Характеристика трофима из рассказа жеребенок

Автор на чтение 15 мин. просмотров 14 опубликовано 20.03.2021 русская народная сказка вольга и микула селянинович жанр: былинаглавные герои сказки

На чтение 15 мин. Просмотров 14 Опубликовано

Русская народная сказка «Вольга и Микула Селянинович» Жанр: былинаГлавные герои сказки «Вольга и Микула Селянинович» и их характеристика

  1. Вольга Святославович. Молодой князь, богатырь, умный, ученый, храбрый, честный, справедливый.
  2. Микула Селянинович. Пахарь-богатырь. Могучий, трудолюбивый, справедливый, знающий себе цену.

План пересказа сказки «Вольга и Микула Селянинович»

  1. Детство Вольги
  2. Дружина Вольги
  3. В путь за данью
  4. В погоне за оратаем
  5. Встреча с оратаем
  6. В путь с оратаем
  7. Приключения сошки
  8. Стоимость кобылы
  9. Имя оратая

Кратчайшее содержание сказки «Вольга и Микула Селянинович» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Молодой князь Вольга выучился разным премудростям и собрал дружину.
  2. Отправился он дань собирать, да услышал крик оратая.
  3. На третий день догнал Вольга оратая и тот согласился с князем поехать.
  4. Вся дружина не могла сошку поднять, а оратай ее одной рукой выдернул.
  5. А кобыла у оратая стоила пятьсот рублей.
  6. Спросил Вольга, как зовут оратая, а тот ответил, что Микула Селянинович.

Главная мысль сказки «Вольга и Микула Селянинович» Труд пахаря почетен и славен не меньше, чем труд защитника Родины.Чему учит сказка «Вольга и Микула Селянинович» Былина учит уважать простого рабочего человека, уважать того, кто своим трудом заботиться о благополучии страны. Учит не судить о человеке по его внешности. Учит уважать старших. Учит тому, что хлеб всему голова.Отзыв на сказку «Вольга и Микула Селянинович» Мне понравилась эта красивая былина. Молодой князь Вольга и сам был богатырем не из последних, но Микула был много сильнее его. И самое главное, Микула трудился, он старался сделать пользу для всего народа, растил хлеб. И поэтому Микулу любила сама земля и отдавала ему свою силу.Пословицы к сказке «Вольга и Микула Селянинович» Пахарю земля мать, а лодырю — мачеха. Хлеб да вода — молодецкая еда. Не родом славен богатырь, а трудовым подвигом. Богатыря узнаешь на поле. Славна богатырями земля русская.Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Вольга и Микула Селянинович» Когда родился Вольга Святославович, то стал прежде всего науки разные изучать. Как рыбой в море плавать, как птицей в небесах летать, как волком по лесам бегать. А как возмужал Вольга, так и дружину себе собрал верную, числом тридцать витязей. Вот поехал раз Вольга с дружиною дань с городов собирать и услышал как в поле оратай поет, посвистывает. Хотел Вольга оратая догнать, только день едет, не может оратая догнать, второй едет, не догонит, только на третий вечер и догнал оратая. Идет по полю оратай, кудрявый, седой, брови черные, лицом ясен, в кафтане бархатном, да в сапожках сафьяновых. Поздоровался Вольга с оратаем, успехов в труде пожелал. Поблагодарил оратай князя, да спросил, куда тот путь держит. Рассказал Вольга, что князь киевский пожаловал ему три города, Ореховец, Курцовец и Крестьяновец, а он едет дань с этих городов собирать. Опечалился оратай, сказал, что в городах тех все разбойнички живут, а не добрые люди. Рассказал, как обижали его мужички в тех городах, да деньги вымогали. И пришлось оратаю положить мужичков, до наживы жадных, около тысячи. Удивился Вольга и зовет оратая с собой. Согласился оратай, распряг кобылу, сел на нее и поскакали они дальше. Вот только по дороге вспомнил оратай, что соху свою не спрятал от лихого мужичка. Послал тогда Вольга пять своих дружинников спрятать сошку, а те ее поднять не могут. Послал Вольга десяток — и он не справился. Пришлось послать всю дружину, да только и она сошку поднять не может. А оратай подъехал, одной рукой сошку выдернул, за кустик закинул, и обратно они поскакали. А Вольга все на кобылу оратая любовался, дивную, резвую. Да сказал оратаю, что будь такая кобыла конем, он не меньше пятисот рубликов стоить должен был. Рассмеялся тут оратай и ответил, что за пятьсот рубликов он только жеребенка покупал, пятьсот рубликов сама кобыла стоит, а будь она конем, то и цены ей не было бы. Еще больше удивился Вольга и стал спрашивать как же зовут оратая по батюшке. И сказал оратай, что когда он напашет ржи, притащит ее домой, обмолотит и пива сварит, да пивом мужиков угостит, то те пьют и нахваливают, а к нему обращаются уважительно — Микула Селянинович.Рисунки и иллюстрации к сказке «Вольга и Микула Селянинович»1.jpg

Скачать:

Настройки

Размер шрифтаЦвет текстаЦвет фона

Автор: устное народное творчество

Жанр: былина

Главные герои:Вольга — князь, Микула — землепашец

Краткое содержание былины «Вольга и Микула Селянинович» для читательского дневника позволит сравнить два литературных образа: родственника князя Вольгу и простого мужика Микулу.

Сюжет

С большой дружиной Вольга отправляется собирать дань с подвластных территорий. По дороге он слышит чью-то громкую песню, но кто поет было не видно. Только на третий день князь увидел пахаря по имени Микула. Этот землепашец предупреждает Вольгу о злом нраве жителей городов, где тот будет собирать дань. Вольга зовет с собой этого могучего богатыря. Микула принимает предложение, но по дороге вспоминает, что забыл убрать свою соху. Тогда князь отправляет пять своих дружинников выполнить это поручение, но они с ним не справились. Не смогли справиться с этой задачей и десять дружинников. Тогда сам Микула с легкостью вытягивает соху и забрасывает за ракитовый куст.

После этого Вольга и Микула стали неразлучными друзьями.

Вывод (мое мнение)

Два человека из разных социальных слоев подружились – это, наверное, было мечтой русского народа, поскольку богатые люди не понимали забот и чаяний простых людей.

Добавить в избранное

«Вольга и Микула Селянинович» – старинная русская былина, в которой знатному князю Вольге Святославовичу был противопоставлен простой пахарь – могучий богатырь Микула Селянович.

volga-i-mikula-selyaninovich-chitatelskiy-dnevnik-69523.jpg

Краткое содержание «Вольга и Микула Селянинович» для читательского дневника

ФИО автора: Народ

Название: Вольга и Микула Селянинович

Число страниц: 5. «Былины. Русские народные сказки. Древнерусские повести». Издательство «Детская литература». 1979 год

Жанр: Былина

Год написания: Впервые былина была записана в 1860 году.

План

  1. Время и место сюжета
  2. Главные герои
  3. Сюжет
  4. Вывод и свое мнение
  5. Главная мысль
  6. Авторские афоризмы
  7. Толкование непонятных слов
  8. Новые слова

Время и место сюжета

Действия в былине происходили в давние времена, когда Русью правил князь Владимир, то есть, ориентировочно в XI-XII веке. Былину сочиняли на протяжении нескольких столетий, в течение которых она претерпевала изменения.

Главные герои

Вольга Святославович – молодой князь, справедливый, умный, добрый, настоящий богатырь.

Микула Селянович – пахарь-богатырь, трудолюбивый, могучий, справедливый.

Дружина – княжеское войско, молодые и сильные витязи, которые все вместе оказались слабее Микулы.

Сюжет

Вольга, сын Святослава, рос умным, хитрым, смышленым мальчиком. Уже в возрасте семи лет он умел понимать язык зверей и птиц, плавать рыбой, летать птицей и ходить зверем. Вольга вырос настоящим богатырем, смелым и решительным. Когда его дядя, князь киевский Владимир, подарил ему три города, Вольга собрал тридцать воинов, и отправился к тем городам получать дань.

Выехал отряд в поле, и тут Вольга услыхал, как пахарь на лошадку свою покрикивал, как исправно работал сохой да посвистывал. Хотел богатырь найти пахаря, да только задача эта оказалась не из простых – лишь на третий день ему удалось отыскать его. Перед глазами Вольги предстал красивый, пригожий, и невероятно сильный и могучий пахарь по имени Микула, который с легкостью выкорчевывал огромные камни и корни деревьев.

Узнав, куда богатырь держит путь, Микула предостерег его – мол, вблизи тех городов завелись лихие разбойники, которые брали дань со всех проезжающих мимо путников. Он рассказал, как был там несколько дней назад, и ушлые мужички потребовали от него деньги, но получили от Микулы такие отступные, что горько пожалели о своей наглости.

Вольга понял, что не пропадет с таким богатырем, и позвал могучего пахаря с собой. Выпряг Микула свою кобылу из сохи, и присоединился к отряду. Лишь спустя время он понял, что допустил оплошность, оставив соху посреди чистого поля – ее могли украсть сельские мужики. Микула попросил Вольгу отправить своих молодцев, чтобы те выдернули соху из земли и спрятали ее под кустом ракиты. Да только ни пять, ни десять могучих витязей не справились с этим заданием. И даже вся дружина на смогла выдернуть соху из земли. Пришлось вернуться Микуле – он одной рукой выдернул соху, забросил ее за куст, и поскакал дальше.

Как отправилась дружина в путь, Микула тотчас обогнал всех на своей кобыле. Подивился Вольга такой резвости, и сказал, что, будь это не кобыла, а конь, то стоил бы он не меньше пятисот рублей. Рассмеялся Микула, и ответил, что пятьсот рублей он заплатил, когда кобыла была жеребеночком, а будь это конь, так и цены бы ему не было. Удивился Вольга не на шутку, и поинтересовался, как же величать пахаря по батюшке. Он и ответил, что как напашет ржи, намолотит ее да доброго пива сварит и угостит мужиков, то те уважительно к нему обращаются – Микула Селянович.

Вывод и свое мнение

В произведении красной нитью проходит мысль, что истинной солью земли является простой, работящий человек, на котором и держится государство. Крестьянский земледельческий труд должен почитаться не меньше, чем ратные подвиги. И даже простой крестьян может защитить свою землю не хуже, чем опытный и прославленный воин. Жизнь крестьянина гораздо более честная и правильная, нежели жизнь князя, который занят только поборами с зависимых людей.

Главная мысль

Важен не социальный статус, а личные качества человека, и даже простой мужик из народа может превосходить высокородного князя.

Авторские афоризмы

«…Как стал тут Вольга растеть-матереть, похотелося Вольге много мудрости…»

«…Кабы этая кобыла коньком бы была, за эту кобылу цены не было бы!..»

«…Мне-ка надобна божья помочь крестьянствовати…»

«…Как орет в поле оратай, посвистывает, а бороздочки он да пометывает, а пенье-коренья вывертывает, а большие-то каменья в борозду валит…»

«…А тут станут мужички меня похваливати: “Молодой Микула Селянинович!”…»

Толкование непонятных слов

Дружина – княжеское войско.

Оратай – пахарь.

Орать – пахать.

Сафьян – тонкая и мягкая козья или овечья кожа, специально выделанная и окрашенная в яркий цвет.

Кафтан – верхняя, преимущественно мужская одежда.

Сляга – тонкое, долгое бревно, рычаг.

Пуд – устаревшая единица измерения массы, равная 16,38 кг.

Новые слова

Соха – земледельческое пахотное орудие.

Омешики – металлические наконечники сохи.

Борозда – длинное узкое углубление, след от плуга при пахоте.

Ракита – русское народное название ивы.

Здесь даны основные сведения о былине «Вольга и Микула Селянинович», представлено её краткое содержание для читательского дневника и пересказ. Также дана краткая характеристика главных героев. В конце статьи указаны темы и идея этой былины.

Краткие сведения о произведении

«Вольга и Микула Селянинович» — былина, которую сложил русский народ. Она отличается от других русских былин тем, что славит мирный труд крестьян. Существует несколько вариантов этого произведения. Краткое содержание и пересказ сделаны с текста от знаменитого заонежского сказителя Трофима Григорьевича Рябинина.

Главные герои былины

Очень краткое содержание для читательского дневника

Вырос сын князя Святослава, Вольга, и собрал дружину. Она состояла из тридцати человек, считая самого молодого князя. Поехал он с дружиной собирать дань в три своих города. Услыхали они в поле скрип сохи и понукивание пахаря. Доехали до него только на третий день.

Предупредил пахарь князя, что в городах, куда он направляется, мужики разбойничают.

Узнав, что пахарь ездил в город и побил там мужиков, которые требовали денег за проезд, Вольга пригласил его с собой ехать. Землепашец согласился, а по дороге вспомнил, что не вытащил из земли соху. Попросил он князя, чтобы послал дружинников вытащить её да закинуть за куст ракиты.

Вся дружина не смогла этого сделать, а пахарь выдернул соху одной рукой и бросил за куст. Удивился Вольга силе богатырской. Спросил он крестьянина как его зовут. Ответил тот, что мужики его величают Микулой Селяниновичем.

Краткий пересказ (более подробный, чем краткое содержание)

Сын князя Святослава Вольга захотел стать сильным, узнать мудрость. Вырос он и собрал себе храбрую дружину из двадцати девяти молодцев, сам Вольга был тридцатым.

Его дядя, киевский Владимир-князь, пожаловал ему три города: Гурчовец, Ореховец и Крестьяновец. Поехал Вольга со своими дружинниками к городам забрать дань.

Услышали они в поле, как соха поскрипывает да пахарь лошадь понукивает. Поехали к нему. Только на третий день они доехали до пахаря.

Спросил тот Вольгу куда путь держит. Ответил князь, что едет за получкою в свои города. Землепашец предупредил его, что мужики там живут разбоем, требуют деньги за проезд по дороге. Сам он был недавно в городе, купил там соли два мешка по сорок пудов. Когда мужики стали у него требовать деньги, пахарь побил их.

Князь пригласил его ехать с ним, тот согласился. Сел пахарь на свою кобылку. Поехали они по чисту полю.

Пахарь вспомнил, что оставил соху в борозде. А прохожие или проезжие мужики могут лемехи из сохи вытряхнуть, и нечем будет пахарю пахать.

Попросил он Вольгу, чтобы тот послал двух-трёхдобрых молодцев из своей дружины, чтобы выдернули соху и бросили её за ракитовый куст.

Так и сделал князь, но посланные дружинники не смогли соху из земли выдернуть. Послал тогда князь десятьдружинников, но и они не смогли поднять соху.

Послал Вольга всю дружину, не смогли могучие молодцы выдернуть соху из земли.

Тогда пахарь подъехал на кобылке своей к сохе, выдернул её одной рукой из земли, из лемехов землю вытряхнул да бросил соху за ракитов куст.

Поехали они дальше. Стал пахарь на своей кобылке обгонять коня Вольги. Князь закричал пахарю, чтобы приостановился. Сказал он, что была бы эта кобылка конём, за неё бы пятьсот рублей дали.

Ответил крестьянин, что заплатил пятьсот рублей за кобылку, когда она была ещё жеребёнком. Если кобылка конём бы была, не было бы ей цены.

Спросил Вольга Святославович пахаря как его зовут-величают. Ответил тот, что мужички его зовут-величают Микулушкой Селяниновичем.

Заключение к краткому пересказу

В былине «Вольга и Микула Селянинович» раскрыты темы:

Основная мысль (идея) былины: прославление крестьян, их трудолюбия и силы.

Краткое содержание былины может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ — для подготовки к уроку литературы.

Вам также будет интересно почитать:«Иван» — краткое содержание и пересказ по главам повести В. О. Богомолова«Отцы и дети» — краткое содержание и пересказ по главам романа И. С. Тургенева«Ночь перед Рождеством» — краткое содержание и пересказ повести Н. В. Гоголя«Вечера на хуторе близ Диканьки» — краткое содержание цикла повестей Н. В. Гоголя

Вольга и Микула Селянинович — характеристика героев блины

%25D0%2592%25D0%25BE%25D0%25BB%25D1%258C%25D0%25B3%25D0%25B0%2B%25D0%25B8%2B%25D0%259C%25D0%25B8%25D0%25BA%25D1%2583%25D0%25BB%25D0%25B0%2B%25D0%25A1%25D0%25B8%25D0%25BB%25D1%258F%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BD%25D0%25BE%25D0%25B2%25D0%25B8%25D1%2587.jpg
Вольга и Микула Селянинович

Былина «Вольга и Микула Селянинович» создавалась на протяжении нескольких веков. Окончательный вариант сложился на русском Севере гораздо позже времён Киевской Руси. Её герои — князь Вольга Святославович и крестьянин Микула Селянинович. Неизвестно, жил ли когда-нибудь Микула Селянинович, а вот князь Олег Святославович — реальное историческое лицо (Вольга — это народный вариант имени Олег). Олег Святославович был двоюродным братом Владимира Мономаха, внуком Ярослава Мудрого. На этом примере мы еще раз убеждаемся, что былинное время, былинное пространство и былинные герои не совпадают с историческими событиями.  Итак, былина «Вольга и Микула Селянинович» повествует о встрече двух богатырей: один из них князь, другой — крестьянин. В момент встречи каждый из них занимался своим делом: князь ехал воевать, пахарь работал в поле. Сказитель подробно описывает труд пахаря: Образ крестьянина представлен как красиво и ухожено одетый человек. Но крестьяне не могли работать в такой одежде, которая описана в былине: бархат кафтана стал бы грязным, зелёные сапоги приобрели бы совсем другой цвет, на каблуках по полю вообще не пройдёшь, в пуховой шляпе работать жарко. Но у былины есть свои правила: богатырь должен быть красивым. Поэтому оратай одет в праздничную одежду. Былина «Вольга и Микула селянинович» содержит свои особенные художественные черты. А колорит народного языка просто впечатляет. Она наполнена повторами и эпитетами, с помощью, которых и описываются предметы, например как «сошка»: Также сказитель с помощью эпитетов описывает и портрет героя, быт и одежду, в которую одеты герои былины. Два образа в былине «Вольга и Микула Селянинович» противопоставлены друг другу. Будничный труд крестьянина поставлен в былине выше воинского. И недаром. Во времена Киевской Руси любой крестьянин-пахарь мог стать воином, но не каждый воин может справиться с тяжёлым крестьянским трудом. Есть, конечно, версии и противоположные этой, что в былине представлены нам два языческих бога – земледелия и охоты. Силу пахаря, да и его не подъёмный труд, с которым не может справиться воин, мы видим в описании эпизода, когда Вольга Святославович направляет дружину для работы сошкой. Но дружина не смогла даже сошку из земли вытянуть. А когда приехал крестьянин он ее одной рукой выдернул да землю с нее вытряхнул. В словах Вольга Святославовича мы чувствует не только похвалу селянина, но и гордость за богатыря крепкого, который справился со своим делом, непосильным для его дружины. В произведении чувствуется уважительное и ласковое отношение крестьянину, сказатели используют ласковые слова, когда называют героя: оратай, оратай-оратаюшко. В конце баллады мы узнаем имя крестьянина, когда он отвечает на вопрос Вольги — Микула селянинович. И когда Микула рассказывает о своих делах похвальных, впечатление о том, что он хвастается, не создается. Так как он сам рассказывает о том, что его мужики будут похваливать, за пиво хорошо сваренное.Используемые источники:

  • http://santyaguarundito.blogspot.com/2019/03/blog-post6.html
  • https://frigato.ru/chitatelskiy-dnevnik/7-klass/1673-volga-i-mikula-selyaninovich.html
  • https://obrazovaka.ru/chitatelskiy-dnevnik/volga-i-mikula-selyaninovich.html
  • https://blmb.ru/volga-i-mikula-selyaninovich-kratkoe-soderzhanie/
  • https://www.lang-lit.ru/2015/06/analiz-bylina-volga-mikula-selyaninovich.html
  • Сочинения
  • По литературе
  • Шолохов
  • Анализ рассказа Жеребёнок

Михаил Александрович Шолохов написал замечательный сборник «Донских рассказов», где одним из самых интересных и трагичных является повествование о жизни обычного жеребенка.

События в рассказе развиваются в период гражданской войны, которая велась на землях Придонья. Главный персонаж – это обычный военный по имени Трофим. Он был сторонником Красной Армии, а так же родившийся в ту пору безымянный и беспомощный жеребенок.

Все повествование складывается на противостоянии человеческой вражды, взаимоотношениях человека, вынужденного вести кровопролитную борьбу, природы и человеческой совести.

Судьба ни в чем неповинного жеребенка, родившегося в «неурочный час», казалось бы, предрешена. Командир Трофима обязует его пристрелить маленькое создание, так как он родился «не вовремя» и «не к месту». Жеребенок в тот период являлся для всех обузой. Ранним утром мужчина отправляется в конюшню, чтобы исполнить приказ, но так и не решается это сделать. Трофим говорит, что его ружье поломано, но на самом деле он просто не вставил туда патрон. Трофим принимает для себя решение оставить в отряде бедного и беззащитного жеребенка. Свое решение эскадронному он объясняет те, что когда закончатся боевые действия и насупит мир, нужно будет чем-то пахать землю. И в этом ему поможет тот самый жеребенок.

Так и осталось беззащитное животное в военном отряде жить, несмотря на все тяготы и лишения военных солдат. Но когда начинается бой, жеребенок начинает все время путаться под ногами. В один момент он отстает от своей матери, а та остановилась и не хочет бежать дальше, пока ее ребенок не догонит их. Трофим же схватил винтовку и выстрелил в жеребенка, но промахнулся.  На самом деле он это сделал специально, так как прекрасно понимал, что маленькое животное ни в чем не виновато. Даже поздно вечером, после тяжелого боя, эскадронный признался Трофиму, что когда он глядит на маленького жеребенка, даже каменное сердце перестает быть твердым и становиться похожим на мочалку.

Следующим днем военный отряд вместе с Трофимом и маленьким жеребенком отправляется вплавь через реку Дон. Сначала жеребенок плыл рядом, но потом стал терять силы и отстал. Он начал кричать, как кричит маленький ребенок от слабости и беспомощности. Услышав его плачь, и зовущие стоны, Трофим не выдержал и поплыл ему на подмогу. Он помог жеребенку вернуться на берег. Это были последние минуты жизни человека. На берегу его встретила вражеская пуля. Он даже не успел откашляться, вернувшись со зверенышем на берег, получив точный выстрел в спину.

Смысл рассказа Шолохова заключается в том, что даже несмотря на все тяготы и лишения во время кровопролитной войны, человек не теряет присущие ему качества жалости и доброго отношения к животному. Маленькое существо, рожденное в тяжелый период убийств и постоянного напряжения, помогает человеку не потерять себя как личность, смягчая его сердце. Именно поэтому, пожертвовав своей жизнью, Трофим не смог оставить в беде жеребенка и потеряв свою, сохранил чужую жизнь.

Анализ 2

Произведение является одной из составных частей сборника небольших новелл писателя, изданного под названием «Донские рассказы».

Сюжетная линия рассказа повествует о событиях, происходящих в период кровопролитной гражданской войны на территории Придонья.

Главными персонажами произведения представляются обыкновенный служивый по имени Трофим, воюющий на стороне Красной армии, и родившийся в условиях жесточайшей борьбы маленький безымянный жеребенок.

Повествование рассказа строится на контрастном приеме противопоставления, выраженном во взаимоотношениях человека, поставленного в трудные военные условия, окружающей природы и людской совести.

Жеребенок появляется на свет в неурочное время ожесточенных боев и по приказу командира Трофим обязан избавиться от внезапно обнаружившейся обузы, пристрелив малыша. Однако мужчина, понимая важность и необходимость данного поступка, не в состоянии осуществить казнь беззащитного жеребенка. Именно поэтому ребенка боевой кобылы оставляют в отряде, хотя он является тяжелой обузой для солдат.

Однако при переправе отряда через широкую реку, слабый жеребенок попадает в беду, поскольку ему не хватает сил добраться до берега и ему на помощь приходит Трофим, спасший малышу в который раз жизнь. Но, ощутив под ногами землю, Трофим оказывается застреленным белогвардейским офицером, наблюдавшим сцену спасения животного.

Рассказ поднимает проблематику важных нравственных заповедей, которые исчезают в человеке, оказавшемся в условиях военных действий, калечащих людей и делающих из них черствых, бездушных, каменных, бесчувственных существ. При этом с появлением в их жизни крохотных, беззащитных животных, несмотря на жестокость и грубость внешних обстоятельств, в людях пробуждается надежда об обретении радости, счастья, спокойствия и мира, а душа их наполняется добром и любовью. 

Финал в виде трагической гибели главного персонажа является символичным, поскольку смерть Трофима представляется продолжением жизни маленького жеребенка, которому человек сохранил будущее.

Несмотря на краткость повествовательного содержания рассказа, писатель мастерски описывает историю о сложных взаимоотношения человека и животного, ради которого Трофим совершает героический поступок ценой собственной жизни тем самым демонстрируя истинный человеческие качества в виде милосердия, сострадания, великодушия.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Жеребёнок

Анализ рассказа Жеребёнок

Популярные сегодня темы

  • План рассказа Легенда об Арионе Геродота 6 класс

    Единоличным властителем Коринфа был Периандр. С ним случилась удивительная история. Арион был певцом у Периандра, затем решил отбыть в Италию на Сицилию, заработал там состояние и захотел

  • Сочинение Мой досуг

    Моя бабушка говорит, что чем больше мы заняты, то тем меньше у нас времени на всякие глупости. Я стараюсь полностью занять каждый свой свободный миг полезными делами. Думаю, что хоть что-то с этого мне пригодится в будущем.

  • Жизненные источники рассказа После бала Толстого сочинение

    Произведения Л. Н. Толстого правдиво отразили жизнь разных социальных слоев российского общества. В его романах, пьесах, повестях можно увидеть судьбы дворян,чиновников, крестьян. Толстой прошел военную службу

  • Толстой Лев

    Лев Толстой – самый талантливый писатель русской литературы. Очень сложно описать литературный талант писателя, так как он создал очень много разнообразных произведений: романы, повести, рассказы, письма

  • Сочинение по повести Один день Ивана Денисовича Солженицына

    Проблема преступлений властей, совершаемых против личности, хорошо известна как герою, так и автору. Правда, раскрытие «лагерной» темы происходит достаточно своеобразно.

Логопедическая характеристика

ФИО ребенка: Иван К.

Дата рождения: октябрь, 2014 года

Мать:

Отец:

Адрес:

ОУ МКДОУ детский сад «Петушок»

Группастаршая группа общеразвивающей направленности

Возраст на момент обследования 6 лет 6 месяцев

Заключение ЦПМПК №… (от 2019г): Системное недоразвитие речи II уровень речевого развития. Дизартрия. Недостаточный уровень познавательной деятельности; уровень обучаемости недостаточный, обусловлен задержкой психических процессов.

Причина обращения: Повторный осмотр на ПМПК перед школой.

Личностные и психологические особенности ребёнка. Ребенок спокойный, доброжелательный, общительный. Познавательный интерес мальчика повысился.

В рамках образовательной деятельности ребенок выполняет предложенные задания и упражнения, но в случае затруднения теряет интерес и не старается его выполнить до конца, нуждается в поддержке, Иван принимает и использует помощь взрослого. Отмечается неравномерный темп работы, у мальчика наблюдается истощаемость к концу занятия, недостаточная концентрация внимания. Ребенок часто отсутствует в ДОУ по болезни.

Словарный запас достаточный, преимущественно состоит из слов общего употребления. Лексические пробелы проявляются в незнании предметов, выходящих за рамки повседневного бытового общения («донышко» — у чайника, «спинка» — у стула), частей лица («борода» — подбородок, «ресницы» — брови). Ребёнок понимает обращенную к нему речь, озвучивает свои мысли.

С помощью наводящих вопросовмальчик перечисляет существительные, относящиеся к понятиям: мебель, посуда, транспорт, продукты питания, профессии. Владеет некоторыми обобщающими понятиями. Иван подбирает противоположные по значению общеупотребительные слова с противопоставлением: перышко легкое, а кирпич… тяжелый.

Связная речь на среднем уровне. Рассказ составлен с помощью наводящих и уточняющих вопросов. Содержание текста мальчик понимает, перед пересказом отвечает на вопросы педагога по содержанию текста, при самостоятельном пересказе может перепутать последовательность действий. Отмеча­ются не­однократные нару­шения связности изложения, единич­ные смысловые несоответствия.

При составлении рассказа по серии сюжетных картинок требуется помощь со стороны педагога в виде наводящих, вспомогательных вопросов и ука­заний на конкретную де­таль в картинке. Рассказ состоит из малоинформативных предложений, сохраняются трудности при отборе языковых средств, отсутствуют связующие элементы.

Грамматический строй речи на среднем уровне. Ваня образует множественное число имен существительных (кепка – кепки, гусь – гуси, хомяк – хомяки, сова – совы, сумка – сумки, колесо – колёса, заяц – зайцы, пуговица – пуговицы, шапка – шапки, чемодан – чемоданы, щенок – щенки, девочка – девочки), допускает единичные ошибки в постановке ударения, после уточнения исправляет или повторяет правильный образец педагога. Испытывает затруднения в образовании форм множественного числа существительных, где наблюдается выпадение гласных (день — дни, пень — пни), чередование согласных в корне слова (дятел – «дятелы»). Мальчик правильно употребляет большинство существительных родительного падежа множественного числа: кепок, гусей, хомяков, сумок, колёс, зайцев, шапок, цыплят, жаб, щенков, девочек.

Проявляются ошибки при употреблении простых и сложных предлогов (на – на столе, в – в кармане, за – за стол, из-за – «из», под – под стол, из-под -, из-под стола, над головой, со стула – «из стула»), под контролем взрослого Ваня может правильно употреблять предложно-падежные конструкции с предлогами.

Сохраняются нарушения в согласовании числительных с существительными, прослеживается поиск правильного варианта согласования: один/одна банка, две банки, четыре банок/банки, пять банки; один мак, два мака, пять маков; один/одно окно, двое/два окно, пять окна/ окнов. Мальчик правильно употребляет родовые окончания существительных и прилагательных: банка полная, окно чистое, карандаш синий. Реже допускает ошибки при употреблении падежных окончаний существительных.

Иван образует уменьшительно – ласкательные формы существительных: дом – домик, мяч – мячик, кукла – куколка, гриб – грибочек, птица – птичка, сумка – сумочка, заяц – зайчик.

Стойкими остаются ошибки при употреблении: притяжательных прилагательных («волкин» – волчий хвост, «беленькины» — беличий хвост, сумка «мамины», молоток «папины»), относительныхприлагательных («кожная» сумка, «резинованая» игрушка, «деревеный» карандаш, пластмассовая ручка, стеклянная банка, бумажный конверт – «из бумаги»).

Затрудняется в образовании названий некоторых детёнышей животных (котенок, щенок, мышонок, медвежонок, зайчик/зайчонок, «уточка» — утёнок, цыпленок, теленок – «коровочка, маленькая коровка», поросенок – «свиненок», жеребенок – «лошадка»).

Сформирована фразовая речь, ребенок использует разнообразные виды предложений.

Слоговая структура слова. Иван произносит большинство слов правильно. В самостоятельной речи допускает грубые нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости отработанных на занятиях слов. А именно: сокращение звуков и слогов (при стечении согласных), замены звуков и слогов, пропуски. Звуконаполняемость и слоговую структуру слов в предложениях ребенок сохраняет под контролем со стороны взрослого (сопряженная, отраженная речь). Длительное отсутствие ребенка в ДОУ отрицательно отражается на качестве, разборчивости и темпе речи.

Фонематическое восприятие на стадии формирования. Иван уверенно выделяет начальный ударный гласный в словах: Аня – [а], утка – [у], Оля – [о], Ира – [и], эхо – [э]. Выделяет заданный звук из ряда слов, называет некоторые слова на заданный звук. После единичного уточнения Ваня определяет место заданного звука [С] в словах. Определяет первый и последний звук в словах: стакан – С/Н, сок – С/К, мак – М/К. При определении последовательности и количества звуков в слове мальчик допускает ошибки, но после уточнения может их исправить: МАК – [м], [-,а], [к]; СОМ – [с], [ом], [м].

Звуковая сторона речи. Ротацизм, ламбдацизм, парасигматизм шипящих [Щ]-[Т’], [Ч]-[Т’]. На стадии автоматизации свистящие звуки, в самостоятельной речи ребенок их смягчает. Продолжается постановка и автоматизация переднеязычных звуков [Т], [Д]; автоматизация шипящих звуков [Ш], [Ж]; звука [Л]. Ребенок испытывает затруднения в автоматизации исправленных звуков (наличие дизартрического компонента, нестабильное посещения детского сада). Мальчик не замечает своих ошибок, исправляет их под контролем взрослого, самоконтроль снижен.

Требуется дальнейшая работа по уточнению исправленных звуков и закреплению навыков безошибочного их употребления в речи.

Артикуляционная моторика. Значительно улучшилось качество выполняемых упражнений артикуляционной гимнастики. При переключении движений с одного артикуляционного уклада на другой и длительном удержании органа в заданном положении наблюдается напряжение. Движения выполняются не всегда в полном объеме, недостаточно координированные. Мышечный тонус слегка повышен. Наблюдается небольшое слюнотечение при нагрузке на органы артикуляции.

Состояние просодических компонентов речи. Речь ребенка неразборчивая, малопонятная для окружающих. Темп речи ускоренный, что неблагоприятно отражается на дикции речи (мальчик нуждается в контроле над темпом речи со стороны взрослого). Ритм нормальный. Преимущественно правильно расставляет смысловые паузы в речевом потоке, когда не спешит. В речи преобладает повествовательная и вопросительная интонация. Ребенок использует некоторые виды эмоциональной интонации: радость, удивление.

Состояние дыхательной и голосовой функции. Воздушная струя становится более длительной, плавной, целенаправленной. Продолжительность речевого выдоха в пределах нормы. Голос крикливый, иссякающий в конце фразы, недостаточно модулированный.

Ручная моторика. Манипуляция с мелкими предметами соответствует возрастной норме. Недостаточно развиты графо-моторные функции.

Состояние общедвигательной сферы. Моторно неловок, движения слабые, не всегда точные и координированные.

Логопедическое заключение: Недоразвитие речи системного характера,IIIIV уровень речевого развития. Стертая форма дизартрии.

20.05.2021г

Заведующая МКДОУ детский сад «Петушок» _________________ /ФИО/

Учитель-логопед МКДОУ детский сад «Петушок» ___________ /Н.А. Шахматова/

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/461108-logopedicheskaja-harakteristika-na-obuchajusc

На чтение 25 мин. Просмотров 90 Опубликовано

Произведение Лескова “Очарованный странник” изучается в 10 классе на уроках литературы. Оно достаточно сложное для восприятия и понимания в школьном возрасте, проблемы праведности и веры не столь актуальны для подросткового возраста. Для глубокого понимания и всестороннего анализа произведения, подготовке к ЕГЭ понадобятся специфические знания. Предлагаем вам ознакомиться с нашим вариантом анализа “Очарованного странника” по плану.

analiz-ocharovannyy-strannik-leskov-50334.jpg

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Очарованный странник.

Год написания – 1872-1873 год, впервые опубликован в газете “Русский мир” в том же году.

История создания – к созданию произведения автора подтолкнуло путешествие по Ладожскому озеру, удивительная природа тех мест, чудесные края, где проводят свою жизнь монахи.

Тема – праведничество, поиск своего предназначения, вера и патриотизма.

Композиция – 20 глав, связанных между собой наличием главного героя, автор не придерживается хронологии, структурные компоненты автономны.

Жанр – повесть. Произведение имеет ярко выраженные черты древнерусских житийных текстов, приключений и былин.

Направление – романтизм.

История создания

В “Очарованом страннике” анализ не будет полным без предыстории написания. Идея написания повести о русском богатыре-страннике, бесприютном и морально цельном, появилась у Лескова во время путешествия по Ладожскому озеру. Именно эти места выбирают монахи для своего земного приюта, тут особая атмосфера и природа.

Взявшись за работу в 1872 году, Николай Семёнович Лесков закончил книгу за год. В 1873 году он отнёс рукопись в редакцию “Русского вестника”, однако главный редактор посчитал её недоработанной и отказался печатать. Тогда писатель изменил название произведения с “Чернозёмного Телемака” на “Очарованного странника” и передал книгу в редакцию “Русского мира”, где и была она опубликована в том же году.

Лесков посвятил повесть С. Е. Кушелеву (генералу, участвовавшему в войне на Кавказе), у него дома впервые была прочитана книга самим автором. Смысл названия заключается в удивительной способности главного героя лицезреть окружающее и восхищаться, очаровываться им, а роль странника, человека без дома и семьи уготована персонажу судьбой. Своеобразная легенда о нравственной силе и русском характере вышла из-под пера Лескова. Как отмечал сам автор, создавалась повесть “на одном дыхании”, легко и быстро.

Тема

Повесть затрагивает много животрепещущих тем, она описывает временной отрезок 1820-30-х годов. При первоначальной публикации произведение называлось “Очарованный странник. Его жизнь, опыты, мнения и приключения”. Именно эти вехи затронуты в произведении, которое входит в цикл легенд о русских праведниках. Примечательно, что образ главного героя вымышленный, но очень живой и правдоподобный.

Автор обозначает проблематику ещё в начале повествования: это история о праведничестве и православии. Праведник, по мнению автора, – не тот, кто не совершает грехов, а тот, кто осознаёт необходимость каяться и осознавать свои ошибки. Путь праведника – жизнь, наполненная испытаниями и ошибками, без которых невозможно человеческое существование.

Тема ностальгии пронизывает всё повествование: герой мучительно скучает о родине в плену, молится и плачет ночами. Он не испытывает отцовских чувств к своим некрещённым детям, родившимся от жён в татарском плену. Флягин “находит себя” в войне на Кавказе, он оказывается бесстрашным солдатом, не боится смерти, и удача благоволит ему. Тема любви затронута автором в нескольких главах, главный герой не испытывает истинной чистой любви, его опыт общения с женщинами печален – судьба распоряжается так, что Флягину не суждено быть отцом и мужем. Основная мысль повести в том, что человек рано или поздно находит своё предназначение, вся его жизнь – есть движение в этом направлении.

Композиция

“Очарованный странник” состоит из двадцати глав, которые собраны воедино по принципу воспоминаний и ассоциаций главного героя – рассказчика. Присутствует некоторое подобие “рассказа в рассказе”, когда в первой главе монах Измаил плывёт на пароходе и рассказывает о своей жизни по просьбам пассажиров. Время от времени он отвечает на вопросы слушателей, что позволяет автору внести свою точку зрения и подчеркнуть особо важные моменты повествования.

Кульминацией произведения можно считать духовное перерождение героя, его приход к Богу, дар пророчества и испытания тёмных сил. Развязка ещё только предстоит герою, он едет сражаться за русский народ, желая отдать свою жизнь, если понадобится за веру, за свою родину. Особенностью композиции можно считать и то, что рассказчик использует различную лексику при передачи определённой истории (татары, жизнь у князя, любовь к цыганке Груше).

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Очарованного странника».

Жанр

Традиционно принято обозначать жанр “Очарованного странника” как повесть. В первых публикациях было указано – рассказ. Однако жанровое своеобразие произведения выходит далеко за грань простого повествования.

Исследователи творчества Лескова, критики находят, что произведение сочетает в себе черты жития и особенности приключенческого романа, которые были популярны в 19 веке. С жанром жития повесть связывает структура и особая смысловая нагрузка: скитания, перипетии, поиск душевного равновесия, страдания, “хождения” и терпеливое несение своего бремени. Духовный рост героя, его сновидения, мистические моменты и многое другое – признаки житийного жанра. Древнерусские жития святых строятся по принципу сочетания нескольких самостоятельных историй из разных периодов жизни человека, причём хронологическая последовательность в этом жанре соблюдается далеко не всегда.

С жанром приключенческого романа произведение роднит смысл художественного текста: динамичное повествование со сменой разнообразных видов деятельности: главный герой – конюх, нянька, лекарь, пленный, участник боевых сражений на Кавказе, работник цирка, монах. Удивительная насыщенность событий для жизни одного простого человека. По своему внутреннему и внешнему образу главный герой напоминает персонажа русских былин – богатыря.

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 16

    В каких годах было написано произведение Лескова «Очарованный странник»?</h3>

    • <label>1871 – 1873;</label>
    • <label>1872 – 1873;</label>
    • <label>1872 – 1875;</label>
    • <label>1973 – 1874.</label>

(новая вкладка)

«Очарованный странник» — повесть со сказовой формой пoвecтвoвания. Форма сказа — устной речи от1го лица — необходима автору для создания образа героя-рассказчика. Повесть ведется от лица нескольких рассказчиков — повествователя и caмoгo Ивана Флягина, рассказывающего о себе во время плавания с Валаама на Соловецкие острова. Речь повествователя, от лица котopoгo ведется вступление и заключение, литературно оформленная, в отличие от сказовой речи Флягина, характеризуемой воспроизведением устной, разговорной интонации. сказ — не единственная форма повествования. Она является средством выражения характера главного героя.

Вместе с тем сказовая форма определяет сюжет и композицию произведения. «Очарованный странник» является хроникой жизни одного героя, где нет центрального события, к которому стягивались бы все остальные, но где разнообразные эпизоды свободно следуют друг за другом. Вступление к повести является экспозицией, в которой читатель с помощью повествователя знакомится с местом действия и с героями. Основная часть — pacсказ Ивана Флягина о своей жизни. Завершается произведение заключением повествователя: «Проговорив это, очарованный странник как бы вновь ощутил на себе наитие вещательного духа и впал в тихую сосредоточенность, которой никто из собеседников не позволил себе прервать ни единым новым вопросом. Да и о чем было eгo еще больше расспрашивать? повествования cвoeгo минувшего он исповедал со всею откровенностью своей простой души, а провещания eгo остаются до времени в руке сокрывающего судьбы свои от умных и разумных и только иногда открывающего их младенцам». Таким образом композиция представляет собой рассказ в рассказе. Сюжет повести строится как процесс рассказывания, в котором участвуют слушатели, путешествующие по Ладожскому озеру, и повествующий им о своей жизни Иван Флягин. Сам рассказ героя о своей жизни имеет свой сюжет, состоящий из различных жизненных эпизодов. 1. Спасение Флягиным семьи графа. 2. Наказание, бегство от графа. 3. Присмотр за ребенком и бегство с матерью ребенка и ее любовником. 4. Битва с Савакиреем и уход в степь. 5. Возвращение в Россию. 6. Служба при князе, отношения с Грушенькой. 7. Солдатская служба. 8. Скитания и приход в монастырь. 9. Жизнь в монастыре.

Фабула «Очарованного странника» пестра: приключения следуют за приключениями. «Обещанный» матерью Богу, Иван Флягин должен был по ее обету стать монахом, но уклонился от cвoeгo предназначения, и потому наказывается, принимает тяжелые испытания. Видимо, материнский завет будет исполнен: герой на определенном этапе жизни придет в монастырь. Сказовое построение повести значимо для автора. Во-первых, рассказу Флягина придается достоверность. Bо-вторых, такая форма позволяет автору скрыться за гepoeм, не навязывать читателю собственную интерпретацию и оценку событий. В-третьих, появляется возможность глубоко раскрыть сложный внутренний мир героя: рассказчик самовыражается в слове. Сказовая форма определяет стилистическое своеобразие повести. Рассказ от лица повествователя характеризуется литературно оформленной речью, в отличие от речи Флягина, наполненной разговорной интонацией, просторечиями, диалектизмами. Многозначен и смысл так называемой рамки — рассказа, обрамляющего повествование Флягина. Это постепенное преодоление дистанции между гepoeм и eгo слушателями, ждущими в нaчале от нeгo лишь забавных и интересных историй. Кроме тoгo, рассказ о поездке на пароходе придает символический смысл жизненному пути Флягина: он путешествует по России и вместе с Россией плывет к нeвeдомой ни ему, ни ей цели. В литературоведении понятие сказ имеет еще одно значение: сказ как жанр. Сказ-жанр — это форма xyдoжественной литературы, построенная в основном как монологическое повествование с использованием xapaктерных особенностей разговорно-повествовательной peчи. Повествование ведется не от лица нейтрального и объективного автора; eгo ведет рассказчик, обычно участник сообщаемых событий. Речь художественного произведения как бы имитирует живую речь устнoгo pacсказа. При этом в сказе рассказчик — это обычно человек иного социального Kpyгa и культурного слоя, чем писатель и предполагаемый читатель произведения.

Тема урока: «Повесть «Очарованный странник». Особенности композиции и жанра»

План

Повесть «Очарованный странник»(для прочтения переходите по ссылке)https://briefly.ru/leskov/ocharovannyj_strannik/

Особенности композиции и жанра

Домашнее задание(написать анализ повести)

</ol>

99762283_1.jpeg

1 Повесть «Очарованный странник»

«Очарованный странник» был написан Лесковым в 1872. В этом же году Лесков предпринимает поездку по Ладожскому озеру, давшую ему фон для рассказа. Полученный материал Лесков использовал дважды. Он создал целую серию очерков « Монашеские острова на Ладожском озере», а затем обратился к художественному произведению.

Как всегда, форма повествования была такой, какая свойственна только Лескову. Она предполагала идеального рассказчика и идеальных слушателей. Лесков сознательно использует такие литературные приемы, которые уже давно разрабатывались до него и в западной литературе, и в русской. Рассказ Ивана Флягина о своих приключениях напоминает и просветительский роман 18 века с его формой жизнеописания одного лица, и романы — приключения, столь популярные в русской литературе 30-х годов 19 века.

Писатель искал свою форму повествования, откликаясь не только на литературные образы. Герой повести — бывший крепостной. В сущности, «очарованный странник» Иван Флягин — это народ, ищущий правды и справедливости на самых неизведанных дорогах. Для писателя он имел непосредственную связь с другим любимым персонажем — «Несмертельным Голованом», который в самую лютую чуму сознательно и добровольно спасает своих односельчан от жестокой напасти. Оба они — и Иван Флягин, и Несмертельный Голован — из Орловской губернии, где прошло детство писателя.

Лесков, как всегда, опирается на какие-то личные впечатления и воспоминания об уездной русской глуши, в которой попадались люди, -5- подобные Ивану Флягину.

«Очарованный странник» больше напоминает былинный эпос, герой которого «всю жизнь свою … погибал, и никак не мог погибнуть».

Лесков не стремился запечатлеть эту провинциальную жизнь как сплошное царство мрака и беззакония. Не умалчивая о тягостных сторонах этого быта, он выводил на сцену героев, в которых отражался сам народный инстинкт, дух народа – «жизнестроителя». Таким и был Иван Флягин, сын кучера из дворовых графа Каменского Орловской губернии — жестокого крепостника, упоминаемого и в других произведениях Лескова. На жизненном пути Ивана встречаются тяжелые испытания, но, несмотря на них, остается жив.

Иван Северьянович — натура незаурядная, страстная. Его поступки сродни человеку экспансивному, несмотря на мужицкое обличье и простонародное одеяние. Еще в юности он спасает княжескую чету, остановив шестерку взбесившихся коней на краю пропасти, но в благодарность получает жестокую порку, «обидев» любимую барышней кошку. И так будет складываться вся его дальнейшая жизнь. Потерпев незаслуженную обиду, он бежит на юг страны, куда уходили многие крепостные; затем проходит через новые испытания, пробуя себя в самых разных «профессиях»: он на своем месте в любом положении — может быть и нянькой при больном ребенке, и опытным ремонтером по лошадиной части, и лекарем.

Лесков нисколько не идеализирует своего героя. Сам Флягин не выше сознанием тех обычаев, среди которых живет, не понимает смысла некоторых своих поступков, но всегда выбирает трудную дорогу и остается неизменным в своей цели — быть в полном согласии с совестью и долгом.

Праведник Лескова рассказывает о себе, ничего не скрывая,- «развязку» с цыганкой Грушей, и трактирные похождения, и тягостную жизнь в десятилетнем плену у татар. Но с ходом повествования все мелкое и бытовое в герое отходит на задний план. Действительно, мы видим сколько страданий перенес Иван, он рассказывает о своих негативных поступках, но впечатление о нем складывается положительное. В конце повести образ русского странника вырастает в монументальную фигуру. Лескову дорого в ней как раз героическое начало, оно обещало какие-то неизведанные горизонты в самой судьбе народа.

Жанрово-композиционное своеобразие повести

«Очарованный странник» — произведение сложного жанрового характера. Это повесть, использующая мотивы древнерусских жизнеописаний святых (житий) и народного эпоса (былин), переосмысляющая сюжетную схему распространенных в литературе XVIII в. романов приключений.

«Пережив с гибелью цыганки глубокое нравственное потрясение, Иван Северьяныч проникается совершенно новым для него нравственным влечением «постраждовать». Если раньше долгие годы своей жизни он сам ощущал себя вольным сыном природы, то теперь он впервые преисполняется чувством долга перед другим человеком. По его собственному признанию, смерть Груши всего его «зачеркнула». Думает он «только одно, что Грушина душа теперь погибшая» и его обязанность — «за нее отстрадать и ее из ада выручить». Следуя этому убеждению, он и берет на себя добровольно тяжесть чужой рекрутчины, сам просит отправить его в опасное место на Кавказ, а там идет под пули, налаживает переправу через горную реку». Лесковский странник, как и святой — герой жития, уходит в монастырь, и это решение, как он считает, предопределено судьбой, Богом.

Правда, уход в монастырь имеет и обыденную мотивировку: » в контексте повествования тот жизненный шаг, который как бы должен неминуемо свершиться в жизни Ивана Северьяныча независимо ни от каких житейских перипетий, — уход в монастырь — обретает не столько провиденциальный смысл, сколько смысл социально─психологический, почти бытовой. «Совсем без крова и без пищи было остался, — объясняет он свой поступок слушателям, — так и взял и пошел в монастырь». «От этого только? — удивляются его попутчики и слышат в подтверждение сказанного: «Да ведь что же делать-с — деться было некуда». Итак, момент свободы, выбора начисто отсутствует, действует диктат житейской необходимости, а не собственное желание и воля героя»

Это истолкование справедливое, но несколько одностороннее. Обыденная мотивировка, очевидно, не исключает в повести второго, провиденциального плана: Божий замысел о Флягине проявляется через внешне обыкновенные события. Жития святых знают и более неожиданные случаи воплощения промысла. Так, в житии преподобного Феодосия Печерского мать святого, препятствуя, в частности, удалению сына в Святую Землю, одержима непросветленной, эгоистической привязанностью к Феодосию, и действует она по наущению дьявола. Однако, в конечном счете, сама того не ведая, она служит исполнению провиденциального замысла о Феодосии, которому Бог предначертал стать «великим светильником» Русской земли, одним из основателей русского общежительного монашества.

Повесть сближают с житиями и пророчески сны и видения, открывающие герою, подобно святому, его грядущее. Святой в житии пред-избран на служение Богу. Так, в житии преподобного Феодосия Печерского, написанном Нестором, будущность младенца при его крещении прозревает священник; этот эпизод восходит, вероятно. К переводному греческому житию преподобного Евфимия Великого, составленному Кириллом Скифопольским. А в житии преподобного Сергия Радонежского о предначертанном святому призвании быть особенным почитателем Святой Троицы свидетельствует троекратное возглашение еще не рожденного младенца из чрева матери на литургии. В повести Лесковаэтим мотивам соответствует видение, в котором Флягину явлен монастырь на Белом море — Соловецкая обитель, куда он и направляет сейчас свой путь. Традиционный житийный мотив – искушению святого бесами – в повести также отражен, но в комическом преломлении: это «докучания бесов» Флягину, ставшему послушником.

А такой ключевой мотив, как рождение Ивана по молитвам родителей, восходит, в конечном итоге, к ветхозаветному библейскому рассказу о чудесном рождении Исаака – обетованного сына Авраама и Сарры. К этому библейскому сказанию как бы отсылает монашеское имя Ивана – Измаил, тождественное имени первого (не обетованного) сына Авраама от рабыни Агари. Но Измаил – прародитель диких, не ведающих истинного Бога кочевых народов. По-своему «дик» и Флягин, и он многого не постиг в христианской вере.

Обладающие жанрообразующими признаками сюжет и герой повести Лескова напоминают событийную канву и персонажей не только житийной литературы, но и романа приключений. Флягина постоянно подстерегают превратности, он вынужден поменять множество социальных ролей и профессий: крепостной, форейтор, дворовый графа К.; нянька-«смотритель» при малолетнем ребенке; невольник в татарских кочевьях; объездчик лошадей; солдат, участник войны на Кавказе; актер в петербургском балагане; справщик столичного адресного стола; послушник в монастыре. И эта же, последняя в повести, роль, служение Флягина, не является окончательной в кругу его «метаморфоз». Герой, следуя своему внутреннему голосу, готовится к тому, что «скоро надо будет воевать», ему «за народ очень помереть хочется».

Флягин никогда не может остановиться, застыть, закоснеть в одной роли, «раствориться» в одной службе, подобно герою романа приключений, который вынужден менять профессии, должности, по рой даже свое имя, чтобы избегнуть опасности и приспособиться к обстоятельствам. Мотив странствий, постоянного движения в пространстве также роднит «Очарованного странника» с романом приключений. Авантюрный герой так же, как и Флягин, лишен родного дома и в поисках лучшей доли должен скитаться по свету. И странствия Ивана Северьяныча, и скитания авантюрного героя имеют лишь формальное завершение: у персонажей нет определенной цели, достигнув которую, они могут успокоиться, остановиться. Уже в этом — отличие повести Лескова от житий — ее прообразов: житийный герой, обретая святость, остается затем неизменным. Если он уходит в монастырь, то этим завершаются его странствия в миру. Путь же лесковского странника открыт, незавершен. Монастырь — лишь одна из «остановок» в его бесконечном путешествии, последнее из описанных в повести мест обитания Флягина, но, возможно, не последнее в его жизни. Не случайно жизнь Флягина (который, кстати, исполняет обязанности послушника, но не постригается в монахи) в обители лишена умиротворенности и душевного спокойствия («явления» герою бесов и бесенят). Проступки, совершенные послушником по рассеянности и невниманию, навлекают на него наказание игумена («благословили меня без суда в стой погреб спустить»). Из монастыря Флягина не то отпускают, не то «прогоняют» в Соловки на поклонение мощам святых Зосимы и Савватия.

Ивана Северьяныча автор сближает не только с героями житий романов приключений, но и с былинными богатырями. Флягина роднит с героями былин любовь к лошадям, искусство объезжать их. Он повторяет слова, которыми бранит своего коня былинный Илья Муромец: «Ну, тут я вижу, что он (конь. — А. Р.) пардону просит, поскорее. с него сошел, протер ему глаза, взял за вихор и говорю: „Стой, собачье мясо, песья снедь!» – да как дерну его книзу – он на колени и пал…».

В «Очарованном страннике» есть и несколько трансформированный сюжетный мотив, характерный для былин: поединок русского богатыря с воином-басурманином, степняком. Флягин «порется», сечется нагайками с «татарином» (казахом) Савакиреем; наградой за победу в состязании служит караковый жеребенок, который скачет, «будто едет по воздуху» (ср. полет под облаками богатырского скакуна в былинах).

Не случайно в рассказе Флягина о своей жизни упоминаются близкие к былинам богатырские сказки о Бове Королевиче и о Еруслане Лазаревиче.

Повесть Лескова — «средний» (в сравнении с рассказом, с одной стороны, и романом — с другой) жанр, обретающий черты большой эпической формы, героического эпоса. Показательно, что Лесков первоначально намеревался назвать «Очарованного странника» «Русский Телемак» и «Черноземный Телемак», сближая Флягина, ищущего смысл жизни и свое место в ней, с героем гомеровской «Одиссеи», разыскивающим отца. Однако, несмотря на эпическую установку, судьба Флягина не теряет своей единичности, конкретности.

Лесков в письме к литератору и публицисту П. К. Щебальскому от 4 января 1874 г., по-видимому, не соглашаясь с мнением адресата о недостаточной прорисованности характера Флягина, затененного подробными описаниями «среды», замечал: «…почему же лицо самого героя должно непременно стушевываться? Что это за требование? А Дон Кихот, а Телемак, а Чичиков? Почему не идти рядом и среде, и герою?»

И. 3. Серман в преамбуле своего комментария к повести Лескова так интерпретировал эти строки: «Форма рассказа о приключениях в „Очарованном страннике» действительно напоминает и разъезды Чичикова по окрестным помещикам, и выезды Дон Кихота в поисках соперников, и даже в какой-то мере роман Фенелона (французского писателя XVIII века) о странствиях Телемака в поисках Одиссея» (Лесков Н. С. Собрание сочинений: В 11 т. М., 1956. Т. 4. С. 552).

Важно, однако, не только сходство «формы рассказа» в повести Лескова и в «Мертвых душах», «Дон Кихоте» и «Приключениях Телемака». Упомянутые в письме Лескова произведения отличает установка на максимально полное, многостороннее изображение реальности и символическое осмысление героя и его странствий. Это истории, в которых описан человек вообще, меняющийся или преображающийся в поисках истины. Параллели к «Очарованному страннику», приводимые Лесковым, — это примеры «эпоса», большой эпической формы в новоевропейской словесности.

Очарованный странник

Николай Семёнович Лесков

Краткое изложениеЧитается примерно за 7 минутСочинения92 сочиненияГлавные героиИ их характеристикаСочинение

Другие сочинения по этому произведению

Загадочная русская душа» в повести Н. Лескова «Очарованный странникАнализ эпизода из повести <nobr>Н. С. Лескова</nobr> «Очарованный странник»Анализ эпизода «Происшествие с Грушей» (повесть <nobr>Н. С. Лескова</nobr> «Очарованный странник»)В чём очарование Ивана Флягина? (поповести <nobr>Н. С. Лескова</nobr> «Очарованный странник»)В чём смысл названия повести <nobr>Н. С. Лескова</nobr> «Очарованный странник»?Женские образы в повести <nobr>Н. С. Лескова</nobr> «Очарованный странник»Жизненный путь Ивана Флягина (по повести <nobr>Н. С. Лескова</nobr> «Очарованный странник»)Иван Флягин — правдоискатель земли русской (по повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»)Иван Флягин в повести Лескова «Очарованный странник»Иван Флягин — главный герой повести <nobr>Н. С. Лескова</nobr> «Очарованный странник»Иван Флягин – образ, воплощающий черты русского национального характераКто такой Иван Северьяныч Флягин: грешник или праведник?Мир образов ЛесковаОбраз Ивана Флягина в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»Образ Ивана Флягина в повести <nobr>Н. С. Лескова</nobr> «Очарованный странник».Образ ФлягинаОчарованный странник — самый значительный герой Н. С. ЛесковаПочему повесть <nobr>Н. С. Лескова</nobr> названа «Очарованный странник»?Праведен или грешен Иван ФлягинРоссия в повести Н.С. Лескова «Очарованный странник»Русский национальный характер в повести <nobr>Н. С. Лескова</nobr> «Очарованный странник»Русский национальный характер — цель изображения повести <nobr>Н. С. Лескова</nobr> «Очарованный странник»Русский характер в рассказах Н. С. ЛесковаСвобода и необходимость в «Войне и мире» Л. Н. Толстого и «Очарованном страннике» Н. С. ЛесковаСвоеобразие авторского подхода к изображению героя в повести Н. Лескова «Очарованный странник»Своеобразие авторского подхода к изображению героя в повести <nobr>Н. С. Лескова</nobr> «Очарованный странник»Смысл названия повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»Смысл странствий Ивана Флягина (По очерку Лескова «Очарованный странник»)Странник ЛесковаТворчество Н.С. Лескова (Рассказ «Очарованный странник»)Тема странничества в повести <nobr>Н. С. Лескова</nobr> «Очарованный странник».Традиции фольклора и древнерусской литературы в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»Анализ текста повести «Очарованный странник»Какие черты русского национального характера воплощены в Иване Северьяновиче ФлягинеХарактеристика Ивана Флягина в повести Лескова «Очарованный странник»Житие русского грешника в повести «Очарованный странник»Смысл слова «Странник» в одноименной повети ЛесковаРусские праведники в произведениях Н.С. Лескова (на прмиере«Очарованный странник»)Сюжет и проблематика повести “Очарованный странник”Жизненные перипетии главного героя повести «Очарованный странник»Традиции древнерусской литературы в повести «Очарованный странник»Иван Северьяныч Флягин человек особенный, исключительный, странной и необычной судьбыЗагадки лесковского сказа на примере повести «Очарованный странник»Законы художественного мира ЛесковаФлягин — характеристика литературного герояРусские праведники в произведениях Н.С. Лескова (на прмиере «Очарованный странник»)Образ Ивана Флягина в повести Н. Лескова «Очарованный странник»Образ Флягина в повести «Очарованный странник»Сюжет повести Лескова «Очарованный странник»Повествовательная организация повести «Очарованный странник»Смысл названия повести Николая Лескова “Очарованный странник”Образ Ивана Флягина в повести Лескова «Очарованный странник»Герой повести-очерка Лескова «Очарованный странник»Иван Флягин правдоискатель земли русскойИстория создания повести «Очарованный странник»Нравственность и гуманизм русского человека в повести «Очарованный странник»Изображение русского национального характера в произведениях Н.С.Лескова (на примере произведения «Очарованный странник»).Русский характер в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»Своеобразие авторского подхода к изображению героя в повести “Очарованный странник”В чём драма Ивана ФлягинаИван Флягин в повести Н.С. Лескова «Очарованный странник»Образ правдоискателя в повести Н.С. Лескова «Очарованный странник»Повесть «Очарованный странник» Николая ЛесковаИдейно художественное своеобразие повести Лескова «Очарованный странник»Русский характер и судьба народа в повести “Очарованный странник”Поэтичность прозы Лескова («Очарованный странник»)Странник Лескова (по повести «Очарованный странник»)Кульминация духовной драмы или в чем смысл странствий Ивана Флягина«Очарованный странник» повествование Ивана Флягина о своей жизни и судьбеСочинение по сюжету повести «Очарованный странник»Школьное сочинение по повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»Критика о повести Н.С. Лескова «Очарованный странник»“Загадочная русская душа” в повести Лескова “Очарованный странник”Русский национальный характер в изображении Лескова (по повести «Очарованный странник»)Традиции фольклора и древнерусской литературы в повести Лескова «Очарованный странник» 2Очарованный странник — самый значительный герой ЛесковаДуховная красота русского человека в повести «Очарованный странник»Смысл названия произведения «Очарованный странник»Жизнь и судьба Ивана Флягина – дорога к людям во искупление грехаИван Флягин в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»«Очарованный странник» как образ РоссииЗагадочная русская душа в повести “Очарованный странник”Краткая характеристика произведения «Очарованный странник» Лескова Н.С.«Очарованный странник» Н. С. ЛесковаОбраз скитальца Ивана ФлягинаСмысл странствий Ивана ФлягинаТрадиции фольклора и древнерусской литературы в повести «Лескова Очарованный странник»Духовная красота русского человека в повести Николая Лескова «Очарованный странник»Я хочу рассказать вам о книге, о повести Очарованный странникОбраз Ивана Северьяныча ФлягинаОписание образа Ивана Флягина в повести «Очарованный странник»

Очарованный странник
Жанр повесть
Автор Николай Лесков
Язык оригинала русский
Дата написания 1872-1873
Дата первой публикации 1873
15px-Wikisource-logo.svg.pngТекст произведения в Викитеке

«Очаро́ванный стра́нник» — повесть Николая Семёновича Лескова, написанная в 1872—1873 годах. Входит в цикл легенд о русских праведниках.

История создания и публикации

im184-360px-%D0%93%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B8_%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B8%D0%B7%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9_%D0%9D._%D0%A1._%D0%9B%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0_4.jpg

Бронзовые скульптуры героев повести — Ивана Северьяновича и Грушеньки, у памятника Н. С. Лескову в Орле

Летом 1872 года Лесков совершил путешествие по Ладожскому озеру на остров Валаам, где жили монахи, и город Корелу. Именно тогда родился замысел истории о русском страннике. К концу года рассказ был написан, озаглавлен «Чернозёмный Телемак» и предложен к публикации редакции журнала «Русский вестник». Однако главный редактор журнала М. Н. Катков отказал, ссылаясь на «сыроватость» произведения.

Повесть впервые была опубликована в газете «Русский мир», с 8 августа по 19 сентября 1873 года, под заглавием «Очарованный странник, его жизнь, опыты, мнения и приключения» и с посвящением С. Е. Кушелеву (именно в его доме Лесков впервые читал повесть).

Художественные особенности

Повествовательная организация повести представляет собой сказ — воспроизведение устной речи, имитацию импровизационного рассказа. Причем воспроизводится не только манера речи рассказчика, Ивана Северьяновича Флягина, но и речевые особенности тех персонажей, о которых он рассказывает.

Повесть делится на 20 глав, первая представляет собой своеобразную экспозицию, пролог, остальные повествуют о жизни героя и являются отдельными, более или менее законченными историями. Логика повествования определяется не хронологией событий, а воспоминаниями и ассоциациями рассказчика («что вспомню, то, извольте, могу рассказать»).

Формально повесть обнаруживает сходство с каноном жития: рассказ о детстве героя, последовательное жизнеописание, борьба с искушениями.

Инсценировки

modif.png

Эта страница в последний раз была отредактирована 27 октября 2020 в 16:47. Используемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/ocharovannyy-strannik/analiz-proizvedeniya-leskova.html
  • https://studwood.ru/1347640/literatura/osobennosti_syuzheta_kompozitsii
  • https://videouroki.net/razrabotki/poviest-ocharovannyi-strannik-osobiennosti-kompozitsii-i-zhanra.html
  • https://www.allsoch.ru/sochineniya/26818
  • https://wiki2.org/ru/очарованный_странник

Глобализация в экономике давно уже стала реальностью. Сейчас ни одно государство не может полностью обеспечить своими силами производственные циклы, если речь идет о сложной высокотехнологичной продукции. Ныне весь мир превратился в огромную кооперацию, и чтобы серийно производить, например, самолеты, пассажирские или торговые суда, компьютеры или роботизированные линии, нужно организовывать взаимодействие сотен заводов, начиная от добычи и переработки сырья, заканчивая производством отдельных комплектующих. И эти рудники, заводы, предприятия расположены на территории разных стран. Значительные объемы бытовых товаров и продуктов питания, производимых в одних странах, продаются во многих других. Взять хотя бы мобильные телефоны и ноутбуки. Или вина и сыры. Еще в большей мере это относится к интеллектуальной продукции, например, программному обеспечению и видеоиграм. Структура мировой экономики охватывает практически весь земной шар. Изолированная экономика неминуемо становится неконкурентной и нерентабельной. Именно поэтому с полным основанием можно говорить о глобализации в экономической сфере. Но для всех ли является благом свободное движение капитала и товаров? Хватает ли механизмов, регулирующих экономическую деятельность в масштабах всей планеты? Соблюдаются ли интересы разных стран, вовлеченных в нее? Достаточно ли для этих целей Всемирной торговой организации (ВТО), нужно ли расширять ее полномочия? Или необходимы дополнительные механизмы регулирования? Не случится ли так, что один производитель каких-либо устройств или услуг будет способен «держать в кулаке» практически весь мировой рынок? (А в сфере электроники нечто подобное уже имеет место в отношении самых мощных процессоров). Не обернется ли в будущем глобализация процветанием немногих стран за счет остальных? Все эти вопросы требуют ответа.

Но глобализация проявляется не только в экономике. Мир стал гораздо более доступен, чем ранее. Если в прежние времена лишь немногие могли побывать в далеких странах, сейчас с этим никаких проблем, были бы только деньги. Не проблема попасть в любую точку земного шара за короткий срок. В последнее десятилетие туристическая отрасль давала наибольшие доходы, обгоняя сферу IT-технологий и производство вооружений. (Конечно, пандемия коронавируса внесла свои коррективы, но она рано или поздно закончится, и все вернется «на круги своя»).

Мир стал доступен не только для путешествий и деловых поездок. Значительно усилились и миграционные потоки. Мультикультурализм давно стоит на повестке дня. С полным основанием можно говорить о процессе глобализации в сфере культуры. Существует два типа реакции на вызовы мультикультурализма и глобализма: отвергающая и принимающая. К первой относятся этноцид, ассимиляция и сегрегация. Ко второй — три вида мультикультурального подхода: консервативный, либеральный и критический, а также космополитизм. Главная линия, на которой происходит трансформация в разных уголках земного шара, пролегает от понимания нации как общности с четкими границами (территория, язык, гражданство) к тому, как индивид идентифицирует себя. Эта тенденция ведет к новой культуре этничности. В глобальных масштабах она неизбежно приведет к унификации культур, хотя и при взаимном их обогащении. Столь ли хорош такой итог? Все ли готовы к нему? Несомненно, об этом необходимо думать.

Давно уже стала глобальной наука. Ученые, представляющие как естественные, так и гуманитарные, и технические науки, массово приезжают на какой-то срок в другие страны, чтобы вести научные исследования или читать лекции в университетах. Вместе с тем, имеет место процесс оттока научных кадров в страны, располагающие большими финансовыми и материальными ресурсами. При существующей системе подготовки научных кадров, когда на образование тратятся бюджетные средства конкретных государств, часть из них становится донорами научных кадров, что порождает противоречия интересов разных стран. Могут ли новые формы обучения и возможности единого информационного пространства снизить отток ученых, сохраняя при этом эффективность использования научных кадров?

Глобализация проявляется и в том, что целый ряд проблем уже вышел на общемировой уровень и теперь касается фактически всех жителей Земли. Это загрязнение окружающей среды, нехватка питьевой воды, эпидемии и пандемии. В океанах уже образовались огромные плавающие острова из мусора. Они приводят к загрязнению воды, к гибели рыб и морских животных. Последствия техногенных катастроф могут затрагивать огромные территории (достаточно вспомнить аварию в Чернобыле — радиоактивные осадки накрыли тогда значительную часть Европы). Нехватка питьевой воды может привести в скором будущем к серьезным конфликтам: страны, испытывающие серьезный недостаток в питьевой воде, будут требовать от стран, располагающих ее запасами, поделиться с ними. И не факт, что встретят понимание. Как решать проблему нехватки питьевой воды в масштабах земного шара? Стараниями ООН? Хватит ли у этой международной организации полномочий и ресурсов? Нынешняя пандемия коронавируса наглядно продемонстрировала, что наша планета не столь уж и велика — за короткий период вирус захватил все континенты и практически все страны. Но есть и положительный эффект глобализации: новые лекарства от смертельных и опасных заболеваний, разработанные в какой-либо стране, быстро появляются и в других странах. (Это должно помочь справиться с той же пандемией коронавируса).

Еще более серьезные проблемы глобального характера могут ожидать нас в будущем. Если процесс потепления продолжится, то огромные территории Африки и Америки, прежде всего расположенные в центральных частях этих континентов, могут стать непригодными для жилья. Начнется исход населения из расположенных там стран. Будет этот исход стихийным или организованным? Какие страны и на каких условиях согласятся принять огромное число беженцев? Ответа на эти вопросы на уровне государств пока что нет. Впрочем, беженцы могут быть не только из Африки и Центральной Америки. Продолжающееся потепление приведет к подъему уровня мирового океана, окажутся затопленным огромные территории. В Европе это прежде всего территория Голландии. Куда двинется население этой страны?

В России дальнейшее потепление вызовет таяние вечной мерзлоты, занимающей до 65% территории. Там появятся непроходимые болота — места, непригодные для жизни. Это будет проблема России или мирового сообщества? Все-таки, мирового. Потому что при таянии вечной мерзлоты начнет выделяться в больших количествах метан, что будет усиливать тепличный эффект, осложняя ситуацию на Земле. Не повод ли это для руководителей всех государств задуматься о необходимости строгого соблюдения Парижского соглашения и о срочной разработке новых международных соглашений?

Так благо глобализация или зло? Прежде всего, это данность, связанная с развитием цивилизации на Земле. Как любое сложное явление, глобализация имеет свои положительные и отрицательные стороны. Наверно, в наших силах сделать так, чтобы положительных сторон стало больше. Для этого надо изучать процесс глобализации во всех его проявлениях, выявлять тенденции, искать способы решения проблем до того, как они обернутся лишениями и несчастиями для жителей многих стран. Обо все этом надо вести широкий диалог. И мы считаем нужным поучаствовать в нем.

  • Характеристика царевны из сказки жуковского спящая царевна
  • Характеристика ткачихи и поварихи из сказки о царе салтане 3 класс
  • Характеристика царевны из сказки спящая царевна и семь богатырей
  • Характеристика старухи изергиль из рассказа старуха изергиль
  • Характеристика принца из сказки русалочка 4 класс