Автор На чтение 18 мин. Просмотров 19 Опубликовано
Здесь даны основные сведения о рассказе Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приёмыш», представлено его краткое содержание для читательского дневника. Также дана краткая характеристика главных героев и других персонажей. В конце статьи указаны тема и идея этого рассказа.
Краткие сведения о произведении
Рассказ «Приёмыш» Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк написал в 1891 году. Писатель поведал историю дружбы между человеком, лебедем и собакой. Писатель рисует трогательные отношения одинокого старика с лебедёнком, который остался сиротой.
Мамин-Сибиряк старается передать читателям радость, которую даёт людям их покровительство и сопереживание птицам и животным, нуждающимся в заботе. Автор описывает красоту природы, человека и всего живого.
Главные герои рассказа
Другие персонажи
Краткое содержание для читательского дневника
Часть I
Дождливым летним днём рассказчик бродил по лесу и вышел к рыбачьей стоянке на берегу около Светлого озера. Там жил сторож — старик Тарас, которому было почти 90 лет. Но рассказчика встретил только Соболько, охотничья собака. Самого сторожа не было в избушке. Рассказчик в ожидании хозяина, вскипятил воду в чайнике на костре. Наконец, приплыл на рыбачьей лодке Тарас, а впереди плыл лебедь. Птица вышла на берег и направилась к избушке.
Часть II
Сторож и рассказчик поздоровались, и Тарас поведал, что он плавал за Приёмышем (так звали лебедя), который уплыл за остров.
Оказалось, что этого молодого лебедя старик взял себе, чтобы он не попал в когти ястребу. Рассказал Тарас, что «охотники из господ» пристрелили просто «для озорства» лебедя и лебёдушку, а лебедёнок, не умеющий ещё летать, забился в камыши. Тарас поймал его, и стали они жить втроём: старик, пёс и лебедь. Старик и Соболько полюбили Приёмыша. Тарас не стал подрезать крылья лебедю, чтобы он не улетел, надеялся, что ему здесь хорошо и перезимуют они втроём в избушке.
Часть III
Поздней осенью рассказчик снова пришёл на Светлое озеро. Соболько узнал его и завилял хвостом. Сторож в избушке чинил невод. Поздоровавшись с ним, рассказчик увидел, что старик выглядел утоплённым. За чаем Тарас рассказал о своём горе. Оказалось, что Приёмыш улетел со стаей лебедей, которые спустились на Светлое озеро отдохнуть при перелёте.
Сначала он сторонился стаи, хотя лебеди звали его, но потом затосковал: выходил на берег и жалобно кричал. Тарас понимал, что при перелёте Приёмыш погибнет, так как его не успели научить летать в стае родители. Он может выбиться из сил, отстать от других птиц и пропасть. Поэтому Тарас запер Приёмыша в избушку, но тот стоял целый день у двери, тосковал. Пришлось старику выпустить своего лебедя. Понял он, что если удержать Приёмыша на зиму, он погибнет от тоски.
Лебедь плавал два дня со стаей, но вечером приплывал домой, а в последний раз, отплыв от берега, крикнул по-своему — как бы поблагодарил: «Спасибо, дедушка, за хлеб, за соль!..»
Остались Тарас с Соболькой одни, тосковали они по лебедю. Соболько искал его на берегу, а Тарасу грезилось по ночам, что Приёмыш плавает у берега, выйдет старик из избушки — никого нет.
Заключение
Тема рассказа Мамина-Сибиряка «Приёмыш» — взаимоотношения людей с природой.
Идея произведения состоит в том, что не нужно бездумно, «для озорства», губить птиц и животных. История, рассказана писателем, учит по-доброму относиться ко всему живому, оказывать помощь нуждающимся в ней, уважать стремление птиц и диких животных к свободе.
Краткое содержание может быть полезно для читательского дневника. Рекомендуем прочесть этот небольшой рассказ полностью.
Вам также будет интересно почитать:«Иван» — краткое содержание и пересказ по главам повести В. О. Богомолова«Путешествие из Петербурга в Москву» — краткое содержание и пересказ по главам повести А. Н. Радищев…«Размышления у парадного подъезда» — краткое содержание стихотворения Н. А. Некрасова«Бирюк» — краткое содержание и пересказ рассказа И. С. ТургеневаМамин-Сибиряк Д., рассказ «Приемыш» Жанр: рассказы о животныхГлавные герои рассказа «Приемыш» и их характеристика
- Автор-рассказчик. Барин. Заядлый рыбак и охотник.
- Тарас, сторож на сайме. Старик, живущий совершенно один, бобылем. Еще крепкий, добрый, умелый.
- Приемыш. Лебедь, найденный Тарасом. Добрый друг и верный товарищ.
- Соболько. Старый пес Тараса. Сторож и друг.
План пересказа рассказа «Приемыш»
- Путь к избушке Тараса
- Соболько
- Пустая избушка
- Появление Тараса
- История Приемыша
- Совет автора
- Поздняя осень
- Одинокий Тарас
- Стая лебедей
- Прощание с Приемышем.
Кратчайшее содержание рассказа «Приемыш» для читательского дневника в 6 предложений
- Автор приехал на рыбалку к Тарасу и увидел у него ручного лебедя.
- Тарас рассказал, что нашел птенца в камышах и взял к себе.
- Тарас хотел оставить Приемыша зимовать в избушке.
- Осенью автор нашел Тараса уже без Приемыша.
- На озеро прилетели другие лебеди и Приемыш затосковал.
- Тарас отпустил Приемыша и тот, после долгого прощания, улетел.
Главная мысль рассказа «Приемыш» Каждому свое, человеку — его дом, птице — небо.Чему учит рассказ «Приемыш» Рассказ учит любить природу, бережно относится к птицам и зверям. Учит не приносить домой из леса диких животных, потому что для них дом — вольная природа. Учит уважать чужие чувства и привычки. Учит не держать никого рядом с собой насильно.Отзыв на рассказ «Приемыш» Мне очень понравился этот рассказ и я уверена, что Приемыш не только благополучно долетел до теплых краев, но обязательно на следующий год вернулся к Тарасу вместе с подругой. Мне очень понравилось, что Тарас не стал подрезать птице крылья, не стал лишать ее свободы, а оставил за птицей право самой выбирать свою судьбу.Пословицы к рассказу «Приемыш» Насильно мил не будешь. Птица сильна крыльями, а человек дружбой. Воля птичке дороже золотой клетки. Не мил белый свет, когда друга нет. Золотая клетка соловью не потеха.Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Приемыш» В дождливый летний вечер автор приближался к Светлому озеру, где стояла избушка его старого приятеля Тараса. Еще издали его шаги услышал сторожевой пес Соболько и поднял лай. Но потом обнюхал сапоги автора и успокоился — этого человека пес давно и хорошо знал. Избушка стояла пустой. Тараса не было и автор в ожидании хозяина принялся хозяйничать сам. Он поставил чайник и тот уже вскипел, но Тарас все не возвращался. Но вот умный Соболько довольно взвизгнул и тут же на озере показалась лодка Тараса. К удивлению автора перед лодкой плыл большой белый лебедь. Тарас причалили и сказал лебедю идти домой, а тот горделиво выбрался на берег и потопал к избушке. Тарас был высокого роста, с совершенно белой бородой и круглый год ходил босиком. Он поздоровался с барином и сказал, что плавал за Приемышем, так он назвал лебедя. Автор заинтересовался, откуда Тарас взял этого лебедя, и тот рассказал, что с месяц назад охотники убили взрослых лебедей, а малец забился в камыши. Там его и нашел Тарас, подобрал и принес в дом. Лебедь быстро привязался к Тарасу и дому. По утрам он плавал кормится в протоку и всегда возвращался домой, но сегодня видимо заплутал. Автор предположил, что осенью лебедь улетит, но Тарас возразил, что тому не зачем улетать. Он отлично перезимует в избушке, а подрезать крылья птице, как то советовали другие охотники, Тарас не хотел, не мог увечить божью птицу. Оказалось, что Приемыш отлично поладил с Соболько, и что даже иногда отнимал у собаки кусок. Но Соболько не обижался, а напротив, сильно скучал, когда Приемыш уплывал. Автор пробыл у Тараса весь день, сплавал на рыбалку. Возвращаясь они заметили Приемыша, который тоже ждал Тараса. Было видно, что старик сильно прикипел сердцем к птице. Все его разговоры сводились в итоге к Приемышу. Он называл его гордой, царской птицей и откровенно любовался новым товарищем. На прощание Тарас предложил барину приезжать осенью, рябчиков пострелять. Автор приехал к Тарасу уже поздней осенью. Тарас выглядел больным и усталым. За разговором он поспешил поделиться своим горем — Приемыша у него больше не было. Нет, его не убили охотники, он улетел сам. Вот как было дело. Уже под заморозки на озеро опустилась стая лебедей. Они стали по своему звать Приемыша, а тот все торопился домой. Но потом Приемыш затосковал и стал кричать на берегу словно человек. Тогда Тарас попробовал закрыть его в доме, но и там Приемыш достал старика. Он целый день простоял на одной ноге у дверей и не переставая кричал. Тарас сжалился и отпустил его, зная, что лебедь пропадет, если улетит с другими лебедями. Ведь Приемыш никогда не летал и не был приучен к дальним перелетам. Но Тарас все равно отпустил лебедя. Два дня тот плавал к своим, но каждый раз возвращался, словно прощаясь с домом. А на третий день Приемыш отплыл недалеко от берега, повернулся и жалобно загоготал, словно прося прощения и говоря спасибо. И улетел. А Тарас до сих пор скучает по Приемышу, скучает по другу и Соболько. Иногда им кажется, что вот он сел на озеро, они выбегают из избушки, но на озере пусто.Рисунки и иллюстрации к рассказу «Приемыш»
«Приемыш» – трогательный рассказ о трепетной дружбе человека и лебедя. Это история о доброте, сопереживании и милосердии, благодаря которым мир становится чуть лучше.
Краткое содержание «Приемыш» для читательского дневника
ФИО автора: Мамин-Сибиряк Дмитрий Наркисович
Название: Приемыш
Число страниц: 28. Мамин-Сибиряк Д. Н. «Приемыш». Издательство «Малыш». 1988 год
Жанр: Рассказ
Год написания: 1891 год
Главные герои
Автор-рассказчик – барин, большой любитель охоты и рыбалки.
Тарас – сторож, одинокий старик с добрым чутким сердцем.
Приемыш – лебедь, которого приютил у себя Тарас.
Соболько – старый пес Тараса, его верный друг.
Сюжет
В дождливый летний вечер рассказчик вышел к Светлому озеру, где жил его давнишний приятель – сторож Тарас. Верный сторожевой пес Соболько поначалу принялся лаять, но, учуяв знакомый запах, успокоился – он давно и хорошо знал рассказчика.
Тараса в избушке не оказалось, и в ожидании хозяина рассказчик принялся заваривать чай. Вскоре на водной глади озера показалась лодка Тараса, и Соболько принялся радостно лаять. К большому удивлению рассказчика он увидел красивого белого лебедя, плывшего возле лодки. Старик рассказал ему, как месяц назад охотники убили взрослых лебедей, и он приютил у себя осиротевшего малыша. Тарас очень привязался к лебедю, и назвал его Приемышем.
Приемыш отвечал взаимностью своему новому другу – по утрам он плавал кормиться в протоку, и неизменно возвращался домой. Рассказчик предположил, что осенью лебедь улетит в теплые края, но Тарас надеялся, что Приемыш перезимует в его избушке. Он категорически отказался подрезать крылья питомцу, как то советовали другие охотники – Тарас не представлял, как можно изувечить божье создание в угоду собственной прихоти.
Рассказчик пробыл у Тараса целый день. Было видно, что старик всем сердцем прикипел к красивой гордой птице, да и Соболько очень привязался к Приемышу. Прощаясь, Тарас пригласил рассказчика приехать осенью, поохотиться на рябчиков.
Когда рассказчик навестил сторожа поздней осенью, он не узнал его – настолько больным и усталым тот выглядел. Выяснилось, что Приемыш покинул его. А дело было так. На озеро опустилась стая лебедей, улетающих на юг. Они принялись звать с собой Приемыша, но тот не откликался. Затем он затосковал, и принялся кричать на берегу, словно измученный человек. Тарас, понимая, что Приемыш, который никогда не летал на дальние расстояния, погибнет во время перелета, попытался было запереть лебедя в избушке, но тот целый день прокричал у двери. Старик сжалился над птицей и отпустил ее. Два дня Приемыш общался с лебединой стаей, но каждый раз возвращался. А на третий день он жалобно загоготал и уже навсегда улетел.
С тех пор Тарас стал грустным, замкнутым. Тосковал по другу и Соболько. Иногда им казалось, будто лебедь вернулся. Они выбегали на улицу, но на озере было пусто.
План пересказа
- Избушка сторожа Тараса.
- Встреча со стариком.
- История Приемыша.
- Встреча осенью.
- Одинокий Тарас.
- Прощание с Приемышем.
Главная мысль
Если любишь всем сердцем, нужно уметь отпускать.
Чему учит
Рассказ учит любить и беречь природу, и при этом понимать, что для диких животных и птиц лучшей является жизнь на воле. Также произведение учит уважать чужие желания и чувства, и никого не удерживать возле себя силой.
Отзыв
Нужно обладать большой мудростью, чтобы понять и принять потребности другого существа. Старый сторож Тарас позволил своему любимцу улететь на юг, и тем самым доказал свою искреннюю любовь к нему.
Рисунок-иллюстрация к рассказу Приемыш.
Пословицы
- Насильно мил не будешь.
- Птица сильна крыльями, а человек дружбой.
- Воля птичке дороже золотой клетки.
- Золотая клетка соловью не потеха.
Что понравилось
Понравилось, как Тарас, который очень любил Приемыша и не хотел с ним расставаться, все же нашел в себе силы отпустить его. Хочется верить, что лебедь выжил, и весной вернулся на родное озеро.
Тест по рассказу
- Вопрос 1 из 10
Кто является автором произведения «Приемыш»?</h3>
- <label>Дмитрий Мамин-Сибиряк</label>
- <label>Виталий Бианки</label>
- <label>Павел Бажов</label>
- <label>Александр Куприн</label>
(новая вкладка)
У деда был еще один питомец – пёс. Так они с лебедем перестали опасаться друг друга, даже стали играть. На удивление, они и ели уже из одной миски! Старик только любовался их дружбой. Да и им самим любовались, когда он шел на лодке, а впереди плыл красавец-лебедь.
К лебедю он относился совсем как к родному ребенку, поэтому-то его и можно назвать приёмышем.
И всё же время пришло, когда лебедь стал совсем взрослым. Кроме того, прилетела на озеро стая таких же прекрасных птиц. Лебедь, хоть и боялся, но хотел примкнуть к ним. Сначала Тарас закрыл его в доме, желая спасти. Человек думал, что его питомец не способен улететь со стаей. Ведь там молодых птиц воспитывают, тренируют, а этот с трудом себе еды добудет. Где уж там лететь в теплые края! Но так плакал по-птичьи лебедь, что отпустил его Тарас. По его словам приёмыш бросился к родным птицам, но остановился, будто прощаясь с приёмным отцом, крикнул по-своему, мол, спасибо за хлеб-соль. И улетел в дальний путь. Лебедь сделал свой выбор.
Всё-таки порода взяла своё. Хочется верить, что птица, по-человечьи, испытывала чувство благодарности к старику Тарасу, который так нежно о ней заботился.
Оцените произведение: Голосов: 509
Читать краткое содержание Приемыш. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
Мамин-Сибиряк. Краткие содержания произведений
Картинка или рисунок Приемыш
Другие пересказы и отзывы для читательского дневника
- Краткое содержание Книжный вор Зузак
Главный рассказчик в произведении – Смерть. Персонаж ужасно устал от своей работы, поскольку начинается Вторая мировая война и работы действительно много. Смерть пристально наблюдает за жизнью Лизель.
- Краткое содержание Драгунский Англичанин Павля
Юмористическую историю «Англичанин Павля» написал советский писатель Виктор Юзефович Драгунский. Это произведение входит в сборник «Денискины рассказы». Главный герой этих произведений — мальчик Дениска
- Краткое содержание Дидро Монахиня
В этом литературном шедевре рассказывается о молодой послушнице монастыря св. Марии Сюзанне Симонен, которая сидя в келье, обращается в своих записках, а именно их представляет повествование, к маркизу де Круамару.
- Краткое содержание Трифонов Старик
Как-то раз пенсионеру Летунову Павлу Евграфовичу, живущему в дачном поселке, приходит письмо от его подруги молодости Аси Игумновой, в нем она приглашает Павла Евграфовича в гости
- Краткое содержание Тургенев Смерть
Тема смерти звучит в большинстве прозаических произведений замечательного русского писателя Ивана Тургенева, в том числе и в рассказе «Смерть». В нем писатель выступает в роли наблюдателя и повествователя
Содержание:
Создание произведения и главные герои
Произведение «Приемыш» Мамин-Сибиряк написал в 1891 году в жанре рассказа о животных. Дмитрий Наркисович жил в это время в Петербурге, но не забывал родной уральский край, где прошли годы его детства. Описывая природу, он тонко передавал естественную красоту и подсказывал, как нужно о ней заботиться. Пронизанное душевной теплотой произведение учит младшее поколение доброте и состраданию, бережному отношению к хрупкому миру.
Повествование рассказа идет от имени автора — барина, большого любителя охоты и рыбной ловли. На досуге он любит гулять по лесу и в окрестностях озер, водит дружбу с местными лесничими и сторожами. Во время рассказа сударь сталкивается с персонажами, о которых с удовольствием составляет рассказ:
- Тарас. Пожилой одинокий сторож, человек с добрым и отзывчивым сердцем. Обитает почти 40 лет в рыбачьей избушке на берегу Светлого озера. Когда-то у него была семья и дом, но из-за жизненных обстоятельств он живет одиноко (бобылем).
- Приемыш. Молодой лебедь, которого старик спас от гибели.
- Соболько. По описанию — старый пес, верный слуга и друг Тараса.
Краткое содержание
Автор передает читателям историю о том, как одинокий пожилой сторож приручил лебедя. Живя у озера, Тарас становится свидетелем многих трагедий. Однажды здесь убили пару лебедей. Их птенец успел скрыться в зарослях камыша. С тех пор старик стал подкармливать малыша, но дружбу с ним не водил. Когда настали холодные времена, ему пришлось вмешаться в законы природы. Тарас спрятал птенца в сарае, где ему было тепло и сытно.
Вскоре лебедь стал проявлять интерес к жизни сторожа, который относился к нему по-отечески внимательно. Как и собаку Соболько, он считал гордую птицу частью своей семьи. Постепенно пес и Приемыш сдружились и стали есть из одной миски. Тарас любовался их трепетным отношением друг к другу. Часто со стороны окружающим представлялась живописная картинка: сторож плыл в лодке по реке, а впереди по водной глади скользил красивый лебедь.
Вскоре лебедь стал здоровой взрослой птицей. Тарас понимал, что момент прощания с ним близок. К тому же на озеро прилетела стая таких же лебедей, к которым стремился примкнуть Приемыш. Сначала старик боялся за крылатого друга, запирал его в сарае. Он думал, что лебедь не сможет жить в стае, ведь там птиц воспитывают с младенчества. Его питомец с трудом мог добыть еды для себя. Где уж такому лететь в далекие теплые края?
Однако Приемыш плакал по-птичьи, и сторож рискнул, отпустил его к собратьям. По его словам, лебедь с радостью бросился к стае. Два дня он общался с птицами и возвращался, но на третьи сутки старик его не дождался, Приемыш покинул дом, где вырос, навсегда.
Тарас и Соболько много дней ждали его возвращения, с грустью смотрели в небо. Иногда им казалось, что их друг вернулся, и они выбегали к озеру, но напрасно — водная гладь была пустынной.
Пересказ и план для читательского дневника
Автор отмечает, что расставание с питомцем далось Тарасу очень тяжело. Он постарел и очень долго переживал за судьбу лебедя. Будучи умным и добрым человеком, старик поступил правильно и отпустил подкидыша в собственный полет. Нельзя распоряжаться судьбой живого существа, держать насильно, без воли. Однако герой привязался к лебедю, поэтому разлука далась очень тяжело. Пересказ произведения в сокращении можно составить на основе плана:
- Путь автора к домику Тараса, скрытому камышом.
- Верный Соболько.
- Пустая избушка.
- Встреча со старым сторожем.
- История лебедя Приемыша.
- Совет автора.
- Приход поздней осени.
- Одиночество Тараса.
- Стая лебедей.
- Прощание с дорогим питомцем.
Расставание друзей навеки трогает душу читателей. Автор описывает, как лебедь отплыл от берега, остановился и, обернувшись, крикнул что-то по-своему. Он словно благодарил Тараса за заботу, участие, хлеб и соль. Как бы ни было сложно старику, он понимал, что каждому свое. Человеку — земные дела, а приемной птице — небо. Обладая мудростью, он чувствовал потребности других живых существ.
Отправив Приемыша в стаю, герой доказал свою любовь. Так и родители отпускают своих детей. Сердце плачет, а душа понимает, что ребенок вырос и ему нужно быть самостоятельным.
Главная мысль
Сказка Мамина-Сибиряка учит любить природу и понимать, что для птиц и зверей нет ничего лучше, чем жизнь на воле.
Важно уважать чужие чувства и никого не удерживать рядом с собой силой.
Кратко записать содержание произведения в читательский дневник позволит такой план:
- Автор приехал поприветствовать знакомого старого сторожа и познакомился с его ручным лебедем.
- Повествование Тараса о том, как он нашел и приручил Приемыша.
- Визит автора в избушку старика осенью после того, как лебедь покинул свою обитель.
- Рассказ старика о том, что Приемыш увидел стаю лебедей на озере и захотел присоединиться к ним.
- Тарас не стал удерживать птицу, после прощания она улетела навсегда.
Основная мысль рассказа заключается в том, что следует учиться милосердию. Нельзя проходить мимо раненой птицы, зверька, просящего о помощи человека. На примере сказки автор показывает, как сострадание приносит радость и дарит смысл жизни. С Тарасом и Соболько остались тепло и свет, которые дарил лебедь.
Лебедь улетел, но он будет радовать грациозностью и красотой людей в других уголках мира. Очень хочется, чтобы судьба уберегла его от людской жестокости и зла.
После ознакомления с кратким содержанием школьникам рекомендуется прочесть рассказ полностью. Это можно сделать онлайн или в бумажном варианте.
Еще тесты
Читайте также
«Недоросль» — краткое содержание ? комедии Д. И. Фонвизина»Ася» — краткое содержание ? повести И. Тургенева»Робинзон Крузо» — краткое содержание романа Д. Дефо»Фауст» — краткое содержание ? трагедии И. Гете
Используемые источники:
- https://blmb.ru/priyomysh/
- http://coolchtivo.blogspot.com/2018/11/blog-post12.html
- https://obrazovaka.ru/chitatelskiy-dnevnik/priemysh.html
- http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/mamin-sibiryak/priemysh
- https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/priemysh.html
Модуль (раздел)
«Природа и мы»
Тема
урока: Знакомство с названием
раздела. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш»
Цель
ученика: читать и анализировать произведение «Приемыш».
Задачи:
Знать
содержание произведения Д.Н. Мамина –Сибиряка «Приёмыш».
Уметь
выдвигать предположение о содержании текста по заголовку; делать вывод после
чтения текста (гипотеза верна, неверна)
Определить
жанр, тему, идею, главных героев рассказа.
Делить
текст на смысловые части; определить микротемы, ключевые или опорные слова в
тексте.
Цель
учителя на уроке: формирование умения анализировать
художественный текст на основе произведения Д.С. Мамина – Сибиряка «Приёмыш»
Задачи
урока:
Предметные:
·
Учить
осмысленному правильному чтению целыми словами вслух и про себя с соблюдением
орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным
выделением знаков препинания;
·
Помочь
определить жанр,
тему, идею, главных героев рассказа;
·
Готовить
учащихся к выборочному пересказу: делить текста на смысловые части;
определить микротемы, ключевые или опорные слова в тексте.
Метапредметные
результаты: создать условия для формирования умений:
·
прогнозировать
содержание раздела по названию;
·
анализировать
заглавие произведения, его адекватное соотношение с содержанием произведения;
·
уметь
отвечать на вопросы по прочитанному;
·
высказывать своё мнение;
·
помочь осознать нравственное содержание прочитанного, осознавать
мотивацию поведения героев, анализировать их поступки с точки зрения норм
морали.
Личностные
результаты:
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
Опорные
понятия, термины:
композиция, герои рассказа, главный герой, тема, идея, характер
героя.
Новые
понятия, термины:
Приёмыш, протока,
сайма, заводь, муштровать, бобылём, увечить, хиреет, божья тварь
Домашнее
задание: на выбор пересказ отрывка рассказа Д.Н. Мамина – Сибиряка «Приёмыш»
Этапы
урока
Дидактическое
оснащение урока
УУД
Мотивация,
актуализация, организация.
Эпиграф к уроку:
«Небо без птиц – не
небо,
А море без рыб
– не море,
А земля
без зверей – не земля…»
— Чему будут посвящены произведения в нашем
новом разделе? (рассуждения детей)
Вывод: раздел
«Природа и мы» посвящен взаимоотношениям человека и природы.
Вы познакомитесь с
произведениями писателей – натуралистов.
Кто такие
натуралисты?
Натуралист – тот, кто занимается изучением природы.
С какими писателями – натуралистами мы знакомы?
Что объединяет их произведения ?
( Тема о природе)
Автора сегодняшнего
произведения вы определите сами, посмотрев выставку уже известных книг.
— Читаем названия…(«Алёнушкины сказки», «Сказка
про храброго зайца…», «Серая Шейка», «Сказка про Комара Комаровича…»)
— Кто автор? Дмитрий Наркисович Мамин –
Сибиряк
А сегодня мы с вами
познакомимся с произведением Д. Н. Мамина – Сибиряка «Приёмыш»
— Как вы понимаете
значение слова «Приёмыш»?
Приёмыш – это
приёмный сын или приёмная дочь.
Как вы думаете, о
каком приемыше говорится в произведении?
Сейчас мы узнаем,
кого назвали в рассказе приёмышом, познакомимся с содержанием рассказа.
Учебник
, изображение природы, фото (портреты) писателей – натуралистов, толковый
словарь школьника
Изучение нового
материала.
Прочитаем
произведение по частям.
Чтение учителем 1
части текста. По ходу чтения идет словарная работа
-Почему
хозяина избушки не оказалось дома?
— Рассмотрите
иллюстрацию и соотнесите с текстом. Подтвердите словами текста.
— К какому озеру подходил автор в
произведении?
— Как звали сторожа на рыбачьей стоянке?
— Как звали собаку Тараса?
— Кого Тарас назвал гулякой?
—
Как можно озаглавить первую часть рассказа?
Чтение
учителем 2 части текста.
Беседа
после чтения.
Подумайте, кто же на самом
деле оказался Приёмышем? (Лебедь)
Почему
ему дали такое имя? (Тарас приютил его у себя)
Как
лебедь попал к Тарасу? (Тарас нашел его в камышах, поймал и принес его к себе
домой)
— Какое
зло причинили охотники птице? (Пристрелили лебедушку и лебедя, а птенец
остался)
— А
правильно ли поступил Тарас? (Правильно.)
— Как
поступили бы вы?
Какие слова учебника
характеризуют Приёмыша? (Лебедь, сирота, умная птица, Божья птица)
— Здесь лебедь –
сирота, почему? (Остался без обоих родителей)
Найдите в тексте
ответ на вопрос и прочитайте:
«Почему Тарас не подрезал Приёмышу
крылья?»
Это и
есть кульминация урока, здесь сошлись тема идея проблема! Ведь он был одинок,
мог сделать так, чтобы лебедь остался.
«…А как
же можно увечить божью птицу? Пусть живет, как ей от господа указано…
Человеку указано одно, а птице — другое…
— Как
можно озаглавить вторую часть?
Вторую
часть можно озаглавить «Приёмыш и Соболько»
Как вы думаете, каким будет конец этой
истории?
Читаем третью часть рассказа.
— Совпало ли ваше мнение с
текстом?
Как озаглавите третью часть произведения?
( Приёмыш улетел.
Уход Приёмыша.
Расставание с Приёмышом.)
-Почему автор назвал свой рассказ «Приемыш»?
Как вы
думаете, вернется к Тарасу лебедь весной?
Вывод. Хотелось бы, чтобы Приёмыш вернулся к Тарасу, но такой дружбы
и верности уже не будет: приёмыш — птица, которой нужна полная свобода, и у
неё должна быть своя семья.
Вопрос: А можем ли мы чему-нибудь научиться у Тараса? А чему нас учит
поступок Тараса?
— Почему так сильно тосковал Тарас о Приёмыше?
(Он одинок, привязан к Приёмышу, как к члену семьи)
Тарас понимал, что лебедь мог и не долететь до
тёплых краёв, так как он был не подготовлен к дальней дороге.
Тарас был очень мудрым и добрым человеком, так
как он понимал, что если он оставит Приёмыша у себя, то тот умрёт от тоски.
Мы знаем, что каждый должен жить так и там, где ему суждено — рыбе — в воде,
зверю — в лесу. А отпустив Приёмыша с лебедями в долгий и трудный путь, Тарас
понимал, что тот может и не долететь до тёплых краёв, так как других лебедят
учили и готовили в дорогу взрослые птицы. Давайте пожелаем Приёмышу
счастливого пути.
Диагностика
результатов
— Составьте модель обложки произведения Д.Н.
Мамина-Сибиряка «Приёмыш»
— Определите тему рассказа (О чём?)
— Определите идею рассказа (Что хотел показать
автор ?)
Заполнить таблицу.
Автор | Д.С. |
Заголовок | «Приёмыш» |
Жанр | Рассказ |
Проблема | Одиночество |
Тема | Взаимоотношения |
Идея | Любовь |
Главные герои | Тарас, |
Деление текста на части.
- С
чего начинается история? (завязка) - Как
продолжается история? (развитие действия) - Какой
самый острый момент? (кульминация) - Как
разрешается конфликт? (развязка) - Как
заканчивается история? (заключение)
Завязка | Развития | Кульминация | Развязка | Заключение |
«Дождливый летний день …» | Старик рассказывает, как он приручил лебедя, | Уход лебедя со стаей. | Тарас рассказывает об уходе лебедя, как они прощались. | Старик остается с собакой, грустит о том, что |
Составление
паспорта главного героя (технология ТРИЗ)
Паспорт
главного героя
Имя —
Автор-
Прописка-
Где живёт-
Кем служит-
Особые приметы –
Домашнее задание: заполнить
паспорт главного героя рассказа Тараса.
Итог урока.
Сегодня я узнал….
Я понял….
Я применил ….
I.
Повторение (1 слайд)
— На прошлом уроке мы познакомились с
рассказом Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка «Приемыш». Давайте вспомним
несколько эпизодов из биографии автора, а поможет нам в это картинный план.(2 слайд)
1. Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк
родился в 1852 году на Урале в семье священника и сельской учительницы. (Вероника)
2. Писатель получил начальное домашнее
образование, закончил духовную семинарию в Перми. Учился на юридическом
факультете Петербургского университета, но не закончил его. (Саша)
3.
Родители с детства научили его любить книгу. Он зачитывался Пушкиным, Гоголем,
Тургеневым и Некрасовым.
Печататься начал Мамин – Сибиряк в
возрасте 23 лет. Для детей и о детях было написано более 130 рассказов и
сказок. (Артур)
4.
Жили они вдвоем с дочкой Аленушкой. Он ей рассказывал сказки, которые позже записал
и издал отдельной книгой, которую назвал «Алёнушкины сказки». Книга нравится
всем детям. (Динара)
— Сегодня мы продолжим работать над
рассказом «Приемыш», но сначала речевая разминка.
II.
Речевая разминка. (3слайд)
1. Отработка навыков чтения.
— Прочитайте шепотом.
— Назовите имена существительные. (Егор)
— Назовите глаголы. (Ваня)
— Прочитайте с вопросительной интонацией,
выделяя голосом глаголы.(Девочки)
— Прочитайте с утвердительной интонацией. (Мальчики)
— Прочитайте выразительно. (Все)
III.
Сообщение темы, целей урока
1. Вводная беседа
— Кто такой лесничий? (Служащий
лесничества или заведующий им) (Полина П.)
— Назовите синонимы к слову «лесничий»
(лесник, егерь) (Маша, Артем Б.)
— Какими качествами должны обладать эти
люди? (Ангелина)
— Как вы думаете, почему мы начали урок с
такого стихотворения? (Тимофей)
— Посмотрите на доску и скажите, какие
вопросы можно задать к каждому персонажу (4 слайд) (Вика М.)
— Какой он? Как выглядит? Какой характер?
Какие поступки совершает?
2. Формулировка темы, целей урока
— Сформулируйте тему и цели урока. (Карина)
Тема: «Характеристика героев
произведения»
— Верно. Сегодня мы проанализируем
характер и поступки героев рассказа «Приемыш».
IV.
Работа по теме.
1. Характеристика героев.
— Давайте вспомним с чего начинается
рассказ? (Саша)
— Что вы узнали о Соболько? (Артем
Б.)
— Охарактеризуйте Тараса. Каким он вам
представляется? (Зенина П.)
— Как Тарас относился к Приемышу? (Гурген)
Какие слова помогают понять это? (Ярослав)
— Найдите и прочитайте отрывки, которые
наиболее эмоционально показывают характер Тараса, его чувства, отношение к
лебедю. (Вика М., Артем Б., Тимофей)
— Каким был Приемыш? (Егор)
2. Характеристика отношений между
героями.
— Какие отношения сложились между Тарасом,
Соболько и лебедем? (Маша)
— Докажите словами из текста. (Ваня)
— Что почувствовал Тарас, когда Приемыш
улетел? (Марк)
-Этот рассказ вызывает множество вопросов.
На некоторые из них нам поможет ответить игра «Пресс-конференция», в которую мы
сейчас поиграем.
3. Игра «Пресс-конференция»
— Нам нужны главные герои, а остальные будут
журналистами. Кто хочет побывать в роли Тараса? (Тимофей)
Приемыша? (Ваня) Соболько? (Артем Б.)
— Журналистам нужно постараться задать
интересные вопросы, а героям четко на них ответить.
Вопросы:
— Почему вы решили приютить птицу? (Аня)
— Почему вы отпустили Лебедя? (Кирилл)
— Почему ты улетел, ведь Тарас так любил
тебя? (Денис М.)
— Почему ты подружился с лебедем, ведь
обычно собаки не дружат с птицами? (Виолетта)
— Достаточно. Всем спасибо!
3. Работа в парах.
— А теперь мы поработаем в парах. Возьмите
карточку
Задание:
найти слова, относящиеся к каждому герою и поставить + в нужной колонке.
Проверка по ключу.(5
слайд)
— У кого 1-2 ошибки? Больше 3 ошибок?
4. Работа в группах. (6
слайд)
— У вас на столах набор картинок, вам
нужно ответить на вопрос 4 с.81 учебника:
— Что было правильнее и поместить лебедя в
нужное место. (Кирилл)
V.
Закрепление
-Какими мыслями хотел поделиться с нами
автор? (Саша)
Писатель хотел сказать, что звери и птицы
такие же живые существа, как и люди, со своим характером. Они могут любить,
тосковать, веселиться, но при этом они все равно остаются животными, для
которых родным домом всегда останутся лес, озеро, болото. Как бы хорошо не
относились к ним люди, они будут скучать и тосковать, если их насильно
удерживать вдали от родных мест, от своих братьев. Нельзя лишать воли свободную
птицу, следует уважать чужие желания.
— Подвести итог мне бы хотелось замечательными
словами М.М. Пришвина: «Рыбе — вода, птице — воздух, зверю —
лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу —
значит охранять родину.
1. |
2. Писатель |
3. Родители с детства научили его любить книгу. Он зачитывался Печататься |
4. Жили они вдвоем с дочкой Аленушкой. Он ей рассказывал сказки, |
Тарас: |
Лебедь: |
Соболько: |
Синквейн Приемыш Гордая, Плавает, Пристал Птица, лебедь, Тарас Добрый, Охотится, Приютил Старик |
Слайд 1
Тестирование на уроках литературного чтения в начальных классах как метод проверки знаний учащихся Подготовила: Орлова В.Б.
Слайд 2
Тесты – это задание, состоящее из ряда вопросов и нескольких вариантов ответа на них для выбора в каждом случае одного верного.
Слайд 3
ТЕСТ! ТЕСТ? ТЕСТ… ДОСТОИНСТВА НЕДОСТАТКИ 1.Быстрота проверки. 2.Возможность проверки теоретического материала. 3.Объективность оценки результата. 4.Развивает мыслительные операции. 5.Формирует навыки самоконтроля. 6.Подготовка к ЕГЭ. 1.Возможность угадывания. 2.Часто невозможно проследить логику ученика. 3.Тесты не могут служить основной формой контроля за качеством успеваемости учащихся. 4.Сложность проверки глубины ЗУН.
Слайд 4
Требования к тестовым заданиям. 1. Валидность – адекватность целям проверки. 2. Определённость — при чтении обучающийся должен хорошо понимать, какие задания и в каком объёме он должен выполнить. 3. Простота — формулировка заданий и ответов на них должны быть чёткими и краткими. Показателями простоты является скорость выполнения заданий. 4. Однозначность — задания имеют единственно правильный ответ. Термины, изображения заданий и ответов необходимо представлять однозначно понятными. 5. Равнотрудность — При составлении тестов в нескольких вариантах равнотрудность определяется стабильностью результатов по вопросам во всех вариантах одного и того же задания.
Слайд 5
Виды теста по характеру деятельности обучающегося 1. Тест выбора верных ответов из общего числа, предложенных в задании 2. Тест на установление истинности (ложности) утверждения . В нём предлагается лишь два ответа для выбора “да”, “нет”. 3. Тест на заполнение пропусков в истинном утверждении (тест на дополнение). 4. Тест со свободно конструируемым ответом. 5. Комбинированный тест
Слайд 6
Использование тестирования на разных этапах урока: 1. Вводное тестирование (получение сведений об исходом уровне знаниях учащихся). 2. Текущее тестирование (для ликвидации пробелов и коррекции умений и знаний) 3. Итоговый тест (систематизирует, обобщает учебный материал, проверяет сформулированные знания и умения)
Слайд 7
В ходе учебного процесса тест выполняет следующие функции: Диагностическую; Обучающую; Организующую; Развивающую; Воспитывающую; Контролирующую. Очень важным компонентом современной технологии обучения является ТЕСТ, как инструмент измерения уровня знаний и сложности заданий.
Слайд 8
Тестовый контроль 1. Контроль должен носить регулярный характер. 2. Контроль должен охватывать максимальное количество учащихся за единицу времени. 3. Объем контролируемого материала должен быть не большим, но достаточно репрезентативным, чтобы по степени его усвоения (не усвоения), владения (не владения) им учащимися можно было судить, приобрели ли они необходимые навыки и умения. 4. При проведении контроля следует исходить от конкретных задач урока. Фактически осуществление каждой из задач урока должно контролироваться путем использования целесообразных форм и приемов контроля.
Слайд 9
Эмоциональный настрой ребёнка перед проверочной работой. ( фразы, с которых начинается тест) Внимательно читай и выполняй задание. По окончании работы — проверь. Удачи! Смотри в оба! У тебя всё получится! Чтоб не было скуки, бери дело в руки! Внимание! Только внимание! Мир освещается солнцем, а человек знанием! Ни пуха, ни пера! Если есть труд, значит будет и успех! Воля и труд дивные всходы дают! Работа мастера боится! В хорошем настроении принимайся за работу! Вперёд к победе! Ученье везде найдёт примененье! Больше дела, меньше слов!
Слайд 10
Тесты на уроках чтения
Слайд 11
Тестовые задания, направленные на проверку понимания прочитанного. Тест к произведению Б.С. Житкова «Как я ловил человечков» От имени кого ведется рассказ? ________________________________________________ Как звали мальчика?___________________________________________________________ Куда мальчика отправили на лето? _____________________________________________ Что стояло у бабушки на полке? ________________________________________________ Опиши пароходик._____________________________________________________________ Разрешала ли бабушка играть Боре пароходиком? ________________________________ Чем был пароходик для бабушки? ______________________________________________ Кого хотел поймать мальчик на пароходике? _____________________________________ Чем выманивал Боря человечков? _____________________________________________ _ Как Боря обманул бабушку, чтобы остаться дома одному?_______________________________________________________________________ Что он сделал, когда остался дома один? _________________________________________ Получилось ли поймать человечков на пароходике? _______________________________ Что испытал Боря, когда понял, что на пароходике никто не живет?_____________________________________________________________
Слайд 12
1.Подчеркни имена девочек. Миша, Маша, Толя, Тоня, Витя, Вика , Даша, Паша, Даня, Таня. 2. Подчеркни животных Вёдра, выдра, крыша, козёл, осёл, крыса, мышка, мишка, свинка, спинка 3. Подчеркни части тела Носик, ножик, спинка, свинка, ротик, котик, кулик, кулак, сушки, ушки, ножки, рожки, палец, танец. 4. Подчеркни овощи . Федька, редька, кепка, чеснок, репка, челнок, кабачок, каблучок. 5. Подчеркни объекты природы. Бочка, кочка, рак, мак, почта, почва, волоски, колоски, голос, колос, маг, рак. Тест 5 – ти минутка для формирования навыка правильного чтения.
Слайд 13
Тест на установление истинности (ложности) утверждения . В нём предлагается лишь два ответа для выбора “да”, “нет”. Тест к сказке М.Ю. Лермонтова « Ашик — Кериб » 1. Ашик – Кериб был богатым и знаменитым. 2.Магуль – Мегери полюбила Куршуд – бека. 3. Ашик – Кериб отправился странствовать на семь лет, чтобы стать богатым. 4. Ашик – Кериб стал богатым и знаменитым и забыл свою Магуль – Мегери . 5. Ашик – Кериб решил остаться жить в чужом городе Халафе . 6. По поручению Магуль – Мегери купец всем на базаре показывал золотую саблю. 7. Ашик – Керибу помог вернуться на родину крылатый верблюд 8. Ашик – Кериб перелетел из одного города в другой за месяц. 9. Ослепшая старуха была матерью Ашик – Кериба . 10. Магуль – Мегери не узнала своего Ашик – Кериба и вышла замуж за Куршуд – бека. 11. Ашик – Кериб вылечил свою мать комочком земли из-под копыт лошади. 12.Брат Куршуд – бека застрелил Ашик – Кериба и Магуль – Мегери . 13. Куршуд – бек женился на сестре Ашик – Кериба . 14. Сказка учит выполнять свои обещания.
Слайд 14
Тест выбора верных ответов из общего числа, предложенных в задании Тест к произведению Д.Н.Мамина-Сибиряка «Приемыш». 1 .Подчеркни героев произведения: Тарас, Жулька , Приемыш, Минька , Соболько . 2.Зачем автор приехал к Тарасу: — Порыбачить и поохотиться. — На день рождения. -Познакомиться с Приемышем. 3 . Старый Тарас относился к лебедю: -с любовью, — с безразличием, -с завистью. 4. Почему Приемыш стал сиротой? -Его родителей подстрелили охотники. -Его родителей подстрелил Тарас. -Его родителей загрызли собаки. 5. Кого автор назвал Приемышем? -собаку. -лебедя. -лисенка. 6.Как жили Приемыш и Соболько ? -дружно. -каждый сам по себе. -они были врагами. 7.Почему Тарас отпустил Приемыша? -он ему надоел. -Тарас уезжал с озера на зиму. -потому что лебедь стал проситься на волю. 8 . Какой поступок был правильным: -отпустить лебедя на волю. -подрезать лебедю крылья. -силой удержать в сарае. 9. Когда лебедь улетел: -Тарас и Соболько загрустили. -Тарас приютил другую птицу. -Тарас забыл лебедя и продолжал жить спокойно.
Слайд 15
Тест на заполнение пропусков в истинном утверждении (тест на дополнение). Тест к произведению М.М. Зощенко «Елка» 1. У Миньки была сестренка …………….. . 2. На елке висели разноцветные ……………., …………………….., золотые …………………, …………………………., и крымские ……………………………… . 3. Леля была высокая, ………………………………. девочка. 4. Минька был ………………………………………… роста. 5. Леле было ……… лет, а Миньке ……….. лет. 6. Леля Съела с елки …………………………………………………….., а Минька ……………………………………… . 7. ……………………………………… разбил фарфоровую куклу. 8. Мама отдала …………………………………………………………………… четырехлетнему мальчику. 9. Дети стали ………………………………………. Гостей. 10. ………………………………….. наказал детей за испорченный праздник. 11. Автор никогда в жизни больше не………………………………………………………………, и не …………………………………………………………. .
Слайд 16
Итоговый тест (систематизирует, обобщает учебный материал, проверяет сформулированные знания и умения) Итоговый тест по литературному чтению по теме: « Природа и мы ». 1. Кто является автором рассказа « Приёмыш»? а) Куприн А. И. б) Пришвин М. И. в) Мамин-Сибиряк Д. Н. 2. Как звали стрижонка в рассказе В. П. Астафьева? а) Круть б) Скрип в) Чив 3.Кого приютил у себя охотник Тарас из рассказа « Приёмыш»? а) лебедя б ) кабана в) собаку 4. Как звали собак из рассказа А. И. Куприна? а) Белка и Стрелка б) Барбос и Жулька в) Выскочка и Вьюшка 5. Кого рисовал автор рассказа « Кабан»? а ) животных б) деревья в) посетителей зоопарка 6. В каком рассказе была глупая сорока? а) « Приёмыш» б) « Кабан» в) « Выскочка» 7. Кого испугался герой рассказа Е. И. Чарушина « Кабан»? а) оленя Серёжку б) кабанов в) волков 8.Почему М. М. Пришвин назвал сороку Выскочка? а) она хотела быть везде первой б) она всегда скакала одна в) она вылупилась из яйца раньше всех 9. Как Тарас из рассказа « Приёмыш» относится к лебедю? а) с уважением б) с любовью в) с ненавистью 10. Чему учат нас рассказы о животных? а) доброте и заботе, верности и дружбе б) думать прежде всего только о себе в) лёгко забывать своих маленьких друзей
Слайд 17
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
по
теме « Д.Н.Мамин-Сибиряк
«Приемыш». Работа по содержанию. Характеристика героя».
Тема: Д.Н.Мамин-Сибиряк
«Приемыш». Работа по содержанию. Характеристика героя
Цель:
создание условий для обобщения и систематизации знаний детей о содержании
рассказа Д.Н.Мамина-Сибиряка «Приемыш»
-дидактическая: продолжить знакомство
обучающихся с содержанием рассказа; дать характеристику главным героям
рассказа;
-развивающая: развитие интереса к чтению;
совершенствование навыка чтения; развитие памяти, воображения;
-воспитательная: воспитание стремления к
доброте, дружбе, взаимопомощи.
-Формирование умения определять тему
читаемого произведения.
-Развитие умения выразительно читать
произведение и отвечать на вопросы по содержанию.
-Формирование умения планировать свое
действие в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации.
— Развитие
способности к организации своей деятельности.
— Развитие
умения отвечать на вопросы.
— Развитие
умения вступать в диалог с учителем.
— Развитие
умения выражать своё отношение к литературным произведениям и героям.
— Формирование
умения осуществлять анализ объектов с выделением
существенных и несущественных признаков.
— Формирование
умения работать с информацией.
-Развитие дружелюбности, познавательных
интересов.
Оборудование:
учебник, презентация, проектор, компьютер.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Формируемые УУД
1.Организационный
момент (1 минута).
-Здравствуйте,
дети! Садитесь, пожалуйста. Проверьте, всё ли у вас готово к уроку.
Здороваются
с учителем, проверяют готовность к уроку.
2.Мотивация
к учебной деятельности (1 минута).
-Итак,
друзья, внимание –
Прозвенел
звонок.
Садитесь
поудобнее –
Нас ждёт
интереснейший литературного чтения урок!
Настраиваются
на работу.
Регулятивные
—
Развитие способности к организации своей деятельности.
3.Актуализация
знаний (6 минут).
-Назовите
имя, отчество и фамилию писателя, с произведением которого мы познакомились
на прошлом уроке.
— Что
интересного вы узнали о Д. Н. Мамине – Сибиряке?
-Д.Н.Мамин-Сибиряк.
-Дмитрий
Наркисович Мамин-Сибиряк родился и вырос в семье заводского священника.
-Детские
годы его прошли в маленьком посёлке на Урале. У Маминых была большая, хорошая
семья. Отец писателя был человеком умным, честным, добрым. Он бесплатно учил
в школе заводских детей, помогал людям, попавшим в беду. В доме было много
детей, друзей, книг. По вечерам в семье любили читать вслух.
-Мамин –
Сибиряк написал много прекрасных рассказов. Он их писал всю свою взрослую
жизнь, и все они об Урале, его природе, детях и взрослых.
Предметные:
-Формирование
умения определять тему читаемого произведения.
-Развитие
умения выразительно читать произведение и отвечать на вопросы по
содержанию.
Личностные:
-Развитие
дружелюбности, познавательных интересов.
4.Постановка
учебной задачи (2 минуты).
-Особая
страница творчества Д. Н. Мамина — Сибиряка – это рассказы для детей. За
рассказы «Приёмыш», «Зимовье на Студеной» и «Емеля и
охотник» Мамин — Сибиряк получил золотую медаль и премию.
»
Это счастье писать для детей»,- говорил он.
— С
этой особой страницей творчества Мамина – Сибиряка, а именно с рассказом
«Приёмыш» мы и продолжим работать сегодня на уроке.
Слушают
учителя.
Познавательные:
—
Формирование умения осуществлять анализ объектов с выделением существенных и
несущественных признаков.
—
Формирование умения работать с информацией.
5. Обобщение
и систематизация знаний (10 минут).
-Почему
Мамин-Сибиряк назвал свой рассказ «Приемыш»? Объясните.
-А кто
же является героями рассказа?
-На
прошлом уроке мы с вами дали характеристику двум главным героям: Тарасу и
Приемышу.
— А что
вы можете сказать о Соболько? Является ли он главным героем?
-На
партах у вас у каждого лежат карточки. Для характеристики Соболько вам нужно
выбрать подходящие слова. Время – 1 минута.
-Какие
слова вы выбрали?
— Мы
дали характеристики всем главным героям?
—
Сегодня наша с вами задача – раскрыть образ Тараса – главного героя рассказа
и доказать, что он действительно настоящий хозяин Светлого озера.
Выборочное
чтение:
-Почему
Тарас решил приютить птицу?
-Давайте
найдем в тексте слова о том, как лебедь оказался у старого рыбака?
-Какие
слова помогают понять, как он относился к Приемышу?
— Почему
старик называл лебедя особенной птицей?
Отвечают
на вопрос.
-Тарас,
лебедь, Соболько, автор.
-Да.
Дети
выбирают слова, характеризующие Соболько, ставят знак + во второй графе.
— Пёстрый,
лучший друг человека, умный, дружелюбный, ласковый.
-Всем.
-Потом
что лебедь был сиротой.
Выполняют
задание учителя.
-Гордая,
настоящая, царская птица.
-Он
считал, что Приемыш имел свой характер.
Предметные:
-Формирование
умения определять тему читаемого произведения.
-Развитие
умения выразительно читать произведение и отвечать на вопросы по
содержанию.
Регулятивные
-Формирование
умения планировать свое действие в соответствии с поставленной целью и
условиями ее реализации.
—
Развитие способности к организации своей деятельности.
Коммуникативные:
—
Развитие умения отвечать на вопросы.
—
Развитие умения вступать в диалог с учителем.
—
Развитие умения выражать своё отношение к литературным произведениям и
героям.
Физкультминутка
(1 минута).
-Лебеди
летят, крыльями машут.
Прогнулись
над водой, качнули головой.
Прямо и
гордо умеют держаться,
Очень
бесшумно на воду садятся.
6. Применение
знаний и умений в новой ситуации (6 минут).
-Что
почувствовал Тарас, когда Приемыш улетел?
-Почему
герой отпустил лебедя?
-Как он
сам объяснил свой поступок? Прочитайте.
— А как
бы вы поступили на месте Тараса?
-Откройте
стр. 84. Прочитайте вопрос №4. Давайте порассуждаем.
-Тарас
любил всё живое. Он не посмел бы Приёмышу обрезать крылышки, не посмел бы
посадить в клетку, невозможно дикую птицу держать без воли. Старик не мог
обидеть ни рыбку, ни птичку…Друзья и расстались.
-Грусть,
он скучал по Приемышу.
-Тарас
был очень добрым человеком.
-А
пришлось выпустить…
Ответы
деетй.
Рассуждают.
Предметные:
-Формирование
умения определять тему читаемого произведения.
-Развитие
умения выразительно читать произведение и отвечать на вопросы по
содержанию.
Личностные:
-Развитие
дружелюбности, познавательных интересов.
7. Контроль
усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. (15 минут).
Давайте
обобщим:
— Каким
человеком, прежде всего, мы представляем Тараса? Почему?
— Как
чувствовал себя старый рыбак, пока они жили втроём: Тарас, Приёмыш и
Соболько?
-Доказали
ли мы, что Тарас действительно очень добрый человек?
— И так,
какие черты характера ещё можно отметить, создавая образ рыбака?
— Что
рассказал Тарас автору при их второй встрече поздней осенью? Прочитайте.
Работа в
группах: (чтение вполголоса) прочитать и коротко рассказать:
1 группа
— Что заметил Тарас, наблюдая за стаей лебедей?
2 группа
— Что заметил Тарас, наблюдая за Приёмышем?
3 группа
– Подчеркнуть глаголы, относящиеся к Приёмышу.
— Какой
он человек этот рыбак, если сумел увидеть, что Приёмыш затосковал,
предчувствуя отлёт лебедей?
— Что
ещё, увиденное Тарасом, заставляло его переживать за Приёмыша?
— Что даёт
человеку наблюдательность?
-Наблюдательность
даёт человеку глубокие знания и ум.
— О
чём старик имел глубокие знания?
— Какое
решение помогли принять Тарасу его наблюдательность, знания о природе и,
конечно же, доброта?
-А что
вы чувствуете, когда лебедь улетает со стаей?
-Легко
ли было Приёмышу улететь от старика и Соболько? Почему?
— Легко
ли расставаться с другом?
— С
каким чувством говорит Тарас о потере Приёмыша?
— Почему
же он всё-таки улетел? Найдите ответ на этот вопрос в тексте.
-О чём
беспокоился старик?
-Прочитайте
о том, как лебеди учат своих детёнышей?
— А
подтверждает ли автор, что Тарас добрый, наблюдательный и умный старик? Как
он относится к Тарасу?
— Каким
получился главный герой рассказа – дедушка Тарас?
— Чему
нужно учиться у такого героя как дедушка Тарас?
-В жизни
обычно бывает так, что плохое притягивает к себе плохое: ложь, зло,
жестокость, а добро притягивает к себе добро: ласку, внимание, доброту,
благодарность. Вот и вокруг Тараса собрались лебедь, собака – преданные,
умные, умеющие любить, дружить.
Ведь
творить добро – это здорово! И по жизни вы должны идти только Дорогою Добра.
-Какими
мыслями и чувствами хотел поделиться автор с читателями?
— Образ
доброго человека привлекает внимание читателей. Какие ещё произведения мы
можем назвать о добром заботливом отношении человека к природе, к животным?
-Добрым,
внимательным и т.д.
-У него
радовалось сердце…
-Да.
-Добрый,
наблюдательный и т.д.
-Помнишь
лебедя то…
-А как
же…
-Гордая,
настоящая, царская птица…
-имеет
свой характер, гордо держит, разыгрался и т.д.
-Внимательный.
-А как
же. Те-то на воле выросли.
Ответы
детей.
-О
природе и т.д.
-Отпустить
Приемыша.
Ответы
детей.
-Нет…
-Нет.
-С
грустью.
-Ах, и
не спрашивай… Запер я его в избушку на целый день, так он и тут донял. Станет
на одну ногу у самой двери и стоит, пока не сгонишь его с места. Только вот
не скажет человечьим языком: «Пусти, дедушки, к товарищам. Они-то в тёплую
сторону полетят, а что я с вами тут буду зимой делать?».
-О том,
что Приёмыш пропадет, если улетит за стадом.
-Их,
молодые которые, отец с матерью летать выучили. Ведь ты думаешь, как у них?
Подрастут лебедята, отец с матерью выведут их сперва на воду, а потом начнут
учить летать. Исподволь учат: всё дальше да дальше. Своими глазами я видел,
как молодых обучают к перелёту. Сначала особняком учат, потом небольшими
стаями, а потом уже сгрудятся в одно большое стадо. Похоже на то, как солдат
муштруют.
-Да. Ученики
приводят примеры, читая авторские слова о Тарасе.
«Старик
говорил о лебеде…»
«Я очень
любил старика…»
Старик
ужасно был доволен…»
—
Дедушка Тарас – настоящий хозяин Светлого озера. Он добрый, наблюдательный и
умный старик. Надо беречь и охранять природу, как дедушка Тарас.
-Доброте…
Предметные:
-Формирование
умения определять тему читаемого произведения.
-Развитие
умения выразительно читать произведение и отвечать на вопросы по
содержанию.
Коммуникативные:
—
Развитие умения отвечать на вопросы.
—
Развитие умения вступать в диалог с учителем.
—
Развитие умения выражать своё отношение к литературным произведениям и
героям.
Познавательные:
—
Формирование умения осуществлять анализ объектов с выделением существенных и
несущественных признаков.
—
Формирование умения работать с информацией.
Личностные:
-Развитие
дружелюбности, познавательных интересов.
8.
Рефлексия урока (2 минуты).
-Посмотрите,
пожалуйста, на слайд. Выскажете своё мнение в следующих предложениях.
Рассказ
«Приёмыш» вызвал у меня чувства…
Рассказ
помог понять…
Для меня
было сложным…
Мне
понравилось…
-Надеюсь,
ребята, что и вы будете настоящими хозяевами природы, а значит, будете любить
и охранять свою родину.
Отвечают
на вопросы учителя; оценивают свою деятельность на уроке.
Познавательные:
—
Формирование умения осуществлять анализ объектов с выделением существенных и
несущественных признаков.
—
Формирование умения работать с информацией.
9.Домашнее
задание (1 минута).
Учитель
ставит детям отметки за урок.
-Откройте
дневники и запишите домашнее задание: с.84
вопрос 5
Открывают
дневники, записывают домашнее задание.