Характеристики лизы муромской из рассказа барышня крестьянка

История создания рассказа барышня-крестьянкабарышня-крестьянка а. с. пушкина входит в прозаический цикл повести белкина. история его создания заслуживает отдельного упоминания.а.с. пушкин

История создания рассказа «Барышня-крестьянка»

«Барышня-крестьянка» А. С. Пушкина входит в прозаический цикл «Повести Белкина». История его создания заслуживает отдельного упоминания.

А.С. Пушкин в Болдино

Александр Сергеевич написал все пять миниатюр цикла в 1830 году, находясь в своем имении Большое Болдино под Нижним Новгородом, куда поэт приехал из Москвы 3 сентября и где рассчитывал быстро разобраться с хозяйственными делами и вернуться, чтобы отпраздновать свадьбу с Натальей Гончаровой.

Однако планам не суждено было сбыться: в это время в Москве началась эпидемия холеры, и город был окружен карантинными постами – въезд и выезд из него перекрыли, чтобы предотвратить распространение болезни. Поэтому свадьбу пришлось отложить, и Пушкин оказался невольным пленником Болдино на три осенних месяца.

В Москву он приехал лишь в начале декабря, и в феврале 1831 г. состоялось его венчание с Н. Гончаровой.

Александр Сергеевич любил осеннюю пору и всегда испытывал осенью эмоциональный и творческий подъем, а в год написания «Повестей Белкина» к этому добавилось радостное ожидание воссоединения с любимой женщиной. По признанию Пушкина, в 1830 г. в Болдине он писал так, как давно уже не писал.

«Повести Белкина», в которых «Барышня-крестьянка» занимает среднюю позицию, вышли в свет в 1831 году. Люди, читающие это сочинение поэта впервые, могут задаться вопросом, кто такой Белкин, и почему Пушкин написал и издал свои новеллы под псевдонимом.

Автор приписал их создание вымышленному персонажу – покойному помещику Ивану Петровичу Белкину, якобы умершему от простуды в тридцатилетнем возрасте и оставившему после себя рукописи. Для Пушкина это был не просто веселый розыгрыш – укрываясь за никому не известным Белкиным, ему хотелось избежать желчных отзывов и рецензий.

Александр Сергеевич был первопроходцем в создании литературы нового типа, и не без основания опасался, что критики, считающие сентиментальное творчество Карамзина, Жуковского и других тогдашних классиков образцом для подражания, не поймут его произведение, выходящее за рамки традиционализма.

Краткий пересказ

Пушкин намеренно придал своей повести чуть ироничные черты. Многие строки в нем содержат скрытый смысл, не всегда понятный современным людям.

Имя главной героини – Лизавета – напоминало читателю того времени о широко известном современникам поэта сентиментальном рассказе Карамзина «Бедная Лиза», повествующем о трагической любви небогатой девушки к блестящему офицеру.

Но, кроме имени, пушкинская Лиза не имеет ничего общего с образом карамзинской героини. Строка предваряющего повесть эпиграфа – «Во всех ты, душенька, нарядах хороша», – содержит намек на преображение Лизы в Акулину, что служит завязкой центральной интриги новеллы.

Изложенный вкратце конспект произведения представляет собой шутливую пародию на извечный шекспировский сюжет о конфликте двух семейств, хотя история Лизы и Алексея совсем непохожа на историю Ромео и Джульетты. Произведение невелико, написано легким и приятным слогом, и его не составит труда прочитать полностью.

Живя по соседству, помещики Берестов и Муромский не очень ладят друг с другом. Григорий Иванович считает Ивана Петровича неотесанным «медведем» и провинциалом, отрицающим западный прогресс, перед которым Муромский преклоняется. Берестов же резко отрицательно относится к англомании соседа, иронизирует над его пристрастием ко всему английскому, говоря: «Куда нам по-английски разоряться! Были бы мы по-русски хоть сыты».

Темы и проблемы

  • Основная тема повести, конечно, любовная. Любовь становится основной движущей силой развития действия. Перед взаимной склонностью героев меркнут все внешние обстоятельства.
  • Юмор. Кроме того, в «Барышне-Крестьянке» читатель обнаружит и очевидный комизм ситуации. Но юмор повести добрый и светлый, заставляющий улыбнуться счастливой абсурдности происходящих событий, в центре которых оказываются герои. Например, Пушкин весьма иронично рисует и образ Муромского в его стремлении строить быт на английский манерах. Англомания – тоже своеобразное проявление стереотипности дворянской жизни.
  • Проблематика «Барышни-Крестьянки» тесно связана и с отрицанием предрассудков общества, в данном случае уездного. Стереотипы и условности среды проявляются и в жизни героев: дворянский статус обязывает их вести ту жизнь, которая им не по душе, вступать в брак против собственной воли.
  • Конфликт. Для того чтобы быть по-настоящему искренними, герои вынуждены постоянно вступать в борьбу с тем укладом жизни, который царит вокруг. Сами герои, Лиза и Алексей – персонажи весьма тривиальные, их не миновал отпечаток пошлости уездной жизни, однако они оба способны на смелые и решительные поступки во имя любви, что бесспорно заслуживает уважения.

Жанр, направление, композиция

Новеллы, входящие в цикл «Повестей Белкина», принадлежат к разным жанрам: реализму, готике, сентиментализму. «Барышня-крестьянка» представляет собой смешение жанров: прежде всего, это водевиль с переодеваниями и игрой. В то же время в рассказе есть черты реализма и сентиментализма.

Композиция новеллы включает:

  • вступление,
  • завязку,
  • кульминацию,
  • развязку.

Во вступлении Пушкин изображает контекст, в котором будет происходить развитие сюжета: он рассказывает о двух соседях-помещиках – Муромском и Берестове, их детях и отношениях между собой.

Затем следует история о том, как Лизе Муромской пришло в голову познакомиться с Алексеем Берестовым под видом Акулины, и что из этого вышло.

Кульминация – визит Алексея к Муромским, вызванный желанием отказаться от свадьбы, на которой настаивает его отец. И, наконец, развязка – встреча молодого Берестова с Лизой-Акулиной.

«Барышня крестьянка» особенности композиции повести Пушкина 1830 года определены в этой статье.

Композиция повести «Барышня крестьянка»

Экспозиция

: Рассказ о старшем поколении дворян — Муромский и Берестов. Характеристика младшего поколения Алексея и Лизы.

Завязка

: Настя, служанка Лизы, знакомится с А.Берестовым и рассказывает об этом Лизе. Случайное знакомство Насти с А. Берестовым влечет за собою хорошо спланированное «случайное» знакомство Лизы с Алексеем.

Кульминация

: Неожиданный приезд Алексея к Муромским, возможность застать Лизу в ее «обычном образе». Но Лиза появляется в образе модной светской барышней, очень напыщенной и он ее не узнает.

Кульминации предшествует еще одна случайность: падение Муромского с лошади и спасение его Берестовым- старшим. С этой сцены, пред­ставляющей момент наивысшего напряже­ния действия, начинается и разрешение конфликта, переходящего в развязку.

Развязка

: Отсутствует. Повесть заканчивается словами: «Читатели из­бавят меня от излишней обязанности описывать развязку».

Пушкин сюжетом повести утверждает, что не всегда обязательно давать под­робную развязку. Она здесь очевидна и может быть хорошо представлена читате­лем самостоятельно. Каждый представит ее по-своему. Но общее — это родительское благословение, начало кото­рого положено восклицанием Муромско­го: «Ага! да у вас, кажется, дело совсем уже слажено… «- и дальнейшая счаст­ливая судьба молодых.

Тема урока: Особенности жанра и композиции повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка». Цели: Познакомить учащихся с произведением А.С.Пушкина «Барышня — крестьянка», его сюжетом и героями. Выявить роль антитезы в повести. Формировать умение анализа художественного текста. Воспитывать эмоциональное восприятие художественного текста, внимание к художественному слову; воспитывать уважение к чувствам человека. Оборудование: — текст повести «Барышня- крестьянка», проектор, экран. Методические приёмы: — рассказ учителя с элементами беседы; словарная работа; комментированное чтение; сравнительный анализ персонажей

Ход урока Орг. момент. — Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня у нас открытый урок, поприветствуем наших гостей. Слово учителя. — Ребята, сегодня мы начинаем знакомство с циклом повестей, имеющих название «Повести Белкина». Написаны они были в Болдино, осенью 1830 года. (Сообщение о Болдинской осени в жизни А.С.Пушкина) На сегодняшнем уроке мы с вами будем работать над повестью Пушкина «Барышня-крестьянка». 3.Беседа по тексту. — Дома вы прочитали повесть. Начиная чтение, вы наверняка обратили внимание на её заголовок и эпиграф. Как вы можете объяснить заголовок? Каково лексическое значение слов барышня и крестьянка?- Что даёт совмещение этих слов? — Объясните смысл эпиграфа. — Как Пушкиным переосмыслена «романтическая» ситуация, описанная в повести «Барышня-крестьянка» ?- Какие признаки романтизма вы можете назвать в повести? 4.Обсуждение персонажей повести (сопоставительный анализ) Анализ персонажей повести начнем со старшего поколения (отличия): Иван Петрович Берестов 1.Ведет хозяйство на русский манер; «В будни он ходил в плисовой куртке, по праздникам надевал сюртук из сукна домашней работы; сам записывал расход и ничего не читал, кроме «Сенатских Ведомостей ». Из людей, осуждавших Г.И.Муромского, «Берестов отзывался строже всех. Ненависть к нововведениям была отличительная черта его характера». Григорий Иванович Муромский Англоман: «…развёл он английский сад…Конюхи его были одеты английскими жокеями. У дочери его — англичанка. Поля обрабатывал он по английской метод…» Григорий Иванович «почитался человеком не глупым, ибо первый из помещиков догадался заложить имение в Опекунский совет: оборот, казавшийся в то время чрезвычайно смелым» Англоман «выносил критику столь же нетерпеливо, как и наши журналисты». Отмети иронию Пушкина в описании отношений Берестова — старшего и Муромского. В их изображении Пушкин использует прием антитезы. Однако, несмотря на отличия, у них много общего: Иван Петрович Берестов- русский дворянин, ведущий хозяйство по русскому образцу. Оба были женаты по любви и овдовели, оставшись с одним ребенком. Благодаря общности жизни Берестов — старший и Муромский смогли в конце концов найти общий язык и помириться. Младшее поколение Алексей Берестов Характеристика персонажа, портрет: «Он был воспитан в … университете и намеревался вступить в военную службу, но отец не соглашался… Они друг другу не уступали, и молодой Алексей стал жить покамест барином, отпустив усы на всякий случай (атрибут военного)» Он был «в самом деле, молодец…Барышни поглядывали на него, а иные и заглядывались; но Алексей мало ими занимался, а они причиной его нечувствительности полагали любовную связь». «Легко вообразить, какое впечатление Алексей должен был произвести в кругу … барышень. Он первый пред ними явился мрачным и разочарованным, первым говорил им об утраченных радостях и об увядшей своей юности; сверх того носил он чёрное кольцо с изображением мертвой головы. Всё это было чрезвычайно ново в той губернии. Барышни сходили по нем с ума». Лиза (Бетси)- Акулина (имя героини выбрано не случайно: у всех на слуху «Бедная Лиза» Карамзина, не случайно героиня читает «Наталью, боярскую дочь» Карамзина). 1.Характеристика персонажа, портрет: «Ей было семнадцать лет. Черные глаза оживляли смуглое и очень приятное лицо. Она была следственно, балованное дитя. Её резвость и поминутные проказы восхищали отца и приводили в отчаянье мисс Жаксон…» «За Лизою ходила Настя, она была постарше, но столь же ветрена, как и её барышня». — Почему Лиза решила переодеться крестьянкой, разве она не могла очаровать Алексея в своем истинном обличии? — Почему Алексей и Лиза полюбили друг друга? 5.Работа над композицией и сюжетом повести. — Как произошло последнее объяснение Алексея и Лизы? -А какова роль случая в повести? Давайте перечислим случайности, которые двигают повестью. Так ли они случайны? Рассмотрим композицию. Напомним, как строится композиция: На доске: Экспозиция – завязка- кульминация- развязка- эпилог (не обязателен)

Экспозиция: Рассказ о героях старшего поколения, характеристика младшего поколения. Завязка: Настя, служанка Лизы, знакомится с А.Берестовым и рассказывает об этом Лизе. Случайное знакомство Насти с А.Берестовым влечет за собою хорошо спланированное «случайное» знакомство Лизы с Алексеем.Кульминация: Случайная встреча с Лизой-Акулиной в ее доме. Кульминации предшествует еще одна случайность: падение Муромского с лошади и спасение его Берестовым- старшим. Развязка: Отсутствует: «Читатель избавит меня от излишней обязанности описывать развязку…» Так ли случайны случайности в повести? Поразмышляйте над этим вопросом дома. 6. Домашнее задание Сочинение-миниатюра «Роль случая в повести А.С.Пушкина «Барышня- крестьянка». Прочитать роман А.С.Пушкина «Дубровский»

Цели урока: 1. Знакомство с повестью А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка». 2. Выявление жанровых и композиционных особенностей повести «Барышня-крестьянка». 3. Формирование умения анализа художественного текста, в том числе с помощью других видов искусства. 4. Выявление роли эпизода в тексте. Задачи урока: 1. Развивающая — развивать умение самостоятельно мыслить, решать проблемные вопросы, находить оптимальный выход из проблемной ситуации. 2. Обучающая — развивать умение анализировать произведение, видеть его взаимосвязи и закономерности. 3. Воспитывающая — воспитывать уважение к творчеству Пушкина, нравственные качества у учащихся на примере произведений Пушкина, их проблематики и идейного звучания, воспитывать эмоциональное восприятие художественного текста, произведений изобразительного искусства, музыкальных произведений, внимание к художественному слову. Оборудование урока: компьютер, слайд-презентация, портрет Александра Сергеевича Пушкина, тексты произведения, репродукции В. Д. Поленова, Л. Серебренниковой, А. К. Саврасова, И. И. Шишкина, К. Я. Крыжицкого, С. Басова, музыкальные произведения А. Широченко, А. Архиповского, Г. Шендерева, элементы декораций для инсценировки отрывков произведения. Предварительная работа: задание по группам – 1)подготовить небольшой тест из 6-8 вопросов на знание сюжета повести; 2) инсценировка эпизодов повести (рассказ Насти о знакомстве ее с молодым Берестовым и «случайное» знакомство Лизы-Акулины с Алексеем). Словарная работа над литературными понятиями: цикл повестей, сюжет, пейзаж, композиция, завязка, кульминация, развязка. Ход урока. 1. Организационный момент. (Я бы предложила молча поприветствовать учеников и предложить им занять свои места, и в это время включить музыку – такое начало позволит окунуться в атмосферу урока) 2. Вступление урока. Звучит песня Анны Широченко «Тихая моя родина» (1 куплет), как бы помогая учащимся окунуться в изучаемую эпоху, уводя из городской суеты в сельский быт. На презентации – слайд с репродукцией картины Сергея Басова «За околицей». Далее вступительное слово учителя. — Сегодня мы с вами обратимся к повести Александра Сергеевича Пушкина “Барышня-крестьянка”, перечитаем с вами страницы этого произведения. Поживем некоторое время с героями повести в эпохе, которую иногда называют пушкинская. Следует о — это последняя повесть из цикла повестей «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». (краткий рассказ о цикле повестей Белкина) — Что вы знаете о первой половине 19 века? (Звучат ответы детей, учитель должен натолкнуть их на мысль, что в то время существовало крепостное право, были классовые различия: дворянство и крестьяне) — Существовало дворянство столичное и поместное. Большая часть дворянства предпочитала шумным городам жизнь в уединенных уголках России. Сам Пушкин предпочитал Михайловское и Болдино Москве и Петербургу. Ему среди деревенского пейзажа лучше писалось. Так и семьи Берестовых и Муромских предпочитали столичной суетливой жизни деревенское спокойствие. Для знакомства учащимся предлагается стихотворение Марины Малхасян о Константине Яковлевиче Крыжицком. Гармония жива в минутном вдохновенье… Ковыль среди камней, и склон горы высокой, Прозрачность синевы ласкающих небес, И стаи облаков, несущих мысль к истокам Рождения мечты, и тихий моря плеск…

Гармония жива в минутном вдохновенье Природного тепла и строгой красоты. Так жизнь, даруя нам всех чувств переплетенье, Зовет познать себя, избегнув пустоты. (Данное стихотворение уместно прочитать на уроке с озвученной темой – во-первых, оно содержит элементы сюжета, созвучные описанию природы в повести А.С. Пушкина. В первом четверостишии мы видим описание природы, оно, как и в изучаемом тексте и репродукциях, помогает представить образ героев, передает необходимую атмосферу, как бы окуная читателя — или зрителя – в произведение. Второе же четверостишие показывает нам появление произведения искусства – через вдохновение, не давая прожить жизнь впустую, волнуя и переплетая все чувства. И подобное описание рождения произведения искусства в равной степени подходит и для литературного произведения, и для произведения изобразительного искусства, и для музыкального, и для искусства лицедейства. Также стоит обратить внимание школьников и на художественные средства, с помощью которых создается необходимый образ и соответствующая атмосфера – эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения и т.д.) После слова учителя и показа презентации стоит предложить учащимся ответить на вопросы: Как вы думаете, почему поместное дворянство предпочитало столичной жизни жизнь уездную? Нравилось ли им там и почему? Как в ответе на этот вопрос нам могут помочь представленные репродукции? 3. Беседа на восприятие произведения с элементами анализа (ответы учащихся должны подтверждаться текстом). — Где происходят события данной повести? (В поместьях Тугилово и Прилучино) — Что вы можете сказать о жизни поместного дворянства, их быте, привычках? (обеды, охота, встречи, поездки к соседям в гости и т.д.) — Главные герои повести. Кто они? Как Пушкин знакомит читателей с ними? (первоначальная беседа – портрет, особенности характера, поведения — о Муромском Григории Ивановиче, Берестове Иване Петровиче, Алексее, Лизе. Оформление записей в рабочей тетради – таблица с краткой характеристикой героев). Кто из героев повести понравился вам больше всего и почему? — Какой эпизод вам понравился больше всего и почему? Завершить работу на знание сюжета можно проверкой домашнего задания – проведением учениками заранее подготовленного теста на знание текста (работа в парах). 4. Особенности композиции повести. (учитель демонстрирует слайды, дети строят схему композиции в тетради). Сначала вспоминаем с учениками строение композиции: экспозиция – завязка – кульминация – развязка – и — эпилог (не обязателен). Размышляем с учениками над элементами композиции, выделяем ее части. Экспозиция: Рассказ о героях старшего поколения, характеристика младшего поколения. Завязка: Настя, служанка Лизы знакомится с А. Берестовым и рассказывает об этом Лизе. Случайное знакомство Насти с А. Берестовым влечет за собою хорошо спланированное «случайное» знакомство Лизы с Алексеем. Далее развитие сюжета – и кульминация: Случайная встреча с Лизой – Акулиной в ее доме. Развязка: Отсутствует: «Читатель избавит меня от излишней обязанности описывать развязку…» Мы додумываем сами развязку и радуемся за главных героев повести Пушкина. 5. Художественные особенности произведения, анализ эпизодов. Переходим к анализу эпизодов повести, где учителю важно подчеркнуть роль пейзажа, описания природы (в эти моменты урока мы попытаемся усилить впечатление мастерства слова Пушкина с помощью репродукций известных художников и музыкальных произведений, также учителю следует акцентировать внимание на использование этих видов искусства на уроке, вместе с учениками ответить на вопросы, близки ли живопись, музыка, театр слову Пушкина, помогают ли они понять нам замысел писателя). Эпизод первый. Роль случая в развитии сюжета этой повести играет большую роль. От Насти Лиза, а следом за ней и читатели, узнают о ее знакомстве с молодым Берестовым. Ученики инсценируют эпизод, где Настя рассказывает о встрече с молодым барином (по ходу инсценировки на слайде – картинка из фильма с изображением Насти и Лизы, фоном музыка квартета «Московская балалайка» «Выйду ль я на реченьку» — на эпизод, когда Настя рассказывает, как прислуга в доме Берестовых с гостями играли в горелки).

Далее учитель задает вопросы о впечатлении от эпизода, о том, как характеризует Алексея игры с прислугой (легкий в общении, веселый, непринужденный и т.д.), как характеризует Лизу ее интерес к происходящему, ее решение переодеться крестьянкой (непринужденная в общении, любопытная, интересная, яркая и т.д.) Какая атмосфера царила на празднике для прислуги в доме Берестовых? (живая, доброжелательная, непринужденная, радостная и т.п.) Все ответы учеников необходимо подтверждать цитатами из текста. Как музыка влияет на наше восприятие этого эпизода? (помогает слушателям окунуться в а,

Эпизод второй. Встреча Лизы-Акулины с молодым Берестовым. Инсценировка учениками этого эпизода. (По ходу инсценировки демонстрируем слайд – изображение из фильма встречи Лизы и Алексея, а также музыкальное сопровождение – сначала звук рожка пастуха (момент — по тексту), далее Алексей Архиповский «Золушка»). После инсценировки учитель предлагает работу по тексту – найти описание утра, природы в день встречи Лизы и Алексея. Какие краски использует автор в этом описании? А как вы думаете, почему именно эти?

Что добавляет повествованию это описание? Какова роль природы? а) Создает лирический фон для романтической сцены свидания; б) автор описывает весну, утро, весенний лес – это ассоциируется с зарождающимся чувством героев; в) помогает передать настроение героини, настроение «младенческой веселости»; г) создать образ героини. Далее ученикам предлагается презентация слайдов – репродукций художников (под ту же музыку)

После демонстрации слайдов учитель может задать вопросы: «Как вы думаете, картина какого художника близка к пушкинскому описанию леса?» Обучающиеся отвечают, учителю следует предложить школьникам доказать свою точку зрения. Какими красками вы бы раскрасили картину, если бы рисовали пейзаж этого утра? А как вы думаете, помогают ли нам эти картины понять описание пейзажа Пушкина? Далее учитель предлагает кратко пересказать дальнейшие события повести. Как произошло так, что враги Муромский и Берестов вдруг стали друзьями и, более того, решили породниться? (ученики с помощью цитат из текста пересказывают эпизод падения Муромского с лошади). Почему Лиза не была рада этому неожиданному перемирию, чем ей это грозило? Как она вышла из ситуации, когда Берестовы решили приехать с неожиданным для нее визитом? (ученики пересказывают эпизод визита Берестовых). Далее учитель предлагает провести характеристику поведения героев повести в данном эпизоде. (ученики характеризируют героев и продолжают заполнять таблицу с характеристикой героев) Развитие сюжета. Берестов настаивает на свадьбе, заставляет сына согласиться с решением отцов семейства. Учитель предлагает зачитать этот отрывок, поразмышлять, как поведение героев характеризует их. (Алексей привык не перечить отцу, но в данном случае никак не может согласиться с ним). Какие варианты выхода из данной ситуации вы могли бы предложить, но при этом ученики должны помнить, что черты характера героев повести не могут противоречить их действиям. (ученики фантазируют). Этап урока, когда идет обсуждение душевных метаний Алексея, предлагаю провести под музыку, которая звучит фоном (Алексей Архиповский «Дождик». Она поможет приблизиться к переживаниям героя). Кульминация повести. (Этот этап урока предлагаю провести под музыку Георгия Шендерева «Хоровод из сюиты «Узоры луговые» Эта музыка наиболее созвучна с настроением Алексея: сначала тревожна, стремительна, а к концу течет спокойно, кажется светлой). Какой выход для себя нашел Алексей из ситуации, в которую он попал? (решил договориться с Муромским или Лизой, объяснить им, что никак не может жениться на Муромской и что он любит «Акулину». Он надеялся, что Лиза откажется от брака с ним, тем самым Алексей не ранит отца своим непослушанием). На данном этапе урока учитель должен обратить внимание на конец произведения. Как мы уже подчеркивали ранее, развязки в повести нет, сам автор говорит: «Читатели избавят меня от излишней обязанности описывать развязку». Но мы искренне радуемся за героев повести. В тетради, где ранее учащиеся писали краткую характеристику и схему композиции, необходимо закончить данный вид работы. 6. Итоговое слово учителя. Несмотря на то, что данный этап урока называется «итоговое слово учителя», предлагаю формулировать выводы урока, основываясь на диалоге с учащимися. Вопрос учителя: Как вами была воспринята повесть, легко ли она читалась? Повесть «Барышня-крестьянка» легка в восприятии, нам кажется – здесь нет ни особой глубины, ни особых авторских приемов, появляется ощущение, что перед нами просто веселое произведение со счастливым концом. Но так ли это? (учитель задает ученикам вопросы и, отталкиваясь от их ответов, формулирует выводы по анализу произведения) — Какой художественный образ эпохи создал Пушкин в повести “Барышня-крестьянка?” (эпоха радости, любви, счастья, праздника). — Почему автор одаривает своих героев счастьем? — Почему они этого заслуживают? — Что ценит автор в человеке? Крестьянская девушка Настя и дочь помещика Лиза – подруги. Помещик Алексей Берестов играет в горелки со слугами и готов жениться на дочери кузница Акулине. Но Пушкин их не идеализировал. Он хотел, чтобы нормой была жизнь таких помещиков, как Берестов и Муромский. Это то, к чему нужно стремиться. Ведь эта повесть о вечных ценностях: любви, взаимопонимании, прощении, красоте природы, красивых человеческих отношениях без обмана, без притворства. Пушкину нравилась такая простота и искренность в отношениях, он звал к этому. Значит, глубина повести в том, что Пушкин провозглашает главными ценностями в человеке простоту, ум, живость, способность быть верным своим чувствам, таких людей автор «награждает» счастьем. А Лиза – привлекательная, артистичная девушка, представшая и в образе крестьянки, и в образе дворянки — символ этого. Да и незатейливость повествования – кажущаяся: автор продумал и сюжет, и композицию, и поэтические описания природы, это и делает произведение легким, жизнерадостным и удивительно гармоничным. А привлечение на уроке смежных видов искусства помогает ученикам понять замысел Пушкина, проникнуться им.

7. Домашнее задание. Написать небольшое сочинение-характеристику «Мой любимый герой повести «Барышня-крестьянка», в котором нужно обязательно указать, почему именно этот герой любимый. 8. Рефлексия. Учитель раздает карточки, на которых ученики подчеркивают то, что подходит для их ощущения.

1.На уроке я работал 2.Своей работой на уроке я 3.Урок для меня показался 4.За урок я 5.Мое настроение 6.Материал урока мне был

7.Домашнее задание мне кажется активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересным / неинтересным

После того, как ученики заполнили карточки, можно провести небольшое обсуждение, почему они довольны или не довольны своей работой, поменялось ли в течение урока их настроение, насколько интересен, понятен и близок был им материал, интересно ли им кажется домашнее задание. 9. Выставление отметок за урок. Выставление следует сопровождать обязательным комментарием, похвалой. При соблюдении всех рекомендаций считаю, что уроки должны пройти ярко, в хорошем темпе, продуктивно. И привлечение смежных видов искусства поможет учащимся при восприятии и анализе произведения.

Тема урока: Особенности жанра и композиции повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка».

Цели:

  1. Познакомить учащихся с произведением А.С.Пушкина «Барышня — крестьянка», его сюжетом и героями. Выявить роль антитезы в повести.
  2. Формировать умение анализа художественного текста.
  3. Воспитывать эмоциональное восприятие художественного текста, внимание к художественному слову; воспитывать уважение к чувствам человека.

Оборудование:

Текст повести «Барышня- крестьянка», проектор, экран.

Методические приёмы:

Рассказ учителя с элементами беседы; словарная работа; комментированное чтение; сравнительный анализ персонажей

Ход урока

  1. Орг. момент.

Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня у нас открытый урок, поприветствуем наших гостей.

  1. Слово учителя .

Ребята, сегодня мы начинаем знакомство с циклом повестей, имеющих название «Повести Белкина». Написаны они были в Болдино, осенью 1830 года. (Сообщение о Болдинской осени в жизни А.С.Пушкина)

На сегодняшнем уроке мы с вами будем работать над повестью Пушкина «Барышня-крестьянка».

3. Беседа по тексту.

Дома вы прочитали повесть. Начиная чтение, вы наверняка обратили внимание на её заголовок и эпиграф. Как вы можете объяснить заголовок? Каково лексическое значение слов барышня и крестьянка ?

Что даёт совмещение этих слов?

Объясните смысл эпиграфа.

Как Пушкиным переосмыслена «романтическая» ситуация, описанная в повести «Барышня-крестьянка» ?

Какие признаки романтизма вы можете назвать в повести?

4. Обсуждение персонажей повести (сопоставительный анализ)

Анализ персонажей повести начнем со старшего поколения (отличия):

Иван Петрович Берестов

1.Ведет хозяйство на русский манер;

«В будни он ходил в плисовой куртке, по праздникам надевал сюртук из сукна домашней работы; сам записывал расход и ничего не читал, кроме «Сенатских Ведомостей ».

  1. Из людей, осуждавших Г.И.Муромского, «Берестов отзывался строже всех. Ненависть к нововведениям была отличительная черта его характера».

Григорий Иванович Муромский

  1. Англоман:

«…развёл он английский сад…Конюхи его были одеты английскими жокеями. У дочери его — англичанка. Поля обрабатывал он по английской метод…»

  1. Григорий Иванович «почитался человеком не глупым, ибо первый из помещиков догадался заложить имение в Опекунский совет: оборот, казавшийся в то время чрезвычайно смелым»

Англоман «выносил критику столь же нетерпеливо, как и наши журналисты».

Отмети иронию Пушкина в описании отношений Берестова — старшего и Муромского. В их изображении Пушкин использует прием антитезы. Однако, несмотря на отличия, у них много общего:

  1. Иван Петрович Берестов- русский дворянин, ведущий хозяйство по русскому образцу.
  2. Оба были женаты по любви и овдовели, оставшись с одним ребенком.

Благодаря общности жизни Берестов — старший и Муромский смогли в конце концов найти общий язык и помириться.

Младшее поколение

Алексей Берестов

  1. Характеристика персонажа, портрет:

«Он был воспитан в … университете и намеревался вступить в военную службу, но отец не соглашался… Они друг другу не уступали, и молодой Алексей стал жить покамест барином, отпустив усы на всякий случай (атрибут военного)»

Он был «в самом деле, молодец…Барышни поглядывали на него, а иные и заглядывались; но Алексей мало ими занимался, а они причиной его нечувствительности полагали любовную связь».

«Легко вообразить, какое впечатление Алексей должен был произвести в кругу … барышень. Он первый пред ними явился мрачным и разочарованным, первым говорил им об утраченных радостях и об увядшей своей юности; сверх того носил он чёрное кольцо с изображением мертвой головы. Всё это было чрезвычайно ново в той губернии. Барышни сходили по нем с ума».

Лиза (Бетси)- Акулина (имя героини выбрано не случайно: у всех на слуху «Бедная Лиза» Карамзина, не случайно героиня читает «Наталью, боярскую дочь» Карамзина).

1 .Характеристика персонажа, портрет:

«Ей было семнадцать лет. Черные глаза оживляли смуглое и очень приятное лицо. Она была следственно, балованное дитя. Её резвость и поминутные проказы восхищали отца и приводили в отчаянье мисс Жаксон…»

«За Лизою ходила Настя, она была постарше, но столь же ветрена, как и её барышня».

Почему Лиза решила переодеться крестьянкой, разве она не могла очаровать Алексея в своем истинном обличии?

Почему Алексей и Лиза полюбили друг друга?

5.Работа над композицией и сюжетом повести.

Как произошло последнее объяснение Алексея и Лизы?

А какова роль случая в повести? Давайте перечислим случайности, которые двигают повестью. Так ли они случайны? Рассмотрим композицию. Напомним, как строится композиция:

На доске:

Экспозиция – завязка- кульминация- развязка- эпилог (не обязателен)

Экспозиция: Рассказ о героях старшего поколения, характеристика младшего поколения.

Завязка : Настя, служанка Лизы, знакомится с А.Берестовым и рассказывает об этом Лизе. Случайное знакомство Насти с А.Берестовым влечет за собою хорошо спланированное «случайное» знакомство Лизы с Алексеем .

Кульминация : Случайная встреча с Лизой-Акулиной в ее доме. Кульминации предшествует еще одна случайность: падение Муромского с лошади и спасение его Берестовым- старшим.

Развязка : Отсутствует: «Читатель избавит меня от излишней обязанности описывать развязку…»

Так ли случайны случайности в повести? Поразмышляйте над этим вопросом дома.

6. Домашнее задание

  1. Сочинение-миниатюра «Роль случая в повести А.С.Пушкина «Барышня- крестьянка».
  2. Прочитать роман А.С.Пушкина «Дубровский»

Создайте сравнительную характеристику двух помещиков-соседей: Ивана Петровича Берестова и Григория Ивановича Муромского. Попробуйте ее использовать для объяснения причины их плохих отношений. У Ивана Петровича Берестова и Гри­гория Ивановича Муромского, казалось, было много общего: оба — русские помещики, вдовцы, постоянные жители деревенских усадеб. Один вырастил сына, другой — дочь, заботясь об их судьбах. Хлебосольны, особенно Иван Петрович, к которому постоянно съезжалось боль­шое количество гостей. Они оба деятель­ны и предприимчивы.

Хозяйственные нововведения Ивана Петровича, основан­ные на отечественной манере ведения дел, приводят его к успеху, чем он очень гордится и противопоставляет себя анг­ломану Григорию Ивановичу. Хозяйст­венные новации Муромского, наоборот, приводят к росту долгов и закладу имения в Опекунский совет. В целом, как показы­вает развитие сюжета повести, они оба амбициозные, но весьма добродушные лю­ди. Амбициозность и стала причиной их неприязненных отношений. Берестов, как уже было сказано, жестко критиковал Григория Ивановича, тот остро реагировал и сердился на своего зоила (критика). Од­нако простой случай на

прогулке — паде­ние Муромского с лошади — заставил их забыть прежние обиды, примириться, подружиться и даже почувствовать жела­ние породниться. Конечно, мотивы каж­дого были весьма прагматичны. Муром­ский видел в Алексее Берестове богатого наследника, Иван Петрович ценил в Гри­гории Ивановиче человека редкой оборо­тистости и имеющего большие связи, что может помочь Алексею в устройстве его служебной карьеры. Так что такой подход к жизни их тоже сближал.Нарисуйте групповой портрет уездных бары­шень. При его создании используйте то, что вы узна­ли в начале повести о Лизе Муромской.

Уездные барышни, среди которых была и Лиза Муромская, отличались сенти­ментальной и романтической настро­енностью. Как правило, они воспитыва­лись иностранными гувернантками. Пуш­кин с добродушным юмором описывает их (“Что за прелесть эти уездные ба­рышни!”). Они судят о жизни по произве­дениям, прочитанным на французском языке. Вспомним, что Лиза во время приема гостей разговаривает с Алексеем по-французски. Благодаря романтиче­ским книгам они вырастают мечтатель­ными, чувствительными и ожидают лю­бовных приключений. Событием считают­ся звон колокольчика приближающегося экипажа, поездка в город, посещение гос­тя. Но несмотря на эти странности, по мнению Пушкина, они обладают рядом достоинств благодаря жизни на свободе, в уединении. Немаловажное замечание делает автор об их самобытности, которая порой выгодно отличает их от столичных барышень, где характер света сглаживает индивидуальность и делает души од­нообразными. С горничными светские да­мы общались как с наперсницами, что нельзя сказать о Лизе, для которой “Нас­тя была в селе Прилучине лицом гораздо более значительным, нежели любая на­персница во французской трагедии”.

Внимание уездных барышень к Алексею, все их домыслы о нем подчеркивают их мечтательность, любовь ко всему таинст­венному и романтическому. И, видимо, Алексей, зная эти качества, вел себя в их обществе совсем по-другому, чем среди крестьянских девушек. Вместе с тем уезд­ные барышни, судя по Лизе, могут быть на­ходчивыми, предприимчивыми, знающи­ми особенности деревенской жизни.

Найдите важнейшие элементы композиции: завязку и кульминацию.

Завязка — принятие Лизой решения под видом крестьянской девушки познако­миться с Алексеем и начало осуществле­ния этого плана. Кульминация — момент наивысшего напряжения, перелома, после которого действие движется к разрешению конфликта, к развязке. Таким моментом является сцена приезда Алексея в дом Му­ромского, “дабы откровенно с ним объяс­ниться”, встреча с Лизой и узнавание в ней любимой Акулины. С этой сцены, пред­ставляющей момент наивысшего напряже­ния действия, начинается и разрешение конфликта, переходящего в развязку.

Повесть заканчивается словами: “Читатели из­бавят меня от излишней обязанности описывать развязку”. Попробуйте рассказать в нескольких словах о том, как вы представляете себе эту развяз­ку. Чувствуете ли вы подсказку автора? Пушкин сюжетом повести утверждает, что не всегда обязательно давать под­робную развязку. Она здесь очевидна и может быть хорошо представлена читате­лем самостоятельно. Каждый из вас представит ее по-своему. Но общее — это родительское благословение, начало кото­рого положено восклицанием Муромско­го: “Ага! да у вас, кажется, дело совсем уже слажено…” — и дальнейшая счаст­ливая судьба молодых.

Попробуйте порассуждать о том, как эпиграф повести связан с ее сюжетом.

В любом произведении эпиграф обя­зательно связан либо с сюжетом, либо с идеей произведения, либо с характеристи­кой героев. Сюжет повести, в основе кото­рого лежит переодевание, перекликается с эпиграфом. Взяв в качестве эпиграфа цитату из поэмы И. Ф. Богдановича “Душенька”, Пушкин подчеркнул, что заро­дившаяся в душе Алексея Берестова лю­бовь к крестьянской девушке сильнее всех социальных предрассудков. Лиза-Акулина привлекла Алексея своей душевной красотой, природным умом, чувством соб­ственного достоинства, естественностью поведения. Она и сама почувствовала сер­дечное влечение к нему, хотя начала игру из чистого любопытства, наслушавшись о приехавшем молодом человеке много та­инственного.

Пушкин определил жанр произведения как повесть. Можем ли мы, обсуждая это произведе­ние, употреблять термин рассказ?

“Барышню-крестьянку” рассказом наз­вать нельзя, рассказ — произведение ма­лого объема, его содержание основывает­ся на одном событии, случае из жизни ге­роя или героев. Для повести характерны изображение ряда событий на протяже­нии значительного временного периода и достаточная сложность и развитость сю­жета.

Глоссарий:

  • создайте сравнительную характеристику двух помещиков-соседей
  • найдите важнейшие элементы композиции завязку и кульминацию
  • сравнительная характеристика Берестова и Муромского
  • попробуйте порассуждать о том как эпиграф повести связан с её сюжетом
  • нарисуйте групповой портрет уездных барышень

Другие работы по этой теме:

  1. Как построена баллада? Найдите завязку, кульминацию и развязку. В балладе есть своеобразный пролог: бегство князя Курбского от Ивана Грозно­го. Есть в ней и завязка: решение…
  2. Перескажите подробно экспозицию повести. В экспозиции содержится предыстория событий, изображенных в художественном произведении. Она дает первое представле­ние об обстоятельствах, в которых возни­кает то или иное…
  3. Дома двух помещиков Ивана Петровича Берестова и Григория Ивановича Муромского располагаются рядом, но помещики не ладят друг с другом. У вдовца Берестова есть сын Алексей,…
  4. Муромский Григорий Иванович Муромский – один из главных персонажей повести “Барышня-крестьянка”, отец Елизаветы, сосед и недруг Берестова И. П. Муромский рано овдовел и сам воспитывал…
  5. Лиза Елизавета Григорьевна Муромская (Бетси) – главная героиня повести А. С. Пушкина “Барышня-крестьянка”, дочь помещика-англомана Григория Ивановича Муромского, возлюбленная Алексея. Лизе всего семнадцать лет. Она…
  6. Иван Петрович Иван Петрович Берестов – один из персонажей повести А. С. Пушкина “Барышня-крестьянка”, помещик в Тугилове, отец Алексея, сосед англомана Муромского. Берестов, овдовевший помещик,…
  7. Барышня-крестьянка Повесть начинается с описания ведения хозяй­ства двумя соседями, Иваном Петровичем Берес­товым и Григорием Ивановичем Муромским. Представляя этих персонажей читателю, ав­тор обращается к приему антитезы,…
  8. Алексей Алексей Иванович Берестов – главный герой повести А. С. Пушкина “Барышня-крестьянка”, сын родовитого помещика Ивана Петровича Берестова, друг Акулины (Лизы). Окончив университет, Алексей вернулся…
  9. . А. С. Пушкин. Барышня-крестьянка. Найдите важнейшие элементы композиции: завязку и кульминацию

Главные герои и их характеристика

Анализ произведения следует начинать с рассмотрения характеров ее персонажей. Количество действующих лиц «Барышни-крестьянки» невелико, и эта черта камерности присуща всем новеллам цикла.

Создав для наглядности таблицу, можно прийти к выводу, что четверо персонажей относятся к главным, а двое – к второстепенным. Вот какими чертами наделяет их автор:

Главные герои Описание
Григорий Иванович Муромский Вдовец, владелец села Прилучино, промотавший половину имения, а оставшуюся заложивший в Опекунский совет. Увлеченный идеей хозяйствования на западный манер: на вырученные от залога деньги устроил в Прилучине английский сад, нарядил своих конюхов в жокейские костюмы и нанял гувернантку-англичанку для дочери. Однако, несмотря на все старания, его новомодные идеи не приносят заметных экономических плодов. Муромский по-прежнему в долгах.
Лизавета Муромская Единственная дочь Григория Ивановича, весьма образованная, но избалованная юная фантазерка и шалунья.
Иван Петрович Берестов Сосед Муромских, владелец деревни Тугилово, также вдовец. Твердый хозяин, убежденный русофил, он уверенно ведет дела, не предаваясь пустым фантазиям. Кроме прибыли от сельского хозяйства, получает хороший доход от построенной в его селе суконной фабрики.
Алексей Берестов Сын Ивана Петровича, выпускник университета, мечтающий о военной карьере.
Второстепенные персонажи Описание
Настя Крепостная девушка, служанка и наперсница Лизы, участвующая во всех ее проказах и шалостях.
Мисс Джаксон Гувернантка Лизы, чопорная старая дева, которой никак не удается сделать из своей воспитанницы холодную английскую леди.

Алексей и Лиза молоды. С точностью Пушкин указывает лишь, сколько лет Лизавете, называя ее семнадцатилетней барышней. О возрасте остальных главных героев можно судить приблизительно.

Поскольку автор упоминает о том, что Иван Петрович Берестов вышел в отставку в 1797 году, ему к моменту событий, описываемых в повести, должно было быть около 50 55 лет, и Муромский, судя по всему, был его сверстником.

Популярные сочинения

  • Сочинение Мое отношение к Молчалину для 9 класса
    Грибоедов написал огромное количество разных произведений. И одним из них является «Горе от ума». Оно относится к жанру комедии. Все события происходили примерно в девятнадцатом веке
  • Сочинение Тема любви в повести Ася
    Повесть Тургенева «Ася» — это одно из очень поучительных и интересных произведений. Все происходило в маленьком городке на немецкой реке Рейн. Во всех произведениях этого автора о любви есть какая-то тайна
  • Сочинение Русский богатырь Иван Флягин (миниатюра)
    «Очарованный странник» — лучшее из лучших творений Николая Семёновича Лескова, писателя, который в своих рассказах умело передаёт стандарты русского человека, чем влюбляет читателей в свои произведения

Смысл названия

Название повести «Барышня-крестьянка» объясняется ее сюжетом.

Не желая показать свой интерес к Алексею Берестову, главная героиня новеллы, барышня Лиза Муромская, переодевается в крестьянку, выдавая себя за Акулину – дочь прилучинского кузнеца Василия, и идет на свидание с молодым человеком.

На протяжении всего повествования происходят превращения Лизы из барышни в крестьянку и обратно. Этим приемом Пушкин придает сюжетной линии повести динамичность и увлекательность, интригуя читателя.

Любовная история Алексея Берестова и Лизы Муромской

Пародирование романтических мотивов в повести. Характеристики героев повести «Барышня-крестьянка». Их роли и маски. Авторская ирония в изображении героев

Лиза Муромская была семнадцатилетней смуглолицей девушкой с темными глазами. Григорий Иванович баловал свое единственное дитя, ни в чем не отказывал, девушка росла резвой и избалованной, ее ежеминутные проказы отца только восхищали, а гувернантку огорчали. Провинциальная барышня знания о жизни черпала из романов. От природы Лиза была наделена сильным характером, чувствительной и искренней натурой. Несмотря на то, что отец-англоман ее звал Бетси, а воспитывала«мадам мисс Жаксон», она была по сути очень русской девушкой.

Лиза была дружна со своей горничной, крепостной девушкой Настей, которая стала поверенным человеком для сердечных тайн свой барышни и сыграла особую роль в ее знакомстве с «удивительно хорошим» Алексеем. Девушке из дворянской семьи правила приличия не позволяли познакомиться с посторонним человеком, взаимная неприязнь их отцов возможность встречи исключала.

Лиза, прибегнув к маскараду, якобы случайно знакомится с молодым барином там, где он любил охотиться. Способная Лиза, используя просторечные выражения, притворилась«испуганной» и «застенчивой» простушкой. Дворянская девушка отлично справилась с ролью крестьянки,крестьянский быт и язык ей были знакомы, в сарафане и лаптях она была очень мила. Своей непосредственностью и резвостью девушка привлекла внимание молодого Берестова.

Алексей был молод, красив и строен. Получив университетское образование, он хотел стать военным, но не получил на это отцовского благословения, а к статской службе его душа не лежала.Хотя Иван Петрович был нарочито русским помещиком и терпеть не мог«английской дури» соседа, его собственный сын своим поведением подражал героям романтической английской литературы. Алексей, несмотря на свои молодые годы,с мрачным и разочарованным выражением лица говорил о прошедшей юности и потерянных радостях жизни. На руке молодого человека красовалось кольцо с изображением «мертвой головы», он разговаривал по-французски со своим псом Сбогаром, которому дал кличку по имени героя модного в то время французского романа.

Алексей очень нравился барышням, с которыми он держался весьма холодно. Все решили, что у него тайный роман, потому что он состоял в переписке с таинственной А.Н.Р., письма для которой передавал через общую знакомую даму. Алексей свою жизнь представлял по байроническим[4] сюжетам. Несмотря на романтическую игру, Алексей был на самом деле «пылкий малый» с чистым сердцем и русским характером. Его «английская бледность» часто сменялась здоровым деревенским румянцем. Повстречав Лизу, Алексей почувствовал в девушке родственную душу и позабыл про свою роль разочарованного в жизни человека.

В повести «Барышня-крестьянка» использован художественный прием, именуемый «маски и переодевания». В повести описана череда забавных преображений героини. Для знакомства с Алексеем Лиза разыграла пасторальный[5] сюжет. Представ в обличье крестьянской девушки, она позволила барину учить и «развивать» себя, избавляя его от прежней роли романтического героя. Алексею рядом с простой девушкой нравилось вести себя естественно, он уже не представлял себе другой избранницы. Оттого, когда отец решил женить его на жеманной дочери соседского помещика, он готов переступить социальную черту, разделяющую его с крестьянкой, чтобы связать свою жизнь с ней.

Во время визита соседей Лиза, не желая быть узнанной, умело разыграла роль манерной барышни, лишенной естественности. В «иноземном» облике по французской моде XVIII в., бледная от белил, с прической, похожей на парик Людовика XIV, она Алексею показалась смешной и нелепой. Ему более по сердцу была бойкая русская крестьянка в простом сарафане.Герой, старавшийся казаться романтическим, на самом деле оказался простым и добрым человеком, который нашел свое счастье с обычной милой девушкой. Пушкин показал, как маскарадная игра и роли героев помогли им через перевоплощение обрести истинное лицо, проявить свой настоящий характер.

Пушкин с иронией в повести «Барышня-крестьянка» разрушил романтические представления героев о жизни, противопоставил им реальную жизнь, здравый смысл. Используя мотив игры, автор показал, как дворянка Лиза и ее «романтический» избранник близки к народной среде. Герои остались самими собой, для них ценна прежде всего личность человека, а не его социальное положение.

Главная мысль произведения

Пушкин своей повестью доказывает, что человек не должен идти на поводу у предрассудков. Только переступив через них, он может отвоевать свое право на счастье.

Повесть завершается счастливым для влюбленных концом, благодаря не только стечению обстоятельств, но и их упорству и готовности идти на жертвы ради своих чувств.

Вечные высшие ценности, к которым относится и любовь, неизмеримо более значимы, чем какие бы то ни было условности и предрассудки общества. На пути к счастью люди способны подчинить себе любые обстоятельства, порой кажущиеся непреодолимыми.

Идея повести – показать читателю, что при таких обстоятельствах любовь может быть не только трагической, но и счастливой. Она представляет собой иллюстрацию того, что за чувство нужно бороться, а не оплакивать его – вот какова основная мысль новеллы.

Простота и доступность изложения, сочувствие автора героям, отсутствие традиционной выспренности в описании чувств, приближающее их к чувствам реальных людей, были новинкой не только в русской, но и в мировой литературе.

Чему учит повесть «Барышня-крестьянка»

Рассказывая о жизни Муромских и Берестовых, Пушкин доказывает, что только простота и искренность в отношениях могут сделать людей счастливыми.

Надевая ту или иную маску, человек лишает себя возможности открытого общения, не узнавая истинных намерений окружающих и не позволяя им узнать себя.

Лишь благодаря случайной встрече на охоте, Григорий Иванович и Иван Петрович, много лет прожившие по соседству, наконец преодолевают взаимную неприязнь и понимают, что на самом деле между ними много общего, и они могут быть большими друзьями. Их детям тоже мешают маски, сбросив которые, они становятся счастливыми.

Тот, кто написал «Барышню крестьянку», был гениальным человеком. Несмотря на скромный объем и минимальное число персонажей, пушкинская повесть представляет собой настоящий литературный шедевр.

Это лишний раз подтверждает истину о том, что совершенно неважно, сколько страниц занимает повествование – у больших писателей не бывает маленьких произведений.

Экранизации повести

Сюжет «Барышни-крестьянки» стал основой ряда драматических произведений и кинофильмов. Первая экранизация состоялась в 1916 году, когда по мотивам повести режиссером Ольгой Преображенской был снят одноименный фильм немого кино. В 1970 году телезрители увидели фильм Дины Луковой, поставленный по этой пушкинской новелле.

Самой недавней по времени стала телевизионная экранизация, выполненная в 1995 году Дмитрием Сахаровым.

В двухсерийном фильме, имевшем большой успех у зрителей и критиков, снялись как совсем молодые и малоизвестные в то время актеры – Елена Корикова (Лиза) и Дмитрий Щербаков (Алексей), так и известные личности советского и российского театра и кино – народные артисты СССР Василий Лановой (Иван Петрович Берестов) и Леонид Куравлев (Григорий Иванович Муромский).

Кроме того, существует и спектакль «Девичьи грезы», сюжет которого основан на данном произведении Александра Сергеевича Пушкина.

План-конспект урока на тему:»А.С.Пушкин.»Повести Белкина»(«Барышня-крестьянка»)

Тема урока: А.С. Пушкин «Барышня – крестьянка»

Цели: 1.Познакомить учащихся с произведением А.С. Пушкина «Барышня – крестьянка», его сюжетом и героями. Выявить роль антитезы в повести. 2.Формировать умение анализа художественного текста. 3.Воспитывать эмоциональное восприятие художественного текста, внимание к художественному слову; воспитывать уважение к чувствам человека.

Оборудование: тексты повести «Барышня – крестьянка», карандаши, бумага.

Методические приемы: сообщение учащегося; рассказ учителя с элементами беседы; словарная работа; комментированное чтение; составление масок персонажей; сравнительный анализ персонажей.

Ход урока

  1. Слово учителя

Ребята, сегодня мы начинаем знакомство с циклом повестей, имеющих название «Повести Белкина». Написаны они были в Болдино, осенью 1830 года.

Доклад заранее подготовленного ученика. Родился Пушкин в Москве 6 июня 1799 года. Лето в детстве он проводил, как правило, у бабушки Марии Алексеевны (урожденной Ганнибал) в одном из сел неподалеку от Звенигорода.

В 1811 году Пушкин поступил в Царскосельский Лицей, где и провел последующие шесть лет своей жизни. Эта пора сильно повлияла на становление Пушкина как поэта. Во многом начало этому становлению положил случай, когда 16-летний Александр Сергеевич в присутствии Г.Р. Державина прочел свое стихотворение «Воспоминание в Царском Селе».

После выпуска из Лицея в 1817 году Александр Сергеевич поступает на службу в Коллегию иностранных дел. Он становится членом литературно-театрального сообщества «Зеленая лампа».

В начале сентября 1826 года Пушкин был вызван в Москву на аудиенцию к новому императору Николаю I. Царь гарантировал поэту личное покровительство и освобождение от общей цензуры.

В 1830 Пушкин во второй раз делает предложение 18-летней Наталии Гончаровой и получает согласие. В качестве свадебного подарка от отца он получает деревню Кистенево, расположенную неподалеку от отцовского имения Болдино в Нижегородской области. Именно в Болдино он и едет, дабы вступить во владение деревней. Здесь Пушкину пришлось задержаться на три месяца по причине холерного карантина. Эти три месяца и стали пиком его творчества, знаменитой Болдинской осенью.

Зимой 1837 года судьба столкнула Пушкина с Жоржем Дантесом, поступившим на службу в русскую гвардию. Между ними возник конфликт, итогом которого стала печальная дуэль, состоявшаяся 27 января 1837 года. Получив ранение на этой дуэли, Александр Сергеевич Пушкин скончался через два дня.

На сегодняшнем уроке мы с вами работаем над повестью Пушкина «Барышня-крестьянка».

  1. Беседа

«Барышня – крестьянка» является пародией на романтические и сентиментальные произведения того времени. (Словарная работа – что такое пародия?)

Значит, мы будем читать не совсем серьезное произведение Пушкина, в котором Пушкин рассуждает об очень серьезных проблемах, но с юмором.

Начиная чтение, вы наверняка обратили внимание на ее заголовок и эпиграф. Как вы можете объяснить заголовок? Каково лексическое значение слов барышня

и
крестьянка? (Барышня – девушка из высшего сословия; крестьянка – из низшего.)

Что дает совмещение этих слов? (
Совмещая противоположные понятия, Пушкин интригует читателя уже названием произведения. ПриемантитезыПушкин использует на протяжении всего произведения.)
— Объясните смысл эпиграфа. (Эпиграф взят из поэмы И. Богдановича «Душенька» и является как бы нравственной характеристикой героини, которая «хороша» и в дворянском, и в крестьянском облике.)

ВЫВОД:

Судя по названию и эпиграфу, главной героиней будет девушка, показанная в противоречивой ситуации и сохранившая в ней высокие нравственные качества.

  1. Обсуждение персонажей повести (сопоставительный анализ)

Анализ персонажей повести начнем со старшего поколения

(отличия):

Иван Петрович Берестов Григорий Иванович Муромский
1.Ведет хозяйство на русский манер:

«В будни он ходил в плисовой (словарн. раб.)

куртке, по праздникам надевал сюртук (
словарн. раб.)
из сукна домашней работы; сам записывал расход и ничего не читал, кроме «Сенатских Ведомостей».

2.Из людей, осуждавших Г.И. Муромского, «Берестов отзывался строже всех. Ненависть к нововведениям была отличительная черта его характера».

  1. Англоман:

«…развел он английский сад…Конюхи его были одеты английскими жокеями. У дочери его была мадам англичанка. Поля он обрабатывал по английской методе…» (В отличие от геометрически правильного французского сада английский подобен естественному лесу.)

2.Григорий Иванович «почитался человеком не глупым, ибо первый из помещиков своей губернии догадался заложить имение в Опекунский совет: оборот, казавшийся в то время чрезвычайно сложным и смелым».

Англоман «выносил критику столь же нетерпеливо, как и наши журналисты».

Отметим иронию Пушкина в описании отношений Берестова – старшего и Муромского. В их изображении Пушкин использует прием антитезы.

Однако, несмотря на отличия, у них много общего:

1.Иван Петрович Берестов – русский дворянин, ведущий хозяйство по русскому образцу. 1.Григорий Иванович Муромский. «Это был настоящий русский барин».

Любил «проказничать».

2. Оба были женаты по любви и овдовели, оставшись с одним ребенком.

Благодаря общности жизни Берестов – старший и Муромский смогли найти в конце концов общий язык и помириться.

Младшее поколение

Алексей Берестов Лиза (Бетси) – Акулина (имя героини выбрано не случайно: у всех на слуху «Бедная Лиза» Карамзина, не случайно героиня читает «Наталью, боярскую дочь» Карамзина).
1.Характеристика персонажа, портрет:

«Он был воспитан в *** университете и намеревался вступить в военную службу, но отец на то не соглашался…Они друг другу не уступали, и молодой Алексей стал жить покамест барином, отпустив усы на всякий случай (атрибут военного).

Он был, «в самом деле, молодец…Барышни поглядывали на него, а иные и заглядывались; но Алексей мало ими занимался, а они причиной его нечувствительности полагали любовную связь».

«Легко вообразить, какое впечатление Алексей должен был произвести в кругу…барышень. Он первый перед ними явился мрачным и разочарованным, первый говорил им об утраченных радостях и об увядшей своей юности; сверх того носил он черное кольцо с изображением мертвой головы. Все это было чрезвычайно ново в той губернии. Барышни сходили по нему с ума.

1.Характеристика персонажа, портрет:

«Ей было семнадцать лет. Черные глаза оживляли смуглое и очень приятное лицо. Она была единственное и, следственно, балованное дитя. Её резвость и поминутные проказы восхищали отца и приводили в отчаянье ее мадам мисс Жаксон…»

«За Лизою ходила Настя, она была постарше, но столь же ветрена, как и ее барышня».

Почему Лиза решила переодеться крестьянкой, разве она не могла очаровать Алексея в своем истинном обличии?

Алексей

носит маску страдающего влюбленного, холодного ко всем барышням, потому что это модно в обществе, а с простыми крестьянками весел, мил, играет в горелки. С ними не нужно надевать маску, можно быть самим собой. Таким Алексей больше интересен Лизе.

Почему Алексей и Лиза полюбили друг друга?

«…Алексей, несмотря на роковое кольцо, на таинственную переписку и на мрачную разочарованность, был добрый и пылкий малый и имел сердце чистое, способное чувствовать наслаждения невинности». Он собирался жениться на простой крестьянке, ослушавшись воли родителя. Лиза была слишком необычна для простой крестьянки: чувство собственного достоинства (даже самолюбие), незаурядный ум, легкость в общении и в то же время неприступность и принципиальность.

«Его сношения с Акулиной имели для него прелесть новизны,… хотя предписания странной крестьянки казались ему тягостными».

Все это говорит о высоких душевных качествах Алексея Незаурядность Лизы-Акулины вызвала сильные чувства.
  1. Работа в группах

Учащиеся рисуют маски персонажей повести и словесно их описывают.

Берестов — старший – медведь (Муромский называл его «… медведем и провинциалом»).

Муромский – франт – англичанин (английская манера речи, монокль на глазу).

Алексей – маска страдающего влюбленного (напоминает маску Пьеро) и «доброго барина».

Лиза – две маски: смешной размалеванной француженки и крестьянки Акулины.

Истинное лицо, свои настоящие душевные качества герои повести прячут под масками. Однако некоторые маски, наоборот, подчеркивают красоту души персонажей.

  1. Работа над композицией и сюжетом повести

— Как произошло последнее объяснение Алексея и Лизы? (Случайно, Алексей хотел объясниться с Лизой, рассказать о своей любви к Акулине и застал Лизу в своем истинном обличии.)

— А какова вообще роль случая в повести? Давайте перечислим случайности, которые двигают повесть. Так ли они случайны? Рассмотрим композицию. Напомним, как строится композиция: на доске:

Экспозиция – завязка – кульминация – развязка – и — эпилог (не обязателен).

Э

.: Рассказ о героях старшего поколения, характеристика младшего поколения.

З

.: Настя, служанка Лизы знакомится с А. Берестовым и рассказывает об этом Лизе. Случайное знакомство Насти с А. Берестовым влечет за собою хорошо спланированное «случайное» знакомство Лизы с Алексеем.

К

.: Случайная встреча с Лизой – Акулиной в ее доме. Кульминации предшествует еще одна случайность: падение Муромского с лошади и спасение его Берестовым – старшим.

Р.

: Отсутствует: «Читатель избавит меня от излишней обязанности описывать развязку…»

Тест «Самый внимательный»

1.В названии повести:

  1. Слова-антонимы
  2. Слова-синонимы
  3. Олицетворение

2.Действие происходит:

  1. В XVIII веке
  2. В XIX веке
  3. В наши дни

3.Берестов и Муромский были:

  1. Соседями
  2. Однополчанами
  3. Служили на одной фабрике

4.Помещики:

  1. Были очень дружны
  2. Только познакомились
  3. Были в ссоре

5.Лизу звали Бетси:

  1. Это ее второе имя
  2. Это ее шутливое прозвище
  3. Так звал ее отец на английский манер

6.Лиза:

  1. любила Алексея давно
  2. ненавидела его
  3. заинтересовалась и захотела с ним познакомиться

7.Акулина – это:

  1. Лиза
  2. Нянька Лизы
  3. Служанка Лизы

8.Алексей полюбил Лизу за:

  1. Искренность и простоту
  2. За красоту
  3. За безграмотность

9.Муромский и Берестов:

  1. Помирились в конце концов
  2. Так и остались врагами
  3. Стали родственниками

10.Акулина:

  1. Сама открылась Алексею
  2. Предстала перед ним неожиданно в облике Лизы
  3. Муромский сам рассказал Алексею
  4. Ключ:
  5. 1.а
  6. 2.б
  7. 3.а
  8. 4.с
  9. 5.с
  10. 6.с
  11. 7.а
  12. 8.а
  13. 9.ас
  14. 10.б
  1. Домашнее задание
  1. Сочинение – миниатюра «Роль случая в повести А.С. Пушкина «Барышня – крестьянка».

Краткое содержание повести «Барышня-Крестьянка» Пушкина

Два соседа, Берестов и Муромский, живут в деревне, в отдаленной русской губернии. Они испытывают сильную неприязнь друг к другу, поскольку несхожи характерами.

Иван Петрович Берестов, бывший военный, он — вдовец. Выйдя в отставку, Берестов навсегда поселился в деревне. Хозяйственный и практичный, Иван Петрович выстроил дом, сумел наладить свое дело. Он создал суконную фабрику и считал себя умнейшим человеком. Несмотря на некоторое высокомерие Берестова, соседи любили его.

Не находил он общий язык лишь с самым ближайшим соседом, с Григорием Александровичем Муромским. Этот барин промотал большую часть своего имения. Обустраивая обстановку на английский манер, Муромский продолжал сорить деньгами, воплощая в жизнь свои бессмысленные идеи. Он вкладывал деньги в сложные проекты, предпочитая нововведения и нестандартный подход.

Действия Муромского раздражали практичного Берестова, который ненавидел новые веяния, высмеивал подражание англичанам. Нередко Берестов критически и насмешливо выражался в адрес Муромского, о чем соседи не забывали оповестить Григория Александровича. Оскорбленный англоман называл Берестова в ответ медведем и провинциалом.

Таковы были отношения соседей на тот момент, когда сын Берестова Алексей окончил университет, приехав к отцу в деревню. Сын мечтал о карьере военного, но Иван Петрович был категорически против. Алексей не представлял себя в другой профессии и решил пока просто пожить у отца. Настаивая на своем выборе стать военным, молодой барин отпустил усы.

Алексей выглядел статным, красивым. Он прекрасно чувствовал себя в седле, будто создан для военного мундира. На охоте молодой барин приходил всегда первым. Его стройный стан невозможно было бы представить склонившимся над канцелярским столом. Местные барышни заглядывались на него, но пока безрезультатно. Причину его холодности объяснили тем, что Алексей влюблен в некую Акулину, послание к которой видели в перечне его отправленных писем.

Появление Алексея заинтриговала деревенских барышень, выросших среди яблонь и на книжных романах. В их однообразную жизнь ворвался красавец, рассуждавший об утраченных радостях, носивший необычное черное кольцо. Девушки были от него без ума.

Более всего им заинтересовалась дочь Муромского, Лиза. Их отцы не общались, и с Алексеем она не имела возможности встретиться. Девушка была хороша собой – миловидна, с большими черными глазами. Она росла резвым, шаловливым ребенком. Проказы единственной дочери приводили в восторг ее отца, но раздражали гувернантку, мадам Жаксон, воспитанную в чопорных английских традициях.

У Лизы была служанка Настя, которая во многом понимала и поддерживала свою госпожу. Именно Насте барышня доверяла свои планы и мечты. Однажды служанка была приглашена к слугам Берестова на именины. Когда Настя вернулась домой, то Лиза получила максимум лестной информации об Алексее. Оказывается, молодой барин очень хорош собой, необуздан, порывист. Он гонялся за крестьянскими девушками, играя с ними в горелки.

У Лизы появилось большое желание познакомиться с Алексеем. В голове у нее родилась любопытная идея. Девушка переоденется в крестьянскую одежду и пойдет гулять в рощу, неподалеку от поместья Берестова. Настя поддержала выдумку барышни.

Рано утром Лиза нарядилась крестьянкой и пошла в рощу, где обычно охотился Алексей. Ее испугал лай собаки, и девушка вскрикнула. Собака принадлежала Алексею, выехавшему на охоту. Он принялся успокаивать девушку, и молодые люди познакомились. Лиза выдала себя за крестьянку Акулину, дочь кузнеца Василия. Молодого барина очаровала девушка, ее красота. Привыкший к легкому обращению с крестьянками, он хотел обнять ее, но девушка не позволила. Он решил непременно ее отыскать, наведаться к кузнецу, но девушка отговорила его, обещав прийти на это же место в этот же час.

После встречи Лиза чувствовала себя рассеянной, она не знала, что делать дальше. Шалунья понимала, что, если не придет на свидание, Алексей отыщет настоящую дочь кузнеца — рябую девку Акулину. И решила на следующий день снова прийти. Алексей же был восхищен своей новой знакомой, весь день думал о ней.

На втором свидании Лиза сказала молодому Берестову, что видятся они в последний раз, просила не разыскивать ее. Барин пообещал девушке исполнить ее просьбу, но просил встречаться хотя бы изредка. После расставания Алексей не мог понять, как всего две встречи с крестьянской девушкой смогли оставить в его душе такой глубокий след. Он решил сдержать слово. Несмотря на свой «таинственный имидж» он имел пылкое и чистое сердце, способное любить.

В скором времени два соседа, Берестов и Муромский, встретились при щекотливых обстоятельствах. Берестов выехал на охоту, и его егеря напугали зайца. Лошадь Муромского, при виде зайца, сбросила седока. Учтивость обязывала Берестова помочь соседу, что он и сделал. В ответ Муромский пригласил его в гости вместе с сыном.

Узнав о визите, вначале Лиза решила к гостям не выходить, но потом придумала уловку. Она лишь предупредила Муромского, чтобы он снисходительно отнесся к ее чудачествам. Когда гости приехали, барышня вышла, загримировав себя фальшивыми локонами и белилами. Алексей не увидел в ней ни одной знакомой черты.

На следующее утро девушка вновь переоделась в крестьянку, у нее была назначена встреча с Алексеем. Он поделился впечатлениями о молодой барышне Муромцевой, сказав, что она — «урод уродом». Парень и девушка выбрали дуб, в дупле которого решили оставлять письма друг другу.

Давняя распря Берестова и Муровского неожиданно переросла в теплую дружбу. Соседи так прониклись расположением друг к другу, что решили обвенчать Лизу и Алексея. Молодой Берестов даже слышать не хотел об этом браке. Его отец жестко поставил вопрос – или Алексей женится, или будет лишен наследства. Молодой Берестов сделал свой выбор. Он написал Акулине записку, где предлагал ей выйти за него замуж. Алексей честно предупреждал девушку, что жить им придется бедно.

После этого он решил объясниться с Муромскими, и поехал к ним. Зайдя без приглашения в дом, он онемел. Перед ним стояла Лиза-Акулина. Она читала письмо Алексея, где он предлагал выйти за него замуж. Молодой барин подскочил к ней, на радостях схватил ее руки, и принялся целовать их. Муромский, вошедший в этот момент, воскликнул: «Ага, да у вас, кажется, дело совсем уже слажено». Далее автор просит избавить его от ненужных подробностей счастливой развязки.

  • Характеристики детей из рассказа бежин луг
  • Характеристики пирогова из рассказа чудесный доктор кем он был
  • Характеристики пирогова из рассказа чудесный доктор лицо
  • Характеристики мальчиков из рассказа мальчики чехов
  • Характеристика черной курицы из сказки черная курица или подземные жители