Характеристика жилина из рассказа кавказский пленник 5 класс

Сочинения по литературе толстой лев характеристика и образ жилина в рассказе кавказский пленник иван жилин главный герой рассказа кавказский
  • Сочинения
  • По литературе
  • Толстой Лев
  • Характеристика и образ Жилина в рассказе Кавказский пленник

Иван Жилин – главный герой рассказа Кавказский пленник. Служит офицером на Кавказе. Сам небогатый дворянин, невысокого роста, но может постоять за себя.

Иван холост, но не возражает  против женитьбы, поэтому очень рад, когда узнаёт, что мать нашла ему невесту. Тут же он получает отпуск, чтобы посетить  свою старенькую мать.

На Кавказе идёт война, поэтому Жилин переправляется вместе с вооруженным обозом, который ходит между городами. Однако обоз идёт слишком медленно, и он с офицером Костылиным  вырывается вперёд. Наткнувшись на татар, Иван попадает в плен, из-за предательства и трусости Костылина, который пусть и убегает, скоро окажется в том же плену.

Жилин принципиальный, попав в плен, когда его всё же заставляют — пишет письмо о выкупе, но указывает неправильный адрес, понимая, что у матери попросту нет таких денег. Он полагается только на себя.

Иван трудолюбивый человек, умеет рукодельничать, благодаря чему получает расположение хозяйской дочки Дианы. Он  делает для неё кукол из глины, а она тайно кормит его и Костылина, который тоже уже попал в плен. Кроме того он чинит хозяину-татарину остановившиеся офицерские часы, ремонтирует ружья и другие вещи жителей аула. Жилина ненавидит только старик, говоря, что его необходимо убить, остальные жители относятся нормально, и он уже может свободно гулять по аулу.

После неудачной попытки побега Жилин не разочаровался и не сдался. Он ещё лучше продумывает план побега, и решается на вторую попытку. Риск огромен, но на кону свобода. Во время побега он демонстрирует себя как человека с сильной волей, умеющего прощать, для которого дружба это не простой звук. Когда Костылин не может идти Жилин не кидает его, несёт на себе, забывая про предательство, увеличивая риск попасться.

Можно сказать, что в Жилине собраны все лучшие качества, он настоящий офицер, обладающий смекалкой, об этом свидетельствует случай, когда в плену Иван дал больному воды с песком, надеясь на простое выздоровление больного, без лекарств, как и произошло. Ещё он преданный друг, трудолюбивый и мудрый человек, готовый рисковать при необходимости.

Вариант 2

Всемирно известный русский классик Л.Н.Толстой создал множество произведений, являющихся актуальными и в настоящее время. Образы героев его произведений, их внутренний мир, не похожи друг на друга и настолько реалистично описаны, что заставляют читателей сострадать им.

Об одном из таких героев, русском офицере Жилине, повествуется в рассказе «Кавказский пленник».

Иван Жилин – офицер русской армии, служащий на Кавказе в период войны. Несмотря на дворянское происхождение, Ивана был не из богатых, поэтому регулярно отсылал деньги пожилой матери.

Узнав, что мать нашла ему невесту, он решает поехать домой в отпуск. Однако путешествие домой оканчивается трагически: Жилин вместе со своим спутником Костылиным попадает в плен к татарам, требующим с родных пленников выкуп. Зная бедственное положение матери, Жилин указывает в письме заведомо ложный адрес, надеясь только собственными силами вырваться из плена.

Находясь в неволи, Жилин не сидит без дела, стараясь с пользой применить свои разносторонние знания: ремонтирует хозяйские часы, оказывает помощь в лечении знатного татарина, мастерит кукол для дочери хозяина Дины, которая в благодарность тайком подкармливает его. 

Параллельно Иван пытается найти выход из плена, строя планы побега.

Первая попытка заканчивается неудачей из-за вечно ноющего Костылина, помешавшего идти быстрее. Однако Жилин не сдается, надеясь рано или поздно обрести свободу.

Русский офицер не только смел и решителен, но и обладает хитростью и смекалкой. Стараясь приручить собаку, он постоянно подкармливает ее, чтобы она не выдала его при следующей попытке побега.

Только третья попытка оборачивается для Жилина удачей, благодаря помощи девочки Дины. Несмотря на раны, истертые кандалами ноги, Жилин не пал духом, смог отбиться от догонявших его татар и достигнуть крепости, оставшись служить там до самого окончания войны.

В образе главного героя «Кавказского пленника» Толстой показал лучшие качества обычного русского человека, умеющего даже на войне оставаться настоящим человеком, независимо от того, кто рядом – друг или враг. Храбрость, доброта, преданность, патриотизм и сила духа русского офицера помогают одержать победу над жестокостью врага. 

Во время войны по-разному проявляются черты характера каждого человека. Такие, как Костылин, опускают руки и надеются на судьбу и на окружающих. Но есть и такие, как Жилин, способные собственными руками изменить свою судьбу, и именно на таких людях держится Российское государство.

Сочинение про Ивана Жилина

В основе произведения, который основан на реальных событиях мы видим войну, ее тягости и потери.  Главный герой обыкновенный русский парень Иван Жилин. Однажды он получает письмо от своей матери и взяв отгул отправляется увидеть ее, но он встречает преграду в виде татар. Ивана и его друга Костылина берут в плен и требуют деньги. В такой сложной жизненной ситуации Иван показывает себя как настоящий герой в отличии от своего спутника. Можно сказать, что он смотрит смерти в лицо и читатель невольно начинает сопереживать такому храбрецу.

В рассказе очень ярко противопоставляются два образа. Иван не падает духом, в отличии от Костылина. Он пытается выжить всеми способами, даже чинит оружие и часы татарам. Особенное место занимает в произведении девочка Дина, которой Жилин дарит кукол из глины, а она в ответ жалея его кормит в тихую молоком и лепешками. А Костылин упав духом постоянно причитает и жалуется на сложившуюся ситуацию. Здесь особо отражается его слабохарактерность. Все это дает нам понять, что татары замечают насколько сильный характер и умелые руки у Ивана и проникаются к нему доверием и начинают его уважать, но из-за желания обогатиться за счет выкупа заставляет их этого не замечать.

Несмотря на груз плена Ивана не покидают мысли о побеге. Даже в первый побег, который закончился ямой и деревянными колодками, он вел себя как хороший товарищ. Громоздкий и постоянно ноющий Костылин не смог идти быстро и Жилин решил тащить его на себе. А третья попытка, благодаря девочке Дине увенчается успехом. Он израненный и без сил смог выбраться и отбиться от почти догнавших его татар.

Война всегда несет потери и разрушения и только отвага настоящих героев с большим горячим сердцем помогает народу не падать духом. Она открывает в душе каждого черты характера и раскрывает по особенному. Поэтому такая храбрость и упорство, как у Ивана Жилина всегда побеждает жестокость такую, как у татар.

Также читают:

Картинка к сочинению Характеристика и образ Жилина в рассказе Кавказский пленник

Характеристика и образ Жилина в рассказе Кавказский пленник

Популярные сегодня темы

  • Анализ Повестей Белкина Пушкина

    В осенний период 1830 года Александру Пушкину пришлось находиться в Болдино, ведь из-за того, что болезнь бушевала в тот период, он не мог выезжать за пределы того места, где он находился.

  • Герои романа Преступление и наказание Достоевского (характеристика)

    Центральным персонажем романа «Преступление и наказание» является Родион Раскольников – молодой человек 23 лет, бывший студент юридического факультета. Обладает привлекательной внешностью и острым умом

  • Сочинение на тему Новые технологии

    Современный мир полон технологических новинок. Прогресс не стоит на месте. Сегодня трудно представить жизнь человека без мобильной связи, гаджетов и приборов, делающих нашу жизнь комфортной

  • История создания поэмы Василий Теркин Твардовского (прототипы и история написани)

    Многие читатели убеждены, что поэма «Василий Теркин» тесно связана только со временем Великой отечественной войны.

  • Сочинение Отношение Чехова к главным героям рассказа О любви

    Рассказ «О любви» Антона Чехова посвящен истории неудавшейся любви помещика Алехина и Луганович Анны Алексеевны. Их отношения, которые продолжались не один год, завершилась расставанием навсегда

В рассказе Льва Николаевича Толстого «Кавказский пленник» в плен к горцам попали два русских офицера. Однако рассказ называется «Кавказский пленник», а не «пленники». Видимо, писатель считает настоящим героем истории только одного из персонажей. Почему? Ответ кроется в характеристике образа Жилина, который явно вызывает больше симпатии у автора и у читателей, чем его напарник.

Кто такой Жилин

Сама фамилия героя говорит о внутренней силе, крепкой устойчивости к жизненным обстоятельствам. «Жилистый» — один из синонимом слова «сильный». Хотя писатель не раз подчёркивает невысокий рост и далеко не могучее сложение Жилина.

В начале рассказа персонаж собирается изменить свою жизнь, оставить военную службу. Старушка-мать в своём письме просит побыть с ней те немногие годы, что ей остались, и перспектива вернуться в Россию, стать мирным помещиком, жениться офицеру Жилину кажется привлекательной. В общем, читатель застаёт героя на пороге больших перемен.

Плен (начало)

В плену Жилин оказался отчасти по своей вине. Ему известно, что удаляться от обоза ни в коем случае нельзя. За любой горкой, в любом ущелье могут затаиться татары, для которых взятие в плен русских — выгодный и почти безопасный бизнес. Но офицер, утомившись долгой поездкой и жарой, решает обогнать обоз, уехать вперёд. При этом он надеется на выносливость и скорость своего коня (которого потом татары застрелили) и на ружьё своего сослуживца (который бросился наутёк при виде врагов).

Надо сказать, что в неравной схватке Жилин показывает себя храбрецом: развернув лошадь, направляется прямо на врагов. Силы, конечно, неравны, но, если сопротивляться, есть хоть какой-то шанс, и Жилин его использует. Но конь убит, и придавленный его весом к земле, офицер теряет всякую возможность сопротивляться.

Ограбленного, избитого, в изорванной, окровавленной одежде, Жилина привозят в аул и продают Абдул-Мурату, который намерен взять за него большой выкуп. В переговорах о деньгах проявляется способность русского офицера к моральному сопротивлению. Герой не только настоял на уменьшении суммы выкупа, но и выторговал для себя и Костылина улучшение условий содержания. Он ставит своего «хозяина» перед выбором: или выполняешь мои требования, или никакого выкупа, я готов умереть. Почему Жилин спорит с татарами, если даже не собирается писать матери? Так офицер приобретает уважение врагов, даёт понять, что он не безвольная пешка, не товар, с ним придётся считаться.

Жизнь в плену

В неволе Жилин не сидит без дела. Изучает окрестности, мастерит нехитрые игрушки для детворы, прикармливает собак, а по ночам роет подкоп под стеной сарая. Не забывает узник и откладывать часть своего скудного рациона, создавая запас в дорогу.

Наблюдательность и любопытство героя поражают. Он замечает множество деталей быта жителей аула: одежда, обряды, обед, повседневные занятия. К нему привыкли, он примелькался жителям. Со временем горцы проникаются доверием к Жилину настолько, что даже зовут лечить больного. Понятно, что такое отношение ему только на пользу.

Первый побег

Выбрав время, когда мужчины покинули аул, Жилин решается бежать. Герой зовёт с собой и Костылина, никак не помогавшего ему в подготовке бегства. Не оставлять же товарища в плену! Не бросает он сослуживца и тогда, когда обессилевший, сбивший ноги в кровь, Костылин отказывается продолжать путь. Жилин даже тащит полного офицера на своей спине, хотя тот сам просит оставить его.

Жилин и Дина

Русский пленный, от которого хозяйская дочка шарахается, как от дикого зверя, со временем становится её другом. Дело не только в куклах, которые он лепит из глины. Девочка-подросток, может быть, впервые в жизни увидела проявление бескорыстной доброты. Конечно, Жилин вовсе не имел намерения приучить к себе Дину, сделать из неё своего агента в стане врага. Он действительно просто хотел порадовать девочку, и она это понимает и отвечает тем же. Приносит молоко, лепёшки и искренне радуется, видя, что ему хорошо.

В отношениях девочки из горного аула и русского дворянина, офицера воплощена основная мысль рассказа. Добрым, хорошим людям ничто не помешает понять друг друга: ни незнание языка, ни различие вероисповедания, ни возраст, ни положение. Чистая душа потянется к другой душе, что бы их ни разделяло. Поэтому два человека, настолько разных, стали лучшими друзьями. Поэтому рискуя собственной жизнью, Дина спасает от смерти пленного русского офицера, врага её народа.

Спасение

Неудачное бегство ухудшило положение персонажей. Они сидят в сырой яме, колодки не снимают вовсе. Второй побег стал отчаянной попыткой спасти свою жизнь: ведь решение о его казни уже принято. Дерзость и мужество Жилина не позволяют ему сдаться даже в безнадёжной ситуации, он борется до конца. Сильнейшая воля к жизни поддерживает его. В финальном эпизоде человек с колодкой на ноге, исхудавший, избитый, измученный сидением в сырой яме, бежит от догоняющих его всадников к русским солдатам, которые находятся слишком далеко для того, чтобы услышать крик о помощи. Но чудо произошло. Его заметили и спасли. Неудержимое желание жить победило.

Вывод

Достоинство, упорство, искренность, доброта, умение дружить, непобедимая надежда, вера в себя — эти и многие другие прекрасные человеческие качества воплощены в образе Жилина, скромного русского офицера, героя рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник».

Характеристика образа Жилина может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

«Кавказский пленник» — рассказ, который называют иногда повестью. Написал его Лев Николаевич Толстой. Произведение рассказывает нам о русском офицере, который находился в плену у горцев. Впервые рассказ был опубликован в журнале «Заря» в 1872 году. Он является одним из самых популярных произведений великого русского писателя, выдержавшим множество переизданий. Название рассказа — отсылка к одноименной поэме Пушкина. В этой статье мы произведем сравнительные характеристики Жилина и Костылина. Это два главных героя, противопоставление личностей которых составляет основу произведения. Описание Жилина и Костылина смотрите ниже.

Письма с просьбой о выкупе, составленные двумя офицерами

Действие рассказа происходит в период Кавказской войны. Жилин, офицер, служит на флоте. Мать его присылает сыну письмо с просьбой навестить ее, и тот выезжает вместе с обозом из крепости. По дороге он обгоняет его вместе с Костылиным и натыкается на конных «татар» (то есть горцев-мусульман).

Те подстреливают лошадь, а самого офицера забирают в плен (его товарищ бежит). Жилина отвозят в горное село, после чего продают Абдул-Мурату. «Как встретились Жилин и Костылин после этого?» — спросите вы. Оказалось, что у Абдул-Мурата в плену уже находился к тому времени Костылин, сослуживец Жилина, который также был пойман татарами. Абдул-Мурат заставляет написать русских офицеров письма домой, чтобы получить за них выкуп. Жилин указывает на конверте неверный адрес, понимая, что матери в любом случае не удастся собрать необходимую сумму.

Вариант 2

Недавно я познакомился с рассказом Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Он наглядно продемонстрировал мне то, как люди попадая в одинаковые сложные условия, поступают по-разному.

Главные герои произведения – офицеры русской армии Жилин и Костылин, принимающие участие в войне с горцами.

Рассказ построен на противоречии между изображенными характерами.

Жилина Л.Н.Толстой характеризует так: «…хоть невелик ростом, а удал был». Описывая Костылина, автор замечает: «…мужчина грузный, тол­стый, весь красный, а пот с него так и льёт». Это несходство во внешности усугубляется значением «говорящих» фамилий персонажей. Фамилия Жилина ассоциируется со словом «жила», и он в самом деле сухощав, крепок и вынослив. Фамилия же Костылина вызывает в памяти образ костыля: этот человек, действительно, без чьей-либо помощи ни на что не способен.

Такая непохожесть внешности и характеров героев послужила тому, что и судьбы их сложились неодинаково.

В начале произведения автор сводит этих двух офицеров в драматической ситуации. Жилин спешит к больной матери и поэтому совершает рискованный маневр, а Косты­лин — оттого, что «есть хочется, да и жара».

Столкнувшись с горцами, Жилин кричит: «Неси ружьё!». Но Костылин трусливо бежит, бросив товарища в опасности. И Жилин решает: «Хоть я и один, буду биться до последнего! Не дамся же живой!»

Находясь в неволе у татар, Жилин сумел не только выжить, но и завоевать уважение своих противников. Он чинил вещи горцев, мастерил кукол и обдумывал план побега. Костылин же спал и бездельничал.

Жилин любит свою престарелую мать, жалеет ее и не требует собрать непосильный выкуп. Он надеется только себя, и без устали ищет выход. Костылин – слабовольный эгоист. Он, смирившись с обстоятельствами, покорно ждет, когда за него внесут выкуп, считая это святой обязанностью его родственников.

Сообразительный и находчивый Жилин сумел бежать из плена и как верный товарищ не оставил Костылина у татар. Несмотря на то, что у Жилина ноги «в крови и уморился», он упорно двигается вперед, а «Костылин всё отстаёт и охает». Но Жилин не оставляет его, а тащит на своей спине.

Снова очутившись в неволе у татар, Жилин по-прежнему не опускает руки и совершает новый побег. Костылин же безучастно ждёт выкуп и не стремиться к иному спасению. Таким образом, он остается не только в плену у татар, но и в плену своего малодушия, безволия и эгоизма.

В конце концов, главные герои оказываются на свободе. Но поступки Жилина вызывают у читателя глубокое уважение, а трусливое и малодушное поведение Костылина достойно лишь презрения и стыда за честь русского офицера.

Второй побег Жилина

Понимая, что их поработители боятся того, что вскоре могут прийти русские, и потому могут убить своих пленников, Жилин с наступлением ночи однажды просит у Дины достать длинную палку. С ее помощью он вылезает из ямы. Раскисший и разболевшийся Костылин остается внутри. Он пытается, в том числе с помощью девочки, сбить с колодок замок, но ему это не удается. На рассвете, пробравшись через лес, Жилин выходит к русским войскам. Костылина впоследствии, с подорванным до крайности здоровьем, выкупают из неволи товарищи.

Характеристика главных героев («Кавказский пленник», Толстой)

Жилин и Костылин — русские офицеры. Они оба участвуют в войне за присоединение Кавказа к России. Жилину приходит письмо от матери, в котором она просит сына перед смертью навестить ее, чтобы проститься. Он, недолго думая, отправляется в путь. Но одному ехать было опасно, так как в любое время его могли схватить и убить татары. Поехали группой, и поэтому очень медленно. Тогда Жилин с Костылиным решают одни отправиться вперед. Жилин был предусмотрительным и осторожным. Убедившись, что ружье Костылина заряжено, а в ножнах у него имеется шашка, Жилин решил посмотреть, не видно ли татар, поднявшись на гору. Взобравшись повыше, он заметил своих врагов. Татары находились совсем недалеко, и потому увидели Жилина.

Этот храбрый офицер подумал, что если ему удастся добежать до ружья (которое было у Костылина), то офицеры спасутся. Он закричал своему товарищу. Но трусливый Костылин убежал, испугавшись за свою шкуру. Он совершил подлый поступок. В том, как встретились Жилин и Костылин, можно увидеть насмешку судьбы над последним. Ведь в плен в итоге попали оба, здесь они и встретились вновь. Главный из горцев-мусульман сообщил, что необходимо заплатить выкуп 5000 рублей, и тогда их отпустят. Костылин тут же написал письмо домой с просьбой достать деньги. А Жилин ответил горцам, что если его убьют, они не получат совсем ничего, и велел им подождать. Отправил он свое письмо намеренно по другому адресу, поскольку офицеру было жалко свою мать, тяжело болевшую, да и денег таких в семье не водилось. Кроме матери у Жилина не было больше никого из родственников.

Сравнительные характеристики Жилина и Костылина можно дополнить, указав на то, как проводили в плену свое время эти герои. Жилин решил, что сможет и должен сбежать. Он рыл подкоп ночью, а днем делал для Дины кукол, которая взамен приносила еду.

Костылин же бездельничал весь день, а ночью спал. И вот настало время, когда приготовления к побегу были завершены. Офицеры вдвоем бежали. Они сильно истерли о камни ноги, и ослабевшего Костылина Жилину пришлось нести на себе. Из-за этого их и схватили. Офицеров на этот раз посадили в яму, но Дина достала палку и помогла своему другу бежать. Костылин же испугался бежать вторично и остался у горцев. Жилину удалось добраться до своих. Костылина лишь через месяц выкупили.

Как видно, Лев Николаевич Толстой показывает в своем рассказе «Кавказский пленник» храбрость и мужество Жилина и слабость, трусость и лень его товарища. Сравнительные характеристики Жилина и Костылина являются противоположными, а образы эти построены на контрасте. Чтобы лучше передать свою мысль, автор использует ряд приемов. О них читайте дальше.

«Кавказский пленник» − сочинение по плану (5 класс)

Вариант 1

План

  1. Жилин и Костылин
  2. Характеристика военнопленных
  3. Мое мнение

Л.Н. Толстой великий русский писатель. Герои его рассказа «Кавказский пленник»: Жилин и Костылин.

Жилин в рассказе является положительным героем. Он сильный, честный, с доброй душой и готов идти вперед, несмотря ни на что. Он очень хороший солдат. Однако попадает в плен к татарам. И все почему? Ответ прост: из-за трусости своего товарища. Костылин же наделен совсем противоположными чертами характера — труслив, ленив и не ответственный. Он жалок, постоянно ноет и желает, чтобы все за него делали другие люди. С него вряд ли можно брать пример.

Татары схватили их в плен с целью выкупа. Костылин написал домой письмо, сидел и ждал, что за него дадут выкуп. А вот Жилин совсем наоборот – он не хотел расстраивать больную маму и решает выбраться сам. У него это получилось бы, если бы не товарищ, который во второй раз его подвел.

Рассказ заканчивается тем, что Жилин все-таки своими силами выбирается. А Костылин еще долго ждал своей свободы. Это поучительное произведение не зря включено в школьную программу. Оно учит детей быть честными и добиваться всего своими силами, как это сделал Костылин. Когда случается беда нужно думать не только о себе, но и о близких.

Вариант 2

План

  1. Дина
  2. Дружба Дины и Жилина
  3. Мое мнение

Произведение Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» повествует о повседневном быту людей, о их качествах, о доброте и чести. Описываемая история, основана на реальных событиях, которые происходили на Кавказе. Но речь пойдет о девочке Дине. Дина – дочь татарина, которому продали Жилина и Костылина. Отец наказал дочери дать хлеба с водой Жилину, так они и познакомились. Этот человек интересовал, так как был чужим, и в то же время пугал, Дину.

Через некоторое время они подружились. Жилин делал ей и другим ребятишкам игрушки из глины. А она, в благодарность за это, тайком носила ему вкусную еду, мясо и лепешки. Девочка прониклась добром и сочувствием к пленнику, ведь он по мере своих возможностей пытался творить добро. После неудачного побега, солдат кидают в яму. Из еды приносили только сырое тесто, но и тут девочка приходит на помощь, и так же украдкой приносит им еду. Когда Иван собрался бежать во второй раз, Дина ему и в этом помогла. Тринадцатилетняя девочка осмелилась и опустила в яму длинную палку, по которой Жилин выбрался.

В рассказе доброта выражена через главного героя, Дину. Эта девушка очень добра ко всем, кто к ней относится хорошо. При этом очень смелая. Она спасла жизнь офицера, и достойна восхищения. Девочка не побоялась отца, она боролась за жизнь человека, который дарил ей добро и частичку счастья.

Вариант 3

План

  1. Герои рассказа
  2. Выбор каждого
  3. Мое мнение

Рассказ «Кавказский пленник» написал великий писатель Лев Николаевич Толстой. Повествование идет о войне, о человеческой доброте, об упорном стремлении найти выход в трудной жизненной ситуации. Главные герои — Жилин, Костылин и Дина. Жилин отправляется проведать свою больную мать. По пути домой встречает своего товарища. Однако они попадают в плен, по вине Костылина.

Находясь в плену, офицеры ведут себя по-разному: Костылин ждет, что за него дадут выкуп и постоянно боится. Ничего не хочет предпринимать. А вот Жилин наоборот, он остается сильным и не теряет самообладание. Иван стремится сбежать всеми возможными способами. В плену он знакомится с Диной, дочкой татарина. Для девочки делает кукол из глины, а она за это его тайком подкармливает. Они подружились. После первого неудачного побега узников бросили в яму. Когда Жилин пытается сбежать второй раз, она ему помогает выбраться из ямы.

Так чему же учит рассказ? Во- первых, никогда не стоит опускать руки. Жилин стремился сбежать, у него это получилось. Он не падал духом. А во-вторых, это любовь к людям. Дина помогала совершенно незнакомому человеку, можно сказать врагу. Он творил добро и в ауле его любили. Так вот, каждый герой получил свое.

Анализ названия рассказа «Кавказский пленник»

Интересно проанализировать само название рассказа — «Кавказский пленник». Жилин и Костылин — два героя, но название дано в единственном числе. Толстой, возможно, хотел этим показать, что истинным героем может быть лишь тот человек, который не сдается перед возникшими трудностями, а активно действует. Пассивные же люди становятся обузой для других по жизни, не стремясь ни к чему и никак не развиваясь. Автор показывает, таким образом, что не все в нашей жизни напрямую зависит от обстоятельств, и каждый человек сам творец своей судьбы.

Имена главных героев

Обратите внимание также на имена героев, которые взяты автором не случайно, что также следует отметить, составляя сравнительные характеристики Жилина и Костылина. Начиная читать данное произведение, мы еще не знаем характеров главных действующих лиц, а лишь узнаем их фамилии. Но сразу же у нас возникает ощущение, что Лев Николаевич больше симпатизирует Жилину, чем Костылину. У последнего, как мы думаем, характер «хромает», а Жилин — мужчина крепкий, «жилистый», с твердым характером. Костылин же нуждается в помощи посторонних, он нерешительный, зависимый. Дальнейшие события подтверждают наши догадки. Значение этих рифмующихся фамилий совершенно разное. Так, Жилин описан как человек небольшого роста, подвижный и крепкий. Напротив, Костылин — грузный, тяжелый на подъем, пассивный. На протяжении всего произведения он только и делает, что мешает другу осуществить задуманное.

Популярные сочинения

  • Как я однажды пекла пироги сочинение для 5 класса
    Однажды, холодным осенним днем, смотря в окно, я думала чем-бы себя занять. Братьев и сестер у меня не было, бабушка с дедушкой жили далеко, а родители работали
  • Сочинение Описание картины Черное море Айвазовского (6, 7, 9 класс)
    И.К. Айвазовский известен в мире искусства как человек, посвятивший свою жизнь изображению морской стихии. Айвазовский с рождения видел море, он видел его спокойным и бушующим, поэтому он так мастерски воплощает
  • Сочинение Описание картины Бурлаки на Волге Репина (5 класс)
    Картина Ильи Ефимовича Репина «Бурлаки на Волге» узнаваема даже среди тех людей, которые мало интересуются живописью. Она считается ранним произведением художника, но принесла известность автору в его юные годы.

«Кавказский пленник» — рассказ, который называют иногда повестью. Написал его Лев Николаевич Толстой. Произведение рассказывает нам о русском офицере, который находился в плену у горцев. Впервые рассказ был опубликован в журнале «Заря» в 1872 году. Он является одним из самых популярных произведений великого русского писателя, выдержавшим множество переизданий. Название рассказа — отсылка к одноименной поэме Пушкина. В этой статье мы произведем сравнительные характеристики Жилина и Костылина. Это два главных героя, противопоставление личностей которых составляет основу произведения. Описание Жилина и Костылина смотрите ниже.

Письма с просьбой о выкупе, составленные двумя офицерами

Действие рассказа происходит в период Кавказской войны. Жилин, офицер, служит на флоте. Мать его присылает сыну письмо с просьбой навестить ее, и тот выезжает вместе с обозом из крепости. По дороге он обгоняет его вместе с Костылиным и натыкается на конных «татар» (то есть горцев-мусульман).

Те подстреливают лошадь, а самого офицера забирают в плен (его товарищ бежит). Жилина отвозят в горное село, после чего продают Абдул-Мурату. «Как встретились Жилин и Костылин после этого?» — спросите вы. Оказалось, что у Абдул-Мурата в плену уже находился к тому времени Костылин, сослуживец Жилина, который также был пойман татарами. Абдул-Мурат заставляет написать русских офицеров письма домой, чтобы получить за них выкуп. Жилин указывает на конверте неверный адрес, понимая, что матери в любом случае не удастся собрать необходимую сумму.

Экранизации

В 1975 году вышел фильм «Кавказский пленник» режиссера Георгия Калатозишвили. Лента снималась на киностудии «Грузия-фильм», в роли Костылина выступил актер Владимир Солодников.


Олег Меньшиков и Владимир Солодников а роли Костылина

Второй фильм вышел в 1996 году. Это не буквальная экранизация рассказа Толстого, а лента, снятая по мотивам. События разворачиваются в 90-е годы прошлого века в обстановке Чеченской войны. Герои попадают в плен к человеку из горного аула, чей сын тоже томится в плену. Жилина и Костылина захватывают, чтобы организовать обмен пленными.

Режиссер — Сергей Бодров-старший, роль прапорщика Костылина, которого в фильме именуют «Саня», исполнил актер Олег Меньшиков. Съемки проходили в Казахстане и Дагестане, в частности в городе Дербент и у Хучнинского водопада. Фильм номинировали на премию «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке.

Второй побег Жилина

Понимая, что их поработители боятся того, что вскоре могут прийти русские, и потому могут убить своих пленников, Жилин с наступлением ночи однажды просит у Дины достать длинную палку. С ее помощью он вылезает из ямы. Раскисший и разболевшийся Костылин остается внутри. Он пытается, в том числе с помощью девочки, сбить с колодок замок, но ему это не удается. На рассвете, пробравшись через лес, Жилин выходит к русским войскам. Костылина впоследствии, с подорванным до крайности здоровьем, выкупают из неволи товарищи.

Вариант 2

Всемирно известный русский классик Л.Н.Толстой создал множество произведений, являющихся актуальными и в настоящее время. Образы героев его произведений, их внутренний мир, не похожи друг на друга и настолько реалистично описаны, что заставляют читателей сострадать им.

Об одном из таких героев, русском офицере Жилине, повествуется в рассказе «Кавказский пленник».

Иван Жилин – офицер русской армии, служащий на Кавказе в период войны. Несмотря на дворянское происхождение, Ивана был не из богатых, поэтому регулярно отсылал деньги пожилой матери.

Узнав, что мать нашла ему невесту, он решает поехать домой в отпуск. Однако путешествие домой оканчивается трагически: Жилин вместе со своим спутником Костылиным попадает в плен к татарам, требующим с родных пленников выкуп. Зная бедственное положение матери, Жилин указывает в письме заведомо ложный адрес, надеясь только собственными силами вырваться из плена.

Находясь в неволи, Жилин не сидит без дела, стараясь с пользой применить свои разносторонние знания: ремонтирует хозяйские часы, оказывает помощь в лечении знатного татарина, мастерит кукол для дочери хозяина Дины, которая в благодарность тайком подкармливает его.

Параллельно Иван пытается найти выход из плена, строя планы побега.

Первая попытка заканчивается неудачей из-за вечно ноющего Костылина, помешавшего идти быстрее. Однако Жилин не сдается, надеясь рано или поздно обрести свободу.

Русский офицер не только смел и решителен, но и обладает хитростью и смекалкой. Стараясь приручить собаку, он постоянно подкармливает ее, чтобы она не выдала его при следующей попытке побега.

Только третья попытка оборачивается для Жилина удачей, благодаря помощи девочки Дины. Несмотря на раны, истертые кандалами ноги, Жилин не пал духом, смог отбиться от догонявших его татар и достигнуть крепости, оставшись служить там до самого окончания войны.

В образе главного героя «Кавказского пленника» Толстой показал лучшие качества обычного русского человека, умеющего даже на войне оставаться настоящим человеком, независимо от того, кто рядом – друг или враг. Храбрость, доброта, преданность, патриотизм и сила духа русского офицера помогают одержать победу над жестокостью врага.

Во время войны по-разному проявляются черты характера каждого человека. Такие, как Костылин, опускают руки и надеются на судьбу и на окружающих. Но есть и такие, как Жилин, способные собственными руками изменить свою судьбу, и именно на таких людях держится Российское государство.

Характеристика главных героев («Кавказский пленник», Толстой)

Жилин и Костылин — русские офицеры. Они оба участвуют в войне за присоединение Кавказа к России. Жилину приходит письмо от матери, в котором она просит сына перед смертью навестить ее, чтобы проститься. Он, недолго думая, отправляется в путь. Но одному ехать было опасно, так как в любое время его могли схватить и убить татары. Поехали группой, и поэтому очень медленно. Тогда Жилин с Костылиным решают одни отправиться вперед. Жилин был предусмотрительным и осторожным. Убедившись, что ружье Костылина заряжено, а в ножнах у него имеется шашка, Жилин решил посмотреть, не видно ли татар, поднявшись на гору. Взобравшись повыше, он заметил своих врагов. Татары находились совсем недалеко, и потому увидели Жилина.

Этот храбрый офицер подумал, что если ему удастся добежать до ружья (которое было у Костылина), то офицеры спасутся. Он закричал своему товарищу. Но трусливый Костылин убежал, испугавшись за свою шкуру. Он совершил подлый поступок. В том, как встретились Жилин и Костылин, можно увидеть насмешку судьбы над последним. Ведь в плен в итоге попали оба, здесь они и встретились вновь. Главный из горцев-мусульман сообщил, что необходимо заплатить выкуп 5000 рублей, и тогда их отпустят. Костылин тут же написал письмо домой с просьбой достать деньги. А Жилин ответил горцам, что если его убьют, они не получат совсем ничего, и велел им подождать. Отправил он свое письмо намеренно по другому адресу, поскольку офицеру было жалко свою мать, тяжело болевшую, да и денег таких в семье не водилось. Кроме матери у Жилина не было больше никого из родственников.

Сравнительные характеристики Жилина и Костылина можно дополнить, указав на то, как проводили в плену свое время эти герои. Жилин решил, что сможет и должен сбежать. Он рыл подкоп ночью, а днем делал для Дины кукол, которая взамен приносила еду.

Костылин же бездельничал весь день, а ночью спал. И вот настало время, когда приготовления к побегу были завершены. Офицеры вдвоем бежали. Они сильно истерли о камни ноги, и ослабевшего Костылина Жилину пришлось нести на себе. Из-за этого их и схватили. Офицеров на этот раз посадили в яму, но Дина достала палку и помогла своему другу бежать. Костылин же испугался бежать вторично и остался у горцев. Жилину удалось добраться до своих. Костылина лишь через месяц выкупили.

Как видно, Лев Николаевич Толстой показывает в своем рассказе «Кавказский пленник» храбрость и мужество Жилина и слабость, трусость и лень его товарища. Сравнительные характеристики Жилина и Костылина являются противоположными, а образы эти построены на контрасте. Чтобы лучше передать свою мысль, автор использует ряд приемов. О них читайте дальше.

Образ главного героя

(«А Жилин знал, что его письмо не дойдет, а другого не писал»)

Иван Жилин представляет собой образец мужественности и чести, и его характер гармонично отражается в его фамилии, по которой можно сделать выводы что это человек сильный, крепкий и стойкий как морально, так и физически.

Настоящий мужчина и благородный русский офицер Жилин благодаря своим лучшим качествам, а именно стойкости, силе духа, мужеству и готовности бороться до конца, мастерству и природной доброте сумел выжить в плену и выбраться из него живым и невредимым. Он верит в свои силы и надеется только на себя, поэтому прикладывает все свои усилия чтобы достигнуть цели, а не сидит сиднем как Костылин, и не ждет, что все за него сделают семья или товарищи.

Жилин, оказавшись в плену у татар, стойко переносит нелегкие условия заточения, преодолевает множественные трудности и испытания, добивается уважения к себе горцев и приобретает среди них даже друзей. Он упрямо и настойчиво идет к своей цели — побегу, и достигает её, только благодаря себе и своему упорству, сообразительности, отваге, огромном чувстве собственного достоинства и внутренней независимости.

Анализ названия рассказа «Кавказский пленник»

Интересно проанализировать само название рассказа — «Кавказский пленник». Жилин и Костылин — два героя, но название дано в единственном числе. Толстой, возможно, хотел этим показать, что истинным героем может быть лишь тот человек, который не сдается перед возникшими трудностями, а активно действует. Пассивные же люди становятся обузой для других по жизни, не стремясь ни к чему и никак не развиваясь. Автор показывает, таким образом, что не все в нашей жизни напрямую зависит от обстоятельств, и каждый человек сам творец своей судьбы.

История создания


Писатель Лев Толстой
Лев Толстой подготовил школьное пособие, по которому дети должны были учиться чтению, письму и арифметике. Рассказ «Кавказский пленник» писался специально для этого пособия, а опубликован был впервые в литературно-политическом журнале «Заря» в 1872 году. Рассказ назван автором так же, как одна из поэм Александра Пушкина.

В основе рассказа частично лежит личный опыт Толстого, который служил на Кавказе в 50-х годах XIX века и едва не попал в плен. Толстой ехал верхом вместе с чеченцем, который был его большим другом. Спутников настигли преследователи, которые имели некий повод мстить другу Толстого, и собирались взять обоих в плен. Однако ситуация разрешилась благополучно — погоню заметил часовой, и Толстого с другом отбили. По собственному признанию писателя, это был «чувствительный» эпизод в его биографии, который, видимо, и вдохновил Толстого на рассказ.

Имена главных героев

Обратите внимание также на имена героев, которые взяты автором не случайно, что также следует отметить, составляя сравнительные характеристики Жилина и Костылина. Начиная читать данное произведение, мы еще не знаем характеров главных действующих лиц, а лишь узнаем их фамилии. Но сразу же у нас возникает ощущение, что Лев Николаевич больше симпатизирует Жилину, чем Костылину. У последнего, как мы думаем, характер «хромает», а Жилин — мужчина крепкий, «жилистый», с твердым характером. Костылин же нуждается в помощи посторонних, он нерешительный, зависимый. Дальнейшие события подтверждают наши догадки. Значение этих рифмующихся фамилий совершенно разное. Так, Жилин описан как человек небольшого роста, подвижный и крепкий. Напротив, Костылин — грузный, тяжелый на подъем, пассивный. На протяжении всего произведения он только и делает, что мешает другу осуществить задуманное.

Сочинение про Ивана Жилина

В основе произведения, который основан на реальных событиях мы видим войну, ее тягости и потери. Главный герой обыкновенный русский парень Иван Жилин. Однажды он получает письмо от своей матери и взяв отгул отправляется увидеть ее, но он встречает преграду в виде татар. Ивана и его друга Костылина берут в плен и требуют деньги. В такой сложной жизненной ситуации Иван показывает себя как настоящий герой в отличии от своего спутника. Можно сказать, что он смотрит смерти в лицо и читатель невольно начинает сопереживать такому храбрецу.

В рассказе очень ярко противопоставляются два образа. Иван не падает духом, в отличии от Костылина. Он пытается выжить всеми способами, даже чинит оружие и часы татарам. Особенное место занимает в произведении девочка Дина, которой Жилин дарит кукол из глины, а она в ответ жалея его кормит в тихую молоком и лепешками. А Костылин упав духом постоянно причитает и жалуется на сложившуюся ситуацию. Здесь особо отражается его слабохарактерность. Все это дает нам понять, что татары замечают насколько сильный характер и умелые руки у Ивана и проникаются к нему доверием и начинают его уважать, но из-за желания обогатиться за счет выкупа заставляет их этого не замечать.

Несмотря на груз плена Ивана не покидают мысли о побеге. Даже в первый побег, который закончился ямой и деревянными колодками, он вел себя как хороший товарищ. Громоздкий и постоянно ноющий Костылин не смог идти быстро и Жилин решил тащить его на себе. А третья попытка, благодаря девочке Дине увенчается успехом. Он израненный и без сил смог выбраться и отбиться от почти догнавших его татар.

Война всегда несет потери и разрушения и только отвага настоящих героев с большим горячим сердцем помогает народу не падать духом. Она открывает в душе каждого черты характера и раскрывает по особенному. Поэтому такая храбрость и упорство, как у Ивана Жилина всегда побеждает жестокость такую, как у татар.

Герой пассивный и герой действующий

И тут Толстым описывается кульминация рассказа девочка Дина, с которой добрый солдат успел подружиться во время плена, при помощи палки помогает бежать Жилину. А слабый и безвольный Костылин боится бежать и думает, что лучше будет, если за него заплатят деньги кто-нибудь из родственников.

Жилину же удается сбежать своими силами, он не хочет волновать свою мать просьбами о деньгах, и думает о ее здоровье. Жилин не может быть таким безвольным трусом, как Костылин, его природа это отвага, смелость и мужество.

И отсюда следует, что и ценности жизни для него совсем иные, они духовные и чистые. Костылин же олицетворение пассивности и бездействия, единственное, что живет у него внутри это страх только за самого себя и злоба по отношению к другим людям.

Он ленив и безволен, он полагается во всем на других, а Жилин предпочитает создавать свою судьбу сам, и ему это удается, так как его побуждения и намерения чистые и искренние.

Сочинение 3

В рассказе Льва Толстого «Кавказский пленник» действуют два персонажа — Жилин и Костылин. Они вместе оказываются в татарском плену, но ситуация разрешается по-разному для каждого из них.

Жилин активно проводит время. Он не унывает. Герой чинит вещи, делает игрушки для детей. Жители аула приносят ему разные предметы для починки. Татары восхищаются своим пленником. Костылин, наоборот, поддался апатии. Он грустит, спит и ничего не делает.

Герои задаются вопросом: как спастись из плена? Татары обещают освободить их за выкуп. Костылин соглашается и даже не пытается снизить сумму. Он написал своей семье письмо с требованием татар. Жилин, напротив, снизил сумму выкупа до минимума, но даже эти 500 рублей были очень важны для его матери. Он проявил находчивость и обманул врагов, сказав им неверный адрес его дома.

Жилин надеялся лишь на себя. Он планировал устроить побег. Для этого в свободное время он был яму. Костылин же полагался только на своих родных, которые пришлют деньги. У этих героев было разное видение способов разрешения проблемы.

Жилин был добрым и честным человеком. Он не мог предать товарища или знакомого, поэтому, совершая побег, он взял с собой Костылина. Именно это и сорвало его план. Костылин ныл, что ему тяжело идти, что он стер до крови свои ноги. Жилин не бросил его и решил помочь другу, взяв его на свою спину. Это характеризует Жилина как смелого, сильного человека, который всегда поступает по совести. А Костылин в этой ситуации показал свою слабость, как моральную, так и физическую.

В результате пленников опять поймали. Теперь они вели себя осторожнее. Дина, дочка одного из татар, помогла Жилину сбежать во второй раз. Костылин так и остался в плену до тех пор, пока его семья не передала выкуп.

У этих персонажей разные судьбы из-за того, что и характеры у них разные. Жилин — человек сильный, храбрый, отважный, умный. Костылин — мягкий, слабовольный глупец. Их фамилии много говорят об их характере. Жилин — маленький, но активный, «жилистый» мужчина. Костылин — это тучный, слабый персонаж, который нуждается в подмоге, помощи окружающих — своеобразном «костыле».

Симпатии Льва Толстого непременно на стороне Жилина. Он подчеркивает, что таким и должен быть человек — находчивым, сообразительным, смелым, должен сам находить выход из жизненных сложностей. И, напротив, осуждает Костылина за его мягкость и трусость, уныние.

Для 5 класса

История персонажа

Деятели культуры и искусства остро реагируют на социальные и политические изменения в родных странах. Творчество российских писателей 19 века освещало проблему, возникшую на Кавказе. Война, длившаяся в этом регионе с 1817 по 1864 год, не давала стране излечиться от многих болезненных вопросов. Регион привлекал поэтов и писателей своей живописностью и экзотикой, а местное население с его менталитетом и нравами казалось непокорным и свободолюбивым. Лев Николаевич Толстой написал рассказ «Кавказский пленник», вдохновившись событиями, происходившими на Кавказе.

История создания


Писатель Лев Толстой
Это сочинение Толстого встало в один ряд с романами «Анна Каренина» и «Война и мир», получившими мировое признание. В 1870-е годы писатель отрекся от своих былых произведений и стал работать над развитием неохристианского учения. Он жил по созданным для себя правилам и творил в соответствии с изменившимся мировосприятием. Простота в жизни и творчестве стала его главным направлением.

Толстой написал две книги: «Азбука» и «Новая Азбука». Главным отличием от ранних трудов стали понятность языка и доступность каждому, кто брал издания в руки. Так писатель доносил свои мысли до простого народа. Рассказ «Кавказский пленник» вошел в первую книгу. Произведение основано на личных впечатлениях Толстого, который чуть не оказался в плену у кавказских горцев в 1853 году.

Рассказ опубликовал журнал «Заря» в 1872 году. Сам автор считал это сочинение произведением искусства всемирного масштаба, доступным людям любого происхождения.

Популярные сочинения

  • Сочинение-описание по картине Вести с фронта Ватолиной 8 класс
    Задумка картины Н. Ватолиной «Вести с фронта» достаточно проста, однако художница прекрасно передает ту атмосферу, эмоции и чувства, что испытывали семьи людей, отдающих долг Родине и защищающих нашу страну в Великой отечественной войне
  • Сочинение Русские женщины Некрасова (7 класс)
    Некрасов в своих произведениях очень часто касался тем человеческой личности, обсуждая их со своим читателем. Он так ясно и точно описывал человеческий быт, и человеческое взаимодействие в нём друг с другом
  • Сочинение-рецензия на книгу
    Сочинение-рецензия на книгу Эрнеста Хэмингуэя Фиеста (и восходит солнце..). Эта повесть стала первой для Хэмингуэя полноценной книгой и принесла огромную популярность.

«Кавказский пленник»


Жилин
Русский офицер Жилин, главный герой произведения, служит в войсках, занимающихся присоединением Кавказа к Российской империи. Он – выходец из простой семьи, который всего в жизни добивается самостоятельно. Этим персонаж и привлекает симпатии читателей. Попав в плен к горцам, мужчина демонстрирует смекалку и стойкость духа. Он планирует побег. Твердость характера пленника вызывает уважение даже у пленивших его татар.

Жилин оказывается мастером на все руки. Он мастерит куклу для Дины, чинит сломанные вещи. При этом держится смело и не унижается. Его умения помогли герою продержаться в плену: Дина носила ему еду, а татары не подвергали наказаниям. Получив разрешение написать письмо с просьбой о выкупе, Жилин сразу заявляет, что не станет просить три тысячи монет и готов предложить только пятьсот.


Татары наблюдают за работой Жилина

Герой находится в заточении в компании другого русского солдата – Костылина. Последний ценит свою жизнь гораздо выше и готов просить у родственников пять тысяч монет, лишь бы выбраться на волю. Он не делает ничего, чтобы выбраться из плена, только жалуется на судьбу. Пока Жилин роет подкоп для побега, Костылин плачет в ожидании выкупа.

Побег заключенных не удался из-за Костылина. Татары поймали героев, когда свобода была совсем близка. Офицерам пришлось вернуться в заточение и вновь продумывать план бегства. Вместо сарая их поместили в глубокий ров. Жилину помогла сбежать юная Дина, помнящая добро приятеля. Героя спасли казаки, и он продолжил службу. Костылин спасся благодаря выкупу.

Лучшие качества Жилина

Герой Льва Николаевича Толстого отличается только положительными качествами. Он добр, благороден, находчив, умён, храбр.

Отличительной чертой Ивана является чувство собственного достоинства. Это чувство помогает ему не сломаться, не смириться и не опустить руки после каждой неудачной попытки бежать из плена. Оно заставляет врага относиться к Жилину не как к пленнику, а как к человеку.

Иван Жилин — настоящий товарищ. Он не оставляет Костылина в трудную минуту. Несмотря на то, что Иван не отличается богатырской силой, ему приходится нести на себе Костылина (который очень тяжёлый «грузный, толстый») в момент побега. И убежать ему было проще одному, но Иван не смог предать сослуживца: «Нет, не пойду, не годиться товарища бросать…» Костылин же бросил его в трудную минуту, позорно бежал, оставив без ружья, одного против отряда татар.

Жилин обладает одной чисто русской чертой характера: он очень упрям. В мирное время упрямство может быть человеку ни к чему и даже считается отрицательным качеством, но на войне, да ещё в плену, эта черта иногда спасает жизнь. Иван проявляет характер во всём: начиная от торгов с татарами за сумму выкупа и заканчивая желанием выбраться из плена. После каждой неудачной попытки он снова тщательно разрабатывает план побега.

Иван не только упрямый, но и отчаянный. Оставшись один на один с отрядом татар, когда его предал Костылин, он не испугался: «Либо лошадью сомну, либо срублю шашкой».

Одним из важных для бойца качеств является смекалка, умение выбраться из затруднительного положения, вычленить главное, подметить мелкие детали («Жилин по звёздам примечает в какую сторону идти»). Это качество проявилось и в прикармливании злой хозяйской собаки перед планированием побега.

Жилин — настоящий русский мужик, который не может сидеть без дела. Даже в плену Иван находит для себя занятие: делает глиняные игрушки, чинит, мастерит, ремонтирует предметы быта местных жителей, по сути врагов.

Жилин — не злой человек. Он вполне дружелюбен с местным населением, хорошо относится к хозяйской девочке Дине. Она тоже привыкла к доброму русскому пленнику, он ей нравится. Дина общается с Жилиным как может, кормит его, жалеет и даже помогает бежать из плена.

За благородство, гордость, доброту, несгибаемость воли, чувство собственного достоинства, офицерскую честь, Жилина стали уважать враги. Они отзываются о нём с восхищением («Урус,— говорит, джигит, джигит, урус!»)

Кроме положительных человеческих и душевных качеств, Жилин обладает хорошими физическими данными. Несмотря на невысокий рост и совсем неатлетическое телосложение, он ловок, энергичен, вынослив, подвижен. Иван очень спортивен: хорошо ездит верхом, бегает, лазает по горам, орудует шашкой.

Сравнительная характеристика Жилина и Костылина


Иллюстрация к произведению Толстого «Кавказский пленник»
Основная мысль произведения Толстого заключается в том, что не стоит падать духом и сдаваться, столкнувшись с трудностями. Преодоление трудностей требует веры в себя и большого желания. Эту идею можно транслировать на любую ситуацию.

Размышляя о том, у кого из героев было больше шансов спастись, логично предположить, что ожидавший выкупа Костылин с большей вероятностью оказался бы на свободе. Но мужество и сила воли Жилина доказали обратное. Он не просит сжалиться, не молит о пощаде, а действует, исходя из обстоятельств. Близость к народу, честь и порядочность, благородство и простота помогают Жилину остаться в живых в непростых обстоятельствах.

Оба заключенных сидели в сарае, закованные в колодки, но Жилин полюбился местному населению. Мастеровитый и ловкий, он быстро нашел общий язык с дочкой Абдул-Мурата. Мужчина делал Дине игрушки. На прогулках он прикидывал возможные планы побега, а ночами рыл подкоп. Баранина и лепешки, приносимые благодарной Диной, помогли ему и Костылину остаться в живых.


Костылин пишет письмо домой

Жилин и Костылин на протяжении всего повествования противопоставляются друг другу. Мужчины находятся в одинаковом положении, воюя за объединение Кавказа и России. Они попали в плен по дороге домой, причем Жилин ехал повидаться с матерью, находящейся на смертном одре. Татары заметили русских и схватили их. Храбрый Жилин постоянно оказывался в гибельных ситуациях из-за трусливого и недалекого Костылина. Смекалистый герой нашел подход к мусульманам, не стал платить выкуп и расположил к себе восточных людей. Костылин же боялся за жизнь и делал все, что ему велели.

Биографии пленников различны, поэтому характеристика их образов демонстрирует контраст качеств, талантов и умений. Жилин был стойким, твердо верил в успех, не жалел сил, чтобы достичь желаемого, прилагал усилия в любом деле, за которое брался. Костылин бездельничал в ожидании помощи, занимал пассивную позицию, зная, что ему помогут из сострадания.


Кадр из фильма «Кавказский пленник» (1975 год)

Костылин не отличался выносливостью. Его пороки дали знать о себе при первом побеге. Он был обузой для Жилина. Второй побег стал для него непосильным испытанием, и Костылин предпочел, сложа руки, ждать финала.

Толстой неспроста назвал рассказ «Кавказский пленник», имея в виду одного героя, хотя речь шла о двух действующих лицах. Для автора и читателей настоящим героем повествования оказался один человек. Пассивный Костылин был жалким персонажем, мешавшимся на пути Жилина, самостоятельно творившего свою судьбу. Фамилии героев точно описывают их характеры и внешность. Жилин и Костылин – представители абсолютно разных типов личности, поэтому их судьбы разнятся, а жизненные пути расходятся.

Сочинение 3

Рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» занимает особое место среди шедевров отечественной литературы. Произведение отличается простым слогом и лаконичностью, но в то же время написано правдиво и содержательно.

Сюжет строится вокруг двух главных героев, которые по воле судьбы, наславшей на них несчастье, стали близкими товарищами. Жилин и Костыли, оба имеют офицерские звания и, непосредственно исполняя свой служебный долг, попадают в плен к горцам. На этом заканчивается перечисление общих знаменателей, объединяющих двух персонажей.

Экранизации

Рассказ Льва Николаевича Толстого впервые был экранизирован в 1975 году режиссером Георгием Калатозашвили. В образе Жилина в кинокартине выступил актер Юрий Назаров.


Юрий Назаров и Сергей Бодров-младший в роли Жилина

Вторая экранизация была презентована в 1996 году. Она основана на лейтмотивах произведения, но действие перенесено в современные реалии. Сергей Бодров-старший описывал происходившее в ходе Чеченской войны, подкрепляя мысль Толстого о том, что его идея актуальна вне зависимости от ситуации и предлагаемых обстоятельств. Роль Жилина исполнил Сергей Бодров-младший.

( 1 оценка, среднее 4 из 5 )

  • Характеристика емельяна мерцалова из рассказа чудесный доктор
  • Характеристика закира из рассказа алмачуар на татарском
  • Характеристика елисея из сказки о мертвой царевне и семи богатырях 5 класс с цитатами
  • Характеристика екатерины из пьесы гроза сочинение
  • Характеристика дочери старика из сказки морозко