Литературоведческие понятия в начальной школе.
Баллада – лирическое стихотворение на историческую, обычно легендарную тему.
Басня – жанр сатирической поэзии нравоучительного характера. Персонажами чаще всего выступают звери, птицы, рыбы, насекомые, растения.
Былина – вид устного народного творчества, героическая песня повествовательного характера. Былины повествуют в основном о богатырях – защитниках родины, отражают нравственные идеалы народа.
Гимн – торжественная песня, стихотворение на возвышенную тему.
Гипербола – (преувеличение), слово или образное выражение для усиления художественного впечатления: «море цветов».
Диалог – разговор между двумя лицами.
Драма – один из ведущих жанров драматургии. В основе драмы – частная жизнь человека в конфликтных отношениях с судьбой, обществом, самим собой. Предназначена для исполнения актёрами на сцене.
Житие – литературное произведение, рассказывающее о жизни святых. Герои жития – исторически существовавшие люди.
Завязка – событие, знаменующее начало развития действия.
Запев – краткая вступительная часть. Встречается в былинах, исторических песнях, сказках, балладах.
Зачин – традиционное начало.
Идея – основная главная мысль, замысел, «жизненный урок», вытекающий из всего произведения.
Историческая песня – отклик народа на события общественной и военной истории.
Комедия – драматическое произведение с весёлым, смешным сюжетом.
Композиция – построение художественного произведения.
Конфликт – борьба, столкновение действующих сил. Он раскрывается в сюжете и композиции.
Кульминация – момент наивысшего напряжения в развитии действия, перелом.
Литота – намеренное преуменьшение, например: «мужичок с ноготок».
Логическое ударение – это выделение силой голоса главного (важного) слова в предложении или стихотворной строке.
Метафора – слова, выражения, сближающиеся по сходству их значений, например: «весна идёт», «железное здоровье».
Метонимия – замена одного слова или понятия другим на основе связи их значений, например: «читать Пушкина» — вместо читать стихи Пушкина.
Мораль – в русской поэзии строки басни с нравоучительным выводом.
Образ – тип, характер, воображение, изображение реальных персонажей.
Ода – торжественное стихотворение, посвящённое какому-нибудь историческому герою или событию.
Оксиморон (остроумно-глупое) – сочетание противоположных (контрастных) по значению слов, например: «живой труп», «горячий снег», «убогая роскошь».
Олицетворение – описание животных с наделением их человеческими чувствами, мыслями, речью.
Песня – небольшое поэтическое произведение, обычно куплетное. Предполагается, что оно будет положено на музыку.
Повесть – литературное повествовательное произведение. Она меньше романа, но больше рассказа.
Поэма – большое стихотворное произведение на историческую, Героическую или лирическую тему.
Пролог – вступительная часть, подготавливающая читателя к дальнейшему развёртыванию сюжета.
Развязка – заключительная часть произведения, исход событий, разрешение конфликта между действующими лицами.
Рассказ – малая форма эпической прозы. Имеет небольшой размер, малое число персонажей, быстрое развитие сюжета.
Рифма – созвучие концов стихотворных строк.
Роман – повествовательное произведение со сложным сюжетом и многими героями, большая форма эпической прозы.
Сага – эпические сказания о богах и легендарных героях, исторических деталях.
Сарказм – высокая степень иронии, злая насмешка.
Сатира – вид художественной литературы в прозе и стихах, высмеивает отрицательные явления действительности.
Сказание – рассказ исторического или легендарного содержания.
Сказка – древнейший жанр повествовательной литературы преимущественно фантастического характера, имеющий целью нравоучение или развлечение.
Сравнение – сопоставление изображаемого предмета с другим предметом по их общим признакам, например: «лук – дед», «морковь – девица».
Стихотворение – поэтическое произведение. Обычно изображает человеческое переживание, вызванное различными жизненными обстоятельствами.
Строфа – сочетание двух или более стихотворных строк с определённой рифмовкой, проводимой через всё стихотворение.
Сюжет – последовательность и связь описания событий, развитие действия, ход событий (план).
Тема – то, что положено в основу, главная мысль литературного произведения, основная проблема, поставленная писателем.
Трагедия – один из видов драмы, в основе которого лежит конфликт. Трагедии заканчиваются, как правило, гибелью героя.
Фабула – цепь событий в их логической последовательности.
Характер – отличительная черта, признак, особенность.
Экспозиция – вступительная часть литературного произведения, содержащая мотивы, которые развиваются в дальнейшем.
Эпиграмма – (греч., надпись), короткое сатирическое стихотворение, высмеивающее какое-нибудь определённое лицо.
Эпитет – образное определение предмета или явления в виде скрытого сравнения, например: «добрый молодец», «красна девица», «чистое поле», «громкий голос».
Эпос – род литературы, литературно-художественное произведение повествовательного характера. Жанры эпоса: роман, повесть, рассказ.
Будь человеком.
Уроки литературы как уроки доброты
«По лесу шли дедушка и мальчик, было жарко, и они напились из ручья.
— Спасибо тебе, ручей, — сказал дедушка.
Мальчик рассмеялся:
— Вы зачем сказали ручью «спасибо»? Ведь ручей не живой, не услышит ваших слов, не поймёт вашей благодарности.
— Если бы напился волк, он бы спасибо не сказал. А мы не волки – мы люди». (В. А. Сухомлинский).
Да, мы люди. Но почему из нашей жизни уходят такие понятия, как доброта, милосердие, отзывчивость, сочувствие, одним словом, — человечность? Почему мы зачастую стесняемся показать свои добрые чувства, считая их проявлением слабости?
Современная школа вносит определённый вклад в решение проблем, связанных с преодолением духовного кризиса в обществе (рост преступности, алкоголизма, наркомании, беспризорности, суицида, экстремизма) и воспитание такого человека, для которого нормы и правила общественной морали выступали бы как собственные взгляды и убеждения.
Перед нами, филологами, проблема духовно-нравственного и патриотического воспитания стоит особо. Литература позволяет на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся. Причём, происходит это ненавязчиво, но целенаправленно, ведь в наших руках сильное оружие – слово, художественная речь, книга. «Книга – это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых человеку, заступающему на его место», — говорил А. И. Герцен.
Сталкиваясь ежедневно с книгой, я имею богатейший материал для воспитания юных сердец. Духовно-нравственное воспитание, как отмечал в своё время И. Г. Песталоцци, нацелено на «возвышение сердца» ребёнка – центра духовной жизни. Развитие духа, воспитание чувства доброты, справедливости и любви – главное, что определяет образование сердца. А воспитание сердца не менее важно, чем воспитание ума. И мы все вместе, родители и педагоги, должны воспитать таких детей, которые умеют ценить и творить добро, быть отзывчивыми и милосердными.
Что помогает урок литературы сделать уроком доброты?
Это позволяет само содержание предмета. Наша классическая литература – это кладезь мудрости, духовного богатства. Её всегда волновали вопросы нравственного совершенствования человека, его духовного роста. В числе писателей, поставивших в центр своего творчества нравственные проблемы личности можно назвать Л. Н. Толстого, В. П. Астафьева, В. Г. Распутина, Ч. Айтматова, А. А. Лиханова, Д. С. Лихачёва и многих других. Их произведения – это и есть уроки доброты, которые они завещали нам. И моя задача как учителя эти уроки сделать актуальными для современного школьника, подвести его к мысли, что самая главная профессия в жизни – это быть человеком.
Формулировкой темы урока подчёркиваю, над какой нравственной категорией мы сегодня будем работать: «Доброта творит чудеса» (урок по изучению сказки К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб» в 5 классе, «Нужны ли нам праведники?» (урок по изучению рассказа А.И. Солженицына «Матрёнин двор» в 9 классе, «Надо человеком быть» урок по изучению рассказов В.М. Шукшина в 11 классе) и др.
«Научи своё сердце добру» — тема обобщающего урока по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе» в 5 классе. В начале урока спрашиваю:
— Где живёт доброта в человеке? ( В сердце).
— Как называют сердце, в котором нет этого чувства? (чёрствое, бесчувственное, жестокое).
— Сегодня мы с вами создадим доброе сердце. Возьмите бумагу, карандаши и нарисуйте сердце.
Анализируя произведение, поступки героя, заполняем нарисованное сердце теми чувствами, которые приобрёл герой, преодолевая жизненные трудности. Видим, что сначала в сердце Васи только одиночество и тоска, но постепенно в нём поселяются умение дружить, заботливость, честность, сыновняя гордость, сострадание, любовь. Изменения, произошедшие в герое, превратили его из бродяги в доброго человека. Приходим к выводу: «Добро существует там, где его постоянно творят» (В. Гжещик).
В качестве домашнего задания предлагаю учащимся письменно ответить на один из 3 вопросов: Как сложилась дальнейшая жизнь Васи? Чему я хотел бы научиться у Васи? Напишите письмо Васе, выразите в нём своё отношение к герою.
Заканчиваю урок стихотворением С. Острового:
В жизни по-разному можно жить –
Можно в беде, а можно – в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать –
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженною солнце достать
И подарить его людям.
Рефлексия в конце урока показала, что он не прошёл зря, что он заставил ребят думать, переживать, попытаться что-то исправить в своём поведении:
«Сегодня я понял, что у доброго человека всегда есть друзья».
«Меня удивило, что Вася и его отец долго не могли понять друг друга».
«Мне захотелось извиниться перед человеком, которого я недавно обидел».
«Я попробую не совершать плохих поступков, быть внимательным к родителям и друзьям».
Чтобы урок литературы достиг поставленной воспитательной цели, необходимо создание особой нравственной атмосферы, волнующей душу ребёнка. Для воспитания нравственных качеств использую пословицы, поговорки, афоризмы, изречения писателей, философов. Ссылка на авторитетное лицо показывает детям важность рассматриваемого материала, вопроса. О добре, её необходимости в жизни человека есть много высказываний. Приведу некоторые из них.
-
«Нету хуже, когда у человека душа сухая. Вянет от таких жизнь, как трава от осенней росы». (К.Г. Паустовский).
-
«Я не знаю других признаков превосходства, кроме доброты». (Л.Ван Бетховен).
-
“Добрый, добрый… Эту медаль носят через одного. Добро – это доброе дело, это трудно, это не просто. Не хвалитесь добротой, не делайте хоть зла!” (В.М. Шукшин).
-
«Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой». (А.П. Чехов).
-
«Против всего можно устоять, но не против доброты». (Ж.-Ж. Руссо).
-
«Трудно привести к добру нравоучениями, легко примером». (Сенека).
-
«Доброта — язык, на котором немые могут говорить и который глухие могут слышать». (П. Бови).
-
«Добрые деяния никогда не следует откладывать: всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна». (М. Сервантес).
-
«В наш век роскоши мы дошли до того, что нанимаем посторонних людей для совершения за нас добрых дел». (Д. Милль).
-
«Всё прекрасное на Земле — от солнца, всё хорошее на Земле – от человека». (М. М. Пришвин).
-
«Живи с людьми так, чтобы твои друзья не стали недругами, а недруги стали друзьями». (Пифагор)
-
«Добро возвращается добром». (В.Г.Распутин)
Афоризмы использую в качестве эпиграфов к уроку и в качестве вывода, при характеристике персонажей произведения, изречения мыслителей могут быть и темой для сочинения. Задание можно сформулировать так: «Из данных высказываний выберите то, которое относится к нашему герою. Докажите свою мысль. Приведите примеры других литературных персонажей, к которым тоже относится выбранное вами высказывание».
Размышляя о нравственных проблемах, поднимаемых в произведениях литературы, рассматриваем их и в контексте сегодняшнего времени. На уроке «Есть ли что-нибудь чудовищнее неблагодарного человека?» (по изучению рассказа Л. Н. Андреева «Кусака») говорим о человеческом равнодушии, жестоком обращении с животными, приводим примеры бесчеловечного обращения с животными из современности.
В рассказе Л. Н. Андреева новые хозяева Кусаки не причинили ей физической боли, наоборот, Лёля полюбила и привязала её к себе. Чтобы показать, насколько сильна боль не только физическая, но и душевная, провожу беседу:
— Как вы думаете, кто нанёс собаке удар больнее — человек, который её пнул, или дачники? Почему?
— Объясните, когда Кусака несчастнее — до или после дружбы и людьми?
— Ответьте на вопрос темы урока: кого из героев можно считать неблагодарным? Почему? Вы когда-нибудь сталкивались с неблагодарностью? Какие чувства испытывали?
— Что изменилось с тех пор в отношении человека к животному?
— Почему этот рассказ актуален в наше время?
Погружение человека в свой внутренний мир, пробуждение нравственных чувств, эмоций, мыслей – основное условие духовного развития личности. Один из приёмов нравственной активизации личности – запись своих мыслей. Ученик остаётся наедине с листом бумаги, безмолвным собеседником, которому он поверяет свои мысли и чувства. Самораскрытию, внутреннему очищению способствует написание письма самому себе или какому-то персонажу, герою или автору любимого произведения. В 7 классе после изучения темы «Страницы доброты и любви» (по повести Л.Н. Толстого «Детство») подвожу итог:
— В повести много говорится о красоте. Но какая это красота? (душевная).
— О себе Николенька говорит, что он урод. Вы с ним согласны? В чём красота героя? Напишите Николеньке письмо, докажите ему, что он красив. Вот одно из написанных ребятами писем:
«Здравствуй, Николенька! Пишет тебе ученица 7 класса. Совсем недавно я познакомилась с тобой на уроке литературы и очень удивилась, что ты считаешь себя уродливым человеком. Неужели ты думаешь, что внешность — самое главное в людях? Ты красив тем, что умеешь любить людей… Мама, папа, брат Володя, сестра Катенька, бабушка, Карл Иванович, Наталья Савишна – все для тебя дороги. Как рассердился ты сам на себя, когда плохо подумал о Карле Ивановиче, и тут же раскаялся. Ты умеешь признавать свои ошибки и извиняться за них. Это здорово. Мне не всегда это удаётся, но я постараюсь в этом быть на тебя похожей. Я надеюсь, ты больше не будешь переживать из-за некрасивого лица и неловких движений, ведь гораздо важнее красота душевная. Она делает человека прекрасным. Оставайся таким же добрым и любящим».
Глубже понять характер героев, причины их поступков помогает сравнительная характеристика. После изучения произведения М. Горького «Детство» сравниваем его с автобиографической повестью Толстого. Мы увидели двух героев – Николеньку и Алёшу. Они живут в разное время и в разных семьях. Что общего в их характерах? В чём разница? Какой из героев вам ближе? Почему?
В ходе обсуждения ребята приходят к выводу, что Алёше в жизни пришлось труднее, его детство вряд ли можно назвать счастливой порой. Но он, как и герой повести Л. Н. Толстого, выросший в атмосфере любви, а не постоянной вражды, сохранил в себе такие душевные качества, как сострадание, доброта, отзывчивость.
Большое внимание на уроках литературы уделяю лексической работе с понятиями нравственность, духовность, гуманность, человеколюбие, смирение и др. Объясняя значение слов, обращаемся к толковым словарям, подбираем синонимы и антонимы, называем героев, к которым можно отнести эти понятия. Предлагаю школьникам для себя определить шкалу ценностей: назовите качества характера человека, которые вы бы взяли с собой во взрослую жизнь. Какие не взяли бы?
Возьму с собой | Не возьму с собой |
Доброта, храбрость, человечность, любовь, милосердие, честность, справедливость, самостоятельность, отзывчивость. | Зло, предательство, равнодушие, трусость, мелочность, подлость, зависть, эгоизм, ненависть, лживость, жестокость. |
Анализируя поступки героя, рассматриваем их с точки зрения христианских заповедей. Только знание притчи о воскресении Лазаря поможет учащимся осознать идейный смысл романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» и понять, в чем преступление и наказание Раскольникова, какие евангельские заповеди нарушают герои романа. Написать свои заповеди, по которым должен жить человек, предлагаю после изучения темы «Уроки французского как уроки доброты» (по повести В.Г. Распутина «Уроки французского») в 6 классе.
Формировать представления школьников о собственных духовных ценностях, умение наблюдать и анализировать их проявления в различных жизненных ситуациях мне помогает используемый на уроках литературы алгоритм анализа поведения человека (составлен старшим научным сотрудником Владимирского ИПК работников образования Куликовым А.С.).
Совершён поступок.
Кем? (исполнитель поступка),
когда? (время исполнения поступка),
где? (место совершения поступка),
какой? (разновидность поступка: волевой, произвольный),
почему? (потребности и мотивы совершения поступка),
зачем? (цель совершения поступка),
в каких условиях? (среда совершения поступка),
как? (способы и средства совершения поступка),
что пережил и проявил исполнитель? (внутреннее состояние и качество (черта) характера),
ваше отношение к совершённому поступку,
ваше поведение в аналогичной ситуации.
При неоднократном использовании алгоритма анализа поведения человека развивается способность рефлексировать — умение анализировать своё внутреннее состояние и умение делать выводы.
Воспитанию нравственных качеств на уроках литературы способствует привлечение музыкального сопровождения, репродукций картин художников, притч. Так, изучая сказку-быль «Неизвестный цветок» А. П. Платонова, обращаю внимание детей на трогательность и беззащитность цветов. Вот что сказал об этом Р. Гамзатов (звучит музыка П. И. Чайковского «Вальс цветов»):
С целым миром спорить я готов,
Я готов поклясться головою
В том, что есть глаза у всех цветов,
И они глядят на нас с тобою.
В час раздумий наших и тревог.
В горький час беды и неудачи
Видел я: цветы, как люди, плачут.
И росу роняют на песок.
Кто не верит, всех зову я в сад—
Видите, моргая еле-еле,
На людей доверчиво глядят
Все цветы, как дети в колыбели.
«Уроки доброты» переношу и во внеклассную деятельность. Для проведения классных часов использую произведения художественной литературы, публицистики. Особенно часто прибегаю к трилогии «Заветное». Совместно с библиотекарем школы, учителями-предметниками проводим немало мероприятий духовно-нравственного направления: литературно-музыкальные композиции, конкурсы чтецов, устные журналы, презентацию книг к юбилеям писателей, памятным датам. Мои ученики принимают активное участие в конкурсах творческих работ: написании сочинений-размышлений, эссе; являются лауреатами и призёрами областных конкурсов творческих работ.
«Добро — это всёположительное, хорошее, полезное» — так раскрывается значение этого слова в толковом словаре Ожегова. Когда закладывается в человеке доброта? Доброта закладывается с детства. Большое значение имеет, воспитание, которое человек получает в семье, школе, окружающей среде. Человек должен верить в добро, жить с ним. В этом и заключается истина и мудрость жизни. И только добрые человеческие дела продолжают жить и остаются навсегда в сердцах людей.
Вновь вспоминаются слова Шукшина: “Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброта… Верую, что все было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наши страдания… Мы умеем жить. Помни это. Будь человеком”.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/449648-bud-chelovekom-uroki-literatury-kak-uroki-dob
«Уроки французского» — рассказ Валентина Распутина, написанный от лица мальчика-пятиклассника, имя которого в тексте ни разу не упоминается. Герою рассказа пришлось очень рано повзрослеть — окончив начальную школу, он вынужден продолжать учёбу в райцентре, вдали от своей семьи. За свой короткий век ему довелось пережить множество несчастий: бедность, разлуку с родными, унижения со стороны сверстников и голод, жуткий голод.
Герой рассказа — одарённый ребёнок, который всеми силами тянется к знаниям. Жители деревни, в которой жил мальчик, ценили его за пылкий ум и помощь с выигрышем денег на облигациях. Они и убедили маму отправить сына учиться в райцентр: «Башковитый у тебя парень растет. Ты это… давай учи его. Грамота зря не пропадет.»
Мальчик очень привязан к своей семье, к родной деревне. Он стойко переносит все тяготы бедности, обучение в школе даётся ему легко. Однако переезд из дорогого сердцу места ребёнок переживает очень тяжело: «Так мне было плохо, так горько и постыло! — хуже всякой болезни. Хотелось только одного, мечталось об одном — домой и домой». Тоска по дому мучает его сильнее, чем все те лишения, с которыми он вынужден мириться.
В свои одиннадцать лет герой рассказа обладает невероятной силой духа. Страдая от голода, он понимает, что жаловаться на это своей и без того несчастной матери нельзя: «Обидно было только, что мать ради меня отрывает последнее от своих, от сестренки с братишкой, а оно все равно идет мимо. Но я заставил себя смириться и с этим. Легче матери не станет, если она услышит правду». В столь юном возрасте ребёнок осознаёт, что нужно справляться с неприятностями самому, а не ждать помощи от других.
Присуща мальчику и застенчивость, в которой он сам признаётся, говоря о себе как о человеке «от природы робком и стеснительном». Эта застенчивость не позволяла ему прикоснуться к еде в присутствии учительницы, заставляя забыть о чувстве голода: «Стыдно сейчас вспомнить, как я пугался и терялся, когда Лидия Михайловна, закончив наш урок, звала меня ужинать. Будь я тысячу раз голоден, из меня пулей тут же выскакивал всякий аппетит.»
Но вместе со стеснительностью герою свойственны гордость и чувство собственного достоинства. Мальчик готов стоять за свою честь, даже если ему приходиться из-за этого пострадать. Так, повздорив с Вадиком, парнем, руководившим игрой на деньги, он стоял на своем, зная, что его за это будут бить: «Ты перевернул ту монетку! — крикнул я ему. — Я видел, что перевернул. Видел». Даже когда мальчика избивали двое других, он продолжал отстаивать свою правоту. После того, как ситуация стала известна классному руководителю, мальчик боялся исключения из школы во многом потому, что подвёл бы этим и близких, и себя самого: «Лучше бы сразу выгоняли. Я мельком, чуть коснувшись этой мысли, подумал, что тогда я смогу вернуться домой, и тут же, словно обжегшись, испугался: нет, с таким позором и домой нельзя. Другое дело — если бы я сам бросил школу… Но и тогда про меня можно сказать, что я человек ненадежный, раз не выдержал того, что хотел…»
О гордости мальчика говорит и то, что он не принимал помощь от своей классной руководительницы. Лидия Михайловна, достаточно обеспеченная молодая учительница, видела, что ребёнок голодает, и искренне желала помочь ему. Поскольку ученик отказывался есть у неё дома, она попыталась пойти на хитрость, передав ему коробку с едой. Но, догадавшись о том, что в коробке вовсе не переданные из дома продукты, герой отказывается в дальнейшем принимать такие «посылки». Тогда Лидия Михайловна решила играть с ним на деньги, тем самым давая ему возможность покупать себе еду. Это была единственная возможность помочь бедному, но гордому мальчику.
Главный герой рассказа «Уроки французского» — человек с тяжёлой судьбой. Но, несмотря на это, ему не чужды честь, достоинство, уважение к себе и окружающим. Будучи смышлёным не по годам, он способен нести ответственность за свои поступки и терпеливо переносить любые трудности на своём пути.
Характеристика главных героев из рассказа «Уроки французского»
Мать мальчика из рассказа «Уроки французского»
Женщина, воспитывающая троих детей, без мужа. Волевая, умная, но безграмотная. Благодаря ей автор смогла учиться, несмотря на голод и бедность. Она решает отдать сына в школу в райцентре, пожертвовала еду, а иногда и деньги.
Лидия Михайловна, учительница французского языка
Красивая, добрая женщина лет 25. Имеет правильные черты лица, еле заметную «косичку» в глазах, короткие черные волосы. Родом с Кубани. Она родилась и выросла в городе, она обеспечена, ей ничего не нужно. Ей удалось увидеть голодного и очень способного мальчика. Она призналась, что с детства вела себя не по правилам, доставляла родителям много проблем. По ее словам, человек стареет, когда перестает быть ребенком.
Василий Андреевич, директор школы
Строгий человек с манерой говорить громко. В школе его очень боялись дети. Виновный ученик в присутствии всех учеников был вынужден директором школы объяснить, что побудило его к плохому поступку. Обнаружив в «стене» учителя и автора, играющих на деньги, режиссер от возмущения не находит слов. Он не понимал сути поступка учителя, считая его преступлением.
Федька
Сын хозяина квартиры, в которой проживал главный герой. Федька познакомил его с компанией, разыгравшей Чика на деньги. Федька и его семья крадут еду у главного героя, когда он учится в школе.
Вадик
Городской мальчик из 7 класса той же школы, где учится главный герой. Хитрый, злой подросток, который насмехается и оскорбляет тех, кто моложе и слабее. Он дружит с хулиганом Птахом. Главного героя несколько раз бьют за то, что он играет лучше всех.
Птаха
Друг Вадика, остался на второй год в пятом классе, школу посещает как придётся. Драчун, хулиган, не имеющий своего мнения.
Тишкин
Одноклассник автора, который часто присутствовал при играх на деньги, но сам не участвовал. Он первым «сдал» мальчишку учительнице французского, рассказав откуда у него синяки и побои.
Открытый урок по истории
« Россия в Первой мировой войне»
Разработан учителем истории и обществоведения Бадмаевой Байртой Борисовной
Цели урока:
— Выяснить причины и цели мировой войны;
— Сформировать представления о роли России в первой мировой войне и результатах военных действий в кампаниях 1914-1916гг
—Кавказкие народы в Первой мировой войне
Задачи урока:
Образовательные:
— Показать несправедливый характер войны;
— Отработать хронологию начала войны;
— Роль стран – союзниц в Первой мировой войне;
— Проследить основные события первой мировой войны на Восточном и Западном фронтах; подчеркнуть роль Восточного фронта в войне и роль «дикой дивизии»;
Развивающие – формирование умений:
— Развитие логического мышления, как основы для выявления причинно-следственных связей, для выработки самостоятельных выводов;
— Умение работать с картой.
Воспитательные:
— Формирование чувства патриотизма.
— Воспитывать чувство патриотизма, любви к своей Родине
Оборудование: настенная карта «I мировая война», учебник, презентация, документальный фильм «Дикая дивизия»
Тип урока: урок изучения нового материала и практического закрепления полученных знаний, умений и навыков.
Методы: рассказ, беседа, объяснение, иллюстрация, демонстрация.
Важнейшие события: начало Первой мировой войны, наступательные операции русских войск в Восточной Пруссии и Галиции (1914),«Брусиловский прорыв».
Ключевые понятия и названия: Антанта, Тройственный союз, Центральные державы, ультиматум, «министерская чехарда».
План урока:
1. Организационный момент
2. Изучение нового материала.
2.1. Причины, характер и повод войны;
2.2. Ход военных действий 1914, 1915, 1916 гг.
2.3. Назревание революционного кризиса в России
3. Закрепление материала
4. Домашнее задание
Ход урока:
1.Огранизационный момент
2. Изучение нового материала
«Войны бывают разные: большие и малые, справедливые и захватнические, освободительные и колониальные, народные и антинародные, холодные и горячие, продолжительные и скоротечные, бывают еще и абсурдные. Именно такой жестокой и кровавой бойней, унесшей миллионы человеческих жизней, в огне которой сгорели великие старые монархии Романовых, Габсбургов и Гогенцоллеров стала та, что началась 15 июля 1914 года с объявления Австро-Венгрии войны маленькой Сербии».
2.1. Сегодня мы изучаем тему «I мировая война». Она весьма актуальна и для нашего достаточно неспокойного мира. То в одной, то в другой точке земного шара вспыхивают военные конфликты.
При этом агрессоры, совершая нападения, изображают себя миротворцами, прикрывая преступную политику, пытаются клеветой оправдать себя в глазах мировой общественности.
I мировая война была одной из самых кровопролитных войн, прошедших на Земле, которая была развязана крупнейшими капиталистическими державами, в начале XX века.
Что главное надо осознать, прочно усвоить сегодня на уроке?
Учащиеся с помощью учителя формулируют ответ и цели урока (записывают в тетрадь)
-
хронология и стадии войны
-
причины
-
участники, военно-политические блоки
-
соотношение сил, готовность к войне
-
конец, итоги, последствия
-
особенности
Одиниз великих сказал –«Величайшее преступление империализма против человечества»
— Согласны с ним , аргументируйте свой ответ.( поможет учебник, текст &, и дополнительный материал)
Ответы уч-ся:
Убитых-10 000 000 человек. Раненных – 20 000 000 человек. Огромные разрушения, страдания сотен миллионов трудящихся.
——Ради чего были принесены эти страшные жертвы?
——уч-ся сами называют и корректируют ответы друг друга. (работа с учебником) и сверка с презентацией (закрепление).
Причиной войны стала борьба между капиталистическими державами, прежде всего между Германией и Англией, за колонии и сферы влияния.
Обобщенно сформулируем то, с чем вы уже познакомились раньше. Давайте запишем и запомним причину войны
——Война готовилась в течение многих лет. Еще в конце XIX и начале XX века капиталистический мир разделился на 2 враждебные коалиции.
Тройственный союз (Центральные державы) – Германия, Австро-Венгрия, Италия.
Антанта – Великобритания, Франция, Россия. ( записывают в тетрадь)
Из выше сказанного, изученного. Какой вывод мы можем сделать, по своему характеру какая эта война?
( Предполагаемые ответ учащихся), I мировая война была войной захватнической, грабительской с обеих сторон, кроме Сербии.
При этом преследовались конкретные цели.
Цели войны:( на доске, ребята записывают в тетради)
— территориальные захваты в Европе;
— передел колоний;
— ограбление и экономическое ослабление соперников;
— подавление рабочего и национально-освободительного движения.
Каковы же были планы противоборствующих сторон?
Германия – победа в молниеносной войне.
Антанта — победа при взаимодействии Западного и Восточного (русского) фронтов.
Что послужило поводом для войны. (работа с учеб.-ом, найти , прочитать, озвучить ответ. 2 минуты)
Ответ:
поводом для войны послужило убийство в боснийском городе Сараево наследника австро-венгерского престола Франца Фердинанда 28 июня 1914 г.
Убийство совершили члены террористической сербской группы. Правительство Австро-Венгрии решило использовать это убийство как повод для расправы с Сербией и укрепление своего влияния на Балканах. 10 июля австрийский посол вручил сербскому правительству ультиматум, состоящий из 10 пунктов.
Принятие этого ультиматума означало бы потерю Сербией независимости. 11 июля австрийский посол вручил ноту России. Стало понятно, что война неизбежна.
Но как развязать войну, как убедить трудящихся разных стран убивать друг друга?
Сейчас мы прочитаем ряд документов, а вы подумайте, достижению каких целей стремилось правительство Австро-Венгрии и Германии с одной стороны, и правительства Антанты с другой после событий 28 июня 1914 года.( документы на партах учеников)
Класс делится на группы, каждому предоставляется документ.
——каждая группа изучает документ и формулируют цели правительств (8 мин)
«Правительство Австро-Венгрии запросило правительство Германии: если Россия поддержит Сербию (царизм стремился господствовать на Балканах), то поможет ли Германия Австро-Венгрии?
Получив от германского посла телеграмму о намерении правительства Австро-Венгрии расправиться с Сербией, Вильгельм II написал на ней:
«Теперь или никогда!»»
Вильгельму II было крайне важно выяснить позиции Англии – будет ли она участвовать в войне.
Министр иностранных дел Англии заявил послу Германии:
«Англия не заключала секретных соглашений с Францией и Россией, которые связывали бы Великобританию в случае европейской войны. Англия хочет сохранить полную свободу действий.»
Мнение посла, сообщенное в Берлин:
Англия может остаться нейтральной, во всяком случае будет выжидать.
Германский министр иностранных дел — германскому послу в Лондоне:
«Нужно «удержать Англию» от участия в войне и для этого «всемирно воздействовать на английскую прессу».»
Германский посол из Вены:
Для воздействия на иностранную печать германские дипломатические представительства имеют в Италии «любую сумму денег», а в Румынии «неограниченную сумму денег»
Доклад императору Австро-Венгрии: следует предъявить ультиматум Сербии, и при неудовлетворительном ответе объявить войну. «Мы бы взяли ответственность за войну на Сербию»
Германский посол из Вены в Берлин:
Нота будет так средактирована, что Сербия почти наверняка не сможет её принять.
Президент Франции посетил Петербург (прибыв с военной эскадрой!) и 20-30 июля вёл секретные переговоры с царём.
Царь и президент произносили речи о плодотворности союза России и Франции для защиты их интересов и сохранении мира!
Английский посол в Петербурге сообщил в Лондон:
Франция и Россия решили принять военный вызов.
Король Англии заявил 26 июля брату Вильгельма 2:
«Мы приложим все усилия, чтобы не быть вовлечёнными в войну и остаться нейтральными»
Министр иностранных дел Англии предложил мирно уладить конфликт путём посредничества европейских держав.
Германское правительство немедленно выразило согласие на посредничество, а в Вену поступило разъяснение:
«Если мы отвергнем все предложения о посредничестве», то « нас будут считать главными зачинщиками войны. Это сделало бы наше положение невозможным даже в нашей собственной стране, где необходимо, чтобы считали, что нас принудили к войне».
Германское правительство придаёт величайшее значение тому, «чтобы Англия в данный момент не пошла заодно с Россией и Францией»
Царское правительство было обеспокоено.
Почему союзная Франция не объявляет войну Германии?
Президент Франции объяснил русскому послу:
«Было бы лучше, если объявление войны последует со стороны не Франции, а Германии». Французский народ поднимается с ещё большим энтузиазмом, чтобы защитить свою землю и свою свободу».
3 августа Германия направила Франции ноту:
«Вчера французские лётчики сбросили бомбы на поезда вблизи (далее называют два немецких города).
Франция, таким образом, поставила нас в положение воюющей страны».
Так была объявлена война Франции.
Ссылка на бомбёжку была заведомой ложью.
После обсуждения с учащимися записываются в тетрадь выводы:
— Скрывают подготовку к войне.
— Обман противника.
— Снять с себя ответственность.
— Привлечь на свою сторону как можно больше государств(или нейтрализовать их).
— Явная ложь и провокации.
Начало войны. Подготовка России к войне.
28 июля 1914г. Австро –Венгрия объявляет войну Сербии.
1 августа- Германия объявляет войну России.
3 августа-Германия объявляет войну Франции.
4 августа- Англия объявляет войну Германии.
Антанту поддержала Япония и Италия, на стороне Германии Турция, а затем и Болгария.
На разных этапах войны в ней участвовало 33 государства, это 90% населения земли.
Под ружьё поставлено 74 миллиона человек.
2.2. Какие территории в 1914-1916гг захватила Германия и её союзники и почему Германия потерпела поражение?
——Вспомнить и показать на карте.
Учащиеся выполняют по ходу рассказа письменное задание с последующим обсуждением.
Главный и решающий итог-это срыв плана молниеносной войны.Теперь предстояло вести длительную войну с крайним напряжением всех сил.
1915год
Германское командование решило нанести главный удар на Восточном фронте.
——Нужна ли была эта война России, необходимо ли было России вступать в эту войну???
Цель: помочь Австро –Венгрии, вывести Россию из войны, воспользоваться её сырьём. При этом уже учитывалась нехватка оружия и боеприпасов в царской армии. На Западном фронте оборонительные сражения.
Итог кампании 1915 года:
У Германии появился новый союзник (Болгария).
Армия Германии заняла новые обширные территории (России, Сибири, Польши, Литвы, части Латвии, Западной Белоруссии и Украины).
Печать восторженно прославляла победы германского оружия.
Русская армия потеряла с начала войны 3,5 млн убитыми, раненными и пленными Но главной цели – вывести из войны Россию – достичь не удалось.(ЗАПИСЬ)
Снова сказалась переоценка сил германской армии.
Под влиянием этих событий Болгария объявила войну Сербии, и её территория была занята германскими и болгарскими войсками, В мае 1915 года Италии, примкнувшей к Антанте, объявила войну Австро- Венгрия, но активных действий не вела. Союзники России не оказали ей помощь.
1916год
Главный удар снова был направлен против Франции. Германское командование считало, что наступательная сила России « подорвана», положение Австро- Венгрии укрепилось. Для удара на Западном Фронте был выбран такой участок, для защиты которого французское командование « будет вынуждено пожертвовать последним человеком». Там Франция должна « истечь кровью», прорвать фронт, взять Париж и вывести Францию из войны. Был выбран Верден- важнейший укрепленный район на границе с Германией. В результате тяжелейших боев « перемалывались кости» не только французских, но и германских войск. Французское правительство потребовало от России помощи. И на две недели раньше запланированных сроков русская армия вновь уже на южном участке фронта перешла в наступление. Войска под командованием генерала Брусилова прорвали неприятельский фронт и продвинулись на 120 км (сообщение учащегося о генерале Брусилове).
—— Уч-ся смотрят отрывок фильма « дикая дивизия», делают выводы, рассуждаю о участии кавказских народов в Первой мировой войне.
Потери Австро- Венгрии составили 1 млн человек убитыми и раненными, 400 тыс. пленными. Румыния объявила войну Австро – Венгрии. С Западного фронта срочно начали перебрасывать германские войска. Под Верденом наступление германских войск было прекращено. Потери Франции составили 350 тыс. чел, Германии – 600 тыс. чел. Вывести Францию из войны не удалось. Стремясь сломить Англию, Германия усилила подводную войну в 1916 и особенно в 1917 году. Было потоплено множество кораблей, но цели достичь не удалось.
Итог кампании 1916 года.
Германия сумела захватить новую территорию – часть Румынии.
Однако стратегические планы германского командования еще раз рухнули. Её людские и сырьевые ресурсы были почти исчерпаны. В это же время вооруженные силы Франции и Англии продолжали нарастать.
Обсуждая текст с учащимися, делаем основные выводы:
Нереальность замыслов, переоценка сил германской армии и возможностей экономики, недооценка своих противников, явные просчеты по времени.
2.3. Империалисты не только Германии, но и стран Антанты также грубо ошибались. Они не предвидели такой продолжительной войны, её размах и материальных затрат.
Какие последствия это имело?
Война потребовала огромных затрат и во всех странах пришлось перестраивать работу промышленности для нужд войны.
Быстро росли военные расходы
Россия за 1914-1916гг. потратила на войну – 50 млрд рублей!
Кто же расплачивался за эти миллионы, предназначенные на убийство? Может быть владельцы монополий или помещики?
За годы войны прибыли капиталистов Франции, Англии, США, России выросли от 2 до 10 раз! Зато положение трудящихся начинает резко ухудшаться.
Война принесла беды в дом каждого трудящегося и все острее вставали вопросы: как жить, зачем нужна война, как с ней покончить?
Недоедание и топливный кризис, изнурительный труд, отмена всякой его охраны, потери близких (к 1916 году погибших и раненных 9 млн человек из 15 млн мобилизованных только в России) Увечья миллионов привело к росту недовольства и обострению классовой борьбы.
И если в начале войны был мощный подъем патриотических настроений, массовый энтузиазм при отправке войск, то уже практически к концу 1916 года он сменяется общественной апатией, а затем и широким политическим недовольством , особенно ярко это проявляется в России. Правительство не могло обеспечить армию оружием, боеприпасами, продовольствием, преодолеть разруху в тылу. Совет министров прозвали « кувыркколлегией» — так часто царь менял министров. В государственном аппарате процветали казнокрадство, взяточничество, бюрократизм. Все это способствует всё большему нарастанию общественного недовольства, обострению классовой борьбы, явилось могучим ускорителем революции.
На митингах и демонстрациях помимо плакатов «Долой войну» появляются плакаты «Долой правительство», начинается братание солдат на фронте.
3. Закрепление материала
Подводим итог:
К началу 1917года правительство полностью утратило как способность эффективно управлять фронтом и тылом, так и общественную поддержку. Оппозиция царизму становится все шире, фактически сложились предпосылки для новой революции. И в результате февральских событий 1917 года монархия в России рухнула.
Вернемся к эпиграфу урока
На этом наш урок закончен, спасибо за работу!
Рефлексия:
— какое впечатление на вас оказала эта война?
—похожа она на современные войны, и чем ?
4. Домашнее задание
П № 9, ответить на вопросы. Выучить записи в тетрадях
Урок №31, класс 6-Б
Тема. И.С.Тургенев «Бежин луг».Портретная характеристика героев рассказа
Цели урока: показать богатство духовного мира крестьянских детей, мастерство Тургенева в создании портретных и сравнительных характеристик героев; обобщение и углубление изученного по творчеству И.С.Тургенева; найти и проанализировать портретные характеристики мальчиков; показать, как автор относится к своим героям; рассказать об историях, рассказанных мальчиками;
выяснить, как они характеризуют детей-рассказчиков;
развивать внимание, память, мышление, умение анализировать, делать выводы;
воспитывать внимание к окружающему миру, любовь и тягу к непознанному.
Планируемые результаты:
формирование у учащихся навыков взаимодействия в группе по алгоритму;
выделять и формулировать познавательную цель применять метод информационного поиска; устанавливать рабочие отношения;
научиться составлять характеристику героев.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Актуализация знаний.
Создание учителем настроя учащихся на творческую работу с текстом рассказа “Бежин луг”.
Летний вечер.
За лесами
Солнышко уж село;
На краю далеком неба
Зорька заалела;
Но и та потухла.
Топот
В поле раздается.
То табун коней в ночное
По лугам несется.
Ухватя коней за гриву,
Скачут дети в поле.
То-то радость и веселье,
То-то детям воля!
По траве высокой кони
На просторе бродят;
Собралися дети в кучку,
Разговор заводят…
И на ум приходят детям
Бабушкины сказки:
Вот с метлой несётся ведьма
На ночные пляски;
Вот над лесом мчится леший
С головой косматой,
А по небу, сыпля искры,
Змей летит крылатый;
И какие – то все в белом
Тени в поле ходят…
Детям боязно – и дети
Огонёк разводят.
3.Целеполагание.
— Как связано это стихотворение с нашим сегодняшним уроком? (В рассказе Тургенева мы знакомимся с деревенскими мальчиками, которые вышли в ночное).
— Что значит «выйти в ночное»? (Пастьба лошадей ночью) Что значит для мальчиков ночное? (свобода, самостоятельность)
— Как относится герой – рассказчик к ребятам, которых он случайно встретил в ночной степи? Как мы об этом узнаем? (Свое отношение автор и герой-рассказчик передает с помощью описания.)
4.Изучение нового материала.
Каждый из вас получил карточку, раскройте её.
— Что вы видите? (текст) Что это за текст? (Описание, портрет)
— А что такое портрет? (изображение внешности героя (его лица, фигуры, одежды) в произведении).
— Что можно узнать по портрету?
— Можем ли мы по портрету сказать о внутренних качествах человека?
- Это был стройный мальчик четырнадцати лет, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувесёлой, полурассеянной улыбкой. (Федя).
- У него всклокоченные чёрные волосы, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный; вся голова огромная, как говорится, с пивной котёл; тело приземистое, неуклюжее. (Павлуша).
- Лицо у него было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, сжатые губы не шевелились, сдвинутые брови не расходились. Его жёлтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки (Илюша)
- Это мальчик лет десяти…Всё лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва был можно различить; но странное впечатление производили его большие, чёрные, жидким блеском блестевшие глаза. (Костя).
Ваша задача – определить, о ком идёт речь. Можете воспользоваться подсказкой партнера по плечу. Посмотрите на мальчиков (портрет Феди, портрет Вани, портрет Кости, портрет Илюши, портрет Павлуши на каждом столе) и определитесь с героем.
Работа в парах.
Дома вы готовили описание внешности главных героев. Зачитайте ваше описание друг другу.
— Согласны, что правильно определили героя?
— Обсудите в парах, почему никто не занял место у портрета Вани.
— Почему же?
5.Физминутка.
Потрудились – отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
6.Закрепление материала.
— Почему крестьянские ребятишки оказались ночью на Бежином лугу?
«Это были крестьянские ребятишки, которые стерегли табун»
— Кто из мальчиков самый богатый? Откуда вы это знаете? (Федя. По одёжке)
— Сколько лет было детям?(Феде – лет 14, Павлуше и Илюше на вид не более 12 лет, Косте – 10, Ване -7.)
— Что готовили мальчики? (картошку)
Ответить письменно на вопросы:
1.О чём говорят мальчики у костра? Они говорят о домовых, леших, об оживающих по ночам мертвецах и утопленниках, о Тришке-антихристе, о водяном, про русалку, о голосе, об утопленнике Васе.
2.Какие поверья бытуют среди ребят? О том, что можно увидеть того, кто умрёт в очередном году, праведная душа в голубе может быть, солнечное затмение – предвестник антихриста, белые волки побегут, людей есть будут.
3.Кто из мальчиков самый смелый? Почему вы так считаете? Павел. Он не боится поскакать на волка, ночью, без хворостинки в руке, совершенно один. Именно Павлуше принадлежат самые весёлые истории в этом рассказе. Он же идёт за водой, несмотря на рассказы об утопленниках.
4.Почему ребята рассказывают друг другу страшные истории? В разговорах мальчиков отражаются суеверия и страх перед ними: мальчики верят в то, чего нет на свете, но что внушено им невежеством и суеверием взрослых.
— Дети интересны охотнику?
Несмотря на разницу в возрасте, образование, воспитание, социальный статус, дети интересны Тургеневу. Он забывает об усталости и внимательно слушает все эти истории. Охотник не уснул у костра, а с нескрываемым любопытством наблюдал за ребятами. В своём рассказе он выразил чувство глубокой искренней симпатии к крестьянским детям.
— Как вы себе представили мир крестьянских детей 19 в.? Чем он наполнен? Как они жили? (С одной стороны, самостоятельные с пелёнок впитавшие всё русское: отношение к природе, поверья, приметы, живой ум. С др. стороны, тяжёлый труд, отсутствие возможности учиться.)
— Можем ли мы по портрету сказать о внутренних качествах человека?
— Можно ли по речи узнать и раскрыть образ героя? (Рассказы детей красочны, ярки, свидетельствуют о богатстве их воображения, об умении передать свои впечатления, но вместе с тем в большей степени они говорят о другом: о темноте детей, о том, что дети находятся в плену самых диких суеверий.) Вот перед вами еще одна сторона мира детства в изображении Тургенева.
7. Итог урока
В каждом портрете есть загадка. Мы чувствуем, что Тургенев словно бы зовет нас вглядываться и вдумываться, не останавливаясь на первом впечатлении. И хотя он и показывает какие-то недостатки внешности мальчиков, но с симпатией относится к детям. В изображении Тургенева это даровитые, способные дети. Каждый из них отличается своим, особым характером.
Федя исполнен чувства собственного достоинства, которое выражается в том, что старается больше слушать, чем говорить: он боится как бы не сказать какую-нибудь глупость.
Павлуша деловит и заботлив: он варит картошку, ходит за водой. Он самый смелый и мужественный из мальчиков: один без хворостинки он поскакал на волка, в то время как все остальные мальчики страшно перепугались. От природы он наделён здравым смыслом.
Илюша пытлив, любознателен, но ум и любознательность направлены у него только на страшное и таинственное. Ему кажется, что вся жизнь окружена лишь враждебными человеку духами.
Костя от природы жалостлив: он сочувствует всем людям, пострадавшим, по его мнению, от злых духов.
Ваня, о котором в рассказе не сказано практически ничего, глубоко любит природу. Днём ему нравятся цветы, ночью – звёзды. Это он в искреннем порыве своей детской непосредственности отвлек внимание мальчиков от разговора о страшном к прекрасным звёздам.
Рефлексия
8.Домашнее задание.
Роль картин природы в рассказе «Бежин луг».