Те, кто ищет ответ на вопрос в чем разница между новеллой и рассказом, должны понимать, что оба этих жанра относятся к эпическим, у них есть общие параметры (малый объем, сюжет, динамичность и яркая развязка).
Однако и различия между ними имеются, поэтому отождествлять эти два понятия будет неправильно.
Что такое рассказ?
Начать разбор того чем отличается новелла от рассказа следует с того, что нужно дать определение этим понятием. Рассказ – это небольшое литературное произведение, повествующее о конкретном событии, которое произошло с героем.
Практически все рассказы это проза, но есть и стихотворная форма. Главная особенность жанра заключается в том, что рассказ сосредоточен на одном герое или событие.
Основу рассказа составляют детали. То есть это то, что важно. Деталями могут служить детальное описание внешности персонажа, интерьера помещения, характер или манера общения. Благодаря всему этому у читателя формируется четкий образ.
Детали оголяют нам сущность героя, через то, как она проявляется. Поэтому читатель должен обращать внимание даже на мелочи, ведь в конечном итоге они могут сыграть решающую роль.
В основном все рассказы имеют сюжет. Они повествуют о конкретном событии, которое произошло с героем. Однако можно встретить и произведения, не имеющие четкого сюжета. В качестве примера можно вспомнить «Красавицу», написанную И.А. Буниным.
Наибольшую популярность рассказы получили на стыке 19 и 20 веков. Среди отечественных авторов особенно выделяются И. Бунин, М. Горький, А. Чехов, Л. Толстой и М. Шолохов.
Что такое новелла?
Однозначного мнения по поводу новелл нет. Многие этот термин используют в качестве синонима рассказу, думая, что это равнозначные понятия. Но специалисты склоняются к тому, что разница между ними есть и достаточно существенная. Поэтому важно знать, чем новелла отличается от рассказа.
Слово «новелла» пришло к нам с итальянского языка, и в переводе означает «новость». Для жанра также характерен небольшой размер, выраженный сюжет, нейтральность автора и неожиданная концовка.
Прародителем новелл можно считать сказки, басни и анекдоты. Но она приобрела свои очертания, и теперь от анекдота она отличается тем, что она может быть не комичной. От басни она отличается отсутствием назидательного характера. В ней нет волшебства, которое присуще сказкам.
Классическая новелла сформировалась в эпоху Ренессанса. В это время она обрела следующие характерные черты:
- острый сюжет;
- драму;
- конфликт;
- непредсказуемые повороты сюжета.
Примеры рассказа
Отличия рассказа и новеллы лучше разбирать на конкретных примерах. Мы подобрали 7 классических рассказов российских авторов:
- «Беседа пьяного с трезвым чертом» авторства Чехова. Это небольшое произведение о коллежском секретаре, который выпил много спиртного и к нему явился черт.
- «Бродяга и начальник тюрьмы» — рассказ, который написал А. Грин. Он повествует о встрече начальника провинциальной тюрьмы с арестантом.
- «Кактус» А. Фета. Это автобиографическое произведение, рассказывающее о событиях 1865 года из жизни автора.
- «Очень коротенький роман» В. Гаршин. Это рассказ от имени молодого человека, который отправился на войну добровольцем, а вернулся оттуда инвалидом. Свой поступок он совершил во имя невесты, которая впоследствии не сдержала обещания и выбрала другого.
- «Чудесный доктор» А. Куприн. Это рассказ о бедной семьи, которая встретила в рождественский вечер доктора, завершившего черную полосу в их жизни.
- «У белой воды» С. Есенин. Рассказ о противоречиях между духовностью и греховностью.
- «Тупейный художник» Н. Лесков. История любви театрального парикмахера и крепостной актрису, которой оказывает знаки внимание граф.
Примеры новеллы
В отечественной литературе из новеллистов больше всего выделяются Антон Павлович Чехов и Иван Алексеевич Бунин.
Разберем произведение второго автора «Темные аллеи»:
- Мало действующих лиц – всего два главных героя (Надежда и Николай Алексеевич), а также один второстепенный (ямщик).
- Один эпизод. Повествование идет о событии, а точнее о встрече Надежды и Николая, которые не виделись 30 лет. Всего одна встреча, а читатель узнает практически всю жизнь двух главных героев.
- Глубокие потрясение. Это жизненный эпизод оставляет неизгладимые впечатления у главных героев. Они сожалеют о том, что потеряли любовь, они прожили всю жизнь не так как этого хотели, а Надежда все также обижена на Николая Алексеевича. Это трагедия, которой могло бы и не быть, если бы один человек не пошел на поводу у «общественного мнения».
- Символизм. «Темные аллеи» — это как темные уголки человеческой души. В эти места дверь для посторонних закрыта.
- Неожиданная развязка. Читатель на протяжении всего времени ожидает, что влюбленные снова будут вместе, но в конце они расстаются навсегда.
- Нет скрытых смыслов. Все предельно просто и понятно – любовь трагична, и многое остается в памяти на всю жизнь.
- Новелла рассказывает о встрече, а о мотивах главных героев читатель должен догадаться сам.
Из вышеперечисленного можно сделать вывод, что это произведение Бунина является новелла.
Отличие новеллы от рассказа
Новелла прежде всего выделяется лаконичностью. Она лишена авторских суждений, то есть писатель не рассказывает, как он относится к тому или иному событию или персонажу.
В рассказе это допускается. Косвенной оценкой можно считать описание персонажа и его характера, а также авторские отступления. Без этого не получится раскрыть тему полностью и читатель не сможет понять то или иное состояние героя.
Ведь то, как поведет себя персонаж в необычной ситуации – это основа данного жанра. Но сюжет разворачивается на протяжении небольшого временного отрезка, он привязан к определенному событию.
В новелле нет психологизмов. Главное в этом жанре неординарность события, благодаря чему получается захватывающий сюжет. Внимание читателя в большей степени сосредоточено не на герое, а на его переживаниях. Здесь нет глубоких смыслов, ведь основа – острый сюжет.
Но в рассказе хоть и мало действующих лиц, но параллельно может проходить несколько сюжетных линий. А в новелле разветвлений не бывает.
Инфоурок
›
Родная литература
›Презентации›Презентация по родной литературе на тему «Н.П.Вагнер «Христова детка»
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Описание слайда:
Н.П.Вагнер «Христова детка»
-
2 слайд
Описание слайда:
Николай Петрович Вагнер (1829-1907)
Никола́й Петро́вич Ва́гнер — русский зоолог, известный писатель и спирит. Действительный статский советник (1876).Николай Вагнер родился 18 (30) июля 1829 года в дворянской семье.
Детство Вагнер провёл на Урале, где работал врачом его отец, Пётр Иванович Вагнер. С 1840 года, когда отец был утверждён профессором минералогии, геологии и сравнительной анатомии Казанского университета, жил в Казани. В 1845 году Вагнер поступил на отделение естественных наук физико-математического факультета Императорского Казанского университета, которое окончил в 1849 году со степенью кандидата с золотой медалью за сочинение «О лучших характерных признаках для классификации насекомых». С 1848 года начал печататься: в журнале «Русская иллюстрация» вышли его научно-популярные статьи на зоологические темы: «Жуки атехви» и «Жуки могильщики». -
3 слайд
Описание слайда:
Святочные рассказы-это литературный жанр, относящийся к категории календарной литературы.
-
4 слайд
Описание слайда:
Характерные черты святочного рассказа:
Герои оказываются в состоянии духовного или материального кризиса, для разрешения которого требуется чудо.
В структуру входит элемент фантастики.
Рассказ имеет всегда светлый, радостный финал, в котором добро побеждает зло.
Приуроченность к Рождеству (действие происходит в канун праздника).
Главные герои в основном дети, попавшие в тяжелое положение, столкнувшись с равнодушием и безразличием окружающих
Нравственная, христианская проблематика.
Мораль и назидательность ( проповедь человечности, добра и любви) -
5 слайд
Описание слайда:
Мотив «божественного дитя» явно прослеживается в рассказе Н.П.Вагнера «Христова детка» (1888). Подкидыш, найденный и спасенный, этот младенец в канун Рождества символизирует идею любви и милосердия. Рождественский рассказ содержит в себе моменты, роднящие его со святочной традицией. Это роль сверхъестественного, чуда, которое происходит на Рождество — второй мотив рождественских (святочных) рассказов.
-
6 слайд
Описание слайда:
Обсуждение рассказа:
О чем?
Кто является героями?
Какова тема и идея рассказа?
В чем его проблематика? -
7 слайд
Описание слайда:
Образ божественного ребенка
Подобный образ, довольно распространенный во многих культурах, К. Г. Юнг причислил к архетипическим, а значит, всеобщим, свойственным человеческому сознанию вообще, независимо от культуры, воспитания, статуса, возраста. «Мотив младенца представляет предсознательный, младенческий аспект коллективной души». Это означает, что образ не является слепком с автобиографического периода детства индивида, или отражает характер древней истории того или иного народа. Сознание приспособило идею божественного происхождения будущего властителя для обоснования божественных корней своего племени, так как далекое героическое прошлое социума отлично воплощается в символах детства и юности прародителя. -
8 слайд
Описание слайда:
Самостоятельная работа:
Напишите самостоятельный отзыв на рассказ «Христова детка». Проанализируйте положительные и отрицательные моменты, оцените поступки и поведение героев, удивительное, возмутительное и т.д. -
9 слайд
Описание слайда:
Домашнее задание:
Прочитать рассказ Павла Засодимского «В метель и вьюгу».
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Пожаловаться на материал
- Сейчас обучается 940 человек из 79 регионов
- Сейчас обучается 898 человек из 81 региона
- Сейчас обучается 1010 человек из 81 региона
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
Проверен экспертом
Общая информация
Учебник:
«Төрөөбүт литература (Родная литература) (в 2 частях)», Гоголева М.Т., Захарова Г.А., Осипова М.В.
Похожие материалы
-
Урок+ тест по произведению Николая Дмитриевича Телешова «Белая цапля»
-
Презентация. Әҙәби уҡыу. Дуҫлыҡ менән шаярмайҙар. 2 класс
-
Әҙәби уҡыу. Айһылыу Йәғәфәрова. Дуҫлыҡ менән шаярмайҙар. 2 класс.
-
Презентация к технологической карте по теме «Ак торна» А.Дусайлы
-
Технологическая карта по татарской литературе «Ак торна» А.Дусайлы
-
Презентация к уроку по статье И.С. Тургенева «Гамлет и Дон-Кихот»
-
Урок родной (ненецкой) литературы 2 класс. Вадако «Пыря табековна».
-
Әҙәби уҡыу. Бойзай бортого.
-
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5454851 материал.
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Подростковый возраст — важнейшая фаза становления личности»
-
Курс профессиональной переподготовки «Основы религиозных культур и светской этики: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по подбору и оценке персонала (рекрутинг)»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация менеджмента в туризме»
-
Курс повышения квалификации «Организация маркетинга в туризме»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности помощника-референта руководителя со знанием иностранных языков»
-
Курс профессиональной переподготовки «Риск-менеджмент организации: организация эффективной работы системы управления рисками»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по водоотведению и очистке сточных вод»
-
Курс профессиональной переподготовки «Гражданско-правовые дисциплины: Теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Информационная этика и право»