Характеристика юшки в рассказе платонова

Предмет: литература. класс: 8. умк: в.я.коровина. предметные умения: знать биографические факты жизни писателя, уметь анализировать художественный текст, находить необходимую информацию

Предмет: литература.

Класс: 8.

УМК: В.Я.Коровина.

Предметные умения: знать биографические факты жизни писателя, уметь анализировать художественный текст, находить необходимую информацию и строить устное или письменное высказывание.

Метапредметные результаты:

  • Познавательные УУД: формировать читательскую компетентность, логические универсальные учебные действия, анализировать объект, выделяя существенные и несущественные признаки, выбирать критерии для сравнения понятий. Строить логическую цепь рассуждений и доказательств. Уметь создавать, применять и преобразовывать схемы для решения учебных задач.
  • Регулятивные УУД: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что подлежит усвоению.
  • Коммуникативные УУД: понимать возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
  • Личностные УУД: Технология проблемного обучения.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

Задачи этапа: мотивация, актуализация предметных знаний, первоначальное обращение к проблеме урока.

Методы и приемы: Беседа.

Форма деятельности обучающихся: фронтальная и индивидуальная.

Ресурсное обеспечение: картина В.И.Сурикова «Боярыня Морозова», словари.

— Перед вами картина Василия Ивановича Сурикова «Боярыня Морозова». Что изображено на картине? Кто главный герой?

Но обратить я хочу не столько на стойкость боярыни в своей вере, сколько на человека, странно одетого для зимнего времени. Кто это, ребята?

Это юродивый. Обратите внимание на него, что можете рассказать о данном персонаже?

Обратимся к словарям С.И.Ожегова и В.И.Даля и ответим на вопрос, кого на Руси называли юродивым?

(В толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова «юродивый» —

ЮРОДИВЫЙ, -ая, -ое. 1. Чудаковатый, помешанный (разг.). 2. юродивый, -ого, м. Безумец, обладающий даром прорицания. || ж. юродивая, -ой (ко 2 знач.)

Владимир Иванович Даль «Толковый словарь живого великорусского языка»

ЮРОДИВЫЙ, безумный, божевольный, дурачок, отроду сумасшедший; народ считает юродивых Божьими людьми, находя нередко в бессознательных поступках их глубокий смысл, даже предчувствие или предведенье; церковь же признает и юродивых Христа ради).

— Целями мнимого безумия (юродства Христа ради) объявляются обличение мирских ценностей, сокрытие собственных добродетелей и навлечение на себя поношений и оскорблений. — Давайте обобщим полученные сведения и охарактеризуем юродивого.

(Он ходил раздетым в зимнее время, всегда носил крест на теле, жил по христианским заповедям, говорил каждому человеку правду, призывал покаяться. Например, Василий Блаженный указывал на грехи самому Ивану Грозному).

— Ребята, а что означает словосочетание «христианские заповеди»? Кто-нибудь их знает?

3. Целеполагание

Задачи этапа: создание проблемной ситуации, формулировка проблемного вопроса урока.

Методы и приемы: Беседа.

Проблемный вопрос: — Можно ли связать юродивых и героя рассказа А.П.Платонова «Юшка»?

— Что мы будем делать на уроке? Как можно определить тему нашего урока, связав ее с христианскими мотивами?

— Поставьте учебные задачи на урок.

  • Проанализировать рассказ А.Платонова «Юшка».
  • Сравнить главного героя с юродивыми.
  • Найти христианские мотивы в произведении.

4. Изучение нового материала

Задачи этапа: решение проблемной ситуации, открытие новых знаний.

Метод: анализ текста (прием кластера, прием сравнения).

Форма деятельности: индивидуальная, парная.

Давайте найдем описание главного героя в тексте и сравним его с юродивым.

Рабочий лист №1. Составьте в парах кластер образа Юшки.

Проверка по образцу учителя.

Рабочий лист №2. Сравните юродивого и героя рассказа Платонова «Юшка», выявите как можно больше их общих, особенных и единичных признаков. Результат сравнения сформулировать в виде суждений по карточке.

«Сравнительная характеристика юродивого и Юшки».

1. По сравнению с юродивым, который проповедует о Боге и призывает покаяться, Юшка просто любит людей и не отвечает злом на зло.

2. Так же, как и юродивый, Юшка относится к представителям «лишних людей».

3. Как юродивый, так и Юшка живет бедно, ходит в одной и той же одежде и скудно питается.

4. Сравнивая юродивого с Юшкой, можно сказать, что они оба живут по христианским заповедям: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя».

5. Кроме юродивого, ещё и Юшка навлекал на себя оскорбления и поношения.

6. В отличие от юродивого, который «ругал пороки мира», Юшка просто любил людей и не осуждал их.

— Можно ли Юшку назвать юродивым? А святым?

Вывод: есть в герое что-то и от святого, и от юродивого, но он простой человек, живущий по христианским заповедям: возлюби ближнего твоего, как самого себя. (Евангелие от Марка) Как святой, Юшка много трудился и принял мученическую смерть.

Рабочий лист №3. Заполнение таблиц. Работа с текстом.

Проанализируйте текст и заполните таблицу.

Как к герою относятся взрослые жители?

Как Юшка реагирует на поступки людей?

Как к Юшке относятся дети? Почему?

Как Юшка реагирует на зло детей?

— Какой прием использует автор для характеристики героя, акцентируя внимание на отношение к нему жителей поселка? (Автор использует прием противопоставления).

— Ваше отношение к поведению людей?

— В наше время можно встретить такое отношение к людям? (Конечно, особенно такое отношение к людям без определенного места жительства).

— Как ведет себя Юшка, когда его оскорбляют? Как это характеризует героя?

Вывод: Юшка — милосердный и сострадательный, отзывчивый к чужим бедам человек, добрый и сердечный. Он растил сироту, «не ел сахара, чтобы она ела».

— Почему Юшке помог рабочий? (Платонов много работал и уверен, что тот, кто работает, кто знает цену труду, не может обижать других людей).

Рабочий лист №4. Роль эпизодов с природой в произведениях Н.Некрасова и А.Платонова.

Сравните отрывок стихотворения Н.А.Некрасова «Железная дорога» и эпизод из рассказа А.Платонова «Юшка», можно ли найти связь между ними?

Николай Алексеевич Некрасов «Железная дорога»

Славная осень! Здоровый, ядреный

Воздух усталые силы бодрит;

Лед неокрепший на речке студеной

Словно как тающий сахар лежит;

Около леса, как в мягкой постели,

Выспаться можно — покой и простор!

Листья поблекнуть еще не успели,

Желты и свежи лежат, как ковер.

Славная осень! Морозные ночи,

Ясные, тихие дни…

Нет безобразья в природе! И кочи,

И моховые болота, и пни —

Всё хорошо под сиянием лунным,

Всюду родимую Русь узнаю…

Быстро лечу я по рельсам чугунным,

Думаю думу свою…

Андрей Платонович Платонов (Климентов)

«Юшка»

В июне или августе месяце Юшка надевал на плечи котомку с хлебом и уходил из нашего города. В пути он дышал благоуханием трав и лесов, смотрел на белые облака, рождающиеся в небе, плывущие и умирающие в светлой воздушной теплоте, слушал голос рек, бормочущих на каменных перекатах, и больная грудь Юшки отдыхала, он более не чувствовал своего недуга — чахотки. Уйдя далеко, где было вовсе безлюдно, Юшка не скрывал более своей любви к живым существам. Он склонялся к земле и целовал цветы, стараясь не дышать на них, чтоб они не испортились от его дыхания, он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво, и долго всматривался в их лица, чувствуя себя без них осиротевшим. Но живые птицы пели в небе, стрекозы, жуки и работящие кузнечики издавали в траве веселые звуки, и поэтому на душе у Юшки было легко, в грудь его входил сладкий воздух цветов, пахнущих влагой и солнечным светом.

(Нет безобразия в природе, безобразие только в отношении людей).

5. Итог урока

Какие задачи мы ставили в начале урока? Раскрыли мы заявленную тему?

Вывод: верующие и атеисты живут или стараются жить по заповедям, прописанным в Библии или Коране. Это законы естественные, человеческие, игнорируя их, в нас просыпаются животные инстинкты, ведущие к убийству ближнего.

(Авторская позиция)

Что хотел сказать читателям автор? Какие проблемы (вопросы) ставит?

Ответы:

Как жить в человеческом обществе, когда столько зла?

Зачем жить, для чего? (В чем смысл жизни?)

(Всякое, каждое, любое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. (см.: Мф. 3: 8)

Может ли человек ставить себя выше других? (эпизод с пьяным)

Домашняя работа: Письменно ответить на предложенные А.П.Платоновым вопросы. Объем — 2,5 страницы.

Анализ рассказа «Юшка» (А. Платонов)

Рассказ «Юшка» А. Платонова — это небольшое, но глубокое по смыслу произведение. Автор говорит с читателями о происхождении добра и зла и о присутствии этих противоположных понятий в обществе.

С помощью этого рассказа Платонов затрагивает и поднимает нравственные вопросы и проблемы, существующие в жизни общества. Отношения между людьми, людское равнодушие, травля, унижения, жестокость – все это писатель изображает на протяжении всего произведения.

Главным героем рассказа Платонова является Юшка, человек добрый, незлобивый, любящий людей и все живое, но живущий в злом и жестоком мире. На примере его жизни, отношения к нему людей и его смерти автор говорит о дефиците любви, добра, сострадания и милосердия в обществе.

Из истории написания

Рассказ «Юшка» А. Платонов написал в 1935 году, но опубликовали его лишь через тридцать лет, в 1966 г., уже после смерти автора. Долгое время тексты Платонова почти не издавались, потому что были запрещены.

В тот тяжелый для страны реакционный период, когда людей арестовывали, ссылали в лагеря, расстреливали, было трудно говорить о добре и сострадании. И образ милосердного, жалкого и малахольного персонажа, имеющего непривлекательную внешность, непринятого обществом, безропотно сносящего всякую жестокость, насмешки, издевательства, был не интересен и не нужен.

Но Платонов даже в то тяжелое время понимал, что злу можно противопоставить только добро, и оно должно быть настоящим, без кулаков.

Жанр и смысл названия рассказа

Произведение Платонова «Юшка» относится к реалистическому направлению в литературе, хотя некоторая обобщенность персонажей в рассказе указывает на его сходство с притчей.

В названии рассказа фигурирует уменьшительная форма имени Ефим. Так зовут главного героя – Ефим Дмитриевич. Но из-за его кротости, слабости, болезненности, беззащитности окружающие зовут его Юшкой, они даже забыли настоящее имя героя.

«Юшка» – это слово из местного диалекта русских южан имеет 2 смысла: 1. Жидкая похлебка. 2. Кровь.

В название рассказа Платонов вкладывает оба смысла. Первый, что герой мягкий, не имеющий четкой формы, словно жидкость. Подразумевая второй смысл, автор предсказывает, что герою предстоит пройти трудный и мучительный путь, страдая от людской жестокости.

Суть рассказа, характеристика главного героя

В рассказе «Юшка» повествуется о больном и состарившемся рано помощнике кузнеца Юшке. Портрет его внешности скорее отталкивающий, чем привлекательный. Автор рисует тщедушного, изнуренного мучившей его чахоткой, слабого человека. Ему 40 лет, а выглядел он, как старик. Он был не от мира сего, даже глаза у него не такие, как у всех, а белые, как у слепца.

Он из года в год носит одну и ту же одежду, экономит на своем питании. Очень любит природу, каждую былинку, цветок, любит людей и не замечает зла окружающих его взрослых и детей.

За то, что Юшка не похож на других, а также за его беззащитность, слабость, незлобивость, доброту его не любят окружающие и всячески измываются над ним. Юшку преследуют и бьют дети, обижают пьяные или озлобленные взрослые. Он это все безответно и безропотно сносит. В итоге герой погибает.

Темы и проблемы рассказа

В своем рассказе автор поднимает проблемы морали, нравственности, гуманизма и милосердия в обществе. В произведении прослеживаются темы добра и зла, любви и неприязни, сострадания и жестокости, самопожертвования.

Проблематика рассказа раскрывает противостояние добра и зла, людского равнодушия и озлобленности, а также автор затрагивает тяжелую и безрадостную жизнь людей, делавшую их такими, их безразличие и равнодушие.

В процессе этого противостояния добро погибает, но потом возрождается с появлением девушки-сироты, приемной дочери Юшки, которую он вырастил и выучил.

Рассказ А. Платонова «Юшка» учит нас быть милосердными, сострадательными, принимать людей со всеми их недостатками, быть толерантными друг к другу.

Анализ рассказа «Юшка» (А. Платонов)

Рассказ А. Платонова «Юшка» — это попытка писателя поговорить о природе добра и зла. Писатель делает своим героем человека, искренне любящего людей и не признающего жестокости, и на его примере говорит о нехватке любви и милосердия, которые могли бы спасти мир. Многомудрый Литрекон предлагает анализ рассказа «Юшка» по плану, который поможет разобрать идеи и особенности этого небольшого, но глубокого произведения.

История создания

Рассказ «Юшка» был написан А. Платоновым в 1935 году, но вышел в свет только спустя тридцать лет, уже после смерти писателя — в 1966 году. Его работы почти не печатались, так как были признаны опасными для режима. Кроме того, этот период истории СССР признан реакционным: аресты, политические дела, трудовые лагеря — все это угнетало общество и печать. Казалось бы, зачем в такое время писать о милосердном, но жалком и малохольном герое, который жестокости может противопоставить только терпение? Этому городу нужен другой герой! Но нет, Платонов уже тогда, во времена мировых войн, эпидемий и катастроф, понимал, что злу можно противопоставить только добро, и оно без кулаков.

В 30-е годы автор пережил глубокую депрессию: многие его коллеги и друзья были арестованы, убиты или сидели без работы по призванию, потому что режим объявил им бойком. Все люди, неугодные партийной повестке дня, были вычеркнуты из жизни общества. Над семьей Климентовых (такова настоящая фамилия писателя) сгущались тучи. Уже после написания «Юшки» его сына посадят на 10 лет в лагеря, где он заболеет туберкулезом, а потом заразит им всю семью писателя. Вот так «хорошо» жилось людям при Сталине, которого сейчас принято ставить в пример…

К моменту написания текста А. Платонов был уже сформировавшимся писателем. Он работал в сферах журналистики, кино, сценарного дела, но в глубине души оставался философом. В своем рассказе он поднимает вопросы жестокости и милосердия, а также равенства людей и значимости каждого отдельного человека.

Жанр, направление

Традиционно «Юшку» А. Платонова относят к жанру рассказа и реалистическому направлению. Небольшое по объему произведение имеет одну сюжетную линию и раскрывает жизнь нескольких центральных персонажей.

В то же время неопределенность времени и места повествования, а также нравственные уроки, которые дает автор, позволяют говорить о притчевом характере текста. Каждый из героев представляет живой, но несколько обобщенный характер, характерный для притчи или назидательной истории.

Смысл названия

Почему рассказ был назван «Юшка»? В название рассказа вынесено имя центрального персонажа. Юшка – это уменьшительная форма имени, которая образовалось от южнорусского варианта имени Ефим. Из-за кротости и болезненности героя никто из окружающих и не думает называть этого человека Ефимом Дмитриевичем – они даже забывают, что таково настоящее имя Юшки.

Слово «юшка» в южнорусском диалекте также имеет значение жидкой похлебки, жидкости вообще и даже крови. Это делает имя героя говорящим. Со стороны он кажется мягким и бесформенным, как вода, но сравнение с кровью дает намек на тяжелый путь героя и те муки, которые ему предстоит вынести из-за людской жестокости.

Суть: о чем?

В центре рассказа «Юшка» оказывается больной и рано состарившийся помощник кузнеца, которого все называют Юшка. Своим внешним видом и привычками герой напоминает блаженного. Он получает жалованье, но ничего себе не покупает, все время носит одну и ту же одежду, а главное – как будто совсем не замечает зла окружающего мира.

Люди не любят и обижают Юшку. Дети, завидев этого странного человека, начинают дразниться и кидать в него комьями грязи. Взрослые, особенно если они чем-то расстроены или пьяны, свирепеют от его странности и кротости. Никто не понимает, почему Юшка не злится в ответ, почему лишь улыбается и радуется, словно один знает что-то важное и недоступное для остальных.

Это знание Юшки – его вера в то, что он нужен людям. Что они любят его, просто совсем не умеют правильно выразить свою любовь. Еще одна тайна помощника кузнеца открывается только после его смерти: есть осиротевшая девочка, которую он устраивает в семью, а затем отправляет учиться и тратит на это все свои сбережения. Отучившись на врача, девушка приезжает в город и узнает о смерти своего приемного отца, но все равно решает остаться, чтобы помогать людям.

Главные герои и их характеристика

Главный герой рассказа Юшка (мужчина 40 лет) на первый взгляд кажется стариком, но оказывается, что изнуренным и слабым он выглядит из-за мучившей его болезни. Особый акцент в портрете делается на глазах героя:

«Глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как неостывающие слезы».

Возможно, именно поэтому Юшка видит мир не таким, каким он является на самом деле: любит в нем все живое и совсем не замечает зла и агрессии. Когда Юшку очередной раз избивают на улице, дочь кузнеца замечает, что лучше бы ему умереть, чем жить такой жизнью, на что герой заявляет: «Меня, Даша, народ любит». Старик объясняет, что «сердце в людях бывает слепое», поэтому они не всегда могут правильно выразить свою любовь, однако он чувствует, что нужен людям, и не злится на них.

Подтверждением того, что герой проживает свою жизнь не напрасно, является приезд в город его приемной дочери. Оказывается, что тайно ото всех герой помогал оставшейся одной сироте: устроил ее сначала в семью, затем в школу с пансионом, каждый год навещал и привозил деньги. Девушка вырастает доброй и отзывчивой, она учится на врача и желает вылечить столько сделавшего для нее человека, но не успевает. И все же она остается в городе, устраивается в больницу для чахоточных и всю жизнь посвящает помощи людям, для которых навсегда становится «дочерью доброго Юшки».

Центральными в рассказе «Юшка» становятся темы жестокости и милосердия.

  1. Добро и зло. Люди не понимают и не принимают непохожего на них Юшку. Их приводит в негодование способность старика довольствоваться самыми простыми вещами, годами обходиться без чая и новой одежды, изо дня в день прилежно выполнять всю черновую работу в кузнице, выносить постоянные издевательства и при этом не злиться на жизнь, а любить ее. Людям становится просто и привычно вымещать свою агрессию на том, кто кажется другим, кто не может или не хочет им отвечать. Жестокость принимается ими за норму, и норма эта разбивается только с гибелью Юшки. Проститься с помощником кузнеца приходит весь народ, который не сразу, но понимает, как этот человек на самом деле был нужен.
  2. Еще одна важная тема рассказа «Юшка» – любовь к людям, к миру и всему живому. Юшка твердо уверен, что нужен людям. Эта вера позволяет старику улыбаться и радоваться в ответ на обидные крики детей или оскорбления прохожих. Он способен видеть и чувствовать красоту мира, но не выставляет это напоказ. Только раз в год, уйдя подальше от города и его суеты, этот человек мог наслаждаться благоуханием трав и лесов, целовать цветы, слушать пение птиц и на время забывать о своей тяжкой жизни и болезни. Тайно ото всех он помогал бедной сироте, из которой сумел вырастить такого же чуткого и доброго человека.
  3. Сострадание. Юшка умел сочувствовать людям и видел их боль, поэтому позволял им вымещать злобу. Также его отзывчивость выражается в самопожертвовании ради сироты. Он ограничивал себя во всем, зато помог девочке обрести профессию и выйти в люди.

Проблемы

Проблематика рассказа «Юшка» представлена Многомудрым Литреконом ниже:

  1. А. Платонов в своем рассказе затрагивает проблему вечного противостояния добра и зла. С одной стороны оказывается человеческая жесткость. Люди могут быть жестоки по своей натуре, но чаще их озлобляют тяжелые обстоятельства и испытания. Прохожие, которые обижают Юшку, обычно чем-то расстроены и единственный выход своей злобе видят в возможности выплеснуть ее на беззащитного человека. Как говорит сам Юшка, они «слепы сердцем» и просто не знают, что можно по-другому. С другой стороны противостояния – бескорыстное добро, которым отвечает людям главный герой повествования. Оно становится для автора символом истинной любви к людям и миру.
  2. Еще одна поднятая А. Платоновым проблема – равенство всех людей, каждый из которых приходит в этот мир со своей миссией. К большому сожалению автора, не все готовы понимать и принимать это равенство. Жизнь Юшки кажется окружающим недоразумением и трагедией. То, как он был нужен, горожане понимают только после его гибели.
  3. Непонимание. Люди не в состоянии понять того, кто хоть в чем-то отличается от них. Они готовы слепо осуждать Юшку, выдумывать небылицы, открыто оскорблять его, лишь бы оправдать слепоту своего сердца.

Основная идея

Нравственный смысл рассказа «Юшка» можно вывести из всего жизненного пути, который проходит герой. Его основной принцип – любовь и принятие людей со всеми их пороками и недостатками. Юшка остается кротким и добрым, когда его дразнят и бьют, потому что верит, что люди поступают так не из злобы, а по непониманию и неведению. Возможно, единственный раз он «осерчал в ответ», когда встреченный прохожий усомнился, что жизнь Юшки не пуста и для чего-то нужна. Вера Юшки проста и чиста, поэтому он с уверенностью заявляет:

«Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен, как и ты, без меня тоже, значит, нельзя…».

Почему после смерти Юшки всем стало хуже? Автор отмечает, что после ухода Юшки жизнь в городе меняется:

«Теперь вся злоба и глумление оставались среди людей и тратились меж ними».

Добрый Юшка как будто служил все это время громоотводом для человеческой злости. Он безропотно принимал все обиды и оскорбления, потому что верил, что нужен и по-своему любим каждым из обидчиков. Такова главная мысль рассказа «Юшка». Без него люди начали выплескивать вся свою злобу и горечь друг на друга. Возможно, некоторые из горожан интуитивно поняли, какую ношу тащил на себе этот странный человек. Неспроста столяр извиняется за всех перед уже погибшим Юшкой, а проститься с героем собирается весь народ.

Чему учит?

Нравственные уроки, которые даются в рассказе «Юшка», оказываются созвучны основным библейским заповедям. Прежде всего, это утверждение бескорыстной любви к ближнему и мысль о том, что на насилие нельзя отвечать злом. Вся жизнь Юшки становится подтверждением этих истин. Он честно и прилежно работает, несмотря на тяжелую болезнь. Он любуется красотой и совершенством мира. Кроме того, Юшка отдает свою заботу и свои сбережения на содержание девочки-сироты. Он растит для мира доброго и отзывчивого человека. Автор учит нас ценить каждого человека, ведь судить окружающих и наклеивать им ценники мы не вправе.

Возможно, в неожиданном приезде его приемной дочери в город, в ее стремлении остаться и помогать людям – основной смысл всего рассказа. Человек волен не отвечать на зло, и тогда своим добром он даст жизнь новому добру. Вот о чем заставляет задуматься рассказ «Юшка».

Критика и художественные особенности

Рассказ написан А. Платоновым простым и понятным языком, в нем нет так много длинных описаний или рассуждений. Тем не менее, в отдельных емких чертах и деталях писателю удается передать трагизм судьбы своего героя и собственное отношение к происходящему. Писатель показывает, что Юшке удается не только смирять, принимая на себя, злобу других людей, но и продолжить свое дело, вырастив чуткую, отзывчивую девушку, готовую лечить людей и облегчать их страдания.

Исследователями отмечалась близость персонажа А. Платонова к образу Христа. Юшка уверен, что люди не злы, просто не умеют правильно выразить свою любовь, он как может облегчает их страдания и трагически гибнет, принимая на себя всю их злость и жестокость.

Простой и глубокий рассказ А. Платонова «Юшка» помогает задуматься о жестокости и милосердии, о равенстве людей и о силе, которую несет в мир добро.

Анализ «Юшка» Платонов

Анализ «Юшка» Платонов

Произведения А. Платонова учат читателей быть добрыми друг к другу, милосердными. Автор осуждает человеческую жестокость и чёрствость, помогая сделать правильные выводы. Ярким образцом этого пласта его творчества является рассказ «Юшка». Сюжет и герои его незамысловаты, но благодаря вечным мотивам доброты, сострадания произведение заняло важное место в литературном наследии русских авторов. Школьники изучают «Юшку» в 7 классе. В статье представлен анализ рассказа, который поможет быстро и качественно подготовиться к уроку и ЕГЭ.

Краткий анализ

Год написания – 1935.

История создания – Произведение было создано в первой половине ХХ века, а опубликовали его лишь в 1966 г. в сборнике «Избранное».

Тема – В произведении А. Платонов затронул темы доброты и милосердия, а также человеческой жестокости.

Композиция – Организация рассказа несложная. Сюжет развивается последовательно. Важную роль в раскрытии заявленных тем играют портреты Юшки и его приёмной дочери. Произведение охватывает достаточно большой промежуток времени благодаря стремительному развитию событий.

Жанр – Рассказ.

Направление – Реализм.

История создания

История создания произведения практически не исследована. Но определённые выводы можно сделать, если учесть биографию писателя. Год написания «Юшки» – 1935. К этому времени А. Платонов уже сформировался как писатель, успел поработать в редакциях. Но Сталин запретил публиковать произведения Платонова, считая их опасными для режима. В тот период А. Платонов практически не печатался.

Рассказ «Юшка» увидел мир в 1966 г. в сборнике «Избранное». Критика положительно отзывалась о произведении.

для самых рациональных —

для самых компанейских —

для самых занятых —

Анализ рассказа «Юшка» следует начинать с характеристики тем и образов.

В русской литературе первой половины ХХ века активно развивались мотивы революций, войны, однако некоторые писатели даже в таких условиях отдавали предпочтение моральной проблематике. Не исключение и А. Платонов.

Основные темы «Юшки» – милосердие и доброта, а также жестокость. Для их реализации автор создал оригинальную систему образов. В центре произведения Ефим, которому деревенские жители дали прозвище Юшка. С ним мы знакомимся в начале рассказа. А. Платонов создает детальный портрет героя: ему сорок лет, но выглядит он как старик. Организм Юшки изнурен чахоткой и тяжёлой работой.

Ефим был помощником кузнеца. К работе относился очень ответственно. В начале произведения автор держит интригу: читателю интересно, зачем Ефим копил деньги. Далее оказывается, что весь свой заработок герой отдавал приёмной дочери, жившей в городе.

В деревне Ефима недолюбливали. Односельчане сгоняли на беззащитном Юшке злость, хотя он ничего худого им не делал, наоборот, всегда готов был прийти на помощь. Как-то Юшку побили. За ним ухаживала хозяйская дочь. Диалог между этими героями как нельзя лучше демонстрирует внутренний мир Юшки.

Девушка приговаривала, что лучше бы Ефим умер. Она не понимала, зачем так жить. Ответ работника удивил её: « Меня, Даша, народ любит! ». Поступки односельчан герой оправдывал со свойственным ему простодушием: « Сердце в людях бывает слепое ».

Судьба Юшки сложилась трагически: его походя, невзначай убил односельчанин. В деревню приехала приемная дочь Юшки. Оказалось, девушка училась на врача и очень хотела вылечить отца. Кажется, ей передалась доброта Юшки. Девушка осталась в деревне, чтобы бескорыстно помогать людям.

Смысл названия можно толковать по-разному. При помощи него автор концентрирует внимание на главном герое. Кроме того, просторечное значение слова «юшка» – кровь, а мы знаем, что героя не раз избивали до крови.

Идея произведения – воспевание лучших моральных качеств человека. Автор показывает, что без таких людей, как Юшка, мир стал бы жестоким.

Основная мысль: нужно учиться видеть в людях хорошее, даже если прекрасные качества скрыты под непривлекательной внешностью. Это то, чему учит читателя А. Платонов.

Композиция

Организация рассказа отличается простотой. Сюжет развивается последовательно. Условно его можно разделить на несколько частей: рассказ о внешности Юшки и его взаимоотношениях с односельчанами, разговор Юшки и Даши, рассказ о ежегодном отъезде Юшки, смерть героя, приезд приёмной дочери Ефима в деревню. С каждой частью автор все больше углубляется в главные проблемы.

Важную роль в раскрытии заявленных тем играют портреты Юшки и его приёмной дочери.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Юшки».

Жанровая характеристика – обязательный пункт плана литературного разбора. «Юшка» А. Платонова – это рассказ, В нём можно заметить такие признаки малого литературного жанра: небольшой объем, внимание автора сконцентрировано на одной сюжетной линии, система образов неразветвленная, 1–3 главных героя. Направление произведения – реализм, так как автор правдиво описывает человеческую жизнь.

  • Характеристики ашика кериба из сказки а ю лермонтова
  • Характеристика чернушки из сказки черная курица или подземные жители
  • Характеристика яшки из рассказа тихое утро
  • Характеристика чародейки из сказки спящая царевна
  • Характеристика челкаша и гаврилы из рассказа челкаш