Поспорили как-то Пушкин с Жуковским, кто лучше отразит дух русского фольклора. Так в 1831 г. и появилась «Сказка о царе Салтане», не только соединившая в себя центральные архетипы «оклеветанная жена» и «волшебный помощник», но и взорвавшая привычный ассортимент образов посредством фантастической девушки-оборотня – Царевны Лебеди.
В 1899 г. Н. А. Римский-Корсаков задумал (по рекомендации Стасова) написать по сказке Пушкина оперу к 100-летию поэта. Как дань тому давнему спору партитура «Салтана» изобилует фольклорно-ярмарочными элементами. Между тем, опера Римского-Корсакова относится к тексту Пушкина примерно так же, как «Евгений Онегин» Чайковского к одноимённому роману: текст либретто примерно на три четверти (если не более) состоит из авторских стихов Владимира Ивановича Бельского (1866 – 1946) – знатока и стилизатора русского фольклора, яркого представителя славянского эсхатологического пантеизма (см. его либретто к опере Римского-Корсакова «Сказание о граде Китеже»). Я не буду говорить о том, почему текст Бельского и сложнее, и философски глубже сказки Пушкина: в этом каждый может убедиться самостоятельно, достаточно переслушать финал оперы и сравнить её с литературным первоисточником. В целом же, несмотря на архаизацию языка, Бельскому удалось удержаться в позитивной тональности пушкинской сказки, поэтому понять в ней, что к чему, хоть и сложно, но можно (отчасти благодаря «народной» музыке Римского-Корсакова, использовавшего в партитуре и народные песни, и колыбельные, и масштабные хоровые сцены).
Спектакль Алексея Франдетти на Новой сцене Большого театра (2019) не только идеально вписывается в эту традицию, но и развивает её, представляя собой едва ли не безоговорочный шедевр в русле современной развлекательной эстетики. Все режиссёрские решения не только являются внятными мизансценными высказываниями, но и подкрепляются экстраординарным визуальным контентом, начиная с изобретательной сценографии Зиновия Марголина и цирковых трюков настоящих акробатов и воздушных гимнастов и заканчивая продуманной световой палитрой Ивана Виноградова и роскошными костюмами Виктории Севрюковой (костюмы в «Салтане» — редчайшее достижение, напоминающее выдающиеся работы Павла Каплевича в сокуровском «Борисе Годунове» (2007) и Бенуа Дугардина в «Кавалере Розы» Стивена Лоулесса (2012) здесь же в Большом).
Музыкальная ткань спектакля поддерживала и дополняла его визуальное волшебство. Премьерная критика 2019 г. не пожалела скептических оценок в адрес маэстро Тугана Сохиева и оркестра Большого театра, совершенно забыв об особенностях восприятия театральной музыки в насыщенном визуальностью пространстве. В январской серии показов 2021 оркестр звучал бесподобно: плотно, ярко, мистически тяжеловесно, основательно. Именно на оркестровый звукоряд и на слаженную работу хора, как на прочный академический фундамент, улеглась вся сумасшедше сложная и стилистически разношерстная фактура режиссёрской интерпретации.
Но основным театральным ресурсом постановки стали, конечно, артисты. И тут в первую очередь хочется отметить артистов цирка, создавших праздничное настроение того самого живого ярмарочного шоу мирового класса: Анастасию Бурдину (Лебедь), Илью Салмова (Коршун, Белка), Э. Бисерова, Д. Булгакова, Д. Гизатуллина, С. Кима, О. Лымороева, К. Михайлова, С. Мишанина, Д. Нечаева, В. Самолётова, В. Худакова. Это был настоящий фейерверк трюков, сумасшедший всплеск солнечного, праздничного, удалого мастерства.
Блестящий уровень вокала продемонстрировал и ансамбль солистов Большого театра.
Диапазонно сложная (и самая притягательная для критики) партия Царевны Лебеди была с сияющей лёгкостью и изяществом исполнена Анной Аглатовой. Денис Макаров прекрасно справился с партией Царя Салтана. Екатерина Морозова продемонстрировала лучезарный вокал и актерское мастерство в партии Царицы Милитрисы.
Не менее замечательной (и по объёму, и по выделке) стала работа Ильи Селиванова в партии Князя Гвидона: превращение из царевича в просвещённого князя было представлено живо и убедительно.
Гнусная троица Ткачихи (искромётная вокально-драматическая работа обаятельной Юлии Мазуровой!), Поварихи (ураганно-карнавальный апломб в исполнении Светланы Лачиной) и Сватьи бабы Бабарихи (мистически-мрачная, исполненная вокальным колдовством интерпретация Елены Манистиной) в излюбленной композитором нумерологической дихотомии комически «рифмовалась» с партиями трёх Корабельщиков в исполнении Максима Пастера (взвешенно-экспрессивное звучание в партии Первого корабельщика, частично укрупнённой за счёт купированной роли Старого деда), Николая Казанского и Александра Бородина.
На одном дыхании «осушив» этот бокал музыкально-театральной радости и красоты, я подумал: а почему собственно оперные режиссёры так стесняются делать… праздники? Почему в оперный театр обязательно нужно интеллектуально снаряжаться, как на пыточное испытание? Почему из исконно развлекательного жанра делают чуть ли не экзамен на «высоколобость»? Зачем? Откуда эта бредовая задача сделать трудным лёгкое, сложным простое, непонятным очевидное и неудобоваримым доступное?
Я помню помпезный и тяжеловесный спектакль Г. Ансимова в Большом (1986 г.), и это был тихий ужас: скучно, невнятно, бесцветно, безыдейно. Впрочем, хорошо, что безыдейно: «идейная» перегруженность подобных партитур всё равно ничего, кроме недоумения, не вызывает. Вспомнить хотя бы последний спектакль Дм. Чернякова по той же опере в Брюсселе (2019), в котором несчастная брошенная мать рассказывает «Сказку» своему сыну-аутисту о том, как его бросил папа. Блестящие актёрские работы практически всех участников, к сожалению, не объясняют ни того, почему папа Салтан вдруг оказывается подонком, а не жертвой трёх злобных идиоток (как у Пушкина и Бельского), ни того, почему на сцене под радостную музыку нам показывают трагедию. Любопытно что интерпретация Царя Салтана как негодяя так впилась в сознание наших критиков, что один из них (весьма известный и в целом уважаемый) в своей рецензии на спектакль Большого театра искренне недоумевал, почему Гвидон с Милитрисой простили «царя-ирода». Признаться, у меня челюсть отвисла, когда я это прочитал. Дорогие коллеги, я понимаю, что ни для кого не секрет, что многие из нас, будучи визуалами, давно уже ничего не слушают, а только смотрят. Но хоть сказки Пушкина-то надо же знать. Потому что если мы с вами сказок Пушкина не знаем, то что мы вообще знаем и кому это надо?
Алексей Франдетти в своём «Салтане» не стесняется делать праздник. Напротив, режиссёр настаивает на нём, никогда не скатываясь в дешёвый китч, даже когда речь заходит об укрупнении рискованного пушкинского противопоставления просвещённого «запада» острова Буяна, вырастающего на фоне звёздного неба хрустальными силуэтами петербургской архитектуры, и матрёшечно-лубочной Тьмутаракани.
Современные дети с родителями (а именно для них Большой театр сделал этот фантастический дорогостоящий проект) наверняка помнят сюжет культового диснеевского мультфильма «Рататуй», когда заносчивый ресторанный критик Антуан Эго получает на ужин тот самый простой деревенский рататуй (тушёные овощи), возвращающий его в безмятежное детство, к маме, к радости безусловной любви и непосредственного обожания. В своём предпремьерном интервью Алексей Франдетти заметил: «Я против [зрительского] усилия в театре… Я за то, чтобы это всегда было в радость… [В театре] не надо мучиться…»
Именно таким радостным (без усилий и мучений!) возвращением в детство стал для многих редчайшей красоты спектакль Алексея Франдетти.
Фото Дамира Юсупова / Большой театр
Тип
Раздел
Театры и фестивали
Персоналии
Произведения
Автор
Предлагаем вашему вниманию краткое содержание сказки в стихах А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане». В сказке рассказывается о женитьбе царе Салтана и судьбе его сына князя Гвидона, который из-за козней своих тёток попал на необитаемый остров, но благодаря волшебству царевны Лебедь стал могущественным владыкой.
Главные герои
Царь Салтан – добрый и справедливый правитель государства, в котором происходят описываемые в сказке события.
Царица – законная супруга царя Салтана, в прошлом – простая девица.
Князь Гвидон – главный герой сказки. Сын царя Салтана, единственный наследник.
Царевна-лебедь – прекрасная волшебница, исполняющая желания Гвидона в благодарность за свое спасение.
Краткое содержание
Как-то вечером три девицы пряли пряжу возле окна и беседовали. Одна говорила, что приготовила бы пир на весь мир, если бы стала царицей. Другая говорила, что наткала бы полотна на весь мир, если бы была царицей. А третья пообещала родить богатыря для царя, если станет царицей.
После этих слов в их светлицу вошёл царь. Оказывается, он стоял за забором во время их разговора и все слышал. Ему понравились слова третьей девицей, поэтому он решил жениться на ней, а ее сестер забрать с собой и сделать одну дворцовой поварихой, а второй ткачихой.
В этот же день царь обвенчался с молодой девицей. Пока все гости веселились, сестры новоиспеченной царицы плакали от злости и зависти. В эту же ночь царица забеременела. И вскоре после этого царь отправился на войну.
Время незаметно пролетело, и у царя родился сын богатырь. Царица сразу же отправила к мужу гонца, но ее сестры вместе с сватьей бабой Бабарихой решили помешать этому. Они заменили гонца на своего, и отправили царю известие о том, что у него родилась «неведома зверушка». Царь разгневался, но приказал ждать своего возвращения. Однако завистливые сёстры царицы подменили письмо. Они написали, будто царь приказывает бросить царицу с ребенком в морскую бездну. Бояре были огорчены известием, но не рискнули ослушаться своего царя, поэтому посадили царицу с сыном в бочку и кинули ее в море.
Сын царя рос не по дням, а по часам. Вскоре бочку, в которой он находился с матерью, выбросило на сушу. Он выбил дно у бочки, и выбрался наружу. Они оказались на острове. Сын сразу же сделал себе лук и пошел охотиться. Подойдя к морю, он увидел, как на лебедя нападает коршун. Юноша пронзил коршуна стрелой, и тем самым спас лебедя. Лебедь заговорила человеческим голосом и пообещала отблагодарить своего спасителя. Она рассказала, что на самом деле не птица, а девушка, а коршун – это злой чародей.
Спать легли сын и мать голодными, а проснувшись утром, увидели перед собой большой город. Они ещё больше удивились, когда вошли в ворота и народ сразу же принялся их величать. Чуть позже царевича объявили правителем здешних краев. Он назвался князем Гвидоном.
В это время мимо острова проплывал корабль, и все присутствующие на его борту очень удивились, увидев новый город там, где недавно ещё ничего не было. Заметив корабль, князь Гвидон позвал в гости купцов, плывущих на нем. Он расспросил их, чем они занимаются и куда плывут. Выяснилось, что купцы объехали весь свет, а теперь направляются во владения царя Салтана. После того как князь Гвидон провел их, ему стало очень тоскливо. Он очень хотел увидеть своего отца. Об этом узнала белая лебедь и исполнила желание. Она превратила Гвидона в комара, который без труда пробрался на отплывающий корабль.
Вскоре Гвидон увидел своего отца. Купцы рассказали царю Салтану о чудном городе, который появился из ниоткуда. Царь захотел посмотреть на это чудо, но повариха, ткачиха и сватья баба Бабариха не захотели его пускать. Они хитростью стали отговаривать царя, а повариха рассказала о белке, которая грызет орешки с золотой скорлупой. Гвидон разозлился, и укусил повариху в правый глаз.
Вернувшись домой, князь Гвидон снова загрустил. На этот раз он попросил у лебеди волшебную белку. Князь построил для нее хрустальный дом и стал пополнять казну изумрудными ядрами и золотой скорлупой.
Через некоторое время купцы снова пожаловали в гости к Гвидону. Немного погостив, они отправились домой. Там купцы рассказали царю Салтану о белке, которую увидели во дворце князя Гвидона. Царь снова захотел поехать, но ткачиха, повариха и сватья баба Бабариха снова отговорили его. Ткачиха рассказала о том, что в мире существует другое чудо. Это чудо – тридцать три богатыря, выходящие из морских недр. Гвидон опять рассердился и ужалил ткачиху в левый глаз.
Вернувшись домой, князь Гвидон рассказал лебеди о богатырях. Оказалось, что это ее родные братья. Лебедь попросила их охранять город князя, поэтому каждый день они стали выходить из морских недр и дозором обходить остров.
Вскоре к Гвидону снова заехали купцы, и он с ними вернулся к царю Салтану, но в этот раз в образе шмеля. Купцы рассказали о новом чуде, которое увидели на острове князя Гвидона. Но повариха, ткачиха и сватья баба Бабариха снова решили убедить царя никуда не ехать, поэтому стали говорить, что это вовсе не чудо. Настоящее чудо – заморская принцесса невиданной красоты с месяцем под косой и звездой во лбу. Об этом рассказала Бабариха. Князь Гвидон ее глаза, поэтому укусил за нос.
Вернувшись домой, князь Гвидон рассказал лебеди о новом чуде, и сказал, что хочет жениться на прекрасной царевне. Оказалось, что лебедь и есть эта царевна. Она согласилась выйти замуж за князя, и вскоре они обвенчались.
Когда купцы опять приехали к князю Гвидону, он попросил их передать царю Салтану, что он обещал приехать в гости. Но в этот раз с ними не поехал во дворец к своему отцу, а остался дома со своей женой.
Услыхав про все чудеса на острове, царь Салтан тут же приказал снарядить флот. На этот раз уловки поварихи, ткачихи и сватьи бабы Бабарихи не подействовали.
Князь Гвидон встретил царя Салтана у берега и повел его во дворец. Царь Салтан своими глазами увидел богатырей, волшебную белку, а затем увидел прекрасную царевну, которая вышла к нему навстречу вместе со своей свекровью. Царь сразу же узнал свою любимую царицу. Он очень обрадовался встрече и даже расплакался от счастья. Поварихе, ткачиха и сватье бабе Бабариха пришлось признаться во всем, но от радости такой их не наказали, а отпустили домой.