Хорошо образованный как пишется

Образованный, -ая, -ое. 1. прич. страд. прош. от образовать2. 2. в знач. прил. кратк. ф. -ван, -ванна, -ванно. получивший образование,

android bar znachenije

  • ОБРАЗО́ВАННЫЙ, —ая, —ое.

    1. Прич. страд. прош. от образовать2.

    2. в знач. прил. (кратк. ф.ван, —ванна, —ванно). Получивший образование, имеющий разносторонние знания. Аркадий Павлыч считается одним из образованнейших дворян и завиднейших женихов нашей губернии. Тургенев, Бурмистр. — Чтобы стать капитаном, нужно быть очень образованным человеком: нужно знать высшую математику, астрономию, географию, метеорологию. Вересаев, В юные годы. || Отличающийся высокой степенью культуры, распространением образования, знаний; просвещенный. Образованное общество.Каждый образованный народ только тогда имеет значение в науке, когда обогащает ее истинами, которые остаются такими для всех народов. Ушинский, О народности в общественном воспитании.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х
т. / РАН,
Ин-т лингвистич.
исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.;
Полиграфресурсы,
1999;
(электронная версия): Фундаментальная
электронная
библиотека

  • ОБРАЗО’ВАННЫЙ, ая, ое. 1. (кратк. формы -ван, а, о). Прич. страд. прош. вр. от образовать. Мы пошли на вал, возвышение, образованное природой и укрепленное частоколом. Пшкн. 2. (кратк. формы -ван, ванна, ванно). Получивший образование, обладающий широким образованием, просвещенный, культурный. Нельзя быть образованным человеком, если не знать основ марксизма-ленинизма. Она очень образованна. || То же в знач. сущ. Образованные одолели: из чиновников, из офицеров, из университетов – всё на сцену лезут. А. Острвскй.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940);
(электронная версия): Фундаментальная
электронная
библиотека

  • образо́ванный (причастие)

    1. страд. прич. прош. вр. от образовать; полученный или созданный при каких-либо обстоятельствах При археологическом обществе образована особая комиссия для изучения «старой Москвы». «В России. Телеграммы наших корреспондентов» (1910) // «Русское слово», 29 января 1910 г. (цитата из НКРЯ) Скрытые полки, образованные взамен уничтоженных резервных, также не могли заменить их по недостатку крепких кадров и спайки в мирное время. А. А. Брусилов, «Воспоминания», 1923 г. (цитата из НКРЯ) Каждое её волоконце ― фибрилла ― состоит из пучка молекул целлюлозы, а каждая молекула целлюлозы представляет собой цепочку, образованную из 100–200 остатков глюкозы. А. Овчаров, «Ферменты атакуют клетчатку» // «Химия и жизнь», 1965 г. (цитата из НКРЯ) Многие родовые имена были образованы из имён своих родоначальников. А. В. Суперанская, «Происхождение фамилий» // «Наука и жизнь», 2008 г. (цитата из НКРЯ) Эти акционерные общества образованы как 100% дочерние компании РАО «ЕЭС России». В. В. Кудрявый, «Расплата за безволие» (2003) // «Советская Россия», 10 июля 2003 г. (цитата из НКРЯ)

  • образо́ванный (прилагательное)

    1. получивший образование, просвещённый Образованных из них было только трое: Б-ский, М-кий и старик Ж-кий, бывший прежде где-то профессором математики, ― старик добрый, хороший, большой чудак и, несмотря на образование, кажется, крайне ограниченный человек. Ф. М. Достоевский, «Записки из мертвого дома», 1862 г. Нет, я очень рада: вот к нам гость, новый человек, образованный, из Петербурга… А. А. Потехин, «Выгодное предприятие», 1877 г. (цитата из НКРЯ)

    2. перен. находящийся на определённом уровне развития культуры (о государстве, обществе и т. п.) Бесспорно, наши образованные общества очень богаты. ― Почему же вокруг нас столько нищеты? П. А. Кропоткин, «Хлеб и воля», 1892 г. (цитата из НКРЯ)

Источник: Викисловарь

Делаем Карту слов лучше вместе

USSR bot

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова выхвалять (глагол), выхвалял:

Ассоциации к слову «образованный&raquo

Синонимы к слову «образованный&raquo

Предложения со словом «образованный&raquo

  • Помню, когда я был ещё ребёнком, мне говорили, что в древние времена очень образованный человек мог знать всё, что было известно.
  • Этот джентльмен был француз, очень образованный человек, учёный, доктор медицины…
  • Как большинство хорошо образованных людей, он был чувствителен и мог бы почувствовать розовый лепесток под двенадцатью перинами, подобно сказочной принцессе.
  • (все предложения)

Цитаты из русской классики со словом «образованный»

  • Был особенно дружен с ссыльной В.Д., очень умной и образованной женщиной, настоящим философом.
  • Далее, круг людей грамотных (значит, по-тогдашнему, образованных) расширяется, как видно, и в XIV–XV вв. предпринимаются и описываются путешествия уже светскими людьми, как, напр.
  • В мае 1829 года, незадолго до начатия учений, прибыл в полк молодой корнет Федор Федорович Кистер, русский дворянин немецкого происхождения, очень белокурый и очень скромный, образованный и начитанный.
  • (все
    цитаты из русской классики)

Что (кто) бывает «образованным»

Понятия, связанные со словом «образованный»

  • Национальный округ — в СССР вид административно-территориальных единиц, существовавший с 1921 по 1977 год. Национальные округа образовывались на территориях с преобладанием нерусского населения. Существовало две группы национальных округов…

  • Сельсовет, сельский совет, с/с — название местного органа власти (сельский Совет народных депутатов) и единица административно-территориального деления в СССР. В видоизменённой форме (иногда и с тем же названием) институт сельсоветов сохранился в ряде государств, образовавшихся на территории СССР.

  • Забайка́льская губе́рния — административно-территориальная единица в составе Дальневосточной области РСФСР, существовавшая с 15 ноября 1922 года по 4 января 1926 года.

  • Область — административно-территориальная единица Армении, Белоруссии, Болгарии, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Узбекистана и Украины, единица федерального деления современной России.

  • Александровский уезд был одним из 5 уездов Кавказской губернии (наряду со Ставропольским, Георгиевским, Моздокским и Кизлярским).

  • (все понятия)

Афоризмы русских писателей со словом «образованный&raquo

  • Я полагаю, что ни в каком учебном заведении образованным человеком стать нельзя. Но во всяком хорошо поставленном учебном заведении можно стать дисциплинированным человеком и приобрести навык, который пригодится в будущем, когда человек вне стен учебного заведения станет образовывать сам себя.
  • Что нужно для увлечения толпы? Что нужно для убеждения большей части людей? Страстный и пылкий тон, частые выразительные мановения, слова быстрые и громкие. Но для малого числа образованных, рассудительных слушателей, у которых вкус нежен и чувства верны, которые мало уважают голос, мановения и тщетный звук слов — для тех нужны мысли и доводы, которые надобно уметь представить, оттенить, расположить. Уметь поражать слух — не довольно; должно уметь действовать над душой, умей тронуть сердце, говоря с рассудком.
  • Моральное равнодушие — болезнь слишком образованных людей.
  • (все афоризмы русских писателей)

Всего найдено: 22

Здравствуйте! Помогите, пожалуйста! Как объяснить внучке, чем отличаются отглагольные прилагательные от причастий?

Ответ справочной службы русского языка

Вот что написано в пособии Е. Литневской «Русский язык: краткий теоретический курс для школьников» о том, как различить причастия и отглагольные прилагательные:

1. Причастия обозначают временный признак предмета, связанный с его участием (активным или пассивным) в действии, а прилагательные обозначают постоянный признак предмета (например, ‘возникший в результате осуществления действия’, ‘способный участвовать в действии’), ср.:

Она была воспитана в строгих правилах (=Ее воспитали в строгих правилах) — причастие;

Она была воспитанна, образованна (=Она была воспитанная, образованная) — прилагательное.

2. Слово в полной форме с суффиксом -н-(-нн-), -ен-(-енн)- является отглагольным прилагательным, если оно образовано от глагола несовершенного вида (далее НСВ) и не имеет зависимых слов, и является причастием, если образовано от глагола совершенного вида (далее СВ) и/или имеет зависимые слова, ср.:

некошеные луга (прилагательное),

не кошенные косой луга (причастие, т.к. есть зависимое слово),

скошенные луга (причастие, т.к. СВ).

3. Поскольку страдательные причастия настоящего времени могут быть только у переходных глаголов НСВ, слова с суффиксами —им-, -ем- являются прилагательными, если они образованы от глагола СВ или непереходного глагола: непромокаемые сапоги (прилагательное, т.к. глагол промокать в значении ‘пропускать воду’ непереходный), непобедимая армия (прилагательное, т.к. глагол победить СВ).

Она скромна, но соверше(н/нн)о (не)образова(н/нн)а

Ответ справочной службы русского языка

Верно: Она скромна, но совершенно необразованна.

Добрый день! Прошу уточнить, как изменится женская фамилия в связи с замужеством. У мужа фамилия — Королев, значит, супруга Королева? Как склоняется эта фамилия в женском роде? Королева, Королеве, Королеву? Или Королевой?

Ответ справочной службы русского языка

Женская фамилия, образованная от мужской фамилии Королев, склоняется так: Королевой (все косвенные падежи, кроме винительного), Королеву (в.п.).

Подскажите, пожалуйста, как правильно: «Количество товара ограниче(НН)о». Дополнений в предложении нет.

Ответ справочной службы русского языка

Вы задали вопрос, на который не так просто ответить, потому что прописанная в руководствах по орфографии рекомендация основана на смысловом критерии, допускающем разные трактовки и приводящем к разным орфографическим решениям. Попробуем сформулировать точки зрения лингвистов коротко.

1. Правильно написание Количество товаров ограничено. В этой фразе отглагольное образование является причастием. Ограничено – это форма глагола ограничить, обладающая глагольным значением ‘поставить в какие-либо границы, рамки; стеснить какими-либо условиями’. Признак ограниченности процессуальный, временный: он существует столько, сколько длится акция. В ситуации, описываемой фразой Количество товаров ограничено, обязательно присутствует какой-то субъект (например, руководитель компании), который ограничил количество товаров. 

2. Правильно написание Количество товаров ограниченно. Отглагольное признаковое слово можно считать формой прилагательного ограниченныйВ толковых словарях это прилагательное толкуется так: ‘небольшой, незначительный’ (Ограниченные средства. Соль следует употреблять в ограниченном количестве. Ограниченный обзор. Ограниченный круг знакомых. Человек ограниченных способностей) и ‘c недостаточными знаниями, с узким кругозором’ (Очень ограниченный и самоуверенный человек. Ограниченные люди редко сомневаются в своих способностях). В разбираемой фразе реализуется первое значение прилагательного: количество товаров ограниченно означает, что товаров немного, незначительно, мало. И это вполне может быть связано не с волей некоего субъекта, а с тем, что товар просто заканчивается. Соответствует этому рассуждению пример из «Русского орфографического словаря»: наши возможности ограниченны

3. Есть и еще одна – отчасти примиряющая – позиция. Во фразе возможны оба смысла, они нейтрализуются, то есть не различаются. Пишущий не обязан знать обо всех нюансах ситуации, к тому же они могут быть скрыты (не всегда компания, сообщающая об ограничении товаров, готова обнародовать истинные причины своих действий). Далее рассуждения переносятся с одного частного случая на весь корпус кратких отглагольных образований. При нейтрализации возможны две стратегии нормирования: 1) признать допустимой вариативность написаний, 2) утвердить один вариант – с н или нн. Первая стратегия отражает лингвистическую сущность явления, но она приведет к разнонаписаниям. А это представляется плохим решением и для орфографии, и для пишущих. Вся многовековая эволюция русского письма подчинена движению к унификации, отказу от вариативности, даже лингвистически обоснованной. Например, вполне возможно вариативное написание многих наречий и ученые не раз предлагали узаконить его. Однако всякий раз дискуссия приходила к тому, что орфографическая вариативность неудобна: пишущему все равно придется выбирать между двумя вариантами и двоякие написания будут мешать формированию зрительного облика слова, очень важного для приобретения навыка беглого чтения. 

Из сказанного вытекает предложение, сейчас осторожно высказываемое некоторыми лингвистами при обсуждении этой болезненной темы. Можно было бы установить единое написание, не требующее различения кратких причастий и прилагательных. Если такой выбор делать, то закреплять нужно написание с одним н, так как именно варианты с одним н абсолютно преобладают в практике письма. В пользу такого решения говорит и то, что в устной речи мы не используем для подобных слов никаких сигналов «причастности» или «прилагательности» и это никак не мешает взаимопониманию.

Конечно, возникает вопрос, что делать с теми несколькими словами, на которых традиционно объясняют правила об орфографическом различии кратких причастий и отглагольных прилагательных (например: воспитана – воспитанна, образована – образованна, рассеяна – рассеянна). Прилагательные этой группы можно оставить исключениями из общего правила о написании с одним н, а можно подвести и под общее правило. В пользу второго решения говорят современные исследования, показывающие, что даже в грамотном узусе (в текстах, прошедших редакторскую и корректорскую обработку) устойчиво не различаются соотносимые краткие причастия и прилагательные, а во многих случаях различить две части речи оказывается просто невозможно, как в предложении Количество товаров ограничен(?)о.

Уважаемая Грамота. В предложении «Он (человек) хорошо образован» «образован» — прилагательное или причастие? И, соответственно, «Она хорошо образована» или «…хорошо образованна«?

Ответ справочной службы русского языка

Это прилагательные, поэтому в женском роде правильно написание с двумя н: она хорошо образованна (т. е. знающая, просвещенная). 

Вопрос об отличии причастия от отглагольного прилагательного. Перечитала много информации, везде указывается следующее: 1. в отгл. прил нет приставки (кроме НЕ), образовано от глагола несовершенного вида 2. у отгл. прил. нет зависимых слов. Но тогда что же это получается.. причастие не бывает несовершенного вида? Ведь если слово образовано от глагола несов.вида без зависимых слов — это отглагольное прилагательное! Вот, например, «дети рассеянны» — по всем признакам — это причастие, образовано от глагола сов. вида, но ведь это отглагольное прилагательное! То же самое: «девочка воспитанна» — от гл. сов. вида — воспитать. Значит, это причастие по признакам, но это неправильно! Помогите, пожалуйста, разобраться с этой дилеммой! Или направьте меня на статью, которая бы логично все разъясняла. Потому что получается, что в этих объяснениях кроется ошибка! Заранее благодарю за ответ!

Ответ справочной службы русского языка

От одного и того же глагола могут быть образованы как формы причастий, так и отглагольные прилагательные. Если для образования причастий и прилагательных используются разные по звуковому (буквенному) составу суффиксы, различить их несложно: от глагола гореть с помощью суффикса -ящ- образуется причастие горящий, а с помощью суффикса -юч- – прилагательное горючий. Если же и причастия, и прилагательные образуются с помощью суффиксов, имеющих одинаковый звуковой (буквенный) состав (например, -енн- или -им-), различить их труднее.

Однако различия между причастиями и прилагательными есть и в этом случае.

1. Причастия обозначают временный признак предмета, связанный с его участием (активным или пассивным) в действии, а прилагательные обозначают постоянный признак предмета (например, ‘возникший в результате осуществления действия’, ‘способный участвовать в действии’), ср.:

Она была воспитана в строгих правилах (=Ее воспитали в строгих правилах) – причастие;

Она была воспитанна, образованна (=Она была воспитанная, образованная) – прилагательное.

2. Слово в полной форме с суффиксом -н-(-нн-), -ен-(-енн)- является отглагольным прилагательным, если оно образовано от глагола несов. вида и не имеет зависимых слов, и является причастием, если образовано от глагола сов. вида и/или имеет зависимые слова, ср.:

некошеные луга (прилагательное),

не кошенные косой луга (причастие, т. к. есть зависимое слово),

скошенные луга (причастие, т. к. сов. вида).

3. Поскольку страдательные причастия настоящего времени могут быть только у переходных глаголов несов. вида, слова с суффиксами -им-, -ем- являются прилагательными, если они образованы от глагола сов. вида или непереходного глагола:

непромокаемые сапоги (прилагательное, т. к. глагол промокать в значении ‘пропускать воду’ непереходный),

непобедимая армия (прилагательное, т. к. глагол победить сов. вида).

См.: http://www.gramota.ru/book/litnevskaya.php?part4.htm#i7

Здравствуйте. Приставка «мульт-», образованная от слова «мультфильм», пишется слитно или с дефисом? Такая новость у нас выходит: «Герой советских мультфильмов Чебурашка станет первым мульт-космонавтом. Сейчас он находится на пути к Байконуру. Плюшевый Чебурашка успешно прошел мульт-комиссию и предполетную подготовку».

Ответ справочной службы русского языка

Словарной фиксации нет. Корректно слитное написание. Ср.: мультсериал, мультролик.

Скажите, пожалуйста, нужны ли кавычки при написании ФКА Роскосмос? Спасибо за ответ.

Ответ справочной службы русского языка

Федеральное космическое агентство и Роскосмос раньше были двумя названиями одной организации, поэтому предложенное Вами сочетание некорректно. Сейчас организация, преобразованная из Федерального космического агентства (Роскосмоса), называется Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос».

Может, она и образованна, но уж точно не воспитанна! Верна ли орфография? Ответьте, пожалуйста.

Ответ справочной службы русского языка

«Справка» не выполняет домашних заданий.

«Физкультура» — это всё-таки сложное слово или аббревиатура?

Ответ справочной службы русского языка

Это аббревиатура, образованная сочетанием начальной части слова с целым словом. Но о подобных аббревиатурах можно сказать, что такие образования являются переходными между аббревиацией и сложением.

Здравствуйте.
Дайте, пожалуйста, определение слову «акроним». Определение из Википедии не подтверждено «авторитетными источниками», к сожалению.
Заранее спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Акроним – спец. аббревиатура, образованная из начальных букв слов или словосочетаний (напр., НИИ, АЭС и т. п.). Такое определение дает «Толковый словарь иноязычных слов» Л. П. Крысина (М., 2005).

Подскажите, пожалуйста, расстановку знаков препинания в таком предложении: «Она имеет престижную работу, образованна и воспитанна и чертовски привлекательна.»

Ответ справочной службы русского языка

Верно: образованна, и воспитанна, и чертовски привлекательна.

Как правильно: «по законодательству» или «согласно законодательству»? Например: компания, образованная и осуществляющая деятельность по/согласно законодательству РФ.

Ответ справочной службы русского языка

Здесь корректно: согласно законодательству, в соответствии с законодательством.

скажите пожалуйста, в предложении женщина умна и образова*а умна и образова*а являются какими частями речи?

Ответ справочной службы русского языка

Это краткие прилагательные: умна и образованна.

Здравствуйте, скажите, пожалуйста, почему при числительных от пяти используется слово «лето», а до пяти «год» (5 лет, 2 года)?

Ответ справочной службы русского языка

Дело в том, что у слова год существует две формы родительного падежа множественного числа: годов и лет (вторая форма — супплетивная, то есть образованная от другой основы). При этом форма лет используется в счетных конструкциях: пять лет, много лет и т. п.; но: в начале 90-х годов.

Хорошо образованный как пишется



3



0

Имя прилагательное «необразованный» пишется слитно, поскольку это одно слово. А имя прилагательное «образованный» пишется с «не» раздельно, потому что это два разных слова.

Прилагательное «необразованный» пишется раздельно с «добавочным» «не», если эта частица имеется. Например: «он не необразованный».

Условия, помогающие отличать прилагательное «необразованный» от слова «образованный» с «не» собраны в следующем правиле:

Хорошо образованный как пишется

Примеры этих слов в предложениях смотрите ниже.

Необразованный.

«Это малограмотный и, соответственно, необразованный Костя Казимиров уже четвёртый год смешит соседей своими рассуждениями о русском языке».

Не образованный.

«Не образованный он, а самый отпетый неуч».

Хорошо образованный как пишется



2



0

Возможны оба написания — и «необразованный», и «не образованный». Все зависит от значения, от того, что вы хотите передать в предложении.

Например, в восклицании «Ты не образованный!» с акцентом на частице «не» это прилагательное пишется раздельно с «не». А если произнести, не выделяя «не», то мы пишем его слитно: «Ты необразованный».

Но в текстах мы часто не можем правильно определить, что именно хотел передать автор, употребляя это прилагательное с частицей «не». Поэтому лучше отталкиваться от правила. Вот оно:

<hr />

Хорошо образованный как пишется

<hr />

Т.е. если есть противопоставление (наличие союза «а»), то пишем прилагательное с «не» раздельно:

  • Ты не образованный, а просто начитанный. — противопоставление с помощью союза «а»
  • Ты сам необразованный, а пытаешься учить других. — присоединение с помощью союза «а»

Если есть усиление с помощью таких слов, как «ничуть не», «нисколько не» и пр. Примеры:

  • Ты нисколько не образованный, не пытайся меня обмануть.

Хорошо образованный как пишется



1



0

Добрый день. Слово «(не)образованный», относится к прилагательным (отвечает на вопрос «Какой?») и может писаться слитно и раздельно.

Правильность написания слова «(не)образованный» зависит от условий, которые создаются в предложение:

1) «Не образованный», когда есть противопоставление с союзом «а», либо есть слова, которые усиливают отрицания (вовсе, далеко и т.д.).

Пример.

Прочитав текст написанный Максимом можно понять, что он вовсе не образованный молодой человек.

2) «Необразованный», когда не соблюдаются условия из первого пункта.

Пример.

Прочитав резюме очередного кандидата, я понял, что он необразованный.

Хорошо образованный как пишется



1



0

На мой взгляд, написание частицы «не» с прилагательными является одним из самых сложных правил в русском языке, поскольку правильность написания зависит от содержания предложения, где используется прилагательное.

Так, «не» с прилагательным «образованный» пишется раздельно, если в предложении присутствует противопоставление. Например, «Он был не образованный, а глупый».

Противопоставление в предложении может также обозначаться словами: «вовсе», «далеко», «отнюдь».

Если же в предложении нет противопоставления и к слову можно подобрать синоним, то оно будет писаться с «не» слитно.

Например, «Иван был необразованным человеком».

Хорошо образованный как пишется



0



0

Слово «необразованный» — это прилагательное мужского рода, единственного числа, которое отвечает на вопрос «какой?». Можно написать как «не образованный», так и «необразованный», все будет зависеть от контекста предложения.

1) «Необразованный» пишем, если в предложении нет ни противопоставления, ни усиления отрицания. По правилам русского языка, прилагательные пишутся с «не» слитно, если их можно заменить синонимом без «не». Подойдет синоним «глупый» или «неграмотный».

Пример предложения со словом «необразованный»: этот человек необразованный.

2) «Не образованный» пишем если в тексте будет противопоставление или усиление отрицания.

Пример предложения со словами «не образованный»: не образованный, а глупый человек выступил с докладом.

Хорошо образованный как пишется

«Не требуется» — это даже и не слово, а два слова. Первое — частица, а второе — глагол.

Думается, что такое предположение не было голословным, поскольку второе слово («требуется») отвечает на вопрос «что делает?» (или «что делается?», если создавать вопрос с обычной формальностью, не вдаваясь в смысл). Да и обладает другими категориальными признаками глагола.

А первое слово («не») не может быть признано приставкой, потому что если в языке есть слово «требуется», но не может быть слова «нетребуется». Это понятно из правила, обуславливающего соответствующую раздельность глаголов с «НЕ».

не требуется

_

Итак, глагол «требоваться относится к совокупности тех, которые не сливаются с «НЕ». Писать «нетребуется» нельзя.

Ещё одно простейшее доказательство того — возможность принудительного разделения «НЕ» и глагола вставленным словом. Например: «не очень требуется», «не слишком требуется», «не каждый год требуется» и так далее.

Других доказательств не потребуется.

Предложение.

  • «А что, разве не требуется даже подтверждения своей почты?».

Хорошо образованный как пишется

«Чёрно-белый» — это сложное имя прилагательное, являющееся высокочастотным представителем так называемой колоративной лексики (выражение цвета) с возможной коннотацией «блеклый во всех отношениях» и с модальностью «отрицание цвета».

Как известно, коннотативные значения никогда не берут верх при объяснении орфографии слов, поэтому в данном случае мы должны воспринимать это прилагательное только как цветообозначение. Такие слова пишется с дефисом. К тому же части слова «чёрно-белый» совершенно семантически равноправны.

Писать «чёрно белый» (раздельно) или «чёрнобелый» (слитно) нельзя.

чёрно-белый

Например (предложения).

  • «Любая чёрно-белая фотография носит в себе оттенки старины».
  • «В третьем зале музея стояли чёрно-белые телевизоры».
  • «Ваня Мельничаненко почему-то воспринимал мир только в чёрно-белых тонах».

Хорошо образованный как пишется

1) Утверждение: Это непреступный (находящийся в рамках закона) случай простой женской хитрости.

2) Отрицание:

Случай этот — не преступный, здесь скорее нарушение общественной морали.

Случай этот отнюдь не преступный.

Планы у подростков были не преступные, а вполне безобидные.

Надо сказать, что обе формы, слитная и раздельная, используются крайне редко, в отличие от омофона «неприступный» (с большой частотностью). Особенно это касается слитного написания, когда поисковик указывает на ошибку и предлагает найти слово «неприступный».

Хорошо образованный как пишется

Сочетание «со мной» (ударение на «О«, которая после «Н«) — это ни что другое, как предлог «С» с местоимением «Я«. Но мы эмпирически понимаем, что говорить «Пойдём с я» нельзя.

  • «Со» — вариант «с», иногда используемый, в частности, перед [м] плюс согласная. Например: «со многими». Это из разряда «подо», «предо», «передо», «ко», «во», «надо», «обо» и так далее.
  • «Мной» («мною») — это указанное выше «Я» в творительном падеже. «С кем? — со мной (со мною)». Личное местоимение.

    со мной

Предлоги нельзя в таких случаях подсоединять к личным местоимениям. Подобные примеры: «с тобой (с тобою)», «с ней (с нею»)», «с ним».

Писать «сомной» нельзя. Нужен пробел.

Предложения:

  • «Со мной всё в полном порядке, Трофим, а с тобой ничего не случилось ли?».
  • «Будь со мной, Игнатий, не когда тебе это необходимо, а всегда».

Хорошо образованный как пишется

Слово «повеселее» находится в составе систематизированного языка, в числе подобных единиц («получше», «понастойчивее», «похуже» и так далее).

Элемент «по-«, который мы при написании таких слов порой не знаем, к приставкам его отнести или к предлогам, является всё-таки приставкой.

Оттолкнёмся от имени прилагательного «весёлый» и от наречия «весело». И у первого, и у второго слов имеются формы (одинаковые!) сравнительной степени, которые образуются так:

  • «Весёлый — веселее — повеселее».
  • «Весело — веселее — повеселее».

    повеселее и повеселей

К простейшей классической форме прибавляется наша приставка, преобразуя её в разговорную. Этот приём — системный. Пишется приставка слитно. Писать «по веселее» (или «по веселей») нельзя.

Например.

  • «Повеселее, повеселее, Родион, не засыпай!».

толковый словарь

I м. разг.

Тот, кто получил образование, обладает образованием [образование II 2.].

II прил.

1. Получивший образование II 2., обладающий образованием; просвещенный, культурный.

2. Находящийся на определённом уровне развития культуры, знаний; отличающийся высокой степенью просвещения и культуры (о стране, народе, государстве).

ОБРАЗО́ВАННЫЙ — прил., употр. сравн. часто

Морфология: образо́ван, образо́ванна, образо́ванно, образо́ванны; образо́ваннее

1. Образованным называют человека, обладающего большим запасом знаний, полученным им в результате обучения в каком-либо учебном заведении или же самостоятельного изучения чего-либо.

Ты человек образованный, университет закончил, а веришь в предрассудки. | Каждый образованный европеец должен знать историю своей страны. | Он был весьма образованным юношей.

2. Образованным называют общество, народ и т. п., для которого характерен высокий уровень развития культуры, образования.

В образованном обществе не место таким варварским методам наказания, как избиение плетьми.

образо́ванность сущ., ж.

толковый словарь ушакова

ОБРАЗО́ВАННЫЙ, образованная, образованное.

1. (кратк. образован, образована, образовано). прич. страд. прош. вр. от образовать. «Мы пошли на вал, возвышение, образованное природой и укрепленное частоколом.» Пушкин.

2. (кратк. образован, образованна, образованно). Получивший образование, обладающий широким образованием, просвещенный, культурный. Нельзя быть образованным человеком, если не знать основ марксизма-ленинизма. Она очень образованна.

|| То же в знач. сущ. «Образованные одолели: из чиновников, из офицеров, из университетов — всё на сцену лезут.» А.Островский.

толковый словарь ожегова

ОБРАЗО́ВАННЫЙ, -ая, -ое; -ан. Получивший, имеющий образование 2 (во 2 знач.), имеющий разносторонние знания. Образованная женщина.

| сущ. образованность, -и, жен. Всесторонняя о.

энциклопедический словарь

ОБРАЗО́ВАННЫЙ -ая, -ое; -ван, -ванна, -ванно. Получивший образование, имеющий разносторонние знания. Быть образованным человеком. О-ая женщина. О. инженер. О. ум. О. вкус. // Отличающийся высокой степенью культуры, образования; просвещённый. О-ое общество. О. народ.

Образо́ванные, -ых; мн. Разг. Образованных развелось много! Образо́ванность, -и; ж. Всесторонняя о. Человек европейской образованности. Я ценю его о. и знание жизни. О. народа говорит об уровне цивилизованности страны.

академический словарь

-ая, -ое.

1. прич. страд. прош. от образовать2.

2. в знач. прил. (кратк. ф. -ван, -ванна, -ванно).

Получивший образование, имеющий разносторонние знания.

Аркадий Павлыч считается одним из образованнейших дворян и завиднейших женихов нашей губернии. Тургенев, Бурмистр.

— Чтобы стать капитаном, нужно быть очень образованным человеком: нужно знать высшую математику, астрономию, географию, метеорологию. Вересаев, В юные годы.

||

Отличающийся высокой степенью культуры, распространением образования, знаний; просвещенный.

Образованное общество.

Каждый образованный народ только тогда имеет значение в науке, когда обогащает ее истинами, которые остаются такими для всех народов. Ушинский, О народности в общественном воспитании.

орфографический словарь

образо́ванный; кратк. форма прич. -ан, -ана; кратк. форма прил. (получивший образование, знающий, просвещенный) -ан, -анна (она́ умна́ и образо́ванна)

формы слов

образо́ванный, образо́ванная, образо́ванное, образо́ванные, образо́ванного, образо́ванной, образо́ванных, образо́ванному, образо́ванным, образо́ванную, образо́ванною, образо́ванными, образо́ванном, образо́ван, образо́ванна, образо́ванно, образо́ванны, образо́ваннее, пообразо́ваннее, образо́ванней, пообразо́ванней

синонимы

прил., кол-во синонимов: 34

высокообразованный, просвещённый, начитанный

см. также учёный 1

тезаурус русской деловой лексики

Syn: организованный, созданный, основанный, сформированный (оф.), учрежденный (оф.)

синонимы

Просвещенный, интеллигентный, культурный, цивилизованный, воспитанный, развитой.

Ср. обтесаться…

антонимы

невежественный

расформированный

серый

необразованный

омонимы

образованный (причастие)

прич. страд. от образовать; полученный или созданный при каких-либо обстоятельствах

При археологическом обществе образована особая комиссия для изучения «старой Москвы».

Скрытые полки, образованные взамен уничтоженных резервных, также не могли заменить их по недостатку крепких кадров и спайки в мирное время.

Каждое её волоконце ― фибрилла ― состоит из пучка молекул целлюлозы, а каждая молекула целлюлозы представляет собой цепочку, образованную из 100-200 остатков глюкозы.

Многие родовые имена были образованы из имён своих родоначальников.

Эти акционерные общества образованы как 100% дочерние компании РАО «ЕЭС России».

образованный (прилагательное)

получивший образование, просвещённый

Образованных из них было только трое: Б-ский, М-кий и старик Ж-кий, бывший прежде где-то профессором математики, ― старик добрый, хороший, большой чудак и, несмотря на образование, кажется, крайне ограниченный человек.

Нет, я очень рада: вот к нам гость, новый человек, образованный, из Петербурга…

находящийся на определённом уровне развития культуры (о государстве, обществе и т. п.)

Бесспорно, наши образованные общества очень богаты. ― Почему же вокруг нас столько нищеты?

идиоматика

глубоко образованный

жутко образованный

необыкновенно образованный

морфемно-орфографический словарь

1. образо́ва/нн/ый¹ (от образова́/ть¹).

2. образо́ва/нн/ый² (от образова́/ть²).

грамматический словарь

полезные сервисы

Морфологический разбор «вновь»:

«Вновь»

Грамматика:

часть речи: наречие; отвечает на вопрос: Как?

Морфологический разбор «образованный»:

«Образованный» — омоним

Часть речи:

Причастие (полное)

Грамматика:

часть речи: причастие (полное); одушевлённость: неодушевлённое; род: мужской; число: единственное; падеж: именительный, винительный; вид: несовершенный; переходность: переходный; время: прошедшее; залог: страдательный залог; отвечает на вопрос: Какой? Что делающий?, Какого? Что делающего?

Начальная форма:

образованный

Грамматический разбор

Формы слова

Грамматический разбор (грамматика)

часть речи: причастие (полное); одушевлённость: одушевлённое; род: мужской, средний; число: единственное; падеж: родительный, винительный; вид: несовершенный; переходность: переходный; время: прошедшее; залог: страдательный залог; отвечает на вопрос: Какого? Что делающего?, Какое? Что делающее?

часть речи: причастие (полное); род: мужской, средний; число: единственное; падеж: дательный; вид: несовершенный; переходность: переходный; время: прошедшее; залог: страдательный залог; отвечает на вопрос: Какому? Что делающему?

часть речи: причастие (полное); род: мужской, средний; число: единственное, множественное; падеж: творительный, дательный; вид: несовершенный; переходность: переходный; время: прошедшее; залог: страдательный залог; отвечает на вопрос: Какими? Что делающими?, Какому? Что делающему?, Каким? Что делающим?

часть речи: причастие (полное); род: мужской, средний; число: единственное; падеж: предложный; вид: несовершенный; переходность: переходный; время: прошедшее; залог: страдательный залог; отвечает на вопрос: В каком? Что делающем?, О каком? Что делающем?

часть речи: причастие (полное); род: женский; число: единственное; падеж: именительный; вид: несовершенный; переходность: переходный; время: прошедшее; залог: страдательный залог; отвечает на вопрос: Какая? Что делающая?

часть речи: причастие (полное); род: женский; число: единственное; падеж: родительный, дательный, творительный, предложный; вид: несовершенный; переходность: переходный; время: прошедшее; залог: страдательный залог; отвечает на вопрос: Какой? Что делающей?, О какой? Что делающей?

часть речи: причастие (полное); род: женский; число: единственное; падеж: винительный; вид: несовершенный; переходность: переходный; время: прошедшее; залог: страдательный залог; отвечает на вопрос: Какую? Что делающую?

часть речи: причастие (полное); род: женский; число: единственное; падеж: творительный; вид: несовершенный; переходность: переходный; время: прошедшее; залог: страдательный залог; остальные признаки: форма на -ою; отвечает на вопрос: Какой? Что делающей?

часть речи: причастие (полное); род: средний; число: единственное; падеж: именительный, винительный; вид: несовершенный; переходность: переходный; время: прошедшее; залог: страдательный залог; отвечает на вопрос: Какое? Что делающее?

часть речи: причастие (полное); одушевлённость: неодушевлённое; число: множественное; падеж: именительный, винительный; вид: несовершенный; переходность: переходный; время: прошедшее; залог: страдательный залог; отвечает на вопрос: Какие? Что делающие?, Каких? Что делающих?

часть речи: причастие (полное); одушевлённость: одушевлённое; число: множественное; падеж: родительный, винительный, предложный; вид: несовершенный; переходность: переходный; время: прошедшее; залог: страдательный залог; отвечает на вопрос: Каких? Что делающих?

часть речи: причастие (полное); число: множественное; падеж: творительный; вид: несовершенный; переходность: переходный; время: прошедшее; залог: страдательный залог; отвечает на вопрос: Какими? Что делающими?

«Образованный» — омоним

Часть речи:

Причастие (полное)

Грамматика:

часть речи: причастие (полное); одушевлённость: неодушевлённое; род: мужской; число: единственное; падеж: именительный, винительный; вид: совершенный; переходность: переходный; время: прошедшее; залог: страдательный залог; отвечает на вопрос: Какой? Что сделающий?, Какого? Что сделающего?

Начальная форма:

образованный

Грамматический разбор

Формы слова

Грамматический разбор (грамматика)

часть речи: причастие (полное); одушевлённость: одушевлённое; род: мужской, средний; число: единственное; падеж: родительный, винительный; вид: совершенный; переходность: переходный; время: прошедшее; залог: страдательный залог; отвечает на вопрос: Какого? Что сделающего?, Какое? Что сделающее?

часть речи: причастие (полное); род: мужской, средний; число: единственное; падеж: дательный; вид: совершенный; переходность: переходный; время: прошедшее; залог: страдательный залог; отвечает на вопрос: Какому? Что сделающему?

часть речи: причастие (полное); род: мужской, средний; число: единственное, множественное; падеж: творительный, дательный; вид: совершенный; переходность: переходный; время: прошедшее; залог: страдательный залог; отвечает на вопрос: Каким? Что сделающим?, Какими? Что делающими?, Какому? Что сделающему?, Каким? Что делающим?

часть речи: причастие (полное); род: мужской, средний; число: единственное; падеж: предложный; вид: совершенный; переходность: переходный; время: прошедшее; залог: страдательный залог; отвечает на вопрос: В каком? Что сделающем?, О каком? Что сделающем?

часть речи: причастие (полное); род: женский; число: единственное; падеж: именительный; вид: совершенный; переходность: переходный; время: прошедшее; залог: страдательный залог; отвечает на вопрос: Какая? Что сделающая?

часть речи: причастие (полное); род: женский; число: единственное; падеж: родительный, дательный, творительный, предложный; вид: совершенный; переходность: переходный; время: прошедшее; залог: страдательный залог; отвечает на вопрос: Какой? Что сделающей?, О какой? Что сделающей?

часть речи: причастие (полное); род: женский; число: единственное; падеж: винительный; вид: совершенный; переходность: переходный; время: прошедшее; залог: страдательный залог; отвечает на вопрос: Какую? Что сделающую?

часть речи: причастие (полное); род: женский; число: единственное; падеж: творительный; вид: совершенный; переходность: переходный; время: прошедшее; залог: страдательный залог; остальные признаки: форма на -ою; отвечает на вопрос: Какой? Что сделающей?

часть речи: причастие (полное); род: средний; число: единственное; падеж: именительный, винительный; вид: совершенный; переходность: переходный; время: прошедшее; залог: страдательный залог; отвечает на вопрос: Какое? Что сделающее?

часть речи: причастие (полное); одушевлённость: неодушевлённое; число: множественное; падеж: именительный, винительный; вид: совершенный; переходность: переходный; время: прошедшее; залог: страдательный залог; отвечает на вопрос: Какие? Что делающие?, Каких? Что делающих?

часть речи: причастие (полное); одушевлённость: одушевлённое; число: множественное; падеж: родительный, винительный, предложный; вид: совершенный; переходность: переходный; время: прошедшее; залог: страдательный залог; отвечает на вопрос: Каких? Что делающих?

часть речи: причастие (полное); число: множественное; падеж: творительный; вид: совершенный; переходность: переходный; время: прошедшее; залог: страдательный залог; отвечает на вопрос: Какими? Что делающими?

«Образованный» — омоним

Часть речи:

Имя прилагательное (полное)

Грамматика:

часть речи: имя прилагательное (полное); одушевлённость: неодушевлённое; род: мужской; число: единственное; падеж: именительный, винительный; остальные признаки: качественное; отвечает на вопрос: Какой?, Какого? Какой?

Начальная форма:

образованный

Грамматический разбор

Формы слова

Грамматический разбор (грамматика)

часть речи: имя прилагательное (полное); одушевлённость: одушевлённое; род: средний, мужской; число: единственное; падеж: родительный, винительный; остальные признаки: качественное; отвечает на вопрос: Какое?, Какого?, Какого? Какой?

часть речи: имя прилагательное (полное); род: средний, мужской; число: единственное; падеж: дательный; остальные признаки: качественное; отвечает на вопрос: Какому?

часть речи: имя прилагательное (полное); род: средний, мужской; число: множественное, единственное; падеж: творительный, дательный; остальные признаки: качественное; отвечает на вопрос: Какими?, Каким?, Какому?

часть речи: имя прилагательное (полное); род: средний, мужской; число: единственное; падеж: предложный; остальные признаки: качественное; отвечает на вопрос: О каком?, В/о каком?

часть речи: имя прилагательное (полное); род: женский; число: единственное; падеж: именительный; остальные признаки: качественное; отвечает на вопрос: Какая?

часть речи: имя прилагательное (полное); род: женский; число: единственное; падеж: родительный, дательный, творительный, предложный; остальные признаки: качественное; отвечает на вопрос: Какой?, О/в какой?

часть речи: имя прилагательное (полное); род: женский; число: единственное; падеж: винительный; остальные признаки: качественное; отвечает на вопрос: Какую?

часть речи: имя прилагательное (полное); род: женский; число: единственное; падеж: творительный; остальные признаки: качественное, форма на -ою; отвечает на вопрос: Какой?

часть речи: имя прилагательное (полное); род: средний; число: единственное; падеж: именительный, винительный; остальные признаки: качественное; отвечает на вопрос: Какое?

часть речи: имя прилагательное (полное); одушевлённость: неодушевлённое; число: множественное; падеж: именительный, винительный; остальные признаки: качественное; отвечает на вопрос: Какие?

часть речи: имя прилагательное (полное); одушевлённость: одушевлённое; число: множественное; падеж: родительный, винительный, предложный; остальные признаки: качественное; отвечает на вопрос: Какие?, Каких?

часть речи: имя прилагательное (полное); число: множественное; падеж: творительный; остальные признаки: качественное; отвечает на вопрос: Какими?

Разбор частей речи

Далее давайте разберем морфологические признаки каждой из частей речи русского языка на примерах. Согласно лингвистике русского языка, выделяют три группы из 10 частей речи, по общим признакам:

1. Самостоятельные части речи:

  • существительные (см. морфологические нормы сущ. );
  • глаголы:
    • причастия;
    • деепричастия;
  • прилагательные;
  • числительные;
  • местоимения;
  • наречия;

2. Служебные части речи:

  • предлоги;
  • союзы;
  • частицы;

3. Междометия.

Ни в одну из классификаций (по морфологической системе) русского языка не попадают:

  • слова да и нет, в случае, если они выступают в роли самостоятельного предложения.
  • вводные слова: итак, кстати, итого, в качестве отдельного предложения, а так же ряд других слов.

Морфологический разбор существительного

План морфологического разбора существительного

Пример:

«Малыш пьет молоко.»

Малыш (отвечает на вопрос кто?) – имя существительное;

  • начальная форма – малыш;
  • постоянные морфологические признаки: одушевленное, нарицательное, конкретное, мужского рода, I -го склонения;
  • непостоянные морфологические признаки: именительный падеж, единственное число;
  • при синтаксическом разборе предложения выполняет роль подлежащего.

Морфологический разбор слова «молоко» (отвечает на вопрос кого? Что?).

  • начальная форма – молоко;
  • постоянная морфологическая характеристика слова: среднего рода, неодушевленное, вещественное, нарицательное, II -е склонение;
  • изменяемые признаки морфологические: винительный падеж, единственное число;
  • в предложении прямое дополнение.

Приводим ещё один образец, как сделать морфологический разбор существительного, на основе литературного источника:

«Две дамы подбежали к Лужину и помогли ему встать. Он ладонью стал сбивать пыль с пальто. (пример из: «Защита Лужина», Владимир Набоков).»

Дамы (кто?) — имя существительное;

  • начальная форма — дама;
  • постоянные морфологические признаки: нарицательное, одушевленное, конкретное, женского рода, I склонения;
  • непостоянная морфологическая характеристика существительного: единственное число, родительный падеж;
  • синтаксическая роль: часть подлежащего.

Лужину (кому?) — имя существительное;

  • начальная форма — Лужин;
  • верная морфологическая характеристика слова: имя собственное, одушевленное, конкретное, мужского рода, смешанного склонения;
  • непостоянные морфологические признаки существительного: единственное число, дательного падежа;
  • синтаксическая роль: дополнение.

Ладонью (чем?) — имя существительное;

  • начальная форма — ладонь;
  • постоянные морфологические признаки: женского рода, неодушевлённое, нарицательное, конкретное, I склонения;
  • непостоянные морфо. признаки: единственного числа, творительного падежа;
  • синтаксическая роль в контексте: дополнение.

Пыль (что?) — имя существительное;

  • начальная форма — пыль;
  • основные морфологические признаки: нарицательное, вещественное, женского рода, единственного числа, одушевленное не охарактеризовано, III склонения (существительное с нулевым окончанием);
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: винительный падеж;
  • синтаксическая роль: дополнение.

(с) Пальто (С чего?) — существительное;

  • начальная форма — пальто;
  • постоянная правильная морфологическая характеристика слова: неодушевленное, нарицательное, конкретное, среднего рода, несклоняемое;
  • морфологические признаки непостоянные: число по контексту невозможно определить, родительного падежа;
  • синтаксическая роль как члена предложения: дополнение.

Морфологический разбор прилагательного

Имя прилагательное — это знаменательная часть речи. Отвечает на вопросы Какой? Какое? Какая? Какие? и характеризует признаки или качества предмета. Таблица морфологических признаков имени прилагательного:

  • начальная форма в именительном падеже, единственного числа, мужского рода;
  • постоянные морфологические признаки прилагательных:
    • разряд, согласно значению:
      • — качественное (теплый, молчаливый);
      • — относительное (вчерашний, читальный);
      • — притяжательное (заячий, мамин);
    • степень сравнения (для качественных, у которых этот признак постоянный);
    • полная / краткая форма (для качественных, у которых этот признак постоянный);
  • непостоянные морфологические признаки прилагательного:
    • качественные прилагательные изменяются по степени сравнения (в сравнительных степенях простая форма, в превосходных — сложная): красивый-красивее-самый красивый;
    • полная или краткая форма (только качественные прилагательные);
    • признак рода (только в единственном числе);
    • число (согласуется с существительным);
    • падеж (согласуется с существительным);
  • синтаксическая роль в предложении: имя прилагательное бывает определением или частью составного именного сказуемого.

План морфологического разбора прилагательного

Пример предложения:

Полная луна взошла над городом.

Полная (какая?) – имя прилагательное;

  • начальная форма – полный;
  • постоянные морфологические признаки имени прилагательного: качественное, полная форма;
  • непостоянная морфологическая характеристика: в положительной (нулевой) степени сравнения, женский род (согласуется с существительным), именительный падеж;
  • по синтаксическому анализу — второстепенный член предложения, выполняет роль определения.

Вот еще целый литературный отрывок и морфологический разбор имени прилагательного, на примерах:

Девушка была прекрасна: стройная, тоненькая, глаза голубые, как два изумительных сапфира, так и заглядывали к вам в душу.

Прекрасна (какова?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — прекрасен (в данном значении);
  • постоянные морфологические нормы: качественное, краткое;
  • непостоянные признаки: положительная степень сравнения, единственного числа, женского рода;
  • синтаксическая роль: часть сказуемого.

Стройная (какая?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — стройный;
  • постоянные морфологические признаки: качественное, полное;
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: полное, положительная степень сравнения, единственное число, женский род, именительный падеж;
  • синтаксическая роль в предложении: часть сказуемого.

Тоненькая (какая?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — тоненький;
  • морфологические постоянные признаки: качественное, полное;
  • непостоянная морфологическая характеристика прилагательного: положительная степень сравнения, единственное число, женского рода, именительного падежа;
  • синтаксическая роль: часть сказуемого.

Голубые (какие?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — голубой;
  • таблица постоянных морфологических признаков имени прилагательного: качественное;
  • непостоянные морфологические характеристики: полное, положительная степень сравнения, множественное число, именительного падежа;
  • синтаксическая роль: определение.

Изумительных (каких?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — изумительный;
  • постоянные признаки по морфологии: относительное, выразительное;
  • непостоянные морфологические признаки: множественное число, родительного падежа;
  • синтаксическая роль в предложении: часть обстоятельства.

Морфологические признаки глагола

Согласно морфологии русского языка, глагол — это самостоятельная часть речи. Он может обозначать действие (гулять), свойство (хромать), отношение (равняться), состояние (радоваться), признак (белеться, красоваться) предмета. Глаголы отвечают на вопрос что делать? что сделать? что делает? что делал? или что будет делать? Разным группам глагольных словоформ присущи неоднородные морфологические характеристики и грамматические признаки.

Морфологические формы глаголов:

  • начальная форма глагола — инфинитив. Ее так же называют неопределенная или неизменяемая форма глагола. Непостоянные морфологические признаки отсутствуют;
  • спрягаемые (личные и безличные) формы;
  • неспрягаемые формы: причастные и деепричастные.

Морфологический разбор глагола

  • начальная форма — инфинитив;
  • постоянные морфологические признаки глагола:
    • переходность:
      • переходный (употребляется с существительными винительного падежа без предлога);
      • непереходный (не употребляется с существительным в винительном падеже без предлога);
    • возвратность:
      • возвратные (есть -ся, -сь);
      • невозвратные (нет -ся, -сь);
    • вид:
      • несовершенный (что делать?);
      • совершенный (что сделать?);
    • спряжение:
      • I спряжение (дела-ешь, дела-ет, дела-ем, дела-ете, дела-ют/ут);
      • II спряжение (сто-ишь, сто-ит, сто-им, сто-ите, сто-ят/ат);
      • разноспрягаемые глаголы (хотеть, бежать);
  • непостоянные морфологические признаки глагола:
    • наклонение:
      • изъявительное: что делал? что сделал? что делает? что сделает?;
      • условное: что делал бы? что сделал бы?;
      • повелительное: делай!;
    • время (в изъявительном наклонении: прошедшее/настоящее/будущее);
    • лицо (в настоящем/будущем времени, изъявительного и повелительного наклонения: 1 лицо: я/мы, 2 лицо: ты/вы, 3 лицо: он/они);
    • род (в прошедшем времени, единственного числа, изъявительного и условного наклонения);
    • число;
  • синтаксическая роль в предложении. Инфинитив может быть любым членом предложения:
    • сказуемым: Быть сегодня празднику;
    • подлежащим :Учиться всегда пригодится;
    • дополнением: Все гости просили ее станцевать;
    • определением: У него возникло непреодолимое желание поесть;
    • обстоятельством: Я вышел пройтись.

Морфологический разбор глагола пример

Чтобы понять схему, проведем письменный разбор морфологии глагола на примере предложения:

Вороне как-то Бог послал кусочек сыру… (басня, И. Крылов)

Послал (что сделал?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — послать;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, переходный, 1-е спряжение;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: изъявительное наклонение, прошедшего времени, мужского рода, единственного числа;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Следующий онлайн образец морфологического разбора глагола в предложении:

Какая тишина, прислушайтесь.

Прислушайтесь (что сделайте?) — глагол;

  • начальная форма — прислушаться;
  • морфологические постоянные признаки: совершенный вид, непереходный, возвратный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: повелительное наклонение, множественное число, 2-е лицо;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

План морфологического разбора глагола онлайн бесплатно, на основе примера из целого абзаца:

— Его нужно предостеречь.

— Не надо, пусть знает в другой раз, как нарушать правила.

— Что за правила?

— Подождите, потом скажу. Вошел! («Золотой телёнок», И. Ильф)

Предостеречь (что сделать?) — глагол;

  • начальная форма — предостеречь;
  • морфологические признаки глагола постоянные: совершенный вид, переходный, невозвратный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфология части речи: инфинитив;
  • синтаксическая функция в предложении: составная часть сказуемого.

Пусть знает (что делает?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — знать;
  • постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфология глагола: повелительное наклонение, единственного числа, 3-е лицо;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Нарушать (что делать?) — слово глагол;

  • начальная форма — нарушать;
  • постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянные признаки глагола: инфинитив (начальная форма);
  • синтаксическая роль в контексте: часть сказуемого.

Подождите (что сделайте?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — подождать;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: повелительное наклонение, множественного числа, 2-го лица;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Вошел (что сделал?) — глагол;

  • начальная форма — войти;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, непереходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: прошедшее время, изъявительное наклонение, единственного числа, мужского рода;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

  • Хорошо ли быть любимым сочинение
  • Хорошо на даче летом рассказ часть 4
  • Хорошо сыграли как пишется
  • Хорошо бы сказки жили с нами вечно чтоб дружили песня слушать
  • Хорошие и плохие манеры сочинение