Проверка готовности учащихся к уроку.
Учитель:— С каким произведением мы
познакомились вчера на уроке? Сюжет
какой сказки использовал А. С. Пушкин для
написания «Сказки о рыбаке и рыбке»?
Сюжет народной сказки.
Учитель:
— Назовите черты народной сказки,
которые вы обнаружили в сказке Пушкина.
- Магическое число «3», троекратные
повторы. - Волшебный помощник – золотая рыбка
– помогает слабому герою выполнить
трудное задание. - Повтор эпизода.
- Справедливый конец.
Учитель:
— Кто герои этой сказки?
— Кто волшебный помощник?
— Почему рыбка золотая? Из какого она
мира?
— О каком герое мы говорили на прошлом
уроке? (О старухе.)
— О ком хотели бы узнать подробнее
сегодня? (О старике.)
Характеристика героя.
Мораль сказки.
Учитель:- Дадим характеристику
старику. Для этого вспомним алгоритм
«5 вопросов герою», который поможет нам
сформулировать мораль сказки.
На доске – таблица:
- Что делал герой? (Действия)
- Каков герой? (Характер)
- Зачем он это делал? (Цель)
- Добился ли герой того, чего хотел? (Результат)
- Мораль. Кто … (характер), тот … (результат).
(На прошлом уроке дети получили
домашнее задание: подчеркнуть действия
старика.)
1. Действия старика (дети
называют действия, зачитывая
соответствующий отрывок сказки, а
учитель выписывает их на доску):
- отпустил рыбку, ничего не попросил;
- сказал ласковое слово рыбке;
- уважительно разговаривает со
старухой; - рассказал старухе о рыбке;
- подчинился старухе;
- возмутился, сказал старухе правду;
долго ждал ответа рыбки.
2. Характер старика (определяем
по действиям):
- добрый
- бескорыстный
- искренний
- доверчивый
- покорный
- слабый характером
- честный
- терпеливый
3. Цель старика (формулируют
ученики с помощью учителя). Запись на
доске:
- избежать гнева, брани старухи;
- освободиться от зависимости старухи;
остановить старуху, когда она
потребовала невозможного.
4. Результат (смотрим на цель):
- стал зависимым, «слугой»;
- не добился справедливости;
- рыбка помогла восстановить
справедливость.
5. Мораль (формулируют дети).
- Кто честный, терпеливый, но слабый
характером, тот не добьётся
справедливости. - Кто доверчивый и покорный, тот станет
зависимым. - Кто добрый, бескорыстный и искренний,
тому всегда придут на помощь.
Проводит экипаж по здоровью и спорту.
Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Помогайте, помогайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка вприсядку,
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните.
Всё в порядок приведите
И читать, друзья, начните.
отношения к герою.
Учитель:
— Ребята, вам жалко старика?
— А как автор относится к старику:
жалеет его или осуждает?
(В результате учебного спора дети
приходят к выводу, что для ответа на этот
вопрос нужно обратиться к тексту.)
Ученики зачитывают отрывок:
«Старичок к старухе воротился.
Что ж? Пред ним царские палаты…»
Автор ласково называет героя,
сочувствуя ему, жалея его.
Учитель:
— А как бы вы поступили на месте
старика?
построения сказки.
Учитель: — Просмотрите текст сказки
и скажите: почему некоторые строчки
выделены жёлтым цветом?
Это повторяющийся эпизод.
Учитель: — Зачитайте первый эпизод.
Чем он отличается от остальных?
Старик отпустил рыбку, ничего не
попросив.
Учитель: — Зачитайте остальные
эпизоды. Чем они отличаются друг от
друга?
Старик просит всё большего и большего
у рыбки по требованию старухи.
Учитель: — На доске висят
рисунки к этой сказке, которые вы
нарисовали к сегодняшнему уроку.
Восстановите порядок (2 человека выходят
к доске и перевешивают рисунки).
Старуха с разбитым корытом возле землянки. | Старуха с новым корытом. | Старуха возле новой избы. | Старуха – столбовая дворянка. | Старуха – вольная царица. | Старуха с разбитым корытом возле землянки. |
Учитель: — С помощью рисунков
ребята выстроили сюжетную линию,
цепочку сказки.
Задание для групповой работы: нарисовать
схему-цепочку композиции этой сказки.
В результате дети нарисовали
следующие цепочки:
(Каждая группа поясняет свою схему.)
Учитель: — Какие ещё сказки имеют
такое же сюжетное построение?
Учитель: — Какая фраза из этой
сказки стала крылатой? Как вы её
понимаете?
Остаться у разбитого корыта, то есть
остаться ни с чем, всё потерять по собственной
вине.
на уроке останется время).
Игра «Хорошо – плохо».
1. Учитель:
— Старуха стремится к большей власти –
это хорошо. Почему?
Хорошо, когда есть стремление достичь
большего.
Учитель:
— Это плохо. Почему? Плохо, когда всё
получаешь в готовом виде, за счёт других,
сам не прикладывая никаких усилий. Тогда
ты не ценишь того, что имеешь.
2. Учитель:
— Старик добрый и покорный – это хорошо.
Почему?
— Это плохо. Почему?
Оценка работы учащихся.
Выставление отметок.
Учитель:— Обнаружили ли мы черты
народной сказки в сказке Пушкина?
— Имеет ли она свою сюжетную композицию?
Выставление отметок.
- Подчеркнуть во всём тексте описание
моря. Ответить на вопрос: зачем здесь А.
С. Пушкин описывает море? - Ответить на вопросы в учебнике.
- По желанию: нарисовать золотую рыбку.
В произведении Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» рассказывается о том, что упорный труд и благородные поступки всегда могут вознаграждаться. А жадность и эгоизм – заслуживают наказания.
Старик много лет зарабатывал на жизнь тем что ловил рыбу неводом. Старуха пряжу пряла и их вполне устраивала такая жизнь. Но однажды старик поймал говорящую золотую рыбку. Рыбка стала умолять рыбака отпустить ее обратно в море пообещав выполнить любое желание. Он послушал просьбу рыбки и отпустил ее обратно в море без всяких пожеланий.
Дома он рассказал о рыбке своей жене. Старухе, которой приелась нищета, не понравился его поступок, и она заставила деда вернутся к рыбке и попросить вначале просто новое корыто. Но ее жадность становилась все больше и больше. После корыта она захотела новую избу. Видя, что все ее желания легко исполняются, потребовала стать столбовой дворянкой, вольной царицей и потом владычицей, у которой золотая рыбка будет в слугах. Старуха после каждого исполненного желания становилась все более злой и привередливой. Она кричала на мужа требуя каждый раз бежать к рыбке за новым желанием. Унижала его тем что считала его недостойным ее, когда получала что все желала. Рыбка выполняла все пожелания злой старухи, жалея доброго старика.
Даже природа реагирует на настроение героев. Море тоже начинало штормить от ненасытных желаний жестокой женщины. Но рыбка рассердилась на последнее желание старухи и вернула все в то же состояние что и раньше. Остались старик ос старухой у разбитого корыта и в старой избе. Если бы не была старуха такой жестокой и жадной, то могла бы прожить со стариком еще много-много лет, но уже в богатстве. Рыбка показала, что нельзя быть чересчур ненасытным. Во всем нужно знать меру и быть благодарным за то, что получаешь от жизни в качестве подарка. Жить нужно на то что заработано честным трудом и соответственно образу жизни.
В этой детской сказке показано что нужно уметь ценить то, чем обладаешь и требовать в подарок то чего не заслуживаешь. А золотая рыбка стала символом исполнительницы любого, даже самого чудного и нереального желания.
Сюжет
Старик рыбачил тридцать лет и три года, и однажды в его неводе оказалась волшебная Золотая рыбка. Она принялась умолять отпустить ее в синее море, и старик сжалился, отпустил рыбку, ничего не попросив взамен. Узнав об этом, старуха отправила старика назад к рыбке – попросить у нее новое корыто, ведь старое совсем прохудилось.
Золотая рыбка выполнила просьбу старика, но старухе уже было мало нового корыта – она потребовала новую избу. Вернулся старик к мутному морю, и вновь обратился с просьбой к Золотой рыбке. Возвращается он и видит – стоит прекрасный новый дом, однако старуха в этот раз уже захотела стать столбовой дворянкой и отправила старика назад к рыбке. Синее море было уже неспокойно, но Золотая рыбка безропотно выполнила и эту просьбу старика. Старуха стала столбовой дворянкой, жила в богатом тереме, а старика отправила жить на конюшню.
Через время старухе и этой привольной жизни показалось мало. Наказала она старику, чтобы рыбка сделала ее царицей. Делать нечего, отправился старик за новой просьбой к почерневшему синему морю, и Золотая рыбка выполнила ее.
Когда же старуха в жажде власти захотела стать владычицей морской, Золотая рыбка лишь вильнула хвостом, услышав эту просьбу, и старик вернулся к своей прежней старой избе, возле которой сидела старуха у разбитого корыта.
Анализ 2
«Сказка о рыбаке и рыбке» — одно из самых известных произведений А. С. Пушкина. Его можно читать не только детям, но и людям старшего возраста, так как в нем поднято очень много серьёзных проблем. Впечатляет также сам слог Пушкина, его стихотворная ирония, с которой он подходит к описанию извечных русских проблем.
Интересно обратить внимание на композицию сказки. Её можно назвать кольцевой. Главная героиня, старуха, решила воспользоваться щедростью рыбки и попросила новое корыто. С этого то и началось ненасытное пользование добротой рыбки. Старуха хотела большего, при этом просила не сама, а использовала своего мужа. Ей показалось мало даже положения царицы, которой все прислуживали. В итоге, она оказалась ни с чем. В финале мы снова видим бедную, обиженную жизнью женщину. Причём, осталась она всё с тем же корытом, как символом её бедности и душевной пустоты. Таким образом, сама композиция текста «Сказки о рыбаке и золотой рыбке» подводит нас к очень важному выводу: жадность – большой порок общества. Он может сгубить любого человека: как молодого, так и пожилого. Ненасытная старуха тому пример: она хотела большего, её не устраивало то, что она имела. В итоге, она получила вполне заслуженное наказание за свою жадность.
В данной сказке А. С. Пушкин также поднимает проблему семьи, взаимоотношений мужа и жены. Часто в русской культуре жена не уважает мужа, ставит себя на его место, руководя всем в доме. Именно так и поступает старуха. Она ругает старика, в буквальном смысле слова заставляет ходить к рыбке и передавать ей просьбы. Старуха даже позволяет себе бить мужа, что вдвойне безнравственно. Печально, что старика, по всей видимости, устраивает такое поведение жены. Он терпит это обращение, как мы читаем, по меньшей мере, тридцать три года и не ставит жену на место. Пушкин осмеивает такие уклады жизни в сказке, с остротой изобличая столь неблагородное поведение.
Мне очень понравилась эта сказка. Как видно, она не просто развлекает, но и поднимает глубокие жизненные проблемы: жадность, алчность, отношение жены к мужу. И мы в очередной раз убеждаемся в безграничном мастерстве А. С. Пушкина, сумевшего в оригинальной сказочной форме преподать важные уроки своим читателям.
Сочинение на тему: «Золотая рыбка, Пушкин»
Крутяк! 43
Сказки Александра Сергеевича Пушкина, сопровождают нас с самого раннего возраста. Их сюжеты утешают в самые трудные минуты, веселят и поднимают настроение, а также учат уму-разуму, делясь народным опытом и знаниями. Каждая сказка является настоящим бриллиантом русской литературы.
Но одну сказку Пушкина я выделяю особо. Это волшебная и очень мудрая «Сказка о рыбаке и рыбке». Ведь не зря эту сказку любят, как взрослые, так и дети. Именно с ее поучительных строк, обычно начинается знакомство с произведениями Александра Сергеевича Пушкина.
Почему этот сюжет так популярен и любим мной и читателями всего мира? Секрет в том, что эта сказка, во все времена поднимала вопросы настоящей честности и справедливости.
На берегу моря проживает бездетная пожилая пара. Живут они небогато, старик ловит в море рыбу, а старуха ведет их простое домашнее хозяйство. В один из дней, попадается в сети к рыбаку волшебная Золотая рыбка, которая умоляет старика выпустить ее обратно в море, за любое его желание. Рыбак добр и жизнью своей вполне доволен, поэтому он отпускает рыбку, не требуя ничего взамен. Старуха, узнав об этом, заставляет вернуться к морю и попросить у рыбки, хоть новое корыто. Но жадность старухи не знает границ. Получив корыто, желания и самомнение старой женщины растут час от часу, и хочется ей все больше, не только богатства, но и власти. Все заканчивается, когда безумная старуха приказывает сделать ее владычицей морской, а самой Золотой рыбке перейти в ее услужение. Разгневанная рыбка отнимает все, что дала, оставляя старуху у разбитого корыта.
Даже сегодня, не найдется ни одной истории, которая смогла бы так ярко и точно обрисовать главные недостатки человеческого характера. Образ старухи, это живая иллюстрация жадности, глупости и неблагодарности.
Старого рыбака, часто обвиняют в слабости и безволии, перекладывая определенную долю вины и на него. Но, как мне кажется, его поступки и подчинение капризам жены, говорит скорее о доброте и вере в благородство души. Недаром, каждый раз после исполнения желания супруги, рыбак спрашивал, довольна она теперь или нет. Это говорит о том, что старик любил свою старуху и надеялся, что она станет, наконец, довольной и счастливой, после стольких лет бедности.
По моему мнению, незаслуженно мало уделяется внимания самой Золотой рыбке. Кто она и почему рыбка способная выполнить любое желание, так глупо попалась в дырявые сети бедного рыбака? Не является ли сама Золотая рыбка, могущественной морской владычицей? Той самой, место которой мечталось занять старухе. Возможно, морская царица долгие годы наблюдала, за тяжелым трудом семьи рыбака, и наконец, задумала вознаградить старика за честную жизнь, для чего обернувшись рыбкой, согласилась выполнить любое его желание. Ведь даже море, которое неразделимо со своей хозяйкой, очень точно передает настроение Золотой рыбки, становясь с каждой просьбой все мрачнее и беспокойнее.
Волшебство и мудрый урок рыбки, научил не только старуху, но и каждого прочитавшего сказку не злоупотреблять добрым отношением, знать меру и быть искренне благодарным за любую бескорыстную услугу.
Еще больше сочинений на тему: «Золотая Рыбка»:
Моя любимая сказка Пушкина: «Золотая рыбка»
Дата обновления: 12.01.2019 г.
Мораль сказки
Анализируя прочитанное, осмысливая происходящие события, представители младшего поколения делают выводы о том, что жадность – плохое качество. Ненасытность желаний приводит к потере всего, что даровано судьбой, поэтому следует ценить подарки судьбы. При этом лучше добиваться желаемого своим упорством, а не ждать подачек.
Что касается восприятия морали взрослыми, то она достаточно глубже. Истинный смысл заключается в противопоставлении бескорыстия и алчности. Автор подводит читателя к мысли о том, что сам он с одинаковой иронией и осуждением относится к покорности старика и желанию властвовать над миром старухи.
Красной нитью через сказочный сюжет проходят следующие мысли:
- необходимо управлять своими желаниями и эмоциями;
- эгоистическое и потребительское отношение к жизни действуют на человека разрушающе;
- стремление к неограниченной власти ожесточает и приводит к краху не только материальному, но, что особенно страшно, – и духовному.
Сказочное поэтическое повествование подводит к философскому осмыслению действительности – обрести счастье посредством овладения материальными излишествами невозможно без гармоничного сочетания лучших человеческих качеств, лада в душе и доброго отношения к окружающему миру.
Другие темы: ← Мое любимое стихотворение Пушкина↑ ПушкинХарактеристика Маши в романе Капитанская дочка →
`
Золотая Рыбка в мультфильмах
Образ волшебного персонажа не единожды использовался в мультипликации. Самая ранняя картина была снята Александром Птушко в 1937 году. В 2010 году реставраторы Госфильмофонда восстановили мультфильм с цветной картинкой, до этого была доступна только черно-белая версия.
В 1950 году «Союзмультфильм» экранизирует пушкинскую сказку под режиссурой Михаила Цехановского. Мультфильм через год получил премию на VI Международном кинофестивале в Карловых Варах. В 2001 году видео отреставрировали, а также переозвучили. Но критики восприняли такие изменения негативно.
В 1965 году выходит мультфильм «Вовка в Тридевятом королевстве», где одним из главных персонажей выступает волшебная рыбка. Позже, образ популяризируют и в других картинах, например, в мультипликационном сериале «Кот Леопольд».
Сказка братьев Гримм
Если взять за основу философские категории того, чему учит «Сказка о рыбаке и рыбке», анализ следует начинать со сказки братьев Гримм. Именно с их историей о жадной старухе, которая, начиная желать с малого, дошла до того, что захотела стать Римским папой, был знаком поэт.
Вроде бы в сюжете поучительного рассказа обычная человеческая жадность, но если обратить внимание на символизм, заложенный в ней, то, чему учит «Сказка о рыбаке и рыбке», приобретает совершенно другой смысл. Как оказалось, братья Гримм, а за ними и Пушкин, далеко не первые, кто использовал эту тему.
Царь Дадон
Пушкин характеризует его как славного, но грозного правителя. Царь по молодости любил повоевать, совершал набеги на соседние царства. Но к старости решил остепениться и начать спокойную жизнь. Но не тут-то было. Теперь соседние государства, почувствовав слабину, пошли на него войной.
Подумал царь Дадон и позвал на помощь старого мудреца-звездочёта. Получил он от него необычный подарок – золотого Петушка, который мог предупреждать своим криком о приближении врагов. В благодарность царь пообещал исполнить любое желание звездочёта. Стала налаживаться мирная жизнь.
Но тут Петушок известил об опасности. Отправил царь Дадон войско во главе со старшим сыном, вслед за ним на помощь двинулся и младший с дружиной. В конце концов, пришлось и самому царю вспомнить молодость и двинуться вслед за сыновьями.
Нашел царь своих погибших детей. Но тут же появляется прекрасная Шамаханская царица, от красоты которой царь забывает о постигшем его горе. Везет он красавицу к себе домой. Тут старый звездочёт и вспомнил о царском обещании. Требует он, чтобы царь отдал девицу ему. Но Дадон уже забыл о данном слове, не исполнил он желания старого мудреца и убил его. И в ту же минуту сам погиб от золотого петушка. А Шамаханская царица исчезает, будто бы ее и не было вовсе.
Тема и герои
Основная тема сказочного сюжета – раскрытие представлений о сущности общечеловеческих ценностей и морали. Они заключаются в необходимости обладать чувством меры, реально оценивать свои потенциальные возможности и не переступать границы дозволенного.
Главные герои немногочисленны. Это:
Старик – положительный герой. Хотя его смирение и покорность жене возмущают читателя, он все же заслуживает сочувствия за добрый, бесхитростный нрав и трудолюбие.
Старуха – полная противоположность мужу. Автор рисует ее злобной, завистливой и алчной. При этом Пушкин отказывает ей в дальновидности, подавляемой темным эгоистическим началом.
Золотая рыбка – символ материального мира. Ее желание творить добро разрушается от соприкосновения с алчным безумием, жаждущим власти.
Произведение подводит к осознанию важности умения сохранить в себе такие человеческие качества, как доброту и трудолюбие, присущие старику. Ведь именно они позволяют человеку, сохраняя духовное начало, добиваться и материальных благ. При этом не следует забывать, что владение несчетным богатством не делает человека счастливым. Но утрата общечеловеческих ценностей – это путь к нищете духовной.
Урок литературного чтения «Характеристика главных героев «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина»
Урок литературного чтения. 2-й класс
Тема: Характеристика главных героев «Сказки о рыбаке и рыбке»
А. С. Пушкина.
Дата:
17 октября 2012 год
Цели:
отрабатывать навыки правильного, выразительного чтения; учить раскрывать смысл произведения, характеризовать героев; воспитывать потребность в формировании положительных качеств характера для успешного существования в социуме; развивать память, речь, мышление.
Планируемые результаты:
предметные:
умения прогнозировать содержание произведения, понимание основной мысли, поиск необходимой информации в книге;
метапредметные:регулятивные
— формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,
познавательные
— понимание и осмысление нравственных уроков, умения работать с текстом (осмысление структурных особенностей, характеристика героев произведения, понимание основной мысли), осуществлять поиск необходимой информации в книге,
коммуникативные
— ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе;
личностные:
формирование системы нравственных ценностей (благородство, сочувствие, твердость характера, настойчивость), проявление интереса к произведениям А.С.Пушкина.
Оборудование:
ноутбук учителя, проектор, интерактивная доска,нетбуки учащихся.
Используемые ЭОР:
интерактивный тест, презентация.
Ход урока
- Самоопределение к деятельности
Слайд 1.
Речевая разминка. Стихотворение. Кто хочет разговаривать, / тот должен выговаривать всё правильно /и внятно, / чтоб было / всем понятно.// — Прочитайте медленно, выговаривая каждое слово четко; — О чем стихотворение? — Какие слова надо выделять? — Это должны быть самые важные слова. (Расстановка логических ударений). Паузы. — Чтение в темпе скороговорки.
2. Актуализация опорных знаний. Слайд 2.
— А.С. Пушкин говорил “Что за прелесть эти сказки”… — А любите ли вы читать сказки? Почему? (рассуждения учеников) — Что понравилось в сказке? Что не понравилось? (рассуждения учеников) — Что роднит сказку А.С.Пушкина и другие известные вам сказки? (работа в парах, обсуждение, затем высказывания детей)Слайд 3.
• Есть зачин, концовка • Волшебство • Повторение сюжета • Магическое число • Добро побеждает зло — Кто в сказке Пушкина волшебный помощник? (золотая рыбка). — В чём необычность рыбки? (рыбка золотая, умеет говорить человечьим голосом, исполняет желания) — Есть ли повторение сюжета в сказке Пушкина. Зачитайте. — Чем похожи повторения? (во всех идёт разговор старика и рыбки)
— Сегодня на уроке мы будем исследовать “Сказку о рыбаке и рыбке”, проследим за сюжетом, поговорим о характерах главных героях сказки. 3. Постановка учебной задачи.
— Чем отличаются повторения сюжета? (меняются желания старухи и её обращения к старику; меняется состояние моря) — Как просит старуха? — А меняется ли манера поведения старика возле моря? (нет, “молвит ласковое слово, с поклоном” — Как вы думаете, почему старик не отказывается ходить с просьбами к морю? (рассуждения детей) Восстановление сюжетной цепочки сказки. Даются части сюжетной цепочки, которые необходимо восстановить детям. Выполнение интерактивного теста на нетбуках(работа в парах).
4. Открытие нового знания. Анализ поступков героев.
В ходе работы на доске появляется схема «система образов». Под именем героя появляется его качество. (Работа на интерактивной доске.Слайд 4-5)
— Назовите героев сказки — Что вы узнали о героях в начале сказки? Прочитайте. — Расскажите, что произошло со стариком, когда он рыбачил? — Как ведет себя рыбка? — Объясните значение слова «откуп». (Заплатив, освободить себя от чего-либо) — Почему откупалась рыбка? — Почему старик отпустил рыбку без откупа? — Что произошло дальше? Прочитайте. Зачем старик обо всем рассказал старухе? — Каким видим здесь старика по характеру? — Почему старик пошел к морю? Объясните значение выражения «старуха забранила». (Ругала грубыми словами)
— Как ведет себя рыбка? — Почему она помогает старику? — Что нового узнали о старухе, когда рыбка выполнила ее просьбу «дать новое корыто»? — Как показывает это автор сказки? Расскажите. — Изменилось ли отношение старухи к старику, слугам, рыбке в дальнейшем? — Кто из них решил не потворствовать старухе? — Как это видно?
Физкультурная пауза.
5.Первичное закрепление.
Анализ характеров героев
— Давайте выясним, какой характер у каждого героя. Свои ответы нужно доказать примерами из текста.
(Учащиеся ищут в тексте отрывки, которые иллюстрируют характер старика и старухи. Учитель оказывает направляющую помощь. Учащиеся выразительно читают выбранные ими отрывки. Ответы детей обобщаются.) Слайд 6.
Характер старика: мягкий, добрый, податливый, безответный, безвольный, смиренный.
Характер старухи: властный, злобный, жадный, грубый, неуживчивый, требовательный, неблагодарный. — Кто из героев вам нравится? Не нравится? — Почему вам не нравится характер старухи?
— Все черты её характера — отрицательные. Жадных, грубых, злобных людей не любят в обществе, их поступки осуждаются. — Как была наказана старуха за свою жадность и неблагодарность?Слайд 8.
— Она опять осталась у разбитого корыта, в своей ветхой землянке. Кстати сказать, выражение «остаться у разбитого корыта» до сих пор употребляется в речи. — Что оно означает? (Остаться ни с чем, потерять всё, что имел.) — Почему же был наказан и старик, ведь он обладал мягким, податливым, добрым характером? — Являются ли положительными такие качества, как безвольность, безответность?
(Дети приходят к выводу, что безвольность (отсутствие воли) — отрицательная черта).
— Смиренность, безответность, податливость — положительные черты только в том случае, если они оправданы. Но в сказке Пушкина у старика не хватило смелости противостоять жадной старухе, возразить ей, указать на её неправоту, остановить её жадность. Он «..не смел ей перечить..», слепо подчинялся, выполняя все её прихоти. — Случается ли такое в жизни? — В жизни бывают моменты, когда просто необходимо проявить свой характер, настойчивость, твёрдо сказать — нет. Например, если окружающие или знакомые просят тебя сделать то, что, по твоему мнению, является плохим поступком.
6.Самостоятельная работа с самоопределением. Слайд 9.
— Прочитайте слова А.С.Пушкина: «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам — урок» — Какой же урок преподал нам великий поэт? (высказывания детей) — Выберите наиболее точную формулировку. Докажите свой выбор:
- Как здорово поймать волшебную рыбку!
- Как плохо быть сварливым и жадным.
- Если ты сварливый и жадный, ты можешь потерять своё счастье.
— Есть ситуации, когда необходимо проявить твёрдость характера, иначе ты можешь пострадать.
7. Итог урока. Слайд 10.
— Ребята, представьте, что вы оказались в этой сказке и рыбка может исполнить ваши желания. — Напишите свое желание, а может быть это будет просьба для родных, друзей. (Чтение желаний: желания здоровья, мира, счастья, хороших друзей, мечты о хорошем будущем, желания для других) — На следующем уроке мы продолжим работу над исследованием “Сказки о рыбаке и рыбке” А. С. Пушкина и выясним, кто ещё является в сказке действующим «лицом».
Домашнее задание. Проследить, как изменяется описание моря с возрастанием желаний старухи (Подтвердить словами из текста). По желанию проиллюстрировать эти строчки.
Оценки за урок.
8. Рефлексия
Перед вами лежат смайлики. Если вы на уроке работали с интересом, своей работой довольны, материал урока был полезен, то покажите настроение вашего смайлика улыбкой. Может быть, у кого-то смайлик будет спокойным или даже грустным, если вы своей работой на уроке остались недовольны.
Заместитель руководителя ОО по УВР _________________/Панина В.Ю./
Ведическая мудрость
В древнем индийском трактате Матсья-пурана она изложена в виде аллегории. Например, старик в ней – это настоящее «Я» человека, его душа, которая находится в состоянии покоя (нирваны). В сказке Пушкина рыбак именно таким и предстает перед читателями. Он 33 года живет со старухой в лачуге, ловит рыбу и его все устраивает. Это ли не признак просветления?
Вот чему учит «Сказка о рыбаке и рыбке»: истинное предназначение человека – быть в ладу со своей душой и окружающей реальностью. Старик прекрасно справлялся с огромным и полным соблазнов материальным миром, который символизирует синее море.
Он забрасывает невод со своими желаниями в него и получает то, что ему нужно на день насущный. Другое дело – старуха.
Рыбка
В ведической культуре рыбка олицетворяет Бога. Не менее могущественна она и в произведении Пушкина. Если задуматься, чему учит «Сказка о рыбаке и рыбке», ответы будут очевидны: ложная эгоистическая оболочка не может дать человеку счастья. Для этого ему нужны не материальные блага, а единство души с Богом, которое проявляется в гармоничном состоянии покоя и получения радости от бытия.
Трижды является рыбка к старику, чтобы выполнить эгоистические желания, но, как оказалось, наполнить ложную оболочку не может даже морская волшебница.
Герои произведения
Начать краткое описание сказки о Золотой Рыбке следует с характеристики её персонажей. В произведении были как главные, так и второстепенные герои. Каждому из них отведена своя роль. Кратко о главных героях:
- Старик — добродушный человек, полностью лишённый воли. Мужчина любил проводить время на рыбалке.
- Старуха — жадная и ворчливая супруга старика.
Герой второго плана в сказке был всего один — Золотая Рыбка. С её помощью история становится гораздо ярче и интереснее. Персонажа можно описать следующим образом:
- Владычица морская.
- Она была волшебницей.
Главные и герои второго плана находились в постоянном взаимодействии. Проследить эту связь можно ознакомившись с кратким содержанием Золотой Рыбки.
Авторы страницы
Команда КсеЮлиНа
сказочный персонаж, мистическое создание, рыба, умеющая говорить на человеческом языке, исполняет желания
Изображение
рисунок нарисовала Рогова Ксения изображение с сайта http://elatriym.com/
Этимология
Что означает название существа?
Понятие «Золотая рыбка» — можно понимать в двух вариантах. Первое, «золотая»- это цвет чешуи. И второе, «золотая» — значит волшебная, чудо-рыба.
Внешний вид
В наших сказках золотая рыбка не имеет особых примет, относящих ее к какому-то определенному виду. Просто яркая красивая рыбка с большим хвостом, с сияющей золотом чешуёй. Часто на голове у рыбки корона. Не думаем, что кто-то может представить золотую рыбку плоской и с обоими глазами на одной стороне, хотя ее прототипом была именно такая рыба — камбала.В немецком фольклоре камбала отнюдь не является существом положительным: завистница, она в наказание за это стала криворотой. В мире природы есть настоящая золотая рыбка — это карась.
Происхождение
А.С. Пушкин от своей няни Арины Родионовны услышал сказку об удивительной рыбке. Позднее, А.С. Пушкин написал «Сказку о рыбаке и рыбке» в основу которой положил «Сказку о рыбаке и его жене» немецких сказочников братьев Гримм.
Но есть еще один интересный факт. О волшебных рыбах.
В 60-х годах прошлого, 20-го века, болгарские археологи обнаружили, при раскопках, очень древние пластины из бронзы, с изображением женской фигуры с рыбой в руках. Одета она была в хитон, на голове — подобие короны. Выяснилось также её имя – Анахита. А Анахита − это богиня священных вод, рыба – её второй образ.
Почему бы не предположить, что Александр Сергеевич не использовал похожую историю?
Место обитания
Морские глубины, некоторые особи встречаются в реках и озёрах.
Родиной сказочного героя является административный центр района — село Липин Бор, которое расположено на Берегу Белого озера. «Белоозеро»- Царство Золотой Рыбки» в Вашкинском районе Вологодской области. В посёлке открыты Дом рыбы и рыболовства с музейной экспозицией, построен Терем Золотой Рыбки. 16 июня в Липином Бору отмечают День рождения Золотой Рыбки.
изображение с сайта http://cultinfo.ru/tour/index.php?id=329
Родственники
- Щука
изображение с сайта http://www.fantasiya.net/
- Рыба-золоты перья
изображение с сайта http://blogs.privet.ru/
Особенности характера и привычки
Доброжелательная, общительная, щедрая и справедливая.Отличается особым терпением.
Но если золотую рыбку обидеть, может и наказать.
Интересы
Любит делать хорошие дела, выполнять желания.
Друзья
В русских былинах есть у Золотой рыбки подружка. В былине о Садко в Ильмень-озере Садко помогает Рыба — Золотое Перо.
Враги
Человек (т.к. случайно может перепутать с обычной рыбкой и…сгубить)
Характерные фразы, цитаты
«Не печалься, ступай себе с богом..." (А.С. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке")
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
«Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь» (А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)
"Чего тебе надобно, старче?"(А.С. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке")
Образ в искусстве
-
А. Горцевич «Золотая рыбка»
-
М. Наирашвили «Золотая рыбка»
-
Е. Гончарова «Золотая рыбка»
-
триптих «Сказка о рыбаке и рыбке» (фарфор, «Вербилки»)
-
К. Ермаков «Золотая рыбка» (бронза, камень)
-
О. Легарёв «Золотая рыбка» (керамика)
-
Л.П. Азарова «Золотая рыбка» (гжель)
-
скульптура «Золотая рыбка» в г. Астрахани
Работы подобрали: Мазалова Юлия, Рогова Ксения,Бахметова Анастасия
Произведения, в которых встречается существо
- К. Бальмонт «Золотая рыбка»;
- О. Рой «Золотая рыбка»;
- А. Хуснутдинов «Золотая рыбка» (фантастика, 1991);
- Булычёв «Поступили в продажу золотые рыбки» (из цикла «Гуслярские рассказы»);
- «Золотой башмачок» ( русская народная сказка);
- Крапивин «Сказки о рыбаках и рыбках» (из цикла «В глубине Великого Кристалла»);
- «Невеста-золотая рыбка (русская народная сказка);
- «Садко» русская былина;
- М.Лермонтов «Мцыри»
Фильмография
-
- «О золотой рыбке» (Чехословакия, 1951, мультипликационный фильм)
- » Вовка в Тридевятом царстве»(СССР, 1965, мультипликационный фильм)
- «Золотая рыбка»(из серии Приключения Лёлика и Болика)(Чехия, 1968, мультипликационный фильм)
- «Золотая рыбка» (Россия, 2008, мюзикл)
- «Золотая рыбка в городе N» (Россия, 2011)
- «Книга мастеров» (Россия, 2009)
-
Похожие существа в мифах других народов, сказках, фантастических произведениях
- Камбала— у братьев Гримм с сказке «О рыбаке и его жене» главная волшебная рыба — камбала. Говорящая. И исполняет желания рыбака по похожей просьбе:
Рыба, рыбка, рыбинка, Ты морская камбала! С просьбою к тебе жена Против воли шлёт меня!
- Золотая рыба в индийской сказке «Золотая рыба»
- Рыба в латышской сказке «Как сын рыбака счастье нашёл»
- Рыба в самоцветах в румынской сказке «Царь-рыба»
- Рыба с тремя золотыми перьями в китайской сказке «Золотая рыба»
- Разноцветные рыбки в восточной сказке «Сказка о разноцветных рыбах»
- Говорящая рыба в армянской сказке «Говорящая рыба»
- Золотая рыба в узбекской сказке «Золотая рыба»
- Золотая рыба в киргизской сказке «Золотая рыба»
- Говорящий сом в африканской сказке «Говорящая рыба»
- Неведомая радужная рыба с четырьмя глазами в африканской сказке (народ манджак) «Рыбак Сант-Яго и восьмиглавый змей»
Творческая работа
Литературная миграция особей вида Золотая рыбка (составила Родькина Юлия Сергеевна)
идея: Бахметова Анастасия, Мазалова Юлия, Родькина Юлия Сергеевна
выполнила и установила на странице команды: Родькина Юлия Сергеевна
Список использованных источников
- Золотая рыбка-сказочный персонаж
- Википедия
ГБОУ «Гимназия Назрановского района» с.п. Али-юрт
Методическое объединение учителей начальных классов
Открытый урок
По литературному чтению
по теме:
«Сказка о рыбаке и рыбке»
2 «Б» класс
Учитель начальных классов:
Тумгоева А.Б.
2016-2017 уч.г.
Тема: А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».
Цели:
Учить детей подробному анализу сказки через раскрытие особенностей композиции, языка, через характеристику образов.
-
Учить подкреплять цитатами из текста нарисованную иллюстрацию.
-
Обогащать словарный запас учащихся и их речь.
-
Формировать навыки выразительного чтения.
Оборудование:
-
Корыта и ветхой землянки,домик.
-
Рисунок рыбки у каждого ученика, иллюстрации с изображением моря, рисунок золотой рыбки,тексты напечатанных пословиц,
-
Книга «Сказки А.С.Пушкина»,
-
Презентация.
Ход урока
1.Орг.момент
-Здравствуйте ребята.Сегодня на нашем уроке гости давайте их поприветствуем и им будет приятно увидеть, чему вы уже научились и что вы умеете. Сегодня мы будем работать в группе. Помните о правилах работы в группе.Давайте улыбнемся друг другу, ведь улыбка делает нас намного добрее.
а) Работа со словариком настроения
Какое у вас сегодня настроение? Давайте поработаем со словариками настроения. Пусть каждый выберет слово, которое в большей степени подходит под его настроение.
б) Развитие дикции: работа со скороговоркой.
ТРИ СОРОКИ ТАРАТОРКИ ТАРАТОРИЛИ НА ГОРКЕ
-Что значит тараторить?
-Кого называют тараторкой?
—Какие звуки помогает научиться правильно произносить эта скороговорка?
-В скольких словах встретились звуки [р], [р,]?
-Прочитайте скороговорку самостоятельно.
-Сейчас вам предстоит работа в группах. Прочитайте её самостоятельно, затем каждый произнесет скороговорку быстро своей группе.
-Договоритесь, кто будет читать первым.
(-Задача группы – выбрать представителя для произнесения скороговорки вслух.)
Молодцы, начинаем работать.
2. Актуализация знаний учащихся
а) Какие люди могут оставить яркий след в истории? (писатели, поэты, художники, изобретатели, композиторы)?
Давайте о них послушаем стихотворение.
Сколько жив на свете человек?(Аушев Адам)
Ровно столько, сколько помнят люди.
Кто-то год, а кто-то целый век.
Кто-то вечно в этом мире будет.
Есть ли смерть для творческих людей?
Нет. Лишь шаг в другое измеренье.
-Как вы понимаете эти слова?
-А каких поэтов вы знаете?
3.Сообщение темы и цели урока.
-Итак, сегодня мы побываем у моря, где жили старик и старуха из сказки А.С.Пушкина.
4. Рассказ о поэте.
Но для начала давайте послушаем краткую биографию о жизни поэта.
(Евлоев Адам)
-А.С.Пушкин родился 6 июня 1799 г.в Москве. Маленький Саша научился рано читать. Бабушка поэта и няня Арина Родионовна были самыми близкими ему людьми. Представьте себе: старый дом, зимний вечер, за окном валит снег, поёт в трубе ветер, жужжит веретено. Няня рассказывает сказку. А поэт гусиным пером торопливо записывает её. Сюжеты этих сказок Пушкин использовал при создании своих сказок.
(Показ книги со сказками А.С.Пушкина)
Проходят годы. Но время не властно над памятью поэта. В Москве на Пушкинской площади стоит бронзовый памятник великому поэту. Этот памятник создан архитектором Опекушиным на средства, собранные народом. Имя Пушкина везде с нами.
Где родился писатель?
Как звали няню поэта?
Какие сказки написал А.С.Пушкин?(Сказка о рыбаке и рыбке, сказка о попе и его работнике Балде, сказка о царе Салтане,сказка о золотом петушке, сказка о мертвой царевне и семи богатырях )
2. Подготовка к разбору сказки.
Вы дома работали со сказкой.
— Что понравилось в сказке? Что не понравилось? (Рассуждения учеников).
— Чтобы проверить, как внимательно вы прочитали сказку, проведём игру.
Сейчас я буду задавать вам вопросы, а вы на отдельных листочках будете записывать ответы на вопросы. Значит я читаю вопрос, вы думаете, записываете и обсуждаете в команде в течении 30 секунд.Потом даете ответ.
Где жили старик и старуха? (У синего моря в ветхой землянке).СЛАЙДЫ
С чем первый раз пришёл невод? (С тиной).
Что сделала старуха в гневе, когда пожелала стать царицей? (Ударила по щеке).
Что ела за столом старуха-царица? (Пряник).
Куда отправила старуха-дворянка старика работать? (На конюшню).
(думают , записывают и обсуждают в команде)
3. Работа со сказкой.
1. Анализ сказочных примет.
— Давайте, ребята, докажем, что это произведение – сказка. А для этого найдём все сказочные приметы в «Сказке о рыбаке и рыбке».
( зачин «Жил старик со своею старухой…», троекратный повтор (три раза старик закидывал невод), сказочный герой – золотая рыбка,
« жили тридцать лет и три года» — магическое число лет, чудеса (рыбка говорит), поучительный характер сказки
2. Характеристика героев – персонажей сказки
— Назовите главных героев сказки.
— Я предлагаю вам соотнести героев с теми качествами характера, которыми они обладают.
( на доске карточки со словами:
старик, доброта, старуха, скромность, послушание, скромность, жестокость, смирение, ворчливость, искренность, бескорыстность, жадность, скупость, вежливость, отзывчивость)
— Почему вы так считаете?
— Кто из героев вам больше нравится? Почему?
— Казалось бы, что автор наделил одного героя только отрицательными чертами, а другого только положительными?
— Но почему же был наказан и старик, ведь он обладал мягким, податливым, добрым характером?
— Являются ли положительными такие качества, как безвольность, безответность?
(Дети приходят к выводу, что безвольность (отсутствие воли) — отрицательная черта.)
— Смиренность, безответность, податливость — положительные черты только в том случае, если они оправданы. Но в сказке Пушкина у старика не хватило смелости противостоять старухе, возразить ей, указать на её неправоту, остановить её жадность. Он «не смел ей перечить», слепо подчинялся, выполняя все её прихоти.
— Случается ли такое в жизни?
— В жизни бывают моменты, когда просто необходимо проявить свой характер, настойчивость, твёрдо сказать — нет. Например, если окружающие или знакомые просят тебя сделать то, что, по твоему мнению, является плохим поступком.
ФИЗМИНУТКА(золотая рыбка)
3. Инсценировка фрагмента.
А сейчас давайте посмотрим фрагмент из сказки и скажем к чему привило корыстность, жадность старухи.
— Как была наказана старуха за свою жадность и неблагодарность?
— Она опять осталась у разбитого корыта, в своей ветхой землянке. Кстати сказать, выражение «остаться у разбитого корыта» до сих пор употребляется в речи. Что оно означает? (Остаться ни с чем, потерять всё, что имел).
4. Работа с пословицами.
— Ребята, для вас золотая рыбка приготовила необычные пословицы.
— Объясните смысл каждой пословицы.
(Много захочешь — Много потеряешь. Жадность всякому горю начало. Ненасытному всё мало).
5. Выразительное чтение отрывков из сказки.
-Кто из вас желает рассказать понравившийся отрывок?
(Анализ ответов детей)
6. Работа с рисунками детей.
-На доске перед вами «Картинная галерея», созданная вашими руками. В ней я поместила ваши рисунки по «Сказке о рыбаке и рыбке».
-Расставьте последовательность рисунков к нашей сказке.
7.Творческая работа. Подбирают слова к образу золотой рыбки .
— А вы бы выпустили рыбку или загадали желание?
-Как вы думаете, любое ли желание может исполнить золотая рыбка?
(у каждого ученика нарисованная рыбка)
— Ребята, у каждого из вас на парте есть золотая рыбка.
Я предлагаю вам на обратной стороне рисунка написать ваше желание.
— Зачитайте, пожалуйста, что бы вы попросили у золотой рыбки. Почему именно это?
— Давайте отпустим ваших рыбок в море, пусть гуляют там себе на просторе.)
( дети прикрепляют рыбок на рисунок моря)
2.Итог. Рефлексия
Сегодня мы с вами говорили о какой сказке?
Чему научила вас эта сказка?(не надо быть жадным, нужно ценить, то что имеем).
Благодарю вас за хорошую работу на уроке.
Давайте поблагодарим наших гостей и скажем им спасибо.
Хорошо вы потрудились,
Вам пора и отдыхать.
Переменку веселитесь
И начнем урок опять
7
0
Персонажей в сказке немного, но начну со своего любимого — с Золотой рыбки.
Характеризуя ее, хочется отдать должное ею терпению. Рыбка безропотно выполняла все требования старухи, но до определенного момента. Как только старуха перегнула палку, рыбка махнула хвостом и исчезла в пучине.
Старик — робкий и забитый, привыкший во всем подчиняться. Добрый по натуре, беззлобный старик в этой сказке — типичная жертва.
Старуха — без сомнения, самый колоритный персонаж. У нее даже есть положительные качества — она не боится мечтать и не боится требовать. Но вздорная ее натура берет верх над здравым смыслом. В результате все заканчивается «разбитым корытом».
3
0
В сказке Пушкина «О рыбаке и рыбке» всего три персонажа: Золотая рыбка,Старик и Старуха.
У каждого героя свой характер,и автор так сумел показать отличительные их черты , что все участники получились выпуклые,живые, выразительные!
Главная героиня -старуха.Именно благодаря ей разворачивается сюжет сказки.Если бы старуха не была такой завистливой, жадной,зловредной и алчной, писать бы было не о чем.
Старухе все мало и мало.Как только она получает одно, так ей сразу нужно еще больше: вместо корыта- избу, вместо избы — хоромы и слуг, да еще и титул боярский.Но как только она становится боярыней, ей сразу хочется быть и царицей! Она даже не задумывается о том, что получает желаемое незаслуженно. Богатство затуманило ей мозги, и лишь одна мысль бьется в голове: «Нужно просить больше»!
Муж старухи — рыбак.Всю жизнь он трудился, чтобы прокормить себя и жену. Но случилось вдруг чудо — попалась в невод Золотая рыбка — волшебница, и старик тоже поглупел от такого везения.Он не может отказать жене в ее нелепых требованиях.Все, что она просит, старик безропотно идет выполнять.Таких людей называют бесхарактерными трусами.
Доброта и умение сочувствовать обернулись для старика трагедией: бессовестные фантазии старухи он пресечь не в состоянии, потому что боится свою жену и старается ей угождать.Сам -то он никогда бы не догадался что-нибудь попросить у рыбки.Недаром старуха называет его «дурачиной и простофилей».
Но именно эта доброта и бесхитростность старика привлекли рыбку.Она поняла, что старик, словно раб, у своей жены.Все решения принимает только она, а старый рыбак никогда ей не перечит.
Рыбка выполняет все требования взбаламошной старухи,но той все мало и мало! И вот,наконец, пришел конец терпению Владычицы морской: старуха захотела занять место самой Золотой Рыбки!
Тут даже силы природы возмутились! Почернело море, поднялись волны — вот-вот начнется буря!Рыбка отказалась выполнять последнее желание ненасытной старухи и справедливо ее наказала, оставив с тем, что было у нее в самом начале — с разбитым корытом. Так Рыбка свершила свой справедливый суд: нельзя давать людям того, чего они не заслуживают, потому что то, что дается даром,не ценится.
3
0
Так начинается сказка Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». В этой сказке можно выделить следующих главных персонажей:
Старик. Старик был рыбаком, всю жизнь трудился, не покладая рук. Лентяем его назвать нельзя. Он простой трудолюбивый добродушный мужчина, который всю жизнь прожил в избушке со своей старухой, хорошо к ней относился. В благодарность и старуха жила с ним, терпела все лишения, никуда не уходила от старика. Довольствовалась и малым, например, разбитым корытом. Но вот старик поймал золотую рыбку. Та обещала, если старик ее отпустит исполнить желание. И что же? Изменился ли характер старика? Ничуть. Он остался прежним простым скромным работягой. Алчность, жадность и желание разбогатеть не коснулись его сердца. Только на просьбу жены , а потом и на ее требования и приказы , он пошел с повинной головой к золотой рыбке просить.
Старуха. Старуха была терпеливой. Но она была не из тех женщин, которые легко упускают свой шанс, свою «минуту славы», так сказать! Она выпросила и вытребовала у золотой рыбки при помощи старика-мужа все, что можно было выпросить и даже пошла дальше. Алчность и жадность затуманили ее рассудок. Она не смогла остановиться на достигнутом. Поэтому была наказана. И сама все понимала, потому что оказавшись опять у разбитого корыта, не кричала и не причитала, а молча приняла свою судьбу.
Золотая рыбка. Золотая рыбка, как ей и должно быть сказочному персонажу, исполняла заветные желания. Она была волшебной рыбкой. То ли она случайно попала в невод к старику, то ли специально, чтобы помощь ему, потому что пожалела его горькую судьбу, это неизвестно. Но взамен на свободу она пообещала старику исполнить желание. Старик отказался, так как был добрым и скромным. Но его старуха не упустила возможности. Золотая рыбка все добросовестно исполняла, пока старуха совсем не сошла с ума и не захотела стать повелительницей золотой рыбки. Тогда уж и терпению золотой волшебной рыбки пришел конец. Она все вернула на свои места.
3
0
Ребенку в школе задавали подобное задание, только описать нужно одного из персонажей из «Сказки о рыбаке и рыбке» и нарисовать героя, которого характеризуешь.
Золотая рыбка — персонаж сказочный, умеющий говорить человеческим языком и вести диалог, терпеливая, дружелюбная, добрая, бескорыстная и честная, наделена способностью исполнять три желания. Ответственная, спокойная, а так же справедливая.
Старик — рыбак, человек мягкий, вежливый, добрый и, к сожалению, слабовольный, уступчивый, не имеющий своего слова. Во всём потакает капризам своей ворчливой жены. Делает то, что ему говорят. Безотказный.
Старуха — отрицательный герой сказки. Жадная, ненасытная и неблагодарная женщина с большими запросами. Злая, вспыльчивая, достаточно ворчливая и эгоистичная.
2
0
Сказка Пушкина «О рыбаке и рыбке» начинается со слов: «Жили-были старик со своею старухой», однако судя по содержанию сказки вернее было бы сказать обратное: жили-были старуха со своим стариком.
Характеристика персонажей сказки «О рыбаке и рыбке»:
Старик: добрый малый, которому не многого требуется от жизни — была бы рыба в море и не рвались бы сети, все остальное он привык доставать своим трудом. потому и не стал он просить никого откупа от золотой рыбки, не прельстился на некие сокровища и богатство. Однако характер у старика был слишком уж безвольным. Он во всем слушался свою старуху, не смея сказать ей поперек ни одного слова.
Старуха: вероятно также первоначально женщина добрая и терпеливая, вот только внезапно открывшаяся возможность разбогатеть затмила ее разум. Долгие годы в нужде сделали ее жадной и она попыталась взять от золотой рыбки все что только возможно. Ранее бедность не давала проявится отрицательным чертам ее характера, но когда у нее появилось богатство и власть она стала надменной, жестокой, вечно всем недовольной. Властность этого персонажа зашкаливает.
Золотая рыбка: сказочное существо, которое попыталось отблагодарить старика за его бескорыстие. Однако у любой благодарности бывает предел и терпение золотой рыбки лопнула, когда старуха пожелала властвовать даже над ней.
2
0
Характеристика героев «Сказки о рыбаке и рыбке»
В знаменитом произведении Пушкина всего три главных героя. Охарактеризуем каждого из них.
- Старик. Это тихий, скромный, трудолюбивый, добрый и безропотный человек. Его можно даже назвать безвольным, ведь старик выполняет все прихоти своей супруги, не смеет перечить ей. Старик бескорыстен — он не стал ничего просить у рыбки, а просто отпустил ее. Когда старик видит, что старуха в свомх желаниях перегибает палку, он мягко пытается образумить ее, но настаивать на своем у него не получается. У него нет в семье права голоса. Про таких говорят «подкаблучник».
- Старуха. Жадность, алчность — главные и яркие черты ее характера. Она требовательна и обладает вздорным нравом — свои желания она четко озвучивает старику и настойчиво требует их исполнения. Когда старха превратилась из крестьянки в дворянку, а уж потом и в царицу, стала грубой, надменной — власть и обрушившееся на нее богатство точно не пошло ей на пользу. Не смогла вовремя остановиться в своих запросах — жадность перевесила здравый смысл.
- Золотая рыбка. Добрая волшебная рыбка, способная разговаривать, пожалела старика, дав ему возможность загадать желания. Рыбку можно назвать терпеливой — до определенного момента она, как и обещала, их выполняла. Но всему есть предел — и когда старуха замахнулась на место владычицы морской, то и терпению рыбки пришел конец.
2
0
По моим представлениям в данной сказке персонажа всего три: старик, старуха и рыбка. Рыбка — сказочный говорящий персонаж, которая попалась в сеть к старику и за своё спасение предложила исполнить желания старика. Сама по себе рыбка не злая, она несколько раз выполняла прихоти старухи, тем самым как бы жалея старика, который просил не за себя, а за свою бабку. Но в конце концов, видя, что этому нет предела, она проучает старуху, лишая её всего.
Старуха — самый неприятный и отрицательный персонаж сказки. Её душит жадность, неблагодарность. Когда старик для неё много сделал и рыбка ей дала власть в роли царицы, она прогоняет своего старика.
Старик — добродушный персонаж, бескорыстный. Исполняющий все прихоти своей старухи. Он молчалив и терпелив, никогда не вступает в пререкание со старухой.
2
0
Герои сказки А.Пушкина «О рыбаке и рыбке» и их характеристики:
Старик — добрый, трудолюбивый, но безвольный, услужливый человек, всем старается угодить, никого не обидеть. Старик — олицетворение терпеливого русского народа, находящийся под гнетом самодурства власти. Старик не может ответить старухе «нет», выполняет все ее прихоти, потакая ее капризам, тем самым побуждая старуху просить все больше и больше. Посредством образа старика Пушкин показывает, что добро должно быть с кулаками, а безволие, покорность и молчание приводит к еще большему унижению и подавлению.
Старуха — злая, коварная и неблагодарная, чем лучше ей живется, тем сварливее и капризнее становится ее характер. Посредством образа старухи Пушкин хотел показать, если человек не ценит то что имеет, доброе отношение к себе, то он неизменно останется ни с чем. Старуха — олицетворение порока высокомерия и неблагодарности людей: чем выше положение в обществе они занимают, тем чванливее, эгоистичнее и капризней они проявляют себя.
Рыбка — всемогущая, терпеливая, благодарная. Рыбка — олицетворение судьбы, которая может быть благосклонна к человеку, а может и наказать за неблагодарность и спесь.
2
0
Сказка А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» является одной из моих любимых.
В сказке немного, всего три, старик, старуха и Золотая рыбка.
Первым героем является золотая рыбка, которая исполняет все желания старухи. Рыбка очень терпеливая, спокойная, обладает выдержкой.
Старик безропотный, не имеет своей воли, он добрый, но очень труслив. Больше всего в жизни он боится своей жены, алчной старухи.
Третьим героем сказки является старуха. Её с уверенностью можно назвать отрицательным героем сказки. Старуха очень вредная, злая и алчная. Она не умеет довольствоваться тем, что имеет, ей всегда всего оказывается мало. Именно из-за своей жадности она и остаётся ни с чем.
0
0
Коротко описать характер всех персонажей. Старуха — ворчливая, постоянно жалуется на жизнь и ей всего всегда мало, но в итоге остается у разбитого корыта. Старик — добрый, покладистый, боится старуху. Ходит просить рыбку о желаниях старухи и не смеет ей перечить. Рыбка — выполняет желания, которые просит ее исполнить старик.
Сказочное Лукоморье «похищено» Пушкиным из фольклора восточных славян. Это заповедное северное царство на самом краю мира, где люди впадают в зимнюю спячку и просыпаются с первыми лучами весеннего солнца. По преданиям именно там находится Мировое древо («У Лукоморья — дуб зеленый»), вверх по которому — путь на небо, вниз — в подземное царство…
Но всегда существовало и реальное настоящее Лукоморье, которое изображено на многих старинных западноевропейских картах: это территория, прилегающая к восточному берегу Обской губы, в районе современной Томской области!
По большему же счёту, — «лукоморье» в старославянском языке означает «изгиб морского берега» (похожий на изгиб боевого лука), и в древнерусских летописях это топонимическое название упоминается не в Сибири, а в районе слияния Азовского и Черного морей (низовья Днепра). В старинных летописях — Лукоморье — это одно из мест обитания половцев, которые иногда так и назывались — «лукоморцы». В контексте и привязке к этому месту, — Лукоморье упоминается в «Слове о полку Игореве». А в «Задонщине» — в Лукоморье отступают остатки армии Мамая после поражения в Куликовской битве…
Так и остались старик со старухой со своим ветхим домишком.Но не ругалась более старуха, присмирела. Дед справил ей новое корыто и зажили они так, как жили все те
Прошло лето, потом ещё одно прошло…
И вот однажды закинул старик в море невод и увидел в нём ту самую Золотую Рыбку.
Посмотрел на неё старик, подумал, и, не сказав ни слова, выпустил в синее море.
И говорит тогда ему рыбка:
-Плыви в своё Синее море, государыня рыбка! Мне твоего откупа не надо.
-Тогда я сама награжу тебя, — сказала рыбка.-С этого дня ты никогда не будешь знать голода.
Плеснула рыбка хвостом по воде , брызнула морская водица и каждая капелька из тех брызг превратилась в азовского бычка. И так тем бычкам понравилось Синее море, что они за год размножились по всему морю.
С тех пор дед никогда не приходил домой без улова, даже и на продажу хватало. Старики подлатали свой домишко, прикупили пару козочек и стали жить-поживать, да молоко попивать.
А бычку тому, что Золотая рыбка в Синее море запустила, люди позднее памятник поставили.
Вот он:
Мне кажется, что неуказанным назывался товар, которого не было в списках разрешенных государством, возможно, эта была и контрабанда (торговали мы недаром). Прибыль от такой торговли скрывалась от налогов. Не зря в предыдущие три визита купцы называют и пушнину, и коней, и драг.металлы. А вот последний торговый караван держит в это в тайне. Кроме того, каждый раз указывают, что едут в царство Салтана, следовательно, в этом царстве для гостей (купцов) были выгодные условия торговли, мытари, как сейчас говорят, «не щемили».
Корабельщик — это владелец торгового корабля. А упоминаются они Пушкиным в «Сказке о царе Салтане». По сути они являются там купцами (или по-старому «гостями»). Однако «гости» они не простые, поскольку один раз не побоялись признаться, что торговали «неуказанным товаром», т.е. фактически занимались контрабандой. Кстати, если вы и в наше время на таможне попытаетесь скрыть какие-то вещи, то и вас заподозрят в контрабанде. Забавно и то, что князь Гвидон допрашивает корабельщиков как заправский таможенник (чем торг ведёте? куда плывёте и т.д.).
По моему мнению,самая короткая сказка из всех сказок Александра Сергеевича Пушкина это «Сказка о попе и его работнике Балде».
Сказка повествует нам о том,как поп искал себе работника на все руки,а денег хотел платить за эту работу по меньше.В итоге поп попал в ловушку к хитроумному Балде и вскоре пожалел о своей жадности,ведь казавшийся простачком Балда на деле оказался вовсе не так и прост!