Харлампий диогенович из какого рассказа

Сочинения по литературе другие характеристика учителя харлампия диогеновича в произведении тринадцатый подвиг геракла главным ярким персонажем является учитель математики харлампий
  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Характеристика учителя Харлампия Диогеновича

В произведении «Тринадцатый подвиг Геракла» главным ярким персонажем является учитель математики Харлампий Диогенович.

Повествователь сразу отмечает, что данный герой не похож на того преподавателя, каким его могут представить читатели. Он не выглядел слабохарактерным и неопрятным, трудно было установить был ли он гениален, но по мнению автора, — был. Харлампий Диогенович – мужчина греческого происхождения, небольшого роста, тщательно выбритый и аккуратно одетый. Он приучал детей к дисциплине, поэтому с момента, когда он входил в кабинет и до конца урока царила тишина.

Иногда учитель математики позволял себе разряжать обстановку и шутить, тогда в классе раздавался смех, который постепенно стихал. Такое поведение учителя и учеников нисколько не нарушало дисциплины, скорее только поддерживало и доказывало ее.

Харлампий Диогенович уважительно относился к своим ученикам. Когда один из ребят опаздывает на урок, а сам он подходит к двери, то непременно пропустит опаздывающего, поздоровавшись с ним и зайдя следом, закроет за собой дверь, после такого обряда математик обычно говорил какую-нибудь необидную шутку, которая всем только поднимает настроение перед уроком. Не каждый учитель так поступал, обычно на опоздание либо не обращали внимание, либо хорошенько отчитывали. И за свое тактичное поведение, учащиеся уважали преподавателя.  

Математик никогда никого не ругал и ни на кого не кричал, не заставлял учиться, он только после опроса или ответа у доски записывал что-то в свой блокнот.

Дети знали, что у него было невозможно незаметно списать. Нет, Харлампий Диогенович не ходил по классу, не заглядывал в тетради и не проверял содержимое на столе. Он сидел за своим столом иногда читал что-то, иногда перебирал четки. Но заметив, что кто-то списывает, он отпускал в его сторону тонкие безобидные шутки. Удивительно, но он шутил так, что его понимали все, кроме самого списывающего, тот лишь подозревал, что это из-за него. У учителя математики никогда не было «любимчиков», поэтому все могли быть предметом его шутки, если заслужить. Никто не любил оказываться на таком месте, поэтому никто не рисковал.

Харлампий Диогенович нисколько не подрывал детскую самооценку, таким необычным и веселым образом он лишь показывал, как смешно выглядит необученный и недисциплинированный человек. И это была самая большая мотивация для учеников – не быть предметом насмешек. Но тем не менее, именно шутки в их сторону закаляли характер, учили относиться с юмором к самому себе.

2 вариант

Учителя бывают разные. Одни используют метод «кнута», вторые наоборот, довольно лояльно относятся к своим ученикам. Некоторые из них стараются ругать учащихся за проступки, при этом выбирая не самые подходящие выражения. Есть и такие, кто старается не обращать внимания на дисциплинарные недочеты, которые происходят на занятиях. Однако этого не скажешь про Харлампия Диогеновича – учителя из рассказа Ф.Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла».

Будучи преподавателем математики, он не привык ругать своих учеников, читать им нотации, выгонять за шалости. За место этого использует довольно оригинальный способ сохранить хорошую дисциплину в классе – он остро шутит над тем учащимся, который мешает ему проводить занятие, тем самым высмеивая его перед остальными ребятами. Это довольно мудрый способ сохранить правильную атмосферу занятия, ведь никому не хочется быть опозоренным перед своими товарищами. Об этом методе в работе учителя мы узнаем от героя, от лица которого и ведется повествование в данной повести.

Однажды произошла ситуация, в которой главный герой пришел абсолютно неподготовленным к уроку – он не выполнил домашнее задание, и хотя он и мог спросить совета у ребят, которые привыкли учиться хорошо, он решает этого не делать. В этот момент в их класс заглянула медсестра с помощником, по ошибке подумав, что именно в эту аудиторию и необходимо было зайти. Мальчик, которому подвернулся удачный момент, использует его весьма прекрасно – он убеждает медицинский персонал в том, что именно сейчас очередь их класса делать прививку. И его задумка срабатывает – весь класс отправляется в медпункт для соответствующих мероприятий. После окончания процедур, все дети возвращаются на урок Харлампия Диогеновича, который начинает рассказывать исторические рассказы про Древнюю Грецию, в том числе о тринадцатом «подвиге» Геракла, при этом говоря, что один юноша хотел выполнить тринадцатый подвиг великого героя не от смелости, а наоборот, от страха. И читателю становится понятно, что учитель имеет ввиду рассказчика. Затем он вызывает мальчика к доске, над которым начинает смеяться весь класс. Именно с этого момента отношение главного героя кардинально меняется, и он начинает учиться с усердием.

Таким образом, можно сказать, что учитель проявил мудрость и стойкость, при этом вызвав на уроке комичную ситуацию, в которой обрелась мораль для главного героя и пришло понимание того, что с этим преподавателем лучше иметь дружеские отношения.

Также читают:

Картинка к сочинению Характеристика учителя Харлампия Диогеновича

Характеристика учителя Харлампия Диогеновича

Популярные сегодня темы

  • Сочинение по картине Айвазовского Буря на море ночью

    Картину «Буря на море ночью» маринист Айвазовский написал в 1849-м году. Это одна из многих картин о море, ставшая очень известной.

  • Образ и характеристика Хоря в рассказе Хорь и Калиныч Тургенева сочинение

    Хорь – человек полностью противоположный по характеру и мировоззрению Калинычу. Хорь привык полагаться на догматы ума и рассудительности

  • Характеристика и образ Гамлета в произведении Шекспира

    Датский принц Гамлет – центральный многогранный персонаж одноимённой драмы Вильяма Шекспира. В нём ярко отобразилась противоречивость современной ему эпохи.

  • Сочинение на тему Страх (Что такое страх)

    Все мы чего то боимся. Чувство страха дано человеку природой, ведь именно оно лежит в основе инстинкта самосохранения. Страх — это эмоция, а эмоция — это инструмент при помощи которого мы создаём реальность

  • Сочинение по картине Гаврилова Последние васильки 6 класс

    На картине изображен теплый, погожий летний день. Погода стоит безветренная, оттого немного душно, поэтому окно в доме открыто. Его деревянная рама выкрашена в белый цвет, правая створка распахнута наружу

Абхазия, идет война с фашистами. Рассказчик – ученик 5 «б». В их классе с 1 сентября новый учитель математики: грек Харлампий Диогенович. Маленький, с большой головой, властным и спокойным характером, и четками в руках. При нем в классе царит «образцовая тишина». Зря директор в «вечнозеленой» шляпе опасается: никто и не думает улизнуть с математики на стадион. Сбегают разве что с урока пения, перелезая через деревянный, а потом и каменный забор, чтобы увидеть игру. «Главное оружие Харлампия Диогеновича – делать человека смешным». На месте осмеянного мог быть каждый. И двоечник Шурик Авдеенко («черный лебедь», тянущий шею, чтобы списать), и даже отличник Сахаров. Смех целого класса – это сила.

Однажды герой не сделал заданную на дом задачку про артиллерийский снаряд. Зато в футбол поиграл. А Сахаров решил. И даже тихоня троечник Адольф (он просил, чтобы его звали Алик) Комаров тоже. Герой переживает. В класс заглядывает докторша с медсестрой, ищут 5 «а», чтобы привить от тифа. Рассказчик вызывается проводить их во флигель. А по пути просит первым вакцинировать его класс. А то они якобы в музей уйдут. Хотя в музей ребят временно не водят. Случай был: один мальчишка кинжал унес, чтоб на войну с ним сбежать. Харлампий Диогенович загрустил, но прервал урок. Герою уколы нипочем: ему от малярии их делали. А вот Алик пугается. Теряет сознание на минутку.

И тут математик сообщает: у Геракла было 12 подвигов, а «один молодой человек» из трусости дополнил его тринадцатым. Он вызывает рассказчика к доске. Тот теряется, соглашается, что проглотил «снаряд». Математик предлагает позвать военрука-минера. Класс взрывается смехом. С тех пор герой старался решать все. И понял, что смехом учитель «закалял лукавые детские души», учил относиться к себе с юмором.

Читательский дневник по рассказу «13-й подвиг Геракла» Искандера

Сюжет

Рассказчик, школьник из 5 «б», не смог решить задачу по математике. Он боится реакции нового учителя грека Харлампия Диогеновича: тот шутит над растяпой и тугодумом так, что все смеются. И зазывает в класс докторшу для прививки от тифа, хотя она шла не к ним. После ее ухода учитель вызывает рассказчика, труса, совершившего «13-й подвиг Геракла», к доске. Весь класс над ним хохочет: и тихий Алик Комаров, который так боялся уколов, и отличник Сахаров. Герой понял, что смех – лекарство от лукавства, хитрости и самомнения.

Отзыв

В названии рассказа насмешка над мальчиком, фальшивым «Гераклом». Геракл совершил свои подвиги, как герой, выполняя волю богов, честно служил царю. А рассказчик схитрил из трусости, страха, самолюбия, сделал ненужный «подвиг». Сорвал урок, обманул учителя, доктора, подверг одноклассников испытанию. Он боялся не уколов, даже не двойки, а заслуженного смеха. Имя по-своему гениального учителя (он грек, как Геракл) «говорящее». Харлампий значит «радостный». Диогенович – намек на философа Диогена, днем с огнем искавшего в толпе достойного человека.

Примеры комического в рассказе: назвать списывающего ученика лебедем (вытягивающим шею), приглашать минера для ученика, «проглотившего снаряд». Рассказ учит бороться со своими недостатками, признавать ошибки, быть благодарным, бояться быть подлым, а не смешным, ответственно относиться к учебе – и с юмором к себе самому.

План «Тринадцатый подвиг Геракла»

  1. Новый учитель математики в 5 «б».
  2. Харлампий Диогенович – грек и юморист.
  3. Игра в футбол вместо решения задачки.
  4. Страх рассказчика перед учителем.
  5. Рассказчик срывает урок.
  6. Весь класс – на прививку.
  7. Позор рассказчика у доски.
  8. Трусость – причина 13-го подвига Геракла.
  9. Благодарность учителю за науку.

Вопросы к рассказу «Тринадцатый подвиг Геракла»

  1. Каким вы представляете рассказчика? (шустрым, хитрым мальчишкой, обожающим футбол, болтливым пятиклассником, который любит получать хорошие оценки, дразнить товарищей, искренним человеком, благодарным учителю).
  2. Каковы одноклассники мальчика? (Сахаров – отличник, Шурик Авдеенко – угрюмый двоечник, троечник Комаров недолюбливает свое имя Адольф и боится уколов).
  3. К какому времени относятся события рассказа? (Великая Отечественная война).
  4. В каком классе учится рассказчик? (в 5 «б»).
  5. Как зовут нового учителя математики? (Харлампий Диогенович).
  6. Назовите национальность учителя (грек).
  7. Про что была задачка, которую не решил герой? (про артиллерийский снаряд).
  8. С кем учитель сравнил мальчика-труса? (с Гераклом).
  9. Чего боялся герой? (общего смеха над собой).
  10. Как спустя годы рассказчик вспоминал учителя? (с благодарностью).

Синквейн Харлампий Диогенович

Учитель математики.
Спокойный, насмешливый.
Воспитывает, дисциплинирует, понимает.
Смех – оружие для борьбы с недостатками.
Гениальный педагог.

Эпитеты, сравнения и метафоры в рассказе «13-й подвиг Геракла»

Эпитеты: людьми неряшливыми, слабохарактерными, гениальными, образцовую тишину, растерянная физиономия, радостное гостеприимство, задача запутанная и глупая, никудышный подвиг.

Сравнения: желтыми, как кошачьи глаза, Авдеенко – черный лебедь, побелел, как смерть, звонок, как погребальный колокол.

Метафоры: сдвинулось в голосе, главное оружие, совесть успокоилась, приготовления палача, дух больничной свободы, запахло опасностью.

Краткое содержание

С началом нового учебного года в школе появился новый учитель математики – Харлампий Диогенович, «по происхождению грек». Он выгодно отличался от своих коллег опрятным внешним видом и сильным, волевым характером.

С первого урока ему удалось установить в «классе образцовую тишину». Строгая дисциплина достигалась учителем не наказаниями или угрозами – ему удавалось так тонко и остроумно подшучивать над нарушителем спокойствия, что тот становился настоящим посмешищем. В такой роли частенько выступал Шурик Авдеенко – откровенно слабый ученик, и большой любитель списывать.

Главное оружие математика – «это делать человека смешным». Ученик, который не хотел учиться, был в его глазах не просто смешон, но обидно смешон. Дети это понимали, и всегда старались тщательно готовиться по его предмету.

Главный герой – рассказчик – также не избежал участи оказаться в роли смешного человека. Ему никак не давалась «какая-то запутанная и глупая» задача про артиллерийский снаряд. Уже перед уроком герой узнал, что задачу успешно решил не только отличник Сахаров, но даже его тихий и неприметный сосед по парте – Адольф Комаров или Алик, как он любил себя называть.

Мальчик с трудом сдерживает волнение – он совершенно не подготовлен к уроку. Надежда на спасение появляется в виде доктора и медсестры, которые должны были привить класс от тифа. Они ищут 5-«А», и герой просит разрешения провести медиков к кабинету параллельного класса, располагавшегося «в одном из флигелей при школьном дворе».

По дороге он убеждает доктора начать вакцинацию с их класса, чтобы тем самым сорвать урок математики. Ему это удается, и в 5-«Б» начинают делать прививки от тифа. От страха Алик заметно бледнеет, и сразу после укола падает в обморок.

Герой собирается бежать за «скорой», но медсестра быстро приводит Алика в чувство. До конца урока остается совсем немного времени, и Харлампий Диогенович, перебирая в руках желтые четки, принимается рассуждать о двенадцати подвигах Геракла и некоем молодом человеке, решившем совершить тринадцатый подвиг мифического героя, но не из храбрости, а из трусости.

Герой чувствует, «что в воздухе запахло какой-то опасностью» – его вызывают к доске решить заданную на дом задачу, и он позорится перед всем классом.

Повзрослев, герой понял, что учитель математики своими насмешками закалял «лукавые детские души», и приучал своих учеников относиться к себе с изрядной долей юмора.

Образ учителя Харлампия Диогеновича в повести «Тринадцатый подвиг Геракла» (Ф. Искандер)

(298 слов) Учителя в своей работе используют разные подходы к ученикам. Кто-то ругает их крепкими словами, кто-то взывает к стыду и совести, а кое-кто предпочитает не замечать шаловливых выходок ребят. Но только не Харлампий Диогенович из повести Фазиля Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла».

Харлампий Диогенович – учитель математики. Он не отчитывает учеников, не читает им нотаций, не выгоняет из класса. Вместо этого преподаватель использует беспроигрышный вариант – поднимает провинившихся учеников на смех перед всем классом. А выглядеть смешным никому не хочется. Ученик, нарушивший дисциплину, понимает, насколько он смешон, и дальше уже старается не попадаться на «ловушку». Свой метод учитель применил и к герою, от лица которого ведётся повествование. Мальчик не сумел решить домашнее задание, а, придя в школу за час до начала занятий, играл в футбол, вместо того чтобы спросить у отличников, как решается задача. Когда начался урок, в класс по ошибке заглянули доктор и медсестра. Ученик решил воспользоваться случаем, и убедил врача, что сначала прививку надо делать именно их классу. После того, как все были привиты, Харлампий Диогенович, как обычно делал перед звонком, начал рассказ о древнегреческом герое. Но оказалось, что учитель повествует о том, как один молодой человек попытался совершить тринадцатый подвиг Геракла, да не от храбрости, а от трусости. Вскоре стало ясно, что речь идёт о рассказчике. Учитель вызвал его к доске. Над мальчиком смеялся весь класс. И с тех пор он стал серьёзно относиться к выполнению домашних заданий.

Мне кажется, отчество учителя выбрано не просто так. Диоген – это древнегреческий философ. Отчество «Диогенович» указывает на мудрость его владельца. Действительно, Харлампий Диогенович – мудрый учитель, который использует смех в воспитательных целях. Благодаря его методу, у учеников укрепляется характер, дети учатся относиться к себе с юмором. Я думаю, что Харлампий Диогенович, как настоящий педагог, воспитал в своих учениках самое ценное – привычку к честному исполнению взятых на себя обязательств и здоровое чувство юмора.

Автор: Светлана Егорова
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Характеристика Харлампия Диогеновича из рассказа «13 подвиг Геракла» Заранее спасибо)

Ответ оставил Гуру

Харлампий Диогенович — преподаватель математики пятого класса, где учится главный герой произведения. Характером и педагогическим стилем он разительно отличался от учителей школы. Появившись в школе неожиданно, он явил собой противовес традиционным методам преподавания и воспитания детей. По происхождению педагог грек, на что нам указывает Его отчество — Диогенович. Математик, в свободные или подходящие минуты урока знакомит учеников с историей и мифами Древней Греции. Но не только в близости к истории мы видим созвучие учителя с философом. Он имеет очень философский взгляд на жизнь. На уроках Харлампия Диогеновича стоит пугающая даже директора тишина. А причиной ее является умение математика в ироничной форме высмеять не самые благовидные качества учеников: непунктуальность, лень, трусость, необязательность. Находясь под зорким взглядом учителя каждый в классе, без исключения, удостаивается капли иронии. Но эта ирония столь остра, что вызывает смех класса, программируемый самим педагогом. Именно сатирический смех, а не насмешка или наказание, акцентируют весь класс на прозошедшем. Попав под прицел его высказывания, каждый ребенок осознает не только вину, но и последствия своего поступка: двоечник — списывания, опоздавший — цену отнятого времени, а главный герой — никчемность своего подвига. Ирония педагога очень адресна, она позволяет человеку понять, что ошибка допущенная им, не случайность, а лукавая попытка избежать неизбежного. Сам автор благодарен методике Харлампия Диогеновича, считая ее превосходящей назидание, наказание или неприкрытое порицание неблаговидных поступков. Свою благодарность педагогу он резюмирует в последних строках произведения: «Смехом он, безусловно, закалял наши лукавые детские души и приучал нас относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора».
Оцени ответ

«Тринадцатый подвиг Геракла» главные герои

«Тринадцатый подвиг Геракла» главные герои рассказа Фазилия Искандера

«13 подвиг Геракла» главные герои

  • Рассказчик — главный герой, ученик 5-Б класса
  • Харлампий Диогенович — учитель математики
  • Шурик Авдеенко — учится плохо. Когда учитель смеется над ним, называя «черным лебедем», Авдеенко «сидит, яростно наклонившись над тетрадью, показывая мощные усилия ума и воли, брошенные на решение задачи». У него угрюмое загорелое лицо, он длинный и нескладный. Шурик даже не радуется, когда ему наконец делают укол. Рассказчик называет его «самым мрачным человеком нашего класса».
  • Алик Комаров — больше всего боится уколов. Алика на самом деле зовут Адольф, но началась война, мальчика стали дразнить, и он на тетради написал «Алик». Он «тихий и скромный ученик». Рассказчик говорит о нем: «Он сидел над своей раскрытой тетрадью, опрятный, худой и тихий, и оттого, что руки его лежали на промокашке, он казался еще тише. У него была такая дурацкая привычка — держать руки на промокашке, от которой я его никак не мог отучить». Во время того, как Алику делают укол, у него на лице выступают веснушки. Он рыжеватый, и рассказчик думает о том, что мальчика, наверное, дразнили бы рыжим, если бы в классе не было настоящего рыжего.
  • Сахаров — отличник. Даже во время смеха он старается не перестать быть отличником. Рассказчик говорит о нем так: «— Правильный, — кивает он мне головой с такой противной уверенностью на умном, добросовестном лице, что я его в ту же минуту возненавидел за благополучие».

Каждый герой этого рассказа запоминается надолго, потому что автор выделяет главные, основные черты внешности и характера героя, и делает на них акцент, подчеркивая несколько раз угрюмость Авдеенко, благополучие Сахарова и скромность и незаметность Алика.

«13 подвиг Геракла» характеристика главного героя

Главный герой рассказа — шустрый, озорной и лукавый мальчик. Он, как и многие мальчишки, любит играть в футбол, иногда не может справиться с задачей, смеётся вместе со всеми над одноклассниками, которых ставит в смешное положение Харлампий Диогенович. К товарищам по классу герой относится по-дружески, с иронией. Рассказчик наблюдателен и точно описывает главные черты своих друзей. Он подмечает постоянное благополучие Сахарова, который, даже смеясь, старается оставаться отличником, подмечает скромность и незаметность Алика Комарова и угрюмость Шурика Авдеенко. Но в классе у Харлампия Диогеновича нет любимчиков. Смешным может оказаться каждый. И вот наступает момент. когда класс смеётся над главным героем. Главный герой не справился с задачей по математике. Вместо того, чтобы попросить помощи у товарищей, он до уроков и фал в футбол, убедив себя в том, что ответ в учебнике неверный. Затем он пытался увильнуть от ответственности за свои поступки, хитростью и обманом убедив врачей делать уколы именно во время урока математики. Когда же он оказывается у доски и не находит в себе сил честно признаться, что не решил задачу, то Харлампий Диогенович понимает, почему врачи пришли именно на урок математики. Учитель наказывает смехом не ученика, а его трусость. Он говорит, что рассказчик совершил «тринадцатый подвиг Геракла», то есть подвиг, которого на самом деле не было, который вовсе не является подвигом. Да, он изменил ситуацию, но изменил не из благородных побуждений, а из трусости. Герой во время развития событий испытывает самые разные чувства. Сначала он возмущается «неправильной» задачей. Потом совесть его успокоилась. После разговора с Сахаровым он испугался: «Я испугался и ругал себя за то, что сначала согласился с футболистом, что задача неправильная, а потом не согласился с отличником, что она правильная. А теперь Харлампий Диогенович, наверное, заметил моё волнение и первым меня вызовет». После вызова дежурного герой облегчённо вздохнул, благодарный учителю за передышку. Затем он испытал трусливую надежду и разочарование, когда «внезапная надежда, своим белоснежным халатом озарившая наш класс, исчезла». Он обнаглел от страха и дерзко предложил показать, где находится пятый «А», т>т же придумав себе оправдание. Затем он соврал врачу, что их класс собирается в музей, и, лукавя, убедил их вернуться в пятый «Б». Сам же трусливо побежал вперёд, чтобы «устранить связь между собой и их приходом». Герой чувствовал некоторое злорадство, когда медсестра тёрла ему спину ватой после укола. После ухода врача в мальчике пробудилась тревога, когда учитель начал щёлкать бусинами своих чёток: «Я почувствовал, что в воздухе запахло какой-то опасностью». От взгляда Харлампия Диогеновича «сердце моё с размаху влепилось в спину», говорит рассказчик. Он не вышел к доске, а «поплёлся» к ней. Герой ни за что не хотел становиться смешным, но учитель доказал, что трусость и ложь на самом деле смешны, и никакие уловки не помогут скрыть эти дурные качества. В заключение рассказчик говорит: «С тех пор я стал серьёзней относиться к домашним заданиям и с нерешёнными задачами никогда не совался к футболистам». Автор по-философски относится к своему герою: немного отстранённо и иронично. В конце рассказа автор выступает уже не от имени пятиклассника, а от имени человека, ставшего уже взрослым, и говорит о том, что метод Харлампия Диогеновича многому научил его: «Смехом он, разумеется, закалял наши лукавые детские души и приучал нас относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора».

Характеристика учителя

Учитель математики — «<�…> был один математик в нашей школе, который отличался от всех других. <�…> Звали его Харлампий Диогенович. Как и Пифагор, он был по происхождению грек». Главное оружие Харлампия Диогеновича — это делать человека смешным, воспитывать смехом. Никто не хочет быть смешным. Учитель перед всем классом открыл то, что главный герой таил сам от себя: все его хитроумные действия были продиктованы трусостью. И возразить было нечего. Двойка, которой он так старательно пытался избежать, была бы для него просто спасением, но и это было несбыточно. Лучше двойка, чем смех всего класса. «Долгожданный звонок, как погребальный колокол, продрался сквозь хохот всего класса».

Характеристика 2

У каждого учителя есть своя методика общения с нерадивыми учениками. Одни читают морали, надеясь, что в хулигане проснется совесть, другие могут откровенно перейти на крик, а третьим легче делать вид, что ничего не происходит и не обращать внимания на зарвавшихся школяров. Совсем другой подход к детям у Харлампия Диогеновича, учителя математики, героя повести «Тринадцатый подвиг Геракла».

Он не кричит на провинившихся учеников, не читает долгих нотаций, не выставляет за дверь. Харлампий Диогенович поступает уникально – он поднимает хулигана на смех, а быть посмешищем всего класса — весьма сомнительное удовольствие. Осмеянный один раз, нарушитель дисциплины старается больше не попадаться на этот «крючок».

Именно так он поступил с учеником, от лица которого написано это произведение. Мальчишка не справился с заданным на дом уроком и придя в школу значительно раньше начала занятий, вместо того, чтобы обратиться к какому-нибудь отличнику за помощью, присоединился к футбольной игре.

Вскоре после начала урока, в класс нечаянно заглянули врач с медсестрой. Воспользовавшись ситуацией, мальчик, схитрив, уверил медиков, что прививки в первую очередь необходимо сделать именно их классу. После того, как был привит последний ученик, Харлампий Диогенович, начал рассказ об одном древнегреческом герое. Он всегда рассказывал какую-нибудь историю перед тем, как прозвенит звонок на перемену. Но в этот раз выяснилось, что учитель рассказывает об юноше, совершившим тринадцатый подвиг Геракла, но отнюдь не от храбрости, а наоборот, от того, что струсил. В конце своего повествования, учитель пригласил горе – героя к доске и весь класс начал над ним потешаться. После этого случая, мальчик уже не решился относиться к домашним заданиям столь легкомысленно.

Необычное отчество учителя в повести наверное, придумано не случайно, Диоген, как известно был знаменит своей мудростью. Харлампий Диогенович тоже наделён этим качеством. Воспитать в детях сильный характер, посредством чувства юмора – такая задача не каждому по плечу. Только обладая умом и с годами накопленным опытом можно добиться определенных результатов, каких добился Харлампий Диогенович, благодаря своей мудрости.

Другие сочинения: ← Анализ романа Гюго Собор Парижской Богоматери↑ ДругиеГлавные герои новеллы Дары волхвов →

Наталья Бурыгина

Наталья Бурыгина

В рассказе Фазиля Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» образ необыкновенного учителя, сеющего «разумное, доброе, вечное» . Это – Харлампий Диогенович – веселый человек, постоянно смешит своих учеников. Его шутки были добрыми, и дети не обижались на них. Харлампий Диогенович знал, что дети боялись, когда их высмеивают, поэтому, применяя методику «высмеивания» , он рассчитывал, что дети будут лучше учиться! Отчасти у него это получилось. Харлампий Диогенович, как утверждает сам рассказчик, не был «слабохарактерным» , как другие учителя. Это был справедливый человек, не потакал своим ученикам, но, безусловно, любил их. Его шутки были добрые, без сарказма: «это был не стихийный смех, а веселье, организованное сверху самим же учителем. Оно не нарушало дисциплины, а служило ей, как в геометрии доказательство от обратного» .

Эд

Эдуард

В произведении «Тринадцатый подвиг Геракла» описывается уникальная личность – учитель, подающий детям только положительный пример. Харлампий Диогенович не травмировал детские души нравоучениями. Главным его инструментом было чувство юмора. С помощью смеха он заставлял учеников задуматься о возложенной на них ответственности и уважительнее относиться к одноклассникам.

Особенность шуток учителя заключалась в том, что они не были злобными. Благодаря доброму юмору ученики понимали свои ошибки и старались исправлять их. По утверждению рассказчика, Харлампия Диогеновича нельзя было назвать слабохарактерным, в отличие от других педагогов школы. Учитель был справедливым и любил детей, но не собирался потакать им. Веселье, организуемое этим человеком, не провоцировало нарушение дисциплины. Наоборот, оно способствовало установлению порядка. Смех Харлампия Диогеновича внушал даже провинившимся детям уверенность в собственном достоинстве.

Образ учителя раскрывается посредством отражения его отношения к ученикам. Харлампия Диогеновича можно назвать уникальной личностью. Работа в школе была его призванием, и он прекрасно справлялся с воспитанием детей.

GI

Guliza Ismailova

Везде одинаковое… Ребят вы хоть читайте предыдущие ответы! А так кажется что вы у друг друга списываете!

Марина Авдеева

Марина Авдеева

В рассказе Фазиля Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» образ необыкновенного учителя, сеющего «разумное, доброе, вечное» . Это – Харлампий Диогенович – веселый человек, постоянно смешит своих учеников. Его шутки были добрыми, и дети не обижались на них. Харлампий Диогенович знал, что дети боялись, когда их высмеивают, поэтому, применяя методику «высмеивания» , он рассчитывал, что дети будут лучше учиться! Отчасти у него это получилось. Харлампий Диогенович, как утверждает сам рассказчик, не был «слабохарактерным» , как другие учителя. Это был справедливый человек, не потакал своим ученикам, но, безусловно, любил их. Его шутки были добрые, без сарказма: «это был не стихийный смех, а веселье, организованное сверху самим же учителем. Оно не нарушало дисциплины, а служило ей, как в геометрии доказательство от обратного»

АС

Александр Сысоев

В рассказе Фазиля Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» образ необыкновенного учителя, сеющего «разумное, доброе, вечное» . Это – Харлампий Диогенович – веселый человек, постоянно смешит своих учеников. Его шутки были добрыми, и дети не обижались на них. Харлампий Диогенович знал, что дети боялись, когда их высмеивают, поэтому, применяя методику «высмеивания» , он рассчитывал, что дети будут лучше учиться! Отчасти у него это получилось. Харлампий Диогенович, как утверждает сам рассказчик, не был «слабохарактерным» , как другие учителя. Это был справедливый человек, не потакал своим ученикам, но, безусловно, любил их. Его шутки были добрые, без сарказма: «это был не стихийный смех, а веселье, организованное сверху самим же учителем. Оно не нарушало дисциплины, а служило ей, как в геометрии доказательство от обратного» .

Дмитрий Елаков

Дмитрий Елаков

В рассказе Фазиля Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» образ необыкновенного учителя, сеющего «разумное, доброе, вечное» . Это – Харлампий Диогенович – веселый человек, постоянно смешит своих учеников. Его шутки были добрыми, и дети не обижались на них. Харлампий Диогенович знал, что дети боялись, когда их высмеивают, поэтому, применяя методику «высмеивания» , он рассчитывал, что дети будут лучше учиться! Отчасти у него это получилось. Харлампий Диогенович, как утверждает сам рассказчик, не был «слабохарактерным» , как другие учителя. Это был справедливый человек, не потакал своим ученикам, но, безусловно, любил их. Его шутки были добрые, без сарказма: «это был не стихийный смех, а веселье, организованное сверху самим же учителем. Оно не нарушало дисциплины, а служило ей, как в геометрии доказательство от обратного» .

Sa

Sajidam

В рассказе Фазиля Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» образ необыкновенного учителя, сеющего «разумное, доброе, вечное» . Это – Харлампий Диогенович – веселый человек, постоянно смешит своих учеников. Его шутки были добрыми, и дети не обижались на них. Харлампий Диогенович знал, что дети боялись, когда их высмеивают, поэтому, применяя методику «высмеивания» , он рассчитывал, что дети будут лучше учиться! Отчасти у него это получилось. Харлампий Диогенович, как утверждает сам рассказчик, не был «слабохарактерным» , как другие учителя. Это был справедливый человек, не потакал своим ученикам, но, безусловно, любил их. Его шутки были добрые, без сарказма: «это был не стихийный смех, а веселье, организованное сверху самим же учителем. Оно не нарушало дисциплины, а служило ей, как в геометрии доказательство от обратного» .

ЕЭ

Елена Энгельман

В рассказе Фазиля Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» образ необыкновенного учителя, сеющего «разумное, доброе, вечное» . Это – Харлампий Диогенович – веселый человек, постоянно смешит своих учеников. Его шутки были добрыми, и дети не обижались на них. Харлампий Диогенович знал, что дети боялись, когда их высмеивают, поэтому, применяя методику «высмеивания» , он рассчитывал, что дети будут лучше учиться! Отчасти у него это получилось. Харлампий Диогенович, как утверждает сам рассказчик, не был «слабохарактерным» , как другие учителя. Это был справедливый человек, не потакал своим ученикам, но, безусловно, любил их. Его шутки были добрые, без сарказма: «это был не стихийный смех, а веселье, организованное сверху самим же учителем. Оно не нарушало дисциплины, а служило ей, как в геометрии доказательство от обратного»

АБ

Александр Бовт

В рассказе Фазиля Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» образ необыкновенного учителя, сеющего «разумное, доброе, вечное» . Это – Харлампий Диогенович – веселый человек, постоянно смешит своих учеников. Его шутки были добрыми, и дети не обижались на них. Харлампий Диогенович знал, что дети боялись, когда их высмеивают, поэтому, применяя методику «высмеивания» , он рассчитывал, что дети будут лучше учиться! Отчасти у него это получилось. Харлампий Диогенович, как утверждает сам рассказчик, не был «слабохарактерным» , как другие учителя. Это был справедливый человек, не потакал своим ученикам, но, безусловно, любил их. Его шутки были добрые, без сарказма: «это был не стихийный смех, а веселье, организованное сверху самим же учителем. Оно не нарушало дисциплины, а служило ей, как в геометрии доказательство от обратного»

Anna

Anna

В рассказе Фазиля Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» образ необыкновенного учителя, сеющего «разумное, доброе, вечное» . Это – Харлампий Диогенович – веселый человек, постоянно смешит своих учеников. Его шутки были добрыми, и дети не обижались на них. Харлампий Диогенович знал, что дети боялись, когда их высмеивают, поэтому, применяя методику «высмеивания» , он рассчитывал, что дети будут лучше учиться! Отчасти у него это получилось. Харлампий Диогенович, как утверждает сам рассказчик, не был «слабохарактерным» , как другие учителя. Это был справедливый человек, не потакал своим ученикам, но, безусловно, любил их. Его шутки были добрые, без сарказма: «это был не стихийный смех, а веселье, организованное сверху самим же учителем. Оно не нарушало дисциплины, а служило ей, как в геометрии доказательство от обратного»

Юрий Рожков

Юрий Рожков

В рассказе Фазиля Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» образ необыкновенного учителя, сеющего «разумное, доброе, вечное» . Это – Харлампий Диогенович – веселый человек, постоянно смешит своих учеников. Его шутки были добрыми, и дети не обижались на них. Харлампий Диогенович знал, что дети боялись, когда их высмеивают, поэтому, применяя методику «высмеивания» , он рассчитывал, что дети будут лучше учиться! Отчасти у него это получилось. Харлампий Диогенович, как утверждает сам рассказчик, не был «слабохарактерным» , как другие учителя. Это был справедливый человек, не потакал своим ученикам, но, безусловно, любил их. Его шутки были добрые, без сарказма: «это был не стихийный смех, а веселье, организованное сверху самим же учителем. Оно не нарушало дисциплины, а служило ей, как в геометрии доказательство от обратного»

Гу

Гузель

В рассказе Фазиля Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» образ необыкновенного учителя, сеющего «разумное, доброе, вечное» . Это – Харлампий Диогенович – веселый человек, постоянно смешит своих учеников. Его шутки были добрыми, и дети не обижались на них. Харлампий Диогенович знал, что дети боялись, когда их высмеивают, поэтому, применяя методику «высмеивания» , он рассчитывал, что дети будут лучше учиться! Отчасти у него это получилось. Харлампий Диогенович, как утверждает сам рассказчик, не был «слабохарактерным» , как другие учителя. Это был справедливый человек, не потакал своим ученикам, но, безусловно, любил их. Его шутки были добрые, без сарказма: «это был не стихийный смех, а веселье, организованное сверху самим же учителем. Оно не нарушало дисциплины, а служило ей, как в геометрии доказательство от обратного» .

Павел

Павел

В рассказе Фазиля Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» образ необыкновенного учителя, сеющего «разумное, доброе, вечное» . Это – Харлампий Диогенович – веселый человек, постоянно смешит своих учеников. Его шутки были добрыми, и дети не обижались на них. Харлампий Диогенович знал, что дети боялись, когда их высмеивают, поэтому, применяя методику «высмеивания» , он рассчитывал, что дети будут лучше учиться! Отчасти у него это получилось. Харлампий Диогенович, как утверждает сам рассказчик, не был «слабохарактерным» , как другие учителя. Это был справедливый человек, не потакал своим ученикам, но, безусловно, любил их. Его шутки были добрые, без сарказма: «это был не стихийный смех, а веселье, организованное сверху самим же учителем. Оно не нарушало дисциплины, а служило ей, как в геометрии доказательство от обратного» .

Валентина Парий

Валентина Парий

В рассказе Фазиля Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» образ необыкновенного учителя, сеющего «разумное, доброе, вечное» . Это – Харлампий Диогенович – веселый человек, постоянно смешит своих учеников. Его шутки были добрыми, и дети не обижались на них. Харлампий Диогенович знал, что дети боялись, когда их высмеивают, поэтому, применяя методику «высмеивания» , он рассчитывал, что дети будут лучше учиться! Отчасти у него это получилось. Харлампий Диогенович, как утверждает сам рассказчик, не был «слабохарактерным» , как другие учителя. Это был справедливый человек, не потакал своим ученикам, но, безусловно, любил их. Его шутки были добрые, без сарказма: «это был не стихийный смех, а веселье, организованное сверху самим же учителем. Оно не нарушало дисциплины, а служило ей, как в геометрии доказательство от обратного

На

Наталья

В рассказе Фазиля Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» образ необыкновенного учителя, сеющего «разумное, доброе, вечное» . Это – Харлампий Диогенович – веселый человек, постоянно смешит своих учеников. Его шутки были добрыми, и дети не обижались на них. Харлампий Диогенович знал, что дети боялись, когда их высмеивают, поэтому, применяя методику «высмеивания» , он рассчитывал, что дети будут лучше учиться! Отчасти у него это получилось. Харлампий Диогенович, как утверждает сам рассказчик, не был «слабохарактерным» , как другие учителя. Это был справедливый человек, не потакал своим ученикам, но, безусловно, любил их. Его шутки были добрые, без сарказма: «это был не стихийный смех, а веселье, организованное сверху самим же учителем. Оно не нарушало дисциплины, а служило ей, как в геометрии доказательство от обратного» .

Сергей

Сергей

В рассказе Фазиля Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» образ необыкновенного учителя, сеющего «разумное, доброе, вечное» . Это – Харлампий Диогенович – веселый человек, постоянно смешит своих учеников. Его шутки были добрыми, и дети не обижались на них. Харлампий Диогенович знал, что дети боялись, когда их высмеивают, поэтому, применяя методику «высмеивания» , он рассчитывал, что дети будут лучше учиться! Отчасти у него это получилось. Харлампий Диогенович, как утверждает сам рассказчик, не был «слабохарактерным» , как другие учителя. Это был справедливый человек, не потакал своим ученикам, но, безусловно, любил их. Его шутки были добрые, без сарказма: «это был не стихийный смех, а веселье, организованное сверху самим же учителем. Оно не нарушало дисциплины, а служило ей, как в геометрии доказательство от обратного» .

ЛК

Лариса Куценко

В рассказе Фазиля Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» образ необыкновенного учителя, сеющего «разумное, доброе, вечное» . Это – Харлампий Диогенович – веселый человек, постоянно смешит своих учеников. Его шутки были добрыми, и дети не обижались на них. Харлампий Диогенович знал, что дети боялись, когда их высмеивают, поэтому, применяя методику «высмеивания» , он рассчитывал, что дети будут лучше учиться! Отчасти у него это получилось. Харлампий Диогенович, как утверждает сам рассказчик, не был «слабохарактерным» , как другие учителя. Это был справедливый человек, не потакал своим ученикам, но, безусловно, любил их. Его шутки были добрые, без сарказма: «это был не стихийный смех, а веселье, организованное сверху самим же учителем. Оно не нарушало дисциплины, а служило ей, как в геометрии доказательство от обратного»

СБ

Сергей Борискин

В рассказе Фазиля Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» образ необыкновенного учителя, сеющего «разумное, доброе, вечное» . Это – Харлампий Диогенович – веселый человек, постоянно смешит своих учеников. Его шутки были добрыми, и дети не обижались на них. Харлампий Диогенович знал, что дети боялись, когда их высмеивают, поэтому, применяя методику «высмеивания» , он рассчитывал, что дети будут лучше учиться! Отчасти у него это получилось. Харлампий Диогенович, как утверждает сам рассказчик, не был «слабохарактерным» , как другие учителя. Это был справедливый человек, не потакал своим ученикам, но, безусловно, любил их. Его шутки были добрые, без сарказма: «это был не стихийный смех, а веселье, организованное сверху самим же учителем. Оно не нарушало дисциплины, а служило ей, как в геометрии доказательство от обратного»

⭐⭐⭐⭐⭐ «Тринадцатый подвиг Геракла» за 2 минуты и подробно за 5 минут. 

Чтобы не получить неудовлетворительную оценку по математике, главный герой подговаривает медсестру начать вакцинацию от тифа именно с их класса. Однако учитель раскусывает мальчишку, называя его поступок “тринадцатым подвигом Геракла” и выставляет перед классом в не очень выгодном положении.

Очень краткое содержание рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла»

Однажды, когда рассказчик учился в пятом классе, в их школу пришел новый преподаватель математики. Звали его Харлампием Диогеновичем, и был он совсем не похож на других, знакомых автору математиков.

На его уроках всегда было тихо, а во время проверочных работ, учитель не расхаживал между рядами, ведь после проверки всегда мог определить, кто пытался списывать.

Еще одной особенностью его преподавания было то, что Харлампий Диогенович подшучивал над провинившимися учениками, выставляя их смешными перед всем классом. Когда ученик становился объектом добродушных шуток учителя, ему тут же хотелось исправиться.

Как-то раз и главный герой оказался высмеян. Дело было в том, что мальчишка не смог решить задачу из домашнего задания. Однако вместо того, чтобы разобраться, как же она, все-таки, решается, он провел время перед уроком на стадионе за школой.

Вернувшись в класс, рассказчик спросил у одного из отличников класса Сахарова, справился ли он с задачей. И тот, конечно, справился. Эта вечная прилежность одноклассника немного разозлила главного героя, и он принялся раздумывать, как не получить двойку за невыполненную работу на грядущем уроке.

Но тут подвернулся шанс: в класс вошли доктор и молодая медсестра, намеренные ставить ребятам уколы от тифа. Автор, решив, что это несомненно исправит его невыгодную ситуацию, стал всячески пытаться предотвратить свой выход к доске.

Узнав, что прививку должны первым делом поставить параллельному классу, он сначала вызвался догнать и проводить врачей, а затем и вовсе переубедил начать с их класса, ведь на следующем уроке они уйдут в музей.

Харлампий Диогенович быстро догадался, в чем секрет такой активности ученика. И как только врачи ушли, решил рассказать поучительную притчу, как он обычно это делал, если вот-вот должен был прозвенеть звонок. Речь зашла о знаменитых подвигах Геракла. Как известно, их было двенадцать, но по словам педагога, только что был совершен тринадцатый подвиг. Однако подвиги Геракла совершались во имя смелости, а тринадцатый являлся подвигом из трусости.

После этого главный герой был вызван к доске, чтобы решить задачу, заданную на дом. Конечно, решить ее не удалось. И тогда весь класс понял суть истории учителя, и все громко засмеялись. Смеялся и Шурик Авдеенко, самый заядлый двоечник, и скромный сосед автора по парте Алик Комаров.

Тогда автор почувствовал себя ужасно неловко, осознав, что его выходка оказалась фальшивой и никудышней, но уяснил, что учителя математики невозможно провести. А будучи уже взрослым, с улыбкой вспоминал Харлампия Диогеновича.

Главные герои и их характеристика:

  •  Рассказчик  – веселый и озорной мальчишка, ученик 5 “Б”. Любит играть в футбол, неплохо учится, но иногда сталкивается с трудностями. Дружелюбный и чуткий мальчик. Ему легко удается подмечать особенности своих товарищей.
  •  Харлампий Диогенович  – новый учитель математики. Мужчина невысокого роста, с крупной головой и гладко выбритым лицом – по происхождению грек. Всегда опрятен и аккуратен. Довольно строгий, не имеет любимчиков среди учеников. Серьезно относится к своему предмету, но любит подшучивать над своими подопечными за их проступки и списывание.

Второстепенные герои и их характеристика:

  •  Шурик Авдеенко  – по словам рассказчика “самый мрачный человек класса”. Высокий, вечно унылый мальчишка с худощавой непропорциональной фигурой со смуглой кожей. Учится плохо и списывает у отличника Сахарова, заглядывая к нему в тетрадь, за что учитель математики называет мальчишку “черным лебедем”.
  •  Сахаров  – отличник. Даже общаясь и шутя с приятелями, пытается смотреться важно и солидно, чтобы не испортить свою репутацию в классе. Обладает очень умным, исполнительным и “благополучным” выражением лица, которое совсем не нравится рассказчику.
  •  Адольф Комаров (Алик)  – маленький, опрятный мальчик. Сидит с главным героем за одной партой, чтобы влиять друг на друга: ведь автор любит разговаривать, а Алик, наоборот, тихоня. Очень скромный и стеснительный. Не любит называть свое полное имя из-за того, что его дразнят “Гитлером”, представляется Аликом.

Краткое содержание рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла» подробно

С наступлением нового учебного года в школе, в которой учился автор, появился новый учитель математики Харлампий Диогенович. По мнению главного героя, он кардинально отличался от всех остальных математиков, с которыми ему довелось быть знакомым. Все они являлись неаккуратными и слабовольными личностями.

Харлампий Диогенович был совсем не такой – он тут же установил на уроках дисциплину, показывая тем самым свою серьезность и важность предмета, который он вел. Класс соблюдал на математике такую образцовую тишину, что порой даже директор заходил к ним, чтобы удостовериться, что все на месте, и не могли ли мальчишки сбежать на стадион. Но никто и думать не смел, чтобы улизнуть с урока математики.

Педагог не ругался, не наказывал и не шантажировал учеников. Вместо этого он своими шутливыми высказываниями вынуждал провинившегося чувствовать себя смешным перед всеми одноклассниками. Конечно, то, что класс смеялся, ставило школьника в неловкое положение, он стеснялся, бледнел и предпочитал больше не шалить на уроках и прилежнее учиться.

А также на его уроки никто никогда не опаздывал. Однажды ученик зашел в класс после учителя, и преподаватель сразу же обратил на него всеобщее внимание, чествуя и возвеличивая позднее появление так сильно, будто он сам принц Уэльский.

Списывать тоже было бесполезно: учитель понимал, что работа выполнена недобросовестно и начинал отпускать смешные комментарии на ее счет. Списавшему тут же становилось невероятно совестно, а Харлампий Диогенович ставил неудовлетворительную оценку в журнал.

Но на одном из уроков объектом шуток стал и сам автор. Произошло это так: выполняя домашнее задание, он не смог решить задачу. Вместо того тчтобы разобраться, главный герой убедил себя, что в учебнике ошибка и время перед уроком провел за игрой в футбол на школьном стадионе.

После автор спросил у отличника Сахарова, удалось ли ему решить задачу. Тот ответил утвердительно, и тогда главный герой испугался, что не готов к уроку по своей вине, а не из-за ошибки в задачнике и стал думать, как спасти ситуацию. Когда он уже смирился с участью быть высмеянным, в дверях появились доктор с медсестрой. Они нагрянули, чтобы сделать уколы от тифа.

Но оказалось, что они перепутали классы: в первую очередь вакцину должен был получить 5-ый “А”, а в 5-ый “Б” медработники зашли по ошибке. Тогда, не теряя попытки избежать вызова к доске, автор предложил проводить их в нужный класс. Ведь тот находился во флигеле, и найти его было затруднительно.

Провожая врача и медсестру в класс, мальчишка соврал, что на следующем уроке 5-ый “Б” отправляется в музей и настоял на том, чтобы прививку им сделали сейчас.

Вернувшись в класс чуть раньше врачей, и раздумывая, как же его план гениален, мальчик увидел, что к доске вызвали двоечника Шурика Авдеенко. Парнишка списал задачу, а объяснить решение не мог. Тогда рассказчик довольно подумал про себя, что уговорив врачей вернуться, спас Шурика от очередной двойки.

Уколов рассказчик не боялся: он был маляриком и ему периодически приходилось терпеть прививки и он к ним привык, этим фактом мальчик довольно сильно гордился.

Во время прививки соседу автора по парте – Алику Комарову вдруг стало плохо, он побелел как смерть. Тогда главный герой снова проявил инициативу, предложив вызвать скорую помощь. Но медсестра быстро привела Алика в чувство, а Харлампий Диогенович начал догадываться в чем причина такой отзывчивости главного героя.

Когда прививки были поставлены каждому, а медсестра с докторшей собрали чемоданчики и ушли, до перемены оставались считанные минуты. Когда так получалось, учитель делился какими-нибудь нравоучительными историями, связанными с Древней Грецией. И этот урок был не исключением: преподаватель поведал о двенадцати подвигах Геракла, а после добавил, что прямо сейчас неким юношей был совершен тринадцатый подвиг. Однако Геракл, совершая свои подвиги, показал себя настоящим храбрецом. Этот же подвиг был совершен трусом.

После этих слов рассказчик был вызван к доске для решения домашнего упражнения. Естественно, решить его он не смог, как бы не тянул время, делая вид, что думает над условием или сердито стирая с доски, написанное ранее Шуриком. С тех пор, представ перед классом не в лучшем свете, мальчик стал более предусмотрительным по отношению к домашним заданиям.

А спустя многие годы с уважением вспоминал своего школьного математика и его своеобразный метод воспитания, которым он “закалял детские души” и учил не бояться показаться смешным.

Краткая история создания произведения

Первая публикация рассказа “Тринадцатый подвиг Геракла” Фазиля Искандера состоялась в 1964 году в журнале под названием “Сельская молодежь”, а спустя два года вышел одноименный сборник, в который вошел данный рассказ и некоторые другие.

Принято считать, что сюжет произведения основан на реальных событиях, которые происходили с автором в детские годы.

  • Характеристики черта из сказки гоголя ночь перед рождеством
  • Характерные приметы волшебной сказки
  • Характерные черты жанра притчи в сказке маленький принц
  • Характеристика человека пример 8 класс сочинение
  • Характеристика швабрина из рассказа капитанская дочь