Характеристика стационарного смотрителя самсона вырина включите в свой рассказ цитаты из повести

Подготовьте характеристику станционного смотрителя самсона вырина. включите в свой рассказ цитаты из повести. ответ обратимся к тексту повести. вижу, как

Подготовьте характеристику станционного смотрителя Самсона Вы­рина. Включите в свой рассказ цитаты из повести.

Ответ

Обратимся к тексту повести.

«Вижу, как теперь, самого хозяина, человека лет пятидеся­ти, свежего и бодрого, и его длинный зеленый сюртук с тремя медалями на полинялых лентах». Рассказчик указывает дату встречи: май 1816 года. Мы можем подсчитать, что Сам­сон Вырин родился около 1766 года. В какой семье он мог ро­диться?

Около 1786 года ему было двадцать лет. Это время царст­вования Екатерины Великой, время победоносных суворов­ских походов.

Александр Васильевич Суворов в 1786 году было произве­ден в генерал-аншефы. В русско-турецкой войне 1787-1791 годов он командует тридцатитысячным корпусом. 1788 год — осада Очакова. 1789 год — разгром турецких войск при Фок­шанах и Рымнике.

1790 год — взятие Измаила.

Позднее Суворов командует соединениями в Финляндии, Польше, на юге России. 1799 год знаменит самым удивитель­ным походом Суворова — освобождением Северной Италии и переходом через Альпы.

Суворов воспитывал войска в духе смелой «нападатель­ской тактики», развивал у подчиненных инициативу. Он со­общал о плане предстоящих действий не только офицерам, но и солдатам, так как считал необходимым, чтобы «каждый во­ин понимал свой маневр». Суворов всегда поощрял солдат и унтер-офицеров, продвигал их по службе, воспитывал чувство товарищества и профессионального достоинства, требовал грамотности и сообразительности.

Человек, родившийся в крестьянской семье и зачисленный в солдаты, под командой Суворова мог дослужиться до унтер­офицера, получить это звание за верную службу и личную храбрость. В.И. Даль уточняет, что унтер-офицер — «первый военный чин после рядового или ефрейтора». Самсон Вырин мог быть именно таким человеком и служил, по всей вероят­ности, в Измайловском полку: прибыв в Петербург на поиски дочери, он «остановился в Измайловском полку, в доме от­ставного унтер-офицера, своего старого сослуживца…».

О медалях Вырина Н.Я. Берковский пишет только одно: «Солдатские медали, которые он носит на полинялых лентах, имеют смысл ограждающего средства — обиды возможны от всякого и всякую минуту».

Мы можем посмотреть на эти награды с другой стороны.­ Они свидетельствуют о том, что солдат и унтер-офицер Сам­сон Вырин храбро воевал, участвовал в сражениях, был муже­ственным, смелым и отважным воином. Может быть, он был одним из тех богатырей, которыми гордилась русская армия.

Около 1800 года Самсон Вырин вышел в отставку, решил служить в статской службе и получил должность станционно­го смотрителя и чин коллежского регистратора.

Что же он имел? Богатый жизненный опыт, вероятно, за­граничные походы, умение управлять людьми, солдатами. Должность станционного смотрителя давала небольшое, но постоянное жалование. Крестьяне с большим почтением отно­сились к смотрителю, который был грамотным и бывалым че­ловеком.

Самсон Вырин женился. Вскоре родилась дочь, жена умер­ла, и дочь стала отцу радостью и утешением.

Мир смотрителя не был узок и беден. В него входил и Пе­тербург, куда он смог отправиться пешком, и те места, по ко­торым он проходил солдатом. В душе его не было страха пе­ред жизнью. Именно страх заставляет человека сжиматься, чувствовать себя маленьким. Смотритель жил без боязни, в ладу с тем миром, который он сам себе построил. Он был от­крыт перед людьми, простосердечен и добр.

Самсон Вырин мог передать своей дочери доброту, довер­чивость, открытость, но не мог заразить ее страхом. Благодаря этому дочь решилась поехать в неизвестность и победить.

Именно поэтому смотритель сразу не догадался о притвор­ной болезни Минского.
Перечитаем сцену встречи Вырина и Минского в Петер­бурге. Минский выходит к «старому солдату» барином, «в халате, в красной скуфье», и обращается именно как к солдату: «Что, брат, тебе надобно?»

Через несколько секунд перед нами уже не барин, не «ваше высокоблагородие», а «молодой человек в крайнем замеша­тельстве». На просьбу смотрителя отдать Дуню он отвечает: «Что сделано, того не воротишь, …виноват перед тобою и рад просить у тебя прощения; но не думай, чтоб я Дуню мог покинуть: она будет счастлива, даю тебе честное слово. Зачем тебе её? Она меня любит; она отвыкла от прежнего своего со­стояния. Ни ты, ни она — вы не забудете того, что случи­лось».

Дворянин и ваше «высокоблагородие», забыв о дворянской спеси, просит прощения у отставного унтер-офицера, видя пе­ред собой не младшего по званию, а человека, отца. Минский признает себя виноватым и дает самое дорогое, что есть у дво­рянина и офицера, — дает честное слово в том, что Дуня бу­дет счастлива. Возвращение действительно невозможно: мир смотрителя и мир Дуни изменились безвозвратно, и никогда уже не будет гармонии в их отношениях. Не оскорбить смот­рителя и не откупиться желает Минский, сунув ему деньги: визит смотрителя неожидан, и это сейчас единственное, что он может сделать для него сейчас.

Ну почему он не дал отцу увидеться с дочерью, почему разговор был таким коротким? Вернемся к началу этой сцены: «Минский взглянул на него быстро, вспыхнул, взял его за ру­ку, повел в кабинет и запер за собой дверь». Почему?

Встреча эта происходит в Демутовом трактире, одной из самых известных гостиниц того времени. Минский принадле­жит высшему свету, а высший свет питается слухами.

К моменту визита Вырина Минский принял решение не ос­тавлять Дуню, возможно, он уже думал о женитьбе. Для знат­ного дворянина это был бы неравный брак, родственники вряд ли согласились бы на это, а уж мнение света было бы однозначно отрицательным.

Мог ли Минский, задумавший жениться, допустить, чтобы хоть кто-нибудь узнал об истинном происхождении Дуни? На наш взгляд, это является причиной, по которой станцион­ный смотритель, найдя Дуню, так быстро очутился на улице и услышал от Минского: «…что ты за мною всюду кра­дешься, как разбойник? или хочешь меня зарезать? Пошел вон!»

По сути дела, Минский принимает то же решение, что и Алексей Берестов в «Барышне-крестьянке» под угрозой ос­таться без наследства: решение жениться на девушке низкого происхождения. Берестов готов отказаться от наследства, но Акулина является ему Лизой Муромской. Дуня же действи­тельно дочь чиновника 14-го класса. Минский выбирает дру­гой путь. Для этого нужно было быть не только смелым и ре­шительным, но и демократичным по убеждению. Можем ли мы винить Минского в том, что он не смог отказаться от де­нег, от близких и света? Объявить о происхождении Дуни от­крыто значило быть изгнанным из общества.

Мы знаем одно: Дуня стала барыней, женой Минского, и эта женитьба, может быть, самый серьезный поступок Мин­ского за всю его жизнь.

Напрасно размышлять о том, была ли Дуня счастлива за­мужем. Она поднялась до понимания истины, она вернулась к отцу, который так и не смог понять и поверить в свою дочь, не смог подняться над социальными стереотипами.

Смотритель, оказавшись случайно в петербургской квартире Дуни, любовался своей дочерью «поневоле». Любовался блестящей красавицей отец и мужчина, но одновременно пы­тался изгнать это чувство человек, который любую женщину, живущую незаконно с мужчиной, считает недостойной ува­жения. Такова мораль пушкинского времени, и Самсон Вырин следует правилам этой морали, любуясь Дуней «поневоле» и желая ей могилы.

Вернувшись из Петербурга, Самсон Вырин словно потерял смысл своего существования: он опустился, постарел и через несколько лет спился и умер.

Урок литературы в 7 классе

«Изображение «маленького человека» в повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»

Цель: ознакомление с понятием «маленький человек» в литературе.

Задачи:

1) Развивать навыки критического мышления.

2) Формировать умение у учащихся организовывать исследовательскую работу индивидуально и в группе.

3) Способствовать воспитанию доброжелательного и уважительного отношения к

другому человеку, его мнению.

4) Формировать умение аргументировать свое мнение, вступать в диалог,

участвовать в коллективном обсуждении.

Оборудование и оформление:

1) Мультимедийное оборудование.

2) На столах рабочих групп – материалы для групповой работы (технологические карты

для каждой из четырех групп).

3) Словари («Толковый словарь русского языка», «Краткий словарь

литературоведческих терминов», «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля)

4) Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Автор-

составитель В.Я.Коровина)

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель с детьми совместно формулируют цели урока, обсуждают ход урока.

Актуализация темы. Проблемная ситуация.

 Прочитайте тему урока. Что удивило?(Слайд №1)

 Исходя из названия темы, попытаемся сформулировать цели урока.

 Какие заметили несоответствия в названии темы урока?

 Какие вопросы можно задать по теме урока?

(Станционный смотритель – это «смотритель» станции, значит, главное лицо на станции.

Но почему в теме есть фраза «маленький человек»? Мы знаем значение слова маленький

(небольшой по размеру, возрасту, количеству). А что обозначает словосочетание «маленький человек»? Почему фраза записана в кавычках?) (Слайд №2)

Учитель: Повесть «Станционный смотритель» рассказывает о Самсоне Вырине.

 Можно ли его назвать «маленьким человеком»? И почему? Этот вопрос

главный на уроке. И если это «маленький человек», то почему он в центре

внимания автора повести.

 Каково отношение А.С.Пушкина к герою? Зачем он пишет повесть о

«маленьком человеке»? Еще один вопрос, на который мы должны найти

ответ.(Слайд №3)

2. Работа по теме урока

Учитель: Работать вы будете в группах. Свои ответы вносите в рабочие листы.

Работа в группах (исследовательская) с текстом повести А.С.Пушкина «Станционный

смотритель» и со словарями (источниками исследования).

3. Задания группам

Группа № 1. Прочитайте фрагмент повести от начала до слов «…следующего по

казенной надобности». Выполните следующие задания:

1) Используя «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля и «Словарь

русского языка», определите значение слов коллежский регистратор, станция, смотритель,

подьячий, подорожная, фельдъегерь, роковая книга, сребролюбивый.

2) Как вы понимаете эпиграф к повести:

«Коллежский регистратор

Почтовой станции диктатор»

По словарю иностранных слов определите значение слова диктатор.

3) Прочитайте первый абзац повести.

4) Выпишите из первого абзаца ключевые слова (словосочетания), которые помогают

читателю понять, какова же жизнь станционных смотрителей.

— Каково положение станционных смотрителей?

5) Как относятся богатые путешественники к станционным смотрителям?

6) Соответствует ли слово «диктатор» тому образу станционных смотрителей, который

изображен А.С.Пушкиным? Он подтверждает содержание эпиграфа?

7) Как автор повести отвечает на вопрос «Что такое станционный смотритель?» («Сущий

мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не

всегда…»).

8) Почему А.Пушкин выбрал именно этот эпиграф? (Насмешка автора)

 Роль эпиграфа? (Ирония в эпиграфе: низкий чин, бедный, беззащитный человек,

привыкший к унижениям и издевательствам назван «диктатором»)

9) В «Кратком словаре литературоведческих терминов» найдите значение слова ирония.

10) Вывод:

 Как автор относится к станционным смотрителем? К чему призывает читателей?

(«Вникнем во всё это хорошенько, и вместо негодования сердце наше исполнится

искренним состраданием»)

11) А ваше сердце исполнилось «искренним состраданием»?

Группа 2. Прочитайте фрагмент повести со слов «В 1816 году в мае месяце…» до

слов «…отправилась далее с гусаром…». Выполните задания:

1) При помощи словаря определите значение слов шлафрок, рубище, почтовая книга, на

паперти, ротмистр.

2) Подготовьте рассказ о двух встречах рассказчика и станционного смотрителя Самсона

Вырина до приезда его в Петербург. Заполните таблицу.

Первая встреча

Вторая встреча

1

Дата

1816 г.

1819-1820 гг.

2

Комната

(детали интерьера)

«смиренная, но опрятная

обитель», «картинки,

изображавшие историю

блудного сына», горшки с

бальзамином, «кровать с

пестрой занавеской»

«стол

«стол и

кровать на прежних местах;

но на окнах не было цветов, и

всё кругом показывало

ветхость и небрежение»

3

Детали портрета

смотрителя

«человек лет пятидесяти»,

«свежий и бодрый»

«как он постарел!», седина,

глубокие морщины давно

небритого лица, сгорбленная

спина

4

Какое впечатление

производит?

Почему?

Бодрый, счастливый человек. У

него дочь-красавица, которой

герой гордиться.

«Не мог надивиться, как три

или четыре года могли

превратить бодрого мужчину

в хилого старика».

Вывод: У Самсона Вырина беда: Дуню увезли. Отец потерял дочь, любовь и смысл жизни.

3) Как в рассказах о Дуне проявляются черты характера С.Вырина? (любящий,

заботливый отец, переживает за судьбу дочери)

4) Что стало с отцом после похищения Дуни?

Прочитайте фрагмент повести со слов «Бедный смотритель не понимал, каким

образом…» до слов «…Дуня с той станции отправилась далее с гусаром». Найдите и запишите

слова и словосочетания, которые помогают понять психологическое состояние героя. («сердце

начало ныть, ныть, и беспокойство овладело им», «поспешно вошел в церковь», «бедный отец

насилу решился спросить», «пошел домой ни жив ни мертв», «в мучительном волнении

ожидал…возвращения тройки», «с убийственным известием: «Дуня с той станции

отправилась далее с гусаром»)

5) Вывод:

 Заслуживает ли сострадания герой? (Да, тяжела жизнь станционного

смотрителя Самсона Вырина: грубость, угрозы, побои. И только красавица

дочка – гордость отца, единственная радость, поддержка и опора в жизни. Но

Дуня покинула отца. Нет теперь ни радости, ни поддержки, ни смысла в жизни.

Маленького, униженного, запуганного человека лишили даже счастья быть

отцом. Разве это справедливо? Каждый человек, будь то чиновник первого или

четырнадцатого класса, имеет право на счастье)

Группа 3. Прочитайте фрагмент повести со слов «Старик не снёс своего

несчастия…» до слов «…вытолкнул его на лестницу». Выполните следующие

задания:

1) Используя словари и сноски учебника, дайте толкование слов дрожки, гусар,

ротмистр, ассигнация, унтер-офицер, литейный, молебен.

2) Когда Самсон Вырин распознал обман? (Побег дочери с гусаром Минским)

 Какие чувства вызвал у него? («Нимало…не утешил бедного больного»)

3) Почему герой отправился в Петербург? (Не может смириться с несправедливостью.

Хочет отыскать дочь)

 На что рассчитывает Вырин? («Авось…приведу я домой заблудшую овечку мою»)

 Почему герой свою дочь называет «заблудшей овечкой»?

 Почему отец решил, что Дуня будет несчастной? (Обманули отца, без его

согласия уехали; отец не благословлял дочь; Дуня не жена Минского. Дуня не

знает жизни. Петербург — «опасный» город)

 Как представляет отец будущее своей дочери? («Много их в Петербурге,

молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра…метут улицу вместе с

голью кабацкою»)

 Вам, читателям, понятны переживания отца? Какие чувства вызывает Самсон

Вырин?

1-я встреча. Самсон Вырин у Минского.

 Что чувствует Самсон Вырин в доме Минского?

 Какие детали портрета указывают на душевное состояние смотрителя? Запишите

их. («Сердце старика закипело, слезы навернулись на глаза, и он дрожащим

голосом произнес…»)

 Как Минский встретил смотрителя, пришедшего к нему за дочерью? («вспыхнул»,

«повел в кабинет», «запер дверь», «она будет счастлива», «зачем тебе ее?», «она

меня любит, она отвыкла от прежнего своего состояния…», «сунув что-то за

рукав»)

 Встреча с Минским успокоила отца? Докажите текстом. («Долго стоял он

неподвижно…»)

 Почему автор говорит о слезах негодования у смотрителя? (Минский дал денег)

 Правильно ли это? Уважительно по отношению к отцу?

 Минский хоть на миг понял, что перед ним не станционный смотритель,

имеющий низший чин, а отец, человек?

 Что возмущает в поведении Минского?

 Почему С.Вырин не пожаловался на Минского? (Понимает, что не ему,

чиновнику 14 класса, поверят, а ротмистру («барину») Минскому)

 А вы на чьей стороне? Почему?

2-я встреча

 Как С.Вырин узнал, где живет его Дуня? (Герой прибегнул к хитрости, чтобы

увидеть дочь)

 Как вы думаете, характерно ли такое поведение для С.Вырина?

 Почему он так поступил?

 Перечитайте сцену встречи отца с дочерью. Выберите из текста ключевые цитаты

и заполните таблицу.

Герой

Ключевые цитаты

Вопросы для выводов

Вырин

«не отвечая, вошел…», «не слушая,

шел дальше…», «Бедный смотритель!

Никогда дочь его не казалась ему

столь прекрасною; он поневоле ею

любовался».

 Каким видим героя?

 Почему ему важно увидеть дочь?

 Почему хочет привезти ее домой?

 Почему не верит Минскому, что

Дуня счастлива?

Дуня

«одетая со всею роскошью моды», «с нежностью смотря на Минского», «с криком упала на ковер, увидя отца»

 Любит ли Дуня Минского?

 Она счастлива?

 Почему упала в обморок?

 В чем ее вина?

Минский

«сидел в задумчивости», «испуганный

Минский кинулся ее поднимать»,

«увидел смотрителя…», «дрожа от

гнева»

«Чего тебе надобно? – сказал он…,

стиснув зубы, — что ты за мною

крадешься, как разбойник?»

«Пошел вон!» — и сильной рукою,

схватив старика за ворот, вытолкал

его на лестницу».

 Как относится Минский к Дуне?

 Любит он ее?

 Можно ли оправдать поступок

Минского? (имейте в виду: в 19

веке были другие общественные

правила)

 Почему так грубо обошелся с

отцом Дуни?

 Кто на самом деле является

разбойником?

Сделайте вывод : На чьей стороне автор? («Слезы смотрителя…сильно тронули мое

сердце. С ним расставшись, долго не мог я забыть старого смотрителя». Рассказчик жалеет С.Вырина. Дуня стала богатой барыней, но отца не пускают даже на порог дома, где живет его дочь.

Никогда не была легкой жизнь Самсона Вырина, жизнь станционного смотрителя, но

в доме Минского его оскорбили, растоптали его человеческое достоинство. Минский —

ротмистр, занимает более высокое общественное положение. Он думает, что «откупился»

от смотрителя. В чиновнике 14 класса Минский не видит человека, не видит любящего и

страдающего отца.)

Группа 4. Прочитайте фрагмент повести со слов «Недавно еще, проезжая через местечко…» и до конца произведения. Ответьте на вопросы и выполните задания.

1) Почему рассказчик через несколько лет еще раз решил встретиться с Самсоном

Выриным?

2) Третья встреча рассказчика с Самсоном Выриным оказалась печальной? Почему?

3) Что узнал рассказчик о причине смерти станционного смотрителя?

4) Как С.Вырина характеризует причина смерти? Как жил? Почему?

5) Как отнесся автор к известию о смерти старого смотрителя?

6) Прокомментируйте слова рассказчика: «мне стало жаль моей напрасной поездки и

семи рублей, издержанных даром».

7) Используя «Толковый словарь», определите значение слова гуманистический.

 Какие мысли автора вы можете назвать гуманистическими? (Автор сочувствует

Самсону Вырину, защищает его право на счастье, защищает «маленького человека».)phpu4MTu1 Urok po povesti Stancionnyj smotritel html 0

8) Что узнает рассказчик от мальчика Ваньки? (Барыня спрашивала о смотрителе и

ходила к нему на могилку.)

9) Почему ясно, что прекрасная барыня – Дуня? (Знает дорогу на кладбище, плакала на

могиле смотрителя.)

10) Счастлива ли Дуня? (У нее трое детей. Она богата: «ехала в карете в шесть

лошадей, моська».)

11) Но почему Дуня плачет? (Она наконец-то приехала, а отца нет в живых. Он не

увидел ее счастливой, не посмотрел на внуков. Дуня приехала попросить прощения, а сказать

эти слова не успела.)

 Какие чувства у вас вызвал этот эпизод? (Читая этот эпизод, мы с болью

вспоминаем Самсона Вырина. И нам его неимоверно жалко. Старик отец так и

не увидел своей красавицы Дуни, не порадовался ее счастью.)

Учитель: Как важно успеть сказать родителям, что мы их любим, принести им не одни

неприятности, а хоть немного счастья. Подумайте об этом.

12) Почему рассказчик завершает повесть словами: «И я дал мальчишке пятачок и не

жалел уже ни о поездке, ни о семи рублях, мною истраченных»? (Рассказчик хотел повидаться со станционным смотрителем, но узнал только о его печальном конце. Вознаграждает его за бесплодную поездку весть о раскаянии Дуни и о ее счастье.)

4. Выступления групп

5. Подведение итогов урока

Учитель:

Давайте сравним ваши ответы с определением:

«Маленький человек» — это герой литературного произведения, который относится к

среднему или низшему социальному слою, но обладает высокими душевными и духовными качествами».

 Какие черты «маленького человека» проявились в образе Самсона Вырина?

 Такой герой достоин уважения?

 Что важно в человеке?

 Как вы думаете, почему А.С.Пушкин рассказал историю станционного

смотрителя?

 Что должна вызвать эта повесть? Что должна пробудить в каждом читателе?

(Уважение к человеку, уважение к любому человеку.)

 Согласны ли вы с высказыванием А.Л.Слонимского: «О «Повестях Белкина» можно сказать, …что они пробуждали в народе уважение к человеческой

личности…» Аргументируйте свой ответ.

— В наше время повесть актуальна или устарела? Почему? (И в наше время есть «маленькие люди» с большим сердцем, с доброй душой. Надо помнить об этом.)

6. Домашнее задание. Написать сочинение-миниатюру «Какие черты «маленького человека» проявились в образе Самсона Вырина?»

  • Характеристика татьяны из рассказа муму
  • Характеристика тараса из рассказа приемыш
  • Характеристика стильтона в рассказе зеленая лампа
  • Характеристика тараса бульбы 7 класс краткое сочинение
  • Характеристика старика из сказки о рыбаке и рыбке что думает о нем автор