Характеристика витьки из рассказа конь с розовой гривой

Слайд 1викторина по рассказу в. п. астафьева конь с розовой гривой викторину подготовила ученица 6а класса климова елизаветаслайд 2правила викторины

Слайд 1

Викторина по рассказу В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой» Викторину подготовила Ученица 6а класса Климова Елизавета

Слайд 2

Правила викторины Принимаю ответы только с поднятой руки Выкрикивать нельзя Каждый работает сам за себя и зарабатывает сам на свой пряник Не подсказывать Говорить как можно точнее Учебники во время викторины вам не понадобятся, так что лучше прямо сейчас возьмите и уберите их все в портфели После завершения этой викторины каждый, по крайней мере ,тот, кто заработал себе на пряни,к его же и получает.

Слайд 3

Просто вопросы 100 200 300 400 Угадать героя по предмету 200 400 600 800 Угадать героя по фразе 200 400 600 800 Продолжить предложениефразу 200 400 600 800 Вопросы об авторе 200 400 600 800 Бонусные вопросы 1000 1200 1600 2000

Слайд 4

Просто вопросы (100 баллов) Кто автор рассказа «Конь с розовой гривой»? Ответ

Слайд 5

Виктор Петрович Астафьев Перейти к выбору вопросов

Слайд 6

Просто вопросы (200 баллов) Где любил бывать главный герой рассказа? Ответ

Слайд 7

У дедушки на заимке Перейти к выбору вопросов

Слайд 8

Просто вопросы (300 баллов) Кто приехал и забрал Алёшку? Ответ

Слайд 9

Тётка Августа Перейти к выбору вопросов

Слайд 10

Просто вопросы (400 баллов) В каком году был написан рассказ «Конь с розовой гривой»? Ответ

Слайд 11

В 1963 году Перейти к выбору вопросов

Слайд 12

Угадать героя по предмету (200 баллов) Ответ

Слайд 13

Дядя Левонтий Перейти к выбору вопросов

Слайд 14

Угадать героя по предмету (400 баллов) Ответ

Слайд 15

Тётя Васеня, жена Левонтия Перейти к выбору вопросов

Слайд 16

Угадать героя по предмету (600 баллов) Ответ

Слайд 17

Старшой среди Левонтьевских детишек Перейти к выбору вопросов

Слайд 18

Угадать героя по предмету (800 баллов) Ответ

Слайд 19

Кеша, двоюродный брат главного героя Перейти к выбору вопросов

Слайд 20

Угадать героя по фразе (200 баллов) Ответ «Мой-то малой-то!.. Чего утворил!..»

Слайд 21

Екатерина Петровна, бабушка главного героя Перейти к выбору вопросов

Слайд 22

Угадать героя по фразе (400 баллов) Ответ «А-га-а-а-а! Санька тоже пожрал, так ничего-о-о-о…»

Слайд 23

Танька, одна из немногих детей Левонтия Перейти к выбору вопросов

Слайд 24

Угадать героя по фразе (600 баллов) Ответ «Ты как с деньгами-то обращаешься, чучело безглазое! Мне рупь! Другому рупь! Это что же получается?»

Слайд 25

Екатерина Петровна, бабушка главного героя Перейти к выбору вопросов

Слайд 26

Угадать героя по фразе (800 баллов) Ответ «Он сирота, а вы всё ж при родителях!.. Мать-то ты хоть помнишь?…Бадога с ней по один год кололи-и-и! Когда ни придёшь… ночь, полночь…Пропа… пропащая ты голова, Левонтий!»

Слайд 27

Дядя Левонтий Перейти к выбору вопросов

Слайд 28

Продолжить предложениефразу (200 баллов) Ответ Зато как папа шурунёт нас — …

Слайд 29

Зато как папа шурунёт нас – бегишь не запнешша Перейти к выбору вопросов

Слайд 30

Продолжить предложениефразу (400 баллов) Ответ Когда даёшь левонтьевскому Саньке или Таньке откусывать, надо…

Слайд 31

Когда даёшь левонтьевскому Саньке или Таньке откусывать, надо держать пальцами то место, по которое откусывать положено, и держать крепко, иначе Танька или Санька так цапнут, что останется от коня хвост да грива. Перейти к выбору вопросов

Слайд 32

Продолжить предложениефразу (600 баллов) Ответ В доме уже не было света. Тётя Феня постучала в окно…

Слайд 33

В доме уже не было света. Тётя Феня постучала в окно. Бабушка крикнула : «Не заперто!» Перейти к выбору вопросов

Слайд 34

Продолжить предложениефразу (800 баллов) Ответ Дед мне подморгнул: терпи. Я и без него знал: Боже упаси сейчас перечить бабушке или сделать чего не так, не по её усмотрению. Она должна…

Слайд 35

Дед мне подморгнул: терпи. Я и без него знал: Боже упаси сейчас перечить бабушке или сделать чего не так, не по её усмотрению. Она должна разрядиться, должна высказать всё, что у неё накопилось, душу отвести должна. Перейти к выбору вопросов

Слайд 36

Вопросы об авторе (200 баллов) Ответ Кто писал биографию В. П. Астафьева?

Слайд 37

Во-первых это не биография, а автобиография. Так как писал её сам Виктор Астафьев Перейти к выбору вопросов

Слайд 38

Вопросы об авторе (400 баллов) Ответ Откуда Виктор Астафьев родом?

Слайд 39

Он родом с Енисея Перейти к выбору вопросов

Слайд 40

Вопросы об авторе (600 баллов) Ответ Сколько было лет автору, когда тот написал рассказ «Конь с розовой гривой»?

Слайд 41

Ему было 39 лет Перейти к выбору вопросов

Слайд 42

Вопросы об авторе (800 баллов) Ответ Первоночально цикл рассказов и назывался: «Страницы детства». И чудесный эпиграф Кайсына Кулиева со сладкой грустью предворял его: «…

Слайд 43

«Мир детства, с ним навечно расставанье, Назад ни тропок нету, ни следа, Тот мир далёк, и лишь воспоминанья Всё чаще возвращают нас туда» Перейти к выбору вопросов

Слайд 44

Бонусные вопросы (1000 баллов) Ответ Какие были последние слова в рассказе?

Слайд 45

Сколько лет с тех пор прошло? Сколько событий минуло!.. А я всё не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой. Перейти к выбору вопросов

Слайд 46

Бонусные вопросы (1200 баллов) Ответ Из чего готовят пряники?

Слайд 47

Основными ингредиентами являются – пшеничная мука, сахар и сливочное масло. А вот для вкуса в пряники добавляют – мёд, соду, молотый имбирь и мускатный орех Перейти к выбору вопросов

Слайд 48

Бонусные вопросы (1600 баллов) Ответ Кто автор этой картины?

Слайд 49

Автором той картины был Т. Мазурин Перейти к выбору вопросов

Слайд 50

Бонусные вопросы (2000 баллов) Ответ Как вы думаете, заслужил ли главный герой этой истории пряник конём? Почему? Обоснуйте свой ответ.

Этот трогательный рассказ написал Виктор Астафьев. Здесь повествуется от имени деревенского мальчика, который озорничает, поддаётся влиянию соседских хулиганов. Но у ребёнка  Мальчик, от чьего имени ведется повествование, с ранних лет остался сиротой. Теперь его воспитывает бабушка Екатерина Петровна и дед. В начале рассказа писатель создает необходимую атмосферу. Читатель погружается в обстановку того времени.доброе сердце, он искренне переживает о содеянном.

Витя

Витя (от его лица ведётся рассказ) – сирота, внук Екатерины Петровны. Он часто рассуждает о гибели его матери. Из всего повествования хорошо заметно, что мальчик любит свою деревню, почитает родню, ценит родину, уважает простой деревенский народ: «Я и поныне, как вспомню песню, — так и вижу Бобровский переулок и всех бобровских, и мураши у меня по коже разбегаются от потрясённости», «дрожит, сжимается сердце от песни», «деревня большая была, народ голосистый, удалой, и родня в коленах глубокая и широкая».

Витя уважает и семейство левонтьевских: «Ни одна из них не могла растревожить закаменелую душу боевого семейства». Он никогда не упускает возможности побыть вместе с этой семьёй: «Главная цель моей жизни была прорваться в дом Левонтия после его получки, послушать песню про малютку обезьяну и, если потребуется, подтянуть могучему хору», «я окружён бывал нередкостным вниманием, тут мне полный праздник».

Хоть Витя часто глядит на ребят, иногда подражает им, но что-то всё таки подсказывает ему, что нельзя себя вести также, как они: «Я тоже знал поганые слова, научился говорить их у ребят, но боялся, может стеснялся употреблять поганство». Главный герой также проявляет слабохарактерность, он легко поддаётся чужому влиянию , ведётся на «слабо», потакая Саньке, хвастается, что «ещё у бабушки калач украдёт», решает обмануть бабушку, «натолкав в туёс травы, сверху ягод». При этом его мучает совесть: «Терзался я ночью», «а что если всё рассказать», «что только будет», «и зачем я так сделал».

В итоге мальчик решает раскаяться: «Да чтобы я ещё раз сплутовал». Становится понятно, что Витя испытывает стыд, ему сложно признаться в содеянном, попросить прощение, но опять таки совесть помогает ему исправиться, потому что мальчиком руководит его добрая душа.

Екатерина Петровна

Екатерина Петровна – бабушка Вити. Екатерина Петровна – строгая, обладающая большим жизненным опытом, женщина, осуждающая лень и разгильдяйство, любящая порядок во всём: «сосчитать ведь надо», «бабушка считала обстоятельно и долго, разглаживая каждый рубль», «ты как с деньгами то обращаешься». Она строго воспитывает внука: «Бабушка никогда не позволяла таскаться с кусками хлеба», «ешь за столом, иначе худо будет», «нет-нет да поддаст».

Несмотря на всю строгость и неотступность от своих правил, бабушка является добрым человеком, она долго ругает Витю за плохой поступок, но вскоре прощает его, понимая что он раскаивается, и дарит коня с розовой гривой, о котором так долго мечтал Витя.

Дедушка Вити

Дедушка Вити – умный и рассудительный человек. Дед никогда не ругает Витю. Он для мальчика является сильной и надёжной поддержкой, «он ищет и находит зелье, чтобы не оставлять горемычного внука один на один с «генералом» — так он в сердцах или в насмешку называет бабушку», «дед мне подморгнул – терпи».

Тётка Васеня

Тётка Васеня – жена дяди Левонтия. От этой женщины никогда не веет спокойствием, автор представляет её суетливой: «И тут же кидалась прочь из избы, взметнув юбкою вихрь», «опять взмётывала юбкой и укатывалась» и зажиточной: «Но и при такой малой сумме заполошная Васеня умудрялась обсчитаться на рубль, когда и на целый трояк». Также Васеня была «непереносимой чувствительности человеком».

Дядя Левонтий

Дядя Левонтий – сосед Вити. Скорее всего единственный щедрый человек из Левонтьевских: «Левонтий получал деньги, и тогда в соседнем доме, где были одни ребятишки и ничего больше, начинался пир горой», но является пьющим, как пишет автор, он «вино жрал», а становясь пьяным всегда «ругался, гремел, плакал». Порой кажется, что Левонтия никогда ничто не заботит: «Я, Петровна, слободу люблю», «любил море», «садился на тюрбак, курил, смотрел».

Левонтьевские дети

Левонтьевские дети («левонтьевские орлы», как их называет автор): Санька, Танька и другие ребята. Санька и Танька являются неположительными героями в рассказе. Уже вначале автор даёт понять, что они подлизываются для собственной выгоды: «Ребята левонтьевские к тебе так и ластятся, чтоб только им позволили потом откусить от коня или лизнуть его». И проявляют жадность: «Когда даёшь левонтьевскому Саньке или Таньке откусывать, надо держать пальцами то место, по которое откусить положено, и держать крепко, иначе Танька или Санька так цапнут, что останется от коня хвост да грива». Остальные дети семейства не всегда дружно относятся друг к другу, они «вольничали, боролись, бросали друг в друга посудой, ставили подножки, раза два принимались драться, плакали, дразнились». Санька вовсе пытается всячески задеть главного героя. «Бабушки Петровны испугался», обзывается «поганым словом». Или же пытается взять его на слабо, заставить сделать плохой поступок, обмануть старших. Он даже шантажирует Витю: «Принеси калач, тогда не расскажу».

Тётя Феня – второстепенный герой. Добрая женщина, которая принимает Витю погостить, кормит его и расспрашивает обо всём.

Виктор Петрович Астафьев за свой творческий путь создал немало интересных и поучительных произведений. Наиболее известным из них является рассказ «Конь с розовой гривой». Данное произведение представляет собой воспоминания писателя о своём детстве, которые он передал с помощью художественного слова. Создаётся впечатление, будто взрослый человек наблюдает за своим поведением со стороны. Автор очень тщательно анализирует поступки главного героя, заставляя читателя задуматься о важных вещах. Многомудрый Литрекон предлагает Вам ознакомиться с анализом произведения Виктора Астафьева «Конь с розовой гривой» по плану.

История создания 

История создания рассказа «Конь с розовой гривой» переплетается с жизнью известного писателя. В произведении нашли отражение воспоминания автора о своих детских годах. Виктор Астафьев остался без матери, когда ему было всего семь лет. Известно, что женщина перевернулась на лодке и утонула. У мальчика остался отец. Однако вскоре он во второй раз женился, а Виктора отдал в детский дом.

У мальчика также была бабушка, которую звали Екатерина Петровна Потылицына. Именно она стала самым близким человеком для ребенка после того, как он потерял мать. Женщина проживала в деревне. Дядя Левонтий был её соседом, у которого был сын по имени Саня. Витя дружил с ним, ребятам нравилось вместе проводить время. Они любили купаться в речке, ходить на рыбалку. При этом мальчики часто становились участниками различных историй, одна из которых отразилась в произведении. 

Работу над созданием своего знаменитого рассказа Астафьев завершил в 1963 году. Данное произведение стало частью автобиографической повести писателя «Последний поклон». 

Жанр и направление 

Произведение «Конь с розовой гривой» является рассказом. Об этом свидетельствует несколько признаков. Так, произведение является небольшим по объёму, в нем представлено сравнительно небольшое количество персонажей. При этом автор сконцентрировал внимание только на одном событии. 

Нетрудно догадаться, что рассказ создан в духе реализма. Ведь он является автобиографическим и основан на реальных событиях. 

Композиция 

Можно заметить, что рассказу не присуща сложная структура. Но для композиции произведения характерна некоторая особенность. Писатель немного нарушил последовательность сюжетных элементов в рассказе.

Произведение начинается с завязки, в которой отражена просьба бабушки. Затем наступает экспозиция, представляющая собой эпизод знакомства с семьёй Вити и Левонтия. Развитие событий происходит во время сбора ягод. При этом Витя пытается обмануть свою бабушку. Развязка представлена в сцене, когда Екатерина Петровна ругает своего внука. 

Как известно, рассказ «Конь с розовой гривой» является частью повести Астафьева, поэтому ему присущи некоторые особенности развития сюжета.
Благодаря красивым пейзажам и подробным портретам Виктор Астафьев смог придать своим воспоминаниям особую выразительность. 

Суть

С рассказа бабушки и внука начинается произведение. Екатерина Петровна просит мальчика, чтобы он собрал землянику. За это она обещает ему дать пряник. Писатель, описывая лакомство, погружается в ностальгию и вспоминает свои детские мечты. 

Главным событием произведения является сбор ягод. Автор показывает, как Витя с ребятами собирал землянику. Дети соседа Екатерины во время работы съели очень много ягод. Главный герой собрал туесок земляники, однако одну часть съели, а другую — рассыпали. Витя очень боялся, что скажет бабушка, ведь Екатерина Петровна была строгой женщиной. Саня предложил Вите обмануть бабушку, и вместо ягод насыпать травы и земли, а сверху положить землянику. Именно так мальчики и поступили. 

На рынке бабушка узнала, что внук её обманул. Несмотря на то, что она очень рассердилась, пряник женщина все равно привезла Вите. Читатель замечает, насколько стыдно было мальчику за свой поступок. Дедушка посоветовал Вите попросить прощения у бабушки. И мальчик последовал его совету. В конце повествования перед читателем в образе Вити предстаёт уже взрослый человек. 

Его дедушки и бабушки больше нет в живых, однако он до сих пор вспоминает «коня с розовой гривой». Вот более подробное краткое содержание.

Главные герои и их характеристика

Посмотрим, как главные герои рассказа «Конь с розовой гривой» представлены в произведении:

  1. Главным героем произведения «Конь с розовой гривой» является мальчик, которого зовут Витя. В его образе автор изобразил доброго и наивного ребёнка. Бабушка очень хотела, чтобы мальчик вырос порядочным человеком, поэтому она воспитывала его в строгости. Витя жалел свою бабушку. Его очень мучала совесть из-за совершенного им поступка. Витя является очень умным и воспитанным ребёнком, которому неприятно то положение, в которой он оказался. 
  2. Главную героиню рассказа зовут Екатерина Петровна. Она сама воспитывала своего внука, так как его мать погибла. В образе бабушки автор воплотил рассудительную и трудолюбивую женщину. Она является очень верующей. Женщина даже у реки просила вернуть ей дочь. Екатерина Петровна обладала довольно строгим характером. Кроме того, она была очень принципиальной и активной. Подробнее о ее характере написано в сочинении.
  3. Также значимым героем произведения является мальчик по имени Санька. Именно он учит Витю обманывать и воровать. В образе Саньки писатель изобразил грубого и безответственного человека. 
  4. Дядя Левонтий является добродушным человеком, несмотря на то, что он любит выпить. Герой очень скучает по морю, ведь когда-то он там работал. По своей натуре Левонтий довольно ленивый. Однако он отличается очень интересной и колоритной речью.

Темы

Произведению «Конь с розовой гривой» присущ мотив детства, который является довольно распространенным в мировой литературе. В произведении подняты важные темы, а именно: 

  1. Тема совести. Вите очень стыдно за то, что он обманул бабушку. Именно совесть дает ему возможность осознать свою ошибку и уяснить урок.
  2. Тема воспитания. Бабушка строга по отношению к внуку, но эта суровость оправдана: только так женщина смогла воспитать достойного человека, который несет ответственность за свои поступки.
  3. Тема доброты и отзывчивости. Несмотря на плохое поведение внука, бабушка все-таки не смогла отказать ему в подарке. Этот поступок особенно запомнился ему и стал главным назидательным элементом в жизненном уроке.
  4. Тема деревенской жизни. Автор подробно описывает быт и нравы деревни. Все люди общительные, все друг друга знают, а потому обмануть кого-либо или скрыть что-то очень не просто. Жизнь в деревне наполнена трудом, интересными поверьями и трагическими событиями, которые создают неповторимую атмосферу.
  5. Тема неполной семьи. Автор рассказывает, каково ему жить без матери и без отца.

Проблемы 

Проблематика рассказа «Конь с розовой гривой» не менее интересна:

  1. Главная проблема «Конь с розовой гривой» произведения очевидна. Она заключается в ответственности за свои поступки. Главный персонаж обманул родного человека, за что его мучает совесть. Вите очень тяжело осознавать, что он поступил так безнравственно и нечестно. Бабушка все равно привезла мальчику пряник, который будет ему напоминать о недостойном поступке. 
  2. Кроме того, Астафьев в рассказе поднял проблему дурного влияния. Друзья Вити очень плохо влияют на него, принуждая его к дурным поступкам. Ведь именно они предложили обмануть бабушку.
  3. Плохое воспитание — еще одна проблема рассказа. Мать соседских детей все им прощает, а потому они ведут себя так, как хотят, зная наверняка, что им ничего не будет.

Основная идея 

Смысл рассказа «Конь с розовой гривой» состоит в том, что в жизни нужно всегда выбирать честность и порядочность, а не легкую наживу и обман. Витя попробовал кривую дорожку и пришел в тупик, где были только разочарование и стыд. Эта земляника того не стоила. Не стоила она и доверия близких, которые не жалели сил и времени ради содержания и воспитания героя. Витя получил свой урок и усвоил его на всю жизнь благодаря соотношению строгости и доброты бабушки.

В своем произведении Виктор Петрович показал, что родные и близкие люди способны на искреннюю любовь. Они могут простить дорогому человеку всякую оплошность. Образ Екатерины Петровны олицетворяет невероятную теплоту и чистоту души. Она все-таки принесла ему этот пряник. Благодаря воспитанию бабушки Витя смог вырасти искренним и достойным человеком. Автор призывает читателя поступать по законам совести и говорить только правду. Такова главная мысль рассказа «Конь с розовой гривой».

Чему учит?

Известный рассказ Виктора Астафьева является очень поучительным. Произведение «Конь с розовой гривой» призывает читателя совершать только добрые поступки и с милосердием относиться к окружающим. Писатель также утверждает, что необходимо уметь прощать. Несмотря на то, что главный герой поступил очень непорядочно и обманул бабушку, она все равно принесла ему пряник. Женщина осознавала, что суровое наказание является неуместным, ведь только добро может спасти мир. 

Рассказ «Конь с розовой гривой» заставляет задуматься о том, что важно защитить себя от дурного влияния со стороны. Далеко не все «дружеские» советы нужно принимать за чистую монету и воплощать в жизнь. Нужно уметь прислушаться к себе и делать выбор в пользу внутреннего голоса, а навязанных истин извне.

Автор: Виктория Комарова

Характеристика витьки из рассказа конь с розовой гривой

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «СОЗВЕЗДИЕ»»

__________________________________________________________________________________

143406, МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, Г. КРАСНОГОРСК, УЛ. БОЛЬШАЯ КОМСОМОЛЬСКАЯ Д. 13Б  ТЕЛ/ФАКС 8(495)564-63-41

УТВЕРЖДЕНО

приказом директора МБОУ

«Образовательный центр «Созвездие»»

от 31.08.2020 г. № _24а___/_2-ОД

Рабочая программа 

к АООП ООО для обучающихся с ОВЗ (ЗПР) по ФГОС ООО по предмету

_______литература________________

 (наименование предмета в соответствии с учебным планом)

____6____2020/2021 учебный год

.Составил учитель _высшей_______квалификационной категории __           Абакумова Т.К.__________

(ФИО).

«СОГЛАСОВАНО»                                                                                                      

Заместитель директора по УВР

МБОУ «Образовательный центр «Созвездие»»                                            ________________________  С.С. Конюхова                                                «__» ______________ 20____ г.                                                              

Обсуждено и одобрено

на заседании Лаборатории инновационных форм обучения и воспитания детей с ОВЗ ЗПР и нарушением интеллекта МБОУ «Образовательный центр «Созвездие»»

Протокол № 01 от «27» августа 2020г. 

          Красногорск.

2020 г.

2. Разделы программы

п/п

Наименование раздела рабочей программы

Стр.

Содержание рабочей программы

2

Паспорт рабочей программы

3

Пояснительная записка

4 — 11

Календарно-тематическое планирование к рабочей программе

12 — 20

3. Паспорт рабочей программы

Тип программы

АООП для обучающихся с ОВЗ (задержка психического развития)

Статус программы

Рабочая программа учебного курса литература 6 класса

Название, автор предметной учебной программы (примерной, авторской), на основе которой разработана Рабочая программа

Программа составлена на основе курса литература для учащихся общеобразовательных школ под редакцией В.Я. Коровиной «Литература», соответствующая ФГОС ООО, рекомендованная Министерством образования и науки РФ и адаптированная под использование в учебно-воспитательном процессе при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья

Категория обучающихся

Обучающиеся 6 класса МБОУ «Образовательный центр «Созвездие»» по АООП для детей с ОВЗ (задержка психического развития)

Нормативный срок освоения программы учебного курса

1 учебный год

Объём учебной нагрузки в неделю

3 академических часа в неделю / 1,5 академических часа в неделю (3 урока по 0,5 часа) на индивидуальном обучении на дому

Объём учебной нагрузки в год

102 академических часа в год / 51 академический час в год на для индивидуального обучения на дому

Форма организации учебной деятельности

Классно-урочная / индивидуальное обучение на дому

4. Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе составлена на основе курса «Литература» для учащихся общеобразовательных школ, авторской программы под редакцией В.Я. Коровиной «Литература», соответствующая ФГОС ООО, рекомендованная Министерством образования и науки РФ и адаптированная под использование в учебно-воспитательном процессе при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития).

Учебник, использующийся для обучения: Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 6 класса: В 2ч. — М. «Просвещение» 2019г.

Освоение учебного материала в 2020-2021 учебном году осуществляется по следующему календарному учебному графику: 3 академических часа в неделю, общей трудоёмкостью учебного материала 102 академических часа в год по классно-урочной форме обучения / 1,5 академических часа в неделю (3 урока по 0,5 часа), общей трудоёмкостью учебного материала 51 академический час в год на индивидуальном обучении на дому.

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • приобщение учащихся к искусству слова,
  • знакомство учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры,
  • обладающими высокими художественными достоинствами,
  • выражающими жизненную правду,
  • воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.  

В результате изучения данного предмета реализуются следующие задачи:

  • чтение и изучение выдающихся произведений отечественной и мировой литературы;
  • формирование у школьников знаний и умений, обеспечивающих самостоятельное освоение художественных ценностей;
  • формирование представлений о русской литературе как социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;
  • развитие художественно-творческих способностей, воображения, эстетического чувства школьников, воспитание их эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости при восприятии художественных произведений;
  • развитие навыков грамотного и свободного владения литературной речью.

При составлении рабочей программы использовался учебно-методический комплект:

для учителя:

1. Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2017. – 176 с. – (Стандарты второго поколения).

2.Программа общеобразовательных учреждений 5 — 11 классы (базовый уровень) под редакцией В.Я. Коровиной. Допущено Министерством образования и науки РФ,

2017 г.

3. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе 6 класс. – М.: ВАКО, 2018. – 416 с. – (В помощь школьному учителю).

4. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим …: Дидактический материал по литературе: 6 класс / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2017.

для учащихся:

1. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 6 класса: В 2ч. — М.: Просвещение, 2019.

Основное содержание курса литературы 6 класс

Введение

Писатели – создатели, хранители и любители книги.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.

Пословицы и поговорки. Пословицы. Поговорки.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

«Повесть временных лет»: «Сказание о белгородском киселе». Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости). «Прошлое должно служить современности!»

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Александр Сергеевич Пушкин.

Краткий рассказ о писателе. «Узник» вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи. «И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. Двусложные размеры стиха.

 «Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.

Михаил Юрьевич Лермонтов.

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. Ученические годы. «Тучи».  Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации. «Листок», «На севере диком…», «Утес», «Три пальмы» Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова.

Иван Сергеевич Тургенев

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.

Федор Иванович Тютчев

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. «Листья», «Неохотно и несмело…». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни.

«С поляны коршун поднялся…». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.

Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.

Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила…», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы…». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

Николай Алексеевич Некрасов

Краткий рассказ о жизни поэта. «Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении. Трёхсложные размеры стиха.

Николай Семенович Лесков

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.

Писатели улыбаются.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века.

Я.П. Полонский «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри, какая мгла»..»; Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист…», «Чудный град…»;  А.К. Толстой «Где гнутся над омутом лозы..». Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике. Проект.

Произведения русских писателей ХХ века.

Александр Иванович Куприн

«Чудесный доктор». Реальная основа и содержание рассказа. Образ главного героя. Тема служения людям.

Н.С. Гумилёв. «Жираф»

С.А. Есенин. «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…»

Александр Степанович Грин

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.

Андрей Платонович Платонов

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А.П. Платонова.

Произведения о Великой Отечественной войне

К.М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»; Д.С. Самойлов «Сороковые». Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.

Виктор Петрович Астафьев

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа -честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи. Теория литературы. Речевая характеристика героев (развитие представлений). Герой-повествователь (начальные представления).

Валентин Григорьевич Распутин.

Краткий рассказ о писателе. «Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.

Писатели улыбаются

Василий Макарович Шукшин

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Рассказы «Чудик» и «Критик». Особенности шукшинских героев — «чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синовия незащищенности. Образ «странного» героя в литературе

Фазиль Искандер.

Краткий рассказ о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека…

Из литературы народов России

Габдулла Тукай

Краткий рассказ о жизни и творчестве татарского поэта. «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье,  традициям своего народа. Книга в жизни человек. Книга- «Отрада из отрад, путеводная звезда, «бесстрашное сердце, радостная душа.

Кайсын Кулиев

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…» Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие Родину в стихотворениях поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт — вечный должник своего народа.

Античные мифы и легенды. Гомеровский эпос

Мифы Древней Греции: «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Подвиги Геракла (в переложении Н. Куна).

Геродот

«Легенда об Арионе».

Гомер

Краткий рассказ о жизни и творчестве Гомера. «Илиада», «Одиссея» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Описание щита Ахиллеса: сцены войны и мирной жизни. Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.

Произведения зарубежных писателей

Мигель  де Сервантес Сааведра

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя, роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нем. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы (для внеклассного чтения)

Фридрих Шиллер

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь —герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.

Теория литературы. Рыцарская баллада (начальные представления).

Антуан де Сент-Экзюпери

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Меленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Чистота восприятия мира как величайшая ценность.

Зарубежная фантастическая проза.

Дж. Родари  «Серинада»

Подведение итогов за год

Тематическое планирование курса литература

6 класс

№ п/п

Изучаемые разделы

Количество уроков в неделю

1.

Писатели – создатели, хранители и любители книги

1/1

2.

Устное народное творчество

6/6

3.

Древнерусская литература

3/3

4.

Произведения русских писателей 19 века

       54/54

5.

Писатели улыбаются

2/2

6.

Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века

1/1

6.

Произведения русских писателей 20 века

8/8

7.

Произведения о Великой Отечественной войне

12/12

8.

Писатели улыбаются

2/2

9.

Из литературы народов России

2/2

10.

Античные мифы и легенды. Гомеровский эпос

5/5

11.

Произведения зарубежных писателей

4/4

12.

Зарубежная фантастическая проза

1/1

13.

Подведение итогов за год

1/1

Итого                                                                                                      102/102

Данная рабочая программа может быть реализована при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения. таких как проблемный метод, развивающее обучение, информационно-коммуникационные технологии, контроль знаний и др. в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей каждого конкретного класса в параллели. При этом адаптация учебного материала под особые образовательные потребности учащихся с задержкой психического развития осуществляется посредством перераспределения учебного материала курса литературы 6 класса в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся, использование технологий поддерживающей педагогики, дозирования учебного материала, индивидуальных карточек-заданий и пр.

Требования к уровню подготовки учащихся:

В результате изучения литературы в 6 классе учащиеся научатся: определять содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению; стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору); основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков; основные теоретико-литературные понятия;

получат возможность научиться:

  • работать с книгой
  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

Учебно-методические средства обучения

1. ФГОС общего образования

2. Примерная программа общего образования.

3. 1. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 6 класса: В 2ч. — М.: Просвещение, 2019.

4. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе 6 класс. – М.: ВАКО, 2018. – 416 с. – (В помощь школьному учителю)

5. . Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2019. – 176 с. – (Стандарты второго поколения).

6. Программа общеобразовательных учреждений 5 — 11 классы (базовый уровень) под редакцией В.Я. Коровиной. Допущено Министерством образования и науки РФ,

2015 г.

7. 4. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим …: Дидактический материал по литературе: 6 класс / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2018.

Интернет-ресурсы:

1. http://минобрнауки.рф/

2. http://www.edu.ru/

Данная программа может использоваться при переходе на дистанционное обучение. При условии перехода, темы будут транслироваться с использованием интернет-ресурсов.

Календарно-тематическое планирование по литературе 6 класс

классно-урочная форма обучения

Тема

По плану

По факту

Писатели – создатели, хранители и любители книги

Устное народное творчество. Обрядовый фольклор.

Обрядовый фольклор

Календарно-обрядовые песни

Пословицы и поговорки как малый жанр фольклора

Пословицы и поговорки как малый жанр фольклора

Р/р Сочинение «В чём красота и мудрость русских обрядов?»

Древнерусская литература. «Повесть временных лет»

Сказание о Белгородском киселе

Прошлое должно служить современности!

Произведения русских писателей 19 века. А.С. Пушкин. Слово о поэте.

А.С. Пушкин «И.И. Пущину»

А.С. Пушкин «Узник»

А.С. Пушкин. «Зимнее утро»

Двусложные размеры стиха

О романе «Дубровский»

История создания романа А.С. Пушкина «Дубровский»

Картины жизни русского барства (глава1)

Дубровский-старший и Троекуров (глава 2)

Суд и его последствия (глава3)

Владимир Дубровский против беззакония и несправедливости ( главы 4, 5)

Что заставило Дубровского стать разбойником (главы 6, 7)

Учитель (главы 8 – 10)

Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой (главы 11 – 16)

Два мальчика (глава 17)

Развязка романа «Дубровский2 (главы 18, 19)

Роман «Дубровский» и другие виды искусства

Тест по роману «Дубровский»

Р/р Подготовка к сочинению по роману «Дубровский»

Анализ сочинения

М.Ю. Лермонтов. Слово о писателе

М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Тучи»

М.Ю. Лермонтов стихотворение «Три пальмы»

М.Ю. Лермонтов стихотворение «Листок»

М.Ю. Лермонтова стихотворение «Утёс»

Р/р Творческая работа по стихотворениям М.Ю. Лермонтова

И.С. Тургенев. Слово о писателе.

Цикл рассказов «Записки охотника». Рассказ «Бежин луг»

Герои рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг»

Рассказы героев «Бежина луга»

Природа и её роль в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг»

Портреты героев как средство изображения их характеров

Обобщающий урок по рассказу И.С. Тургенева «Бежин луг»

Тест по рассказу «Бежин луг»

Р/р Сочинение по рассказу «Бежин луг»

Анализ сочинения

Ф. И. Тютчев. Слово о поэте. «Неохотно и несмело…»

Ф. И. Тютчев «С поляны коршун поднялся…»

Р/р Анализ стихотворения «Листья»

А.А. Фет. Слово о поэте. «Ель руками мне тропинку завесила…»

А.А. Фет «Ещё майская ночь»

А.А. Фет «Учись у них – у дуба, у берёзы…»

Контрольная работа по творчеству Ф.И. Тютчева, А.А. Фета

Н.А. Некрасов. Слово о поэте. Главная тема творчества. Стихотворение «Железная дорога». Вступление.

 Картины подневольного труда в стихотворении Н.А. Некрасова «Железная дорога».

Композиция стихотворения «Железная дорога». Надежда поэта на «пору прекрасную» в жизни народа

Трехсложные размеры стиха

Н.С. Лесков. Литературный портрет писателя. Сказ «Левша»: определение жанра

Характеристика персонажей сказа Н.С. Лескова «Левша»

«Ужасный секрет» тульских мастеров. Судьба левши

Трудолюбие, талант, патриотизм русского человека из народа

Изображение представителей царской власти в сказе Н.С. Лескова «Левша»

Н.С. Лесков. Бесправие народа в сказе «Левша»

Тест по сказу «Левша»

А.П. Чехов. Слово о писателе «Толстый и тонкий»

Л.Н. Толстой об А.П. Чехове

Родная природа в стихотворениях русских поэтов Х1Х века

А.И. Куприн. Слово о писателе. «Чудесный доктор»

А.И. Куприн. «Чудесный доктор»

Н.С. Гумилёв. Стихотворение «Жираф»

С.А. Есенин. Стихотворение «Я покинул родимый дом…»

С.А. Есенин. Стихотворение «Низкий дом с голубыми ставнями…»

А.С. Грин. Слово о писателе. «Алые паруса»

«Алые паруса» — победа романтической мечты над реальностью жизни

А.П. Платонов. Слово о писателе. «Неизвестный цветок»

Произведения о Великой Отечественной войне. К.М. Симонов. Слово о поэте. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»

Д.С. Самойлов. Слово о поэте. «Сороковые»

Р/р Сочинение-рассуждение «Что такое патриотизм?»

Анализ сочинения

В.П. Астафьев. Слово о писателе. «Конь с розовой гривой»

Нравственные проблемы рассказа «Конь с розовой гривой»

В.Г. Распутин. Слово о писателе. «Уроки французского»

«Уроки французского». Герой рассказа и его сверстники

Отражение в повести «Уроки французского» трудностей военного времени

Нравственные проблемы повести В.Г. Распутина «Уроки французского»

Р/р Сочинение-рассуждение «Что такое нравственность?»

Анализ сочинения

В.М. Шукшин. Слово о писателе. «Критики»

Ф.А. Искандер. Слово о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера

Из литературы народов России. Г. Тукай. Слово о поэте. «Родная деревня», «Книги»

К. Кулиев. Слово о поэте. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…»

Антитчные мифы и легенды. Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла

Геродот. Слово о писателе и историке. Легенда об Арионе

Гомер и его поэмы «Илиада» и «Одиссея»

Поэма «Илиада»

Поэма «Одиссея»

Мигель де Сервантес Сааведра. Слово о писателе. «Дон Кихот»

«Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов

И.Ф. Шиллер. Слово о писателе. «Перчатка»

А. де Сент-Экзюпери. Слово о писателе. «Маленький принц»

Дж. Родари «Сиренида»

Урок-праздник «Путешествие по стране Литературии 6 класса». Подведение итогов

Данная программа может использоваться при переходе на дистанционное обучение. При условии перехода, темы будут транслироваться с использованием интернет-ресурсов.

Календарно-тематическое планирование по литературе 6класс

индивидуальное обучение на дому

Тема

По плану

По факту

Писатели – создатели, хранители и любители книги

Устное народное творчество. Обрядовый фольклор.

Обрядовый фольклор

Календарно-обрядовые песни

Пословицы и поговорки как малый жанр фольклора

Пословицы и поговорки как малый жанр фольклора

Р/р Сочинение «В чём красота и мудрость русских обрядов?»

Древнерусская литература. «Повесть временных лет»

Сказание о Белгородском киселе

Прошлое должно служить современности!

Произведения русских писателей 19 века. А.С. Пушкин. Слово о поэте.

А.С. Пушкин «И.И. Пущину»

А.С. Пушкин «Узник»

А.С. Пушкин. «Зимнее утро»

Двусложные размеры стиха

О романе «Дубровский»

История создания романа А.С. Пушкина «Дубровский»

Картины жизни русского барства (глава1)

Дубровский-старший и Троекуров (глава 2)

Суд и его последствия (глава3)

Владимир Дубровский против беззакония и несправедливости ( главы 4, 5)

Что заставило Дубровского стать разбойником (главы 6, 7)

Учитель (главы 8 – 10)

Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой (главы 11 – 16)

Два мальчика (глава 17)

Развязка романа «Дубровский2 (главы 18, 19)

Роман «Дубровский» и другие виды искусства

Тест по роману «Дубровский»

Р/р Подготовка к сочинению по роману «Дубровский»

Анализ сочинения

Тест по повести «Дубровский»

М.Ю. Лермонтов. Слово о писателе. Стихотворение «Тучи»

М.Ю. Лермонтов стихотворение «Три пальмы»

М.Ю. Лермонтов стихотворение «Листок»

М.Ю. Лермонтова стихотворение «Утёс»

Р/р Творческая работа по стихотворениям М.Ю. Лермонтова

И.С. Тургенев. Слово о писателе.

Цикл рассказов «Записки охотника». Рассказ «Бежин луг»

Герои рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг»

Рассказы героев «Бежина луга»

Природа и её роль в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг»

Портреты героев как средство изображения их характеров

Обобщающий урок по рассказу И.С. Тургенева «Бежин луг»

Тест по рассказу «Бежин луг»

Р/р Сочинение по рассказу «Бежин луг»

Анализ сочинения

Ф. И. Тютчев. Слово о поэте. «Неохотно и несмело…»

Ф. И. Тютчев «С поляны коршун поднялся…»

Р/р Анализ стихотворения «Листья»

А.А. Фет. Слово о поэте. «Ель руками мне тропинку завесила…»

А.А. Фет «Ещё майская ночь»

А.А. Фет «Учись у них – у дуба, у берёзы…»

Контрольная работа по творчеству Ф.И. Тютчева, А.А. Фета

Н.А. Некрасов. Слово о поэте. Главная тема творчества. Стихотворение «Железная дорога». Вступление.

 Картины подневольного труда в стихотворении Н.А. Некрасова «Железная дорога».

Композиция стихотворения «Железная дорога». Надежда поэта на «пору прекрасную» в жизни народа

Трехсложные размеры стиха

Н.С. Лесков. Литературный портрет писателя. Сказ «Левша»: определение жанра

Характеристика персонажей сказа Н.С. Лескова «Левша»

«Ужасный секрет» тульских мастеров. Судьба левши

Трудолюбие, талант, патриотизм русского человека из народа

Изображение представителей царской власти в сказе Н.С. Лескова «Левша»

Н.С. Лесков. Бесправие народа в сказе «Левша»

Тест по сказу «Левша»

А.П. Чехов. Слово о писателе «Толстый и тонкий»

Л.Н. Толстой об А.П. Чехове

Родная природа в стихотворениях русских поэтов Х1Х века

А.И. Куприн. Слово о писателе. «Чудесный доктор»

А.И. Куприн. «Чудесный доктор»

Н.С. Гумилёв. Стихотворение «Жираф»

С.А. Есенин. Стихотворение «Я покинул родимый дом…»

С.А. Есенин. Стихотворение «Низкий дом с голубыми ставнями…»

А.С. Грин. Слово о писателе. «Алые паруса»

«Алые паруса» — победа романтической мечты над реальностью жизни

А.П. Платонов. Слово о писателе. «Неизвестный цветок»

Произведения о Великой Отечественной войне. К.М. Симонов. Слово о поэте. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»

Д.С. Самойлов. Слово о поэте. «Сороковые»

Р/р Сочинение-рассуждение «Что такое патриотизм?»

Анализ сочинения

В.П. Астафьев. Слово о писателе. «Конь с розовой гривой»

Нравственные проблемы рассказа «Конь с розовой гривой»

В.Г. Распутин. Слово о писателе. «Уроки французского»

«Уроки французского». Герой рассказа и его сверстники

Отражение в повести «Уроки французского» трудностей военного времени

Нравственные проблемы повести В.Г. Распутина «Уроки французского»

Р/р Сочинение-рассуждение «Что такое нравственность?»

Анализ сочинения

В.М. Шукшин. Слово о писателе. «Критики»

Ф.А. Искандер. Слово о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера

Из литературы народов России. Г. Тукай. Слово о поэте. «Родная деревня», «Книги»

К. Кулиев. Слово о поэте. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…»

Антитчные мифы и легенды. Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла

Геродот. Слово о писателе и историке. Легенда об Арионе

Гомер и его поэмы «Илиада» и «Одиссея»

Поэма «Илиада»

Поэма «Одиссея»

Мигель де Сервантес Сааведра. Слово о писателе. «Дон Кихот»

«Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов

И.Ф. Шиллер. Слово о писателе. «Перчатка»

А. де Сент-Экзюпери. Слово о писателе. «Маленький принц»

Дж. Родари «Сиренида»

Урок-праздник «Путешествие по стране Литературии 6 класса». Подведение итогов

Многомудрый Литрекон предлагает краткий пересказ произведения В. Астафьева «Васюткино озеро», который поможет Вам вспомнить историю открытого мальчиком озера, её главного героя, тринадцатилетнего Васютку, а также сюжет рассказа. Основные события, переданные в сокращении, уводят нас далеко от цивилизации…


С осенними дождями рыба в реке Енисее стала плохо ловиться – ушла в глубину, так что у рыбаков даже не стало работы. Когда подул южный ветер, бригада Григория Щадрина, Васюткиного отца, вновь начала выплывать на реку за рыбой. Но их огорчало, что уловы были по-прежнему небогаты. 

«Нету нам нынче фарту, — ворчал Васюткин дедушка Афанасий. – Оскудел батюшко Енисей»

Васютка скучал в это время, у него было одно занятие – собирать для рыбаков орехи. С этой целью он каждый день бродил по лесу, уходя всё дальше в поисках орехов. В очередной раз с утра он собрался в лес, и мать как обычно дала ему с собой кусок хлеба. Так было заведено в тайге – не выходить в лес без хлеба и спичек.

Идя по лесу, Васютка внимательно следил за пометками – зарубками, сделанными на деревьях, чтобы не заблудиться. Мальчик влез на дерево и стал палкой сбивать шишки с орехами, а когда спустился вниз, вдруг увидел большую птицу, глухаря. Выстрелив из ружья мелкой дробью, Васютка только ранил глухаря, и тот раненый полетел, потом побежал. Мальчик бросился за ним, догнал и выстрелил вторично, схватил глухаря и заторопился домой.

Идя лесом, Васютка вдруг заметил, что не видит зарубок на деревьях, и очень испугался. Он решил идти на юг и отыскать место, где река делает поворот, чтобы таким образом найти дорогу. Но никаких пометок мальчик так и не встретил, и ему стало страшно. Он понял, что заблудился в тайге.

Наступала ночь, Васютке стало холодно, и он решил развести костёр. Он набрал себе на ночь побольше веток, съел немного хлеба и испёк на углях глухаря. Когда он лёг спать, ему показалось, что кто-то крадётся к нему, вскинул ружьё, но это оказался лишь большой корень.

Проснувшись утром, Васютка влез на дерево, чтобы оглядеться, но так и не увидел лиственного леса, который был у реки, не увидел и саму реку. Мальчика охватило отчаяние, «маленьким-маленьким почувствовал себя Васютка» среди тайги. Взяв с собой остатки еды и кедровые орехи, проверив патроны, он решил идти на север, чтобы выйти хотя бы в тундру, которая начинается через сто километров.

Когда солнце начало близиться к закату, мальчику стали попадаться под ногами пучки травы, и он обрадовался, думая, что впереди Енисей. Скоро он добрался до воды, но с разочарованием понял, что это не Енисей, а какое-то небольшое озеро. Васютка напился из озера и стал располагаться на ночлег – развёл огонь, обжарил шишки с орехами, а хлеб сберёг. На озере мальчик увидел много уток, а в воде у берега обнаружил множество рыбы, и рыба была белая, что удивило мальчика. Он подстрелил уток и испёк их на углях. Перед сном он сильно загрустил и долго не мог заснуть, раздумывая о доме и родных.

Утром на озере был густой туман, ничего было не видно. Васютка вновь развёл огонь, поел мяса, и всё раздумывал, откуда взялась на озере белая рыба? Он подумал, что поскольку сюда принесло белую рыбу, значит, озеро проточное и впадает в реку, следовательно, река может вывести его к Енисею. Сквозь туман мальчик стал пробираться вперёд вдоль берега. 

После, когда рассеялся туман, он увидел, что озеро большое — то место, где он ночевал, было лишь заливом. Тут Васютка обнаружил в воде убитую им с вечера утку, и окончательно убедился в том, что озеро проточное, если в безветрии утку унесло вперёд. Мальчик очень обрадовался и продолжал путь к реке. Скоро он увидел впереди жёлтую бороздку лиственного леса и заторопился к ней. Так по берегу озера Васютка дошёл до отрывистых берегов реки, от которой он надеялся выйти к Енисею.

Начался дождь. Мальчик забрался под пихту, съел весь оставшийся хлеб и заснул. Проснулся он на рассвете от холода, и стал поспешно собирать сухие ветки для костра. Он согрелся и высушил мокрые сапоги. Вдруг он услышал какой-то звук – это был гудок парохода. Мальчик понял, что гудок звучит на Енисее и откликается здесь, поэтому Васютка поспешил идти вперёд, к Енисею.  

По дороге он убил двух гусей и изжарил одного на вертеле. Затем мальчик продолжил пробираться по зарослям, боясь отойти глубже в лес, чтобы не утерять из виду речку. Он очень устал и шёл еле-еле. Наконец заросли расступились, и пред Васюткой встал широкий берег Енисея. «Мальчик застыл. У него даже дух захватило – так красива, так широка была его родная река!» Однако непонятно было, куда нужно идти, вверх или вниз. Оставалось только ждать, когда кто-то проплывёт мимо. 

Скоро показался большой пассажирский теплоход «Серго Орджоникидзе». Мальчик стал кричать и звать на помощь, но теплоход не остановился. Васютке пришлось снова собрать дрова, разжечь костёр и расположиться на ночь. Наутро он услышал, как приближается рыбосборочный катер – бот. Васютка поскорее заново разжёг дрова, чтобы у огня его скорее заметили. Когда бот приблизился, мальчик закричал, потом стал стрелять из ружья. С бота спросили в рупор: «Кто стреляет?». Затем послали к берегу шлюпку и взяли на неё Васютку, мальчик узнал старшину бота «Игорец» и всё рассказал ему о своих похождениях. Оказалось, что Васютка за это время прошёл шестьдесят километров ниже своего рыбного стана. Мальчик спал на койке старшины, пока его не довезли до родных мест. 

На берегу Васюткин дедушка Афанасий принял чалку с бота, и матросы сообщили ему, что мальчик нашёлся. Мать и дедушка заботились о мальчике, пока он поправлялся от усталости и простуды. Когда вернулся из тайги отец, Васютка рассказал ему о проточном озере, в котором водится много рыбы. Через два дня Васютка вместе с рыбаками поплыл на лодке показывать то самое место. В озере нашли много рыбы, и бригада Григория Щадрина, отца Васютки, открыла озёрный лов. Зимой там построили избушку, привезли рыбную тару и сети, после чего начался постоянный промысел. А на районной карте открытое озеро с тех пор было обозначено как «Васюткино озеро».

Автор: Диана Горина

  • Характеристика волка из сказки иван царевич и серый волк для 3 класса
  • Характеристика бориса в рассказе гроза
  • Характеристика белки из сказки о царе салтане 3 класс
  • Характеристика бирюка из рассказа тургенева
  • Характеристика вани из рассказа бежин луг тургенева