Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!
/ Сочинения / Грин А. / Разное / Образы Джона Ива и Стильтона в рассказе А. Грина «Зеленая лампа»
Рассказ А. Грина «Зеленая лампа» интересен не только своим сюжетом. Он любопытен и тем, что построен на своеобразных контрастах. Противоположны две части произведения, противоположны и его центральные образы: Джон Ив и Стильтон.
Это проявляется уже в самом начале рассказа. Зимой 1920 года на углу Пикадилли очень состоятельный господин Стильтон видит полумертвого от голода бездомного Джона Ива. Иву «пришлось испытать труд углекопа, матроса, слуги в трактире», а теперь он приехал в Лондон, чтобы попытать счастье и найти здесь работу. Но удача не улыбнулась ему: «он ночевал в парках, на пристанях, изголодался, отощал». В таком состоянии и находит героя Стильтон. Этот сорокалетний мужчина за свою жизнь изведал все, что «может за деньги изведать холостой человек, не знающий забот о ночлеге и пище». Стильтон был обладателем двадцати миллионов фунтов.
В этот же вечер он придумал, как разнообразить свой досуг, ведь все забавы уже были ему неинтересны. Стильтон предложил Иву своеобразный заработок. Речь шла о том, чтобы молодой человек снял за десять фунтов, которые выделил ему Стильтон, квартиру с окнами на улицу и каждый вечер с пяти до двенадцати зажигал зеленую лампу. В это время он не должен никого принимать и никуда не выходить. Цель этой затеи Стильтон не раскрыл, но сказал, что, возможно, когда-нибудь к нему придут люди, которые сделают его «состоятельным человеком».
Только потом мы узнаем, что Стильтон сыграл с Джоном злую шутку. Богачу было интересно, что произойдет с этим человеком от такого образа жизни. Своему другу Реймеру Стильтон говорит: «Так вот, Реймер, когда вам будет скучно, приходите сюда и улыбнитесь. Там, за окном, сидит дурак. Дурак, купленный дешево, в рассрочку, надолго. Он сопьется от скуки или сойдет с ума… но будет ждать, сам не зная чего».
Но вышло все совсем иначе, чем предполагал Стильтон. Ив сначала «от скуки», а потом с интересом прочел все имеющиеся в квартире книги. Особенно его внимание привлекла анатомия. Этот герой стал посещать библиотеку, готовиться к экзаменам в медицинский колледж. В итоге его труды и стремления вознаградились.
Поворотным моментом в жизни Джона был вечер, когда, возвращаясь домой, он увидел мужчину, смотрящего в окно с зеленым светом. Этот мужчина проговорил: «Ив – классический дурак! Он ждет обещанных чудесных вещей… да, он хоть имеет надежды, а я… я почти разорен!». Этим человеком был Стильтон.
Снова мы увидим этого героя восемь лет спустя. Стильтон попадает в больницу для бедных с переломом ноги, которую он сломал, оступившись «на черной лестнице темного притона». Это был «грязный, скверно одетый … с истощенным лицом» старик. А операцию по удалению ноги ему делал никто иной, как Джон Ив, который признал в этом человеке своего «старого знакомого». Стильтон тоже узнал Ива и рассказал, что с ним произошло: «Я разорился… несколько крупных проигрышей… паника на бирже… Вот уже три года, как я стал нищим».
На самом деле, думается, что эти обстоятельства только способствовали разорению, но причина была в другом. Стильтон не жил, а существовал в мире денег, вина, развлечений. Он довольствовался одним днем, не думая, что будет завтра. Завтра оказалось неожиданно мрачным, безденежным и бескровным. Наверное, если бы этому миллионеру сказали тогда, восемь лет назад, что с ним произойдет такое, он бы не поверил. Но жизнь расставляет все по своим местам. И Стильтону было отведено именно это место. Раньше герою казалось, что он вправе манипулировать чужой жизнью, играть, как игрушкой Джоном Ивом. Но теперь…
Ив же много работал и стал доктором. Он говорит Стильтону, что, может быть, даст ему работу в амбулатории — «записывать имена приходящих больных». В этом проявляется благородство Джона и простое человеческое сочувствие к старому человеку. Последними словами в рассказе автор подчеркивает различие между двумя этими людьми. Ив говорит: «… спускаясь по темной лестнице, зажигайте… Хотя бы спичку».
Рассказ имеет жизнеутверждающий финал. И он оправдан: каждый получил то, чего заслуживал. Ив, испытав все тяготы жизни, остался человеком. Он надеялся на лучшее, он стремился найти себе место в этом мире, он работал для этого. И этот герой вознагражден. Стильтон же прожигал жизнь в бездумных и бессмысленных развлечениях и издевательских шутках. Он считал себя имеющим право распоряжаться жизнью другого, более слабого по социальному положению, человека. За это Стильтон наказан самой жизнью. Он думал, что Ив «сопьется от скуки и сойдет с ума» от заточения «зеленой лампой». На самом деле, в заточении оказался он. Стильтон с самого начала был ограничен своим миром, духовно нищим и безнравственным. Потом он стал нищим материально.
Авторские симпатии в рассказе бесспорны. Своим произведением Грин направляет читателя на правильный путь. Он учит не сдаваться, верить в лучшее, бороться, но оставаться при этом человеком.
0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
/ Сочинения / Грин А. / Разное / Образы Джона Ива и Стильтона в рассказе А. Грина «Зеленая лампа»
Рассказ «Зеленая лампа» Грина был написан в 1930 году. При написании сочинений и анализе «Зеленой лампы» в 8 классе опирайтесь на материал с сайта ЛитФест.ру, представленный в данной статье.
Подробный анализ названия «Зеленая лампа»
«Зелёная лампа» — небольшой рассказ русского писателя-прозаика, представителя неоромантизма, Александра Степановича Грина, жившего и творившего в начале 20 века. Его произведения наполнены легкой романтикой, некой сказкой, но вместе с тем представлены как глубокие по смысловой нагрузке и весьма поучительные.
«Зелёная лампа» не становится исключением, и далее я постараюсь разобраться с идеей, проблематикой, темой и смыслом данного произведения.
Начнём разбор с названия. Зелёная лампа — основа рассказа. Необходимая деталь, без которой этой истории просто не существовало бы.
В образе зелёной лампы можно увидеть и саму судьбу, которая была благосклонна к бедняку Джону Иву и справедливо жестока к Стильтону: для одного свет в окне — знаменование нового этапа в жизни, благодать, а для другого – это шутка, подлость, насмешка над человеком, вышедшая из-под контроля и приведшая к моральной гибели человека.
Настроение, преобладающее в тексте, по большей мере мрачное, серое, тяжёлое. Лишь развязка сопровождается расхождением дымчатой завесы и появлением на сцене легкого теплого свечения, подобно свету от спички: крохотному, но яркому и обнадеживающему в этой беспросветной мгле.
Настроение является необходимым сопровождением для сюжета: оно позволяет глубже прочувствовать мораль, подкрепляет действия героев, держит в секрете неожиданную развязку. Идея и смысл рассказа, я думаю, ясны каждому.
Автор хотел показать судьбу-бумеранг, которая воздает каждому по его заслугам, никто не получает больше или меньше беспричинно, и стоит постоянно помнить об этом.
Также произведение поучительно в плане морали — добрый Джон Ив, обманутый, бывший игрушкой в руках Стильтона, не обижается и не разливается ядовитой злобой на жалкого лжеца, а лишь сострадательно предлагает помощь в трудоустройстве, что говорит о его понимающем сердце и благородной душе.
Потому жизни Джона и Стильтона сложились именно так: первый — олицетворение добра и великодушия, второй – олицетворение зла и подлости. А, как известно любому читателю, благодетель всегда побеждает порок.
Поэтому люди должны быть добры друг к другу, не насмехаться и не издеваться над другими ради забавы, шутки, поднятия настроения и получения авторитета.
Я думаю, что можно провести параллель между рассказом «Зелёная лампа» и романом Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» в следующем ключе: Пётр Андреевич Гринёв, добродушный парень, благородный, честный, совестливый, и Алексей Иванович Швабрин, подлый, бессовестный, бесчестный лгун, способный пойти по головам ради спасения своей жалкой жизни.
Судьба в этой истории благосклонна к тому, кто олицетворяет собой благо, и каждый из героев получает то, что он заслужил, как и в «Зелёной лампе»: Гринёв — свободу, счастье и любовь, Швабрин — позор, тюрьму, унижение.
Из вышеперечисленного вытекает логический вывод: люди должны отодвинуть на последний план врожденный эгоизм, склонность к насмешкам и грязному удовольствию, разврату и подлости.
Человек тем и возносится над животными, что он человек, что он умеет весьма глубоко и объемно чувствовать, мыслить. И мы не должны падать ниц и терять право называться «людьми», а должны гордо носить это имя и соответствовать ему во что бы то ни стало.
О чем рассказ Грина – сюжет
Эта история о судьбах двух мужчин — Стильтона, немолодого владельца торговых складов города, и Джона Ива, молодого двадцатипятилетнего парня, приехавшего в Лондон, чтобы найти работу, но потерпевшего неудачу в своих поисках и оказавшегося на улице в голодном обмороке.
Джентельмен решает сыграть злую шутку с юношей, лестью и обманом заставив его каждый вечер зажигать на окне своей квартиры керосиновую лампу с зеленым абажуром в обмен на 10 фунтов каждый месяц.
Джон соглашается, покорно зажигает свет каждый день в условленные часы, читает много книг, упорно самостоятельно учится, приобретает покровительство одного студента, который помогает ему сдать экзамены и поступить в медицинский колледж, случайно узнает о подлом умысле Стильтона и, наконец, становится хорошим хирургом, способным зарабатывать себе на жизнь достаточно, чтобы больше не тратить керосин на зелёную лампу на подоконнике.
Стильтон же, будучи развращённым подлецом и повесой, проигрывает огромные суммы, разоряется, оказывается в абсолютной нищете, но не изменяет себе: посещает бордель и ломает там ногу.
Конечно, мысль о том, что материальное благосостояние не всегда благо, в мировой литературе была не нова. Но Грин показал, что деньги могут стать инструментом для воплощения своих высоких целей. Оставаясь нищим, Джон Ив ничего не добился бы в жизни.
Шутка миллионера, принятая героем как благодеяние, стала его шансом в жизни, а благодаря упорству и терпению, он добился высокой цели. Стильтон, пресыщенный жизнью, не умел преодолевать трудности, поэтому первая же неудача сломила его: недаром в какой-то момент он завидует «дураку» Иву, у которого есть надежда.
Таким образом, название рассказа «Зеленая лампа» символизирует надежду, которая помогает выжить и остаться человеком в любых условиях, даже самых бесчеловечных. Писателю удалось показать, как на смену равнодушию приходит прощение и сострадание. Ведь испытывавший прежде нужду Джон готов помочь нищему старику — дать ему хоть какую-то работу.
Он даже предлагает ему свой вариант зеленой лампы: советует зажигать спичку, спускаясь по темной лестнице. Даже здесь он проявляет заботу и доброту. Белла Ахмадулина когда-то сказала: «Прочитаешь «Зеленую лампу» Грина, и ляжет на душу добро».
Смысл финала рассказа «Зеленая лампа»
«Зеленая лампа» — небольшой рассказ, в котором Грин затрагивает очень важные вопросы: как нужно относиться к людям? Каково значение денег в человеческом мире?Какова роль человека в его судьбе? что нужно для того, чтобы сбывались мечты?
«… Быть может, я дам вам работу в нашей амбулатории: записывать имена приходящих больных. А спускаясь по темной лестнице, зажигайте… хотя бы спичку», – такими словами заканчивается рассказ А. Грина «Зеленая лампа». В этих фразах заключается итог жизней двух центральных героев произведения.
А все началось восемь лет назад, когда зимой 1920 года на углу Пикадилли богач Стильтон и его друг увидели умирающего от голода молодого человека. Это был Джон Ив. И тогда же у Стильтона родилась идея, что можно сделать с этим несчастным человеком.
Правда, Ив не казался богачу несчастным, он был для него просто вещью, с которой можно поиграть, ничего не стоящей жизнью, которой можно манипулировать.
Злая шутка заключалась в том, чтобы Ив снял себе квартиру на дарованные ему десять фунтов. Каждый вечер, никуда не выходя и никого не принимая, он должен был зажигать у окна зеленую лампу. Для чего это было нужно, Стильтон не объяснил. Но заметил, однако, что когда-нибудь к Джону придут люди, которые сделают его «состоятельным человеком».
На этом герои расстались. Ив безупречно выполнял поручение. И, между тем, прочел все имеющиеся в квартире книги. Особенно его привлекла анатомия. Джон стал посещать библиотеку и готовиться к экзаменам в медицинский колледж. В итоге он добился своей цели и стал доктором.
Но об этом мы узнаем не сразу. Все разъясняется восемь лет спустя, когда в больницу для бедных привезли старика, который был «грязный, скверно одетый… с истощенным лицом». Этим человеком оказался Стильтон.
Как выяснилось, богач разорился: «несколько крупных проигрышей… паника на бирже», и вот уже три года, как он стал нищим. Да, он совсем не тот, каким мы видели его в начале рассказа. Грин так пишет о нем:
«Стильтон в сорок лет изведал все, что может за деньги изведать холостой человек, не знающий забот о ночлеге и пище. Он владел состоянием в двадцать миллионов фунтов».
И вот теперь этот герой превратился в ничто, а Ив нашел себе место в жизни, хотя сначала скитался по улицам и искал работу. Но свет зеленой лампы озарил ему дорогу в жизни. Действительно, у Ива появилась надежда, что он еще может обрести себя, но для этого надо много трудиться.
Что он и делал, когда прибывал в той самой квартире и ежедневно включал зеленую лампу. А Стильтон-то думал, что его шутка удалась. Ему было интересно, что произойдет с Джоном в этом заточении.
Но на самом деле в заточении находился Стильтон, так как жизнь, с ее однообразными днями и ночами, проведенными без смысла, стала казаться ему пресной. К чему было ему, состоятельному человеку, стремиться? Для чего жить? Гораздо легче не жить, а прожигать жизнь! Мы видим, к чему это привело.
Любопытно то, что контрастны друг другу не только образы Стильтона и Джона Ива, не только две части рассказа, которые композиционно выражают идею произведения. Противопоставлены и такие, казалось бы, неприметные, но важные образы-символы, как лампа и спичка.
Дело в том, что зеленый свет лампы как бы освещает жизненный путь Джона Ива, тогда как Стильтону могла бы понадобиться лишь спичка. Последние слова рассказа, принадлежащие Джону Иву и обращенные к Стильтону, следующие:
«… спускаясь по темной лестнице, зажигайте… Хотя бы спичку».
Надо сказать, что финал произведения А. Грина является жизнеутверждающим. Рассказ учит нас оставаться людьми, несмотря на разные, порой очень тяжелые, жизненные ситуации. Рассказ учит нас не отчаиваться, работать для того, чтобы достичь цели.
Джон Ив в этом случае – пример для подражания. И последние слова в диалоге с больным и беспомощным стариком Стильтоном тому подтверждение. Несмотря на издевательскую шутку богача, Ив готов дать ему возможность работать.
«Зеленая лампа» — это история о том, как бродяга Джон Ив, умирающий на лондонских улицах, благодаря жестокой шутке богача Стильтона стал достойным человеком.
Сочинение о рассказе Грина
После прочтения произведения «Зеленая лампа» Александра Грина на душе остается осадок теплоты и добра. Казалось бы, такой небольшой рассказ, но в нем имеется уйма смысла.
Рассказ был написан автором в тяжелые для него времена, именно с себя он и взял образ для главного героя произведения, для Джона Ива. Вторым героем произведения является Стильтон, миллионер, который попробовал все, что можно купить за деньги и которому в жизни стало скучно.
Джон Ив простой работяга из Ирландии приехал в Лондон попытать здесь свое счастье. Но удача была не на его стороне, и ему пришлось слоняться по улицам.
В один из таких дней у Джона случился обморок, именно в этот момент его и находит Стильтон. Ему приходит в голову пошутить над бродягой, что он в итоге и делает еще, не зная, что все может обернуться не так как он задумал.
Миллионер Стильтон возомнивший себя человеком, который может купить все что угодно, покупает главного героя для того чтобы он зажигал зеленую лампу в определённом месте и в определенное время, обещая тому, что скоро к нему придут люди, которые сделают его богатым.
Стильтон, придумавший эту шутку, ожидал, что вскоре бродяга сойдет с ума или же просто сопьется, он принимает Джона лишь за игрушку в своих руках, даже не задумываясь, что это живой человек.
Два года Джон Ив выполнял все то что ему было велено, но так и не дождавшись никого он решил что-то предпринять и он начал читать книги, что привело к тому что Джон поступил в медицинский колледж и стал врачом. А Стильтон в это время разорился.
Грин в своем рассказе «Зеленая лампа» показал, к чему может привести материальный переизбыток и его утрата. Стильтон всю жизнь был богатым и успешным и не смог справиться с небольшими трудностями. Он опустил руки и даже не попытался что-то исправить в своей жизни, а лишь взялся за бутылку.
Джон же с раннего детства боролся, падая, всегда вставал и шел вперед к своей цели. Именно это и хотел донести автор до своих читателей, что никогда и не при каких обстоятельствах нельзя сдаваться, нужно идти, вперед преодолевая все трудности на своем пути.
Вывод
«Зеленая лампа» учит не только не падать духом, но учит еще и прощать. В конце рассказа, после операции, Джон Ив предлагает работу Стильтону, тем самым показывая, что он давно не в обиде над злой шуткой бывшего миллионера. Человек всегда должен оставаться человеком, будь то миллионер или же простой бродяга, ведь никогда не знаешь, как повернется жизнь.
Эссе про рассказ Зеленая лампа
В рассказе А. Грина «Зеленая лампа» повествуется об удивительной судьбе бродяги Ива, ставшего знаменитым врачом и обеспеченным человеком, и жизненном падении богача Стильтона, превратившегося в жалкого, больного нищего.
Это рассказ-притча. В нем есть все присущие этому жанру особенности: исключительное заострение главной мысли, морально-философское суждение писателя, элементы фантастики, условности и гротеска.
Рассказ построен на контрасте: вторая часть противопоставлена первой, один герой противопоставлен другому. В первой части источник света — лампа, во второй — Ив советует Стильтону осветить себе дорогу хотя бы спичкой. Смысл этого рассказа-притчи — противоестественность стремления позабавиться судьбой человека, превратить его в игрушку. За это и наказан Стильтон.
«Я давно не подходил к вашему окну, — произнес потрясенный рассказом Ива Стильтон. — Давно… Очень давно. Но мне теперь кажется, что там все еще горит зеленая лампа… лампа, озаряющая темноту ночи… Простите меня».
Другая важная мысль, выраженная в притче, — тот, кто имеет перед собой высокую цель, может стать хозяином своей судьбы. Именно это и произошло с Ивом, проявившим жизненную стойкость и целеустремленность.
Зеленая лампа, которая должна была, по мысли Стильтона, превратиться в символ никчемности жизни одураченного человека, стала источником света, осветила этому человеку путь в будущее.
«Если желание сильно, то исполнение не замедлит. В одной со мной квартире жил студент, который принял во мне участие и помог мне через полтора года сдать экзамен для поступления в медицинский колледж. Как видите, я оказался способным человеком…»
Читайте также: О мышах и людях краткое содержание романа Стейнбека.
Таким образом, «зеленая лампа, озаряющая темноту ночи» — это символ надежды на лучшее, символ желания жить, которое порой помогает человеку исполнить самую заветную и, казалось бы, самую несбыточную мечту.
Эссе про рассказ Зеленая лампа
4
Сочинение о рассказе Грина
2
Подробный анализ названия «Зеленая лампа»
1
О чем рассказ Грина – сюжет
1
Смысл финала рассказа «Зеленая лампа»
Рассказ А. Грина «Зеленая лампа» интересен не только своим сюжетом. Он любопытен и тем, что построен на своеобразных контрастах. Противоположны две части произведения, противоположны и его центральные образы: Джон Ив и Стильтон.
Это проявляется уже в самом начале рассказа. Зимой 1920 года на углу Пикадилли очень состоятельный господин Стильтон видит полумертвого от голода бездомного Джона Ива. Иву «пришлось испытать труд углекопа, матроса, слуги в трактире», а теперь он приехал в Лондон, чтобы попытать счастье и найти здесь работу. Но удача не улыбнулась ему: «он ночевал в парках, на пристанях, изголодался, отощал». В таком состоянии и находит героя Стильтон. Этот сорокалетний мужчина за свою жизнь изведал все, что «может за деньги изведать холостой человек, не знающий забот о ночлеге и пище». Стильтон был обладателем двадцати миллионов фунтов.
В этот же вечер он придумал, как разнообразить свой досуг, ведь все забавы уже были ему неинтересны. Стильтон предложил Иву своеобразный заработок. Речь шла о том, чтобы молодой человек снял за десять фунтов, которые выделил ему Стильтон, квартиру с окнами на улицу и каждый вечер с пяти до двенадцати зажигал зеленую лампу. В это время он не должен никого принимать и никуда не выходить. Цель этой затеи Стильтон не раскрыл, но сказал, что, возможно, когда-нибудь к нему придут люди, которые сделают его «состоятельным человеком».
Только потом мы узнаем, что Стильтон сыграл с Джоном злую шутку. Богачу было интересно, что произойдет с этим человеком от такого образа жизни. Своему другу Реймеру Стильтон говорит: «Так вот, Реймер, когда вам будет скучно, приходите сюда и улыбнитесь. Там, за окном, сидит дурак. Дурак, купленный дешево, в рассрочку, надолго. Он сопьется от скуки или сойдет с ума… но будет ждать, сам не зная чего».
Но вышло все совсем иначе, чем предполагал Стильтон. Ив сначала «от скуки», а потом с интересом прочел все имеющиеся в квартире книги. Особенно его внимание привлекла анатомия. Этот герой стал посещать библиотеку, готовиться к экзаменам в медицинский колледж. В итоге его труды и стремления вознаградились.
Поворотным моментом в жизни Джона был вечер, когда, возвращаясь домой, он увидел мужчину, смотрящего в окно с зеленым светом. Этот мужчина проговорил: «Ив — классический дурак! Он ждет обещанных чудесных вещей… да, он хоть имеет надежды, а я… я почти разорен!». Этим человеком был Стильтон.
Снова мы увидим этого героя восемь лет спустя. Стильтон попадает в больницу для бедных с переломом ноги, которую он сломал, оступившись «на черной лестнице темного притона». Это был «грязный, скверно одетый… с истощенным лицом» старик. А операцию по удалению ноги ему делал никто иной, как Джон Ив, который признал в этом человеке своего «старого знакомого». Стильтон тоже узнал Ива и рассказал, что с ним произошло: «Я разорился… несколько крупных проигрышей… паника на бирже… Вот уже три года, как я стал нищим».
На самом деле, думается, что эти обстоятельства только способствовали разорению, но причина была в другом. Стильтон не жил, а существовал в мире денег, вина, развлечений. Он довольствовался одним днем, не думая, что будет завтра. Завтра оказалось неожиданно мрачным, безденежным и бескровным. Наверное, если бы этому миллионеру сказали тогда, восемь лет назад, что с ним произойдет такое, он бы не поверил. Но жизнь расставляет все по своим местам. И Стильтону было отведено именно это место. Раньше герою казалось, что он вправе манипулировать чужой жизнью, играть, как игрушкой Джоном Ивом. Но теперь…
Ив же много работал и стал доктором. Он говорит Стильтону, что, может быть, даст ему работу в амбулатории — «записывать имена приходящих больных». В этом проявляется благородство Джона и простое человеческое сочувствие к старому человеку. Последними словами в рассказе автор подчеркивает различие между двумя этими людьми. Ив говорит: «…спускаясь по темной лестнице, зажигайте… Хотя бы спичку».
Рассказ имеет жизнеутверждающий финал. И он оправдан: каждый получил то, чего заслуживал. Ив, испытав все тяготы жизни, остался человеком. Он надеялся на лучшее, он стремился найти себе место в этом мире, он работал для этого. И этот герой вознагражден. Стильтон же прожигал жизнь в бездумных и бессмысленных развлечениях и издевательских шутках. Он считал себя имеющим право распоряжаться жизнью другого, более слабого по социальному положению, человека. За это Стильтон наказан самой жизнью. Он думал, что Ив «сопьется от скуки и сойдет с ума» от заточения «зеленой лампой». На самом деле, в заточении оказался он. Стильтон с самого начала был ограничен своим миром, духовно нищим и безнравственным. Потом он стал нищим материально.
Авторские симпатии в рассказе бесспорны. Своим произведением Грин направляет читателя на правильный путь. Он учит не сдаваться, верить в лучшее, бороться, но оставаться при этом человеком.
Образы Джона Ива и Стильтона в рассказе А. Грина «Зеленая лампа»
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
«ЛАБИНСКИЙ СОЦИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
Методическая разработка урока внеклассного
чтения учебной дисциплины «Литература» на тему:
Материальное и
духовное в рассказе А. Грина «Зелёная лампа»
Автор:
преподаватель русского языка
и литературы I категории
Савочкина Тамара Владимировна
г.Лабинск,
2020г
Рассмотрена
методическим
объединением
социально-экономического
профиля
Протокол
№ от «___» _____ 2020 г.
Руководитель
МО ____И.В. Силина
Аннотация
Классическая литература была, есть и будет основой духовно-нравственного
воспитания, на котором в современном обществе необходимо делать особый акцент.
Проблема духовно-нравственного воспитания – основная в методической разработке
урока учебной дисциплины «Литература» на тему: «Материальное и духовное в
рассказе А. Грина «Зелёная лампа».
В методической разработке изложен план урока, который включает в себя:
1. Организационный
этап: приветствие, знакомство с группой, оценка внешней и внутренней готовности
обучающихся к уроку.
2. Вводный
этап: сообщается тема и цель занятия, ставятся задачи (цель учащиеся
определяют самостоятельно, опираясь на озвученную тему и вид урока).
3. Основной
этап:
Презентация
«Жизнь и творчество А. Грина»; анализ текста рассказа «Зелёная лампа», выводы.
4. Заключительный
этап:
подведение
итогов урока, выставление оценок, анализ ошибок и успешности (самоанализ своей
работы на уроке студентами).
5. Подача домашнего задания.
Данная
форма проведения урока (урок-исследование) включает в себя элементы технологии
создания ситуации выбора и успеха, элементы игры (работа в группах), а также
элементы исследовательского метода и метода опережающего мышления.
Благодаря
выбранной технологии и названным методам студенты большее количество времени на
уроке работают самостоятельно по определенному плану (в соответствии с
инструкционной картой).
Уроки
такого типа стабильно вызывают со стороны студентов, даже слабоуспевающих,
положительные отклики.
Данная
методическая разработка может быть использована преподавателями среднего профессионального
образования на уроках внеклассного изучения литературных произведений.
Автор:
преподаватель русского языка и литературы лабинского социально-технического
техникума Савочкина Тамара Владимировна
Методическая
карта урока
Учебная
дисциплина ОУД.02(б) Литература
Преподаватель: Савочкина
Т.В.
Тема: «Материальное
и духовное в рассказе А. Грина «Зелёная лампа»
Продолжительность занятия:
45 минут
Место проведения:
Лабинский социально-технический техникум
Тип урока:
урок-размышление (с элементами исследования)
Форма организации урока:
работа в группах (в командах)
Технология:
технология исследовательского метода и метода опережающего мышления, а также
элементы игры
Мотивация темы:
формирование духовно-нравственных ценностей
Цель
занятия:
Дидактическая
: совершенствовать навыки анализа прозаического произведения.
Развивающая:
способствовать формированию у студентов интереса к чтению произведений А.
Грина; развивать умение давать оценочные характеристики героям произведения,
определять литературные приемы, толковать значения слов.
Воспитательная:
формировать морально-нравственные ценности, активную жизненную позицию,
воспитывать уважение к мнению и высказываниям своих товарищей.
Межпредметные
связи: Живопись, Музыка, ИКТ.
Обеспечение
занятия
Оборудование: Интерактивная доска, рабочие
листы
Наглядные пособия: мультимедийная
презентация, портреты А. Грина, иллюстрации к произведениям.
Раздаточный материал: каждый студент имеет
карту контроля, с которой работает в течение урока.
Критерии и методы диагностики уровня
готовности (обученности) студентов к занятию
Определение психологической готовности
студентов. Рабочие тетради (или листы).
Методическое обеспечение урока — наличие
текстов рассказа А. Грина «Зелёная лампа», презентация, контрольные карточки.
Готовность обучающихся к занятию-
соблюдение требований дисциплины. Информация старосты о присутствии студентов
на уроке.
Критерии и методы диагностики эффективности
занятия
Эффективность урока определяется усвоением
знаний обучаемыми и их способность применять полученные знания в жизни. В ходе
урока преподаватель проводит мягкую коррекцию при изложении студентами
дидактических знаний.
Структура урока
Ориентировочное | Содержание | Формы и методы | ||
2 мин. | I.Организационный момент -приветствие, | Организационная | ||
3 мин. | II.Вводный этап Вступительное — сообщение темы и целей урока, — планирование предстоящей деятельности — мотивация деятельности обучающихся. | Начальное Репродуктивный (личностные и | ||
5 мин. | III.Основной этап урока (новый материал) Преамбула: 1)презентация «Жизнь и творчество под музыкальное сопровождение 2)сообщения студентов о …Но если станет вдруг вам ваша жизнь полынна, И век пахнёт чужим, и кров ваш обречен, Послушайтесь меня, перечитайте Грина, Вам нечего терять, не будьте дурачьём. Б.Чичибабин | Начальное восприятие (коммуникативные и | ||
25 мин. | Основная часть III этапа урока 1. Разделить группу на 2 команды и Раздать Детальный анализ текста рассказа -работа (чтение -работа -символическое -определение | чтение с остановками, применение метода критического (все УУД: коммуникативные личностные, | ||
3мин. | IV. Заключительный этап 1)Подведение -оценка работы обучающихся, определение -заключительное слово преподавателя; -анализ и самоанализ деятельности, рефлексия. | Обсуждение (личностные УУД) Работа экспертов и преподавателя | ||
2 | V.Домашнее Написать 1. «…пороки 2.Если я | Беседа |
ХОД
УРОКА
I.Организационный
момент
Данный
элемент урока содержит приветствие преподавателя, приветствие обучающихся,
проверку внешнего состояния аудитории, проверку подготовленности обучающихся к
уроку, психологический настрой для создания благоприятной рабочей обстановки в
группе.
II.
Вводный этап
Вступительное слово преподавателя,
планирование деятельности
Преподаватель
сообщает тему урока: «Материальное и духовное в рассказе А. Грина «Зелёная
лампа», а также цели урока (цели определяются вместе со студентами) :
— обзорное
знакомство обучающихся с жизнью и творчеством А. Грина,
-провести
детальный художественный анализ рассказа «Зеленая лампа»,
—формировать
морально-нравственные ценности, воспитывать уважение к мнению и высказываниям
своих товарищей.
Преподаватель:
Сегодня
на уроке мы познакомимся с удивительным писателем– Александром Степановичем
Гриневским – Александром Грином – и его рассказом «Зеленая лампа», написанным
11 июля 1930 года, поразмышляем над страницами рассказа.
III. Основной этап
Сообщение новых знаний
1) презентация «Жизнь и
творчество А. Грина»
под музыкальное сопровождение (мелодия из к/ф «Алые паруса)
2)
Сообщения студентов о жизни и творчестве А. Грина
1-й
студент:
В 1985 г. Академия наук СССР назвала малую планету № 2786 Солнечной системы
Гриневия в честь Александра Грина. Он выдумал целую страну –Гринландию, в
которой есть необычные города: Лисс,Зурбаган; населил их смелыми, гордыми, целеустремлёнными
людьми, которые верили в мечту.
«Человеком
светлой мечты» назвал А. Грина другой замечательный русский писатель К.Г. Паустовский.
2-й
студент:
А. Грин (Александр Степанович Гриневский) – человек с тяжелой мучительной
жизнью – создал в своих рассказах невероятный мир, полный заманчивых событий,
прекрасных человеческих чувств. Грин был суровый сказочник и поэт морских лагун
и портов. Его рассказы вызывают легкое головокружение, как запах раздавленных
цветов и свежие, печальные ветры.
3-й
студент:
Грин провел почти всю свою жизнь в ночлежных домах, в грошовом и непосильном
труде, в нищете и недоедании. Он был матросом, грузчиком, нищим, банщиком,
золотоискателем, но прежде всего – неудачником.
Но при
этом взгляд его остался наивен и чист, как у мечтательного мальчика. Он не
замечал настоящего и жил на облачных, веселых берегах. Грин – романтик. Его
романтика возбуждает в людях желание разнообразной жизни, полной риска и
«чувства высокого», жизни, свойственной исследователям, мореплавателям и
путешественникам. Она вызывает упрямую потребность увидеть и узнать весь земной
шар.
Писатель
верит в жизнь, добро и справедливость, в сильных духом, красивых людей. Его
произведения наполнены шумом моря, свистом ветра и музыкой.
4-й
студент: Объясняя происхождение своего литературного псевдонима, Грин
говорил, что «Грин!» — так коротко окликали ребята Гриневского в школе , а
«Грин-блин»- была одна из его детских кличек.
Посмотрите
на портрет А. Грина. Запишите кратко свои впечатления об этом человеке.
(Учащиеся зачитывают варианты ответов):
Александр
Грин:
( варианты
ответов команд):
А)
любящий жизнь и ищущий ее смысл; путешествует, переживает, сочиняет, он –
рыцарь светлой мечты, романтик.
Б)
Мечтающий, мужественный; искал, любил, писал, он «последний сказочник 20 века».
В)
Упорный, отважный, мечтал, странствовал, писал, создал романтический мир
Гринландии.
Г)
«Последний сказочник 20 века»
5-й
студент зачитывает эпиграф к уроку:
…Но если
станет вдруг вам ваша жизнь полынна,
И век пахнёт
чужим, и кров ваш обречен,
Послушайтесь
меня, перечитайте Грина,
Вам нечего
терять, не будьте дурачьём.
Б.Чичибабин. «Памяти Грина»
— Обратимся к
названиям наиболее известных произведений А Грина:
Как вы
заметили, во всех перечисленных названиях присутствует како-либо цвет. Каждый
цвет у нас обычно с чем-то ассоциирует.С чем у вас ассоциируется название
рассказа «Зелёная лампа»?
Участники
команд составляют ассоциативный ряд:
(Уют, дом,
семья, доброта, успокоенность
– надежда,
тайна, сигнал для людей…)
2) Художественный анализ
текста рассказа «Зеленая лампа»
(в
работе с текстом использован метод опережающего мышления)
1.Перед
тем, как перейти к чтению и анализу текста рассказа « Зелёная лампа», нам необходимо разделить группу на
2 команды и выбрать 2-х экспертов для оценивания работы участников каждой команды.
Раздать
карты контроля, которые учащиеся заполняют в процессе чтения текста
рассказа. Герой 1-й команды – Джон Ив; герой 2-й команды-Стильтон)
2.Слово
преподавателя: Жизнь Грина была полна невзгод и лишений, и всё-таки в нём
сохранилась вера в справедливость и в безграничные возможности человека. Об
этом рассказ « Зелёная лампа».
3.Работа
с текстом. Применение метода опережающего мышления(или чтения с остановками).
Действие
рассказа переносит нас в Лондон начала 20 века на улицу Пикадилли …(запуск
презентации)
(Во
время работы с текстом учащиеся заполняют карты контроля).
Текст
читается под «Вальс дождя» Ф Шопена.
В
начале произведения бродяга Ив лежит на земле (у него голодный обморок), а
Стильтон решил повеселиться: «Мне надоели обычные развлечения, а хорошо шутить
можно только одним способом: делать из людей игрушки».
—
Что, по-вашему, значит «делать из людей игрушки»? (ответы каждой
команды)
Чтение
части текста о предложении Стильтона Иву…
-Что
в этот момент проявил Стильтон: жестокость или добродетель? (ответы
каждой команды)
Кажется,
что может быть бесчеловечнее, чем потешаться над умирающим от голода человеком?
Но затея Стильтона не так уж жестока — он предлагает Джону ежемесячную плату в
десять фунтов стерлингов при условии: «вы завтра же наймёте комнату на одной из
центральных улиц, во втором этаже, с окном на улицу. Каждый вечер, точно от
пяти до двенадцати ночи, на подоконнике…одного окна должна стоять зажжённая
лампа, прикрытая зелёным абажуром». Совсем не кабала, правда? Ведь Джон не
должен заниматься непосильным физическим трудом. И тем не менее Стильтон
ограничивает его в свободе, с этого дня Джон не принадлежит себе. Но вместе с
этим у него появляется крыша над головой и деньги на еду.
-Как
долго будет длиться это заточение? (ответы каждой команды)
Срок
добровольного затворничества не обозначен:
— Но скажите, пожалуйста,- как долго будет длиться
моё благоденствие?
— Может быть, год, может быть, всю жизнь.
Так
Ив обрекает себя на бессрочное добровольное затворничество. Более того, для
Стильтона он «дурак, купленный дёшево, в рассрочку, надолго» .Всё-таки
Стильтон обозначает для себя срок сделки: НАДОЛГО-он ещё долго будет потешаться
живой игрушкой- и всё это всего лишь за десять фунтов в месяц. (На сегодняшний
день по курсу ЦБ РФ 10 фунтов стерлингов составляют 825,8 рублей).
—Чем
же должен или мог заниматься Ив всё это время?(ответы каждой команды)
Чем
бы он ни занимался, герой будет всегда находиться в плену у времени. По мнению
же Стильтона, «он сопьётся от скуки или сойдёт с ума…».
Во второй части
рассказа Ив, ставший хирургом, делает операцию на сломанной ноге грязному,
скверно одетому человеку с истощённым лицом. К нашему изумлению, этот человек
был не кто иной, как Стильтон: «Я разорился…несколько
крупных проигрышей…паника на бирже…Вот уже три года, как я разорён».
—А могло ли быть иначе?
Это
авторский замысел превратил пресыщенного богача в бродягу.
-О
чём же хотел предупредить нас автор? (ответы каждой команды)
(Не
сотвори зла ближнему, иначе оно к тебе же и вернётся. «Его упадёт на его темя» (из
Библии, псалом 7).
Когда
– то Стильтон решил позабавиться-сделать из голодного безработного Ива игрушку.
Этим он перешёл грань дозволенного. То есть свой капитал пустил не на благо, а
на унижение человека, никакие деньги не могут затмить моральной ценности.
—Как же Иву удалось стать врачом?
Он
умело воспользовался своим «заточением» и мизерными деньгами в 10
фунтов стерлингов: много читал, поступил в медицинский колледж.., а через
какое-то время стал врачом. Потом, в больнице, Ив скажет Стильтону: «Благодаря
вашей издевательской щедрости я стал образованным человеком».
«
Издевательская щедрость»- какое это средство выразительности? (ответы
каждой команды):
(оксюморон).
-Как
вы понимаете смысл выражения? ( В поступке Стильтона переплелись добро и зло.
Шутка обернулась благом, несмотря на задуманное зло).
Пришло
время обратиться к характеристикам главных героев рассказа (ответы каждой
команды)
Здесь
следует обратить внимание на основной художественный приём в
произведении-АНТИТЕЗУ (противопосталение). Причём противопоставлены не только
два героя друг другу, но и себе самим:
Джон
Ив в 1 части-нищий бездомный бродяга-во 2 части-известный хирург.
Стильтон
в 1 части-миллионер, во 2 части- нищий.
Обратим
внимание и на слова «человек»: в характеристике Ива оно имеет место быть и в 1
части, во2. Почему? (ответы каждой команды)
Ведь
Ив стал хорошим врачом не только благодаря своей целеустремлённости, но и
благодаря своей человечности: было желание ударить-сдержался, отомстить- не
воспользовался; мало того, он предложил помощь тому, кто хотел сделать его
живой игрушкой.
А
в характеристике Стильтона Слово «человек» в 1 части не названо ни разу, а во 2
части оно появляется, когда Стильтон произнёс: «ПРОСТИТЕ МЕНЯ»…
-Итак, чем стала зелёная лампа для Джона Ива?(она осветила
герою путь к жизненной цели) (ответы каждой команды)
-А для Стильтона? (помогла выразить презрение к
людям, пресыщенность жизнью и её удовольствиями) (ответы каждой
команды)
Зеленая
лампа открывает героям новые, истинные ценности жизни. Свет поиска истины
озаряет путь одного героя и меркнет для другого.
Так Грин,
словно факелом в ночи, высвечивает перед читателем жизненные пути, по которым
можно идти и которые каждый выбирает для себя.
-В
рассказе есть ещё один герой-это Реймер.
– Какова
его роль в сюжете?
(Не
будьРеймера, возможно,не произошла бы эта история: ведь Стильтон Реймеру
демострирует свою богатую, с его точки зрения, фантазию, свою безграничную
власть над человеком.А сам Реймер потворствует этому злу, чего делать нельзя: «…пороки
порой потому расцветают, что некому нас остановить. И уже совсем страшно, если
мы окружены равнодушными людьми, молчаливо поощряющими наши дурные деяния. Не
без их помощи мы становимся порочнее».
4.Обобщение
учителя: Зеленая лампа не просто деталь сюжета, знак, интригующий момент
развития действия, а символ веры в возможности человека, в его стремление к
исполнению мечты, символ надежды, преодоления, символ света и добра. Зеленая
лампа открывает героям новые, истинные ценности жизни. Это многозначный,
метафоричный символ.
В конце
рассказа Джон Ив говорит Стильтону (а может, это Грин обращается к нам?): «А
спускаясь по темной лестнице, зажигайте…хотя бы спичку». Что могут значить эти
слова?
Чтобы
всегда был свет надежды у каждого человека и в душе, и в жизни.
«Прочитаешь
рассказ А. Грина, и ляжет на душу добро» (Б Ахмадулина)
Почему
рассказ «Зеленая лампа» можно считать притчей?
Рассказ «Зелёная лампа» определяется по
жанру ещё и как притча (краткий
иносказательный и поучительный рассказ).
Притча об удивительной судьбе бродяги Ива, ставшего знаменитым врачом и
обеспеченным человеком, и жизненном падении богача
Стильтона.
IV. Заключительная
часть урока
Развитие
способности к рефлексии, само-и взаимооценке.
1.Итак, мы сегодня перечитали и обсудили
рассказ «Зеленая лампа». Каждому из вас что-то особенно в нем запомнилось.
Давайте ответим всего на несколько вопросов:
А) Каково
значение денег в нашей жизни? Всегда ли они делают нас счастливыми?
Б) Какова роль человека в его судьбе?
2.Подведение
итогов, выставление оценок (оценить ответы команд в процессе урока: активность,
умение строить монолог и диалог; умение определять средства выразительности,
делать выводы) —работа экспертов и мягкая коррекция оценивания преподавателем.
V. Домашнее
задание
Написать
сочинение-миниатюру. Тему учащиеся выбирают по желанию (ситуация выбора):
1. «…пороки
порой потому расцветают, что некому нас остановить.»
2.Если я
зажигаю лампу…