Характеристика рыбки из сказки о рыбаке и рыбке 2 класс по плану

Министерство образования московской областиуправление образования г. лобнямуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад комбинированного вида 6 берзкаг.лобня, ул. 40 лет октября,

Министерство образования Московской области

Управление образования г. Лобня

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №6 «Берёзка»

г.Лобня, ул. 40 лет Октября, д.7

тел/факс (495) 577-11-15

e-mail: berezkads6@mail.ru

www.berezkadou6.lobnya.com

Характеристика рыбки из сказки о рыбаке и рыбке 2 класс по плану

ООД

«Сказки А. С. Пушкина»

Подготовительная группа.

Подготовила:

Тимошина Н.В

2020 год.

 Интеграция: «социализация», «физическая культура», «познание», «чтение художественной литературы», «художественное творчество».

  Виды деятельности: коммуникативная, двигательная, художественная.

Цель: познакомить детей с творчеством А.С. Пушкина на основе сказок: «О золотом петушке», «О рыбаке и рыбке», «О мёртвой царевне и семи богатырях».

  Развивающие задачи: развивать речь детей, умение чувствовать и понимать характер образов сказки, мелкую моторику, соотносить движения и слова.

  Образовательные задачи: формировать дружеские отношения между детьми, познакомить с некоторыми фактами биографии А.С. Пушкина.

  Воспитательные задачи: воспитывать интерес к сказкам А.С. Пушкина, любовь к книге.

  Предварительная работа: чтение сказок А.С. Пушкина: «О золотом петушке», «О рыбаке и рыбке», «О мёртвой царевне и семи богатырях», рассматривание иллюстраций к этим сказкам, просмотр мультипликационных фильмов по произведениям А.С. Пушкина.

  Материалы и оборудование: портрет А.С. Пушкина, иллюстрации к сказкам: Сказка о Золотом петушке», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», мультимедийное оборудование.

                               Ход непосредственно-образовательной деятельности.

Воспитатель: ребята, я приглашаю вас в гости к сказкам. Сегодня необычный день. Он посвящён творчеству А.С. Пушкина – великого русского поэта и писателя. Он родился 6 июня 1799 года в Москве. В семье Пушкиных было трое детей: старшая дочь, Ольга и два сына – Александр и Лев. Читать маленький Саша научился очень рано: в 5 лет на французском языке, и первые стихи он написал тоже на французском, потому что его воспитывали французы-гувернёры. В раннем детстве Пушкин много времени проводил в Подмосковье, у своей бабушки, Марии Алексеевны.

  В детстве у Пушкина была няня, Арина Родионовна. Она очень любила своего воспитанника – рассказывала маленькому Саше сказки, которые слышала или сочиняла сама. Её исполнение очаровало будущего маленького поэта, и он создал свой мир сказок. В 12 лет Сашу отдали в Царскосельский лицей, в котором он

проучился 6 лет, где он продолжал сочинят стихи. За годы своей короткой жизни Пушкин написал очень много произведений для взрослых и детей.

  «Чтение –лучшее учение», — любил говорить А.С. Пушкин.

  В 38 лет Пушкин погиб на дуэли.

 Со сказками и произведениями Пушкина вас знакомили ваши родители и в детском саду мы тоже слушали стихи и сказки Пушкина. По его произведениям созданы фильмы и мультфильмы. Назовите, какие сказки Пушкина вы знаете (ответы детей).

 О некоторых мы сегодня поговорим.

  А пока я вам прочитают строки из сказок, и если вы узнаете, из какого они произведения, то на экране появится картинка ( показ картинок на мультимедийном оборудовании: золотой рыбки, золотого петушка, зеркальца).

1- Жил старик со своею старухой у самого синего моря.

Они жили в землянке 30 лет и 3 года.

Старик ловил неводом рыбу, старуха пряла свою пряжу.

2 -Вот пошёл он к синему морю: видит, море слегка разыгралось.

Стал он кликать золотую рыбку,

Приплыла к нему рыбка и спросила: «Чего тебе надобно, старче?»

3 -«Дурачина, ты, простофиля! Выпросил, простофиля, избу!

 Воротись, поклонися рыбке:

Не хочу быть чёрною крестьянкой, хочу быть столбовою дворянкой».

  Ребята, из какой сказки эти строки? (ответ)

Правильно (показ картинки). Назовите героев этой сказки. А как вы думаете, какие из них положительные? (старик: добрый, мягкий; рыбка: добрая, исполняла все желания старухи). Отрицательные герои? (старуха:  сварливая, жадная, грубая). Почему вы так считаете? Какие черты характера вам не нравятся?

 4-Негде, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве,

Жил-был славный царь Дадон. Смолоду был грозен он.

И соседям то и дело наносил обиды смело.

5  — Вот мудрец перед Дадоном встал

И вынул из мешка Золотого петушка.

6- Старичок хотел заспорить, но с иным накладно вздорить;

Царь хватил его жезлом по лбу, тот упал ничком.

Да и дух вон. – Вся столица содрогнулась, а девица – не боится, знать, греха.

Царь, хоть был встревожен сильно, улыбнулся ей умильно.

Ребята, назовите эту сказку. Правильно, молодцы (показ картинки).

Вопрос: назовите главного героя сказки. А как вы думаете, он положительный или отрицательный? (отрицательный, так как  добивался своих целей любыми путями, не задумываясь о последствиях). Это царь Дадон (не честный. Обманул Звездочёта), Шамаханская царица (отрицательный герой. Она была красивой, но из-за неё погибли сыновья царя). Золотой петушок ( положительный, так как оповещал о набагах врагов на царство Дадона).

7-Царь с царицею простился, в путь-дорогу снарядился,

И царица у окна села ждать его одна.

8-

Но царевна молодая, тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла, поднялась – и расцвела.

Белолица, черноброва, нраву кроткого такого.

И жених сыскался ей Королевич Елисей.

9-«Здравствуй, зеркальце! Скажи, да всю правду доложи:

  Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?»

10-Подождать она хотела до обеда, не стерпела,

В руки яблочко взяла, к алым губкам поднесла,

Потихоньку прокусила и кусочек проглотила.

А эти строки из какой сказки? (ответ, показ картинки)

А сейчас назовите героев этой сказки. (Царь , который женился на молодой колдунье. Колдунья: злая, она завидовала молодой красавице. Королевич Елисей – искал невесту. Богатыри: сильные, смелые. Царевна: добрая, убирала в доме богатырей. И так далее).

 А теперь мы поиграем.

 Физ. минутка.

У лукоморья дуб зелёный (руки вверху).

Златая цепь на дубе том ( обняли себя за плечи)

И днём и ночью кот учёный всё ходит по цепи кругом: (ходьба на месте)

Идёт направо – песнь заводит, (руки внизу, поворот вправо)

Налево – сказку говорит. (поворот влево)

Там чудеса: там Леший бродит, (удивление)

Русалка на ветвях сидит; (показ длинных волос)

Там на неведомых дорожках (ходьба по кругу) следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках стоит без окон, без дверей.

 Далее проводится игра «Собери картинку» ( по принципу пазлов).  Каждому ребёнку даются разрезные сюжетные картинки из сказки Пушкина,  которые надо собрать в одну и назвать сказку.

  А сейчас, ребята, вспомните прочитанные сказки А.С. Пушкина и изобразите на листе бумаги любимого героя. (Дети под спокойную музыку рисуют любимых героев, потом подходят к мольберту, прикрепляют свой рисунок, называют изображённого героя).

Итог ООД.

 — Ребята, что объединяет эти сказки? (волшебные превращения, чудеса). В чём же сила и красота этих сказок? (добро побеждает зло) Сегодня мы заканчиваем беседу о чудесах, творимых в этом сказочном мире. Но добро, прославляемое Пушкиным в своём творчестве, надеюсь, надолго останется в ваших сердцах, а для зла никогда не найдётся места. Затем проводится короткая итоговая беседа.

Характеристика рыбки из сказки о рыбаке и рыбке 2 класс по плану

Доклад по теме:

Использование обращений в творчестве А.С. Пушкина

Выполнила:

Быкадорова Елена

5Б класс школа № 20

2018 год

План.

  1. Несколько слов об авторе.

  2. Примеры обращений в сказках А.С. Пушкина.

  3. Значение обращений в речи.

  4. Значение сказок А.С. Пушкина, как они действуют на читателя

Несколько слов об авторе.

Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня (по старому стилю 26 мая) 1799 года в Москве в семье нетитулованного дворянского рода. Александр Сергеевич Пушкин – великий русский поэт, писатель, драматург, автор бессмертных поэм, стихов и сказок. Мало кто не слышал об этом имени, имя Пушкина мы знаем с детства. Семья поэта относилась к нетитулованному дворянскому роду. Предки Александра были аристократами, людьми, которые честно и гордо служили своей родине. Дед поэта был полковником, отец – острословом. Прадед по матери был африканцем, знаменитым «арапом» Ганнибалом, служившим при дворе у Петра I. Летнее время детства с 1805 по 1810 год поэта прошло у бабушки в селе Захарове. Бабушка и наняла для мальчика няню – Арину Родионовну, которую ребёнок так полюбил. Детские впечатления, полученные за эти годы, нашли отражение в творчестве писателя. Арине Родионовне он посвятил множество своих произведений и был сильно привязан к ней. В 1811 году поэт поступил в Царскосельский лицей, где и проявился его творческий литературный дар. За годы обучения Пушкин установил тесные контакты со знаменитыми литераторами Вяземским, Тургеневым, Карамзиным. Первые публикации поэта пришлись на 1814 год, когда в журнале «Вестник Европы» издали его стихотворение «К другу-стихотворцу». В это же время писателя заочно приняли членом литературного клуба под названием «Арзамас». В 1817 году Александр окончил лицей и выпустился в чине секретаря 12-го класса. После выпуска поэт переехал в Петербург, а не вернулся в Москву. В Петербурге он поступил на службу в Коллегию иностранных дел, где писатель выступал как активный участник заседаний. В 1819 году Пушкина приняли в литературно-театральное общество «Зелёная лампа». Политические произведения Пушкина 1817–1820 годов вызвали гнев у императора Александра I. К этим произведениям относятся «К Чаадаеву», «Вольность», «Деревня». Писателю грозила ссылка в Сибирь, и только благодаря усилиям Карамзина, Крылова и Жуковского этого удалось избежать. В 1820 поэт был отправлен в Феодосию для поправки здоровья. Впечатления об этом месте отражены в произведении «Евгений Онегин». Гибель поэта произошла 29 января (по старому стилю 10 февраля) в 1837 году на дуэли с Жоржем Дантесом. Пушкин получил смертельное ранение в живот и скончался.

Александр Сергеевич Пушкин – один из ярчайших поэтов «золотого века», который оставил неизгладимый след в русской литературе.

Мир пушкинской поэзии – это светлый, добрый, радостный мир любви, дружбы и созидания. Он необычайно широк и потому включает в себя все: взлеты и падения, успех и разочарования, радость и печаль, любовь и дружбу, предательство и измену. Поэт изливает свои чувства и переживания в стихах. Он живет в них. Каждое его стихотворение можно сравнить с драгоценным камнем, с янтарем, внутри которого находится жучок. Так и в пушкинских стихах. В каждом из них есть своя сердцевина, ядро, в котором и заложена основная мысль.

Примеры обращений в сказках А.С. Пушкина.

В сказке А.С. Пушкина о рыбаке и рыбке.

  1. Золотая рыбка обращается к рыбаку:

«Отпусти ты, старче, меня в море,

Дорогой за себя дам откуп:

Откуплюсь чем только пожелаешь».

  1. Рыбак обращается к золотой рыбке:

«Бог с тобою, золотая рыбка!

Твоего мне откупа не надо;

Ступай себе в синее море,

Гуляй там себе на просторе».

  1. Старуха обращается к старику:

«Дурачина ты, простофиля!

Не умел ты взять выкупа с рыбки!

Хоть бы взял ты с нее корыто,

Наше-то совсем раскололось».

  1. Обращение старика к старухе:

«Здравствуй, барыня сударыня дворянка!

Чай, теперь твоя душенька довольна».

В сказке А.С. Пушкина о царе Салтане.

  1. Обращение царя Салтана к девице:

«Здравствуй, красная девица, –

Говорит он, – будь царица

И роди богатыря

Мне к исходу сентября».

Значение обращений в речи.

В произведениях А.С.Пушкина присутствуют самые разнообразные эмоции: любовь, удовольствие, радость, нежность, симпатия, негодование, холод и другие, которые проявляются в пушкинских обращениях.

Язык Пушкина отличается новизной по объему лексических средств, широте охвата разнообразных языковых единиц. Идея сближения народно-разговорной речи с книжно-литературной стала основным принципом не только литературной деятельности Пушкина, но и развития национального литературного языка в целом.

Пушкин видел в «простонародном наречии» основу литературного языка. Пушкин постоянно обращается к языку простого народа, видит в нем «живописный способ выражения». В языке народа, в его песнях, пословицах и сказках Пушкин обнаруживал множество речевых самородков. Он чутко прислушивался к народным песням, находя в них «истинную поэзию». К словам и выражениям простонародного характера поэт относился с вниманием и уважением. Он постоянно проявлял к ним живой интерес, восторгался их меткостью и образностью.

Пушкин проявлял интерес к диалектам, советовал вслушиваться в простонародные речения. Он включает многие просторечные слова и выражения и синтаксические конструкции в литературное употребление. Из года в год возрастало его внимание к народно-разговорной речи, все шире вводились в язык художественных произведений разговорно-просторечные элементы. Если в лицейский период Пушкин лишь изредка использовал их, то первым произведением, где средства народной речи используются свободно и смело и в речи персонажей, и в речи автора, стала поэма «Руслан и Людмила» (1820), встреченная критикой недоброжелательно. Критиков возмутило обилие «низких» слов и выражений, переход героя от одной манеры речи к другой, смешение жанров – употребление в волшебной сказке элегических словосочетаний.

Пушкин смело нарушает границы жанровых речевых стилей, создавая новые виды литературных произведений. Он разорвал принудительную связь жанра и стиля языка. Он создал «романтическую» и историческую поэмы («Руслан и Людмила», «Полтава»), роман в стихах («Евгений Онегин»), стихотворную повесть («Граф Нулин»). Во всех этих новых произведениях он совершенно свободно пользуется элементами трех прежних литературных стилей.

У него одно произведение могло включать самые разнообразные речевые элементы. Пушкин же достиг органичного слияния простонародного и книжного языка в единую литературную речь во всех жанрах и видах художественной литературы. В пушкинских произведениях элементы разговорной речи уже не признак их жанровой принадлежности, но свойство русского национального литературного языка. Пушкин широко использует просторечную лексику в таких произведениях, как «Арап Петра Великого», «Цыганы», «Полтава», «Евгений Онегин», «Медный всадник», «Повести Белкина», «Борис Годунов», «Капитанская дочка», «Пиковая дама», «Дубровский».
Просторечные и простонародные слова Пушкин использует для создания речевой характеристики героя определенного социального положения – солдата, крестьянина, ямщика.

Пушкин был осторожнее и умереннее в употреблении просторечных и простонародных средств, чем авторы XVIII в., особенно авторы комедий и басен. Пушкин избегает всего того, что непонятно и неизвестно в общем литературно-бытовом обиходе. Он чужд экзотике областных выражений, не допускал грубого просторечия, жаргонизмов. Пушкинский язык почти не пользуется профессиональными и сословными диалектами города, сторонится разговорно-чиновничьего диалекта. Лишь в некоторых произведениях мы встречаем отдельные слова и выражения, обусловленные содержанием текстов, например, в «Пиковой даме» – слова и выражения картежников, в «Домике в Коломне» – военные термины. Пушкин из просторечия берет только общенародные, общепонятные слова, которые могут получить общенациональное признание: # авось, бедняк, назло, сулить, карабкаться, тотчас, напекать.

Отбор слов и выражений из народной речи подчинен в творчестве Пушкина принципу соразмерности и сообразности. Он сознательно отбирает из народной речи наиболее яркие элементы, используя их в различных контекстах, с различными целями, предварительно обрабатывая средства народного языка. Пушкин отбирает из народного языка в литературный такие речевые средства, которые были исторически апробированы, т.е. широко употребительны в летописях, песнях, сказаниях, былинах и потому известны всему народу. Поэт не привлекал местные диалектные слова. Отбор он проводил в городском просторечии и крестьянской бытовой речи, а не в жаргоне светских салонов. Пушкин не допускал грубо-просторечных, диалектных и жаргонных слов в большом количестве. Он не опускался до натуралистической фиксации диалектного говорения.

Поэты и писатели XVIII в. ограничивали использование просторечия лишь произведениями «низкого стиля», они воспроизводили народную речь, не подвергая ее стилистической обработке. Крестьяне в их произведениях говорят подчеркнуто диалектной речью, авторы сознательно сгущают краски, вкладывая в их реплики фонетические, синтаксические и лексические диалектизмы, восходящие к различным говорам. Пушкин находит в народном словоупотреблении самобытные черты, характеризующие его неподдельность и своеобразие. Например, в стихотворении «Утопленник» употребляются диалектизмы хозяйка («жена, старшая женщина в крестьянской семье»), погода («дурная погода, буря»); в «Капитанской дочке» – «постоялый двор, или, по-тамошнему, умет». Пушкин производит строгий, тщательный отбор лексики и использует диалектные черты в специальных стилистических задачах: создать характер документальности, достоверной точности.

Пушкин делает разговорную речь простого народа подлинной основой национального русского литературного языка.

Значение сказок А.С. Пушкина, как они действуют на читателя

Сказки Пушкина – сюжетные произведения, в которых показан резкий конфликт между светлым и тёмным миром. Примером может служить «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Она была написана в 1831 году. Это была первая сказка появившаяся в печати. Это произведение – не подражание и не переложение народной сказки, в нем с самого начала дается тонкое сатирическое снижение образа царя: « Во время разговора он стоял позадь забора». В сказке отражены многообразные оттенки человеческих чувств. Сказка завершается, как у многих писателей – сказочников веселым пиром, славящим торжество добра.

Сказки Пушкина непохожи одна на другую. «Сказка о попе и работнике его Балде» написана в Болдине в 1830 году. Основной послужила запись народной сказки, сделанная Пушкиным в Михайловском. В этой сказке Пушкин изумительно передает народную грубоватую насмешку над сытыми бездельниками и любителями пользоваться чужим трудом.

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» была написана в 1833 году, а в 1834 году написана «Сказка о золотом петушке» – эти сказки сродни народным песням. В них есть напевность и легкость стиха. Они звучат как музыка. Неудивительно, что именно эти сказки вдохновили композитора Римского — Корсакова на создание таких дивных опер, как «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о золотом петушке».

Трудно переоценить значение пушкинских творений для формирующейся личности: они открывают маленькому читателю огромный мир человеческих мыслей, чувств, переживаний, приобщают его к общечеловеческим культурным ценностям и богатству родного языка. Анна Ахматова в статье «Пушкин и дети» пишет: «Стихи Пушкина дарили детям русский язык в самом совершенном его великолепии, язык, который они, может быть, никогда больше не услышат и на котором не будут говорить, но который всё равно будет при них как вечная драгоценности».

Пушкин любил свое отечество-Россию и ее народ. С глубоким интересом изучал он народную жизнь. Поэт написал бы еще много произведений, если бы его жизнь не прервалась так рано.

Ни один поэт не создал такой мудрой и светлой пейзажной лирики. Впервые благодаря его лирике мы узнали о прелести природы средней полосы России. Описание природы тесно связано с бытом крестьян. Произведения А. С. Пушкина указали детской литературе новый путь. Они дали классические образцы детской литературы, в своих произведениях он пробуждает чувство любви к родине и приобщает детей к истинной поэзии. Творчество великого поэта повлияло на последующее развитие детской литературы.

УРОК 2.
Тема: А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Работа над образами главных героев сказки.

Тип урока: ОНЗ

Цель: формирование умения создавать образ главных героев сказки.

Задачи урока:

  • развитие умения анализировать характер героев, доказывать свой ответ, основываясь на тексте произведения;
  • развитие речи и словарного запаса учащихся, совершенствование навыков правильного, выразительного и осознанного чтения;
  • воспитание потребности вырабатывать положительные качества характера для успешного существования в социуме.

Оборудование:
11 картинок с изображением золотой рыбки для игры;
экран, компьютер.

Формирование УУД:

Личностные:

уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности.

Регулятивные:

уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; работать по коллективно составленному плану в парах и группах;  планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; учится высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

Коммуникативные: 

учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос; слушать и понимать речь других;  учиться умению совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре, в группе и следовать им. 

Познавательные:

Уметь находить  ответы на вопросы в тексте и иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Ход урока

1.Мотивация к учебной деятельности. 1-2 мин.

Цель:

1) включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне;

2) определение содержательных рамок урока;

3) актуализация требований к учащимся со стороны учебной деятельности.

Золотая рыбка, золотая рыбка

Там, где волны бьются, там, где плеск весла.

Как поймать мне рыбку, как поймать мне рыбку,

Чтобы моя рыбка счастье принесла?

— Сегодня у нас необычный урок. К нам в гости пришла золотая рыбка. И мы вместе с ней отправимся в путешествие по сказке.

— Как вы думаете по какой? («Сказка о рыбаке и рыбке»)

— А кто написал эту сказку? ( А.С. Пушкин)

— И так, отправляемся в путешествие!

2. Актуализация знаний. 4-5 мин.

— И первая остановка с стране выученных уроков. Как вы думаете, какие испытание ждет нас в этой стране? ( Проверка домашнего задания)

— Вы дома работали со сказкой. Чтобы проверить, как внимательно вы прочитали сказку, проведём игру.
Все ученики делятся на 3 группы (по рядам). Каждая группа по очереди «вылавливает» с доски золотую рыбку и отвечают на вопрос, номер которого записан на обороте рыбки. За правильный ответ – забирают рыбку. У кого улов будет больше?
Где жили старик и старуха? (У синего моря в ветхой землянке).
С чем первый раз пришёл невод? (С тиной).
С чем второй раз пришёл невод? (С травой морской).
Какая труба была на новой избе старика и старухи? (Кирпичная, белёная).
Какие ворота были в новой избе? (Дубовые, тесовые).
В чём стояла старуха дворянка на крыльце? (Соболья душегрейка, парчовая корона).
Что сделала старуха в гневе, когда пожелала стать царицей? (Ударила по щеке).
Что держит стража царицы на плечах? (Топорики).
Что ела за столом старуха-царица? (Пряник).
Куда отправила старуха-дворянка старика работать? (На конюшню).
Как встретила старика старуха-царица? (Выгнала).

Молодцы. Первое испытание прошли успешно. Можно отправляться дальше. Внимание на экран.

Слайд 3 «дед»

— Кто изображен на экране?

Слайд 4 «Бабка»

Слайд 5 «рыбка»

— Кем они являются в сказке? (Это главные герои сказки.)

3. Постановка цели. 4-5 мин

Регулятивные:

уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

Коммуникативные:

учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос; слушать и понимать речь других.

Как вы думаете что это за послание и какое испытание нас ждет? (Мы будем работать с ними.)

— Попробуйте определить тему урока. ( Работа над образами главных героев сказки)

— Какова будет цель нашего урока? (Дать характеристику каждому главному герою сказки)

— Составим алгоритм нашей работы.

— Что сделаем первым? (Вспомним, то что уже знаем о сказке)

— Что будем делать, после? (найдем и прочитаем в сказке фрагменты о героях)

— Когда найдем и прочитаем все, что пишет о героях автор, что сделаем сами? (выделим главное и создадим конкретный образ героев)

— И в заключении? (Выразим собственное мнение о поступках героев)

План записываю на доску при помощи напечатанных заготовок.

— Перед выполнением самого большого задания, рыбка предлагает размяться. Прошу всех встать.

ФИЗМИНУТКА 1-2мин (на экране)

4. Основной этап урока

Коммуникативные:

учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос;

слушать и понимать речь других;  

Итак, приступим.

— Кто будет нашим главным помощником? (Учебник)

— Откроем учебник на стр.6.

— Следуя алгоритму, вспомним, почему произведение А.С. Пушкина можно по праву назвать сказкой? (Есть зачин, концовка, Волшебство, Повторение сюжета,   Магическое число, Добро побеждает зло)
— Кто в сказке Пушкина волшебный помощник? (Золотая рыбка).
— В чём необычность рыбки? (Рыбка золотая, умеет говорить человечьим голосом, исполняет желания).
Познавательные:

Уметь находить  ответы на вопросы в тексте и иллюстрациях;

— Есть ли повторение сюжета в сказке Пушкина.

— Найдите и зачитайте 1 приход старика к рыбке.стр.6

— Найдите и зачитайте 2 приход старика к рыбке.стр.8

Найдите и зачитайте 3 приход старика к рыбке.стр.9

Найдите и зачитайте 4 приход старика к рыбке.стр.11

— Найдите и зачитайте 5 приход старика к рыбке.стр.13

— Найдите и зачитайте 6 приход старика к рыбке.стр.15
— Чем они похожи?
(Во всех идёт разговор старика и рыбки).
— Чем отличаются? (Меняются желания старухи и её обращения к старику; меняется состояние моря).

-Как вы думаете, почему менялось море?
— Как просит старуха? (Все больше и больше)
— А меняется ли манера поведения старика возле моря?  (Нет, он всегда с поклоном)
— Как вы думаете, почему старик не отказывается ходить с просьбами к морю? (Рассуждения учеников).

Регулятивные:

Учиться работать по коллективно составленному плану в парах и группах.

Коммуникативные:

учиться умению совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре, в группе и следовать им. 

Работа парами и в группах.
— Давайте выясним, какой же характер у каждого героя.

— У вас на партах лежат листы со словами, выражающими черты характера людей. Вам необходимо выбрать, те которые подходят только вашему герою. Свои ответы нужно доказать примерами из текста.

1 ряд – бабка, 2 ряд – старик, 3 — ряд рыбка.        
(Учащиеся ищут в тексте отрывки, которые иллюстрируют характер старика и старухи. Учитель оказывает направляющую помощь. Учащиеся выразительно читают выбранные ими отрывки.
 

Характер старика: мягкий, добрый, податливый, безответный, безвольный, смиренный.
Характер старухи: властный, злобный, жадный, грубый, неуживчивый, требовательный, неблагодарный.

Характер рыбки: добрая, благородная, справедливая.

— составим конкретный образ каждого героя на доске.( Под портретом героя  выставляются слова).

Коммуникативные:

Учиться делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос;

слушать и понимать речь других;  

— Сделаем вывод. Образ бабки — ….., образ старика — …, образ рыбки- …
— Кто из героев вам больше нравится? Почему?
— Почему автор наделил одного героя только отрицательными чертами, а другого только положительными?
(Добро побеждает зло)
— Как была наказана старуха за свою жадность и неблагодарность?
— Она опять осталась у разбитого корыта, в своей ветхой землянке. Кстати сказать, выражение «остаться у разбитого корыта» до сих пор употребляется в речи. Что оно означает?
(Остаться ни с чем, потерять всё, что имел).
— Являются ли положительными такие качества, как безвольность, безответность?
Дети приходят к выводу, что безвольность (отсутствие воли) — отрицательная черта.
— Смиренность, безответность, податливость — положительные черты только в том случае, если они оправданы. Но в сказке Пушкина у старика не хватило смелости противостоять старухе, возразить ей, указать на её неправоту, остановить её жадность. Он «не смел ей перечить», слепо подчинялся, выполняя все её прихоти.
— Случается ли такое в жизни?
— В жизни бывают моменты, когда просто необходимо проявить свой характер, настойчивость, твёрдо сказать — нет. Например, если окружающие или знакомые просят тебя сделать то, что, по твоему мнению, является плохим поступком.
— А сейчас, передать образ героев сказки попробуют дети в инсценировке отрывка из сказки.

Инсценировка

5. Итог урока.

-Как мы заканчиваем наш урок? ( посмотрим, все ли выполнили)

-Какова была цель сегодняшнего урока? ( Дать характеристику главным героям)

-Достигли ли цели? Докажите. (Да)

— Какой урок извлекли вы из сказки?

Рефлексия.

Личностные:

уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности.

— А теперь оцените свою работу на уроке: если у вас не было сложностей, прикрепите на цветок желтый лепесток, если все таки были трудности – зелёный. Если урок показался вам очень трудным и весь урок молчали – красный.

— Посмотрим какой цветок у нас получился.

—  Многие оценили свою работу жёлтым лепестком и это замечательно! Значит, они уже сейчас чувствуют себя уверенно и могут браться за более трудные задания.

Домашнее задание.

— Перечитать сказку еще рази подумать, кто еще является в сказке действующим лицом?

— Благодарю всех за активное участие на уроке. Присутствующих гостей за добрую улыбку и поддержку!

Конспект урока «Прямое плетение из бумажных полос. «Рыбка».

Цель урока:  выполнить работу в технике прямого плетения из полосок бумаги.

Задачи урока:

• способствовать формированию у учащихся навыков анализа конструкции изделия;

• совершенствовать навыки плетения из бумаги; умение размечать полоски с помощью линейки;

• развивать творческие способности, воображение, мышление, память; умение работать с линейкой, ножницами, бумагой;

• воспитывать трудолюбие, усидчивость, аккуратность.

Оборудование: цветная бумага, ножницы, линейка, простой карандаш, образец изделия.

Ход урока:

1.Организационный момент

(Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку).

2. Сообщение темы урока

Звучит музыка из цикла «Подводный мир».

Учитель зачитывает фрагмент сказки А.С.Пушкина «О рыбаке и рыбке».

Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Раз он в море закинул невод —
Пришёл невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод —
Пришёл невод с травой морскою.
В третий раз закинул он невод —
Пришёл невод с одною рыбкой,
С не простою рыбкой — золотою.

-Ребята! Вы догадались, какова тема нашего занятия? (ответы учащихся)

 Да, ребята, сегодня мы будем выполнять изделие «Рыбка».

— А что вы знаете о рыбах? (ответы учащихся)

— Назовите места, где обитают рыбы.  (ответы учащихся)

— Да, рыбы — это водные обитатели. Они живут по всему миру в соленой и пресной воде. Рыбы очень хорошо приспосабливаются к разным условиям. Благодаря этому они сумели заселить моря и океаны, реки и озёра, пруды и ручейки, и даже живут у нас дома в аквариумах. Они бывают самых разных форм и размеров. Большинство из них покрыты чешуей и имеют сильные плавники, которые им помогают передвигаться. Как и люди, рыбы могут дышать. С помощью жабр они дышат кислородом, растворенным в воде. Рыбки умеют хорошо прятаться, в этом им помогает их окраска.

— А каких рыб вы знаете? (ответы учащихся)

— Видов рыб очень много. И сегодня мы с вами выполним вот такую рыбку.

Демонстрация учителем образца.

3. Работа по теме урока

Анализ образца

— Посмотрите на образец. Что вы можете сказать о нем?

— Какой материал использован для выполнения такой работы? (Цветная бумага)

-Сегодня мы продолжим работать с бумагой.

Вы уже знаете, что плетение является одним из древнейших ремесел.  Это способ ручного соединения полос эластичного материала (нитей, стеблей, прутьев, волокон). При этом каждая из полос проходит по очереди то сверху, то снизу других, под прямым или косым углом. Существует огромное количество способов, технологий и материалов, используемых в этом виде рукоделия. Примером могут служить такие виды, как плетение из лозы, из бересты, из ниток и др.

Узор можно плести в полосе, прямоугольнике, квадрате или в другой фигуре по своему замыслу.

— Какую цель вы поставите перед собой на уроке? (продолжать учиться выполнять прямое плетение, выполнить плетеную рыбку)

— В какой последовательности мы будем выполнять нашу работу?  (ответы учащихся)

1. Заготовить основу для рыбки.

2. Разметить и заготовить полоски бумаги.

3. Выполнить плетение.

4. Оформить готовую работу.

4. Физкультминутка 

Рыбки весело плескались

В чистой свеженькой воде.

То согнутся, разогнутся,

То зароются в песке.

Приседаем столько раз,

Сколько рыбок здесь у нас.

Сколько чаек здесь у нас,

Столько мы подпрыгнем раз.

5. Повторение правил безопасной работы на уроке

ножницы хранить в определенном месте, при вырезании ножницы держать в одном направлении острыми концами от себя, не оставлять ножницы открытыми, передавать ножницы друг другу кольцами вперед;

6. Практическая работа учащихся

— Работать будем самостоятельно. Каждый будет делать свою рыбку. Перед плетением надо продумать узор, так как он зависит не только от цвета полосок, цвета основы, но и от способа плетения.  Полоски можно вплетать в шахматном порядке через одну, две и более прорезей, периодически повторяя операции. Но перед началом необходимо установить порядок выполнения работы.

Далее можно раздать ребятам трафареты рыбок, чтобы они обвели их карандашом и вырезали, а можно использовать другой способ получения основы для рыбки.
1. Берем 1/2 листа А4 нужного цвета, сгибаем короткие стороны листа так, чтобы верхний край не доходил до нижнего приблизительно на 3см. Рисуем силуэт рыбки и хвоста, вырезаем по контуру.

hello_html_m4688f6a0.jpg

2. Не разгибая основу, проводим ограничительную линию на противоположном от сгиба крае.

3. На линии делаем разметку, отметив засечки на расстоянии 1 см. Со стороны сгиба тоже делаем разметку через 1 см.
4. Соединяем верхние и нижние засечки.

hello_html_md252bf1.jpg

5. Сделаем поперечные надрезы на бумаге от сгиба и до прочерченной линии.

6. Бумагу другого цвета разрезаем на нужное количество полос шириной 1см и длиной 15см.

— напоминаю, что отсчёт сантиметров по линейке следует начинать от деления с отметкой «0», которую располагают непосредственно на краю листа бумаги, без отступа;

— разметку надо выполнять остро заточенным карандашом;

-при разметке необходимо плотно прижимать карандаш к боковой стороне линейки;

— карандаш следует немного наклонять в сторону движения.

— от точного выполнения разметки и разрезания бумаги зависит качество готового изделия.

7. Вплетаем полосы в основу по образцу или придуманному узору.

— Чтобы узор был ровный, каждую вплетаемую полоску плотно и ровно придвигаем к предыдущей. Делаем это аккуратно, чтобы не помять и не разорвать края полосок.

8. Рисуем глаз, вырезаем рот, хвост, подрезаем бумажные полоски по форме плавников.

Учащиеся выполняют работу согласно ранее полученным знаниям.

Контроль за выполнением работы

Учитель осуществляет индивидуальный подход (наблюдение, помощь).

7. Итог урока

Беседа:

— Какую технику вы использовали в своей работе? (Технику прямого плетения.)

— Какой материал вы использовали на уроке? (Цветную бумагу.)

— На каком этапе урока вам было интересно работать?

Оценивание работ учащихся

— Спасибо за работу. Сегодня вы на славу потрудились. У вас всё получилось благодаря вашему терпению, вниманию и умению слушать.

Конспект открытого урока

по технологии во

2 «Г» классе

«Плетение из бумажных полосок.

Поделка «Рыбка»

                                                 Подготовила

                                                       Поддубная А.Ю.

                                        Учитель

                                                     начальных классов

19 ноября 

Тема: А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Картины моря в сказке. Характеристика героев сказки

 Сегодня познакомимся с произведением А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

По этому произведению снят мультфильм. Предлагаю вам посмотреть. 

А  теперь поработаем с текстом.  Произведение длинное. Поэтому разделите его на 3 части (как раз на 3 дня). 

1 часть — с. 90-94 (до слов внизу «Воротился старик ко старухе…»)

2 часть — с. 94 -97 (до слов «Старик к старухе воротился …»)

3 часть — с.97 — 100.

В сказке встречаются устаревшие слова, т.е. слова, которые мы уже не употребляем.

В конце в словарике найдите и прочитайте значение выделенных слов. 

Значение слов, которых нет в словаре:

Корыто — предмет хозяйственного обихода, открытая продолговатая ёмкость для стирки белья, корма скота и т. п. 

Землянка — углублённое в землю жилище, прямоугольное или округлое в плане, с перекрытием из жердей или брёвен, засыпанных землёй.

Душегрейка — женская тёплая кофта без рукавов.

Кичка — старинный русский праздничный головной убор замужней женщины.

Царские палаты  это палаты, в которых жил царь. Палатами раньше назывались богатые жилые дома, которые «избой» не назовешь.

Д/З Вам нужно будет за три дня (до понедельника) прочитать это произведение.

В понедельник в классе будем работать по тексту  выборочным чтением. 

17 ноября 

Тема: А. Пушкин – великий русский писатель. Вступление к поэме «Руслан и Людмила».  А. Пушкина «Вот север тучи нагоняя», «Зима!.. Крестьянин, торжествуя…»

 Сегодня начинаем новый раздел «Русские писатели» и познакомимся с их  произведениями. 

А.С. Пушкин. 

AVvXsEgCJs6b7ufyTpfGDvLCtmec44exoL2F7Hkz5G4TusA9cKTI2x7aCf0aJ E xdq4AnCKYq3k9c lD9bEeep8hpK6nLjhuSQcoMDul9yvjDjYGnNHFRv6mG9u6E39VQ89bpD3dknAMIK26lC ygi9F4FWhd04yg34bdiL69l91G3ebclVKFD23 LqCdC5Q=s320

Посмотрите краткую биографию поэта.

Познакомьтесь с отрывками его произведений в учебнике на с. 85. Узнали из каких сказок? 

А.С. Пушкин писал не только стихи. В списке его творчества есть поэмы и романы. 

Поэма — это это литературный жанр, повествовательное произведение в стихах, обычно на историческую или легендарную тему. (повествование, т.е. рассказ, но в стихотворной форме).

Роман — это литературный жанр, большое повествовательное художественное произведение со сложным сюжетом.

В ваших учебниках даны отрывки из таких произведений. Н с. 86-87 познакомьтесь с отрывком, который является вступлением к поэме «Руслан и Людмила». Выполните задание №3 на с. 87 (устно).

И ещё два отрывка, но уже из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». На с. 89 прочитайте отрывок. Устно ответьте на вопрос № 1. 

А вот отрывок на с. 88 вам нужно будет выучить наизусть. 

Д/З Прочитать с. 84-89. Выучить отрывок с. 88.

 16 ноября 

Тема: М. Пришвин «Осеннее утро». И. Бунин «Сегодня так светло кругом…».  

 Мы заканчиваем раздел «Люблю природу русскую. Осень». 

На с. 78 прочитайте рассказ М. Пришвина «Осеннее утро». Ответьте на вопросы №1 и 

№ 2. 

Ниже прочитайте стихотворение И. Бунина. Составьте небольшой рассказ на тему «Утро в осеннем лесу». Опорные слова даны в задании № 3 под стихотворением.  

15 ноября

 Тема: В. Брюсов «Листья сухие…»,  В. Берестов «Хитрые грибы». «Грибы» (Из энциклопедии)

   Продолжаем знакомиться с поэтами и их стихотворениями об осени.

 Выразительно прочитайте в учебнике  новые стихотворения на с. 74 — 76.  Ответьте на вопросы. 

 Познакомьтесь с текстом на с. 77. 

Это текст из энциклопедии. А что такое энциклопедия? 

Энциклопедия — это научное справочное пособие по всем или отдельным отраслям знания в форме словаря.              

 Нарисуйте на листе бумаги  «жителей» особого царства живой природы. 

Кто не рассказал стихотворение — жду.

12 ноября                     

Тема урока:   А. Толстой «Осень…». С. Есенин «Закружилась листва золотая…». В. Брюсов «Листья сухие…», И. Токмакова «Опустел скворечник…», выразительное чтение стихотворений

Цель: познакомиться с произведениями разных поэтов; учиться читать с выражением и наизусть.

 1. Прочитайте стихотворения поэтов об осени на с. 73-75

2.Ответьте на вопросы 

Физминутка

3. Послушайте ещё одно стихотворение

4. Прочитайте это стихотворение на с. 72.

5 Выучите наизусть. 

Жду видео ваших выступлений.

 10 ноября

Тема урока: К. Бальмонт «Поспевает брусника», А. Плещеев «Осень наступила…». А. Фет «Ласточки пропали…».  Внеклассное чтение 2. Стихи об осени. 

Цель: познакомиться со стихотворениями разных поэтов об осени; учиться читать стихи с выражением.

 1. Работа по учебнику

Прочитайте стихотворения на с. 69-71. Ответьте на вопросы после каждого стихотворения. 

  Озимь – это:

 1.Осенние посевы однолетних злаков, прорастающих осенью и зимующих под снегом.
2.Всходы таких злаков.

Потренируйтесь читать  с выражением.  Какие стихотворения об осени вы знаете?

Д/З подготовьтесь читать с выражением любимое стихотворение об осени. (не наизусть)

9 ноября

Тема урока:  Люблю родную природу. Осень. Картины осенней природы. Осенние загадки. Соотнесение загадки и отгадки. Образ осени в загадках. Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной».

Цель: познакомиться с новым разделом, учиться сопоставлять загадки и отгадки про осень; познакомиться с творчеством Ф.Тютчева. 

 Сегодня познакомимся с новым разделом «Люблю природу русскую. Осень».

1. Работа с учебником 

Откройте учебник на с. 65 и прочитайте, с чем мы познакомимся, чему научимся, изучая этот раздел.

На с. 66 прочитайте обращение к учащимся. 

—    — А вам нравится осень? Если да, то чем?                                                                                На с. прочитайте загадки. Проверьте себя (внизу страницы написаны отгадки). 

      Физминутка 

      2.   Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной».

      Федор Иванович Тютчев (1803–1873 гг.) – знаменитый русский поэт, дипломат и публицист. Автор более 400 стихотворений. Одна из главных тем в творчестве поэта – тема природы. Послушайте его стихотворение «Есть в осени первоначальной…»                                                                                               

 А теперь прочтите это стихотворение на с. 68 самостоятельно. Ответьте на вопросы ниже.    Д/З выразительно читать стихотворение

8 ноября

Тема урока: Внеклассное чтение.  Русская народная сказка. «Гуси-лебеди». Рассказывание сказки по рисункам и по плану. Выборочный пересказ. 

Цель:    познакомимся с русской народной сказкой
«Гуси-лебеди» и новым видом сказок (волшебной сказкой)
;
будем учиться характеризовать героя сказки по его
поступкам; совершенствовать выразительность чтения, развивать воображение.

  1. Повторение

Ребята, мы продолжаем знакомство со сказками. Давайте вспомним с какими сказками мы успели познакомиться: Петушок и бобовое зернышко; У страха глаза велики; Лиса и тетерев; Лиса и журавль; Каша из топора.  Эти сказки можно разделить на две группы: 

— бытовые сказки

— сказки о животных

Задание 1: разделите пройденные  сказки на эти две группы.

2. Работа над новым материалом

Сегодня мы познакомимся с ещё одним видом сказок — волшебными.

В
волшебных сказках, как и в бытовых, основные персонажи — люди, но если в
бытовых сказках герои становятся победителями преимущественно благодаря своему
уму, смекалке, смелости, хитрости, то здесь победа одерживается с помощью
чародейства. 

2.1 Предлагаю вам послушать сказку. Гуси — Лебеди

2.2 Работа по учебнику

Откройте учебники с. 48. Найдите выделенные слова в Словарике (в конце учебника).

Предлагаю немного отдохнуть. Физминутка

Прочитайте сказку.

3. Закрепление 

3.1 Проверка понимания текста.

 — Понравилась вам
сказка?

— Что в сказке
волшебного?

— Назовите героев
сказки.

— Куда ушли мать и
отец?

— Что они сказали
дочке? Послушалась ли она родителей?

— Кто унёс братца?

— Кого встретила
девочка, когда побежала искать братца?

— Помогли ли они в
поиске? Почему?

— Где она нашла
братца?

— Кто помог ей увести
оттуда братца? Почему?

—  Кто помог им
вернуться домой?

— Как бы вы охарактеризовали героиню сказки?

 Д/З Перескажите сказку, пользуясь планом:

1.    Потеря брата.

2.    Поиск.

3.    В избушке у Бабы Яги.

4.    Возвращение домой.

 

  • Характеристика рыбака из сказки о рыбаке и рыбке
  • Характеристика рассказ о себе
  • Характеристика пьеро из сказки буратино
  • Характеристика сватьи бабы бабарихи из сказки о царе салтане 3 класс
  • Характеристика рассказа толстый и тонкий характеристика героев