Разделы:
Литература
I. Организационный момент.
II. Закрепление изученного материала.
1. Речевая разминка.
2. Минутка чистописания.
3. Работа со скороговоркой.
Ребята, посмотрите, наша скороговорка
рассыпалась на части. Но она не только
рассыпалась, оттуда разбежались все орфограммы.
Давайте сначала прочитаем слова (скворец, гонец,
летит, весны). Кто такой гонец?
Гонец – тот, кто послан куда-либо со срочным
известием, поручением (синонимы – посыльный,
курьер).
Работа в парах: на партах лежат листочки
- скв…рец
- г..нец
- л…тит
- в…сны
Задание: составить пословицу, вставив
пропущенные орфограммы.
2 учеников работают около доски, выполняя это же
задание. Доказывают.
Проверка (круг – сигналы: красный цвет – не
согласен; зеленый – согласен):
Составление предложения;
Орфограммы.
ЛЕ
ТИТ СКВО
РЕЦ –
ВЕ
СНЫ ГО
НЕЦ.
Как вы думаете, с какой вестью послан скворец?
Какая народная примета существует? (прилетели
скворцы – жди весну).
Работа над смыслом.
(Учитель произносит скороговорку, интонационно
выделяя слова, ученики отвечают на поставленный
вопрос)
ЛЕТИТ СКВОРЕЦ
– ВЕСНЫ ГОНЕЦ?
ЛЕТИТ СКВОРЕЦ – ВЕСНЫ
ГОНЕЦ?
СКВОРЕЦ – ВЕСНЫ ГОНЕЦ?
Произнести скороговорку 3 раза на скорость.
Победитель … .
Запишите скороговорку в тетрадь (письмо по
памяти).
Найдите в скороговорке имя сущ-ное 1 склонения.
Определите падеж.
Как люди готовятся к встречи скворцов? Зачем
делают скворечники?
А как зимой помогают птицам? Зачем надо
помогать?
На какие две группы делятся птицы?
4. Словарная работа. Игра “Узнай меня”.
Картинный диктант (иллюстрации сороки, вороны,
ласточки, соловья, воробья).
Ученики записывают в тетрадь названия птиц,
ставят ударения, подчеркивают безударную
гласную.
5. Работа по учебнику.
Ребята, какие из этих птиц перелетные?
(ласточка, соловей)
А утки – перелетные птицы?
Почему же тогда Серая Шейка осталась зимовать?
Давайте прочитаем в I главе, как птицы
готовились к перелёту? (с. 26, 1-2 абзац).
Мы уже говорили, что Утка и Селезень
представляют две разные жизненные позиции. Какие
это позиции?
Найдите в тексте подтверждения своим словам.
6. Работа в тетрадях.
Последнее предложение записать в тетрадь
(предложение записано учителем на доске).
У старой Утки всё сердце изболелось за бедную
Серую Шейку.
Найдите имена существительные 1 склонения (у
Утки, за Серую Шейку).
Выпишите словосочетания с этими словами.
Давайте определим падеж этих
существительных..
- изболелось (у кого?) у Утки
- изболелось (за кого?) за Серую Шейку
В каких падежах встречается вопрос (кого?)
Посовещайтесь в парах, определите падежи,
сумейте доказать.
1 пара учеников выходит к доске, доказывают.
Класс: “согласен” — зеленый сигнал;
“не согласен” — красный.
Вывод: как отличить родительный падеж от
винительного?
7. Работа с книгой.
Ребята, а вам кого больше жалко: старую Утку
или Серую Шейку.
Обратите внимание на то, как заканчивается 1, 2
и 3 главы этой сказки. Прочитайте. Как вы это
можете объяснить?
В III главе появляется новой персонаж, кто это?
Чтение по ролям.
Давайте по ролям прочитаем, как произошло
знакомство Серой Шейки и Зайца.
8. Упражнение из учебника (с.31, упр. 325)
Существительные подбираются из текста. (1 слово
учитель на доске, 2-3 ученики.)
И.п. (что?) зима
Р.п. (чего?) зимы
В.п. (что?) зиму и т.д.
Вывод: у существительных 1 склонения в И.п.
окончания –а, -я; в Р.п. –ы, -и; в В.п. – у,-ю.
9. Озаглавливание глав текста.
1. Подготовка к отлёту. Ссора родителей.
2. Роковой день.
3. Борьба за жизнь.
4. Долгожданное спасение.
Кто спас Серую Шейку? Вам понравился Акинтич? А
как относится к нему автор?
10. Работа по карточкам
(ребята сами
выбирают уровень сложности).
Что вы можете сказать о глаголе “положил”? (Не
употребляется без приставки. Нет слова “ложил” —
“класть”).
Проверка: учитель на доске стрелками
устанавливает связь слов в предложении,
подписывает падеж. Если у учеников так же – они
хлопают себе за свои знания.
11. Ответ на вопрос из учебника
(с.37 –
настоящим исследователям).
Не может быть в сказке:
- пейзажные описания;
- тонкие наблюдения природы (авторское
переживание красоты); - переживания.
Не может быть в рассказе:
- диалога животных;
- черты народной сказки (ущербность Серой Шейки,
испытания, волшебный помощник).
IV. Итог урока.
Что понравилось? Какие
умения отрабатывали? Какие выводы делали?
V. Д/З. Чтение:
придумать конец
недописанной пятой части сказки и озаглавить.
Русский язык: с.31, упр. 326.
ПРАВИЛА СКЛОНЕНИЯ ФАМИЛИЙ
1) Русские и иноязычные фамилии, оканчивающиеся на согласный звук
, — склоняются, если относятся к мужчинам: сказать студенту Кулику, разговаривать с Иваном Максимчуком
Не склоняются, если относятся к женщинам: сказать студентке Кулик, разговаривать с Ириной Максимчук.
Исключение:
Не склоняются мужские фамилии, оканчивающиеся на согласный звук, когда фамилия созвучна с названием животного или неодушевленного предмета (Гусь, Ремень
), во избежание непривычных или курьезных сочетаний, например: «у господина Гуся», «гражданину Ремню»
.
2) Фамилии, оканчивающиеся на -ако, -яго, -ых, -их, -ово
не склоняются: Плевако, Дубяго, Седых, Долгих, Дурновó
.
Например: сотрудничать с Николаем Белых, беседовать с Марией Черных
(встречающиеся в устной речи формы типа «у Ивана Седыха», «С Петром Черныхом»
— недопустимы).
3) Иностранные фамилии, оканчивающиеся на гласный звук (кроме безударных -а, -я
)
, не склоняются
.
Например: романы Золя, открытия Араго, драмы Гюго, оперы Бизе, музыка Пуччини, пьесы Шоу.
Исключение:
Славянские фамилии, оканчивающиеся на ударные -а, -я, склоняются: у писателя Ивана Майбороды, к философу Григорию Сковороде
.
4) Иностранные фамилии, оканчивающиеся на безударные -а, -я,
склоняются
Например: трактаты Авиценны, стихи Пабло Неруды, труды почётного академика Н. Ф. Гамалеи, утопизм философа Кампанеллы, жестокость инквизитора Торквемады, музыкальная комедия Д. Чимарозы, фильм с участием Джульетты Мазины, мексиканские песни в исполнении Роситы Кинтаны, песни Oкуджавы, 100 лет со дня рождения Сен-Катаямы
Исключение:
фамилии на -а, -я с предшествующим согласным -и
Например: сонеты Эредиа, стихи Гарсия, рассказы Гулиа, романы Моравиа.
Не склоняются также финские фамилии на -а: встреча с Куусела
.
5) Украинские фамилии на -ко(-енко)
не склоняются
Например: юбилей Тараса Шевченко, воспоминания об Антоне Макаренко.
В составных именах и фамилиях китайских, корейских, вьетнамских
склоняется последняя часть (если она оканчивается на согласный звук), например: речь Ли Пэна, заявление Фам Ван Донга, беседа с У Ку Лингом.
Склонение русских двойных фамилий
Первая часть склоняется, если она сама по себе употребляется как фамилия, например: романы Мамина-Сибиряка, картины Соколова-Скаля.
Если же первая часть не образует фамилии, то она не склоняется, например: исследования Грум-Гржимайло, в роли Сквозник-Дмухановского, скульптура Демут-Малиновского.
Нерусские фамилии, относящиеся к двум или нескольким лицам
, в одних случаях ставятся в форме множественного числа, в других – в форме единственного, а именно:
1) если при фамилии имеются два мужских имени, то она ставится в форме множественного числа, например: Генрих и Томас Манны, Август и Жан Пикары, Адольф и Михаил Готлибы
; отец и сын Ойстрахи
;
2) при двух женских именах фамилия ставится в форме единственного числа, например: Ирина и Тамара Пресс
(ср. несклоняемость фамилий на согласный звук, относящихся к женщинам);
3) если фамилия сопровождается мужским и женским именами, то она сохраняет форму единственного числа, например: Франклин и Элеонора Рузвельт, Поль и Эсланда Робсон, Август и Каролина Шлегель, соратники Рихарда Зорге Макс и Анна Клаузен, Ариадна и Пётр Тур;Серёжа и Валя Брузжак, Нина и Станислав Жук;
4) в единственном числе ставится также фамилия, если она сопровождается двумя нарицательными существительными, указывающими на разный пол, например: господин и госпожа Райнер, лорд и леди Гамильтон
; однако при сочетаниях муж и жена
, брат и сестра
фамилия чаще употребляется в форме множественного числа: муж и жена Эстремы, брат и сестра Ниринги
;
5) при слове супруги
фамилия ставится в форме единственного числа, например: супруги Кент, супруги Торндайк, супруги Ноддак
;
6) при слове братья
фамилия тоже обычно ставится в форме единственного числа, например: братья Гримм, братья Шлегель, братья Шелленберг, братья Покрасс
; то же при слове сёстры
: сёстры Пресс, сёстры Кох
;
7) при слове семья
фамилия обычно ставится в форме единственного числа, например: семья Оппенгейм, семья Гамалей
.
Задание.
Раскройте скобки, употребив фамилию и имя в правильной форме.
2. После ареста в 1953 году (Лаврентий Берия) объявили врагом народа и английским шпионом.
3. Численность вооруженных сил армии (Александр Колчак) составляла около 400 тысяч человек.
4. В период 1918-1919 годов на Украине действовали вооруженные формирования, возглавляемые, в частности, (Симон Петлюра, Нестор Махно).
5. Многолетняя политическая деятельность (Шарль де Голь) содействовала объединению и укреплению Французской республики.
6. Формула «хозяйственного человека» была поддержана в России (М. Туган-Барановский).
7. Система (Джон Мейнард Кейнс) создала предметную область для современной макроэкономики.
8. Фундаментальная идея работ профессора Кембриджского университета (Альфред Маршал) состояла в том, что спрос и предложение определяют равновесные рыночные цены.
9. Исследованиями в области потребительской функции велись, в частности, американским экономистом итальянского происхождения (Франко Модильяни).
10. Наиболее крупным достижением (Давид Рикардо) была разработка теории ренты и сравнительных издержек.
11. В числе наиболее влиятельных теоретиков посткейнсианского периода следует отметить британскую экономистку (Джоан Вайолет Робинсон).
Пользовательская функция для MS Excel
Склонение ФИО по падежам
Функция позволяет выводить фамилию, имя и отчество, заданные в именительном падеже, в форме любого другого падежа.
Область применения:
Функцию удобно использовать для автоматизации формирования документов в MS Excel (или облегчения создания их вручную), где ФИО необходимо указывать не в именительном падеже: различного рода договоры, кассовые ордера, квитанции, акты сверок, приказы, протоколы, доверенности и т.д.
Функция также незаменима, если средствами автоматизации реализовано формирование перечисленных выше документов в приложении MS Word на основании данных, находящихся в таблицах MS Excel.
Примеры использования:
- в договоре: «в лице руководителя Баранова Петра Вячеславовича
»
- в кассовых ордерах: «выдано Гнатюку Павлу Васильевичу
«, «получено от Гриценко Ирины Сергеевны
»
- в доверенности: «доверяю управление траспортным средством Смирницкому Виталию Валерьевичу
»
- в приказе: «назначить на должность Степашову Ольгу Николаевну
»
- в протоколе: «доклад подготовлен Дворжецким Никитой Ивановичем
»
Что реализовано:
- корректно склоняются фамилии со всеми распространенными на территории стран СНГ окончаниями «-ов», «-ев», «-ин», «-ян(ц)», «-ский(-цкий)», «-ской(-цкой)», «-ый», «-ых», «-их», «-ец», «-нко», «-ук», «-юк», «-ич», «-ия» и др.: Павлов, Зиновьев, Гагарин, Петросян, Высоцкий, Трубецкой, Цой, Задорожный, Садовничий, Седых, Долгих, Сосковец, Нестеренко, Гончарук, Данилюк, Рабинович, Данелия, Кваша, Врубель, Козак, Казачок
и т.д., а также соответствующие женские фамилии - учитываются отличия в склонении мужских и женских фамилий: Ткачу Виктору и Ткач Светлане, Козовцу Антону и Козовец Екатерине
- корректно обрабатываются составные фамилии: например, Мамин-Сибиряк, Салтыков-Щедрин, Немирович-Данченко, Лебедев-Кумач
- не склоняются иноязычные фамилии: Галуа, Моруа, Дефо, Дали, Безе, Верди, Гарсиа, Хэмингуэй
и пр. - успешно обрабатываются отчества с частицами «-оглы», «-кызы», «ибн»: Мамедов Полад Муртуза оглы -> Мамедовым Поладом Муртуза оглы, Гассан Абдурахман ибн Хаттаб -> Гассаном Абдурахманом ибн Хаттабом, Абу Али ибн Сина -> Абу Али ибн Синой
- автоматически по отчеству определяется пол (мужской/женский) и исходя из этого выбираются соответствующие правила склонения
- для ситуаций, когда пол автоматически определить затруднительно (отчество иностранное или отсутствует), можно указать пол в качестве параметра функции
- возможен вывод в сокращенном виде «фамилия + инициалы»: Полозову Н. А., Васильевой А. К., Дворжецкому Е. Е.
- возможность использования как в виде надстройки
(можно использовать во всех файлах на данном рабочем месте), так и в виде кода, внедренного в файл
(функция будет работать в данном файле на любом рабочем месте — удобно, если файл, например, отправляется контрагенту) - открытый программный код — при желании можно изучать алгоритм либо модифицировать
Как подключить?
Программа представляет собой один файл с названием bdgFIOPropisyu.bas
. Для того, чтобы использовать ее в том или ином файле, функцию нужно импортировать в этот файл. Для этого необходимо:
Все, программный код импортирован и его можно использовать.
Как использовать?
Вот еще несколько примеров ее использования:
Ситуации, когда работа функции может быть некорректной
:
Несмотря на то, что ситуаций, когда работа функции может быть неудовлетворительной, ниже перечислено немало, вероятность столкновения с таким ФИО в практической работе достаточно мала, т.к. в 99,9% случаев фамилии, встречающиеся на территории России, склоняются по общим правилам.
Кроме того, следует заметить, что другие алгоритмы и программы также не могут гарантировать корректность результата в 100% случаев — русский язык слишком велик и могуч, чтобы быть описанным набором логических правил (смотрите ниже про влияние положения ударения в слове, происхождения фамилии, про зависимость написания женской формы фамилии от написания мужской формы и т.д.).
- По правилам русского языка склонение мужских и женских иноязычных
фамилий, оканчивающихся на «-а» и «-я», зависит от места ударения в слове и происхождения фамилии.
Все фамилии, кончающиеся на неударное
«-а» после согласных, склоняются: Сенека -> Сенеки, Петрарка -> Петрарки, Сметана -> Сметаны, Куросава -> Куросавы, Глинка -> Глинки, Окуджава -> Окуджавы
и др. Склонение фамилий с ударным
«-а» на конце зависит от ее происхождения: не склоняются фамилии французского происхождения: Дюмá, Дегá, Фермá, Петипá
и т.д., фамилии иного происхождения (из славянских и восточных языков) склоняются: Митта -> Митты, Кваша -> Кваши, Сковорода -> Сковороды, Кочерга -> Кочерги, Хамза -> Хамзы
и др.
Аналогично, французские по происхождению фамилии с ударным «-я» на конце несклоняемы: Золя, Труайя
. Все прочие фамилии на «-я» склоняемы: Головня -> Головни, Данелия -> Данилии, Берия -> Берии, Гойя -> Гойи
.
Поскольку программно определить положения ударения и происхождение фамилии невозможно, в алгоритме программы принято допущение, что все подобные фамилии склоняются по общим правилам. Поэтому французские фамилии с ударением на окончании обрабатываются программой некорректно: Дюма -> Дюмы, Золя -> Золи, Петипа -> Петипы
. - Мужские фамилии, оканчивающиеся на «-ий», «-ый», «-ой», склоняются как прилагательные Горький -> Горького, Блаженный -> Блаженного, Броневой -> Броневого
. Исключения составляют случаи, когда фамилия с таким окончанием — нарицательное существительное (Козодой, Водопой, Гений, Сценарий
) либо иноязычна по происхождению (Цой, Цхой, Чой
). Так как программно не определить, является ли фамилия подобным исключением, условно принято, что все фамилии с окончаниями «-ий», «-ый», «-ой» склоняются как прилагательные. В подавляющем большинстве случаяв это верно, однако в исключительных случаях с фамилиями-существительными результат функции будет ошибочным: Козодой Яков -> Козодого Якова, Гений Стефан -> Генего Стефана
.
Однако, в виде исключения в алгоритме учтено склонение фамилий с данными окончаниями и длиной менее 5 букв (преимущественно корейских по происхождению): Цой Виктор -> Цоя Виктора
. - В ряде случаев корректное склонение женской фамилии, оканчивающейся на «-ина», «-ова», возможно только, если известно склонение соответствующей ей мужской фамилии: Жемчужина Людмила, Малина Светлана
могут склоняться как в обычной форме: Жемчужина Людмила -> Жемчужиной Людмилы, Малина Светлана -> Малиной Светланы
(если соответствующими мужскими фамилиями являются, например, Жемчужин Борис и Малин Олег), так и в форме существительного: Жемчужина Людмила -> Жемчужины Людмилы, Малина Светлана -> Малины Светланы
(если мужские формы фамилии, например, Жемчужина Борис и Малина Олег).
Учесть подобные нюансы в алгоритме невозможно, поэтому все женские фамилии функцией обрабатываются по единым правилам (как прилагательные), что в отдельных случаях может приводить к неверным результатам. - Похожая ситуация обстоит с мужскими и женскими фамилиями, оканчивающимися на «-ов(а)», «-ев(а)», «-ин(а)», которые омонимичны нарицательным существительным: Боров, Лев, Филин, Барин, Корова, Сова, Картина, Перина, Старина и т.д.
). Ни по каким формальным признакам программно установить идентичность фамилии и существительного нет возможности, поэтому склонение подобных фамилии по единым общим правилам приводит к некорректным результатам вида: Лев Павел -> Левым Павлом, Филин Сергей -> Филиным Сергеем, Корова Ксения -> Коровой Ксении, Сова Ольга -> Совой Ольги, Картина Алла -> Картиной Аллы
. - Мужские фамилии, оканчивающиеся на мягкий знак, склоняются: Врубель Михаил -> Врубеля Михаила, Гоголь Николай -> Гоголя Николая
и т.д. Однако при склонении окончания таких фамилий зависят от того, существительными какого рода — мужского, женского или среднего — они являются.
Алгоритмически определить род существительного не представляется возможным, поэтому в тех случаях, когда мужская фамилия является существительным женского или среднего рода, функция будет работать некорректно: Сталь Иван -> Сталя Ивана, Полынь Виктор -> Полыня Виктора
. - Образование творительного падежа фамилий, оканчивающихся на «-жа», «-ца», «-ча», «-ша», «-ща», зависит от ударения в слове: если это окончание является безударным, то при склонении оно меняется на «-ей»: Капица Петр -> Капицей Петром, Туча Федор -> Тучей Федором
; если же окончание удареное, оно заменяется на «-ой»: Кваша Игорь -> Квашой Игорем, Свеча Иван -> Свечой Иваном
. Аналогичная ситуация с фамилиями, оканчивающимися на «-ец»: без ударения окончание меняется на «-ем»: Палец Виктор -> Пальцем Виктором
; под ударением — на «-ом»: Сосковец Олег -> Сосковцом Олегом
.
Как было сказано выше, определить положения ударения в слове программно нельзя, поэтому в алгоритме программы принято допущение, что в словах, оканчивающихся на «-жа», «-ца», «-ча», «-ша», «-ща», окончание безударное (таких слов больше), то есть творительный падеж всегда образуется окончанием «-ей». Напротив, в словах, оканчивающихся на «ец», принято, что окончание находится под ударением, то есть склонение будет с окончанием «-ом». Соответственно, в остальных случаях будут наблюдаться ошибки вида: Квашей Игорем, Свечей Иваном, Пальцом Виктором
. - Согласно правилам русского языка первая часть двойной русской фамилии склоняется, если она сама по себе может употребляться как фамилия: творчество Мамина-Сибиряка, рассказ Салтыкова-Щедрина, опера Римского-Корсакова
и т.д. В противном случае она не изменяется: картина Ван-Дейка, похождения Дон-Жуана, оруженосец Дон-Кихота
и др. Так, например, в фамилии Семёнов-Тян-Шанский
склоняется первая часть, но не вторая: труды Семёнова-Тян-Шанского
.
Опять же, определить, является ли составная часть фамилии самостоятельной, алгоритмически возможности нет, поэтому для работы принято допущение, что все части составной фамилии следует склонять (в большинстве случаев это так), что в ряде ситуаций приводит к ошибкам: Вана-Дейка, Дона-Кихота, Семёнова-Тяна-Шанского
. - Иностранные фамилии, оканчивающиеся на «-ов» и «-ин» в творительном падеже меняют окончание на «-ом»: Бенджамином Франклином, Чарльзом Дарвином, Чарли Чаплином, Александром Грином
. «Русские» же фамилии с аналогичными окончаниями заканчиваются на «-ым»: Ивановым, Гагариным, Фонвизиным
и т.д. Несмотря на то, что перечисленные выше фамилии (Франклин, Дарвин, Чаплин, Грин
) в виде исключений учтены в алгоритме, есть небольшая вероятность, что встретится какая-либо другая аналогичная иностранная фамилия — в таком случае результат функции будет некорректен.
Правила склонения фамилий и имен использованы в соответствии с разделами 13.1 и 13.2 работы Н. А. Еськовой «Трудности словоизменения существительных. Учебно-методические материалы к практическим занятиям по курсу «Язык современной печати»
(Госкомитет печати СССР. Всесоюзный институт повышения квалификации работников печати. М., 1990).
Склонение имен и фамилий
I.
Н е с к л о н я ю т с я:
Примечание.
Иноязычные фамилии, оканчивающиеся на безударный – а (- я)
, склоняются: Петрарка — Петрарки, Петрарке, Петрарку, Петраркой, (о) Петрарке.
2. Иноязычные имена и фамилии, оканчивающиеся на согласный звук и относящиеся к женщинам: Маргарет, Элизабет; Анны Гумбольдт
(р. п.) и под.
Примечание.
Не склоняются иноязычные мужские имена и фамилии, оканчивающиеся на согласный звук, если они являются псевдонимом женщины. Например: романы Жорж Санд.
3. Фамилии типа Берия, Данелия, Уридия
и под.
4. Украинские фамилии типа Диденко, Петренко
и др.
Примечания:
1) подобные фамилии склоняются, если возможно двоякое понимание высказывания, например: письмо Величко
(кому?) — письмо Величко
(чье?).
2) в произведениях художественной литературы часто встречаются случаи, когда украинские фамилии на – ко (- енко)
склоняются по 1-ому или 2-ому склонению. Например: Всех опечалила смерть Кукубенка
(Н. В. Гоголь. Тарас Бульба).
В некоторых случаях «склоняемость-несклоняемость» подобных фамилий зависит от контекста. Ср. в повести А. И. Куприна «Молох»: Семья Зиненок
состояла из отца, матери и пятерых дочерей
(фамилия употребляется в собирательном значении) — Инженеры и студенты-практиканты глядели на дом Зиненко
, как на гостиницу, толклись там с утра до ночи; Мещанские вкусы madame
Зиненко
… оскорблялись поведением Андрея Ильича
(фамилия употребляется для обозначения одного конкретного лица).
5. Русские фамилии на – аго (- яго), — ово: Живаго, Пестрово
; — ых (- их): Черных, Долгих
.
6. Фамилии типа Плевако
и под.
1. Иностранные мужские имена, оканчивающиеся на согласный звук, склоняются и в том случае, если они употребляются при склоняемой фамилии. Например: романы Марка
Твена, идеи Жюля
Верна.
Ср. в разговорной речи: романы Марк
Твена, идеи Жюль
Верна.
2. Польские, чешские и под. имена и фамилии типа Томек, Морошек
склоняются без чередования гласной основы е
с нулем звука: Томе
ка, Томе
ку; Мороше
ка, Мороше
ку
и т. д. По традиции так же склоняются и фамилии, созвучные с названиями неодушевленных предметов или животных, например: Креме
нь — Креме
ня, Креме
ню; Козе
л — Козе
ла, Козе
лу
и т. д.
3. В составных вьетнамских, корейских и под. именах и фамилиях типа Чан Юн Тай
при склонении изменяется только последний компонент, если он оканчивается на согласный звук: Чан Юн Тая, Чан Юн Таю
и т. д. Если же последний компонент оканчивается на гласный звук, то соблюдается правило, сформулированное в п. I. 1. настоящего параграфа. Например: Ро Де У
и под.
4. В двойных русских фамилиях изменяются обе части, если они представляют собою собственно фамилии: Мамин-Сибиряк — Мамина-Сибиряка, Мамину-Сибиряку
и т. д. Если первая часть фамилией не является (представляет собою прозвище), то изменяется только второй компонент. Например: образ Сквозник-Дмухановского — героя пьесы Н. В. Гоголя «Ревизор».
III.
При употреблении иноязычных фамилий, оканчивающихся на согласный звук и относящихся к двум лицам, обычно соблюдаются следующие правила:
1. В единственном числе фамилии употребляются, если они стоят:
а) при двух женских именах: Ирэн и Розалия Брэхт;
б) при мужском и женском именах, а также при словах лорд и леди, мистер и миссис
и под.: лорд и леди Дункан;
в) при словах братья, сестры: братья Гумбольдт; сестры Манн.
Но: братья Вайнеры;
г) при слове супруги: супруги Клайд.
2. Во множественном числе фамилии употребляются, если они стоят:
а) при двух мужских именах, а также при словах отец и сын: Август и Фридрих Шлегели;
б) при словах муж и жена, брат и сестра
и под.: муж и жена Армстронги; брат и сестра Буш.
Поставьте имена собственные, заключенные в скобках, в нужной форме. Объясните свой выбор.
1. Воспитанники Станислава Алексеевича (Жук)
завоевали для нашей страны 141 медаль чемпионатов мира, Европы и Олимпийских игр (Газета). 2. Поставленные (Жюль Верн)
проблемы, его научные поиски, созвучные современной эпохе, не могут не волновать наших читателей. 3. В изгнании прошла добрая половина жизни (Эрих Мария Ремарк) –
на родину он так и не вернулся. 4. Ломали лесники головы над скороспелым богатством (Данило),
не могли додуматься, отколе оно (П. И. Мельников-Печерский). 5. Всемирная известность внезапно пришла к Борису (Пастернак)
в конце его долгого подвижнического литературного пути (Е. Евтушенко). 6. Премьера «Ревизора» состоялась 19 апреля 1836 года в Александрийском театре в Петербурге. Роль (Сквозник-Дмухановский)
играл И. И. Сосницкий. 7. В книгу «Паутинка» вошли лучшие новеллы классика японской литературы (Акутагава Рюноскэ).
8. При появлении (Живаго)
он вежливо приподнялся (Б. Пастернак). 9. Критика противопоставляла творчество (Жорж Санд)
«материальной» поэзии. 10. В 1993 году в издательстве «Грант» вышла в свет книга современного перуанского писателя (Марио Варгас Льоса)
«Город и псы». 11. О значении драмы (Александр Дюма)
«Генрих III и его двор» Андре Моруа писал: «Была ли его пьеса исторической? Не больше и не меньше, чем романы (Вальтер Скотт)
».
12. Неожиданное сватовство удивило Ибрагима, по крайней мере столь же, как и (Гаврила Афанаьевич
) (А. С. Пушкин). 13. Я поневоле вспомнил слова (Вáлек)
о «сером камне». (В. Г. Короленко). 14. Бесспорно, замечательно, что братья (Люмьер)
однажды придумали кино, но если бы братья (Вайнер)
однажды не придумали историю про Глеба Жеглова и Владимира Шарапова, то совершенно непонятно, что бы мы смотрели из года в год по телевизору (Газета). 15. 31 декабря 1937 года у Зинаиды Николаевны и Бориса Леонидовича (Пастернак)
родился сын Леонид. 16. На церемонии открытия выставки присутствовали супруги (Клинтон)
(Газета). 17. Олег ценил участие Елизаветы Федоровны в судьбе сестер (Эгерт).
(Ю. Кларов).
1. Самостоятельные части речи:
- существительные (см. морфологические нормы сущ.);
- глаголы:
-
- причастия;
- деепричастия;
- прилагательные;
- числительные;
- местоимения;
- наречия;
2. Служебные части речи:
- предлоги;
- союзы;
- частицы;
3. Междометия.
Ни в одну из классификаций (по морфологической системе) русского языка не попадают:
- слова да и нет, в случае, если они выступают в роли самостоятельного предложения.
- вводные слова: итак, кстати, итого, в качестве отдельного предложения, а так же ряд других слов.
Морфологический разбор существительного
- начальная форма в именительном падеже, единственном числе (за исключением существительных, употребляемых только во множественном числе: ножницы и т.п.);
- собственное или нарицательное;
- одушевленное или неодушевленное;
- род (м,ж, ср.);
- число (ед., мн.);
- склонение;
- падеж;
- синтаксическая роль в предложении.
План морфологического разбора существительного
«Малыш пьет молоко.»
Малыш (отвечает на вопрос кто?) – имя существительное;
- начальная форма – малыш;
- постоянные морфологические признаки: одушевленное, нарицательное, конкретное, мужского рода, I -го склонения;
- непостоянные морфологические признаки: именительный падеж, единственное число;
- при синтаксическом разборе предложения выполняет роль подлежащего.
Морфологический разбор слова «молоко» (отвечает на вопрос кого? Что?).
- начальная форма – молоко;
- постоянная морфологическая
характеристика слова: среднего рода, неодушевленное, вещественное, нарицательное, II -е склонение; - изменяемые признаки морфологические: винительный падеж, единственное число;
- в предложении прямое дополнение.
Приводим ещё один образец, как сделать морфологический разбор существительного, на основе литературного источника:
«Две дамы подбежали к Лужину и помогли ему встать. Он ладонью стал сбивать пыль с пальто. (пример из: «Защита Лужина», Владимир Набоков).»
Дамы (кто?) — имя существительное;
- начальная форма — дама;
- постоянные морфологические признаки: нарицательное, одушевленное, конкретное, женского рода, I склонения;
- непостоянная морфологическая
характеристика существительного: единственное число, родительный падеж; - синтаксическая роль: часть подлежащего.
Лужину (кому?) — имя существительное;
- начальная форма — Лужин;
- верная морфологическая
характеристика слова: имя собственное, одушевленное, конкретное, мужского рода, смешанного склонения; - непостоянные морфологические признаки существительного: единственное число, дательного падежа;
Ладонью (чем?) — имя существительное;
- начальная форма — ладонь;
- постоянные морфологические признаки: женского рода, неодушевлённое, нарицательное, конкретное, I склонения;
- непостоянные морфо. признаки: единственного числа, творительного падежа;
- синтаксическая роль в контексте: дополнение.
Пыль (что?) — имя существительное;
- начальная форма — пыль;
- основные морфологические признаки: нарицательное, вещественное, женского рода, единственного числа, одушевленное не охарактеризовано, III склонения (существительное с нулевым окончанием);
- непостоянная морфологическая
характеристика слова: винительный падеж; - синтаксическая роль: дополнение.
(с) Пальто (С чего?) — существительное;
- начальная форма — пальто;
- постоянная правильная морфологическая
характеристика слова: неодушевленное, нарицательное, конкретное, среднего рода, несклоняемое; - морфологические признаки непостоянные: число по контексту невозможно определить, родительного падежа;
- синтаксическая роль как члена предложения: дополнение.
Морфологический разбор прилагательного
Имя прилагательное — это знаменательная часть речи. Отвечает на вопросы Какой? Какое? Какая? Какие? и характеризует признаки или качества предмета. Таблица морфологических признаков имени прилагательного:
- начальная форма в именительном падеже, единственного числа, мужского рода;
- постоянные морфологические признаки прилагательных:
-
- разряд, согласно значению:
-
- — качественное (теплый, молчаливый);
- — относительное (вчерашний, читальный);
- — притяжательное (заячий, мамин);
- степень сравнения (для качественных, у которых этот признак постоянный);
- полная / краткая форма (для качественных, у которых этот признак постоянный);
- непостоянные морфологические признаки прилагательного:
-
- качественные прилагательные изменяются по степени сравнения (в сравнительных степенях простая форма, в превосходных — сложная): красивый-красивее-самый красивый;
- полная или краткая форма (только качественные прилагательные);
- признак рода (только в единственном числе);
- число (согласуется с существительным);
- падеж (согласуется с существительным);
- синтаксическая роль в предложении: имя прилагательное бывает определением или частью составного именного сказуемого.
План морфологического разбора прилагательного
Пример предложения:
Полная луна взошла над городом.
Полная (какая?) – имя прилагательное;
- начальная форма – полный;
- постоянные морфологические признаки имени прилагательного: качественное, полная форма;
- непостоянная морфологическая характеристика: в положительной (нулевой) степени сравнения, женский род (согласуется с существительным), именительный падеж;
- по синтаксическому анализу — второстепенный член предложения, выполняет роль определения.
Вот еще целый литературный отрывок и морфологический разбор имени прилагательного, на примерах:
Девушка была прекрасна: стройная, тоненькая, глаза голубые, как два изумительных сапфира, так и заглядывали к вам в душу.
Прекрасна (какова?) — имя прилагательное;
- начальная форма — прекрасен (в данном значении);
- постоянные морфологические нормы: качественное, краткое;
- непостоянные признаки: положительная степень сравнения, единственного числа, женского рода;
Стройная (какая?) — имя прилагательное;
- начальная форма — стройный;
- постоянные морфологические признаки: качественное, полное;
- непостоянная морфологическая характеристика слова: полное, положительная степень сравнения, единственное число, женский род, именительный падеж;
- синтаксическая роль в предложении: часть сказуемого.
Тоненькая (какая?) — имя прилагательное;
- начальная форма — тоненький;
- морфологические постоянные признаки: качественное, полное;
- непостоянная морфологическая характеристика прилагательного: положительная степень сравнения, единственное число, женского рода, именительного падежа;
- синтаксическая роль: часть сказуемого.
Голубые (какие?) — имя прилагательное;
- начальная форма — голубой;
- таблица постоянных морфологических признаков имени прилагательного: качественное;
- непостоянные морфологические характеристики: полное, положительная степень сравнения, множественное число, именительного падежа;
- синтаксическая роль: определение.
Изумительных (каких?) — имя прилагательное;
- начальная форма — изумительный;
- постоянные признаки по морфологии: относительное, выразительное;
- непостоянные морфологические признаки: множественное число, родительного падежа;
- синтаксическая роль в предложении: часть обстоятельства.
Морфологические признаки глагола
Согласно морфологии русского языка, глагол — это самостоятельная часть речи. Он может обозначать действие (гулять), свойство (хромать), отношение (равняться), состояние (радоваться), признак (белеться, красоваться) предмета. Глаголы отвечают на вопрос что делать? что сделать? что делает? что делал? или что будет делать? Разным группам глагольных словоформ присущи неоднородные морфологические характеристики и грамматические признаки.
Морфологические формы глаголов:
- начальная форма глагола — инфинитив. Ее так же называют неопределенная или неизменяемая форма глагола. Непостоянные морфологические признаки отсутствуют;
- спрягаемые (личные и безличные) формы;
- неспрягаемые формы: причастные и деепричастные.
Морфологический разбор глагола
- начальная форма — инфинитив;
- постоянные морфологические признаки глагола:
-
- переходность:
-
- переходный (употребляется с существительными винительного падежа без предлога);
- непереходный (не употребляется с существительным в винительном падеже без предлога);
- возвратность:
-
- возвратные (есть -ся, -сь);
- невозвратные (нет -ся, -сь);
-
- несовершенный (что делать?);
- совершенный (что сделать?);
- спряжение:
-
- I спряжение (дела-ешь, дела-ет, дела-ем, дела-ете, дела-ют/ут);
- II спряжение (сто-ишь, сто-ит, сто-им, сто-ите, сто-ят/ат);
- разноспрягаемые глаголы (хотеть, бежать);
- непостоянные морфологические признаки глагола:
-
- наклонение:
-
- изъявительное: что делал? что сделал? что делает? что сделает?;
- условное: что делал бы? что сделал бы?;
- повелительное: делай!;
- время (в изъявительном наклонении: прошедшее/настоящее/будущее);
- лицо (в настоящем/будущем времени, изъявительного и повелительного наклонения: 1 лицо: я/мы, 2 лицо: ты/вы, 3 лицо: он/они);
- род (в прошедшем времени, единственного числа, изъявительного и условного наклонения);
- число;
- синтаксическая роль в предложении. Инфинитив может быть любым членом предложения:
-
- сказуемым: Быть сегодня празднику;
- подлежащим:Учиться всегда пригодится;
- дополнением: Все гости просили ее станцевать;
- определением: У него возникло непреодолимое желание поесть;
- обстоятельством: Я вышел пройтись.
Морфологический разбор глагола пример
Чтобы понять схему, проведем письменный разбор морфологии глагола на примере предложения:
Вороне как-то Бог послал кусочек сыру… (басня, И. Крылов)
Послал (что сделал?) — часть речи глагол;
- начальная форма — послать;
- постоянные морфологические признаки: совершенный вид, переходный, 1-е спряжение;
- непостоянная морфологическая характеристика глагола: изъявительное наклонение, прошедшего времени, мужского рода, единственного числа;
Следующий онлайн образец морфологического разбора глагола в предложении:
Какая тишина, прислушайтесь.
Прислушайтесь (что сделайте?) — глагол;
- начальная форма — прислушаться;
- морфологические постоянные признаки: совершенный вид, непереходный, возвратный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфологическая характеристика слова: повелительное наклонение, множественное число, 2-е лицо;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
План морфологического разбора глагола онлайн бесплатно, на основе примера из целого абзаца:
Его нужно предостеречь.
Не надо, пусть знает в другой раз, как нарушать правила.
Что за правила?
Подождите, потом скажу. Вошел! («Золотой телёнок», И. Ильф)
Предостеречь (что сделать?) — глагол;
- начальная форма — предостеречь;
- морфологические признаки глагола постоянные: совершенный вид, переходный, невозвратный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфология части речи: инфинитив;
- синтаксическая функция в предложении: составная часть сказуемого.
Пусть знает (что делает?) — часть речи глагол;
- начальная форма — знать;
- непостоянная морфология глагола: повелительное наклонение, единственного числа, 3-е лицо;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
Нарушать (что делать?) — слово глагол;
- начальная форма — нарушать;
- постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
- непостоянные признаки глагола: инфинитив (начальная форма);
- синтаксическая роль в контексте: часть сказуемого.
Подождите (что сделайте?) — часть речи глагол;
- начальная форма — подождать;
- постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфологическая характеристика глагола: повелительное наклонение, множественного числа, 2-го лица;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
Вошел (что сделал?) — глагол;
- начальная форма — войти;
- постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, непереходный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфологическая характеристика глагола: прошедшее время, изъявительное наклонение, единственного числа, мужского рода;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страница 127.
УКМ «Перспектива»
1. Поделитесь с друзьями своими впечатлениями о прочитанном произведении.
Мне очень понравилась эта сказка. Мне было жаль Серую шейку, когда ей пришлось остаться одной. Но она встретила зайца и подружилась.
Я боялась за Серую шейку, когда к ней подкрадывалась лиса. Но Серой шейке удалось спастись и меня это порадовало.
2. Расскажите о Серой Шейке. Когда вам было её особенно жалко? Найдите в тексте этот эпизод. Выделите в нём опорные слова и перескажите.
Серая шейка была совсем молодой маленькой уточкой. У неё было сломано крыло и она не смогла улететь с другим утками. Ей пришлось остаться и бороться за свою жизнь с морозами и лисой.
Особенно жалко мне её было, когда полынья почти замёрзла, и она оказалась в отчаянном положении.
Опорные слова этого эпизода: зеркальным стеклом, в отчаянии, полынья, пятнадцать сажень, лиса.
Пересказ эпизода про отчаяние Серой Шейки.
Морозы крепчали. Пока ещё то, что застывало за ночь бурная река ломала днём. Но в ясные морозные ночи было особенно опасно. В одну из таких ночей холод покрыл реку словно зеркальным стеклом. Серая шейка была в отчаянии. Свободным оставалось небольшая пространство посредине реки. Там была небольшая полынья, не больше пятнадцати сажень. Там плавала Серая шайка. Однажды к ней пришла лиса, та самая, что сломала ей крыло.
3. Выберите в тексте описание осенней и зимней природы. Перечитайте их. Зачем автор их вводит? Какое настроение они создают? Можно ли соотнести эти описания природы с описанием Серой шейки?
Автор вводит описания природы, чтобы показать, в каких условиях приходилось жить Серой шейке.
Осенью ей было грустно и тоскливо, она осталась одна, а всё вокруг опустело. Это показывает пустоту, которая была на душе уточки.
Зимой пришли морозы, все боролись за жизнь, и Серая шейка была в отчаянии. Она боялась, что погибнет.
Описания природы можно соотнести с описанием Серой шейки. Они передают её настроение.
4. Почему, по-вашему мнению, реальный случай автор изложил в форме сказки? Чего он этим достиг?
Сказка позволяет передать чувства героев, что было бы невозможно, если бы автор написал рассказ о реальном случае. Мы понимаем, чего боялась Серая шейка, на что надеялась лиса, что чувствовал заяц. Герои в сказке оживают.
5. Вспомните, как называют литературный приём, когда в произведении животные разговаривают как люди.
Этот приём называется олицетворение.
6. Как лиса разговаривала с Серой Шейкой? Выберите ответ.
Выбираем ответ: самоуверенно.
7. Прочитайте диалоги лисы и Серой шейки в лицах.
Лиса говорит самоуверенно, притворно ласково. Серая шейка отвечает со страхом, возмущённо, иногда устало с покорностью к своей судьбе.
8. Озаглавьте каждую часть произведения. Составьте план. Перескажите близко к тексту.
Автор разделил сказку на пять частей. Дадим им названия, которые образуют план.
План пересказа сказки «Серая шейка» по частям
- Расставание с утками.
- Знакомство с зайцем.
- Начало зимы.
- Проделки лисы.
- Неожиданное спасение.
Пересказ сказки «Серая шейка» для 3 класса по частям
1.
Пришла осень. Утки начали готовиться к отлёту. Одна Серая шейка издалека наблюдала за их приготовлениями. Ей приходилось мириться со своей судьбой, ведь у неё было сломано одно крыло.
Наступило роковое утро. Старая утка давала Серой шейке последние наставления. Она советовала ей держаться у берега, где бил ключ.
Но вот вожак дал команду и стая взлетела. Серая шейка долго провожала её взглядом. Она осталась одна.
2.
По утрам вода у берегов начинала замерзать. Серая шейка с ужасом думала, что река может замёрзнуть вся.
Однажды она выбралась из реки и встретилась в лесу с Зайцем.
Серая шейка рассказала про крыло, которое сломала лиса. Заяц сказал, что хуже лисы зверя нет, и что он постоянно дрожит со страху.
3.
Но вот река замёрзла почти вся. Осталась небольшая полынья посредине.
Однажды к полынье пришла лиса.
Она поздравила Серую шейку с зимой и сказала, что ещё вернётся. Заяц сказал, что лиса так и сделает.
4.
Наступила настоящая зима. Было очень красиво, но Серая шейка трепетала от мысли, что полынья совсем замёрзнет.
Вскоре опять пришла лиса. Она попробовала доползти до Серой шейки, но лёд был тонок и обламывался. Тогда лиса ушла, вновь пообещав вернуться.
Она стала приходить к полынье каждый день. От полыньи осталось только маленькое окошечко и лиса смеялась. Заяц волновался, глядя из леса за проделками лисы.
5.
Так бы лиса и съела серую Шейку, но случилось иначе.
Как-то утром зайцы играли на снегу, как вдруг увидели старичка-охотника. Тот мечтал о шубе для старухи и выцеливал зайца. Но зайцы бросились врассыпную и старик отправился по их следам. У реки он увидел, как лиса ползёт к полынье. Сослепу он не заметил уточки.
Старик прицелился, выстрелил, и со всех ног бросился к полынье. Но вместо лисы увидел утку. Он удивился, решив, что лиса превратилась в уточку, но Серая шейка объяснила старику, что произошло.
Лиса убежала. А старик взял Серую шейку домой, чтобы обрадовать внучек. Он решил ничего не рассказывать старухе про неудачную охоту. Заяц видел всё это и весело смеялся. Он знал, что старуха на печке не замёрзнет и без шубы.
Автор На чтение 20 мин. Просмотров 8 Опубликовано
Мамин-Сибиряк Д.Н. сказка «Серая шейка» Жанр: авторская сказка о животныхГлавные герои сказки «Серая шейка» и их характеристика
- Серая Шейка, молодая уточка, у которой было сломано крыло. Наивная и добрая, очень боялась Лисы, скучала одна, без своих родных. подружилась с зайцем.
- Лиса, коварная и злая, жадная, терпеливая, ждала только когда застынет полынья, чтобы съесть уточку.
- Заяц, трусливый и беззащитный, несчастный, но веселый. Переживал за Серую Шейку и возмущался поведением Лисы
- Старик, добрый охотник, который пожалел Серую Шейку.
- Родители Серой Шейки, ленивый Селезень и заботливая, любящая Утка.
План пересказа сказки «Серая шейка»
- Наступление холодов
- Птицы готовятся к отлету
- Разговор Селезня и Утки
- Серая Шейка
- Наставления матери
- Одиночество и зима
- Встреча с Зайцем
- Наглость Лисы
- Возмущение Зайца
- Старый охотник
- Роковой выстрел
- Спасение.
Кратчайшее содержание сказки «Серая шейка» для читательского дневника в 6 предложений.
- Наступили холода и птицы собрались на юг, но Серая Шейка должна была остаться — она не могла лететь из-за сломанного крыла.
- Родители улетели, а Серая Шейка плавала в одиночестве и скучала.
- Серая Шейка знакомится с зайцем и тот жалеет ее.
- Лиса подбирается по льду к полынье и угрожает Серой Шейке
- Старый охотник охотится на зайцев, но те разбегаются
- Охотник видит Лису, стреляет и промахивается, но забирает Серую Шейку.
Главная мысль сказки «Серая шейка» Спасение часто приходит оттуда, откуда его не ждешь.Чему учит сказка «Серая шейка» Эта сказка учит любить своих детей и заботиться о них. Учит не терять веры, надеяться на лучшее, учит терпению и смирению. Эта сказка учит тому, что мир не без добрых людей. Учит она и тому, что всегда найдется кто-то, кто окажет тебе помощь и поддержку.Отзыв на сказку «Серая шейка» Сказка «Серая шейка» является одной из моих любимых сказок. Мне всегда до слез жаль маленькую бедную уточку, которая еще в детстве так много претерпела от лисы, а та не оставляла ее в покое даже зимой. Я очень рада, что Серая Шейка спаслась и не стала добычей Лисы, мне нравится, что теперь она в безопасности. И еще мне нравится веселый Заяц, потому что он настоящий друг.Пословицы к сказке «Серая шейка» Не знаешь, где найдешь, где потеряешь. Врагу не кланяйся, для друга жизни не жалей. У кого детки, у того и заботы. Не было бы счастья, да несчастье помогло.Краткое содержание, краткий пересказ сказки «Серая шейка» Наступила осень и первые холода встревожили перелетных птиц. Они стали собираться в дальний путь — большие птицы степенно, а маленькие суматошно. Селезень разговаривает со своей женой Уткой и та ругает его за лень. Она упрекает Селезня в том, что тот совсем не думает о Серой Шейке, их калеке-дочери, у которой весной Лиса сломала крыло. Серая Шейка не могла летать и мама Утка очень тревожилась о ее судьбе. Она советовала Серой Шейке держаться полыньи, того места, где в реку впадает ключ. Постепенно птицы улетали и последними улетели утки. Серая Шейка осталась совсем одна и ей стало очень скучно. Она все время думала о своих родных. Однажды она выбралась в лес и встретила Зайца, который сильно испугался. Заяц был очень трусливым и беззащитным и завидовал Серой Шейке, потому что та могла хотя бы нырять. Однажды к полынье пришла Лиса и увидела старую знакомую. Лиса стала подзывать Серую Шейку, а потом убежала по своим делам. Заяц предупредил Серую Шейку, что Лиса придет снова и Серая Шейка стала бояться. А мороз крепчал, и река застывала все сильнее. Лиса приходила каждый день и пробовала прочность льда. Она смеялась над Серой Шейкой. Когда от полыньи осталось маленькое окошечко шириной в сажень, Лиса села на ее край и звала Серую Шейку, обещая ее все равно съесть. Заяц возмущался поведением Лисы. Лиса конечно бы съела уточку, но тут вмешался случай. Однажды зайцы увидели старого Охотника, который решил подстрелить зайцев на шубу для жены. Зайцы бросились врассыпную и Охотник не смог никого из них убить. Вдруг Охотник увидел на льду реки Лису и обрадовался, лисий хвост показался ему желанней зайца. Он прицелился и выстрелил дважды. А когда прибежал к реке увидел в полынье уточку. Старик сильно удивился, ведь он никогда не видел, чтобы лиса превращалась в утку. Но Серая Шейка объяснила ему, что Лиса убежала, а она не может улететь, потому что у нее сломано крыло. Старик пожалел Серую Шейку и забрал ее с собой, чтобы внучки радовались. А зайцы видели все это и смеялись.Рисунки и иллюстрации к сказке «Серая шейка»
«Серая Шейка» – трогательная история о маленькой уточке, которая из-за сломанного крыла не смогла с родной стаей улететь на юг. Лишь благодаря счастливой случайности ей удалось избежать смерти.
Краткое содержание «Серая шейка» для читательского дневника
ФИО автора: Мамин-Сибиряк Дмитрий Наркисович
Название: Серая Шейка
Число страниц: 32. Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Серая Шейка». Издательство «РИПОЛ классик». 2012 год
Жанр: Сказка
Год написания: 1948 год
Главные герои
Серая Шейка – молодая уточка со сломанным крылом, добрая и наивная.
Лиса – злая, коварная, очень терпеливая хищница.
Заяц – веселый, но трусливый и беззащитный, друг Серой Шейки.
Селезень и Утка – родители Серой Шейки.
Охотник – добрый старик, пожалевший уточку.
Сюжет
С наступлением осени перелетные птицы стали собираться в дальний путь. В большом выводке Селезня и Утки был один птенец-калека – весной Лиса сломала крыло уточке Серой Шейке, и она не могла летать. Мама Утка очень тревожилась о судьбе дочери, и советовала ей держаться полыньи, которая долгое время не замерзала.
Постепенно улетели все птицы, и Серая Шейка осталась в полном одиночестве. Единственным ее товарищем оказался трусливый Заяц, который всего боялся. Однажды у полыньи оказалась Лиса, которая сразу узнала свою старую знакомую. Она попыталась подманить Серую Шейку, но та была умной уточкой, и не подплыла к ней.
Заяц предупредил Серую Шейку о том, какой коварной была Лиса, и уточка стала еще больше ее остерегаться. С каждым днем мороз все больше крепчал, и река все сильнее замерзала. Лиса каждый день приходила проверять, насколько крепим стал лед, чтобы добраться до беззащитной уточки. Когда полынья стала размером в сажень, Лиса уселась на берегу и принялась звать Серую Шейку, обещая ее все равно съесть.
Так бы и случилось, если бы не счастливый случай. Однажды в лесу появился старый Охотник, который собирался подстрелить зайцев на шубу для жены. Но зайцы бросились врассыпную, оставив Охотника с носом. И тут он увидел рыжую пушистую Лису, и выстрелил в нее. Когда же он подбежал к полынье, то увидел вместо Лисы Серую Шейку. Она рассказала Охотнику о своем горе, и тот пожалел ее. Охотник забрал с собой беспомощную уточку и принес домой, к внукам.
План пересказа
- Перелетные птицы готовятся к полету.
- Серая Шейка остается в одиночестве.
- Знакомство с Зайцем.
- Появление коварной Лисы.
- Полынь замерзает.
- Старый охотник в лесу.
- Спасение Серой Шейки.
Главная мысль
Спасение зачастую приходит оттуда, откуда его не ждешь.
Чему учит
Сказка учит терпению, смирению и одновременно стойкости и умению добиваться своего. Кроме того, сказка учит любить своих детей, заботиться о них и никогда не бросать в беде.
Отзыв
Добрая и поучительная сказка показывает, что мир не без добрых людей, и даже в самой сложной жизненной ситуации всегда найдется кто-то, кто подаст руку помощи.
Рисунок-иллюстрация к сказке Серая Шейка.
Пословицы
- Не знаешь, где найдешь, где потеряешь.
- Врагу не кланяйся, для друга жизни не жалей.
- Не было бы счастья, да несчастье помогло.
Что понравилось
Понравилось, что, несмотря на все трудности, уточка не стала добычей коварной лисы, которая терпеливо поджидала свою добычу. Добро и справедливость победили, и это главное.
Содержание:
Краткое содержание произведения
С наступлением осени все птицы, в том числе и семейство уток, начали собираться лететь на юг, где они смогут переждать холода. Но юная уточка Серая Шейка не могла лететь с остальными, так как ещё весной лиса схватила её и переломила ей крыло. К счастью, тогда её спасла мать — Старая Утка, которая смело бросилась на лисицу и отбила у неё утёнка.
Теперь Старая Утка очень переживала по поводу расставания с дочкой, лила слёзы и ссорилась со своим мужем — Селезнем. Он, в свою очередь, не понимал её материнского горя и гораздо спокойнее относился к тому, что вынужден оставлять дочку на всю зиму в холодных краях. Он заявлял, что, если уж она всё равно не может лететь из-за сломанного крыла, то «ничего не поделаешь».
Наконец, утки собрались в косяк из трёхсот штук. Мама-утка несколько раз порывалась остаться зимовать вместе с дочерью, но всё же должна была лететь со всей группой, чтобы заботиться об остальных детях. Кода птицы улетели, маленькая уточка осталась совсем одна, и ей стало страшно и одиноко.
Однажды она познакомилась с Зайцем — таким же беззащитным зверьком, который постоянно спасался от врагов бегством. Они вместе разговаривали, он давал ей советы о том, что нужно быть осторожнее.
Уточка плавала в середине реки, где вода не замёрзла и образовалась полынья, но свободного места для плаванья оставалось всё меньше, ведь река стремительно замерзала. Она понимала, что однажды ей некуда будет деться. В это время каждый день начала приходить Лиса, проверяя, не замёрзла ли полынья полностью. Она садилась у воды и начинала звать уточку на берег ласковыми словами, часто подбиралась по льду к самой полынье, но не могла добраться до своей добычи, потому что лёд у самого края был ещё очень тонок. Испуганная птица в эти моменты со страху ныряла под воду.
Вероятно, в итоге Лиса и съела бы её, но как-то раз в лес пришёл охотник — старик Акинтич. Он собирался подстрелить зайцев на шубу для своей старухи, но все зайцы разбежались. Затем он увидел Лису, крадущуюся по льду, и решил подстрелить её — на воротник для старухиной шубы.
Но и Лиса сумела убежать после выстрела, зато на реке старик заметил птицу со сломанным крылом и решил взять её для своих внучков, не сомневаясь, что такой питомец обязательно им понравится. А зайцы были свидетелями всего этого: они посмеялись над Лисой и порадовались счастью спасённой утки.
План для пересказа
Текст произведения разделён на 4 главы, на основе чего можно сформировать и план для краткого пересказа из нескольких частей:
- Описание сборов птиц перед полётом на юг.
- Одиночество уточки.
- Знакомство с Зайцем и страх перед Лисой, начавшей приходить каждый день.
- Попытка нападения Лисы и счастливое спасение охотником.
Характеристика главных героев
Основные герои сказки:
- Серая Шейка — юная уточка, которая весной стала жертвой Лисы, сломавшей ей крыло, и из-за этого осенью не сумела отправиться на юг вместе с косяком. Она добрая и очень любит маму-утку и всю свою семью — об этом говорится в отрывке, в котором она прощается с остальными утками перед полётом и говорит, что будет постоянно думать о них. Она слушается мать и по её наказу старается быть осторожной. Она умеет дружить, так как подружилась с Зайцем. Испытывает страх, одиночество, сомнение и отчаяние, но всё же не сдаётся и проявляет храбрость и мужественность.
- Старая Утка — её заботливая мама, которая самоотверженно отбила её от лисицы. Благодаря материнскому инстинкту очень любит свою дочь, с трудом расстаётся с ней и надеется, что она сможет перезимовать.
- Селезень — ленивый и ворчливый отец уточки, который склонен философски рассуждать и серьёзно смотреть на мир. Хоть он и жалеет дочку, но считает, что прежде всего нужно заботиться о здоровых членах семейства, из-за чего выглядит равнодушным.
- Заяц — весёлый и неунывающий зверёк, который становится хорошим другом для уточки, не позволяет ей пасть духом и даёт советы о том, что нужно быть осторожнее с Лисой. Ему тоже постоянно приходится бороться за свою жизнь и спасаться от многочисленных опасностей, подстерегающих в лесу.
- Лиса — хитрая, злая и очень опасная. Именно из-за неё, напавшей на уточку весной, с главной героиней и случились все неприятности. Настойчива, упряма, терпелива и нетороплива: не сомневается, что добыча никуда от неё не уйдёт, ведь ей будет просто некуда деваться. Поэтому ежедневно терроризирует утку, издевается над ней, выманивает на берег и наслаждается её бессилием.
- Старик Акинтич — опытный охотник, сгорбленный и подслеповатый деревенский житель, который любит свою жену-старуху и своих внучков. Добрый, заботливый и сострадательный: увидев замерзающую одинокую утку на реке, он не может пройти мимо, жалеет её, демонстрируя благородные качества своего характера, и берёт её с собой в подарок внукам.
Все, кроме Лисы, главные герои Серую Шейку жалеют, сочувствуют ей. В повествовании все персонажи-животные очеловечены: они испытывают совершенно человеческие эмоции, а в конце сказки уточка разговаривает со стариком-охотником, и он прекрасно понимает её.
Благодаря этому приёму можно лучше понять действия и мотивацию героев, а также провести сравнение с поступками людей. Ведь каждый человек, как и персонажи этой сказки, тоже испытывают сочувствие, сострадание, страх, отчаяние и т. д.
«Серая Шейка»: главные мысли
Сказка затрагивает такие основные темы, как:
- добро всегда побеждает;
- даже в самой сложной ситуации не стоит отчаиваться, терять веру и опускать руки, спасение может прийти оттуда, откуда не ожидаешь;
- в трудную минуту можно положиться на верных друзей.
Кроме того, сюжет произведения рассказывает о добре, милосердии и желании помочь тем, кто в этом нуждается. На примере мамы-утки сказка учит любить своих детей и проявлять заботу о них. А на примере старика Акинтича она учит милосердию и состраданию к животным, братьям нашим меньшим.
Пословицы и поговорки к произведению:
- мир не без добрых людей;
- ловит волк, да ловят и волка;
- никогда не знаешь, где найдёшь, где потеряешь;
- не было бы счастья, да несчастье помогло;
- всё хорошо, что хорошо кончается.
Сочинения и отзывы
Хоть и написана «Серая Шейка» в жанре сказки, в ней заложен очень глубокий смысл. Произведение является прекрасной иллюстрацией того, что, если ты не сдаёшься перед трудностями и стойко сносишь все напасти, демонстрируя терпение и смирение, судьба в конце обязательно преподнесёт тебе подарок. Маленькая уточка оставалась совсем одна на реке, которая постепенно замерзала. Однажды она даже чуть не сдалась, когда подумала: «Лучше бы было, если тогда Лиса меня съела…». Но потом она набралась сил и терпения, продолжая ждать весны. В это время появился и Заяц, который тоже помог ей не пасть духом.
Пройдя такой трудный путь и едва не став жертвой Лисы, когда, казалось бы, уже нет надежды на спасение, уточка получила вознаграждение — охотник спас её и принёс домой к своим внукам. Мне хочется додумать своё продолжение для этой сказки, в котором уточка будет счастливо жить среди заботливых детей, а весной она действительно выведет утяток, как и сказал ей старик Акинтич, чтобы она никогда больше не чувствовала себя одинокой.
Сегодня в классе мы прочитали очень интересную и трогательную сказку «Серая Шейка», и теперь она является моей любимой книгой. Мне до слёз было жаль бедную маленькую уточку, которая столько всего натерпелась в жизни по вине хитрой Лисы. Ещё в детстве та переломила ей крылышко, сделав её калекой и лишив возможности летать. Из-за этого она чувствовала себя изгоем среди своих сородичей-уток, которые собирались в путешествие на юг. На этом моменте я сочувствовала ей.
Но впереди её ждало ещё больше испытаний — зима, холод и замёрзшая река. На её месте любой бы пал духом — вне зависимости от того, человек ли, животное или птица. Но уточка стойко прошла испытание одиночеством. Я рада, что после этого у неё появился друг-заяц.
Лиса в этом произведении является главным отрицательным персонажем. Она не просто хочет съесть добычу, она ещё и издевается над ней, поэтому у меня и, наверное, у многих других читателей, она вызвала только негативные эмоции. Хищница оказалась хитрой и очень везучей, и если бы не старый охотник, то она, вероятно, съела свою беззащитную жертву, ведь той некуда было деваться.
Мне очень понравился счастливый финал произведения. Старик Акинтич — очень хороший человек, несмотря на то, что пришёл в лес с ружьём, чтобы пострелять животных старухе на воротник. Но всё же он спас уточку, по-доброму называл её «ах, глупая!», вытащил из полыньи и отнёс в тепло, к внучкам. Я рада, что в итоге она не стала жертвой Лисы и оказалась в безопасности.
Помимо самой Серой Шейки, которая вызывает восхищение и желание брать пример с её мужественности и стойкости, мне понравился Заяц и их дружба. Я думаю, что без него уточка вряд ли пережила бы зиму. Он очень весёлый, лукавый, имеет чувство юмора. Он поддерживает новую подругу, даже если ему самому ужасно страшно.
Их объединяет общий страх перед Лисой: Заяц рассказывает, что ему негде прятаться зимой, любой враг сразу его увидит. Он мечтает о том, чтобы у него были крылья: тогда он бы никого не боялся. Он даже завидует Серой Шейке: она хоть и не в состоянии летать, но может плавать или нырнуть под воду в случае опасности. А когда Лиса начинает ползти по льду к уточке, которая плавает в полынье, Заяц возмущается всем своим маленьким заячьим сердцем. Ещё один персонаж, вызвавший у меня симпатию — забавный старик Акинтич, который пошёл в лес за шубой для старухи, а нашёл питомицу для своих внучат.
Из этого произведения я могу вынести несколько уроков: оно учит настоящей дружбе, умению поддерживать другого в трудную минуту и состраданию. Окажись я на месте старика Акинтича, я бы тоже непременно взял бедную уточку с собой, чтобы выходить её и спасти от опасностей.
Еще тесты
Читайте также
«Недоросль» — краткое содержание ? комедии Д. И. Фонвизина»Ася» — краткое содержание ? повести И. Тургенева»Робинзон Крузо» — краткое содержание романа Д. Дефо»Фауст» — краткое содержание ? трагедии И. Гете
Год написания: 1893 Жанр: сказка
Главные герои: Серая Шейка — уточка, заяц, лиса
Маленькая уточка по имени Серая Шейка не могла улететь со своей семьей в теплые края, потому что Лиса поранила ей крыло. Когда уточка осталась одна, то от скуки решила пойти в лес. Там Серая шейка познакомилась с Зайцем, который предупредил ее о том, что ей нужно опасаться Лису. Лиса приходила изо дня в день к уточке и ждала пока вся полынья замерзнет. Однажды утром охотник хотел подстрелить Лису, но увидел уточку в почти замерзшей полынье. Он забрал ее и подарил своим внукам.
Главная мысль: Сказка повествует о том, что нельзя сдаваться и нужно всегда идти до конца несмотря на все жизненные препятствия.
Краткое содержание Серая шейка Мамин-Сибиряк
В осеннее время пернатые готовились к перелёту в теплые места. Утка и селезень постоянно ругались. Она осуждала мужа за то, что он равнодушно относится к их детям. Он же предполагал, что действует верно. Все ссоры были из-за маленькой раненной уточки, которой Лиса весной поранила крыло. Мать кинулась спасать уточку, но лететь уточка больше не имела возможности.
Старая утка переживала, так как Серая Шейка никак не могла лететь в теплые края со всеми и должна была перезимовать одна в лесу. Перед отлетом мать научила ее держаться берега в реке, которая не замерзнет зимой из-за бьющего в ней ключа. Хот она и Серая Шейка была ее любимым ребенком, она не могла оставить в полёте остальных детей.
Оставшись одна раненная уточка от скуки побрела в лес. Она повстречала зайца, который предупредил ее о том, что в бору бродит в поисках добычи Лиса.
Лиса навещала уточку каждый день, наблюдала как полынья становится все меньше. Зайцу было жалко свою подругу уточку, но он никак не мог что-то изменить.
Однажды утром зайчики забавно проводили время на морозной опушке. Охотник появился на опушке, он хотел подбить несколько зайцев. Но вдруг увидел Лису, которая вышла в очередной раз посмотреть, не замерзла ли совсем вода. Старичок выстрелил в Лису, однако промазал. Он подбежал к реке, но заметил только маленькую уточку.
Старик подумал, что коварная Лиса обратилась в уточку и забрал ее к себе домой. Принеся домой уточку, он подарил ее своим внукам, которым она очень понравилась.
1 класс, 3 класс
Оцените произведение: Голосов: 936
Читать краткое содержание Серая шейка. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
Мамин-Сибиряк. Краткие содержания произведений
Картинка или рисунок Серая шейка
Другие пересказы и отзывы для читательского дневника
- Краткое содержание сказки Серая Звездочка Заходера
В рассказе Серая Звёздочка идет речь о том, как перед сном маленький ежонок слушает, как папа ёжик рассказывает ему сказку. В одном прекрасном саду множество красивых растений
- Краткое содержание Шукшин Дебил
У Анатолия Яковлева был сын Васька, который очень плохо учился в школе, оставался даже на второй год. И вот сначала к Ваське, а потом и к самому Анатолию приклеилась и пошла по всему селу обидная кличка – Дебил.
- Краткое содержание Бронте — Джейн Эйр
Джейн Эйр – сирота, провела своё детство в поместье тёти миссис Рид. Тётушка и её дети не любили Джейн, потому что она была бедной. Они постоянно унижали бедную девочку
- Краткое содержание Крюс Тим Талер, или проданный смех
Автор в редакции обнаруживает уже повзрослевшего Тима Талера, и тот около пары часов рассказывает историю, произошедшую с ним, когда он был еще ребенком. Дальше, когда автор уже едет в поезде
- Краткое содержание Приключения Незнайки и его друзей Носова
Сказка Николая Носова повествует о маленьком чудесном городке, который населяют крохотные человечки. Из-за своего маленького роста они получили ласковое название — коротышки
Скачать:
Настройки
Размер шрифтаЦвет текстаЦвет фона
Автор: Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк
Год написания: 1893
Жанр: сказка
Главные герои:Серая Шейка — уточка, заяц, лиса
Краткое содержание сказки «Серая Шейка» для читательского дневника рассказывает оптимистическую историю о маленьких лесных жителях и их борьбе с опасностью.
Сюжет
Еще весной лиса сломала маленькой уточке крылышко, и та не могла летать как все ее братья и сестры. Мама переживала за дочку, но остаться не могла. Бедная Серая Шейка осталась одна на реке, а лиса приходила и издали смотрела на уточку, надеясь полакомиться ею, когда реку скует льдом, и ей негде будет плавать.
Уточка в лесу у реки встретила зайца, и он как мог поддерживал ее, потому что тоже пострадал от хитрой лисы. День за днем полынья, где плавала уточка, становилась меньше и уже, и лиса подкрадывалась к ней все ближе. Наконец мороз сковал почти всю реку, и лиса ползла по льду, пытаясь ухватить добычу. Но в этот самый миг старик- охотник выстрелил в хищницу, и та умчалась так быстро, что никто не заметил в какую сторону. А старик увидел только маленькую испуганную уточку, которая поведала ему о своих злоключениях.
Старик принес Серую Шейку к себе домой в подарок внукам.
Вывод (мое мнение)
Сказка учит взаимовыручке, самоотверженности и умению никогда, ни при каких обстоятельствах не падать духом. Даже маленькая беззащитная уточка спасала свою жизнь, как только могла, и никогда не теряла надежды.
Добавить в избранноеИспользуемые источники:
- http://santyaguarundito.blogspot.com/2018/05/blog-post_14.html
- https://obrazovaka.ru/chitatelskiy-dnevnik/seraya-sheyka.html
- https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/seraya-sheyka.html
- http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/mamin-sibiryak/seraya-shejka
- https://frigato.ru/chitatelskiy-dnevnik/1-klass/1610-seraya-sheyka.html