Хают или хаят как пишется

Наши мудрецы сказали, что вещь, использованную для заповеди, нужно использовать для еще одной заповеди. Исходя из этого правила, многие мудрецы находили достойное применение для арба миним: Рива”к использовал ветви аравот для создания перьев, чтобы писать сефер Тора, а другие ахароним использовали адасим как благовония (бесамим) во время Авдалы.

В книге «Орхот Хаим» приводится от имени рава «Яфе ЛаЛев» обычай брать лулав, связанный с адасим и аравот, после утренней молитвы в Ошана Раба, и помещать их у входа в дом для защиты, до наступления Песаха. Перед Песахом, половину от этого лулава использовали для костра, в котором сжигали хамец, а вторую половину — для печи, в которой пекли «мацот мицва».

Книга «Мате Эфраим» упоминает от имени рава «Сэдер hаЙом»: «На исходе праздника, следует взять лулав и остальные виды, и положить их в специальном месте для хранения. Человек должен видеть их и помнить о них и, таким образом, удостоится спастись от всякого зла. Ему не следует выбрасывать их в мусор, так как с ними связаны большие и высокие понятия, и он не должен относиться к ним с пренебрежением».

Сгула для спасения:
Рав Ицхак Абуhав, зацаль, пишет в книге «Менорат аМеор» что аравот, которыми били (во время) Ошанот на Ошана Раба, являются сгулой для спасения в течение всего года, и защитой от опасностей во время путешествия. (Менорат аМеор, Нер 3, правило 4)

Подобную вещь о сгуле ошанот упоминает рабби Нахман из Бреслава в «Сефер аМидот»: «Тот, кто едет на лошади (рохев аль а-сус) или тому подобное, должен взять с собой ошанот, как это сказано в стихе «ле-рохев бе-аравот»». Он также пишет, что ошанот, которыми били во время Ошана Раба, являются сгулой, чтобы прогнать страх.

То же самое говорится в «Яфе ЛаЛев»: тот, кого беспокоят страхи и плохие сны по ночам, должен положить себе в подушку ошанот.

В книге «Ликутей Цви» упоминается: «У нас есть традиция, что это сгула, брать свои ошанот с собой в дорогу, или по крайней мере он должен четко знать, где он их сложил. (Иньяней Тфилат аДерех 37)

Рабби Меир Симха аКоэн из Двинска, зацаль, автор «Ор Самеах», использовал остатки от его аравот, чтобы раздавать их еврейским солдатам, которые были призваны в армию. Они свидетельствовали о том, что все те, кто взял от него аравот, чудом спаслись во время войны и вернулись домой в целости и сохранности.

Рав Авраам Адади, зацаль, свидетельствует в его книге «Ваикра Авраам» о невероятной сгуле ошанот: «По моему личному опыту, когда я был посреди моря, и при мне были Арба миним, я стал свидетелем удивительного чуда, когда море успокоилось во время шторма».

Сгула при бесплодии:
Слово арава имеет ту же гиматрию (числовое значение), что и слово «зэра» — семя.

Исходя из этого, в книге «Ликутей Маари”ч» приводится сгула, что те, кто бездетны, должны заварить ошанот (ивовые ветки, которыми били в Ошана Раба) и пить эту воду, чтобы удостоиться иметь ребенка.

СГУЛОТ ЭТРОГА.

Для легких родов: написано, что в день Ошана Раба, после того, как благословение на арба миним было сказано в последний раз, беременная женщина должна откусить питом — кончик этрога (не путайте с черенком, питом сверху и на некоторых плодах его нет), на который говорили благословение в течение Суккота. (из книги «Сгулот Исраэль»)

В книге «Элеф аМаген» (660:6) упоминается, что беременные женщины имели обычай после возвращения мужа из синагоги в Ошана Раба отламывать питом у этрога и давать деньги в цдаку, чтобы Всевышний защитил их и ребенка от смерти.

Автор книги «Каф а-хаим» (рав Яаков-Хаим Софер) написал, что сгула для беременной, для легких родов и здорового ребенка, — есть варенье из этрога, на который говорилось благословение в Суккот, в Ту би Шват, когда благословляют на разнообразные плоды во время трапезы, (и во время этой трапезы это хорошо не только для женщин, но и для мужчин).

Есть мнение, что съесть этрог, на который благословляли в Суккот — большая сгула для бездетной женщины, чтобы забеременеть.

Интересный факт приводится в книге рава Овадьи Йосефа «Хазон Овадья» (стр. 403): «Это хорошо известный факт, что этрог, на который я прочитал благословение во время праздника и исполнил заповедь с ним, был разделен среди женщин из моей семьи, которые до сих пор не родили, спустя уже 8-12 лет после того, как они вышли замуж. Каждой женщине дали кусочек от этрога, и в этом году они родили мальчиков и девочек, пусть все они живут долго. Заслуга заповеди, сделанной правильно, будет защищать человека в тысячу раз». Он также пишет, что не следует есть этрог на Ошана Раба, так как это запрещено, потому что (в этот день) он использовал его для заповеди, но можно съесть его после Симхат Тора.

Поскольку этрог в пояснениях наших мудрецов ассоциируется с сердцем, есть мнение, что сгула этрога, съеденного после Суккота, помогает при болезнях сердца, для хорошего и здорового сердца.

Рабанит Нелли Ядаев.