МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ
Государственное
профессиональное образовательное учреждение
«Воркутинский
горно-экономический колледж»
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДАЮ
Председатель
естественно-научной
Зам. директора по УР
цикловой комиссии
_______________ М.М. Ткачук
________________ О.В. Гармаш
«____» __________
2018
«____» __________ 2018
Методическая
разработка открытого мероприятия
по
теме «Химическая сказка»
Воркута
2018
Дата
проведения: 10.04.2018 год
Группа:
2 ГЭМ-17
Преподаватель:
Игнатова В.Ф.
Место
проведения: кабинет 50
Цель
мероприятия: вовлечь в интересный мир экологии, химии и биологии, развить дух
здорового соперничества.
Задачи:
1. осуществление
межпредметных связей;
2. развитие
логического мышления и закрепление полученных на уроках знаний;
3.
создание атмосферы творчества, радости постижения истины, повышение интереса к
предметам, развитие внимания, памяти.
Объявление
условий игры: Учащиеся разделяются на 2 команды путем
жеребьевки.
Каждая
команда бросает по очереди кубик и передвигает свои фишки вперед по его
указанию. Команда получает вопрос из определённой области знаний. На обсуждение
даётся 1 минута, после чего капитан оглашает предполагаемый ответ. В случае
правильного ответа команда остаётся на этой клетке, в обратном случае
возвращается на исходную позицию. Вопросы задает ведущий. Если команда ответила
неправильно, учитель зачитывает правильный ответ. В игре побеждает та команда,
чья фишка первой придёт к финишу.
Особенности
движения по игровому полю:
Синяя
клетка – ответить на вопрос по биологии, передвигаться вперед;
Оранжевая
клетка – ответить на вопрос по химии, передвигаться вперед;
Зеленая
клетка — ответить на вопрос по экологии, передвигаться вперед;
Белая
клетка – передвижение вперед на определенное количество клеток;
Красная
клетка — передвижение назад на определенное количество клеток;
Фишки
капитаны команд ставятся на старт.
Общее
задание: Изображены
знаки химических элементов, под которыми несколько цифр. Необходимо заменить
эти цифры буквами из названий соответствующего элемента:
Li S H Hg
Ca Fe Cu Ответ: Лавуазье
1 4 1 3 2
5 4,2
Вопросы по
биологии
1 | Какое животное съедает | Паук «черная вдова», |
2 | О том, что гуси Рим | Громкими криками гуси |
3 | Был А стал стариком – сто | Лук, капуста |
4 | Какому растению | Чеснок |
5 | На А | Виноград |
6 | Как | Ягода |
7 | Эти | Водоросли |
8 | Весной Осенью | Лес |
9 | Назовите | Микроскоп |
10 | Как объяснить, что из | Регенерация – происходит |
11 | Какая | Стебель |
12 | Как | Ботаника |
13 | Пингвин | Птица |
14 | Сколько | Восемь |
15 | На | На |
16 | У кого | Гриб |
17 | Какая самая мелкая птица? | Колибри |
18 | Самый большой паук на свете? | Паук-птицеед |
19 | Что делает еж зимой? | Спит |
20 | Наступил долгожданный январь. Сначала зацвела 1 | В январе деревья не цветут |
21 | С «Л» — С «С» — | Олень — осень |
22 | Какой | Горох, горошина |
23 | У этого | Человек |
24 | Полый | Сердце |
25 | Самый легкий орган человека. | Легкие |
Вопросы по химии
1 | Бронзовый век – | Медь |
2 | Атом, лишённый всех электронов. | Ядро |
3 | Предложите | Железо |
4 | Какой камень искали алхимики? | Философский |
5 | Переведите | Куй |
6 | Металл, который используют служители церкви для | Серебро |
7 | Переведите | Слово — |
8 | Элементы, имеющие одинаковый заряд ядра, но разное количество | Изотопы |
9 | Переведите | Стойкий |
10 | Без этого вещества | Поваренная соль NaCl |
11 | С каким металлом наши предки связывали Солнце? | С золотом |
12 | В газообразном виде я оказываю сильное | Хлор |
13 | Какой газ утверждает, что он – это не он? | Неон |
14 | Положительно заряженная частица в атоме… | Протон |
15 | Какой неметалл является лесом? | Бор |
16 | единственный жидкий металл | Ртуть |
17 | Какая кислота используется для гашения соды. | Уксусная |
18 | Имеется и в зажигалке и среди камней | Кремний |
19 | Вещество, находящееся в природе в 3 агрегатных состояниях | Вода |
20 | Каков заряд электрона … | Отрицательный |
Вопросы по экологии
1 | Почему ключевая вода всегда очень чистая? | Проходя через слои песка, фильтруется, т.е |
2 | Почему песчаные почвы называют «теплыми»? | Они хорошо прогреваются солнечными лучами |
3 | Почему летом после дождя «легче дышится», | Летом дождь охлаждает воздух, очищает его от |
4 | Как | Биосфера |
5 | Почему во время ледохода лед плывет на | Лед легче воды |
6 | Из чего образуется торф на болотах? | Из торфяных мхов и других растений |
7 | Где раньше тает снег: в лесу или в городе? | В городе, так как он грязный |
8 | Объясните, почему в морозные зимние дни у нас | Пар, соприкасаясь с холодным стеклом, |
9 | Так называется поступление вредных веществ в | Загрязнение |
10 | В Мире она впервые была издана в 1966 году, в | Красная книга |
11 | Эти ядохимикаты используются для защиты | Пестициды |
12 | Чем питается зимой жаба? | Ничем. Жаба обычно в это время года |
13 | Любые явления, связанные с заметными | Экологическая |
14 | Согласно правилу пирамиды чисел — общее число | Уменьшается |
15 | Повышение температуры атмосферы из-за | Парниковый |
16 | Как называются животные, тело которых покрыто | Рыбы |
17 | Основным критерием почвы, определяющим ее | Плодородие |
18 | Водная оболочка Земли, это | Гидросфера |
19 | Как называются животные, тело которых покрыто | Птицы |
20 | Ресурсы, которые обладают способностью | Возобновимые |
21 | Газовая | Атмосфера |
22 | Как называются животные, тело которых покрыто | Звери |
23 | Процесс разрушения почвенного покрова | Эрозия |
Красная икра, наряду с шампанским, мандаринами и оливье — неотъемлемый атрибут новогоднего стола. Качественный продукт, впрочем, выбрать непросто. По данным Роскачества, в текущем году более 80 процентов исследованных торговых марок оказались с нарушениями обязательных требований безопасности. Да и диетологи новогодний деликатес рекомендуют далеко не всем, а некоторым и вовсе категорически запрещают употреблять. Так в чем же, кроме цены, реальная ценность продукта, «Вечерняя Москва» спросила у экспертов.
Новогодние праздники неумолимо приближаются. Ближайшие выходные, 25 и 26 декабря, станут последними для текущего года, а значит, у большинства горожан именно они пройдут под девизом «Успеть все». Марш-бросок по продуктовым магазинам предполагает новогодние закупки, которые беспроблемно «долежат» до вожделенного боя курантов. И одной из этих покупок, несомненно, станет красная икра.
Увы, путь деликатеса в новогоднюю корзину потребителя с каждым годом становится все сложнее. И дело не только в «нерыбном» сезоне, когда спрос граждан лососевые просто не в состоянии удовлетворить. В «рыбные года» проблема оборачивается другой своей стороной — серьезным снижением качества продукции, о чем свидетельствуют последние исследования Роскачества.
В текущем году Национальный институт качества обнаружил в красной икре кишечную палочку, уротропин — запрещенный консервант, краситель Е110, снижающий внимание и концентрацию у детей. Уже эти три «компонента» могли бы заставить россиян задуматься, а «стоит ли игра свеч», ведь после подобного застолья вероятность его продолжения на больничной койке весьма велика.
Однако неприятности натурального продукта на этом не заканчиваются. Икру бессовестно подделывают, смешивая с «исходным материалом». На глаз отличить хорошую икру от плохой (на вкус, цвет и запах) практически невозможно.
— Имитированную икру производят из альгината натрия — полисахарида бурых водорослей. Он безопасен и является пищевым волокном. Подкрашенный раствор альгината натрия капают в хлорид кальция, в результате чего образуются небольшие капсулы, внешне очень похожие на икру, — успокаивает начальник отдела испытаний Роскачества Лилия Котельникова.
Только есть ли польза для организма от подобного «суррогата» — вопрос риторический.
Помимо того, что выбор новогоднего деликатеса превратился в «русскую рулетку», далеко не каждый организм без последствий «потянет» его употребление. Так, красную икру опасно есть аллергикам, не рекомендуется употреблять людям с гипертонией, сахарным диабетом второго типа, ожирением и обладателям болезней почек, говорит врач-диетолог Анна Белоусова.
Красная икра вредна в первую очередь из-за высокого содержания в продукте соли, добавляет она. А регулярное потребление икры может формировать избыток в организме витамина D. Впрочем, подобный сценарий маловероятен в холодный сезон, считает Белоусова.
Подводя плачевные итоги, можно констатировать: красная икра — проблемный продукт, противопоказанный очень многим нашим согражданам.
Но… наступают последние выходные года, и в каждой второй продуктовой корзине в супермаркете заветная баночка то и дело мелькает. Так, может быть, у икры есть неоспоримые ценные свойства, которые побуждают добрую половину населения из года в год, несмотря на существенную прибавку продукта в стоимости, вскрывать заветную баночку? С этим вопросом «Вечерняя Москва» и обратилась к специалисту.
— Недаром икру называют «красным золотом». Ее химический состав вряд ли можно отыскать в каком-либо другом продукте. Жирные кислоты, включая омега-3, витамины A, E, D, С, натрий, кальций, йод, железо, цинк, сера, фолиевая кислота не просто полезны — жизненно необходимы организму, — отмечает врач-диетолог Екатерина Орлова.
Красная икра, благодаря содержащимся в ней полиненасыщенным жирным кислотам, способствует снижению холестерина, выводя из организма вредные жиры. Это благотворно влияет на сердечно-сосудистую систему, способствует нормализации давления, добавляет эксперт.
— Для женского организма икра — настоящая косметическая кладовая. Витамины A, E и D благотворно влияют на состояние кожи, кальций укрепляет волосы и ногти, а фолиевая кислота особенно полезна беременным, поскольку обеспечивает здоровый рост наследнику (или наследнице), — подчеркивает специалист.
Полезные свойства витаминов, разумеется, никто не отменял и для мужчин, добавляет Орлова. Так, содержащийся в икре витамин А способствует улучшению работы головного мозга и зрения, приводит в состояние равновесия нервную систему. Витамин D помогает укрепить кости, магний снимает напряжение мышц, йод решает проблемы щитовидной железы, а селен и витамин Е встанут на пути развития нежелательных новообразований, перечислила уникальные возможности продукта врач.
«Как я буду его развлекать?» — ложная формулировка»
Девять дней дома — с 1 по 9 января. Обычно январские каникулы у родителей маленьких детей и младших школьников расписаны заранее — театральные постановки, елки, походы в музеи и на выставки. Но в начале 2022 года, когда из-за ограничительных мер, связанных с пандемией коронавирусной инфекции, культурных мероприятий не так много, как в доковидные времена, заботы о досуге детей лягут на плечи домашних. «Как развлечь ребенка?», «Чем заняться с ребенком?» — самые частые вопросы в родительских интернет-сообществах в декабре. Ведь раньше можно было купить билет на спектакль, отвести туда ребенка, занять и заинтересовать его. А чем заинтересовать дома?
Педагог Дима Зицер считает, что ошибка кроется уже в постановке вопроса.
«Мы говорим не о педагогическом процессе, а об общении с любимыми людьми. Это — отправная точка. Очень частая и ложная формулировка — а жаль — «как я буду его развлекать?». Вместо «как мы будем вместе развлекаться?» и «как мы будем вместе весело проводить время?», — говорит Дима. — Как вы понимаете, это не просто игра слов. «Как я буду его развлекать?» — в этом есть уже элемент вынужденности, как будто я кому-то это должен. Самый простой совет — ребята, просто на уровне слов поменяйте формулировку. Вы удивитесь, но в этот момент уже происходит маленькое чудо».
По мнению Димы, родителю стоит в первую очередь спросить самого себя, а что интересно лично ему. Это касается родителей, которые не любят играть с детьми, скучают, не могут вовлечься в детскую игру или придумать для них интересное занятие.
«Не нужны искусственные конструкции, когда ради ребенка я должен заниматься тем, что мне не нравится. Важно понять, что вы любите, и подсоединить к этому ребенка. Это особенно легко с маленькими детьми. В возрасте пяти — семи лет мы воспринимаем родителей как богов, и ничего мы не можем такого сделать в его глазах, чего бы не стоило делать. Этот ключ — когда я делаю то, что я люблю, и делаю это увлеченно, и делаю это страстно, это, безусловно, рождает увлеченность в партнерах — в наших детях. Любите готовить — делайте это вместе с детьми. Любите ходить в походы — отправьтесь в него, пусть это будет даже соседний лес или парк».
«Вы должны сказать: «Как нам все это успеть?»
Педагог советует тем, кто привык к насыщенной культурной программе на каникулах, не изменять традиции. Просто в этот раз подготовиться придется чуть тщательнее.
«Ничего не надо менять, — говорит Дима Зицер, — но придется планировать, даже если вы не привыкли к этому. К Новому году составьте список, что бы вы хотели увидеть, что бы хотели поделать, что долго-долго откладывали и вот наконец-то у вас есть такая возможность. Наверняка рядом с вашим городом есть достопримечательности, которые вы еще не видели. Отправились туда — и вот уже и погуляли, и посмотрели, и поели, и поболтали. Планируйте на несколько дней, это должен быть список из большого количества наименований, чтобы к концу этого списка мы сказали вместе с членами семьи: «Ого! Как нам все это успеть?» Чтобы было из чего выбирать, чтобы мы этот момент вынужденности убрали».
Подогреть ожидание Нового года можно уже сейчас, предложив детям новогодний адвент. Обычно эта европейская традиция сводится к открыванию каждый день окошек в календаре, в которых спрятаны шоколадки, игрушки или наклейки с пожеланиями. Если выйти за эти рамки, получится создать для ребенка атмосферу волшебства, увлечь книгами, познавательными играми.
Детский книжный блогер Мария Вусс советует заранее придумать и прописать сценарий адвента. Он может занять десять дней, неделю, даже пять дней — главное, чтобы была концепция, ведь каждый день ребенок будет ждать продолжения истории.
«К примеру, можно помочь Деду Морозу сразиться со Снежной королевой или улететь в чудесное путешествие по разным странам, чтобы узнать о новогодних обычаях и традициях этих государств. Адвент может быть любым: книжным, историческим, библейским, сказочным, музыкальным — все зависит от вашей фантазии и увлечений вашего ребенка!» — говорит Мария.
Каждый день адвента предлагайте ребенку новые задания. Это могут быть готовые химические опыты для детей, отправка поздравительных открыток по почте близким и друзьям, изготовление поделок. Напишите заранее на крафтовой бумаге письма для детей с заданиями от сказочных героев — так вы не только увлечете их, но и сможете потренировать их навыки чтения.
Чем заняться на каникулах дома?
Кроме поездок за город или к окрестным достопримечательностям распишите заранее и подготовьте реквизит для занятий дома. Это может быть выпечка имбирного печенья, сборка и украшение пряничного домика, создание рождественского венка; сделайте из простых картонных коробок поезд, раскрасьте его и поиграйте в Полярный экспресс. Подберите тематические книжки с красивыми иллюстрациями, накануне Рождества зажгите свечи и почитайте детям вслух. Дети любят снимать видео, делать селфи? Попробуйте снять поздравительный клип, смонтируйте ролик и отправьте его друзьям и близким или устройте фотосессию в нарядных костюмах. Достаньте старый проектор и посмотрите с ребенком диафильмы. Это занятие увлекает даже тех детей, которые привыкли к мультикам в планшете и телефоне.
Впрочем, любовь к гаджетам можно обратить во благо: купите ребенку образовательный курс по предмету, который ему нравится больше всего, и тогда время, проведенное за компьютером, будет потрачено с пользой. Например, на сайте «ПостНаука» можно найти курсы, тексты, видеоэфиры, гиды и спецпроекты, посвященные самым разнообразным научным темам; онлайн-кинотеатр Ivi предлагает программы, посвященные географии, истории, космосу, биологии; приложение «Радио Арзамас» — подкасты по литературе, музыке, истории искусства; платформа «Умназия» — онлайн-курсы по географии, химии, физике, финансовой грамотности; сайт Logiclike — логические и математические задания для малышей пяти-семи лет. В интернете есть сотни мастер-классов, которые научат лепке из глины, шитью, приготовлению пряников, созданию собственного мультфильма и клипа и многому другому. Самые знаменитые музеи мира — петербургский Эрмитаж, мадридский музей Прадо, Британский музей и другие — предлагают отправиться в виртуальный тур по их залам.
Отправьтесь с детьми в маленькое, но реальное путешествие за новогодней елкой в лесничество, где вы сами сможете выбрать понравившееся дерево и спилить его. О том, как и где это сделать, мы подробно писали здесь. Накануне праздника займитесь украшением елки.
«Можно сделать елочные игрушки из ваты или других подручных материалов и украсить ими домашнюю елку, — советует Мария Вусс. — А на елку во дворе повесьте баранки, золотые грецкие орехи или ледяные игрушки, которые вы предварительно заморозите дома».
Приготовьте морковь, старый шарф и ведерко и слепите во дворе красивого снеговика, смастерите с детьми кормушку из обрезков досок, фанеры или купите готовый набор для сборки.
Займитесь планированием: напишите с ребенком список дел и достижений, которых бы обязательно хотелось добиться в наступившем году. Напишите вместе с ребенком новогодний рассказ или сказку, красиво оформите его в самодельную книжку, предложите нарисовать картинки для нее.
Отталкивайтесь от увлечений ребенка и вводите в ваши повседневные дела его любимых сказочных героев.
По сути, не так важно, что вы будете делать, главное, что новогодние дни можно потратить на общение с близкими и уделить им персональное внимание — то, на что так редко остается время в повседневной жизни.
Карина Салтыкова