Характеристика ведьмы из сказки сестрица аленушка и братец иванушка

2601 жили-были себе царь и царица; у них были сын и дочь, сына звали иванушкой, а дочь алнушкой. вот царь

260[1]

Жили-были себе царь и царица; у них были сын и дочь, сына звали Иванушкой, а дочь Алёнушкой. Вот царь с царицею померли, остались дети одни и пошли странствовать по белу свету. Шли, шли, шли… идут и видят пруд, а около пруда пасётся стадо коров.

— Я хочу пить, — говорит Иванушка.

— Не пей, братец, а то будешь телёночком, — говорит Алёнушка.

Он послушался, и пошли они дальше; шли-шли и видят реку, а около ходит табун лошадей.

— Ах, сестрица, если б ты знала, как мне пить хочется.

— Не пей, братец, а то сделаешься жеребёночком.

Иванушка послушался, и пошли они дальше, шли-шли и видят озеро, а около него гуляет стадо овец.

— Ах, сестрица, мне страшно пить хочется.

— Не пей, братец, а то будешь баранчиком.

Иванушка послушался, и пошли они дальше; шли-шли и видят ручей, а возле стерегут свиней.

— Ах, сестрица, я напьюся; мне ужасно пить хочется.

— Не пей, братец, а то будешь поросёночком.

Иванушка опять послушался, и пошли они дальше; шли-шли и видят: пасётся у воды стадо коз.

— Ах, сестрица, я напьюся.

— Не пей, братец, а то будешь козлёночком.

Он не вытерпел и не послушался сестры, напился и стал козлёночком, прыгает перед Алёнушкой и кричит: «Ме-ке-ке! Ме-ке-ке!»

Алёнушка обвязала его шёлковым поясом и повела с собою, а сама-то плачет, горько плачет… Козлёночек бегал-бегал и забежал раз в сад к одному царю. Люди увидали и тотчас доказывают царю:

— У нас, ваше царское величество, в саду козлёночек, и держит его на поясе девица, да такая из себя красавица.

Царь приказал спросить, кто она такая. Вот люди и спрашивают её: откуда она и чьего роду-племени?

— Так и так, — говорит Алёнушка, — был царь и царица, да померли; остались мы, дети: я — царевна, да вот братец мой, царевич; он не утерпел, напился водицы и стал козлёночком.

Люди доложили все это царю. Царь позвал Алёнушку, расспросил обо всём; она ему приглянулась, и царь захотел на ней жениться. Скоро сделали свадьбу и стали жить себе, и козлёночек с ними — гуляет себе по саду, а пьёт и ест вместе с царём и царицею.

Вот поехал царь на охоту. Тем временем пришла колдунья и навела на царицу порчу: сделалась Алёнушка больная, да такая худая да бледная. На царском дворе всё приуныло; цветы в саду стали вянуть, деревья сохнуть, трава блекнуть. Царь воротился и спрашивает царицу:

— Али ты чем нездорова?

— Да, хвораю, — говорит царица.

На другой день царь опять поехал на охоту. Алёнушка лежит больная; приходит к ней колдунья и говорит:

— Хочешь, я тебя вылечу? Выходи к такому-то морю столько-то зорь и пей там воду.

Царица послушалась и в сумерках пошла к морю, а колдунья уж дожидается, схватила её, навязала ей на шею камень и бросила в море. Алёнушка пошла на дно; козлёночек прибежал и горько-горько заплакал. А колдунья оборотилась царицею и пошла во дворец.

Царь приехал и обрадовался, что царица опять стала здоро́ва. Собрали на стол и сели обедать.

— А где же козлёночек? — спрашивает царь.

— Не надо его, — говорит колдунья, — я не велела пускать; от него так и несёт козлятиной!

На другой день, только царь уехал на охоту, колдунья козлёночка била-била, колотила-колотила и грозит ему:

— Вот воротится царь, я попрошу тебя зарезать.

Приехал царь; колдунья так и пристаёт к нему:

— Прикажи да прикажи зарезать козлёночка; он мне надоел, опротивел совсем!

Царю жалко было козлёночка, да делать нечего — она так пристаёт, так упрашивает, что царь, наконец, согласился и позволил его зарезать. Видит козлёночек: уж начали точить на него ножи булатные, заплакал он, побежал к царю и просится:

— Царь! Пусти меня на́ море сходить, водицы испить, кишочки всполоскать.

Царь пустил его. Вот козлёночек прибежал к морю, стал на берегу и жалобно закричал:

Алёнушка, сестрица моя!
Выплынь, выплынь на бе́режок.
Огни горят горючие,
Котлы кипят кипучие,
Ножи точат булатные,
Хотят меня зарезати!

Она ему отвечает:

Иванушка-братец!
Тяжёл камень ко дну тянет,
Люта змея сердце высосала!

Козлёночек заплакал и воротился назад. Посеред дня опять просится он у царя:

— Царь! Пусти меня на́ море сходить, водицы испить, кишочки всполоскать.

Царь пустил его. Вот козлёночек прибежал к морю и жалобно закричал:

Алёнушка, сестрица моя!
Выплынь, выплынь на бе́режок.
Огни горят горючие,
Котлы кипят кипучие,
Ножи точат булатные,
Хотят меня зарезати!

Она ему отвечает:

Иванушка-братец!
Тяжёл камень ко дну тянет,
Люта змея сердце высосала!

Козлёночек заплакал и воротился домой. Царь и думает: что бы это значило, козлёночек всё бегает на́ море? Вот попросился козлёночек в третий раз:

— Царь! Пусти меня на́ море сходить, водицы испить, кишочки всполоскать.

Царь отпустил его и сам пошёл за ним следом; приходит к морю и слышит — козлёночек вызывает сестрицу:

Алёнушка, сестрица моя!
Выплынь, выплынь на бе́режок.
Огни горят горючие,
Котлы кипят кипучие,
Ножи точат булатные,
Хотят меня зарезати!

Она ему отвечает:

Иванушка-братец!
Тяжёл камень ко дну тянет,
Люта змея сердце высосала!

Козлёночек опять зачал вызывать сестрицу. Алёнушка всплыла кверху и показалась над водой. Царь ухватил её, сорвал с шеи камень и вытащил Алёнушку на берег, да и спрашивает: как это сталося? Она ему всё рассказала. Царь обрадовался, козлёночек тоже — так и прыгает, в саду всё зазеленело и зацвело. А колдунью приказал царь казнить: разложили на дворе костёр дров и сожгли её. После того царь с царицей и с козлёночком стали жить да поживать да добра наживать и по-прежнему вместе и пили и ели.

261[2]

Идут двое сироток — сестрица Алёнушка с братцем Иванушкой по дальнему пути, по широкому полю, а жар-то, жар их донимает. Захотелось Иванушке пить:

— Сестрица Алёнушка, я пить хочу!

— Подожди, братец, дойдём до колодца.

Шли-шли — солнце высоко, колодезь далеко, жар донимает, пот выступает! Стоит коровье копытце полно водицы.

— Сестрица Алёнушка, хлебну я из копытца?

— Не пей, братец, телёночком скинешься.

Братец послушался, пошёл дальше. Солнце высоко, колодезь далеко, жар донимает, пот выступает! Стоит лошадиное копытце полно водицы.

— Сестрица Алёнушка, напьюсь я из копытца?

— Не пей, братец, жеребёночком станешь.

Вздохнул Иванушка, опять пошёл. Солнце высоко, колодезь далеко, жар донимает, пот выступает! Стоит баранье копытце полно водицы. Братец увидел его и, не спросясь с Алёнушкой, выпил до дна. Алёнушка зовёт Иванушку, а вместо Иванушки за ней бежит беленький баранчик. Догадалась она, залилась слезами, села под стожок — плачет, а баранчик возле неё по травке скачет. Ехал мимо барин, остановился и спрашивает:

— О чём ты, красная девушка, плачешь?

Рассказала она ему свою беду.

— Поди, — говорит, — за меня; я тебя наряжу и в платье и в серебро и баранчика не покину: где будешь ты, там будет и он.

Алёнушка согласилась; обвенчались и жили так, что добрые люди, глядя на них, радовались, а дурные завидовали.

Один раз мужа не было дома, Алёнушка оставалась одна. Ведьма навязала ей на шею камень и бросила в воду, а сама нарядилась в её платье и заселилась в барских палатах; никто её не распознал, сам муж обманулся. Одному баранчику всё было ведомо, один он печалился, повесил голову, не бирал корму и утро и вечер ходил около воды по бережку да кричал: «Бя, бя!» Узнала о том ведьма, и нелюбо ей стало; велела разложить костры высокие, разогреть котлы чугунные, наточить ножи булатные и говорит:

— Барана надо зарезать!

Послала слугу его поймать. Муж дивится: как жена-то любила барана, мне надоела — пой его, корми его, а то велит резать! А баранчик спроведал, что ему недолго жить, лёг на бережку и причитывает:

Алёнушка, сестрица моя!
Меня хотят зарезати;
Костры кладут высокие,
Котлы греют чугунные,
Ножи точат булатные!

Алёнушка ему в ответ:

Ах, братец мой Иванушка!
Тяжёл камень шею перетёр,
Шёлкова трава на руках свилась,
Жёлты пески на груди легли!

Человек слушает, что за чудо? Пошёл, сказал барину; стали оба караулить. Баранчик пришёл и опять стал вызывать Алёнушку и плакаться над водою:

Сестрица моя, Алёнушка!
Меня хотят зарезати;
Костры кладут высокие,
Котлы греют чугунные,
Ножи точат булатные!

Алёнушка ему в ответ:

Ах, братец мой Иванушка!
Тяжёл камень шею перетёр,
Шёлкова трава на руках свилась,
Жёлты пески на груди легли!

«Людей! Людей! — закричал барин. — Собирайся, челядь дворовая, запускай невода, закидай сети шёлковые!» Собралась челядь дворовая, закинула сети шёлковые; Алёнушка и поймалась. Вытащили её на бережок, отрезали камень, окунули её, сполоснули в чистой воде, белым полотном обернули, и стала она ещё лучше, чем была, и обняла своего мужа. Баранчик стал опять братец Иванушка, и зажили все по-старому, по-хорошему, только ведьме досталось; ну да ей, говорят, туда и дорога, об такой не жалеют!

262[3]

Жили сестрица и братец, и пошли они в лес по ягоды. Шли-шли; вот на дороге лежит лошадино копытце с водицей; вот братец и говорит:

— Сестрица, я пить хочу; я в этом копытце напьюсь.

— Нет, не пей, братец, коняшка будешь.

Ещё шли-шли, коровье копытце стоит.

— Сестрица, сестрица, я пить хочу!

— Нет, не пей, бычок будешь.

Шли-шли; стоит овечье копытце.

— Сестрица, сестрица! Я напьюсь.

— Нет, не пей, баранчик будешь.

Шли, шли; стоит козино копытце.

— Сестрица, сестрица, я напьюсь!

— Нет, не пей, а то козельчик будешь.

Пошли дальше; он не утерпел, отвернулся и напился, и обратился козельчиком, бежит и блеет.

— Я говорила тебе: не пей!

Идут; барин едет и говорит:

— Продай, девушка, козельчика.

— Нет, он у меня не продажный; это мой братец, а не козельчик!

Барин взял обоих их, увёз и на девушке женился и козельчика ласкал.

Вот барин уехал, а эту жену его, Алёнушку, дворовые ненавидели, взяли привязали ей на шею камень большущий и бросили в реку, а вместо её другая убралась в её платье. Барин приехал и не узнал. Эта другая жена хотела известь и козельчика и велела барину зарезать его.

— Я. — говорит, — хочу козлиного мясца.

Барин велел слугам зарезать козельчика. Козельчик почуял, приходит к барину и говорит:

— Барин, барин! Пусти меня на речку водицы испить, кишочки промыть, твоей барыне лучше будет кушать!

— Ступай, да не уходись[4].

Он пошёл, на бережку сел и стал кричать:

— Алёнушка, сестричушка, тебе тошно, а мне тошней твоего; меня, козла, хотят резать, ножи точат булатные, котлы кипят немецкие, огни горят всё жаркие!

А она ему говорит, выныривая из реки:

— Иванушка, родимый мой, тебе тошно, а мне тошней твоего; тяжёл камень ко дну тянет, бела-рыба глаза выела, люта змея сердце высосала, шёлкова трава ноги спутала!

Козельчик пошёл домой, полежал и опять у барина просится на реку; барин пустил и послал следом слугу посмотреть, зачем он часто ходит туда. Козельчик сел на бережку и опять закричал:

— Алёнушка, сестричушка, тебе тошно, а мне тошней твоего; меня, козла, хотят резать, ножи точат булатные, котлы кипят немецкие, огни горят всё жаркие!

Она ему говорит:

— Иванушка, родимый мой, тебе тошно, а мне тошней твоего; тяжёл камень ко дну тянет, бела-рыба глаза выела, люта змея сердце высосала, шёлкова трава ноги спутала!

Пришли домой, слуга ничего не сказал барину; а козельчик немножко повернулся и опять просится у барина на речку водицы испить, кишочки промыть. Барин отпустил и сам пошёл следом. Козельчик сел на бережку и стал опять кричать:

— Алёнушка, сестричушка, меня, козла, хотят резать, ножи точат булатные, котлы кипят немецкие, огни горят всё жаркие!

И она выныривает из реки и говорить стала:

— Иванушка, родимый мой!..

Как барин то угадал, да вдруг кинется и вытащил её; узнал обо всём, всех пересёк, а которая на место её сделалась (ту) прогнал; а с этой начал жить-поживать по-прежнему, и козельчику стало хорошо.

263[5]

Жил старик со старухой. У них был сынок Иванушка и дочка Олёнушка. Отец послал их в лес за ягодками. Они пошли; пришли в лес и нашли земляночку. Олёнушка сказала:

— Давай, братец, взойдём в эту землянку.

Взошли и увидели: лежит на печи и спит яга-баба. Они сели на лавку и стали играть Олёнушкиным кольчиком[6]. Долго ли, коротко ли в ней посидели, потом вышли из землянки. Отойдя немножко, Олёнушка сказала:

— Ох, братец Иванушка! Я кольчико-то позабыла в землянке на окошечке; поди возьми его, да смотри не лижи козлиного сальца, что на лавочке лежит.

Пошёл Иванушка и дорогою сам с собою думает: что мне сестрица не велела лизать сальца? Пришёл в землянку, взял кольчико и лизнул сальце, да и сделался козлом. Надел кольчико на рога, бежит к Олёнушке и блеет по-козлиному.

— Ох ты дурачок, Иванушка! — говорит Олёнушка. — Ведь я тебе наказывала, чтобы не лизал сальце; а ты не послушал-таки меня!..

Взял их барин к себе, и живут они у него с год времени.

Вот пришли к Олёнушке дочери яги-бабы, зовут её купаться. Долго она отказывалась; наконец уговорили. Пришли к воде, скинули с себя рубашки, полезли в воду. Ягины дочери привязали Олёнушке на шею камень и пустили с ним в воду…

Козлёночек ходит на бережок и горько плачет, приговаривая:

— Олёнушка, сестрица моя! Ты выдь ко мне, ты выгляни: я братец твой, Иванушка, пришёл к тебе с нерадостной весточкой, меня, козла, убить хотят, зарезати…

Олёнушка из воды отвечает ему:

— Ох, братец мой Иванушка! Я рада бы к тебе выглянуть, тяжёл камень ко дну тянет…

Слуги прошли за козлёночком, и как на его голос выглянула из реки Олёнушка — они тотчас схватили её и вытащили на берег. Барин взял Олёнушку к себе в дом, а козла Иванушку пустил в сад гулять, а дочерей яги-бабы приказал расстрелять.

Примечания

  1. Записано в Бобровском уезде Воронежской губ., вероятно, А. Н. Афанасьевым.
  2. Записано в Курской губ.
  3. Записано в Тамбовской губ.
  4. Уходиться — пропасть, погибнуть (Ред.).
  5. Записано в Саратовской губ.
  6. Колечком (Ред.).

Муниципальное  казённое общеобразовательное  учреждение

средняя  общеобразовательная  школа  №16 города Болотного

Болотнинского района Новосибирской области

Конспект занятия

по «Речевому развитию» в средней группе.

Тема: 

«Рассказывание русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»».

                                                                 Составил: Старцева Ирина Петровна

воспитатель 1 квалификационной категории

г.Болотное

Цель: ознакомление  детей с новой русской народной сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Задачи:

Образовательные: Закрепить умение создавать структуру сказки с помощью моделирования, расширить словарный запас, продолжать знакомство детей с произведениями устного народного творчества.

Воспитательные: Воспитывать интерес к русским народным сказкам, формировать навык сотрудничества, доброжелательности.

Развивающие: Развивать речевую и познавательную активность детей, умение делать выводы и умозаключения, развивать мышление, воображение содействовать развитию сопереживания, умению правильно давать характеристику сказочным персонажам

Словарная работа:

Один-одинешенек.

Материалы и оборудование: телевизор, ноутбук,  фонограммы музыки «В гостях у сказки», песенки «Шел козел по лесу»;  раскраски по сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», презентация «Путешествие по русским народным сказкам», макет телевизора с картинками к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», заготовки для моделирования сказки «Теремок».

Список литературы:

Русская народная сказка в обработке А.Н.Толстой  «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в средней группе детского сада»:-МОЗАИКА-СИНТЕЗ,Москва, 2011.

Ход занятия:

Дети заходят в группу под музыку «В гостях у сказки».

Воспитатель: Дети, что за музыка нас с вами вместе собрала?

Дети: «В гостях у сказки».

Воспитатель: А вы любите сказки?

Дети: Да!

Воспитатель: Я предлагаю вам вместе со мной отправиться в путешествие по русским народным сказкам.  А в этом нам помогут веселые гномики. Они приготовили интересные загадки.

Игра «Из какой сказки персонажи». 

(Отгадывание загадок детьми из презентации «Путешествие по русским народным сказкам»)

Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо знаете сказки, правильно отгадали загадки. Но это еще не все. Гномики приготовили для нас еще одно интересное  задание. Ребята, приглашаю вас   к столу.

-Что лежит на нем?

Дети: Геометрические фигуры .

Воспитатель: Какие геометрические фигуры лежат перед вами?

Дети: Круги, квадрат и треугольник.

Воспитатель: Какой предмет  можно составить из треугольника и квадрата?

Дети: Дом.

(Ребенок составляет дом.)

Воспитатель: Круги все одинаковые или  они отличаются друг от друга? Чем?

Дети: Цветом, размером.

Воспитатель:  Назовите цвета.

Дети: Белый, оранжевый, зеленый, черный,  коричневый.

Воспитатель: Ребята, я вам открою тайну, гномики  превратили героев из одной известной вам  сказки  в эти геометрические фигуры и предлагают вам подумать и отгадать, название сказки и составить ее по моделям-заместителям. Для каждого героя сказки — круг определенного цвета.

Воспитатель: Дети, кто догадался, что это за сказка?      

Дети:  «Теремок» 

Моделирование сказки.

(Дети объясняют, почему круги разного размера, каждый цвет соотносят с героями сказки и из моделей- заместителей составляют сказку.)

Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу познакомить вас еще с одной русской народной сказкой. Для этого приглашаю вас посмотреть  мультфильм. А поможет мне в этом волшебный телевизор.

(Показ  макета телевизора, изготовленного из картонной коробки и картинок из сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Рассказ сказки воспитателем с передвижением  кадров из мультфильма.)

Воспитатель: Здравствуйте, мои маленькие зрители, предлагаю вам посмотреть мультфильм по русской народной сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Жили-были старик да старуха, у них была дочка Алёнушка да сынок Иванушка.

Старик со старухой умерли. Остались Алёнушка да Иванушка одни-одинешеньки.

Пошла Алёнушка на работу и братца с собой взяла. Идут они по дальнему пути, по широкому полю, и захотелось Иванушке пить.

— Сестрица Алёнушка, я пить хочу!

— Подожди, братец, дойдем до колодца.

Шли-шли, — солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. Стоит коровье копытце полно водицы.

— Сестрица Алёнушка, хлебну я из копытца!

— Не пей, братец, телёночком станешь!

Братец послушался, пошли дальше. Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. Стоит лошадиное копытце полно водицы.

— Сестрица Алёнушка, напьюсь я из копытца!

— Не пей, братец, жеребёночком станешь!

Вздохнул Иванушка, опять пошли дальше. Идут, идут, — солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. Стоит козье копытце полно водицы.

Иванушка говорит:

— Сестрица Алёнушка, мочи нет: напьюсь я из копытца!

— Не пей, братец, козлёночком станешь!

Не послушался Иванушка и напился из козьего копытца. Напился и стал козлёночком… 

Метод «Мозговой штурм»

Воспитатель: Ребята, а как сделать так, чтобы Иванушка напился, но не стал козленочком?                  (Ответы детей)

(Продолжение сказки)

Воспитатель: Зовет Алёнушка братца, а вместо Иванушки бежит за ней беленький козлёночек.

Залилась Алёнушка слезами, села на стожок — плачет, а козлёночек возле неё скачет.

В ту пору ехал мимо купец:

— О чём, красная девица, плачешь?

Рассказала ему Алёнушка про свою беду. Купец ей и говорит:

— Поди за меня замуж. Я тебя наряжу в злато серебро, и козлёночек будет жить с нами.

Алёнушка подумала, подумала и пошла за купца замуж.

Стали они жить-поживать, и козлёночек с ними живет, ест-пьет с Алёнушкой из одной чашки.

Один раз купца не было дома. Откуда не возьмись приходит ведьма: стала под Алёнушкино окошко и такто ласково начала звать её купаться на реку.

Привела ведьма Алёнушку на реку. Кинулась на неё, привязала Алёнушке на шею камень и бросила её в воду.

А сама оборотилась Алёнушкой, нарядилась в её платье и пришла в её хоромы. Никто ведьму не распознал. Купец вернулся — и тот не распознал.

Одному козлёночку все было ведомо. Повесил он голову, не пьет, не ест. Утром и вечером ходит по бережку около воды и зовёт:

— Алёнушка, сестрица моя!

Выплынь, выплынь на бережок…

Узнала об этом ведьма и стала просить мужа зарежь да зарежь козлёнка.

Купцу жалко было козлёночка, привык он к нему А ведьма так пристает, так упрашивает, — делать нечего, купец согласился:

— Ну, зарежь его…

Велела ведьма разложить костры высокие, греть котлы чугунные, точить ножи булатные.

Козлёночек проведал, что ему недолго жить, и говорит названому отцу:

— Перед смертью пусти меня на речку сходить, водицы испить, кишочки прополоскать.

— Ну, сходи.

Побежал козлёночек на речку, стал на берегу и жалобнёхонько закричал:

— Алёнушка, сестрица моя!

Выплынь, выплынь на бережок.

Костры горят высокие,

Котлы кипят чугунные,

Ножи точат булатные,

Хотят меня зарезати!

Алёнушка из реки ему отвечает:

— Ах, братец мой Иванушка!

Тяжёл камень на дно тянет,

Шелкова трава ноги спутала,

Желты пески на груди легли.

А ведьма ищет козлёночка, не может найти и посылает слугу:

— Пойди найди козлёнка, приведи его ко мне.

Пошёл слуга на реку и видит: по берегу бегает козлёночек и жалобнёшенько зовет:

— Алёнушка, сестрица моя!

Выплынь, выплынь на бережок.

Костры горят высокие,

Котлы кипят чугунные,

Ножи точат булатные,

Хотят меня зарезати!

А из реки ему отвечают:

— Ах, братец мой Иванушка!

Тяжел камень на дно тянет,

Шелкова трава ноги спутала,

Желты пески на груди легли.

Слуга побежал домой и рассказал купцу про то, что слышал на речке. Собрали народ, пошли на реку, закинули сети шелковые и вытащили Алёнушку на берег. Сняли камень с шеи, окунули её в ключевую воду, одели ее в нарядное платье. Алёнушка ожила и стала краше, чем была.

А козлёночек от радости три раза перекинулся через голову и обернулся мальчиком Иванушкой.

Ведьму привязали к лошадиному хвосту, и пустили в чистое поле.

Воспитатель: Вот и сказки конец, а кто слушал, молодец. Ребята, вам понравилась сказка?

 (Ответы детей.)

Воспитатель: О ком рассказывается в этой сказке?  

(Ответы детей.)

Воспитатель: Что произошло с Иванушкой?

Дети: Превратился в козленочка.

Воспитатель: Я предлагаю вам тоже превратиться в козлят.

Физминутка: «Наш козёл-стрекозёл»

Наш козёл-стрекозёл

Очень умный был:

Он и воду носил,

Он и тесто месил,

И дрова рубил,

И деток кормил,

Деток кормил и приговаривал:

«Кушайте, козлятушки,

Кушайте, ребятушки,

Кашку-малашку

Да сладкие оладушки».

(Дети выполняют движения под потешку  «Наш козёл-стрекозёл»

вместе с воспитателем.)

Вопросы по содержанию сказки и словарная работа.

Воспитатель: Ребята, с кем жили Аленушка и Иванушка. (Одни-одинешеньки)

-Почему случилась беда с Иванушкой? (Ответы детей)

-Кого на пути встретили Аленушка и козленочек? (Купца).

-А кто такой «купец»? (Ответы детей.)

— Что произошло с Аленушкой? (Ответы детей.)

-Кто спас Аленушку? (Ответы детей.)

-Кого бы вы назвали хорошими, положительными  героями сказки? (Ответы детей.)

— Кто в сказке является  злыми героями и почему? (Ведьма.)

-На каких героев из других сказок  похожа ведьма? (Баба Яга-«Гуси-лебеди», хозяйка – «Хаврошечка», Баба Яга-«Баба Яга» и т. д.

Игра.

Воспитатель: -Ребята,  предлагаю поиграть в игру «Наоборот». Давайте встанем в круг. Я бросаю мяч и называю какое -нибудь слово, а вы, возвращая мяч, называете мне слово с противоположным  значением. ( Добрый-злой, вежливый-грубый, грустный- веселый, трусливый- храбрый, щедрый- скупой, радостный-печальный и т.д.)

Воспитатель: —Как вы думаете, что победило в сказке: добро или зло? (Ответы детей.)

-Ребята, вам понравилась сказка? (Ответы детей.)

— Вы запомнили, как она называется? (Ответы детей.)

— Ребята, вы со своим воспитателем можете еще раз вспомнить эту сказку и попробовать превратить героев в геометрические фигуры (модели-заместители) и с их помощью составить сказку.

-Чтобы наша с вами встреча  закончилась легко и весело, приглашаю вас встать и вместе со мной спеть песенку и потанцевать.

Подвижная игра —  песенка «Шел козел по лесу…»

( Мальчики  встают и под музыку приглашают девочек на танец по желанию. Дети поют и выполняют движения в соответствии с текстом.)

Воспитатель: Вот и закончилось наше веселое путешествие по русским народным сказкам.

 Что вам понравилось больше всего?    

(Ответы детей.)

Хочу, ребята, вам подарить разные по сюжету раскраски по этой сказке, чтобы вам запомнилась наша встреча.

 (Дети выбирают раскраски по желанию.)

Воспитатель: Когда вы раскрасите свои раскраски, то с воспитателем можете из них изготовить книгу «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Воспитатель:  До свидания, ребята.

Муниципальное  казённое общеобразовательное  учреждение

средняя  общеобразовательная  школа  №16 города Болотного

Болотнинского района Новосибирской области

Конспект
занятия

по
«Речевому развитию» в средней группе.

Тема:

«Рассказывание
русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»».

                                                                
Составил: Старцева Ирина Петровна

воспитатель
1 квалификационной категории

г.Болотное

Цель:
ознакомление  детей с новой русской народной сказкой «Сестрица Аленушка и
братец Иванушка»

Задачи:

Образовательные: Закрепить умение создавать
структуру сказки с помощью моделирования, расширить словарный запас, продолжать
знакомство детей с произведениями устного народного творчества.

Воспитательные: Воспитывать интерес к русским
народным сказкам, формировать навык сотрудничества, доброжелательности.

Развивающие: Развивать речевую и познавательную
активность детей, умение делать выводы и умозаключения, развивать мышление,
воображение содействовать развитию сопереживания, умению правильно давать
характеристику сказочным персонажам

Словарная работа:

Один-одинешенек.

Материалы
и оборудование:
телевизор, ноутбук,  фонограммы
музыки «В гостях у сказки», песенки «Шел козел по лесу»;  раскраски по сказке
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка», презентация «Путешествие по русским
народным сказкам», макет телевизора с картинками к сказке «Сестрица Аленушка и
братец Иванушка», заготовки для моделирования сказки «Теремок».

Список
литературы:

Русская
народная сказка в обработке А.Н.Толстой  «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

В.В.Гербова
«Занятия по развитию речи в средней группе детского
сада»:-МОЗАИКА-СИНТЕЗ,Москва, 2011.

Ход
занятия:

Дети
заходят в группу под музыку «В гостях у сказки».

Воспитатель:
Дети,
что за музыка нас с вами вместе собрала?

Дети: «В гостях
у сказки».

Воспитатель:
А
вы любите сказки?

Дети: Да!

Воспитатель: Я
предлагаю вам вместе со мной отправиться в путешествие по русским народным
сказкам.  А в этом нам помогут веселые гномики. Они приготовили интересные
загадки.

Игра «Из какой сказки персонажи».

(Отгадывание
загадок детьми из презентации «Путешествие по русским народным сказкам»)

Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо знаете сказки,
правильно отгадали загадки. Но это еще не все. Гномики приготовили для нас еще
одно интересное  задание. Ребята, приглашаю вас   к столу.

-Что лежит на нем?

Дети: Геометрические фигуры .

Воспитатель: Какие геометрические фигуры лежат
перед вами?

Дети: Круги, квадрат и треугольник.

Воспитатель: Какой предмет  можно составить из
треугольника и квадрата?

Дети: Дом.

(Ребенок составляет дом.)

Воспитатель: Круги все одинаковые или  они
отличаются друг от друга? Чем?

Дети: Цветом, размером.

Воспитатель:  Назовите цвета.

Дети: Белый, оранжевый, зеленый, черный,
 коричневый.

Воспитатель: Ребята, я вам открою тайну,
гномики  превратили героев из одной известной вам  сказки  в эти геометрические
фигуры и предлагают вам подумать и отгадать, название сказки и составить ее по
моделям-заместителям. Для каждого героя сказки — круг определенного цвета.

Воспитатель: Дети, кто догадался, что это за
сказка?      

Дети: 
«Теремок»

Моделирование сказки.

(Дети объясняют, почему круги
разного размера, каждый цвет соотносят с героями сказки и из моделей-
заместителей составляют сказку.)

Воспитатель: Ребята,
сегодня я хочу познакомить вас еще с одной русской народной сказкой. Для этого
приглашаю вас посмотреть  мультфильм. А поможет мне в этом волшебный телевизор.

(Показ  макета телевизора, изготовленного
из картонной коробки и картинок из сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
Рассказ сказки воспитателем с передвижением  кадров из мультфильма.)

Воспитатель: Здравствуйте,
мои маленькие зрители, предлагаю вам посмотреть мультфильм по русской народной
сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Жили-были
старик да старуха, у них была дочка Алёнушка да сынок Иванушка.

Старик
со старухой умерли. Остались Алёнушка да Иванушка одни-одинешеньки.

Пошла
Алёнушка на работу и братца с собой взяла. Идут они по дальнему пути, по
широкому полю, и захотелось Иванушке пить.


Сестрица Алёнушка, я пить хочу!


Подожди, братец, дойдем до колодца.

Шли-шли,
— солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. Стоит коровье
копытце полно водицы.


Сестрица Алёнушка, хлебну я из копытца!


Не пей, братец, телёночком станешь!

Братец
послушался, пошли дальше. Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот
выступает. Стоит лошадиное копытце полно водицы.


Сестрица Алёнушка, напьюсь я из копытца!


Не пей, братец, жеребёночком станешь!

Вздохнул
Иванушка, опять пошли дальше. Идут, идут, — солнце высоко, колодец далеко, жар
донимает, пот выступает. Стоит козье копытце полно водицы.

Иванушка
говорит:


Сестрица Алёнушка, мочи нет: напьюсь я из копытца!


Не пей, братец, козлёночком станешь!

Не
послушался Иванушка и напился из козьего копытца. Напился и стал козлёночком…

Метод «Мозговой
штурм»

Воспитатель: Ребята,
а как сделать так, чтобы Иванушка напился, но не стал козленочком?                
 (Ответы детей)

(Продолжение
сказки)

Воспитатель: Зовет
Алёнушка братца, а вместо Иванушки бежит за ней беленький козлёночек.

Залилась
Алёнушка слезами, села на стожок — плачет, а козлёночек возле неё скачет.

В
ту пору ехал мимо купец:


О чём, красная девица, плачешь?

Рассказала
ему Алёнушка про свою беду. Купец ей и говорит:


Поди за меня замуж. Я тебя наряжу в злато серебро, и козлёночек будет жить с
нами.

Алёнушка
подумала, подумала и пошла за купца замуж.

Стали
они жить-поживать, и козлёночек с ними живет, ест-пьет с Алёнушкой из одной
чашки.

Один
раз купца не было дома. Откуда не возьмись приходит ведьма: стала под
Алёнушкино окошко и такто ласково начала звать её купаться на реку.

Привела
ведьма Алёнушку на реку. Кинулась на неё, привязала Алёнушке на шею камень и
бросила её в воду.

А
сама оборотилась Алёнушкой, нарядилась в её платье и пришла в её хоромы. Никто
ведьму не распознал. Купец вернулся — и тот не распознал.

Одному
козлёночку все было ведомо. Повесил он голову, не пьет, не ест. Утром и вечером
ходит по бережку около воды и зовёт:


Алёнушка, сестрица моя!

Выплынь,
выплынь на бережок…

Узнала
об этом ведьма и стала просить мужа зарежь да зарежь козлёнка.

Купцу
жалко было козлёночка, привык он к нему А ведьма так пристает, так упрашивает,
— делать нечего, купец согласился:


Ну, зарежь его…

Велела
ведьма разложить костры высокие, греть котлы чугунные, точить ножи булатные.

Козлёночек
проведал, что ему недолго жить, и говорит названому отцу:


Перед смертью пусти меня на речку сходить, водицы испить, кишочки прополоскать.


Ну, сходи.

Побежал
козлёночек на речку, стал на берегу и жалобнёхонько закричал:


Алёнушка, сестрица моя!

Выплынь,
выплынь на бережок.

Костры
горят высокие,

Котлы
кипят чугунные,

Ножи
точат булатные,

Хотят
меня зарезати!

Алёнушка
из реки ему отвечает:


Ах, братец мой Иванушка!

Тяжёл
камень на дно тянет,

Шелкова
трава ноги спутала,

Желты
пески на груди легли.

А
ведьма ищет козлёночка, не может найти и посылает слугу:


Пойди найди козлёнка, приведи его ко мне.

Пошёл
слуга на реку и видит: по берегу бегает козлёночек и жалобнёшенько зовет:


Алёнушка, сестрица моя!

Выплынь,
выплынь на бережок.

Костры
горят высокие,

Котлы
кипят чугунные,

Ножи
точат булатные,

Хотят
меня зарезати!

А
из реки ему отвечают:


Ах, братец мой Иванушка!

Тяжел
камень на дно тянет,

Шелкова
трава ноги спутала,

Желты
пески на груди легли.

Слуга
побежал домой и рассказал купцу про то, что слышал на речке. Собрали народ,
пошли на реку, закинули сети шелковые и вытащили Алёнушку на берег. Сняли
камень с шеи, окунули её в ключевую воду, одели ее в нарядное платье. Алёнушка
ожила и стала краше, чем была.

А
козлёночек от радости три раза перекинулся через голову и обернулся мальчиком
Иванушкой.

Ведьму
привязали к лошадиному хвосту, и пустили в чистое поле.

Воспитатель: Вот и
сказки конец, а кто слушал, молодец. Ребята, вам понравилась сказка?

 (Ответы детей.)

Воспитатель: О
ком рассказывается в этой сказке?
 

(Ответы детей.)

Воспитатель: Что
произошло с Иванушкой?

Дети: Превратился
в козленочка.

Воспитатель: Я
предлагаю вам тоже превратиться в козлят.

Физминутка: «Наш козёл-стрекозёл»

Наш козёл-стрекозёл

Очень умный был:

Он и воду носил,

Он и тесто месил,

И дрова рубил,

И деток кормил,

Деток кормил и приговаривал:

«Кушайте, козлятушки,

Кушайте, ребятушки,

Кашку-малашку

Да сладкие оладушки».

(Дети выполняют движения под потешку  «Наш
козёл-стрекозёл»

вместе с воспитателем.)

Вопросы по содержанию сказки и словарная работа.

Воспитатель: Ребята, с кем жили Аленушка
и Иванушка. (Одни-одинешеньки)

-Почему случилась беда с Иванушкой? (Ответы
детей
)

-Кого на пути встретили Аленушка и
козленочек? (Купца).

-А кто такой «купец»? (Ответы детей.)

— Что произошло с Аленушкой? (Ответы
детей.)

-Кто спас Аленушку? (Ответы детей.)

-Кого бы вы
назвали хорошими, положительными  героями сказки? (Ответы
детей.)

— Кто в сказке
является  злыми героями и почему? (Ведьма.)

-На каких героев
из других сказок  похожа ведьма? (Баба Яга-«Гуси-лебеди», хозяйка –
«Хаврошечка», Баба Яга-«Баба Яга» и т. д.

Игра.

Воспитатель: -Ребята, 
предлагаю поиграть в игру «Наоборот». Давайте встанем в круг. Я бросаю
мяч и называю какое -нибудь слово, а вы, возвращая мяч, называете мне слово с
противоположным  значением.
( Добрый-злой, вежливый-грубый, грустный-
веселый, трусливый- храбрый, щедрый- скупой, радостный-печальный и т.д.)

Воспитатель:
Как вы думаете, что победило в сказке:
добро или зло? (Ответы детей.)

-Ребята, вам понравилась сказка?
(Ответы детей.)

— Вы запомнили, как она называется?
(Ответы детей.)

— Ребята, вы со своим воспитателем можете
еще раз вспомнить эту сказку и попробовать превратить героев в геометрические
фигуры (модели-заместители) и с их помощью составить сказку.

-Чтобы
наша с вами встреча  закончилась легко и весело, приглашаю вас встать и вместе
со мной спеть песенку и потанцевать.

Подвижная
игра —  песенка «Шел козел по лесу…»

(
Мальчики  встают и под музыку приглашают девочек на танец по желанию. Дети поют
и выполняют движения в соответствии с текстом.)

Воспитатель:
Вот
и закончилось наше веселое путешествие по русским народным сказкам.


Что вам понравилось больше всего?    

(Ответы детей.)

Хочу,
ребята, вам подарить разные по сюжету раскраски по этой сказке, чтобы вам
запомнилась наша встреча.

 (Дети
выбирают раскраски по желанию.)

Воспитатель:
Когда
вы раскрасите свои раскраски, то с воспитателем можете из них изготовить книгу
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Воспитатель:
 До
свидания, ребята.

  • Хаос или хаус как правильно пишется слово
  • Хантыйская сказка идэ читать
  • Характеристика братьев из сказки летучий корабль
  • Характер медведя из сказки дремучий медведь
  • Характер князя гвидона из сказки о царе салтане