С 12 октября по 2 ноября 2021 года проходит Олимпиада Учи.ру по литературе для учеников 1–9 классов, которая проходит . Увлекательное онлайн-состязание проверяет знания по русской литературе и фольклору, начитанность, эрудированность и понимание литературных жанров.
Предлагаем вам ответы на вопросы Олимпиады Учи.ру по литературе для учеников 5, 6, 7, 8 и 9 классов.
Ответы на Олимпиаду Учи.ру по литературе 5, 6, 7, 8, 9 класс за 2021 год
Чтобы участвовать, нужно зарегистрироваться на Учи.ру или получить логин и пароль от учителя. Если они у вас уже есть, просто войдите на платформу На решение заданий дается час Количество набранных баллов будет известно сразу после завершения олимпиады. В зависимости от результатов ученики могут получить сертификат, грамоту или диплом, учителя — благодарственные письма.
«Олимпиада создана для школьников, и мы ждем, что ученики будут решать задачи самостоятельно. Алгоритмы помогают нам определить, выполнял ребенок задания сам или ему помогали взрослые.»
Книжные памятники
Прочитай слова персонажей и выбери, как бы они звучали на современном языке, ь читается как «е».
5 класс
1 — Стоящю же ему при краи моря и стрежаше обою пути, и пребысть всю нощь въ бдънии. Житие Александра Невского
Ответ: Он стоял на берегу моря, наблюдая за обоими путями, и провёл всю ночь без сна.
2 — И нача слыти имя его по всъмь странамъ… Житие Александра Невского
Ответ: И прославилось его имя во всех странах…
3 — Инии же, не въдуще, ркоша, яко Кий есть перевозникъ бысть… Повесть временных лет
Ответ: Некоторые же, не зная, говорили, что Кий был перевозчиком…
4 — В льто 6544. Мъстиславъ изыиде на ловы и разболься и умре. Повесть временных лет
Ответ: В 6544 году Мстислав отправился на охоту, разболелся и умер.
6 и 7 классы (всё тоже самое, как и в 5 классе и добавилось ещё одно)
5 — Тако же и князь Александръ — побъжая, а не побъдимъ. Житие Александра Невского
Ответ: Князь Александр был непобедим.
8 и 9 классы (всё тоже самое, как и в 5 и 6 классах и добавилось ещё одно)
6 — И ръша ему мужи смысленъи: «Не кушайся противу имъ, яко мало имаши вой». Повесть временных лет
Ответ: И сказали ему разумные мужи: «Не пытайся идти против них, потому что у тебя мало воинов».
Средства выразительности
Антитеза — противопоставление.
Гипербола — художественное преувеличение.
Градация — постепенное нагнетание или ослабление смысловой и эмоциональной значимости слов.
Ирония — иносказание, при котором за внешне положительной оценкой скрывается насмешка.
Литота — художественное преуменьшение.
Метафора — употребление слова или выражения в переносном значении, основанное на сходстве, сравнении, аналогии.
Олицетворение — приписывание человеческих свойств неодушевлённому предмету, явлению или понятию.
Сравнение — уподобление одного предмета или явления другому по какому-то общему для них признаку.
Эпитет — красочное определение.
Какие средства художественной выразительности и фигуры речи использованы в отрывках? Выбери один вариант в каждом посте.
5 и 6 классы
1 — Бурсаки вдруг преобразились: на них явились… шаровары шириною в Чёрное море, с тысячью складок и со сборами… H.В. Гоголь, «Тарас Бульба»
Ответ: гипербола
2 — Она и в пятьдесят лет была замечательная красавица. Но в молодости, восемнадцати лет, была прелестна: высокая, стройная, грациозная и величественная, именно величественная. Л.Н. Толстой, «После бала»
Ответ: эпитет
3 — Налево, как будто кто чиркнул по небу спичкой, мелькнула бледная, фосфористическая полоска и потухла. А.П. Чехов, «Степь»
Ответ: сравнение
4 — Что ищет он в стране далёкой? Что кинул он в краю родном?… Играют волны — ветер свищет, И мачта гнётся и скрыпит… М.Ю. Лермонтов, «Парус»
Ответ: антитеза
7 класс (из предыдущих взяли Л.Н. Толстой, «После бала», остальные новые)
5 — Приводили обыкновенно новичка к дверям этой комнаты, нечаянно вталкивали его к медведю, двери запирались, и несчастную жертву оставляли наедине с косматым пустынником. Таковы были благородные увеселения русского барина! A.С. Пушкин, «Дубровский»
Ответ: ирония
6 — Тот имеет отличного повара, но, к сожалению, такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить… Н.В. Гоголь, «Невский проспект»
Ответ: литота
7 — Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подёрнутые маслом, лоснились, как спелые вишни. A. П. Чехов, «Толстый и тонкий»
Ответ: сравнение
8 — Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь. В саду горит костёр рябины красной, Но никого не может он согреть. C. Есенин, «Отговорила роща золотая…»
Ответ: метафора
8 класс (из предыдущих взяли А.П. Чехов, «Степь» и М.Ю. Лермонтов, «Парус», A.С. Пушкин, «Дубровский» добавили два новых)
9 — Произошла такая бестолковщина: донос сел верхом на доносе, и пошли открываться такие дела, которых и солнце не видало, и даже такие, которых и не было. H.В. Гоголь, «Мертвые души»
Ответ: гипербола
10 — Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь. В саду горит костёр рябины красной, Но никого не может он согреть. C. Есенин, «Отговорила роща залотая…»
Ответ: метафора
9 класс (из предыдущих взяли A.С. Пушкин, «Дубровский», H.В. Гоголь, «Мертвые души», А.П. Чехов, «Степь», Л.Н. Толстой, «После бала», C. Есенин, «Отговорила роща залотая…»)
Вечеринка писателей
Писатели играют в игру. Каждый называет собственное произведение, название которого начинается на последнюю букву предыдущего ответа. Чтобы выбрать произведение, нажми на него.
5, 6, 7, 8 и 9 классы
A. С. Пушкин — Медный всадник
A. П. Чехов — Каштанка
Л. Н. Толстой — Анна Каренина
М. Ю. Лермонтов — Ашик-Кериб
И. С. Тургенев — Бежин луг
A. И. Куприн — Гранатовый браслет
K. И. Чуковский — Телефон
H. В. Гоголь — Нос
И. А. Крылов — Свинья под дубом
Жанры
Ода — торжественное стихотворение в честь значительного события или человека.
Роман — большое произведение со сложным сюжетом.
Мемуары — произведение в форме личных воспоминаний человека о событиях прошлого.
Новелла — небольшое повествовательное произведение в прозе.
К каким жанрам может относиться произведение, о котором говорит персонаж? Выбери один или несколько ответов.
5, 6 и 7 классы
Девушка: «Я появляюсь в небольшом прозаическом произведении». — Рассказ, Сказка, Новелла
Богатырь: «Я появляюсь в произведении-сказании о моих подвигах». — Былина, Сказка
Колдунья (ведьма): «Я появляюсь в произведении, где есть волшебные существа». — Сказка, Поэма, Стихотворение
Свинья: «Я изображаю человека и какую-то черту его характера в нравоучительном рассказе или стихотворении». — Басня
8 и 9 классы (как в 5, 6 классах, только вместо богатыря другой персонаж)
Юноша: «Я герой прозаического произведения, которое написано в форме личных воспоминаний человека о событиях прошлого». — Мемуары
Писатели спрятались
Выбери среди слов фамилию писателя и название одного из его произведений. Название может состоять из двух и более слов.
Образец: Мы поехали в Пушкин. Маме и няне там нравится.
Ответ: Пушкин, Няня
5 класс
Всё детство я коллекционировала наклейки и хранила их в толстой тетради .
Ответ: Толстой «Детство»
Мой друг из Англии, Майкл Грин, нарисовал корабль и теперь раскрашивал паруса. Я принёс ему алые и голубые краски.
Ответ: Грин «Алые паруса»
Здесь небезопасно: вблизи города больше нет волков и медведей, но напротив изумрудного берега живёт злой волшебник.
Ответ: Волков «Волшебник Изумрудного города»
6 класс (из предыдущего остались Толстой «Детство» и Грин «Алые паруса», добавились два новых)
Я застегнул шинель и вышел к озеру: у берега плавала птица, обыкновенный гоголь.
Ответ: Гоголь «Шинель»
Папа смотрит футбол, болеет за чехов. Я читаю, в террариуме спит наш хамелеон. Моя сестра его очень боится.
Ответ: Чехов «Хамелеон»
7 класс (из предыдущего остался Гоголь «Шинель», остальные новые)
Дочка Андрея не поехала в Пушкин. Она осталась дома и разбирала старый комод. Там были альбомы, книги, капитанская фуражка отца.
Ответ: Пушкин «Капитанская дочка»
Мы проехали только пару маленьких лесков и большое озеро. Мне стало скучно, и я начала рисовать. «Ты левша?» — спросила Лена.
Ответ: Лесков «Левша»
Олег оставил скрипку в футляре и пошёл в гостиную. Пятеро человек уже смотрели матч. Болели за чехов.
Ответ: Чехов «Человек в футляре»
После бала я отправилась домой искать ту записку. Она нашлась в толстой тетради.
Ответ: Толстой «После бала»
8 класс (из предыдущего остался Гоголь «Шинель», Пушкин «Капитанская дочка», Лесков «Левша», Чехов «Человек в футляре», остальные новые)
Кажется, детство закончилось: я полюбила горький шоколад.
Ответ: Горький «Детство»
9 класс (Тоже самое, как и в 8 классе, но ещё одно добавили)
После бала я отправилась домой искать ту записку. Она нашлась в толстой тетради.
Ответ: Толстой «После бала»
Тайный автор
Тебе предстоит найти Тайного автора. Читай факты о писателях и убирай одного из них на каждом шаге, чтобы в конце остался Тайный автор.
5 и 6 классы
Убери автора, который написал книги о Незнайке. — Н.Н. Носов
Убери автора, на основе произведений которого были созданы мультфильмы студии Уолта Диснея. — X.К. Андерсен
Убери автора, который в основном писал детские книги о природе и животных. — В.В. Бианки
Убери автора, который стоял у истоков советской рекламы. — B. В. Маяковский
Убери автора, который написал повесть о жизни детей во время Великой Отечественной войны. — B. А. Осеева
7, 8 и 9 классы (всё тоже самое, как в предыдущих, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который был близким другом И. Бунина. — A. П. Чехов
Исторические книги
Сегодня ты будешь определять, какие книги являются историческими, а какие нет. При решении задачи помни:
В исторической литературе рассказывается о знаменательных событиях прошлого с участием реально существовавших людей.
Нажимай на книги и выбирай, какие являются историческими, а какие нет.
5 класс
1 — A.С. Пушкин «Руслан и Людмила» Людмилу похищает злой колдун сразу после свадьбы. Её муж Руслан отправляется на поиски. У колдуна есть шапка-невидимка.
Ответ: Нет, потому что шапки-невидимки не существует.
2 — B. Ян «Чингисхан» Чингисхан — полководец и основатель Монгольской империи, которая воевала с другой сильной страной.
Ответ: Да, потому что Чингисхан действительно существовал. В книге описаны исторические события.
3 — П.П. Бажов «Медной горы хозяйка» Молодой парень встретил девушку, Хозяйку Медной горы, которая умела превращаться в ящерицу. Она очень помогла парню.
Ответ: Нет, потому что человек не может превращаться в животное.
4 — М.Ю. Лермонтов «Бородино» Ветеран русской армии рассказывает о Бородинском сражении с наполеоновским войском.
Ответ: Да, потому что в стихотворении идёт речь о реальной исторической битве.
5 — «Слово о полку Игореве» Древнерусский князь Игорь Святославич с войском идёт против половцев, проигрывает битву, попадает в плен, но вскоре освобождается и возвращается домой.
Ответ: Да, потому что князь Игорь действительно существовал и сражался с половцами.
6 и 7 классы (с 5 класса остаются 2, 4, 5, остальные новые)
6 — «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Богатырь Илья Муромец отправился воевать с Соловьём- разбойником. От свиста разбойника склоняются леса, осыпаются цветы, падают замертво люди.
Ответ: Нет, потому что разбойника с такими способностями не могло существовать.
7 — В.Г. Распутин «Уроки французского» Школьник из бедной семьи играл на деньги, чтобы купить еды. Учительница решила помочь ему: она начала играть с ним и специально проигрывать. За это её уволили из школы.
Ответ: Нет, потому что в книге описаны не исторически значимые события.
Рифмы
Выбери два слова на разных карточках так, чтобы они сложились в рифму.
5, 6, 7, 8 и 9 классы
слон — вагон
слива — ива
капель — газель
сигнал — канал
журнал — пенал
торты — коты
Собери героя
5 и 6 классы
Выбери характеристики Пирогова, персонажа рассказа A.И. Куприна «Чудесный доктор».
Лицо — Умное, спокойное лицо с седыми бакенбардами
Род занятий — Врач
Характер — Милосердный, внимательный, неравнодушный к чужой беде
7, 8 и 9 классы
Выбери характеристики Калиныча, персонажа рассказа И. С. Тургенева «Хорь и Калиныч».
Лицо — Добродушное кроткое лицо, голубые глаза, борода
Род занятий — Крестьянин
Характер — Открытый, весёлый, беззаботный, кроткий
Блогеры
Определи, о каких произведениях говорится в постах. Нажми на пост, чтобы прочесть его.
5 класс
@push_kin
«Сказка о царе Салтане» Написал новую сказку! О том, на что способны пойти две сестры из зависти к третьей. Угадайте, как назвал!
@ne_krasov
«Дед Мазай и зайцы» Написал новое стихотворение! Об охотнике, который пожалел животных. Угадайте, как назвал!
6 класс (остался @ne_krasov с 5 класса)
@lermont_off
«Бородино» Новое стихотворение! Посвящено одной очень эпичной битве. Много военной лексики, но вам понравится. Угадайте, как назвал!
7 класс
@push_kin
«Руслан и Людмила» Я тут книгу написал! Волшебная история о похищении девушки с её собственной свадьбы и о том, как жених её искал. Угадайте, как назвал!
@gogol
«Чуб» Кому мистики? Я новую книгу написал! Есть в ней один персонаж… Богатый и упрямый казак. Хочет, чтобы всё было, как он сказал. Угадайте, как я его назвал!
8 класс
@mayakoff_sky
«Хорошее отношение к лошадям» Написал стихотворение. Пронзительное. Пара неологизмов, звукопись. Оно о том, как человеческое участие и поддержка дают силы двигаться вперёд. Многим часто нет дела до беды другого существа. Угадайте, как назвал!
@iturgenev
«Ася» Новая книга готова! Пишу о девушке через призму чувств, которые она испытывает. О невзаимности и о том, что решения порой бывают запоздалыми. Угадайте, как назвал!
9 класс
@push_kin
«Борис Годунов» Написал новую книгу! Это историческая драма о борьбе за русский престол, об угрызениях совести того, кто незаконно его получил. Одно из важных действующих лиц — народ. Угадайте, как я назвал драму!
@gogol
«Чуб» Кому мистики? Я новую книгу написал! Есть в ней один персонаж… Богатый и упрямый казак. Хочет, чтобы всё было, как он сказал. Угадайте, как я его назвал!
Автор На чтение 19 мин. Просмотров 3 Опубликовано
Разберем главные мысли рождественского рассказа А. И. Куприна, рассмотрим главных героев, их поступки и жизненную позицию. Поделимся методическими советами, которые пригодятся учителю литературы для завершения цикла занятий по произведению.Репродукция картины Люка Филдса «Доктор», 1891 г.07 октября 2019
Русский язык и литература. Литература. Углубленный уровень. 11 класс. Хрестоматия Купить
Ключевые герои
Рассмотрим подробнее главных героев рассказа:
-
Мерцалов — отец, глава семьи, оказавшийся в труднейшем положении. Он видит бессилие своей жены и изнеможение детей. Его существование — медленная погибель. Осознавая свою бесполезность в помощи семье, Мерцалов задумывается о смерти: «Вот лечь бы и заснуть, — думал он, — и забыть о жене, о голодных детях, о больной Машутке».
-
Елизавета Ивановна старается ухаживать за детьми. Пережив уже смерть одного ребёнка, она борется за жизнь умирающей дочери. Автор описывает её так: «высокая, худая женщина, с измождённым, усталым, точно почерневшим от горя лицом…» Однако, несмотря на все горести, её не оставляет надежда — она остаётся стойкой в борьбе за жизнь членов семьи.
-
Дети Мерцаловых, конечно, лишены беззаботной поры. Володя и Гриша, как старшие, полностью вовлечены в спасение маленькой Машутки. Выполняя поручение матери, они оказываются в городе, дивятся его обычаям и красотам. Условия жизни Мерцаловых или закаляют детей для дальнейшей суровой жизни или пытаются сломить, как это произошло с Машуткой.
-
Профессор Пирогов становится спасителем Мерцаловых. Это человек гуманных взглядов, делающих его добрым избавителем семьи от ужасных перепитий жизни. Как известно, прототипом этого героя является настоящий учёный. Это наполняет историю, рассказанную А. И. Куприным, реалистичностью.
Основная мысль
Главной проблемой в рассказе является взаимоотношение людей. В нашем мире с человеческим милосердием сосуществует безразличие и равнодушие. Победа последних может означать для некоторых людей потерю веры в лучшее. Одна из главных мыслей «Чудесного доктора» состоит в том, что люди не должны быть безучастны к несчастью окружающего, ведь каждый из нас может сотворить чудесное — спасти от отчаяния. Доктор исцелил семью Мерцаловых. Человеческая отзывчивость — вот важнейшее средство «По рецепту профессора Пирогова». Также в рассказе присутствует мысль о том, что нельзя терять надежду. Мерцалов-отец был сокрушён внешними обстоятельствами и признал свою беспомощность перед ними. Но и в жизни происходят чудеса — всегда найдётся тот, кто протянет руку помощи, как говорит Пирогов, «…главное — не падать никогда духом».Методические советы для учителя
Перед тем как говорить о творчестве А. И. Куприна, о его рассказе конкретно, лучшим решением будет познакомить ребят с биографией писателя. В этом плане хорош учебник «Русский язык и литература. Углублённый уровень. 11 класс. Часть 1» под редакцией В. В. Агеносова (с. 172-188), так как он ещё и анализирует хронологию творчества, рассказывает о многих других произведениях писателя.
После прочтения и обсуждения «Чудесного доктора» рекомендуем предложить школьникам творческое задание — написать эссе на одну из следующих тем (напомнить ребятам об особенностях жанра сможет учебник «Русский язык» для 9 класса под редакцией М.М. Разумовской, с. 154):
- — Что такое чудо? Есть ли место чуду в нашей жизни?
- — Как сохранять надежду на лучшее и не падать духом?
- — Чудесный доктор — это профессия или человеческое естество?
При написании эссе следует приводить примеры, аргументы из прочитанного текста А. И. Куприна и, конечно же, использовать собственные мысли и рассуждения.Куприн А., рассказ «Чудесный доктор» Жанр: святочный рассказ Читайте краткое содержание других святочных рассказов: Лукашевич К. «Заветное окно»Главные герои рассказа «Чудесный доктор» и их характеристика
- Мерцалов Емельян. Отец семейства, безработный, отчаявшийся, помышлявший о самоубийстве человек.
- Елизавета Ивановна. Его жена. Бедная, замотанная и больная женщина.
- Гриша, старший сын Мерцалова, 10 лет.
- Володя. Младший сын.
- Машутка. Девочка 7 лет, больная.
- Пирогов. Профессор, доктор, добрый, отзывчивый, милосердный.
План пересказа рассказа «Чудесный доктор»
- Витрина магазина
- Сырой подвал
- Неудачный визит к барину
- Отчаяние матери и отца
- Мерцалов на скамейке
- Веревка
- Странный старик
- Доктор
- Чудесная помощь
- Профессор Пирогов
Кратчайшее содержание рассказа «Чудесный доктор» для читательского дневника в 6 предложений
- Мальчики вернулись в сырой подвал с отказом.
- Больная мать качала люльку и укрывала больную девочку.
- Мерцалов в отчаянии пошел в сад и стал думать о самоубийстве
- Незнакомый старик выслушал его историю и повел домой.
- Он осмотрел девочку, выписал рецепт и дал денег на лечение.
- Все в семье пошло на лад, а профессора Пирогова они видели после этого лишь на похоронах.
Главная мысль рассказа «Чудесный доктор» Никогда нельзя отчаиваться, ведь чудеса случаются.Чему учит рассказ «Чудесный доктор» Рассказ учит никогда не терять надежду, не приходить в отчаяние, не думать о самоубийстве, как бы тяжело не приходилось. Учит верить в лучшее, в то что черная полоса закончится и все будет хорошо. Учит верить в чудеса, особенно в рождественскую ночь.Отзыв на рассказ «Чудесный доктор» Мне очень понравился этот трогательный и красивый рассказ, который просто невозможно читать без слез. Профессор Пирогов показал себя настоящим человеком, готовым всегда прийти на помощь другим людям, и не требующим за это благодарности. Он действовал по велению своего большого, доброго сердца и поэтому знавшим его казался настоящим ангелом.Пословицы к рассказу «Чудесный доктор» Кто скоро помог, тот дважды помог. Дорога помощь вовремя. Мир не без добрых людей. Надежда умирает последней. Не отведав горя, не познаешь и счастья.Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Чудесный доктор» Два мальчика стояли перед витриной роскошного магазина и хохотали. Их насмешил вид поросенка, у которого изо рта торчала травка. А вообще на витрине было на что посмотреть двум голодным мальчуганам. Наконец старший из них, Гриша, позвал младшего Володю. Поручение, которое дала мальчикам мать закончилась плачевно и теперь они торопились вернуться домой — в подвал ветхого здания, стоявшего далеко от освещенных улиц и блистающих елок. Мальчики спустились в подвал и толкнули нужную дверь. Уже год семья Мерцаловых жила в этом подвале и мальчики успели привыкнуть к тяжелому запаху нищеты. Но сегодня контраст между блестящей жизнью и вонючим подземельем был столь разителен, что их сердца вздрогнули от недетского горя и отчаяния. В комнате на кровати лежала девочка семи лет, ее лицо горело, а дыхание было затрудненным. Недалеко в люльке орал грудной ребенок и мать успевала покачать люльку, поправляя подушку больное девочке. Она с надеждой обернулась к мальчикам. Но старший Гриша стал рассказывать как они безуспешно пытались вручить письмо суровому швейцару, слезно умоляя передать его барину. Как швейцар гнал их прочь, а потом заторопившись даже ударил Володю по затылку. Молча слушавший рассказ младший мальчик подтвердил слова брата. Мать замолчала, прислушиваясь к стонам Маши, потом предложила мальчикам поесть холодный суп, который нечем было разогреть. В этот момент вошел Мерцалов. Его руки покраснели от мороза, глаза ввалились. Он сразу понял, что произошло. В тот год несчастья посыпались на Мерцалова одно за другим. Сперва он заболел брюшным тифом и на лечение потратили все сбережения. Потом его место управляющего отдали другому. Стали продавать вещи, переехали в подвал, потом начали болеть дети. Одну девочку уже похоронили, и вот заболела вторая. Его жена, Елизавета Ивановна кормила грудью малыша и бегала на другой конец города стирать белье. В этот день Мерцалов обегал всех знакомых, чтобы найти денег хотя бы на лечение девочки. Жена тоже пыталась занять у своей барыни, а детей послали к бывшему барину Мерцалова. Но все тщетно. Мерцалов снова надвинул шляпу и стал собираться. Он сказал, что пойдет хотя бы просить милостыню, потому что сидением делу не поможешь. Он шел по пустым улицам бесцельно и добрел до городского сада. Мерцалов устал и потому зашел в сад и сел на скамейку. Все вокруг было величественно и спокойно и Мерцалову вдруг захотелось такого же спокойствия. Он нащупал в кармане веревку и подумал, что лучше погибнуть быстро, чем умирать медленно. Мерцалов встал, и вдруг услышал шаги. Он озлобленно обернулся. Приближался какой-то невысокий старик в меховом пальто. Подойдя ближе он попросил разрешения присесть на скамейку. Старик добродушно стал хвалить зиму и говорить, что купил подарочки знакомым ребятишкам. И тут Мерцалова прорвало. Срываясь на крик, он говорил о том, что его дети помирают с голода, а грудной младенец целый день ничего не ел, так как у жены пропало молоко. Старик не ушел, как думал Мерцалов, а попросил рассказать подробнее. Что-то было внушающее доверие в необыкновенном лице старика и Мерцалов торопливо принялся рассказывать. Вдруг старик вскочил и протянул ему руку. Он сказал, что счастье Мерцалова, что тот встретил доктора и надо спешить.Через десять минут они уже входили в подвал. Елизавета Ивановна неподвижно лежала, мальчики ели борщ и плакали. Доктор ласково обратился к Елизавете Ивановне и та послушно встала. Вскоре уже мальчики растапливали печку дровами, за которыми доктор послал к соседям и раздували самовар, Машутку обернули согревающим компрессом, а Мерцалов сбегал в магазин и купил на три рубля, данных доктором, горячей пищи и булок. Доктор что-то написал на бумажке и протянул ее Мерцалову. Он сказал Мерцалову идти в аптеку и купить лекарства, а завтра позвать доктора Афросимова, которого обещал предупредить. Потом доктор встал и торопливо вышел. Мерцалов бросился за ним, на бегу спрашивая имя доктора. Но тот только махнул рукой. Вернувшись Мерцалов нашел на столе несколько крупных ассигнаций, а в аптеке узнал и имя доктора — профессор Пирогов. Прошло много лет и Григорий Мерцалов, тот самый маленький Гриша, стал солидным работником банка и любил рассказывать, что с того времени на их семью словно ангел снизошел. Отец снова нашел работу, мать встала на ноги, братья пошли в гимназию. А чудесного доктора они видели после этого только раз, на его похоронах.Рисунки и иллюстрации к рассказу «Чудесный доктор»
Произведение Куприна “Волшебный доктор”, основанное на реальных событиях, похоже на добрую сказку. В рассказе “Чудесный доктор” герои попали в сложную жизненную ситуацию: отец семейства Мерцалов потерял работу, дети заболели, умерла младшая девочка. Вокруг кипит красивая сытая жизнь, а семья нищенствует. В преддверии праздника Рождества отчаяние достигает предела, Мерцалов думает о самоубийстве, не в силах выдерживать испытания, которые выпали на долю его семьи. Именно тогда главный герой встречает “ангела-хранителя”.
Характеристика героев «Чудесный доктор»
Главные герои
Емельян Мерцалов | Глава семьи, работавший управляющим в доме некого барина за 25 рублей в месяц. Потеряв работу из-за долгой болезни, вынужден скитаться по городу в поисках помощи, просить милостыню. В момент повествования находится на грани самоубийства, потерян, не видит смысла в дальнейшем существовании. Худой, с впавшими щеками и провалившимися глазами, он похож на мертвеца. Чтобы не видеть отчаяния своих близких, он готов в летнем пальто с посиневшими от холода руками бродить по городу, уже даже не надеясь на чудо. |
Елизавета Ивановна Мерцалова | Супруга Мерцалова, женщина с грудным ребёнком, ухаживающая за больной дочкой. Ходит на другой конец города, чтобы стирать бельё за копейки. Несмотря смерть ребёнка и полную нищету, продолжает искать выход из ситуации: пишет письма, стучится во все двери, просит помощи. Постоянно плачет, находится на грани отчаяния. В произведении Куприн называет её Елизавета Ивановна, в отличие от отца семейства (его – просто Мерцалов). Сильная, волевая женщина, не теряющая надежду. |
Володя и Гришка | Дети супругов, старшему около 10 лет. Накануне Рождества блуждают по городу, разнося письма матери. Дети заглядывают в витрины магазинов, с восторгом наблюдая за дорогой красивой жизнью. Они привыкли к нужде, к голоду. После появления “волшебного доктора” детей чудесным образом получилось устроить в казённую школу. В конце повествования автор упоминает, что узнал эту историю от Григория Емельяновича Мерцалова (именно тогда становится известно имя отца мальчиков), который был тем самым Гришкой. Григорий сделал карьеру и занимает хороший пост в банке. |
Машутка | Маленькая дочь Мерцаловых, болеет: находится в жару, без сознания. Поправляется благодаря заботе доктора, его лечению и средствам, оставленным им для семьи вместе с рецептом на лекарство. |
Профессор Пирогов, доктор |
Его образ в произведении – образ доброго ангела. Встречает Мерцалова в городе, где покупает подарки для знакомых детишек. Он единственный, кто выслушал историю обнищавшей семьи и с радостью откликнулся помочь. В рассказе Куприна – это умный, серьёзный пожилой человек невысокого роста. У «чудесного» доктора ласковый приятный голос. Он не побрезговал нищенской обстановкой и отвратительными запахами подвала, где проживает семья. Его приход меняет всё: становится тепло, уютно, сытно, появляется надежда. Нужно отметить, что доктор одет в поношенный старомодный сюртук, это выдаёт в нем человека простого.
</tr></table>
Второстепенный персонажи
Швейцар барина | Прогоняет и обзывает детей, дав Володьке затрещину, чтобы они не беспокоили барина по пустякам. Не принимает письма от матери. Бессердечный, чёрствый человек. |
Человек в енотовом пальто |
На просьбу Мерцалова о помощи отвечает, что нужно идти работать.
</tr></table>
Главные герои “Чудесного доктора” – простые люди, в силу обстоятельств, попавшие в отчаянное положение. Имена персонажей играют роль характеристики в произведении. Описание быта и жизни семьи Мерцаловых в начале и в конце рассказа – резко контрастны, что создаёт эффект волшебного перевоплощения. Материалы статьи могут быть полезны для составления читательского дневника или написания творческих работ по произведению Куприна.
Полезные ссылки
Посмотрите, что у нас есть еще:
Тест по произведению
- Вопрос 1 из 11
В каком году было написано произведение А. И. Куприна «Чудесный доктор»?</h3>
- <label>1897;</label>
- <label>1898;</label>
- <label>1987;</label>
- <label>1988.</label>
(новая вкладка)Содержание:
Краткое содержание
В Киеве морозная погода, два мальчика — Мерцаловы Гриша и Володя, рассматривают витрину гастронома. Братья голодны, ведь на завтрак они ели лишь постные щи. Ребята тяжело вздыхают и возвращаются домой. Мать посылала сыновей в город, чтобы они попросили у барина денег, раньше у него служил их отец. К сожалению, швейцар прогнал ребят.
Семья нищенствует, уже долгое время она проживает в подвале старого покосившегося здания. Младшая дочка Маша болеет, бедная мать, Елизавета Ивановна, разрывается между страдающей девочкой и грудным ребёнком.
Этот год выдался необычайно тяжёлым для семьи Мерцаловых, им довелось пережить не одно несчастье. Вначале глава семейства заболел брюшным тифом. Пока он проходил лечение, его уволили. Семья осталась без средств к существованию. Начали болеть детки. Недавно похоронили младшую дочку. И вот, чтобы достать деньги на лекарство Маше, отец бегает по городу и просит людей о помощи, только никто не хочет ничего ему давать. Кто-то аргументировано отказывает, а кто-то попросту выгоняет.
Возвратившись домой, глава семейства узнаёт, что барин не стал помогать. Ему хочется «бежать куда попало, без оглядки». Он готов на всё, только бы не видеть «молчаливого отчаяния» близких. Мерцалов уходит из дома, он говорит семье, что ещё попробует раздобыть денег. Задумываясь о самоубийстве, отец присаживается на скамейку. Вдруг он замечает пожилого человека, идущего по аллее. Старик садится рядом с мужчиной и рассказывает ему, что купил знакомым ребятам подарки, по дороге к ним ему захотелось прогуляться по саду.
Отца бедной семьи вдруг охватывает злоба. Он размахивает руками и кричит, что его сыновья могут умереть от голода, пока старик кого-то балует подарочками. Незнакомец не сердится, он лишь просит рассказать всё более детально. В его лице есть нечто такое, что внушает доверие. Дослушав мужчину, он говорит, что является врачом, и просит показать ему девочку.
Оказавшись у Мерцаловых, доктор осматривает малышку, просит принести дрова и растопить печь. Он выписывает рецепт и удаляется. Отец спрашивает у врача, как его звать, однако тот не хочет представляться и просит «не выдумывать пустяков».
После ухода доктора семья находит деньги, оставленные им под блюдечком с рецептом. Когда Мерцалов покупает в аптеке лекарство, он узнаёт, что фамилия благодетеля — Пирогов, он замечает её на аптечном ярлыке.
Характеристика матери и отца
Отца зовут Емельян Мерцалов. Когда-то он служил у одного барина управляющим. За свою работу мужчина получал около 25 тысяч рублей в месяц. Из-за тяжёлой болезни он лишился заработка, и теперь ему нечем кормить семью. Приходится скитаться по городу в поисках куска хлеба.
Мужчина в отчаянии. Он задумывается о том, чтобы свести счёты с жизнью. Ему очень горестно видеть, как страдают его близкие, не имея возможности утолить голод, а он не в силах это изменить. Мужчина стремится почаще уходить из дома, чтобы только не видеть, как мучается его семья.
Мерцалов не видит ни малейшего смысла в своём существовании. На момент повествования он плохо выглядит.
Куприн приводит следующее описание внешности мужчины:
- худой;
- со впалыми глазами.
Его супруга, Елизавета Ивановна, на протяжении долгого времени ухаживает за больным ребёнком, который в итоге всё равно погибает. Женщина пытается выживать, у неё на руках младенец. Денег очень мало, средств постоянно не хватает. Елизавета Ивановна всё же не теряет надежды:
- она стучит во все двери;
- обращается в высшие инстанции.
Женщина всё время плачет. Как и её муж, она находится на грани отчаяния. Нужно отметить, что автор рассказа называет её по имени-отчеству, а отца — просто Мерцаловым.
Это означает, что писатель убежден, что женщина обладает большей силой. Она мужественно преодолевает несчастья и готова бороться до конца.
Володя, Гришка и Машутка
В семье Мерцаловых растут двое мальчишек, обоим по 10 лет. На Рождество они скитаются по городу и разносят людям открытки от матери, в которых она просит о помощи. Ребята бродят по улицам, наблюдая за счастливой жизнью богатых детей. Они тоже мечтают отмечать праздник, радоваться своему семейному счастью. После появления в их жизни чудесного доктора им удаётся устроиться в казённую школу.
Автор произведения отмечает, что эту историю он узнал от Григория Емельяновича, одного из сыновей. Тот рассказал, что, повзрослев, он и его брат нашли своё место в жизни. К примеру, Гриша построил карьеру и сейчас работает в банке.
Машутка — болеющая грудная дочь. Её никак не удаётся вылечить. Лишь с появлением врача ситуация стабилизируется.
Он выписывает рецепт на лекарство и рассказывает, что ещё может помочь бедной малышке.
Доктор Пирогов
Доктор Пирогов — настоящий профессионал своего дела. Это представитель общественной элиты, он воспитан в лучших манерах, хорошо выглядит. Однако, невзирая на своё знатное положение, профессор проявляет элементарные чувства сострадания. Он стал единственным человеком, пожелавшим узнать о горе Мерцалова и захотевшим помочь ему.
Он не только выполнил свои профессиональные обязанности, но ещё и проявил заботу об эмоциональном состоянии людей.
Для этого человека не важны материальные блага, он не побрезговал нищенской атмосферой дома. Для него все люди равны. Цель доктора — поддержать слабых и обездоленных. Писатель сравнивает его образ с добрым и хорошим ангелом.
Куприн убеждён, что именно такие люди способны согреть душу другим. Пирогов — доктор не только по профессии, но и по призванию. Нельзя кому-то помочь, если нет готовности отдать самое ценное и дорогое.
Анализ произведения
«Чудесный доктор» — рождественский рассказ. Главные герои давно уже забыли, что такое радость. Отец подумывает о самоубийстве, мать в отчаянии. Автор акцентирует внимание на контрасте между всеобщим ликованием и тяжестью на душе главных героев «Чудесного доктора» Куприна.
К счастью, происходит чудо, и судьба сводит главу семейства с добрым человеком, встреча с которым приводит к возрождению персонажей. «Чудесный доктор» содержит некоторые элементы фантастики.
Читатель узнаёт, что весь год семья переживала несчастья. Заболел и остался без работы отец, пришлось переехать в мрачный и холодный подвал. Один ребёнок умер, второй находился при смерти. Женщине приходилось ходить в мороз на другой конец города, чтобы постирать бельё и получить хоть какие-то деньги. Из-за тяжёлого физического труда у неё пропало молоко, и нечем было кормить младенца.
Писатель однозначно хотел донести до своего читателя важность человеколюбия и сочувствия. Когда Мерцалов совсем отчаялся, помощь пришла. С ним заговорил незнакомец, который впоследствии проникся историей мужчины и оказал его семье реальную помощь. С момента появления чудесного доктора в семью вернулось счастье.
Тема рождественского чуда неотъемлемо связана с образом ключевого персонажа — человека, который тут же бросился помогать людям, с которыми он даже не был знаком. Основными характеристиками доктора являются:
- душевная чуткость;
- неравнодушие;
- бескорыстие.
Когда доктор услышал рассказ Мерцалова, сразу же смекнул, что перед ним находится сломленный жизненными невзгодами человек, готовый решиться на отчаянный шаг. Врач сумел уберечь его от самоубийства, которое бы не только не помогло, но принесло бы семье ещё больше несчастья. Этот человек появляется в семье в канун Рождества и воспринимается, как истинное чудо. В его образе воплощены идеи любви к людям, именно они находятся в основе всей рождественской философии.
Если необходимо написать сочинение или подготовить пересказ «Чудесного доктора», а времени в обрез, можно ознакомиться с укороченной версией рассказа. Конечно, в идеале всё же лучше читать оригинал, это позволит глубже понять произведение.
Еще тесты
Читайте также
Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)
Используемые источники:
- https://rosuchebnik.ru/material/chudesnyy-doktor-klyuchevye-mysli-obrazy-i-geroi-rasskaza-a-i-kuprina/
- http://coolchtivo.blogspot.com/2018/12/blog-post8.html
- https://obrazovaka.ru/sochinenie/chudesnyy-doktor/glavnye-geroi-harakteristika.html
- https://nauka.club/literatura/kharakteristika-geroev-chudesnyy-doktor.html
Технологическая карта урока.
1. Дата: 13.02.2020 (6 б)
2. Ф.И.О. учителя: Серегина
Альмира Алибаскаровна
3. Класс: 6 б
4. Предмет: «Литература»
5.
Тема урока: Реальная основа и содержание рассказа А. И.
Куприна «Чудесный доктор».
6. Цель: создать условия для ознакомления с фактами
из биографии А. И. Куприна, с рождественским рассказом «Чудесный доктор», его
героями, проблематикой, жанровыми особенностями произведения; способствовать
формированию представления о Куприне как талантливом русском писателе.
7. Задачи:
— стимулировать интерес учащихся к чтению
художественной литературы.
8. Планируемые результаты: овладеть
знаниями о творчестве А.И.Куприна, о своеобразии его мастерства; выявлять в
тексте художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка;
владеть навыками анализа художественного произведения; уметь различать образ
рассказчика и автора в произведении; иметь представление о личности
Н.И.Пирогова – ученого, врача, педагога и отзывчивого человека, о
рождественском рассказе как о жанре и его особенностях;
Познавательные: выявлять
особенности объекта в процессе наблюдения, анализировать предложенные тексты,
находить дополнительную информацию.
Коммуникативные: владеть
различными видами пересказа, навыками выразительного чтения, чтения по ролям;
составлять устные рассказы; давать ответы на вопросы, используя цитирование;
Регулятивные:
Формулирование и планирование действий по выполнению учебной задачи. Контроль
собственной деятельности по результатам выполнения задания. Определение общей
цели и путей её достижения.
Личностные: осознавать
личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.
9. Тип урока: открытие нового знания.
10. Методы обучения словесный, наглядно- иллюстративный, аналитический, частично-поисковый, исследовательский.
№ п/п
Этап урока
Деятельность
учителя
Деятельность
учащихся
Формируемые
УУД
1.
Организационный этап. Мотивация к учебной
деятельности
Организует учащихся на начало урока.
Проверяет готовность к уроку.
Создает условия для возникновения у
учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Приветствие
Контроль посещаемости.
Проверка готовности к уроку.
—Давайте,
ребята, проверим нашу с вами подготовку к уроку.
Приветствуют учителя,
друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на
урок. Записывают число. Называют отсутствующих.
Личностные:
самоорганизация.
Регулятивные:
способность регулировать свои действия,
прогнозировать деятельность на уроке
2.
Проверка домашнего задания
Домашним заданием у вас было чтение рассказа
А. И. Куприна «Чудесный доктор».
Отвечают на
заданные вопросы.
Регулятивные
Понимает, принимает и
сохраняет учебную задачу.
3.
Постановка цели и задач урока. Мотивация
учебной деятельности учащихся.
Создает эмоциональный настрой на понимание
темы.
Подвести учащихся к
осознанию целей и задач.
Организовывает
погружение в проблему
.Сегодняшний
урок я бы хотела начать с небольшой притчи, послушайте и подумайте, чему учит
этот краткий рассказ.
Однажды
старец гулял по морскому берегу и вдруг заметил мальчика, поднимавшего что-то
с песка и бросавшего в море. Когда он подошел поближе, то увидел, что тот
берёт с песка морские звезды, выкинутые на берег недавним штормом и бросает
их обратно. Морские звезды окружали его со всех сторон, весь берег был
буквально усеян ими на несколько сотен метров.
— Зачем ты
бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил он мальчика, подходя ближе.
— Прилив
начнется только завтра утром, но если они останутся на берегу до завтрашнего
утра, то, скорее всего, погибнут, — ответил малыш, не прерывая своего
занятия.
— Но оглянись
и посмотри вокруг, на берег выкинуты тысячи морских звезд, неужели ты
полагаешь, что можешь что-то изменить своими действиями?
Мальчик
поднял следующую морскую звезду и, бросив ее в море, произнес:
— Да, я смогу
изменить очень многое … для этой звезды!
Старец ничего не ответил, отошел в сторону задумался.
-Почему мальчик
не смог пройти мимо выброшенных на берег моря звёзд?
-Чему учит эта
притча?
-Как вы думаете,
почему к этой притче мы обратились в начале урока, о чём мы будем говорить
сегодня?
-Подберите антоним
к слову «сострадание».
Слушают притчу.
Предполагаемые
ответы:
-Ему было жаль,
он сострадал.
-Учит быть
милосердными, открытыми, помогать слабым.
-О доброте,
сострадании, милосердии.
-Бессердечие,
жестокость,
равнодушие
Коммуникативные:
планирование учебного
сотрудничества с учителем и одноклассниками.
Регулятивные:
Научиться принимать и
сохранять задачу.
Познавательные:
Умения структурировать
знания. Умение осознанно строить речевое высказывание.
4.
Освоение нового материала
Поиск решения
учебной задачи. Организует устный коллективный анализ учебной задачи.
Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение.
Слайд 1 “Тема
урока ”
Слайд 2.
(Записать в
тетради число и тему урока)
– На какие
вопросы мы должны будем ответить в ходе урока? Какие задачи постараемся
решить?
Цели: образовательные:
1.Познакомиться
с биографией А. И. Куприна.
2.Прочитать
рассказ «Чудесный доктор».
3.Понять, кто из
героев милосерден, а кто равнодушен.
Аргументируют свою точку зрения. Осознанно строят речевые высказывания,
воспринимают ответы обучающихся. Исследуют условия учебной задачи, обсуждают
предметные способы решения
Личностные:
осознание своих
возможностей.
Регулятивные:
умение регулировать свои возможности,
работать в группе.
Познавательные:
умение анализировать,
выделять и формулировать.
5.
Физкультминутка
Цель: снять утомление и напряжение учащихся на уроке
Видеоролик.
Выполняют задание
Коммуникативные: осуществление совместной двигательной деятельности
6.
Объяснение нового материала
Организует
практическую работу.
Откройте
учебники, прочитайте статью о биографии писателя и ответьте на вопросы:
-В каком городе
родился? (В Пензенской губернии)
-Какая трагедия
произошла в семье, когда ребенку был год? (Умер отец).
-Куда попал
Александр в возрасте 7 лет? (во вдовий пансион).
-Кем работал с
1894 года? (репортером, актером, грузчиком)
-Что такое
Святки? (Праздничное время от Рождества Христова до Крещения)
Слайд 3
«Беседа по биографии»
Слайд 4 «Рождество»
-Какой праздник
изображен?
-Любите ли вы
эти удивительные праздники?
-Какие чувства
испытываете при их приближении?
А раньше дети
ожидали чуда перед Рождеством, на Святки. В эти дни в доме наряжалась ёлка, а
ночью, пока дети спят, под ёлку кто-то клал подарки. Это было чудо! Ни
телевизорв, ни радио, ни мобильного телефона, ни интернета тогда не было, и в
долгие святочные вечера родители или бабушки-дедушки читали детям небольшие
святочные рассказы. В них обязательно говорилось о чуде, которое произошло во
время святок или на Рождество. Рассказы эти счастливо заканчивались и
приносили слушателям надежду, радость, веру в чудо. Рассказ Куприна «Чудесный
доктор»- один из таких святочных рассказов.
Слайд 5
«Рождественский рассказ»
Чтобы достичь
поставленных целей, проанализируем рассказ.
Ситаем до слов
«…и двое мальчуганов»
1.Это
вымышленный рассказ или основан на реальных событиях?
2.Где, в каком
городе происходили события? Когда?
3. От чьего лица
ведется рассказ о жизни семьи Мерцаловых?
4.А сам рассказчик
от кого узнал?
Читаем до слов
«По мере того..»
1. С какими
героями знакомит нас автор в самом начале произведения?
2. Почему они
забыли о важном поручении? Что привлекло их внимание и почему?
3. Какие чувства
испытывают люди, за которыми наблюдают мальчики?
Отрывок до «Ну,
что?»
1. Почему Грише
и Володе невесело, почему они не надеются на подарки на Рождество?
2.Что чувствуют
герои, живущие в таких условиях?
Как называется
художественный прием? На фоне жизни богатых людей нищета Мерцаловых выглядит
очень плачевно.
До «В это время
в коридоре..»
1.Кто
отказывается передать письмо?
2.Кем в этом
доме работал когда-то Мерцалов?
3. Как можно
охарактеризовать поступок швейцара?
1.Как давно
семья Мерцаловых оказалась в бедственном положении?
2. Почему никто
не помог им?
3.Какие чувства
испытывают члены семьи?
Кто больше всех
винит себя?
Где оказался
неожиданно для себя Мерцалов?. Что является кульминацией рассказа?. Какая
страшная мысль пришла ему в голову?. Что в словах незнакомца привело
Мерцалова в состояние «отчаянной злобы»? Почему Мерцалов доверился
незнакомцу? 1. Что в голосе незнакомца заставило и Елизавету Ивановну
подчиниться ему?. Какой сюрприз ждал Мерцаловых после ухода незнакомца? Как
узнали Мерцаловы фамилию своего спасителя? Как сложились в дальнейшем судьбы
членов семьи Мерцаловых?
Почему доктор не
называет своего имени?
Сбылось
пожелание доктора?
Кто испытывает
сострадание? Спасение семьи совершил человек, которого можем назвать святым.
Это Николай Иванович Пирогов. Что вы знаете об этом докторе.
Сообщение
учащегося. Слайд 7 «Н. И. Пирогов»
Подытожим
сказанное: Идея доброты и сострадания – главная идея рассказа.
Применяют новый
способ.
-Новый Год,
Рождество.
-Да.
-Ожидание чуда.
Строят
рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции
своего действия.
Личностные:
осознание своих
возможностей.
Регулятивные:
умение регулировать свои
возможности, работать в группе.
Познавательные:
умение анализировать,
выделять и формулировать.
7.
Закрепление материала
8.
Рефлексия
Слайд 7 «Рефлексия»
Закончите предложения:
Образ чудесного доктора,
созданный Куприным, я не забуду, потому что…
Прочитав рассказ А. И.
Куприна, я задумался (задумалась) над…
Рефлексия своих
действий
9.
Домашнее задание
Цель: формирование
навыков самостоятельной деятельности и подготовки обучающихся
Выставляет
оценки, благодарит за работу.
Слайд 8 «Домашнее задание»
Ученики записывают задание в дневник.
11. Учебно-методический
комплекс под ред. В. Я. Коровина. Литература. 6 класс. Учебник
для общеобразовательных организаций. М.: «Просвещение» 2014