14 сентября 2021
Уважаемые читатели! Предлагаем вам списки новых поступлений книг по Брайлю, плоскопечатных книг и книг на флеш-картах. Желаем вам приятного чтения!
Список новых книг по Брайлю, поступивших в библиотеку
Акунин, Б. Первая сверхдержава. История Российского Государства. Александр Благословенный и Николай Незабвенный / Б. Акунин. — СПб. : Чтение, 2021. — 6 кн.
Эта книга посвящена событиям первой половины XIX века, эпохе правления сыновей императора Павла — Александра, кумира отечественных либералов, и Николая, кумира отечественных государственников. Книга рассказывает читателю, в чем причины стремительного взлета и последующего ослабления российской империи, какой ценой страна достигла лидирующей мировой позиции и к каким результатам привел опыт «сверхдержавности».
Дезомбре Д. Сеть птицелова : роман / Д. Дезомбре. — СПб. : Чтение, 2021. — 6 кн.
Июнь 1812 года. Наполеон переходит Неман, Багратион в спешке отступает. Дивизион неприятельской армии останавливается на постой в имении князей Липецких. Однако вскоре в Приволье происходит страшное. Неизвестный душегуб крадет крепостных девочек, которых спустя время находят задушенными. Идет война и официальное расследование невозможно, тем не менее, юная княжна Липецкая и майор французской армии начинают собственное расследование.
Зощенко, М. Перед восходом солнца / М. М. Зощенко. — СПб. : Чтение, 2021. — 5 кн.
Эта книга создавалась в сороковые годы, но писатель шел к ней едва ли не с первых литературных шагов. Воспоминания и размышления, сны и цитаты, ссылки на И. Павлова и З. Фрейда выстраивают интеллектуальный сюжет, сверхзадачей которого становится опыт практической психотерапии, попытка указать пути спасения и отдельному человеку, и всему человечеству. Книга стала поводом партийного постановления 1946 года и последующих гонений на писателя.
Комплексное учебное пособие по тифлоинформационным технологиям для инвалидов по зрению / Фонд президентских грантов, Российский союз инвалидов ; пособие разработано Общероссийской общественной организацией инвалидов – Российский союз инвалидов. — М. : Аргус, 2020. — 4 кн.
Современные тифлоинформационные технологии позволяют незрячим эффективно пользоваться обычными компьютерами и смартфонами без использования зрения. Они обладают огромным реабилитационным потенциалом, однако, чтобы реализовать его в жизни, незрячие пользователи должны научиться эффективно их применять. Данное учебное пособие поможет незрячим научиться пользоваться тифлоинформационными технологиями.
Ремарк, Эрих Мария. «Скажи мне, что ты меня любишь…» : роман в письмах / Э. М. Ремарк. — СПб. : Чтение, 2021. — 3 кн.
Одна из самых завораживающих и печальных историй любви ХХ мирового века. История романа самого прославленного певца «потерянного поколения» Эриха Марии Ремарка и самой знаменитой «фам фаталь» мирового кинематографа Марлен Дитрих, поведанная ими самими — в письмах, которые они писали друг другу.
Служитель Г. Дни Савелия : роман / Г. Служитель. — СПб. : Чтение, 2021. — 4 кн.
Григорий Служитель родился в 1983 г. в Москве. Закончил режиссерский факультет ГИТИСа, актер Студии театрального искусства, солист группы O’Casey. Коты в литературе — тема не новая. Герои Служителя — кто бы они ни были, коты или люди — настоящие. Одинокие и страдающие, смеющиеся и любящие. Любовь в этом романе заслуживает особых слов. Она — платоническая. Самая высокая из всех любовей.
Лепетухин А. Хехцирские сказки: смешная и правдивая история дружбы сказочных зверей и двух девочек / А. Лепетухин ; Хабар. краев. специализир. б-ка для слепых ; компьютер. набор и верстка И.В. Антоновой. — Изд. по Брайлю 1-е. — Хабаровск : ХКСБС, 2021. — 2 кн. — (Писатели Дальнего Востока).
Герои «Хехцирских сказок» — заяц Петрович, кабанёнок Федя, Медведь, Волк, Лиса, Сорока живут в заповеднике и становятся участниками волшебных приключений. В сказках без назидательности рекомендуется, как ребёнку нужно относиться к живой природе, к окружающим его людям.
По страницам журнала «Дальний Восток» за 2012, №2 : повесть, рассказ / Хабар. краев. специализир. б-ка для слепых ; компьютер. набор и верстка И.В. Антоновой. — Изд. по Брайлю 1-е. — Хабаровск : ХКСБС, 2021. — 1 кн.
В сборник вошли повесть С. Куликовой «Кубанский маршрут», посвященная памяти дальневосточной поэтессы Лады Магистровой и рассказ К. Ханькана «Буйный пассажир».
Полуэктов М. Загадки сна. От бессонницы до летаргии / М. Полуэктов. — Изд. по Брайлю 1-е. — СПб. : Чтение, 2021. — 4 кн.
Зачем нужно спать? Стоит ли придавать значение снам и почему люди вообще их видят? Загадкам сна искали объяснения — как мистические, так и основанные на научном подходе. О том, что сегодняшняя наука знает о сне, — а также о таких состояниях, как бессонница, летаргический сон, осознанные сновидения и многое другое, — и рассказывается в этой книге.
Рубина Д. Наполеонов обоз. Ангельский рожок : роман / Д. Рубина. — Изд. по Брайлю 1-е. — СПб. : Чтение, 2021. — 6 кн.
Жизни Надежды и Аристарха наконец-то срослись в единое целое, словно не было двадцатипятилетней разлуки. Орфей и Эвридика встретились, чтобы… вновь разлучиться: давняя семейная история, связанная с наследством наполеоновского офицера Ариcтарха Бугеро, обернулась поистине монте-кристовской трагической развязкой.
Рудницкая Л. Очищение суставов / Л. Рудницкая. — Изд. по Брайлю 1-е. — СПб. : Чтение, 2021. — 2 кн.
Врач поставил неутешительный диагноз «артрит» или «артроз»? Ваше тело взывает о помощи: просит, чтобы его почистили! Как и весь наш организм, суставы нуждаются в чистке. Только проводить ее надо разумно и грамотно. Об этом и о многом другом рассказывает книга. Читайте, выбирайте для себя подходящий режим чисток — и будьте здоровы!
Хрестоматия по дальневосточной литературе, 6-ой класс : в 3-х частях / Хабар. краев. специализир. б-ка для слепых ; компьютер. набор и верстка И.В. Антоновой. — Изд. по Брайлю 1-е. — Хабаровск : ХКСБС, 2021. — 4 кн.
Список новых книг на флеш-картах, поступивших в библиотеку
флк книги
Список новых книг плоскопечатных, поступивших в библиотеку
пп книги
МБОУ «Школа № 69» г.о. Самара
Биография Есенина Сергея Александровича (1895-1925)
Учитель русского языка и литературы
Лепетухина Т.М.
Сергей Есенин был одним из известнейших и любимых поэтов России в 20 веке. На протяжении всей своей не длинной жизни он писал стихи, которые до сих пор захватывают дух многих поклонников его таланта. Все его бравые выходки и неимоверные неистовства преследовали лишь одну цель – напитать себя идеями к дальнейшему творчеству, разбудить свой разум к искусству.
Родители
Сергей Александрович Есенин родился 21 сентября в селе Константиново Рязанской губернии в семье зажиточных крестьян Александра Никитича и Татьяны Фёдоровны Есениных.
Отец Сергея Есенина — Александр Никитич Есенин — был старшим ребенком в семье. В 1893 восемнадцатилетний Александр Никитич Есенин женился на своей односельчанке Татьяне Федоровне Титовой, которой было шестнадцать с половиной лет. Сыграв свадьбу, Александр вернулся в Москву, а его жена осталась в доме свекрови, которая с первых дней невзлюбила невестку. Когда в 1895 родился Сергей, Александра Никитича в селе не было. Как и до женитьбы, Александр Никитич высылал жалованье своей матери. Между молодыми — матерью и отцом Сергея — вспыхнула ссора, и они несколько лет жили порознь: Александр Никитич — в Москве, Татьяна Федоровна — в Рязани.
Когда Сергею было три года, его мать ушла от Есениных. Сергея взял к себе жить его второй дед — Федор Андреевич Титов, который был в ссоре с семьей Есениных. Пять лет родители Сергея жили отдельно, а мальчик жил в доме деда — Федора Андреевича, и бабушки — Натальи Евтеевны. Среди сверстников Сергей, имевший прозвище Серега Монах, был признанным коноводом, часто дрался с детьми и выдумывал различные мальчишеские игры. Бабушка с раннего детства привила поэту любовь к литературе. Она рассказывала Сергею массу народных сказок, песен и частушек. Считается, что бабушкины рассказы стали толчком для написания собственных произведений.
- Дед Сергея Александровича был знатоком церковных книг, поэтому в семье Есенина было принято проводить ежевечернее чтение книг на религиозную тематику. По настоянию деда читать Сергей начал с пяти лет, учась грамоте по церковным книгам. Стихи начал писать с 8 лет. Вот что пишет о своем детстве Есенин: «С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло почти все мое детство. Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Потом меня учили плавать. Дядя Саша брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щенка, бросал в воду».
Земское училище
В 1904, в девять лет, Сергей пошел учиться в земское четырехклассное Константиновское училище. Возможность учиться имели немногие и в каждом классе насчитывалось не более 10-12 учеников. По воспоминаниям соучеников Сергея и его учителей «занимался он легко, как бы шутя, был одарен ясным умом, имел отличную память и по праву считался способным учеником. Сергей был заядлым книголюбом и среди сверстников его выделяло то, что в руках или под рубахой у него почти всегда была какая-нибудь книга. В 1909 Сергей Есенин окончил школу с похвальным листом: из одиннадцати учеников только четверо выдержали «испытания при окончании курса» на «пять», среди них был и Сергей.
Церковно-приходская учительская школа
Осенью 1909 родители Сергея Есенина отправили его учиться в Спас-Клепиковскую второклассную церковно-учительскую школу, находившуюся недалеко от Константинова. Пробыв несколько дней в школьном интернате, Сергей, тосковавший по дому, совершил «побег» и пешком вернулся в родное село, но его отвезли обратно. Школа, являвшаяся учебным заведением закрытого типа, находилась в ведении церковных властей и готовила учителей церковноприходских школ грамоты. В 1912 Сергей Есенин закончил учительскую школу, получив «звание учителя школы грамоты». Из произведений, созданных Сергеем Есениным в 1910-1912, известно более 60, среди которых и первая поэма «Сказанием о Евпатии Коловрате » .
После окончания школы год жил в селе. В семнадцать лет уехал в Москву. В столице Сергей жил и работал у отца в мясной лавке. Потом, чтобы быть ближе к литературным кругам, он работал корректором в типографии, продолжал писать стихи. В 1912 году поступил в Народный университет А.Шанявского на историко-философское отделение, где проучился полтора года.
Московский городской народный университет им. Шанявского был первым в стране бесплатным университетом для вольнослушателей. Там Сергей Есенин слушал лекции о западноевропейской литературе и о русских поэтах.
Работа помощником корректора в типографии И.Д. Сытина позволяла молодому поэту читать множество книг, дала возможность стать членом литературно-музыкального Суриковского кружка, в который входили писатели, певцы и музыканты из народа.
Сергей Есенин с работниками типографии, 1914 год
Анна Романовна Изряднова
В типографии Сытина Есенин познакомился с Анной Романовной Изрядновой, работавшей в корректорском отделении с 1909 года, а в 1914 вступил в гражданский брак. В конце декабря 1914 у Есенина родился сын — Юрий. Но Есенин вскоре оставил семью. В 1914 году в детском журнале «Мирок» были впервые опубликованы стихи поэта (первое опубликованное стихотворение Есенина – «Берёза»).
«Берёза».
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
( 1913 )
Сын Есенина закончил Московский авиатехникум. 4 апреля 1937 года он был арестован на Дальнем Востоке, (где проходил воинскую службу), как «активный участник контрреволюционной фашистко — террористической группы», по приказу зам. наркома внутренних дел Я. Агранова. 18 мая Есенин был доставлен в Москву на Лубянку. Подвергся массированной психологической обработке сотрудников НКВД и подписал все обвинения в свой адрес. 13 августа 1937 года Ю. Есенин был расстрелян по ложному обвинению в подготовке покушения на Сталина. В 1956 году Юрий Есенин посмертно реабилитирован.
Первые конфликты с властью
Весной 1913, в связи с участием Есенина в революционном движении рабочих типографии Сытина, московским охранным отделением было заведено дело. В охранке Есенин, за которым началась слежка, имел кличку «Набор». Он распространял нелегальную литературу, участвовал в забастовках и демонстрациях протеста, проводимых на фабриках и заводах по призыву Московского комитета РСДРП. Осенью 1913 на его квартире был произведен обыск.
С начала 1914 в московских журналах появляются стихи Есенина. В 1915 он переезжает в Петроград, сам идет к Блоку знакомиться. Радушный прием в доме Блока, одобрение его стихов окрыляют молодого поэта. Почти все стихи, которые он привез, были напечатаны, он приобретает известность. В это время Сергей Александрович вступает в группу так называемых «новокрестьянских поэтов» и издаёт в1916 г. первый сборник «Радуница», который сделал его имя известным на всю страну.
Жизнь в Петрограде
Не было денег («приходилось питаться на 2-3 коп.»), не было своего жилья, и Есенину приходилось ночевать где придется. Часто он жил у Мурашева, которого впоследствии называл «первым из первых друзей моих города Питера». Уже в сентябре 1915 владелец книгоиздательства «Прометей» Н.Н. Михайлов направил Есенину письмо с предложением напечатать сборник его произведений, а 25 октября 1915 состоялось первое выступление Сергея Есенина на «вечере народной поэзии», проводившемся литературно-художественной группой «Краса»в зале Тенишевского училища.
Новокрестьянские поэты — понятие, объединяющее русских поэтов-выходцев из крестьян, творчество которых началось в 1900-1910-е годы.
К новокрестьянским поэтам традиционно относят Николая Клюева, Сергея Есенина, Сергея Клычкова, Александра Ширяевца и Петра Орешина. Поэты, причисляемые к данному направлению себя так не называли и не образовывали литературного объединения или направления с единой теоретической платформой.
Но всем «новокрестьянским» поэтам в той или иной мере были присущи обращение к теме деревенской России (вопреки России «железной»), связь с миром природы и устного народного творчества.
Термин появился в литературной критике на рубеже 1910-1920-х в статьях В. Л. Львова-Рогачевского и И. И. Розанова и был использован, чтобы отделить крестьянских поэтов XX века от крестьянских поэтов XIX века (Кольцов, Никитин, Суриков ).
Основными чертами новокрестьянской поэзии были:
1) любовь к «малой Родине»;
2) следование вековым народным обычаям и нравственным традициям;
3) использование религиозной символики, христианских и языческих мотивов;
4) обращение к фольклорным сюжетам и образам, введение в поэтический обиход народных песен и частушек;
5) отрицание «порочной» городской культуры, сопротивление культу машин и железа.
Сергей Есенин
и
Николай Клюев,
1916 год
В январе 1916 года Есенина призвали на военную службу. Весной молодого поэта приглашают читать стихи императрице, что в будущем помогает ему избежать фронта.
С. А. Есенин среди персонала полевого Царскосельского военно-санитарного поезда № 143. 1916 г., июнь. Черновцы.
Весной 1917 года в редакции газеты «Дело народа» Есенин знакомится с секретарем-машинисткой Зинаидой Николаевной Райх, своей ровесницей. Через три месяца после знакомства состоялось венчание. В это время разворачивалась Октябрьская революция, которую поэт принял безоговорочно.
29 мая 1918 года у них родилась дочь Татьяна. Дочь, белокурую и голубоглазую, Есенин очень любил. 3 февраля 1920 года, уже после того, как Есенин разошелся с Зинаидой Райх, у них родился сын Константин.
- Впоследствии она стала женой В. Э. Мейерхольда В ночь с 14 на 15 июля 1939 года Зинаида Райх была зверски убита неизвестными, проникшими ночью в её московскую квартиру в Брюсовом переулке. Нападавшие нанесли ей семнадцать ножевых ранений и скрылись. Актриса скончалась по дороге в больницу. Это случилось спустя 24 дня после ареста её мужа — Всеволода Мейерхольда. Тайна ее смерти остается нераскрытой. Похоронена актриса на Ваганьковском кладбище в Москве. Зинаида Райх и Всеволод Мейерхольд.
Сергей Есенин в 1918 году
Уже в апреле 1918 года Есенин перебирается в Москву, которая к тому времени стала литературным центром России, и примыкает к имажинистам.
Имажинизм
Мариенгоф и Есенин,
1919 год
Имажинизм возник в 1918 году, когда в Москве был основан «Орден имажинистов». Создателями «Ордена» стали приехавший из Пензы Анатолий Мариенгоф, бывший футурист Вадим Шершеневич и входивший ранее в группу новокрестьянских поэтов Сергей Есенин.
Имажинисты заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство имажинистов — метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов: прямого и переносного. Для творческой практики имажинистов характерен эпатаж, анархические мотивы. На стиль и общее поведение имажинизма оказал влияние русский футуризм.
- В 1920 году Есенин познакомился и подружился с поэтессой и переводчицей Надеждой Давыдовной Вольпин. Надежда с юности писала стихи, принимала участие в работе поэтической студии «Зеленая мастерская» под руководством Андрея Белого. Осенью 1920 года примкнула к имажинистам. Тогда началась дружба с Сергеем Есениным. Развитие отношений Есенина и Айседоры Дункан произошло у Нади на глазах. Но после романа с балериной Сергей опять пришел в Надин дом, и чувства вспыхнули с новой силой. Совместному счастью мешала привычка Есенина проводить вечера в кабаках, у друзей, беспробудно пьянствовать и скандалить.
Отношения с Надей испортились, хотя она была беременна и родила Есенину сына. Они расстались, Надя увезла ребенка подальше от непутевого отца и отрезала все пути для контакта. Александр Сергеевич Есенин-Вольпин — поэт, известный диссидент, математик. Позднее Надежда Давыдовна вышла замуж за ученого Михаила Волькенштейна.
Галина Бениславская
4 ноября 1920 года на литературном вечере «Суд над имажинистами» Есенин познакомился с Галиной Бениславской. Их отношения с переменным успехом продлились до весны 1925 года. Вернувшись из Константинова, Есенин окончательно порвал с ней. Это было для нее трагедией. Оскорбленная и униженная Галина в своих воспоминаниях писала: «Из-за нескладности и изломанности моих отношений с С.А. я не раз хотела уйти от него как женщина, хотела быть только другом. Но поняла, что от С.А. мне не уйти, эту нить не порвать…»Галина Бениславская застрелилась на могиле Есенина. На его могиле она оставила две записки. Одна — простая открытка: «3 декабря 1926 года. Самоубилась здесь, хотя и знаю, после этого еще больше собак будут вешать на Есенина… Но и ему, и мне это все равно. В этой могиле для меня все самое дорогое…» Она похоронена на Ваганьковском кладбище рядом с могилой поэта.
Сергей Есенин,
конец 1921 — начало 1922 года
В 1921 году поэт отправился
в путешествие по Средней Азии,
посетил Урал и Оренбуржье.
Событием в жизни Есенина явилась встреча осенью 1921 с американской танцовщицей Айседорой Дункан. По воспоминаниям современников, Айседора влюбилась в Есенина с первого взгляда, да и Есенин сразу увлекся ею. 2 мая 1922 года Сергей Есенин и Айседора Дункан решили закрепить свой брак по советским законам, так как им предстояла поездка в Америку. Они расписались в загсе Хамовнического Совета. Когда их спросили, какую фамилию выбирают, оба пожелали носить двойную фамилию — «Дункан-Есенин»..
« Есенин к жизни своей отнесся, как к сказке. Он Иван-царевичем на сером волке перелетел океан и, как жар-птицу, поймал за хвост Айседору Дункан ».
Б.Л. Пастернак
1922 год
Совместное путешествие по Европе и Америке (май 1922 — август 1923), сопровождавшееся шумными скандалами, эпатирующими выходками Есенина, обнажило их «взаимонепонимание», усугублявшееся и буквальным отсутствием общего языка (Есенин не владел иностранными языками, Айседора выучила всего несколько десятков русских слов). По возвращении в Россию они расстались.
В августе 1923 года произошла встреча Есенина с актрисой Московского Камерного театра Августой Леонидовной Миклашевской. Но несмотря на страстную увлечённость молодым поэтом, она смогла подчинить сердце разуму. Именно Августе Миклашевской Есенин посвятил 7 стихотворений из знаменитого цикла «Любовь хулигана». «Пускай ты выпита другим…», «Заметался пожар голубой…», «Ты такая ж простая как все…», «Дорогая, сядем рядом…», «Мне грустно на тебя смотреть…», «Ты прохладой меня не мучай…», «Вечер черные брови насопил…».
Большим событием в жизни Есенина стали его поездки в закавказские республики.Первая поездка растянулась на целое полугодие. Выехав из Москвы в начале сентября 1924 года, Есенин до конца февраля 1925 года пробыл в Баку, Тифлисе, Батуме. В Батуме состоялось знакомство поэта с Ш.Н. Тальян. Поэт увидел Шаганэ, когда она выходила из школы, и был просто сражен ее удивительной восточной красотой. Шаганэ стала для поэта воплощением всех восточных женщин, их экзотической внешней красоты и еще большей красоты душевной. Почти ежедневно они прогуливались вместе по парку, поэт дарил девушке фиалки и розы. Уже на третий день знакомства он, к немалому удивлению своей прекрасной музы, прочитал ей «Шаганэ ты моя, Шаганэ».Покидая Кавказ, Сергей Есенин подарил Шаганэ свой новый сборник стихов «Персидские мотивы», который сопроводил надписью: «Дорогая моя Шаганэ, Вы приятны и милы мне».
Сергей Есенин в 1924 году
В 1924-25 Есенин пишет такие известные стихотворения, как «Русь уходящая», «Письмо к женщине», «Письмо матери», «Стансы»; цикл «Персидские мотивы».
Сергей Есенин в 1925 году
В одной из последних поэм «Страна негодяев» Сергей Александрович очень резко пишет о лидерах России, что влечёт за собой критику публикаций поэта и запрет на них.
В 1924 году творческие разногласия и личные мотивы побудили Есенина порвать с имажинизмом и уехать в Закавказье.
Софья Андреевна Толстая
5 марта 1925 года — знакомство с внучкой Льва Толстого Софьей Андреевной Толстой. Она была младше Есенина на 5 лет, в ее жилах текла кровь величайшего писателя мира. Софья Андреевна заведовала библиотекой Союза писателей. 18 октября 1925 года состоялась регистрация брака с С.А.Толстой. Софья Толстая — еще одна не сбывшаяся надежда Есенина создать семью. Вышедшая из аристократической семьи, по воспоминаниям друзей Есенина, очень высокомерная, гордая, она требовала соблюдения этикета и беспрекословного повиновения. Эти ее качества никак не сочетались с простотой, великодушием, веселостью, озорным характером Сергея. Вскоре они разошлись. В ноябре 1925 он лег в московскую больницу. Незадолго до смерти Есенин создает трагическую поэму «Черный человек«, в которой прошедшая жизнь предстает поэту частью ночного кошмара.
«К концу 1925 года решение «уйти» стало у Есенина маниакальным. Он ложился под колеса дачного поезда, пытался выброситься из окна, перерезать вену обломком стекла, заколоть себя кухонным ножом. От первой утренней рюмки уже темнело его сознание. А за первой шли — вторая, третья, четвертая, пятая… Время от времени Есенина клали в больницу, где самые знаменитые врачи лечили его самыми новейшими способами. Они помогали так же мало, как и самые старейшие способы, которыми тоже пытались его лечить» (Мемуары Анатолия Мариенгофа).
24 декабря 1925 Сергей Есенин уехал в Ленинград, где предполагал пробыть до лета, а затем поехать в Италию к М. Горькому. В гостинице«Англетер» проживали знакомые поэта: супруги Г. Ф. и Е. А. Устиновы. Сюда к Есенину приходили многие литераторы: Н. Клюев, В. Эрлих, По воспоминаниям Е. Устиновой ,она встретила 27-го декабря «… Есенина на площадке без воротничка и без галстука, с мочалкой и с мылом в руках. Он подошел ко мне растерянно и говорит, что может взорваться ванна: там будто бы в топке много огня, а воды в колонке нет. Я сказала, что когда все будет исправлено, его позовут. Я зашла к нему. Тут он мне показал левую руку: на кисти было три неглубоких пореза. Сергей Александрович стал жаловаться, что в этой «паршивой» гостинице даже чернил нет, и ему пришлось писать сегодня утром кровью. Скоро пришел поэт Эрлих. Сергей Александрович подошел к столу, вырвал из блокнота написанное утром кровью стихотворение и сунул Эрлиху во внутренний карман пиджака. Эрлих потянулся рукой за листком, но Есенин его остановил: — Потом прочтешь, не надо!»
В ночь на 28 декабря Есенин покончил жизнь самоубийством: утром 28 декабря его нашли повесившимся в номере гостиницы. Стихотвореение «До свиданья, друг мой, до свиданья» принёс в гостиницу «Англетер» 28 декабря 1925 года поэт Вольф Эрлих и объяснил, как он у него оказался. Однако следователь не стал использовать это прощание в деле о гибели известного русского лирика, опасаясь ненужных вопросов и подозрений. И действительно: многие детали в версии самоубийства, например, порезы на правой руке, сделанные не левшой, выглядели неправдоподобно. Не обнаружили в номере и ручки, которой писались кровавые слова. Есенин поддерживал дружеские отношения с поэтом Эрлихом с апреля 1924 года, и казалось странным, что именно к этому молодому человеку, встречавшемуся с ним в гостинице «Англетер», он обращался почему-то на бумаге с прощальными словами.
В данной статье рассматриваются аспекты, оказавшие влияние на развитие такого феномена как «виртуальная экскурсия». А так же становление данного феномена на Дальнем Востоке России, в Хабаровске на примере краеведческого музея.
Ключевые слова:
экскурсия, виртуальная экскурсия, пандемия, технологии, инновации, развитие, Хабаровск.
В последние годы всё большую популярность набирает такое явление как виртуальные экскурсии. Актуальность обусловлена в первую очередь, сложными процессами трансформации социальной реальности, переживаемыми нами в начале ХХI века. Эти изменения связаны с активным проникновением новых информационных технологий в нашу обыденность, которые, в свою очередь, оказывают влияние на изменение всех социальных отношений и социальных процессов в принципе.
И, конечно же, если говорить о изменениях XXI века, нельзя не заметить такую важную деталь как период пандемии и самоизоляции. Это событие стало другим фактором, актуализировавшим виртуальные экскурсии, стала пандемия и последовавший за этим период самоизоляции. Перед музеями стояла четкая практическая задача — не потерять своего зрителя в условиях невозможности традиционного очного контакта со зрителем-посетителем. Собственно, именно по этой причине, практически каждый музей начинает создавать или усиленно развивать свои виртуальные туры и экскурсии.
Из истории возникновения экскурсий мы знаем, что экскурсия, именно как особая форма и вид, способствующие развитию наблюдательности, навыков самостоятельной работы у учащихся, возникают еще в конце XVIII-начале XIX веков. Первые экскурсии внедрялись в образовательный процесс прогрессивными педагогами Западной Европы и России. На протяжении XIX века экскурсии медленно, но настойчиво становятся неотъемлемой частью учебного процесса в школе. Интересно то, что экскурсии начинают развиваться в школе, а лишь чуть позже начинают свое становление в музее. В толковом словаре Д. Н. Ушакова дано следующее определение понятию экскурсии, что «Экскурсия — это коллективная поездка или прогулка куда-нибудь с научно-образовательной или увеселительной целью» [1].
С развитием современного общества к понятию экскурсии добавляется слово «виртуальные». Термин «виртуальный» появляется в русском словаре благодаря английскому слову «virtual», которое означает «похожий», «неотличимый». «Виртуальная экскурсия — это организационная форма обучения и проведения досуга, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов (музеи, парки, улицы городов, пр.) с целью самостоятельного изучения материала и интересующих деталей и фактов» [2].
Первые виртуальные музеи появились в 1995 году. Но здесь следует отметить, что это не те виртуальные музеи, к которым мы привыкли на данный момент. В то время информационные сайты назывались виртуальными музеями, которые предоставляли информацию о самом музее, часах работы, особенностях и местонахождении самого музея.
В настоящее время «виртуальная экскурсия» считается одним из самых лучших, по эффективности и убедительности, способов предоставления информации. Всё потому, что именно она создает у зрителя полную иллюзию присутствия. Виртуальная экскурсия позволяет увидеть виртуальное пространство вокруг себя с тех сторон, с которых в реальности это физически невозможно, что позволяет рассмотреть детали окружающего мира в самых мельчайших подробностях.
Анализируя такое понятие как «виртуальная экскурсия», невольно приходит мысль о «симуляции», феномене современной культуры, обозначенном и исследуемом философом и культурологом Жаном Бодрийяром. Суть «симуляции» состоит в перенесении реальности в особое пространство, в котором ее можно изменять и дополнять.
В стороне от таких явных изменений в музейном деле не остался и город Хабаровск, отличающийся своей активной жизненной и творческой позицией. Не смотря на свою отдаленность от центральной части России, г. Хабаровск не отстает от отечественных и мировых тенденций. Если говорить о музеях г. Хабаровска, то, следует отметить, что все они — ХКМ им. Гродекова, ДВХМ, Музей истории города Хабаровска и др., очень активно работали в режиме самоизоляции активно создавая интересный контент для социальных сетей, а так же загружая на свои официальные сайты и YouTube- каналы виртуальные экскурсии.
Хабаровский краевой музей им. Н. И. Гродекова не остается в стороне. Прямо со своего официального сайта музей предлагает зрителю посетить экспозиции и послушать лекции, не выходя из дома — этот проект так и называется «Визит из дома». С сайта Хабаровского краевого музея имени Н. И. Гродекова, в народе именованного просто Гродековским музеем, мы можем перейти на из официальный YouTube-канал. На этом канале мы можем увидеть самые разнообразные виртуальные экскурсии. Здесь мы находится и краткий обзор всех залов музея, и познакомиться с Музеем Амура. Одним из интереснейших проектов является «История одного предмета», который можно увидеть так же на официальном YouTube-канале. Но не все, что есть на канале является стопроцентной работой сотрудников музея. Именно такой работой является интересная экскурсия, которую создавали из материалов конкурса «Пернатый кроссворд» проводимого на странице Гродековского музея в Instagram. Здесь юные зрители-посетители рассказывают о том, какие птицы обитают на территории Хабаровского края, какие имеют привычки и интересные факты о них.
Многие их виртуальные экскурсии представлены именно в Instagram. Очень интересным был цикл «Страницы-свидетели. Читаем о прошлом Хабаровска». Здесь две прекрасные дамы, одетые в самые модные платья начала XX века, читают фрагменты из книги А. М. Бодиско «Из жизни Хабаровска». Конечно, такую подачу материала сложно назвать полноценной экскурсией, но вполне можно назвать изысканной лекцией с погружением в эпоху.
Отличной задумкой является виртуализация многих новых и временных выставок. Ведь не каждый житель города Хабаровск может успеть на ту или иную выставку. Гродековский музей представляет возможность прогуляться по выставке любому желающему в любой точке мира и в любое время.
Так же в своем Instagram Гродековский музей часто показывает, как он готовится к открытию новой выставки. Это всегда очень тяжелый и интересный процесс, который до последнего времени был скрыт от глаз посетителей, но теперь каждый желающий может увидеть, каким трудом создается то, чем так восхищаются посетители.
ХКМ им. Н. И. Гродекова подготовил мультимедийный онлайн-рассказ об особенностях жизни в Приамурье в годы Первой мировой войны. Проект реализован при поддержке фонда «История Отечества». Война стала детонатором крупных революций, в результате которых прекратили свое существование Российская, Австро-Венгерская, Германская и Османская империи. Приамурский край в те годы был глубоким тылом, самой отдаленной от Восточного (Русского) фронта территорией Российской империи, — рассказали в музее.
Проект «Приамурье и Первая мировая война» — несколько коротких (до 10–15 минут) роликов на сайте видео-холдинга YouTube. На фоне экспозиций посвященных данной эпохе экскурсовод рассказывает о том, что происходило в Приамурье, Восточной Сибири и Дальнем востоке в годы Первой мировой войны и какую роль сыграли эти территории в ходе войны. Кто бы что не говорил, но именно эти обширные территории, которые как раз к этому времени начали капитально осваиваться, послужили таким, своего рода, резервом, из которого очень даже активно использовать людские, финансовые и материальные ресурсы на западном театре военных действий.
Мы уже поняли, что Гродековский музей в большей степени освещает свою жизнь в Instagram. Так же поступает и его филиал — музей Археологии. Хоть археологический музей является частью большого краеведческого музея, у него есть своя увлекательная история, дружный коллектив и множество интересных проектов.
Музей археологии, и так достаточно интерактивный — «Лабиринты подземья» и амурские сказки от хранителей времени привлекают как детей, так и взрослых. Однако именно во время пандемии музей раскрыл свои реальные возможности. В период пандемии, так же в Instagram, выходили виртуальные путешествия по действующим локациям.
Так в марте мы все с удовольствием слушали Хехцирские сказки и путешествовали по ним вместе с экскурсоводом Денисом и зайцами.
Помимо Хехцирских сказок, хранители времени не перестали читать своим зрителям амурские сказки, пусть и немного в другом формате. Так же для детей и их родителей устраивалась «Зарядка древних охотников».
Так как музей археологии — очень интерактивный музей, то и виртуальные экскурсии у них были достаточно интерактивные —- мастер классы, сказки, зарядки, но и о лекциях и учебных фильмах они не забывали.
Таким образом, можно сказать, что Хабаровск, несмотря на свою отдаленность от центральной части России, не отстает в развитии музейного дела. Так же, как и в центре, в Хабаровске музеи не стоят на месте, они совершенствуются, адаптируются к быстрому течению жизни и стараются не отставать от него.
Самое важное, что в погоне за актуальностью, интерактивностью и интересностью музеи города Хабаровск сохраняют свою самобытность, уникальность и историю.
Литература:
- Дзюба Д. Н. Виртуальный музей в контексте цифровой культуры: дисс…. канд. культурологии: 24.00.01 // https://www.dissercat.com/content/virtualnyi-muzei-v-kontekste-tsifrovoi-kultury
- Черкесова, В. А. Что такое виртуальная экскурсия? [Электронный ресурс] / В. А. Черкесова // Личный сайт. — Режим доступа: https://sites.google.com/site/virtualnyeekskursiisvenerockoj/cto-takoe-virtualnaaekskursia
Основные термины (генерируются автоматически): Хабаровск, Гродековский музей, экскурсия, музей, виртуальная экскурсия, мировая война, музей археологии, краеведческий музей, самый музей, Хабаровский краевой музей.
Засыпают капельки. Медитативная сказка на ночь для засыпания
Когда ма-а-аленькие капельки сливаются, получается большая капелька: из капелек побольше — большая капля. Из капель — лужица, потом — лужи, озера, моря, а совсем много капель — океан.
В большом океане так много капель, что тот, кто придумал их слить, чтобы не скучно было считать одинаковые капли, добавил в каждую того, чего нет в других. Потому местами в океане вода чуть более горька, то чуть меньше; то она солоней, то пресней. Бывают капли, с чуточкой золота, а бывают — и с серебром. Но все они солоны: их так много и верхние так давят на нижних, что у всех выступают слезы — у нижних потому что тяжело, а верхним жалко нижних.
И все множество капель, из которых складываются водоемы, засыпает, засыпает, засыпает.
Огромен океан, но все капли в нем всё равно не помещаются, и он протягивается к берегу морями. То море, по берегу которого бегает много загорелых детей, называется Черным, а там, где в снежки играют белые медвежата, наоборот, Белым.
Засыпает Черное море, и Белое море, и далекое от них Красное море, и еще более далекое — Желтое . Голубые, голубые моря . Спят.
Над Белым морем холодно, так холодно, что верхние капельки съеживаются и прижимаются друг к другу. Они так прижимаются плечами друг к другу, и так прячут головки в плечи, что становятся ровным твердым льдом, и лёд закрывает остальную воду от мороза. Лед иногда толстый, чтобы в нем было место для пещер, в которых медвежата могут спрятаться от ветра и мороза.
Спит черная ночь над льдом, спит лёд, спят пещеры и спят медвежата.
Засыпает далекий и огромный океан и огромные, и многоводные моря. И чтобы все слышали, как спокоен их сон, они тихо и спокойно гудят в каждой раковине, которую, если захочешь, ты завтра поднесешь к своему уху.
А там, где теплей, заснули в теплой воде неподвижные рыбы. Днём красные и желтые, яркие и красивые, сейчас они спят темные и застывшие в темной воде.
Засыпают большие рыбы больших морей. Спит рыба-кит. Засыпают большие рыбы больших озер, и рыбы больших рек, и рыбы просто озер, и все рыбы маленьких прудов. До самых маленьких головастиков. Как капельки.
Сон и покой внутри каждой капли воды. Под волнами океанов и морей — покой и тишина, там засыпают рыбы и крабы, водоросли и капли, потоки и струи.
Большие капли дождей спят. Они повисают на крышах и ветках и засыпают, забыв упасть вниз.
Спят капли детских слезинок. Дети видят добрые сны и слезы их высыхают, так что засыпает память об этих капельках.
И засыпают самые маленькие капельки — те, из которых сделан туман. Им спокойно в тумане и они делятся на капельки все меньшие, и отплывают друг от друга, невидимые в тумане. И неслышимые в нем. Как и все остальные капельки, они заботятся о других и гасят все звуки над городом, укрытым туманом.
Но все капли везде снаружи нашего дома уже заснули. И мы закрыли все краны, чтобы могли заснуть и капли в трубах. Мама ушла из кухни. Заснула твердая вода — лед. И мягкая, мягкая вода — туман. И засыпает вокруг тебя самый мягкий, самый нежный туман — твой сон.
А если заснули самые большие капли и самые маленькие капли, то и моей маленькой девочке тоже пора уснуть?
Спи, моя маленькая капелька.
Борис Перли
Медитативная история для трехлетних детей перед сном
Давай мы с тобой вместе немного пофантазируем. Для этого нужно закрыть глазки. Закрыла? А теперь представим, что лежим мы не в постели, а на белом облачке. Оно очень мягкое, нежное и слегка нас покачивает. На небе много звездочек. Они напевают нам свои любимые мелодии и своим сиянием освещают голубую прозрачную речку. Весь день в ней плескались и играли рыбки, а сейчас устали и плывут отдыхать. У них закрываются глазки. Они засыпают прямо на ракушках.
Над речкой пролетает птичка. Она смотрит в воду и видит на дне сонное царство. Птичка тоже зевает и летит спать в свое теплое уютное гнездышко.
Стихает шум ветра, перестает журчать ручеек. На речке уже нет волн. Она стала тихой и спокойной.
Вместе с речкой уснул и лес. Все его зверюшки попрятались в свои норки, потому что им, как птичкам и рыбкам, до утра нужно набраться свежих сил, а эти силы дает сон. Рыбки и зверюшки очень любят смотреть сны. Поэтому засыпают раньше всех.
Когда засыпают люди, им снится что-нибудь интересное и волшебное. Во сне раскрываются многие секреты и тайны. И чем быстрее ты заснешь, тем больше интересного увидишь во сне.
Облачко медленно опускает тебя в постельку, желает спокойной ночи и тоже засыпает. Спит и солнышко. Проснется оно только утром и разбудит тебя своими теплыми лучиками. Не спит одна луна. Она рассказывает сказки всем спящим. Когда ты уснешь, луна расскажет сказку и тебе. Я тоже пойду спать и видеть сны, а завтра расскажу, что мне приснилось.
Спи спокойно, малыш. Сладких тебе снов.
Анна Смирнова.
Путешествие. Медитативная сказка на ночь для засыпания
Устраивайся поудобнее в кроватке и закрывай глазки. Перед сном мы совершим с тобой увлекательное сказочное путешествие. Мы пойдем с тобой к синему морю, где плещутся волны и чайки кричат. Там ждет нас маленький кораблик с белыми парусами. Мы поднимемся на палубу, и кораблик отправится в путь. Стоя на палубе, мы будем смотреть на проплывающих мимо дельфинов, разноцветных рыбок и морских черепах. Кораблик отвезет нас в далекие страны. Мы поплывем в Индию, где живут большие добрые слоны с длинным хоботом. Затем мы отправимся в Австралию посмотреть на кенгуру с сумками на животе. А после кораблик доставит нас в Китай, где живут веселые черно-белые мишки панды. Наше путешествие будет интересным, полным необычных приключений и новых открытий. А потом мы вернемся домой, ляжем в кроватку и нам приснятся чудесные сны про дальние страны.
Бабочка. Медитативная сказка на ночь для засыпания
Светит теплое солнышко. Солнышко греет травку, цветы и маленькую бабочку. Бабочка медленно летает, летает. Легкие крылышки порхают вверх-вниз, вверх-вниз. Бабочка устала. Бабочка хочет спать, спать, спать. Она лениво опустилась на большой, пушистый цветок. «Здравствуй, — сказала бабочка цветку. — Ты очень красивый и пахнешь медом. Можно я посплю в твоих лепестках?» «Можно, можно, можно, — ответил цветок и плавно закачался: — А-а-а, а-а-а». «Спи, спи», — шептали травы. «Спи, спи», — шептало тёплое солнышко. «Хорошо, как мне хорошо», — подумала бабочка и сладко уснула. (Длительная пауза.)
Зверева-Тодрик И.В.
Щенок Гав-гав
Маленький щенок сидел на поляне и громко лаял:
– Гав-гав!
Его услышал Полосатик.
– Ты чего так громко гавкаешь? – спросил Полосатик щенка.
– Я потерялся.
– Ой-ой, как же ты потерялся?
– Я побежал за солнечным зайчиком и сам не заметил, как убежал далеко от дома, – сказал щенок.
– Тогда надо тебе помочь вернутся домой!
– Но как же мне это сделать?
– Не знаю… давай сходим к ежику, он умный!
И они пошли к ежику.
Ежик выслушал щенка и сказал:
– У собак очень хороший нюх. Тебя мама не рассказывала?
– Что-то говорила, но я ее не слушал, – сказал щенок и заплакал.
– Попробуй понюхать воздух, не чувствуешь ли ты знакомых запахов? – предложил ежик.
Щенок принюхался.
– Где-то пахнет колбасой. Такую колбасу любит мой папа.
И Щенок побежал на запах колбасы и вскоре прибежал к своему домику.
– Ура! Я дома! Спасибо вам, ежик и Полосатик.
Щенок очень устал, поэтому он лег в свою кроватку, на свою подушечку, укрылся одеялком, закрыл глазки и уснул. И конечно попал в Засыпандию и увидел добрый и веселый сон.
Как перебраться через ручей
Пришла весна. Растаял снег и потекли звонкие весенние ручейки. Вышли из домика червячки в кепочках, а прямо перед входом в дом … ручей. Как же им через ручей перебраться да в огород попасть. Стали они думать.
Идет мимо муравей.– Доброе утро, червячки. Чего приуныли? – спросил муравей.
– Не знаем как через ручей перебраться, – ответили червячки.
– Ну, это просто, – сказал муравей. Взял травинку, перекинул ее через ручей и по травинке переполз на другую сторону.– Эх, а нас травинка не выдержит, – сказали червячки и стали думать дальше.
Тут легкий весенний ветерок принес листик с дерева. Листик упал в ручеек и поплыл как маленький кораблик.Червячки взяли веточки. Веточками поймали листик, забрались на него. И на листике перебрались через ручей. Там их встретил муравей.
– Как я рад, что вы перебрались, через ручей сами. А я уже думал звать подмогу, – сказал он. И они вместе пошли на огород. Ведь червячки и муравей были очень трудолюбивые. А когда хорошо поработаешь, то и сны снятся хорошие и добрые.
Как тигренок Полосатик искал клад
Проснулся утром тигренок Полосатик и решил клад искать. Пошел он к своему другу Лягушонку.
– Лягушонок, пошли клад искать! — сказал Полосатик.
– А что такое клад? — спросил Лягушонок.
– Нууу, это то, что все ищут, наверное.
На самом деле Полосатик не знал что такое клад, но много читал про него в книжках.
– А давай еще Ежика возьмем, втроем веселее, — предложил Лягушонок и они пошли к Ежику.
– Оооо! Клад. Я слышал, что клад есть под большим деревом на зеленой поляне, — сказал ежик.
И друзья пошли к большому дереву. Они обошли его один раз, потом другой. Но клада нигде не было.
На верхушки дерева сидела Белочка.
– Что вы тут делаете? — спросила она.
– Клад ищем.
– Ха-ха, — рассмеялась белочка, — Клад же в землю зарывают.
– Зарывают в землю? — удивились друзья.
И начали клад копать. Выкопав под большим деревом яму, они на что-то наткнулись: это была большая книга сказок.
Друзья открыли книгу и начали читать. Сказки были такие интересные и добрые, что Полосатик, Лягушонок и Ежик с удовольствием читали сказки до самого вечера. Даже Белочка спустилась вниз послушать.
А когда стало темнеть, друзья засобирались домой.
– Что же с кладом делать? Кто же его закопал.
На соседнем дереве сидела ворона.
— Карр. Его барсук закопал, когда вырос. Сказал, что когда у него будут маленькие дети-барсучата, он книгу со сказками выкопает и им почитает. Да и забыл про нее, – сказала ворона.
И друзья пошли к дяде барсуку. Когда он увидел книгу со сказками, то очень обрадовался.
– Спасибо вам! Я совсем забыл про свой клад! Думаю моим барсучатам эти сказки очень понравятся. И вы приходите к нам в гости почитать сказки! А сейчас уже поздно и вам пора спать!
Полосатик, Лягушонок и Ежик попрощались с барсуком и пошли по домам. Дома они поужинали, почистили зубки и легли спать. И снились им добрые сказки.
Червячки и ежик
Пошли червячки гулять по лесу. Идут мимо елок, мимо сосен, мимо берез. Вдруг видят ежик сидит на пеньке и грустит.
– Здравствуй, Ежик. Почему ты такой грустный?
– Меня мама попросила грибов набрать. А я пол корзинки собрал, увидел сову, и убегая от нее, споткнулся и почти все грибы рассыпал, — сказал Ежик и вздохнул.
– Ну давай мы тебе поможем! – сказали червячки.
– О, большое спасибо!
И они пошли грибы собирать.
У ежика от радости даже стихи получились:
Раз грибочек, два грибочек,
Вот сова летит дружочек,
Убегаем за пенечек.
Набрали они полную корзинку грибов и ежик сказал:
– Приходите к нам на ужин. Моя мама очень вкусные грибы делает.
Червячки в кепочках радостно согласились и пошли в гости к ежику.
Вкусно поужинав и поблагодарив маму-ежиху, они пошли домой. Дома они легли спать в свои уютные кроватки.
Кот Барсик и червячки в кепочках
Проснулся кот Барсик утром, пришел на кухню, а в мисочке пусто. Пошел он искать свою маленькую хозяйку, а она в куклы играет и про Барсика совсем забыла. Обиделся Барсик и ушел из дома: еду себе искать.
– Пойду я молочка себе найду, — подумал Барсик. И пошел к коровке.
– Коровка, дай мне молочка, – попросил Барсик.
– Мууу, я даю молочко своим хозяевам. А за это они обо мне заботятся. А что ты мне можешь дать за молочко? – ответила коровка.
– Мяу, моя маленькая хозяйка давала мне молочко просто так! – сказал Барсик.
Корова на это ничего не ответила, только снова стала жевать траву.
– Тогда пойду за колбасой в магазин, – решил Барсик.
Пришел он в магазин, стал тереться о ноги продавца. Но продавец не понял чего хочет кот Барсик и вынес его на улицу.
Расстроился Барсик. Тут мимо проползали червячки в кепочках.
– Чего ты грустишь Барсик? – спросили червячки.
– Моя маленькая хозяйка утром не покормила меня. Я просил молочко у коровки, но она не дала. Я просил колбаску у продавца, но он не понял меня. – пожаловался кот.
– А ты не пробовал попросить покушать у своей маленькой хозяйки? – спросили червячки.
– Ах, я попробую, – сказал Барсик и пошел домой.
Дома маленькая хозяйка очень обрадовалась Барсику. Погладила его по шерстке, налила в мисочку молочка.
Довольный Барсик наелся и улегся спать на свою мягкую подстилочку и сразу уснул.
Почему Полосатики не летают как птицы?
Полосатик сидел на берегу озера и смотрел на небо. По небу, расправив красивые крылья, летела птица.
– Почему у меня нет крыльев и я не могу летать по небу? – подумал Полосатик.
И он представил, как он летит по небу и машет полосатыми крыльями.
Весь день Полосатик думал об этом. А когда наступил вечер, он начал готовится к путешествию в Засыпандию: почистил зубки, лег на свою кроватку, укрылся одеялком и закрыл глазки. Как только он попал в Засыпандию, он бросился к Колокольчикам.
– Пожалуйста… Я очень хочу полетать над Засыпандией!
Колокольчики улыбнулись и дали ему полосатые крылья. И счастливый тигренок летал над зелеными полями, яркими лугами и махал своими полосатыми крыльями.
А как только он подумал: “А как же спущусь вниз?”, он проснулся в своей кроватке.
– Я завтра тоже хочу полетать над Засыпандией! – подумал он.
Как маленькая зебра и Полосатик мерились полосками
Полосатик гулял по полю и увидел грустную маленькую зебру. Маленькая Зебра жевала траву.
– Здравствуй, маленькая зебра!- сказал Полосатик.
– Здравствуй, тигренок!- ответила зебра.
– Меня зовут Полосатик. А тебя?
– Я Зина. Приятно познакомиться.
Тут Зина подняла глаза на Полосатика.
– Ой, ты тоже полосатый! – удивилась Зина.
– Да, все тигры полосатые.
– Но, у зебр больше полосок! — сказала Зина.
– Почему ты так решила? — спросил Полосатик и предложил: «А давай мерится, у кого больше полосок!»
– Давай! А как будем мериться?
– Встанем спинка к спинке и посмотрим у кого больше полосок.
Они встали спинка к спинке, но посмотреть на свои полоски на спинах они не смогли. Тогда они решили пойти к ежику.
– Здравствуй, Ежик, помоги нам. Мы хотим помериться полосками!
Полосатик и Зина встали спинка к спинке, а Ежик стал смотреть на их полоски.
– Ну как? — спросил Полосатик, — У кого больше полосок?
Ежик посмотрел еще внимательнее и сказал:
– По-моему, у вас одинаковое количество полосок!
– Ох! – вздохнула маленькая зебра Зина.
– Что такое? Это же здорово! – воскликнул Полосатик.
А маленькая зебра Зина ответила: – Конечно, здорово и никому не обидно. Но уже вечер и пора ложится спать, а мне так не хочется.
Полосатик очень удивился: – Ты не хочешь в Засыпандию?
– В Засыпандию? А что это? – спросила Зина
– А, понятно, ты не знаешь про Засыпандию. Туда попадают все когда засыпают.
– А как туда попасть?
– О, это очень просто! Надо лечь в свою кроватку, на свою подушечку, укрыться одеялком, закрыть глазки и лежать. А когда станет совсем-совсем скучно лежать, зазвенят колокольчики, и ты попадешь в Засыпандию.
– Надо попробовать. Доброй ночи! – сказала Зина и пошла домой.
Дома она легла в свою кроватку, на свою подушечку, укрылась одеялком, закрыла глазки и стала лежать. А когда стало совсем-совсем скучно лежать, вдруг …. зазвенели колокольчики: «динь-динь».
– Доброй ночи, маленькая зебра Зина, динь-динь — сказали колокольчики.
– Здравствуйте! А откуда вы меня знаете?
– Мы знаем всех! А для тебя приготовили сон про луг и вкусную травку.
– Ах, спасибо!
Зина радостно бегала по сонному лугу и ела вкусную травку. А когда она подумала: «А как же я попаду домой?», то проснулась в своей кроватке, и у нее было много сил и хорошее настроение.
Полосатик в зоопарке
Однажды Полосатик отправился к своим родственникам в Зоопарк. Его встретили Дядя Тигр, тетя Тигрица и их сынок — тигренок Босик. Ох и весело же играли Полосатик и Босик. Они прыгали через ручейки, кидали в воду камешки и играли в догонялки. Но пришел вечер, и надо было ложиться спать. Босик сразу закапризничал:
– Не хочу спать, не хочу!
Тетя Тигрица уговаривала Босю:
– Всем надо спать, чтобы на утро было много сил на новые игры.
– Разве ты не хочешь в Засыпандию? — спросил Полосатик.
– Что такое Засыпандия? — удивился Босик.
– О, это волшебная страна! В ней живут добрые веселые колокольчики, которые дарят добрые сны! — ответил Полосатик.
– А как туда попасть? — заинтересовался Босик.
– Очень просто: надо лечь в свою кроватку и закрыть глазки.
– Но лежать просто так очень скучно!
– Ну, когда станет очень-очень скучно появятся колокольчики и ты попадешь в Засыпандию.
– Я попробую, – сказал Босик.
Шустрому Босику лежать в кроватке, да еще и с закрытыми глаза было очень сложно. Но, как и обещал Полосатик…
– Динь — динь! Мы рады тебя видеть в Засыпандии! – сказали колокольчики – Хочешь посмотреть сон о ручейке?
– Конечно хочу, – сказал Босик.
Всю ночь во сне Босик играл с ручейком. А когда он подумал: “Пора бы домой”, он проснулся в своей кроватке полный сил для новых игр.
Где спят облачка-овечки?
Тигренок Полосатик взбирался на гору.
Зачем он взбирался в гору? Чтобы попасть наверх.
Зачем он хотел попасть наверх?Потому что наблюдая утром за облаками, он увидел, что за эту гору убегают облачка-овечки.
Что такое облачка-овечки?
Это облака, похожие на овечек.
Полосатик забрался на самую вершину горы, но облачков-овечек тут не было. На самой вершине сидела маленькая птичка.– А ты не видела здесь облачков-овечек? – спросил тигренок птичку.
– Нет, не видела, – ответила птичка – Но я видела, как облачка, похожие на овечек полетели туда. И птичка указала на зеленый лес.
– Туда? – удивился Полосатик, – Ну что же овечкам делать в лесу?
– Может они там спят? – сказала птичка.
– Может… – задумался Полосатик.
Но наступил вечер и Полосатику было пора ложиться спать. Он попрощался с птичкой и побежал домой. А по дороге он думал: “А как спят облачка-овечки. Наверное в облаковых кроватках. А попадают ли они в Засыпандию?”
Сказки про хорошие сны
МБОУ «Школа № 69» г.о. Самара
Биография Есенина Сергея Александровича (1895-1925)
Учитель русского языка и литературы
Лепетухина Т.М.
Сергей Есенин был одним из известнейших и любимых поэтов России в 20 веке. На протяжении всей своей не длинной жизни он писал стихи, которые до сих пор захватывают дух многих поклонников его таланта. Все его бравые выходки и неимоверные неистовства преследовали лишь одну цель – напитать себя идеями к дальнейшему творчеству, разбудить свой разум к искусству.
Родители
Сергей Александрович Есенин родился 21 сентября в селе Константиново Рязанской губернии в семье зажиточных крестьян Александра Никитича и Татьяны Фёдоровны Есениных.
Отец Сергея Есенина — Александр Никитич Есенин — был старшим ребенком в семье. В 1893 восемнадцатилетний Александр Никитич Есенин женился на своей односельчанке Татьяне Федоровне Титовой, которой было шестнадцать с половиной лет. Сыграв свадьбу, Александр вернулся в Москву, а его жена осталась в доме свекрови, которая с первых дней невзлюбила невестку. Когда в 1895 родился Сергей, Александра Никитича в селе не было. Как и до женитьбы, Александр Никитич высылал жалованье своей матери. Между молодыми — матерью и отцом Сергея — вспыхнула ссора, и они несколько лет жили порознь: Александр Никитич — в Москве, Татьяна Федоровна — в Рязани.
Когда Сергею было три года, его мать ушла от Есениных. Сергея взял к себе жить его второй дед — Федор Андреевич Титов, который был в ссоре с семьей Есениных. Пять лет родители Сергея жили отдельно, а мальчик жил в доме деда — Федора Андреевича, и бабушки — Натальи Евтеевны. Среди сверстников Сергей, имевший прозвище Серега Монах, был признанным коноводом, часто дрался с детьми и выдумывал различные мальчишеские игры. Бабушка с раннего детства привила поэту любовь к литературе. Она рассказывала Сергею массу народных сказок, песен и частушек. Считается, что бабушкины рассказы стали толчком для написания собственных произведений.
- Дед Сергея Александровича был знатоком церковных книг, поэтому в семье Есенина было принято проводить ежевечернее чтение книг на религиозную тематику. По настоянию деда читать Сергей начал с пяти лет, учась грамоте по церковным книгам. Стихи начал писать с 8 лет. Вот что пишет о своем детстве Есенин: «С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло почти все мое детство. Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Потом меня учили плавать. Дядя Саша брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щенка, бросал в воду».
Земское училище
В 1904, в девять лет, Сергей пошел учиться в земское четырехклассное Константиновское училище. Возможность учиться имели немногие и в каждом классе насчитывалось не более 10-12 учеников. По воспоминаниям соучеников Сергея и его учителей «занимался он легко, как бы шутя, был одарен ясным умом, имел отличную память и по праву считался способным учеником. Сергей был заядлым книголюбом и среди сверстников его выделяло то, что в руках или под рубахой у него почти всегда была какая-нибудь книга. В 1909 Сергей Есенин окончил школу с похвальным листом: из одиннадцати учеников только четверо выдержали «испытания при окончании курса» на «пять», среди них был и Сергей.
Церковно-приходская учительская школа
Осенью 1909 родители Сергея Есенина отправили его учиться в Спас-Клепиковскую второклассную церковно-учительскую школу, находившуюся недалеко от Константинова. Пробыв несколько дней в школьном интернате, Сергей, тосковавший по дому, совершил «побег» и пешком вернулся в родное село, но его отвезли обратно. Школа, являвшаяся учебным заведением закрытого типа, находилась в ведении церковных властей и готовила учителей церковноприходских школ грамоты. В 1912 Сергей Есенин закончил учительскую школу, получив «звание учителя школы грамоты». Из произведений, созданных Сергеем Есениным в 1910-1912, известно более 60, среди которых и первая поэма «Сказанием о Евпатии Коловрате » .
После окончания школы год жил в селе. В семнадцать лет уехал в Москву. В столице Сергей жил и работал у отца в мясной лавке. Потом, чтобы быть ближе к литературным кругам, он работал корректором в типографии, продолжал писать стихи. В 1912 году поступил в Народный университет А.Шанявского на историко-философское отделение, где проучился полтора года.
Московский городской народный университет им. Шанявского был первым в стране бесплатным университетом для вольнослушателей. Там Сергей Есенин слушал лекции о западноевропейской литературе и о русских поэтах.
Работа помощником корректора в типографии И.Д. Сытина позволяла молодому поэту читать множество книг, дала возможность стать членом литературно-музыкального Суриковского кружка, в который входили писатели, певцы и музыканты из народа.
Сергей Есенин с работниками типографии, 1914 год
Анна Романовна Изряднова
В типографии Сытина Есенин познакомился с Анной Романовной Изрядновой, работавшей в корректорском отделении с 1909 года, а в 1914 вступил в гражданский брак. В конце декабря 1914 у Есенина родился сын — Юрий. Но Есенин вскоре оставил семью. В 1914 году в детском журнале «Мирок» были впервые опубликованы стихи поэта (первое опубликованное стихотворение Есенина – «Берёза»).
«Берёза».
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
( 1913 )
Сын Есенина закончил Московский авиатехникум. 4 апреля 1937 года он был арестован на Дальнем Востоке, (где проходил воинскую службу), как «активный участник контрреволюционной фашистко — террористической группы», по приказу зам. наркома внутренних дел Я. Агранова. 18 мая Есенин был доставлен в Москву на Лубянку. Подвергся массированной психологической обработке сотрудников НКВД и подписал все обвинения в свой адрес. 13 августа 1937 года Ю. Есенин был расстрелян по ложному обвинению в подготовке покушения на Сталина. В 1956 году Юрий Есенин посмертно реабилитирован.
Первые конфликты с властью
Весной 1913, в связи с участием Есенина в революционном движении рабочих типографии Сытина, московским охранным отделением было заведено дело. В охранке Есенин, за которым началась слежка, имел кличку «Набор». Он распространял нелегальную литературу, участвовал в забастовках и демонстрациях протеста, проводимых на фабриках и заводах по призыву Московского комитета РСДРП. Осенью 1913 на его квартире был произведен обыск.
С начала 1914 в московских журналах появляются стихи Есенина. В 1915 он переезжает в Петроград, сам идет к Блоку знакомиться. Радушный прием в доме Блока, одобрение его стихов окрыляют молодого поэта. Почти все стихи, которые он привез, были напечатаны, он приобретает известность. В это время Сергей Александрович вступает в группу так называемых «новокрестьянских поэтов» и издаёт в1916 г. первый сборник «Радуница», который сделал его имя известным на всю страну.
Жизнь в Петрограде
Не было денег («приходилось питаться на 2-3 коп.»), не было своего жилья, и Есенину приходилось ночевать где придется. Часто он жил у Мурашева, которого впоследствии называл «первым из первых друзей моих города Питера». Уже в сентябре 1915 владелец книгоиздательства «Прометей» Н.Н. Михайлов направил Есенину письмо с предложением напечатать сборник его произведений, а 25 октября 1915 состоялось первое выступление Сергея Есенина на «вечере народной поэзии», проводившемся литературно-художественной группой «Краса»в зале Тенишевского училища.
Новокрестьянские поэты — понятие, объединяющее русских поэтов-выходцев из крестьян, творчество которых началось в 1900-1910-е годы.
К новокрестьянским поэтам традиционно относят Николая Клюева, Сергея Есенина, Сергея Клычкова, Александра Ширяевца и Петра Орешина. Поэты, причисляемые к данному направлению себя так не называли и не образовывали литературного объединения или направления с единой теоретической платформой.
Но всем «новокрестьянским» поэтам в той или иной мере были присущи обращение к теме деревенской России (вопреки России «железной»), связь с миром природы и устного народного творчества.
Термин появился в литературной критике на рубеже 1910-1920-х в статьях В. Л. Львова-Рогачевского и И. И. Розанова и был использован, чтобы отделить крестьянских поэтов XX века от крестьянских поэтов XIX века (Кольцов, Никитин, Суриков ).
Основными чертами новокрестьянской поэзии были:
1) любовь к «малой Родине»;
2) следование вековым народным обычаям и нравственным традициям;
3) использование религиозной символики, христианских и языческих мотивов;
4) обращение к фольклорным сюжетам и образам, введение в поэтический обиход народных песен и частушек;
5) отрицание «порочной» городской культуры, сопротивление культу машин и железа.
Сергей Есенин
и
Николай Клюев,
1916 год
В январе 1916 года Есенина призвали на военную службу. Весной молодого поэта приглашают читать стихи императрице, что в будущем помогает ему избежать фронта.
С. А. Есенин среди персонала полевого Царскосельского военно-санитарного поезда № 143. 1916 г., июнь. Черновцы.
Весной 1917 года в редакции газеты «Дело народа» Есенин знакомится с секретарем-машинисткой Зинаидой Николаевной Райх, своей ровесницей. Через три месяца после знакомства состоялось венчание. В это время разворачивалась Октябрьская революция, которую поэт принял безоговорочно.
29 мая 1918 года у них родилась дочь Татьяна. Дочь, белокурую и голубоглазую, Есенин очень любил. 3 февраля 1920 года, уже после того, как Есенин разошелся с Зинаидой Райх, у них родился сын Константин.
- Впоследствии она стала женой В. Э. Мейерхольда В ночь с 14 на 15 июля 1939 года Зинаида Райх была зверски убита неизвестными, проникшими ночью в её московскую квартиру в Брюсовом переулке. Нападавшие нанесли ей семнадцать ножевых ранений и скрылись. Актриса скончалась по дороге в больницу. Это случилось спустя 24 дня после ареста её мужа — Всеволода Мейерхольда. Тайна ее смерти остается нераскрытой. Похоронена актриса на Ваганьковском кладбище в Москве. Зинаида Райх и Всеволод Мейерхольд.
Сергей Есенин в 1918 году
Уже в апреле 1918 года Есенин перебирается в Москву, которая к тому времени стала литературным центром России, и примыкает к имажинистам.
Имажинизм
Мариенгоф и Есенин,
1919 год
Имажинизм возник в 1918 году, когда в Москве был основан «Орден имажинистов». Создателями «Ордена» стали приехавший из Пензы Анатолий Мариенгоф, бывший футурист Вадим Шершеневич и входивший ранее в группу новокрестьянских поэтов Сергей Есенин.
Имажинисты заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство имажинистов — метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов: прямого и переносного. Для творческой практики имажинистов характерен эпатаж, анархические мотивы. На стиль и общее поведение имажинизма оказал влияние русский футуризм.
- В 1920 году Есенин познакомился и подружился с поэтессой и переводчицей Надеждой Давыдовной Вольпин. Надежда с юности писала стихи, принимала участие в работе поэтической студии «Зеленая мастерская» под руководством Андрея Белого. Осенью 1920 года примкнула к имажинистам. Тогда началась дружба с Сергеем Есениным. Развитие отношений Есенина и Айседоры Дункан произошло у Нади на глазах. Но после романа с балериной Сергей опять пришел в Надин дом, и чувства вспыхнули с новой силой. Совместному счастью мешала привычка Есенина проводить вечера в кабаках, у друзей, беспробудно пьянствовать и скандалить.
Отношения с Надей испортились, хотя она была беременна и родила Есенину сына. Они расстались, Надя увезла ребенка подальше от непутевого отца и отрезала все пути для контакта. Александр Сергеевич Есенин-Вольпин — поэт, известный диссидент, математик. Позднее Надежда Давыдовна вышла замуж за ученого Михаила Волькенштейна.
Галина Бениславская
4 ноября 1920 года на литературном вечере «Суд над имажинистами» Есенин познакомился с Галиной Бениславской. Их отношения с переменным успехом продлились до весны 1925 года. Вернувшись из Константинова, Есенин окончательно порвал с ней. Это было для нее трагедией. Оскорбленная и униженная Галина в своих воспоминаниях писала: «Из-за нескладности и изломанности моих отношений с С.А. я не раз хотела уйти от него как женщина, хотела быть только другом. Но поняла, что от С.А. мне не уйти, эту нить не порвать…»Галина Бениславская застрелилась на могиле Есенина. На его могиле она оставила две записки. Одна — простая открытка: «3 декабря 1926 года. Самоубилась здесь, хотя и знаю, после этого еще больше собак будут вешать на Есенина… Но и ему, и мне это все равно. В этой могиле для меня все самое дорогое…» Она похоронена на Ваганьковском кладбище рядом с могилой поэта.
Сергей Есенин,
конец 1921 — начало 1922 года
В 1921 году поэт отправился
в путешествие по Средней Азии,
посетил Урал и Оренбуржье.
Событием в жизни Есенина явилась встреча осенью 1921 с американской танцовщицей Айседорой Дункан. По воспоминаниям современников, Айседора влюбилась в Есенина с первого взгляда, да и Есенин сразу увлекся ею. 2 мая 1922 года Сергей Есенин и Айседора Дункан решили закрепить свой брак по советским законам, так как им предстояла поездка в Америку. Они расписались в загсе Хамовнического Совета. Когда их спросили, какую фамилию выбирают, оба пожелали носить двойную фамилию — «Дункан-Есенин»..
« Есенин к жизни своей отнесся, как к сказке. Он Иван-царевичем на сером волке перелетел океан и, как жар-птицу, поймал за хвост Айседору Дункан ».
Б.Л. Пастернак
1922 год
Совместное путешествие по Европе и Америке (май 1922 — август 1923), сопровождавшееся шумными скандалами, эпатирующими выходками Есенина, обнажило их «взаимонепонимание», усугублявшееся и буквальным отсутствием общего языка (Есенин не владел иностранными языками, Айседора выучила всего несколько десятков русских слов). По возвращении в Россию они расстались.
В августе 1923 года произошла встреча Есенина с актрисой Московского Камерного театра Августой Леонидовной Миклашевской. Но несмотря на страстную увлечённость молодым поэтом, она смогла подчинить сердце разуму. Именно Августе Миклашевской Есенин посвятил 7 стихотворений из знаменитого цикла «Любовь хулигана». «Пускай ты выпита другим…», «Заметался пожар голубой…», «Ты такая ж простая как все…», «Дорогая, сядем рядом…», «Мне грустно на тебя смотреть…», «Ты прохладой меня не мучай…», «Вечер черные брови насопил…».
Большим событием в жизни Есенина стали его поездки в закавказские республики.Первая поездка растянулась на целое полугодие. Выехав из Москвы в начале сентября 1924 года, Есенин до конца февраля 1925 года пробыл в Баку, Тифлисе, Батуме. В Батуме состоялось знакомство поэта с Ш.Н. Тальян. Поэт увидел Шаганэ, когда она выходила из школы, и был просто сражен ее удивительной восточной красотой. Шаганэ стала для поэта воплощением всех восточных женщин, их экзотической внешней красоты и еще большей красоты душевной. Почти ежедневно они прогуливались вместе по парку, поэт дарил девушке фиалки и розы. Уже на третий день знакомства он, к немалому удивлению своей прекрасной музы, прочитал ей «Шаганэ ты моя, Шаганэ».Покидая Кавказ, Сергей Есенин подарил Шаганэ свой новый сборник стихов «Персидские мотивы», который сопроводил надписью: «Дорогая моя Шаганэ, Вы приятны и милы мне».
Сергей Есенин в 1924 году
В 1924-25 Есенин пишет такие известные стихотворения, как «Русь уходящая», «Письмо к женщине», «Письмо матери», «Стансы»; цикл «Персидские мотивы».
Сергей Есенин в 1925 году
В одной из последних поэм «Страна негодяев» Сергей Александрович очень резко пишет о лидерах России, что влечёт за собой критику публикаций поэта и запрет на них.
В 1924 году творческие разногласия и личные мотивы побудили Есенина порвать с имажинизмом и уехать в Закавказье.
Софья Андреевна Толстая
5 марта 1925 года — знакомство с внучкой Льва Толстого Софьей Андреевной Толстой. Она была младше Есенина на 5 лет, в ее жилах текла кровь величайшего писателя мира. Софья Андреевна заведовала библиотекой Союза писателей. 18 октября 1925 года состоялась регистрация брака с С.А.Толстой. Софья Толстая — еще одна не сбывшаяся надежда Есенина создать семью. Вышедшая из аристократической семьи, по воспоминаниям друзей Есенина, очень высокомерная, гордая, она требовала соблюдения этикета и беспрекословного повиновения. Эти ее качества никак не сочетались с простотой, великодушием, веселостью, озорным характером Сергея. Вскоре они разошлись. В ноябре 1925 он лег в московскую больницу. Незадолго до смерти Есенин создает трагическую поэму «Черный человек«, в которой прошедшая жизнь предстает поэту частью ночного кошмара.
«К концу 1925 года решение «уйти» стало у Есенина маниакальным. Он ложился под колеса дачного поезда, пытался выброситься из окна, перерезать вену обломком стекла, заколоть себя кухонным ножом. От первой утренней рюмки уже темнело его сознание. А за первой шли — вторая, третья, четвертая, пятая… Время от времени Есенина клали в больницу, где самые знаменитые врачи лечили его самыми новейшими способами. Они помогали так же мало, как и самые старейшие способы, которыми тоже пытались его лечить» (Мемуары Анатолия Мариенгофа).
24 декабря 1925 Сергей Есенин уехал в Ленинград, где предполагал пробыть до лета, а затем поехать в Италию к М. Горькому. В гостинице«Англетер» проживали знакомые поэта: супруги Г. Ф. и Е. А. Устиновы. Сюда к Есенину приходили многие литераторы: Н. Клюев, В. Эрлих, По воспоминаниям Е. Устиновой ,она встретила 27-го декабря «… Есенина на площадке без воротничка и без галстука, с мочалкой и с мылом в руках. Он подошел ко мне растерянно и говорит, что может взорваться ванна: там будто бы в топке много огня, а воды в колонке нет. Я сказала, что когда все будет исправлено, его позовут. Я зашла к нему. Тут он мне показал левую руку: на кисти было три неглубоких пореза. Сергей Александрович стал жаловаться, что в этой «паршивой» гостинице даже чернил нет, и ему пришлось писать сегодня утром кровью. Скоро пришел поэт Эрлих. Сергей Александрович подошел к столу, вырвал из блокнота написанное утром кровью стихотворение и сунул Эрлиху во внутренний карман пиджака. Эрлих потянулся рукой за листком, но Есенин его остановил: — Потом прочтешь, не надо!»
В ночь на 28 декабря Есенин покончил жизнь самоубийством: утром 28 декабря его нашли повесившимся в номере гостиницы. Стихотвореение «До свиданья, друг мой, до свиданья» принёс в гостиницу «Англетер» 28 декабря 1925 года поэт Вольф Эрлих и объяснил, как он у него оказался. Однако следователь не стал использовать это прощание в деле о гибели известного русского лирика, опасаясь ненужных вопросов и подозрений. И действительно: многие детали в версии самоубийства, например, порезы на правой руке, сделанные не левшой, выглядели неправдоподобно. Не обнаружили в номере и ручки, которой писались кровавые слова. Есенин поддерживал дружеские отношения с поэтом Эрлихом с апреля 1924 года, и казалось странным, что именно к этому молодому человеку, встречавшемуся с ним в гостинице «Англетер», он обращался почему-то на бумаге с прощальными словами.