Характеристики героя калиныча из рассказа хорь и калиныч

7 класс программа г.с.меркина урок 27. тема. певцы. тема искусства в рассказе. талант и чувство собственного достоинства крестьян. цель:

7 класс

$Программа Г.С.Меркина

Урок № 27.

Тема.$ «Певцы». Тема искусства в рассказе. Талант и чувство собственного достоинства крестьян.

Цель:

  • выявить художественную идею рассказа, особенности двух типов искусства: искусства, завораживающего причудливостью формы, темпераментом исполнителя, и искусства, призванного вызывать глубокий отклик в душе человека, пробуждать в нем стремление к высоким чувствам;

  • развивать навыки выразительного чтения, работы с иллюстрациями, лексической работы, самостоятельной исследовательской работы;

  • формировать нравственно-эстетические представления учащихся в ходе выявления особенностей двух $видов искусства.

$Оборудование: учебники литературы для 7 класса, рабочие тетради, мультимедийная презентация.

ХОД УРОКА.

І. Оргмомент.

II. Изучение нового материала.

1.Сообщение темы, цели, плана урока.

$ 2. Анализ содержания рассказа «Певцы».

2.1. Слово учителя.

С детских лет Тургенев был неизменным поклонником и ценителем музыки. Он $обладал безукоризненным музыкальным слухом, улавливающим самую ничтожную ошибку, любой фальшивый звук. Музыка часто звучит на страницах произведений И.С. Тургенева.

Впервые рассказ «Певцы» был напечатан в журнале «Современник» (1850, № 11). В письмах к К.С. Аксакову (1852-1853) Тургенев замечал: «…по моему мнению, трагическая сторона народной жизни ускользает от вас, между тем как самые наши песни громко говорят о ней!»

Первоначальное название рассказа «Притынный кабачок» Н.А. Некрасов заменил на «Певцы». Именно пение предстало в рассказе «лучшим выражением всего того», что переполняло сердца не только певцов, и слушателей: «Оно было поэзией их жи$зни, и в нем, как в зеркале, все они выразились».

2.2. Беседа, сочетающаяся с лексической работой.

— Кто из героев рассказа вызвал ваши симпатии?

— Какие эпизоды рассказа вы считаете наиболее яркими? Почему?

Лексическая работа: целовальник, красный товар, фризовая шинель, рядчик, осьмуха, лотошил, подьячий, фофан.

— Где происх$одит действие рассказа? О чем рассказало название села?

Действие происходит в деревне Колотовка.

Лексическая работа: Колотовка.

2.3. Выразительное чтение учащимся фрагмента рассказа от начала до слов «…они ездят туда охотно и часто» и от слов «Признаться сказать, ни в какое время года…» до слов «…наконец этот невыносимый$ зной».

— Выпишите из данного фрагмента словосочетания, передающие отношение рассказчика к изображаемому.

Голый холм, безд$на, разрытый и размытый, боязливо спускаются, невеселый вид, полуразметанные крыши домов, вызженный, запыленный выгон, новый сруб с дырами вместо окон, остаток барского дома, черный пруд.

— Какая деталь объединяет описание природы в рассказах «Хорь и Калиныч», «Певцы»?

$Через всю книгу Тургенев провел устойчивый, повторяющийся мотив изуродованного пейзажа. Страшный овраг, упомянутый и в рассказе «Хорь и Калиныч», воспринимается как символ противоестественного порядка вещей.

— С кем встречается рассказчик в кабаке «Притынном»?

2.4. Выразительное чтение от слов «За стойкой, как водится, почти во всю ширину отверстия, стоял Николай Иваныч…» до слов «Зато в ней было почти прохладно, и чувство духоты и зноя, словно бремя, свалилось у меня с плеч, как только я $переступил порог».

— Каковы первые впечатления о героях?

Герои очень разные, у каждого свой характер и судьба.

2.5. Сообщения учащихся о судьбе Николая Ивановича, Обалдуя, Дикого Барина, Моргача.

— На каких уже известных героев похожи Николай Иванович, Дикий Барин, Моргач?

$ В характерах героев преобладает рациональное, твердое, деловое начало, присущее Хорю, герою рассказа «Хорь и Калиныч».

При всем многообразии индивидуально$стей Тургенев всем поэтически одаренным героям придает устойчивые, из рассказа в рассказ повторяющиеся черты. Сходны, например, их портретные характеристики. Внешний облик Калиныча писатель передает так: «Худой, с небольшой, закинутой назад головкой», с «жидкой клиновидной бородой».

— Портрет какого героя из рассказа «Певцы» имеет общие черты с внешним обликом Калиныча?

Яшка Турок, худой и стройный человек лет двадцати трех.

— Как по внешности героя, поведении перед состязанием проявляется незаурядность талантливой натуры Яшки Турка?

«Все его лицо$ изобличало человека впечатлительного и страстного. Он был в большом волненье: мигал глазами, неровно дышал, руки его дрожали, как в лихорадке, — да у него и точно была лихорадка, та тревожная, внезапная лихорадка, которая так знакома всем людям, говорящим или поющим перед собранием».

— Найдите описание внешности рядчика. Можно ли по внешним приметам героев судить о том, каким будет исход состязания?

Герой не испытывает глубокого внутреннего волнения перед выступлением, свойственного настоящим артистам. Он относится к предстоящему состязанию как к привычному занятию.

$2.6. Исследовательская работа с текстом. Заполнение второй и третьей части таблицы.

Рядчик

Яков Турок

$Манера исполнения

$Голос приятный и сладкий, несколько сиплый; играл и вилял этим голосом, просто лез из кожи

Первый звук был слаб и неровен, трепещущий, звенящий звук, твердый и протяжный, дрожащий, как
струна, понемногу разгорячаясь и расширяясь, полилась заунывная песня. Он пел, совершенно позабыв и своего соперника, и всех
нас. Залился еще звонче.

Реакция слушателей

Николай Иванович одобрительно закачал головой, на лице выступила краска, помолодел…

Обалдуй с Моргачом начали вполголоса подхватывать, подтягивать, покрикивать… Обалдуй затопал и засеменил ногами, бросился на шею и $начал душить.$

Дикий Барин не изменился в лице, но взгляд его смягчился.

У Якова глаза разгорелись как уголья, он весь дрожал, как лист, и беспорядочно улыбался. Как сумасшедший закричал: «Молодец, молодец!»

Николай Иваныч потупился, Моргач отвернулся; Обалдуй стоял, глупо разинув рот; серый мужичок тихонько всхлипывал в уголку, по железному лицу Дикого Барина медленно катилась тяжелая слеза; рядчик поднес сжатый кулак ко лбу и не шевелился…

$

Оценка рассказчика

Просто лез из кожи

Русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в нем и так и хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские струны

2.7. Выразительное чтение от слов «Итак, рядчик выступил вперед…» слов «…закачал гол$овой направо и налево».

2.8.Сообщение учащегося.

«Распашу я молода-молоденька…» — широко распространенная русская народная лирическая песня. Мелодия ее использована П.И. Чайковским в финале Первой симфонии.

$ «Не одна во поле дороженька пролегала…» — протяжная любовная песня «Дороженька» пользовалась исключительной популярностью в 30—40-х гг. XIX в.

2.9. Выразительное чтение или прослушивание песни.

— Назовите слова, пе$редающие манеру исполнения Якова Турка. Что особо подчеркивает рассказчик?

— Прочитайте выразительно фрагмент, содержащий оценку пения Якова Турка рассказчиком.

— Почему слушатели не выражают эмоции так, как в эпизоде пения рядчика?

$Слушатели испытывают целую гамму чувств, которые очень трудно передать каким-либо движением или фразой. О том, что действительно глубоко волнует, люди предпочитают молчать.

— Как характеризует героя замечание автора: «Он пел, совершенно позабыв и своего соперника, и всех нас…»?

Яшка Турок — наст$оящий художник, который, создавая прекрасное, не думает о награде. Высшая награда для него — возможность творить.

2.10. Обращение к таблице.

— Каков смысл противопоставления образов Якова Турка и рядчика?

В образах героев нашли отражение два типа искусства: искусство, завораживающее причудливостью формы, темпераментом исполнителя, и искусство, призванное вызывать глубокий отклик в душе человека, пробуждать в нем стремление к высоким чувствам.

2.11. Выразительное чтение финала рассказа от слов «По деревне мелькали огоньки» до конца рассказа.

$ — Почему рассказ завершает «пьяная» сцена?

И.С. Тургенев не склонен идеализировать героев. Он показывает, какое губительное влияние на русский народ оказывает всеотупляющая будничность, «власть тьмы», «страшного оврага».

$

2.12. Обращение к Краткому словарю литературоведческих терминов в учебнике. Чтение словарной статьи «Эпилог».

III. Подведение итогов урока.

$Эпилог рассказа вызывал неизменное восхищение читателей. «Помнишь ли ты Антропку в Тургеневе? — писал в 1873 г. Ф.М. Достоевский. — Сия вещь любимого писателя публики — поистине гениальная». Летом 1881 г. Тургенев говорил Е.М. Гаршину о заключительном эпизоде «Певцов»: «Ведь я же не выдумал этого Антропку. Ведь я в самом деле слышал, как они перекликались».

$ Диалог позволяет избавиться от ощущения безысходности, навеянного финальной сценой, заставляет читателя улыбнуться детской непосредственности героев. Финал рассказа остается открытым. Судьбы людей выглядят незавершенными, ожидается их продолжение за пределами «случайно» прерванного рассказа. Тургенев в какой-то мере оправдывает ожидания читателей: разомкнутый финал предыдущего очерка часто подхватывается началом последующего, незавершенный сюжетные нити получают продолжение и завершение в других очерках.

IV. Домашнее задание.

$

1.Подготовить выразительное чтение стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Нищий».

2.Индивидуальное задание: подготовить сообщение о картинах В.М.Васнецова «Нищие певцы», В.Г.Перова «Чаепитие в Мытищах».

Здесь даны основные сведения о повести А. С. Пушкина «Пиковая дама», представлено её краткое содержание для читательского дневника и пересказ, который можно читать по главам. Также дана краткая характеристика главных героев и других персонажей. В конце статьи указаны темы и основная мысль (идея) этой повести.

Краткие сведения о произведении

Александр Сергеевич Пушкин написал повесть «Пиковая дама» в 1833 году. Впервые она была опубликована 1834 году. Это романтическое мистическое произведение о соприкосновении человека с тёмными силами.

Главные герои повести

  • Германн — молодой человек, военный инженер, попавший в омут азартной карточной игры. Он расчётлив, хитёр и небогат, ему приходится экономить.
  • Графиня Анна Федотовна — капризная, деспотичная 87-летняя старуха, знающая секрет выигрышной комбинации карт.

Другие персонажи

  • Лизавета Ивановна — бедная девушка, воспитанница графини.
  • Томский — внук графини Анны Федотовны.
  • Нарумов — конногвардеец.
  • Чекалинский — богатый человек, наживший миллионы в карточной игре.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Германн — молодой военный инженер, сын обрусевшего немца. Он копит деньги, живёт скромно, не берёт в руки карт, а только следит за игрой.

Его приятель Томский рассказал историю о своей бабушке-графине. Она в Париже проиграла в карты крупную сумму и попросила деньги взаймы у графа Сен-Жермена. Тот отказал, но раскрыл ей секрет, благодаря которому графиня полностью отыгралась.

Германн прикинулся влюблённым в её воспитанницу Лизу, проник к графине и, умоляя и угрожая, пытался выведать тайну трёх выигрышных карт. Графиня, увидев у него пистолет, умерла от сердечного приступа.

На её похоронах Германну кажется, что графиня насмешливо на него посмотрела. Вечером к нему явился её призрак и назвал 3 карты: «Тройка, семёрка, туз». Но, чтобы выиграть, Германн должен был ставить не больше одной карты в сутки. Было и второе условие призрака — Германн должен был жениться на Лизе. Но он не женился на ней, а 3 карты стали его навязчивой идеей.

В Петербург приехал миллионер Чекалинский. Германн выиграл у него крупную сумму денег, поставив на тройку весь свой капитал.

У него стало вдвое больше денег, и на следующий день он их поставил на семёрку и, выиграв, удвоил свой капитал.

На третий день поставил все свои деньги на туза. Выпал туз, но Чекалинский сказал, что дама Германна проиграла. Недоумевающий Германн увидел, что каким-то невероятным образом поставил деньги на даму вместо туза.

На карте он увидел усмехающуюся пиковую даму, похожую на графиню. Германн разорился и попал в лечебницу для душевнобольных.

Краткий пересказ по главам (более подробный, чем краткое содержание)

Глава 1

После игры в карты у конногвардейца Нарумова все присутствующие сели ужинать только в пятом часу утра. Один из гостей удивился, что молодой инженер Германн ни разу не взял в руки карты, а только смотрел на игру. Германн сказал, что игра его очень занимает, но он не может жертвовать необходимым, надеясь приобрести лишнее.

Томский рассказал о своей бабушке, которая лет 60 тому назад в Париже проиграла в карты большую сумму денег. Она велела мужу заплатить долг, но тот категорически отказался это делать.

Бабушка решила просить деньги в долг у графа Сен-Жермена. Тот сказал, что может помочь ей отыграться, и открыл ей тайну как это сделать. Бабушка в тот же вечер на карточной игре у королевы поставила 3 карты и отыграла свой проигрыш.

Тайну трёх карт она не открыла ни одному из своих 4 сыновей. Только одному молодому человеку, Чаплицкому, который впоследствии умер в нищете, промотав огромное состояние, бабушка открыла тайну, пожалев его. Чаплицкий отыгрался, заплатил проигрыш и остался ещё в выигрыше.

Глава 2

К старой графине пришёл её внук Томский и попросил позволения представить ей и привезти на бал своего приятеля. Графиня согласилась. Когда она ушла за ширмы, её воспитанница Лизавета Ивановна спросила Томского, кого он хочет представить. Тот ответил, что Нарумова. Девушка спросила, не инженер ли он. Томский ответил, что Нарумов кавалерист и спросил, почему она думала, что инженер. Но девушка не ответила, а только засмеялась.

Когда Томский вышел, Лизавета Ивановна стала смотреть в окно. Вскоре на улице показался молодой человек, у девушки зарумянились щёки, и она наклонила голову над шитьём.

Лизавете Ивановне тяжело было жить у своенравной, капризной графини. Девушка с нетерпением ждала избавителя, но молодые люди не желали жениться на бедной.

Однажды (через 2 дня после вечера, который описан в начале повести) Лизавета Ивановна сидела за пяльцами, нечаянно взглянула в окно и увидела молодого военного инженера, неподвижно стоящего и смотрящего на неё. Через 5 минут она снова взглянула — он продолжал стоять. Затем она около 2 часов прилежно шила, а когда позвали обедать, нечаянно взглянув на улицу, снова увидела офицера.

Дня через 2 девушка увидела его стоящего у подъезда, когда она садилась с графиней в карету.

С того дня в известный час молодой человек всегда появлялся под окнами дома графини.

Отец Германна был обрусевший немец. Он оставил сыну маленький капитал. Молодой человек хотел упрочить свою независимость и не касался даже процентов с этих денег, а жил только своим жалованием.

История о трёх картах так подействовала на его воображение, что он не спал всю ночь. На следующий вечер Германн, бродя по улицам Петербурга, мечтал о том, что познакомится с графиней, и она откроет ему тайну трёх карт. Чтобы войти к ней в доверии нужно время, она может в любой день умереть, да и анекдот о трёх картах может быть выдумкой. Подумав об этом, Германн решил, что его 3 верные карты, которые увеличат его капитал — это «расчёт, умеренность и трудолюбие».

На одной из улиц он увидел, что перед красивым домом останавливаются кареты, из них выходят господа и дамы и идут в дом. Германн спросил у будочника, чей это дом, и тот ответил: «Графини ***».

Молодой человек стал ходить около дома и думать о чудесной способности его хозяйки. Ночью ему приснился сон о том, что он выиграл в карты груды золотых монет и кипы ассигнаций.

На следующий день он снова, бродя по городу, очутился перед домом графини. В одном из окон он увидел девушку, которая склонила голову над книгой или рукоделием. Она взглянула на Германна, и «эта минута решила его учесть».

Глава 3

Однажды Германн незаметно передал Лизавете Ивановне записку, когда она садилась в карету вместе с княгиней. Возвратившись домой, девушка прочла письмо. В нём было признание в любви, списанное из немецкого романа.

В ответном письме Лизавета Ивановна написала, что знакомиться таким образом оскорбительно. На следующий день, увидев Германна, Лизавета Ивановна бросила письмо в форточку, и тот поднял его.

Через 3 дня девушка из модной лавки принесла Лизавете Ивановне записку от Германна, в которой он требовал свидания. Девушка разорвала записку и сказала, чтобы девушка больше не носила ей записок.

Но Германн находил другие способы посылать ей каждый день письма. Со временем Лизавета Ивановна стала на них отвечать, и однажды назначила ему свидание в доме графини. В этом письме она объяснила, как сегодня в половине двенадцатого проникнуть в её комнату пока она вместе с графиней будет на балу.

В 10 часов вечера Германн был уже перед домом графини и увидел, как она со своей воспитанницей уехала на бал.

Ровно в половине двенадцатого молодой человек зашёл в дом и, не встретив там швейцара и слуг, прошёл в спальню графини, а затем в кабинет, дверь в который находилась в спальне.

Когда графиня вернулась с бала и отослала из спальни горничных, к ней вышел из кабинета Германн. Он попросил открыть ему тайну трёх карт. Графиня стала уверять, что это была шутка. Германн долго умолял её, но старуха не отвечала. Тогда он вынул пистолет. Графиня от ужаса упала, и Германн понял, что она умерла.

Глава 4

Приехав домой после бала, Лизавета Ивановна пришла в свою комнату. Дверь отворилась, и вошёл Германн. Он всё рассказал девушке, и она поняла, что он не любит её, а мечтает только о деньгах. Лизавета Ивановна рассказала Германну как выйти из дома.

Глава 5

Германн явился в монастырь на отпевание графини, так как верил, что она после смерти может ему навредить. Когда он подошёл к гробу, ему показалось, что покойница насмешливо на него взглянула.

Ночью ему было видение женщины в белом платье. Это была графиня, она сообщила ему 3 карты: тройка, семёрка, туз. Потом добавила, чтобы в сутки он больше одной карты не ставил и потом уже всю жизнь не играл в карты. Графиня сказала, что простит Германну её смерть, если он женится на Лизавете Ивановне.

Глава 6



Нарумов представил Германна Чекалинскому, у которого собиралась богатая молодёжь играть в карты.

В первый день Германн поставил тройку и выиграл 47 тысяч, на второй день поставил семёрку и выиграл 94 тысячи. На третий вечер Германн поставил туз и считал, что выиграл, но вместо туза оказалась пиковая дама. Молодой человек не мог понять, как он мог так ошибиться. Ему показалось, что пиковая дама усмехнулась, и он узнал в ней графиню. «Старуха!» — воскликнул он в ужасе.

Заключение

Сошедший с ума Германн находится в 17-м номере Обуховской больницы и весь день быстро бормочет: «Тройка, семёрка, туз! Тройка, семёрка, дама!..»

Лизавета Ивановна сейчас замужем за сыном бывшего управителя, служившего у графини. У Лизаветы Ивановны есть воспитанница — бедная родственница.

Заключение к краткому пересказу

В повести А. С. Пушкина «Пиковая дама» раскрыты темы:

  • судьба, рок;
  • фортуна;
  • власть денег, жажда обогащения.

Основная мысль (идея) повести «Пиковая дама»: страшная власть наживы, азарта может погубить личность и душу человека.

Краткое содержание повести может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ по главам — для подготовки к уроку литературы.

В январе 1847 года в культурной жизни России и в творческой судьбе Тургенева произошло знаменательное событие. В обновленном журнале «Современник», арендованном у П.А. Плетнева друзьями Тургенева Н.А. Некрасовым и И.И. Панаевым, в отделе «Смесь» был опубликован очерк из народного быта «Хорь и Калиныч». Вероятно, и сам автор, и некоторые члены редакции не надеялись на тот шумный успех, который выпал на его долю. Даже место, ему отведенное, оставляло желать лучшего: набранный мелким шрифтом, помещенный среди заметок на агрономические, хозяйственные и прочие темы, «Хорь и Калиныч», на первый взгляд, должен был затеряться в них.

Однако случилось непредвиденное: читатели не только заметили очерк Тургенева, но и предпочли его другим публикациям. Чем объяснить этот успех? Может быть, актуальностью темы? Но в русской литературе уже существовали признанные мастера в жанре рассказа и повести из народного быта — В.И. Даль и Д.В. Григорович. Так что читательский интерес к тургеневскому очерку порождался совсем другими причинами.

Впервые на них указал Белинский: «Не удивительно, что маленькая пьеска «Хорь и Калиныч», — писал он, — имела такой успех: в ней автор зашел к народу с такой стороны, с какой до него к нему никто еще не заходил» См.: Белинский В.Г. Полное собрание сочинений. — М., 1956. — Т. 10. — С. 346.. Как же освещали народную жизнь предшественники Тургенева? Даль интересовался преимущественно внешней, этнографической стороной народного быта. В его очерках создавался обобщенный тип крестьянина-русака, носителя коллективных начал народной жизни. Григорович, напротив, изображал с теплым сочувствием повседневную, домашнюю жизнь мужика, страдающего от самодурства помещика, от притеснений или равнодушия своих деревенских соседей. Как типичный «маленький человек», он вызывал у читателя чувство жалости и сострадания.

Публикацией «Хоря и Калиныча» Тургенев совершил своего рода «коперниковский переворот» в художественном решении темы народа. В двух крестьянских характерах он представил коренные силы нации, определяющие ее жизнеспособность, перспективы ее дальнейшего роста и становления. Перед лицом практического Хоря и поэтического Калиныча потускнел образ их господина, помещика Полутыкина. Именно в крестьянстве нашел Тургенев «почву, хранящую жизненные соки всякого развития» См.: Белинский В.Г. Полное собрание сочинений. — М., 1956. — Т. 10. — С. 368., а значимость личности «государственного человека» поставил в прямую зависимость от глубины ее связей с этой «почвой»: «Из наших разговоров с Хорем я вынес одно убежденье, которого, вероятно, никак не ожидают читатели, — убежденье, что Петр Великий был по преимуществу русский человек, русский именно в своих преобразованиях» См.: Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Сочинения. — Т. 4. — М., 1980. — С. 18..

С такой стороны к крестьянству в конце 1840-х годов не заходил даже Некрасов. Да и позднее, в 1860-е годы, Добролюбов напоминал, что «полного и жизненного, естественного воспроизведения народного быта» можно достичь лишь уяснением значения «низших классов» «в государственной жизни народа» См.: Добролюбов Н.А. Собрание сочинений: В 9 т. — М.; Л., 1963. — Т. 6. — С. 54.. В этих словах критика-демократа указывался такой масштаб освещения народной жизни, какой уже заключал в себе очерк Тургенева, но какой и в 1860-е годы был не по плечу демократической беллетристике.

Вдохновленный успехом первого очерка, Тургенев стал писать другие, внутренне ощущая единый замысел антикрепостнической книги, поэтическим ядром которого оказался очерк «Хорь и Калиныч». Условно говоря, Тургенев подошел к народу с «толстовской» стороны: он нашел в жизни народа ту значительность, тот общенациональный смысл, который Толстой положил потом в основу художественного мира романа-эпопеи.

Наблюдения над характерами Хоря и Калиныча у Тургенева не самоцель: «мыслью народной» выверяется здесь жизнеспособность «верхов». От Хоря и Калиныча эта мысль устремляется к русскому человеку, к русской государственности. И вот мы уже читаем, что из разговоров с Хорем охотник вынес убеждение: «Русский человек так уверен и споен силе и крепости, что он не прочь и поломать себя: он мало занимается своим прошедшим и смело глядит вперед. Что хорошо — то ему и нравится, что разумно — того ему и подавай…» См.: Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Сочинения. — Т. 4. — М., 1980. — С. 18. (С., IV, 18). Тургенев выводит своих героев к природе, сливает их с нею, устраняя резкие границы между отдельными характерами. Этот замысел ощутим в сопоставлении обрамляющих книгу очерков: от «Хоря и Калиныча» вначале — к «Лесу и степи» в конце. Хорь погружен в атмосферу лесной обособленности: его усадьба располагалась посреди леса на расчищенной и разработанной поляне. А Калиныч своей бездомностью и душевной напевностью сродни степным просторам, мягким очертаниям пологих холмов, кроткому и ясному вечернему небу.

Успех «Хоря и Калиныча», таким образом, был не случаен: здесь Тургенев выступил как новатор, как зрелый мастер народного рассказа, здесь определился антикрепостнический пафос всей книги, заключавшийся в изображении сильных, мужественных, ярких народных характеров, существование которых превращало крепостное право в позор и унижение России, в общественное явление, несовместимое с национальным достоинством русского человека. Вслед за «Хорем и Калинычем» в «Современнике» 1847—1851 годов были опубликованы и другие очерки, которые в 1852 году Тургенев собрал и напечатал в отдельном двухтомном издании.

Когда очерки вышли и свет отдельной книгой, в творческой биографии Тургенева произошло еще одно событие, разгадка которого приоткрывает тайну глубокого своеобразия художественного мира «Записок охотника», В то время, когда читатели Москвы и Петербурга нарасхват раскупали томики «Записок охотника», в московском цензурном комитете возник переполох и началось необычное следствие. По личному распоряжению Николая I цензор, пропустивший книгу в печать, был отстранен от должности. Что же произошло? Почему так всполошилась цензура? Ведь все рассказы, за исключением «Двух помещиков», в течение пяти лет она беспрепятственно пропускала на страницы «Современника». Может быть, Тургенев изменил свои рассказы, готовя книгу к отдельному изданию? Нет, содержание рассказов не изменилось. Значит, обличительный пафос книги Тургенева возрос не за счет переделки рассказов, а в результате сложного образного взаимодействия между ними.

Ощущая эстетическую целостность картины, складывающейся из совокупности всех «Записок охотника», Тургенев набрасывал одну за другой знаменитые «программы»; расположению рассказов в книге он придавал очень большое значение, испробовав, по крайней мере, около девяти вариантов их расстановки. Возникала не простая подборка тематически однородных рассказов — рождалось единое художественное произведение, внутри которого действовали сложные образные взаимосвязи. Посмотрим, как от рассказа к рассказу нарастает в тургеневской книге мотив несообразности и нелепости всего крепостнического уклада русской жизни.

В «Хоре и Калиныче» есть эпизод о тяжбе помещика Полутыкина с соседом: «Сосед Пичуков запахал у него землю и на запаханной земле высек его же бабу» См.: Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Сочинения. — Т. 4. — М., 1980. — С. 19.. Эта случайная деталь выпадает из композиционного единства очерка, о ней и сообщается мимоходом: главный интерес автора сосредоточен на образах Калиныча и Хоря. Но художественная деталь, обладающая относительной самостоятельностью, легко включается в далекий контекст. В «Однодворце Овсяникове» курьезы помещичьего размежевания, непосильным бременем ложащиеся на плечи крепостных крестьян, развертываются в целую эпопею крепостнических самодурств и бесчинств. Рассказы Овсяникова о дворянских междоусобицах, об издевательствах богатых помещиков над малой братией — однодворцами — уводят повествование в глубь русской истории, до удельной, боярской Руси.

Постепенно, от очерка к очерку, от рассказа к рассказу, нарастает в книге художественная мысль о пагубности крепостничества. В «Однодворце Овсяникове» история превращений неграмотного французского барабанщика Леженя в учителя музыки, гувернера и, наконец, в русского дворянина — не более чем казус. Но в следующем очерке — «Льгов» охотник натыкается у сельской церкви на почерневшую урну с надписью: «Под сим камнем погребено тело французского подданного, графа Бланжия». Судьба барабанщика Леженя повторяется в ином варианте. И тут же начинается рассказ о господском рыболове Сучке, который вот уже семь лет приставлен ловить рыбу в пруду, в котором рыбы не водится.

Жизнь Сучка, подобно жизни Леженя, — сплошная цепь комических несообразностей, играющих по своему произволу человеческой судьбой. В каких только должностях не пришлось побывать Сучку по сумасбродной воле господ: обучался он сапожному ремеслу, был казачком, поваром, кучером, кофишенком, рыболовом, актером, форейтором, садовником, доезжачим, снова поваром и опять рыболовом. Аналогичным образом складываются судьбы многих других героев «Записок охотника»: шумихинского Степушки, скотницы Аксиньи с садовником Митрофаном из «Малиновой воды»; псаря Ермилы, у которого собаки никогда не жили, из «Бежина луга».

Характер помещика Полутыкина набрасывается в «Хоре и Калиныче» легкими штрихами: походя упоминается о его французской кухне, о конторе, которая им упразднена. Но «полутыкинская» стихия оказывается не столь случайной и безобидной. Мы еще встретимся с барскими конторами в особом очерке «Контора», мы еще увидим «полутыкинское» в жутковатом образе «мерзавца с тонкими вкусами», «культурного» помещика Пеночкина.

В Пеночкиие остро схвачено Тургеневым общественное явление, выходящее далеко за провинциальные пределы. Тургенев в одном из писем к А.И. Герцену повторил характеристику Пеночкина применительно к московскому обер-полицмейстеру Ахматову.

В «Записках охотника» разоблачаются и катастрофические экономические последствия «цивилизаторской» деятельности крепостников, подрывающей сами основы труда крестьянина на земле. В «Двух помещиках» рассказывается о хозяйственной деятельности важного сановника, вздумавшего было все свои поля засеять маком: «Мак, дескать, дороже ржи, следовательно, сеять мак выгоднее». С деятельностью этого сановника перекликается «хозяйствование» Чертопханова Пантелея Еремеевича. Этот «избы крестьянам по новому плану перестроивать начал… по три двора вместе ставил треугольником, а на середине воздвигал шест с раскрашенной скворечницей и флагом… Около того же времени повелел он всех подданных своих… перенумеровать и каждому на воротнике нашить его нумер…» См.: Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Сочинения. — Т. 4. — М., 1980. — С. 302.. В бесчинствах провинциального помещика, как в капле воды, отражаются бесчинства иного, государственного ранга. Вспомним, например, Аракчеева — организатора военных поселений.

Тургенев показывает развращающее воздействие крепостнического самодурства на психологию народа. Человек, подобный Кузьме Сучку, перестал быть хозяином своей судьбы и привык к противоестественному порядку вещей. Когда охотник в «Двух помещиках» спрашивает буфетчика Василия, за что его наказали, он слышит в ответ: «А поделом, батюшка, поделом. У нас по пустякам не наказывают… У нас барин не такой… такого барина в целой губернии не сыщешь» См.: Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Сочинения. — Т. 4. — М., 1980. — С. 185.. Одна крестьянская судьба цепляется в книге Тургенева за другую, возникает единая, «хоровая» судьба народа в беззаконной, крепостнической стране. Со страниц «Записок охотника» встает монументальный образ крепостного строя жизни, губительно влияющего на жизнь всей русской нации.

Этот образ охватывает и природу. Через всю книгу проходит повторяющийся мотив изуродованного, безжизненного пейзажа. Впервые он появляется в «Хоре и Калиныче», где сообщается об орловской деревне, расположенной близ оврага. В «Певцах» деревня Колотовка рассечена на две половины «страшным оврагом», его не оживляют ни растительность, ни ключи. Образ страшного, проклятого людьми урочища возникает в «Бежине луге»: это Варнавицкий овраг, в котором бродит призрак грозного барина Ивана Ивановича.

Природа у Тургенева — образ универсальный, объединяющий обращенные к нему «частные» образные миры, собирающий в живое единство отдельные очерки и рассказы книги. По законам природной жизни возникают и разрешаются в «Записках» многочисленные конфликты, в том числе и конфликт основной, между двумя Россиями — «живой» и «мертвой». В мире людей, живущих в союзе с природой, зло и неправда относительны, как духота и зной. В жизни, как она изображается Тургеневым, есть своя диалектика, приводящая крайние проявления бытия к «снимающему», гармоническому разрешению.

В книге Тургенева захватывается всероссийский социальный конфликт, сталкиваются и спорят друг с другом две России: официальная, крепостническая, мертвящая жизнь, с одной стороны, и народно-крестьянская, живая и поэтическая, с другой. И все герои, эту книгу населяющие, так или иначе тяготеют к двум полюсам — «мертвому» или «живому».

Характеризуя героев из народа, Тургенев выходит за пределы «частных» индивидуальностей к общенациональным силам и стихиям жизни. Характеры Хоря и Калиныча, как два полюса магнита, начинают притягивать к себе всех последующих, живых героев книги. Одни из них тяготеют к поэтичному, душевно-мягкому Калинычу, другие — к деловому и практичному Хорю.

Устойчивые, повторяющиеся черты у поэтически одаренных героев Тургенева проявляются даже в портретных характеристиках: внешний облик Калиныча перекликается с портретом Степушкн и Касьяна. Родственных героев сопровождает, как правило, пейзажный лейтмотив.

Такую же роль играет в книге тема музыкальной одаренности русского народа. Впервые она заявляет о себе опять-таки в «Хоре и Калиныче» — поэтическом «зерне» «Записок охотника»: пост Калиныч, а Хорь ему подтягивает. В «Малиновой воде» в жаркий полдень сходятся у ключа на берегу реки Исты очень разные люди: дворянин-охотник, несчастный Степушка, бывший дворецкий Туман, крестьянин-ходок Влас. Неторопливо ведется рассказ о судьбах каждого, но есть в них и нечто общее: все герои — неудачники, все не имеют прочного жизненного «гнезда». И в конце очерка, как отзвук на общее всем героям настроение, «на другом берегу голос незнакомого певца затянул песню, да такую унылую… пригорюнился мой бедный Влас» См.: Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Сочинения. — Т. 4. — М., 1980. — С. 240.. Песня сближает людей: сквозь отдельные судьбы она ведет к судьбе общерусской, роднит героев между собою. Песня Якова Турка в «Певцах» «Не одна в поле дороженька пролегала» собирает в фокус лучшие душевные порывы Калинычей, Касьянов, Власов, Ермолаев и их подрастающую смену — детишек из «Бежина луга». Ведь мирный сон крестьянских детей у костра под звездами тоже овеян мечтой о сказочной земле, в которую верит, которую ищет странник Касьян. В ту же страну обетованную, где «живет человек в довольстве и справедливости», зовет героев протяжная русская песня Якова: «Он пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо широким, словно знакомая степь раскрывалась перед вами, уходя в бесконечную даль» См.: Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Сочинения. — Т. 4. — М., 1980. — С. 241..

От рассказа к рассказу растет и крепнет в «Записках охотника» русское единство, формируются групповые образы. В переходах от одного героя к другому — от Калиныча к Касьяну, от Касьяна к Якову — групповые качества не просто повторяются: происходит духовный рост, лучшее цементируется и крепнет, слабое отсеивается и отпадает. Хорь, например, человек достаточно сложный. Он обладает «государственным складом ума», он хитер и независим. Но в его хитрости есть некоторый эгоизм: он предпочитает жить в одиночку и к народному «миру» доверия не питает. Тип Хоря в пределах очерка незавершен и открыт навстречу другим родственным ему героям. Худшие стороны его характера наследует бурмистр Софрон. Лучшие — однодворец Овсяников: как и Хорь, он практичен, положителен и терпим ко всякой разумной новизне. Но в отличие от Хоря Овсяников совершенно открыт и бескорыстен: вся округа уважает праведника, люди идут к нему за помощью и советом.

Еще более наглядно изменяется групповой образ в смене героев с поэтическим складом характера. О близости Калиныча к природе говорится немного. В Ермолае она уже наглядно изображается. А в Касьяне «природность» не только достигает полноты, но и одухотворяется высоким нравственным чувством. Нарастает мотив правдолюбия и правдоискательства, тоски но идеалу совершенного мироустройства. Поэтизируется готовность самопожертвования, бескорыстной помощи человеку, попавшему в беду. Эта черта русского характера достигает кульминации в рассказе «Смерть»: русские люди, «умирают удивительно», ибо в час последнего испытания они думают не о себе, а о других, о ближних. Это помогает им стойко и мужественно принимать смерть. Это также мы увидим в рассказе «Живые мощи», где Лукерья перед смертью будет думать не о себе, а попросит барина, чтобы уменьшили оброк с крестьян.

Антикрепостнический пафос книги Тургенева заключается в том, что к гоголевской галерее мертвых душ писатель добавил галерею душ живых. Крестьяне в «Записках охотника» — крепостные, зависимые люди, но рабство не превратило их в рабов: духовно они свободнее и богаче жалких полутыкиных и жестоких пеночкиных.

Живой, целостный образ народной России увенчивает в книге Тургенева природа. Лучшие герои «Записок охотника» не просто изображаются «на фоне» природы, а выступают как продолжение ее стихий, как духовная их кристаллизация. Чаще всего они неожиданно «являются» перед взором охотника: из игры света и тени в березовой роще рождается поэтичная Акулина в «Свидании», из грозовой ненастной мглы, раздираемой фосфорическим светом молний, появляется загадочная фигура Бирюка. Тургенев изображает в «Записках охотника» скрытую от многих взаимную связь всего в природе: человека и реки, человека и леса, человека и степи.

Едва ли не ведущая роль в создании эстетического единства книги принадлежит охотнику-рассказчику. В нем есть удивительный талант приобщения, его присутствие никого не стесняет и часто остается как бы незамеченным. И хотя он дворянин, в строе мыслей и чувств повествователя важно совсем другое. Он — охотник, коренной русский человек. На этой общей для барина и мужика основе возникает особый характер взаимоотношений рассказчика с людьми из народа. Эти люди доверчиво сообщают ему свои тайны, обнажая перед ним интимные уголки своих душ. Повествователь ловит минуты таких сердечных откровений. Именно потому Россия в «Записках охотника» схвачена на поэтическом взлете, на едином дыхании. Охотнику широко доступно чужое «я», чувства и переживания человека из народа. Как Касьян-правдоискатель, он тоже человек бессемейный, непоседа и правдолюбец, скитающийся по Руси. Как Ермолай и Калиныч, он тонко чувствует лес вплоть до каждого дерева и каждой птицы в нем, степь вплоть до каждого насекомого и каждой былинки в ней.

Повествование от лица охотника освобождает Тургенева от одностороннего, узкопрофессионального, писательского взгляда на мир, сохраняет непреднамеренную простоту устной речи, придает картине жизни полнокровное эпическое дыхание. «Фраза Тургенева, — заметил известный французский критик XIX века, знаток русской литературы Мельхиор де Вогюэ, — течет медленно, как воды великих русских рек… Она останавливается и все захватывает с собою — и жужжание пчелы, и крик ночной птицы, и тихое, замирающее дуновение ветерка» См.: Ковалев В.А. «Записки охотника» И.С. Тургенева. Вопросы генезиса. — Л., 1980. — С. 128..

В «Записках охотника» Тургенев впервые ощутил Россию как единство, как живое художественное целое. По отношению к этому универсальному образному миру с его внутренней гармонией будет оцениваться жизнеспособность лучших героев в романах Тургенева, да и в творчестве других русских писателей. В ряду тургеневских преемником упоминают в этом случае Николая и Глеба Успенских, Левитова, Решетникова, Слепцова, Эртеля, Засодимского и др. Далее традицию ведут к Чехову, Короленко и от них к Горькому с его циклом «По Руси»,

Но значение «Записок охотника» этим не ограничивается. Книга Тургенева открывает 60-е годы в истории русской литературы, предвосхищает их. Прямые дороги от «Записок охотника» идут не только к романам Тургенева, но и к эпосу «Войны и мира» Толстого.

Образ России «живой» в «Записках охотника» в социальном отношении не однороден. В книге есть целая группа дворян, наделенных национально-русскими чертами характера. Таковы, например, мелкопоместные дворяне типа Петра Петровича Каратаева или однодворцы, среди которых выделяется Овсяников. Живые силы нации Тургенев находит и в кругу образованного дворянства. Василий Васильевич, которого охотник называет Гамлетом Щигровского уезда, мучительно переживает свою беспочвенность, свой отрыв от России, от народа. Он с горечью говорит о том, как полученное им философское образование превращает его в умную ненужность. В «Записках охотника» неоднократно показывается, что крепостное право враждебно как человеческой природе мужика, так и нравственному достоинству дворянина, что это общенациональное зло, пагубно влияющее на жизнь того и другого сословия. Поэтому живые силы нации писатель находит и в крестьянской и в дворянской среде. Любуясь деловитостью или поэтической одаренностью русского человека, Тургенев приводит читателя к выводу, что в борьбе с этим общенациональным врагом должна принять участие вся «живая» Россия, не только крестьянская, но и дворянская.

Как ни восхищен Тургенев поэтической мощью и нравственной чистотой России народной, он замечает, тем не менее, что века крепостной неволи отучили народ чувствовать себя хозяином родной земли, гражданином. Эта мысль особенно тревожит писателя в созданных вслед за прославленными «Записками охотника» новыми повестями из народного быта, над которыми Тургенев работал в трудных условиях.

В 1852 году он был арестован по обвинению в нарушении цензурных правил при публикации статьи, посвященной памяти Н.В. Гоголя. Но это обвинение было использовано как удобный предлог. Истинной же причиной ареста были «Записки охотника» и связи писателя с прогрессивными кругами революционной Европы — Бакуниным, Герценом, немецким поэтом и революционером Гервегом и др. Месяц Тургенев провел на съезжей адмиралтейской части в Петербурге, а потом, по высочайшему повелению, был сослан в родовое имение Спасское под строгий надзор полиции и без права выезда за пределы Орловской губернии.

На нашем любимом образовательном портале Uchi.ru стартовала бесплатная олимпиада по литературе для учеников 1–9 классов. Соревнование проходит в один тур при поддержке нацпроекта «Культура». Выполняя задания, вы сможете углубить знания в области литературы и фольклора; улучшить понимание системы литературных жанров; развить творческое мышление и логику. Принять участие в олимпиаде можно до 2 ноября включительно. Это состязание только для вас, с пользой проведите время!

Олимпиада по литературе на Учи.ру 2021 год, для 5 — 9 классов

Книжные памятники

Прочитай слова персонажей и выбери, как бы они звучали на современном языке, ь читается как «е».

Задания 5 класс

  • — Стоящю же ему при краи моря и стрежаше обою пути, и пребысть всю нощь въ бдънии. Житие Александра Невского
    Правильный ответ: Он стоял на берегу моря, наблюдая за обоими путями, и провёл всю ночь без сна.
  • — И нача слыти имя его по всъмь странамъ… Житие Александра Невского
    Правильный ответ: И прославилось его имя во всех странах…
  • — Инии же, не въдуще, ркоша, яко Кий есть перевозникъ бысть… Повесть временных лет
    Правильный ответ: Некоторые же, не зная, говорили, что Кий был перевозчиком…
  • — В льто 6544. Мъстиславъ изыиде на ловы и разболься и умре. Повесть временных лет
    Правильный ответ: В 6544 году Мстислав отправился на охоту, разболелся и умер.

Задания 6 и 7 классов (всё 5 класса, плюс одно)

  • — Тако же и князь Александръ — побъжая, а не побъдимъ. Житие Александра Невского
    Правильный ответ: Князь Александр был непобедим.

Задание 8 и 9 классов (что и в предыдущих классах, плюс одно)

  • — И ръша ему мужи смысленъи: «Не кушайся противу имъ, яко мало имаши вой». Повесть временных лет        Правильный ответ: И сказали ему разумные мужи: «Не пытайся идти против них, потому что у тебя мало воинов».

Средства выразительности

  • Антитеза — противопоставление.
  • Гипербола — художественное преувеличение.
  • Градация — постепенное нагнетание или ослабление смысловой и эмоциональной значимости слов.
  • Ирония — иносказание, при котором за внешне положительной оценкой скрывается насмешка.
  • Литота — художественное преуменьшение.
  • Метафора — употребление слова или выражения в переносном значении, основанное на сходстве, сравнении, аналогии.
  • Олицетворение — приписывание человеческих свойств неодушевлённому предмету, явлению или понятию.
  • Сравнение — уподобление одного предмета или явления другому по какому-то общему для них признаку.
  • Эпитет — красочное определение.

Какие средства художественной выразительности и фигуры речи использованы в отрывках? Выбери один вариант в каждом посте.

Задание 5 и 6 классов

  • — Бурсаки вдруг преобразились: на них явились… шаровары шириною в Чёрное море, с тысячью складок и со сборами… H.В. Гоголь, «Тарас Бульба»
    Ответ: гипербола
  • — Она и в пятьдесят лет была замечательная красавица. Но в молодости, восемнадцати лет, была прелестна: высокая, стройная, грациозная и величественная, именно величественная. Л.Н. Толстой, «После бала»
    Ответ: эпитет
  • — Налево, как будто кто чиркнул по небу спичкой, мелькнула бледная, фосфористическая полоска и потухла. А.П. Чехов, «Степь»
    Ответ: сравнение
  • — Что ищет он в стране далёкой? Что кинул он в краю родном?… Играют волны — ветер свищет, И мачта гнётся и скрыпит… М.Ю. Лермонтов, «Парус»
    Ответ: антитеза

Задание 7 класса ( Л.Н. Толстой, «После бала», и новые)

  • — Приводили обыкновенно новичка к дверям этой комнаты, нечаянно вталкивали его к медведю, двери запирались, и несчастную жертву оставляли наедине с косматым пустынником. Таковы были благородные увеселения русского барина! A.С. Пушкин, «Дубровский»
    Ответ: ирония
  • — Тот имеет отличного повара, но, к сожалению, такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить… Н.В. Гоголь, «Невский проспект»
    Ответ: литота
  • — Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подёрнутые маслом, лоснились, как спелые вишни. A. П. Чехов, «Толстый и тонкий»
    Ответ: сравнение
  • — Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь. В саду горит костёр рябины красной, Но никого не может он согреть. C. Есенин, «Отговорила роща золотая…»
    Ответ: метафора

Задание 8 класса (А.П. Чехов, «Степь» и М.Ю. Лермонтов, «Парус», A.С. Пушкин, «Дубровский», плюс два новых)

  • — Произошла такая бестолковщина: донос сел верхом на доносе, и пошли открываться такие дела, которых и солнце не видало, и даже такие, которых и не было. H.В. Гоголь, «Мертвые души»
    Ответ: гипербола
  • — Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь. В саду горит костёр рябины красной, Но никого не может он согреть. C. Есенин, «Отговорила роща залотая…»
    Ответ: метафора

9 класс ( A.С. Пушкин, «Дубровский», H.В. Гоголь, «Мертвые души», А.П. Чехов, «Степь», Л.Н. Толстой, «После бала», C. Есенин, «Отговорила роща залотая…»)

Правильные ответы в прошлых классах

Вечеринка писателей

Писатели играют в игру. Каждый называет собственное произведение, название которого начинается на последнюю букву предыдущего ответа. Чтобы выбрать произведение, нажми на него.

Задания для 5, 6, 7, 8 и 9 классов

  • A. С. Пушкин — Медный всадник
  • A. П. Чехов — Каштанка
  • Л. Н. Толстой — Анна Каренина
  • М. Ю. Лермонтов — Ашик-Кериб
  • И. С. Тургенев — Бежин луг
  • A. И. Куприн — Гранатовый браслет
  • K. И. Чуковский — Телефон
  • H. В. Гоголь — Нос
  • И. А. Крылов — Свинья под дубом

Жанры

  • Ода — торжественное стихотворение в честь значительного события или человека.
  • Роман — большое произведение со сложным сюжетом.
  • Мемуары — произведение в форме личных воспоминаний человека о событиях прошлого.
  • Новелла — небольшое повествовательное произведение в прозе.

К каким жанрам может относиться произведение, о котором говорит персонаж? Выбери один или несколько ответов.

Задание 5, 6 и 7 классов

  • Девушка: «Я появляюсь в небольшом прозаическом произведении». — Рассказ, Сказка, Новелла
  • Богатырь: «Я появляюсь в произведении-сказании о моих подвигах». — Былина, Сказка
  • Колдунья (ведьма): «Я появляюсь в произведении, где есть волшебные существа». — Сказка, Поэма, Стихотворение
  • Свинья: «Я изображаю человека и какую-то черту его характера в нравоучительном рассказе или стихотворении». — Басня

Задание 8 и 9 классов (5, 6 класс, плюс один персонаж)

  • Юноша: «Я герой прозаического произведения, которое написано в форме личных воспоминаний человека о событиях прошлого». — Мемуары

Писатели спрятались

Выбери среди слов фамилию писателя и название одного из его произведений. Название может состоять из двух и более слов.
Образец: Мы поехали в Пушкин. Маме и няне там нравится.
Ответ: Пушкин, Няня

Задание 5 класса

  • Всё детство я коллекционировала наклейки и хранила их в толстой тетради .
    Правильный ответ: Толстой «Детство»
  • Мой друг из Англии, Майкл Грин, нарисовал корабль и теперь раскрашивал паруса. Я принёс ему алые и голубые краски.
    Правильный ответ: Грин «Алые паруса»
  • Здесь небезопасно: вблизи города больше нет волков и медведей, но напротив изумрудного берега живёт злой волшебник.
    Правильный ответ: Волков «Волшебник Изумрудного города»

Задание 6 класса ( Толстой «Детство» и Грин «Алые паруса»,  два новых)

  • Я застегнул шинель и вышел к озеру: у берега плавала птица, обыкновенный гоголь.
    Правильный ответ: Гоголь «Шинель»
  • Папа смотрит футбол, болеет за чехов. Я читаю, в террариуме спит наш хамелеон. Моя сестра его очень боится.
    Правильный ответ: Чехов «Хамелеон»

Задание 7 класса ( Гоголь «Шинель», много новых)

  • Дочка Андрея не поехала в Пушкин. Она осталась дома и разбирала старый комод. Там были альбомы, книги, капитанская фуражка отца.
    Правильный ответ: Пушкин «Капитанская дочка»
  • Мы проехали только пару маленьких лесков и большое озеро. Мне стало скучно, и я начала рисовать. «Ты левша?» — спросила Лена.
    Правильный ответ: Лесков «Левша»
  • Олег оставил скрипку в футляре и пошёл в гостиную. Пятеро человек уже смотрели матч. Болели за чехов.
    Правильный ответ: Чехов «Человек в футляре»
  • После бала я отправилась домой искать ту записку. Она нашлась в толстой тетради.
    Правильный ответ: Толстой «После бала»

Задание 8 класса ( Гоголь «Шинель», Пушкин «Капитанская дочка», Лесков «Левша», Чехов «Человек в футляре»,  новые)

  • Кажется, детство закончилось: я полюбила горький шоколад.
    Правильный ответ: Горький «Детство»

Задание 9 класса (8 класс, плюс одно)

  • После бала я отправилась домой искать ту записку. Она нашлась в толстой тетради.
    Правильный ответ: Толстой «После бала»

Тайный автор

Тебе предстоит найти Тайного автора. Читай факты о писателях и убирай одного из них на каждом шаге, чтобы в конце остался Тайный автор.

Задание 5 и 6 классов

  • Убери автора, который написал книги о Незнайке. — Н.Н. Носов
  • Убери автора, на основе произведений которого были созданы мультфильмы студии Уолта Диснея. — X.К. Андерсен
  • Убери автора, который в основном писал детские книги о природе и животных. — В.В. Бианки
  • Убери автора, который стоял у истоков советской рекламы. — B. В. Маяковский
  • Убери автора, который написал повесть о жизни детей во время Великой Отечественной войны. — B. А. Осеева

Задание 7, 8 и 9 классов (как и в предыдущих, плюс один автор)

  • Убери автора, который был близким другом И. Бунина. — A. П. Чехов

Исторические книги

Сегодня ты будешь определять, какие книги являются историческими, а какие нет. При решении задачи помни:
В исторической литературе рассказывается о знаменательных событиях прошлого с участием реально существовавших людей.
Нажимай на книги и выбирай, какие являются историческими, а какие нет.

Задание 5 класса

  • — A.С. Пушкин «Руслан и Людмила» Людмилу похищает злой колдун сразу после свадьбы. Её муж Руслан отправляется на поиски. У колдуна есть шапка-невидимка.
    Правильный ответ: Нет, потому что шапки-невидимки не существует.
  • — B. Ян «Чингисхан» Чингисхан — полководец и основатель Монгольской империи, которая воевала с другой сильной страной.
    Правильный ответ: Да, потому что Чингисхан действительно существовал. В книге описаны исторические события.
  • — П.П. Бажов «Медной горы хозяйка» Молодой парень встретил девушку, Хозяйку Медной горы, которая умела превращаться в ящерицу. Она очень помогла парню.
    Правильный ответ: Нет, потому что человек не может превращаться в животное.
  • — М.Ю. Лермонтов «Бородино» Ветеран русской армии рассказывает о Бородинском сражении с наполеоновским войском.
    Правильный ответ: Да, потому что в стихотворении идёт речь о реальной исторической битве.
  • — «Слово о полку Игореве» Древнерусский князь Игорь Святославич с войском идёт против половцев, проигрывает битву, попадает в плен, но вскоре освобождается и возвращается домой.
    Правильный ответ: Да, потому что князь Игорь действительно существовал и сражался с половцами.

Задание 6 и 7 классов (5 класс остаются 2, 4, 5, новые)

  • — «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Богатырь Илья Муромец отправился воевать с Соловьём- разбойником. От свиста разбойника склоняются леса, осыпаются цветы, падают замертво люди.
    Правильный ответ: Нет, потому что разбойника с такими способностями не могло существовать.
  • — В.Г. Распутин «Уроки французского» Школьник из бедной семьи играл на деньги, чтобы купить еды. Учительница решила помочь ему: она начала играть с ним и специально проигрывать. За это её уволили из школы.
    Правильный ответ: Нет, потому что в книге описаны не исторически значимые события.

Рифмы

Выбери два слова на разных карточках так, чтобы они сложились в рифму.

Задание 5, 6, 7, 8 и 9 классов

  • слон — вагон
  • слива — ива
  • капель — газель
  • сигнал — канал
  • журнал — пенал
  • торты — коты

Собери героя

Задание 5 и 6 классов

  • Выбери характеристики Пирогова, персонажа рассказа A.И. Куприна «Чудесный доктор».
    Лицо — Умное, спокойное лицо с седыми бакенбардами
    Род занятий — Врач
    Характер — Милосердный, внимательный, неравнодушный к чужой беде

Задание 7, 8 и 9 классов

  • Выбери характеристики Калиныча, персонажа рассказа И. С. Тургенева «Хорь и Калиныч».
    Лицо — Добродушное кроткое лицо, голубые глаза, борода
    Род занятий — Крестьянин
    Характер — Открытый, весёлый, беззаботный, кроткий

Блогеры

Определи, о каких произведениях говорится в постах. Нажми на пост, чтобы прочесть его.

Задание 5 класса

  • @push_kin
    «Сказка о царе Салтане» Написал новую сказку! О том, на что способны пойти две сестры из зависти к третьей. Угадайте, как назвал!
  • @ne_krasov
    «Дед Мазай и зайцы» Написал новое стихотворение! Об охотнике, который пожалел животных. Угадайте, как назвал!

Задание 6 класса (остался @ne_krasov с 5 класса)

  • @lermont_off
    «Бородино» Новое стихотворение! Посвящено одной очень эпичной битве. Много военной лексики, но вам понравится. Угадайте, как назвал!

Задание 7 класса

  • @push_kin
    «Руслан и Людмила» Я тут книгу написал! Волшебная история о похищении девушки с её собственной свадьбы и о том, как жених её искал. Угадайте, как назвал!
  • @gogol
    «Чуб» Кому мистики? Я новую книгу написал! Есть в ней один персонаж… Богатый и упрямый казак. Хочет, чтобы всё было, как он сказал. Угадайте, как я его назвал!

Задание 8 класса

  • @mayakoff_sky
    «Хорошее отношение к лошадям» Написал стихотворение. Пронзительное. Пара неологизмов, звукопись. Оно о том, как человеческое участие и поддержка дают силы двигаться вперёд. Многим часто нет дела до беды другого существа. Угадайте, как назвал!
  • @iturgenev
    «Ася» Новая книга готова! Пишу о девушке через призму чувств, которые она испытывает. О невзаимности и о том, что решения порой бывают запоздалыми. Угадайте, как назвал!

Задание 9 класса

  • @push_kin
    «Борис Годунов» Написал новую книгу! Это историческая драма о борьбе за русский престол, об угрызениях совести того, кто незаконно его получил. Одно из важных действующих лиц — народ. Угадайте, как я назвал драму!
  • @gogol
    «Чуб» Кому мистики? Я новую книгу написал! Есть в ней один персонаж… Богатый и упрямый казак. Хочет, чтобы всё было, как он сказал. Угадайте, как я его назвал!

Не пропустите увлекательную Олимпиаду Учи.ру по литературе для учеников 1–9 классов, которая проходит с 12 октября по 2 ноября 2021 года. Увлекательное онлайн-состязание проверяет знания по русской литературе и фольклору, начитанность, эрудированность и понимание литературных жанров. Олимпиада проходит при поддержке национального проекта «Культура» и знакомит учеников и их родителей с возможностями Национальной электронной библиотеки.

Олимпиада по литературе для 1-9 классов октябрь 2021

Ответы на Олимпиаду Учи.ру по литературе 5, 6, 7, 8, 9 класс

Чтобы участвовать, нужно зарегистрироваться на Учи.ру или получить логин и пароль от учителя. Если они у вас уже есть, просто войдите на платформу На решение заданий дается час Количество набранных баллов будет известно сразу после завершения олимпиады. Соревнование популяризирует русский язык и литературу среди школьников. Игровые задания поддерживают интерес к предмету и помогают лучше усваивать информацию.

В зависимости от результатов ученики могут получить сертификат, грамоту или диплом, учителя — благодарственные письма.

И не думайте даже о списывании ответов, ведь: «Олимпиада создана для школьников, и мы ждем, что ученики будут решать задачи самостоятельно. Алгоритмы помогают нам определить, выполнял ребенок задания сам или ему помогали взрослые.»

Книжные памятники

Прочитай слова персонажей и выбери, как бы они звучали на современном языке, ь читается как «е».

5 класс
1 — Стоящю же ему при краи моря и стрежаше обою пути, и пребысть всю нощь въ бдънии. Житие Александра Невского
Ответ: Он стоял на берегу моря, наблюдая за обоими путями, и провёл всю ночь без сна.
2 — И нача слыти имя его по всъмь странамъ… Житие Александра Невского
Ответ: И прославилось его имя во всех странах…
3 — Инии же, не въдуще, ркоша, яко Кий есть перевозникъ бысть… Повесть временных лет
Ответ: Некоторые же, не зная, говорили, что Кий был перевозчиком…
4 — В льто 6544. Мъстиславъ изыиде на ловы и разболься и умре. Повесть временных лет
Ответ: В 6544 году Мстислав отправился на охоту, разболелся и умер.

6 и 7 классы (всё тоже самое, как и в 5 классе и добавилось ещё одно)
5 — Тако же и князь Александръ — побъжая, а не побъдимъ. Житие Александра Невского
Ответ: Князь Александр был непобедим.

8 и 9 классы (всё тоже самое, как и в 5 и 6 классах и добавилось ещё одно)
6 — И ръша ему мужи смысленъи: «Не кушайся противу имъ, яко мало имаши вой». Повесть временных лет
Ответ: И сказали ему разумные мужи: «Не пытайся идти против них, потому что у тебя мало воинов».

Средства выразительности

Антитеза — противопоставление.
Гипербола — художественное преувеличение.
Градация — постепенное нагнетание или ослабление смысловой и эмоциональной значимости слов.
Ирония — иносказание, при котором за внешне положительной оценкой скрывается насмешка.
Литота — художественное преуменьшение.
Метафора — употребление слова или выражения в переносном значении, основанное на сходстве, сравнении, аналогии.
Олицетворение — приписывание человеческих свойств неодушевлённому предмету, явлению или понятию.
Сравнение — уподобление одного предмета или явления другому по какому-то общему для них признаку.
Эпитет — красочное определение.

Какие средства художественной выразительности и фигуры речи использованы в отрывках? Выбери один вариант в каждом посте.

5 и 6 классы
1 — Бурсаки вдруг преобразились: на них явились… шаровары шириною в Чёрное море, с тысячью складок и со сборами… H.В. Гоголь, «Тарас Бульба»
Ответ: гипербола
2 — Она и в пятьдесят лет была замечательная красавица. Но в молодости, восемнадцати лет, была прелестна: высокая, стройная, грациозная и величественная, именно величественная. Л.Н. Толстой, «После бала»
Ответ: эпитет
3 — Налево, как будто кто чиркнул по небу спичкой, мелькнула бледная, фосфористическая полоска и потухла. А.П. Чехов, «Степь»
Ответ: сравнение
4 — Что ищет он в стране далёкой? Что кинул он в краю родном?… Играют волны — ветер свищет, И мачта гнётся и скрыпит… М.Ю. Лермонтов, «Парус»
Ответ: антитеза

7 класс (из предыдущих взяли Л.Н. Толстой, «После бала», остальные новые)
5 — Приводили обыкновенно новичка к дверям этой комнаты, нечаянно вталкивали его к медведю, двери запирались, и несчастную жертву оставляли наедине с косматым пустынником. Таковы были благородные увеселения русского барина! A.С. Пушкин, «Дубровский»
Ответ: ирония
6 — Тот имеет отличного повара, но, к сожалению, такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить… Н.В. Гоголь, «Невский проспект»
Ответ: литота
7 — Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подёрнутые маслом, лоснились, как спелые вишни. A. П. Чехов, «Толстый и тонкий»
Ответ: сравнение
8 — Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь. В саду горит костёр рябины красной, Но никого не может он согреть. C. Есенин, «Отговорила роща золотая…»
Ответ: метафора

8 класс (из предыдущих взяли А.П. Чехов, «Степь» и М.Ю. Лермонтов, «Парус», A.С. Пушкин, «Дубровский» добавили два новых)
9 — Произошла такая бестолковщина: донос сел верхом на доносе, и пошли открываться такие дела, которых и солнце не видало, и даже такие, которых и не было. H.В. Гоголь, «Мертвые души»
Ответ: гипербола
10 — Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь. В саду горит костёр рябины красной, Но никого не может он согреть. C. Есенин, «Отговорила роща залотая…»
Ответ: метафора

9 класс (из предыдущих взяли A.С. Пушкин, «Дубровский», H.В. Гоголь, «Мертвые души», А.П. Чехов, «Степь», Л.Н. Толстой, «После бала», C. Есенин, «Отговорила роща залотая…»)

Вечеринка писателей

Писатели играют в игру. Каждый называет собственное произведение, название которого начинается на последнюю букву предыдущего ответа. Чтобы выбрать произведение, нажми на него.

5, 6, 7, 8 и 9 классы
A. С. Пушкин — Медный всадник
A. П. Чехов — Каштанка
Л. Н. Толстой — Анна Каренина
М. Ю. Лермонтов — Ашик-Кериб
И. С. Тургенев — Бежин луг
A. И. Куприн — Гранатовый браслет
K. И. Чуковский — Телефон
H. В. Гоголь — Нос
И. А. Крылов — Свинья под дубом

Жанры

Ода — торжественное стихотворение в честь значительного события или человека.
Роман — большое произведение со сложным сюжетом.
Мемуары — произведение в форме личных воспоминаний человека о событиях прошлого.
Новелла — небольшое повествовательное произведение в прозе.

К каким жанрам может относиться произведение, о котором говорит персонаж? Выбери один или несколько ответов.

5, 6 и 7 классы
Девушка: «Я появляюсь в небольшом прозаическом произведении». — Рассказ, Сказка, Новелла
Богатырь: «Я появляюсь в произведении-сказании о моих подвигах». — Былина, Сказка
Колдунья (ведьма): «Я появляюсь в произведении, где есть волшебные существа». — Сказка, Поэма, Стихотворение
Свинья: «Я изображаю человека и какую-то черту его характера в нравоучительном рассказе или стихотворении». — Басня

8 и 9 классы (как в 5, 6 классах, только вместо богатыря другой персонаж)
Юноша: «Я герой прозаического произведения, которое написано в форме личных воспоминаний человека о событиях прошлого». — Мемуары

Писатели спрятались

Выбери среди слов фамилию писателя и название одного из его произведений. Название может состоять из двух и более слов.
Образец: Мы поехали в Пушкин. Маме и няне там нравится.
Ответ: Пушкин, Няня

5 класс
Всё детство я коллекционировала наклейки и хранила их в толстой тетради .
Ответ: Толстой «Детство»
Мой друг из Англии, Майкл Грин, нарисовал корабль и теперь раскрашивал паруса. Я принёс ему алые и голубые краски.
Ответ: Грин «Алые паруса»
Здесь небезопасно: вблизи города больше нет волков и медведей, но напротив изумрудного берега живёт злой волшебник.
Ответ: Волков «Волшебник Изумрудного города»

6 класс (из предыдущего остались Толстой «Детство» и Грин «Алые паруса», добавились два новых)
Я застегнул шинель и вышел к озеру: у берега плавала птица, обыкновенный гоголь.
Ответ: Гоголь «Шинель»
Папа смотрит футбол, болеет за чехов. Я читаю, в террариуме спит наш хамелеон. Моя сестра его очень боится.
Ответ: Чехов «Хамелеон»

7 класс (из предыдущего остался Гоголь «Шинель», остальные новые)
Дочка Андрея не поехала в Пушкин. Она осталась дома и разбирала старый комод. Там были альбомы, книги, капитанская фуражка отца.
Ответ: Пушкин «Капитанская дочка»
Мы проехали только пару маленьких лесков и большое озеро. Мне стало скучно, и я начала рисовать. «Ты левша?» — спросила Лена.
Ответ: Лесков «Левша»
Олег оставил скрипку в футляре и пошёл в гостиную. Пятеро человек уже смотрели матч. Болели за чехов.
Ответ: Чехов «Человек в футляре»
После бала я отправилась домой искать ту записку. Она нашлась в толстой тетради.
Ответ: Толстой «После бала»

8 класс (из предыдущего остался Гоголь «Шинель», Пушкин «Капитанская дочка», Лесков «Левша», Чехов «Человек в футляре», остальные новые)
Кажется, детство закончилось: я полюбила горький шоколад.
Ответ: Горький «Детство»

9 класс (Тоже самое, как и в 8 классе, но ещё одно добавили)
После бала я отправилась домой искать ту записку. Она нашлась в толстой тетради.
Ответ: Толстой «После бала»

Тайный автор

Тебе предстоит найти Тайного автора. Читай факты о писателях и убирай одного из них на каждом шаге, чтобы в конце остался Тайный автор.

5 и 6 классы
Убери автора, который написал книги о Незнайке. — Н.Н. Носов
Убери автора, на основе произведений которого были созданы мультфильмы студии Уолта Диснея. — X.К. Андерсен
Убери автора, который в основном писал детские книги о природе и животных. — В.В. Бианки
Убери автора, который стоял у истоков советской рекламы. — B. В. Маяковский
Убери автора, который написал повесть о жизни детей во время Великой Отечественной войны. — B. А. Осеева

7, 8 и 9 классы (всё тоже самое, как в предыдущих, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который был близким другом И. Бунина. — A. П. Чехов

Исторические книги

Сегодня ты будешь определять, какие книги являются историческими, а какие нет. При решении задачи помни:
В исторической литературе рассказывается о знаменательных событиях прошлого с участием реально существовавших людей.
Нажимай на книги и выбирай, какие являются историческими, а какие нет.

5 класс
1 — A.С. Пушкин «Руслан и Людмила» Людмилу похищает злой колдун сразу после свадьбы. Её муж Руслан отправляется на поиски. У колдуна есть шапка-невидимка.
Ответ: Нет, потому что шапки-невидимки не существует.
2 — B. Ян «Чингисхан» Чингисхан — полководец и основатель Монгольской империи, которая воевала с другой сильной страной.
Ответ: Да, потому что Чингисхан действительно существовал. В книге описаны исторические события.
3 — П.П. Бажов «Медной горы хозяйка» Молодой парень встретил девушку, Хозяйку Медной горы, которая умела превращаться в ящерицу. Она очень помогла парню.
Ответ: Нет, потому что человек не может превращаться в животное.
4 — М.Ю. Лермонтов «Бородино» Ветеран русской армии рассказывает о Бородинском сражении с наполеоновским войском.
Ответ: Да, потому что в стихотворении идёт речь о реальной исторической битве.
5 — «Слово о полку Игореве» Древнерусский князь Игорь Святославич с войском идёт против половцев, проигрывает битву, попадает в плен, но вскоре освобождается и возвращается домой.
Ответ: Да, потому что князь Игорь действительно существовал и сражался с половцами.

6 и 7 классы (с 5 класса остаются 2, 4, 5, остальные новые)
6 — «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Богатырь Илья Муромец отправился воевать с Соловьём- разбойником. От свиста разбойника склоняются леса, осыпаются цветы, падают замертво люди.
Ответ: Нет, потому что разбойника с такими способностями не могло существовать.
7 — В.Г. Распутин «Уроки французского» Школьник из бедной семьи играл на деньги, чтобы купить еды. Учительница решила помочь ему: она начала играть с ним и специально проигрывать. За это её уволили из школы.
Ответ: Нет, потому что в книге описаны не исторически значимые события.

Рифмы

Выбери два слова на разных карточках так, чтобы они сложились в рифму.

5, 6, 7, 8 и 9 классы
слон — вагон
слива — ива
капель — газель
сигнал — канал
журнал — пенал
торты — коты

Собери героя

5 и 6 классы
Выбери характеристики Пирогова, персонажа рассказа A.И. Куприна «Чудесный доктор».
Лицо — Умное, спокойное лицо с седыми бакенбардами
Род занятий — Врач
Характер — Милосердный, внимательный, неравнодушный к чужой беде

7, 8 и 9 классы
Выбери характеристики Калиныча, персонажа рассказа И. С. Тургенева «Хорь и Калиныч».
Лицо — Добродушное кроткое лицо, голубые глаза, борода
Род занятий — Крестьянин
Характер — Открытый, весёлый, беззаботный, кроткий

Блогеры

Определи, о каких произведениях говорится в постах. Нажми на пост, чтобы прочесть его.

5 класс
@push_kin
«Сказка о царе Салтане» Написал новую сказку! О том, на что способны пойти две сестры из зависти к третьей. Угадайте, как назвал!
@ne_krasov
«Дед Мазай и зайцы» Написал новое стихотворение! Об охотнике, который пожалел животных. Угадайте, как назвал!

6 класс (остался @ne_krasov с 5 класса)
@lermont_off
«Бородино» Новое стихотворение! Посвящено одной очень эпичной битве. Много военной лексики, но вам понравится. Угадайте, как назвал!

7 класс
@push_kin
«Руслан и Людмила» Я тут книгу написал! Волшебная история о похищении девушки с её собственной свадьбы и о том, как жених её искал. Угадайте, как назвал!
@gogol
«Чуб» Кому мистики? Я новую книгу написал! Есть в ней один персонаж… Богатый и упрямый казак. Хочет, чтобы всё было, как он сказал. Угадайте, как я его назвал!

8 класс
@mayakoff_sky
«Хорошее отношение к лошадям» Написал стихотворение. Пронзительное. Пара неологизмов, звукопись. Оно о том, как человеческое участие и поддержка дают силы двигаться вперёд. Многим часто нет дела до беды другого существа. Угадайте, как назвал!
@iturgenev
«Ася» Новая книга готова! Пишу о девушке через призму чувств, которые она испытывает. О невзаимности и о том, что решения порой бывают запоздалыми. Угадайте, как назвал!

9 класс
@push_kin
«Борис Годунов» Написал новую книгу! Это историческая драма о борьбе за русский престол, об угрызениях совести того, кто незаконно его получил. Одно из важных действующих лиц — народ. Угадайте, как я назвал драму!
@gogol
«Чуб» Кому мистики? Я новую книгу написал! Есть в ней один персонаж… Богатый и упрямый казак. Хочет, чтобы всё было, как он сказал. Угадайте, как я его назвал!

Недавно на сайте прошла Олимпиада по экологии 2021 год для 1-9 классов

Happy

120

Sad

4

Excited

29

Sleepy

4

Angry

8

Surprise

8

  • Характеристики персонажей из рассказа дубровский
  • Характеристики лизы муромской из рассказа барышня крестьянка
  • Характеристики детей из рассказа бежин луг
  • Характеристики пирогова из рассказа чудесный доктор кем он был
  • Характеристики пирогова из рассказа чудесный доктор лицо