рост, чересчур крепкое телосложение и огромные ноги, напоминающие колонны. Даже походка как у медведя, такая же тяжелая и неуклюжая, а черты лица грубые и неприятные. Собакевич выгодно отличается от остальных помещиков: он постоянно работает, его крестьяне живут хорошо и все хозяйство в полном порядке. Он считает себя честным человеком, а всех окружающих – мошенниками и обманщиками, недостойными людьми. Однако со временем становится понятно, что и он уже без души. Он стал чёрствым, жестоким крепостником, который никогда не упустит своей выгоды. Михаил Семенович быстро раскусил намерения Чичикова и сумел выгоднее всех продать свой товар. Им овладела жажда наживы, поэтому суть и беспринципность самой сделки не сильно интересовала.
Плюшкин
Конечным этапом деградации человеческой личности можно назвать помещика Плюшкина. Он является олицетворением невероятной жадности. Несмотря на своё богатство, этот помещик живёт как нищий человек. Его когда-то процветающее хозяйство уже развалилось, раньше амбары ломились от товара и запасов, но из-за чрезмерной скупости всё со временем стало негодным.
Внешне Плюшкин больше напоминает неопрятную старуху, чем зажиточного помещика. А его владения полностью соответствуют своему хозяину: дома полуразрушенные, везде царит запустение, а крестьяне «мрут как мухи» или сбегают в надежде спастись от голода. Когда-то Плюшкин был просто бережливым хозяином, но после смерти жены превратился в настоящего скрягу, прекратившего всяческое взаимодействие с окружающим миром.
При помощи этих образов Н.В. Гоголь хотел изобразить весь ужас и беспорядок современной ему действительности. Во времена крепостного права именно такие Маниловы, Собакевичи и Плюшкины имели право распоряжаться жизнью других людей и делали с ними всё, что хотели. Это действительно страшно, и поэма «Мёртвые души» была создана с целью открыть глаза общественности на происходящее. По задумке автора произведение должно было состоять из трёх томов. В первом он хотел изобразить всё плохое, что было в России, именуя это «адом», второй том должен был стать своеобразным «чистилищем», заставившем главного героя пересмотреть свою жизнь, а заключительная часть должна была показать «рай» на земле. К сожалению, мы увидели только «ад» и нам остаётся только догадываться, какая участь ждала Чичикова и потерявших душу помещиков.
Произведения этого советского писателя и сейчас довольно известны. Не сходит с телеэкранов любимый многими зрителями фильм «Республика ШКИД» по его повести, популярны и другая повесть — «Пакет», также удачно экранизированная, и знаменитый рассказ «Честное слово». Его называли Леонидом Пантелеевым, хотя имя уже домыслили читатели. Сам он подписывал свои сочинения просто — «Л.Пантелеев». Это — псевдоним. На самом деле звали его совсем иначе. Да и о главной его книге никто при жизни не знал.
Настоящее имя писателя — Алексей Иванович Еремеев. Он — сын казачьего офицера, дворянина. Революция и Гражданская война перевернули жизнь его семьи. После многих испытаний и приключений мальчик оказался в колонии для беспризорников — школе имени Достоевского, о которой через некоторое время они со своим другом и соавтором, таким же колонистом, Григорием Белых написали знаменитую «Республику ШКИД».
В колонии всем давали клички. Алёшу Еремеева за его отчаянный нрав прозвали Лёнька Пантелеев — по имени известного тогда бандита. Так крепко приклеилась эта кличка, что он и решил воспользоваться ею, когда совсем ещё молодыми литераторами писали с Гришей книгу. Друга и соавтора он вскоре потерял — Белых был репрессирован. А псевдоним так и остался на всю писательскую жизнь.
Но вот главное своё сочинение Алексей Иванович никому не показывал. И завещал обнародовать лишь через три года после его смерти. Ведь писал он эту книгу в атеистические времена, и была она о другой его жизни — о православной вере. Так и называлась — «Верую!». Закончил эту рукопись писатель в 70-е годы прошлого века. Скончался в 1989-м году в возрасте 81 года. А напечатали его главную книгу в 1991-м.
Когда же ему было восемнадцать, начинающего автора встретил в редакционном коридоре уже знаменитый тогда, но тоже ещё молодой писатель Евгений Шварц. И вдруг спросил: «Ты в Бога веришь?» «Да, — ответил, не задумываясь, — верю». «Я — тоже», — сказал Шварц, пожал ему руку и побежал дальше.
Никакого внешнего продолжения этот короткий разговор не получил. Больше они на эту тему никогда не разговаривали.
«И вот все долгие тридцать пять лет нашей дружбы, — пишет Пантелеев, — мы довольствовались тем, что знали друг о друге самое значительное, что может узнать один человек о другом, понимали, что мы единомышленники, братья, дети одного Отца».
Времена для верующих были небезопасные. И в церковь заходить было рискованно. Но Алексей Иванович всю жизнь не упускал возможности зайти в храм помолиться. Очень подробно об этом рассказывает в своей тайной книге. И о том, как, бывало, его выслеживали, и о проблемах, из-за этого возникавших.
А также о радостных узнаваниях своих по вере. Они опознавали друг друга, иногда случайно увидевшись в храме. Или — по крестику, ненароком выскочившему из-за рубашки. Или по тому самому, как в случае со Шварцем, вопросу, звучавшему паролем: «Ты в Бога веришь?» Эти встречи-открытия случались у Пантелеева на протяжении всей жизни. В его драгоценной коллекции множество имён; среди них такие неожиданные, как Даниил Хармс, Александр Грин, Самуил Маршак, Вера Панова и многие другие.
Тайная рукопись стала тайной исповедью. И тут не только о радостях веры, но и о наваждениях. Был в его жизни период отпадения от Бога, когда в совсем юные годы он предался воинствующему атеизму. Именно в это время случилось то, что сам он назвал «самым страшным грехом жизни, который никогда и ничем не оплатишь». К ним в колонию пришёл новичок — худенький, белобрысый Серёжа Лобанов. Кто-то заметил у него на шее ладанку. Он сказал, что ему мама повесила. И тут Пантелеев стал заставлять мальчика снять ладанку, а когда тот отказался, повалил на пол и отобрал силой. Сорвал ладанку, вытащил оттуда образок.
«Что я сделал с этим поруганным образком, — пишет Алексей Иванович, — не помню. Но помню, как сидел на полу, раскинув ноги, Серёжа Лобанов и горько плакал».
Прошло время, мальчики подружились. Об этом случае не вспоминали. А ещё через много лет встречались уже взрослыми. И однажды сам Алексей Иванович напомнил ту давнюю историю, стал говорить о своём чувстве вины и стыда за тот поступок. Оказалось, что и Лобанов хорошо помнит тот день. «Не сразу, но очень скоро после этого, — сказал он, — я стал «как все» — потерял Бога… Много раз пытался воскресить в себе свою детскую веру. Много раз заходил в церковь. Но — нет, не воскрешается, не возвращается».
Так и осталась эта история, по признанию писателя, его незаживающей раной и страшным грехом.
Он рассказал в своей тайной книге и о чудесах, спасавших его после молитв. И о ни с чем не сравнимых радостях, которые посещали его на богослужениях. И о своих размышлениях о вечном, святом, о Церкви. Он не мог писать об этом в книгах, которые выходили в советских издательствах. Но делал, что мог и как мог. «Язык, на котором я пишу свои книжки, — признался он, — это — эзопов язык христианина».
«И. Володский: «Истоки зла (Тайна коммунизма)». Интересная книга о происхождении и сути того учения, которое принесло столько горя и страданий нашему народу!» — https://monomah.org/archives/11875.
«Кто наследник российского престола?» Книга М. В. Назарова. Замечательное, очень важное и выдающееся исследование по поводу бывшего и грядущего Царского престолонаследия в России!» — https://monomah.org/archives/18201.
«ОЧЕНЬ ВАЖНО!!! Священник Андрей Горбунов: «ТАЙНА ЗВЕРЯ. Опыт объяснения пророчеств Апокалипсиса» (Издание 4-е, исправленное и дополненное, 2005 год). Книга, которую должен прочесть каждый, кто озабочен спасением своей души!» — https://monomah.org/archives/21488.
(883 слова) Природа Кавказа очень красива во все периоды года, на протяжении веков она пленяет многих людей, оказавшихся в тех местах. Отечественных литераторов XIX столетия кавказские пейзажи тоже не оставили равнодушными. Они были очарованы их красотой, а ощущение свободы, возникающее у каждого человека, оказавшегося в горах Кавказа, вызывало у них пьянящий восторг и ликование. В число таких людей входит и великий русский писатель и поэт Михаил Лермонтов. Нужно сказать, что его Кавказ вдохновлял и волновал больше других, потому что в детстве Лермонтов часто ездил со своей бабушкой на юг, чтобы отдохнуть и подлечить свое здоровье, кавказский воздух и воды оказывали благотворное влияние на организм. По долгу службы Лермонтов снова оказывается на Кавказе, потом он был туда же и сослан по политическим мотивам. Его поэма «Мцыри» стала одним из наиболее известных его сочинений о Кавказе. В ней Кавказ является символом свободы и стойкости, борьбы за свои права и убеждения. Образ горного края у автора неразрывно связан с этими понятиями.
Начинает он описывать Кавказ теплыми и радостными красками, создавая счастливый, безмятежный настрой. О Грузии поэт пишет, что она «цвела в тени своих садов», о двух реках говорит, что они словно обнявшиеся сестры. Но появление русского генерала разрушает царившую идиллию. Он насильно увозит мальчика-кавказца, взяв его в плен и вырвав из привычного горского жизненного уклада. Оказавшись в неволе, гордый маленький кавказец едва не умер, а генерал, видя, что ребенок плох, оставляет его в православном монастыре.
В образе Мцыри поэт воплотил такие черты характера и душевные качества как стойкость, бунтарский дух, стремление к свободе, патриотизм, желание во что бы то ни стало вернуться на родину, так как Мцыри не мог представить свою дальнейшую жизнь в монастыре, юноша был не готов заточить навсегда себя в неволе. Такая жизнь для него была лишена смысла.
Чтобы показать единение человека с природой, их неразрывную связь, автор, описывая Мцыри, сравнивает его то с тростником, то с горной серной. Так поэт подчеркивает единение горского народа с естественным миром, с бушующей природой Кавказа, с местом их обитания.
Знакомясь с описанием пышных кавказских пейзажей и с героем поэмы, мы наблюдаем, что автор использует прием антитезы, противопоставляя природу монастырю. Мрачные, холодные стены храма, молчаливые, угрюмые монахи, тоска и духота обители – все это Лермонтов противопоставляет красочной, буйной растительности и особому ландшафту горного края: быстрым, звонким рекам, многообразию птиц и зверей, обилию цветов, деревьев, лиан — и всему тому, чем так дорожил Мцыри.
Герой, будучи представителем гордого, свободолюбивого кавказского народа, так и не смог привыкнуть к жизни в иной цивилизации. Менталитет горца не позволяет герою смириться с неволей. Не желая больше находиться в заточении, на чужой земле, Мцыри хочет стать свободным и найти путь домой. Юноша совершает побег из монастыря во время грозы, которой так боялись все монахи. Но это явление природы не испугала его, так как оно было его родной стихией. Свежесть гор, яркость и обилие красок, жар знойного полдня – все влекло к себе молодого послушника, для жизни в такой среде он и пришел в этот мир.
Когда юноше задали вопрос, что делал он, когда покинул монастырь, он ответил, что жил – любовался утренним золотым рассветом, вдыхал необыкновенный аромат буйной растительности, лесную свежесть и прохладу.
Еще главный герой видел «пышные поля», дерева, собравшиеся на поляне, словно танцующие братья, хребты гор, «причудливые, как мечты».
Лермонтовское изображение природы Кавказа настолько завораживает и очаровывает душу каждого читателя, что можно говорить о высочайшем уровне мастерства отечественного литератора в использовании художественно-выразительных средств и приемов.
Мцыри, будучи рожденным в свободном и гордом горном крае, мог жить полноценной жизнью только там, где так быстро на смену буре спешит солнечный день, где пьянящими, благоухающими запахами трав напоен воздух, где опасность сопровождает красоту. Все это неудержимо влечет героя, очень нравится ему, ведь он частица горского народа, привыкшего жить на лоне такой прекрасной природы, его плоть и кровь, он ощущает зов предков и очень хочет найти путь домой, в горное селение, где его еще, может быть, помнят и ждут родные. Оказавшись на свободе, созерцая все природные прелести, Мцыри ощущает на душе удивительную легкость. Он чувствует благоухание земли, слышит звонкое многоголосье природы. Юноша поражен обилием обитающих в ней птиц и животных. Его восхитила красота горных ночей, но особенно он был очарован грозой. В поэме она является символом борьбы за свободу, его протеста против нахождения в душном монастыре, и, если монахи бури боятся, то Мцыри ей рад.
Но, вырвавшись на свободу, Мцыри оказался неприспособлен к автономному существованию на природе, так как, живя в монастырском плену много лет, он утратил природные умения и навыки, нужные для выживания и ориентирования в этой местности. Он оказывается в замкнутом круге, постоянно возвращаясь к стенам монастыря. А дикий Кавказ, как прекрасен, так и жесток. В нем нет жалости к людской слабости. Поединок с барсом лишил юношу всех сил, и он понял, что судьбу ему не перехитрить. Мцыри принимает смерть, но хочет, чтобы его похоронили за стенами монастыря, на природе, откуда можно видеть хребты Кавказа. Юноша верит в загробную жизнь, он желает всегда любоваться величавой, но полной опасностей красотой Кавказских гор и стать частью природы.
Он не жалеет, что совершил побег, ведь это были счастливые дни в его жизни, но он не смог найти дорогу домой, а дальнейшее прозябание в монастыре для него не имело смысла.
Автор в своей поэме показал, что ее герой предпочел смерть существованию в неволе. Для него наивысшую жизненную ценность представляла свобода, но он не смог добиться ее, и поэтому, как и многие горцы, руководствуясь главным кредо Кавказа: «Свобода или смерть», юноша выбрал смерть.