Характеристика злой царицы из сказки о мертвой царевне и семи богатырях

11 вариантов царица-мачеха и царевна представляют в этой сказке два противоположных человеческих характера. царица красавица с отвратительным характером и


11 вариантов

  1. Царица-мачеха и царевна представляют в этой сказке два противоположных человеческих характера. Царица — красавица с отвратительным характером и болезненным самолюбием. Она считает себя лучше всех на свете и хочет, чтобы все ей поклонялись. Отмечая красоту царицы, поэт считает, что она «горда, ломлива, своенравна и ревнива». Свое право быть первой красавицей в свете царица готова отстаивать любой ценой, даже ценой жизни другого человека.
    Совершенно другой, противоположный характер у царевны-падчерицы. Она красива не менее, чем царица, но при этом еще скромна и добра. Царевна нисколько не похваляется своей внешностью, не придает ей особого значения. Она не считает, подобно царице, что весь мир должен признавать ее первой красавицей. Царевна «нраву кроткого такого». Она никогда не смогла бы причинить зло другому человеку, только ради того, чтобы считаться первой красавицей. Для нее главное — душа человека.
    Когда волшебное зеркальце говорит, что «царевна всех милее, всех румяней и белее», мачеха, «черной зависти полна», повелевает отдать царевну «на съедение волкам». Ее не волнует, что падчерица ни в чем не виновата перед ней, что ее ждет мучительная смерть. Эгоизм царицы настолько силен, что никакие жертвы не кажутся ей излишними. Ее жестокость безгранична. «Царица злая» одерживает наконец победу — царевна умирает.
    Но автор утверждает, что добро, в конце концов, всегда побеждает зло. Любовь царевича Елисея возвращает царевну к жизни. Ее верность, порядочность и скромность вознаграждаются. Все заканчивается свадьбой и роскошным пиром. А злая мачеха, увидев, что все ее козни ни к чему не привели, умирает от зависти и злобы.
    Твори добро, и оно к тебе вернется, хочет сказать поэт. А зло порождает только зло и оборачивается против злого человека.

  2. Сочинение на тему “Сказка о мертвой царевне”.
    Лейтмотивом пушкинской сказки о “Мертвой царевне” стала вражда возникшая у царицы к своей падчерице. Царица в этой сказке показана очень красивой, но совершенно бездушной. Она любила только себя и поэтому целыми днями сидела у зеркала и разговаривала с собственным отражением. Она спрашивала у него, действительно ли она самая красивая на свете и отражение, зеркальце, отвечало ей, что да – ты красавица, краше всех.
    Но видя, как растет у нее на глазах молодая царевна, царица понимала, что та с каждой минутой становится все красивей. И очень скоро это подтвердило и зеркальце, сказав, что царица уже не такая красивая.
    Это оказался слишком большим ударом для самолюбия царицы и она буквально сошла с ума. Она стала думать как погубить царевну, забыв о том, что человеческая жизнь – это величайшее сокровище на свете.
    Пользуясь своей властью, царица втянула в свои козни Чернавку, простую девку, прислугу, и та отвела царевну в лес, но конечно не стала убивать ее.
    Царевна была слишком молода, чтобы понимать почему на нее так ополчилась мачеха. Она не знала что и думать, и поэтому бежала дальше в лес, а не обратилась за помощью к отцу или жениху. Но тут ей повезло и она встретила богатырей – добрых, ответственных, настоящих джентльменов.
    Тем не менее вражда царицы к царевне продолжалась. И царице было мало того, что царевна живет в глухом лесу, она мечтала убить ее. Злое сердце царицы не знало жалости и трудно поверить, что такие люди действительно могут жить на свете. Мне удивительно, как царица сама не захлебнулась в своей зависти, не утонула в желчи?
    Она попыталась отравить царевну и это ей удалось, хоть и не в полной мере. Царевна уснула сном, который невозможно было отличить от смерти. Но появился Елисей и спас царевну.
    Добро в сказке восторжествовало, злая мачеха-царица умирает от тоски.
    Так мы получаем наглядное доказательство того, что зло само себя изживает. Что только люди добрые, отзывчивые могут жить счастливо. Злые же и завистливые все время мучаются от своей злобы.
    Не будьте злыми и будете счастливыми.

  3. Сочинение на тему “Чему учит сказка “О мертвой царевне”.
    Я с большим удовольствием и восхищением прочитала эту замечательную сказку. Мне очень многое в ней понравилось, но многое заставило задуматься. Ведь не все герои этой сказки положительные, хотя таковых большинство. Есть в ней и яркие отрицательные персонажи, например царица или девушка Чернавка, которая отдала царевне отравленное яблоко. Эти герои представляют в сказке зло.
    Но без них она бы многое потеряла, потому что как в жизни, так и в сказке добро познается через зло.
    “Сказка о мертвой царевне” учит нас внимательно смотреть на людей с которыми мы находимся рядом, учит ценить хорошие, добрые черты их характера и бороться с дурными. Прочитав сказку понимаешь, что зависть и эгоизм – очень плохие черты характера, которые из любого человека могут сделать преступника.
    Меня поразило то, с какой настойчивостью царица старалась быть красивей всех. Это ее стремление говорит о том, что ума она была невеликого, хотя Пушкин и говорит нам обратное. Но здесь я не могу согласится с автором. Умный человек никогда бы не пытался быть лучше всех, потому что понимал бы, что это невозможно. А глупая царица стремилась именно к этому, и оттого умерла, не выдержав очередного приступа зависти. Но ее не жаль.
    Жаль было царевну, когда она как мертва лежала в хрустальном гробу. Вот кто действительно заслужил свое счастье и кротостью нрава, и красотой, и добрым отношениям ко всем на свете. Именно так и должен вести себя каждый нормальный человек и в этом заключается главный урок сказки.

  4. К сожалению, автор в этой сказке приготовил для царевны весьма тяжелую участь. В самом начале, она заблудилась в лесу, но чудом осталась жива, когда набрела на дом богатырей. Но в этом положении царевна была вдалеке от родного дома и от любимого человека, который тут же отправился искать ее по всему свету.
    После этого она была безжалостно отравлена собственной мачехой, которая видела в девушке конкурентку по красоте. В завершении всего девушка была «воскрешена» своим женихом Елисеем. Это чудо свершилось только благодаря любви, которая жила между молодыми людьми.
    Все положительные стороны так и остались в характере царевны. Она не была зла на мачеху за содеянное. Нет. Девушка с честью прожила этот период. К тому же теперь она приобрела сразу семерых братьев, которые в любой момент готовы были за нее пойти на любое действия. Ведь за то время, пока царевна жила в их доме, они стали друг для друга практически родными людьми. Девушка, считала их своими братьями, богатыри называли ее своей сестрицей.
    Когда смерть забрала у них царевну, мужчины долго горевали. Но они так и не решились похоронить девушку, а вместо этого, сделали для нее хрустальный гроб и подвесили его в пещере. Возможно, в глубине души, богатыри надеялись, что девушка рано или поздно «очнется» ото сна и вновь будет радовать всю землю своим присутствием на ней.
    К счастью, Елисею силы природы помогли найти невесту. И с этих самых пор, он больше не расставался со своей возлюбленной.
    Автор хотел показать, что только самое настоящее чувство может совершить чудеса. А так же что рано или поздно даже самые худшие времена заканчиваются. Вот только не всем по силам выдержать испытания судьбы на прочность…

  5. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» — талантливейшее произведение А. С. Пушкина. Его положительные персонажи наделены чертами характера, особенно ценимыми людьми: добротой, великодушием, храбростью, преданностью.Царица-мать верно ждёт своего мужа, отправившегося в дальний поход:Смотрит в поле, инда очи Разболелись глядючи С белой зори до ночи; Не видать милого друга! Только видит: вьётся вьюга, Снег валится на поля, Вся белёшенька земля.Царевна-дочь — воплощение добродетели: она кротка, терпелива, щедра. Она заботливая хозяйка. Попав в терем богатырей, она первым делом «всё порядком убрала», «засветила Богу свечку, затопила жарко печку». Она скромная, честная и благовоспитанная. Когда богатыри сватаются к ней, она отвечает:Всех я вас люблю сердечно;Но другому я навечно Отдана.Мне всех милей Королевич Елисей.Королевич Елисей как будто списан Пушкиным с былинного богатыря. Его любовь спасает царевну. А зло рассыпается осколками зеркала мачехи. Полной противоположностью скромной и трудолюбивой царевны является «злая» мачеха, думающая только о своей красоте. Именно эта героиня, ревнивая и завистливая, олицетворяет «тёмный мир» в сказке.А. С. Пушкин противопоставляет «лицо» и «душу», красоту внешнюю и красоту внутреннюю. В понимании поэта истинная красота — это жизнь, исполненная добра.

  6. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» — талантливейшее произведение А. С. Пушкина. Его положительные персонажи наделены чертами характера, особенно ценимыми людьми: добротой, великодушием, храбростью, преданностью. Царица-мать верно ждёт своего мужа, отправившегося в дальний поход:
    Смотрит в поле, инда очи
    Разболелись глядючи
    С белой зори до ночи;
    Не видать милого друга!
    Только видит: вьётся вьюга,
    Снег валится на поля,
    Вся белёшенька земля.
    Царевна-дочь — воплощение добродетели: она кротка, терпелива, щедра. Она заботливая хозяйка. Попав в терем богатырей, она первым делом «всё порядком убрала», «засветила Богу свечку, затопила жарко печку». Она скромная, честная и благовоспитанная. Когда богатыри сватаются к ней, она отвечает:
    Всех я вас люблю сердечно;
    Но другому я навечно Отдана.
    Мне всех милей Королевич Елисей.
    Королевич Елисей как будто списан Пушкиным с былинного богатыря. Его любовь спасает царевну. А зло рассыпается осколками зеркала мачехи. Полной противоположностью скромной и трудолюбивой царевны является «злая» мачеха, думающая только о своей красоте. Именно эта героиня, ревнивая и завистливая, олицетворяет «тёмный мир» в сказке.
    А. С. Пушкин противопоставляет «лицо» и «душу», красоту внешнюю и красоту внутреннюю. В понимании поэта истинная красота — это жизнь, исполненная добра.

  7. В этом году я перечитывал «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях» Пушкина. Александр Сергеевич написал ее в традициях русских народных сказок. Именно поэтому она так легко читается. Основная схожесть этой сказки с народной заключается в том, что читатель сразу видит разделение на добрых и злых персонажей. И, конечно же, по традиции в этом произведении добро побеждает зло.
    Да и как иначе? Сам конфликт, на котором построена сказка, мог придумать, именно придумать, только отрицательный персонаж. Царица решила погубить молодую царевну лишь потому, что та красивее и моложе. То есть из зависти.
    Большинство персонажей сказки Пушкина олицетворяют добро: царевич Елисей, силы природы и, конечно же, молодая царевна. У добра всегда есть помощники. Жениху царевны, пустившемуся на поиски любимой, помогают и солнце, и месяц, и ветер. Такая сказочная помощь вполне заслужена добротой и верностью царевны и самоотверженностью Елисея.
    Невозможно не полюбить «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях». Она учит верить в лучшее, даже когда оказываешься в сложной ситуации. Как и во всех русских народных сказках, здесь добро одерживает победу над злыми кознями хитрой и гордой царицы. Даже смерть отступает. Влюбленные венчаются, устраивают пир на весь мир. И, конечно же, в финале сказки Александра Сергеевича – традиционный пир. И автор завершает его описание такими знакомыми всем с раннего детства строчками из русских сказок: «Я там был, мед, пиво пил, да усы лишь обмочил».

  8. ОБРАЗ ЦАРЕВНЫ В «СКАЗКЕ О МЕРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И СЕМИ БОГАТЫРЯХ» А. С. ПУШКИНА

    Автор не скрывает своей симпатии к юной царевне. Ему нравятся и ее внешний облик, и ее душа. Скром­ная и кроткая, она не кичится своими достоинствами. Когда злая мачеха задумала ее погубить, царевна убеждает Чернавку отпустить ее, ведь она ни в чем не виновата. Царевна добра и доверчива. Она никогда бы не смогла из-за зависти причинить зло невинному че­ловеку. Поэтому она и пошла безропотно и без всяких подозрений в лес со служанкой царицы. Ей не свойст­венны жестокость и вероломство. Она даже не понима­ет, как можно безвинно лишить человека жизни. Кро­тость и доброта царевны внушили любовь даже той, которая должна была погубить ее.
    Очутившись в тереме у семи богатырей, царевна мно­го работала: убирала и готовила, топила печку, создавала уют в их доме. За это братья ценили ее и полюбили всей душой. Девушка отказала богатырям в просьбе выйти замуж за одного из них, потому что хотя и полюбила их всех сердечно, но была другому «навечно отдана». И всем богатырям она становится хорошей сестрой.
    Поэт убежден, что доброта, спокойный характер и уважительное отношение к окружающим в конце концов всегда вознаграждаются. Как ты относишься к людям, так и они отнесутся к тебе. Если ты делаешь добро, то и тебе ответят тем же.

  9. Царица-мачеха и царевна представляют в этой сказ­ке два противоположных человеческих характера. Ца­рица — красавица с отвратительным характером и бо­лезненным самолюбием. Она считает себя лучше всех на свете и хочет, чтобы все ей поклонялись. Отмечая красоту царицы, поэт считает, что она «горда, ломлива, своенравна и ревнива». Свое право быть первой краса­вицей в свете царица готова отстаивать любой ценой, даже ценой жизни другого человека.
    Совершенно другой, противоположный характер у царевны-падчерицы. Она красива не менее, чем ца­рица, но при этом еще скромна и добра. Царевна ни­сколько не похваляется своей внешностью, не придает ей особого значения. Она не считает, подобно царице, что весь мир должен признавать ее первой красави­цей. Царевна «нраву кроткого такого». Она никогда не смогла бы причинить зло другому человеку, только ра­ди того, чтобы считаться первой красавицей. Для нее главное — душа человека.
    Когда волшебное зеркальце говорит, что «царевна всех милее, всех румяней и белее», мачеха, «черной зависти полна», повелевает отдать царевну «на съеде­ние волкам». Ее не волнует, что падчерица ни в чем не виновата перед ней, что ее ждет мучительная смерть. Эгоизм царицы настолько силен, что никакие жертвы не кажутся ей излишними. Ее жестокость безгранич­на. «Царица злая» одерживает наконец победу — ца­ревна умирает.
    Но автор утверждает, что добро, в конце концов, всегда побеждает зло. Любовь царевича Елисея возвращает ца­ревну к жизни. Ее верность, порядочность и скромность вознаграждаются. Все заканчивается свадьбой и роскош­ным пиром. А злая мачеха, увидев, что все ее козни ни к чему не привели, умирает от зависти и злобы.
    Твори добро, и оно к тебе вернется, хочет сказать поэт. А зло порождает только зло и оборачивается против злого человека.

  10. Автор не скрывает своей симпатии к юной царевне. Ему нравятся и ее внешний облик, и ее душа. Скром­ная и кроткая, она не кичится своими достоинствами. Когда злая мачеха задумала ее погубить, царевна убеждает Чернавку отпустить ее, ведь она ни в чем не виновата. Царевна добра и доверчива. Она никогда бы не смогла из-за зависти причинить зло невинному че­ловеку. Поэтому она и пошла безропотно и без всяких подозрений в лес со служанкой царицы. Ей не свойст­венны жестокость и вероломство. Она даже не понима­ет, как можно безвинно лишить человека жизни. Кро­тость и доброта царевны внушили любовь даже той, которая должна была погубить ее.
    Очутившись в тереме у семи богатырей, царевна мно­го работала: убирала и готовила, топила печку, создавала уют в их доме. За это братья ценили ее и полюбили всей душой. Девушка отказала богатырям в просьбе выйти замуж за одного из них, потому что хотя и полюбила их всех сердечно, но была другому «навечно отдана». И всем богатырям она становится хорошей сестрой.
    Поэт убежден, что доброта, спокойный характер и уважительное отношение к окружающим в конце концов всегда вознаграждаются. Как ты относишься к людям, так и они отнесутся к тебе. Если ты делаешь добро, то и тебе ответят тем же.
    Настоящая любовь творит чудеса! Богатыри по- братски любили царевну. Они не похоронили ее, а по­ложили в хрустальный гроб. А царевич Елисей, кото­рому она была «навечно отдана», разбил гроб и силою своей любви оживил свою невесту.

  11. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» — талантливейшее произведение А. С. Пушкина. Его положительные персонажи наделены чертами характера, особенно ценимыми людьми: добротой, великодушием, храбростью, преданностью. Царица-мать верно ждёт своего мужа, отправившегося в дальний поход:
    Смотрит в поле, инда очи
    Разболелись глядючи
    С белой зори до ночи;
    Не видать милого друга!
    Только видит: вьётся вьюга,
    Снег валится на поля,
    Вся белёшенька земля.
    Царевна-дочь — воплощение добродетели: она кротка, терпелива, щедра. Она заботливая хозяйка. Попав в терем богатырей, она первым делом «всё порядком убрала», «засветила Богу свечку, затопила жарко печку». Она скромная, честная и благовоспитанная. Когда богатыри сватаются к ней, она отвечает:
    Всех я вас люблю сердечно;
    Но другому я навечно Отдана.
    Мне всех милей Королевич Елисей.
    Королевич Елисей как будто списан Пушкиным с былинного богатыря. Его любовь спасает царевну. А зло рассыпается осколками зеркала мачехи. Полной противоположностью скромной и трудолюбивой царевны является «злая» мачеха, думающая только о своей красоте. Именно эта героиня, ревнивая и завистливая, олицетворяет «тёмный мир» в сказке.
    А. С. Пушкин противопоставляет «лицо» и «душу», красоту внешнюю и красоту внутреннюю. В понимании поэта истинная красота — это жизнь, исполненная добра.

Урок литературы в 5 классе

ТЕМА:
Характеристика героя (по сказке «Сказка о мертвой царевне и семи
богатырях»). Составление синкана и даймонда.

Цели:
помочь обучающимся 
осмыслить содержание сказки; познакомить
учащихся с литературоведческими терминами «сравнение» и «антитеза»; развивать
умение делать сопоставительную характеристику героев сказки; способствовать развитию
связной речи учащихся.

Тип
урока: урок развития речи.

Ход урока

1.
Организационный момент.

Слово
учителя:


Добрый день, ребята! Давайте сегодня поприветствуем друг друга хорошими и
добрыми словами. Я предлагаю вам сказать друг другу комплименты (ребята
обмениваются комплиментами с соседями по партам).

2.
Актуализация опорных знаний.

Беседа
с обучающимися.

Учитель:

— Ребята,
как часто в жизни вы искренне мечтаете о волшебстве и чудесах?


Кто из вас верит в то, что все буде хорошо, что добро победит, а зло будет
наказано?


А в каких произведениях так всегда случается?

Ученики: В
сказках.

Учитель:
С какой сказкой мы познакомились  с вами на прошлом уроке?

Ученики:
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

Учитель:
Кто из героев сказки понравился вам больше всего? Почему?

Учитель:
А кто из героев произведения не понравился вам? Ответьте, почему?

Учитель:
В своих ответах вы использовали элементы характеристики героев. На сегодняшнем
уроке мы будем с вами учиться характеризировать героев литературных
произведений, сопоставляя их.

3.
Знакомство с темой урока, его целями. Запись темы урока в тетради.

4.
Работа по тексту сказки.

Устный
опрос с элементами приема «Ассоциативный ряд».

Учитель:
Какие вы знаете элементы композиции сказок? (Присказка, зачин,
концовка).


Есть ли в «Сказке о мёртвой царевне…» традиционная присказка: «Это
не сказка, не присказка, сказка будет впереди», «Начинается, начинается добрая
повесть от Сивка, от Бурка, от вещего Каурка»? (Нет).


О каких событиях мы узнаём в завязке к сказочной истории? (Царь
уехал, а царица его ждёт, через 9 месяцев рождается дочь, возвращается царь).


Какой предстаёт перед нами мать царица? Какие ассоциации у вас
возникают с этим образом?

Учитель: Итак,
запишем в тетрадь, какой предстаёт царица — родная мать царевны (Царица – мать
царевны – верная жена, любит мужа, с нетерпением ожидает его возвращения и т.д.)

Учитель: А
теперь обратимся к образу царицы-мачехи. Кто такая мачеха? (Жена отца по
отношению к его детям от первого брака).

Учитель: В
каких народных сказках есть образы падчерицы и мачехи?

Учитель:
Давайте попробуем с вами собрать
материал для характеристики мачехи и сравнить её с царевной-падчерицей.

Учитель: Как
выглядит царица-мачеха? Найдите и зачитайте в тексте.

Учитель: Что
в описании царицы вызывает восхищение? (ее внешняя красота).

Учитель:
Как вы думаете, почему эта красота не радует
окружающих? (за внешней красотой скрывается злой, упрямый, сварливый характер
мачехи).

Учитель:
Как ведет себя царица, когда разговаривает с
зеркальцем? (Она мила с ним, ласкова).

Учитель: Как
меняется
царица, когда зеркало говорит правду?

5.Работа
над составлением сравнительной характеристики
.

Составляем
таблицу

Мачеха

Царевна

Черты различия

злая

завистливая

гордая

своенравная

ленивая

грубая

надменная

коварная

жестоксердная

добрая

бескорыстная

скромная

кроткая

трудолюбивая

вежливая

простая

добродетельная

деликатная

терпеливая

покладистая

искренняя

верная

бесхитростная

ласковая

Черты сходства

Обе царского происхождения, красивые внешне, умные.

Учитель: Какой
же предстаёт перед нами мачеха?

Ученики: Мачеха
злая, завистливая, гордая, своенравная, ленивая, грубая, надменная. У неё нет
настоящих друзей, и даже зеркалу, с которым «одним была добродушна и мила», не
прощает истины.

Учитель: Вспомните,
к
ак отомстила мачеха царевне и что подтолкнуло её к этому? (Мачеха
приказала чернавке отвести царевну в лес. А подтолкнула её к этому «чёрная
зависть» — злостная, коварная, преступная).

Учитель: Чем
закончится история злобной мачехи? За что она была наказана? («Тут тоска её
взяла и царица умерла». Наказана она за жестокое сердце).

Учитель: Запишем
в тетрадь: царица «жестокосердная».

Учитель: Можно
ли сравнить царицу-мачеху и царевну-падчерицу?

Ученики: Да,
они внешне обе очень красивы, но царевна ещё красива и внутренне.

Учитель: Запишем
в таблицу «черты сходства»: царского происхождения, красивые внешне, умные.

Учитель:
Для того чтобы дать характеристику образа царевны, мы поработаем в группах.
Каждая группа отбирает материал по одному из предложенных пунктов.

1
группа
 Описание внешности царевны и её внутренних качеств.

2
группа 
Отношение к царевне других персонажей сказки.

3
группа 
Отношение царевны к другим персонажам сказки. Отношение автора к
героине.

Выступления
групп

Учитель: Итак,
сделаем запись в таблицу. Какая царевна?

Ученики: Царевна
добрая, бескорыстная, скромная, кроткая, трудолюбивая, вежливая, простая,
добродетельная.

Учитель: Каких
черт больше, сходства или различия? Какой приём помогает раскрыть эти образы?

Ученики: Больше
различий, то есть образы противопоставлены.

Учитель: Запишем
в тетрадь термин из литературоведческого словаря.

«Антитеза
 противопоставление слов, образов, понятий».

Ученики
делают вывод по сравнительной таблице:
Хотя
царевна и царица-мачеха обе красивы внешне, они очень разные по нраву.

6. Работа над составлением сенкана и
даймонда.

Учитель:  Еще
одной задачей на сегодняшнем уроке будет составление собственных миниатюрных
стихотворений под названием «сенкан» и «даймонд».

Запись в тетрадях:

Сенканы – небольшое
произведение-характеристика героев, явлений.

Сенканы пишутся по такой схеме (схема расположена на скрытой
части доски):

1-й ряд – имя героя

2-й ряд – определяющие слова, характеризующие героя

3-й ряд – состояние героя, его действия

4-й ряд – фраза (слово), свидетельствующая об авторском
отношении к герою

5-й ряд – оценочный контекстуальный синоним от первого ряда

Пример,

Солнце
Жгучее, страстное
Светит, кружится, искрится
Каждое утро сопровождает меня
Тепло

Учитель:
Давайте вместе попробуем составить такие миниатюрные стихотворения по образам
царевны и царицы-мачехи, в этом нам с вами и поможет сравнительная
характеристика (ученики могут работать в парах, коллективно, индивидуально).

Пример,

Царевна

Добрая, скромная

Заботится, трудится, любит

Хочется быть на нее похожей

Солнышко

Пример,

Мачеха

Злая, завистливая

Негодует, сердится, злорадствует

Никто не любит ее

Зло

Учитель: Существует еще один вид
миниатюрных стихотворений, в котором противопоставляются друг другу какие-либо
события, личности и другое. Запишем в тетради.

Даймонд –творческая работа, по форме
представляет 7-стишие, в ней что-либо сравнивают.

Даймонды составляют по такому алгоритму:

Первая и последняя строчки представляют собой существительные –
антонимы.

Вторая строчка – 2 прилагательных или причастия, относящиеся к первому
существительному.

Третья строчка – 3 глагола, которые относятся также к первому
существительному.

Четвертая строчка – два противоположных по смыслу нераспространенных
предложения, в качестве подлежащих выступают существительные из первой и
последней строчек.

Пятая  и шестая строчки зеркально повторяют вторую и третью,
только относятся уже к последнему существительному.

Пример,

День

Ясный, светлый

Радует, волнует, бодрит

День светел. Ночь темна.

Печалит, опустошает, усыпляет

Мрачная, темная

Ночь.

7. Рефлексия:

Открытый микрофон:

— Мне запомнился сегодняшний урок…

— На этом уроке мне понравилось…

8. Домашнее задание: Составить
даймонд, используя сравнительную характеристику царевны и мачехи.

9. Итог урока, выставление оценок.

На чтение 11 мин. Просмотров 7 Опубликовано

Традиционно яркими и глубокими образами наделяет Пушкин главных героев “Сказки о мёртвой царевне”. Торжество добра и справедливости, чудесные события, волшебные персонажи – всё это характерно для пушкинских сказок. Эти произведения – жемчужины русской литературы в своём жанре. В “Сказке о мёртвой царевне” герои интересны и понятны даже самым маленьким читателям, а сюжет прост для восприятия.

skazka-o-mertvoy-carevne-glavnye-geroi-47863.jpg

Характеристика героев “Сказка о мёртвой царевне”

Главные герои

Царевна

При родах Царица умерла. У царевны через год появилась мачеха. Девушка выросла удивительно красивой, умной, хозяйственной, умелой и доброй девушкой. Мать ненавидит её за красоту. Отправляет свою служанку в лес с молодой девушкой, чтобы Чернавка привязала её к дереву на растерзанье зверям. Девушка долго бродит по лесу и находит терем, где остаётся ночевать, хозяйничает, готовит. 7 богатырей принимают её как родную сестру. Девушка живёт счастливо, лишь грустит по своему жениху Елисею.

Королевич Елисей

Жених царевны. Узнав о её пропаже отправляется на поиски. Он умён, красив, смел, настойчив и целеустремлён. В поисках царевны обращается к Солнцу, к Месяцу, к Ветру. Последний рассказывает королевичу о горе, на которой в глубокой скале находится хрустальный гроб с девушкой. Королевич зарыдал, узнав такое известие, однако решил последний раз взглянуть на возлюбленную. Он находит царевну, целует её, она оживает, удивляясь своему долгому сну.

Мачеха, жена Царя

Вторая жена царя, она ревнива, хитра, завистлива. Красива, но имеет тяжёлый характер. В приданное ей досталось зеркало, с которым женщина разговаривает, чтобы убедиться в своей красоте. Узнав, что молодая царевна красивее её, мачеха отправляет её в лес на гибель. Спустя время зеркало сообщает, что царевна жива. Мачеха переодевается старухой и приносит отравленное яблоко своей падчерице. В финале сказки узнав, что царевна жива и по-прежнему красивее её, царица умирает “с тоски”.

7 богатырей

Молодцы-красавцы, в чей терем забредает царевна. Они принимают её, как родную сестру. Полюбив и привыкнув к девушке, братья начинают ссориться, и идут к ней на честный разговор: они предлагают выйти замуж за одного из них, чтобы разрешить ситуацию. Девушка признаётся, что у неё есть жених, которого она любит. Однажды вернувшись с охоты, семь богатырей находят её мёртвой: оставляют в хрустальном гробу в скале.

</tr></table>

Второстепенные персонажи

Служанка царицы. Она жалеет девушку и, отведя в лес, не привязывает к дереву, а отпускает. Своей госпоже говорит, что сделала всё, как приказано.

</tr></table>

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Содержание:

Краткое содержание

Повествование начинается со сцены прощания царя, отправляющегося в дальний путь, со своей супругой. Царица долгое время сидит у окна, смотрит вдаль и ждёт своего мужа.

План основных событий сказки:

  • Пока муж отсутствует, царица рожает ему дочь.
  • Царь возвращается, но в тот же день его супруга, ставшая матерью, умирает.
  • Монарх долго скорбит, но всё же женится на своенравной и гордой девушке, обладающей привлекательной внешностью и довольно сложным характером. Среди приданого оказывается волшебное зеркало, умеющее разговаривать. Новоявленная царица любит смотреться в него и спрашивать о своей красоте. Ответ всегда один — «Ты на свете всех милее».
  • Между тем маленькая царевна растёт, расцветает и превращается в прекрасную девушку. К ней сватается королевич Елисей. Готовится свадьба.
  • Царица внезапно узнаёт от волшебного зеркала, что она уже не самая милая: её переплюнула молодая царевна. Подчинившись чувству зависти, мачеха решает убить падчерицу. Для этого она приказывает служанке отвести девушку в глухой лес и оставить привязанной к дереву. Но та проявляет сострадание и отпускает царевну.
  • Пропажи хватились, и царевич Елисей отправился на поиски своей невесты.
  • Блуждая по лесу, юная царевна находит пустую избу и укрывается в ней. Это дом, в котором живут семь богатырей.
  • Вернувшись, хозяева обнаруживают гостю и разрешают жить вместе с ними.
  • Злая мачеха узнаёт, что её конкурентка жива, и посылает к ней служанку с отравленным яблоком.
  • Девушка съедает кусочек яблока и умирает. Богатыри хоронят её в хрустальном гробу, подвешенном на цепях в тёмной пещере.
  • Елисей странствует в поисках своей невесты, но, к сожалению, не находит ее. Он обращается к солнцу и месяцу, но они ничего не знают. Ветер рассказывает, что царевна находится в хрустальном гробу. Царевич отправляется к ней.
  • Войдя в пещеру, королевич в отчаянии ударяет по гробу. Тот разбивается, девица оживает. Влюблённые возвращаются в царский дворец.
  • Царица вновь разговаривает с зеркальцем и узнаёт, что её падчерица жива. В гневе она разбивает волшебный предмет, выбегает в дверь, сталкивается с молодой конкуренткой и умирает на месте.

Сказка завершается счастливым концом. Молодые люди венчаются, играют свадьбу, а все люди, включая рассказчика, гуляют на пышном пиру.

Царевна и её мачеха

Прочитав сказку Пушкина о мёртвой царевне, можно выделить двух главных героев, определяющих композиционную целостность произведения. Этими сказочными персонажами является молодая царевна, олицетворяющая добро, и её мачеха — антагонист, стоящий на стороне зла.

О новой жене царя сказано, что она была самой красивой женщиной в мире. Скорее всего, именно это качество послужило главным критерием выбора монарха. Однако психологический портрет царицы не столь впечатляет. В нём преобладают следующие черты:

  • своенравие;
  • гордость;
  • ревность.

В сказке нет описания отношений мачехи с падчерицей или царём, лишь с чернавкой. Больше всего она любит разговаривать с волшебным зеркальцем, упиваясь своей красотой и превосходством: в этом заключается её смысл жизни. Неудивительно, что известие о перещеголявшей её молодой царевне приводит мачеху в неописуемый гнев.

Требуется принимать решительные меры, иначе жизнь царицы будет разрушена. Единственным выходом становится убийство юной девушки. Проявив коварство, злая мачеха всё-таки добивается поставленной цели и радуется. Отрицательный характер персонажа проявляется во всей красе. Но торжество зла длится недолго. Чудесным образом царевна воскресает из мёртвых и встречается со своей убийцей. Мачеха не может вынести столь сильного потрясения и умирает от тоски.

Царевна является идеальным положительным персонажем. Её внешний облик прекрасен, а поведение — выше всех похвал. Это завораживает и заставляет окружающих персонажей хорошо к ней относится. Семеро богатырей называют себя братьями девушки и защищают её от всех опасностей.

Казалось бы, ей ничего не угрожает. Но коварная мачеха нашла хитрый способ устранить конкурентку. Она играет на добрых чувствах и отравляет девушку. Такой поворот событий накаляет страсти и усиливает эффект от последующего хеппи-энда.

Другие персонажи

Композиция сказки построена таким образом, что в ней крайне мало отрицательных героев. Единственным островком зла в сказочном мире является завистливая царица, принуждающая служанку совершать чёрные дела. Нет ничего удивительного в том, что мачеха в итоге терпит поражение и погибает.

Таблица персонажей.

Королевич Будущий жених, а также храбрый и настойчивый молодец. Несмотря ни на что, он ищет свою невесту. Характеристика Елисея из сказки о мёртвой царевне крайне положительна. Герой находит свою невесту и буквально воскрешает её из мёртвых, побеждая все злые происки мачехи.
Царь Упоминается эпизодически и нужен лишь для логического построения сюжета.
Первая царица Хорошая женщина, которая терпеливо дожидалась своего мужа и умерла в самом начале повествования.
Чернавка Второстепенный отрицательный персонаж. Именно через свою сенную девушку злая царица осуществила свой коварный план. Однако сама по себе служанка является добрым человеком и вынуждена служить злу под страхом смерти.
Семь богатырей Суровые мужчины, живущие в лесу и, возможно, занимающиеся разбоем. В сказке они играют роль своеобразных защитников царевны. Однако даже такая бригада телохранителей бессильна против козней хитрой царицы.
Яблоко Является своего рода неодушевлённым персонажем. Очень мощный и древний символ искушения в сказке выступает как материализованное предательство.
Солнце и Месяц Одушевлённые небесные стихии, к которым обращается королевич в попытке разыскать невесту. К сожалению, даже они ничего не знают.
Ветер Олицетворение всемогущей стихии, которая сообщает Елисею, что его невеста находится в гробу.

Детям сказка нравится прежде всего и-за обилия положительных героев и счастливого конца. Взрослый читатель также найдёт массу интересного в сюжете и сравнительной характеристике героев.

Анализ произведения

Сказка о мёртвой царевне, написанная Пушкиным по мотивам народного русского творчества, имеет древние истоки. Сюжетная линия, основанная на конфликте мачехи с падчерицей, стара как мир и встречается в произведениях многих стран мира.

Семь богатырей, живущие в лесу — отголосок древних традиций многомужества и обряда инициации. Именно поэтому подобный сюжет можно найти в легендах и сказках.

Девушка, лежащая в гробу и разбуженная женихом — это та же спящая красавица из сказок Шарля Перро и братьев Гримм.

Главная мысль сказки заключается в сопоставительном анализе внешней и внутренней красоты. Царица выглядела безукоризненно, но со временем ситуация изменилась: падчерица стала более привлекательной. В отличие от мачехи, царевна обладала хорошим душевными качествами. Именно за это её полюбили окружающие.

Царицу погубил собственный нарциссизм. Женщина не могла представить себе жизнь, где она уже не будет всех прекраснее и милее. Осознав, что уже ничего не изменить, мачеха умирает от тоски. А добро празднует свою победу.

Ещё одна черта сказки — верность и преданность. Попав к семи богатырям, девушка отказывается стать женой одного из достойных молодцев. Она остаётся верна своему жениху — Елисею, несмотря на то, что, возможно, уже никогда его не увидит.

Королевич также являет собой пример самоотверженности, преданности и упорства. Жених неустанно ищет свою прекрасную невесту по всему свету. Даже узнав, что царевна мертва и лежит в гробу, он не теряет надежды. В итоге любовь побеждает смерть. Молодые люди венчаются.

Еще тесты

Читайте также

«Недоросль» — краткое содержание ? комедии Д. И. Фонвизина»Ася» — краткое содержание ? повести И. Тургенева»Робинзон Крузо» — краткое содержание романа Д. Дефо»Фауст» — краткое содержание ? трагедии И. Гете

1. Царевна — дочь царя

Красивая, добрая и скромная девушка, которая была сначала сослана в лес, а затем отравлена яблоком. Царевна очень обходительная со всеми, кто ее окружает, поэтому ее все очень любят.

Более развернутая характеристика

2. Царица — вторая жена царя, мачеха царевны

Красивая, но злая, завистливая, эгоистичная и коварная. Именно она приказала послать падчерицу в лес на съедение зверям, а потом подстроила гибель девушки.

Более развернутая характеристика

3. Королевич Елисей

Жених молодой царевны, который отправился искать свою возлюбленную. Очень сильный и смелый герой.

Более развернутая характеристика

4. Семь богатырей

Сильные и удалые молодцы, которые приютили у себя молодую царевну, заблудившуюся в лесу.

Более развернутая характеристика

5. Чернавка

Служанка злой царицы, которая по приказу отвела девушку в лес.

Более развернутая характеристика

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», была написана Пушкиным  в Болдино в 1933 году.  Полный ее текст можно прочесть здесь. Это произведение о добре и зле, о любви и ненависти. Добро и любовь в ней побеждают.

Главные герои «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»:

Вторая царица, жена царя – красавица. Отрицательный герой.

Самовлюбленная эгоистка

И своенравная жестокая царица хлопнула зеркальце об землю.  Черная зависть стала смыслом ее жизни. Она поставила  перед собой цель извести юную царевну.  И когда ей все-таки не удалось избавиться от царевны, злоба с такой силой обуяла ее, что она умерла.

Царевнадевушка с добрым, открытым сердцем. Трудолюбивая и заботливая. Попав в терем семи  братьев, она привела дом в порядок, и только потом улеглась отдыхать на полатях.

Чернавкасенная девушка, прислуживавшая царице. Девушка была незлобивой и в душе любила царевну. Но она была подневольной и боялась свою хозяйку-царицу. Она  завела царевну в лес и отпустила ее. Но жестокая царица заставила чернавку отравить царевну.

Королевич Елисей – жених царевны. Целеустремленный, любящий. Настоящий мужчина, прошедший все испытания. Его целеустремленность была вознаграждена. Он нашел свою невесту и оживил ее.

Семь братьев-богатырей – добры молодцы. Охотники и бравые воины:

Братья, как родную приняли царевну, почувствовали в ней принадлежность к царской семье.  Они тепло ит душевно от носились к ней, и с почестью похоронили в хрустальном гробе.

Эта сказка Пушкина, как и положено всякой доброй сказке, завершилась свадьбой. Жестокую царицу погубила собственная злоба, а положительные герои были вознаграждены за верность, настойчивость и любовь.

7-5f71a16b82a7c30dbf8dea7f7881a203ebda3a085dffb2f693d3eae9954a54d8.png

Гусев Виктор

Начнём с положительных героев.

Царевна молодая — главная героиня сказки. Очень красивая. Отличается добрым, покорным характером. Приветлива со всеми. 

Богатыри — семь братьев, проживающих в лесу. Работящие мужчины. Заботливые, радушные хозяева.

Елисей — царевич, жених царевны молодой. Бесстрашный юноша, готовый пройти все испытания ради любимой.

Отрицательный герой по моему мнению один. 

Царица — мачеха. Злобная женщина, которая готова погубить любого, кто красивее. Ничто не может остановить ее.

ПожаловатьсяИспользуемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/skazka-o-mertvoy-carevne/glavnye-geroi-harakteristika.html
  • https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/skazkа-o-myertvoy-tsarevne.html
  • http://hronika.su/harakteristika-glavnyh-geroev-skazki-pushkina-o-mertvoj-carevne/
  • https://poetpushkin.ru/skazki/glavnye-geroi-skazki-o-mertvoj-tsarevne-i-semi-bogatyryah.html
  • https://vashurok.ru/questions/harakteristiki-otritsatelnih-i-polozhitelnih-geroev-skazki-o-mertvoy-tsarevne-i-sem-bogat

План-конспект
урока по литературному чтению в 4 классе по теме А.С. Пушкин
 «Сказка
о мёртвой царевне и семи богатырях». Добро и зло в сказке.

Класс: 4

Предмет: литературное
чтение

УМК: Школа
России

Автор УМК: Л.
Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская, М. В.
Бойкина

Тема урока: А.С.
Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» Добро и зло в сказке.

Тип урока: 
урок закрепления изученного.

Цели: обучать
грамотному, выразительному чтению; определять категории добра и зла в тексте
“Сказки о мертвой царевне
 и
 
о семи богатырях”; учить анализировать поступки героев; учить делить текст на
части; формировать умения анализировать литературные произведения,
аргументировать свой ответ; развивать речевые умения и творческие способности;
формировать осознанное чтение целыми словами; воспитывать культуру речи,
культуру слушания, культуру высказывания; формировать прочные нравственные
позиции на определение истинной
 красоты;
воспитывать интерес к художественной литературе, желание читать книги.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Умение читать вслух с постепенным
    переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя
    ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное
    произведение.

Личностные. Формирование
системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну,
красот человеческих отношений, уважение к старшим).

Метапредметные:

  • Регулятивные УУД: формулирование
    учебной задачи урока. Исходя из анализа материала учебника в совместной
    деятельности, понимания ее, планирование вместе с учителем деятельности по
    изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.
  • Коммуникативные УУД. Ответы
    на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил
    взаимодействия в паре и группе.
  • Познавательные УУД. Анализ
    художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных слов
    для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге,
    умение ориентироваться в учебной и художественной книге.

Основные понятия: сказка,
добро и зло.

Оборудование урока: текст
“Сказки о мертвой царевне и семи богатырях”, иллюстрации к сказке, слайды,
портрет А.С. Пушкина, толковые словари, рабочие тетради .

Технические средства обучения:
компьютер, проектор, интерактивная доска

Эпиграф:

Лишь добро одно бессмертно. 
Зло подолгу не живет.

                    Шота
Руставели

Ход урока

1.     Мотивация
к учебной деятельности.

— Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Ум и сердце в работу вложи,
Каждой секундой в труде дорожи.

II. Вступительное
слово учителя

 Как
называется наш раздел
?

— Каких писателей и поэтов вы знаете?

— На прошлом уроке с творчеством какого
человека мы познакомились?

Открою вам маленький секрет. Сказки предназначались
автором для взрослых. Они были написаны в пору творческого расцвета Пушкина,
одновременно с самыми глубокими и серьезными его произведениями, а значит, и
содержание сказок столь же глубоко и серьёзно.

   III.
Проверка домашнего задания.
 (дети перечитывали
сказку
)

    Демонстрация
слайдов. Ученики описывают данные на слайде события из сказки . (слайд 2 –
12
 ).

— Иллюстрации, которые вы посмотрели,
сделал художник Куркин Александр Михайлович.

 IV.
Актуализация знаний. Сообщение темы и постановка целей урока.

— Ребята, прочитайте название сказки, с
которой мы познакомились на прошлом уроке.
 («Сказка
о мёртвой царевне и семи богатырях»)

— Скажите, что мы можем узнать из
названия.
 ( Главные герои в сказке:
царевна и семь богатырей)

— Кто такой богатырь? Давайте найдём
значение этого слова в словарях.
 (работа
со словарями С.И. Ожегова, В.И. Даля) ( Словарь С.И. Ожегова : богатырь –
человек очень большой силы. Стойкость и отвага .Герой русских былин,
совершающий воинские подвиги. Словарь В.И. Даля: богатырь – человек рослый,
дюжий, видный; необычайный силач, смелый и удачливый, храбрый и счастливый
воин.)

— Ребята, скажите, к какому литературному
жанру относится наше произведение?
 (Сказка) Докажите,
что это сказка. Вспомните все признаки сказки.( 1. Зачин. 2. Волшебные
предметы. 3. Сказочные слова и выражения. 4. Троекратный повтор. 5. Борьба
добра и зла. 6. Добро побеждает зло.7. Концовка. )

— Нам всем знакомо выражение “В сказках
Добро всегда побеждает Зло”. Что же это такое — Добро и Зло? Как вы думаете чем
мы сегодня будем заниматься на уроке?
 (Борьба
добра и зла, добро побеждает зло)

— Правильно, ребята, цель нашей работы –
раскрыть значение терминов “добро” и “зло” на примере сказки. Мы будем
сравнивать образы героев, анализировать текст.

(Учащиеся объясняют своими словами, как
они понимают значение этих слов, затем находят их значение в словаре С.И.
Ожегова)

Вам необходимо найти в толковом словаре
значение этих слов. ( работа в парах)

(Ученик
зачитывает определения терминов из толкового словаря )

Добро — 1)
всё положительное, хорошее, полезное; 2) имущество, вещи (разг.)

Зло – 1)
нечто дурное, вредное, противоположное добру; 2) беда, несчастье, неприятность.

— Можем ли мы утверждать, что добро и зло
являются противоположными понятиями? (Да, добро и зло – противоположные
понятия.)

— Можем ли мы  четко
разграничить положительных и отрицательных героев в “Сказке о мертвой царевне и
семи богатырях”?

(Ученики перечисляют
героев сказки и приходят к выводу, что в сказке больше положительных героев,
предполагают, что образ Чернавки невозможно отнести ни к положительным, ни к
отрицательным)

— А сейчас определим задачи урока. На
какие вопросы мы должны сегодня ответить?
 (
Выяснить в образах, каких героев заметна наиболее яркая характеристика Добра и
Зла?)

V.
Работа по теме урока. Первичное закрепление в знакомой ситуации

— Итак, какие герои сказки главные, без
которых не было бы описанных событий. (Главные герои — царица и царевна)

— Разберёмся, кто же у нас в сказке злой,
а кто добрый.

( Чтение и анализ сказки до слов «Но
невеста молодая…» на стр. 75)

— Что мы узнали из начала сказки?

— Отчего умерла царица?

— Найдите описание новой царицы.

— Как вы понимаете выражение « и умом и
всем взяла»?

— Объясните значение слов «ломлива»,
«своенравна». ( Ломлива- упряма не соглашается на что-либо. Своенравна-
упряма, капризна, поступающая так, как вздумается)

— Как автор показывает характер молодой
царевны?
 (Ответы
учащихся)

— Почему царица решила погубить царевну? В
чем суть конфликта между ними? (Царица-мачеха считает себя самой красивой, а
царевна становится ее соперницей, потому что волшебное зеркало сообщает, что
падчерица “милее и белее”, чем она.)

 Какими
словами мы можем выразить отношение царицы к царевне?

( Ненависть,
зависть
.)

 Обладает
ли добрый человек такими чувствами?
 (Нет,
эти чувства характерны для злых людей.)

 А
как относится царевна к царице, которая ее решила погубить, к Чернавке, которая
уводит девушку в темный лес? (Она даже к своим врагам относится хорошо, не
держит на них зла, не пытается им отомстить)

  И
царица, и царевна – внешне красивы. Про какую из героинь мы можем сказать, что
она обладает и внутренней, душевной красотой?
 ( Царица
красивая, но злая, никого не любит. Она весела только с зеркальцем. Значит душа
у нее черная. А царевна по-настоящему красива, она всех любит, творит добро, и
все ей помогают.)

 С
чем сравнивает автор царевну, говоря “…росла, росла, поднялась – и расцвела”?
 ( С
цветком. Она так же прекрасна, как роза.)

— Что узнала царица от зеркальца?

— Зеркальце сказало правду, а нужно ли
было её говорить, ведь оно знало нрав своей хозяйки?

— Ребята, а вы любите правду? Нужна, ли
она вообще в жизни?

— Как вы понимаете значение выражения
«чёрная и белая зависть»? Чем они отличаются?

— Испытывали ли вы когда-нибудь такие
чувства? К чему они приводят?

— К чему привела чёрная зависть в сказке?

— Что можно сказать о царевне? (Царевна
молода, очень красива, добра, она верна данному слову.)

— Какая была царица?( Царица- мачеха
красива умная, равнодушная, упрямая, капризная,.; она поступает так, как
хочется ей, и совсем не думает о других; ещё она хочет всегда оставаться самой
красивой –от этого полностью зависит её настроение и вся её жизнь)

  Для
того чтобы представить образы Царицы-мачехи и Царевны, мы обратимся к тексту и
зачитаем строки, характеризующие царицу — стр.71, царевну — стр.72.

 (Ученики зачитывают
определения и сравнивают с таблицей.)

Царица

Царевна

Внешность

высока

стройна

бела

белолица

черноброва

Поведение характер

горда

ломлива

своенравна

ревнива

злая

красавица-душа

милая

приветливая

Цвет

черный

белый

красный

— Подумайте кто из наших героев
положительный, а кто отрицательный?

(Царица- отрицательная героиня, царевна –
положительная)

 Что
такое положительные и отрицательные черты характера?
 (Положительные
(хорошие) черты характера, присущие положительному герою: доброта, любовь,
верность, красота, отзывчивость. Отрицательные (нехорошие) черты характера,
присущие отрицательному герою: зависть, злоба, ревность, эгоизм,
предательство.)

— Ребята, а как можно определить , злой
или добрый человек? Ведь каждый человек считает себя хорошим.
 (
По его поступкам. Если человек совершает добрые поступки, от которых другим
хорошо, то этот человек добрый, хороший. А если поступки человека причиняют
другим боль, страдания, то этот человек злой, недобрый.)

VI.
Физкультминутка

Дружно встали – раз, два, три.

Мы теперь богатыри.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из – под ладошек.

И направо, и ещё

Через левое плечо.

Буквой Л расставим ноги,

Точно в танце – руки в боки.

Наклонились влево, вправо,

Получается на славу!

VII.
Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

Прогнозирование содержания сказки.

— Ребята, давайте посмотрим, как дальше
будут развиваться события в сказке.

( Чтение продолжения сказки до слов «Раз
царевна молодая…» стр. 80)

— Расскажите, пользуясь текстом, как
царевна оказалась в тереме? Что она стала делать?

— О каких чертах характера это говорит?

— Почему царевна вышла к богатырям не
сразу? После каких слов?

— Как богатыри узнали, что в их доме
царевна?

-Как царевне жилось у богатырей?

— Чем занимались богатыри, как об этом
говорит автор?

— Как братья пришли свататься к царевне?

— Почему она им отказала? Какой она была?

— Как царица узнала, что молодая царевна
жива-здорова?

— Прочитайте по ролям этот отрывок,
стараясь передать голосом характеры героев

— Составьте характеристику любого героя
сказки по следующему плану.

План характеристики героя сказки.

1.     Где
живёт герой?

2.     Внешний
облик героя.

3.     Какие
поступки совершает?

4.     Какой
характер у героя?

5.     Как
к герою относится автор?

6.     Своё
отношение к герою

( Работа в парах)

( После подготовки заслушивают несколько
ответов)

Оценивается работа в группах.

— Молодцы, потрудились на славу.

— Какими предстали перед нами герои сказки?

Чем они нам понравились или не
понравились?

— Как силы природы помогали героям сказки?

— В произведениях литературы отражается
жизнь. В сказках мы наблюдаем борьбу добра со злом. В жизни все происходит
гораздо сложнее, мы не можем разделить людей на добрых и злых. В душе каждого
человека наблюдается противостояние добра и зла. И люди совершают и добрые
поступки, и злые. Любят, желают добра, здоровья. И тут же завидуют, обижаются и
даже, бывает, ненавидят.

-Подумайте, пожалуйста, чему научила вас
сказка А. С. Пушкина. Считаете ли вы себя добрыми? Запишите ответ на этот
вопрос.

VIII.
Рефлексия

— С каким настроением вы заканчиваете
урок?

— За что бы вы себя похвалили сегодня.

— Как вы себя бы оценили.

IX.
Подведение итогов урока

— Как, в виде кого представлено зло?

— Подумайте и распределите героев по
группам положительных, отрицательных, нейтральных, герои-помощники

(Обучающиеся называют героев и заполняют
таблицу)

— Есть ли в сказке волшебные предметы? Какую
роль они играют?

— Как автор относится к главным героям?
Докажите.

— Царица была не только злой, но и очень
завистливой. Она завидовала молодости и красоты царевне. Зависть — это
негативная эмоция, которая побуждает человека совершать злонамеренные действия.

Это плохое качество и каждый человек
должен искоренять его в своем характере.

— Как вы думаете, царица изменится в
следующих частях? На последующих уроках мы и узнаем.

Домашнее задание.

Дочитать сказку до конца. Подобрать
синонимы к словам «своенравный», «мерзкий», «желанный», «грозно», «изумлённый»;
подобрать антонимы к словам «жданный», «грешен»,; выписать 5 наиболее
понравившихся эпитетов вместе со словами, к которым они относятся.
Нарисовать
иллюстрацию к понравившемуся отрывку.

— Спасибо за урок!

Конспект
урока литературного чтения в 3 классе

Составила : Дрепина
И.В.

Тема: «А.С.
Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

Тип урока: урок
обобщения знаний.

Цели:

·        
Учить анализировать поступки героев, выделить героев сказки и разделить
их по группам.

·        
Обучать выразительному чтению. Развивать логическое мышление,
память, речь.

·        
Воспитание правдивости, дружелюбного отношения друг к другу.

Личностные результаты.

У учащихся
будут формироваться:

·        
эстетические чувства на основе знакомства с художественной
культурой;

·        
познавательная мотивация учения;

·        
ориентация на понимание причин успеха/неуспеха учебной
деятельности.

У
учащихся могут быть сформированы:

·        
чувство понимания и любви к живой природе, бережное отношение к
ней;

·        
устойчивое желание следовать в поведении моральным нормам;

результаты
освоения.

Регулятивные

Учащиеся
научатся:

·        
планировать собственные действия и соотносить их с поставленной
целью;

·        
учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении
нового художественного текста;

·        
выполнять учебные действия в устной и письменной форме;

·        
вносить коррективы в действие после его завершения, анализа
результатов и их оценки.

Учащиеся
получат возможность научиться:

·        
ставить новые задачи для освоения художественного текста в
сотрудничестве с учителем;

·        
самостоятельно оценивать правильность выполненных действий как по
ходу их выполнения, так и в результате проведенной работы;

·        
планировать собственную читательскую деятельность.

Познавательные

Учащиеся
научатся:

·        
находить нужную информацию

·        
выделять существенную информацию из текстов разных видов;

·        
сравнивать

·        
устанавливать причинно-следственные связи

·        
устанавливать аналогии.

Учащиеся
получат возможность научиться:

·        
осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия,
фонды библиотек и Интернет;

·        
сравнивать и классифицировать

·        
строить логические рассуждения, включающие определение
причинно-следственных связей в устной и письменной форме, в процессе анализа

Коммуникативные

Учащиеся
научатся:

·        
работая в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от
собственных;

·        
аргументировать собственную позицию и координировать ее с позицией
партнеров при выработке решения;

·        
точно и последовательно передавать партнеру необходимую
информацию;

·        
оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять
взаимоконтроль;

·        
владеть диалогической формой речи;

·        
корректно строить речь при решении коммуникативных задач.

Учащиеся
получат возможность научиться:

·        
понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной
проблемы;

·        
задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе.

Предметные
результаты освоения курса

Речевая
и читательская деятельность

Учащиеся
научатся:

·        
читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать
(понимать) смысл прочитанного

·        
находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного,
выражать ее своими словами;

·        
объяснять смысл

·        
определять тему и главную мысль

·        
ставить вопросы

·        
составлять план

·        
различать последовательность, ориентироваться в учебном тексте

·        
полученную информацию.

Учащиеся
получат возможность научиться:

·        
составлять личное мнение

·        
высказывать свое суждение

ХОД
УРОКА

I.                 
Организационный
момент


Здравствуйте, ребята.

Я рада вас
приветствовать на нашем уроке литературного чтения!

II.              
Актуализация
знаний учащихся


Русский писатель Иван Сергеевич Тургенев говорил: « Если хотите поднять себе
настроение прочитайте или послушайте несколько стихотворений А.С. Пушкина.»
Какие стихотворения Пушкина мы прочитали и выучили на предыдущих уроках?
(«Зимнее утро», «Зимняя дорога», «В тот год осенняя погода…»)

— «
Сказка о мёртвой царевне …» была написана в Болдино в 1833 году.
В
основу её была положена русская народная сказка, которую записал поэт в селе
Михайловском. Пушкин, переодеваясь в крестьянский наряд, на ярмарках смешивался
с толпой людей, прислушиваясь к меткому народному слову, записывая в блокнот
рассказы сказителей. Там ему посчастливилось записать сказку «Самоглядное
зеркало», которая по сюжету похожа на «Сказку о мертвой царевне».

Кроме
того Пушкин с Жуковским заключили шутливое соглашение на лучшую обработку
народной сказки. В результате появились сказка «Спящая царевна» Жуковского,
«Сказка о мёртвой царевне» Пушкина. Так что данное шутливое соревнование стало
также стимулом к написанию сказки.

III.
 Целеполагание

-Сегодня
мы ещё раз окунёмся в мир этой волшебной сказки.

-Попробуйте
определить тему нашего урока. (Обобщение знаний по сказке Пушкина «Сказка о
мёртвой царевне..»

Учиться
мы будем: слушать и слышать друг друга, анализировать сказку, работать в
группе, выразительному чтению.

Проверить
мы должны: знания содержания сказки .

IV.           
Обобщение
знаний уч-ся

 Викторина

— Прежде ,
чем мы ещё раз окунёмся в мир сказки А. С. Пушкина давайте вспомним некоторые
интересные факты из его жизни и проведём блиц – опрос для групп .

— Дата рождения
Пушкина (6 июня 1799)

—  В каком городе
родился (Москва),

— Имя няни ? (
Арина Родионовна Яковлева)

— Как называлось
лучшее учебное заведение России, в котором учился Александр Сергеевич?
(Царскосельский лицей)

— В каком возрасте
Пушкин поступил в лицей? (12 лет)

2. Выборочное
чтение.

— Давайте проверим
насколько хорошо вы знаете содержание сказки.

1.
-В какое время дня «Издалече, наконец, воротился царь отец»?

Рано
утром гость желанный,

День
и ночь так долго жданный,

Издалеча
наконец

Воротился
царь-отец.

2.-В
какой праздник царица родила дочь? Какое это время года? (В сочельник. Это
ночь перед рождеством. Зима.)

Вот
в сочельник в самый, в ночь

Бог
даёт царице дочь.

3.
— Что в этот момент случилось с царицей?

(Восхищенья
не снесла

И
к обедне умерла.)

4.-Через
какое время царь женился на другой? (Год)

Год
прошёл, как сон пустой,

Царь
женился на другой

5.-Что
за приданое было у молодой царицы? (волшебное зеркальце)

Ей
в приданое дано

Было
зеркальце одно;

Свойство
зеркальце имело:

Говорить
оно умело.

6.- С
чем сравнивает Пушкин царевну? (С цветком)

Но
царевна молодая,

Тихомолком
расцветая,

Между
тем росла, росла,

Поднялась
— и расцвела…

7.- Назовите
имя её жениха? (Елисей)

И
жених сыскался ей,

Королевич
Елисей.

8.-Что
приказала царица Чернавке?

Весть
царевну в глушь лесную

И,
связав её, живую

Под
сосной оставить там

На
съедение волкам.

9.-Что
сделала Чернавка с царевной?

Та,
в душе её любя,

Не
убила, не связала,

Отпустила
и сказала:

“Не
кручинься, бог с тобой”.

А
сама пришла домой.

10.-Что
сделал королевич Елисей, узнав, что царевна пропала?

Королевич
Елисей,

Помолясь
усердно богу,

Отправляется
в дорогу

За
красавицей душой,

За
невестой молодой.

11-Куда
попала царевна, блуждаю в лесу?

Но
невеста молодая,

До
зари в лесу блуждая,

Между
тем всё шла да шла

И
на терем набрела.

12.- Сколько
богатырей жило в тереме?

Семь
богатырей,

Семь
румяных усачей.

13.-Что
случилось с царицей, когда она надкусила отравленное яблоко?

Пошатнулась
не дыша,

Белы
руки опустила,

Плод
румяный уронила,

Закатилися
глаза,

И
она под образа

Головой
на лавку пала

И
тиха, недвижна стала…

14.-Прочитайте,
где и как ожила царевна?

Перед
ним, во мгле печальной,

Гроб
качается хрустальный,

И
в хрустальном гробе том

Спит
царевна вечным сном.

И
о гроб невесты милой

Он
ударился всей силой.

Гроб
разбился. Дева вдруг

Ожила.

15.-
Какими словами заканчивается сказка?

Я
там был, мёд, пиво пил,

Да
усы лишь обмочил.

Анализ
сказки.

Работа в
парах 

Толкование слов
(добро, зло, ревность, зависть)

…. – это то, что хорошо,
полезно, нужно человеку, с чем связаны надежды людей, представления о свободе и
счастье.

 …. всегда имеет
отрицательный смысл и обозначает плохое, влекущее за собой — беды, страдания,
горе, несчастье”

 …
в духовном значении благо, что честно и полезно, все чего требует от нас долг
человека

…  
худое, лихое. Такой человек – причиняющий вред другим, погибель.

… — чувство досады, вызванное благополучием,
успехом другого
.


Чувство досады или горечи,
возникающее по отношению к другому человеку, обладающему каким-либо благом или
преимуществом, и сопровождающееся желанием, чтобы он их лишился.

… — боязнь чужого успеха,
опасение, что другой сделает лучше, мучительное желание безраздельно владеть
чем-нибудь.

… — Мучительное сомнение в чьей-либо верности, любви, в полной преданности,
подозрение в привязанности, в большей любви к кому-либо другому.

 …. – это то, что хорошо, полезно, нужно человеку, с чем связаны надежды
людей, представления о свободе и счастье.

Характеристика
героев, выразительное чтение, чтение по ролям.

Царица

— Какими
качествами характера наделена царица?

— Почему ей в
приданное дано лишь зеркальце? (Чтение по ролям отрывка с. 23)

-Откуда в царице
такая ненависть к царевне?

(Зеркало сказало
правду , что царевна красивее её, чем вызвало ненависть царицы)

 — Почему
Пушкин называет черницу «старушонкой», а царевна – бабушкой?

— Как умирает
царица?

Царевна

— Какими
качествами характера наделена царевна.

— С чем сравнивает
ее Пушкин?

— Какое отношение
автора к героине выражено в строчках:

Вдруг она, душа
моя,

Пошатнулась не
дыша,

Белы руки
опустила,

Плод румяный
уронила,

Закатилися глаза,

И она под образа

Головой на лавку
пала

И тиха недвижна
стала.

Елисей

— Какими чертами
Пушкин наделил королевича?

Выразительное
чтение разговора Елисея с солнцем, месяцем и ветром.

Семь
богатырей

Что
особенно понравилось , запомнилось в сказке?(Добро побеждает зло, чудесное
зеркальце, преданный Соколко…)

— Кто в сказке в
центре внимания автора? (Царица – мачеха и царевна Представляют собой добро и
зло)

-Можно ли о
человеке судить только по внешней красоте ? Почему? ( Внешняя красота должна
дополнятся душевной красотой)

-Чему же учит
сказка?(Добру, верности, что главное в человеке его душа, а не внешняя красота)

Рефлексия.

 1. Впиши
пропущенные слова из текста сказки

а) И жених
сыскался ей

___________
Елисей.

б) Там за речкой
тихоструйной

Есть высокая гора,

В ней глубокая
__________.

в) Ей в приданое
дано

Было _____________
одно.

2. Объясни
значение слов:

Очи:________________

Уста:
_______________

Персты —
__________

3. Вспомни, в
какое время года родилась царевна.

а) зима б) весна
в) лето г) осень

4. Через сколько
времени царь женился на другой?

а) через 3 года б)
через 10 дней в) через 1 год г) через 2 года

5. Подчеркни
слова, которыми можно охарактеризовать Царицу-мачеху:

Гордая, добрая,
ревнивая, послушная, милая, своенравная, завистливая, злая.

6. Кто указал
Елисею дорогу к невесте?___________

7. Чем закончилась
сказка?____________________________

V.
Подведение итогов урока

Домашнее задание.

Иллюстрация к
сказке Пушкина

Урок я
хочу закончить небольшим отрывком из  стихотворения Ольги Мегель:

«Читайте Пушкина
друзья,

Читайте сказки!

И будет жизнь
тогда полна тепла и ласки.

Читайте Пушкина
друзья вот вам подсказка

И пронесёте сквозь
года вы радость сказки»

Спасибо за
урок!

Читайте Пушкина, друзья!
И думайте над каждым словом!
Не прочитать его нельзя,
А, прочитав, вернитесь снова!

Он к свету указал нам путь:
Знай, «чтение — вот лучшее учение»,
Оно наполнит  жизни суть,
От серости спасёт нас, без сомнения.

Ведь в чтении  и опыт, и мечты,
Истории, достойные внимания,
Простейшие пути познанья красоты,
Родного языка очарование!

Певец свободы! Свет литературы!
Он научил нас думать и читать.
И, если уж бодался он с цензурой,
То значит, ему было что сказать!

Там, где Поэта жизнь оборвалась,
На Мойке кабинет.Там были книги.
— Друзья, прощайте! — Пушкин им сказал.
Их роль в его судьбе была великой!

ЧИТАЙТЕ ПУШКИНА, друзья!
Услышьте песнь его, несущую свободу!
Величие его не оценить нельзя:
Он БЫЛ И ЕСТЬ ВСЕГДА ПОЭТ НАРОДА

!

  • Характеристика злой царевны из сказки о мертвой царевне и семи богатырях
  • Характеристика ивана васильевича из рассказа песня про царя ивана васильевича
  • Характеристика князя гвидона из сказки о царе салтане пушкина
  • Характеристика емели из сказки по щучьему велению 3 класс литературное чтение
  • Характеристика коли красоткина из рассказа братья карамазовы