2021-12-28T16:20:00+03:00
2021-12-28T18:53:23+03:00
2021-12-28T16:20:00+03:00
2021
https://inosmi.ru/politic/20211228/251222285.html
Германия не может ударить по Путину газом – сама замерзнет
Германия не может ударить по Путину газом – сама замерзнет
Политика
Новости
ru-RU
https://inosmi.ru/docs/terms/terms_of_use.html
https://россиясегодня.рф
В течение последних месяцев эксперты по вопросам безопасности обвиняют Россию в том, что та использует дефицит энергетических ресурсов в Европе в качестве оружия против ЕС. Сейчас… ИНОСМИ, 28.12.2021
политика, европа, германия, немецкий, россия, германия, украина, северный поток — 2, санкции, энергоносители, цены на газ, энергия, газохранилища
https://cdnn1.inosmi.ru/images/24447/99/244479968.jpg
3076
2048
true
https://cdnn1.inosmi.ru/images/24447/99/244479968.jpg
https://inosmi.ru/economic/20211216/251132862.html
https://inosmi.ru/politic/20200908/248081015.html
https://inosmi.ru/politic/20211215/251122131.html
Издание ИноСМИ
7 495 645-37-00
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://россиясегодня.рф/awards/
Издание ИноСМИ
7 495 645-37-00
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://россиясегодня.рф/awards/
Издание ИноСМИ
7 495 645-37-00
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://россиясегодня.рф/awards/
Издание ИноСМИ
7 495 645-37-00
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://россиясегодня.рф/awards/
Издание ИноСМИ
7 495 645-37-00
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://россиясегодня.рф/awards/
Handelsblatt
https://cdnn1.inosmi.ru/images/24941/14/249411410.gif
В течение последних месяцев эксперты по вопросам безопасности обвиняют Россию в том, что та использует дефицит энергетических ресурсов в Европе в качестве оружия против ЕС. Сейчас европейцы хотят повернуть это же оружие в противоположном направлении.
Чтобы отбить у российского президента Владимира Путина охоту к интригам в отношении Украины, ЕС и США грозят ему санкциями, которые должны ударить по российскому энергетическому сектору.
Однако правительство Германии сомневается, что Кремль можно бить его собственным оружием. У правительства есть опасения, что штрафные меры против российских поставщиков сырья могут отрикошетить и ударить по самой Европе.
Уже сейчас цены на энергоносители находятся на рекордно высоком уровне, а газохранилища заполнены не в той мере, чтобы обеспечить теплоснабжение в нынешнюю холодную зиму.
Может ли ЕС вообще позволить себе экономическую войну с Россией? Читайте ответы на важнейшие вопросы о европейском энергетическом кризисе.
Что собирается делать ЕС и какова позиция правительства Германии?
Европейцы грозят России в случае продолжения агрессивных действий против Украины «крупномасштабными последствиями и высокой ценой». Так было заявлено в коммюнике последнего саммита глав государств и правительств стран ЕС. Но в то же время они избегают говорить, о каких конкретно мерах может идти речь. Причина этого кроется во внутренних разногласиях.
В первую очередь восточно-европейские государства хотят послать Москве четкий сигнал, что готовятся санкции в энергетическом секторе, в том числе и против германо-российского газопровода «Северный поток — 2», с которым прибалтийские государства и Польша борются вот уже несколько лет. А вот правительство ФРГ считает неправильным действовать целенаправленно против «Северного потока — 2». Федеральный канцлер Олаф Шольц недавно назвал газопровод «экономическим проектом с участием частного капитала», решение по которому сейчас «вне рамок политики» принимает одно из немецких ведомств, а именно Федеральное сетевое агентство.
Насколько болезненными могут быть энергетические санкции против России?
Джон Маккейн (John McCain), бывший кандидат на пост президента США, однажды назвал Россию «бензоколонкой, маскирующейся под государство». Это заявление провокационное, но по сути верное. Как экономическая держава Россия малозначительна. Даже экономика Италии больше российской.
Силу Москве, помимо армии, придает в первую очередь экспорт нефти и газа. Но в этом и самое слабое место страны. Без доходов от торговли сырьем Кремль не смог бы финансировать свой гигантский военный аппарат. Почти половина госбюджета России покрывает прибыль от продажи нефти и газа. В этом причина того, что именно энергетические санкции рассматриваются Вашингтоном как самые действенные средства устрашения России.
Насколько зависима Германия от России?
Россия — самый важный поставщик энергоресурсов в Германию, причем с большим отрывом от всех конкурентов. Россия поставляет в Германию больше нефти, газа и каменного угля, чем поставщики номер два, три и четыре, то есть Норвегия, Нидерланды и США, вместе взятые.
Желающие закупать меньше газа, нефти и каменного угля в России могут указать на множество альтернативных поставщиков. Газ, нефть и уголь можно получить на мировом рынке и из других источников. Поэтому возможности для шантажа у России весьма ограничены.
Однако в последние десятилетия Германия очень эффективно пользовалась российскими энергоресурсами. Именно недорогой российский газ позволил многим отраслям нашей промышленности, в первую очередь химической индустрии ФРГ, сохранить конкурентоспособность на мировом рынке. Если заменить Россию исключительно странами-поставщиками, безупречными в политическом отношении, то очень скоро немецкие потребители натолкнутся на определенные трудности. Бедной сырьем Германии приходится учитывать эту реальность.
На этом фоне к требованиям ввести санкции в отношении российских поставок энергоносителей возникает множество вопросов. Еще в начале года политик из ХДС Норберт Рёттген (Norbert Röttgen) заметил, что «стратегически неумно грозить прекращением нашего собственного энергоснабжения». Тогда речь шла о том, не стоит ли прекратить эксплуатацию «Северного потока — 2» в случае, если Россия будет использовать газопровод в качестве политического оружия.
Какие обязательства взяла на себя Германия перед США?
Чтобы уладить трансатлантический конфликт вокруг газопровода «Северный поток — 2», полгода назад федеральное правительство взяло на себя в совместном заявлении с США обязательство «настаивать на эффективных мерах, включая санкции», «чтобы ограничить российские мощности в экспорте энергоносителей в Европу, в том числе газа».
Далее там сказано: «Это обязательство призвано обеспечить, что Россия не будет использовать газопроводы, в том числе „Северный поток — 2″, для достижения агрессивных политических целей, используя энергию в качестве оружия».
Американцы считают, что момент, когда будет необходимо реализовать эту угрозу, наступит в ближайшее время. США «готовятся подготовить со своими партнерами и союзниками санкции, которые будут включать в себе «экономические и финансовые меры», — сказал пожелавший остаться неназванным высокопоставленный дипломат. «Мы готовы рассмотреть ряд вещей, использовать которые в прошлом мы не были готовы».
Кроме того, по его словам, состоялись «хорошие дискуссии» о «Северном потоке —2» с новым федеральным правительством Германии. Больше всего американцам понравилось высказывание «зеленого» министра иностранных дел Анналены Бербок, что «Северный поток — 2» не может быть сейчас введен в эксплуатацию. Американский дипломат упомянул также «очень сильное заявление о „Северном потоке — 2″ и взаимопонимание, которое у нас есть с ними», имея в виду при этом членов правительства ФРГ.
Но в ведомстве нового канцлера — социал-демократа по партийной принадлежности — сейчас крайне неохотно вспоминают об обязательствах Германии, связанных с «Северным потоком — 2» и зафиксированных в соглашении Байдена и Меркель. Нет смысла «целенаправленно выхватывать из контекста «Северный поток — 2», — сказал недавно один из близких советников Шольца. По его словам, ведь «есть и другие газопроводы, о которых можно было бы говорить, но этого не делают».
Кто несет ответственность за высокие цены на газ?
Для федерального правительства высокие цены на газ имеют «фундаментальные» причины. Высокий спрос, связанный с оживлением экономики после кризиса с коронавирусом, наложился на ограниченное предложение, вызванное необычно холодной зимой прошлого года и проблемами с Россией.
Кроме того, спрос на газ в Азии в первом полугодии приобрел буквально взрывной характер, что привело к небывалому росту цен. Вследствие этого многие газотрейдеры закупили меньше газа, чтобы наполнить газохранилища летом и запастить газом в преддверье зимы 2021/2022 годов.
Признаков того, что Россия манипулирует рынком, чтобы оказывать давление на Европу, советники Шольца не видят. Правда, как говорят в ведомстве канцлера, можно было бы и построже спросить: а не могла бы Россия поставлять больше газа? Но на это следует ответ правительственных чиновников: «Мы не можем требовать от наших поставщиков больше, чем предусмотрено в договорах, которые они выполняют».
США оценивают ситуацию совершенно по-другому. Еще в конце октября Амос Хохштейн (Amos Hochstein), уполномоченный по глобальной энергетической безопасности в госдепартаменте США, заявил: «Русские могут увеличить производство газа, и они должны это сделать. Причем они должны сделать это быстро, используя уже существующие газопроводы», то есть, не ждать, пока будет запущен «Северный поток — 2». В действительности Путин еще несколько недель назад сказал, что поставит больше газа в Европу. Однако объемы поставок пока значительно не выросли.
Это вызвало растерянность даже среди сторонников России. Действительно, Россия использует транзитные мощности Украины далеко не в полном объеме. Пока непонятно, почему русские ведут себя так дерзко, говорят инсайдеры. Ведь проблем с добычей газа у русских нет.
Существует ли угроза, что мы будем мерзнуть зимой
Газовая отрасль делает все возможное, чтобы не допустить ситуации, когда в немецких квартирах будет холодно. Газовые компании рассматривают представленные в конце ноября результаты стресс-теста, проведенного ENTSOG, то есть объединением 45 операторов европейских газотранспортных сетей, как оптимистический сигнал. Газовики видят в нем обнадеживающий индикатор того, что газоснабжение будет обеспечено даже в неблагоприятной ситуации.
Действительно, операторы газотранспортных сетей сделали в последние годы серьезные инвестиции, чтобы иметь возможность гибко реагировать на колебания рынка и успешно сотрудничать, используя мощности и за пределами ЕС. Сейчас это положительно сказывается на ситуации.
Вместе с тем специалисты не исключают, что этой зимой могут произойти перебои в снабжении, однако только в рамках договорных обязательств: промышленные потребители, способные в короткие сроки перейти на другое топливо, будут временно не снабжаться газом и получат за это компенсации.
То, что ситуация будет более напряженной, чем в прошлые годы, видно по наполненности немецких газохранилищ: она опустилась ниже отметки в 60% и приближается к 55%. Это значительно ниже среднего показателя за многие годы.
Могут ли США быстро прийти на помощь со своим сжиженным природным газом (СПГ)?
Нет, на это лучше не рассчитывать. Само правительство США старается охладить ожидания оптимистов. Как постоянно подчеркивает уполномоченный по энергетике Хохштейн, США относятся к самым большим экспортерам газа. Но американский сжиженный газ течет в те места, где ему предлагает наилучшие условия рынок. Правительство не может указывать фирмам, кому им поставлять газ. Так как в Азии за него платят значительно больше, газовые танкеры из США предпочитают плыть в направлении Японии, Тайваня или Южной Кореи.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
В.М Гаршин. Проблема героизма
и подвига в рассказе «Сигнал».
Эпиграф к уроку: Подвиг есть и в сраженьи,
Подвиг есть и в борьбе;
Высший подвиг в терпеньи,
Любви и мольбе.
(А. Хомяков)
В жизни
всегда есть место подвигу. Человек порой даже и не представляет, что может
стать героем, ведет себя так, как диктует сердце, а при этом совершает такой
поступок, который достоин восхищения.
Тема героизма не редка в литературе, многие
писатели хоть раз обращались к ней. Интересную интерпретацию мы находим в
рассказе Всеволода Гаршина
«Сигнал». Всеволод Михайлович Гаршин (1855–1888) – автор двух небольших книжек
рассказов,.Этот рассказ был написан и впервые опубликован в журнале «Северный
вестник» в 1887г.
Кто является главными участниками этого
эпизода, как и рассказа в целом? Семен Иванов и Василий Спиридов
Учитель: Давайте выполним следующее задание в
парах, чтобы охарактеризовать каждого из персонажей. (Сделать таблицу с
характеристикой героев)
Учитель: Каким же представляется вам Семен?
В рассказе Семен предстает человеком,
одной из главных черт которого является покорность жизненным обстоятельствам,
«талан-судьбе» («ничего, жить можно»). Повествование о том времени, когда Семен
«служил в денщиках», позволяет понять, что постепенно в характере Семена
чувство ответственности выходит на первый план. Им он руководствуется и по
отношению к работе на железной дороге. Семен с покорностью довольствуется малым
и все время пытается убедить и Василия действовать так же. В решающий момент он
старается сделать все, чтобы предотвратить надвигающуюся катастрофу.
Учитель: Хорошо! А каким вы увидели Василия?
Василий – человек импульсивный, легко
возбудимый, действующий под влиянием эмоций. Он не намерен довольствоваться
тем, что имеет. Он не хочет смириться со своей судьбой. Его захлестнули злоба,
обида, желание нанести ответный удар.
Чтобы отомстить, Василий портит пути, за
которыми обязан был смотреть.
Учитель: Итак, образы главных героев различны.
Чьи действия вам кажутся более предсказуемыми? Почему?
Ученики высказывают свою точку зрения и
аргументируют ее.
Скажите ребята, а как называется чувство
сожаления с духовной точки зрения?
Раскаяние
Учитель: Ребята, может ли чувство раскаяния
как-то компенсировать необдуманный поступок Василия?
Дети высказывают свои предположения.
Учитель: Таким образом, несмотря на различие
характеров главных героев рассказа, их мироощущения, в решающий момент они
поступают так, чтобы предотвратить катастрофу, в результате которой пострадали
бы пассажиры.
Учитель: Что хотел сказать В.М. Гаршин своим
рассказом?
Этим рассказом Гаршин говорит нам, что
высшим смыслом жизни остается жертвенная любовь, то есть готовность не
раздумывая отдать свою жизнь за других.
V.Выставление оценок и домашнее задание:
Учитель: Ребята, сегодня вы хорошо
поработали! Молодцы! И каждый заслуженно получает оценку.
А дома вы выполните следующие задания:
I. Письменно ответить на вопрос:
·
Какой смысл
вкладывает писатель в название своего рассказа?
Подготовить
презентацию о журнале «Северный вестник»
Составить 5
вопросов по данному произведению на маленьких листочках.
Всеволод Михайлович Гаршин
Сигнал
Семен Иванов
служил сторожем на железной дороге. От его будки до одной станции было
двенадцать, до другой — десять верст. Верстах в четырех в прошлом году открыли
большую прядильню; из-за лесу ее высокая труба чернела, а ближе, кроме соседних
будок, и жилья не было.
Семен Иванов был
человек больной и разбитый. Девять лет тому назад он побывал на войне: служил в
денщиках у офицера и целый поход с ним сделал. Голодал он, и мерз, и на солнце
жарился, и переходы делал по сорока и пятидесяти верст в жару и в мороз;
случалось и под пулями бывать, да, слава богу, ни одна не задела. Стоял раз
полк в первой линии; целую неделю с турками перестрелка была: лежит наша цепь,
а через лощинку — турецкая, и с утра до вечера постреливают. Семенов офицер
тоже в цепи был; каждый — день три раза носил ему Семен из полковых кухонь, из
оврага, самовар горячий и обед. Идет с самоваром по открытому месту, пули
свистят, в камни щелкают; страшно Семену, плачет, а сам идет. Господа офицеры
очень довольны им были: всегда у них горячий чай был. Вернулся он из похода
целый, только руки и ноги ломить стало. Немало горя пришлось ему с тех пор
отведать. Пришел он домой — отец старик помер; сынишка был по четвертому году —
тоже помер, горлом болел; остался Семен с женой сам-друг. Не задалось им и
хозяйство, да и трудно с пухлыми руками и ногами землю пахать. Пришлось им в
своей деревне невтерпеж; пошли на новые места счастья искать. Побывал Семен с
женой и на Линии, и в Херсоне, и в Донщине; нигде счастья не достали. Пошла
жена в прислуги, а Семен по-прежнему все бродит. Пришлось ему раз по машине
ехать; на одной станции видит — начальник будто знакомый. Глядит на него Семен,
и начальник тоже в Семеново лицо всматривается. Узнали друг друга: офицер
своего полка оказался.
— Ты Иванов? —
говорит.
— Так точно, ваше
благородие, я самый и есть.
— Ты как сюда
попал?
Рассказал ему
Семен: так, мол, и так.
— Куда ж теперь
идешь?
— Не могу знать,
ваше благородие.
— Как так, дурак,
не можешь знать?
— Так точно, ваше
благородие, потому податься некуда. Работы какой, ваше благородие, искать
надобно.
Посмотрел на него
начальник станции, подумал и говорит:
— Вот что, брат,
оставайся-ка ты покудова на станции. Ты, кажется, женат? Где у тебя жена?
— Так точно, ваше
благородие, женат; жена в городе Курске, у купца в услужении находится.
— Ну, так пиши
жене, чтобы ехала. Билет даровой выхлопочу. Тут у нас дорожная будка очистится;
уж попрошу за тебя начальника дистанции.
— Много
благодарен, ваше благородие, — ответил Семен.
Остался он на
станции. Помогал у начальника на кухне, дрова рубил, двор, платформу мел. Через
две недели приехала жена, и поехал Семен на ручной тележке в свою будку. Будка
новая, теплая, дров сколько хочешь; огород маленький от прежних сторожей
остался, и земли с полдесятины пахотной по бокам полотна было. Обрадовался
Семен; стал думать, как свое хозяйство заведет, корову, лошадь купит.
Дали ему весь
нужный припас: флаг зеленый, флаг красный, фонари, рожок, молот, ключ — гайки
подвинчивать, лом, лопату, метел, болтов, костылей; дали две книжечки с
правилами и расписание поездов. Первое время Семен ночи не спал, все расписание
твердил; поезд еще через два часа пойдет, а он обойдет свой участок, сядет на
лавочку у будки и все смотрит и слушает, не дрожат ли рельсы, не шумит ли
поезд. Вытвердил он наизусть и правила; хоть и плохо читал, по складам, а
все-таки вытвердил.
Дело было летом;
работа нетяжелая, снегу отгребать не надо, да и поезд на той дороге редко.
Обойдет Семен свою версту два раза в сутки, кое-где гайки попробует подвинтить,
щебенку подровняет, водяные трубы посмотрит и идет домой хозяйство свое
устраивать. В хозяйстве только у него помеха была: что ни задумает сделать, обо
всем дорожного мастера проси, а тот начальнику дистанции доложит; пока просьба
вернется, время и ушло. Стали Семен с женою даже скучать.
Прошло времени
месяца два; стал Семен с соседями-сторожами знакомиться. Один был старик
древний; все сменить его собирались: едва из будки выбирался. Жена за него и
обход делала. Другой будочник, что поближе к станции, был человек молодой, из
себя худой и жилистый. Встретились они с Семеном в первый раз на полотне,
посередине между будками, на обходе; Семен шапку снял, поклонился.
— Доброго, —
говорит, — здоровья, сосед. Сосед поглядел на него сбоку.
— Здравствуй, —
говорит.
Повернулся и
пошел прочь. Бабы после между собою встретились. Поздоровалась Семенова Арина с
соседкой; та тоже разговаривать много не стала, ушла. Увидел раз ее Семен.
— Что это, —
говорит, — у тебя, молодица, муж неразговорчивый? Помолчала баба, потом
говорит:
— Да о чем ему с
тобой разговаривать? У всякого свое… Иди себе с богом.
Однако прошло еще
времени с месяц, познакомились. Сойдутся Семен с Василием на полотне, сядут на
край, трубочки покуривают и рассказывают про свое житье-бытье. Василий все
больше помалчивал, а Семен и про деревню свою и про поход рассказывал.
— Немало, —
говорит, — я горя на своем веку принял, а веку моего не бог весть сколько. Не
дал бог счастья. Уж кому какую талан-судьбу господь даст, так уж и есть.
Так-то, братец, Василий Степаныч.
А Василий
Степаныч трубку об рельс выколотил, встал и говорит:
— Не талан-судьба
нас с тобою век заедает, а люди. Нету на свете зверя хищнее и злее человека.
Волк волка не ест, а человек человека живьем съедает.
— Ну, брат, волк
волка ест, это ты не говори.
— К слову
пришлось, и сказал. Все-таки нету твари жесточе. Не людская бы злость да
жадность — жить бы можно было. Всякий тебя за живое ухватить норовит, да кус
откусить, да слопать.
Задумался Семен.
— Не знаю, —
говорит, — брат. Может, оно так, а коли и так, так уж есть на то от бога
положение.
— А коли так, —
говорит Василий, — так нечего нам с тобой и разговаривать. Коли всякую
скверность на бога взваливать, а самому сидеть да терпеть, так это, брат, не
человеком быть, а скотом. Вот тебе мой сказ.
Повернулся и
пошел, не простившись. Встал и Семен.
— Сосед, —
кричит, — за что же ругаешься?
Не обернулся
сосед, пошел. Долго смотрел на него Семен, пока на выемке на повороте стало
Василия не видно. Вернулся домой и говорит жене:
— Ну, Арина, и
сосед же у нас: зелье, не человек. Однако не поссорились они; встретились опять
и по-прежнему разговаривать стали, и все о том же.
— Э, брат, кабы
не люди… не сидели бы мы с тобою в будках этих, — говорит Василий.
— Что ж в
будке… ничего, жить можно.
— Жить можно,
жить можно… Эх, ты! Много жил, мало нажил, много смотрел, мало увидел.
Бедному человеку, в будке там или где, какое уж житье! Едят тебя живодеры эти.
Весь сок выжимают, а стар станешь — выбросят, как жмыху какую, свиньям на корм.
Ты сколько жалованья получаешь?
— Да маловато,
Василий Степанович. Двенадцать рублей.
— А я тринадцать
с полтиной. Позволь тебя спросить, почему? По правилу, от правления всем одно
полагается: пятнадцать целковых в месяц, отопление, освещение. Кто же это нам с
тобой двенадцать или там тринадцать с полтиной определил? Чьему брюху на сало,
в чей карман остальные три рубля или же полтора полагаются? Позволь тебя спросить?..
А ты говоришь, жить можно! Ты пойми, не об полуторах там или трех рублях
разговор идет. Хоть бы и все пятнадцать платили. Был я на станции в прошлом
месяце; директор проезжал, так я его видел. Имел такую честь. Едет себе в
отдельном вагоне; вышел на платформу, стоит, цепь золотую распустил по животу,
щеки красные, будто налитые… Напился нашей крови. Эх, кабы сила да власть!..
Да не останусь я здесь долго; уйду, куда глаза глядят.
— Куда же ты
уйдешь, Степаныч? От добра добра не ищут. Тут тебе и дом, тепло, и землицы
маленько. Жена у тебя работница…
— Землицы!
Посмотрел бы ты на землицу мою. Ни прута на ней нету. Посадил было весной
капустки, так и то дорожный мастер приехал. «Это, говорит, что такое?
Почему без доношения? Почему без разрешения? Выкопать, чтоб и духу ее не
было». Пьяный был. В другой раз ничего бы не сказал, а тут втемяшилось…
«Три рубля штрафу!..»
Помолчал Василий,
потянул трубочки и говорит тихо:
— Немного еще,
зашиб бы я его до смерти.
— Ну, сосед, и
горяч ты, я тебе скажу.
— Не горяч я, а
по правде говорю и размышляю. Да еще дождется он у меня, красная рожа! Самому
начальнику дистанции жаловаться буду. Посмотрим!
И точно
пожаловался.
Проезжал раз
начальник дистанции путь осматривать. Через три дня после того господа важные
из Петербурга должны были по дороге проехать: ревизию делали, так перед их
проездом все надо было в порядок привести. Балласту подсыпали, подровняли,
шпалы пересмотрели, костыли подколотили, гайки подвинтили, столбы подкрасили,
на переездах приказали желтого песочку подсыпать. Соседка-сторожиха и старика
своего выгнала травку подщипать. Работал Семен целую неделю; все в исправность
привел и на себе кафтан починил, вычистил, а бляху медную кирпичом до сияния
оттер. Работал и Василий. Приехал начальник дистанции на дрезине; четверо
рабочих рукоять вертят; шестерни жужжат; мчится тележка верст по двадцать в
час, только колеса воют. Подлетел к Семеновой будке; подскочил Семен,
отрапортовал по-солдатски. Все в исправности оказалось.
— Ты давно здесь?
— спрашивает начальник.
— Со второго мая,
ваше благородие.
— Ладно. Спасибо.
А в сто шестьдесят четвертом номере кто?
Дорожный мастер
(вместе с ним на дрезине ехал) ответил:
— Василий
Спиридов.
— Спиридов,
Спиридов… А, это тот самый, что в прошлом году был у вас на замечании?
— Он самый и
есть-с.
— Ну, ладно,
посмотрим Василия Спиридова. Трогай. Налегли рабочие на рукояти; пошла дрезина
в ход. Смотрит Семен на нее и думает: «Ну, будет у них с соседом
игра».
Часа через два
пошел он в обход. Видит, из выемки по полотну идет кто-то, на голове будто
белое что виднеется. Стал Семен присматриваться — Василий; в руке палка, за
плечами узелок маленький, щека платком завязана.
— Сосед, куда
собрался? — кричит Семен. Подошел Василий совсем близко: лица на нем нету,
белый, как мел,
глаза дикие; говорить начал — голос обрывается.
— В город, —
говорит, — в Москву… в правление.
— В правление…
Вот что! Жаловаться, стало быть, идешь? Брось, Василий Степаныч, забудь…
— Нет, брат, не
забуду. Поздно забывать. Видишь, он меня в лицо ударил, в кровь разбил. Пока
жив, не забуду, не оставлю так. Учить их надо, кровопийцев…
Взял его за руку
Семен:
— Оставь,
Степаныч, верно тебе говорю: лучше не сделаешь.
— Чего там лучше!
Знаю сам, что лучше не сделаю; правду ты про талан-судьбу говорил. Себе лучше
не сделаю, но за правду надо, брат, стоять.
— Да ты скажи, с
чего все пошло-то?
— Да с чего…
Осмотрел все, с дрезины сошел, в будку заглянул. Я уж знал, что строго будет
спрашивать; все как следует исправил. Ехать уж хотел, а я с жалобой. Он сейчас
кричать. «Тут, говорит, правительственная ревизия, такой-сякой, а ты об
огороде жалобы подавать! Тут, говорит, тайные советники, а ты с капустой
лезешь!» Я не стерпел, слово сказал, не то чтобы очень, но так уж ему
обидно показалось. Как даст он мне… Терпенье наше проклятое! Тут бы его
надо… а я стою себе, будто так оно и следует. Уехали они, опамятовался я, вот
обмыл себе лицо и пошел.
— Как же
будка-то?
— Жена осталась.
Не прозевает; да ну их совсем и с дорогой ихней!
Встал Василий,
собрался.
— Прощай, Иваныч.
Не знаю, найду ли управу себе.
— Неужто пешком
пойдешь?
— На станции на
товарный попрошусь: завтра в Москве буду.
Простились
соседи; ушел Василий, и долго его не было. Жена за него работала, день и ночь
не спала; извелась совсем, поджидаючи мужа. На третий день проехала ревизия:
паровоз, вагон багажный и два первого класса, а Василия все нет. На четвертый
день увидел Семен его хозяйку: лицо от слез пухлое, глаза красные.
— Вернулся муж? —
спрашивает.
Махнула баба
рукой, ничего не сказала и пошла в свою сторону.
————
Научился Семен
когда-то, еще мальчишкой, из тальника дудки делать. Выжжет таловой палке
сердце, дырки, где надо, высверлит, на конце пищик сделает и так славно
наладит, что хоть что угодно играй. Делывал он в досужее время дудок много и с
знакомым товарным кондуктором в город на базар отправлял; давали ему там за
штуку по две копейки. На третий день после ревизии оставил он дома жену
вечерний шестичасовой поезд встретить, а сам взял ножик и в лес пошел, палок
себе нарезать. Дошел он до конца своего участка, — на этом месте путь круто
поворачивал, — спустился с насыпи и пошел лесом под гору. За полверсты было большое
болото, и около него отличнейшие кусты для его дудок росли. Нарезал он палок
целый пук и пошел домой. Идет лесом; солнце уже низко было; тишина мертвая,
слышно только, как птицы чиликают да валежник под ногами хрустит. Прошел Семен
немного еще, скоро полотно; и чудится ему, что-то еще слышно: будто где-то
железо о железо позвякивает. Пошел Семен скорей. Ремонту в то время на их
участке не было. «Что бы это значило?» — думает. Выходит он на опушку
— перед ним железнодорожная насыпь подымается; наверху, на полотне, человек
сидит на корточках, что-то делает; стал подыматься Семен потихоньку к нему:
думал, гайки кто воровать пришел. Смотрит — и человек поднялся, в руках у него
лом; поддел он рельс ломом, как двинет его в сторону. Потемнело у Семена в
глазах; крикнуть хочет — не может. Видит он Василия, бежит бегом, а тот с ломом
и ключом с другой стороны насыпи кубарем катится.
— Василий
Степаныч! Отец родной, голубчик, воротись! Дай лом! Поставим рельс, никто не
узнает. Воротись, спаси свою душу от греха.
Не обернулся
Василий, в лес ушел.
Стоит Семен над
отвороченным рельсом, палки свои выронил. Поезд идет не товарный, пассажирский.
И не остановишь его ничем: флага нет. Рельса на место не поставишь; голыми
руками костылей не забьешь. Бежать надо, непременно бежать в будку за
каким-нибудь припасом. Господи, помоги!
Бежит Семен к
своей будке, задыхается. Бежит — вот-вот упадет. Выбежал из лесу — до будки
«со сажен, не больше, осталось, слышит — на фабрике гудок загудел. Шесть
часов. А в две минуты седьмого поезд пройдет. Господи! Спаси невинные души! Так
и видит перед собою Семен: хватит паровоз левым колесом об рельсовый обруб,
дрогнет, накренится, пойдет шпалы рвать и вдребезги бить, а тут кривая,
закругление, да насыпь, да валиться-то вниз одиннадцать сажен, а там, в третьем
классе, народу битком набито, дети малые… Сидят они теперь все, ни о чем не
думают. Господи, вразуми ты меня!.. Нет, до будки добежать и назад вовремя
вернуться не поспеешь…
Не добежал Семен
до будки, повернул назад, побежал скорее прежнего. Бежит почти без памяти; сам
не знает, что еще будет. Добежал до отвороченного рельса: палки его кучей
лежат. Нагнулся он, схватил одну, сам не понимая зачем, дальше побежал. Чудится
ему, что уже поезд идет. Слышит свисток далекий, слышит, рельсы мерно и
потихоньку подрагивать начали. Бежать дальше сил нету; остановился он от
страшного места саженях во ста: тут ему точно светом голову осветило. Снял он
шапку, вынул из нее платок бумажный; вынул нож из-за голенища; перекрестился,
господи благослови!
Ударил себя ножом
в левую руку повыше локтя, брызнула кровь, полила горячей струей; намочил он в
ней свой платок, расправил, растянул, навязал на палку и выставил свой красный
флаг.
Стоит, флагом
своим размахивает, а поезд уж виден. Не видит его машинист, подойдет близко, а
на ста саженях не остановить тяжелого поезда!
А кровь все льет
и льет; прижимает рану к боку, хочет зажать ее, но не унимается кровь; видно,
глубоко поранил он руку. Закружилось у него в голове, в глазах черные мухи залетали;
потом и совсем потемнело; в ушах звон колокольный. Не видит он поезда и не
слышит шума: одна мысль в голове: «Не устою, упаду, уроню флаг; пройдет
поезд через меня… помоги, господи, пошли смену…»
И стало черно в
глазах его и пусто в душе его, и выронил он флаг. Но не упало кровавое знамя на
землю: чья-то рука подхватила его и подняла высоко навстречу подходящему
поезду. Машинист увидел его, закрыл регулятор и дал контрпар. Поезд
остановился.
Выскочили из
вагонов люди, сбились толпою. Видят: лежит человек весь в крови, без памяти;
другой возле него стоит с кровавой тряпкой на палке.
Обвел Василий
всех глазами, опустил голову:
— Вяжите меня, —
говорит, — я рельс отворотил.
1887 г.
Дрезина – это небольшая тележка, передвигаемая по
рельсам вручную.
Костыль — Это толстый гвоздь, которым рельс
прикрепляется к шпале.
Девушка из Донбасса
Надежда Попова родилась в деревне Шабановка Орловской области. В 1936-м в городе Сталино (ныне Донецк) она окончила семилетку и поступила в местный аэроклуб, где научилась прыгать с парашютом и управлять самолетом У-2 (позднее он был переименован в По-2 в честь конструктора Николая Поликарпова).
Надежде Поповой едва исполнилось 18, когда она твердо решила стать военным летчиком. В 1939 году Надя приехала в Москву, чтобы встретиться с легендарной Полиной Осипенко, одной из первых женщин — Героев Советского Союза, установившей пять мировых авиационных рекордов. Осипенко помогла Надежде получить направление в Херсонскую авиационную школу Осоавиахима, после окончания которой в 1940 году она продолжила обучение в Донецком военном авиаучилище, где получила профессию летчика-штурмана.
Накануне первого дня войны я гладила платье дома, собиралась 22 июня пойти на танцы в клуб. Вдруг в полдень срочное сообщение — объявили о нападении Германии на Советский Союз. В клуб 22-го я все-таки пошла, но было уже не до веселья. Всех волновал только один вопрос — когда откроются военкоматы? Хотели побыстрее записаться на фронт
Из воспоминаний Надежды Поповой
Разрешите взлет!
С первых дней Великой Отечественной, работая инструктором в Донбассе, Надежда Попова готовила летчиков-истребителей для фронтовой авиации, но при этом постоянно просила командование отправить ее на фронт.
Однако в то время, как говорят историки Второй мировой войны, девушек в войска набирать не спешили. Красная армия, как тогда казалось, была способна дать отпор любому агрессору. Но враг стремительными ударами занял Прибалтику, Белоруссию, большую часть Украины и уже в середине осени развернул наступление на Москву.
В конце 1941 года из-за острой нехватки военных летчиков Сталин приказал создать три женских авиаполка: истребительный, пикирующих бомбардировщиков и ночных бомбардировщиков. Личный состав набирала Марина Раскова — Герой Советского Союза и олицетворение предвоенных успехов наших летчиц. Всемирная слава пришла к ней после беспосадочного перелета Москва — Дальний Восток в 1938 году протяженностью 6 450 км, который длился более 26 часов. Тогда на самолете АНТ-37 «Родина» три советских летчицы — Валентина Гризодубова, Полина Осипенко и Марина Раскова — установили мировой авиационный рекорд дальности полета.
«Ночные ведьмы»
В итоге летчиц набралось немало. В наскоро сшитых синих форменных шинелях или кожаных регланах их спешно зачисляли в боевые подразделения. Наиболее опытных — в истребительный полк, остальных — в бомбардировочные. Надежда Попова позже рассказывала, что сама попросилась к бомбардировщикам, так как их первыми отправляли на фронт. Три женских полка требовалось сформировать в кратчайшие сроки — до 1 декабря 1941 года. Девушек переодели в военную форму, и они отбыли в военную авиашколу в город Энгельс Саратовской области.
На эту тему
После коротких курсов с 46-м ночным бомбардировочным полком Надежда Попова была направлена на юг страны. Во время боев на Северном Кавказе звено Надежды вылетало на задания по десять, а иногда и по 15 раз за ночь. За это немцы с ненавистью называли их Nachthexen — «ночными ведьмами». Советские летчики ласково называли девушек «ночными ласточками» — за умение быстро и незаметно подбираться к целям противника и так же стремительно уходить. Виртуозно маневрируя в воздухе, они буквально ускользали от прожекторов и зениток. Бомбили переправы на Тереке и Сунже, уничтожали военные базы и тыловые укрепления от Моздока до Ростова.
Летчицы 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка, 1943 год
© Евгений Халдей/ТАСС
Чтобы увеличить боезапас своих По-2, бомбы подвешивали не только на лопасти крыльев, но и брали в кабины, буквально на колени. А для повышения точности бомбометания летали на сверхнизких высотах, как говорят летчики, «ходили по головам».
В налетах «ночных ведьм» обычно участвовало три самолета. Пока два из них привлекали к себе внимание прожекторов, летчица на третьем бомбардировщике незаметно подлетала к цели и наносила удар. Затем девушки менялись ролями и шли на новый заход до тех пор, пока не кончатся бомбы. Такая почти что трюковая тактика, как вспоминала позднее Надежда Попова, требовала большого пилотажного мастерства и поистине стальных нервов.
Ночные налеты советских девушек имели и сильный психологический эффект. Со временем один только шум моторов маленьких фанерных кукурузников приводил немцев в ужас.
Жили-были девчонки… Смешливые и серьезные, бойкие и застенчивые, московские и калужские, сибирские и уральские. Почти взрослые, почти самостоятельные, они мечтали о большой, яркой, интересной жизни, готовились стать инженерами и артистками, учить детей и строить заводы, путешествовать и выводить новые сорта пшеницы. Но пришел час испытаний — на родную землю ступил кованый сапог врага. На истребителях и бомбардировщиках они, ни в чем не уступая мужчинам, громили врага. И оказалось, что у советских девушек железный характер, твердая рука, меткий глаз
Из воспоминаний летчика, Героя Советского Союза Алексея Маресьева
Главными недостатками самолетов, на которых летали советские девушки, было не только отсутствие пулеметов и брони (даже кабины в По-2 были открытыми), но и небольшая скорость — в пределах 150 км/ч. Из-за этого «небесные тихоходы» часто попадали в плотные клещи немецких прожекторов, и тогда начинался яростный обстрел из зенитных орудий.
Надежда Попова вспоминала: «Был такой случай у меня. Впереди меня идет летчица, она сбросила бомбы, а ее поймали прожектора. Я моментально сбросила бомбы, скорей отхожу, а ее уже держат в своих щупальцах прожектора. И в этот момент открылся такой ураганный огонь! Просто ливень огня! Ее самолет загорается, а я ей помочь ничем не могу. Экипаж заживо сгорает вместе с самолетом, и ничего не поделаешь! Мы летали без парашюта».
Почти как в кино
За годы войны Надежда Попова совершила 852 боевых вылета — вдвое больше, чем знаменитые асы Иван Кожедуб и Александр Покрышкин. Много раз ее самолет атаковала вражеская артиллерия, бывало, вспоминала сама летчица, фюзеляж По-2 напоминал решето. Однако Наде всегда каким-то чудом удавалось приземлиться. В результате одного из таких обстрелов ей даже посчастливилось встретить любовь всей своей жизни.
В начале августа 1942 года По-2 Надежды Поповой подбили. Он горел, но двигатель продолжал работать, и Надежда смогла посадить самолет на небольшую площадку посреди кукурузного поля. Через несколько минут машина взорвалась. Надя и ее штурман едва успели отбежать в сторону. Затем они долго брели по степи, пока не встретили проезжавший мимо грузовик, который вез в госпиталь раненых советских военных. Среди них был и летчик-истребитель Семен Харламов, сбитый немцами в том же районе за несколько дней до встречи с Надей. Надежда и Семен быстро нашли общий язык.
Я села рядом. Завязался разговор. Семен спросил: «На каком самолете вы летаете?» «А вы угадайте!» Он перечислил все виды военных самолетов. А я посмеивалась: «Не угадали!» Когда сказала, что летаем на У-2, он удивился: «Да это же учебный самолет. Как же на нем можно воевать?» Я рассказала ему, что на У-2 в нашем полку летают женские экипажи. По ночам мы бомбим вражеские объекты
Из воспоминаний Надежды Поповой
Через несколько дней за Надеждой прислали самолет, и она вернулась на передовую. А через несколько месяцев судьба вновь свела ее с Семеном Харламовым. В то время ночные бомбардировщицы базировались в станице Ассиновской. Днем прятали самолеты под деревьями, вечером подвешивали бомбы и летали бить немцев.
В тот день я уже сидела в кабине самолета, ждала команды на взлет. Вдруг ко мне подбегает техник: «Надя! Тебя тут кто-то спрашивает». Подходит к самолету летчик: «Здравствуйте, Надя! Я Семен Харламов. Помните меня?»
Из воспоминаний Надежды Поповой
Затем они снова расстались, пообещав друг другу встретиться после победы в Москве. Однако встреча эта состоялась немного раньше. Весной 1945-го Семен разыскал Надежду в Германии, и вместе они отправились в Берлин. «Подошли к Рейхстагу, на котором наши бойцы писали свои фамилии. Мы тоже нашли обломок кирпича и начертали: Надя Попова из Донбасса. Семен Харламов. Саратов», — вспоминала Надежда Попова.
Надежда Попова и Семен Харламов, 1984 год
© Евгений Козюля, Геннадий Семенов/ТАСС
История любви летчиков Надежды Поповой и Семена Харламова нашла отражение в известном фильме Леонида Быкова «В бой идут одни «старики». В конце картины лейтенант Сагдуллаев по прозвищу Ромео и летчица Маша Попова погибают. Их прототипы, напротив, жили долго и счастливо. Герой Советского Союза Семен Ильич Харламов остался в военной авиации и вышел на пенсию в звании генерал-полковника. Его супруга Надежда Васильевна Попова несколько десятков лет возглавляла комиссию по работе с молодежью в Российском комитете ветеранов войны. Ее не стало 6 июля 2013 года.
Василий Кучушев