Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страница 127.
УКМ «Перспектива»
1. Поделитесь с друзьями своими впечатлениями о прочитанном произведении.
Мне очень понравилась эта сказка. Мне было жаль Серую шейку, когда ей пришлось остаться одной. Но она встретила зайца и подружилась.
Я боялась за Серую шейку, когда к ней подкрадывалась лиса. Но Серой шейке удалось спастись и меня это порадовало.
2. Расскажите о Серой Шейке. Когда вам было её особенно жалко? Найдите в тексте этот эпизод. Выделите в нём опорные слова и перескажите.
Серая шейка была совсем молодой маленькой уточкой. У неё было сломано крыло и она не смогла улететь с другим утками. Ей пришлось остаться и бороться за свою жизнь с морозами и лисой.
Особенно жалко мне её было, когда полынья почти замёрзла, и она оказалась в отчаянном положении.
Опорные слова этого эпизода: зеркальным стеклом, в отчаянии, полынья, пятнадцать сажень, лиса.
Пересказ эпизода про отчаяние Серой Шейки.
Морозы крепчали. Пока ещё то, что застывало за ночь бурная река ломала днём. Но в ясные морозные ночи было особенно опасно. В одну из таких ночей холод покрыл реку словно зеркальным стеклом. Серая шейка была в отчаянии. Свободным оставалось небольшая пространство посредине реки. Там была небольшая полынья, не больше пятнадцати сажень. Там плавала Серая шайка. Однажды к ней пришла лиса, та самая, что сломала ей крыло.
3. Выберите в тексте описание осенней и зимней природы. Перечитайте их. Зачем автор их вводит? Какое настроение они создают? Можно ли соотнести эти описания природы с описанием Серой шейки?
Автор вводит описания природы, чтобы показать, в каких условиях приходилось жить Серой шейке.
Осенью ей было грустно и тоскливо, она осталась одна, а всё вокруг опустело. Это показывает пустоту, которая была на душе уточки.
Зимой пришли морозы, все боролись за жизнь, и Серая шейка была в отчаянии. Она боялась, что погибнет.
Описания природы можно соотнести с описанием Серой шейки. Они передают её настроение.
4. Почему, по-вашему мнению, реальный случай автор изложил в форме сказки? Чего он этим достиг?
Сказка позволяет передать чувства героев, что было бы невозможно, если бы автор написал рассказ о реальном случае. Мы понимаем, чего боялась Серая шейка, на что надеялась лиса, что чувствовал заяц. Герои в сказке оживают.
5. Вспомните, как называют литературный приём, когда в произведении животные разговаривают как люди.
Этот приём называется олицетворение.
6. Как лиса разговаривала с Серой Шейкой? Выберите ответ.
Выбираем ответ: самоуверенно.
7. Прочитайте диалоги лисы и Серой шейки в лицах.
Лиса говорит самоуверенно, притворно ласково. Серая шейка отвечает со страхом, возмущённо, иногда устало с покорностью к своей судьбе.
8. Озаглавьте каждую часть произведения. Составьте план. Перескажите близко к тексту.
Автор разделил сказку на пять частей. Дадим им названия, которые образуют план.
План пересказа сказки «Серая шейка» по частям
- Расставание с утками.
- Знакомство с зайцем.
- Начало зимы.
- Проделки лисы.
- Неожиданное спасение.
Пересказ сказки «Серая шейка» для 3 класса по частям
1.
Пришла осень. Утки начали готовиться к отлёту. Одна Серая шейка издалека наблюдала за их приготовлениями. Ей приходилось мириться со своей судьбой, ведь у неё было сломано одно крыло.
Наступило роковое утро. Старая утка давала Серой шейке последние наставления. Она советовала ей держаться у берега, где бил ключ.
Но вот вожак дал команду и стая взлетела. Серая шейка долго провожала её взглядом. Она осталась одна.
2.
По утрам вода у берегов начинала замерзать. Серая шейка с ужасом думала, что река может замёрзнуть вся.
Однажды она выбралась из реки и встретилась в лесу с Зайцем.
Серая шейка рассказала про крыло, которое сломала лиса. Заяц сказал, что хуже лисы зверя нет, и что он постоянно дрожит со страху.
3.
Но вот река замёрзла почти вся. Осталась небольшая полынья посредине.
Однажды к полынье пришла лиса.
Она поздравила Серую шейку с зимой и сказала, что ещё вернётся. Заяц сказал, что лиса так и сделает.
4.
Наступила настоящая зима. Было очень красиво, но Серая шейка трепетала от мысли, что полынья совсем замёрзнет.
Вскоре опять пришла лиса. Она попробовала доползти до Серой шейки, но лёд был тонок и обламывался. Тогда лиса ушла, вновь пообещав вернуться.
Она стала приходить к полынье каждый день. От полыньи осталось только маленькое окошечко и лиса смеялась. Заяц волновался, глядя из леса за проделками лисы.
5.
Так бы лиса и съела серую Шейку, но случилось иначе.
Как-то утром зайцы играли на снегу, как вдруг увидели старичка-охотника. Тот мечтал о шубе для старухи и выцеливал зайца. Но зайцы бросились врассыпную и старик отправился по их следам. У реки он увидел, как лиса ползёт к полынье. Сослепу он не заметил уточки.
Старик прицелился, выстрелил, и со всех ног бросился к полынье. Но вместо лисы увидел утку. Он удивился, решив, что лиса превратилась в уточку, но Серая шейка объяснила старику, что произошло.
Лиса убежала. А старик взял Серую шейку домой, чтобы обрадовать внучек. Он решил ничего не рассказывать старухе про неудачную охоту. Заяц видел всё это и весело смеялся. Он знал, что старуха на печке не замёрзнет и без шубы.
Творчество Дмитрия Мамина-Сибиряка полюбилось большим и маленьким читателям. Особенно большую популярность получили сказки автора, так как они просты для восприятия и имеют глубокий поучительный смысл. Писатель очень ярко и красочно описывает образы животных, героев своих произведений, и это делает его тексты увлекательными и запоминающимися почитателям его творчества.
На сайте Литера Гуру представлен короткий пересказ сказки Мамина-Сибиряка «Серая Шейка». Желающие могут ознакомиться с героями и наиболее важными событиями текста, а подзабывшие ее – еще раз вспомнить сюжет и подготовиться к уроку или сочинению.
Начинается произведение «Серая Шейка» описанием подготовки уток к отлету в теплые страны. Стояла уже поздняя осень, было холодно и все птицы и большие, и маленькие спешили на юг, ни на что, не обращая внимания. Селезень и его супруга спорят и сердятся, говоря о торопливости мелких птиц и о своих повзрослевших детях. Вскоре они заговорили и о Серой Шейке. Их дочь не могла лететь с ними по причине искалеченного крыла, которое ей перекусила Лисица. Утка-мать очень переживала за Серую Шейку, страшась оставить дочь зимовать в одиночестве в снегах и морозах. Селезню тоже было жалко дочку, но он понимал, что не сможет ей ничем помочь, да и нужно было думать о других сыновьях и дочках.
Зная о скором расставании, мать Утка проводит много времени с Серой Шейкой, рассказывает ей о случаях выживания птиц в студеную, морозную зиму. День за днем становилось холоднее. Вот полетели первые птичьи стаи к югу. Утки собрались в огромные стаи, где опытные взрослые птицы учили молодежь, делились с новичками опытом длительных сложных перелетов, заканчивались завершающие приготовления. Наступила последняя ночь, которую Утка-мать провела со своей дочерью-калекой, делясь с той ценными советами и наставлениями. На рассвете стая уток улетела, а Серая Шейка осталась одна на воде. Она грустно глядела вслед стае. Ей стало очень одиноко.
Проходили дни, становилось еще холоднее; Серая Шейка видела, как к утру все больше река покрывалась льдом. Она думала о своей семье и скучала. Как-то, надеясь развеять скуку, уточка отправилась в лес, где встретила Зайца. Тот предостерег ее от встречи с Лисой.
И вот уже землю покрыл первый снег, а речка еще не замерзла полностью, водной поверхности становилось все меньше. Ночью Серая Шейка серьезно встревожилась: вода не замерзла только посреди реки. Полынья казалась очень маленькой, вот-вот замерзнет совсем. А в этот момент на берег пришла Лисица, это она однажды весной Серой Шейке повредила крылышко. После краткой беседы хищница ушла, однако спустя некоторое время она вновь явилась на берег. Лисица стала подползать по замерзшей поверхности реки к полынье, где плавала перепуганная утка, но так и не смогла схватить искалеченную птицу, боясь провалиться. Теперь коварная хищница появлялась ежедневно, но она не могла заполучить Серую Шейку.
Друг Серой Шейки Заяц тоже оказался в опасности. Однажды поутру он, веселясь со своими приятелями зайцами, получил страшную новость о старике-охотнике, преследовавшем пушных зверей. Длинноухим трусишкам посчастливилось скрыться, и это сильно огорчило охотника, собиравшегося раздобыть для своей супруги шубу. Уморившись бегать за зайцами, дед присел передохнуть и заметил на льду Лисицу. Он решил застрелить ее, чтобы раздобыть хотя бы для шубы воротник. Старик выстрелил, но промахнулся и, когда выбежал на лед, то увидел только утку. Она рассказала охотнику, почему не смогла улететь в теплые страны с родителями, братьями и сестрами. Причиной тому явилось ее поломанное крыло. Старик взял Серую Шейку домой, хотел порадовать внучек, а еще, а еще он хотел по весне вывести от нее утят.
Отзыв
Мое мнение о сказке Дмитрия Мамина-Сибиряка весьма неоднозначное. Это произведение можно рассматривать с разных сторон и точек зрения. Это и красивая история о несгибаемости характера, огромной силе воли и жажде жизни. Но сказка заканчивается не так, как хотелось бы многим читателям, да и мне тоже. Я не знаю, воссоединится ли уточка вновь по весне со своей семьей, а этого бы очень хотелось. Зачастую во всех сказках благополучный исход, добро побеждает зло. А в этой вроде бы и победило, но разве будет счастлива уточка, живя у людей, ведь ее вырвали из привычной, дикой среды обитания, может быть, навсегда разлучили с утиным семейством.
Но мне пришлось по душе в сказке то, что писатель дал всем персонажам, самое необходимое – что им на данный момент нужно: Серой Шейке – дом и хозяев, она больше не одинока, о ней позаботится человек, ее приятель Заяц смог убежать от охотника, а Лисица получила сильный испуг, хоть и осталась целой и невредимой. Оставляя ее в живых, автор дает нам тему для размышлений, всегда ли нужно наказывать провинившихся или их нужно простить? Мамин-Сибиряк придерживается того мнения, что жизнь сама все расставит на свои места.
Мораль и основная мысль сказки имеют актуальность во все времена, они учат нас тому, что нужно стараться противостоять любым трудностям и невзгодам, верить в собственные силы, не держать обиды на людей. Эти понятия особенно наглядно проявляются в произведении. Искалеченная маленькая утка, ставшая одинокой, находясь в холоде и в полном опасностей зимнем лесу, обретает в себе жизненные силы и способность противостоять тяжелым условиям жизни и крайне опасным обстоятельствам. Серая Шейка не обижается на свою семью, оставившую ее на гибель, она понимает, что родители не оставили бы ее, не будь на то веской причины.
Основная мысль сказки реализуется в образе Серой Шейки, она подчеркивается автором с целью вселить в читателей надежду, укрепить веру в себя и уверенность в завтрашнем дне, стремление жить вопреки обстоятельствам. Писатель передает читательской аудитории огромную силу воли, стремление жить, храбрость и стойкость маленькой уточки. Он вдохновляет людей поверить в себя, стараться улучшить свою жизнь. Сказка производит на меня вдохновляющее впечатление.
Произведение «Серая Шейка» — интересный, поучительный рассказ о слабой и беззащитной, но сильной духом молодой утке, спасенной стариком, и о пожилом человеке, взявшем к себе домой Серую Шейку. Хоть целью старика было доставить радость внучкам, он все-таки спас ее, дал ей возможность перезимовать в теплом доме.
Эта сказка учит читателей быть добрыми, сострадательными, сильными духом, осторожными, мудрыми, чуткими. Невольно возникает потребность в перечитывании этого произведения снова и в переосмыслении его. Такова моя точка зрения в отношении произведения «Серая Шейка Дмитрия Мамина-Сибиряка.
Д.Н. Мамин-Сибиряк
«Аленушкины сказки»
1. Экспресс-опросы по сказкам
Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост
— Спустя какое время после рождения заяц перестал бояться? (Cпустя год)
— Что вызывали заявления расхрабрившегося Зайца у остальных зайцев? (Cмех)
— Почему Волк решил больше не гнаться за Зайцем и убежать? (Решил, что этот заяц бешеный)
— Почему другие зайцы долго не могли найти «храброго Зайца»? (Он лежал в ямке под кустом еле живой)
Сказка про Козявочку
— В какую пору года родилась Козявочка? (Весной)
— Кто обидел Козявочку и прогнал ее с цветка, когда она пила сладкий нектар? (Шмель)
— Кто ещё нагрубил Козявке, когда она присела на травку? (Мохнатый червячок)
— Что ещё кроме сердитого шмеля и серьёзного червячка огорчило Козявочку? (Колючки на цветах)
— Кто шмыгнул мимо Козявочки «точно кто камень бросил» и съел десяток других козявочек зараз? (Воробей)
— Кто ещё обижал козявочек у воды? (Рыбка и лягушка)
— Что спрятала козявочка осенью в густой травке? (Свои яички)
Сказка про Комара Комаровича – длинный нос и Мохнатого Мишку – короткий хвост
— Когда происшествие с Комаром Комаровичем? (В самый полдень)
— Сколько комаров погибло, когда медведь завалился спать в болоте? (Пятьсот да ещё сотня, т.е. 600)
— Что Комар Комарович пообещал сделать с медведем если тот не уйдет с комариного места (Съесть вместе с шубой)
— Кто посоветовал не трогать медведя и дождаться, пока он не уйдет сам? (Старая Комариха)
— Кто спас Комара от погибели и уговорил медведя уйти? (Лягушка)
— Кем приходился Комарище-длинный носище Комару Комаровичу? (дедушкой)
— А Комаришко-длинное носишко? (Братом)
— Куда укусил Комар Комарович медведя? (В нос и в глаз)
Ванькины именины
— Какого цвета была рубашка у Ваньки-именинника? (Красная)
— Кто из гостей пришел первым на именины? (Пузатый деревянный волчок)
— Как звали кукол, которые пришли на именины? (Катя и Аня)
— Кто помирил рассорившихся кукол? (Клоун)
— Сколько гостей принес с собой Петрушка (Четверо)
— Что хотел украсть Цыган с именинного стола? (Ложечку)
— Кто начал ссору между игрушками? (Кукла Катя)
— Кто назвал себя самым красивым человеком из гостей? ( Петрушка – Петр Иванович)
— Кто не участвовал в драке? (Башмачок и Зайка)
— Кого обвинили в том, что началась драка? (Башмачка и Зайку)
Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и про веселого трубочиста Яшу
— Чем обещал угостить Воробей Воробеич Ерша Ершовича? (Лягушачьей икрой, червячками, водяными козявочками)
— С кем дружил Воробей Воробеич ? (С трубочистом Яшей)
— Из-за чего поссорились Воробей Воробеич и Ерш Ершович?(Из-за червячка)
— Кто добыл червячка?(Бекасик)
— Кто рассудил поссорившихся? (Трубочист Яша)
— Что стащил Воробей Воробеич у трубочиста Яшки? (Хлеб)
— Почему Бекасик не полетел с остальными птицами? ( Маленький, большие птицы заклюют)
— Как Аленка разделила 4 яблока поровну? (1 — папе, 1 — Лизе, остальные 2 — себе)
Сказка о том, как жила была последняя муха
— Для чего, по мнению Мушки люди летом открывали окна? (Для мух)
— Почему по мнению Мушки садовник ворчал и злился на мух? (От зависти, что не может летать)
— Кто варил варенье для Аленушки? (Тетя Оля)
— Кто принялся изводить муж на кухне? (Кухарка тетя Паша)
— Кого муха называла самым хитрым и злым животным?(Человека)
— О чем мечтала муха осенью? (Остаться в доме совершенно одной )
— Где жила муха зимой в доме? (В уголке под печкой)
— Что посчитала зимней ловушкой для мух? (Зажженную свечу)
— Кто набивался в приятели к Мухе? (Паук, который жил в доме)
— Как Муха поняла, что началась весна? (Аленка открыла окно, и Муха туда вылетела )
— Кто, по мнению, Мухи делает лето? ( Мухи)
Сказочка про Воронушку-черную головушку и желтую птичку канарейку
— Кого загнала в садик стая воробьев? (Канарейку)
— За что воробьи обижали канарейку? ( За то, что она желтая)
— Кто спас канарейку от стаи воробьев? (Ворона)
— Где родилась, выросла и жила канарейка? (В клетке)
— Что предложила ворона канарейке? ( Жить вместе в ее гнезде на березе)
— Какая черта характера была главной у вороны? ( Завистливость)
— Кого ворона считала своими врагами? (Кота Ваську, ястреба и людей)
— Какие ягоды, даже оголодав, не могла есть канарейка? (Рябину)
— Что посыпали мальчики в сетку-приманку? (Льняное семя)
— Что случилось с канарейкой? (Она умерла, т.к. ворона вовремя не вернулась в гнездо и канарейка замерзла)
Умнее всех
— Кого на птичьем дворе звали болтуном, пустомелей и ломакой? (Индюка)
— Как звали женщину, которая кормила птиц? (Матрена)
— Кого нашла курица около сарая? (Ежика)
— Кто оскорбил Индюка, назвав его глупым? (Еж)
— С чем перепутал ежа Гусак? (С грибом)
Притча о молочке, овсяной кашке и сером котишке Мурке
-Кто спорил на кухне по утрам? (Молочко и кашка)
— Как звали кота из сказки? (Мурка)
— Какая птица жила дома в клетке? (Скворец)
— Назовите остальных героев сказки.(Кухарка и Таракан)
— Кого выбрали мировым судьей Кашка и Молочко?(Кота Мурку)
Пора спать
— Кем захотела стать Аленушка? (Царицей)
— Какие цветы спорили между собой? ( Незабудки, одуванчики, роза, гвоздика)
— О чем предложил рассказать цветам нарцис? (О Родине)
— На ком смогла полетать Аленка? (На божьей коровке)
— Какие удивительные цветы, выросшие прямо на древесных стволах, смогла увидеть Аленка? (Орхидеи)
— Священный цветок, росший прямо на воде, на котором приземлилась божья коровка? (Лотос)
— Какое деревце поздоровалось с Аленкой на Родине? (Елочка)
— Для кого устроил елку дедушка, который встретил Аленушку? (Для птичек)
2.Кроссворд «Аленушкины сказки»
Разгадав кроссворд, ты сможешь узнать фамилию автора сборника «Алёнушкины сказки».
-
Кто прогонял Медведя с болота?(Комар)
-
Кто из зверей пожвалялся, что волка не боится?(Заяц)
-
Кто «явился на болото, съел пятьсот комаров и проглотил еще сотню»?(Медведь)
-
Что праздновал Ванька?(Именины)
-
Кому автор посвящает свои сказки?(Аленушке)
-
Кто дружил с Воробьем Воробеичем?(Ерш Ершович)
-
Кто все-таки первым нашел червячка в сказке о Воробье Воробеиче и Ерше Ершовиче?(Бекасик)
-
Какая профессия была у Яшки?(Трубочист)
-
Кто в сказке «Ванькины именины» все время сидел под столом и имел дырочку на самом носике?(Башмачок)
-
Какое отчество было у Петрушки?( Иванович)
-
Кто один съел разом десяток козявочек?(Воробей)
-
Кого встретила Козявочки осенью?(Другую Козявочку)
-
Кто выручил Медведя из беды, подсказал, что ему делать?(Лягушка)
| 8 | ||||||||||||||||||||||||||
13 | |||||||||||||||||||||||||||
4 | 7 | ||||||||||||||||||||||||||
5 | 6 | 12 | |||||||||||||||||||||||||
1 | 11 | ||||||||||||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||||||||||||
3 | 9 | 10 | |||||||||||||||||||||||||
3. Загадки к сказкам
Отгадай загадки и узнай героев сказок сборника «Аленушкины сказки». Вспомни название сказки, в которой они тебе встречались.
1. Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы –
Уши больше головы.
(Заяц, «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»)
2.Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
А когда придет весна,
Просыпается от сна.
(Медведь, «Сказка про Комара-Комаровича – длинный нос и мохнатого Мишку – короткий хвост»)
3. Самого не видно,
А песню слышно.
(Комар, «Сказка про Комара-Комаровича – длинный нос и мохнатого Мишку – короткий хвост»)
4. Колюч, да не еж,
В реке живет …(ёрш).
(Ёрш, «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу»)
5. Птичка-невеличка
Ножки имеет,
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок –
Получается прыжок.
(Воробей, «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу», «Сказочка про Козявочку»)
6. Быстро летает,
Всем надоедает.
Как лето кончается,
Еще и кусается.
(Муха, «Сказка о том, как жила-была последняя муха»)
7. Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая
Известная персона
Черная …(ворона).
(Ворона, «Сказочка про Воронушку – черную головушку и желтую птичку Канарейку»)
8. Дома в клетке живет,
Звонко песни поет,
Имеет ярко-желтый цвет,
Просит семя на обед.
(Канарейка, «Сказочка про Воронушку – черную головушку и желтую птичку Канарейку»)
9.Важно по двору ходил
Острым клювом шевелил,
Головой весь день мотал,
Что-то громко бормотал.
(Индюк, «Умнее всех»)
10. Ходит к речке смело
Он в наряде белом,
У него на ножках
Красный сапожки.
(Гусь, «Умнее всех»)
11. Он малиновую шапку
Не снимает круглый год.
Шпоры носит он на пятках,
Вместе с солнышком встает.
(Петух, «Умнее всех»)
12. У порога плачет,
Коготки прячет.
Тихо в комнату войдет –
Замурлычет, запоет.
(Кот, «Сказочка про Воронушку – черную головушку и желтую птичку Канарейку», « Притча о молочке, овсяной кашке и сером котишке Мурке»)
13. Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки ниодной.
(Ёж, «Умнее всех»)
3. Филлворд к сказке «Ванькины именины»
Найди среди букв некоторых героев сказки.
з | х | в | а | н | ь | к | а | ю | б |
в | м | п | э | о | к | с | и | т | б |
п | е | т | р | у | ш | к | а | ш | ц |
е | т | ц | а | е | н | ь | б | с | ы |
п | ё | ч | т | н | к | ц | з | ю | г |
ч | л | о | ж | е | ч | к | а | щ | а |
м | о | ф | в | к | р | г | й | д | н |
и | ч | ю | к | н | г | й | ч | г | с |
к | к | з | ф | х | у | и | и | м | ч |
б | а | ш | м | а | ч | о | к | а | п |
Ответы:
з | х | в | а | н | ь | к | а | ю | б |
в | м | п | э | о | к | с | и | т | б |
п | е | т | р | у | ш | к | а | ш | ц |
е | т | ц | а | е | н | ь | б | с | ы |
п | ё | ч | т | н | к | ц | з | ю | г |
ч | л | о | ж | е | ч | к | а | щ | а |
м | о | ф | в | к | р | г | й | д | н |
и | ч | ю | к | н | г | й | ч | г | с |
к | к | з | ф | х | у | и | и | м | ч |
б | а | ш | м | а | ч | о | к | а | п |
4. Кроссворд к сказке «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу», «Сказочка про Козявочку»)
По вертикали:
-
Что делила Аленушка поровну между папой, Лизой и собой?(Яблоки)
-
Кто на самом деле выкопал жирного червяка?(Бекасик)
-
В чем трубочист Яша носил свой обед?(Узелок)
По горизонтали:
-
Что стащил Воробей Воробеич у Яши?(Хлеб)
-
Что клевал Воробей Воробеич, когда трубочист Яша обедал на крыше? (Крошки)
- Какое слово выкрикнул Ёрш Ершович, чтобы Воробей Воробеич выронил свою добычу?(Ястреб)
-
Кто из птиц видел и мог подтвердить, что Воробей Воробеич врёт?(Утки)
-
Что хотел принести своему семейству Врорбей Воробеич, но выронил в реку?(Червяка)
| я | |||||||||||||||||
б | ||||||||||||||||||
х | л | е | б | |||||||||||||||
о | е | |||||||||||||||||
к | к | р | о | ш | к | и | ||||||||||||
о | а | |||||||||||||||||
я | с | т | р | е | б | |||||||||||||
и | ||||||||||||||||||
у | т | к | и | |||||||||||||||
з | ||||||||||||||||||
ч | е | р | в | я | к | |||||||||||||
л | ||||||||||||||||||
о | ||||||||||||||||||
к |
Ответы:
5. Игра «Слова рассыпались» по сказке «Пора спать»
Собери слова и вспомни, какие цветы встречались Аленке в сказке.
ОКЧИНАВДУ
УБНАЗЕКДА
КАВИСЁЛ
ЗКАВГОДИ
АЗРО
ЛОЛИКОКЬЧОК
КИАФЛА
ШАНЫДЛ
СОЛОТ
КВОЙЕЛ
ЦАИТГАИН
САЦНИРС
НАТПЬЮЛ
АЗИЯЛА
МИЯКЕЛА
ИЯЛЛИ
ЕХДОЯРИ
одуванчик
василёк
незабудка
гвоздика
роза
колокольчик
фиалка
ландыш
лотос
левкой
гиацинт
нарцисс
тюльпан
азалия
камелия
лилия
орхидея
6. Найди Родину для цветка (по сказке «Пора спать»)
Соедини стрелками название цветка со страной, из которой его привезли.
Долины Шираза
Палестина
Америка
Египет
азалия
лилия
гиацинт
роза
Ответы:
Д олины Шираза
П алестина
Америка
Египет
азалия
лилия
гиацинт
роза
7. Игра «Дополни фразу»
Вспомни сказки и поставь недостающие слова.
-
«…Старик ответил: «Нет ничего проще: всякая царица — …, и всякая … — …»
-
«Голодные птицы, как и голодные люди, делались … именно потому, что были голодны.»
-
«Подумайте, какая прелесть – пять комнат и всего … … .»
-
«Сделала Ворона голову набок, посмотрела и сказала:
— Ну ведь говорила я, что это … … .»
-
«Папа приносит четыре яблока и говорит: «Раздели пополам – мне и Лизе.» Я разделила на три части: одно яблоко дала папе, одно – Лизе, а два … .»
-
«Ну вот так-то лучше будет, Бекасик. Оба остались мы с тобой без обеда. Видно, мало еще … .»
-
«И Вволк убежал. Мало ли в лесу других зайцев можно найти, а этот был какой-то … .»
-
«…и Василёк сказал:
— …Одним словом, вы – наши дорогие гости, а ваш главный недостаток в том, что вы растете только для … людей, а мы растем для … .»
Ответы:
-
«…Старик ответил: «Нет ничего проще: всякая царица — женщина, и всякая женщина царица.»
-
«Голодные птицы, как и голодные люди, делались несправедливыми именно потому, что были голодны.»
-
«Подумайте, какая прелесть – пять комнат и всего одна муха .»
-
«Сделала Ворона голову набок, посмотрела и сказала:
— Ну ведь говорила я, что это не птица.»
-
«Папа приносит четыре яблока и говорит: «Раздели пополам – мне и Лизе.» Я разделила на три части: одно яблоко дала папе, одно – Лизе, а два взяла себе.»
-
«Ну вот так-то лучше будет, Бекасик. Оба остались мы с тобой без обеда. Видно, мало еще поработали .»
-
«И Волк убежал. Мало ли в лесу других зайцев можно найти, а этот был какой-то бешеный .»
-
«…и Василёк сказал:
— …Одним словом, вы – наши дорогие гости, а ваш главный недостаток в том, что вы растете только для богатых людей, а мы растем для всех.»
Сказки Мамина-Сибиряка стали популярны из-за своей простоты и поучительности. Произведениям этого писателя свойственны красочные описания и интересные образы героев-животных, что делает его сказки особенно увлекательными для детей. Многомудрый Литрекон представляет краткий пересказ сказки «Серая Шейка» — основные события в сокращении, что поможет вникнуть в суть произведения и подготовиться к ответу на занятии.
Краткий пересказ
(394 слова) Сказка «Серая шейка» начинается с описания сборов птиц для перелёта на юг. Холодная осень гонит всех: больших птиц (уток, гусей, лебедей) и маленьких, которые в своей спешке не замечают ничего вокруг.
Селезень и его жена Утка ссорятся, разговаривая о суете маленьких птиц, лени и родных детях. Спор дошёл и до обсуждения Серой Шейки, которая не могла летать из-за перекушенного Лисой крыла. Утка думает не лететь с остальными детьми на юг, боясь оставлять калеку-дочь одну в мерзлоте. Селезень хоть и любил Серую Шейку, но понимал, что не может ей помочь, ведь нужно заботиться и о других детях.
Сознавая скорую разлуку, Утка уделяет Серой Шейке много внимания, рассказывает и о других случаях, когда птицы переживали холодную зиму.
Всё больше холодало. Первые стаи птиц уже улетели на юг. Гнезда собирались в большие стаи, бывалые птицы обучали новичков — проходили последние приготовления. Всю последнюю ночь старая Утка провела с Серой Шейкой, давая ей наставления. И вот стая улетела: Серая Шейка осталась одна на реке, провожая взглядом семью.
Все последующие дни она наблюдала за тем, как по утрам замерзает река, и думала о своих родных. Однажды от скуки она зашла в лес и там повстречала Зайца. Он посоветовал ей остерегаться Лисы.
Когда выпал первый снег, река всё ещё не поддавалась полному замерзанию. Но в одну из ночей Серая Шейка не на шутку испугалась: вода оставалась лишь в самой середине реки. А на берегу появилась Лиса, которая прошлой весной повредила крыло утке. После короткого разговора Лиса ушла, но уже через несколько дней вернулась. Лиса начала ползти по льду к уточке, но так и не добралась до неё из-за опасности провалиться. Лиса приходила каждый день, но ей не удавалось схватить Серую Шейку.
Но и Зайцу пришлось столкнуться с опасностью. Как-то утром, играя с другими зайцами, он услышал тревожную весть об охотнике, который преследовал пушистых зверьков. Зайцам удалось сбежать, что очень расстроило охотника, ведь ему нужно было добыть шубу для жены. Устав от погони за зайцами, старик присел отдохнуть и увидел Лису на льду. Тут он и задумал пристрелить её, чтобы порадовать жену хотя бы воротником для шубы. Выстрел оказался неудачным, и, когда охотник прибежал ко льду, он увидел лишь уточку. Серая Шейка поведала старику о том, что она не смогла улететь с родными на юг из-за сломанного крыла. Тогда охотник решил забрать уточку себе, чтобы порадовать внучек, а заодно получить по весне маленьких утят от Серой Шейки.
Отзыв
(322 слова) Моё отношение к сказке «Серая Шейка» неоднозначно. С одной стороны, это прекрасная история о силе характера и воле к жизни. С другой стороны, произведение завершается не совсем тем благополучным исходом, которого пожелали бы читатели многострадальной уточке. Мы так и не узнали, воссоединится ли Серая Шейка с семьёй.
Мне понравилось, что Мамин-Сибиряк оставил всех героев с тем, что они заслужили: уточка обрела тёплый дом, Заяц не был пойман, Лиса, очевидно, сильно испугалась. Примечательно, что, несмотря на все неприятности, учинённые Лисой, автор оставляет её в живых. Это заставляет задуматься над тем, стоит ли прощать провинившихся, или их нужно наказывать в полной мере? Писатель склоняется к мысли о том, что жизнь расставит всё по своим местам.
Мораль сказки «Серая Шейка» актуальна в любые времена: нужно стойко переносить все трудности и неприятности, не переставая верить в себя. Эта простая истина обретает новые краски в произведении. Одинокая не по своей воле, раненная, оставленная в холоде, уточка находит в себе силы жить, хоть и боится завтрашнего дня. Серая Шейка не держит обиды, не злится, ведь она знает, что мама бы никогда не оставила бы её без веской причины.
Главная мысль произведения «Серая Шейка», реализованная на фоне образа утки, подчёркнута писателем для того, чтобы и читатели не теряли надежды в своей жизни. Автор стремится передать аудитории ту волю к жизни, то стремление дождаться весны, ту храбрость и силу, которыми обладает маленькая уточка. Это должно вдохновить читателя верить в себя и стремится к улучшениям в своей жизни. Мое впечатление от сказки «Серая Шейка» очень воодушевляющее.
Сказка «Серая Шейка» — это удивительная история о слабой физически и сильной духовно уточке, которая в итоге обрела свой дом. Это и история об охотнике, который взял к себе Серую Шейку. Пусть его целью было обрадовать внучек, но он всё же забрал уточку под свою ответственность и подарил ей тёплый дом. Сказка «Серая Шейка» учит нас быть сильными и добрыми, именно поэтому её хочется перечитать снова. Таково моё мнение о произведении Мамина-Сибиряка «Серая Шейка».
Автор: Татьяна Булычева
Конспект урока по литературному чтению
Класс: 3
Тема: Д. Н. Мамин-Сибиряк «Присказка к «Аленушкиным
сказкам»
Цель: знакомство детей с жизнью и творчеством Д.Н.
Мамина-Сибиряка, знакомство с присказкой к «Аленушкиным сказкам»
Задачи:
Образовательные:
1.
Познакомить с жизнью и творчеством
Д.Н. Мамина-Сибиряка;
2.
Познакомить детей с новым
произведением Д.Н. Мамина-Сибиряка присказкой к «Аленушкиным сказкам»;
3.
Формировать понятие о
литературных сказках;
4.
Формировать словарный запас
учащихся;
Развивающие:
1.
Развивать навык выразительного,
беглого чтения;
2.
Развивать творческие способности
учащихся;
3.
Способствовать развитию интереса к
чтению;
4.
Развивать память, внимание,
воображение.
Воспитательные:
1.
Воспитывать художественный вкус;
2.
Воспитывать интерес к
отечественной литературе;
Оборудование для учителя: учебник, портрет Д.Н. Мамина-Сибиряка, карточки с
заданиями, кроссворд, выставка книг
Оборудование для учащихся: учебник.
План урока
1.
Организация детей на
работу.
2.
Речевая разминка.
3.
Актуализация знаний.
Введение в тему.
4.
Изучение нового материала.
4.1. Работа с учебником.
4.2. Беседа после чтения.
4.3. Знакомство с жизнью и творчеством
писателя Д.Н.Мамина–Сибиряка.
5. Физкультминутка.
6. Знакомство с присказкой
к «Аленушкиным сказкам».
7. Беседа по прочитанной
присказке.
8. Подведение итогов
урока. Домашнее задание.
Ход урока
1. Организация детей на
работу
У.
На уроке я сижу,
Не стучу и не кричу.
Руку тихо поднимаю,
Если спросят, отвечаю.
2. Речевая разминка
Причитайте
текст медленно жужжащим чтением.
Сидит
в корзине девочка
У
мишки за спиной.
Он
сам, того не ведая,
Несёт
её домой.
Что
вы прочитали? К какому жанру относится этот текст? Сказка
А
из какой сказки этот текст? «Маша и медведь»
Прочитайте текст медленно
жужжащим чтением.
Удивляется
народ:
Едет
печка, дым идёт,
А
Емеля на печи
Ест
большие калачи!
Что
вы прочитали? Из какой сказки эти строчки? «По щучьему велению»
Что
объединяет эти сказки? Это русские народные сказки
Правильно.
Как вы думаете над чем мы будем работать сегодня на уроке? Над сказками
3.
Актуализация знаний. Введение в тему
С какими сказками мы будем
работать сегодня на уроке, вы узнаете, когда разгадаете кроссворд (Приложение
1).
Вопросы к кроссворду:
1.
Преданный друг маленькой собачки
из были Л.Н. Толстого. Лев
2.
Знаменитый художник, создатель
прекрасных картин и иллюстраций по мотивам русских народных сказок. Билибин
3.
Без чего не бывает басня? Морали
4.
Любитель природы, спаситель зайцев
из произведения Некрасова. Мазай
5.
Это объект неживой природы ночевал
на груди утёса – великана в стихотворении Лермонтова. Тучка
6.
Известный русский баснописец. Крылов
7.
В этом предмете обезьяна увидела
свой образ в басне Крылова. Зеркало
Попробуйте догадаться какое
ключевое слово спряталось в кроссворде? Литературные
Кто попробует полностью
сформулировать тему урока? Литературные сказки
4. Изучение нового
материалом
4.1. Работа с учебником
Правильно сегодня мы
открываем новый раздел учебника. Откройте страницу 179 и прочитайте как
называется новый раздел учебника. «Литературные сказки»
Как вы думаете, что такое
литературные сказки? Это авторские сказки, их написали писатели
Прочитаем об этом на стр.180.
Открываем учебники. Читаем по цепочке.
4.2. Беседа после чтения
На какие две группы можно
разделить сказки? Народные и авторские. Авторские сказки еще называют
литературными сказками.
В чём их отличие? Народные
сказки появились давным-давно. Долгое время народные сказки рассказывали устно
и просто запоминали. А записывать и печатать их стали гораздо позже. У народных
сказок нет автора. Литературная, авторская сказка – особая сказка. Она всегда
оригинальная, индивидуальная и необычная. У нее всегда есть автор.
А какие еще бывают сказки? Сказки
о животных, бытовые, волшебные
Рассмотрите рисунки в
учебнике (на экране). Что это за сказки?
Вспомните сказки, которые вы
читали раньше. Назовите свою любимую.
4.3. Знакомство с жизнью и
творчеством писателя Д.Н.Мамина -Сибиряка
Рассмотрите портрет и
прочитайте имя писателя с творчеством, которого мы познакомимся на уроке. Дмитрий
Наркисович Мамин-Сибиряк (1582-1912)
Д.Н.Мамин – Сибиряк родился в
небольшом заводском посёлке Пермской губернии, его отец был священником и
учителем в поселковой школе, мама работала в этой же школе учителем. Мамин
получил начальное домашнее образование, закончил пермскую духовную семинарию.
Учился на юридическом факультете Петербургского университета. Однако
получить законченное образование так и не смог.
Незаконченное образование не
помешало Мамину стать хорошим и любимым писателем взрослых и детей. Для детей
он написал более 130 сказок и рассказов.
Среди них известная вам сказка
о больной, но очень сильной и храброй уточке — «Серая шейка». На выставке
Особое место в творчестве
Мамина – Сибиряка занимает цикл «Алёнушкиных сказок». На выставке. Эти
сказки создавались от случая к случаю и первоначально не предназначались для
опубликования – они сочинялись и рассказывались тяжелобольной дочери, которой
трудно было засыпать по ночам. Потом кто-то из друзей писателя предложил
напечатать их.
Эти сказки не связаны между
собой. Каждая из них то отдельная история. В центре «Алёнушкиных сказок»-
животные, а вот люди в них редко встречаются.
Познакомимся с названиями
некоторых из них. Представлена выставка книг Д.Н. Мамина-Сибиряка:
Присказка, Сказка про храброго Зайца — длинные уши, косые глаза, короткий
хвост, Сказочка про Козявочку, Сказка про Комара Комаровича — длинный нос и про
мохнатого Мишу — короткий хвост
5. Физкультминутка
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнусь.
6. Знакомство с присказкой
к «Аленушкиным сказкам»
Ребята, что есть в любой
сказке? Вступление, основная часть, заключение
Как называется вступление? Зачин
Какие зачины вы помните? «В
некотором царстве…», «Жили-были…»
Ребята, а у некоторых сказок
кроме зачина есть еще и присказка. Что такое присказка? Вступление к сказке,
обычно не связанное с ее содержанием, короткий рассказ, прибаутка перед началом
сказки. Присказка как бы настраивает читателя или слушателя на особый лад,
готовит его к погружению в мир невероятных событий. Обычно присказка бывает к
одной сказке. А мы сегодня с вами познакомимся с присказкой, которая относится
к целому сборнику сказок, с присказкой к
«Алёнушкиным сказкам».
Прочитаем присказку на
стр.182 вслух, по цепочке.
7. Беседа по прочитанной
присказке.
Понравилась ли вам присказка?
В чём особенность присказки
писателя? Особенность ее в том, что она сразу к нескольким сказкам. В ней
собираются герои этих сказок.
О ком будет рассказываться в
сказках?
7. Подведение итогов
урока. Домашнее задание
С творчеством какого писателя
мы познакомились сегодня на уроке?
Что вы узнали о его жизни и
творчестве?
С какими сказками
познакомились на уроке?
В чём отличие литературных
сказок от народных?
Приложение 1