Проверка готовности учащихся к уроку.
Учитель:— С каким произведением мы
познакомились вчера на уроке? Сюжет
какой сказки использовал А. С. Пушкин для
написания «Сказки о рыбаке и рыбке»?
Сюжет народной сказки.
Учитель:
— Назовите черты народной сказки,
которые вы обнаружили в сказке Пушкина.
- Магическое число «3», троекратные
повторы. - Волшебный помощник – золотая рыбка
– помогает слабому герою выполнить
трудное задание. - Повтор эпизода.
- Справедливый конец.
Учитель:
— Кто герои этой сказки?
— Кто волшебный помощник?
— Почему рыбка золотая? Из какого она
мира?
— О каком герое мы говорили на прошлом
уроке? (О старухе.)
— О ком хотели бы узнать подробнее
сегодня? (О старике.)
Характеристика героя.
Мораль сказки.
Учитель:- Дадим характеристику
старику. Для этого вспомним алгоритм
«5 вопросов герою», который поможет нам
сформулировать мораль сказки.
На доске – таблица:
- Что делал герой? (Действия)
- Каков герой? (Характер)
- Зачем он это делал? (Цель)
- Добился ли герой того, чего хотел? (Результат)
- Мораль. Кто … (характер), тот … (результат).
(На прошлом уроке дети получили
домашнее задание: подчеркнуть действия
старика.)
1. Действия старика (дети
называют действия, зачитывая
соответствующий отрывок сказки, а
учитель выписывает их на доску):
- отпустил рыбку, ничего не попросил;
- сказал ласковое слово рыбке;
- уважительно разговаривает со
старухой; - рассказал старухе о рыбке;
- подчинился старухе;
- возмутился, сказал старухе правду;
долго ждал ответа рыбки.
2. Характер старика (определяем
по действиям):
- добрый
- бескорыстный
- искренний
- доверчивый
- покорный
- слабый характером
- честный
- терпеливый
3. Цель старика (формулируют
ученики с помощью учителя). Запись на
доске:
- избежать гнева, брани старухи;
- освободиться от зависимости старухи;
остановить старуху, когда она
потребовала невозможного.
4. Результат (смотрим на цель):
- стал зависимым, «слугой»;
- не добился справедливости;
- рыбка помогла восстановить
справедливость.
5. Мораль (формулируют дети).
- Кто честный, терпеливый, но слабый
характером, тот не добьётся
справедливости. - Кто доверчивый и покорный, тот станет
зависимым. - Кто добрый, бескорыстный и искренний,
тому всегда придут на помощь.
Проводит экипаж по здоровью и спорту.
Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Помогайте, помогайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка вприсядку,
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните.
Всё в порядок приведите
И читать, друзья, начните.
отношения к герою.
Учитель:
— Ребята, вам жалко старика?
— А как автор относится к старику:
жалеет его или осуждает?
(В результате учебного спора дети
приходят к выводу, что для ответа на этот
вопрос нужно обратиться к тексту.)
Ученики зачитывают отрывок:
«Старичок к старухе воротился.
Что ж? Пред ним царские палаты…»
Автор ласково называет героя,
сочувствуя ему, жалея его.
Учитель:
— А как бы вы поступили на месте
старика?
построения сказки.
Учитель: — Просмотрите текст сказки
и скажите: почему некоторые строчки
выделены жёлтым цветом?
Это повторяющийся эпизод.
Учитель: — Зачитайте первый эпизод.
Чем он отличается от остальных?
Старик отпустил рыбку, ничего не
попросив.
Учитель: — Зачитайте остальные
эпизоды. Чем они отличаются друг от
друга?
Старик просит всё большего и большего
у рыбки по требованию старухи.
Учитель: — На доске висят
рисунки к этой сказке, которые вы
нарисовали к сегодняшнему уроку.
Восстановите порядок (2 человека выходят
к доске и перевешивают рисунки).
Старуха с разбитым корытом возле землянки. | Старуха с новым корытом. | Старуха возле новой избы. | Старуха – столбовая дворянка. | Старуха – вольная царица. | Старуха с разбитым корытом возле землянки. |
Учитель: — С помощью рисунков
ребята выстроили сюжетную линию,
цепочку сказки.
Задание для групповой работы: нарисовать
схему-цепочку композиции этой сказки.
В результате дети нарисовали
следующие цепочки:
(Каждая группа поясняет свою схему.)
Учитель: — Какие ещё сказки имеют
такое же сюжетное построение?
Учитель: — Какая фраза из этой
сказки стала крылатой? Как вы её
понимаете?
Остаться у разбитого корыта, то есть
остаться ни с чем, всё потерять по собственной
вине.
на уроке останется время).
Игра «Хорошо – плохо».
1. Учитель:
— Старуха стремится к большей власти –
это хорошо. Почему?
Хорошо, когда есть стремление достичь
большего.
Учитель:
— Это плохо. Почему? Плохо, когда всё
получаешь в готовом виде, за счёт других,
сам не прикладывая никаких усилий. Тогда
ты не ценишь того, что имеешь.
2. Учитель:
— Старик добрый и покорный – это хорошо.
Почему?
— Это плохо. Почему?
Оценка работы учащихся.
Выставление отметок.
Учитель:— Обнаружили ли мы черты
народной сказки в сказке Пушкина?
— Имеет ли она свою сюжетную композицию?
Выставление отметок.
- Подчеркнуть во всём тексте описание
моря. Ответить на вопрос: зачем здесь А.
С. Пушкин описывает море? - Ответить на вопросы в учебнике.
- По желанию: нарисовать золотую рыбку.
Тема урока: «А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Чему учит сказка?»
Цель: создание условий для овладения алгоритмом составления словесного портрета героя и использования приобретённых знаний и умений в практической деятельности.
Планируемые результаты
Личностные:
- проявляют интерес к чтению литературных сказок,
- проявляют желание составлять словесный портрет сказочного героя.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- принимают и сохраняют учебную задачу;
- выполняют учебное задание по алгоритму;
- контролируют и оценивают свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- в конце урока объясняют удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой.
Коммуникативные УУД:
- учитывают разные мнения и стремятся к сотрудничеству в рамках учебного диалога,
- используют речевые средства для представления результата деятельности.
Познавательные УУД:
- определяют особенности литературной сказки и обосновывают своё мнение,
- описывают героев сказки и их характер, обосновывают свой мнение,
- сравнивают героев и обосновывают своё мнение.
Предметные:
- читают осознанно, выразительно,
- составляют словесный портрет героев,
- составляют план и пересказывают текст по плану.
Средства достижения планируемых результатов:
- технология критического мышления (приём составления кластера)
- технология проблемного диалога (создание проблемной ситуации)
- технология оценивания учебных успехов
- диалоговый метод
- деятельностный метод
- метод моделирования
- средства ИКТ (ПК, экран, проектор, ЭОР)
Ход урока
- Оргмомент.
Литературное чтение – прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк,
Стих это будет, сказка, рассказ –
Вы учите их – они учат вас!
- Речевая разминка.
Синицы
Зайчик едет на такСИ.
Куда едет, сам спроСИ.
Медведь лежит в густой теНИ,
Его за лапу не тяНИ.
В подарок белочке овЦА
Несёт четыре леденЦА.
Хочу спросить я учениц:
Скажите, сколько здесь синиц?
— Прочитайте медленно хором.
— Ответьте на вопрос стихотворения.
— Прочитайте с вопросительной интонацией.
— А теперь скороговоркой.
- Актуализация знаний
— С какой сказкой познакомились на прошлом уроке? Кто автор сказки?
— Чтобы проверить, внимательно ли вы читали сказку, проведём игру.
(Класс делится на две команды, вопросы обсуждают в команде, один ученик отвечает. За правильный ответ даётся «золотая рыбка». Кто больше наберёт, тот и победил.)
— Где жили старик и старуха? (у синего моря в ветхой землянке)
— С чем первый раз пришёл невод? (с тиной)
— С чем второй раз пришёл невод? (с травой морской)
— Какая труба была на новой избе старика и старухи? (кирпичная, белёная)
— Какие ворота были в новой избе? (дубовые, тесовые)
— В чём стояла старуха дворянка на крыльце? (соболья душегрейка, парчовая корона)
— Что сделала старуха в гневе, когда пожелала стать царицей? (ударила по щеке)
— Что держит стража царицы на плечах? (топорики)
— Что ела за столом старуха-царица? (пряник)
— Куда отправила старуха-дворянка старика работать? (на конюшню)
— Как встретила старика старуха-царица? (выгнала)
- Анализ «сказочных примет»
-Найдите черты сходства и отличия сказки А.Пушкина с народной сказкой.
(Приём ТРКЧП — составление кластера. Фронтальная работа –– по ходу вопросов и обсуждения составляется кластер).
|
|
5. Работа над содержанием сказки, характеристикой её героев.
1) восстановление сюжетной цепочки сказки:
— Вспомним содержание и восстановим события сказки, в этом нам поможет схема
2) Постановка проблемного вопроса?
— Почему старуха осталась у разбитого корыта? Ведь ей рыбка дала все что могла. А могло ли быть иначе?
— Вот он наш главный вопрос.(?)
3) Характеристика героев сказки и анализ их поступков.
— Начнем с героев сказки. Назовите героев сказки. (старик, старуха и рыбка)
— Что вы узнали о них из сказки, расскажите где они жили, чем занимались…
— Что произошло со стариком, когда он в очередной раз пошел рыбу ловить, что его очень удивило, найдите отрывок в сказке и прочитайте его.
— Как вела себя рыбка?
— Почему старик её отпускает, ведь он такого чуда никогда не видел?
— Почему рыбка стала помогать старику?
— Как обращается старик к рыбке в тексте?
— Что он испытывает когда вновь обращается к рыбке? (стыд, растерянность, уважение, страх, почтение)
4) Характеристика старика и старухи, рыбки ( работа в паре по карточкам)
| кроткий сварливый добрый мягкий злобный властный смиренный жадный грубый неуживчивый безропотный бескорыстный покорный | |
— Какой характер был у старика? У старухи? Соедини стрелочкой героя и слово.
— Покажите свои рисунки.
— А рыбка, какая она, дайте ей характеристику.
5) Отношение автора к героям сказки
— Итак, вот они наши герои, а как автор относится к ним?
— рыбку – любит, гордится ею, восхищается;
— старику – сочувствует, жалеет …
— старуху – осуждает, наказывает от имени рыбки
— Давайте разделим героев на положительных и отрицательных и докажем почему мы так поступили. Оцените поступки героев, кто из них был прав, а кто нет.
— У нас остался еще один герой, на которого мы не обратили наше внимание. Как вы догадались, что рыбка сердится на старуху? Всегда ли море в сказке одинаковое?
6.Физкультминутка.
6) Характеристика моря.
— Море всегда разное, то оно синее, то оно помутилось и…. давайте восстановим последовательность каким было море. (работа по карточке в паре)
— помутилось синее море
— синее море
— видит на море чёрная буря
— море слегка разыгралось
— не спокойно синее море
— почернело синее море
— Молодцы, а теперь найдем отрывок из текста соответствующий каждому виду моря.
— Что помогает нам понять – море? (что оно сердится на старуху)
7) Характеристика героя по плану.
— Прочитайте алгоритм.
— Можно ли считать удачно составленным словесный портрет, если в нём описана только внешность героя? Обоснуйте своё мнение. (работа в парах)
— Составьте словесные портреты старика и старухи из «Сказка о рыба%ке и рыбке» А. С. Пушкина, используя алгоритм составления сло%весного портрета литературного героя. (групповая работа)
— Возвращаемся к нашей схеме.
— Чем заканчивается сказка? Так почему же старуха осталась у разбитого корыта? За что же так наказала её рыбка. Хорошо. Как бы старуха высоко не вознеслась, но добро побеждает зло и старуха наказана за свою жадность и алчность.
— А вы бы не хотели поймать золотую рыбку, чего бы вы попросили у рыбки?
— Чему учит нас эта сказка?
7) Работа с пословицами.
— На примере сказки объясним смысл пословиц:
Много захочешь – последнее потеряешь.
Много желать – добра не видать.
Жадность всякому горю начало.
Ненасытному все мало.
— Сказка была написана почти 300 лет назад, но она до сих пор интересна и не просто интересна, она учат нас жить и правильно поступать.
Кому сегодня понравилось на уроке? Кто об этом уроке расскажет родителям, друзьям. И на память о нашем уроке поймайте золотую рубку, пуст она вам напомнит об уроке, а может кому- нибудь поможет.
7. Итог урока.
Мне сегодня понравилось на уроке…..
Мне было трудно …..
Я узнал, что ….
Оцените свою работу на уроке.
8. Д.З. нарисовать рисунок к понравившемуся отрывку, выучить наизусть
Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 100-101.
УКМ «Школа России»
1. Каким в сказке показан старик, а какой — старуха? Опиши их. Найди строки, которые подтверждают твой ответ.
Старик добрый, отзывчивый, лишённый корысти: «твоего откупа мне не надо». Он безотказный, во всём подчиняется старухе. Он боязливый и пришибленный, в сказке часто говориться, что он «испугался».
Старуха жадная, любит ругаться: «старика старуха забранила». Она злобная: «по щеке ударила мужа». Она ненасытная, много раз посылала старика к рыбке.
2. Подумай на чьей стороне симпатии автора. Как мы можем это понять?
Мне кажется, что симпатии автора на стороне золотой рыбки. Он показывает её терпение, стремление быть благодарной, она выполняет все просьбы старика, хотя видно, что каждая новая её всё сильнее неприятна.
Симпатии автора не могут быть на стороне старухи, ведь он называет её злобной.
Симпатии автора не могут быть на стороне старика, который слишком тихий, пугливый, робкий. Таким не должен быть человек и всё случившееся также и на его совести.
3. Можно ли рыбку назвать благодарной, справедливой, доброй?
Рыбка несомненно очень добрая и терпеливая. Из чувства благодарности она исполняла самые дикие капризы старухи. Но она и справедливая, и когда старуха в конец обнаглела, рыбка наказала её за жадность.
4. Сравни начало и конец сказки.
Начало и конец сказки похожи. В них старики живут в землянке у старого корыта.
5. Какова основная (главная) мысль сказки? Соотнеси её с пословицами. Какое выражение из сказки часто употребляется?
Главная мысль сказки: Надо уметь довольствоваться малым, не требуя большего.
Эту же мысль доказывают пословицы: Много захочешь — последнее потеряешь. Много желать — добра не видать. Ненасытному всё мало. Кто малым не доволен, тот большого не достоин.
Часто употребляется выражение: остаться у разбитого корыта.
6. Проследи, как постепенно менялось море: слегка разыгралось, помутилось, не спокойно, почернело, на море чёрная буря. Почему так происходило?
Перемены на море отражают настроение золотой рыбки. С каждой новой просьбой старухи, рыбка всё больше гневалась, а море начинало чернеть.
7. Что было в сказке сначала, что потом? Составь план, перескажи.
План пересказа сказки Пушкина «О рыбаке и рыбке»
- Старики и землянка.
- Спасение рыбки.
- Новое корыто.
- Новая изба
- Столбовая дворянка.
- Вольная царица.
- Последняя просьба.
- Опять землянка.
Пересказ сказки Пушкина «О рыбаке и рыбке» для 2 класса
Старик и старуха жили у моря. У них была землянка и старое корыто.
Однажды старик ловил рыбу и поймал золотую рыбку. Рыбка человеческим голосом попросила отпустить её, обещая различные блага. Старик просто отпустил рыбку, не требуя выкуп.
Старуха поругала старика и отправила его просить новое корыто. Рыбка исполнила просьбу и старик увидел у землянки новое корыто.
Но старуха снова стала ругаться и требовать новый дом. Старик вновь пошёл к рыбке и попросил избу. Рыбка исполнила и эту просьбу. Вернувшись, старик увидел новый дом.
Но старуха не унималась и стала требовать сделать себя столбовой дворянкой. Старик отправился к рыбке и та выполнила эту просьбу. Старуха стала важной и била слуг. Она отправила старика на конюшню.
Но вскоре старуха захотела стать вольной царицей. Старик пошёл к рыбке и та исполнила и эту просьбу. Вернувшись, старик увидел дворец и грозную старуху. Его выгнали взашей со двора.
Но старухе и этого было мало. Она стала требовать сделать себя морской владычицей. Старик высказал эту просьбу рыбке, но рыбка ничего не ответила и уплыла.
Вернувшись, старик увидел свою старую землянку и разбитое корыто.
8. Вспомни, как обычно заканчиваются народные сказки. Что общего у них со сказками Пушкина? Составь ответ по опорным словам.
Народные сказки обычно заканчиваются словами: стали жить поживать; и я там был; и некоторыми другими.
В народных сказках, как и в сказках Пушкина, добро побеждает зло. Например, в этой сказке добрая золотая рыбка наказала зло в лице старухи.
Но сказки Пушкина могут заканчиваться иначе, чем народные. В этой сказке в концовке старуха сидела у разбитого корыта. А вот другой пример: сказка «О мёртвой царевне и семи богатырях» заканчивается народной концовкой «Я там был, мёд, пиво пил».
9. Придумай небольшой рассказ смысл которого можно было бы выразить словами «Жадность всякому горю начало».
Рассказ «Жадность всякому горю начало» для 2 класса
Однажды мы с Игорем отдыхали у бабушки в деревне.
На грядках созревала клубника и мы рвали первые спелые ягодки. Правда было их пока очень мало, а Игорю хотелось больше.
Но бабушка не давала рвать неспелые ягодки, у которых краснел лишь один бочок.
И тогда Игорь решил схитрить. Дождавшись, когда бабушка уйдет в магазин, он забрался на грядку и стал запихивать в рот ягодки, одну за другой. Он ел даже совсем неспелые, а я смеялась, глядя на его чудачества.
Уже вечером у Игоря заболел живот и он всю ночь бегал в туалет. Утром он был помятый и грустный. Ему всё еще было плохо.
А я подумала, что если бы он не жадничал, то получил бы удовольствие, а не больной живот.
Урок литературного чтения «Характеристика главных героев «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина»
Урок литературного чтения. 2-й класс
Тема: Характеристика главных героев «Сказки о рыбаке и рыбке»
А. С. Пушкина.
Дата:
17 октября 2012 год
Цели:
отрабатывать навыки правильного, выразительного чтения; учить раскрывать смысл произведения, характеризовать героев; воспитывать потребность в формировании положительных качеств характера для успешного существования в социуме; развивать память, речь, мышление.
Планируемые результаты:
предметные:
умения прогнозировать содержание произведения, понимание основной мысли, поиск необходимой информации в книге;
метапредметные:регулятивные
— формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,
познавательные
— понимание и осмысление нравственных уроков, умения работать с текстом (осмысление структурных особенностей, характеристика героев произведения, понимание основной мысли), осуществлять поиск необходимой информации в книге,
коммуникативные
— ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе;
личностные:
формирование системы нравственных ценностей (благородство, сочувствие, твердость характера, настойчивость), проявление интереса к произведениям А.С.Пушкина.
Оборудование:
ноутбук учителя, проектор, интерактивная доска,нетбуки учащихся.
Используемые ЭОР:
интерактивный тест, презентация.
Ход урока
- Самоопределение к деятельности
Слайд 1.
Речевая разминка. Стихотворение. Кто хочет разговаривать, / тот должен выговаривать всё правильно /и внятно, / чтоб было / всем понятно.// — Прочитайте медленно, выговаривая каждое слово четко; — О чем стихотворение? — Какие слова надо выделять? — Это должны быть самые важные слова. (Расстановка логических ударений). Паузы. — Чтение в темпе скороговорки.
2. Актуализация опорных знаний. Слайд 2.
— А.С. Пушкин говорил “Что за прелесть эти сказки”… — А любите ли вы читать сказки? Почему? (рассуждения учеников) — Что понравилось в сказке? Что не понравилось? (рассуждения учеников) — Что роднит сказку А.С.Пушкина и другие известные вам сказки? (работа в парах, обсуждение, затем высказывания детей)Слайд 3.
• Есть зачин, концовка • Волшебство • Повторение сюжета • Магическое число • Добро побеждает зло — Кто в сказке Пушкина волшебный помощник? (золотая рыбка). — В чём необычность рыбки? (рыбка золотая, умеет говорить человечьим голосом, исполняет желания) — Есть ли повторение сюжета в сказке Пушкина. Зачитайте. — Чем похожи повторения? (во всех идёт разговор старика и рыбки)
— Сегодня на уроке мы будем исследовать “Сказку о рыбаке и рыбке”, проследим за сюжетом, поговорим о характерах главных героях сказки. 3. Постановка учебной задачи.
— Чем отличаются повторения сюжета? (меняются желания старухи и её обращения к старику; меняется состояние моря) — Как просит старуха? — А меняется ли манера поведения старика возле моря? (нет, “молвит ласковое слово, с поклоном” — Как вы думаете, почему старик не отказывается ходить с просьбами к морю? (рассуждения детей) Восстановление сюжетной цепочки сказки. Даются части сюжетной цепочки, которые необходимо восстановить детям. Выполнение интерактивного теста на нетбуках(работа в парах).
4. Открытие нового знания. Анализ поступков героев.
В ходе работы на доске появляется схема «система образов». Под именем героя появляется его качество. (Работа на интерактивной доске.Слайд 4-5)
— Назовите героев сказки — Что вы узнали о героях в начале сказки? Прочитайте. — Расскажите, что произошло со стариком, когда он рыбачил? — Как ведет себя рыбка? — Объясните значение слова «откуп». (Заплатив, освободить себя от чего-либо) — Почему откупалась рыбка? — Почему старик отпустил рыбку без откупа? — Что произошло дальше? Прочитайте. Зачем старик обо всем рассказал старухе? — Каким видим здесь старика по характеру? — Почему старик пошел к морю? Объясните значение выражения «старуха забранила». (Ругала грубыми словами)
— Как ведет себя рыбка? — Почему она помогает старику? — Что нового узнали о старухе, когда рыбка выполнила ее просьбу «дать новое корыто»? — Как показывает это автор сказки? Расскажите. — Изменилось ли отношение старухи к старику, слугам, рыбке в дальнейшем? — Кто из них решил не потворствовать старухе? — Как это видно?
Физкультурная пауза.
5.Первичное закрепление.
Анализ характеров героев
— Давайте выясним, какой характер у каждого героя. Свои ответы нужно доказать примерами из текста.
(Учащиеся ищут в тексте отрывки, которые иллюстрируют характер старика и старухи. Учитель оказывает направляющую помощь. Учащиеся выразительно читают выбранные ими отрывки. Ответы детей обобщаются.) Слайд 6.
Характер старика: мягкий, добрый, податливый, безответный, безвольный, смиренный.
Характер старухи: властный, злобный, жадный, грубый, неуживчивый, требовательный, неблагодарный. — Кто из героев вам нравится? Не нравится? — Почему вам не нравится характер старухи?
— Все черты её характера — отрицательные. Жадных, грубых, злобных людей не любят в обществе, их поступки осуждаются. — Как была наказана старуха за свою жадность и неблагодарность?Слайд 8.
— Она опять осталась у разбитого корыта, в своей ветхой землянке. Кстати сказать, выражение «остаться у разбитого корыта» до сих пор употребляется в речи. — Что оно означает? (Остаться ни с чем, потерять всё, что имел.) — Почему же был наказан и старик, ведь он обладал мягким, податливым, добрым характером? — Являются ли положительными такие качества, как безвольность, безответность?
(Дети приходят к выводу, что безвольность (отсутствие воли) — отрицательная черта).
— Смиренность, безответность, податливость — положительные черты только в том случае, если они оправданы. Но в сказке Пушкина у старика не хватило смелости противостоять жадной старухе, возразить ей, указать на её неправоту, остановить её жадность. Он «..не смел ей перечить..», слепо подчинялся, выполняя все её прихоти. — Случается ли такое в жизни? — В жизни бывают моменты, когда просто необходимо проявить свой характер, настойчивость, твёрдо сказать — нет. Например, если окружающие или знакомые просят тебя сделать то, что, по твоему мнению, является плохим поступком.
6.Самостоятельная работа с самоопределением. Слайд 9.
— Прочитайте слова А.С.Пушкина: «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам — урок» — Какой же урок преподал нам великий поэт? (высказывания детей) — Выберите наиболее точную формулировку. Докажите свой выбор:
- Как здорово поймать волшебную рыбку!
- Как плохо быть сварливым и жадным.
- Если ты сварливый и жадный, ты можешь потерять своё счастье.
— Есть ситуации, когда необходимо проявить твёрдость характера, иначе ты можешь пострадать.
7. Итог урока. Слайд 10.
— Ребята, представьте, что вы оказались в этой сказке и рыбка может исполнить ваши желания. — Напишите свое желание, а может быть это будет просьба для родных, друзей. (Чтение желаний: желания здоровья, мира, счастья, хороших друзей, мечты о хорошем будущем, желания для других) — На следующем уроке мы продолжим работу над исследованием “Сказки о рыбаке и рыбке” А. С. Пушкина и выясним, кто ещё является в сказке действующим «лицом».
Домашнее задание. Проследить, как изменяется описание моря с возрастанием желаний старухи (Подтвердить словами из текста). По желанию проиллюстрировать эти строчки.
Оценки за урок.
8. Рефлексия
Перед вами лежат смайлики. Если вы на уроке работали с интересом, своей работой довольны, материал урока был полезен, то покажите настроение вашего смайлика улыбкой. Может быть, у кого-то смайлик будет спокойным или даже грустным, если вы своей работой на уроке остались недовольны.
Заместитель руководителя ОО по УВР _________________/Панина В.Ю./
Почему старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке» хотела быть именно СТОЛБОВОЙ дворянкой?
Люди начитанные прекрасно помнят этот термин: «столбовой дворянин», «столбовое дворянство». В русской классической литературе он встречается так часто, что воспринимается как данность, совершенно естественно: если дворянин, то непременно столбовой. Вот даже глупая, заносчивая бабка из знаменитой пушкинской сказки желала получить именно такое дворянство
Воротись, поклонися рыбке:
Не хочу быть черной крестьянкой,
Хочу быть столбовою дворянкой».
А почему, собственно?
Столбовой дворянин. Карикатура XIX века
Столбовое дворянство
Юридически это понятие в Российской империи нигде и никак не было закреплено. Оно имело только обиходное значение, зато весьма значительное. К столбовым дворянам относились представители самых древних дворянских родов (как титулованных, так и нетитулованных). Этим они жестко разграничивались с дворянами «новыми», получившими титулы и земли в петровскую эпоху и при последующих государях.
Формально все дворяне (кроме великих князей) были равны, а неформально столбовое дворянство часто относилось к новому, свежеиспеченному, как к выскочкам, занявшим не свое место. Чванились, как говорится, не по-детски…))
Термин «столбовой/столбовое», как сейчас считается, пошел от термина «Столбцы». Так назывались государственные документы допетровской эпохи, содержавшие информацию о присвоении различным «служилым людям» жалованья, вотчин, поместий и т. п. По формату «столбцы» представляли из себя склеенные в длинную «змею» узкие листы бумаги, которые складывались и хранились стопкой, столбиком, или свитком.
На Руси государственные документы было принято оформлять именно так. Например, оригинал Соборного уложения от 1649 года имеет 317 метров в длину, и склеен из 960 листов. На одной его стороне — сам текст документа, на другой — подписи участников знаменитого Собора, 315 штук.
На всякий случай напоминаю: на Руси до Петра понятие «дворянин» имело несколько другой смысл, чем после него. Дворянин — от слова «двор», тот, кто входит в двор какого-либо князя или боярина (других титулов не было). Земли и поместья дворяне получали, пока служили господину, и сохраняли, пока род продолжал службу. Такое поместье сюзерен мог, разгневавшись, и отобрать. А вот у князя или боярина хрен чего отберешь — это его, собственное, личное.
После петровских преобразований дворянство в России стало таким же, как и в Европе — наследственным. Со времен
Петра III служить было уже не обязательно, можно было, как Обломову, только и делать, что на диване лежать…))
Споры о статусе
Споры о том, кого причислять к древним (столбовым) дворянам, велись когда-то довольно бурные. Если только тех, кто был упомянут в «Бархатной книге» — своде самых известных дворянских фамилий в России, или в «Государевом родословце» — то из списка «столбовых» вылетают потомки древних фамилий, чьи предки служили не царю, а патриарху или епископам. Таких тоже было много. Их не записывали в государственные бумаги — не госслужба, чай…))
А если «столбовыми» считать просто потомков семейств, чьи предки получили дворянство в допетровскую эпоху — то в каком именно году должна проходить линия разграничения? И почему именно в этом?
Столбовой боярин
С одной стороны, потомки Рюрика, Гедимина, Чингисхана и перебежавших на Русь татарских мурз — по-любому столбовые. С другой — и иных древних родов на Руси хватало.
В конце концов законодательно понятие «древний род» определили в Российской империи так:
«Сроком исчисления столетия, присвояющим право на внесение дворянских родов в шестую часть родословной книги, принимается время издания дворянской грамоты, 21 апреля 1685 г
.»
Свод законов РИ, том IX, статья 1112.
Проще говоря — род официально мог считаться древним, если мог представить в департамент Герольдии грамоту на дворянство, полученную не позже 21 апреля 1685. Шестая часть родословной книги — это именно «Древние дворянские роды».
Но тут получался другой казус. Титулованные дворянские роды — то есть бароны, графы, князья — включались в пятую часть этой же книги. Про них в законе ничего не было сказано, а ведь среди них было немало ой каких древних…
Подводя итоги: столбовой дворянин в России времен Пушкина — понятие условное. Им мог считаться лишь тот человек, чей род получил дворянство в допетровскую эпоху. Юридически этот термин никак не оформлялся, но считался соотносящимся с понятием «древний род» — по противопоставлению с «новым» дворянством.
Анализ 2
«Сказка о рыбаке и рыбке» — одно из самых известных произведений А. С. Пушкина. Его можно читать не только детям, но и людям старшего возраста, так как в нем поднято очень много серьёзных проблем. Впечатляет также сам слог Пушкина, его стихотворная ирония, с которой он подходит к описанию извечных русских проблем.
Интересно обратить внимание на композицию сказки. Её можно назвать кольцевой. Главная героиня, старуха, решила воспользоваться щедростью рыбки и попросила новое корыто. С этого то и началось ненасытное пользование добротой рыбки. Старуха хотела большего, при этом просила не сама, а использовала своего мужа. Ей показалось мало даже положения царицы, которой все прислуживали. В итоге, она оказалась ни с чем. В финале мы снова видим бедную, обиженную жизнью женщину. Причём, осталась она всё с тем же корытом, как символом её бедности и душевной пустоты. Таким образом, сама композиция текста «Сказки о рыбаке и золотой рыбке» подводит нас к очень важному выводу: жадность – большой порок общества. Он может сгубить любого человека: как молодого, так и пожилого. Ненасытная старуха тому пример: она хотела большего, её не устраивало то, что она имела. В итоге, она получила вполне заслуженное наказание за свою жадность.
В данной сказке А. С. Пушкин также поднимает проблему семьи, взаимоотношений мужа и жены. Часто в русской культуре жена не уважает мужа, ставит себя на его место, руководя всем в доме. Именно так и поступает старуха. Она ругает старика, в буквальном смысле слова заставляет ходить к рыбке и передавать ей просьбы. Старуха даже позволяет себе бить мужа, что вдвойне безнравственно. Печально, что старика, по всей видимости, устраивает такое поведение жены. Он терпит это обращение, как мы читаем, по меньшей мере, тридцать три года и не ставит жену на место. Пушкин осмеивает такие уклады жизни в сказке, с остротой изобличая столь неблагородное поведение.
Мне очень понравилась эта сказка. Как видно, она не просто развлекает, но и поднимает глубокие жизненные проблемы: жадность, алчность, отношение жены к мужу. И мы в очередной раз убеждаемся в безграничном мастерстве А. С. Пушкина, сумевшего в оригинальной сказочной форме преподать важные уроки своим читателям.
СКАЗКА… ИЛИ ПРИТЧА… О РЫБАКЕ И РЫБКЕ?
О том, что можно увидеть и услышать в обыкновенной сказке – произведении, рекомендованном для прочтения с 5-ти летнего возраста.
(один из возможных вариантов)
Первая строка, точнее, первое её слово сразу же вызывает вопрос. Напомним:
Жил старик со своею старухой.
Художник Валентин Литвиненко
Почему «жил», а не, как говорится в других сказках, «жили-были дед и баба»?
Вероятно, и об этом свидетельствует дальнейшее повествование, жил в полном, духовном смысле слова только старик. Жил в христианском смирении, в нестяжательности. «Своей», из всего, что его окружало, он считал только старуху. Несмотря на все её недостатки, воспринимал как СВОЙ крест. Как некогда о жене своей Еве сказал Адам: «…вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа (своего). Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут (два) одна плоть». (Быт. 2.23-24.)
Дальнейшие слова:
Они жили в ветхой землянке
указывают на их совместное земное (в землянке) проживание.
Ровно тридцать лет и три года
Почему А.С.Пушкин период в тридцать три года разделяет на два отрезка времени?
Для христиан тридцать лет – время земной жизни Спасителя до проповеди Евангелия, и три года – время самой проповеди. В сумме же 33 года – время от Рождества до Голгофской жертвы. Своеобразное несение креста на свою Голгофу претерпевает и наш главный герой.
Старик ловил неводом рыбу, Старуха пряла свою пряжу.
Не сказано, что старик считает невод своим. Старуха же, напротив, пряжу считает своей, хотя можно предположить, что пряла она и ля старика.
Образ христианского смирения просматривается и в совершении дел стариком.
Несколько раз закидывает он невод и … безрезультатно: то «с одной тиной», то «с травою морскою» возвращается тот. Старик не ропщет на судьбу: «Что мы будем есть?», а молча делает своё дело. И вот:
В третий раз закинул он невод, — Пришёл невод с одною рыбкой, С непростою рыбкой, — золотою.
Вот она — долгожданная удача! Вот он – счастливый билет! Вот он — предел мечтаний современного человека! Рыбка ведь сама попалась, и сама предложила условия контракта:
«Отпусти ты, старче, меня в море, Дорогой за себя дам откуп: Откуплюсь, чем только пожелаешь».
Все законно. Законно по земным понятиям. Но старик поступает по законам совести, проявляет истинно христианское милосердие:
Отпустил он рыбку золотую И сказал ей ласковое слово: «Бог с тобою, золотая рыбка! Твоего мне откупа не надо».
Наш современник, скорее всего, покрутит пальцем у виска: «Не нормальный какой-то». Но старик не просто декларирует, а воплощает в жизнь основополагающий принцип: «На чужом несчастье – счастья не построишь». И не просто воплощает, а дышит им, так как не может поступить иначе.
Воротился старик ко старухе, Рассказал ей великое чудо.
Трудно сказать, зачем старик это сделал. Может быть, хотел поделиться великой радостью о «великом чуде».
Он рыбачил тридцать лет и три года И не слыхивал, чтоб рыба говорила.
Много лет они прожили вместе, и он, вероятно, мог предположить реакцию своей жены. Но всё же рассказал. За что и получил:
«Дурачина ты, простофиля!»
И старуха тоже хорошо знает мужа.
«Не умел ты взять выкупа с рыбки»!
Она понимает, что внутреннее состояние старика не позволит ему занизить уровень морали. Как бы укоряет мужа: «Даже с рыбки не сумел ты взять выкупа сейчас, не «умел» этого и раньше. Ничему-то тебя жизнь не научила». С христианской точки зрения — это похвала, ибо суровая жизнь «в ветхой землянке» не испортила старика. Но тут же старуха ищет компромисс:
«Хоть бы взял ты с неё корыто, Наше-то совсем раскололось»!
«Эка невидаль – корыто! Разве это выкуп? Так, небольшая помощь нам, старикам. Житейская потребность. Ведь стирать в чём-то надо».
Мы не можем обвинять старика в том, что он поддался на уговоры, попался на хитрость, изменил своему бескорыстию. Но он идёт не строгать новое корыто, а именно просить его у рыбки. И лёгкое томление души по состоянию моря видит старик:
Видит, море слегка разыгралось.
Сама природа указывает ему на нарушение внутреннего покоя. И старик отмечает это в разговоре с рыбкой:
«Разбранила меня моя старуха, Не даёт старику мне покою».
«Разбранила» можно понять как, «расколола» меня моя старуха, поколебав самое ценное, что есть у меня внутри – покой. И всё из-за какой-то мелочи – корыта. И будто оправдываясь, старик повторяет слова старухи:
«Наше-то совсем раскололось».
Как известно, рыбка дала им новое корыто. Старухой одержана первая победа. План приведён в действие. Сработало. Можно переходить к более решительному натиску.
Ещё пуще старуха бранится: … «В корыте много ль корысти?»
Теперь старуха открыто заявляет о том, что она хочет извлечь из ситуации с рыбкой – корысть. Ту корысть, которая чужда старику.
«Воротись, дурачина, ты к рыбке».
Почему старуха не хочет избавиться от старика как от посредника между её желаниями и источником их исполнения – рыбкой? А зачем? Старик полностью ей подвластен и не посмеет ослушаться. И дело даже не в том, что к рыбке нужно идти, т.е. совершить работу, труд, что в преклонные годы само по себе тяжело. Основная проблема – рыбку нужно ПРОСИТЬ. Не повелевать ею, а преклоняться перед ней (да ещё перед кем, перед рыбкой?!). А этого-то старуха делать не хочет, хотя и понимает, что без оказания почтения вряд ли что получишь.
«Поклонись ей, выпроси уж избу».
Пусть унижается дед. И не попросить избу нужно, а именно «выпросить», т.е. «без избы домой не возвращайся».
Само выражение «выпроси уж избу» показывает, что уровень запроса её возрос, но аппетит неизмеримо больше. (Сколько людей в наше время, не имея своего угла, живя в общежитиях, снимая квартиры, пределом мечтаний считают собственное жилье.) Но изба не удовлетворяет «сварливую бабу», а только ещё больше разогревает её амбициозность. Следующий шаг – смена социального статуса.
«Не хочу быть чёрной крестьянкой, Хочу быть столбовою дворянкой».
Рыбка удовлетворяет и это желание.
Старуха всё рассчитала правильно; социальное положение и материальное состояние тесно связаны между собой. Она только попросила (потребовала) дворянство, а вместе с ним получила: и «высокий терем», и «дорогую соболью душегрейку», и «парчовую на маковке кичку» Ей «жемчуги огрузили шею», руки украсили «золотые перстни», а ноги – «красные сапожки».
Перед нею усердные слуги; Она бьёт их, за чупрун таскает.
За что бьёт она слуг? А чтоб боялись. Повод не обязателен. Пусть знают, КТО здесь ХОЗЯЙКА!
Нечто подобное (с изменением статуса) мы можем наблюдать и в наше время. Некоторые «новые русские» те, что «из грязи в князи» стараются всячески «задокументировать» своё возвышенное в обществе положение. Для этого покупаются княжеские, графские и другие титулы, депутатские мандаты и т.д. «Мы не такие, как все, не быдло».
«Здравствуй, барыня-сударыня дворянка! Чай, теперь твоя душенька довольна».
Впервые старик указывает (не спрашивает, а именно утверждает) на удовлетворение душевных потребностей посредством выполнения материальных и социальных запросов. Он хочет, надеется, чтобы так произошло, как бы говорит: «Попытайся обрести покой душе таким вот путём». И впервые старуха ему не отвечает, считая унижением не только разговаривать с ним, но даже и ругать его, только прикрикнула. Мнимое успокоение на какое-то время удается.
Вот неделя, другая проходит.
Старуха не знает, что ей ещё нужно.
Но вскоре тщеславие дало о себе знать. Ведь есть ещё кто-то выше. И она делает попытку взобраться на самый верх социальной лестницы.
«Не хочу быть столбовою дворянкой, А хочу быть вольною царицей».
Старик видит не мнимую, а истинную её сущность, поэтому и увещевает, обращаясь:
«Что ты, баба, белены объелась»?
После «барыня-сударыня» такое обращение шокирует.
Осердилася пуще старуха, По щеке ударила мужа.
И после этого она ещё смеет употреблять такое выражение как, «говорят тебе честью»?! Смеет.
Не только в наше время, но и во все предыдущи времена, о чести и порядочности чаще других говорят люди бесчестные и непорядочные.
Даже море не просто «потемнело», т.е. стало более синим, а именно «почернело», изменило цвет. Хочет быть царицей – пусть будет.
Сработало и на этот раз. Став царицей, старуха получила все причитающиеся атрибуты царства: «царские палаты» и прочее.
Служат ей бояре да дворяне, Наливают ей заморские вина; Заедает она пряником печатным; Вкруг её стоит грозная стража, На плечах топорики держат.
Практически всё перечисленное мы можем видеть у сильных мира сего.
Как увидел старик, – испугался; В ноги старухе поклонился.
С одной стороны, старик оказывает уважение власть имущей, как и должно оказывать царице. Но с другой – чего же он испугался? Ведь поклонился он не царице, а «СТАРУХЕ».
Во-первых, старик, вероятно, знает, что сущность его жены не изменилась. И теперь её скверный характер будет терпеть не только он один, а всё царство. Всё царство будет выполнять её безумные указы.
Во-вторых, он, может быть, испытал естественное чувство при виде окружения своей старухи.
Так каждый из нас чувствует нечто подобное при виде неизвестного человека, который приехал на шикарном автомобиле, с эскортом (на менее престижных, но всё же роскошных авто). Непонятно, кто на него хочет посягнуть (кому он неугоден?), но «круг его стоит грозная стража», которая хоть и не держит «на плечах топорики», но:
Цепким взглядом окрест всё обводит, Пистолеты, сжимая под мышкой, Крепким телом царька прикрывает.
Старик ещё раз с надеждой говорит:
«Ну, теперь твоя душенька довольна».
Выше ведь уже некуда – царица. Предел мечтаний. Теперь баба должна угомониться.
Уместно будет вспомнить Евангельскую притчу о безумном богаче. В начале притчи о нём говорится, как об «одном богатом человеке», но не о безумном. Безумство же его заключалось, как в попытке удовлетворить душевные потребности с помощью материальных богатств, так и в определении срока своей жизни, «…и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись». (Лк. 12.19.) Иными словами, человек этот не сумел правильно распорядиться данным ему богатством.
Так и нам кажется, что стоит только переселиться в собственную квартиру (избу), занять сравнительно высокое положение в обществе (столбовой дворянки, царицы или депутата) и мы сможем сказать: «Душа! покойся». Но покой не наступает ни у крупных бизнесменов, ни у президентов. Вроде бы всё есть, но… нет покоя, который надеялись обрести.
Старику извне ничего не надо. Он самодостаточен, самодоволен, самопокоен. И хочет того же для старухи. Но та на него даже не взглянула.
Лишь с очей прогнать его велела. Подбежали бояре и дворяне, Старика взашей затолкали.
Современные «бояре и дворяне», желая выслужиться перед сильными мира сего, могут — и не только такое, и не только со стариком. Что угодно и с кем угодно, лишь бы хозяевам угодить. Моральный и нравственный аспекты не учитываются, они, будто не существуют.
А народ-то над ним насмеялся: «Поделом тебе, старый невежа»!
Очень часто мы (народ) смеёмся над слабыми и беззащитными, над теми, кого «верхи» выставили на всеобщее посмешище. Над самими же «верхами» мы смеёмся украдкой в толпе и громогласно на кухне (у себя или близких друзей).
Вот неделя, другая проходит, Ещё пуще старуха вздурилась.
Чем же на этот раз пытается она заглушить душевную пустоту, заполнить внутренний вакуум?
«Не хочу быть вольною царицей, Хочу быть владычицей морскою, Чтобы жить мне в Окияне-море».
Кажется, до старухи дошло, что материальное и душевное (духовное) – разные миры. Покорив этот – материальный, она хочет в тот – духовный. Но не желает в нём возрастать от «чёрной крестьянки» до царицы, а дерзает одним махом подчинить его себе.
«Чтоб служила мне рыбка золотая И была б у меня на посылках».
Подчинить сразу всё, вместе с источником исполнения желаний. Чтоб не просить (пусть даже через старика, но просить, кланяться, унижаться, признавать чьё-то владычество над собой) рыбку, а приказывать ей, как мужу.
Сильные мира сего не терпят над собой какой-либо силы, чьей-либо власти. Бог – Высшая Сила, Совершеннейшая Власть мешает окончательному утверждению их мнимого верховенства. На словах они могут Его признавать. То, что Он — с ними, они могут выдавливать на бляхах ремней своих солдат. То, что Он – их высшая ценность, они могут писать на купюрах своих денег. Но признать своё ничтожество пред Ним, необходимость каким-либо образом служить Ему – НИКОГДА!!! Более того. Манипулируя словами, ситуациями и людьми, они всячески пытаются заставить Бога быть у себя «на посылках».
Старик не осмелился перечить, Не дерзнул поперёк слова молвить.
Испугался? Решил до конца выполнить свою посредническую миссию?
Вот идёт он к синему морю, Видит, на море чёрная буря: Так и вздулись сердитые волны, Так и ходят, так воем и воют.
На кого сердится природа? На старика? Хозяйка «Окияна-моря» – золотая рыбка приплыла к нему. Если в первых беседах с ней он сетовал, что старуха не даёт ему покоя, то теперь, понимая безумие самой просьбы, начинает прошение с вопроса:
«Смилуйся, государыня рыбка! Что мне делать с проклятою бабой»?
Это за гранью моего понимания вещей, как бы говорит он. Рыбка выслушала просьбу, суть которой, скорее всего, знала заранее, ибо естественный ход событий подсказывает, что каждый должен делать своё дело: старик – просить, рыбка – слушать.
И впервые:
Не «не ответила», а именно «не сказала», т.е. не осудила, не упрекнула, не высказала своего отношения к услышанному.
Лишь хвостом по воде плеснула.
Тоже впервые. Но в этом плеске слышится легкий упрёк, как бы, ногой топнула.
На глубину-то не докричишься, не дозовешься. Раньше, утешенный: «Не печалься, ступай себе с Богом», старик нёс своей старухе радостные вести:
«Будет вам новое корыто». «Так и быть: изба вам уж будет». «Добро! Будет старуха царицей».
Раньше всё свершалось быстрее, чем он доходил от моря до места, где была их землянка, хотя жили они «у самого синего моря». Теперь же:
Долго у моря ждал он ответа, Не дождался, к старухе воротился.
Но, как и раньше, ничего старухе говорить не пришлось;
Глядь: опять перед ним землянка; На пороге сидит его старуха, А пред нею разбитое корыто.
Всё вернулось на круги своя, т.е. в такое состояние, в котором ход вещей протекал, как бы, сам по себе, без вторжения воли человеческой. Как оказалось, в самое лучшее состояние.
Почему же сказка называется «О рыбаке и рыбке»?
Вольно или невольно мы сорадуемся старухе: от нового корыта до царской власти. Сами не прочь иметь «дорогие собольи душегрейки», втайне надеясь, что они согреют наши охладевшие души. (Мы ведь не такие злые, как та старуха, не будем таскать слуг за чупрун). Даже где-то разделяем желание быть «владыками морскими, чтобы жить нам в Окияне-море». А что в этом плохого? Даже не прочь иметь рыбку на посылках. Хоть немножко, хоть чуть-чуть, но хотим.
И все-таки сказка называется «О рыбаке и рыбке». Но вот что интересно, главный герой – старик ни разу не назван рыбаком, кроме, как только в названии сказки. Почему? Автор называет его: «стариком», «старичком». Старуха – «дурачина», «простофиля». Народ насмехается: «…старый невежа». Рыбка обращается к нему не иначе как «старче». Но нигде, никто, ни разу не называет его рыбаком. Само собой разумеется, что если человек в течение тридцати трёх лет «ловил неводом рыбу», то он – рыбак. Однако, это только умозаключение. А какой же вывод можно сделать из сказки в целом?
Такой ли уж положительный герой старик? Можно ли нам брать с него пример всегда и во всём? Нет и ещё раз нет! Наряду с добродетелями он имеет и свои определенные недостатки.
Как мы уже отмечали, он поддается первому же натиску старухи и идёт не долбить новое корыто (если уж в этом есть необходимость), а именно просить у рыбки. Почему? Если корысть, действительно, была чужда его сердцу, он мог сказать жене: «Нам надо новое корыто? Сейчас сделаю». Но он идёт по пути наименьшего сопротивления: в физическом смысле просить легче, чем долбить и строгать. И свой внутренний регресс старик видит по состоянию моря.
Даже упомянутая ранее самодостаточность старика, с христианской точки зрения, выглядит как ущербность его натуры. Ибо он не имеет потребности общения с Богом. Тем Богом, о Котором он говорит рыбке:
«Бог с тобою, золотая рыбка».
И рыбка каждый раз желает ему в ответ:
«Не печалься, ступай себе с Богом».
А с Богом ли старик?
В нём нет ни сил, ни решимости противостоять злу, бороться с ним. Поддавшись единожды, он уже не в силах остановить растущую алчность старухи, и поэтому сам деградирует морально. На первый взгляд это не очень заметно.
Однажды он пытался вразумить старуху. Помните?
«Что ты, баба, белены объелась?»
Но это не больше, чем словесная попытка, за которой не последовали более решительные действия. Чего старик боится? Как признаётся он рыбке:
«Разбранила меня моя старуха». «Не дает старику мне покою». «Пуще прежнего старуха вздурилась». «Опять моя старуха бунтует».
Да, старик боится гнева старухи. И эта боязнь переходит в потакание старухиным страстям. При рассмотрении проблемы под соответствующим углом зрения, выражение: «Ну, теперь твоя душенька довольна», звучит, как робкая надежда на окончание диктата. Но как невозможно костёр «насытить» дровами, так не удается ублажить старуху потаканием её прихотям. С каждым очередным прошением к рыбке он всё больше отходит от принципа бескорыстия: «Твоего мне откупа не надо». Так ведь не для себя, для бабы, как бы оправдывается старик, каждым очередным прошением превращая рыбку в «дойную корову», поднимает уровень просимого.
Не только старуха не может остановиться в своей ненасытности, но и старик – в пособничестве ей. Физический страх перед старухой превосходит укоры совести, когда он просит (и кого!?) рыбку-благотворительницу служить старухе, быть «у ней на посылках». Поэтому и обращается как всегда:
«Смилуйся, государыня рыбка».
Хотя даже рыбья чаша терпения оказалась переполненной, и сама рыбка «ничего не сказала», мы можем предположить, что она проявила милость. Нельзя утверждать, что последнее прошение старика осталось безответным.
Хотя, по человеческим меркам неожиданность решения проблемы выглядит как наказание стариков, но, именно такой выход является вполне логичным.
Что оставалось делать рыбке, если люди н видят собственной деградации? Как их поставить на место?
«Всё мне можно, но не всё полезно», — говорит Апостол, который видит пагубу отдельных вещей и явлений.
Старик же со старухой или Апостола никогда не читали, или если и читали, то никогда над прочитанным текстом серьёзно не задумывались.
А что мы можем извлечь для себя из «Сказки о рыбаке и рыбке»?
Благо, что имеем то, что имеем, а не то, что хотим?
Анализ Сказки о рыбаке и рыбке
Известный сюжет позаимствовал Пушкин из народной сказки. Но именно гений великого поэта сделал сказку всемирно известной, а ее персонажей нарицательными. Бесхарактерный и бескорыстный старик, жадная, спесивая, не знающая меры старуха, добрая, но справедливая золотая рыбка олицетворяют определенные человеческие качества. Чему учит Сказка о рыбаке и рыбке, дети смогут определить самостоятельно. Ведь образы сказки яркие и понятные, а содержание простое и доступное для понимания даже дошкольников. Сказка учит, что счастье не в богатстве. Автор предостерегает читателей от необдуманных поступков и желаний, осуждает жадность, высокомерие, глупость.