Характеристики мити и саши в рассказе дубровский

Автор на чтение 14 мин. просмотров 88 опубликовано 18.03.2021 саша троекуров является одним из второстепенных персонажей знаменитого романа а. с.

На чтение 14 мин. Просмотров 88 Опубликовано

Саша Троекуров является одним из второстепенных персонажей знаменитого романа А. С. Пушкина «Дубровский». В этой статье представлена цитатная характеристика Саши Троекурова в романе «Дубровский»: образ, описание героя в цитатах.Смотрите: — Сравнительная характеристика Саши и Мити— Все материалы по роману Дубровский»

Саша в романе «Дубровский»: образ, характеристика, описание

Саша является внебрачным, незаконнорожденным сыном помещика Кирилы Троекурова и француженки-гувернантки мамзель Мими. Мамзель (мадемуазель) Мими служила гувернанткой в доме Троекурова и занималась воспитанием его дочери Маши. Когда женщина забеременела, помещик отправил ее в другое имение, где та родила сына Сашу и, вероятно, умерла. У развратного Троекурова есть много других внебрачных детей от крестьянок, однако только Саша был взят на воспитание как сын-дворянин:

«…да как ты смеешь бить маленького барина…» (о Саше) 

«Таким образом совершила она [Марья Кириловна] свое воспитание, начатое некогда под руководством мамзель Мими, которой Кирила Петрович оказывал большую доверенность и благосклонность и которую принужден он был наконец выслать тихонько в другое поместие, когда следствия его дружества оказались слишком явными. Мамзель Мими оставила по себе память довольно приятную. Она была добрая девушка и никогда во зло не употребляла влияния, которое, видимо, имела над Кирилом Петровичем, в чем отличалась она от других наперсниц, поминутно им сменяемых. Сам Кирила Петрович, казалось, любил ее более прочих, и черноглазый мальчик, шалун лет девяти, напоминающий полуденные черты m-lle Мими, воспитывался при нем и признан был его сыном, несмотря на то, что множество босых ребятишек, как две капли воды похожих на Кирила Петровича, бегали перед его окнами и считались дворовыми.»

Возраст Саши Троекурова — около 9 лет:

«…шалун лет девяти…»

Полное имя героя — Александр Кирилович Троекуров:

«Молчи, Александр, — отвечал Кирила Петрович…»

О внешности Саши известно следующее:

«…черноглазый мальчик, шалун лет девяти, напоминающий полуденные черты m-lle Мими…» 

Саша Троекуров является шалуном и повесой:

«…шалун лет девяти…» 

«…за снисходительность к его шалостям…» 

«…давал ему полную свободу повесничать…» 

«Ты, повеса,— сказал он, обратись к Саше…» (Троекуров — сыну)

Троекуров нанимает Саше учителя-француза Дефоржа, чтобы тот учил его грамматике и географии:

«Кирила Петрович выписал из Москвы для своего маленького Саши француза-учителя…» 

«Дело его ходить за Сашей и учить грамматике да географии, переведи это ему.»

Никто не догадывается, что под видом учителя-француза Дефоржа в доме живет разбойник Владимир Дубровский. Самозванец отлично говорит по-французски и безупречно играет роль учителя. Он делает это, чтобы быть ближе к Марье Троекуровой, в которую влюблен:

«Дубровский, овладев бумагами француза, смело явился, как мы уже видели, к Троекурову и поселился в его доме.» 

«…никто не подозревал, что в скромном молодом французе таился грозный разбойник, коего имя наводило ужас на всех окрестных владельцев.»

Маленький Саша любит своего учителя Дефоржа-Дубровского за то, что тот дает ему полную свободу и не строго спрашивает уроки:

«Правда, он мало занимался воспитанием маленького Саши, давал ему полную свободу повесничать и не строго взыскивал за уроки, задаваемые только для формы…» 

«Все любили молодого учителя… Саша — за снисходительность к его шалостям…»

Саша Троекуров тепло относится к своей старшей сестре Марье Кириловне и пытается ей помочь в трудную минуту:

«…Марья Кириловна взглянула на двор и увидела маленького Сашу, делающего ей тайные знаки. Она знала его привязанность и обрадовалась ему.» 

«Я пришел, сестрица, узнать от вас, не надобно ли вам чего-нибудь. Папенька сердит и запретил всему дому вас слушаться, но велите мне сделать, что вам угодно, и я для вас все сделаю.»

Однажды по просьбе сестры Саша бежит в лес и кладет кольцо в дупло старого дуба (это тайный знак Марьи Дубровскому). В это время Саша сталкивается с помощником Дубровского — мальчиком Митей. Между ребятами завязывает драка:

«…она решилась дать знать обо всем Дубровскому и стала искать способа отправить кольцо в дупло заветного дуба…» 

«Так если ты меня любишь, сбегай туда поскорей и положи в дупло вот это кольцо, да смотри же, чтоб никто тебя не видал.» 

«…вдруг рыжий и косой, оборванный мальчишка мелькнул из-за беседки, кинулся к дубу и запустил руку в дупло. Саша быстрее белки бросился к нему и зацепился за его обеими руками.»

В драке Саша оказывается увертливее, но слабее соперника. В конце концов Митя валит его на землю. В это время садовник Степан разнимает мальчиков и ведет Митю на барский двор:

«Мальчишка силился от него отделаться. Он был, по-видимому, двумя годами старее Саши и гораздо его сильнее, но Саша был увертливее. Они боролись несколько минут, наконец рыжий мальчик одолел. Он повалил Сашу наземь и схватил его за горло.»

Помещик Троекуров допрашивает мальчиков о происшествии. Он угрожает сыну Саше розгами, если тот не расскажет правду о кольце. Боясь наказания, мальчик выдает отцу секрет сестры о кольце и дубе. Троекуров догадывается, что дочь тайно общается с разбойником Дубровским. Вскоре помещик выдает Марью против ее воли за князя Верейского:

«Признавайся во всем, или так отдеру тебя розгою, что ты и своих не узнаешь.» (Троекуров — сыну) 

«Папенька, погодите, я все расскажу. Сестрица Марья Кириловна велела мне сбегать к дубу и положить кольцо в дупло, я и сбегал и положил кольцо, а этот скверный мальчик…» (Саша — отцу)

Такова цитатная характеристика Саши Троекурова в романе «Дубровский» А. С. Пушкина: образ, описание героя в цитатах.Смотрите: Краткое содержание романаВсе материалы по роману Дубровский»avatar.png

8 месяцев назад1 ответ:Сын Троекурова — Саша – « шалун лет девяти », любимец Кирилы Петровича. Для него и нанят был учитель — француз. Маша знала привязанность к ней Саши и обрадовалась ему. Саша готов вопреки строгому запрету отца помочь сестре. « велите мне сделать, что вам угодно, и я для вас всё сделаю ». Саша проворен : « пустился бежать во весь дух », « быстрее белки »; увёртлив, не труслив : он борется с незнакомым мальчишкой, хотя тот старше и сильнее. Саша чувствует свою защищённость, он – хозяин, его должны слушаться, он кричит рыжему мальчишке, почти повторяя интонации отца : « Оставь это кольцо, рыжий заяц, или я проучу тебя по — свойски !» Предательство … Саша уверен в себе, даже самоуверен и не очень — то смышлён, поэтому он забывает, что надо хранить тайну, и поднимает шум, зовёт на помощь, а потом проговаривается отцу про кольцо. Угрозы Кирилы Петровича действуют на Сашу – он боится розог, постепенно уступает и, наконец, выдаёт Машу. Тон его в объяснении с отцом становится виноватым, просительным ; он сбивается, путается, смущается. Главным для него остаётся то, что он подрался с чужим мальчишкой и что надо отобрать у него кольцо. Он забывает о Маше и не думает о том, что предал её. Его больше беспокоят собственные шаровары, « разорванные и замаранные зеленью ». Дворовый мальчик Дубровского. Второй мальчик двумя годами старше Саши, оборванный, рыжий и косой, « довольно слабой наружности », выполняет поручение Дубровского. Он поспешил – не выждал, пока у дуба никого не будет, и пришлось защищаться. Митя не говорит много, он действует : ударил кулаком по лицу Сашу, стараясь от него освободиться, поборол Сашу, и если бы не садовник, сумел бы убежать. Митя держит язык за зубами, говорит только то, что безопасно. На вопрос Троекурова назвался « дворовым человеком господ Дубровских ». В этом был определённый вызов – ведь все крепостные Дубровских официально перешли во владение Троекурова. Митя напускает на себя равнодушный вид, безразлично врёт : « Малину крал », прикидывается дурачком. Он не реагирует на посулы Троекурова, на его угрозы. ТолкованиеСаша («Дубровский»)</dt>Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

— Сын мамзель Мими и Троекурова: «Черноглазый мальчик, шалун лет девяти, напоминавший полуденные черты мамзель Мими»; воспитывался при отце «и признан был его сыном, несмотря на то, что множество босых ребятишек, как две капли воды похожих на Кирилу Петровича, бегали пред его окнами и считались дворовыми». Кирила Петрович выписал из Москвы для своего маленького Саши француза-учителя. «Повеса», по словам отца. Был очень привязан к сестре. «Папенька сердит и запретил всему дому вас слушаться; повелите мне сделать, что вам угодно, и я для вас все сделаю», — говорит С. сестре. Получив от Марьи Гавриловны кольцо, «во весь дух пустился бежать и в три минуты очутился у заветного дерева», из-за кольца вступил в борьбу с Митей и «закричал во все горло: «Воры, воры! сюда, сюда!» После того как Степан освободил его из рук Мити, С. успел вскочить и оправиться. — «Ты меня схватил под мышки, — сказал он Мите: — а то бы никогда меня не повалил. Отдай сейчас кольцо и убирайся!» При допросе отца «смутился, спутался», но повторял: «Папенька, прикажите ему отдать кольцо».

</dd>

Словарь литературных типов. — Пг.: Издание редакции журнала «Всходы». Под редакцией Н. Д. Носкова. 1908-1914.

</dl>

Смотреть что такое «Саша («Дубровский»)» в других словарях:

  • Дубровский, Эдгар Борисович — Дубровский Эдгар (Эдгард) Борисович (родился 16 марта 1932 года)  писатель, сценарист. Содержание 1 Биография 2 Cценарии к фильмам 3 Библиография …   Википедия

  • Дубровский, Владимир Андреевич («Дубровский») — Смотри также Лишился матери малолетстве и был привезен в Петербург на восьмом году своего возраста . Воспитывался в кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию . Он позволял себе роскошные прихоти, играл, входил в долги (отец не щадил… …   Словарь литературных типов

  • Мими (Дубровский) — Смотри также Уп. л. Гувернантка Маши Троекуровой. Добрая девушка ; пользовалась большой доверенностью и благосклонностью Троекурова, но никогда во зло не употребляла влияния, которое, видимо, имела над ним . Принуждена была переехать в другое… …   Словарь литературных типов

  • Литературные типы произведений Пушкина — …   Словарь литературных типов

  • Пушкин, Александр Сергеевич — — родился 26 мая 1799 г. в Москве, на Немецкой улице в доме Скворцова; умер 29 января 1837 г. в Петербурге. Со стороны отца Пушкин принадлежал к старинному дворянскому роду, происходившему, по сказанию родословных, от выходца «из… …   Большая биографическая энциклопедия

  • ДЕМЕНТЬЕВ Владимир — ДЕМЕНТЬЕВ Владимир, российский художник. 1963 Третья ракета (см. ТРЕТЬЯ РАКЕТА) 1964 Через кладбище (см. ЧЕРЕЗ КЛАДБИЩЕ) 1965 Любимая (см. ЛЮБИМАЯ (1965)) 1966 Саша Сашенька (см. САША САШЕНЬКА) 1968 Иван Макарович (см. ИВАН МАКАРОВИЧ) 1969 Я,… …   Энциклопедия кино

  • Персонажи телесериала «Папины дочки» — Основная статья: Папины дочки Семья Васнецовых Содержание …   Википедия

  • Пушкин А. С. — Пушкин А. С. Пушкин. Пушкин в истории русской литературы. Пушкиноведение. Библиография. ПУШКИН Александр Сергеевич (1799 1837) величайший русский поэт. Р. 6 июня (по ст. стилю 26 мая) 1799. Семья П. происходила из постепенно обедневшего старого… …   Литературная энциклопедия

  • Папины дочки — Папины дочки …   Википедия

  • Иванов (пьеса) — У этого термина существуют и другие значения, см. Иванов (значения). Иванов …   Википедия

Шарова Алла

Митя — простой мальчишка 13 лет. Он служит Дубровскому. Митя выполняет поручение Владимира и следит за дубом, в дупло которого Маша должна была положить кольцо. Митя — смелый и добросовестный мальчик. Он не выдает тайну на допросе у Троекурова даже под страхом наказания. 

Саша — 9-летний сын Троекурова. Отец называет Александра повесой за его любовь к шалостям. Саше жалко старшую сестру, поэтому он соглашается передать кольцо. Но когда отец пригрозил Саше розгами, тот сразу же выдал секрет Маши.

Пожаловаться

%25D1%2584%25D0%25B8%25D0%25BB%25D1%258C%25D0%25BC%2B%25D0%2594%25D1%2583%25D0%25B1%25D1%2580%25D0%25BE%25D0%25B2%25D1%2581%25D0%25BA%25D0%25B8%25D0%25B9%2B1988%2B%25282%2529.png

Мальчики Саша и Митя являются второстепенными героями знаменитого романа «Дубровский» А. С. Пушкина.В этой статье представлена сравнительная характеристика Саши и Мити в романе «Дубровский»: сравнение поведения и поступков персонажей в таблице, описание в цитатах из произведения.Смотрите: — Краткое содержание романа— Все материалы по роману Дубровский»

Сравнительная характеристика Саши и Мити в романе «Дубровский»: сравнение в таблице

Мальчики Саша и Митя во многом представляют собой яркие противоположности. Однако у этих персонажей все-такие есть некоторые общие черты. В частности, оба мальчика способны на благородные поступки: они помогают своим близким, которые оказались в трудной ситуации. Так, Митя помогает своему помещику Дубровскому, а Саша — своей сестре Марье.Более подробные характеристики героев смотрите по ссылкам:— Характеристика Саши— Характеристика Мити

Сравнительная характеристика Саши и Мити в романе «Дубровский»<o>
Саша<o> Митя<o>
Саше около 9 лет:<o>«…шалун лет девяти…»<o> Мите 13 лет:<o>» …увидев 13-летнего мальчика…»<o>
Внешность Саши:<o>«…черноглазый мальчик, шалун лет девяти, напоминающий полуденные черты m-lle Мими…»<o> Внешность Мити:<o>«…вдруг рыжий и косой, оборванный мальчишка мелькнул из-за беседки…»<o>«…рыжий заяц…»<o>«…рука вцепилась в его рыжие и щетинистые волосы…»<o>«…13-летнего мальчика, довольно слабой наружности.»<o>
Саша Троекуров – внебрачный сын помещика Троекурова и француженки-гувернантки. Мальчик воспитывается как дворянин:<o>«…мамзель Мими, которой Кирила Петрович оказывал большую доверенность и благосклонность…» (о любовных отношениях Троекурова и Мими)<o>«…мальчик… воспитывался при нем и признан был его сыном…»<o> Митя – крепостной крестьянин, дворовый человек (слуга) семьи Дубровских:<o>«Я дворовый человек господ Дубровских…»<o>
Саша – добрый и жалостливый мальчик. Он помогает своей сестре Марье Троекуровой, когда отец запирает ее в доме:<o>«Я пришел, сестрица, узнать от вас, не надобно ли вам чего-нибудь. Папенька сердит и запретил всему дому вас слушаться, но велите мне сделать, что вам угодно, и я для вас все сделаю.»<o> Митя – верный и надежный слуга своего хозяина Владимира Дубровского. По поручению хозяина мальчик наблюдает за дубом, который служит для связи Дубровского и Марьи Троекуровой:<o>«Если решитесь прибегнуть ко мне, — сказал он, — то принесите кольцо сюда, опустите его в дупло этого дуба, я буду знать, что делать.» (Дубровский о кольце и дубе)<o>
Саша выдает отцу секрет своей сестры, когда его отец грозит ему розгами:<o>«Папенька, погодите, я все расскажу. Сестрица Марья Кириловна велела мне сбегать к дубу и положить кольцо в дупло, я и сбегал и положил кольцо, а этот скверный мальчик…»<o> Митя не выдает секретов своего хозяина Дубровского, когда оказывается в плену у Троекурова и когда тот грозит ему розгами:<o>«Мальчик не отвечал ни слова и стоял, потупя голову и приняв на себя вид настоящего дурачка.»<o>
Саша – шаловливый мальчик, повеса:<o>«…шалун лет девяти…»<o>«…за снисходительность к его шалостям…»<o>«Ты, повеса…» Митя – ловкий, сообразительный мальчик, «малый не промах«:«Ты, косой, ты мне кажешься малый не промах.» <o>
Из-за разницы в возрасте Митя оказывается гораздо сильнее Саши. Зато Саша оказывается увертливее:<o>«Мальчишка силился от него отделаться. Он был, по-видимому, двумя годами старее Саши и гораздо его сильнее, но Саша был увертливее.«<o>

Смотрите: Краткое содержание романаВсе материалы по роману Дубровский»Используемые источники:

  • https://www.literaturus.ru/2018/12/sasha-troekurov-dubrovskij-obraz-harakteristika-opisanie.html
  • https://otvet.ws/questions/6036778-harakteristika-sashi-i-miti-iz-romana-dubrovskii.html
  • https://literary_types.academic.ru/1660/саша_(«дубровский»)
  • https://vashurok.ru/questions/sravnitelnaya-harakteristika-miti-i-sashi
  • https://www.literaturus.ru/2018/12/mitja-sasha-dubrovskij-sravnitelnaja-harakteristika.html

Главная черта натуры Чехова – острое чутьё к чужой боли, прирождённая мудрость высокой и доброй души. Чтобы понять его взгляды, мысли, нужно всматриваться в глубины произведений, вслушиваться в звучащие голоса героев его творчества. Писателя интересуют обыкновенные люди, в которых он старается найти то, что делает их исполненными высокой духовности.

История создания

В восьмидесятые годы девятнадцатого века Чехов начинает печататься во влиятельной газете «Новое время», владельцем которой был А.С. Суворин. Появляется возможность подписывать рассказы настоящей фамилией. Начиная с 1887 года, почти все работы писателя выходят у Суворина. По этим книжкам Россия узнала Чехова.

В 90-х годах автор пишет повести, рассказы, пьесы, являющиеся вершиной его творчества, и среди них – «Душечка». Произведение было опубликовано в 1899 году.

Говоря о прототипе Душечки, можно с уверенностью утверждать, что это обобщённый символ, некое общее свойство характера – праматеринское первоначало.

С восторгом принял рассказ Л.Н. Толстой.

Жанр, направление

Чехов продолжает лучшие традиции классического реализма, который переплетается с приёмами высокого натурализма.

Писатель соприкасается и с символизмом, ища в нём современные формы изображения действительности.

«Душечка» — небольшой по объёму рассказ, музыкальность звучания которого позволяет говорить о его камерности. Повествование сопровождается лёгкой иронией, скрывающей насмешливую улыбку.

Суть

В центре внимания обычная жизнь Ольги Семёновны Племянниковой. Сюжетная интрига отсутствует.

В рассказе выделяются две сюжетные линии, обе связанные с историей Оленьки: с одной стороны, «цепь увлечений героини», с другой – «цепь потерь и утрат». Всех троих мужей Душечка любит самозабвенно. Взамен своей любви она ничего не требует. Без страсти просто не может жить. Отними у неё это чувство – жизнь потеряет всякий смысл.

Все мужья покидают эту землю. Она их искренне оплакивает.

Настоящая любовь приходит к Душечке лишь тогда, когда в её судьбе появляется мальчик Саша.

Главные герои и их характеристика

Характеры и души чеховских героев открываются не сразу. Автор учит не спешить с вынесением однозначных оценок его персонажам.

  1. Ольга Семёновна Племянникова – «тихая, добродушная, жалостливая барышня». Всё в облике её было «мягким»: и взгляд, и белая шея. Но визитной карточкой являлась «добрая, наивная улыбка». Особа любвеобильная, в судьбе которой одна за другой появляются три сердечные привязанности: антрепренер Иван Кукин, управляющий лесным складом Василий Андреич Пустовалов, ветеринар Владимир Платоныч Смирнин. Оленька становится их «тенью», «женщиной-эхом». Лишённая своего мнения, она повторяет всегда то, что говорят её мужья. Любящая без оглядки, Душечка не представляет свою жизнь в одиночестве. Ванечка, Васечка, затем Володечка. Всех она называла «голубчик». Оставшись совсем одна, она теряется, ни одна мысль не рождается в уме. Пустота и неизвестность будущего становятся постоянными спутниками жизни. И только появление в её судьбе десятилетнего мальчика Саши, сына Смирнина, «дарит» Ольге Семёновне любовь, которая захватывает всю душу. Общее свойство характера можно определить общим словом «женственность», оно и выражает весь образ Душечки.
  2. Иван Кукин. В основе характеристики героя лежит антитеза: содержит увеселительный сад «Тиволи», но постоянно жалуется на жизнь. Внешность невзрачная: тощий, говорит, кривя рот. Жёлтый цвет лица – признак физического нездоровья и сварливого характера. Несчастный человек. Постоянно идущий дождь – символ отчаявшегося в своей судьбе заложника ситуации.
  3. Василий Андреич Пустовалов – сосед Племянниковой. «Степенный голос», «тёмная борода». Совершенно незапоминающаяся личность. Он не любит никаких развлечений. Совместная жизнь с Оленькой проглядывает через детали: «от обоих хорошо пахло», «возвращались рядышком».
  4. Владимир Платоныч Смирнин – молодой человек, ветеринар. С женой разошёлся, так как её ненавидел, но исправно высылал деньги на содержание сына.

 Темы и проблемы

  1. Судьба женщины в обществе всегда волновала Антона Павловича. Незабываемые страницы своего творчества он посвятил ей, создав образ «чеховской женщины»,
  2. Основная тема рассказа – любовь. Любовь к родственникам, любовь к мужчине и материнская любовь. Тема любви – главная в жизни Душечки. Её чувства тихие, грустные. Речь в рассказе идёт о способности русской женщины к самоотверженности ради продолжения и сохранения жизни.
  3. Но вполне ли свободны в своём поведении и суждениях персонажи рассказа? Труднейшим является вопрос о действительной человеческой свободе, о преодолении в себе зависимости от любящих людей.
  4. Проблема счастья. Можно ли назвать счастливым человека, живущего только ради блага и счастья родных и близких? Так ли необходимо обеспечивать их «счастьем» по какой-то своей норме? Автор пытается ответить на эти вопросы с присущей ему деликатностью.
  5. Философская проблема ценности жизни. У человека есть обязательства перед нею и перед её сохранением. Не нужно её разрушать.
  6. Конфликт обыденной бессмысленной жизни и личности, которая должна «убить в себе раба» и начать жить осознанно. Героине предстоит сбросить с себя сонное оцепенение пассивности и взять на себя ответственность за чью-то судьбу.

Смысл

Писатель обычно не даёт утешительных ответов. Не всё в жизни ясно ему самому. Но есть в прозе такие ценности, в которых мастер уверен. Что же такое любовь? Прежде всего, это чувство, позволяющее человеку раскрыть потенциал своей души. Любить – не значит копировать вторую половинку, слепо повторять её мысли, полностью лишив себя свободы выбора. Любовь дарует личности невидимую энергию, позволяющую разделить с любимым все жизненные невзгоды, преодолеть встречающиеся на пути трудности. Где нет настоящей любви, там и жизнь не до конца настоящая – вот главная мысль писателя.

Женщина – это не только любящая и заботливая жена. Она мать, которая дарует миру дитя, продолжательница рода человеческого. Любовь у Чехова – глубоко христианское чувство, отсюда и его идея – дать Душечке чувства, возвышающие ее, а не закабаляющие в рутине.

Подлинная любовь возможна лишь в семейном мире. Материнская любовь позволяет заново пройти с ребёнком путь познания жизни.

Чему учит?

Автор смотрит на своих персонажей с грустью, вниманием и надеется, что жизненные уроки сделают их более терпимыми к другим людям и требовательными, прежде всего, к себе.

Чехов ставит читателя перед необходимостью самому выбрать ответ на вопрос. Основная мысль заключена в сцене «урока географии»: «Островом называется часть суши», — повторяет Оленька. «Острова» — человеческие судьбы, «суша» — наш необъятный мир, который складывается из семейных «островков». Ведь только там можно испытать высшую полноту жизни и обрести самого себя.

Писатель учит тому, что всякая исповедуемая истина ограниченна. Жизнь в многообразии её проявлений оказывается «мудрее». Писатель хотел, чтобы человек не закрывался от нее, а умел прожить каждый подаренный ею миг.

Автор: Вероника Пакшина

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Анализ произведений
Анализ рассказа Чехова «Душечка»

Поделиться

23.08.2021

Коломак Людмила Ивановна

Учитель русского языка и литературы

Рабочая программа по литературе предназначена для 7 класса по программе Б.А. Ланина. Соответствует ФГОС и рассчитана на 68 часов (2 урока в неделю). В программе реализуется важнейшая цель литературного образования: воспитывать у учащихся любовь и привычку к чтению и приобщать их к богатствам отечественной и мировой художественной литературы.

Оценить



414

Содержимое разработки

Календарно – тематическое планирование для 7 класса.

№ п/п

Дата проведения

урока

Наименование раздела.

Подраздел.

Тема урока

Количество часов

Тип

урока

Элементы содержания

1 Виды самостоятельной работы, направленные на формирование УУД.

2. Виды контроля достижений метапредметных и предметных результатов

Средства обучения

план

факт

1

2

1

Вводный урок. Литература и действительность.

1

Комбиниро

ванный

Литература как художественное отражение жизни. Художественное произведение и ее автор

Чтение напутствия, статьи «Автор и герои» произведения» Ответы на вопросы.

План вступительной статьи

Страницы классики: литература XIX века ( 22 ч)

Задачи: знакомство с античными традициями в русской культуре; усвоение и активация литературоведческих терминов: лирическое многоголосие, романтический герой.

Виды деятельности: чтение, заучивание наизусть, интерпретация.

Теоретические понятия для изучения: стихотворная речь, двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) стихотворные размеры. Ода, элегия как жанры лирики. Три рода литературы: эпос, лирика, драма; повесть как эпический жанр; новелла; драма как род литературы; трагедия как литературный жанр. Романтическая трагедия. Романтический герой. Художественный образ. Литературный сюжет. Антитеза.

Связь между видами искусства: экранизация романа А.С.Пушкина «Дубровский» (режиссёр А.В. Ивановский, 1936; режиссёр В.А. Никифоров, 1988). Романсы на стихи М.Ю. Лермонтова. Акварели М.Ю.Лермонтова.

Интернет:разговор с любителями книг: что такое чат? Что пишут о любимой книге? Создание первой электронной библиотечки «Любимые стихи

2

А.С. Пушкин. Учеба в Царскосельском лицее. Дружба в жизни поэта

1

Урок освоения новых знаний

Лицейские годы А.С. Пушкина. Воспоминания современников. Культ возвышенной дружбы и верность «святому братству».

Выразительное чтение любимых стихотворений поэта.

Самостоятельная работа с ресурсами Интернета

http://www.proshkolu.ru/user/ahm-anu/file/1266363/

3

Тема дружбы в стихотворениях «Разлука», »Товарищам», «Простите, верные дубравы..»

1

Урок освоения новых знаний

Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Автобиографизм и условность в поэзии Пушкина. Многоголосие ранней лирики. Нейтральная, сниженная и высокая лексика.

Комментированноечтение стихотворений. Сообщения о друзьях Пушкина-лицеиста. Ответы на вопросы: что объединяет Пушкина и других лицеистов? В чем смысл выражения «лицейское братство»?

Устное словесное рисование с использованием цитат из стихотворений

http://www.proshkolu.ru/user/Olhovaja/file/2181578/

4

Образы лицейских друзей в стихотворении А.С.Пушкина «19 октября»

1

Урок освоения новых знаний

Дружба как одна из высших человеческих ценностей. Образы лицейских друзей поэта. Гимн Лицею и лицейскому братству.

Выразительное чтение. Анализ стихотворений.

Ответить на вопрос: в чем для Пушкина заключалась высочайшая ценность дружбы?

Презентация «Лицейские годы А.С.Пушкина»

5

Роль картин природы в стихотворениях А.С. Пушкина. Стихотворение «Няне»

1

Урок развития речи

Воплощение в стихотворениях мысли о гармонии природы и человека. Стихотворение «Няне» Эмоциональность стихотворения, средства его создания.

Устное словесное рисование с использованием цитат из стихотворений Пушкина «19 октября», «Простите, верные дубравы».

Найти эпитеты, сравнения, метафоры и определить их роль в произведении

http://www.proshkolu.ru/user/Olga-Golubeva/file/1266179/

6

Повесть А.С. Пушкина «Дубровский». История создания произведения.

Два помещика.

1

Урок освоения новых знаний

Замысел и история создания произведения. Искусство построения сюжета. Конфликт двух помещиков. Проблематика произведения.

Анализ эпизода «На псарне»

Ответить на вопрос: как проявились характеры обоих бывших друзей во время и после ссоры?

Развернутое высказывание аналитического характера: сопоставительная характеристика Дубровского и Троекурова

http://www.proshkolu.ru/user/zaharovaliv55/file/2370062/

7

Неправедный суд

1

Урок освоения новых знаний

Столкновение правды и несправедливости как завязка конфликта

Выборочное чтение анализируемых эпизодов; обсуждение плана основных событий глав 3-5

Анализ сцены суда.

Ответить на вопросы: какую цель преследовал Троекуров, отнимая у Дубровского имение? Как повлияло на Андрея Гавриловича решение суда?

8

Образ благородного разбойника. Протест Владимира против несправедливого устройства общества.

1

Урок освоения новых знаний

Образ романтического героя Владимира Дубровского. Протест Владимира против произвола и деспотизма

Выборочное чтение эпизода «Владимир Дубровский в кистеневской роще»

Обсуждение плана основных событий глав 6-11;

поисковая:

Анализ текста: сцена столкновения Владимира с исправником и приказными; сцена пожара в усадьбе Дубровского

Подобрать цитаты к каждой иллюстрации учебника.

Ответить на вопросы:

какие обстоятельства заставили его стать разбойником? Почему Владимир не дает крестьянам расправиться с чиновниками?

http://www.proshkolu.ru/user/helena1/file/3452551/

9

Дубровский-Дефорж. Любовь Владимира к Маше Троекуровой.

1

Урок освоения новых знаний

Воспитание и характер Маши Троекуровой. Сцена объяснения Дубровского и Маши Троекуровой.

Сформулировать вопросы по тексту

Близкий к тексту пересказ «Как Дубровский стал Дефоржем»

Анализ 12-15 глав романа

Устно описать героиню романа (воспитание, отношения с отцом, характер), используя цитирование.

Пересказ эпизода «В комнате с медведем»

Ответить на вопросы: как этот эпизод повлиял на отношение Маши к учителю?

http://www.proshkolu.ru/user/helena1/file/3474484/

10

Нравственный выбор героев.

1

Комбинированный

Развязка романа. Открытый финал

Анализ 15-19 глав романа.

Обсуждение фильма «Дубровский» режиссёра В.А. Никифорова (1988).

Пересказать близко к тексту эпизоды с кольцом (гл.17), финал романа.

Ответить на вопросы: почему Маша отказалась от помощи Дубровского? Как поступил Дубровский с князем Верейским?

11

Сочинение по роману А.С.Пушкина «Дубровский»

1

Урок развития речи.

Последовательность раскрытия темы. Отбор материала. Цель сравнения двух героев. Основание для сравнения. Варианты для вступления и заключения

Сочинение.

Самостоятельная работа над сочинением..

http://www.proshkolu.ru/user/helena1/file/3449427/

12

Ф.Шиллер «Разбойники». Борьба за справедливость главного героя

1

Урок освоения новых знаний

Ф.Шиллер- великий немецкий поэт и драматург. Драматическая история любви Карла и Амалии. Выбор главного героя, его борьба за справедливость. Трагический финал произведения. Развенчание романтического героя и его гибель

Выразительное чтение драмы по ролям, характеристика главного героя., обсуждение финала пьесы

Развернутое высказывание аналитического характера: сопоставление повести Пушкина «Дубровский» и драмы Шиллера

http://www.proshkolu.ru/user/tatyanakn/file/4361787/

13

М.Ю.Лермонтов. Страницы биографии. Кавказ в жизни и творчестве поэта.

1

Урок освоения новых знаний

Из биографии (Кавказ в жизни поэта). Художественный мир поэта. Символический смысл стихотворений. Противоречивость переживаний поэта.

Сообщение о Лермонтове, Выразительное чтение стихотворения «Парус»

Презентация в формате Word «Кавказ в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова

http://www.proshkolu.ru/user/nechitaylo/file/2836563/

14

Тема одиночества и разлуки в поэзии М.Ю.Лермонтова

1

Урок освоения новых знаний

Мотивы грусти, одиночества и тоски поэта-изгнанника. Антитеза как основной прием стихотворений.

Рассказы учащихся об истории создания стихотворений «Ветка Палестины», «Тучи», «На севере диком стоит одиноко…»

Установление ассоциативных связей с произведениями живописи

Выразительное чтение стихотворения «Парус»

http://www.proshkolu.ru/user/ninsa/file/5103628/

15

Обучение анализу лирического произведения. Роль сравнений и эпитетов в стихотворениях М.Ю.Лермонтова

1

Урок развития речи.

Живописность поэзии Лермонтова: роль эпитетов и сравнений. Особенности выражения мотива одиночества

Выразительное чтение наизусть стихотворения

Письменный анализ стихотворений

http://www.proshkolu.ru/user/uchitelnitsa/file/3182632/

16

Историческая тема и фольклорные мотивы в «Песне..» Образ Ивана Грозного.

1

Урок освоения новых знаний

Картины быта России 16 века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Эпические и лирические черты произведения

Фольклорные традиции в поэме. Образы гусляров-рассказчиков как выразителей авторской оценки изображаемого.

краткий пересказ сцены пира;

выразительное чтение поэмы. Сопоставление «Песни..» с произведениями устного народного творчества

Игра «Угадай героя» по произведению

Ответить на вопрос: какие нравственные законы преступает Киребеевич?

http://www.proshkolu.ru/user/novakova50/file/3680796/

17

Калашников и Кирибеевич. Нравственный поединок героев поэмы. Утверждение человеческого достоинства и правды.

1

Урок освоения новых знаний

Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем. Степан Калашников-носитель лучших качеств русского национального характера. Прием сопоставления в изображении героев

Выразительное чтение кулачного боя, рассказ о семейной драме Калашникова

анализ текста (эпизод поединка героев, диалоги Калашникова и Алены Дмитриевны, Грозного и Калашникова)

Отметить эпические способы изображения Калашникова

Сравнительная характеристика Калашникова и Кирибеевича

http://www.proshkolu.ru/club/lit/file2/3952627

18

Н.В.Гоголь. Страницы биографии. Историческая основа повести «Тарас Бульба»

Урок освоения новых знаний

Из биографии писателя (по воспоминаниям современников)

Замысел автора. Повесть «Тарас Бульба». Историческая основа повести.

сообщение-историческая справка.

Составление плана учебной статьи.

Презентация в формате Word «По страницам биографии Н.В.Гоголя»

Викторина на знание творчества Н.В.Гоголя.

http://www.proshkolu.ru/user/helena1/file/3605538/

19

Тарас Бульба и его сыновья

1

Урок освоения новых знаний

Тарас, Остап и Андрий в начале повести. Описание быта семьи Тараса. Принцип контраста в изображении героев. Описание степи, художественная роль фрагмента: соотнесенность картин природы с судьбой героев

Выразительное чтение эпизода «Описание степи»

Инсценировка эпизода «Встреча Тараса с сыновьями»

Сопоставление текста с иллюстрациями П.Соколова

Сравнительная характеристика Остапа и Андрия (начало работы).

Составление сравнительной таблицы

http://www.proshkolu.ru/user/uchitel1200/file/3610547/

20

Запорожская Сечь, ее нравы и обычаи.

1

Урок освоения новых знаний

Нравы и обычаи Запорожской Сечи. Героизм запорожцев, самоотверженность и верность боевому товариществу. Два типа характеров: Остап и Андрий. Принцип контраста в их изображении. Проблема нравственного выбора.

Устное словесное рисование с использованием цитат из произведения.

Сжатый пересказ «Нравы и обычаи Запорожской Сечи»,

Сравнительная характеристика Остапа и Андрия (продолжение работы)

http://www.proshkolu.ru/user/lingvist/file/376551/

21

Анализ эпизода «Битва под Дубно»

1

Урок развития речи.

Запорожцы в бою. Патриотизм главных героев: Тараса и Остапа. Связь повести с фольклорным эпосом

Составление плана к характеристике Остапа.

Обсуждение иллюстраций к произведению.

Выборочный пересказ «Как сражались и погибали казаки (об одном герое)

Словесное рисование: «Последняя ночь среди своих» (об Андрии)

Письменный ответ на вопрос: можно ли назвать Андрия предателем?

http://www.proshkolu.ru/user/alisa80/file/2655492/

22

Любовь к родине и чувство товарищества в повести

1

Комбинированный

Любовь к родине и чувства товарищества в повести. Необыкновенные характеры как олицетворение героической эпохи. Чувства автора, средства их выражения.

Выразительное чтение отрывка наизусть («Речь о товариществе»).

Ответить на вопросы: как различаются три смерти в повести? Важно ли для писателя, как погибают его герои?

Сравнительная характеристика Остапа и Андрия (завершение работы)

Составление синквейна (идея, пафос повести

23

П. Мериме «Маттео Фальконе». Долг и предательство. Проблема нравственного выбора в новелле

1

Урок освоения новых знаний

Проспер Мериме-французский писатель-реалист, мастер новеллы. Проблема нравственного выбора в новелле «Маттео Фальконе»

Пересказ отдельных эпизодов.

Сопоставление сюжета повести «Тарас Бульба» и новеллы П. Мериме

Ответить на вопросы: почему отец застрелил сына? Что означало предательство сына для рода Фальконе? Можно ли оправдать поступок Маттео?

http://www.proshkolu.ru/user/ignatova53/file/1404116/

Русская лирика середины XIX века. Основные темы и мотивы (6 ч)

Задачи: приобщение к поэтическому настроению;усвоение и активизация литературоведческих терминов; стиховая инструментовка, антитеза.

Виды деятельности: чтение и заучивание наизусть.

Теоретические понятия для изучения: гражданская лирика и «чистое искусство»; композиционная и смысловая антитеза, параллелизм, развёрнутая метафора, звуковая организация стиха: аллитерация и ассонанс.

Повторение: лирический сюжет; центральные образы лирического произведения.

Связь между видами искусства: романсы на стихи поэтов середины 19 века (музыка П.П.Булахова, Н.А. Римского-Корсакова, А.Е. Варламова)

24

Гражданская лирика и поэзия «чистого искусства» Художественные особенности лирикиН.А.Некрасова.

1

Урок освоения новых знаний

Н. А. Некрасов. Из биографии поэта (по воспоминаниям современников) Стихотворения «Перед дождем», «Несжатая полоса». Особенности лирики поэта: голоса героев, гражданская проблематика, публицистичность. Образ рассказчика в стихотворениях.

Поиск в Интернете кратких сведений об авторе.

Выразительное чтение и

анализ стихотворений «Перед дождем», «Несжатая полоса»

Составление плана вступительной статьи.

Ответить на вопрос: какую роль играет пейзаж в каждом стихотворении Н.А.Некрасова?

http://www.proshkolu.ru/user/fedunina33/file/3395140/

25

Образ народа и тема народных страданий в стихотворении Н.А. Некрасова «Железная дорога»

1

Урок освоения новых знаний

Стихотворение «Железная дорога». Величие народа в создании духовных и материальных ценностей..

Рассказ учащихся «Гражданская лирике и поэзия «чистого искусства»

Выстроить образный ряд, связанный с описанием мужиков, используя цитаты из текста.

Выстроить образный ряд, связанный с описанием мужиков, используя цитаты из текста.

Составление цитатного плана стихотворения «Железная дорога»

http://school-essay.ru/analiz-poemy-nekrasova-sasha.html

26

Выразительное чтение стихотворений. Поэма Н.А.Некрасова «Саша»

1

Комбинированный

Сюжет и тема человеческого характера в поэме. Роль пейзажа в раскрытии образа главной героини произведения

Рассказ «Русский народ в изображении Некрасова».

Подбор цитат, характеризую

щих героев

Выразительное чтение стихотворений.

Ответить на вопрос: каким представляется вам будущее главной героини поэмы «Саша»?

27

Ф.И.Тютчев-великолепный певец природы

1

Урок освоения новых знаний

Из биографии поэта. Стихотворения Тютчева о временах года: «Весенняя гроза», «Есть в осени первоначальной…», « С поляны коршун поднялся…» Мастерство поэта в создании картин природы. Живописность и красочность поэзии Тютчева. Олицетворение как основное средство изображения природы.

Выразительное чтение и анализ стихотворений Тютчева.

Устное словесное рисование.

Установление ассоциативных связей с произведениями музыки.

Составить тезисный план статьи учебника о поэте.

Определить художественные средства и приемы, характерные для лирики поэта (олицетворения, антитеза, звукопись, ассонанс, аллитерация)

http://www.proshkolu.ru/user/liliy66/file/3862274/

28

А.А.Фет. Единство природы и человеческой души в лирике поэта.

1

Урок освоения новых знаний

А. А. Фет. Из биографии поэта. Стихотворения: «Чудная картина…», «Печальная береза..», «Я пришел к тебе с приветом…», «Облаком волнистым…»,» Ласточки пропали…», «Вечер», «Какая грусть..», «Учись у них-у дуба, у березы…» Состояние природы и человеческой души, запечатленное в единстве. Параллелизм в пейзажной лирике Фета. Музыкальность лирики: звукопись, лексические повторы

Устное сообщение о поэте (факты жизни и творчества, отзывы современников)

Выразительное чтение стихотворений.

Групповой проект: подготовить программу концерта, посвящённого лирике Ф.И.Тютчева и А.Фета: содержание, музыку, иллюстрации.

http://www.proshkolu.ru/club/lit/file2/357146

29

Пейзаж в лирикеА.Н. Майкова и А.К.Толстого. Обобщение темы «Русская лирика середины 19 века»

1

Комбинированный

А.К.Толстой и А.Н.Майков. Из биографии поэтов. Стихотворения «Вот уж снег последний в поле тает», «Острою секирой ранена береза», «Осень. Обсыпается весь наш белый сад…» Фольклорные традиции в изображении природы.

А.Н.Майков. Стихотворения «Осень», «Осенние листья по ветру шуршат..»

Эмоциональность лирического героя стихотворений поэтов.

Групповые задания: определить средства художественной выразительности, объяснить их роль

Ответить на вопрос:

творчество какого поэта средины 19 века вас особенно заинтересовало и заставило задуматься и почему?

Презентация в формате Word« Русские поэты середины 19 века»

Выразительное чтение стихотворений наизусть

Ответить на вопрос: какая лирика вам ближе-гражданская или поэзия «чистого искусства»?

http://www.proshkolu.ru/user/jktymrf1973/file/1144913/

30

Контрольная работа за 1 полугодие

1

Урок контроля

Проблемы и герои произведений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В.Гоголя. Стихотворения поэтов 19 века.

Развернутый ответ на вопрос. Тест.

Самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы.

Страницы классики: литература конца XIX – начала XX века ( 10 ч)

Задачи:развитие чувства комического; усвоение и активизация литературоведческих терминов: ирония, сатира.

Виды деятельности: чтение, интерпретация.

Повторение: виды комического (юмор, сатира)

Теоретические понятия для изучения: виды комического в литературе; реально-бытовой план и исключительная ситуация как основа сюжета.

31

А.П.Чехов «Хамелеон». Живая картина нравов. Смысл названия рассказа.

1

Урок освоения новых знаний

Вехи биографии писателя.

«Хамелеон»-рассказ о всеобщем рабстве. Развитие понятий о юморе и сатире. Особенности композиции, средства создания характеров

Выразительное чтение по ролям.

Письменно ответить на вопрос: чем опасно раболепие и лицемерие? (Очумелова, толпы)

Создание киносценария по рассказу Чехова

http://www.proshkolu.ru/user/sevidova/file/972388/

32

А.П.Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий». Смешное и грустное в рассказе»

1

Урок освоения новых знаний

Приемы создания комического эффекта. Авторская ирония в рассказе. Речь героев и художественная деталь как источник юмора. Разоблачение чинопочитания и лицемерия.

Комментирование чтение рассказа.

Ответить на вопросы: в чем смысл названия рассказа? Что смешно, а что грустно в рассказе Чехова

Тест по рассказу «Хамелеон»

Исценирование фрагментов рассказа.

http://www.proshkolu.ru/user/LLiza083/file/3163464/

33

Юмор и сатира в творчестве А.П.Чехова. Приемы создания комического.

1

Урок развития речи.

Особенности юмористических рассказов А.П.Чехова. Приемы создания комического: речь героев и художественная деталь.

Ответить на вопросы: современны ли темы рассказов Чехова? Какие прочитанные рассказы можно отнести к сатирическим, какие- к юмористическим?

Характеристика одного из героев рассказов

Дать письменный ответ на вопрос: что осуждает и над чем смеется А.П.Чехов в своих рассказах?

http://www.proshkolu.ru/contest/ybilej/file2/414405

34

А.И.Куприн. Тема бескорыстного служения людям в рассказе «Чудесный доктор»

1

Урок освоения новых знаний

Вехи биографии писателя. Рассказ «Чудесный доктор» Тема служения людям и добру. Реальный прототип героя Куприна-хирург Н.И.Пирогов. Нравственные проблемы рассказа.

Поиск в Интернете кратких сведений об авторе

Работа с рубрикой учебника «Решаем читательские задачи» (ч.2,стр.29-30)

Сообщение об А.И.Куприне.

Ответить на вопрос: в чем смысл названия рассказа?

http://www.proshkolu.ru/user/ludmilasnetkova/file/2787650/

35

Образ главного героя в рассказе «Чудесный доктор»

1

Комбинированный

Образ доктора. Мотив чудесного в рассказе.

Художественный пересказ фрагментов рассказа.

Установление ассоциативных связей с произведениями живописи.

Составление характеристики «чудесного доктора»

Ответить на вопрос: на какие поступки автор хотел вдохновить читателя?

http://www.proshkolu.ru/user/konjagin/file/4668507/

36

Л.Н.Андреев. Нравственные проблемы в рассказе «Баргамот и Гараська»

1

Урок освоения новых знаний

Слово о писателе. «Баргамот и Гараська».

Идея человеческого братства и милосердия в рассказе. Жанр «пасхального рассказа»

Пересказ статьи учебника о писателе.

Ответить на вопросы: почему сюжетно рассказ не завершен? В чем смысл рассказа?

Написать продолжение рассказа.

http://www.proshkolu.ru/user/Ludok55/file/1217753/

37

О. Генри «Дары волхвов». Жертвенность во имя любви.

1

Урок освоения новых знаний

Из биографии писателя.

Джим и Делла, способность к самопожертвованию. Черты рождественского рассказа. Символический смысл названия.

Пересказ статьи учебника о писателе.

Составить цитатный план рассказа.

Пересказ от лица одного из героев.

Написать характеристику Деллы или Джима

http://www.proshkolu.ru/user/516495/file/2533358/

38

Урок внеклассного чтения.

А.П.Платонов«Юшка». Призыв к состраданию и уважению к человеку.

1

Урок внеклас

сного чтения

Друзья и враги главного героя. Внешняя и внутренняя красота человека.

Чтение диалогов Юшки с детьми.

Ответы на вопросы.

Рассуждение: «Ситуации в моей жизни, вызывающие сострадание»

Рассказ о Юшке, близкий к тексту.

Тест по рассказу «Юшка» (с вариантами ответов)

http://www.proshkolu.ru/user/516495/file/2533358/

39

Сочинение «Нужны ли в жизни милосердие и сострадание?»

1

Урок развития речи.

Подготовка к сочинению-рассуждению на основе изученных произведений: Л.Н.Андреева,

А.И.Куприна, О.Генри.

Самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы.

Сочинение

http://www.proshkolu.ru/user/516495/file/2533358/

Наедине с поэтом ( 3 ч)

Задачи:приобщение к поэтической атмосфере; усвоение и актуализация литературоведческой терминологии: стиховая инструментовка, олицетворение.

Виды деятельности: чтение и заучивание наизусть.

Теоретические понятия для изучения и актуализации: метафора в поэтическом тексте (развернутая метафора); композиция лирического произведения, звуковая организация стиха (приём звукописи, цветописи и светописи)

Повторение: статичные образы и движение лирического сюжета.

40

И.А.Бунин. Родная природа в изображении поэта.

1

Урок освоения новых знаний

Вехи биографии писателя. Чтение и анализ стихотворений «Ночь и даль седая…», «Листопад», «Шумели листья, облетая…», «Огонь»

Ответить на вопросы: что роднит стихотворения И.Бунина со стихотворениями пейзажной лирики поэтов 19 века? (тематика, красочность, предметность образов). Традиции каких поэтов продолжает Бунин?

Устное словесное рисование с использованием цитат из произведения.

Выразительное чтение стихотворений.

http://www.proshkolu.ru/user/helena1/file/3962960/

41

Урок развития речи. Художественные особенности лирики И.А.Бунина. Анализ стихотворения «Листопад

1

Урок развития речи

Природа в изображении И.А.Бунина.

Пушкинские традиции в пейзажной лирике поэта

Развернутое высказывание аналитического характера: сопоставить стихотворения о природе И. Бунина и А.Пушкина

Письменный анализ стихотворения ((тема, идея стихотворения, изобразительно-выразительные средства)

http://www.proshkolu.ru/user/qarusova50/file/3961052/

42

Природа-человек-творчество в стихотворениях Н.А.Заболоцкого.

1

Комбинированный

Вехи биографии поэта. «Журавли», «Одинокий дуб». Природа и человек. Природа и творчество.

Анализ стихотворения «Одинокий дуб».

Поиск в Интернете кратких сведений об авторе

Комментированное чтение стихотворений.

http://www.proshkolu.ru/user/olga13-2/file/216034/

Тема войны в русской поэзии XX века ( 4 ч)

Задачи:формирование у школьников чувства патриотизма; усвоение и актуализация литературоведческой терминологии.

Виды деятельности: чтение и заучивание наизусть.

Теоретические понятия для изучения: тема памяти в лирике; исповедальность и патриотический пафос лирики о Великой Отечественной войне.

43

Стихотворения о Великой Отечественной войне А. Ахматовой, О. Берггольц, Ю.В.Друниной.

1

Урок освоения новых знаний

Стихотворения А.Ахматовой «Клятва», «Мужество», «Победителям»; О.Берггольц «Я говорю с тобой под свист снарядов»

Ю.В.Друни на. Боевые подвиги и фронтовые будни в творчестве поэтессы.

Стихотворения «Я только раз видала рукопашный», «Все грущу о шинели..», «Запас прочности..»

Работа с рубрикой учебника «Обсудим вместе» (ч.2, стр.89)

Поиск в Интернете кратких сведений об авторе

Сообщение об А.Ахматовой и О.Берггольц, жизни и творчестве Ю.Друниной; выразительное чтение стихотворений.

http://www.proshkolu.ru/user/Haitonov1970/file/4075637/

http://www.proshkolu.ru/user/wasa70/file/2623823/

44

Поэзия поэтов-фронтовиков

1

Урок освоения новых знаний

Слово о поэтах, погибших на войне

С.Гудзенко,, С.Орлове, М.Джалиле, Д.Самойлове. Стихотворения «Перед атакой», «Его зарыли в шар земной», «Смерть девушки», «Радость весны», «Сороковые, роковые..». Патриотические чувства авторов и их мысли о Родине и о войне

Устные сообщения о поэтах-фронтовиках. Выразительное чтение стихотворений

Разработать макет сайта, посвященного «Книге про бойца»

Составление тезисного плана прочитанной статьи учебника.

http://www.proshkolu.ru/user/gusaa/blog/411769

45

Исповедальность лирики А.Суркова, К.Симонова.

1

Урок освоения новых знаний

Слово о поэтах фронтового поколения. Стихотворения

А. Суркова «Бьется в тесной землянке огонь..», К.Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…», «Жди меня…»

Сообщения учащихся о поэтах

Выразительное чтение стихотворений.

Анализ стихотворения «Жди меня, и я вернусь…»

Презентация в формате Word «Поэты военного поколения»

http://www.proshkolu.ru/user/veri/blog/106322

46

Интерпретация стихотворения о войне.

1

.Урок развития речи.

План интерпретации стихотворения

Развернутое высказывание интерпретирующего характера.

Письменный анализ-интерпретация стихотворения.

Национальный характер в литературе XX века ( 15 ч)

Задачи:приобщение к национальным архетипическим образам; усвоение и актуализация литературоведческих понятий и терминов.

Виды деятельности: чтение и интерпретация.

Теоретические понятия для изучения: документальность и вымысел.

47

А.Т.Твардовский. Отражение военных событий и тема памяти в лирике поэта.

1

Урок освоения новых знаний

А.Т.Твардовский. Вехи биографии поэта. «Я знаю, никакой моей вины», «Я убит подо Ржевом». Интонация и стиль произведений.

Поиск в Интернете кратких сведений об авторе.

Ответить на вопросы: какие жизненные факты побудили поэта к написанию стихотворения «Я убит подо Ржевом»? Какие строки произвели на вас наибольшее впечатление? В чем состоит завещание погибшего солдата?

Составление плана статьи учебника о поэте.

Выразительное чтение стихотворений

http://www.proshkolu.ru/user/Olgas28/file/1781925/

48

Поэма «Василий Теркин»- книга про бойца и для бойцов.

1

Урок освоения новых знаний

Человек на войне. Своеобразие жанра. Документальность произведения и художественный вымысел. Связь фольклора и литературы. Автор и герой.

Обсуждение глав «На привале» и «Переправа»

Выразительное чтение первой и второй глав.

Сообщение о военной биографии Василия Теркина, о встречах Теркина на дорогах войны;

Разработать макет сайта, посвященного «Книге про бойца»

http://www.proshkolu.ru/user/Shatskaya8767/file/3535962/

49

Василий Теркин как собирательный образ русского солдата в произведении.

1

Урок освоения новых знаний

Народный герой в поэме: Василий Теркин как собирательный образ. Автор и герой. Образ солдата-победителя.

Анализ глав «Два солдата», «О награде», «Бой в болоте», «Смерть и воин».

Чтение по ролям главы «О себе»

Составление характеристики Василия Теркина.

http://www.proshkolu.ru/user/KLM0011/file/3414692/

50

Композиция и язык поэмы «Василий Теркин» Подготовка к домашнему сочинению.

1

Урок развития речи.

Интонационное многообразие поэмы. Юмор. Особенности стиха. Роль рефрена в раскрытии смысла произведения.

Выразительное чтение наизусть фрагмента поэмы.

Анализ языковых особенностей произведения.

Ответить на вопросы: какой рефрен связывает отдельные главы произведения? Каково его значение для понимания смысла произведения?

Групповой проект: инсценировка фрагмента главы поэмы «Василий Теркин» или литературная композиция

http://www.proshkolu.ru/user/KLM0011/file/3414692/

51

М.А.Шолохов. Страницы биографии. Заочная экскурсия по шолоховским местам «Станица Вешенская»

1

Комбинированный

Вехи биографии писателя. Литературные места России. Мемориальный комплекс Государственный музей-заповедник», где жил и работал писатель с 1949 по 1984 г.г. Усадьба М.А. Шолохова в Вешенской.

Хутор Кружилинский-родина писателя. Станица Каргинская- начало литературной деятельности М.А.Шолохова

Самостоятельная работа с ресурсами Интернета. Сообщения учащихся о жизни и творчестве Шолохова.

Презентация «Виртуальная экскурсия по шолоховским местам»

http://www.proshkolu.ru/user/KLM0011/file/3414692/

52

М.А.Шолохов. Рассказ «Судьба человека». Судьба Родины и судьба человека.

1

Урок освоения новых знаний

Отражение судьбы всего народа в судьбе героя произведения. Тема нравственных испытаний и военного подвига.

Анализ текста рассказа.

Работа с рубрикой «Выскажите свое отношение к прочитанному»

Анализ текста рассказа.

Ответить на вопросы: в чем смысл названия рассказа? Почему это судьба человека, а не судьба конкретно Андрея Соколова

http://www.proshkolu.ru/user/Haitonov1970/file/3891205/

53

Анализ эпизода «Отец и сын»

1

Урок развития речи.

Обучение анализу эпизода. Портрет как средство характеристики героя

Пересказ «Основные вехи судьбы главного героя».

Выразительное чтение и анализ эпизода «На пароме»

Письменная работа «Отец и сын»

http://www.proshkolu.ru/user/Haitonov1970/file/3831960/

54

Андрей Соколов-воплощение русского национального характера

1

Комбинированный

Андрей Соколов-воплощение национального характера. Смысл названия рассказа. Особенность композиции: рассказ в рассказе.

Пересказ эпизода «Андрей Соколов в плену».

Составление характеристики главного героя.

Установление ассоциативных связей текста рассказа с кинофрагментом.

Письменный ответ на вопрос: какие черты русского национального характера воплощает Андрей Соколов?

http://www.proshkolu.ru/user/Halapina/file/441534/

55

В.Г.Распутин. «Уроки французского». Отражение послевоенных трудностей в рассказе

1

Урок освоения новых знаний

Вехи биографии писателя. События, рассказанные от лица мальчика, авторская оценка.

Поиск в Интернете кратких сведений об авторе

Рассказ о послевоенных трудностях в стране. Комментированное чтение рассказа

Ответить на вопрос: с какими трудностями столкнулся мальчик, находясь далеко от дома?

http://www.proshkolu.ru/user/Olgas28/file/1778937/

56

Становление характера главного героя рассказа

1

Урок освоения новых знаний

Герой рассказа и его сверстники

Работа с рубрикой «Решаем читательские задачи» (учебник, ч. 2,с.261)

Анализ эпизода драки. Сравнить поведение мальчиков на пустыре.

Ответить на вопрос: зачем пришел играть Птаха и герой рассказа?

Самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы: какие жизненные уроки преподносит герою жизнь?

Почему мальчик начинает играть на деньги? Оказало ли влияние на формирование характера героя время, в котором он жил?

Составление характеристики главного героя

http://www.proshkolu.ru/user/Olgas28/file/2606989/

57

Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.

1

Урок освоения новых знаний

Нравственные проблемы рассказа. Образ учительницы как символ человеческой отзывчивости. Смысл названия рассказа.

Пересказ эпизодов «Посылка», «Игра в замеряшки»

Комментирование рассказа.

Установление ассоциативных связей с произведениями живописи.

Самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы: почему Лидия Михайловна решилась играть со своим учеником? Как вы расцениваете этот поступок? Почему рассказ называется «Уроки французского»?

http://www.proshkolu.ru/user/ngcherezova/file/883342/

58

В.М.Шукшин. «Сокровенный» герой произведений писателя. Рассказ «Космос, нервная система и шмат сала»

1

Урок освоения новых знаний

Вехи биографии писателя. Герои рассказов Шукшина. Доброта, доверчивость и душевная красота «маленьких людей». Столкновение с миром грубости и практической приземленности.

Поиск в Интернете кратких сведений об авторе

Анализ рассказа.

Ответы на вопросы.

Выразительное чтение рассказа по ролям

http://5litra.ru/soch/338-geroi-rasskaza-v-shukshina-kosmos-nervnaya-sistema-i-shmat-sala.html

59

М.Шукшин. Рассказ «Микроскоп».

1

Урок освоения новых знаний

Непосредственность, простодушие, наивность героев рассказов. Авторское отношение к героям

Пересказ рассказа..

Ответить на вопросы: как микроскоп изменил жизнь семьи Ериных? Что важнее для героев рассказа: знание или вера?

Ответить на вопрос: можно ли утверждать, что герои рассказов Шукшина-странные люди, чудаки? Как относится автор к своим героям?

http://5litra.ru/soch/338-geroi-rasskaza-v-shukshina-kosmos-nervnaya-sistema-i-shmat-sala.html

60

Ф.А.Абрамов. Повесть «Поездка в прошлое. Загадочный незнакомец.

1

Урок освоения новых знаний

Из биографии писателя. Главный герой повести Никифор Иванович Микша. Встреча Микши с Кудасовым.

Отречение Микши от отца.

Выборочное чтение эпизодов.

Анализ событий повести.

Ответить на вопросы: кто рассказывает о прошлых событиях? Как в ту пору было принято относиться к человеческой жизни? Почему Микша торопится узнать правду об отце?

http://festival.1september.ru/articles/574500/

61

Ф.А.Абрамов. Проблема утраты человечности и родственных связей в произведении.

1

Урок освоения новых знаний

Проблемы человечности, совести и сострадания. Потеря отцовских связей. Моральная ответственность

за поступки. Таинственный незнакомец из Курзии- метафора судьбы.

Работа с рубрикой учебника «Решаем читательские задачи».

Устное словесное рисование с использованием цитат из произведения.

Ответить на вопросы: какое предательство совершил Микша? Почему встреча с Кудасовым перевернула жизнь Микши?

http://www.litra.ru/composition/get/coid/00022201184864085710/

62-63

Повторение и обобщение изученного. Конкурс презентаций.

2

Уроки повторения и обобщения

Жизнь и творчество поэтов и писателей 19-20 века

Защита презентации; анализ источников, сбор необходимой информации; обсуждение оформления презентаций.

Самостоятельная работа с ресурсами Интернета.

Мультимедийная перезентация

http://www.litra.ru/composition/get/coid/00022201184864085710/

64-65

Итоговая проектная деятельность. «Проблемы русской литературы 19-20 века»

2

Уроки повторения и обобщения

Итоговая проектная деятельность

Самостоятельная работа при выполнении индивидуального или коллективного творческого проекта

Защита проекта.

http://www.litra.ru/composition/get/coid/00022201184864085710/

66-67

Уроки развития речи. Контрольное сочинение

2

Уроки развития речи.

Последовательность раскрытия темы. Отбор материала. Варианты для вступления и заключения

Обсуждение черновиков сочинения.

Написание сочинения.

Создание развернутого высказывания аналитического характера

http://www.litra.ru/composition/get/coid/00022201184864085710/

68

Итоговый урок. «Человек, любящий и умеющий читать, -счастливый человек.»

1

Урок повторения и обобщения

Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение

Составление итогового теста за учебный год по произведениям.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/459627-rabochaja-programma-po-literature-dlja-7-klas

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Рекомендуем Вам курсы повышения квалификации и переподготовки

  • Характеристики жени из рассказа тимур и его команда
  • Характеристика царь салтан из сказки пушкина
  • Характеристика царя берендея из сказки о царе берендее жуковского
  • Характеристика учительницы из рассказа фотография на которой меня нет
  • Характеристика тимофея осиповича из рассказа христос в гостях у мужика