260[1]
Жили-были себе царь и царица; у них были сын и дочь, сына звали Иванушкой, а дочь Алёнушкой. Вот царь с царицею померли, остались дети одни и пошли странствовать по белу свету. Шли, шли, шли… идут и видят пруд, а около пруда пасётся стадо коров.
— Я хочу пить, — говорит Иванушка.
— Не пей, братец, а то будешь телёночком, — говорит Алёнушка.
Он послушался, и пошли они дальше; шли-шли и видят реку, а около ходит табун лошадей.
— Ах, сестрица, если б ты знала, как мне пить хочется.
— Не пей, братец, а то сделаешься жеребёночком.
Иванушка послушался, и пошли они дальше, шли-шли и видят озеро, а около него гуляет стадо овец.
— Ах, сестрица, мне страшно пить хочется.
— Не пей, братец, а то будешь баранчиком.
Иванушка послушался, и пошли они дальше; шли-шли и видят ручей, а возле стерегут свиней.
— Ах, сестрица, я напьюся; мне ужасно пить хочется.
— Не пей, братец, а то будешь поросёночком.
Иванушка опять послушался, и пошли они дальше; шли-шли и видят: пасётся у воды стадо коз.
— Ах, сестрица, я напьюся.
— Не пей, братец, а то будешь козлёночком.
Он не вытерпел и не послушался сестры, напился и стал козлёночком, прыгает перед Алёнушкой и кричит: «Ме-ке-ке! Ме-ке-ке!»
Алёнушка обвязала его шёлковым поясом и повела с собою, а сама-то плачет, горько плачет… Козлёночек бегал-бегал и забежал раз в сад к одному царю. Люди увидали и тотчас доказывают царю:
— У нас, ваше царское величество, в саду козлёночек, и держит его на поясе девица, да такая из себя красавица.
Царь приказал спросить, кто она такая. Вот люди и спрашивают её: откуда она и чьего роду-племени?
— Так и так, — говорит Алёнушка, — был царь и царица, да померли; остались мы, дети: я — царевна, да вот братец мой, царевич; он не утерпел, напился водицы и стал козлёночком.
Люди доложили все это царю. Царь позвал Алёнушку, расспросил обо всём; она ему приглянулась, и царь захотел на ней жениться. Скоро сделали свадьбу и стали жить себе, и козлёночек с ними — гуляет себе по саду, а пьёт и ест вместе с царём и царицею.
Вот поехал царь на охоту. Тем временем пришла колдунья и навела на царицу порчу: сделалась Алёнушка больная, да такая худая да бледная. На царском дворе всё приуныло; цветы в саду стали вянуть, деревья сохнуть, трава блекнуть. Царь воротился и спрашивает царицу:
— Али ты чем нездорова?
— Да, хвораю, — говорит царица.
На другой день царь опять поехал на охоту. Алёнушка лежит больная; приходит к ней колдунья и говорит:
— Хочешь, я тебя вылечу? Выходи к такому-то морю столько-то зорь и пей там воду.
Царица послушалась и в сумерках пошла к морю, а колдунья уж дожидается, схватила её, навязала ей на шею камень и бросила в море. Алёнушка пошла на дно; козлёночек прибежал и горько-горько заплакал. А колдунья оборотилась царицею и пошла во дворец.
Царь приехал и обрадовался, что царица опять стала здоро́ва. Собрали на стол и сели обедать.
— А где же козлёночек? — спрашивает царь.
— Не надо его, — говорит колдунья, — я не велела пускать; от него так и несёт козлятиной!
На другой день, только царь уехал на охоту, колдунья козлёночка била-била, колотила-колотила и грозит ему:
— Вот воротится царь, я попрошу тебя зарезать.
Приехал царь; колдунья так и пристаёт к нему:
— Прикажи да прикажи зарезать козлёночка; он мне надоел, опротивел совсем!
Царю жалко было козлёночка, да делать нечего — она так пристаёт, так упрашивает, что царь, наконец, согласился и позволил его зарезать. Видит козлёночек: уж начали точить на него ножи булатные, заплакал он, побежал к царю и просится:
— Царь! Пусти меня на́ море сходить, водицы испить, кишочки всполоскать.
Царь пустил его. Вот козлёночек прибежал к морю, стал на берегу и жалобно закричал:
Алёнушка, сестрица моя!
Выплынь, выплынь на бе́режок.
Огни горят горючие,
Котлы кипят кипучие,
Ножи точат булатные,
Хотят меня зарезати!
Она ему отвечает:
Иванушка-братец!
Тяжёл камень ко дну тянет,
Люта змея сердце высосала!
Козлёночек заплакал и воротился назад. Посеред дня опять просится он у царя:
— Царь! Пусти меня на́ море сходить, водицы испить, кишочки всполоскать.
Царь пустил его. Вот козлёночек прибежал к морю и жалобно закричал:
Алёнушка, сестрица моя!
Выплынь, выплынь на бе́режок.
Огни горят горючие,
Котлы кипят кипучие,
Ножи точат булатные,
Хотят меня зарезати!
Она ему отвечает:
Иванушка-братец!
Тяжёл камень ко дну тянет,
Люта змея сердце высосала!
Козлёночек заплакал и воротился домой. Царь и думает: что бы это значило, козлёночек всё бегает на́ море? Вот попросился козлёночек в третий раз:
— Царь! Пусти меня на́ море сходить, водицы испить, кишочки всполоскать.
Царь отпустил его и сам пошёл за ним следом; приходит к морю и слышит — козлёночек вызывает сестрицу:
Алёнушка, сестрица моя!
Выплынь, выплынь на бе́режок.
Огни горят горючие,
Котлы кипят кипучие,
Ножи точат булатные,
Хотят меня зарезати!
Она ему отвечает:
Иванушка-братец!
Тяжёл камень ко дну тянет,
Люта змея сердце высосала!
Козлёночек опять зачал вызывать сестрицу. Алёнушка всплыла кверху и показалась над водой. Царь ухватил её, сорвал с шеи камень и вытащил Алёнушку на берег, да и спрашивает: как это сталося? Она ему всё рассказала. Царь обрадовался, козлёночек тоже — так и прыгает, в саду всё зазеленело и зацвело. А колдунью приказал царь казнить: разложили на дворе костёр дров и сожгли её. После того царь с царицей и с козлёночком стали жить да поживать да добра наживать и по-прежнему вместе и пили и ели.
261[2]
Идут двое сироток — сестрица Алёнушка с братцем Иванушкой по дальнему пути, по широкому полю, а жар-то, жар их донимает. Захотелось Иванушке пить:
— Сестрица Алёнушка, я пить хочу!
— Подожди, братец, дойдём до колодца.
Шли-шли — солнце высоко, колодезь далеко, жар донимает, пот выступает! Стоит коровье копытце полно водицы.
— Сестрица Алёнушка, хлебну я из копытца?
— Не пей, братец, телёночком скинешься.
Братец послушался, пошёл дальше. Солнце высоко, колодезь далеко, жар донимает, пот выступает! Стоит лошадиное копытце полно водицы.
— Сестрица Алёнушка, напьюсь я из копытца?
— Не пей, братец, жеребёночком станешь.
Вздохнул Иванушка, опять пошёл. Солнце высоко, колодезь далеко, жар донимает, пот выступает! Стоит баранье копытце полно водицы. Братец увидел его и, не спросясь с Алёнушкой, выпил до дна. Алёнушка зовёт Иванушку, а вместо Иванушки за ней бежит беленький баранчик. Догадалась она, залилась слезами, села под стожок — плачет, а баранчик возле неё по травке скачет. Ехал мимо барин, остановился и спрашивает:
— О чём ты, красная девушка, плачешь?
Рассказала она ему свою беду.
— Поди, — говорит, — за меня; я тебя наряжу и в платье и в серебро и баранчика не покину: где будешь ты, там будет и он.
Алёнушка согласилась; обвенчались и жили так, что добрые люди, глядя на них, радовались, а дурные завидовали.
Один раз мужа не было дома, Алёнушка оставалась одна. Ведьма навязала ей на шею камень и бросила в воду, а сама нарядилась в её платье и заселилась в барских палатах; никто её не распознал, сам муж обманулся. Одному баранчику всё было ведомо, один он печалился, повесил голову, не бирал корму и утро и вечер ходил около воды по бережку да кричал: «Бя, бя!» Узнала о том ведьма, и нелюбо ей стало; велела разложить костры высокие, разогреть котлы чугунные, наточить ножи булатные и говорит:
— Барана надо зарезать!
Послала слугу его поймать. Муж дивится: как жена-то любила барана, мне надоела — пой его, корми его, а то велит резать! А баранчик спроведал, что ему недолго жить, лёг на бережку и причитывает:
Алёнушка, сестрица моя!
Меня хотят зарезати;
Костры кладут высокие,
Котлы греют чугунные,
Ножи точат булатные!
Алёнушка ему в ответ:
Ах, братец мой Иванушка!
Тяжёл камень шею перетёр,
Шёлкова трава на руках свилась,
Жёлты пески на груди легли!
Человек слушает, что за чудо? Пошёл, сказал барину; стали оба караулить. Баранчик пришёл и опять стал вызывать Алёнушку и плакаться над водою:
Сестрица моя, Алёнушка!
Меня хотят зарезати;
Костры кладут высокие,
Котлы греют чугунные,
Ножи точат булатные!
Алёнушка ему в ответ:
Ах, братец мой Иванушка!
Тяжёл камень шею перетёр,
Шёлкова трава на руках свилась,
Жёлты пески на груди легли!
«Людей! Людей! — закричал барин. — Собирайся, челядь дворовая, запускай невода, закидай сети шёлковые!» Собралась челядь дворовая, закинула сети шёлковые; Алёнушка и поймалась. Вытащили её на бережок, отрезали камень, окунули её, сполоснули в чистой воде, белым полотном обернули, и стала она ещё лучше, чем была, и обняла своего мужа. Баранчик стал опять братец Иванушка, и зажили все по-старому, по-хорошему, только ведьме досталось; ну да ей, говорят, туда и дорога, об такой не жалеют!
262[3]
Жили сестрица и братец, и пошли они в лес по ягоды. Шли-шли; вот на дороге лежит лошадино копытце с водицей; вот братец и говорит:
— Сестрица, я пить хочу; я в этом копытце напьюсь.
— Нет, не пей, братец, коняшка будешь.
Ещё шли-шли, коровье копытце стоит.
— Сестрица, сестрица, я пить хочу!
— Нет, не пей, бычок будешь.
Шли-шли; стоит овечье копытце.
— Сестрица, сестрица! Я напьюсь.
— Нет, не пей, баранчик будешь.
Шли, шли; стоит козино копытце.
— Сестрица, сестрица, я напьюсь!
— Нет, не пей, а то козельчик будешь.
Пошли дальше; он не утерпел, отвернулся и напился, и обратился козельчиком, бежит и блеет.
— Я говорила тебе: не пей!
Идут; барин едет и говорит:
— Продай, девушка, козельчика.
— Нет, он у меня не продажный; это мой братец, а не козельчик!
Барин взял обоих их, увёз и на девушке женился и козельчика ласкал.
Вот барин уехал, а эту жену его, Алёнушку, дворовые ненавидели, взяли привязали ей на шею камень большущий и бросили в реку, а вместо её другая убралась в её платье. Барин приехал и не узнал. Эта другая жена хотела известь и козельчика и велела барину зарезать его.
— Я. — говорит, — хочу козлиного мясца.
Барин велел слугам зарезать козельчика. Козельчик почуял, приходит к барину и говорит:
— Барин, барин! Пусти меня на речку водицы испить, кишочки промыть, твоей барыне лучше будет кушать!
— Ступай, да не уходись[4].
Он пошёл, на бережку сел и стал кричать:
— Алёнушка, сестричушка, тебе тошно, а мне тошней твоего; меня, козла, хотят резать, ножи точат булатные, котлы кипят немецкие, огни горят всё жаркие!
А она ему говорит, выныривая из реки:
— Иванушка, родимый мой, тебе тошно, а мне тошней твоего; тяжёл камень ко дну тянет, бела-рыба глаза выела, люта змея сердце высосала, шёлкова трава ноги спутала!
Козельчик пошёл домой, полежал и опять у барина просится на реку; барин пустил и послал следом слугу посмотреть, зачем он часто ходит туда. Козельчик сел на бережку и опять закричал:
— Алёнушка, сестричушка, тебе тошно, а мне тошней твоего; меня, козла, хотят резать, ножи точат булатные, котлы кипят немецкие, огни горят всё жаркие!
Она ему говорит:
— Иванушка, родимый мой, тебе тошно, а мне тошней твоего; тяжёл камень ко дну тянет, бела-рыба глаза выела, люта змея сердце высосала, шёлкова трава ноги спутала!
Пришли домой, слуга ничего не сказал барину; а козельчик немножко повернулся и опять просится у барина на речку водицы испить, кишочки промыть. Барин отпустил и сам пошёл следом. Козельчик сел на бережку и стал опять кричать:
— Алёнушка, сестричушка, меня, козла, хотят резать, ножи точат булатные, котлы кипят немецкие, огни горят всё жаркие!
И она выныривает из реки и говорить стала:
— Иванушка, родимый мой!..
Как барин то угадал, да вдруг кинется и вытащил её; узнал обо всём, всех пересёк, а которая на место её сделалась (ту) прогнал; а с этой начал жить-поживать по-прежнему, и козельчику стало хорошо.
263[5]
Жил старик со старухой. У них был сынок Иванушка и дочка Олёнушка. Отец послал их в лес за ягодками. Они пошли; пришли в лес и нашли земляночку. Олёнушка сказала:
— Давай, братец, взойдём в эту землянку.
Взошли и увидели: лежит на печи и спит яга-баба. Они сели на лавку и стали играть Олёнушкиным кольчиком[6]. Долго ли, коротко ли в ней посидели, потом вышли из землянки. Отойдя немножко, Олёнушка сказала:
— Ох, братец Иванушка! Я кольчико-то позабыла в землянке на окошечке; поди возьми его, да смотри не лижи козлиного сальца, что на лавочке лежит.
Пошёл Иванушка и дорогою сам с собою думает: что мне сестрица не велела лизать сальца? Пришёл в землянку, взял кольчико и лизнул сальце, да и сделался козлом. Надел кольчико на рога, бежит к Олёнушке и блеет по-козлиному.
— Ох ты дурачок, Иванушка! — говорит Олёнушка. — Ведь я тебе наказывала, чтобы не лизал сальце; а ты не послушал-таки меня!..
Взял их барин к себе, и живут они у него с год времени.
Вот пришли к Олёнушке дочери яги-бабы, зовут её купаться. Долго она отказывалась; наконец уговорили. Пришли к воде, скинули с себя рубашки, полезли в воду. Ягины дочери привязали Олёнушке на шею камень и пустили с ним в воду…
Козлёночек ходит на бережок и горько плачет, приговаривая:
— Олёнушка, сестрица моя! Ты выдь ко мне, ты выгляни: я братец твой, Иванушка, пришёл к тебе с нерадостной весточкой, меня, козла, убить хотят, зарезати…
Олёнушка из воды отвечает ему:
— Ох, братец мой Иванушка! Я рада бы к тебе выглянуть, тяжёл камень ко дну тянет…
Слуги прошли за козлёночком, и как на его голос выглянула из реки Олёнушка — они тотчас схватили её и вытащили на берег. Барин взял Олёнушку к себе в дом, а козла Иванушку пустил в сад гулять, а дочерей яги-бабы приказал расстрелять.
Примечания
- ↑ Записано в Бобровском уезде Воронежской губ., вероятно, А. Н. Афанасьевым.
- ↑ Записано в Курской губ.
- ↑ Записано в Тамбовской губ.
- ↑ Уходиться — пропасть, погибнуть (Ред.).
- ↑ Записано в Саратовской губ.
- ↑ Колечком (Ред.).
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №16 города Болотного
Болотнинского района Новосибирской области
Конспект занятия
по «Речевому развитию» в средней группе.
Тема:
«Рассказывание русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»».
Составил: Старцева Ирина Петровна
воспитатель 1 квалификационной категории
г.Болотное
Цель: ознакомление детей с новой русской народной сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
Задачи:
Образовательные: Закрепить умение создавать структуру сказки с помощью моделирования, расширить словарный запас, продолжать знакомство детей с произведениями устного народного творчества.
Воспитательные: Воспитывать интерес к русским народным сказкам, формировать навык сотрудничества, доброжелательности.
Развивающие: Развивать речевую и познавательную активность детей, умение делать выводы и умозаключения, развивать мышление, воображение содействовать развитию сопереживания, умению правильно давать характеристику сказочным персонажам
Словарная работа:
Один-одинешенек.
Материалы и оборудование: телевизор, ноутбук, фонограммы музыки «В гостях у сказки», песенки «Шел козел по лесу»; раскраски по сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», презентация «Путешествие по русским народным сказкам», макет телевизора с картинками к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», заготовки для моделирования сказки «Теремок».
Список литературы:
Русская народная сказка в обработке А.Н.Толстой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в средней группе детского сада»:-МОЗАИКА-СИНТЕЗ,Москва, 2011.
Ход занятия:
Дети заходят в группу под музыку «В гостях у сказки».
Воспитатель: Дети, что за музыка нас с вами вместе собрала?
Дети: «В гостях у сказки».
Воспитатель: А вы любите сказки?
Дети: Да!
Воспитатель: Я предлагаю вам вместе со мной отправиться в путешествие по русским народным сказкам. А в этом нам помогут веселые гномики. Они приготовили интересные загадки.
Игра «Из какой сказки персонажи».
(Отгадывание загадок детьми из презентации «Путешествие по русским народным сказкам»)
Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо знаете сказки, правильно отгадали загадки. Но это еще не все. Гномики приготовили для нас еще одно интересное задание. Ребята, приглашаю вас к столу.
-Что лежит на нем?
Дети: Геометрические фигуры .
Воспитатель: Какие геометрические фигуры лежат перед вами?
Дети: Круги, квадрат и треугольник.
Воспитатель: Какой предмет можно составить из треугольника и квадрата?
Дети: Дом.
(Ребенок составляет дом.)
Воспитатель: Круги все одинаковые или они отличаются друг от друга? Чем?
Дети: Цветом, размером.
Воспитатель: Назовите цвета.
Дети: Белый, оранжевый, зеленый, черный, коричневый.
Воспитатель: Ребята, я вам открою тайну, гномики превратили героев из одной известной вам сказки в эти геометрические фигуры и предлагают вам подумать и отгадать, название сказки и составить ее по моделям-заместителям. Для каждого героя сказки — круг определенного цвета.
Воспитатель: Дети, кто догадался, что это за сказка?
Дети: «Теремок»
Моделирование сказки.
(Дети объясняют, почему круги разного размера, каждый цвет соотносят с героями сказки и из моделей- заместителей составляют сказку.)
Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу познакомить вас еще с одной русской народной сказкой. Для этого приглашаю вас посмотреть мультфильм. А поможет мне в этом волшебный телевизор.
(Показ макета телевизора, изготовленного из картонной коробки и картинок из сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Рассказ сказки воспитателем с передвижением кадров из мультфильма.)
Воспитатель: Здравствуйте, мои маленькие зрители, предлагаю вам посмотреть мультфильм по русской народной сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
Жили-были старик да старуха, у них была дочка Алёнушка да сынок Иванушка.
Старик со старухой умерли. Остались Алёнушка да Иванушка одни-одинешеньки.
Пошла Алёнушка на работу и братца с собой взяла. Идут они по дальнему пути, по широкому полю, и захотелось Иванушке пить.
— Сестрица Алёнушка, я пить хочу!
— Подожди, братец, дойдем до колодца.
Шли-шли, — солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. Стоит коровье копытце полно водицы.
— Сестрица Алёнушка, хлебну я из копытца!
— Не пей, братец, телёночком станешь!
Братец послушался, пошли дальше. Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. Стоит лошадиное копытце полно водицы.
— Сестрица Алёнушка, напьюсь я из копытца!
— Не пей, братец, жеребёночком станешь!
Вздохнул Иванушка, опять пошли дальше. Идут, идут, — солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. Стоит козье копытце полно водицы.
Иванушка говорит:
— Сестрица Алёнушка, мочи нет: напьюсь я из копытца!
— Не пей, братец, козлёночком станешь!
Не послушался Иванушка и напился из козьего копытца. Напился и стал козлёночком…
Метод «Мозговой штурм»
Воспитатель: Ребята, а как сделать так, чтобы Иванушка напился, но не стал козленочком? (Ответы детей)
(Продолжение сказки)
Воспитатель: Зовет Алёнушка братца, а вместо Иванушки бежит за ней беленький козлёночек.
Залилась Алёнушка слезами, села на стожок — плачет, а козлёночек возле неё скачет.
В ту пору ехал мимо купец:
— О чём, красная девица, плачешь?
Рассказала ему Алёнушка про свою беду. Купец ей и говорит:
— Поди за меня замуж. Я тебя наряжу в злато серебро, и козлёночек будет жить с нами.
Алёнушка подумала, подумала и пошла за купца замуж.
Стали они жить-поживать, и козлёночек с ними живет, ест-пьет с Алёнушкой из одной чашки.
Один раз купца не было дома. Откуда не возьмись приходит ведьма: стала под Алёнушкино окошко и такто ласково начала звать её купаться на реку.
Привела ведьма Алёнушку на реку. Кинулась на неё, привязала Алёнушке на шею камень и бросила её в воду.
А сама оборотилась Алёнушкой, нарядилась в её платье и пришла в её хоромы. Никто ведьму не распознал. Купец вернулся — и тот не распознал.
Одному козлёночку все было ведомо. Повесил он голову, не пьет, не ест. Утром и вечером ходит по бережку около воды и зовёт:
— Алёнушка, сестрица моя!
Выплынь, выплынь на бережок…
Узнала об этом ведьма и стала просить мужа зарежь да зарежь козлёнка.
Купцу жалко было козлёночка, привык он к нему А ведьма так пристает, так упрашивает, — делать нечего, купец согласился:
— Ну, зарежь его…
Велела ведьма разложить костры высокие, греть котлы чугунные, точить ножи булатные.
Козлёночек проведал, что ему недолго жить, и говорит названому отцу:
— Перед смертью пусти меня на речку сходить, водицы испить, кишочки прополоскать.
— Ну, сходи.
Побежал козлёночек на речку, стал на берегу и жалобнёхонько закричал:
— Алёнушка, сестрица моя!
Выплынь, выплынь на бережок.
Костры горят высокие,
Котлы кипят чугунные,
Ножи точат булатные,
Хотят меня зарезати!
Алёнушка из реки ему отвечает:
— Ах, братец мой Иванушка!
Тяжёл камень на дно тянет,
Шелкова трава ноги спутала,
Желты пески на груди легли.
А ведьма ищет козлёночка, не может найти и посылает слугу:
— Пойди найди козлёнка, приведи его ко мне.
Пошёл слуга на реку и видит: по берегу бегает козлёночек и жалобнёшенько зовет:
— Алёнушка, сестрица моя!
Выплынь, выплынь на бережок.
Костры горят высокие,
Котлы кипят чугунные,
Ножи точат булатные,
Хотят меня зарезати!
А из реки ему отвечают:
— Ах, братец мой Иванушка!
Тяжел камень на дно тянет,
Шелкова трава ноги спутала,
Желты пески на груди легли.
Слуга побежал домой и рассказал купцу про то, что слышал на речке. Собрали народ, пошли на реку, закинули сети шелковые и вытащили Алёнушку на берег. Сняли камень с шеи, окунули её в ключевую воду, одели ее в нарядное платье. Алёнушка ожила и стала краше, чем была.
А козлёночек от радости три раза перекинулся через голову и обернулся мальчиком Иванушкой.
Ведьму привязали к лошадиному хвосту, и пустили в чистое поле.
Воспитатель: Вот и сказки конец, а кто слушал, молодец. Ребята, вам понравилась сказка?
(Ответы детей.)
Воспитатель: О ком рассказывается в этой сказке?
(Ответы детей.)
Воспитатель: Что произошло с Иванушкой?
Дети: Превратился в козленочка.
Воспитатель: Я предлагаю вам тоже превратиться в козлят.
Физминутка: «Наш козёл-стрекозёл»
Наш козёл-стрекозёл
Очень умный был:
Он и воду носил,
Он и тесто месил,
И дрова рубил,
И деток кормил,
Деток кормил и приговаривал:
«Кушайте, козлятушки,
Кушайте, ребятушки,
Кашку-малашку
Да сладкие оладушки».
(Дети выполняют движения под потешку «Наш козёл-стрекозёл»
вместе с воспитателем.)
Вопросы по содержанию сказки и словарная работа.
Воспитатель: Ребята, с кем жили Аленушка и Иванушка. (Одни-одинешеньки)
-Почему случилась беда с Иванушкой? (Ответы детей)
-Кого на пути встретили Аленушка и козленочек? (Купца).
-А кто такой «купец»? (Ответы детей.)
— Что произошло с Аленушкой? (Ответы детей.)
-Кто спас Аленушку? (Ответы детей.)
-Кого бы вы назвали хорошими, положительными героями сказки? (Ответы детей.)
— Кто в сказке является злыми героями и почему? (Ведьма.)
-На каких героев из других сказок похожа ведьма? (Баба Яга-«Гуси-лебеди», хозяйка – «Хаврошечка», Баба Яга-«Баба Яга» и т. д.
Игра.
Воспитатель: -Ребята, предлагаю поиграть в игру «Наоборот». Давайте встанем в круг. Я бросаю мяч и называю какое -нибудь слово, а вы, возвращая мяч, называете мне слово с противоположным значением. ( Добрый-злой, вежливый-грубый, грустный- веселый, трусливый- храбрый, щедрый- скупой, радостный-печальный и т.д.)
Воспитатель: —Как вы думаете, что победило в сказке: добро или зло? (Ответы детей.)
-Ребята, вам понравилась сказка? (Ответы детей.)
— Вы запомнили, как она называется? (Ответы детей.)
— Ребята, вы со своим воспитателем можете еще раз вспомнить эту сказку и попробовать превратить героев в геометрические фигуры (модели-заместители) и с их помощью составить сказку.
-Чтобы наша с вами встреча закончилась легко и весело, приглашаю вас встать и вместе со мной спеть песенку и потанцевать.
Подвижная игра — песенка «Шел козел по лесу…»
( Мальчики встают и под музыку приглашают девочек на танец по желанию. Дети поют и выполняют движения в соответствии с текстом.)
Воспитатель: Вот и закончилось наше веселое путешествие по русским народным сказкам.
— Что вам понравилось больше всего?
(Ответы детей.)
—Хочу, ребята, вам подарить разные по сюжету раскраски по этой сказке, чтобы вам запомнилась наша встреча.
(Дети выбирают раскраски по желанию.)
Воспитатель: Когда вы раскрасите свои раскраски, то с воспитателем можете из них изготовить книгу «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
Воспитатель: До свидания, ребята.
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №16 города Болотного
Болотнинского района Новосибирской области
Конспект
занятия
по
«Речевому развитию» в средней группе.
Тема:
«Рассказывание
русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»».
Составил: Старцева Ирина Петровна
воспитатель
1 квалификационной категории
г.Болотное
Цель:
ознакомление детей с новой русской народной сказкой «Сестрица Аленушка и
братец Иванушка»
Задачи:
Образовательные: Закрепить умение создавать
структуру сказки с помощью моделирования, расширить словарный запас, продолжать
знакомство детей с произведениями устного народного творчества.
Воспитательные: Воспитывать интерес к русским
народным сказкам, формировать навык сотрудничества, доброжелательности.
Развивающие: Развивать речевую и познавательную
активность детей, умение делать выводы и умозаключения, развивать мышление,
воображение содействовать развитию сопереживания, умению правильно давать
характеристику сказочным персонажам
Словарная работа:
Один-одинешенек.
Материалы
и оборудование: телевизор, ноутбук, фонограммы
музыки «В гостях у сказки», песенки «Шел козел по лесу»; раскраски по сказке
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка», презентация «Путешествие по русским
народным сказкам», макет телевизора с картинками к сказке «Сестрица Аленушка и
братец Иванушка», заготовки для моделирования сказки «Теремок».
Список
литературы:
Русская
народная сказка в обработке А.Н.Толстой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
В.В.Гербова
«Занятия по развитию речи в средней группе детского
сада»:-МОЗАИКА-СИНТЕЗ,Москва, 2011.
Ход
занятия:
Дети
заходят в группу под музыку «В гостях у сказки».
Воспитатель:
Дети,
что за музыка нас с вами вместе собрала?
Дети: «В гостях
у сказки».
Воспитатель:
А
вы любите сказки?
Дети: Да!
Воспитатель: Я
предлагаю вам вместе со мной отправиться в путешествие по русским народным
сказкам. А в этом нам помогут веселые гномики. Они приготовили интересные
загадки.
Игра «Из какой сказки персонажи».
(Отгадывание
загадок детьми из презентации «Путешествие по русским народным сказкам»)
Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо знаете сказки,
правильно отгадали загадки. Но это еще не все. Гномики приготовили для нас еще
одно интересное задание. Ребята, приглашаю вас к столу.
-Что лежит на нем?
Дети: Геометрические фигуры .
Воспитатель: Какие геометрические фигуры лежат
перед вами?
Дети: Круги, квадрат и треугольник.
Воспитатель: Какой предмет можно составить из
треугольника и квадрата?
Дети: Дом.
(Ребенок составляет дом.)
Воспитатель: Круги все одинаковые или они
отличаются друг от друга? Чем?
Дети: Цветом, размером.
Воспитатель: Назовите цвета.
Дети: Белый, оранжевый, зеленый, черный,
коричневый.
Воспитатель: Ребята, я вам открою тайну,
гномики превратили героев из одной известной вам сказки в эти геометрические
фигуры и предлагают вам подумать и отгадать, название сказки и составить ее по
моделям-заместителям. Для каждого героя сказки — круг определенного цвета.
Воспитатель: Дети, кто догадался, что это за
сказка?
Дети:
«Теремок»
Моделирование сказки.
(Дети объясняют, почему круги
разного размера, каждый цвет соотносят с героями сказки и из моделей-
заместителей составляют сказку.)
Воспитатель: Ребята,
сегодня я хочу познакомить вас еще с одной русской народной сказкой. Для этого
приглашаю вас посмотреть мультфильм. А поможет мне в этом волшебный телевизор.
(Показ макета телевизора, изготовленного
из картонной коробки и картинок из сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
Рассказ сказки воспитателем с передвижением кадров из мультфильма.)
Воспитатель: Здравствуйте,
мои маленькие зрители, предлагаю вам посмотреть мультфильм по русской народной
сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
Жили-были
старик да старуха, у них была дочка Алёнушка да сынок Иванушка.
Старик
со старухой умерли. Остались Алёнушка да Иванушка одни-одинешеньки.
Пошла
Алёнушка на работу и братца с собой взяла. Идут они по дальнему пути, по
широкому полю, и захотелось Иванушке пить.
—
Сестрица Алёнушка, я пить хочу!
—
Подожди, братец, дойдем до колодца.
Шли-шли,
— солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. Стоит коровье
копытце полно водицы.
—
Сестрица Алёнушка, хлебну я из копытца!
—
Не пей, братец, телёночком станешь!
Братец
послушался, пошли дальше. Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот
выступает. Стоит лошадиное копытце полно водицы.
—
Сестрица Алёнушка, напьюсь я из копытца!
—
Не пей, братец, жеребёночком станешь!
Вздохнул
Иванушка, опять пошли дальше. Идут, идут, — солнце высоко, колодец далеко, жар
донимает, пот выступает. Стоит козье копытце полно водицы.
Иванушка
говорит:
—
Сестрица Алёнушка, мочи нет: напьюсь я из копытца!
—
Не пей, братец, козлёночком станешь!
Не
послушался Иванушка и напился из козьего копытца. Напился и стал козлёночком…
Метод «Мозговой
штурм»
Воспитатель: Ребята,
а как сделать так, чтобы Иванушка напился, но не стал козленочком?
(Ответы детей)
(Продолжение
сказки)
Воспитатель: Зовет
Алёнушка братца, а вместо Иванушки бежит за ней беленький козлёночек.
Залилась
Алёнушка слезами, села на стожок — плачет, а козлёночек возле неё скачет.
В
ту пору ехал мимо купец:
—
О чём, красная девица, плачешь?
Рассказала
ему Алёнушка про свою беду. Купец ей и говорит:
—
Поди за меня замуж. Я тебя наряжу в злато серебро, и козлёночек будет жить с
нами.
Алёнушка
подумала, подумала и пошла за купца замуж.
Стали
они жить-поживать, и козлёночек с ними живет, ест-пьет с Алёнушкой из одной
чашки.
Один
раз купца не было дома. Откуда не возьмись приходит ведьма: стала под
Алёнушкино окошко и такто ласково начала звать её купаться на реку.
Привела
ведьма Алёнушку на реку. Кинулась на неё, привязала Алёнушке на шею камень и
бросила её в воду.
А
сама оборотилась Алёнушкой, нарядилась в её платье и пришла в её хоромы. Никто
ведьму не распознал. Купец вернулся — и тот не распознал.
Одному
козлёночку все было ведомо. Повесил он голову, не пьет, не ест. Утром и вечером
ходит по бережку около воды и зовёт:
—
Алёнушка, сестрица моя!
Выплынь,
выплынь на бережок…
Узнала
об этом ведьма и стала просить мужа зарежь да зарежь козлёнка.
Купцу
жалко было козлёночка, привык он к нему А ведьма так пристает, так упрашивает,
— делать нечего, купец согласился:
—
Ну, зарежь его…
Велела
ведьма разложить костры высокие, греть котлы чугунные, точить ножи булатные.
Козлёночек
проведал, что ему недолго жить, и говорит названому отцу:
—
Перед смертью пусти меня на речку сходить, водицы испить, кишочки прополоскать.
—
Ну, сходи.
Побежал
козлёночек на речку, стал на берегу и жалобнёхонько закричал:
—
Алёнушка, сестрица моя!
Выплынь,
выплынь на бережок.
Костры
горят высокие,
Котлы
кипят чугунные,
Ножи
точат булатные,
Хотят
меня зарезати!
Алёнушка
из реки ему отвечает:
—
Ах, братец мой Иванушка!
Тяжёл
камень на дно тянет,
Шелкова
трава ноги спутала,
Желты
пески на груди легли.
А
ведьма ищет козлёночка, не может найти и посылает слугу:
—
Пойди найди козлёнка, приведи его ко мне.
Пошёл
слуга на реку и видит: по берегу бегает козлёночек и жалобнёшенько зовет:
—
Алёнушка, сестрица моя!
Выплынь,
выплынь на бережок.
Костры
горят высокие,
Котлы
кипят чугунные,
Ножи
точат булатные,
Хотят
меня зарезати!
А
из реки ему отвечают:
—
Ах, братец мой Иванушка!
Тяжел
камень на дно тянет,
Шелкова
трава ноги спутала,
Желты
пески на груди легли.
Слуга
побежал домой и рассказал купцу про то, что слышал на речке. Собрали народ,
пошли на реку, закинули сети шелковые и вытащили Алёнушку на берег. Сняли
камень с шеи, окунули её в ключевую воду, одели ее в нарядное платье. Алёнушка
ожила и стала краше, чем была.
А
козлёночек от радости три раза перекинулся через голову и обернулся мальчиком
Иванушкой.
Ведьму
привязали к лошадиному хвосту, и пустили в чистое поле.
Воспитатель: Вот и
сказки конец, а кто слушал, молодец. Ребята, вам понравилась сказка?
(Ответы детей.)
Воспитатель: О
ком рассказывается в этой сказке?
(Ответы детей.)
Воспитатель: Что
произошло с Иванушкой?
Дети: Превратился
в козленочка.
Воспитатель: Я
предлагаю вам тоже превратиться в козлят.
Физминутка: «Наш козёл-стрекозёл»
Наш козёл-стрекозёл
Очень умный был:
Он и воду носил,
Он и тесто месил,
И дрова рубил,
И деток кормил,
Деток кормил и приговаривал:
«Кушайте, козлятушки,
Кушайте, ребятушки,
Кашку-малашку
Да сладкие оладушки».
(Дети выполняют движения под потешку «Наш
козёл-стрекозёл»
вместе с воспитателем.)
Вопросы по содержанию сказки и словарная работа.
Воспитатель: Ребята, с кем жили Аленушка
и Иванушка. (Одни-одинешеньки)
-Почему случилась беда с Иванушкой? (Ответы
детей)
-Кого на пути встретили Аленушка и
козленочек? (Купца).
-А кто такой «купец»? (Ответы детей.)
— Что произошло с Аленушкой? (Ответы
детей.)
-Кто спас Аленушку? (Ответы детей.)
-Кого бы вы
назвали хорошими, положительными героями сказки? (Ответы
детей.)
— Кто в сказке
является злыми героями и почему? (Ведьма.)
-На каких героев
из других сказок похожа ведьма? (Баба Яга-«Гуси-лебеди», хозяйка –
«Хаврошечка», Баба Яга-«Баба Яга» и т. д.
Игра.
Воспитатель: -Ребята,
предлагаю поиграть в игру «Наоборот». Давайте встанем в круг. Я бросаю
мяч и называю какое -нибудь слово, а вы, возвращая мяч, называете мне слово с
противоположным значением. ( Добрый-злой, вежливый-грубый, грустный-
веселый, трусливый- храбрый, щедрый- скупой, радостный-печальный и т.д.)
Воспитатель:
—Как вы думаете, что победило в сказке:
добро или зло? (Ответы детей.)
-Ребята, вам понравилась сказка?
(Ответы детей.)
— Вы запомнили, как она называется?
(Ответы детей.)
— Ребята, вы со своим воспитателем можете
еще раз вспомнить эту сказку и попробовать превратить героев в геометрические
фигуры (модели-заместители) и с их помощью составить сказку.
-Чтобы
наша с вами встреча закончилась легко и весело, приглашаю вас встать и вместе
со мной спеть песенку и потанцевать.
Подвижная
игра — песенка «Шел козел по лесу…»
(
Мальчики встают и под музыку приглашают девочек на танец по желанию. Дети поют
и выполняют движения в соответствии с текстом.)
Воспитатель:
Вот
и закончилось наше веселое путешествие по русским народным сказкам.
—
Что вам понравилось больше всего?
(Ответы детей.)
—Хочу,
ребята, вам подарить разные по сюжету раскраски по этой сказке, чтобы вам
запомнилась наша встреча.
(Дети
выбирают раскраски по желанию.)
Воспитатель:
Когда
вы раскрасите свои раскраски, то с воспитателем можете из них изготовить книгу
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
Воспитатель:
До
свидания, ребята.