Характеристика штольца из рассказа обломов

Роман обломов был опубликован в 1859 году в журнале отечественные записки и считается вершиной всего творчества писателя. произведение написано по

Роман «Обломов» был опубликован в 1859 году в журнале «Отечественные записки» и считается вершиной всего творчества писателя. Произведение написано по традициям литературного направления реализм.

И. А. Гончаров в своем романе «Обломов» тщательно прорисовывает каждый образ. Все герои обладают цельными характерами. Каждый из них является носителем черт современного И. А. Гончарову общества.

Краткая характеристика персонажей

Главные герои:

  • Обломов Илья Ильич – дворянин, помещик тридцати лет, ленивый, мягкий человек, который все свое время проводит в безделье. Персонаж с тонкой поэтической душой, склонен к постоянным мечтаниям, которыми заменяет реальную жизнь.
  • Захар Трофимович – верный слуга Обломова, который прислуживает ему с малых лет. Очень похож на хозяина своей ленью.
  • Штольц Андрей Иванович – друг детства Обломова, его ровесник. Практичный, рациональный и деятельный мужчина, который знает, чего хочет и постоянно развивается.
  • Ильинская Ольга Сергеевна – возлюбленная Обломова, умная и нежная девушка, не лишенная жизненной практичности. Затем стала женой Штольца.
  • Пшеницына Агафья Матвеевна – хозяйка квартиры, в которой проживал Обломов, хозяйственная, но безвольная женщина. Искренне любила Обломова, ставшая затем его женой.

Другие персонажи:

  • Тарантьев Михей Андреевич – хитрый и корыстный знакомы Обломова.
  • Мухояров Иван Матвеевич – брат Пшеницыной, чиновник, такой же хитрый и корыстный, как и Тарантьев.
  • Волков, чиновник Судьбинский, писатель Пенкин, Алексеев Иван Алексеевич – знакомые Обломова.

В романе автор выводит важную для того время проблему российского общества – «обломовщину», рассматривает трагедию лишнего человека и проблему постепенного угасания личности, раскрывая их во всех аспектах бытовой и душевной жизни героя.

Популярные сочинения

  • Любовь к чтению — сочинение рассуждение
    Для огромного количества людей чтение – это любимое занятие на протяжении всей жизни. И тут нечему удивляться. Читать не только полезно, но и увлекательно. Из литературы можно почерпнуть много интересного.
  • Сочинение Вера в человека
    Каким бы уверенным человек не был для побед на жизненном пути ему необходима внешняя поддержка и вера. Что кроется под словосочетанием «вера в человека»? Как она проявляется?
  • Сочинение Настасья Филипповна в романе Идиот (Образ и характеристика)
    Достоевского Фёдора Михайловича по праву можно назвать одним из главных страдальцев русской литературы. Он страдал как сам, так и страдал из-за страданий других людей, пропускал беды человечества через себя

Развернутая характеристика героев

Обломов

Главным героем произведения является Илья Ильич Обломов. Ему 32 года. Это помещик, который не отличается трудолюбием. Он очень ленив и бездеятелен. Дни его проходят на диване, он любит поесть и поспать.

Обломов — типичный представитель мещан с устаревшими взглядами, которых ничего не ждет в будущем. Однако душа Обломова чиста и наивна. Он не способен причинить кому-то вред. Причина его образа жизни кроется в воспитании: с раннего детства его опекали, за него делали любую, даже самую мелкую работу.

Полюбивши Ольгу Ильинскую, Обломов начинает меняться, однако в итоге все возвращается на круги своя. Все также бездельничая, он женится на Агафье Пшеницыной, а затем умирает.

Штольц

Андрей Иванович Штольц – друг Обломова. Он противопоставлен главному герою. Штольц не привык лениться, для него будущего не существует без постоянного развития. Главное удовольствие для героя – труд. Он не просто мечтает, как Обломов, но и воплощает мечты в жизнь. Однако данному герою не хватает душевной теплоты. Он настойчив, черств и несколько груб.

Такие разные по мировоззрению и образу жизни герои все равно уважают друг друга. Штольц ценит в Обломове его чистое сердце. И у Обломова, и у Штольца есть как положительные, так и отрицательные черты.

Ольга Ильинская

Ольга Сергеевна Ильинская – возлюбленная Обломова, жена Штольца. Это достаточно сильный женский образ. Героиня уверена в себе, постоянно стремится к развитию. Ольга была не настолько красива, однако образ ее отличается гармонией. Богатая духовная жизнь важна для героини.

Полюбив Обломова, Ольга считает, что может изменить его и поставить его на истинный путь. Однако жизненные ценности у героев настолько разные, что им приходится расстаться. Ольга, как и Штольц, любит труд. Поэтому она и сходится с ним. Однако нельзя сказать, что она полностью с ним счастлива.

Агафья Пшеницына

Агафья Матвеевна Пшеницына – жена Обломова. Она является антиподом Ольги Ильинской. Она не особо образованна, но еще и очень добра и бескорыстна. Это самый трогательный образ романа.

Как и Обломов, Пшеницына – типичный представитель старого мира, где женщина делает все ради своего мужа. Можно сказать, что она не имеет собственного мнения, старается во всем потакать Обломову. Пшеницына хочет сделать его жизнь без трудностей. Ей ничего не интересно, кроме быта. Она действительно любит мужа, а после его утраты теряет смысл жизни.

Захар

Захар – слуга Обломова. Он походит на своего хозяина: достаточно ленив и очень неряшлив. Обломову он может принести упавшую еду или пищу в грязной тарелке. Все вещи рядом с ним либо ломаются, либо разбиваются. Но, несмотря на свою рассеянность, Захар бережет Обломова и заботится о нем. Он слуга старого порядка, который любит своего хозяина и все, что с ним связано.

Жизнь Захара полностью зависит от жизни Обломова. Поэтому когда Обломов умирает, Захар тоже перестает существовать. Он уходит из дома Пшеницыной и встает на паперть. Когда Штольц нечаянно встречает этого нищего старика и предлагает ему уехать в деревню, тот отказывается, потому что не может оставить без присмотра могилу Обломова.

Анисья

Анисья – кухарка Обломова и жена Захара. Она является трудолюбивой хозяйкой. Ее отличает кротость, доброта, спокойствие. Как и Агафья Матвеевна, Анисья олицетворяет настоящую русскую женщину.

После появления Анисьи в доме Обломова она чуть было не заменила Захара, однако ему это не нравилось. И он не позволял ей выполнять его работу. Будучи женщиной неглупой, Анисья дает мужу различные советы. Героиня становится необходимой частью дома. После смерти Обломова она заботится о Захаре и считает себя невероятно счастливой. Умирает Анисья от холеры.

Мухояров

Иван Матвеевич Мухояров – брат Пшеницыной, служащий секретарем в канцелярии. С первого взгляда кажется, что Мухояров — тихий и добродетельный человек, однако на самом деле он хитер и бесчувственен. Это яркий отрицательный образ в романе.

Во время службы герой берет взятки, благодаря которым смог накопить достаточно большой капитал. Герой привык делать деньги на всем. Мухоярову вместе с Тарантьевым удается составить план для того, чтобы обворовать Обломова. Однако Штольц раскрывает эту аферу и помогает Обломову.

Волков

Волков — первый гость Обломова и своеобразный его двойник. Знакомимся мы с ним в самом начале повествования. Это богатый дворянин. Он любит светскую жизнь, является поклонником модной одежды. Чуть ли не каждый день герой, одевшись в самую модную одежду, бывает в обществе.

Как и Обломов, он ленив. Но если главный герой проявляет это в лежании на диване, то Волков – в посещении различных балов и праздников. Работает он только раз в несколько недель и никак не приносит пользу обществу. Гончаров в образе Волкова представил человека, который тратит всю свою жизнь на пустые развлечения.

Судьбинский

Судьбинский – второй гость Обломова. Для героя служба играет огромную роль в жизни. В образе Судьбинского автор олицетворяет чиновничий Петербург. Герой строит свою карьеру, старается получать от нее все.

Судьбинский много работает, благодаря чему добивается повышения на службе. Вместе с ним начинал служить и Обломов, однако он покинул службу. Главный герой считает, что погоня за карьерой не приносит радости, а лишь портит сущность человека.

Пенкин

Пенкин — третий гость Обломова. Это образ литератора, который обрисован довольно карикатурно. Как писатель он пуст, поверхностен, пишет обо всем подряд. Чтобы заработать, Пенкин публикует статьи и рассказы два раза в неделю в популярных газетах и журналах, а также нередко пишет по ночам.

Это продажное творчество. Обломов отмечает, что в произведениях таких писателей нет никаких чувств, нет жизни как таковой. В словах главного героя выражается авторская позиция.

Волков, Судьбинский, Пенкин — своеобразные двойники Обломова. Их жизнь такая же бездеятельная, как и жизнь Обломова.

Алексеев

Алексеев – четвертый гость Обломова. Это тихий и непримечательный человек. Он настолько незаметен, что многие люди забывают его фамилию и называют то Афанасьевым, то Васильевым, то Андреевым. Алексеев привык пресмыкаться, он постоянно подстраивается под других. Именно это и нравится Обломову.

Алексеева абсолютно ничего не интересует, и он не имеет собственного мнения. Герой достаточно беден, поэтому к Обломову он приходит для того, чтобы поесть и провести время. Алексеев во многом похож на Обломова. Они оба тихие, спокойные люди, которых ничего не интересует. Они привыкли жить размеренной жизнью без внезапных событий.

Тарантьев

Михей Андреевич Тарантьев – пятый гость Обломова. Гончаров описывает этот образ резко отрицательно. Это грубый, хамоватый и необразованный чиновник. Он тоже любитель поесть в гостях, однако, в отличие от тихого Алексеева, он любит всех оскорблять и ругаться. Критиковать людей в порядке вещей для Тарантьева.

По природе своей он мошенник, готовый провернуть различные аферы. Он умеет только в теории придумывать различные идеи, реализовывать он их не умеет. Поэтому Тарантьев находит исполнителя — Мухоярова, который готов ради денег сделать любые вещи. Вдвоем они пытаются завладеть деревней Обломова, и для Тарантьева важно заработать с этого как можно больше денег.

Доктор Обломова

Доктор – немолодой опытный специалист. Он, судя по дорогому костюму, лечит именно состоятельных клиентов, относится к ним очень внимательно. Доктор советует Обломову изменить свой образ жизни: больше двигаться, меньше есть, ходить в театры и общаться с противоположным полом.

Однако все его советы предназначались для богатых людей. Он не признавал труд, запрещено было даже думать. Заменить диван доктор предлагает на такие же бесполезные вещи. Поэтому рекомендации врача не могли спасти Обломова от духовного разложения. Здесь не сможет помочь даже медицина.

Судьба Штольца

В противовес праздному и апатичному образу жизни Обломова представлено описание жизненного пути Андрея Штольца. В отличие от своего друга, Штольц не был потомственным дворянином. Он получил этот титул благодаря своему старанию и прилежности на службе.

Штольц воспитывался в суровой и дисциплинированной среде. Его не баловали, как Обломова, а прививали ему любовь и уважение к труду. Отец уделял особое внимание воспитанию Андрея, поэтому с малых лет Штольц ходил с отцом на фабрику и принимал активное участие в подготовительных работах. Кроме того, когда Андрей немного подрос, отец назначил его на должность и даже выплачивал небольшое жалование.

Андрей Иванович получил хорошее образование. Основы ему преподали дома, затем он обучался в пансионе и университете.

Хорошее воспитание в совокупности со строгостью и дисциплиной, природной любознательностью и рвением к обучению сделали Штольца активным и благородным молодым человеком. Он не пренебрегал посещением светских мероприятий, любил путешествовать и никогда не сидел без дела. Штольц искренний, открытый и добрый человек, при этом лишённый романтизма и мечтательности. Его отличает приземлённость и прагматичность.

​Штольц — сильная личность. Он не привык мириться с трудностями, всегда доводит дело до конца в неудачах винит только себя и личные недоработки.

С Ольгой Ильинской Штольц был знаком давно. Значительная разница в возрасте не позволяла ему воспринимать девушку как потенциальную возлюбленную, но Ольга всегда питала к нему симпатию. После неудачи в отношениях с Обломовым Ольга долгое время боялась открыться новым чувствам. Штольц, узнав об истинной причине отказа от поездки за границу со стороны Обломова, начал больше времени проводить с Ильинской. Молодые люди сблизились. Почувствовав симпатию, Штольц признался Ольге в своих чувствах. Девушка же, не в силах скрыть своё отчаяние, поделилась переживаниями со Штольцем.

Через некоторое время Андрей и Ольга заключили брак. Их союз стал крепким и гармоничным, поскольку оба они были людьми активными и открытыми к жизненным свершениям.

Гости Обломова и цель их прихода

Илья Ильич Обломов, главный герой романа И.А. Гончарова, умный и образованный человек, отошел от всех дел и ведет пассивный образ жизни. Он целыми днями лежит на диване, а к нему время от времени приходят гости. Их визиты описываются в первых главах романа. Автор специально вводит эти второстепенные персонажи в свой роман, чтобы читатели лучше понимали характер Обломова.

Гости сменяют друг друга. Все они, разные по внешности, возрасту, характеру, олицетворяют столичное общество.

Волков

Молодой человек 25 лет, жизнерадостный, любит модно и эффектно одеваться – светский щёголь. Он первым появляется у Обломова. Волков – чиновник, но пренебрегает делами службы. Вся его жизнь состоит из визитов, балов, театров, званых обедов и ужинов. За один день успевает побывать в 10 местах. Волков хвастается перед Обломовым новыми вещами, делится с ним последними светскими новостями. Зовет Обломова ехать на балы, приглашает в Екатерингоф, но Обломов отказывается. Он сочувствует Волкову. Ему такая жизнь кажется пустой, бессмысленной. И Обломов радуется, что его жизнь другая, спокойная.

Судьбинский

Следующий гость – бывший сослуживец Обломова, а теперь – начальник отделения. Судьбинский – карьерист: любыми способами стремится добиться повышения. Пришел проведать друга. Рассказывает о делах по службе, предстоящей женитьбе. Приглашает съездить в Екатерингоф. Он старается подтолкнуть Обломова к активной жизни. Но Обломова не привлекает погоня за чинами и наградами. «Несчастный!» — думает он о Судьбинском.

Пенкин

Успешный литератор, много работает и достаточно зарабатывает. Пишет легко, но без «сердца». Одевается с нарочитой небрежностью. Пенкин рассказывает Обломову о своей статье, о литературе, приглашает в Екатерингоф. Но Обломов не разделяет взглядов Пенкина на литературу. Он считает, что писать нужно с любовью к человеку. Обломов сравнивает Пенкина с машиной, крутящейся без остановок. Его такая жизнь не устраивает.

Алексеев

Человек неопределенного облика и возраста, мелкий чиновник. Он не имеет своего мнения, не продвигается по службе. Робкий, не вмешивающийся ни во что. Приезжает к Обломову, чтобы поесть и отдохнуть у него, угождает ему. Приглашает съездить в гости, а потом – в Екатерингоф. Обломов дает ему оценку: «Человека-то нет!»

Тарантьев

Земляк Обломова, бесчестный и грубый человек, постоянно бранится. Тарантьев всем недоволен, ищет выгоду, возможность смошенничать. Часто бывает у Обломова, как и Алексеев, с целью поесть, выпить и находит у него теплый приют. Он поднимает Обломова с кровати. Тарантьев – приглашенный гость, его позвали на обед. Зная доверчивый характер Обломова, Тарантьев пытается обогатиться за счет Обломова, обманывая его. Обломов дружелюбно к нему относится.

Доктор

Лечащий врач Обломова, хороший специалист. Заботится о здоровье Ильи Ильича и рекомендует ему сменить образ жизни, но тот не выполняет ни единого его требования.

Своим посетителям Обломов пытается рассказать о собственных неприятностях, сам он в этих проблемах совсем не компетентен. Но ему удается их озвучить только Алексееву, который выслушал его. Остальные его не слышат. А Тарантьев, узнав о проблемах Обломова, берется ему помочь. Но при этом он преследует свою выгоду. И в дальнейшем Обломов становится жертвой аферы Тарантьева.

Все эти люди упрекают Обломова в бездействии, зовут с собой, пытаясь втянуть его в бессмысленную суету, а он находит причины отказаться. Их суете Обломов противопоставляет свою философию: «А жить-то когда?», «Где же человек-то»?

Обобщенное описание героев «Обломова»

В своем романе «Обломов» автор описал множество цельных персонажей. Каждый герой описывает человека из современного общества.

Илья Обломов является главным героем романа. Он ленив и любит лежать на диване. Герой постоянно испытывает апатию. Причиной его бездействия считается воспитание. В детстве родители чрезмерно опекали, и поэтому герой стал ленивым человеком. Однажды Обломов влюбился в Ольгу Ильинскую, которая хотела сделать из него нормального человека.

Андрей Штольц – это лучший друг главного героя и полная противоположность Обломова. Андрей считает, что труд является самым главным в жизни. Он постоянно трудится ради получения желаемого и прекрасного будущего. Штольц обладает достаточной силой воли. Но он черств и груб в плане отношений и любви.

Ольга Ильинская – молодая девушка. Она умна и красива, также обладает такими же нравами, как Штольц. После знакомства с Обломовым, героиня понимает, что глупо полагаться на судьбу и ничего не предпринимать. Ольга тратит все силы на то, чтобы изменить главного героя.

Агафья Пшеницына – помещица и полная противоположность Ильинской. Матвеевна стала вдовой и сама воспитывала 2 детей. Героиня владела домом, где жил Обломов. Она добра, скромна и любит трудиться. Женщина всегда молча соглашалась со всеми. Агафья заботилась о главном герое, а потом стала его женой.

Захар работает на Обломова. Он работал уже давно и с годами стал ворчливым и ленивым как Обломов. Несмотря на ленивость, Захар предан хозяину и будет служить ему до самой смерти. После смерти главного героя Захар начал горевать и душевно умер.

Анисья работает кухаркой у Обломова и является женой Захара. Она добра и трудолюбива, и даже скромна. Героиня обладает достаточным умом и понимает, что ее хозяин зря тратит жизнь, лежа на диване. Несмотря на мысли, Анисья не произносит вслух свое мнение и продолжает заботиться о хозяине.

Иван Мухояров приходится братом помещице Агафье. Иван работал секретарем, и за время службы накопил достаточно денег. Мухояров отличался наглостью и хитростью, но со стороны казался добродушным человеком.

Волков – это молодой дворянин и частый гость в доме у Обломова. Он всегда одевается по последней моде и имеет много денег. Вместо того, чтобы работать, Волков прожигает жизнь на светских вечеринках и других светских мероприятиях. Он разговаривает только на светские темы. Волкова в первую очередь волнует мнение знатной толпы.

Судьбинский ранее работал вместе с главным героем. Сейчас герой является частым гостем в доме у Обломова. Судьбинский не так богат, как Волков. Больше времени он тратит на карьеру и любит трудиться. Он получает большие премии за работу.

Пенкин часто гостит в доме Ильи Ильича. Его главным увлечением является литература и писательство. Основным источником заработка героя является работа в журнале. Пенкин работает в редакции только ради денег, хотя не получает удовольствия от него.

Жена Обломова

Расставшись с Ильинской, Обломов через год женится на Пшеницыной. У них рождается сын, которого в честь Штольца называют Андреем.

Разочаровавшаяся в своей первой любви, Ильинская в итоге выходит замуж за Штольца. В самом конце романа тот приезжает навестить Обломова и застает друга больным и окончательно разбитым. Из-за малоподвижного в раннем возрасте у него случился инсульт, Илья Ильич предчувствует свою скорую смерть, просит Штольца не бросить его сына.

Спустя два года главный герой умирает во сне. Его сына берут на воспитание Штольц и Ильинская. Верный слуга Обломова Захар, который пережил своего хозяина, хоть и был значительно старше его, с горя начинает пить и просить милостыню.

Гончаров Иван Александрович

1838 — 1869

В романе И.А. Гончарова «Обломов» отразилось состояние русского общества накануне важных социальных и экономических реформ. Борьба с косностью, застоем и душевной ленью отразила готовность людей к переменам. Роман рассмотрел отдельную историю человека на уровне разрушительного общественного явления.

Краткий и полный анализ романа раскрывают замысел автора через художественные средства выразительности.

Годы написания — 1847-1859.
История создания — автор развил сюжет романа из идеи, поданной ему Белинским. Гончарову был близок и знаком тот образ жизни, которым жили его герои. В Обломове и Штольце частично воплотились черты самого писателя.
Жанр — роман, социально-психологический роман.
Направление — реализм.
Основная идея — Жизнь – это труд, поиск смыслов и испытаний, которые закаляют душу и наполняют жизнь. Отказываясь от этого, человек духовно и морально умирает.
Тема — Страх жизни приводит человека к бессмысленному существованию, полному сожалений.
Проблема — «Обломовщина» поглотила немало талантливых и одаренных людей России, что привело к застою. Это и личная трагедия каждого, и широкое общественное явление.
Композиция отличается необычным построением:
I часть (весна) — Обломов словно замер и ждет чего-то, его «оживляет» Штольц (завязка);
II часть (лето) — Обломов «просыпается», чтоб пережить лучшие впечатления своей жизни, его личность расцветает от любви к Ольге (развитие сюжета);
III часть (осень) — герой увядает, столкнувшись с трудностями, любовь становится непосильным испытанием (кульминация);
IV часть (зима) — Обломов смиряется с неумением жить, находит тихое убежище и умирает (развязка).

п.1. Тематика и проблематика

1. Тема: Счастье и смысл человеческой жизни.

Проблема: То, что Обломов воспринимает как счастье и полноту жизни, приводит к разрушительным последствиям. Жизнь без труда, тревог, сложностей отупляет, взывает смерть души.

2. Тема: Обломовщина как застой и сопротивление всему новому.

Проблема: Устаревший уклад жизни Обломовки может быть приятен, но он символизирует людей, так как препятствует росту и развитию.

3. Тема: Место любви в жизни человека.

Проблема: Влюбившись в Ольгу, Обломов делает ее смыслом жизни. Но нельзя помещать смысл своей жизни в другого человека. Штольца же любовь к Ольге поддерживает и питает, а смысл его жизни – в труде, развитии и самосовершенствовании.

п.2. Идея и пафос

Автор показывает, как губительно сказывается на человеке отказ от развития, роста, усилий воли, труда, испытаний. Во многом этому способствует и тот образ жизни, в котором растет Обломов. Его оберегают от всего, не дают самостоятельно делать что-либо, откармливают и балуют, подавляют любознательность и инициативность. Взрослея, Обломов слишком привыкает жить в таком сценарии, поэтому он ничего не умеет и не выдерживает даже простых явлений жизни. Теперь обломовщина проникает в его характер и душу, и человек проживает унылую бесцветную жизнь.

п.3. Основные герои

Илья Ильич Обломов — помещик. Стремится жить в безопасности и праздности. С трудом переносит любые усилия воли, волнения, тревоги и саму жизнь. Но имеет честное сердце, бодрый ум, хорошие способности, нравственный стержень и «голубиную нежность», мягкость характера. Лишь один раз выбирается из сонного состояния – когда влюбляется в Ольгу. Но его любовь не выдерживает испытаний.
После женится на Агафье Пшеницыной, которая возвращает ему атмосферу Обломовки. Умирает от инсульта, прожив незаметную жизнь, полную сожалений.
Андрей Иванович Штольц — друг Обломова, хоть и является его полной противоположностью. Деятельный энергичный человек. Имеет немецкие корни по отцу и русские по матери. Практичный, приспособленный к жизни, и в то же время чувствительный, чуткий человек. Постоянно выручает Обломова, решает его хозяйственные вопросы. Любит Обломова за честность и кристально чистую душу. После смерти друга забирает его сына на воспитание.
Ольга Ильинская — девушка, ставшая сначала возлюбленной Обломова, а после – супругой Штольца. Прекрасно поет, чувствует красоту и искусство, увлекается науками. Девушка с неугасимой жаждой жизни и тягой к знаниям. Удивительное сочетание ума, сердца и характера. Несмотря на более юный возраст, «перерастает» и Обломова, и Штольца. Но ей не удалось исцелить Илью от «обломовщины».
Захар — слуга, служивший Обломову с детства. Ворчливый неуклюжий старик, всегда готовый обругать хозяина, но и готовый пойти на смерть ради него. После смерти барина оказывается нищим.
Агафья Пшеницына — хозяйка квартиры, в которую переселяется Обломов. Молодая вдова чиновника, простая неграмотная женщина. Обладает добрым нравом, мягким характером. Хозяйственная, работяща, неутомимая женщина. Воплощение телесного начала – привлекает Илью Ильича своими внешними данными. Полюбила Обломова и смогла создать ему уют и спокойствие, как в доме, где он вырос. Позже вышла замуж и родила ему сына Андрея. После смерти супруга вспоминает жизнь с Ильей Ильичом как лучшее, что у нее было. Противоположность Ольги. Ее образ также отчасти подчеркивает, что Обломов опустился.
Михей Андреевич Тарантьев — земляк Обломова, часто бывавший у него в гостях. Скандальный человек с подлым характером. Всегда ищет выгоды. Участвует в мошеннических схемах своего кума, чтобы обобрать Обломова.
Матвей Иванович Мухояров — брат Агафьи Пшеницыной. Бесчестный чиновник, из-за которого чуть не разорился Обломов. Предлагает своего управляющего в Обломовку, составляет грабительский контракт на проживание и мошенническое заемное письмо – чтобы выудить больше денег у жильца и сестры.
Анисья — кухарка Обломова, жена Захара. Толковая, работящая женщина, долгое время отвечавшая за хозяйство барина. Подружилась с Агафьей и стала ее правой рукой.

п.4. Литературные приёмы

1. Психологический портрет, — отражающий не только внешность, но и характер героя.
2. Характеристика персонажа через речь других героев — (Ольга и Штольц часто говорят про Обломова хорошее).
3. Комментарий автора, — объясняющий действия героя или содержащий его мысли.
4. Символические детали — (халат, диван, ветка сирени, мелькающие локти Агафьи, пыль и паутина по углам, книги, пение Ольги и т.д.)
5. Сон Обломова, — показывающий воспитание Ильи и истоки обломовщины, рассказ о жизни героя.

п.5. Конфликт произведения

В романе присутствует любовный конфликт, который не позволяет героям быть вместе. Ольга и Илья Ильич не разделены реальными преградами, но они существуют в сознании Обломова – это его душевная лень, страх перед жизнью.
Настоящий конфликт заключен в характере Обломова, он противопоставляет героя и общество: не найдя высоких идеалов в свете, на службе, в сфере личной жизни, герой отстраняется от неидеального мира. Он не выносит сложностей и несовершенств жизни, поэтому прячется в уютном безопасном пространстве – на диване и в халате. «Обломовщина» ярко отражает суть внутреннего конфликта героя: он понимает, что многое теряет, но ничего не делает, чтобы это изменить, соглашаясь на «жизнь во сне».

Урок 34. И. А. Гончаров. Жизнь и творчество. Место романа «Обломов» в трилогии «Обыкновенная история», «Обломов»,
«Обрыв»

Урок 35. И. А. Гончаров. «Обломов». Диалектика характера Обломова, смысл его жизни и смерти

Урок 36. И. А. Гончаров. «Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы её выражения в романе

Урок 37. И. А. Гончаров. Роман «Обломов» в русской критике. «Что такое обломовщина?»

УРОК 36
И. А. ГОНЧАРОВ. «ОБЛОМОВ»
КАК РОМАН О ЛЮБВИ.
АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ И СПОСОБЫ ЕЁ ВЫРАЖЕНИЯ

Цель:


рассмотреть женские образы романа; провести анализ взаимоотношений главного героя с женскими персонажами
произведения; раскрыть авторскую позицию и способы её выражения в романе; развивать интеллектуально-образное
и эмоциональное восприятие художественного произведения учащимися; эстетически и нравственно воспитывать, формировать активную жизненную позицию учащихся.

Оборудование:
раздаточный материал, таблицы, иллюстративный материал по теме урока.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся анализируют взаимоотношений главного героя с женскими персонажами произведения; раскрывают
авторскую позицию и способы её выражения в романе; выполняют сопоставительную работу в парах; принимают участие в беседе.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

1. «Портретная галерея»

Комментарий.

Учитель зачитывает фрагменты текста, где даны портретные характеристики героев романа «Обломов». Учащиеся должны определить,
каким героям романа принадлежат эти характеристики.

1. «…пожилой человек, в сером сюртуке, с прорехой под мышкой, откуда торчал клок рубашки, в сером же жилете… с голым, как колено, черепом и с необъятно
широкими и густыми русыми с проседью бакенбардами» (Слуга Захар).

2. «Ей было лет тридцать. Она была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щёки. Бровей у ней почти вовсе не
было, а были на их местах две немного будто припухлые, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми полосами. Глаза серовато-простодушные, как и всё
выражение лица; руки белые, но жёсткие, с выступившими наружу крупными узлами…» (Агафья Матвеевна).

3. «…обрюзг не по летам… тело его, судя по матовому, чересчур белому цвету шеи, маленьких, пухлых рук, мягких плеч казалась слишком изнеженным
для мужчины» (Илья Обломов).

4. «(Она) в строгом смысле не была красавица, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щёк и губ, и глаза не горели лучами внутреннего
огня… губы тонкие и большею частию сжатые: признак непрерывно устремлённой на что-нибудь мысли» (Ольга Ильинская).

5. «Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щёк у него почти вовсе нет, то есть кость да мускул,
но ни признака жирной округлости; цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза немного зеленоватые, но выразительные» (Андрей Штольц).

2. Слушание нескольких творческих работ

(см. домашнее задание предыдущего урока)

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

— После долгих ожиданий, вызванных публикацией одного из основных эпизодов романа главы «Сон Обломова», читатели и критики смогли, наконец, прочесть
и оценить произведение целиком. Сколь однозначно было всеобщее восхищение произведением в целом, столь же разносторонними были взгляды на смысл,
вложенный И. А. Гончаровым в «Обломова». И неудивительно: кто, кроме автора, может знать это наверняка? Похоже, что и сам Гончаров за долгое время писания романа
успел поменять к нему своё отношение. Ведь не случайно многие его современники говорят о том, что он негативно относился к первой части «Обломова» и, напротив,
советовал прочесть вторую и третью, написанные гораздо позднее. Попробуем разобраться, как отразились взгляды Гончарова в этом произведении, и какова была
его позиция по отношению к основным персонажам. (Обращение учителя к эпиграфу урока.) В романе «Обломов» жизнь всё время как будто испытывает главного героя,
искушает его различными соблазнами — светскими забавами, успешной карьерой, писательской славой. Но главное испытание Обломова — это любовь.

IV. Работа над темой урока

1. Объяснение учителя

— Изначально сюжет «Обломова» задумывался автором, по-видимому, как обобщённое жизнеописание бездеятельного, апатичного, уходящего в прошлое помещичьего
класса на отдельном примере. Позиция автора по отношению к крепостному праву должна была отразиться в подробном рассказе о жизни
Ильи Ильича Обломова, бездумно проводящего день за днём в своей загородной усадьбе. В соответствии с этой задумкой и писался первый том «Обломова»,
повествующий большей частью о детстве Ильи Ильича. При написании же последующих трёх частей произведения отношение Гончарова к герою меняется.

Во-первых, автор переносит своего героя в городские условия и через него показывает своё отношение к столичному обществу. Во-вторых, усложняется сюжетная линия.
Приём испытания главного персонажа любовью встречается не только у Гончарова. Показывая, как ведёт себя тот или иной герой влюбившись,
автор открывает в душе своего персонажа много новых граней, которые не проявились бы при других обстоятельствах. По развязке любовного сюжета можно
также судить о позиции автора относительно персонажа.

Штольц, наделённый лишь самыми правильными и необходимыми чертами характера, автору, как и читателю, несомненно, нравится, но в то же время,
как и большинство из нас, Гончаров испытывает симпатию к Илье Ильичу. Эта позиция автора по отношению к своим героям отразилась не только на их судьбах, но
даже и в портретах. Отношение автора к персонажам выразилось и через их взаимные характеристики.

Прежде чем описывать взаимоотношения Ольги с Обломовым и Штольцем, надо сказать об отношении автора к ней. Гончаров, несомненно, доброжелателен
к своей героине. Она наделена такими чертами, как проницательность, уравновешенность, гордость. Несомненно, восхищает автора чувство долга, которым,
прежде всего, руководствуется героиня, возвышенность её души, отражающаяся в прекрасном голосе. Всё это проявляется и во внешнем облике Ольги: «Нос
образовывал чуть заметную грациозную линию; губы тонкие и большей частью сжатые; признак непрерывно устремлённой на что-нибудь мысли. То же присутствие
мысли и в зорком, всегда бодром… взгляде серо-голубых глаз…» Она призвана быть как бы ангелом-хранителем Обломова, разбудить его уснувшую душу…

2. Комментированное выразительное чтение

письма Обломова к Ольге
(часть вторая, глава X),
прощальный разговор Обломова и Ольги (часть вторая, гл. XI)

Беседа

• Можно ли сказать, что эта сцена демонстрирует поражение не только героя, но и героини? Страдает ли Ольга?

• Почему эта сцена напоминает «диалог глухих»? Почему Ольга не отзывается на призыв Обломова: «Возьми меня, как я есть, люби во мне, что есть хорошего».

• Каким предстаёт Обломов перед Ольгой?

• С какой меркой она подходит к Обломову в этой сцене? Что ищет Ольга теперь в Обломове?

• Кто вызывает сочувствие в этой сцене: Ольга или Илья?

• Что прельщает в Ольге и Обломова, и Штольца?

• Какими средствами пользуется автор при описании Ольги, её взаимоотношений с Обломовым?

• Почему расстались Ольга и Обломов? Только ли Обломов виноват в этом?

• Почему «идеальные» героини Гончарова отступают в критический момент, в итоге симпатии читателей достаются их отнюдь не идеальным избранникам?

3. Составление устного рассказа «Обломов и Агафья Матвеевна»

по предложенному плану (в парах), слушание нескольких творческих работ

Образец плана рассказа «Обломов и Агафья Матвеевна»

1. Любовь Обломова и Агафьи Матвеевны.

а) Первое впечатление о героине;

б) почему Обломов полюбил её;

в) как изображено чувство хозяйки;

г) объяснение в любви Обломова и Пшеницыной;

д) как протекала их жизнь.

2. Обломов в судьбе Агафьи Матвеевны.

4. Составление сравнительных таблиц

«Женские образы в романе», «Сравнительная характеристика взаимоотношений: Обломов и Штольц,
Обломов и Ольга, Штольц и Ольга»

(коллективная работа, запись на доске и в тетрадях)

Женские образы в романе

Таблица
Женские образы в романе

Ольга Ильинская

Агафья Матвеевна Пшеницына

По словам Добролюбова, гармонично
совмещает в себе «сердце и волю», сознательность взгляда на жизнь, настойчивость в борьбе за постоянную цель,
пытливость ума, глубина чувств и женственность стала одним из самых гармонических, светлых образов в русской
литературе XIX в.

Добрая, скромная женщина, прекрасная
хозяйка, благоговеет перед своим «квартирантом», для неё он — существо высшего
порядка, идеал барина; для Обломова — идеал «ненарушимого покоя жизни». Любовь Обломова к Агафье Пшеницыной выросла на почве барских привычек. У неё Илья
Ильич находит свою жизненную мечту

В сравнении этих женских типов в романе есть глубокий смысл. Умная Ольга и патриархально-тихая
Пшеницына каждая по-своему помогают раскрыть идею романа, обнажая сущность Обломова

Сравнительная характеристика взаимоотношений

Таблица
Сравнительная характеристика взаимоотношений

Критерий

Обломов и Штольц

Обломов и Ольга

Штольц и Ольга

Сходство

Различия

5. Обобщение учителя

— Можно ли считать произведение И. А. Гончарова «Обломов» романом о любви? Сделать вывод можно, лишь посмотрев и взвесив все действия главного героя по
отношению к окружающим его героиням. Обломов знакомится с Ольгой Ильинской, и в душе его зарождается сильное, искреннее чувство. Однако
счастью героев не суждено сбыться. Основную причину этого обычно видят в душевном складе Обломова, в его инертности, равнодушии к жизни. Однако подлинные
причины трагического финала этой любви лежат гораздо глубже. Ольга Ильинская — девушка умная, гордая, самолюбивая. У неё страстная и деятельная натура. Она
пыталась пробудить Обломова к жизни, полезной деятельности, много сделала для спасения его от лени и апатии.

Вот как Гончаров пишет об Ольге: «Внести в сонную жизнь Обломова присутствие молодой, симпатичной, умной и отчасти насмешливой женщины — это всё равно, что
внести в мрачную комнату лампу, от которой по всем тёмным углам разольётся розовый свет, несколько градусов тепла, и комната повеселеет».

Миссия Ольги с самого начала была обречена. Однако через неё автор открыл в герое множество положительных черт. На некоторое время Гончаров просто
преображает Обломова: «Встаёт он в семь часов, читает, носит куда-то книги.

На лице ни сна, ни усталости, ни скуки. На нём появились даже краски, в глазах блеск, что-то вроде отваги или по крайней мере самоуверенности». Ну при
каких ещё обстоятельствах «чистое, верное сердце» Ильи Ильича смогло бы себя так проявить? С первых дней знакомства с Обломовым Ольга активно вторгается
в его жизнь. Всё это вносит определённый диссонанс в отношения героев, и чуткая душа Обломова улавливает этот диссонанс. Любовь становится для него
«претрудной школой жизни».

В отношениях же Ольги со Штольцем всё происходит совсем наоборот. Их союз закономерен и гармоничен. Они похожи и потому хорошо понимают друг друга.

Агафья Пшеницына — хозяйка дома, в котором поселился Обломов,— полная противоположность Ильинской. Простые отношения, простодушные речи
Агафьи Матвеевны, её хлопоты по хозяйству, безграничная преданность, уют
и комфорт, созданные в её доме,— всё это напоминало Илье Ильичу милую сердцу Обломовку. С подобной обстановкой, образом жизни ассоциировалась у него
семья и любовь. Поэтому финал любовных сюжетов героя в какой-то степени закономерен — Обломов остаётся с Агафьей Матвеевной. Такая мирная, уютная
семейная жизнь не пугала героя, как пугала его женитьба на Ильинской, поскольку не возлагала на него никакой ответственности. Он любил жену, сына,
семейный быт, олицетворявший для него главное — физический и душевный покой.

Слово найдено — покой! Именно стремление к вечному отдыху, физическому и моральному, к бесконечно длящемуся состоянию физической и душевной
неподвижности и определило, в конечном счёте, выбор героя.

Таким образом, идеальная любовь в романе Гончарова — это несбыточный сон. Он не мог сбыться в жизни героя, так как «для него достижение идеала вовсе не
цель жизни, для него это любимая мечта; борьба, усилия, суета в погоне за идеалом разрушают мечту»,— считал И. Ф. Анненский. Обломов же всегда и во
всём остаётся верен себе. В этом целостность и гармоничность личности героя.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Постановка и решение проблемного вопроса

• Каков, по представлению автора романа, идеальный образ русской женщины?

VI. Домашнее задание

1. Написать сочинение-миниатюру «Столкновение мечты и действительности в жизни Обломова».

2. Ознакомиться со статьями Н. А. Добролюбова, А. В. Дружинина, Д. И. Писарева о романе И. А. Гончарова «Обломов».

Следующий урок: Роман «Обломов» в русской критике. «Что такое обломовщина?» >>>


Литература конца XIX века И. А. Гончаров «Обломов». Андрей Штольц как антипод Обломова. Обломов и Ольга Ильинская

Литература конца XIX века

И. А. Гончаров «Обломов». Андрей Штольц как антипод Обломова. Обломов и Ольга Ильинская


Сегодня мы: 1 3 Поговорим о любви и дружбе в жизни Ильи Обломова. Порассуждаем, что объединяет таких разных людей, как Обломов и Штольц. 2 Подумаем, почему Ольга Ильинская не смогла изменить Обломова. 2

Сегодня мы:

1

3

Поговорим о любви и дружбе в жизни Ильи Обломова.

Порассуждаем, что объединяет таких разных людей, как Обломов и Штольц.

2

Подумаем, почему Ольга Ильинская не смогла изменить Обломова.

2


Н. А. Добролюбов назвал Андрея Штольца противоядием Обломову. 2

Н. А. Добролюбов назвал Андрея Штольца противоядием Обломову.

2


Обломов и Штольц Персонажи эти абсолютно противоположны. Противопоставление Обломова и Штольца начинается уже с описания внешности этих героев. 2

Обломов и Штольц

Персонажи эти абсолютно противоположны.

Противопоставление Обломова и Штольца начинается уже с описания внешности этих героев.

2


2

2


«Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворённые губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всём лице теплился ровный свет беспечности». Обломов 2

«Мысль гуляла вольной птицей

по лицу, порхала в глазах, садилась

на полуотворённые губы, пряталась

в складках лба, потом совсем

пропадала, и тогда во всём лице

теплился ровный свет беспечности».

Обломов

2


«Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щёк у него почти вовсе нет, то есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости». Штольц 2

«Он весь составлен из костей, мускулов

и нервов, как кровная английская

лошадь. Он худощав; щёк у него почти

вовсе нет, то есть кость да мускул,

но ни признака жирной округлости».

Штольц

2


Почему Штольц назван противоядием?

Почему Штольц

назван противоядием?


Характеристика Штольца Штольц постоянно занят делом. Он очень энергичный, волевой и деятельный человек. Штольц не боится трудностей, тогда как Обломов теряется и паникует от каждой мелочи. Обломов всегда ждёт, когда же появится Штольц и решит все проблемы.

Характеристика Штольца

Штольц постоянно занят делом.

Он очень энергичный, волевой и деятельный человек.

Штольц не боится трудностей, тогда как Обломов теряется и паникует от каждой мелочи.

Обломов всегда ждёт, когда же появится Штольц и решит все проблемы.


Штольц самостоятелен , инициативен и полностью лишён барских замашек и капризов.

Штольц самостоятелен , инициативен и полностью лишён барских замашек и капризов.


Практичность Штольца В отличие от Обломова Штольц – практичный человек. Он умеет применять на практике полученные знания. А для Обломова знания остаются чем-то абстрактным, не имеющим отношения к жизни. В университете Обломов изучал и математику, и право, но заявление в полицию о краже он написать не смог.

Практичность Штольца

В отличие от Обломова Штольц – практичный человек.

Он умеет применять на практике полученные знания.

А для Обломова знания остаются чем-то абстрактным, не имеющим отношения к жизни.

В университете Обломов изучал и математику,

и право, но заявление в полицию о краже он написать не смог.




Обломов ленивый и апатичный человек, работа для него – скука и тягость.

Обломов ленивый и апатичный человек, работа для него – скука

и тягость.


«Труд – образ, содержание, стихия и цель жизни, по крайней мере моей. Вон ты выгнал труд из жизни: на что она похожа?»

«Труд – образ, содержание,

стихия и цель жизни,

по крайней мере моей.

Вон ты выгнал труд из жизни:

на что она похожа?»


Что объединяет Обломова и Штольца? В целом мире невозможно найти двух более разных личностей. Но тем не менее они друзья.

Что объединяет Обломова и Штольца?

В целом мире невозможно найти двух более разных личностей.

Но тем не менее они друзья.


«Как такой человек мог быть близок Обломову, в котором каждая черта, каждый шаг, всё существование было вопиющим протестом против жизни Штольца? Это, кажется, уже решённый вопрос, что противоположные крайности, если не служат поводом к симпатии, как думали прежде, то никак не препятствуют ей». Иван Гончаров

«Как такой человек мог быть близок

Обломову, в котором каждая черта,

каждый шаг, всё существование было

вопиющим протестом против жизни

Штольца? Это, кажется, уже решённый

вопрос, что противоположные крайности,

если не служат поводом к симпатии,

как думали прежде, то никак не

препятствуют ей».

Иван Гончаров


Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лёд и пламень. Не столь различны меж собой.

Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лёд и пламень.

Не столь различны меж собой.




Друзья детства Учились Штольц и Обломов в пансионе, который принадлежал отцу Штольца. Сильный, волевой Штольц с детства опекал слабохарактерного Обломова, делал за него переводы, выполнял задания в пансионе. Готовность прийти на помощь другу Штольц пронёс через всю жизнь, а после смерти Обломова взял на попечение его сына.

Друзья детства

Учились Штольц и Обломов в пансионе, который принадлежал отцу Штольца.

Сильный, волевой Штольц с детства опекал слабохарактерного Обломова, делал за него переводы, выполнял задания в пансионе.

Готовность прийти на помощь другу Штольц пронёс через всю жизнь, а после смерти Обломова взял на попечение его сына.


Характеристика штольца из рассказа обломов


Что объединяет Обломова и Штольца? Друзей связывают не только воспоминания детства. Штольц восхищается душой Обломова, говоря о чистоте, простоте, доброте и высокой нравственности друга. «Никогда Обломов не поклонится идолу лжи, в душе его всегда будет чисто, светло, честно».

Что объединяет Обломова и Штольца?

Друзей связывают не только воспоминания детства.

Штольц восхищается душой Обломова, говоря о чистоте, простоте, доброте

и высокой нравственности друга.

«Никогда Обломов не поклонится

идолу лжи, в душе его всегда будет

чисто, светло, честно».


Штольц не оставляет попыток вытащить Обломова из его грязной захламлённой комнаты, хотя и сама комната, и образ жизни друга ему отвратительны.

Штольц не оставляет попыток вытащить Обломова из его грязной захламлённой комнаты, хотя и сама комната, и образ жизни друга ему отвратительны.


Характеристика штольца из рассказа обломов


Ольга Ильинская Штольц познакомил Обломова с Ольгой Ильинской, попросив её присмотреть за Обломовым, пока сам Штольц будет в отъезде. «Это всё Андрей: он привил любовь, как оспу, нам обоим».

Ольга Ильинская

Штольц познакомил Обломова

с Ольгой Ильинской, попросив её присмотреть за Обломовым, пока сам Штольц будет в отъезде.

«Это всё Андрей: он привил

любовь, как оспу, нам обоим».


Ольге Ильинской почти удалось совершить переворот в жизни Обломова.

Ольге Ильинской почти удалось совершить переворот в жизни Обломова.


Пробуждение Обломова Апатичный Обломов превратился в весёлого энергичного человека. Любимый халат Илья Ильич променял на новую модную одежду. Ради Ольги он начал выходить из дома, много гулять и читать книги, даже занялся делами и сменил в деревне старосту.

Пробуждение Обломова

Апатичный Обломов превратился

в весёлого энергичного человека.

Любимый халат Илья Ильич променял на новую модную одежду.

Ради Ольги он начал выходить из дома, много гулять и читать книги, даже занялся делами и сменил в деревне старосту.


Почему же окончательное пробуждение Обломова не состоялось? Почему Обломов не женился на любимой девушке, а вернулся на свой уютный диван?

Почему же окончательное пробуждение Обломова не состоялось?

Почему Обломов не женился

на любимой девушке, а вернулся на свой уютный диван?


Обломов и Ольга Ильинская Обломову было некомфортно в отношениях с Ольгой Ильинской. Ещё в самом начале их романа ему приходят в голову мысли о том, что любовь – это тяжёлая школа жизни.

Обломов и Ольга Ильинская

Обломову было некомфортно

в отношениях с Ольгой Ильинской.

Ещё в самом начале их романа ему приходят в голову мысли о том, что любовь – это тяжёлая школа жизни.


Характеристика штольца из рассказа обломов


Письмо Обломова Услышав от Ольги признание в любви, Обломов сомневается. Он считает, что такого человека, как он, любить невозможно. Эта мысль заставляет его написать Ольге письмо, в котором он объясняет, что им нужно расстаться. Обломов уверяет Ольгу, что её любовь – это только бессознательная потребность любить , а истинная любовь только ждёт её в будущем .

Письмо Обломова

Услышав от Ольги признание в любви, Обломов сомневается.

Он считает, что такого человека, как он, любить невозможно.

Эта мысль заставляет его написать Ольге письмо, в котором он объясняет, что им нужно расстаться.

Обломов уверяет Ольгу, что её любовь – это только бессознательная потребность любить ,

а истинная любовь только ждёт её в будущем .


«Всё это к лицу молодости, которая легко переносит и приятные и неприятные волнения; а мне к лицу покой, хотя скучный, сонный, но он знаком мне; а с бурями я не управлюсь».

«Всё это к лицу молодости, которая

легко переносит и приятные

и неприятные волнения; а мне к лицу

покой, хотя скучный, сонный, но он

знаком мне; а с бурями я не управлюсь».


Письмо Обломова Письмо не заставило их расстаться, после Обломов даже сделал предложение Ольге Ильинской. Но это письмо показывает, что отношения Ильи Обломова и Ольги Ильинской обречены .

Письмо Обломова

Письмо не заставило их расстаться, после Обломов даже сделал предложение Ольге Ильинской.

Но это письмо показывает, что отношения Ильи Обломова и Ольги Ильинской обречены .


Характеристика штольца из рассказа обломов


Обломов и Ольга Ильинская Поэтическая мечтательность Обломова сталкивается с практичностью Ольги. Когда он готов кричать на весь свет об их помолвке, Ольга заставляет его держать всё в секрете и заниматься делами. «Ни продолжительного шёпота, ни таинственного уговора слить обе жизни в одну! Всё как-то иначе, по-другому. Какая странная эта Ольга!»

Обломов и Ольга Ильинская

Поэтическая мечтательность Обломова сталкивается с практичностью Ольги.

Когда он готов кричать на весь свет об их помолвке, Ольга заставляет его держать

всё в секрете и заниматься делами.

«Ни продолжительного шёпота, ни таинственного

уговора слить обе жизни в одну! Всё как-то иначе,

по-другому. Какая странная эта Ольга!»


Обломов и Ольга Ильинская Обломов считает свадьбу поэтическим мигом, венцом счастья влюблённых. Но необходимость работы лишает этот поэтический миг всякой привлекательности в глазах Обломова. Мечта у него оторвана от реальной жизни.

Обломов и Ольга Ильинская

Обломов считает свадьбу поэтическим мигом, венцом счастья влюблённых.

Но необходимость работы лишает этот поэтический миг всякой привлекательности в глазах Обломова.

Мечта у него оторвана от реальной жизни.


Обломов Манилов

Обломов

Манилов


Ольга Ильинская не только умная, энергичная и деятельная девушка. Она очень любознательна. Ольга интересуется всем на свете, даже астрономией. Она отправляла Обломова в город за книгой о двойных звёздах. Любознательность Ольги – мучение для Обломова, необходимость бегать, суетиться в поисках ответа на вопрос. Обломов не способен дать Ольге то, что она требует. А Ольга понимает, что зачахнет, если будет жить так, как мечтает Обломов.

Ольга Ильинская не только умная, энергичная и деятельная девушка.

Она очень любознательна.

Ольга интересуется всем на свете, даже астрономией.

Она отправляла Обломова в город за книгой о двойных звёздах.

Любознательность Ольги – мучение для Обломова, необходимость бегать, суетиться в поисках ответа на вопрос.

Обломов не способен дать Ольге то, что она требует.

А Ольга понимает, что зачахнет, если будет жить так, как мечтает Обломов.


Сильно различается влияние любви на души Ильи Обломова и Ольги Ильинской, само восприятие этого чувства. 36

Сильно различается влияние любви на души Ильи Обломова и Ольги Ильинской, само восприятие этого чувства.

36


«Так училась она любви, пытала её и всякий новый шаг встречала слезой или улыбкой, вдумывалась в него». Иван Гончаров

«Так училась она любви, пытала её

и всякий новый шаг встречала слезой

или улыбкой, вдумывалась в него».

Иван Гончаров


Для Ольги любовь – это внутренняя работа , новый опыт, переосмысление жизни.

Для Ольги любовь – это внутренняя работа , новый опыт, переосмысление жизни.


А чем же любовь является для Обломова? 36

А чем же любовь является для Обломова?

36


Для Обломова любовь – это красивая мечта.

Для Обломова любовь – это красивая мечта.


«Обломов не учился любви, он засыпал в своей сладостной дремоте, о которой некогда мечтал вслух при Штольце». 36

«Обломов не учился любви, он засыпал

в своей сладостной дремоте, о которой

некогда мечтал вслух при Штольце».

36


Обломов и Ольга Ильинская Расставаясь с Обломовым, Ольга признаётся в том, что она самонадеянно считала, будто сможет пробудить Обломова к жизни и стать его путеводной звездой. Очень важны слова Ольги Ильинской о любви: «…я любила в тебе то, что я хотела, чтоб было в тебе, что указал мне Штольц, что мы выдумали с ним».

Обломов и Ольга Ильинская

Расставаясь с Обломовым, Ольга признаётся

в том, что она самонадеянно считала, будто сможет пробудить Обломова к жизни и стать его путеводной звездой.

Очень важны слова Ольги Ильинской о любви:

«…я любила в тебе то, что я хотела,

чтоб было в тебе, что указал мне

Штольц, что мы выдумали с ним».


Ольга Ильинская не принимала Обломова таким, какой он есть, с его любовью к покою и страхом перемен.

Ольга Ильинская не принимала Обломова таким, какой он есть, с его любовью к покою и страхом перемен.


Обломов и Агафья Пшеницына В романе есть женщина, которая полюбила реального Обломова, а не выдуманный образ будущего. Это Агафья Пшеницина, которая и стала женой Обломова. Бедная вдова, женщина неразвитая, глупая, практически необразованная, при этом превосходная хозяйка.

Обломов и Агафья Пшеницына

В романе есть женщина, которая полюбила реального Обломова,

а не выдуманный образ будущего.

Это Агафья Пшеницина, которая и стала женой Обломова.

Бедная вдова, женщина неразвитая, глупая, практически необразованная, при этом превосходная хозяйка.


Характеристика штольца из рассказа обломов


Обломов и Агафья Пшеницына Спокойная, кроткая Агафья Пшеницына боготворила мужа, выбивалась из сил, чтобы обеспечить ему роскошный стол. С ней он обрёл спокойную, безмятежную жизнь, о которой так долго мечтал.

Обломов и Агафья Пшеницына

Спокойная, кроткая Агафья Пшеницына боготворила мужа, выбивалась из сил, чтобы обеспечить ему роскошный стол.

С ней он обрёл спокойную, безмятежную жизнь, о которой так долго мечтал.


Обломов и Агафья Пшеницына Обломов достиг своего идеала, но именно тот образ жизни, о котором он так мечтал, и свёл его в могилу. Агафья Пшеницына стала его злым гением.

Обломов и Агафья Пшеницына

Обломов достиг своего идеала,

но именно тот образ жизни, о котором он так мечтал, и свёл его в могилу.

Агафья Пшеницына стала его злым гением.


Характеристика штольца из рассказа обломов


Характеристика штольца из рассказа обломов


Был ли счастлив Обломов? Парадокс героя в том, что он не обрёл счастья в своём раю. Во время последней встречи со Штольцем Обломов признаётся, что ему уже давно совестно жить на свете . Он стыдится себя и боится встретиться с Ольгой. Ему страшно от мысли, что Ольга увидит, каким он стал.

Был ли счастлив Обломов?

Парадокс героя в том, что он не обрёл счастья в своём раю.

Во время последней встречи со Штольцем Обломов признаётся, что ему уже давно совестно жить на свете .

Он стыдится себя и боится встретиться с Ольгой.

Ему страшно от мысли, что Ольга увидит, каким он стал.




Итог жизни Обломова Агафья Пшеницына безутешна в своей скорби. Помнят об Обломове Штольц и Ольга, которые вместе со своими детьми растят сына Обломова.

Итог жизни Обломова

Агафья Пшеницына безутешна в своей скорби.

Помнят об Обломове Штольц и Ольга, которые вместе со своими детьми растят сына Обломова.


Итог жизни Обломова Все сокровища чистой, голубиной души Ильи Обломова остались нерастраченными, а полученные знания легли мёртвым грузом. Спасти Обломова не смогла ни дружба, ни любовь. На вопрос о том, что сгубило его друга, Штольц отвечает коротко: «Обломовщина!»

Итог жизни Обломова

Все сокровища чистой, голубиной души Ильи Обломова остались нерастраченными, а полученные знания легли мёртвым грузом.

Спасти Обломова не смогла ни дружба, ни любовь.

На вопрос о том, что сгубило его друга, Штольц отвечает коротко: «Обломовщина!»


«Обломов не есть существо, от природы совершенно лишённое способности произвольного движения. Его лень и апатия есть создание воспитания и окружающих обстоятельств. Главное здесь не Обломов, а обломовщина». Николай Добролюбов

«Обломов не есть существо, от природы

совершенно лишённое способности

произвольного движения. Его лень

и апатия есть создание воспитания

и окружающих обстоятельств. Главное

здесь не Обломов, а обломовщина».

Николай Добролюбов

Иван Александрович Гончаров

Преображение романтика

Роман «Обломов»

История создания романа

Сонный рай Обломовки

Обломов: образ в движении

Обломов на рандеву

Буржуазное счастье Андрея Штольц

Обломовка на краю обрыва

Страница 156

Вопросы и задания 

1*. Каковы нравственно-философские итоги жизненного спора дядюшки и племянника Адуевых? Что скрывается за непритязательным названием гончаровского романа?

2. Роман «Обломов» начинается со сцены «лежания» главного героя, а его жизнь —  с «погасания». Были ли в жизни Обломова обретения? Или его судьба —  лишь цепь утрат, «погасаний»?

Как подчеркивается в романе, в сожительстве с вдовой Пшеницыной Обломов воплотил сонное царство своей родной Обломовки и одновременно достиг того статичного блаженства, о котором нашептывали ему грезы («Грезится ему, что он достиг той обетованной земли, где текут реки меду и молока, где едят незаработанный хлеб, ходят в золоте и серебре»). Агафья Матвеевна любила Обломова именно как барина, и все то, чем он так гордился в своем происхождении и воспитании и с чем так боролись Ольга и Штольц, здесь вновь, как в далеком детстве, получило законное право на существование. Постепенно он все более погружается в это умиротворенное счастье, сокровенное от бед и ненастья Большой Жизни (вспомним знаменательную фразу из описания Обломовки: небо там «распростерлось так невысоко над головой, как родительская надежная кровля, чтобы уберечь, кажется, избранный уголок от всяких невзгод»). Он много ест, много спит, проверяет уроки детей, наблюдает за их играми — и главное, он даже перестает мечтать. Катастрофа? По роману, да. А может, наоборот, обретение самого себя? Обломов наконец начинает жить в реальности — по-барски, лениво, но жить, а не витать в облаках.

3. Почему глава «Сон Обломова» —  единственная озаглавленная часть романа? Какое место она занимает в идейно-композиционном пространстве произведения?

Глава «Сон Обломова» не влияет на дальнейшее развитие событий, а помогает разобраться в причинах его образа жизни. Поэтому она стоит отдельно ото всех. Человека во многом формирует детство. Отсюда значение названия «Сна Обломова» в романе. Не случайно Гончаров назвал его «увертюрой всего романа». Это ключ ко всему произведению, разгадка всех его тайн.

4. Каковы главные «вещественные» атрибуты обломовского образа жизни? Почему автор обращает особое внимание на восточный халат героя —  своего рода действующее лицо романа, наделённое своей «судьбой»?

5. Какую роль сыграли в жизни Обломова две женщины —  Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына? Чем отличаются эти два женских типа и можно ли говорить об авторском предпочтении в изображении героинь? Чем мотивирован итоговый выбор главного героя?

Ольга и Агафья — совершенно разные по характеру героини. Ольга — светская и молодая девушка, она образована и хорошо воспитана. Пшеницына — женщина, которая всю свою жизнь посвятила хозяйству. Обломов выбирает последнюю из них, так как для него в жизни важны спокойствие и безмятежность. Он не хочет совершать активную деятельность. Ему нравится, когда вокруг него есть мягкие заботливые руки. Сам писатель отдаёт предпочтение Ильинской. Это девушка покоряет своим умом, внутренним миром, красотой.

6. Является ли образ Штольца прямой антитезой Обломова? В чём «тупиковость» предпринимательской деятельности Штольца? Почему его внутренние порывы автор называет «нравственными отправлениями личности»?

1)Сравним Штольца и Обломова по нескольким критериям:

а)Воспитание:

Штольц воспитывался в строгости, но он мог исчезать из дома

Обломов воспитывался в мягкости, он изнежен

б)Цель жизни:

Обломов хочет перестроить свое имение (это не является высокой жизненной целью)

Штольц хочет жить для себя( это тоже не высокая жизненная цель)

в)Содержание деятельности

Штольц: Он постоянно в движении, но приехав в гости к Обломову, чтобы посидеть на его диване

Обломов: Составление планов на переустройство имения

г)Отношение к женщине

Штольц: ищет равную по взглядам

Обломов: боится любить

д)Семейная жизнь

Штольц: Счастлив с Ольгой

Обломов: Счастлив с Агафьей, вернулся на диван

е)Жизненная позиция:

Штольц: ищет свою выгоду

Обломов: пускает все на самотек

Вывод: Штольц на высокой ступени своего развития оказался тем же Обломовым

2)В Штольце ум преобладает над сердцем. Это натура рациональная, подчиняющая логическому контролю более того самые интимные чувства и с недоверием относящаяся к поэзии свободных чувств и страстей. Вопреки замыслу Гончарова, в образе Штольца ощутимы утопические черты. Рассудочность и рационализм, заложенный в его образе, наносит ущерб художественности.

3)Труд был образом, содержанием, стихией и целью его жизни. Выше всего он ставил настойчивость в достижении целей: это было признаком характера в его очах. Подчеркивая рационализм и волевые свойства собственного героя, Гончаров понимал сердечную черствость Штольца. Одно циничное сравнение: «каждый день» собственной жизни Штольц тратит, как «каждый рубль», — отстраняет его от авторского эталона.

7. Каково итоговое звучание судьбы Обломова? Как внутренние противоречия личности героя явлены в его имени —  Илья Ильич Обломов? Закономерна ли судьба Захара? В чём барин и слуга дополняют друг друга и каковы истоки их внешне противоречивого единства?

Фамилия Обломов указывает на следующие внутренние противоречия героя:

1. фамилия созвучна с устаревшим словом «облый» (круглый») — круг символизирует безысходность, отсутствие развития, неспособность героя вырваться за привычные рамки, его ограниченность, герой словно заперт внутри «круга» своих ложных представлений и предрассудков;

2. вызывает ассоциацию с традиционным метафоричным образом в русском фольклоре — «сон-обломон», который наваливался на человека, погружает в смертельную негу, и человек постепенно умирает — именно в таком «вечном» сне находится герой, его жизнь угасает незаметно для него самого;

3. вызывает ассоциацию со словом «облом», «обломать», жизнь «обламывает» героя, подчиняет его себе, он не хозяин себе; в переносном значении — «обломок» — герой является пережитком прошлого.

Из имени и отчества понятно, что героя зовут так же, как отца, то есть он продолжает жизнь своего отца, продолжает родовые традиции, ничего не меняя в своём образе жизни. В герое прошлое и настоящее слились воедино, имя и отчество героя являются символом времени в романе.

Судьба Захара закономерна, так как он привык жить на всём готовом: лишившись привычного беззаботного существования, он оказывается никому не нужным и вынужден просить милостыню.

Захар является копией своего барина: он так же ленив, ему нравится спокойная размеренная жизнь в довольстве, при любой возможности он избегает своих обязанностей. Истоки этого единства кроятся в детстве, которое у обоих героев проходило в Обломовке — царстве вечного полусна и довольства.

8. Ознакомьтесь с критическими статьями, посвящёнными роману Гончарова «Обломов» (Н.А. Добролюбов «Что такое обломовщина?», 1859; А.В. Дружинин «“Обломов”, роман И.А. Гончарова», 1859). Сопоставьте позиции двух критиков в их трактовке характера главного героя романа.

9*. В чём многозначность названия последнего романа гончаровской «трилогии» —  «Обрыв»? Какие персонажи романа напоминают героев «Обломова»? Кто из героев «Обрыва» являет собой новый, только ещё зарождающийся в России тип общественного деятеля?

«Обрыв» — роман русского писателя И. А. Гончарова, написанный в 1869 году. Третья часть его «трилогии», состоящей из романов «Обыкновенная история» и «Обломов». В романе автор подвергает критике идеи революционного нигилизма.

Обрыв — крутой склон, образованный действием боковой эрозии реки, срезающей выступы берегов – такое значение слова «обрыв» дают нам словари. Что же имел ввиду сам автор?

После прочтения романа, ОБРЫВ – это знак уже с гораздо более сложной семантикой, чем при первом восприятии заглавия. Так, например, сценограф Сергей Бархин обозначил многозначность метафоры «Обрыва» как энциклопедию чувств, которой охвачены все герои – кто явно, кто поверхностно.

Многозначность названия последнего романа гончаровской «трилогии» — «Обрыв»- заключается в том, что с одной стороны автор показывает поиски путей органического развития России, снимающего крайности патриархальности и буржуазного прогресса, что Россия находится на грани и вот вот должна прогреметь революция. А с другой стороны «обрыв» выражается в поведении молодых героев романа, в отношениях которых с развитием сюжета нарастали «падения» и «обрывы». Гончаров и любуется взлетом страстей, и опасается губительных «обрывов». Заблуждения страстей неизбежны, но не они определяют движение глубинного русла жизни. Страсти — это бурные завихрения над спокойной глубиною медленно текущих вод. Для глубоких натур эти вихри страстей и «обрывы» — лишь этап, лишь болезненный перехлест на пути к вожделенной гармонии.

Жизнь освещается в самых разнообразных ракурсах: то глазами живописца, то сквозь зыбкие, неуловимые пластическим искусством музыкальные ощущения, то глазами скульптора или писателя, задумавшего большой роман. Через посредника Райского Гончаров добивается в «Обрыве» чрезвычайно объемного и живого художественного изображения, освещающего предметы и явления «со всех сторон».

Несмотря на то, что каждое произведение («Обломов» и «Обрыв») отделено от другого десятилетним промежутком времени, о них можно говорить как о едином целом, так как их темы перекликаются, а по своему характеру романы, замечает Л. Н. Толстой в своем письме к А. В. Дружинину, «капитальны». Темы трилогии тесно связаны с исторической ситуацией 50-х — 80-х годов, следовательно, и герои похожи между собой.

Возьмём для примера первые факты биографий главных героев — их рождение и воспитание. Каждый из них родился в деревне: в Обломовке в «Обломове» ( это название образовано от фамилии помещика — единственный случай в трилогии), в Малиновке в «Обрыве», — везде милые матушки и бабушки голубят и балуют своих сыночков и внучков (здесь можно вспомнить образ Арины Власьевны в «Отцах и детях» И.С. Тургенева). Но не только это объединяет персонажей. Ещё и их отношение к родной земле. Это — умиление. И «теплый угол» в «Обыкновенной истории», и «благословенный уголок» в «Обломове», и «эдем» в «Обрыве» мыслятся как укрытие от неудач, проблем и невзгод, как место, где нет нужды сдерживать себя и соответствовать темпу общества.

Именно в деревне персонажи раскрываются наиболее полно. Это не касается младшего Адуева, который, как бы являясь «отправной точкой» к следующим этапам развития «Героя», живёт и прожигает жизнь в городе.

С другой, уже реальной стороны, родные края пугают героев перспективой жить в бездействии. Здесь проявляется различие между ними. Обломов   живёт счастливо, «так [как жили в сонной Обломовке], а не иначе». Райский — наиболее противоречивый персонаж — на протяжении всего романа не раз меняет свое отношение к Малиновке, её обитателям и порядкам : впервые приехав туда юношей, он ощущает прилив творческих сил: «Какие виды кругом — каждое окно в доме — рама своей особенной картины!» ; после долгой разлуки он «не без смущения» ждет встречи с родными местами, которые, впрочем, скоро видятся ему как одна картина «в тесной, определенной раме, в которой приютился человек» , а через некоторое время «Райский почти не чувствует, что живёт», потом скука сменяется интересом, но не к деревне, а к её хранительницам (Бережковой, Вере, Марфеньке).

Вообще, герои трёх романов, как метко выразился И.А.Гончаров, «составляют одно лицо, наследственно перерождающееся…» А трилогия — «одно огромное здание, одно зеркало, где в миниатюре отразились три эпохи — старой жизни, сна и пробуждения».

А спасение России от «обрывов», от разрушительных революционных катастроф Гончаров видит в Тушиных. Тушины — строители и созидатели, опирающиеся в своей работе на тысячелетние традиции российского хозяйствования. Гончаров ищет в Тушине гармоническое единство старого и нового, прошлого и настоящего. Тушинская деловитость и предприимчивость совершенно лишена буржуазно ограниченных, хищнических черт.

Однако Тушина нельзя считать новым типом общественного деятеля. К нему нельзя отнести и других героев романа. Этот тип скорее собирательный. Это и Райский с его прогрессивными идеями, его нравственными эталонами и готовностью к переменам. Это Марк Волохов сильный характером, настойчивость, искренний, способный активно отрицать прошлое и настоящее, противник крепостничества. Это добрая, умная, смелая, страстная Вера, жаждущая нового. И, конечно, это Верина бабушка (Татьяна Марковна?), в которой сочетались лучшие черты русских помещиков. Гончаров не дает этот новый общественный тип в единственном лице, потому что будущее России в национальном, а нация, народ – это единое целое.

В своем романе Гончаров настойчиво предупреждает нас, что развитие не должно порывать органические связи с вековыми традициями, вековыми ценностями национальной культуры.

В статье «Лучше поздно, чем никогда» Гончаров обращает внимание на то, что все три его романа «тесно и последовательно связаны между собою», как связаны отразившиеся в них периоды русской жизни. Сам автор видел в первом романе «Обыкновенная история» «слабое мерцание сознания необходимости труда»; в «Обломове» – сон; в «Обрыве» – пробуждение страны.

Наблюдается явная преемственность и в образах персонажей этих книг. Однако, прежде всего, многие из них напоминают персонажей романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Пушкинскую Татьяну Гончаров считал «вечным образцом, по которому мы учимся бессознательно писать, как живописцы по античным статуям». И он следовал за этим «вечным» литературным образом, обреченным, но беспокойным, ищущим. Писатель настойчиво подчеркивал типовую однородность своих мятежных героинь.

Так, «Ольга есть превращенная Наденька следующей эпохи», – говорил он. Следом за Ольгой – Вера из «Обрыва». И все они, по мысли Гончарова, формируемы временем разновидности Татьян из «Евгения Онегина».

Между тем гончаровские героини жили уже в иную эпоху. Ольга, требовавшая от Обломова стать выше нее, искала идеал своего времени. Тихое счастье не могло удовлетворить ее. Сильный характер и постоянно ощущавшаяся героиней потребность в деятельности неминуемо должны были привести к разрыву и со Штольцом. Если бы Гончаров продолжил рассказ об их жизни.

В образе бабушки Татьяны Марковны Бережковой Гончарову «рисовался идеал женщины вообще, сложившийся при известных условиях жизни». В своей молодости она пережила драму, стоически твердо перенесла ее и осталась верна старым, патриархальным принципам жизни.

Ее внучка Вера – девушка-бунтарка, рвущаяся в небо, к молниям, прочь от сонной Малиновки, от «обломовщины» – переживает «падение», разуверяется в правде «новых людей» и принимает «старую» правду жизни любимой бабушки. Однако это не нравственное падение героини, а единственно правильный выход из сложившейся ситуации.

Романтическая мечтательность Александра Адуева сродни Владимиру Ленскому. Но романтизм Александра, в отличие от Ленского, вывезен не из Германии, а выращен в России. Несмотря на то, что юный Саша является в Петербург таким же с ног до головы одетым в доспехи высоких и благородных душевных порывов, он терпит поражение не физическое, как Владимир, а духовное. Начав с поисков «колоссальной страсти», обанкротившийся романтик скатился к вульгарному фарсу: назначив доверчивой девушке свидание в беседке, Адуев сталкивается там с ее отцом и унизительно выпроваживается им как банальный соблазнитель. Так беспощадно развенчивает художник бессодержательную любовь ленивой души.

Обломов – это Саша Адуев, сохранивший иллюзии ценой отрешения от действительности. Даже жизненные пути их похожи до мелочей. Илье Ильичу так же, как и Александру, детские годы привили сибаритство и пассивность. Он учился в университете, потом служил и даже задумал научный труд, посвященный России. Но «его познания были мертвы… голова его представляла сложный архив мертвых дел, лиц, эпох, цифр, религий…» Он встретил чуткую девушку, полюбившую его.

Любовь вначале захватила и Обломова, но закончилась она в том же обломовском духе. Лень, боязнь ломки привычного для него уклада жизни победили в Обломове чувство любви. Ему не хотелось переживать тревоги, иметь какие-то обязанности перед другим человеком. Мы видим, как романтик Александр Адуев, искавший «вечной любви», заканчивает выгодным браком, а романтик Обломов, мечтавший о страсти, высекающей молнии из глаз, заканчивает пирогами Пшеницыной.

Жизнь слуги Ильи Ильича – Захара завершилась таким же финалом: он стал нищим, подобно тому, как нищим духовно и нравственно стал под конец жизни и сам Обломов.

Но каковы же плоды победы Петра Ивановича, столичного жителя, владельца стекольного и фарфорового заводов, чиновника особых поручений, человека трезвого ума и практической направленности? Как это ни странно, эти плоды один другого горше. Этот человек сначала духовно убил своего племянника, хотя по-своему хотел сделать ему добро, и чуть не довел до чахотки любимую жену Лизавету Александровну. В конце романа Петр Иванович собирается продать свои заводы, бросить службу, отказаться от звания тайного советника и мечтает об одно – уехать в Италию, где, возможно, ему удастся продлить жизнь своей жены.

Однако у него остаются последователи, достойные продолжатели дела. В «Обломове» это Штольц, а в «Обыкновенной истории» – племянник героя.

О прожитой Сашей Адуевым жизни литературный критик В. Розов верно сказал: «Сначала он разбивает свой идеальный лоб о реальные острые углы жизни, потом этот лоб твердеет и на нем, этом лбу, вырастает твердый нарост; человек становится носорогом».

Адуев-младший в течение жизни растрачивает лучшие свойства своей души. Потом он вдруг спохватывается и начинает догонять потерянные в «пустых мечтаниях» годы, не брезгуя уже никакими средствами в достижении своих запоздалых целей, может быть, куда более скверных, нежели те, за которые недавно упрекал людей. Круг замкнут…

Если бы продолжить повествование, то, возможно, из деревни появился бы очередной восторженный искатель, Александр Адуев уж наверняка встретил бы его так, как некогда сам был встречен Петром Ивановичем. В этом и заключает обыкновенная история.

Таким образом, герои своеобразной трилогии Гончарова терпят крах решительно по всем статьям: в любви, в дружбе, в работе, в порывах к творчеству.

  • Характеристики мити и саши в рассказе дубровский
  • Характеристики жени из рассказа тимур и его команда
  • Характеристика царь салтан из сказки пушкина
  • Характеристика царя берендея из сказки о царе берендее жуковского
  • Характеристика учительницы из рассказа фотография на которой меня нет