Комедия “Недоросль” Д.И.Фонвизина – шедевр русской драматургии XVIII века, в которой раскрывается проблема нравственного разложения дво-рянства и проблема воспитания.
Главные ее действующие лица – семья Простаковых и брат госпожи Простаковой Скотинин. Это одна группа дворян. Другая — Стародум, его племянница Софья и Правдин. Все помещики, конечно, жили за счет крестьян и были, следовательно, эксплуататорами. Со слугами и наем-ными людьми госпожа Простакова обращается грубо, пренебрежитель-но, оскорбительно. Её сын Митрофан – лодырь, обжо-ра и озорник. Госпожа Простаковa — жестокая и властная женщи-на, коварная, хитрая и жадная. Невежественная мать учит своего сына наукам, но учителей набрала “ценою подешев-ле , да и тем мешает. ” Она советует сыну: “…друг мой, ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его, как ты трудишься!” “Насчёт деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке!” В припадке бешенства она кри-чит на дворовую девушку Палашу, которая тяжело заболе-ла. Она не считается с достоинством тех, кто живет с ней рядом: унижает Софью, собственного мужа, лишив его воли и своего мнения. Простакова – помещица, безграмотная, жестокая и необуз-данная. Мы не видим в ней женщину, в ней нет ума, мило-сердия.
Митрофан — единственный сын провинциальных роди-телей. Дворянин, будущий крепостник или государственный служащий. “Похожий на мать”…
Сын Простаковой — невежа, бездельник, любимец матери. Воспитание и обучение Митрофана соответствует «моде» того времени и по-ниманию родителей. Французскому языку его учит немец Вральман, точным наукам — отставной сержант Цыфиркин. Граммати-ке — семинарист Кутейкин, уволенный от «всякого учения». «Познания» Митрофанушки в грамматике, его желание не учиться, а жениться — смешны. Митрофану пришли учителя, а он ворчит: “Пострел их побери!” Цыфиркина, который хочет хоть чему-то его научить, Митрофан обзывает “гарнизонной крысой”, а после того, как не удалось похитить Софью, он вместе с матерью намерен “приниматься за людей”, то есть пороть слуг. Но его отношение к Ереме-евне, готовность «за людей приниматься», предательство ма-тери вызывает уже иные чувства. Митрофан становится невежественным и жестоким деспотом. В некотором отношении сынок пошел дальше своей матери. Вспомним, как он жалеет матушку, которая устала, колотя батюшку. Он отлично понимает, кто настоящий хозя-ин в доме, и неуклюже льстит матери. Слепо и безрассудно любя сына, Простакова видит его сча-стье в богатстве и праздности. Узнав, что Софья — богатая невеста, мать заискивает перед девушкой и любыми способа-ми желает женить на ней сына. Митрофан — недоросль, прежде всего потому, что он пол-ный невежда, не знающий ни арифметики, ни географии, не-способный отличить прилагательное от существительного. Но он недоросль и в моральном отношении, так как не умеет уважать достоинство других людей. Митрофан не рвется ни к учению, ни к службе и предпочи-тает положение “недоросля”.
Комедия «Недоросль» не потеряла своей актуальности и для нас. Воспитание молодого поколения зависит не только от школы, но и от семьи. Фонвизин говорит нам: воспитывает, прежде всего, семья. Дети наследуют от родителей не только гены, но и идеалы, привычки, образ мыс-лей и жизни. Как правило, яблоко от яблони недалеко падает.
Комедия “Недоросль” Д.И.Фонвизина – шедевр русской драматургии XVIII века, в которой раскрывается проблема нравственного разложения дворянства и проблема воспитания.
Главные ее действующие лица – семья Простаковых и брат госпожи Простаковой Скотинин. Это одна группа дворян. Другая — Стародум, его племянница Софья и Правдин. Все помещики, конечно, жили за счет крестьян и были, следовательно, эксплуататорами. Со слугами и наемными людьми госпожа Простакова обращается грубо, пренебрежительно, оскорбительно. Её сын Митрофан – лодырь, обжора и озорник. Госпожа Простаковa — жестокая и властная женщина, коварная, хитрая и жадная. Невежественная мать учит своего сына наукам, но учителей набрала “ценою подешевле , да и тем мешает. ” Она советует сыну: “…друг мой, ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его, как ты трудишься!” “Насчёт деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке!” В припадке бешенства она кричит на дворовую девушку Палашу, которая тяжело заболела. Она не считается с достоинством тех, кто живет с ней рядом: унижает Софью, собственного мужа, лишив его воли и своего мнения. Простакова – помещица, безграмотная, жестокая и необузданная. Мы не видим в ней женщину, в ней нет ума, милосердия.
Митрофан — единственный сын провинциальных родителей. Дворянин, будущий крепостник или государственный служащий. “Похожий на мать”…
Сын Простаковой — невежа, бездельник, любимец матери. Воспитание и обучение Митрофана соответствует «моде» того времени и пониманию родителей. Французскому языку его учит немец Вральман, точным наукам — отставной сержант Цыфиркин. Грамматике — семинарист Кутейкин, уволенный от «всякого учения». «Познания» Митрофанушки в грамматике, его желание не учиться, а жениться — смешны. Митрофану пришли учителя, а он ворчит: “Пострел их побери!” Цыфиркина, который хочет хоть чему-то его научить, Митрофан обзывает “гарнизонной крысой”, а после того, как не удалось похитить Софью, он вместе с матерью намерен “приниматься за людей”, то есть пороть слуг. Но его отношение к Еремеевне, готовность «за людей приниматься», предательство матери вызывает уже иные чувства. Митрофан становится невежественным и жестоким деспотом. В некотором отношении сынок пошел дальше своей матери. Вспомним, как он жалеет матушку, которая устала, колотя батюшку. Он отлично понимает, кто настоящий хозяин в доме, и неуклюже льстит матери. Слепо и безрассудно любя сына, Простакова видит его счастье в богатстве и праздности. Узнав, что Софья — богатая невеста, мать заискивает перед девушкой и любыми способами желает женить на ней сына. Митрофан — недоросль, прежде всего потому, что он полный невежда, не знающий ни арифметики, ни географии, неспособный отличить прилагательное от существительного. Но он недоросль и в моральном отношении, так как не умеет уважать достоинство других людей. Митрофан не рвется ни к учению, ни к службе и предпочитает положение “недоросля”.
Комедия «Недоросль» не потеряла своей актуальности и для нас. Воспитание молодого поколения зависит не только от школы, но и от семьи. Фонвизин говорит нам: воспитывает, прежде всего, семья. Дети наследуют от родителей не только гены, но и идеалы, привычки, образ мыслей и жизни. Как правило, яблоко от яблони недалеко падает.
Автор:
Guru
·
Опубликовано
· Обновлено
(696 слов) Комедия «Недоросль», впервые опубликованная Денисом Ивановичем Фонвизиным в 1783 году, является одним из наиболее ярких произведений русского классицизма. В этой пьесе автор откровенно высмеивает такие пороки современных ему представителей дворянского сословия, как невежество, скупость, лень, корыстолюбие, злоба. Многие моменты комедии кажутся не только забавными, но и фактически трагичными, Фонвизин широко использует в пьесе приемы резкого контраста и язвительной иронии. Читатели и сейчас стараются понять, какой смысл был заложен автором в комедии, остающейся весьма популярной уже на протяжении более двух столетий.
Первоначально «Недоросль» можно воспринять в качестве самой обыкновенной пьесы, носящей бытовой характер. В основе сюжета произведения находится предстоящее бракосочетание юной Софьи. Девушка лишилась родителей еще в детские годы, теперь она вопреки собственному желанию пребывает на попечении супругов Простаковых. Хозяйка дома, которая видит в Софье только обузу и «лишний рот», намеревается выдать сироту замуж за своего брата по фамилии Скотинин. Но внезапно становится известно о том, что Софья является наследницей немаленького состояния, что заставляет госпожу Простакову полностью пересмотреть свои планы относительно этой девушки. К тому же оказывается, что в самое ближайшее время должен приехать и дядюшка Софьи, и госпожа Простакова решает, что на ее подопечной следует жениться сыну женщины Митрофану.
Однако внезапно возвращается родственник и опекун Софьи Стародум, которого в течение длительного времени все считали умершим. Дяде сироты сразу же становятся понятными намерения недалеких и корыстных Скотинина и Простаковой. Мужчина полностью поддерживает стремление Софьи стать женой Милона, к которому девушка уже давно неравнодушна, причем чувство молодых людей является взаимным.
В комедии имеется и другая сюжетная линия, касающаяся непосредственно Митрофанушки, наследника четы Простаковых. Шестнадцатилетний юноша крайне избалован своей ограниченной и деспотичной матерью, он, как и госпожа Простакова, полагает, что человеку благородного происхождения учиться незачем. Педагоги, которых приглашают к парню его родители, лишь напрасно получают жалованье, Митрофан не усваивает ничего из того, что ему пытаются преподавать его учителя.
При этом недоросль, как называли в ту эпоху молодых дворян, еще не имеющих удостоверения о получении образования, становится наиболее комичным и вызывающим искренний смех читателей персонажем пьесы. Сцены обучения сына Простаковых выглядят чрезвычайно нелепыми, к тому же становится ясно, что Митрофан только дожидается окончания уроков, чтобы посвятить время более приятным для него занятиям.
Нельзя не заметить, что Фонвизин построил комедию в полном соответствии с законами такого жанра, как классицизм. В пьесе присутствуют и положительные, и отрицательные герои, отчетливо демонстрирующие замысел драматурга. Произведение можно с уверенностью назвать «комедией воспитания», поскольку именно правила и установки, заложенные в сознание человека в семье его родителей, определяют в дальнейшем его мировоззрение и поступки. Автор подчеркивает, что людей необходимо развивать и воспитывать в правильном направлении с раннего детства, иначе впоследствии они не в силах принести никакой пользы окружающим и однозначно не могут вырастить своих наследников достойными членами общества.
Взгляды Фонвизина на жизнь в целом и проблемы воспитания в комедии выражает Правдин. Именно этот персонаж отстаивает в пьесе идеалы гуманизма и принципы высокой морали, в отличие от Простаковой, для которой имеет значение исключительно материальное благосостояние. Женщину интересуют лишь денежные средства и звания, а вовсе не интеллектуальное развитие и такие понятия, как порядочность, гордость и честь. Основной смысл пьесы Фонвизина заключается именно в противопоставлении старинных и давно закосневших предпочтений помещиков, роль которых в произведении играют Скотинин и его сестра, и новых правил, олицетворяемых позитивными персонажами, а именно Стародумом, Правдиным, Милоном и Софьей.
Автор не сомневается в том, что устаревшие взгляды дворянского сословия необходимо изменить в кратчайшие сроки, в противном случае неизбежно наступят самые печальные и неблагоприятные последствия. Простакова и Скотинин усвоили те же взгляды на мир, которых придерживались их родители, таким же образом был воспитан и юный Митрофан. При этом Софья еще в раннем возрасте благодаря своим старшим родственникам восприняла гуманные и высоконравственные представления о жизни.
Смысл комедии Фонвизина скрывается в несложной истине о том, что ребенка следует вовремя и правильно воспитывать, прививая ему такие качества, как благородство, добросердечие, стремление к знаниям. Фамилии героев пьесы явственно отражают характеры ограниченных и совершенно неделикатных людей, Скотинины действительно чрезвычайно похожи на обыкновенных животных.
Невежество госпожи Простаковой и ее брата, а также абсолютное отсутствие у них приличных манер немедленно бросаются в глаза. Весьма заметны и алчность Скотинина и его ближайшей родственницы и желание добиться цели любым путем, нисколько не считаясь с желаниями и чувствами окружающих.
В финале пьесы эти двое терпят полное поражение, и автор подчеркивает закономерность их провала известной фразой о плодах злонравия.
Автор На чтение 14 мин. Просмотров 1 Опубликовано
Софья является одним из ярких положительных персонажей комедии «Недоросль» Фонвизина. В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Софьи в комедии «Недоросль» Фонвизина, описание героини в цитатах, черты нравственного идеала в Софье и т.д.Смотрите: — Краткое содержание комедии— Все материалы по комедии «Недоросль»
Характеристика Софьи в комедии «Недоросль», образ, описание в цитатах
Софья, как и другие герои комедии, носит «говорящее» имя, отражающее ее характер и личность. В переводе с греческого имя Софья в означает мудрость, разумность. Действительно, в «Недоросле» Софья — это мудрая, разумная девушка. Софья является дворянкой, племянницей другого центрального персонажа пьесы — господина Стародума:
«Она дворянка…»
«Дядюшка ее, господин Стародум, поехал в Сибирь…»
Точный возраст Софьи не указан. Судя по всему, ей 18-20 лет. Так, Скотинин и Простакова называют Софью «девчонкой»:
«Неужели тебе эта девчонка так понравилась?» (г-жа Простакова о Софье)
Софья является сиротой. Ее отец умер, когда та была младенцем, а мать умерла за полгода до событий, описываемых в пьесе. После смерти матери Софья оказалась в «лапах» своих родственников — злых Простаковых:
«После отца осталась она младенцем. Тому с полгода, как ее матушке, а моей сватьюшке, сделался удар… От которого она и на тот свет пошла…»
У девушки есть свое имение (деревни), доставшееся ей от родителей:
«…то, что в деревеньках-то ее водится…»
«…надзираем над ее имением, как над своим…»
Софья является родственницей семьи Простаковых:
«…Хотя по муже, однако, я ей свойственница…»
Простаковы насильно держат Софью у себя и, судя по всему, присваивают доходы от ее имения:
«…он, увидя меня в чужих руках, найдет способ меня выручить…»
«…Я узнал в Москве, что ты живешь здесь против воли…»
Простаковы сначала надеются выдать Софью замуж за Скотинина, а затем решают отдать ее за Митрофана, но эти планы расстраиваются с приездом старика Стародума:
«…Что ж я не вижу моей невесты? Где она? Ввечеру быть уже сговору, так не пора ли ей сказать, что выдают ее замуж?..»
«…прочит меня в невесты своему сыну…»
У Софьи есть много достоинств («совершенств»). У нее есть все «приятности» женского пола:
«…ты соединяешь в себе обоих полов совершенства…»
«…Бог дал тебе все приятности твоего пола…»
Она является чувствительной девушкой:
«…И мое восхищается, видя твою чувствительность…» (Стародум о Софье)
Софья — честная девушка:
«…Вижу в тебе сердце честного человека…»
Судя по всему, Софья является образованной девушкой. Она читает умные французские книги:
«…Читала теперь книжку […] Французскую. Фенелона, о воспитании девиц…» (*Франсуа Фенелон — французский писатель)
Софья — терпеливая, кроткая девушка. Она покорно терпит обиды со стороны Простаковых:
«…Сколько горестей терпела я со дня нашей разлуки! Бессовестные мои свойственники…»
«….Чтоб избавиться от их грубости…»
Она умеет ценить добро. Героиня очень ценит своего доброго дядюшку Стародума:
«…Дядюшка! Истинное мое счастье то, что ты у меня есть. Я знаю цену…»
В конце концов Софья остается со своим возлюбленным, офицером Милоном, и, вероятно, позднее выходит за него замуж:
«…Это от того офицера, который искал на тебе жениться и за которого ты сама идти хотела…»
«…Я влюблен и имею счастие быть любим…»
Критика об образе Софьи в комедии «Недоросль»
«В доме Простаковой живет Софья-сиротка; отец и мать ее умерли; Простаковы поместили ее в своем доме и управляют ее имением. <…>
Простакова не прочь женить Скотинина на Софье, как вдруг приносят письмо к Софье от дяди, который живет в Сибири, и который теперь едет в деревню; он нажил десять тысяч дохода и наследницей их делает Софью. <…>
…молодой человек Милон. Он влюблен в Софью, а Софья в него: лица эти… — честные, благородные, образованные, одним словом, такие, которые, для контраста с дураками,… говорят умно общими местами и походят друг на друга, как две капли воды…» (С. С. Дудышкин, статья «Сочинения Фонвизина», 1847 г.)
Это был цитатный образ и характеристика Софьи в комедии «Недоросль» Фонвизина: описание характера и личности персонажа.Смотрите: Все материалы по комедии «Недоросль»Скачать:
Сатирическое произведение Фонвизина, не теряет актуальность по сей день. Имена главных героев Митрофана, Простаковой, Скотинина стали нарицательными, а фразы из комедии крылатыми. Цитаты, характеризующие героев комедии «Недоросль» помогут читателю лучше понять, что собой представляет тот или иной персонаж в данном произведении. Некоторые цитаты довольно прочно вошли в повседневную речь, благодаря яркости, емкости и злободневности.
Знаменитые фразы из комедии
«Не хочу учиться – хочу жениться». Фраза Митрофана, адресованная матери. В жизни применяют к тем молодым людям, у которых ветер в голове. Чья жизнь одни сплошные развлечения и удовольствия. Ни об учебе, ни о работе никто из них даже не думает.
«А там и женишься». Заключив брачный союз на взаимовыгодных условиях, можно больше не беспокоиться за свое будущее. Своего рода брак по расчету, не по любви.
«Дела не делай, от дела не бегай». Так говорят о тех людях, кто безответственно относится к работе, а лишь создает видимость ее на рабочем месте.
«Наличные деньги – не наличные достоинства». Наличие денег еще ни о чем не говорит и тем более автоматически не может сделать человека хорошим в глазах других.
«Белены объелся». Данную фразу можно отнести к тем людям, которые совершают неадекватные поступки, глупости, не поддающиеся разумному объяснению.
ЦИТАТЫ ПО ПЕРСОНАЖАМ
Правдин
Прямое достоинство в человеке есть душа.
Я родился в Москве, ежели вам то знать надобно, а деревни мои в здешнем наместничестве.
Извините меня, сударыня. Я никогда не читаю писем без позволения тех, кому они написаны.
Притом, из собственного подвига сердца моего, не оставляю замечать тех злонравных невежд, которые, имея над людьми своими полную власть, употребляют ее во зло бесчеловечно.
Ласкаюсь, однако, положить скоро границы злобе жены и глупости мужа. Я уведомил уже о всех здешних варварствах нашего начальника и не сумневаюсь, что унять их возьмутся меры.
Мне поручено взять под опеку дом и деревни при первом бешенстве, от которого могли бы пострадать подвластные ей люди.
Я прошу извинить меня, что вас оставлю.
Когда же у вас могут быть счастливы одни только скоты, то жене вашей от них и от вас будет худой покой.
Стародум
Невежда без души – зверь.
Для прихотей одного человека всей Сибири мало.
Прямое достоинство в человеке есть душа. Без нее просвещеннейшая умница – жалкая тварь.
Честный человек должен быть совершенно честный человек
.
Не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишние, чтоб помочь тому, у кого нет нужного.
Каждый должен искать своего счастья и выгод в том одном, что законно.
Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время.
Я отошел от двора без деревень, без ленты, без чинов, да мое принес домой неповрежденно, мою душу, мою честь, мои правила.
Гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану.
Милон
Вижу и почитаю добродетель, украшенную рассудком просвещенным.
Я влюблен и имею счастие быть любим.
Судья, который, ни убояся ни мщения, ни угроз сильного, отдал справедливость беспомощному, в моих глазах герой.
В мои леты и в моем положении было бы непростительное высокомерие считать все то заслуженным, чем молодого человека ободряют достойные люди.
Софья
Дядюшка! Истинное мое счастье то, что ты у меня есть. Я знаю цену.
Все мое старание употреблю заслужить доброе мнение людей достойных.
Сколько горестей терпела я со дня нашей разлуки! Бессовестные мои свойственники.
Читала теперь книжку… французскую. Фенелона, о воспитании девиц.
Митрофанушка
Не хочу учиться, хочу жениться!
Да всяка дрянь в голову лезла, то ты батюшка, то ты матушка.
Белены объелся.
Поучусь; только чтоб это было в последний раз и чтоб сегодня же быть сговору!
Ну, еще слово молви, старая хрычовка! Уж я те отделаю.
Да отвяжись матушка, как навязалась!
По мне, куда велят!
Простакова
Одна моя забота, одна моя отрада – Митрофанушка.
Век живи, век учись, друг мой сердешный!
Без наук люди живут и жили.
А я люблю, чтоб и чужие меня слушали.
С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладаю: то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится.
Я холопам потакать не намерена. Поди, сударь, и теперь же накажи.
Скотинин
Ученье – вздор.
Я отроду ничего не читывал, сестрица! Бог меня избавил этой скуки.
Не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь научиться захочет.
У меня такой обычай, как что забору в голову, то из нее гвоздем не выколотишь.
Другие материалы по комедии «Недоросль»
Краткое содержание
Анализ комедии
Проблематика произведения
Образ и характеристика Митрофанушки
Образ и характеристика Софьи
Цитаты
Добавить в избранное
«Не́доросль» — комедияДениса Ивановича Фонвизина. Слово «недоросль» в XVIII веке означало молодого дворянина, не получившего письменного удостоверения о выучке от учителя.
Цитаты
Митрофан
- Не хочу учиться — хочу жениться.
- Да отвяжись, матушка, как навязалась…
- (Цыфиркину): Гарнизонная крыса.
- (Простаковой): Ты так устала, колотя батюшку.
- По мне, куда велят.
- Ночь всю така дрянь в глаза лезла … Да то ты, матушка, то батюшка.
- Поучусь; только чтоб это был последний раз и чтоб сегодня же быть сговору!
Простакова
- Уж ребёнок не смей и избранить Пафнутьича!
- Слыхано ли, чтобы сука своих щенят выдавала?
- Нашёл деньги, ни с кем не делись!
- Повинную голову меч не сечёт.
Стародум
- Вот злонравия достойные плоды.
- Начинаются чины — перестает искренность.
- Невежда без души — зверь.
- Имей сердце, имей душу и будешь человек во всякое время.
- Гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану.
- Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится.
- Для прихотей одного человека всей Сибири мало.
- Последуй природе, никогда не будешь беден. Последуй людским мнениям, никогда богат не будешь.
- Наличные деньги — не наличные достоинства.
- Зла никогда не желают тем, кого презирают; а обыкновенно желают зла тем, кто имеет право презирать.
- Честный человек должен быть совершенно честный человек.
- Наглость в женщине есть вывеска порочного поведения.
- В человеческом невежестве весьма утешительно считать все то за вздор, чего не знаешь.
- (к Софье): Бог дал тебе все приятности твоего пола.
- Я боюсь для вас нынешних мудрецов.
- Сколь великой душе надобно быть в государе, чтобы стать на стезю истины и никогда с нее не совращаться!
- Оставлять богатство детям? В голове нет. Умны будут — без него обойдутся, а глупому сыну не в помощь богатство!
Софья
- Как не быть довольну сердцу, когда спокойна совесть
- Как наружность нас ослепляет!
Скотинин
- Мужик был рослый, ворота низки, забыл наклониться. Как хватит себя лбом о притолку, индо пригнуло дядю к похвям потылицею, и бодрый конь вынес его из ворот к крыльцу навзничь. Я хотел бы знать, есть ли на свете учёный лоб, который бы от такого тумака не развалился; а дядя, вечная ему память, протрезвясь, спросил только, целы ли ворота?
- Я отроду ничего не читывал. Бог меня избавил от этой скуки.
Правдин
- Несчастиям людским, конечно, причиною собственное их развращение.
- Прямое достоинство в человеке есть душа.
Диалоги
- Стародум. Это к кому я попался? Скотинин. Это я, сестрин брат. Стародум (увидя ещё двух, с нетерпением). А это кто ещё? Простаков. (обнимая). Я женин муж. Митрофан (ловя руку). А я матушкин сынок.
- Стародум. (к Правдину). Любопытен бы я был послушать, чему немец-то его выучил. Г-жа Простакова. Всем наукам, батюшка. Простаков. Всему, мой отец. Митрофан. Всему, чему изволишь. Правдин. (Митрофану). Чему ж бы, например? Митрофан. (подает ему книгу). Вот, грамматике. Правдин. (взяв книгу). Вижу. Это грамматика. Что ж вы в ней знаете? Митрофан. Много. Существительна да прилагательна… Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное? Митрофан. Дверь? Котора дверь? Правдин. Котора дверь! Вот эта. Митрофан. Эта? Прилагательна. Правдин. Почему ж? Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешена: так та покамест существительна.
О пьесе
| Умри, Денис, лучше не напишешь. |
— наиболее распространённый вариант исторического анекдота, приписываемая фраза Григория Потёмкина Фонвизину |
| Умри теперь, Денис, или больше ничего уже не пиши; имя твое бессмертно будет по этой одной пьесе.[1] |
— первый вариант фразы, написанный Иваном Дмитревским в 1805 году |
Примечания
- ↑Словарь русских светских писателей // Друг просвещения. — М., 1805, сентябрь. — С. 250.
Шарова Юля
«Она дворянка…». «После отца осталась она младенцем». «надзираем над ее имением, как над своим». «прочит меня в невесты своему сыну». «Бог дал тебе все приятности твоего пола». «Вижу в тебе сердце честного человека». «Читала теперь книжку…Французскую. Фенелона, о воспитании девиц…». «И мое восхищается, видя твою чувствительность». «Сколько горестей терпела я…». «Я узнал в Москве, что ты живешь здесь против воли…». «Дядюшка! Истинное мое счастье, что ты у меня есть. Я ценю…». «Это от того офицера…за которого ты сама идти хотела».
ПожаловатьсяСкачать:
Произведение Фонвизина затрагивает злободневные темы современного ему общества, среди которых можно выделить проблему социальных отношений, вопросы воспитания и образования молодого поколения. Как противопоставление неучам и лоботрясам идет яркий, собирательный образ юной девушки, наделенной лучшими качествами настоящей русской женщины. Речь идет об одной из главных героинь романа, вокруг которой завертелся водоворот страстей, связанный с ее приданым. Образ и характеристика Софьи в комедии «Недоросль» дает полное представление читателю о том, какие были девушки в эпоху Просвещения. Она является положительным персонажем произведения и служит достойным примером для подражания.
Имя героини полностью соответствует ее облику и характеру. В переводе с греческого Софья означает «мудрая», «разумная».
Семья
Сирота. Девушка еще, будучи маленьким ребенком, потеряла отца. Мать умерла за несколько месяцев до описываемых событий. Опекуном стал родной дядя. На время его отсутствия заботы о девушке взяла на себя семья Простаковых, не питавшая к родственнице теплых чувств.
Образ. Характер
Софья дворянка. Внешне довольно миловидная особа.
« Ты соединяешь в себе обоих полов совершенство…».«Бог дал тебе все приятности твоего пола…»
Получила хорошее образование и воспитание. Рассудительна и мудра не по годам. Любит французскую литературу. По характеру терпелива и кротка. У нее доброе сердце. Девушка может простить даже тех, кто ее обидел. В финале комедии, когда планы Простаковой рухнули, и женитьба не состоялась, Софья не стала держать зла на тетку, отпустив от сердца былые обиды, а когда от Простаковой отказался сын, девушка первая бросилась ее успокаивать. Отзывчива. Честна.
« Вижу в тебе сердце честного человека…». Не способна на предательство. Умеет хранить верность.
У Софьи есть жених. Офицер Милон. Молодые люди любят друг друга и мечтают создать семью. За те полгода, что они не виделись, их чувства не ослабли. Милон все это время искал любимую, которую Простаковы увезли и спрятали от него, а Софья хранила ему верность и ждала, когда он приедет и заберет ее. Брак для нее очень важен. В отличие от Простаковой, считающей, что замуж нужно выходить по расчету, девушка уверена, что в браке главное любовь и взаимное уважение.
Считается с мнением старших. Прислушивается к советам дядюшки, любящим наставлять племянницу на путь истинный. Общительна. Любит порассуждать на серьезные темы. Умеет пошутить и подшутить над близкими. Острая на язычок.
Софья богатая невеста. Именно приданое девушки послужило яблоком раздора между Митрофаном и Скотининым, желающих нахаляву разбогатеть за чужой счет.
Персонаж Софьи был задуман Фонвизиным для противопоставления Митрофану. Положительная во всех отношениях девушка и ее полная противоположность хозяйский сын, неуч и бездарь, у которого напрочь отсутствуют нормальные, человеческие качества. Благодаря тому, что у девушки есть настоящие друзья, ей удается избежать неудачного замужества и вырваться из лап Простаковой на свободу, забыв все происходящее с ней, как страшный сон.
Другие материалы по комедии «Недоросль»
Краткое содержание
Анализ комедии
Проблематика произведения
Образ и характеристика Митрофанушки
Образ и характеристика Софьи
Цитаты
Добавить в избранноеИспользуемые источники:
- https://www.literaturus.ru/2015/07/sofja-obraz-harakteristika-komedija-nedorosl-fonvizin.html
- https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/1425-citaty-nedorosl.html
- https://ru.m.wikiquote.org/wiki/недоросль
- https://vashurok.ru/questions/tsitatnaya-harakteristika-sofi-iz-nedorosl
- https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/1411-harakteristika-sofi-nedorosl.html
Многомудрый Литрекон предлагает Вам кратчайший пересказ пьесы «Недоросль». В тексте будут описаны основные события произведения Д.И. Фонвизина. Ознакомление с сюжетом поможет лучше понять комедию, проанализировать, какие идеи и проблемы поднимаются в драме. Все действия написаны в сокращении с целью наиболее лаконично передать суть пьесы. Анализ книги Вы найдете здесь.
Краткий пересказ
Действие 1
Произведение начинается со сцены, в которой помещица Простакова кричит на Тришку, обвиняя его в плохо сшитом кафтане для сына Митрофана. На что Скотинин заявляет, что вещь сшита довольно сносно.
В комнату входит Митрофанушка и жалуется на плохой сон всю ночь. Говорит матери, что совсем не ел, хотя, по правде, плотно поужинал и обпился квасом. Ему снилось, как мать бьет отца. На что Простакова обнимает сына, после он убегает на голубятню.
Простаковы и Скотинин обсуждают женитьбу Скотинина с Софьей: брат помещицы говорит, что больше всех в мире любит своих свиней и женится, чтобы присвоить скотину Софьи.
Тут приходит Софья с письмом от дяди Стародума, который много лет назад пропал, и никто не знал, живой он или нет. Простаковы оказываются неграмотными, и поручение прочитать письмо переходит в руки Правдину. В содержании говорится о наследстве сироты в размере 10 тысяч рублей, которое завещал ей Стародум. После чего Простакова подумывает о женитьбе сына на обладательнице крупного денежного приданого.
Действие 2
В планы Простаковой врывается Милон, который следовал с солдатами через деревню. Он оказывается давним приятелем Правдина и рассказывает ему о своей любви к девушке, которую забрали на попечительство злые родственники после смерти ее родителей. Здесь он внезапно встречает ту самую «милую даму» Софью, которая рассказывает Милону о намерении помещицы выдать ее замуж за ее сына.
В доме они встречают опечаленного Скотинина: он не хочет потерять будущую супругу и прилагаемое к ней приличное состояние. Из-за этого он ссорится с Митрофанушкой, поскольку оба героя хотят жениться на богатой девушке. Еремеевна и Правдин предотвращают драку, Скотинин уходит злой.
Входят в комнату Простаковы и приносят извинения Милону за то, что сразу не вышли поприветствовать гостя, любезничают. Тут появляются на сцене учителя Кутейкин и Цифиркин и рассказывают Правдину, как попали в этот дом и про обучение Митрофана.
Действие 3
Прибывает Стародум. Правдин в окне замечает карету Стародума и выходит его встречать. Он рассказывает чиновнику о плохом отношении Простаковых к Софье, всех их проделках. Стародум просит не торопиться с выводами, начинает ведать герою о своей жизни, о том, каких разных людей он повстречал.
Тут дядя и Софья встречаются, обнимают друг друга, радуются встрече. Стародум рассказывает о том, что был вынужден уехать для заработка капитала.
К этому моменту Простакова и Скотинин успевают подраться, позже вся семья спускается, чтобы встретить богатого дядю Софьи, всячески лебезят перед ним, выказывают знаки внимания. Такое поведение удивило дядю девушки.
Позже гость заявляет о намерении забрать родственницу в Москву и выдать замуж. Еще не догадываясь о выбранном женихе для нее, Софья соглашается с его решением. Семья Простаковых старается переубедить Софью. Помещица начинает расхваливать успехи сына в учебе, но ее прерывает Правдин, заявляя, что гостю нужен отдых после дороги.
В комнате остаются только псевдо-учителя Кутейкин и Цыфиркин. Герои жалуются друг другу на непослушного и глупого ученика, виня во всем этом Вральмана. Собеседники сходятся во мнении, что были бы оба не против побить непутевого Митрофана.
На сцене появляются госпожа и ее сын. Мать уговаривает недоросля хоть немного поучиться хотя бы на виду у гостей. Начинается процесс «обучения» арифметике, грамоте, но у бестолкового Митрофана ничего не выходит. Мать жалеет сына и соглашается с Вральманом, что лучше водиться с безграмотными. Простакова и Митрофан выходят из комнаты, а учителя начинают бранить друг друга, намерены бить Вральмана, но тот убегает от них.
Действие 4
Дядя и его племянница ведут разговор о добродетели, Стародум говорит, что знатность и богатство меряются не количеством денег, а честными и добрыми поступками на благо отечества. Заводит тему об отношениях супругов, понимании в браке, поддержке друг друга, любви между ними.
В этот момент Стародум получает письмо, в котором узнает, что Милон — это и есть жених Софьи. Далее он беседует с юношей и узнает о высоко нравственных качествах молодого человека. Нет сомнений, он благословляет молодоженов.
Тут же Скотинин врывается с целью выставить себя в лучшем свете, чем только смешит присутствующих. Простакова и Митрофан тоже хотят занять выгодное положение, мать опять заводит разговор об уникальных умственных способностях сына, что решает проверить Правдин. Но недоросль не отвечает правильно ни на один вопрос, параллельно оправдывая свое незнание темы.
Простакова узнает о скором отъезде Софьи с Милоном и дядей в Москву, у нее созревает план. Простаковы решают украсть девушку и насильно выдать за Митрофанушку.
Действие 5
Стародум и Правдин ведут беседу о высших ценностях воспитанных людей. Говорят о достоинстве и чести, как о залоге благосостояния государства. Тут их прерывает внезапный шум. Это Простаковы вместе с Еремеевной пытались увезти Софью, но их планам помешал Милон. Правдин отмечает противозаконность заговора и грозит немедленным наказанием в ответ на покушение на свободу девушки.
Простакова молит о прощении, получает его от Софьи. Тогда госпожа намерена наказать слуг, которые не смогли украсть девушку. Но тут Правдин зачитывает документ, в котором говорится, что отныне помещица лишается своей усадьбы, которая переходит под контроль государственного чиновника.
В комнате появляются учителя Вральман, Кутейкин и Цыфиркин. Все узнают, что Вральман оказывается обычным отставным конюхом Стародума, а не настоящим учителем немецкого. Цифиркин отказывается брать плату за обучение Митрофана, так как тот ничему не смог научиться. Учитель награждается за честность. Кутейкин же хотел вознаграждение за свои пустые труды, но ничего не получает.
Милон, Софья и ее дядя собираются уезжать. Помещица жалуется на жизнь и просит поддержки у сына, который просит ее отвязаться. Простакова в отчаянье. Стародум подводит итог всей истории: «Вот злонравия достойные плоды!»
Отзыв
(315 слов) Мое мнение о пьесе «Недоросль» можно выразить в слове «одобрение». В книге я увидела мораль, актуальную во все времена. Автор заставляет задуматься о важности саморазвития, образования и добродетели в жизни человека и государства.
Мое впечатление от прочтения «Недоросля», тем не менее, двойственное. Я считаю, что в комедии Фонвизина присутствует обилие сцен, которые не только смешны, но способны вызвать грусть и сожаление читателя. Некоторые герои представлены жестокими и коварными. Но за свое тщедушие они получают по заслугам, казалось, даже больше, чем того заслужили. Нам становится их жалко, ведь у каждого закрадывается мысль о том, что все мы совершаем ошибки и имеем второй шанс на искупление вины.
Чему учит «Недоросль»? Пьеса обличает пороки невежественных дворян и показывает подлинную сторону добра в лице Правдина, Стародума и Софьи. Именно на таких героев нужно равняться каждому воспитанному человеку, ибо пороки, описанные в произведении, встречаются по сей день. И я уверена, что полное их искоренение никогда не произойдет. Поэтому великую комедию Дениса Ивановича можно считать актуальной во все времена.
Почему мне понравилась комедия «Недоросль»? Автор искусно раскрывает образы героев, четко разделяя их на положительных и отрицательных, что соответствует принципам классицизма. Такое описание персонажей позволяет читателям проникнуться симпатией к Правдину, Софье, Стародуму и храброму Милону, и в то же время поистине невзлюбить коварных Простаковых и все их семейство. С этой целью работает и прием говорящих фамилий, которые указывают на характер героев: Правдин (честный), Скотинин (поведение сродни свиньям), Стародум (опытный и мудрый человек). Мое отношение к персонажам «Недоросля» определилось уже в самом начале произведения.
В пьесе мы встречаем два конфликта: любовных и гражданский. С любовным, на мой взгляд, все понятно. А со вторым у читателя возникают действительно острые чувства. Ведь тема чести и бесчестия, патриотизма и безразличия к родине всегда были бурно обсуждаемыми во всех кругах. Именно поэтому так важно помнить о благих целях, честных мыслях и совершать добрые дела. Ведь коварство всегда рождает «злонравные плоды». Это и есть главная мысль комедии «Недоросль».
Автор: Полина Борискина
Краткие сведения о произведении
Пьеса Дмитрия Ивановича Фонвизина «Меньшее» написана в 1781 году и впервые опубликована в 1783 году. Автор высмеивает обычаи провинциального дворянства и традиционное дворянское воспитание. Комедия состоит из 5-ти действий.
Действие первое
Помещица Простакова ругает портного Тришку. Сшитый ею кафтан был мал для ее единственного сына, глупого пятнадцатилетнего Митрофанушки. Собирается весь семейный совет. Простаков пытается угодить грозной жене и наугад предполагает, что кафтан «болтается». Его брат Тарас Скотинин очень любит кафтан. Новое платье нужно для соглашения Скотинина с осиротевшей Софьей, дальней родственницей Простаковых. Он уже полгода живет в доме Простаковых, и его усадьбу тщательно проверяют. Однако у девушки есть дядя Стародум, но он уехал в Сибирь и ничего о себе не сообщает. Скотинин льстит приданому Софии, особенно жирным свиньям. Сама Софья не подозревает, какие планы у Простаковых на нее.
София получает письмо от дяди. Простакова просит прочитать письмо вслух. Она уверена, что дядя отдал ее душу Богу и любовное письмо от офицера. Никто в семье не обучен чтению и письму, им поручено прочитать это хозяину дома, официальному Правдину. Оказывается, дядя Стародум разбогател и хочет сделать Софию своей наследницей. Госпожа Простакова моментально меняет свой план: теперь бойфрендом Софии станет ее сын Митрофан. Тем временем солдаты вошли в село, чтобы встать.
Кратко об истории создания и основной мысли произведения Фонвизина «Недоросль»
Первые наброски произведения относятся к 1770 году. Для создания произведения Фонвизин подготовил большой материал: перьевые произведения зарубежных и русских писателей на схожую тематику, сатирические статьи и пьесы Екатерины II. Произведение было завершено в 1771 году, через год состоялась его премьера, постановщиком постановки был сам автор. Впервые пьеса была опубликована в 1773 году.
Основная идея спектакля «Малое» заключалась в раскрытии темы просвещения, повсеместно затрагиваемой в эпоху Просвещения. В процессе создания Фонвизин добавил к своей работе некоторые социально-политические аспекты, а название работы было напрямую связано с указом Петра I о запрете брака с невежественными молодыми дворянами, иначе называемого «игнорировать меня».
Семья Простаковых. Властная дама, безумно влюбленная в своего глупого и ленивого сына Митрофанушку. Волевой и морально подчиненный хозяин. Новый тип дворян, Правдин, был послан расследовать жестокое обращение хозяев со слугами. Также присутствуют брат дамы Скотинин и юная сирота Софья, дальняя родственница Простаковой.
Дама планирует связать Софию с женой Скотининой. Софья получает письмо от дяди из Сибири. Его читает единственный грамотный человек — Правдин. Оказывается, Стародум планирует дать племяннице хорошее приданое и жениться на ней. Впоследствии Простакова мечтает выдать Софию замуж за сына.
- Подлесок
В селе дислоцируются военные. Среди них агент Милон, возлюбленный Софии, потерявший ее, когда умерли родители девочки и подростка забрали дальние родственники. Встречаются старые друзья: Милон и Правдин. Встреча Софии с любимым — счастливая. Брат дамы начинает волноваться, что вернется домой без денег и невесты, и конфликтует со своим племянником.
Приходит Стародум. Он знакомится со своим давним другом Правдином, который рассказывает ему обо всем, что происходит в семье Простаковых и в деревне. Дядя София тоже рассказывает Правдину о своей жизни в последние годы, потом знакомится с его племянницей.
Спор между Простаковой и ее братом по поводу того, кто заберет Софию, переходит в драку. При встрече со Стародумом все Простаковы выражают ему лестное уважение и радость.
Заявление Стародумова о том, что он с внучкой уедет в Москву и будет там организовывать свою жизнь, шокирует семью. Скотинин и Простакова всячески отговаривают «Стародум» от этой затеи. Мать Митрофанушки утверждает, что, хотя образование в их семье не было в почете, ее сын занимается арифметикой и понимает грамотность. От назойливого разговора Стародум «спасает» Правдина, заявляя, что после поездки гость устал и хочет отдохнуть.
Когда все расходятся, учителя Митрофана, Цифиркин по арифметике и Кутейкин по грамматике сетуют на полное нежелание Митрофана что-либо учить и попустительство немецкого Вральмана в этой лени. Как видно дальше из неудавшегося урока арифметики, немец и мама активно помогают тупому Митрофанушке ничего не делать вместе.
Стародум серьезно разговаривает с племянницей. Он объясняет ей, что богатство человека не в количестве накопленного золота, а в достойных делах по отношению к людям и их стране. По его словам, положение должно быть заработано фактами, а муж и жена — одно, независимо от происхождения. Стародум получает письмо, из которого выясняется, что именно Милон оказывается тем молодым человеком, с которым он планировал организовать судьбу своей племянницы. В личной беседе дядя убеждается в порядочности офицера и благословляет брак. Скотинин всячески хвалит Стародум. Простакова старается представить свое детище в выгодном свете.
Стародуб заявляет, что завтра уезжает с племянницей. Простакова с сыном и братом решают помешать этому.
По приказу дамы Еремеевна пытается насильно выдать Софию замуж за Митрофана. Майло спасает положение. Правдин выступает в роли закона: объявляет преступлением планы Простаковой, защищает слуг, от которых пытается оправиться, и зачитывает письмо правительства, в котором говорится о передаче собственности в ведение государства.
Учителя Митрофана Правдина дают законную награду: честный Цыфиркин платит за труд, лукавый Кутейкин — ничего, Вральман переходит на должность жениха, работавшего у себя на родине.
Софья с будущим мужем и Стародумом уезжают в Москву. Митрофанушка недоволен и впервые повышает голос на мать. Он вынужден пойти на военную службу. У Простаковой ничего не остается: она теряет богатство и сына.
Автор: Фонвизин Денис
Год написания: 1782 г
Жанр работы: Комедия
Главные герои: Митрофан — капризный шестнадцатилетний дворянин, Простакова — мать Митрофана, Простаков — отец Митрофана, Скотинин — брат Простаковой, Софья — дальняя родственница Простаковых, Стародум — дядя Софии, Милон — офицер, Правдин — гость Простаковых.
Денис Иванович Фонвизин положил начало русской комедии, краткое содержание комедии «Минор» для читательского дневника позволяет насладиться образцом литературы 18 века и задуматься о важных вопросах сегодня.
Отмена женитьбы
Узнав об расторжении брака, Скотинин взбесился и набросился на Митрофана, но няня его защитила. Учителя пришли к мальчику, но он показал разочарование и сказал, что не хочет учиться. Простакова узнала, что Тарас напал на сына, и стала утешать молодого человека. Затем в село приехал дядя девушки. По пути он встретил Правдина, и они откровенно поговорили.
Стародум пришел освободить девушку от провинциальных помещиков. Он встретил свою племянницу и поговорил с ней. В этот момент в комнату вошли Тарас и хозяин имения, уже успевшие устроить грандиозный скандал. Узнав, что вернулся высокопоставленный человек, они стали льстить ему и проявлять гостеприимство. Женщина рассказала дяде о предстоящей свадьбе, однако он был категорически против нее.
Стародум пообещал, что в ближайшее время отвезет девушку в столицу и женит ее на влиятельном мужчине. Из-за этого она очень расстроилась. Затем дядя сказал ей, что она может принимать решения сама. Услышав это, Простакова стала хвалить сына и его воспитание. В конце спектакля Стародум, София и Милон покинули деревню и уже не вспоминали о помещичьей семье.
Если внимательно прочитать краткое содержание «Невежества» для читательского дневника, можно придумать следующий план пересказа сюжета:
- рассказ с кафтаном и планами Скотинина;
- прочтите письмо Стародума и познакомьтесь с Майло;
- желание Простаковой выйти замуж за сына и ее скандал с его братом;
- прибытие дяди и его разговор с племянницей;
- отъезд влюбленных в столицу.
Эта комедия считается знаковым произведением того времени. В нем писатель обнажил самые острые проблемы. Повествование противопоставляет образование и воспитание невежеству и упрямству. Сатирический стиль писателя позволяет и сегодня читать классическую пьесу. Прочитав аннотацию спектакля «Минор» для дневника читателя, стоит прочитать книгу целиком.
Анализ произведения Фонвизина
Поскольку аннотация не дает полной картины, необходимо ознакомиться с ключевыми моментами анализа.
История создания
Спектакль родился после долгой государственной службы Фонвизина, в результате чего он долгое время не обращался к драматургии.
Первые эскизы произведения появились в 1770-х годах и были ближе к более ранней пьесе писателя «Бригадир». Первую версию главного героя зовут Иванушка.
При написании автор обращался к статьям из сатирических журналов, произведениям русских коллег (Лукин, Чулков) и французских классиков XVII-XVIII веков (Руссо, Вольтер, Дюкло).
Окончательный вариант книги был опубликован в 1781 году.
Само шоу произвело фурор в театре. Однако в силу актуальности темы отзывы заглянувших были противоречивыми.
Главная тема
Центральная тема — воспитание и воспитание новой знати. Фонвизин освещает его, противопоставляя персонажей устаревшим феодальным представлениям (все отрицательные герои), героям-носителям просветительских идей (положительные персонажи).
Проблему феномена «бездуховности» можно найти не только в говорящих фамилиях героев, но и во взаимоотношениях родителей и детей.
Проблематика
Есть две основные проблемы:
- Разложение дворянства. По словам Стародума, писатель осуждает моральный упадок и пытается найти его причины. Неслучайно в конце он говорит: «Вот плод, достойный зла!». Фонвизин винит неограниченную власть собственности и отсутствие положительных примеров со стороны представителей высшей власти.
- Образование. Мыслители того времени рассматривали воспитание детей как ключевой фактор, влияющий на человеческую мораль. На этом основан сюжет. Фонвизин видел в передаче правильных ценностей следующему поколению надежный способ укрепить политику и построить сильное развитое дворянство.
Поэтому комедия «Минор» — типичный представитель классицизма, разоблачающий обычаи общества того времени. В настоящее время труд изучают в школах, начиная с восьмого класса, а также студенты филологических и педагогических вузов.
В XVIII веке спектакль ставился несколько раз, успех которых, как и самой оперы, был огромен. В ХХ веке, в 1987 году, режиссер Григорий Рошаль снял по опере фильм «Владыка Скотинин.
Главные герои комедии
- Простаков — дворянин, глава семейства. Безграмотный, он слушается жену, любит сына.
- Госпожа Простакова — его жена. Она считает, что ей все позволено, так как она дворянка. Она держит в страхе мужа и слуг, бьет их. Узнав, что София — богатая наследница, она пытается выйти замуж за сына.
- Митрофан — их сын, 15-летний невежественный, избалованный и ленивый.
Что скажете о пересказе?
Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше всего рассказать об этой книге? Пожалуйста, пиши. Делаем обзоры более понятными, грамотными и интересными.
Действующие лица пьесы и их характеристика
В произведении много героев, среди которых можно выделить главного и второстепенного.
Главные герои комедии
Госпожа Простакова — дворянка, жесткая и невежественная женщина. Деспотичная и грубая помещица, она жестоко наказывает крестьян и даже бьет собственного мужа. Он слепо любит сына Митрофанушку.
Митрофанушка — сын Простаковых, 15-летний подросток. Глупый и ленивый, так как 3 года изучал какие-то науки, но ничего не понимал. Он умеет обманывать, снискать расположение матери. Низкорослый. Так называли молодых дворян, не получивших свидетельства об образовании от своих учителей. Им не разрешали вступать в брак или поступать на государственную службу.
Тарас Скотинин — брат Простаковой, дяди Митрофана. Благородный, глупый и невежественный. Он любит только свиней. Он хочет жениться на Софии, чтобы получить богатое наследство. Его фамилия говорит о том, что его «звериные» действия проявляются в грубости и неуважении к другим людям.
София — (в переводе с греческого «мудрая») образованная. Честная девушка с добрым сердцем. Племянница Стародума, увлеченная его идеями, влюблена в Милона.
Стародум — опекун Софии, мудрый и уважаемый человек на протяжении 60 лет. Он заработал состояние честной работой, работая в Сибири. Когда-то он служил при дворе, но не мог спокойно смотреть, как другие хотят «удержать расположение». Вскоре он подал в отставку и «забрал домой в целости и сохранности мою душу, мою честь, мои правила».
Правдин, чиновник, остановился в доме Простаковых, чтобы решить вопрос о жестоком отношении помещика к прислуге. Честный человек, живущий по моральным принципам. Представитель новообразованного дворянства.
Милон — порядочный молодой офицер, влюбленный в Софию. На службе отличился мужеством. Он знает такие понятия, как «честь» и «ценность».
Другие персонажи
Терентий Простаков — безвольный помещик, во всем старающийся угодить властной жене. Сама фамилия говорит о том, что это «простак». У него нет собственного мнения. Я готов терпеть избиение и унижения жены. Он любит сына и гордится им.
Еремеевна — служанка, прослужила Простаковым 40 лет. Тата Митрофанушки. Он очень любит своего ученика. Несомненно, он удовлетворяет все прихоти хозяйки.
Тришка — швея, рассудительная и умная, не боится спорить с дамой.
Цыфиркин — учитель математики, бывший солдат. Он отказывается брать деньги на обучение, так как считает, что ничему Митрофана не научил.
Кутейкин — семинарист, учит грамоте. Небрежный, безграмотный наставник говорит на церковных славянах. Но все равно нужны деньги на обучение.
Вральман — учитель французского языка. Фамилия подчеркивает обман немца, который когда-то был кучером Стародума. Он получает 300 рублей в год, но ничему не учит.
Начало событий
Произведение рассказывает о жизни крестьянской семьи. У владельца имения родился сын Митрофан. Однажды она заказала у портного дорогой кафтан, но потом очень рассердилась на него, потому что платье было слишком маленьким для 16-летнего мальчика. Рабочий извинился как мог, но женщина его не послушала. У нее был муж, которого в округе знали как волевого человека.
Но на этот раз он хотел высказать свое мнение о маленьком кафтане. Впоследствии свое мнение о продукте высказал и брат Простаковой, ведь оно было сшито для мальчика в день помолвки юных Софьи и Тараса.
Девушка была дальней родственницей отца семейства и жила с ними в имении. Ее воспитывала мать в столице, и ее отец умер. Но несколько месяцев назад она умерла, и девушка переехала в деревню. Он даже не подозревал, за кого женится.
Спустя время девушка получила сообщение от пропавшего дяди, и Простаков очень расстроился, ведь ее надежды на скорое замужество могут не сбыться. Тогда он обвинил девушку в измене, но не смог проверить свои гипотезы, поскольку она была неграмотной. Правдин помог прочитать записку. В нем было написано, что Стародум оставляет Софии огромное состояние. Узнав об этой новости, владелец имения решил женить своего маленького сына на молодой женщине.
Его старый друг Милон, который был военным, приехал в гости к Правдину. Он давно был влюблен в девочку-сироту. Однако он не сказал об этом своему другу. Оказалось, что его дамой сердца была София. Они встретились и обрадовались. Затем девушка рассказала ему о планируемом браке с Митрофаном. По этой причине офицер очень ревновал, но потом успокоился, узнав о глупости сына хозяйки.
Действующие лица комедии
- Госпожа Простакова — грубая, глупая и трусливая хозяйка имения. Он жестоко обращается со своими слугами.
- Митрофан — 16-летний сын Простаковой. У него нет цели в жизни и нет мнения о собственном слабом характере. В то же время он груб и невежественен.
- Правдин, чиновник, временно остался с Простаковыми. Его главная цель — защитить крестьян от упорства дворян. Образованный и образованный человек, который не боится идти против системы.
- София — порядочная и добрая девочка. Потеряв родителей, ему пришлось жить под одной крышей с Простаковыми.
- Стародум — дядя Софии. Считайте главным не деньги и звания, а честь и достоинство; имеет богатый жизненный опыт.
- Милон — возлюбленный Софии. Честный офицер.
- Скотинин — невежественный помещик, который видит смысл жизни в свиноводстве. Брат Простакова.
- Простаков — бесхребетный муж хозяина дома. Он во всем согласен с женой.
- Еремеевна — няня Митрофана.
- Кутейкин — неважный учитель грамматики.
- Вральман — немецкий обманщик, выдающий себя за знатока светских обычаев.
- Цыфиркин — достойный учитель арифметики.
- Тришка — слуга Простаковых.
Другие персонажи
- Еремеевна — медсестра Митрофана («мама.
- Правдин — чиновник, призванный решать дела Простакова.
- Стародум — 60-летний богатый человек, добрый, умный, прямой в общении с людьми.
- София — внучка Стародума, добрая и образованная девочка.
- Милон — офицер, влюбленный в Софию.
- Тарас Скотинин — брат Простаковой, любит свиней, вырывает у крестьян огромную ренту.
- Тришка — швея.
- Слуга Простаковых.
- Официант Стародум.
Учителя Митрофана:
- Кутейкин — бывший семинарист.
- Цыфиркин — сержант в отставке.
- Вральман — бывший кучер, выдающий себя за ученого.
Действие четвертое
Стародум находит Софию читающей книгу. Они говорят о достоинствах человека и обычаях, преобладающих в обществе. Благородство, богатство и звание — это хорошо, если человек, обладающий всем этим, не потерял совести. Все в жизни происходит из семейного воспитания: если родители не ладят, какой пример они подают своим детям? Разговор прерывает слуга с письмом от графа Честана. В нем он просит Стародума более нежно относиться к его племяннику Милону, который остается со своей командой в тех местах.
В этот момент входит Правдин, чтобы познакомить своего друга Милона со Стародумом. Офицер восхищает старика своей честностью и прямотой. Майло в изобилии чувств просит руки Софии. Сама она подтверждает, что Майло — ее парень. Этот счастливый момент нарушен появлением Скотинина. Он заставляет Стародум смеяться, требуя руки Софии. Появляются и Простаковы с сыном — и все за то же, с согласия брака Митрофана и Софьи. Простакова с гордостью просит осмотреть сына. Митрофан показывает свое полное невежество. Все соискатели хотят узнать, кто выбрал Starodum. Однако он сообщает всем, что девушку «уже закрепили» на хорошего мужчину. А завтра в семь утра они уедут из этого дома.
Пересказ в тезисах
Действие происходит в деревне помещиков. Госпожа Простакова заботится о своем шестнадцатилетнем сыне Митрофане. Женщина хочет, чтобы он занимал высокое положение, но при этом не слишком старается. Она нанимает для него учителей, но сама не видит смысла в обучении и постоянно сожалеет о сыне. Митрофан описывается как ленивый и грубый. Он не умеет любить, сострадать и самостоятельно принимать решения.
Девушка Софья вынуждена жить в доме своих дальних родственников Простаковых. Дама хочет выйти замуж за своего брата Тараса Скотинина. Однако ее планы меняются, когда все узнают, что девушка унаследовала огромное состояние. Теперь женщина пророчит им жениха Митрофана, чтобы она жила хорошо и ни в чем не нуждалась. Сердце Софии занимает храбрый офицер Милон.
Девушка неожиданно получает наследство от все того же дяди Стародума. Он долгое время жил в Сибири и смог заработать хорошее состояние. Дядя приезжает в деревню, хочет увезти племянницу в Москву. Чтобы этого не произошло, Простакова пытается похитить девушку и против ее воли выйти замуж за Митрофана. Он разрушает коварный план Майло, защищающий его возлюбленную. Дядя Стародум благословляет союз влюбленных.
Простакова вне себя от гнева. Грубость сына только усугубляет его проблемы. Это не выдержало его. Женщина теряет сознание. Митрофан должен пройти военную службу.
Действие I
Хозяин усадьбы ругает слугу за испорченный кафтан, который плохо сшит и поэтому мал для его сына Митрофанушки. Он извиняется, потому что все знали о его неумении шить. Простакова звонит мужу. Муж недостатков в кафтане не видит, но все же робко с ней соглашается. Входит Скотинин, но дама не находит в нем поддержки: брату понравился кафтан. Слуга изгнан.
Простакова просит накормить Митрофана, но из рассказа няни она узнает, что ее сын не спал прошлой ночью, потому что ел слишком много. Молодой человек уверяет, что ел мало, но выпил много кваса и от этого всю ночь ему снились дурные сны. Женщина признается, что сын — ее единственная радость. Митрофан шутит.
Разговор между Простаковыми и Скотиниными. Оказывается, они собираются выйти замуж за Софюшку как за грубого Скотинина. Поскольку девочка — сирота, у нее остался только один близкий человек — дядя Стародум. Известно, что мужчина переехал в Сибирь и долгое время не сообщал новостей. Все в доме считали его мертвым. Скотинин в разговоре оказывается человеком нечестным и эгоистичным.
Входит София. Делится радостью: писал дядя Стародум. Но никто не воспринял всерьез слова девушки; затем предлагает присутствующим прочитать письмо. Как выяснилось, никто из них не научился читать и писать.
Правдин присоединяется и соглашается прочитать сообщение. Всем известно, что дядя Софии жив и завещает ей десять тысяч рублей. Планы Простаковой сразу меняются. Увидев в девушке богатую невесту, он хочет жениться на сыне, напрочь забыв о брате. Женщина не оставляет Софию, всячески ее успокаивая. Слуга сообщает о присутствии военных поблизости.
Правдин читает письмо, Простакова обнимает Софью, Митрофана
Действие II
Милон и Правдин знакомы давно. Правдин признает, что приехал сюда не зря: он хочет проверить отношение помещиков к вынужденным людям. Майло, в свою очередь, хочет найти свою возлюбленную. Однако молодой человек в отчаянии, ведь уже больше года ищет девушку.
Волею судьбы София находится рядом. Влюбленные не могут поверить в свое счастье. Милон обнаруживает, что они хотят выдать девушку замуж за другую. Вскоре к ним присоединяется Скотинин. Молодые люди рассказывают ему о планах Простаковой выйти замуж за Митрофана. Он в гневе выбегает из гостиной.
Скотинин врывается в комнату, где изо всех сил заставляет заниматься Митрофана няня. Дядя и племянник дерутся из-за Софии.
Входят Простаковы. Хозяйка гордится тем, что все подготовила к приезду именитого гостя. Митрофан жалуется матери на то, что поссорился с дядей. Помещик ругает няню за то, что она не защищает ребенка.
Действие III
Заметив приближающихся лошадей, Правдин выходит во двор навстречу хозяину. Расскажите всю правду о том, как относятся к Софии в этом доме. Однако Starodum не спешит с выводами.
Вскоре входит София. Из рассказа дяди девушка узнает, что он был вынужден уехать, чтобы заработать достойную работу. Недалеко от них Простакова затеяла драку с братом, поэтому сначала не замечает Стародума. Как только она поняла, кто стоит перед ней, вежливость приняла душ. Стародум пытался обуздать свою неприязнь к этим самодовольным людям.
Дядя Софии говорит о своем намерении вскоре жениться на ней. Девушка расстроена, но не ругается. Простаки не хотят отпускать свою родственницу из-за причитающегося ей богатства. Женщина хвалит способности Митрофана перед ведущей. Правдин пытается защитить Стародум от навязчивой любовницы.
Из беседы учителей выясняется, что за три года учебы «невежды» так и не успели понять простых вещей. Они осуждают Вральмана, мечтают избить его за пособничество невежественной матери.
Простакова умоляет сына выглядеть шикарно перед ведущей. Однако сама она мешает Цыфиркину, жалуясь на «тупую науку». Позже в комнату входит Вральман. Немец соглашается с женщиной в том, что не нужно быть вежливым, советуя найти таких же недалеких людей и пообщаться с ними.
Действие IV
В начале 4-го акта Софию ждет встреча с дядей. Он хочет донести до племянницы, что в этом мире богатый человек не всегда умен, честен и добр. Поговорим о семейных ценностях. Мужчина убежден, что в браке деньги не важны. Главное, по его мнению, — это дружба супругов и поддержка.
Стародум получает письмо, в котором говорится, что офицера, которого он так хотел женить на своей племяннице, зовут Милон. Пообщавшись с молодым человеком, мужчина уверен, что имеет дело с достойным человеком, поэтому дает свое благословение молодым.
Стародум принимает брак Софии и Милона
Скотинин входит в разговор, чтобы привлечь к себе внимание, но это вызывает только смех. Семья Простаковых включена. Женщина пытается всех убедить в образовании Митрофанушки. Правда устала от этого лицемерия, она задает мальчику простые вопросы. Ни на одно из них молодой человек не отвечает. Мама пытается найти ему оправдание.
Правдин, Стародум и Митрофан
Все узнают, что София обещана другому и что она скоро покинет этот дом. Однако семья Простаковых хочет помешать утреннему отъезду девушки.
Действие V
Стародум делится с Правдином своими мыслями о нравственности, честности и образовании. Слышен посторонний шум. Оказывается, они хотели выдать Софию замуж без ее согласия на Митрофане, но Милон, к счастью, сумел их остановить. Правдин предлагает наказать виновных, но Софья прощает Простакову. Женщина позаботится о слугах, которые помешали ее планам. Здесь Правдин начинает читать письмо. Он говорит, что имущество семьи Простаковых отныне будет под его контролем из-за жестокого обращения с крестьянами. Женщина умоляет дать ей несколько дней, чтобы закончить работу, чтобы подсчитать учителей. Мужчина выносит это на себя.
Входят учителя. Стародум вспоминает Вральмана. Правда раскрывается: немец работал конюхом, так что никакого отношения к обучению он не может иметь. Цыфиркину стыдно брать деньги за свою работу, потому что он ничему своего ученика не научил. Все оценили его порядочность и достойно поблагодарили. Кутейкин не постеснялся попросить расчет, несмотря на то, что он никогда не вкладывал в молодого человека никаких знаний.
Представлен вагон. Все здороваются. Простакова рада, что хоть сын остается с ней. Но Митрофан груб с женщиной, и она теряет сознание. В конце спектакля «профана» призывают на военную службу.
Действие пятое
Правдин делится новостью со Стародумом: он получил разрешение взять под охрану села и людей Простаковых, если помещик не исправит его плохое настроение. Их разговор прерывается шумом. Простакова вскоре удивилась и приказала заставить Софию спуститься к алтарю с Митрофаном. Майло освободил девушку от этих претензий. Возмущенный Правдин обещает наказать всю семью по закону. Простаков охватил страх. София великодушно их прощает. Starodum делает то же самое: «Я не хочу чьего-либо уничтожения». Правдин выслушивает угрозы Простаковой прислуге и вручает ей документ, согласно которому ее дом и села передаются под опеку государства.
Сбитый с толку, Скотинин наконец уезжает домой. Простакова заклинает откладывать — Правдин неумолим. Но он решает помочь ей свести счеты с учителями, прежде чем отпустить их со всех четырех сторон. Цыфиркин честно признается, что не заслуживает оплаты: студент никогда не осваивал свою науку. За правду платят Майло, Стародум и сам Правдин. Самому проницательному Кутейкину предлагают забрать его у самой Простаковой. Вральман оказывается бывшим кучером Стародума. Дядя София снова водит его на ту же службу.
Правдин эмоционально провожает своих друзей с «искренними сердцами» в карету. Уничтоженная Простакова ищет сочувствия у сына и отталкивает его мать. Она теряет сознание. Правдин решает, что пора этой «грубияне» подавать. Проснувшаяся Простакова стонет: «У меня отняли власть! Детей у меня нет! »Стародум, выйдя из дома, замечает при этом:« Вот плоды, достойные зла!»
Читательский дневник по комедии «Недоросль» Фонвизина
Сюжет
В деревне, в доме Простаковых, идет подготовка к свадьбе Скотинина (брата Простаковой) и Софьи (сироты, ее родственницы). Согласия девушки никто не просил. Письмо дяди Софии, Стародума, разрушает эти планы. Скоро он отвезет ее в Москву. Но главное в другом: Стародум богат и обещает девушке все отдать. Хулиганка Простакова забывает о брате и хочет выдать Софию замуж за своего 15-летнего сына, невежественного и ленивого Митрофанушку. В доме полно людей: живет чиновник Правдин, останавливается Милон (это настоящая любовь Софьи) и наконец приезжает сам Стародум. Он прекрасно понимает все проделки Простакова и на следующее утро хочет уехать с Софией в Москву. Встретив Майло, честного офицера, он с радостью благословляет свою племянницу выйти за него замуж. Скотинин получает очередь от ворот, как еще один претендент на приданое Софии — Митрофан. Вместо того, чтобы учиться, он раскрывает перед гостями свою глупость. Среди его учителей — Секстон Кутейкин, сержант Цыфиркин и немец Вральман, бывший кучер Стародума. В отчаянной попытке настоять на своем, Простакова рано утром приказывает насильно доставить Софию в храм и выйти замуж за Митрофана. Майло мешает этим планам. Правдин объявляет Простаковой, что ее дом и села взяты под опеку государства, чтобы ее не удерживали от тирании в будущем. Ее сын тоже отворачивается от нее. Стародум и София покидают этот дом.
Время и место сюжета
Действие происходит в конце 70-х, 80-х годах XVIII века, сразу после восстания Пугачева. Именно в этот период дворянство начало задумываться о причинах крестьянских восстаний. Ставится вопрос о крепостном праве, поэтому главные герои пьесы — крепостные хозяева. На сцену «Минор» вышел на сцену в 1782 году.
Все сцены происходят в усадьбе госпожи Простаковой, описание интерьера в произведении отсутствует. Это связано с тем, что спектакли могут проходить в любом театре страны, а постановки могут выбирать постановку по своему усмотрению.
Очень краткое содержание для читательского дневника
Софья, живущая в деревне, у дальних родственников Простаковых, дядя обещает наследство в размере 10 тысяч рублей. Поэтому Простакова решила выйти замуж за сына Митрофана.
София любит агента Милона, очень порядочного человека. Дядя одобрил выбор Софии.
Простакова устраивает похищение Софии, чтобы выдать ее замуж за сына, но терпит неудачу. Правдин по приказу правительства берет под стражу дом и села Простакова и приказывает Митрофану идти служить.
Краткий пересказ по действиям (более подробный, чем краткое содержание)
Действие игры происходит в деревне Простаковых.
Действие 1
Госпожа Простакова осматривает новый кафтан на сыне и ругает портного Тришку за то, что она слишком туго сшила. Тришка извиняется за то, что она самоучка.
Пакт Митрофана по просьбе отца матери. Простакова спрашивает мнение мужа о кафтане. Он, робко запинаясь, говорит, что кафтан большой. Жена ругает его за непонимание того, что узкое, а что широкое, и велит наказать Тришку.
Входит брат Простаковой Скотинин и говорит, что кафтан был сшит, как и положено, и Тришка избежала наказания.
Митрофан рассказал, что всю ночь ему снилось, как его мать била священника. Во сне Митрофан пожалел ее, потому что она устала бить мужа. Мать была тронута тем, что сын пожалел ее.
Из разговора Скотинина и Простаковой видно, что Скотинин хочет жениться на Софии, близкой родственнице Простакова. Она осиротела, ее дядя уехал в Сибирь и уже несколько лет о нем нет никаких известий. Простаковы забрали себе Софию и присмотрели за ее имением.
Скотинин признается, что хочет жениться в связи с тем, что в деревнях Софии живут большие свиньи, и он любит свиней больше всего на свете. Простаков сказал, что Митрофанушка тоже любит свиней.
Входит Софья и говорит, что пришло письмо от дяди — из Сибири в Москву. Простакова была шокирована тем, что он жив, и думала, что Софья все это выдумала.
Входит Правдин и по просьбе Простаковой, с разрешения Софьи, читает письмо, в котором говорится, что дядя девушки в Сибири заработал 10 000 доходов и сделает Софию наследницей.
Простакова не дает ему дочитать, обнимает Софию, говорит, что не хочет лучшую невесту Митрофанушку, и уводит девушку, чтобы поговорить с ней.
Слуга сообщает, что в селе остановились солдаты.
Действие 2
Агент Милон обрадовался, увидев своего друга Правдина. Он сказал, что пробыл здесь 3 дня, что губернатор приказал ему совершить поездку по району и посмотреть, все ли там в порядке. В этой деревне он увидел помещика-дурака и его злую жену.
Майло говорит, что ему приказали отвезти солдат в Москву, и он сам хочет узнать, куда увезла его дальних родственников его любимая, с которой он был разлучен более полугода.
Майло увидел Софию и воскликнул: «Вот она». София пожаловалась Майло, что она очень страдает от своих родственников и что ее любовник, узнав о ее богатом наследстве, прочитал ее как невесту своему сыну.
Софья сказала Простаковой, что ее судьба зависит от воли дяди, обещавшего приехать сюда.
Скотинин сообщает Софии, что, женившись на ней, он купит свиней со всего мира за ее приданое в размере 10 000 человек. Правдин сообщил ему, что Простакова хочет выдать сына за Софию. Скотинин был в ярости и чуть не избил Митрофана, но няня Еремеевна его отвергла.
Пришли учителя Митрофан, Кутейкин и Цыфиркин, но Барчук учиться не хочет.
Действие 3
Правдин, увидев карету, пошел навстречу Стародуму, дяде Софии. Он сказал, что приехал освободить племянницу от злых родственников, которые, чтобы добыть для нее деньги, не грабив Родину, уехали на несколько лет в Сибирь.
Софи Стародум сказала, что теперь она может выбрать бедного супруга, так как он дает ей эти деньги.
Простакова стала льстить Стародуму, предположив, что Митрофан может стать мужем Софии.
Стародум сказал, что завтра отвезет племянницу в Москву, чтобы выдать ее, если она захочет, за достойного молодого человека.
Простакова заявила, что лучшего мужа, как ее сын, и знатного, молодого и образованного, найти не удалось. Сразу захотелось показать сыну стипендию, но Стародум уехал отдыхать.
Мать уговорила Митрофанушку готовиться к спектаклю, а Стародум отдыхал, чтобы она могла слышать, как учится сын. Она обещала выйти за него замуж. Митрофан говорит: «Не хочу учиться, хочу жениться». Однако он согласился учиться в последний раз.
Учитель Цыфиркин начал решать арифметические задачи, но Митрофан ничего не понимал ни в делении, ни в вычитании.
Потом другой учитель, Кутейкин, начал читать часовую книгу, а Митрофан просто повторял за ним.
Третий учитель, Вральман, пришел и сказал, что нельзя закапывать голову Митрофана знаниями, чтобы не навредить ему.
Действие 4
Стародум наставляет Софию, чтобы ее жизнь была благополучной, чтобы она вышла замуж за достойного человека, не только умного, но и воспитанного.
Стародуму пришло письмо от друга с предложением выдать Софию замуж за ее племянника Милона, человека достойного и честного. Теперь он ведет солдат в Москву и может встретиться со Стародумом.
Правдин познакомил Милона со Стародумом и понял, что он племянник своего друга. Из разговора и из Милона Стародум понял, что он бесстрашный воин и скромный человек. Узнав, что София и Милон любят друг друга, Стародум очень обрадовался.
Вошла Простакова и попросила Стародум посмотреть, как тренируется ее сын. Стародум сказал, что он уже видел, как Цыфиркин и Кутейкин выучили это, и спросил, чему его научили немецкий. Ему сказали, что все, например, грамматика.
Правдин попросил названия прилагательных и существительных. Ответы Митрофанушки были абсурдными, но он совершенно не знал, что такое география.
Простакова спросила, выдаст ли Стародум Софию за Митрофанушку, и получила отрицательный ответ. Поэтому он решил насильно увезти Софию, чтобы выдать ее замуж за своего сына.
Источники
- https://blmb.ru/nedorosl-kratkoe-soderzhanie/
- https://kratko.rustih.ru/denis-fonvizin-nedorosl/
- https://litera.site/interesnoe/nedorosl-kratkoe-soderzhanie-dlya-chitatelskogo-dnevnika-komedii-fonvizina
- https://na5.club/literatura/chitatelskij-dnevnik/po-komedii-nedorosl-fonvizina.html
- https://Obuv-PatriotPlus.ru/pereskazy/nedorosl-chitatelskij-dnevnik.html
- https://briefly.ru/fonvizin/nedorosl/
- https://kniq.ru/autors/fonvizin/nedorosl-kratkoe-soderzhanie/
- https://konspektiruem.ru/pereskazy/nedorosl-chitatelskij-dnevnik.html
- https://ChitaemKratko.ru/kratkoe-soderzhanie/fonvizin/nedorosl.html
«Недоросль» – это известная комедия Дениса Ивановича Фонвизина, шедевр ранней русской драматургии, входящий в нашу школьную программу.
Все действия произведения проходят в деревне Простаковых, где ведётся примитивная дворянская жизнь господина Простакова, его жены и сына Митрофанушки. Образ этой семьи передаёт читателям все негативные черты и пороки тогдашнего дворянства.
Митрофан – один из главных героев комедии – отличается отсутствием нравов, грубым поведением и чрезмерно отсталыми взглядами на образование. У него отсутствуют какие-либо жизненные цели, всё, что ему нужно – поесть и повеселится.
В картине мы наблюдаем взаимоотношения между помещиками и крепостными. Простым людям, таким как Тришка, девка Палашка, приходится терпеть унижения и оскорбления со стороны Простаковых. Молодой Простаков применяет физическую силу по отношению к своим крепостным. Госпожа Простакова сама позволяет себе бить крепостных, поэтому поощряет действия сына.
Что касается семейных отношений семьи Простаковых, то в них всё также совсем непросто. Госпожа Простакова отличается своей невежественностью, бестактностью и жестокостью. Она привыкла обращаться грубо не только с крепостными, но и со своими близкими. Брат Простаковой, Тарас Скотинин, также отличается отсутствием манер.
Простакова, безумно любящая своего сына, всё время проявляет снисходительность к нему и даже восхищается откровенными нравственными пороками Митрофанушки и его явной грубостью по отношению ко всем, её не особо смущает и грубость по отношению к ней самой. Господин Простаков не признаёт подобное воспитание родного сына, но страх перед женой заставляет его оправдывать все её поступки.
На примере семьи Простаковых Фонвизин, используя комедийный жанр, пытается осудить жестоких, самовлюбленных, бесчеловечных помещиков, которые бесцеремонно пытаются взять верх над людьми из благородного общества, таких как Стародум, чиновник Правдин и храбрый молодой офицер Милон. Стоит отметить, что имена и фамилии персонажей произведения выбраны совсем не случайно, они дополняют черты их характеров. В финале комедии мы видим, какими последствиями может закончиться жажда власти, денег и тщеславие.