- Сочинения
- По литературе
- Астафьев
- Анализ произведения Фотография, на которой меня нет
Произведение является составной частью автобиографического сборника «Далекая и близкая сказка», описывающего детские воспоминания автора о родных местах, людях, проживающих там.
Жанровая направленность произведения представляется автобиографическим рассказом, написанным в направлении реализма.
Основной темой рассказа является изображение преемственности семейных традиций, патриотизма и любви к родной земле, к ее историческому прошлому.
Композиционная структура рассказа имеет отличительную особенность, заключающуюся в наличии двух авторов. Повествование в произведении начинается первоначально от лица маленького мальчика, а в финале рассказчик представляется взрослым человеком.
Основная сюжетная линия раскрывается посредством описания приезда в деревню городского фотографа в довоенный период и встречи с сельскими жителями.
Главным героем рассказа является Витя, представленный в образе маленького мальчика, живущего с дедушкой и бабушкой, отличающийся шаловливостью и непоседливостью. В один из дней Витя, накатавшись на горке со своим другом Санькой, заболевает и не принимает участие в фотосъемке всего класса, о чем очень сильно переживает.
Второстепенными персонажами рассказа являются Санька, друг главного героя, представленный в образе настоящего приятеля, верного и преданного, готового на самоотверженный поступок, отказываясь от участия в фотосъемке, поддерживая больного товарища, бабушка, изображенная доброй старой женщиной, любящей своего единственного внука, а также учитель Евгений Николаевич, являющийся уважаемым в деревне человеком, любящий свою профессию, отличающийся интеллигентностью, образованностью, вежливостью, дружелюбием. Именно от учителя Витя получает памятную фотографию, на которой он сам отсутствует, что является примером доброты и сопереживания.
Характерной особенностью произведения является раскрытие автором проблематики человеческих взаимоотношений, касающихся не только главного персонажа, но и всех деревенских жителей. Описывая поступок Саньки, отказавшегося ради друга от участия в фотосъемке, рассказ учит читателей умению отказа ради дружбы от важного и знаменательного события. Кроме того, изображая отношение бабушки к внуку, писатель демонстрирует положительные человеческие черты в качестве доброты, сострадания, заботы о ближнем.
2 вариант
Современные люди привыкли к своим изображениям, запечатленным в разные моменты их жизни. Их разнообразию давно никто не удивляется. Особой значимости они не имеют. Совсем иначе к снимкам относились в довоенной России. Они делались редко, порой оставались единственным воспоминанием. История одной фотографии – так кратко можно передать сюжет произведения.
Астафьев в очередной раз обращается к своему детству, вспоминает историю, надолго оставшуюся в его памяти. Недаром приезд фотографа в деревню, где живет рассказчик, называет важным событием. Школьные уроки были прерваны, а гостя устроили жить к самому грамотному человеку. Снимки должны получиться хорошие.
Школьники гадают: кто из них будет красоваться на почетных местах снимка? Фотография должна всех объединить.
Санька с Витькой не были прилежными учениками, поэтому на видные места не рассчитывали. Они не обсуждали, какой будет фотография, просто занимались привычными делами. Подрались, ушли на гору, где до одури катались на санках.
Особое место в рассказе снова отведено Екатерине Ивановне, мудрой, терпеливой бабушке рассказчика. Она пытается вылечить внука, у которого после катания сильно разболелись ноги. Приговаривает, причитает. Речь героини напевная. Кажется, что она ругает внука. Но это звучит ласково, совсем не обидно.
Образы учителей не оставляют читателя равнодушным. Это они позаботились о приезде фотографа. Добрых, чутких, глубоко порядочных и образованных, педагогов уважали в селе. Они сами содержали школу, топили печь, проводили мероприятия в местном клубе. Деревенские жители помогали им. Бабы приносили продукты, присматривали за ребенком, давали жизненные советы.
Евгений Николаевич приходит домой к своему ученику, приносит фотографию, на которой нет изображения мальчика. В этом поступке ярко видно уважение к ребенку, сочувствие, стремление помочь. Учитель и учительница навсегда остались в памяти мальчика.
Саньки тоже не было на фотографии. Он поддержал Витю, отказался фотографироваться без друга. В мелочах проявляется настоящая дружба.
Картины деревенской жизни, суровой природы, сибирский говор сельских жителей делают повествование душевным, наполненным особенной нравственной красотой.
Рассказ учит сохранять память, уважительно относиться к учителям, любить малую родину.
Вариант 3
Сюжет автобиографического рассказа В.П.Астафьева очень прост (в глухое сибирское довоенное село Овсянка по приглашению учителя приезжает фотограф, чтобы сделать снимки школьников) но, несмотря на кажущуюся непритязательность, он не исчерпывает содержание произведения. Читателю, с неослабевающим вниманием следящему за повествованием, становится важно не столько то, чем же закончится история с фотографией, сколько описание уклада сибирской деревни, ее традиции и обычаи, которые рисует автор.
С первых же строк произведения мы знакомимся с главными героями рассказа: автором-повествователем Витей Потылицыным и его лучшим другом, Санькой. Это они должны были по всем канонам старинной фотографии сидеть в самом последнем ряду, потому что первые предназначались для умных и прилежных учеников. А мальчишки ни этой зимой, ни предыдущей не отличались, ни в учебе, ни в поведении. Расстроившись, друзья отправились кататься с горы на санках, и эта забава обернулась для них настоящей трагедией. Вечером у Вити случился приступ ревматизма. Промучившись всю ночь от нестерпимой боли в ногах, под утро он уснул, а проснулся лишь тогда, когда Санька зашел за ним, чтобы идти в школу фотографироваться. Но больные ноги не слушались, и мальчик вынужден был остаться дома. Санька, жалея друга, решил тоже никуда не ходить. А бабушка, Катерина Петровна, после выздоровления внука пообещала отвезти обоих друзей в район, чтобы там сделать из фотографии в фотоателье.
Фотограф сделал общий снимок без главных героев, а саму карточку, на обороте которой крупным бабушкиным почерком было выведено «Овсянская начальная школа 1-й ступени» Вите в дом принес школьный учитель. Так, следуя за автором в лирических отступлениях, мы знакомимся с остальными героями этого рассказа, которых немало. И Овсянка предстает перед нами не абстрактным, а живым селом, где люди ругаются, дерутся, иногда выпивают, ребятишки болеют и проказничают, собаки лают, по вечерам в домах слышится стук замершего гостя, самым уважаемым человеком в селе является учитель, а главным событием для всей деревни, безусловно, становится приезд фотографа. И теперь, спустя годы, автор бережно хранит уже пожелтевший снимок, на котором нет ни его, ни Саньки, без тени иронии или насмешки вглядываясь в оторопелые лица. Это живая память, бередящая душу воспоминаниями. Многих из его одноклассников уже давно нет в живых, они погибли на фронте, но навсегда остались живыми и молодыми в сердце автора.
8 класс
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ произведения Фотография, на которой меня нет
Популярные сегодня темы
- Сочинение Анализ рассказа Весна Тэффи
Основным лейтмотивом произведения является наступление весны, с приходом которого в каждом человеке возникает надежда на осуществление всех его желаний и чувствуется острое желание на проявление нежных, искренних изъявлений.
- Сочинение Век нынешний и век минувший в комедии Горе от ума Грибоедова
Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» была написана автором в эпоху смены взглядов и отражает события того времени, когда часть людей все ещё продолжала жить по старым законам, в то время как другая уже начала испытывать жажду перемен.
- Сочинение на тему Юбилей школы
Лично я думаю, что юбилей школы – это, действительно, важный праздник. Ля всех, кто тут работает (не только учителя), учится, а ещё для родителей, для жителей района. Школа – по-своему, центр жизни!
- Интересные факты о Льве Толстом
Лев Николаевич Толстой – один из известнейших русских классиков. Его творчество затрагивало вопросы общественности, этот писатель старался показать все жизненные проблемы, с которыми сталкивается обычный человек его времени
- Сочинение по рассказу Толстый и тонкий Чехова
В рассказе А.П. Чехова Толстый и тонкий рассматривается часто встречающаяся в русской литература тема маленького человека. Но если, например, в повести Гоголя Шинель этот человечек рассматривается с состраданием,
- Сочинения
- По литературе
- Астафьев
- Характеристика героев рассказа Фотография, на которой меня нет
Замечательный рассказ, который называется «Фотография, на которой меня нет», написан русским и советским писателем Виктором Астафьевым. Данной творение является одним из тех произведений, по которым узнают работы данного писателя. В своих рассказах и повестях Виктор Астафьев затрагивает очень важные вопросы, акцентирует внимание читателя на действительно важных вещах. В данной статье представлен анализ и характеристика главных и второстепенных героев.
Сюжет рассказа разворачивается вокруг старой фотографии, которую нашли ненароком в старом хламе. Повествуется история о мальчике, который не сумел попасть в тот день, когда делали эту фотографию. Он болел, потому не сфотографировался. Эта фотография является той, на которой его нет.
Витя
Главным героем является мальчик по имени Витя. Он пропустил такое важное событие, как делание фотографии из-за болезни. Мальчик Витя так хотел сфотографироваться! Но судьба, увы, распорядилась совершенно иначе. Мальчик Витя слыл большим проказником. Он любил гулять допоздна. Однажды он в зимнюю пору катался с горы и весьма промочил ноги, потому заболел и не смог прийти в школу на день фотографирования. Он очень печалился и волновался из-за того, что его не будет на памятном фотоснимке. Учитель принес Вите фотографию и потому он взгрустнул.
Витя является прототипом автора, которого также зовут Виктором.
Также в рассказе имеются второстепенные персонажи – это все, кроме Вити.
Санька
У главного героя имеется друг по имени Санька. Он такой же озорной и веселый. Именно он позвал Виктора кататься с горы, потому тот и промочил ноги. Саня звал друга идти на фотографирование, но тот не смог встать. Потому он тоже не пошел к фотографу. Мне кажется, что этим поступком, Саня подтвердил свою дружбу и верность Вите.
Бабушка и дедушка
Бабушка и дедушка, у которых живет главный герой – это очень добродушные и милые люди. Бабушка представлена как старая женщина, которая очень любит своего внучка. Временами она ругает его, но все равно делает для него все возможное. Бабушка обладает доброй душой. Когда Витя простудился. То старушка всю ночь напролет ухаживала за внуком, чтобы тот выздоровел скорее. Она поила его чаем, ставила грелки и так далее. Притом бабушка выкупила вещи и раздала их настоящим хозяевам. Бабушка мальчика – замечательная женщина.
Евгений Николаевич — учитель
Еще Виктор Астафьев создал образ учителя. Это учитель из класса, в котором учатся Витя и Саня. Евгений Николаевич – именно так зовут учителя. Он является достаточно умным и образованным человеком. К его взглядам и мнениям прислушиваются все, даже самые плохие парни. Этот учитель жертвует своим временем и отпуском ради своих учеников. Он покупает дополнительные школьные принадлежности. Учитель идет на все, чтобы защитить своих учеников.
Каждый из героев играет безусловную роль в произведении.
2 вариант
Главными героями произведения можно назвать жителей одной из деревень, в которой проживал писатель. В данной истории Астафьев хотел показать тот временной отрезок, в котором происходило такое явление, как раскулачивание, он отразил быт простых людей, которые жили в простой деревне. В основе сюжета данного произведения лежит история, связанная с фотографией, на которую не смог попасть писатель. Он рассказывает о случае из детства, который с ним приключился. В то непростое время у автора рассказа болели ноги, и он находился в лежачем состоянии. И даже когда прибыл фотограф, подняться ему не удалось. Благодаря тому, что у Астафьева осталось множество сильных впечатлений, связанных с данным событием, он решил дать подобное название произведению.
Образ Вити
Главный герой данного произведения не пришел на одно из очень важных событий своего детства по той причине, что был серьезно болен. Он не смог попасть на фотографию, которая должна была быть семейной. Он проживает вместе со своими бабушкой и дедушкой. Нельзя сказать о том, что мальчик является послушным ребенком, он любит побаловаться и похулиганить. Когда он катался на горке, то сильно намочил свои ноги, из-за чего серьезно заболел. Он сильно переживал о том, что не сможет попасть на снимок. Фото ему доставил его учитель, и он запомнил данное событие на всю жизнь.
Образ Саши
Данный персонаж является товарищем Витьки, и является таким же неусидчивым и жизнерадостным человеком, как и главный герой произведения. Он уговаривает Витю, чтобы он шел кататься на горку, где тот намочил ноги. Саша пришел к Вите домой, чтобы узнать о его состоянии. Когда он понимает, что его друг прикован к постели, то остается с ним, и пропускает занятия в школе.
Образ бабушки Вити
Она показана весьма доброй пожилой женщиной, которая очень сильно любила своего внука, о котором заботилась и поддерживала его. Иногда все же ей приходится его ругать, однако, она хочет воспитать его хорошим и добрым человеком. Она на протяжении всей ночи не отходила от больного мальчика ни на шаг, и старалась делать все, чтобы он выздоровел поскорее. Бабушка кормила его вкусной едой, и старалась оказывать поддержку во всем. Она показана бескорыстной и доброй женщиной, которая помогла своим односельчанам вернуть вещи.
Учитель
Данный персонаж показан очень уважаемым и умным человеком, который ответственно и честно относился к своему труду и профессии. Он самостоятельно купил принадлежности для школы, и старался защищать своих учеников в непростых ситуациях. Как-то раз он спас школьников от змеи, хотя рань никогда не встречал данных животных. Он показан смелым и добрым человеком.
Также читают:
Картинка к сочинению Характеристика героев рассказа Фотография, на которой меня нет
Популярные сегодня темы
- Сочинение на тему Я хочу стать учителем
В наше время от многообразия профессий голова идет кругом. Поэтому найти свое призвание в жизни становится еще сложнее. При таком стремительном развитии общества многие профессии перестают существовать
- План рассказа Томка испугался Чарушина
В повествовании Про Томку мы разузнаем, как автор явился к егерю и весьма внимательно подбирал для себя щеночка. Ведь для охоты ему надобна была собачонка, которая была б разумной
- Сочинение на тему Смелость и трусость
Смелость и трусость — понятия, знакомые нам с детства. Зачастую мы встречаемся с ними в сказках, мультфильмах, фильмах и книгах. Восхищаемся героями, качаем головой при виде предателей.
- Образ маленького костерка у реки в рассказе Студент Чехова
В рассказе А.П. Чехова «Студент», опубликован в 1894 году, образ костра глубоко символичен и наполнен интересным содержанием.
- Анализ сказки Серебряное копытце Бажова
Серебряное копытце – один из удивительнейших сказов Павла Петровича Бажова. Как любой сказ, он основан на народных преданиях и легендах Урала, издавна славившегося добычей драгоценных камней.
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: урок-мастерская
Цели урока:
1. Учащиеся должны знать, как анализировать прозаическое произведение, опираясь на вопросы и задания, как готовить рабочие материалы для написания сочинения. Учащиеся должны получить представление о художественном мире В. П. Астафьева.
2. Учащиеся должны уметь пользоваться текстом для подтверждения своего мнения, сопоставлять, обобщать, делать выводы, развивать устную монологическую речь, способность эмоционально откликаться на затронутые писателем проблемы, словесно созданные образы.
3. Учащиеся развивают навыки самоорганизации, взаимопомощи, осуществляют сотрудничество в ходе практической работы с текстом; формируют мотивацию, связанную с интересом к учебному материалу, осознают потребность вдумчиво и внимательно читать художественную литературу; вырабатывают личное отношение к событиям прошлого.
Оборудование урока: компьютерная презентация, интерактивная доска, карточки с заданием для групповой работы, опросный лист «Мастерская письма», карточки «Рефлексия», текст, фотоаппарат.
Методы и приемы: эвристическая беседа, работа в группах, работа в парах, индивидуальная работа, проблемный вопрос, элементы сочинения.
Ход урока:
1.Оргмомент: 1 мин
2. Этап актуализации знаний: 2 мин.
Слово учителя.
У меня в руках старый семейный альбом. Сколько счастливых и грустных воспоминаний вызывает он. Хранить старые фотографии – добрая традиция на Руси. Раньше фотографий было мало. Их вешали в русской избе в рамке на стену. Поэта Н. Рубцова старые семейные фотографии заставили о многом задуматься:
Как много желтых снимков на Руси
В такой простой и бережной оправе!
И вдруг открылся мне и поразил
Сиротский смысл семейных фотографий:
Огнем, враждой
Земля полным-полна,
И близких всех душа не позабудет…
(Н. Рубцов)
Мне кажется, что эти слова могут стать хорошим началом нашего урока.
-
Что поэт считает важным?
Найдите ключевые слова в стихотворении Н. Рубцова.
Старый желтый семейный снимок, который бережно хранится, связан с понятиями: «близкие», «душа», «память».
Слово учителя.
Все необходимые слова, важные мысли мы будем записывать в карточку. Эти записи станут рабочими материалами для написания сочинения.
Поэтому я попрошу вас, оставив место для записи темы урока, записать ключевые слова из стихотворения Н. Рубцова.
Я обращаю ваше внимание на слово «НЕ ПОЗАБУДЕТ».
-
Значит, о чем мы будем говорить?
Слово «ПАМЯТЬ» очень важно сегодня на уроке.
Главный вопрос урока: Память!!! Что это: наказанье или дар божий? Помогает она нам жить СЕЙЧАС или мешает? Может ли жизнь без нее быть полноценной?
Сколько вопросов. А где же ответы?
3.Этап мотивации: 2-3 мин. ( просмотр семейных фотографий)
Обратимся к нашему опыту:
На урок вы принесли любимую старую фотографию вашей семьи.
-
Расскажите, какие эпизоды запечатлены на этих фотографиях?
-
Почему они так вам дороги?
(Учащиеся комментируют свои фотографии).
Слово учителя.
Ребята, возьмите в руки ваши фотографии. На них самые близкие для вас люди.
Писатель В. Астафьев написал целую книгу, состоящую из рассказов-воспоминаний о своих близких, о своем детстве, о своей родной Сибири.
Цитата: «…у меня возникло желание рассказать о «моей» Сибири, …доказать, что и я, и мои земляки отнюдь не иваны, не помнящие родства, более того, мы тут родством-то связаны, может, покрепче, чем где-либо» (Астафьев)
Эта книга называется «Последний поклон».
Подробнее мы остановимся на одном рассказе «Фотография, на которой меня нет», который вы читали дома.
4. Выявление восприятия: 3 мин.
-
О чем этот рассказ? Что показалось необычным?
-
Как вы думаете, почему рассказ назван именно так?
-
Почему, несмотря на то что на фотографии нет героя рассказа, она очень дорога ему? (обращаем внимание на последние строчки рассказа: «своеобычная летопись народа», «настенная история его»)
Писатель рассказывает о заурядном случае, происшедшим с деревенским мальчишкой, а выводит нас на большой и серьезный разговор о памяти исторической, о памяти человеческой.
Я обращаю ваше внимание на высказывания известных писателей, философов, мудрецов. Они обращают нас к опыту поколений.
Используя их, давайте дадим имя нашему уроку.
-
Какое высказывание писателей и философов точнее других отражает содержание рассказа? Чем становится для него прошлое?
-
Прошлое – родина души человека. (Г. Гейне)
-
Боюсь не смерти я. О. нет!
Боюсь исчезнуть совершенно. (М. Лермонтов)
-
Природой дарована нам недолгая жизнь, но память о прекрасно прожитой жизни вечна.
(Цицерон)
Пусть эти слова станут именем нашего урока.
Запишем: «Прошлое – родина души человека» Г. Гейне
-
Как вы понимаете выражение « родина души»?
-
Какую задачу мы можем поставить перед собой, обращаясь к этому конкретному рассказу?
5. Определение задач урока: Почему эти воспоминания так важны для
В. Астафьева?
-
Какие наблюдения мы сделали? О ком должны сегодня поговорить?
(о герое, о бабушке, об учителе, о школе и жителях деревни)
6. Работа в группах: 20 мин.
Задание 1 группе.
Расскажите о главном герое, используя цитаты, свои наблюдения и выводы.
-
Кто главный герой рассказа? Какое событие осталось в его памяти? Почему?
-
Проведите наблюдение над фрагментами текста, систематизируйте материал, распределите указанные фрагменты по группам и соотнесите со словами: падение, очищение через страдание, восхождение.
(учащиеся заранее выносят результаты своей работы на интерактивную доску)
Материал для наблюдения:
1. «полезли в драку с ребятами из-за распорядков»
2.«заболели ноги, завыл от боли, не уснул»
3.«бабушка лечила и баловала»
4.«катались со страшного обрыва»
5.«наблюдал за окнами и цветами»
6.«бабушка ругала и давала затрещины»
7.«взрослел, размышлял о людях»
8.«заревел от горького бессилия»
9.«мчались в погибель с руганью»
10.«сидел в тоске»
11.«начерпали в катанки снегу»
12.«учитель принес фотографию»
Материалы наблюдений занесите в таблицу.
падение | очищение через страдание | восхождение |
Используя данные таблицы, расскажите, какие поступки совершает герой? Как они его характеризуют?
Учитель: Трудности, испытания, ошибки встречаются на пути каждого человека. Боль, которую ощущает человек может быть и физической, и душевной.
-
Как влияет это преодоление на человека? (изменяет его, делает его опытнее, мудрее, взрослее).
3. Как изменился герой после болезни? О чем говорят его наблюдения? Найдите эпизоды, подтверждающие ваши предположения.
Слово учителя.
Детство – непростая пора в жизни человека. Это путь проб и ошибок. Каждый по-своему его проходит. Важно то, чему мы учимся на своих ошибках.
-
Чему научил этот случай героя? (ценить доброту, заботу, быть совестливым, не допускать падений, а еще ценить красоту)
Запишем ключевые слова.
Следуя традиции русской литературы, Астафьев показывает, что страдания, входящие в «порядок» жизни, нравственно очищают героя, делают его более чувствительным к людям, восприимчивым к красоте. Это путь духовного становления, взросления героя. И сейчас, помня об этом, он и во взрослой жизни ценит красоту, доброту, сострадание, совестливость, человечность. И хочет, чтобы читатель тоже об этом помнил.
Запишите и продолжите предложение: « Воспоминания о далеком детстве позволяют нам судить о самом рассказчике, как о человеке…».
-
Какие предложения вы записали?
Слово учителя.
Детство – важная пора для каждого человека. Очень важно окружение ребенка в этот период, семья.
Самым дорогим для него человеком была бабушка.
Вспоминая ее, писатель В. П. Астафьев говорит о чувстве «гнетущей, тихой, вечной» вины перед ней. В силу жизненных обстоятельств писатель не смог выполнить ее последнего наказа: «Приедь похоронить-то меня, закрой мои глазоньки». « Виноватый перед бабушкой, я пытаюсь воскресить ее в памяти…Пытаюсь поведать о бабушке людям, чтоб в своих бабушках и дедушках, в близких и любимых людях отыскали они ее… Нет у меня таких слов, которые могли бы передать всю мою любовь к бабушке, оправдали бы меня перед нею. Я знаю, бабушка простила бы меня. Она всегда и все мне прощала. Но ее нет, и никогда не будет. И некому прощать…»
Найдите такие факты, которые могут доказать, что она стала для него самым дорогим человеком.
Задание 2 группе.
Расскажите о бабушке героя, используя цитаты, свои наблюдения, выводы.
-
Как бабушка заботилась о внуке, как его лечила?
-
Как ее характеризует:
а) речь;
б) любовь к цветам;
в) украшение зимних окон;
г) приход учителя в дом.
3. Почему писатель говорит о чувстве вины?
Эти воспоминания делают человека лучше, заставляют его сейчас быть внимательным к близким, не причинять другим боль, чтобы потом не каяться.
-
Какие ключевые слова мы можем записать? (мудрость, доброта, прощение)
Запишите и продолжите предложение: «Много лет спустя автор низко кланяется своей бабушке, потому что…»
-
Какие предложения вы записали?
Разумеется, душевную привязанность герой испытывает ко многим людям, сопровождающим его детство. Одним из них был учитель.
Цитата из текста: «Прошли годы. А я таким вот и помню деревенского учителя – с чуть виноватой улыбкой, вежливого, застенчивого, но всегда готового броситься вперед и оборонить своих учеников, помочь им в беде, облегчить и улучшить людскую жизнь».
Автор говорит о «благодарной человеческой памяти».
Задание 3 группе.
Расскажите об учителе Овсянской начальной школы, используя, цитаты, свои наблюдения, выводы.
1. Какими вспоминаются первые учителя?
2. Как характеризуют учителя его поступки, отношение к людям:
а) забота о школе;
б) отношение к детям и деревенским жителям;
в) случай со змеей?
3. Какое отношение к учителю в деревне? Почему? Приведите примеры.
Слово учителя.
Может быть, кому-то непонятно, почему такие добрые слова звучат об учителе, ведь он просто делает свою работу. Как часто мы не замечаем того, что делают для нас близкие (я говорю не только об учителе, но и о бабушке), считаем это само собой разумеющимся.
-
А легко ли было учителям в то время?
Важно сохранять память о таких людях. Это подвижники, они приехали в деревню в трудное для страны время, не побоялись трудностей. Они несли культуру, свет в души людей.
-
Какие ключевые слова мы запишем? (самоотверженность, уважение)
Запишите и продолжите предложение: «В воспоминаниях о далеком детстве одно из главных мест занимает учитель…»
Слово учителя.
Вся повесть «Последний поклон» проникнута идеей открытия мира маленьким героем, которое начинается с самого главного – с открытия своей малой родины. Он живет в деревне в тяжелое для страны время, учится в школе.
Задание 4 группе.
Расскажите о школе 30-х годов, используя цитаты, свои наблюдения, выводы.
-
Как школьники готовились к предстоящему событию?
-
Обратите внимание на одного из учеников школы, на Саньку.
Почему и его не оказалось на фотографии?
-
Перечитайте описание школьной фотографии.
Почему старая фотография не вызывает смеха у рассказчика?
Какие чувства она вызывает?
Запишите и продолжите предложение: «Пожелтевшая школьная фотография дорога автору, потому что…»)
7. Чтение заключительной части рассказа: «Та школьная фотография жива до сих пор. Она пожелтела, обломалась по уголкам. Но всех ребят я узнаю в ней.
Где они сейчас? Кто они?
Половина из них, если не больше, полегла в войну. Всему миру известно их имя – сибиряки.
Иногда возьмешь в руки школьную фотографию, и снова нахлынет, нахлынет».
8. Итоговая беседа: 5 мин.
-
Почему взрослый человек, прошедший войну, потерявший близких, друзей так дорожит старой школьной фотографией, на которой его нет?
Слово учителя.
Эти воспоминания помогают ему забыть войну, воскрешают его детские воспоминания, его детскую душу. Фотография становится «летописью детства», а память о прошлом — «родиной души героя».
Вернемся к главному вопросу: Помогает ли память о прошлом жить человеку сегодня? Может ли жизнь без нее быть полноценной?
-
А что эта память дает нам?
Прочитайте ключевые слова, которые мы записали.
Да, это тот духовный опыт, который нужен нам сегодня.
Память дает человеку духовный опыт, мы свои новые шаги соизмеряем с прошлым. А если это память такого человека как писатель, мастер художественного слова, тогда его опыт становится достоянием многих людей. В. Астафьев дает нам свои уроки памяти, обогащает душу человека. Для него память о прошлом, о детстве стала «родиной души», т. к. именно в детстве он получил свои главные уроки: научился сочувствовать, быть благодарным, добрым, совестливым, научился преодолевать трудности и, главное, любить свою землю, любить своих близких.
9. Разрыв: 2 мин.
Сегодняшний урок заканчивается и уходит в прошлое. Я думаю, он останется в вашей памяти. А чтобы был и у вас повод его вспомнить, я предлагаю всем сфотографироваться. Мы назовем этот снимок: «Фотография, на которой я есть…»
10. Рефлексия: 1 мин.
И в наших душах рассказ В. Астафьева оставил много впечатлений. Давайте сохраним их в нашей памяти. У каждого на столе лежит карточка, в которой я прошу записать свои впечатления.
Сегодня на уроке я открыл…
почувствовал…
узнал…
понял…
задумался…
испытал…
Закончите предложение.
11. Оценочная деятельность: 1 мин.
12. Домашнее задание: 1 мин.
-
Напишите мини-сочинение «Прошлое – родина души человека»
-
Прочитайте 2-3 рассказа из книги «Последний поклон» (на выбор).
Приложения.
Карточка
Мастерская письма.
Имя урока:
Ключевые слова (эпиграф):
Продолжите предложение:
Герой:
-
Воспоминания о далеком детстве позволяют нам судить о самом рассказчике, как о человеке…
Бабушка:
-
Много лет спустя автор низко кланяется своей бабушке, потому что…
Учитель:
-
В воспоминаниях о далеком детстве одно из главных мест занимает учитель…
Школа:
-
Пожелтевшая школьная фотография дорога автору, потому что…
Карточка №2
Закончите предложение:
«Сегодня на уроке я открыл…
почувствовал…
узнал…
понял…
задумался…
испытал…
Карточка-задание №1.
Расскажите о главном герое, используя цитаты, свои наблюдения и выводы.
-
Кто главный герой рассказа? Какое событие осталось в его памяти? Почему?
-
Проведите наблюдения над фрагментами текста, систематизируйте материал, распределите указанные фрагменты по группам и соотнесите со словами: падение, очищение через страдание, восхождение. (материал занесите в таблицу и покажите результаты на интерактивной доске).
Какие поступки совершает герой? Как они его характеризуют?
-
Как изменился герой после болезни? О чем говорят его наблюдения?
Карточка-задание №2.
Расскажите о бабушке героя, используя цитаты, свои наблюдения и
выводы.
-
Как бабушка заботилась о внуке, как его лечила7
-
Как ее характеризует:
а) речь;
б) любовь к цветам;
в) украшение зимних окон;
г) приход учителя в дом?
3. Почему писатель говорит о своей вине?
Карточка-задание №3.
Расскажите об учителе Овсянской начальной школы, используя
цитаты, свои наблюдения и выводы.
-
Какими вспоминаются первые учителя?
-
Как учителя характеризуют его поступки, отношение к людям:
а) забота о школе;
б) отношение к детям и деревенским жителям;
в) случай со змеей?
3. Какое отношение к учителю в деревне? Почему? Приведите примеры.
Карточка-задание №4.
Расскажите о школе 30-х годов, используя цитаты, свои наблюдения и выводы.
-
Как школьники готовились к предстоящему событию?
-
Обратите внимание на одного из учеников школы, на Саньку. Почему и его не оказалось на фотографии?
-
Перечитайте описание школьной фотографии.
Почему старая фотография не вызывает смеха у рассказчика?
Какие чувства она вызывает?
(786 слов) Рассказ Виктора Астафьева «Фотография, на которой меня нет» включен в его повесть «Последний поклон». В ней автор описывает жизнь одного из сел Сибири в далекие 30-е годы прошлого столетия. Писатель в то время был еще ребенком, школьником, и приезд в их школу фотографа был для всего села в те годы ярким, выдающимся событием.
На сайте Литера Гуру представлен краткий пересказ рассказа «Фотография, на которой меня нет», в котором перечислены главные события, составляющие сюжет произведения. Такое изложение текста поможет маленьким и большим читателям приготовиться к сочинению или занятию или просто освежить в памяти события когда-то прочитанной книги.
Весть о приезде фотографа взбудоражила весь населенный пункт, где проживает главный герой. Сельчане думали, где устроить на ночлег столь уважаемого человека. В итоге решили поселить мужчину в доме Ильи Ивановича Чехова. Это образованный и уважаемый в сибирской деревне человек, поэтому лучшего места для фотографа было не найти. В доме Чеховых уважаемого человека могут и разговорить, и щедро приветить, даже спиртное поставить, коли нужно, и книги почитать дать.
А преподаватели и ученики стали думать, каким образом, и в каком порядке им фотографироваться. Пришли к единому решению, что лучшие школьники будут сидеть на 1 ряду, а «плохие» и слабые – на последнем. Герой и его приятель Саня тут же осознали, что такое решение не в их пользу. И друзья пустились во все тяжкие – участвовали в потасовке, устроили катание с самого крутого обрыва. Стояла суровая сибирская зима, и у героя-повествователя сильно простудились ноги. Вся беда заключалась в том, что по линии матери мальчик унаследовал болезнь – ревматизм. И если он даже чуть-чуть промачивал ноги, это приводило к жуткой боли.
Поначалу мальчик молчаливо терпел, а потом уже не мог дальше сдерживаться и начал выть. От его воя проснулась бабушка, выругала его, натерла ему ноги спиртом, завернула их в шаль, накрыла полушубком.
Только это лечение не возымело никакого эффекта, так же, как и другие средства из пузырьков бабушки. Было решено попарить героя. Екатерина Ивановна истопила банное помещение, парила внука и с веником, и брусничной настойки давала, только бы он выздоровел. Такие способы лечения настолько измотали мальчика, что он находился в глубоком сне до самого обеда.
Когда герой еще спал, явился приятель Саня и поведал, что фотоаппарат наставили, и что его послал учитель.
Рассказчику сильно хотелось сфотографироваться, но подняться он был не в состоянии. Как только мальчик попробовал стать на ноги, они подломились, и он упал на пол. Его друг, видя состояние героя, решил тоже не идти на фотосессию. Екатерина Ивановна ободрила ребят, сказала детям, что поедет с ними к Волкову – лучшему городскому фотографу. Но это у мальчиков радости не вызвало – фотоаппарат у того был привинчен, и сделать фотографии всей школы он бы не смог. Рассказчик полез снова на печь и там начал плакать.
Школу герой не посещал целую неделю, со скуки начал интересоваться устройством приготовленных к зимнему времени окон, о которых ему рассказывала бабушка.
Еще мальчик интересовался цветами, ему нравилось наблюдать, как они оживают, цветут. Особенно ему хотелось увидеть момент их цветения, но этого ему не удавалось лицезреть, потому что волшебное таинство происходило ночью или в час рассвета. Екатерина Ивановна уже начала извлекать из подпола хранившиеся там цветы, они уже тянулись своими листиками к свету – это указывало на скорое наступление весны.
В один из дней в дверь их дом постучали, Бабушка всполошилась, потому что в деревнях местные жители обычно заходили без стука, и заторопилась открыть пришедшему гостю. Это был учитель, который вошел в комнату и спросил о здоровье героя. Тот, испуганный, сидел на печи, но Екатерина Ивановна попросила внука спуститься. Мальчик спустился с печки, и тогда учитель, глядя на него чуть грустным взглядом, известил о цели своего визита – он принес школьное фото, на нем были запечатлены все ребята: Витя Касьянов, Нина Шахматовская, Василий Юшков и другие школьники – не было только рассказчика да его товарища Саньки. Но, несмотря на то, что их там не было, это фото все равно очень дорого автору как воспоминание о том случае, о детских годах, как память о родных, близких людях.
Кроме истории с фотографией, писатель также повествует в своем рассказе об отношении к учителю в сибирских селениях в те времена. Это был первый человек в деревне, к нему относились с особым уважением и почетом – снабжали его дровами, бесплатно ему штопали брюки, лечили детей, стараясь его отблагодарить. Начиная свою работу с одного, имевшегося в деревне букваря и красного карандаша учитель самозабвенно трудился на поприще знаний и не только – он нес культуру в существование и быт сельских жителей. Он старался не только дать образование, но и улучшить, облагородить жизнь каждого человека, направить его на путь истинный.
Еще в рассматриваемом произведении герой-рассказчик описывает особенности деревенской жизни того времени – это и дома, разделенные на две половины, с целью заселения в один дом двух семей. Хотя иногда такое заселение приводило к ссорам, и семьи расселяли, но зачастую многие уживались и жили дружно и ладно, вели совместное хозяйство..
С.Сорокина― Здравствуйте, это программа «В круге Света», у микрофона Светлана Сорокина, здесь со мной в студии Александр Григорьевич Асмолов, доктор психологических наук, академик Российской академии образования. Здравствуйте, Александр Григорьевич.
А.Асмолов― Добрый день.
С.Сорокина― И надеюсь, что по Skype, а может быть, по телефону, но должен нас наконец услышать Андрей Кураев, философ, богослов, писатель. Здравствуйте, Андрей Вячеславович. Слышите нас?
А.Кураев― Добрый день. Да, слышу.
С.Сорокина― Слышите? Я вот что-то плохо слышу.
А.Кураев― Нет, я хорошо вас слышу.
С.Сорокина― Отлично. Ну уже здорово. Возможно, после новостей середины часа к нам ненадолго присоединится Ксения Мишонова, она уполномоченный по правам ребёнка Московской области, потому что сегодня наш разговор будет, конечно же, продиктован свежим событием. Дело в том, что вчера утром в помещении православной гимназии рядом с Введенским владычным женским монастырём в Серпухове 18-летний Владислав Струженков, уже известны его имя и фамилия, произвёл такой самоподрыв. Неизвестно, это у него случайно получилось, он хотел зайти с этим самодельным взрывным устройством внутрь гимназии или как-то вот сознательно подорвал на ступеньках у этой гимназии – но тем не менее, сам он очень тяжело пострадал, и ещё пострадало, по разным данным, 10-12 детей, которые были рядом. Сразу возникли, конечно, версии про то, что бывший учащийся этой гимназии так протестовал против буллинга или чего-то плохого, отношения в гимназии. Хотя потом это было развеяно, сам он сказал, что просто хотел убивать людей. О чём вы подумали, когда вы узнали об этом происшествии, Александр Григорьевич, о чём вы подумали?
А.Асмолов― Я когда узнал об этом происшествии, прежде всего лишился разума, у меня была просто боль. Действительно, вся эта цепь событий – Пермь, Московская область, и то, что я чувствую невероятное цунами агрессии, которое захлёстывает детский разум и начинает определять их поведение, и мы прячемся в слово буллинг, не говоря другое слово, которым оно переводится, под названием травля, что звучит, как мне кажется, более метко о происходящем сегодня в нашем обществе. Поэтому у меня была боль, и потом ещё раз я задумался о том, каждый раз, понять мотивы тех ребят, которые идут и говорят: «Мы хотим унести жизни, мы хотим убить»
С.Сорокина― Понять это сложно, что касается буллинга – вроде бы не подтверждается. Учителя и ученики говорят, не было ничего такого во время его обучения в этой гимназии – тем не менее, он пришёл и решил действовать таким образом. Теперь я хотела к Андрею Кураеву обратиться. Я, к сожалению, вас практически не слышу. Вы слышите меня, да?
А.Кураев― Прекрасно вас слышу.
С.Сорокина― Как же мне быть, я вас плохо слышу. Вы сразу после этого происшествия, когда к вам обратились за комментарием, сказали: нет никакой традиции православной педагогики, тем паче монастырской. Церковные школы – это пространство экспериментов на детях. Почему вы так сказали?
А.Кураев― Сначала всё-таки позвольте уточнить. Буллинг есть. Это та ситуация, когда самому Владиславу верить нельзя. Это не он сказал, это сказали полицейские, которые только одни имеют доступ к нему в больнице, и они только озвучивают ту версию, которая им выгодна, что, дескать, его не преследовали, никакого буллинга не было и так далее. Второе, есть рассказы учеников о том, что буллинг всё-таки был. Рассказы учителей здесь никакой ценности не имеют, потому что они всегда будут говорить, что всё было хорошо и нормально.
С.Сорокина― Мне ничего не слышно вообще. Да-да-да, продолжайте.
А.Кураев: Рассказы учителей никакой ценности не имеют, они всегда будут говорить, что всё было хорошо
А.Кураев― Поэтому я бы не торопился снять тему буллинга с обсуждения и предположений. Теперь что касается в целом – да, действительно, традиция церковной педагогики не может существовать по двум причинам. Первая – самая простая. Самая сложная проблема современной педагогики – отношения с подростками. А вот именно подростков традиционная культура не замечает. В традиционной культуре нет подростков, потому что едва только, если говорить языком средневековых романов, у девочки расцветает бутон её женственности, её сразу выдают замуж, а если у мальчика, как писал Августин в «Исповеди» «Отец заметил в бане, что я одет в одежды юношеской тревоги» — его сразу тоже женят. Соответственно, эти ранние браки 12-13-летних решали нынешнюю проблему гиперсексуальности подростков, которая сублимируется ими в агрессивность. Современное общество продлевает культурно-социальное детство человека лет так до 25. В Византийской империи в 25 лет можно было быть бабушкой уже, то есть, говоря языком Библии, увидеть детей своих детей. Поэтому в традиционной культуре советов, как общаться с трудными подростками, просто не найти. Вторая причина отсутствия традиции церковной педагогики состоит в том, что авторитетные церковные книги, книги святых отцов – это книги монахов. То есть, бездетные безбрачные старцы никогда не ломали головы над тем, как обращаться с дочкой на выданье – это не их проблемы, поэтому в их книгах советов по этому поводу не найти. Первый учебник для детей по Закону Божию был издан в 1867 году! Понимаете, ну о чём тут говорить? И учебник этот, конечно, был весьма и весьма неудачный. На коленке сегодня всё это создаётся. Есть очень удачные примеры церковных курсов, церковных школ, но слово «церковный» здесь относится только к контенту, потому что обычно это результат синтеза и импорта, то есть, удачные наработки современной педагогики, детской возрастной педагогики берутся кем-то из педагогов, работающих в церкви, и обращаются к церковным детям. То есть, это не воспроизведение трафаретов церковной педагогики традиционной, эти трафареты описаны в конце концов в «Домострое» и в «Очерках бурсы» Помеловского. Это импорт, замечательно, что этот импорт есть – но просто поменьше пафоса, господа. Не надо хвастаться – к сожалению, проблемы у нас одинаковые, поэтому считать, что у нас есть – помните, был замечательный советский фильм «Ключ без права передачи», именно о школе – так вот, нет у нас, у церковников, такого ключа в наших руках. Нет каких-то уникальных ноу-хау. Поэтому всё упование на Александра Григорьевича.
А.Кураев: Современное общество продлевает культурно-социальное детство человека лет так до 25
С.Сорокина― Да-да, Александр Григорьевич, вы согласны во всём, что сказал Андрей?
А.Асмолов― Я прежде всего слышу Андрея с чувством сорадования. Есть такая форма – сострадать могут и люди, а сорадоваться могут только ангелы – это сказал один из поэтов ушедшего позапрошлого века. И когда я слышу Андрея, это чувство возникает потому, что каждый раз, когда ты видишь, как мощно набирает интеллектуальную и духовную энергетику тот, кто является выпускником факультета философии Московского университета, когда ты видел этого человека студентом и видишь, как он искромётен и переживает разные бури своей судьбы, при этом не боясь развиваться и обладая мужеством быть личностью – у меня чувство сорадования. Вместе с тем, будущее, как сказал Андрей, то, что уповает – я хотел бы усомниться в некоторых моментах. Дело заключается в том, что я был, опираясь на одну замечательную школу, которую Андрей великолепно знает, на научную школу, она называется школа ментальности, или французская школа анналов, эта школа очень чётко показала культурно-исторический характер взрослости, взросления и самой категории детства, это первое. И я бы не мог так решительно сказать, были ли подростки в средние века и какое было к ним отношение. Я просто приведу вам пример. Когда капитан мушкетёров обращается к мушкетёрам и говорит тем, у кого бороды, усы и так далее – а это какой-нибудь наглый дерзкий Д’Артаньян: «привет, дети мои». «Дети» в культуре отражало прежде всего тех, за кого ты отвечаешь. Категория взрослости и детства, то, за кого мы отвечаем, категория ответственности. Уже в Средневековье, которое изучено благодаря многим исследователям, прежде всего, гениальному автору книги «Категории средневековой культуры» Аарону Гуревичу, показано, что другие были модели коммуникации. В Средневековье существовала особого рода идеология и технология работы с подростками и при посвящении в те или иные религиозные практики. Я, наверное, немножко задену этим слух Андрея – но это именно религиозные практики. Нас обучали, уже я говорю «нас», как делали визуализацию образов, как это делали в школе иезуитов. Когда человека тренировали, воспитывая как личность, его погружали в темноту, то есть, депривировали потоки информации, и он должен был уметь владеть собой. Он должен был уметь делать удивительные вещи.
С.Сорокина― Вы это к чему?
А.Асмолов― А я к тому, что были традиции культурных религиозных практик, которые были и существовали, и этих культурных…
С.Сорокина― И способствовали воспитанию в том числе?
А.Асмолов― Я боюсь слова «воспитание». Воспитание – это социальное страхование рисков детства. Для того, чтобы человек мог овладевать собой, овладевать своим поведением. И это я именно к тому – возвращаясь к тому примеру, который приводил Андрей, я подтверждаю – никогда вам правила не выдадут информацию, был буллинг или нет. Это абсолютно точно. Спрашивать учителей, был буллинг – нет, не было буллинга, ответит учитель. А спрашивать – был буллинг, где ты был как учитель – поэтому мы имеем здесь неосознанное защитное поведение взрослых по отношению к буллингу.
С.Сорокина― Остановимся на минутку, чтобы уйти на рекламу, оставайтесь с нами, важный разговор.
РЕКЛАМА
С.Сорокина― Ещё раз вас приветствую, «В круге Света», ещё раз – у нас важный тяжёлый разговор, который спровоцировало вчерашнее происшествие в Серпухове, где подросток подорвался на самодельном устройстве взрывном, вокруг пострадало ещё человек 10 детей. Андрей Кураев, Александр Асмолов мои собеседники сегодня в этом разговоре, и вот о чём хотела спросить. Естественно, сразу привлекла внимание церковно-приходская школа, или просто церковная школа, православная гимназия, на пороге которой всё произошло, и размышления о том, насколько лучше или, может быть, хуже образование в церковной школе. Об этом тоже стали задумываться. Я сразу вспомнила, что моя бабушка, которая тоже родилась в начале 20 века, тоже ходила в церковно-приходскую школу. И это было единственное образование, которое она получила. Она ходила, по-моему, в двухклассную школу, так, по-моему, называлась, где они 4 года учились, освоила чтение, письмо, научилась считать. Насчёт Закона божия я не уверена, бабушка как-то когда не являла этого – но, в принципе, не было ощущения, что она безграмотный человек. У меня всегда было ощущение, что церковно-приходские школы в своё время решили большую и очень важную задачу – ведь к началу, к 17му году их было много-много-много, разнообразных учебных заведений, которые курировала и поддерживала церковь. Вот я к Андрею хотела обратиться в этом смысле, в своё время действительно церковно-приходское образование плюс училища всевозможные, которые были – они ведь очень помогли решать задачи безграмотности?
А.Кураев― Безусловно, это был проект прокурора Константина Победоносцева, которого обычно у нас обычно принято критиковать, это его наследие. Именно его аппаратная настойчивость позволила создаь сеть церковно-приходских школ, притом он руководствовался здесь не прагматизмом. Если создавать структуры по всей стране, надо использовать уже наличествующую инфраструктуру и уже имеющихся образованных людей, а это духовенство, это приходская сеть. Социальных сетей просто не было в стране. Он на церковные структуры возложил дополнительную нагрузку. Собственно, эта идея ещё весь 19й век была, ещё со времён двойного министерства. В ней был определённая своя здравость, только когда университеты в эту структуру попытались включить – тогда появлялись замечательные анекдоты, что профессора казанского университета, математика спрашивают: скажите, вот требует Петербург, чтобы в каждой лекции в вашем курсе было упоминание про бога, как вы с вашим курсом математике это сделаете? – Очень просто. Студенты, по милости Божией, два плюс два будет четыре.
А.Асмолов: Я боюсь слова «воспитание». Воспитание – это социальное страхование рисков детства
А.Асмолов― Да, Андрей, тут добавляют, когда спрашивают в этой же логике, что такое божья сила – то отвечали, это божья масса на божье ускорение.
С.Сорокина― Да, посмеяться всегда были горазды. Александр Григорьевич, как, по-вашему, вот само церковное образование, я прочитала, что около 20 тысяч учреждений, так или иначе курируемых церковью, ну, которые, конечно, поддерживались в том числе и бюджетно, как мы сейчас говорим, и сообществами, тем не менее, были под эгидой церкви православной. Как эти учебные заведения – оказывали всё-таки влияние на подрастающее поколение или всё прахом, потому что 17й год показал, что за душой, что называется, бога-то не было
А.Асмолов― Прежде всего, когда мы говорим, что были подобного рода школы, мы должны понимать, что эти школы были отданы господствующей идеологии. Напоминаю вам, уже упоминал Андрей Победоносцева, но дело в том, что его предшественник, граф Уваров, ввёл великую свою триаду – православие, самодержавие, народность. А когда вы вводите идеологическую систему, вы должны её воспитывать. Может быть, эта идеология и отдыхала (я говорю очень осторожно) в Царскосельском лицее, но она чётко проводилась как своего рода одевание матриц (я воспользуюсь таким термином) и кодов сознания. Но, как только вы школьное образование сводите в традиционном смысле к потоку слов, к менторству, менторство не порождает ценностные установки человека. Сколько бы вы ни говорили о великих словах, всё пролетает по большому счёту мимо. Это другие совершенно практики, чтобы вы почувствовали, приняли те или иные ценности, из них бы родились разные мотивы. Иными словами, при всей риторике церковно-приходские школы давали во многом риторику, но куда больше давали то, что называлось, если говорить о католической традиции, обряды инициации в широком смысле конфирмации, я имею в виду, когда должны были отстоять и перейти в другую возрастную категорию, создавались модели поведения в ситуации неопределённости.
С.Сорокина― А у нас?
А.Асмолов― Знаете, здесь, скорее, я хитро перекину вопрос Андрею. Я могу рассказать, как это делалось у индейцев Северной Америки и как это делается в католической традиции, но я не знаю, были ли подобные модели посвящения во взрослость (обратите внимание) и на право ответственного принятия решения, что стоит за этими обрядами, в православной традиции. Если угодно, тут должен говорить профессионал.
С.Сорокина― Сможете ответить, Андрей?
А.Кураев― Безусловно, возрастные инициации были и в русской народной культуре, но это были направления в русской народной культуре, причём такой не-книжной и низовой, они были и в наших городских дворах в 50х годах, 60х, «докажи, что ты мужик» — и надо было что-то для этого сделать, не знаю, в лучшем случае, поцеловать незнакомую девушку где-то по дороге – а то и где-то надо было украсть что-то. Но это не церковная традиция, в церкви этого не было. Кстати, у католиков конфирмация не связана с каким-то психологическим переживанием, это отложенный под влиянием Реформации обряд миропомазания – для этого надо сдать экзамен по знанию Закона божьего и так далее, но это чисто школьная вещь и она не имеет такого состояния внутренней потрясённости, рождения заново, которое было у традиционных племён, скажем, Амазонии, ещё где-то, где надо было через боль, через кровь буквально, доказать, что ты настоящий охотник, ты можешь прокормить семью и ты завоевал право привести в свой вигвам женщину. Ни у нас, ни у католиков этого нет. Когда я, Александр Григорьевич, говорил, что нет традиции церковной педагогики, имел в виду православную – дело в том, что проблема, уж простите, клерикальной педофилии была замечена очень давно, ещё в первом тысячелетии, когда монашество зародилось, но Восток и Запад (христианский Восток и христианский Запад) шли разными путями. Христианский Восток путём ригоризма, и была создана зона безопасности, стерильная зона вокруг монастырей. То есть, по нашим законам, если мальчик появляется в монастыре, монах должен оттуда убегать. Это неправильный монастырь. Католики взяли на себя риск, и сказали: «Пусть при монастырях и соборах будут школы» — в итоге там появились традиции университетов, выросших из монастырей, потрясающие традиции педагогики и так далее – но и тот огромный букет печальных новостей, которые приходят к нам из западных стран – это тоже одно из следствий того решения. У нас же не было традиций монастырской педагогики, поэтому опять же сегодня приходится её создавать заново. Это замечательно, когда есть ситуация поиска. Плохо, когда в этом не признаются. Когда говорят, что у нас уже есть готовые рецепты, по которым мы будем готовить бабушкин борщ. Это неправда.
С.Сорокина― А что плохого, чтобы признаться?
А.Кураев― Это креативная кухня, и мы готовим что-то новенькое. Но имейте в виду, вы ставите эксперименты на детях – поэтому будьте готовы к неудачам.
С.Сорокина― Не хочу сейчас задавать следующий вопрос – нам буквально через несколько секунд надо уйти на новости. Сразу после новостей середины часа мы продолжим наш разговор.
НОВОСТИ
С.Сорокина― Ещё раз приветствую вас, это «В круге Света», говорим сегодня о проблемах образования, о школе говорим и о том, что происходит в ней и рядом с ней. Андрей Кураев, философ, богослов, писатель, и Александр Асмолов, доктор педагогических наук, академик РАО здесь со мной в студии, и хотела просто доспросить у Андрея – скажите, пожалуйста, ну хорошо, нет такой традиции, как хотелось бы, может быть, некоторым – но что-то такое можно было бы вспомнить и взять из тех церковно-приходских школ и училищ, которые были до революции?
А.Кураев― Не могу сказать, но если это были глубинные источники христианской традиции, просто Евангелие, в конце концов, и великая христианская гуманистическая и гуманитарная культура и Запада, и Востока, которая была создана за эти тысячелетия – и вот оттуда можно брать многое. В частности, многое оттуда взяла современная психиатрия, светская психология. Сам по себе христианский догмат о пластичности человеческой души, что человек не равен себе сегодняшнему, себе прошлому, человек не равен совокупности своих общественных отношений, человек имеет право быть другим. Человек имеет право надеяться на это, и имеет право, чтобы аналогичные надежды питали другие люди, окружающие. Вот это очень важно, это можно взять.
А.Кураев: У нас не было традиций монастырской педагогики, поэтому сегодня приходится её создавать заново
С.Сорокина― Это такой сложный подход к сложному человеку.
А.Кураев― Совершенно верно. К сожалению, есть принцип понятный ещё со времён [НРЗБ].
С.Сорокина― Чуть-чуть попробуем наладить звук, потому что он стал плохой. Александр Григорьевич, вы упомянули так просто словом Царскосельский лицей. А я подумала, что Царскосельский лицей, который, кстати, по инициативе Сперанского был создан, ещё один такой реформатор у нас в стране – это же была такая попытка реализации извечной мечты об идеальной школе. Но я про что хочу спросить – это же вечный поиск, как учить, как передавать знания. Сколько бы ни проходило веков, сколько бы ни взрослели цивилизации, всё равно идёт этот поиск. Как хорошо учить, как передавать знания. Как вы считаете, сначала про Лицей – он получился идеальной школой или всё-таки нет?
А.Асмолов― Я очень боюсь слова идеальная, но то, что Лицей – теперь я краду то, что вы сказали, иногда приятно быть в ряде ситуаций вором, вы сказали мою любимую формулу «сложный человек». По сути дела, Лицей был уникальной школой культуры и школой анализа и развития человека. По сути дела, Царскосельский лицей – если бы я взглянул на то, что там происходило, через сегодняшние некоторые мечты о школе будущего, что такое образование? Это конструирование будущего общества. Если бы я взглянул на это, я бы увидел совершенно следующие вещи: наших специалистов в образовании я бы пригласил и сказал: «Глядите, вы мечтаете развить критическое мышление, посмотрите на Царскосельский лицей. Вы мечтаете, чтобы у детей был эмоциональный интеллект и эмпатия – посмотрите на Царскосельский лицей. Но это всё техника, а в Царскосельском лицее было другое. И когда мы смотрим работы замечательные работы Юрия Михайловича Лотмана о декабристах, мы видим честь, достоинство, ценностные установки личности – они не назывались нашими психологическими понятиями, простите, я вступаю в некоторое противоречие. Черты, качества, они назывались уникальным словом «достоинство личности». Царскосельский лицей порождал достоинство личности сложного человека, и в этом смысле его выпускники (я ухожу от культурного знака, что потом с каждым из них стало) его выпускники сдавали главный экзамен – экзамен быть личностью и делать свой собственный выбор. И это было уникальное мнение. Что такое модель успеха? Модели успеха тогда были совершенно другие, чем сейчас. Модели успеха в культуре меняются.
С.Сорокина― Вот что хочу сказать: там ведь была штучная работа, особенно в первом наборе, пушкинском –всего ничего этих самых молодых людей, с которыми практически индивидуально работали. Хочешь учить языки – как Горчаков – он вышел, выучив 6, что ли, языков. Хочешь литературу российскую и французскую – вот Пушкин занимался этими вопросами, или там Матюшкин, который географией увлекался. Но это всё очень индивидуальный подход, на это всё не жалели средств и сил, практически один такой набор и был. Как это возможно сейчас, применить этот опыт?
А.Асмолов― Сейчас мы сталкиваемся с уникальным в культуре и даже бизнесе парадоксом. Этот парадокс мы называем «массовый запрос на индивидуальность». Обратите внимание, тогда это было индивидуальное целеполагание. Это была работа каждого с каждым, чтобы вырастала уникальная личность. Ещё раз говорю, в центре было мужество быть личностью, которое было у каждого из них. По сути дела, культурные коды через лицей передавались невероятно точно. Лицей в чём-то ещё спорил с другими кодексами. Вы можете посмотреть уникальные кодексы для воспитанниц императорского двора – в Иркутске есть эти книги. В них говорилось, какими ценностными установками они должны были обладать. Говоря на таком обыденном языке, Царскосельский лицей был лицеем рождения и воспитания личности и отвечал, простите, формуле Достоевского «личности надо выделаться».
С.Сорокина― Андрей, вот вы слышали, о чём говорил сейчас Александр Григорьевич. Я однажды говорила с одним высокопоставленным чиновником Министерства образования и тоже что-то такое спросила его про то, как обеспечить, чтобы в школе был такой индивидуальный подход, особое отношение к каждому ученику. На что получила довольно разумный ответ, он сказал, нет, невозможно всех учителей набрать Ушинских сплошных. Учитель – массовая профессия, и невозможно сделать вот таким индивидуальным подход к каждому ученику. Это массовое, миллионное тиражирование вот этого подхода. Вот как тогда быть, как сделать так, чтобы школа ну хоть как-то приближалась к нашему представлению о прекрасном?
А.Кураев― Проблема серьёзная. Любая профессия, становясь массовой, теряет в качестве. И в любой профессии наш язык различает: этот доктор, а этот коновал, этот поп, а этот батюшка, этот учитель, а эта училка, этот офицер, а этот мент, и так далее, и тому подобное. Что здесь можно сделать? С одной стороны, деперсонализация процесса образования методом технологий, включая ЕГЭ пресловутый, объективизация возможных оценок, методик преподавания. С другой стороны, чтобы уравновесить это – максимальная поддержка личностей, тех, кто умеет работать иначе. Создание экспериментальных творческих площадок, ни в коем случае не навязывать единые учебники по всей стране для всех школ. Разрешить авторские курсы, возможно, в большом количестве. Вот одно должно уравновешивать другое. Пока, мне кажется, не нашли середины в нашей стране.
А.Асмолов: Царскосельский лицей порождал достоинство личности сложного человека
С.Сорокина― Я знаете, что хочу сказать. Когда прошла перестройка, в 90е годы помните, был период активного развития этих самых авторских школ, активный педагогический поиск. Чего только не возникло в 90х годах, Александр Григорьевич улыбается, действительно, был интересный период. У меня ощущение, что сейчас всё это постарались схлопнуть, идёт полная унификация, и этот процесс мне не нравится. Что скажете?
А.Асмолов― Я улыбался вот почему: именно в 90е годы стала появляться школа неопределённости, школа выбора, школа, если продолжать диалог, персонализации — а не деперсонализации. Даже появлялись школы (была такая замечательная женщина, она и есть, мастер, Любовь Кезина, которая ввела школы-лаборатории). Обратите внимание даже на это название. Иными словами, извините, обращусь к другому маленькому примеру, с моим коллегой, учителем в образовании, Геннадием Ягодневым, в 89м году я подготовил приказ о возможности не-ношения формы. Это не значило, что нельзя прийти в форме, но главное, что такое школа – это поддержка инаковости, поддержка разнообразия, поддержка права на самостоятельное мышление. А для этого, вы, Андрей, сейчас подняли самый больной вопрос. Один из моих учителей, друзей, был замечательный поэт – Наум Коржавин, он сказал фразу, которая – чудовищный диагноз времени: «Смерть России готовится в пединститутах». Услышьте, пожалуйста, эту фразу. Это как будто созвучно тому, о чём мы говорим. Это прежде всего, как говорил Ушинский (а вы Ушинского упоминали, это мастер педагогической антропологии, где они – они исчезли, почти исчезают, их заменяют долгое время «предметодатели», обратите внимание – дать только знание, и в школе сегодня как никогда нужен, и мы стараемся это делать, делали тогда вариативное образование по выбору, антропологический поворот – но это натыкается на самую страшную машину, машину обезличивания и унификации). Я всегда, когда говорю об этом, я вспоминаю одного из героя «Трудно быть богом» Стругацких, так называемый директор патриотической школы отец Куин, он говорит: «Умные нам не надобны, надобны – верные!» Ключевой вопрос, кого мы растим? Сложного человека, гражданина, или мы растим того, из кого надо будет по капле выдавливать раба?
С.Сорокина― Опять, видимо. Андрей, нынешние процессы, которые происходят в образовании, эта унификация, о которой Александр Григорьевич говорит, всё это – это действительно очень связано со временем, с теми тенденциями, которые действительно есть в нашем обществе, с нашим разворотом от демократии куда-то в противоположную сторону?
А.Кураев― Безусловно. Скажем, школа 90х годов в некотором смысле была бесхозна, как и церковь. То есть, у государства не было своей идеологии, не было ясных интересов. В этом были и свои минусы, конечно же, но были и плюсы – госструктуры не старались использовать церковь как-то, живите сами по себе, точно так же и школы. Главное – денег много не просите и отстаньте. Сегодня у государства появились некие сверхценности, что они называют государственными интересами, появился запрос на государственную идеологию и, соответственно, снова желание готовить солдатиков – школа – фабрика по производству оловянных солдатиков. Отсюда новые и новые требования, пересмотр государственных стандартов, и так далее – слушайте, я, когда готовил 10 лет назад учебник для 4 класса по основам православной культуры, с удивлением узнал, что, оказывается, не имею права учебник иллюстрировать репродукцией картин западных художников (Микеланджело, Рембрандта, Босха) – только русские художники.
С.Сорокина― А кто эти условия поставил?
А.Кураев― Издательство «Просвещение»
С.Сорокина― Аа.
А.Кураев― Очевидно, они в этом опытные люди – они понимают, что надо и как
С.Сорокина― И как вы вышли из этого положения?
А.Кураев― Ну никак – учебник вышел только с помощью немножко икон, и немножко Васнецова.
С.Сорокина― Он до сих пор в школах?
А.Кураев― Сейчас епитрахия подготовила ему замену, но, в принципе, он до сих пор есть.
С.Сорокина― До сих пор есть, по крайней мере, до последнего времени.
А.Асмолов― Он в ходу, «Основы православия» учебник Андрея, был написан таким мощным метафорическим языком
С.Сорокина― Верю
А.Асмолов― И замену ему найти будет сложно
С.Сорокина― Ну найдут в духе времени, будет поплоше, да попроще. Скажите, пожалуйста, вот предыдущий министр образования, госпожа Васильева, вроде как дама очень воцерковлённая, она настаивала на том, что нужно возвращаться к традиции церковно-приходских школ, вообще церковных школ, чуть ни львиную долю переводить – по крайней мере, начальную школу под крыло церкви переводить – и что это, мол, как раз соответствует тому, что в идеале нужно. А мы знаем, что появились школы, кстати говоря. Александр Григорьевич перед началом эфира рассказывал, что недавно общался с директором такой школы благородных девиц, которая существует уже в Москве под эгидой Минобороны, и появился сейчас филиал в СПб. Скажите ваше отношение – как вы относитесь к такого рода начинаниям? Минобороны, женская девичья школа, которая готовит таких замечательных православных и патриотических девушек, и однополое воспитание?
А.Кураев― Я немножко этого постараюсь не бояться – чем больше будет женщин в военных структурах, может быть, это смягчит само по себе суровую политику и атмосферу, будем надеяться так. Что касается приходских школ – это тупиковый путь, потому что в реальности они отбирают единственный выходной у детишек, которые и так до предела измочалены рабочей неделей, а потом ещё в воскресенье идти на службу, а после неё оставаться на полдня ещё на уроки – у них, получается, нет свободного времени совершенно, и в своё время в подростковом возрасте это выливается в совершенно понятный бунт. Кстати говоря, Васильева написала альтернативный учебник по основам православной культуры, епитрахия сейчас рассматривает, издательством «Просвещение» уже издан.
С.Сорокина― Иллюстрирован только русскими художниками, всё понятно
А.Кураев― Он ещё не продаётся – я его не видел.
А.Кураев: Сегодня у государства появились некие сверхценности, что они называют государственными интересами
С.Сорокина― Ну можно предположить, вряд ли найдём Микеланджело на этих страницах. Продолжим, что добавите, Александр Григорьевич?
А.Асмолов― Вы подняли вопрос о пансионе военных девиц, они же благородные, там на самом деле, стоит в первую очередь задача формирование ценностной основы. Там они берут во многом кодекс, в том числе связанный со старой, простите, аристократической культурой. И когда мы видим, что там рождаются традиции, как, в общем, и в ряде суворовских училищ, они, эти традиции, по своим формулам вовсе не отталкивают. Вы же помните формулу старую «Жизнь родине, честь – никому». В данном случае, я считаю, что это интересная линия. Я, как и вы, с замиранием смотрю на то, что из этого получится. Но Андрей верно сказал, наверное, в чём-то здесь есть большая историческая правота. Чем больше появляется людей разных в армии, тем лучше. Продолжая его образ, хочу напомнить, вы знаете ту женщину, которая должна была стать министром обороны России, и Борис Николаевич с ней обсуждал это, её звали Галина Старовойтова, с которой многие обсуждали – она сказала: «Это моё решение, я хочу быть министром обороны». Вы знаете, не получилось.
С.Сорокина― Что только не происходило в 90е годы, ведь это была реальная возможность. Андрей, а как вы видите, по какой дороге надо идти к этой самой идеальной школе, школе нашей мечты? Что бы вы могли пофантазировать, имея в виду, что мы в России с нашими реалиями и нынешней обстановкой? Насколько это возможно, приблизиться к чему-то более интересному, чем мы имеем?
А.Кураев― Позвольте, пользуясь случаем, я сделаю официальное заявление для редактора «Эха Москвы». Если однажды вы услышите из моих уст, что у меня есть рецепт спасения России и русской школы, забаньте меня навсегда, пожалуйста.
С.Сорокина― Да, поняла вас. Александр Григорьевич, вы больший фантазёр?
А.Асмолов― Знаете, уже были рецепты построения общества по всем жёстким алгоритмам. Уже упоминался замечательный рецепт, который реально был рецептом воспитания в школе, он назывался «Домострой», и если кто-то придёт и скажет, что у меня есть поваренная книга жизни школы, посмотрите на него с психотерапевтическим сочувствием. На самом деле, сегодня уникальное количество практик поддержки разнообразия, несмотря на унификацию, есть. Сегодня есть учителя, которые ищут, что бы ни происходило. Сегодня есть движение, которое называется «Сетевые движения школ», сеть, которая называется «Эврика» Александра Адамского, я мог бы ещё приводить примеры. Чтобы бы ни происходило, была такая книга, по-моему, у Окуджавы, «Глоток свободы». Так вот, несмотря на все попытки асфиксии школьной жизни, глотки свободы продолжаются
С.Сорокина― Романтик вы, Александр Григорьевич. Романтик! Андрей, не буду вас спрашивать про пути развития России, это я уже запрещаю себе спрашивать. Я из учительской семьи, у меня мать учительницей была, поэтому, что называется, жизнь школы изнутри я тоже немножечко наблюдала, довольно подробно. И больше чем уверена, что от личности учителя всё-таки очень многое зависит, от его какой-то вовлечённости в это во всё. В первую очередь, мне кажется, сейчас самое важное – это, может быть, именно институты педагогические, в которых эти самые кадры куются. Насколько они будут хороши, и хорошо бы, чтобы их не затушили в ближайшие годы. Я благодарю вас за этот разговор, спасибо большое, напоминаю, что Андрей Кураев и Александр Асмолов сегодня со мной говорили, мы оттолкнулись от события, которое вчера произошло в Серпухове, от этого несчастья с очередным выпускником школы, и говорили о том, что есть школа сегодня, чем отличаются церковно-приходские, хорошо ли направление церковно-приходское, и вообще что такое идеальная школа. Хотя, некоторые и не захотели рассуждать по поводу того, что есть идеальная школа. Напомню, что в 21 час будет программа «Статус» с Екатериной Шульман, в 22 «Кейс» с Соломиным и Юлием Гусманом, ведущая Любовь Комарова», в 23 часа будет программа «Неудобные», тема «16 дней против гендерного насилия»