Характеристика варвары в рассказе гроза

760 слов драма а. н. островского гроза рассказывает об индивидуальном бунте героини против закостенелых и лицемерных нравов провинциального города. герои

(760 слов) Драма А. Н. Островского «Гроза» рассказывает об индивидуальном бунте героини против закостенелых и лицемерных нравов провинциального города. Герои пьесы очень интересны даже для современного читателя, и их характеристика позволит наиболее полно отразить замысел автора.

Главная героиня пьесы, Катерина, отличается внутренней свободой, в отличие от всех окружающих. Она хотела бы жить так, как ей подсказывает сердце, окружая себя природой, добром, верой. Однако ее отдали замуж за Тихона Кабанова, и героиня попала в дом к свекрови Кабанихи, в темное царство лжи и ханжества. Она убедилась в лживости всего происходящего. Даже верили в Бога в доме Кабанихи как-то фальшиво, исключительно потому, что так заведено. Сама Катерина, духовно развитая, честная и свободолюбивая девушка, верит искренне и желает жить по заповедям Божьим, но как это реализовать в среде, где жестокость и деспотизм заменяют подлинную мораль и доброту?

Отзывчивая и добродетельная Катерина не находит понимания ни в муже, ни в его сестре, ни в свекрови. Для них главное, чтоб внешне всё было благопристойно, а она жить во лжи не может. Она встречает Бориса, который так непохож на местных жителей, влюбляется в него. Борьба с чувствами не приводит ни к чему, и она ныряет в них как в омут. Однако даже в любви она оказывается одна, Борис не способен изменить свою жизнь, возлюбленный фактически отказывается от нее. Катерина сама признается мужу в измене, после чего ее жизнь превращается в ад: свекровь изводит, муж (по настоянию матери) бьёт. Героиня не видит другого пути, кроме смерти, и кончает жизнь самоубийством. Этот поступок – бунт против лживого общества, которое заботится лишь о том, чтобы внешне всё было «шито да крыто», а что внутри – совершенно неважно. Для них не существует доброты, семейного участия, высоких целей. Все это заменяет традиционный, «единственно верный» уклад.

Кабаниха — глава семьи Кабановых. Но ее власть строится не на мудрых решениях, а лишь на деспотизме. Она чтит традиции, для нее это единственная мера благополучия: жить так, как заведено. Согласно этим принципам, сыну обязательно надо бить жену и держать в страхе, к самой матери семейства надо относиться с почтительным страхом, а решения без нее принимать нельзя. Кабаниха создала в своем доме удушливую атмосферу, от которой все бегут: сын Тихон постоянно стремится уехать и где-нибудь напиться, чтоб хоть на секунду забыться, дочь Варвара в финале драмы убегает с Кудряшом, которого не очень и любит, но другого варианта нет. Катерину же Кабаниха считает главным противником и пытается сломать, подчинить себе. Однако героиня выбирает смерть, но остаётся внутренне свободной. А после ее гибели даже Тихон восстаёт против материнского террора.

Тихон Кабанов – бесхребетный и безынициативный человек. Он не может и не хочет принимать самостоятельные решения. Герой с детства привык, что за него решает мать. Возможно, его это и устраивает, хотя он и пытается постоянно куда-то скрыться. Несмотря на то, что ему невыносимо дома, никаких шагов для изменения ситуации он не предпринимает, ведь самостоятельность неизбежно приводит к ответственности, а брать её он не хочет.

Варвара Кабанова – дочь Кабановой, которая втайне гуляет и веселится, ходит на свидания по ночам, но внешне пытается обставить все благопристойно, потому что опасается матери. Варвара приспособилась к обстоятельствам, она не борется за свободу. В финале она сбегает из дома, ей так хочется вырваться, что она бежит со своим возлюбленным Кудряшом, который имеет схожие взгляды с горожанами (такой же невежественный и закостенелый), поэтому Варвару вполне может ждать судьба Катерины.

Кулигин – мещанин, механик-самоучка. Он поэт, любитель природы и мечтатель. Кулигин хочет быть полезен обществу – придумывает громоотвод, солнечные часы. Мечтает герой изобрести и вечный двигатель. Да вот только его проекты никому не нужны, а то, что он прочел в книгах, –  блажь и глупость для власть имущих. Герой честен, умён, даёт мудрые советы, не боится высказывать свое мнение. Но он один, остальные либо смирились с общей темнотой и узколобостью, либо приспособились к ситуации.

Борис – возлюбленный Катерины, он выглядит не так как горожане: хорошо одет, более образован, однако по сути он также труслив и бесхребетен, как Тихон. Катерине хотелось любви и ласки, именно этим он ее привлек, хотя ему самому хотелось лишь развлечься. Борис зависит от своего дяди Дикого, он не делает ничего, чтобы стать самостоятельным. Катерина выбрала не того человека, он не соответствует ее натуре.

Дикой – богатый купец, сварливый и скандальный. Он тиранит свою семью, ругает и бранит каждого встречного, он упивается своей несдержанностью. Герой – Кабаниха в мужском обличии. Для него важно сохранить старый уклад, потому что он помогает властвовать над всеми.

Критик Н. А. Добролюбов назвал Катерину «лучом света в темном царстве». И действительно, эта героиня представляет собой борьбу за свободу, правду и честность. Остальные герои либо не могут, либо не хотят бороться против «темного царства» лицемерия и невежества. Тем не менее, смерть Катерины была не напрасной, она будто бы будит, встряхивает всех героев.

Автор: Мария Копусова

Пьеса «Гроза» А.Н. Островского по праву считается одним из значимых произведений отечественной драматургии. В центре истории — социально-исторический конфликт, достигший огромного масштаба. В своей работе Александр Николаевич столкнул два поколения с совершенно разными взглядами на жизнь. Автор затронул темы любви и брака, верности и греха.

Характеристика главных героев пьесы «Гроза»

Кабаниха

В пьесе главные действующие лица колоритные и яркие. Одна из героинь — Кабаниха — является купчихой. Она яро отстаивает принципы домостроя. «Вот она теперь и надает приказов, один другого грозней». Кабаниха привыкла всех вокруг подчинять своей воле. Она любила раздавать поручения, которые должны были беспрекословно выполняться. «Ломаться-то нечего! Должен исполнять, что мать говорит». Кабаниха добивалась своих целей особыми методами. Героиня могла манипулировать людьми. Делала это она искусно и тонко. Под ее сильным влиянием оказался и ее сын — Тихон. Он не мог ей слова сказать против. «Аль порядку не знаешь? В ноги кланяйся!». У Кабанихи было свое мнение и относительно брака и семьи. «Что ж ты стоишь… Приказывай жене-то…». Она учила своего сына, как ему следует общаться с супругой. Мнение Катерины никто не спрашивал. Она должна была быть кроткой и покорной.

Савел Прокофьевич Дикой

«Савел Прокофьевич Дикой, купец, значительное лицо в городе». Именно так характеризует персонажа А.Н. Островский. «Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвет». Самодур, владевший внушительным состоянием. «Кто же ему угодит, коли у него вся жизнь основана на ругательстве?». У персонажа был особый подход к людям. Герой пьесы был безжалостным тираном, который не считался с мнением окружающих. На простых людей он никогда не обращал внимания. Дикой был уверен, что они этого не достойны. «Так ты знай, что ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю». Однажды Дикой сам решил, что может распоряжаться судьбами людей. Бессердечный и алчный персонаж, который отталкивает от себя читателей своими поступками и словами.

Катерина

«Лучом света в темном царстве» в произведении «Гроза» принято называть Катерину. «…отчего люди не летают, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела». Героиня не утратила способности мечтать и верить в лучшее. Она хотела абстрагироваться от ссор, равнодушия со стороны окружающих, несправедливости и стать свободной, словно птица. «Обманывать-то я не умею, скрыть- то ничего не могу». Девушка была открытой и честной. «Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем». Вступление в брак сильно изменило Катерину. Ее глаза потухли, она больше не могла замечать прекрасное в каждом новом дне. Существование героини стало серым, словно бессмысленным. Но так было не всегда. «Я жила, ни о чем не тужила, точно птичка на воле». Появление семьи не сделало девушку счастливой.

Тихон Кабанов

Мужем Катерины был Тихон. Молчаливый, безынициативный «маменькин сынок». «Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!». Тихон не принимал самостоятельных решений. Он всегда поступал так, как велела ему Кабаниха. «Вы меня заездили совсем! Я не чаю, как вырваться-то». Со временем Тихон стал понимать, что так больше продолжаться не может. Но персонаж не знал, как изменить ситуацию. В итоге именно Кабаниху Тихон посчитал виновной в произошедшей трагедии. «Маменька, вы ее погубили! вы,вы,вы… Вы ее погубили! Вы! Вы!». Он, наконец, захотел вырваться из-под опеки Кабанихи. Только было уже слишком поздно.

Борис

Борис был близким родственником Дикого. «Борис Григорьевич, племянник его, молодой человек, порядочно образованный». Сам персонаж так описывает себя: «А мне, видно, так и загубить свою молодость в этой трущобе. Уж вед совсем убитый хожу, а тут еще дурь в голову лезет! Ну, к чему пристало! Мне ли уж нежности заводить? Загнан, забит, а тут еще сдуру-то влюбляться вздумал. Да в кого? В женщину, с которой даже и поговорить-то никогда не удастся!». Борис испытывает сильные чувства к девушке. Он никак не может справиться с волнением и душевными терзаниями. «Как же я могу хотеть вашей погибели, когда я люблю вас больше всего на свете, больше самого себя». Эта любовь не дает ему покоя. Он не смог больше держать свои чувства в себе и признался во всем. «Я бы бросил все да уехал! А то сестру жаль». Персонаж никогда не думал только о себе. «Воспитывали нас родители в Москве… оба вдруг и умерли в холеру, мы с сестрой сиротами и остались». С этого момента он осознал, что должен нести ответственность не только за себя, но и за свою сестру.

Варвара

Дочь Кабанихи и полная противоположность брату Тихону. Вынужденная адаптироваться к сложной жизни в собственном доме, она по-прежнему остается смелым и свободным человеком. Кабан для нее не авторитет, и она живет по своим убеждениям. Варвара совершенно не заботится о морали и не беспокоится о чужих рассказах и сплетнях.

Кудряш

Друг Варвары, с которым она состоит в отношениях. Типичный представитель «темного царства»: отличается дерзостью, чванством, грубостью. Это амбициозный молодой человек, все стремления которого связаны с богатством и властью над людьми. История его незатейливой жизни мало чем отличается от жителей провинциального городка.

Кулигин

Механик-самоучка, человек с пытливой живой души. Это один из немногих персонажей спектакля, имя которого вызывает только положительные эмоции. Человек с благородным и добрым сердцем, он отказывается жить по установленным канонам. Он страстно мечтает об общем благе, честном труде, знаниях. Однако многим мечтам Кулигина не суждено было сбыться.

Борис

Молодой, прилично образованный человек, племянник Дикого. Сначала складывается впечатление честного молодого человека, но на самом деле он оказывается насквозь вульгарным лицемером. Не оправдывая надежды влюбленной Катерины, не желая брать на себя ответственность за отношения, он трусливо убегает, оставив девушку одну.

Феклуша

Спутница Кабанихи, способная с завидной легкостью попасть в доверие любого человека. Ловко используя лесть и безграмотность местных жителей, она обеспечивает себе достаточно обеспеченную и спокойную жизнь. Любые перемены и новизна пугают хитрую невежественную старуху, так как угрожают ее обычному обывательскому миру, в котором нет места культуре, просвещению, вежливости.

Глаша

Девушка в доме Кабанихи, поражающая своей темнотой и невежеством. Это отличный партнер Феклуши, у которой в молодости был столь же узкий кругозор и примитивное мышление. Ей намного легче жить в ее ограниченном мире, где машину называют «огненным змей», чем впитывать новые знания.

Жена Тихона Кабанова и невестка Кабанихи. Это центральный персонаж пьесы, с помощью которой Островский показывает судьбу сильной, неординарной личности в условиях маленького патриархального городка. В Катерине еще с детства очень сильно желание счастья, которое с взрослением перерастает в желание взаимной любви.

Богатая купчиха Кабанова Марфа Игнатьевна является одним из главных столпов «темного царства». Это властная, жестокая, суеверная женщина, которая относится с глубоким недоверием и даже презрением ко всему новому. В прогрессивных явлениях своего времени она видит только зло, поэтому Кабаниха с такой ревностью и оберегает свой мирок от их вторжения.

Муж Катерины и сын Кабанихи. Это забитый, страдающих от постоянных упреков и приказаний Кабанихи человек. В этом персонаже наиболее полно раскрывается калечащая, разрушающая сила «темного царства», которая превращает людей лишь в тени самих себя. Тихон не способен на отпор – он постоянно оправдывается, всячески угождая матери, боится ее ослушаться.

Один центральных героев, являющийся племянником купца Дикого. Среди провинциальной публики города Калинова Борис заметно выделяется своим воспитанием и полученным образованием. Действительно, из рассказов Бориса становится понятно, что приехал сюда он из Москвы, где родился, вырос и жил до тех пор, пока родители не погибли от эпидемии холеры.

Одним из самых уважаемых представителей Калинова является предприимчивый и властный купец Савел Прокофьевич Дикой. Одновременно с этим данная фигура, наряду с Кабанихой, считается олицетворением «темного царства». По своей сути, Дикой – это самодур, который, на первое место, ставит лишь свои желания и капризы. Поэтому его отношения с окружающими можно охарактеризовать лишь одним словом – произвол.

Ваня Кудряш является носителем народного характера – это человек цельный, смелый и веселый, который всегда сможет постоять за себя и за свои чувства. Данный герой появляется еще в самой начальной сцене, знакомя читателей вместе с Кулигиным с порядками и нравами Калинова и его жителей.

Дочь Кабанихи и сестра Тихона. Она уверенна в себе, не боится мистических предзнаменований, знает, чего хочет от жизни. Но одновременно с этим личность Варвары имеет некоторые нравственных изъяны, причиной которых является жизнь в семье Кабановых. Ей совсем не нравятся жестокие порядки этого провинциального города, но Варвара не находит ничего лучшего, как смириться с установившимся укладом.

В пьесе показан персонаж, который на протяжении всего произведения прикладывает определенные усилия для защиты прогресса и общественных интересов. И даже его фамилия – Кулигин – очень похожа на фамилию знаменитого русского механика-изобретателя Ивана Кулибина. Несмотря на свое мещанское происхождение, Кулигин стремится к знаниям, но не из эгоистических целей. Главная его забота – это развитие родного города, поэтому все его силы направлены на «общественную пользу».

Странница Феклуша является второстепенным персонажем, но при этом весьма характерным представителем «темного царства». Странники и блаженные во все времена были постоянными гостями купеческих домов. Например, Феклуша развлекает представителей дома Кабановых разнообразными байками о заморских странах, рассказывая о людях с песьими головами и правителях, которые «что ни судят они, все неправильно».

Помимо главных героев, включает и второстепенных, играющих в пьесе не менее важную роль.

Репликами второстепенных героев Островский рисует фон, который говорит о состоянии главных героев, рисует окружающую их действительность. Из их слов можно многое узнать о нравах Калинова , его прошлом и агрессивном неприятии всего нового, о требованиях, которые предъявляются к жителям Калинова, их быте, драмах и характерах.

В репликах, подводящих нас к образу Катерины и её монологу-характеристике, рисуется скромная молодая красивая женщина, о которой никто не может сказать ничего плохого. Лишь внимательная Варвара разглядела её реакцию на Бориса и подталкивает к измене, не видя в том ничего дурного и нисколько не мучась чувством вины по отношению к брату. Скорее всего, Катерина б никогда не решилась бы изменить, но невестка просто вручает ей ключ, зная, что та не сможет устоять. В лице Варвары мы имеем доказательство того, что любви в доме Кабанихи между близкими нет, и каждого интересует только его личная жизнь, его выгоды.

Её любовник, Иван Кудряш, тоже не испытывает любви. Он может изменить Варваре просто из желания напакостить Дикому, и сделал бы это, если б его дочери были постарше. Для Варвары и Кудряша их встречи – это возможность удовлетворить телесные нужды, к обоюдному удовольствию. Животная похоть – очевидная норма ночного Калинова. На примере их пары показана основная часть молодёжи Калинова, то самое поколение, которое не интересует ничего, кроме их личных нужд.

К молодому поколению относится также женатый Тихон и неженатый Борис, но они другие. Это, скорее, исключение из общего правила.

Тихон представляет собой ту часть молодёжи, что подавлена старшими и находится в полной зависимости от них. Вряд ли когда-либо вёл себя так, как его сестра, он более порядочен – и оттого несчастен. Он не может делать вид, что покорен, как его сестра – он действительно покорен, мать его сломила. Для него одно удовольствие – напиться вусмерть, когда нет постоянного контроля в лице матери.

Борис другой, потому что вырос не в Калинове, и его покойная мать – дворянка. Его отец покинул Калинов и был счастлив, пока не скончался, оставив детей сиротами. Борис видел другую жизнь. Однако, из-за младшей сестры, он готов на самопожертвование – находится в услужении у дяди, мечтая, что когда-нибудь Дикой отделит им часть наследства, оставленного бабушкой. В Калинове нет никаких развлечений, отдушин – и он влюбился. Это действительно влюблённость, не животная похоть. На его примере показаны бедные родственники Калинова, вынужденные жить у богатых купцов.

На примере Кулигина , механика-самоучки, пытающегося создать перпетуум мобиле, показаны изобретатели маленьких городков, вынужденные постоянно просить денег на разработку изобретений, и получать оскорбления и унизительные отказы, а то и ругань. Он пытается привнести прогресс в город, но он единственный, кто это делает. Остальных все устраивает, либо они смирились с судьбой. Это единственный положительный второстепенный герой пьесы, но и он смирился с судьбой. Бороться с Диким ему не по силам. Желание созидать и творить для народа – даже не оплачивается. Но именно с помощью его Островский осуждает «тёмное царство». Он видит красоту Волги, Калинова, природы, подступающей грозы – чего не видит, кроме него, никто. И именно он, отдавая труп Катерины, произносит слова порицания «тёмному царству».

В противовес ему, «профессиональная» странница Феклуша хорошо устроилась. Нового она не несёт, но она очень хорошо знает, что хотят слышать те, у которых она рассчитывает вкусно поесть. Перемены – от дьявола, который промышляет в больших городах, смущая людей. Все новые творения – тоже от дьявола – именно то, что полностью соответствует личному мнению Кабанихи. В Калинове, поддакивая Кабанихе, Феклуша всегда будет сыта, — а еда и комфорт – это единственное, к чему она не безразлична.

Не последнюю роль играет и полусумасшедшая барыня, о которой было известно, что она по молодости много грешила, и к старости зациклилась на этой теме. «Грех» и «красота» — это два нераздельных для нее понятия. Пропала красота – и пропал смысл жизни, это, само собой, становится божьим наказанием за грехи. На этой почве барыня и сходит с ума, и принимается тут же обличать, видя красивое личико. Но на впечатлительную Катерину она производит впечатление ангела возмездия, хотя большую часть страшной божьей кары за свой поступок придумала он сама.

Без второстепенных персонажей «Гроза » не смогла бы быть столько эмоционально и содержательно насыщенной. Продуманными репликами, как мазками, автор создаёт полную картину беспросветной жизни тёмного, патриархального Калинова, которая может привести к смерти любую душу, мечтающую о полете. Оттого люди и «не летают» там. Или летают, но считанные секунды, в свободном падении.

Пьеса «Гроза» известного русского писателя XIX века Александра Островского, была написана в 1859 году на волне общественного подъема в преддверии социальных реформ. Она стала одним из лучших произведений автора, открыв глаза всего мира на нравы и моральные ценности тогдашнего купеческого сословия. Впервые была опубликована в журнале «Библиотека для чтения» в 1860 году и благодаря новизне своей тематики (описания борьбы новых прогрессивных идей и стремлений со старыми, консервативными устоями) сразу же после публикации вызывала широкий общественный резонанс. Она стала темой для написания большого количества критических статей того времени («Луч света в темном царстве» Добролюбова, «Мотивы русской драмы» Писарева, критика Апполона Григорьева).

История написания

Вдохновленный красотой Волжского края и его бескрайними просторами во время поездки с семьей в Кострому в 1848 году, Островский начинает написание пьесы в июле 1859 года, уже через три месяца он её заканчивает и отправляет на суд петербургской цензуры.

Проработав на протяжении нескольких лет в канцелярии Московского совестного суда, он хорошо знал, что представляет собой купечество в Замоскворечье (исторический район столицы, на правом берегу Москвы-реки), не раз сталкиваясь по долгу службы с тем, что творилось за высокими заборами купеческих хором, а именно с жестокостью, самодурством, невежеством и различными суевериями, незаконными сделками и аферами, слезами и страданием окружающих. Основой для сюжета пьесы стала трагическая судьба невестки в купеческой зажиточной семье Клыковых, которая произошла в реальности: молодая женщина бросилась в Волгу и утонула, не выдержав притеснений со стороны властной свекрови, устав от бесхарактерности мужа и тайной страсти к почтовому служащему. Многие считали, что именно истории из жизни костромского купечества стали прототипом для сюжета написанной Островским пьесой.

В ноябре 1859 года пьеса была сыграна на подмостках Малого академического театра в Москве, в декабре того же года в Александринском драматическом театре в Петербурге.

Анализ произведения

Сюжетная линия

Groza 1

В центе описываемых в пьесе событий находится зажиточная купеческая семья Кабановых, проживающая в вымышленном волжском городе Калинове, неком своеобразном и замкнутом мирке, символизирующем общий устрой всей патриархальной Российской державы. Семья Кабановых состоит из властной и жестокой женщины-тирана, и по сути главы семьи, богатой купчихи и вдовы Марфы Игнатьевны, её сына, Тихона Ивановича, безвольного и бесхарактерного на фоне тяжелого нрава его матушки, дочери Варвары, научившейся обманом и хитростью противостоять деспотизму матери, а также невестки Катерины. Молодая женщина, выросшая в семье где её любили и жалели, страдает в доме нелюбимого мужа от его безвольности и претензий свекрови, по сути лишившись воли и став жертвой жестокости и самодурства Кабанихи, оставленная на произвол судьбы тряпкой-мужем.

Groza 2

От безысходности и отчаяния Катерина ищет утешения в любви к Борису Дикому, который тоже её любит, но боится ослушаться своего дяди, богатого купца Савёла Прокофьича Дикого, ведь от него зависит материальное положение его и сестры. Тайком он встречается с Катериной, но в последний момент предает её и сбегает, потом по указанию дяди уезжает в Сибирь.

Катерина, будучи воспитанной в послушании и подчинении мужу, мучаясь собственным грехом, признается во всем мужу в присутствии его матери. Та делает жизнь невестки совершенно невыносимой, и Катерина, страдая от несчастливой любви, укоров совести и жестоких гонений тирана и деспота Кабанихи, решает покончить со своими мучениями, единственным способом, в котором она видит спасение, это самоубийство. Она бросается с обрыва в Волгу и трагически погибает.

Главные действующие лица

Все персонажи пьесы поделены на два противоборствующих лагеря, одни (Кабаниха, её сын и дочь, купец Дикой и его племянник Борис, служанки Феклуша и Глаша) являются представителями старого, патриархального уклада жизни, другие (Катерина, механик-самоучка Кулигин) — нового, прогрессивного.

Katerina 1

Молодая женщина, Катерина, жена Тихона Кабанова, является центральной героиней пьесы. Она воспитана в строгих патриархальных правилах, в соответствии с законами древнерусского Домостроя: жена должна во всем покоряться мужу, уважать его, выполнять все его требования. Сначала Катерина пыталась всеми силами полюбить своего мужа, стать для него покорной и хорошей женой, однако ввиду его полной бесхребетности и слабости характера, может испытывать к нему только жалость.

Внешне она выглядит слабой и молчаливой, но в глубине её души хранится достаточно силы воли и упорства, чтобы противостоять тирании свекрови, которая побаивается, что невестка может изменить её сына Тихона и тот перестанет покоряться воле матери. Катерине тесно и душно в темном царстве жизни в Калинове, она буквально там задыхается и в мечтах она улетает, как птица прочь из этого ужасного для неё места.

Борис

Katerina

Полюбив приезжего молодого человека Бориса, племянника богатого купца и дельца, она создает у себя в голове образ идеального возлюбленного и настоящего мужчины, который совсем не соответствует действительности, разбивает ей сердце и приводит к трагическому финалу.

В пьесе персонаж Катерины противостоит не конкретному человеку, своей свекрови, а всему в то время существующему патриархальному укладу.

Кабаниха

Groza 3

Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха), как и купец-самодур Дикой, который мучает и оскорбляет своих родных, не платит зарплату и обманывает своих рабочих, являются яркими представителями старого, мещанского уклада жизни. Они отличаются глупостью и невежественностью, неоправданной жестокостью, хамством и грубостью, полным неприятием каких-либо прогрессивных изменений в закостеневшем патриархальном укладе жизни.

Тихон

Kabaniha

(Тихон, на иллюстрации возле Кабанихи — Марфы Игнатьевны
)

Тихон Кабанов на протяжении всей пьесы характеризуется как тихий и безвольный человек, находящийся под полным влиянием деспотичной матери. Отличаясь мягкостью характера, он не предпринимает никаких попыток, чтобы защитить свою жену от нападок матери.

В конце пьесы он в конце концов не выдерживает и автор показывает его бунт против тирании и деспотизма, именно его фраза в конце пьесы приводит читателей к определенному выводу о глубине и трагизме сложившейся ситуации.

Особенности композиционного построения

Groza 4

(Фрагмент из драматической постановки
)

Произведение начинается описанием города на Волге Калинова, образ которого является собирательным образом всех русских городов того времени. Изображенный в пьесе пейзаж волжских просторов контрастно оттеняет затхлую, унылую и мрачную атмосферу жизни в этом городе, которая подчеркивается мертвой замкнутостью жизни её жителей, их неразвитостью, серостью и дикой необразованностью. Общее состояние городской жизни автор охарактеризовал как бы перед грозой, когда пошатнется старый, ветхий уклад, а новые и прогрессивные веяния как порыв бешеного грозового ветра унесут долой мешающие людям нормально жить устаревшие правила и предрассудки. Описанный в пьесе период жизни жителей города Калинова как раз находится в состоянии, когда внешне все выглядит спокойным, но это только затишье перед грядущей бурей.

Groza 5

Жанр пьесы можно трактовать как социально-бытовую драму, а также как трагедию. Для первой характерно использование тщательного описания бытовых условий, максимальная передача его «плотности», а также выравнивание характеров. Внимание читателей должно распределяться между всеми участниками постановки. Трактовка пьесы как трагедии предполагает её более глубокий смысл и основательность. Если видеть в смерти Катерины последствие её конфликта со свекровью, то она выглядит как жертва семейного конфликта, и все само разворачивающееся действие в пьесе для настоящей трагедии кажется мелким и незначительным. Но если рассматривать гибель главной героини как конфликт нового, прогрессивного времени с угасающей, старой эпохой, то её поступок как нельзя лучше трактуется в героическом ключе, характерном для трагического повествования.

Groza 8

Талантливый драматург Александр Островский из социально-бытовой драмы о жизни купеческого сословия постепенно создает настоящую трагедию, в которой с помощью любовно-бытового конфликта он показал наступление эпохального перелома, происходящего в сознании народа. Простые люди осознают просыпающее чувство собственного достоинства, начинают по новому относиться к окружающему миру, хотят сами вершить свои судьбы и безбоязненно изъявлять свою волю. Это зарождающееся желание вступает в непримиримое противоречие с реальным патриархальным укладом. Судьба Катерины приобретает общественный исторический смысл, выражающий состояние народного сознания на переломном стыке двух эпох.

Александр Островский, вовремя заметивший обреченность загнивающих патриархальных устоев, написал пьесу «Гроза» и открыл глаза на происходящее всей российской общественности. Он изобразил разрушение привычного, устаревшего образа жизни, с помощью многозначного и образного понятия грозы, которая постепенно нарастая, сметет все со своего пути и откроет дорогу новой, лучшей жизни.

Открыл «запоры» двух богатых купеческих домов города Калинова – дома Кабановой и Савёла Дикόго.

Кабаниха.
Властная и жестокая, старуха Кабанова представляет собою живое олицетворение правил ложного, ханжеского «благочестия»: она знает их хорошо, она сама выполняла их и неуклонно требует их выполнения от других. Правила эти следующие: младшие в семье должны покоряться старшему; они не имеют права иметь свое
мнение, свои
желания, свой
мир, – они должны быть «обезличены», должны быть манекенами. Затем они должны «бояться», жить в страхе».. Если не будет страха в жизни, то, по её убеждению, мир перестанет стоять. Когда Кабанова убеждает сына, Тихона, действовать на жену «страхом», он говорит, что вовсе не хочет, чтобы Катерина «боялась» его, – ему достаточно, если она будет его «любить». «Как зачем бояться? – восклицает она, – Как зачем бояться? Да ты рехнулся, что ли? Тебя не станет бояться – меня и подавно! Какой же это порядок-то в доме будет? Ведь ты, чай, с ней в законе живешь? Али, по-вашему, закон ничего не значит?». Наконец, третье правило – не вносить в жизнь ничего «нового», стоять за старину во всем, – во взглядах на жизнь, в людских отношениях, обычаях и обрядах. Она сокрушается, что «старина выводится». «Что будет, как старики-то перемрут? Как будет свет стоять, уж я и не знаю!» – говорит она совершенно искренне.

А. Н. Островский. Гроза. Спектакль

Таковы взгляды Кабановой, и в способе их проведения в жизнь сказывается её жестокая натура. Она давит всех своим властолюбием; она ни к кому не знает жалости и снисхождения. Она не только «блюдет» за выполнением своих правил, – она вторгается с ними в чужую душу, придирается к людям, «точит» их ни с того, ни с сего… И все это делается с полным сознанием своего «права», с сознанием «необходимости» и с постоянными заботами о наружном благочинии…

Деспотизм и самодурство Кабанихи куда страшнее того, который проявляет Гордей Торцов в пьесе «Бедность не порок », или Дикой. У тех нет вне себя никакой опоры, и потому их все же можно, хоть редко, искусно играя на их психологии заставить на время стать обыкновенными людьми, как это делает Любим Торцов
со своим братом. Но нет той силы, которая сбила бы Кабанову: помимо своей деспотической натуры, она всегда найдет себе опору и поддержку в тех устоях жизни, которые она считает неприкосновенной святыней.

Савёл Дикой.
Не таков другой «самодур» этой драмы – купец Савёл Дикόй. Это – родной брат Гордея Торцова: – грубый, вечно пьяный, считающий себя вправе всех ругать потому, что он богат, Дикой деспотичен не «по принципу», как Кабанова, а из каприза, из прихоти. Никаких разумных оснований для его поступков нет – это необузданный, лишенный всяких логических оснований, произвол. Дикой, по меткому определению калиновцев, – «воин»: по его собственным словам, у него, «дома постоянно война идет». «Ты – червяк! Захочу – помилую, захочу – раздавлю!» – вот, основание его отношений к тем людям, которые слабее, или беднее его. Характерным отголоском старины сказалась одна черта его, – изругав во время своего говенья мужика – он «на дворе, в грязи ему кланялся, – при всех… кланялся!»… В этом «всенародном покаянье» выражался в нем проблеск уважения к какому-то высшему нравственному порядку вещей, установленному стариной.

Тихон Кабанов.
В семье Кабановой молодое поколение представлено сыном её Тихоном, невесткой Катериной и дочерью Варварой. На всех этих трех лицах по-разному отразилось влияние старухи Кабановой.

Тихон – совершенно безвольное, слабое существо, обезличенное матерью.. Он, взрослый мужчина, повинуется ей, как мальчик, и, боясь ее ослушаться, готов унижать и оскорблять свою любимую жену. Стремление к свободе у него выражается жалким, трусливым пьянством на стороне и такой же трусливой ненавистью к родному дому…

Варвара Кабанова.
Варвара – натура более смелая, чем брат. Но и ей не под силу открытая борьба с матерью, лицом клицу. И она завоевывает себе свободу обманом и хитростью. «Благочинием», лицемерием прикрывает она свою разгульную жизнь. Как ни странно, на такую жизнь девушки в городе Калинове смотрели сквозь пальцы: «когда же и погулять, как не в девках!» – говорит сама Кабанова. «Грех не беда, молва нехороша!» – говорили в кругу Фамусова . Та же точка зрения и здесь: огласка, по мнению Кабановой, всего страшнее.

Варвара пыталась и Катерине устроить такое же «обманное счастье», которым наслаждалась сама со спокойной совестью. И это привело к страшной трагедии.

Феклуша.
Странница-богомолка Феклуша представляет в «Грозе» полную противоположность пытливому механику Кулигину . Глупая и хитрая, невежественная старуха, она произносит обвинение против всей новой культурной жизни, – проблески которой тревожат «темное царство» своей новизной. Весь мир, с его суетой, кажется ей «царством плоти», «царством Антихриста». Кто служит «миру», – тот служит дьяволу и губит душу. С этой точке зрения она сходится с Кабанихой и со многими другими обитателями Калинова и всего изображённого Островским «темного царства».

В Москве – кишит жизнь, суетятся, торопятся, точно ищут чего-то – рассказывает Феклуша, и противопоставляет этой «суете» мир и тишину Калинова, с заходом солнца погружавшегося в сон. Феклуша по старинному объясняет причины «городской суеты»: дьявол невидимо разбросал «семена плевелов» в сердца человеческие, – и люди отдалились от Бога и служат ему. Всякая новизна пугает Феклушу в её единомышленников, – паровоз она считает «огнедышащим змеем», и с ней согласна старуха Кабанова… А в это время здесь же, в Калинове, Кулигин мечтает о perpetuum mobile… Какое несогласимое противоречие интересов и мировоззрений!

Борис.
Борис Григорьевич – племянник Дикого, – образованный юноша, который с легкой, вежливой улыбкой слушает восторженные речи Кулигина, – ибо не верит в perpetuum mobile. Но, несмотря на свою образованность, в культурном отношении, он ниже Кулигина, который вооружен и верой, и силой. Борис ни к чему не применяет свое образование, и силы для борьбы с жизнью у него нет никакой! Он, без борьбы с совестью увлекает Катерину и без борьбы с людьми, покидает ее на произвол её судьбы. Он – слабый человек, и увлеклась им Катерина просто потому, что «на безлюдье и Фома – дворянин». Некоторый лоск культурности, чистоплотность и порядочность в манерах, вот, что заставало Катерину идеализировать Бориса. Да и невтерпеж было ей жить, не было бы Бориса, – она идеализировала бы другого.

Федеральное агентство по
образованию РФ

Гимназии № 123

по Литературе

Речевая характеристика героев в драме А.Н.Островского

«Гроза».

Работу выполнила:

ученица 10 класса «А»

Хоменко Евгения Сергеевна

………………………………

Преподаватель:

Орехова Ольга Васильевна

……………………………..

Оценка…………………….

Барнаул-2005

Введение………………………………………………………

Глава 1. Биография А.
Н. Островского……………………..

Глава 2. История
создания драмы «Гроза»…………………

Глава 3. Речевая
характеристика Катерины………………..

Глава 4.
Сравнительная речевая характеристика Дикого и Кабанихи………………………………………………………

Заключение……………………………………………………

Список использованной
литературы……………………….

Введение

Драма Островского «Гроза» —
самое значительное произведение известного драматурга. Она была написана в
период общественного подъёма, когда трещали устои крепостничества, и в душной
атмосфере действительно собиралась гроза. Пьеса Островского переносит нас в
купеческую среду, где домостроевские порядки поддерживались наиболее упорно.
Жители провинциального города живут замкнутой и чуждой общественным интересам
жизнью, в неведении того, что творится в мире, в невежестве и равнодушии.

К этой драме мы обращаемся и
сейчас. Очень важны для нас те проблемы, которые автор затрагивает в ней.
Островский поднимает проблему перелома общественной жизни, произошедшую в 50-х
годах, смену общественных устоев.

Прочитав роман, я поставила
перед собой цель, увидеть особенности речевой характеристики героев и выяснить,
как речь героев помогает понять их характер. Ведь образ героя создаётся с
помощью портрета, с помощью художественных средств, с помощью характеристики
поступков, речевой характеристики. Впервые видя человека, по его речи,
интонации, поведению, мы можем понять его внутренний мир, какие- то жизненные
интересы и, самое главное, его характер. Речевая характеристика очень важна для
драматического произведения, ведь именно через неё можно увидеть сущность того
или иного героя.

Для того чтобы лучше понять
характер Катерины, Кабанихи и Дикого необходимо решить следующие задачи.

Начать я решила с биографии
Островского и истории создания «Грозы», чтобы понять, как оттачивался талант
будущего мастера речевой характеристики персонажей, ведь автор очень чётко
показывает всю глобальную разницу между положительными и отрицательными героями
своего произведения. Затем я рассмотрю речевую характеристику Катерины и сделаю
такую же характеристику Дикого и Кабанихи. После всего этого я постараюсь
сделать определённый вывод о речевой характеристики героев и её роли в драме
«Гроза»

Работая над темой, я
познакомилась со статьями И. А. Гончарова «Отзыв о драме «Гроза» Островского» и
Н. А. Добролюбов «Луч света в тёмном царстве». Более того, я изучила статью
А.И. Ревякина «Особенности речи Катерины», где хорошо показаны основные
источники языка Катерины. Разнообразный материал о биографии Островского и об
истории создания драмы я нашла в учебнике Русская литература ХIХ века В. Ю. Лебедева.

Разобраться с
теоретическими понятиями (герой, характеристика, речь, автор), мне помог энциклопедический
словарь терминов, изданный под руководством Ю. Бореев.

Несмотря на то, что драме
Островского «Гроза» посвящено много критических статей, откликов
литературоведов, речевая характеристика героев не изучена полностью, поэтому
представляет интерес для исследования.

Глава 1. Биография А. Н. Островского

Александр Николаевич Островский
родился 31 марта 1823 года в Замоскворечье, в самом центре Москвы, в колыбели
славной российской истории, о которой вокруг говорили все, даже названия
замоскворецких улиц.

Островский окончил Первую московскую
гимназию и в 1840 году, по желанию отца, поступает на юридический факультет
Московского университета. Но учёба в университете не пришлась ему по душе,
возник конфликт с одним из профессоров, и в конце второго курса Островский
уволился «по домашним обстоятельствам».

В 1843 году отец определил его на
службу в Московский совестный суд. Для будущего драматурга это был неожиданный
подарок судьбы. В суде рассматривались жалобы отцов на непутёвых сыновей,
имущественные и другие домашние споры. Судья глубоко вникал в дело, внимательно
выслушивал спорящие стороны, а писец Островский вёл записи дел. Истцы и
ответчики в ходе следствия выговаривали такое, что обычно прячется и скрывается
от посторонних глаз. Это была настоящая школа познания драматических сторон
купеческой жизни. В 1845 году Островский перешёл в Московский коммерческий суд
канцелярским чиновником стола «для дел словесной расправы». Здесь он
сталкивался с промышлявшими торговлей крестьянами, городскими мещанами,
купцами, мелким дворянством. Судили «по совести» братьев и сестёр, спорящих о
наследстве, несостоятельных должников. Перед нами раскрывался целый мир
драматических конфликтов, звучало всё разноголосое богатство живого великорусского
языка. Приходилось угадывать характер человека по его речевому складу, по
особенностям интонации. Воспитывался и оттачивался талант будущего
«реалиста-слуховика», как называл себя Островский – драматург, мастер речевой
характеристики персонажей в своих пьесах.

Проработав для русской сцены без
малого сорок лет Островский создал целый репертуар- около пятидесяти пьес.
Произведения Островского и до сих пор остаются на сцене. И через полтораста лет
не трудно увидеть рядом героев его пьес.

Умер Островский в 1886 году в своём
любимом заволжском имении Щелыково, что в костромских дремучих лесах: на
холмистых берегах маленьких извилистых речек. Жизнь писателя по большей части и
протекала в этих сердцевинных местах России: где смолоду он мог наблюдать исконные,
ещё мало затронутые современной ему городской цивилизацией обычаи и нравы,
слышать коренную русскую речь.

Глава 2. История создания драмы «Гроза»

Созданию «Грозы»
предшествовала экспедиция драматурга по Верхней Волге, предпринятая по заданию
Московского министерства в 1856-1857 годах. Она оживила и воскресила в памяти
юношеские впечатления, когда в 1848 году Островский впервые отправился с
домочадцами в увлекательное путешествие на родину отца, в волжский город
Кострому и далее, в приобретённую отцом усадьбу Щелыково. Итогом этой поездки
явился дневник Островского, многое приоткрывающий в его восприятии
провинциальной поволжской России.

В течении довольно
длительного времени считалось, что сам сюжет «Грозы» Островский взял из жизни
костромского купечества, что в основу его легло нашумевшее в Костроме на исходе
1859 года дело Клыковых. Вплоть до начали ХХ века костромичи указывали на место
убийства Катерины – беседку в конце маленького бульварчика, в те годы буквально
нависавшую над Волгой. Показывали и дом, где она жила, — рядом с церковью
Успения. А когда «Гроза» впервые шла на сцене Костромского театра, артисты
гримировались «под Клыковых».

Костромские краеведы
обстоятельно обследовали потом в архиве «Клыковское дело» и с документами в
руках пришли к заключению, что именно эту историю использовал Островский в
работе над «Грозой». Совпадения получались почти буквальные. А. П. Клыкова
была выдана шестнадцати лет в угрюмую нелюдимую купеческую семью, состоявшую из
стариков родителей, сына и незамужней дочери. Хозяйка дома, суровая и
строптивая, обезличила своим деспотизмом мужа и детей. Молодую сноху она
заставляла делать любую черную работу, оказывала ей в просьбах повидаться с
родными.

В момент драмы Клыковой
было девятнадцать лет. В прошлом она воспитывалась в любви и в холе души в ней,
не чаявшей бабушкой, была весёлой, живой, жизнерадостной. Теперь же она
оказалась в семье недоброй и чужой. Молодой муж её, Клыков, беззаботный человек,
не мог защитить жену от притеснений свекрови и относился к ней равнодушно.
Детей у Клыковых не было. И тут на пути молодой женщины встал другой человек,
Марьин, служащий в почтовой конторе. Начались подозрения, сцены ревности. Кончилось
тем, что 10 ноября 1859 года тело А. П. Клыковой нашли в Волге. Начался долгий
судебный процесс, получивший широкую огласку даже за пределами Костромской
губернии, и никто из костромичей не сомневался, что Островский воспользовался
материалами этого дела в «Грозе».

Прошло много десятилетий,
прежде чем исследователи точно установили, что «Гроза» была написана до того,
как костромская купчиха Клыкова бросилась в Волгу. Работая над «Грозой»
Островский начал в июне-июле 1859 года и закончил 9 октября того же года. Впервые
пьеса была опубликована в январском номере журнала «Библиотека для чтения» за
1860 год. Первое представление «Грозы» на сцене состоялось 16 ноября 1859 года
в Малом театре, в бенефис С. В. Васильева с Л. П. Никулиной-Косицкой в роли
Катерины. Версия о костромском источнике «Грозы» оказалась надуманной. Однако
сам факт удивительного совпадения говорит о многом: он свидетельствует о
прозорливости национального драматурга, уловившего нарастающий в купеческой
жизни конфликт между старым и новым, конфликт, в котором Добролюбов неспроста
увидел «что освежающее и ободряющее», а известный театральный деятель С. А.
Юрьев сказал: «Грозу» не Островский написал… «Грозу» Волга написала».

Глава 3. Речевая характеристика Катерины

Основные источники языка
Катерины — народное просторечие, народная устная поэзия и церковно-житейская
литература.

Глубокая связь её языка с
народным просторечием сказывается и в лексике, и в образности, и в синтаксисе.

Её речь пестрит словесными
выражениями, идиомами народного просторечия: «Чтоб не видеть мне ни отца, ни
матери»; «души не чаяла»; «успокой ты мою душу»; «долго ли в беду попасть»;
«быть греху», в смысле несчастья. Но эти и подобные им фразеологизмы –
общепонятны, общеупотребительны, ясны. Лишь в виде исключения в ее речи
встречаются морфологически неправильные образования: «не знаешь ты моего
характеру»; «после этого разговору-то».

Образность ее языка
проявляется в обилии словесно-изобразительных средств, в частности сравнений.
Так, в ее речи более двадцати сравнений, а у всех остальных действующих лиц
пьесы, вместе взятых, немного более этого количества. При этом ее сравнения
носят широкий распространённый, народный характер: «точно голубит меня», «точно
голубь воркует», «точно гора с плеч свалилась», «руки-то жжет, точно уголь».

В речи Катерины часто
звучат слова и обороты, мотивы и отголоски народной поэзии.

Обращаясь к Варваре,
Катерина говорит: «Отчего люди не летают так, как птицы?..» — и т.д.

Тоскуя о Борисе, Катерина
в предпоследнем монологе говорит: «Для чего мне теперь жить, ну для чего? Ничего
мне не надо, ничего мне не мило, и свет божий не мил!».

Здесь налицо
фразеологические обороты народно-просторечного и народно-песенного характера.
Так, например, в собрании народных песен, изданных Соболевским, читаем:

Никак, никак невозможно без милого
дружка жить…

Вспомню, вспомню про любезного, не
мил девке белый свет,

Не мил, не мил белый свет… Пойду с
горы в тёмный лес…

Выйдя на свидание к Борису,
Катерина восклицает: «Зачем ты пришел, погубитель мой?». В народном свадебном
обряде невеста встречает жениха словами: «Вот идёт погубитель мой».

В заключительном монологе Катерина
говорит: «В могиле лучше… Под деревцом могилушка…как хорошо… Солнышко ее греет,
дождиком ее мочит … весной на ней травка вырастает, мягкая такая… птицы
прилетят на дерево, будут петь, детей выведут, цветочки расцветут: желтенькие,
красненькие, голубенькие…».

Здесь всё от народной поэзии:
уменьшительно-суффиксальная лексика, фразеологические обороты, образы.

Для этой части монолога в
устной поэзии находятся в изобилии и прямые текстильные соответствия. Например:

…Дубовой доской накроют

Да в могилушку опустят

И сырой землёй
засыплют.

Ты травою муравой,

Ещё алыми цветами!

Наряду с народным
просторечием и устрой народной поэзией на язык Катерины, как уже отмечено,
большое влияние оказывала церковно-житийная литература.

«У нас, — рассказывает она,
— полон дом был странниц да богомолок. А придём из церкви, сядем за
какую-нибудь работу… а странницы станут рассказывать, где они были, что видели,
жития разные, либо стихи поют» (д. 1, явл. 7).

Владея сравнительно
богатым словарём, Катерина говорит свободно, привлекая разнообразные и
психологически весьма глубокие сравнения. Её речь льётся. Так, её не чужды
такие слова и обороты литературного языка, как: мечта, помыслы, разумеется,
точно все это в одну секунду было, что-то во мне такое необыкновенное.

В первом монологе Катерина
рассказывает о своих снах: «А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или
храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса, и
кипарисом пахнет, и горы и деревья, будто не такие, как обыкновенно, а как на
образах пишутся»

Эти сны и по содержанию, и
по форме словесного выражения навеяны, несомненно, и духовными стихами.

Речь Катерины своеобразна
не только лексико-фразеологическими, но и синтаксически. Она состоит главным
образом из простых и сложносочиненных предложений, с постановкой сказуемых в
конце фразы: «Так до обеда время и пройдёт. Тут старухи уснут лягут, а я по
саду гуляю… Таково хорошо было» (д. 1, явл. 7).

Чаще всего, как это
характерно для синтаксиса народной речи, Катерина связывает предложения
посредством союзов а и да. «А придём из церкви… а странницы станут
рассказывать… А то будто я летаю… А какие сны мне снились».

Плавучая речь Катерины
иногда приобретает характер народного причитания: «Ах, беда моя, беда! (Плачет)
Куда мне, бедной, деться? За кого мне ухватиться?».

Речь Катерины глубоко
эмоциональна, лирически задушевна, поэтична. Для придания ее речи
эмоционально-поэтической выразительности служат и уменьшительные суффиксы, так
присуще народной речи (ключок, водицы, деток, могилушка, дождичком, травка), и
усилительные частицы («Как он жалел-то меня? Какие слова-то говорил?»), и
междометия («Ах, как мне по нем скучно!»).

Лирическую задушевность,
поэтичность речи Катерины придают эпитеты, идущие после определяемых слов
(храмы золотые, сады необыкновенные, помыслами лукавыми), и повторения, так
свойственные устной поэзии народа.

Островский раскрывает в
речи Катерины не только её страстную, нежно-поэтическую натуру, но и волевую
силу. Волевая сила, решительность Катерины оттеняются синтаксическими
конструкциями резко утверждающего или отрицательного характера.

Глава 4. Сравнительная
речевая характеристика Дикого и

Кабанихи

В драме Островского «Гроза»
Дикой и Кабаниха – представители «Тёмного царства». Создаётся впечатление,
будто Калинов отгорожен от всего остального мира высочайшим забором и живёт
какой-то особенной, замкнутой жизнью. Островский сконцентрировал внимание на
самом важном, показав убогость, дикость нравов русского патриархального быта,
ведь вся эта жизнь только и стоит на привычных, устаревших законах, которые,
очевидно, совершенно нелепы. «Темное царство» цепко держится за своё старое,
устоявшееся. Это стояние на одном месте. А такое стояние возможно в том случае,
если оно поддерживается людьми, имеющими силу и власть.

Более полное, на мой взгляд,
представление о человеке может дать его речь, то есть привычные и специфические
выражения, присущее только данному герою. Мы видим, как Дикой как ни в чем не
бывало просто так может обидеть человека. Он ни во что не ставит не только
окружающих, но даже своих родных и близких. Его домашние живут в постоянном
страхе перед его гневом. Дикой всячески издевается над своим племянником. Достаточно
вспомнить его слова: «Раз тебе сказал, два тебе сказал»; «Не смей мне на
встречу попадаться»; тебе все наймётся! Мало тебе места-то? Куда ни пади, тут
ты и есть. Тьфу ты, проклятый! Что ты как столб стоишь-то! Тебе говорят аль
нет?». Дикой откровенно показывает, что своего племянника не уважает
совершенно. Он ставит себя выше всех окружающих. И никто не оказывает ему ни
малейшего сопротивления. Он ругает всех, над кем чувствует свою силу, но если
кто-то обругает его самого, он не сможет ответить, то тогда держитесь все
домашние! На них-то Дикой и сорвёт всю свою злость.

Дикой – «значительное лицо»
в городе, купец. Вот как говорит о нём Шапкин: «Уж такого-то ругателя, как у
нас Савел Прокофьич, поискать ещё. Ни за что человека оборвёт».

«Вид необычный! Красота!
Душа радуется!»- восклицает Кулигин, но на фоне этого прекрасного пейзажа
рисуется безотрадная картина жизни, которая предстает перед нами в «Грозе».
Именно Кулигин даёт точную и чёткую характеристику быта, нравов и обычаев, царящих
в городе Калинове.

Так, же как и Дикой,
Кабаниха отличается эгоистическими наклонностями, она думает только о себе.
Жители города Калинова говорят о Диком и Кабанихе очень часто, и это даёт
возможность получить о них богатый материал. В разговорах с Кудряшом Шапкин
называет Дикого «ругателем», Кудряш же называет его «пронзительным мужиком».
Кабаниха называет Дикого «воином». Всё это говорит о сварливости и нервозности
его характера. Отзывы о Кабанихе тоже не слишком лестные. Кулигин называет её
«ханжой» и говорит, что она «нищих оделяет, а домашних заела совсем». Это
характеризует купчиху с плохой стороны.

Нас поражает их
бессердечие по отношению к зависимым от них людям, нежелание расстаться с
деньгами при расчётах с рабочими. Вспомним, что рассказывает Дикой: «О посту
как-то, о великом, я говел, а тут нелегкая и подсунь мужичонка, за деньгами
пришёл, дрова возил… Согрешил таки я: изругал, так изругал… чуть не прибил».
Все отношения между людьми, по их мнению, строятся на богатстве.

Кабаниха богаче Дикого, и
поэтому она является единственным человеком в городе, в общении с которым Дикой
должен быть вежлив. «Ну, ты не очень горло-то распускай! Ты найди подешевле
меня! А я тебе дорога!».

Ещё одна черта, которая
их объединяет – это религиозность. Но Бога они воспринимают, не как кого-то,
кто прощает, а как того, кто может их наказывать.

Кабаниха, как никто,
отражает всю приверженность этого города к старым традициям. (Она учит
Катерину, Тихона, как надо жить вообще и как вести себя в конкретном случае.)
Кабанова пытается казаться доброй, искреннеё, а главное несчастной женщиной,
пытается оправдать свои поступки возрастом: «Мать старая, глупая; ну а вы,
молодые люди, умные, не должны с нас, дураков, и взыскивать». Но эти
утверждения больше похожи на иронию, чем на искреннее признание. Кабанова
считает себя центром внимания, она не может представить себе, что будет со всем
миром после её смерти. Кабаниха же до абсурда слепо предана своим старым традициям,
заставляя всех домашних плясать под свою дудку. Она заставляет Тихона
по-старинному прощаться со своей женой, вызывая смех и чувство сожаления у
окружающих.

С одной стороны, кажется,
что Дикой грубее, сильнее и, следовательно, страшнее. Но, приглядевшись, мы
видим, что Дикой способен только кричать и буйствовать. Она сумела подчинить
себе всех, держит все под контролем, она даже пытается управлять
взаимоотношениями людей, что приводит Катерину к гибели. Кабаниха хитра и умна,
в отличие от Дикого, и это делает её более страшной. В речи Кабанихи очень
чётко проявляется ханжество, двойственность речи. Она очень дерзко и грубо
разговаривает с людьми, но в тоже время во время общения с ним хочет казаться
доброй, чуткой, искренней, а главное несчастной женщиной.

Мы можем сказать, что Дикой
совершенно безграмотен. Он говорит Борису: «Провались ты! Я с тобой и говорить
не хочу с езуитом». Дикой употребляет в своей речи «с езуитом» вместо «с
иезуитом». Так он ещё и сопровождает свою речь плевками, что окончательно
показывает его бескультурье. Вообще на протяжении всей драмы мы видим его
пересыпающим свою речь бранью. «Ты ещё что тут! Какого ещё тут чёрта
водяного!», что показывает его человеком крайне грубым и невоспитанным.

Дикой груб и прямолинеен в
своей агрессивности, он совершает поступки, порой вызывающие недоумение и
удивление у окружающих. Он способен обидеть и побить мужика, не отдавая тому
денег, а потом на глазах у всех стоять перед ним в грязи, прося прощения. Он
буян, и в буйстве своём способен метать громы и молнии на своих домашних, в
страхе скрывающихся от него.

Поэтому можно сделать вывод о том,
что Дикого и Кабаниху нельзя считать типичными представителями купеческого
сословия. Эти персонажи драмы Островского очень похожи и отличаются
эгоистическими наклонностями, они думают только о себе. И даже собственные дети
в какой-то степени кажутся им помехой. Такое отношение не может украсить людей,
именно поэтому Дикой и Кабаниха вызывают стойкие негативные эмоции у читателей.

Заключение

Говоря об Островском, на мой
взгляд, мы можем с полным правом назвать его непревзойденным мастером слова,
художником. Персонажи в пьесе «Гроза» предстают перед нами как живые, с яркими
рельефными характерами. Каждое слово, сказанное героем, раскрывает какую-нибудь
новую грань его характера, показывает его с другой стороны. Характер человека,
его настроение, отношение к окружающим, даже если он этого не хочет,
проявляются в речи, и Островский, настоящий мастер речевой характеристики,
подмечает эти чёрточки. Склад речи, по мнению автора, может очень многое
сказать читателю о персонаже. Таким образом, каждое действующие лицо
приобретает свою индивидуальность, неповторимый колорит. Особенно это важно для
драмы.

В «Грозе» Островского мы
можем чётко выделить положительного героя Катерину и два отрицательных героя
Дикого и Кабаниху. Безусловно, они являются представителями «тёмного царства».
А Катерина – это единственный человек, который пытается с ними бороться. Образ
Катерины нарисован ярко и живо. Главная героиня говорит красиво, образным
народным языком. Её речь изобилует тонкими смысловыми оттенками. В монологах
Катерины, как в капле воды, отражается весь её богатый внутренний мир. В речи
персонажа даже появляется отношение автора к нему. С какой любовью, сочувствием
Островский относится к Катерине, и как резко он осуждает самодурство Кабанихи и
Дикого.

Он рисует Кабаниху как
убеждённую защитницу устоев «тёмного царства». Она строго соблюдает все порядки
патриархальной старины, не терпит ни в ком проявления личной воли, обладает
великой властью над окружающими.

Что касается Дикого,
Островский смог передать всю злость и гнев, который кипит в его душе. Дикого
боятся все домочадцы, в том числе и племянник Борис. Он открыто, груб и
бесцеремонен. Но оба обладающее властью героя несчастны: не знают, что делать
со своим безудержным характером.

В драме Островского «Гроза»
с помощью художественных средств писатель сумел охарактеризовать героев и
создать яркую картину того времени. «Гроза» очень сильна по воздействию на
читателя, зрителя. Драмы героев не оставляют равнодушными сердца и умы людей,
что удаётся не каждому писателю. Только истинный художник может создать такие
великолепные, красноречивые образы, только такой мастер речевой характеристики
способен сказать читателю о героях лишь с помощью их же собственных слов,
интонаций, не прибегая к какой-либо иной дополнительной характеристики.

Список использованной литературы

1.
А. Н. Островский «Гроза».
Москва «Московский рабочий»,1974.

2.
Ю. В. Лебедев «Русская
литература ХIХ века», часть 2. Просвещение», 2000.

3.
И. Е. Каплин, М. Т. Пинаев
«Русская литература». Москва «Просвещение», 1993.

4.
Ю. Борев. Эстетика.
Теория. Литература. Энциклопедический словарь терминов, 2003.

Автор: Островский Александр Николаевич, родился в 1823г, умер в 1886г. Драматург, один из основоположников современного русского театра, основатель Артистического кружка. Автор более пятидесяти литературных произведений. Самые известные пьесы – «Гроза», «Бесприданница», «Лес».

Название: «Гроза»

Жанр произведения: пьеса.

Тема произведения: конфликт поколений и ценностей

     Число страниц: 64

Годы написания пьесы «Гроза» — 1859, постановка в театре – спустя месяц. Прототипом главной героини пьесы стала актриса Любовь Косицкая, она же первой исполнила роль Катерины. Царствование Александра II. В России острый кризис крепостнической системы, общественная активность, нарастание протестных настроений, формируется предреволюционная ситуация.

Главные герои (персонажи) и их характеристика

  1. Катерина – молодая женщина, жена Тихона. Скромная, порядочная, честная. Эмоциональная, ранимая. Не любит мужа, но понимает долг перед ним и его семьей. «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю».
  2. Марфа Игнатьевна Кабанова – свекровь Катерины. Властная, сильная женщина, глава семьи. Вдова, богатая купчиха. «Как зачем бояться! Как зачем бояться! Да ты рехнулся, что ли? Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет? Ведь ты, чай, с ней в законе живешь. Али, по-вашему, закон ничего не значит?».
  3. Тихов Кабанов – муж Катерины. Слабый человек, полностью зависимый от матери. «Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!»
  4. Борис – молодой человек, заезжий в Калинове. Влюблен в Катерину.«Ах, Кудряш, как она молится, кабы ты посмотрел! Какая у ней на лице улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится».

В пьесе «Гроза» — два резко отрицательных героя, это Дикой и Кабаниха. Остальные герои могут быть условно отнесены к положительным, но исследователи трактуют их, как «смирившихся» или «приспособившихся» к «темному царству».

Время и место действия пьесы «Гроза» — Россия, середина XIX века, вымышленный город Калинов на Волге.

Краткое содержание пьесы «Гроза»

  1. Молодая женщина Катерина живет в семье мужа с властной, деспотичной свекровью. Она страдает от одиночества и непонимания. Свекровь Кабаниха третирует Катерину, муж не заступается за нее, находясь под влиянием матери.
  2. Катерина влюбляется в Бориса, племянника жадного самодура, купца Дикого. Ее чувство взаимно. Когда муж уезжает, Катерина решается на измену. Встречам помогает сестра Тихона Варвара.
  3. Когда муж возвращается, Катерина, не в силах жить во лжи, признается в измене. Тихон по слабости характера готов простить жену, но свекровь изводит ее упреками, муж пьет. Катерина рассказывает о своем горе Борису.
  4. Борис сообщает, что дядя отправляет его в Сибирь. Взять с собой Катерину он не может.
  5. В отчаянии во время сильной грозы Катерина бросается в Волгу и погибает. Тихон говорит матери, что это она погубила Катерину. 

Главная мысль пьесы «Гроза».

Основное смысловое и эмоциональное содержание пьесы «Гроза» — конфликт светлого, поэтического духовного начала и косности, авторитарности, грубости. Это конфликт касается не только любовной сферы, но и общего уклада жизни провинциального города, который типичен для этой эпохи.

Отзыв о пьесе «Гроза».

На первый взгляд, пьеса отражает типичную любовно-бытовую историю, характерную для любой эпохи. Конфликт невестки и свекрови, супружеская измена – эти явления всегда были и есть в нашей жизни. Именно поэтому пьеса «Гроза» легко актуализируется и переносится на современный материал. Самоубийство Катерины – жест отчаявшейся, опозоренной женщины, которую впереди не ждало ничего хорошего. И в то же время это протест, последняя воля, которую она может выразить самостоятельно, независимо от всех. Это ее отказ жить по нечеловеческим правилам, жить в том мире, куда она попала из любящего материнского дома. Легкий, разговорный язык пьесы, динамичный сюжет, узнаваемые типажи характеров делают ее еще ближе к читателю любой эпохи.

Какой отрывок из книги понравился (или запомнился) тебе больше всего? О чем он? Почему он оставил тебя неравнодушным?
Больше всего в пьесе «Гроза» мне запомнилось второе явление пятого действия – монолог Катерины. Он пронизан болью и отчаянием женщины, ее одиночеством, страхом перед будущим. Она явственно задумывается о смерти, но пока еще не готова убить себя, ей было бы проще принять казнь и тем самым искупить свою вину. «Прежде, говорят, убивали. Взяли бы да и бросили меня в Волгу; я бы рада была». Этот эпизод готовит читателя к грядущей трагической развязке, нагнетает напряжение. Несмотря на то, что ее жизнь рушится, Катерина тоскует по Борису, изнывает от любви к нему. В этом выражается вся цельность ее натуры, готовность к любви и самопожертвованию. «Радость моя, жизнь моя, душа моя, люблю тебя!».

 Толкование непонятных слов (новые слова и выражения)

Пьеса написала «бытовым» языком, практически не содержит непонятных слов и выражений.

Пословицы и поговорки из произведения, авторские афоризмы, выписки понравившихся фраз, выражений

  • Знай свое дело – молчи, коли уж лучше ничего не умеешь. (Варвара)
  • Чужая душа потемки. (Кабанова)
  • Чего сама-то боится, тем и других пугает. (Варвара)
  •  Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. (Катерина)
  • Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться! (Тихон)
  • Люблю очень с детьми разговаривать — ангелы ведь это. (Катерина)
  • Вот жизнь-то! Живем в одном городе, почти рядом, а увидишься раз в неделю, и то в церкви либо на дороге, вот и все! Здесь что вышла замуж, что схоронили — все равно (Борис)

Другие читательские дневники вы найдете здесь

Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал. Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Моему сыну поставили диагноз аутизм. Ему необходимы ежедневные коррекционные занятия, если вы можете помочь, буду вам благодарна. Каждые ваши 10 рублей — еще один шанс для моего ребенка жить полноценной жизнью. Страница для сбора здесь

(697 слов) Пьеса «Гроза» занимает важное место в творчестве великого русского драматурга А. Н. Островского. Рассмотрим подробнее образы главных героев этого известного произведения.

Главная героиня этой пьесы, Катерина, противопоставляется Кабанихе («луч света» и представитель «темного царства»). Героиня произошла из дворянской среды, воспитывалась в интеллигентной семье и была окружена в доме родителей любовью и уважением. Катерина — добрая, отзывчивая и совестливая девушка, которая терпеливо несет крест семейной жизни с нелюбимым мужчиной и его деспотичной матерью, но не может до конца смириться с унижением своей личности и отсутствием любви. Уже в первой сцене на бульваре молодая Кабанова проявила себя человеком с чувством собственного достоинства. Она не может терпеть необоснованные нападки свекрови и упрямо заявляет: «Напраслину-то терпеть кому же приятно». Этот протест против притеснений в доме Кабановых выразился и в ее самоубийстве: она пошла против морали всего города, против «темного царства», чтобы обрести свободу любой ценой. Ведь, когда Катерина пропала, Кабанова, уверенная, что сноха ничего не сделает с собой, заявила, что никуда она не денется. Нравственная сила Катерины в том, что она не стала жить по морали своего окружения. Одна из отличительных черт этой героини — стремление к воле, свободе: это проявляется в рассказе о доме матери, в монологе «Отчего люди не летают». Катерина обладает сильным характером и горячим нравом («такая я уж уродилась горячая») – это ярко проявляется в эпизоде с лодкой, в любви с первого взгляда к Борису, в выходе на свидание. Кроме того, Катерина решительна – она осмеливается выйти на свидание и решается на самоубийство. Смерть Катерины трактуется неоднозначно. С одной стороны, это протест. С другой, это проявление слабости.

Муж Катерины, Тихон, предстает перед зрителем как слабохарактерный человек. Он променял свою волю, свое «я» на инфантильность и ощущение личного комфорта. Всю ответственность он взвалил на маменьку, в нем мало осталось истинно мужского: он пытается защитить Катерину от матери, но никогда не добивается успеха: и в сцене на бульваре он отступает, и в сцене прощания при его отъезде в Москву. Лишенный воли, Тихон даже бьет Катерину по указанию матери. Но есть в его сердце местечко для любви к жене: ему ее жаль после признания в измене. И только после смерти Катерины он посмел поднять голос на мать: «Вы, вы ее погубили, маменька». 

Кабанова, мать Тихона, демонстрирует своим поведением власть самодурства. Она выступает за домостроевские порядки в семье – по ее мнению, нужно бояться мужа и свекрови, жить в страхе перед мнением общества и в притворной богобоязни. Кроме того, у нее присутствует домостройство на психологической основе: она считает необходимым домашних «поедом есть», чтобы все подчинялись ей, и пытается внушить страх в семье. Свою жестокость, сварливость и мстительность Кабаниха прикрывает маской набожности и благочестия. Это ханжа, поэтому в ее речи много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: «детки, матушка» и т. д.

С образом Дикого связана тема грубого произвола, основанного на власти денег. Для этого персонажа характерно самодурство на социальной основе: «ближних закабалить», город держать в своих руках, опираться на слабость окружающих. Как и в речи Кабанихи, в речи Дикого отразились особенности стиля бытовой речи провинциального купечества. Эти персонажи широко используют просторечные слова и выражения, грубят и оскорбляют людей без причины.

Важное место в системе персонажей занимает Кулигин. Некоторые исследователи считают, что в образе Кулигина есть протест, хотя он и назвал себя «маленьким человеком». Так ли это? Он видит нравы города (два монолога) и осуждает их перед Борисом, который должен его понять, так как он — образованный человек. Кроме того, он советует Тихону простить Катерину (то есть живет не по морали Калинова). Важно отметить, что Кулигин предпринимает попытки бороться с невежеством (пытается установить громоотвод).

Варвара, сестра Тихона, в отличие от Катерины, выбирает приспособленчество, а не честное противостояние. Тем не менее, у нее можно наблюдать скрытый протест. В итоге Варвара сбегает из дома (последние времена наступают для «темного царства», молодежь бунтует, не хочет жить по их морали).

Борис — умный и добрый юноша, но лишенный подлинной силы духа. Он любит Катерину, но не может постоять за нее и изменить свою жизнь. Он оправдывает себя заботой о сестре, но на деле знает, что Дикой никогда не отдаст ему его денег. Однако Борис боится перемен и хочет остаться в своей зоне комфорта — в роли жертвы Дикого.

Таким образом, система персонажей занимает важное место в пьесе «Гроза». Для создания образов главных героев автор использовал разнообразные художественные средства, такие как речевые характеристики, антитезы и многие другие.

Автор: Юлия Киселева

Сочинения по литературе
Сочинение рассуждение

Поделиться

  • Характеристика вани из рассказа бежин луг 6 класс
  • Характеристика ваньки жукова из рассказа чехова ванька
  • Характеристика братьев ивана царевича из сказки иван царевич и серый волк
  • Характеристика беликова в рассказе человек в футляре
  • Характеристика баба яга в сказках