| StogКогда пишешь о знаменитых творческих людях, трудно однозначно оценивать их жизнь, их творчество банальными понятиями хорошо или плохо, это сделать попросту нельзя. Иначе наверняка найдутся те, кто обвинит тебя в предвзятости и необъективности. Повторять общеизвестные данные интернета, тоже не имеет смысла, проще просто выразить свое собственное отношение к творческой личности, ну а там уж не обращать внимание на мнения согласных или не согласных. Даниил Ювачев. Странный человек, странного времени. Многие спорят даже по поводу его литературного псевдонима – Хармс. Уже в нем есть что-то необычайное, завораживающее. Слово – салют. Короткое, хлесткое. Вспышка, Бах! И трещащими искрами в память! Мне представляется так, немало в псевдониме этом от французского charmes, что означает обаяние, очарование. Именно так, без объяснения – почему. Сколько копий сломано по поводу его творчества, сколько неоднозначных мнений! Но, вряд ли кого творчество Даниила Хармса оставляет равнодушным. Даже один мой знакомый, человек… очень простой и незатейливый, привыкший мерить все элементарными категориями, не остается равнодушным, прочитав у Хармса практически все! Он ругает его, выходит из себя, костерит, на чем свет стоит, брызжет слюной и перестает замечать, что сам при этом выглядит, как некоторые герои из произведений ругаемого им писателя. И так Даниил Ювачев. Пока еще никакой не Хармс. Яндекс — картинки Со старой фотографии фотоателье тех времен глядит обыкновенный мальчишка, наверное озорной, судя по маленьким искоркам в глазах. Очень модная в том времени морская форма. Ничего необычного. Что определяло в этом человеке тягу к необычному, вряд ли можно угадать. Проходят годы, и появляется знаменитый и очень обсуждаемый писатель Даниил Хармс. Яндекс — картинки Практически на всех фотографиях того времени, Хармс выглядит необычно, под стать своему, если так можно выразиться, амплуа. Демоническое лицо, наверное, кого-то может и испугать. Эффект дополняет специально поставленное освещение. Искусство абсурдизма понятно не всем. Я бы даже сказал, совсем немногим. Ведь это нарочитое отсутствие смысла. Тогда возникает вопрос, чем же именно берет Хармс, почему он так популярен и в свое время, да и, бесспорно теперь? Я не берусь разглагольствовать о тонкостях в отношениях людей к самому творчеству странного писателя, это дело литературных критиков, я могу выразить только лишь свое понимание моего же интереса к тому, что написал этот необычный и бесспорно талантливый человек. Когда пишешь о знаменитости, невозможно обойтись без цитат. Но копировать текты полностью вряд ли допустимо. И, хотя многие рассказы Хармса настолько коротки, что их можно использовать как цитаты, я не вижу необходимости это делать. Однако об одном произведении Хармса я не могу не написать, потому что именно оно дало мне подсказку, что мне нравится в его творчестве, почему я его так люблю? Начало очень хорошего летнего дня. Симфония. … Таким образом начинался хороший летний день. Полностью приводить весь рассказ я, конечно, не буду, если кому-то захочется его прочитать, он доступен в интернете, как и все то, что Хармс написал. Это один из моих самых любимых рассказов Даниила Хармса. Я много думал, чем же он меня так завораживает. И понял, наконец. Любой писатель старается читателя погрузить в свой мир. Сделать так, чтобы читателю в этом мире было тепло и уютно. Или наоборот, резко и холодно, это зависит от того, о чем писатель пишет и что он хочет до читателя донести. Но реалистичность должна быть максимальной. Реалистичность – это ключ к сердцу читателя. Это та самая нить, за которую писатель ведет в свой мир и удерживает его в нем. Как ни странен мир Хармса, как, порой, непонятен он, но он представляется мне настолько ярко, настолько реалистично, что я вырваться из него не могу, пока не прочитаю произведение до конца. А, упомянутый мною выше рассказ, делает этот мир настолько теплым и уютным, настолько сонно-волшебным, что не хочется его покидать, нет возможности сразу выйти из него даже после прочтения. И я, по инерции, продолжаю в нем жить. Это похоже на то состояние, которое возникает после глубокого сна, того сна, где снилось что-то прекрасное, снилось то, чего не бывает в жизни. Мне в мире Хармса уютно. Мне в нем безопасно. Я могу себе позволить полностью расслабится душой в мире том, и душа моя отдыхает. Многие художники изображают Даниила Хармса в стиле сюрреализма. Это и понятно. Яндекс — картинки Яндекс — картинки Яндекс — картинки В одном из своих монументальных произведениях Старуха главный персонаж (с которым, конечно же, ассоциируется сам автор), выражает свою ненависть к детям. Он в мыслях своих, строит им всяческие козни, придумывает страшные казни. Можно подумать, что всегда суровый с виду Хармс просто не любит детей. Однако это далеко не так. Сколько детских стихов написано этим суровым человеком, сколько любви и теплоты в этих стихах! Ну кто не знает знаменитой встречи сорока мальчиков и сорока девочек? Так что нелюбовь персонажа к детям в Старухе иронична. И это нужно просто понимать. Яндекс — картинки Ушел человек, ушла эпоха. Но мир, в котором так много тепла, света, надежности и безопасности остался. И пусть он остается вечно! Яндекс — картинки
12 |
Комментарии:
| 18 мая 2021 в 10:56LenaВ детстве у меня была большая и красивая книга с очень красивыми цветными картинками произведений Даниила Хармса. Насколько я знаю, сейчас его книги не столь популярны. Во всяком случае, у своих маленьких племянников, насколько я знаю, таких книг нет. А зря. Сейчас я уже плохо помню его стихи, но читала и перечитывала эту книгу много раз, так же как и стихи Чуковского. Другие произведения Хармса к сожалению не знаю, поэтому ничего сказать не могу. Но отзыв заинтересовал, спасибо автору.
8 |
| 18 мая 2021 в 11:27АндрейСложный человек. Умер рано и бесславно. Сказать достоверно нельзя, верны ли слова, приведенные в его обвинении, но воевать против фашистской германии он не пошел, хотя ему к началу войны было всего 35 лет. Антисоветчина антисоветчиной, но сражаться за родину было делом мужской чести. Не захотел. И даже зная, что его расстреляют не смог остаться мужчиной, начал симулировать сумасшествие. Неужели умереть от голода в блокадном Ленинграде среди сумасшедших было почетнее?
7 |
| 18 мая 2021 в 12:06ОЛЬГАДа, Хармс личность очень неординарная и многие почитатели его таланта, до сей поры сетуют на то, что он ушел из жизни, благодаря чекистам и что его памятник следует поставить в центре Москвы. Только почему именно в Москве? Ах, да, «чтобы чекисты» помнили, что и за ними могут придти.
6 |
| 18 мая 2021 в 12:18LynaЧетно говоря о Даниле Хармсе не знала, нвверное просто потосу что родиласт в другом периоде и не застала творчество этого писателя. Но Вы так хорошо написали о нем, прям аж заинтриговали. Складывается впечатление будто в этом человеке уживаются с виду несовместимие вещи, но это только красит. Да, самое главное, что удерживает нас читать, конечно же реалистичность, если с первых строк нас ни чем не зацепило, то и остальное уже не читается. Пойду пока почитаю произведения Данила Ювачева и окунусь в мир, в который он нас пришлашает.
5 |
| 18 мая 2021 в 16:23РомПомню забавные стихи Хармса еще в красочной детской книжке, где упоминался несчастный случай с Иваном Топорышкиным, неудачно отправившимся на охоту со своим пуделем, что прыгал через забор. Только недавно перечитывал биографию Хармса и заодно посмотрел художественный фильм про него, российского производства. Необычная личность с авангардными замашками и необычным видением окружающего мира. Жаль что он родился не в то время и не успел полностью раскрыться как творец.
5 |
| 18 мая 2021 в 16:37SvetlanaУ меня осталось очень много детских книжек и много осталось литературы от бабушки с дедушкой. Буквально недавно перебирала старые книги и выносила в подвал, оставила только более новые и современные, потому как они занимают весь книжный шкаф и еще мои шкафы, а читать их уже вряд ли кто-то будет, но вот такого писателя, как Даниил Хармс, я не встретила ни в детской, ни в обычной литературе. К стыду своему сказать, я о нем и не слышала никогда, хотя, в свое время, очень много читала. Обязательно поинтересуюсь на досуге его творчеством.
2 |
| 18 мая 2021 в 17:22VictoriaТворческие люди всегда немного странные и погруженные в собственный мир. Их можно понимать или не понимать, можно любить или не любить — на самом деле им глубоко пофиг))) Они просто живут и творят, невзирая на обстоятельства. По-другому они не умеют. И у каждого писателя находятся свои читатели. Что касается внешности — ну это просто образ. Творцы в моде толк знают, поэтому выбирают себе определенное амплуа — ангела, демона, еще какого-нибудь левиафана… На сам процесс творчества это никак не влияет)))
2 |
| 18 мая 2021 в 17:26TaiellorДаниил Хармс давным-давно стал синонимом чего-то смешного и веселого. Одно время ему приписывалось создание журнала «Веселые картинки», но это не верно. У меня в доме с самого выхода хранится уже пожелтевшая книга «Ванна Архимеда» с избранными произведениями 20-3-хх годов группы «Объединение реального искусства». Вот в нем из 469 страниц вместе с предисловием и манифестом — 124 отведено Хармсу. Это их сборник, который они когда-то давно составили, а опубликовали только 60 лет спустя — в 1991 году.
5 |
| 18 мая 2021 в 18:06МаринаВидно, что автор очень хорошо знает творчество Даниила Хармса и уважает его. Видно, с какой теплотой он отзывается о самом человеке и его творчестве.
3 |
| 18 мая 2021 в 22:03Олег13А я этого автора не знаю совсем. Думал может по названиям произведений вспомню, но кроме фотографии книги «Плих и Плюх» больше ссылок к его книгам нет. Но если бы мне и попалась книжка с таким названием, я бы ее точно даже бы не стал начинать читать.Судя по всем его фотографиям, человек часто находится в образе, который он для себя примерил. Трубка в зубах, злой взгляд. Писал книги, кого-то из себя изображал и вот нет его. Но люди помнят. Во всяком случае все кроме меня что-то читали из его произведений. Значит он след оставил.
1 |
| 18 мая 2021 в 22:43ГуляГениальные люди всегда не от мира сего. Автор отзыва талантливо показал гения и его период. Можно по разному относиться к поступкам или творчеству, но сложно не признать яркую и одаренную личность. Не берусь обсуждать или осуждать личность. Я не была в том периоде ,не знаю многих нюансов. Главное- осталось богатое творческое наследие. А все остальное не имеет значения, в том числе и личная жизнь ушедших гениев. Есть ли сейчас подобные авторы? Книги Хармса читает уже не одно поколение.
3 |
| 19 мая 2021 в 08:11ОльгаКонечно, мне тоже известно имя Даниила Хармса. Но оказывается я не знала его биографию. Пришлось обратиться к Википедии.
2 |
| 20 мая 2021 в 15:23ЕленаСтранный человек с непростой судьбой. Мне в детстве бабушка читала книжки Хармса.
4 |
| 21 мая 2021 в 14:41ВиталийВаш отзыв высвечивает Д.Хармса с солнечной стороны. Наверное очень приятно писать о человеке, который тебе нравится. В общем наверное и любой отзыв приятно писать про что-то хорошее для автора. Не вдаваясь конечно в творчество данного странного талантливого человека, мне понравился ваш отзыв. Да и вообще мне нравятся отзывы в которых рассказывается о ком-то или о чем-т о, где присутствует частичка образования. Это ведь не о гаджетах писать, тут надо чувствовать, находится в теме.
3 |
| 25 мая 2021 в 06:41AnniУдивилась: оказывается, я совсем не знала Хармса. То есть, биографию его я, да, не знала. Но помню общее ощущение от прочитанных в детстве книг, и оно позитивное. Ну никак не мог написать такие книги детские плохой человек. А на этих фото, ну точно постановочных, совершенно негативный тип. И только на одной (не считая фото из детства) виден настоящий автор замечательный детских книг.
1 |
| 31 мая 2021 в 18:01MalinkaС большим интересом прочитала отзыв о неординарной личности, необыкновенном писателе Данииле Хармсе. К большому сожалению не знакома с его творчеством или не отложилось в памяти его хоть и звучная фамилия! Появилось желание прочитать что-нибудь из его рассказов, мне тоже нравится читать произведения, где можно полностью расслабиться и окунуться в мир героев! А странными могут быть не только творческие люди, но если человек не соответствует нашим понятиям, то мы их относим к разряду странных.
2 |
| 17 июня 2021 в 00:36НатальяВ детстве я любила стихи Хармса, мне они казались забавными, смешными. До сих пор сохранились тоненькие книжки с замечательными иллюстрациями. Я знала наизусть стихи про удивительную кошку, летящую на воздушных шариках, очень страшную историю про двух братьев и пса и другие. А когда мой сын был в младшей школе, произошел смешной случай. Учительница задала ребятам на дом задание: нарисовать человека, у которого ничего не было, прочитав им стихи Хармса и при этом ничего не рассказав об авторе. Сын позвонил мне в слезах на работу и сказал, что их учительница сошла с ума. Хорошо, что я в детстве читала Хармса! Вечером мы с ним прочитали стихотворение про рыжего человека, у которого ничего не было и нарисовали рисунок. Кстати, это стихотворение датировано 1937 годом…очень тяжелое для него время. А умер Хармс в 1942, от истощения, в Крестах. Судить людей, живших в те страшные времена никогда не стану. А замечательные детские стихи живут.
0 |
| 24 июня 2021 в 22:09ОксанаЗамечательный отзыв о необычном человеке! Хармс с детства выделялся из окружения, со школы он уже был не такой, как все. И так всю жизнь. Экстравагантно одевался, необычно себя вел. Не боялся высказывать свои мысли. Да, он не пошел воевать, высказывал антисоветские мысли.. Но он и не уехал из страны в 20-е годы. Для меня главное, что это замечательный детский поэт! Его необычные юмористические стихи сразу запоминаются, легко узнаваемы. Хорошо, что с ними сейчас знакомят детей, некоторые из стихов Д.Хармса входят в программу начальной школы.
3 |
| 15 августа 2021 в 14:35GermanКак многие говорят, что писать про любую знаменитость, всегда сложнее в «разы».
0 |
ÏÎÄ ÊÐÛØÅÉ ÄÎÌÀ ÊÎÌÏÎÇÈÒÎÐÎÂ
Ñ ñîîòâåòñòâóþùèìè ìåðàìè ïðåäîñòîðîæíîñòè, âûçâàííûìè ïðîäîëæàþùåéñÿ ïàíäåìèåé êîðîíàâèðóñà, â ðàñïîëàãàþùåéñÿ â Äîìå êîìïîçèòîðîâ ìåìîðèàëüíîé êâàðòèðå-ìóçåå Ñóëåéìàíà Þäàêîâà, àâòîðà ëåãåíäàðíîé óçáåêñêîé íàöèîíàëüíîé êîìè÷åñêîé îïåðû «Ïðîäåëêè Ìàéñàðû», ïðîâåëè î÷åðåäíîå çàñåäàíèå ëþáèòåëè èçÿùíîé ñëîâåñíîñòè íàøåé ñòîëèöû.
Íà ýòîò ðàç ïîñòîÿííûå ó÷àñòíèêè è ïî÷åòíûå ãîñòè ëèòåðàòóðíî-òâîð÷åñêîãî îáúåäèíåíèÿ «Äàíêî» (äåéñòâóåò ïðè Ðóññêîì êóëüòóðíîì öåíòðå Óçáåêèñòàíà) ðåøèëè îòìåòèòü þáèëåé îäíîãî èç íàèáîëåå ÿðêèõ ïîýòîâ ÕÕ âåêà Äàíèèëà Èâàíîâè÷à Õàðìñà. Íî ïåðåä òåì, êàê âûñëóøàòü íåáîëüøîé äîêëàä î íåì, íà÷èíàþùèå è èçâåñòíûå ñòèõîòâîðöû è ïðîçàèêè ïî÷òèëè ìèíóòîé ìîë÷àíèÿ ïàìÿòü ÷óäåñíîãî ÷åëîâåêà òàøêåíòñêîãî ïîýòà, áëàãîòâîðèòåëÿ, áëîãåðà Ðàèñû Íèêîëàåâíû Êðàïàíåé, êîòîðàÿ çàïîìíèòñÿ âñåì, êòî åå çíàë, íåîáûêíîâåííîé äóøåâíîé òåïëîòîé, äîáðûìè ïîñòóïêàìè â êóëüòóðíîì ïîëå, ïîìîùüþ ëþäÿì èñêóññòâà è ëèòåðàòóðû, íàñòàâíè÷åñòâîì â ïîýòè÷åñêîì öåõå è, êîíå÷íî, èíòåðåñíûìè ñòèõàìè. Ñâîå ñëîâî î Ðàèñå Íèêîëàåâíå ïðîèçíåñëè ïðîçàèê Ìóíèðà Áàáàÿðîâà, ïîýòû Àëåêñåé Êèðäÿíîâ è Îëåã Áîðäîâñêèé.
Íà ìîèõ ãëàçàõ îíà ñïàñëà æèçíü îäíîìó èç ëèòåðàòîðîâ, îòìåòèë Î. Áîðäîâñêèé. Ýòîò ïîæèëîé ÷åëîâåê âûøåë ïîñëå òâîð÷åñêîãî âå÷åðà íà óëèöó, ãäå åìó ñòàëî ïëîõî. Ðàèñà Íèêîëàåâíà Êðàïàíåé, áóäó÷è ïî ïðîôåññèè ìåäèöèíñêîé ñåñòðîé, îêàçàëà åìó ïåðâóþ ïîìîùü è, âçÿâ ìàøèíó, îòâåçëà â ïðîôèëüíîå ëå÷åáíîå ó÷ðåæäåíèå.
Ïðîçâó÷àëè è ñòèõè Ð. Í. Êðàïàíåé (èõ çà÷èòàëà Ì. Áàáàÿðîâà).
Åùå Î. Áîðäîâñêèé, ÷ëåí Ñîþçà ïèñàòåëåé Óçáåêèñòàíà, ïðåäëîæèë ïîìÿíóòü ñêîí÷àâøåãîñÿ ãîä íàçàä ïîñòîÿííîãî ó÷àñòíèêà «Äàíêî» Ëåîíèäà ßêîâëåâè÷à Ñààêîâà, òîæå çàìå÷àòåëüíîãî ÷åëîâåêà, èçâåñòíîãî â ðåñïóáëèêå ïåäàãîãà. Ëåîíèä ßêîâëåâè÷ íå ñ÷èòàë ñåáÿ ñîñòîÿâøèìñÿ ïîýòîì áîëüøå ñî÷èíèòåëüñòâà ëþáèë çíàêîìèòüñÿ ñ òâîð÷åñòâîì äðóãèõ àâòîðîâ, ïðè ýòîì èõ ëó÷øèå ïðîèçâåäåíèÿ ñòàðàëñÿ ïðîïàãàíäèðîâàòü.
Çíàêîìñòâî ñ íàñëåäèåì ðîññèéñêîãî ïîýòà, ïèñàòåëÿ è äðàìàòóðãà Äàíèèëà Õàðìñà äëÿ íåêîòîðûõ «äàíêîâöåâ» îêàçàëîñü ïåðâûì. À ïîòîìó äîêëàä î íåì â ðàìêàõ ëåêòîðèÿ ëèòîáúåäèíåíèÿ, ïîäãîòîâëåííûé ñ áîëüøèì ñòàðàíèåì Òàòüÿíîé Ãðóøèíîé, âûçâàë íåïîääåëüíûé èíòåðåñ.
Èçâåñòíî, ÷òî Äàíèèë Èâàíîâè÷ Õàðìñ (íàñòîÿùàÿ ôàìèëèÿ Þâà÷åâ) ðîäèëñÿ 17 (30) äåêàáðÿ 1905 ãîäà â Ñàíêò-Ïåòåðáóðãå. Íî â ñâîèõ ïîçäíèõ çàïèñÿõ îí ïîæåëàë, ÷òîáû äíåì åãî ðîæäåíèÿ ñ÷èòàëè 1 ÿíâàðÿ 1906 ãîäà. Òàê ÷òî î÷åðåäíîé þáèëåé ïèñàòåëÿ 115 ëåò ñî äíÿ ðîæäåíèÿ ïðèøåëñÿ íà 12 ÿíâàðÿ ñåãî ãîäà.
Íà÷àëî ëèòåðàòóðíîé äåÿòåëüíîñòè Äàíèèëà Èâàíîâè÷à ýòî 1921 1922 ãîäû. Îí âûáèðàåò ñåáå ïñåâäîíèì «Õàðìñ».  1924 1926 ãîäàõ Õàðìñ íà÷èíàåò àêòèâíî ó÷àñòâîâàòü â ëèòåðàòóðíîé æèçíè ðîäíîãî ãîðîäà: âûñòóïàåò ñ ÷òåíèåì ñâîèõ è ÷óæèõ ñòèõîâ â ðàçëè÷íûõ çàëàõ. Äëÿ ýòîãî ïåðèîäà õàðàêòåðíî îáðàùåíèå Õàðìñà ê «çàóìíîìó» òâîð÷åñòâó, êîòîðîå ïðîèçîøëî ïîä âëèÿíèåì ðàáîò Âåëèìèðà Õëåáíèêîâà, Àëåêñåÿ Êðó÷åíûõ, Àëåêñàíäðà Òóôàíîâà, Êàçèìèðà Ìàëåâè÷à.
 1925 ãîäó Õàðìñ ïîçíàêîìèëñÿ ñ ó÷àñòíèêàìè ïîýòè÷åñêî-ôèëîñîôñêîãî êðóæêà, â êîòîðûé âõîäèëè Àëåêñàíäð Ââåäåíñêèé, Ëåîíèä Ëèïàâñêèé, ßêîâ Äðóñêèí è äðóãèå. Íà áàçå ýòîãî êðóæêà îñåíüþ 1927 ãîäà ãðóïïà ïèñàòåëåé âî ãëàâå ñ Õàðìñîì ó÷ðåæäàåò ÎÁÝÐÈÓ («Îáúåäèíåíèå ðåàëüíîãî èñêóññòâà»). Ñàìîé ÿðêîé ñòðàíèöåé ñóùåñòâîâàíèÿ ÎÁÝÐÈÓ ñòàë âå÷åð «Òðè ëåâûõ ÷àñà», ñîñòîÿâøèéñÿ â ÿíâàðå 1928 ãîäà. Íà ýòîì òåàòðàëèçîâàííîì ïðåäñòàâëåíèè îáýðèóòû ÷èòàëè ñâîè ïðîèçâåäåíèÿ, áûëà ïîñòàâëåíà ïüåñà Õàðìñà.
 êîíöå 1927 ãîäà Ñàìóèë Ìàðøàê, Íèêîëàé Îëåéíèêîâ è Áîðèñ Æèòêîâ ïðèâëåêàþò ÷ëåíîâ ÎÁÝÐÈÓ ê ðàáîòå â äåòñêîé ëèòåðàòóðå. Ñ êîíöà 1920-õ ïî êîíåö 1930-õ ãîäîâ Õàðìñ àêòèâíî ñîòðóäíè÷àë ñ äåòñêèìè æóðíàëàìè «Åæ», «×èæ», «Ñâåð÷îê» è äðóãèìè, ãäå ïóáëèêîâàëèñü åãî ñòèõè, ðàññêàçû, ïîäïèñè ê ðèñóíêàì, øóòî÷íûå ðåêëàìû è ãîëîâîëîìêè.  èòîãå Õàðìñ íàïèñàë øåñòü î÷åíü õîðîøèõ äåòñêèõ êíèã.
 ïåðèîä ñ 1928-ãî ïî 1931-é ãîäû âûøëî äåâÿòü êíèæåê ñòèõîâ è ðàññêàçîâ äëÿ äåòåé Ä. È. Õàðìñà: «Îçîðíàÿ ïðîáêà», «Î òîì, êàê Êîëüêà Ïàíêèí ëåòàë â Áðàçèëèþ, à Ïåòüêà Åðøîâ íè÷åìó íå âåðèë», «Òåàòð», «Âî-ïåðâûõ è âî-âòîðûõ», «Èâàí Èâàíû÷ Ñàìîâàð», «Î òîì, êàê ñòàðóøêà ÷åðíèëà ïîêóïàëà», «Èãðà», «Î òîì, êàê ïàïà çàñòðåëèë ìíå õîðüêà», «Ìèëëèîí».  1937 ãîäó âûøëà êíèãà Âèëüãåëüìà Áóøà «Ïëèõ è Ïëþõ» â ïåðåâîäå Õàðìñà.  1940 ãîäó âûøëà êíèãà Õàðìñà «Ëèñà è çàÿö», à â 1944 ãîäó îòäåëüíûì èçäàíèåì, íî àíîíèìíî, áûëî âûïóùåíî ñòèõîòâîðåíèå «Óäèâèòåëüíàÿ êîøêà». Òàêæå ïðè æèçíè ïèñàòåëÿ âûõîäèëè îòäåëüíûå èçäàíèÿ íàïèñàííîãî ñîâìåñòíî ñ Ñ. Ìàðøàêîì ñòèõîòâîðåíèÿ «Âåñåëûå ÷èæè» è êíèãè «Ðàññêàçû â êàðòèíêàõ», òåêñò êîòîðîé íàïèñàí Õàðìñîì, Íèíîé Ãåðíåò è Íàòàëüåé Äèëàêòîðñêîé.
Ìíîãîîáåùàþùèé ëèòåðàòóðíûé ïóòü ïîýòà áûë ïðåðâàí åãî àðåñòîì â äåêàáðå 1931 ãîäà ïî ëîæíîìó îáâèíåíèþ. Ïîñëåäîâàëà âûñûëêà â Êóðñê.
 ãîðîä íà Íåâå Äàíèèë Õàðìñ âåðíóëñÿ â îêòÿáðå 1932 ãîäà, ãäå íà÷èíàåò çàíèìàòüñÿ ïðåèìóùåñòâåííî ïðîçîé.
 àâãóñòå 1941 ãîäà Ä. È. Õàðìñ àðåñòîâàí ïîä íàäóìàííûì ïðåäëîãîì âî âòîðîé ðàç.  õîäå ñëåäñòâèÿ ïîýò áûë íàïðàâëåí â ïñèõèàòðè÷åñêóþ áîëüíèöó, ãäå è óìåð 2 ôåâðàëÿ 1942 ãîäà.
Çíà÷èòåëüíî ïîçæå, â 1960 ãîäó, Ä. Õàðìñ áûë ðåàáèëèòèðîâàí.
Íåñìîòðÿ íà ïå÷àëüíóþ áèîãðàôèþ Õàðìñà åãî ñòèõè, îñîáåííî äåòñêèå, ïîëíû æèçíè, îïòèìèçìà, èñêðîìåòíîãî þìîðà. Ñòèõè æå äëÿ âçðîñëûõ ïîðàæàþò ôèëîñîôñêîé ãëóáèíîé.
Áóäó÷è ðåôîðìàòîðîì â ïîýçèè ñâîåãî âðåìåíè, Äàíèèë Õàðìñ îêàçàë îãðîìíîå âëèÿíèå íà ðàçâèòèå ðóññêîé (è íå òîëüêî) ïîýçèè, ïðåæäå âñåãî â òåõíèêå ñòèõîñëîæåíèÿ, ñîçäàíèè ïîýòè÷åñêîãî ïðîñòðàíñòâà ïî ïðèíöèïó «ïîòîêà ñîçíàíèÿ», âåäü çà÷àñòóþ íàì êàæåòñÿ, ÷òî ñìûñëû (ïîä÷àñ î÷åíü ãëóáîêèå) â åãî ïðîèçâåäåíèÿõ âîçíèêàþò ñàìè ñîáîé, êàê áû ñëó÷àéíî.
Íà çàñåäàíèè â ËèÒÎ «Äàíêî» Òàòüÿíà Ãðóøèíà è Àëåêñåé Êèðäÿíîâ ïðîäåêëàìèðîâàëè íåêîòîðûå çàìå÷àòåëüíûå ñòèõè Õàðìñà, ñîñòîÿëîñü èõ îáñóæäåíèå.
Äàëåå ñî ñâîèì òâîð÷åñòâîì çíàêîìèëè ñîáðàâøèõñÿ áàðäû Äàíèÿ Ðûñàåâà è Îëüãà Àáèøåâà, ñëàãàòåëè ñòèõîâ Àëåêñåé Êèðäÿíîâ, Îëåã Áîðäîâñêèé, Ñåðãåé Ìàðòûíåíêî, Ãàóõàðèÿ Æäàíîâà, Ãàëèíà Çàçóëèíà, Ãóàðèê Áàãäàñàðîâà, Ðàíî Êàðèìîâà. Ñâîè îñòðîóìíûå, ïîëíûå þìîðíîãî çàäîðà ýêñïðîìòû (ïîä âëèÿíèåì Ä. Õàðìñà) çà÷èòàëè Àëåêñàíäð Êóðûøåâ è Àðìàíóø Ìàðêàðÿí.
 îáùåì, âðåìÿ çà ÷àéíûì ñòîëîì â ìàëåíüêîé ãîñòèíîé ìóçåÿ êîìïîçèòîðà Ñ. Þäàêîâà ïðîëåòåëî äëÿ «äàíêîâöåâ» íåçàìåòíî, íî ñ î÷åâèäíîé ïîëüçîé, ïðåæäå âñåãî äëÿ äóøè, âåäü «æèâîå» îáùåíèå, îñîáåííî òâîð÷åñêîå, ïî íûíåøíèì âðåìåíàì — íåîöåíèìàÿ ðîñêîøü.
Èç ñòèõîòâîðåíèé, ïðîçâó÷àâøèõ íà çàñåäàíèè ËèÒÎ «Äàíêî»:
Äàíèèë Õàðìñ (1906 1942)
ÂÊÓÑÍÛÉ ÏÈÐÎÃ
ß çàõîòåë óñòðîèòü áàë,
È ÿ ãîñòåé ê ñåáå ïîçâàë.
Êóïèë ìóêó, êóïèë òâîðîã,
Èñïåê ðàññûï÷àòûé ïèðîã.
Ïèðîã, íîæè è âèëêè òóò
Íî ÷òî-òî ãîñòè íå èäóò.
ß æäàë, ïîêà õâàòèëî ñèë,
Ïîòîì êóñî÷åê îòêóñèë.
Ïîòîì ïîäâèíóë ñòóë è ñåë
È âåñü ïèðîã â ìèíóòó ñúåë.
Êîãäà æå ãîñòè ïîäîøëè,
Òî äàæå êðîøåê íå íàøëè.
* * *
Ãîñïîäè, ïðîáóäè â äóøå ìîåé ïëàìåíü Òâîé.
Îñâåòè ìåíÿ, Ãîñïîäè, ñîëíöåì Òâîèì.
Çîëîòèñòûé ïåñîê ðàçáðîñàé ó íîã ìîèõ,
÷òîá ÷èñòûì ïóòåì øåë ÿ ê Äîìó Òâîåìó.
Íàãðàäè ìåíÿ, Ãîñïîäè, ñëîâîì Òâîèì,
÷òîáû ãðåìåëî îíî, âîñõâàëÿÿ ×åðòîã Òâîé.
Ïîâåðíè, Ãîñïîäè, êîëåþ æèâîòà ìîåãî,
÷òîáû äâèíóëñÿ ïàðîâîç ìîãóùåñòâà ìîåãî.
Îòïóñòè, Ãîñïîäè, òîðìîçà âäîõíîâåíèÿ ìîåãî.
Óñïîêîé ìåíÿ, Ãîñïîäè,
è íàïîè ñåðäöå ìîå èñòî÷íèêîì äèâíûõ ñëîâ
Òâîèõ.
1935
Àëåêñåé Êèðäÿíîâ (ã. Òàøêåíò)
ÏÀÌßÒÈ ÄÐÓÃÀ
(â ñòèëå Äàíèèëà Õàðìñà)
Ñâåòëûé àíãåë ãîñòèë íà çåìëå,
îñåíÿë îí âëþáëåííûõ êðûëàìè
Ìû åãî ñ âàìè âèäåëè ñàìè
äîáðûé ïàðåíü õîäèë ïî çåìëå
6 äåêàáðÿ 2020 16 ÿíâàðÿ 2021
Àëåêñåé ÐÎÌÀÍÎÂ
Ôîòî Òàòüÿíû ÃÐÓØÈÍÎÉ
Краудфандинг-предзаказ здесь: https://planeta.ru/campaigns/o-voyne
В книге две равноправных составляющих:
Документальные фотографии из уникальной коллекции Артура Бондаря и тексты Ксении Букши, основанные на реальных воспоминаниях и дневниках.
Говорить о войне всегда непросто, именно поэтому так легко примкнуть к чьему-то дискурсу, заимствовать где-то услышанную риторику, заговорить не своими словами. Отстраниться, не подпускать войну к себе – чтобы не было так больно.
Организатора проекта говорят: «Книга «На небе никого» – это наш вклад в то, чтобы заново изобрести публичный способ говорить на эту предельно болезненную тему.
Сначала мы собирались сделать книгу для подростков. Но в процессе работы поняли, что делаем книгу для более широкого круга читателей. Она будет интересна и взрослым, и детям; и тем, кто трепетно относится к военной теме, и тем, кто о войне почти ничего не знает, и даже профессиональным историкам (проверено на живом консультанте проекта)».
Фотографии
Артур Бондарь много лет собирает, изучает и систематизирует документальные военные снимки. Его архив насчитывает более 15 000 негативов. Это огромный объём документальных свидетельств, который непременно должен был увидеть свет.
Так родилась идея книги о войне с настоящими кадрами.
Книга «На небе никого» подарила фотографиям художественный контекст, не превращая их, однако, в иллюстрации. Это параллельный визуальный нарратив, но не художественный, а исторический и документальный, который погружает зрителя в реальность войны, показывая ее через образы, запечатленные по разные стороны фронта профессиональными фотографами и любителями.
Тем самым книга, оставаясь на территории художественного, подчеркивает важность и актуальность реальной военной истории.
Текст
Ксения Букша написала 33 переплетающихся истории о людях Второй мировой войны в разных странах и обстоятельствах.
Все главы появились в результате переработки множества реальных воспоминаний и дневников советских, немецких, американских участников и свидетелей войны. Реальные ситуации, детали жизни того времени невозможно придумать: их можно только найти. Однако в книге не используются первичные тексты напрямую, целиком, Ксения Букша создала на их основе маленькие сюжеты, в каждом из которых сочетается несколько источников, и дополнила их литературным вымыслом.
Книга «На небе никого» была создана, что поговорить о войне честно и в то же время бережно. Создать объёмную картину исторических событий – но так, чтобы за этим были видны настоящие человеческие истории, судьбы.
В этой книге голоса реальных людей сами рассказывают читателю обо всех сторонах войны: о победах и страданиях, подвигах и жертвах, о смерти и о спасении. Читатель следит за драматическими поворотами судеб героев и за тем, как война меняет их.
Эта книга – сплав художественной литературы и документалистики.
Смешивать историческое и выдуманное – рискованная затея, но именно на стыке этих двух, казалось бы, взаимоисключающих режимов рождается правда.
Создатели проекта
Ксения Букша – живёт в Петербурге, автор 15 книг. Неравнодушна к истории. Лауреат премии «Национальный бестселлер» за роман «Завод «Свобода»».
Артур Бондарь – фотограф, издатель, коллекционер. Живёт в Москве, занимается проектами на тему истории, тяжёлого наследия, частной и коллективной памяти.
«Маршак» – независимый детский книжный в Москве.
«Клаудберри» – независимое петербургское издательство. Выпускаем книги редко, но метко.
Предыдущие специальные издательские проекты:
– «Дом», сборник рассказов главных современных авторов, выпущенный в поддержку благотворительной организации «Ночлежка».
– «ОБЭРИУ», сборник детской поэзии Хармса, Введенского, Олейникова, Заболоцкого и Владимирова.
Организационные подробности
Книга выйдет ориентировочно в конце февраля 2022 года.
Первый тираж – 3000
Формат – 170×215 мм
Мягкая обложка
Больше 100 фотографий
Кроме основных участников над книгой работали ещё много замечательных людей:
Исторический консультант – Игорь Хухров
Корректор – Антон Снятковский
Вёрстка – Александр Веселов
Автор коллажа – Анна Иванцова
Дизайн обложки* – Татьяна Фоминова
*Обложка будет немного отличаться от той, что вы видите на картинках! Это черновик.
Предзаказ – это способ стать партнёрами проекта, то есть помочь этой затее осуществиться.
Участники краудфандинга, помимо самой книги, могут получить ещё и другие интересные вещи – подписки на сервисы «Радио.Арзамас» и «Storytel», автографы авторов и благодарности, которые будут прописаны внутри в самой книге.