Характеристика рядчика из рассказа певцы

Автор: самый зелный 06.12.2021 что такое искусство? темы сочинений, связанные с искусством, являются довольно сложными и могут многих поставить

Автор:
Самый Зелёный
·

Что такое искусство? Темы сочинений, связанные с искусством, являются довольно сложными и могут многих поставить в тупик, потому что сложно понять смысл этого понятия, трудно вспомнить подходящие аргументы. Но как говорил Карлосон: «Спокойствие! Только спокойствие!  Многомудрый Литрекон уже спешит к Вам на помощь с самыми подходящими литературными аргументами для сочинений! Приятного просвещения!

  1. А. С. Пушкин «Евгений Онегин». А. С. Пушкин в романе «Евгений Онегин» касается темы роли искусства в жизни людей. Главной героиней произведения является Татьяна Ларина. Девушка с детства отличалась от других детей, вместо активных игр она предпочитала чтение. Татьяна не обладала внешней красотой, но внутренний мир героини был по-настоящему богат. Девушка любила романы, написанные в жанре сентиментализма. Из книг она узнавала о настоящей любви, глубоких, искренних чувствах людей. И мечтала испытать то, что чувствовали герои её любимых произведений. Так, прочитанные книги являлись настоящим искусством для Татьяны, они оказали сильное влияние на формирование её личности, помогли девушке определить её собственные ценности, убеждения и взгляды на мир.
  2. И. С. Тургенев «Певцы». Тема искусства затрагивается в рассказе И. С. Тургенева «Певцы». В деревне Котловке, в кабаке, решили провести соревнование между Яшкой-турком и городским рядчиком. С помощью жребия решили, что первым петь будет рядчик. Он исполнил весёлую песню, которая понравилась всем. Никто уже не сомневался в его триумфе, ведь голос был чистый и звонкий. Яшка же начал неуверенно, хрипло, но его песня становилась всё пронзительнее и трогательнее. Находящиеся в кабаке люди: Дикий Барин, Моргач, Обалдуй – все были поражены его выступлением, у многих на глазах выступили слёзы. Когда Яков закончил, все были согласны с тем, что именно он выиграл в соревновании. Так, пение Яшки является настоящим искусством, потому что его голос смог вызвать такие искренние и сильные эмоции у людей.
  3. О. Генри «Последний лист». О. Генри касается темы искусства в рассказе «Последний лист». Молодые девушки, Джонси и Сью, жили вместе. Джонси заболела пневмонией, и Сью вызывала врача. Он сказал, что человек всегда выздоравливает тогда, когда сам этого хочет, а больная девушка совсем потеряла веру в своё выздоровление и знала, что, когда с плюща, растущего под её окном, упадёт последний лист, она умрёт. Сью рисовала картину и в качестве натурщика позвала Бермена. Он, узнав о мыслях больной Джонси, ночью, во время проливного дождя пробрался к плющу и нарисовал лист, ставший его настоящим шедевром, о котором он так мечтал. Утром Джонси проснулась и увидела, что на плюще остался один единственный лист, уцелевший после сильного дождя и ветра. Тогда она поняла насколько важно держаться за возможность жить и начала выздоравливать. Именно настоящее искусство, шедевр Бермана, помог Сью поверить в свои силы и сохранило жизнь девушки.
  4. А. С. Пушкин в романе «Евгений Онегин» касается темы искусства. Главный герой произведения, Евгений, является образованным человеком. Во время его отсутствия дома, к нему приехала Татьяна Ларина. Молодую девушку в доме уже знали, поэтому впустили. Татьяна прошла в кабинет Онегина, начинала пересматривать книги, который читал её любимый человек. Он предпочитал серьезные произведения по экономике и философии, из-за чего был разносторонне развит. Именно по заметкам, которые оставлял Онегин, Татьяна смогла ближе познакомится с его внутренним миром. Книги в кабинете Онегина сформировали его отношение к окружающему миру, его убеждения и взгляды. Они открыли героине мысли и чувства Онегина. Этот пример доказывает, что настоящим искусством можно считать то, что сильно влияет на становление характера и мировоззрения людей. Поэтому книги Джорджа Гордона Байрона «Гуяр» и «Дон Жуан», которые читал и любил Евгений, можно причислить к настоящему искусству.
  5. Л. Н. Толстой «Война и Мир». Л. Н. Толстой затрагивает тему искусства в романе-эпопее «Война и Мир». Николай Ростов вернулся домой расстроенным: он проиграл крупную денежную сумму. Войдя в комнату, он думает о том, что самоубийство станет лучшим выходом из тупика, в котором он оказался. Он прекрасно знал, что семья и так находится в затруднительном положении, а его проигрыш нанесет ужасный удар по состоянию отца. Конечно, в таком настроении его раздражает все, даже пение сестры, Наташи Ростовой. Он не понимает, как все могут быть такими весёлыми, когда он испытывает столько грусти и обиды. Николай начинает прислушиваться к пению сестры и постепенно приходит к определённой гармонии, наслаждается и восхищается её прекрасным голосом и умением. После того как песня закончилась, Николай почувствовал себя спокойнее, нашёл в себе силы признаться отцу в своём неправильном поступке. Так, именно искусство, пение Наташи, помогло Николаю отстраниться от неприятных чувств, принять решение рассказать отцу об участии в азартных играх и попросить его помощи. Настоящее искусство подарило Николаю надежду и веру в свои силы.
  6. А. И. Куприн «Гранатовый браслет». А. И. Куприн в произведении «Гранатовый браслет» затрагивает тему искусства. Желтков влюблён в княгиню Веру Шеину, замужнюю женщину, и на протяжении семи лет пишет ей письма. На именины он передал Вере гранатовый браслет и записку, этот подарок возмутил Николая Николаевича, брата княгини. Тогда Николай и Василий, муж Веры, решили лично встретиться с Желковым, чтобы прекратить эту переписку. Василий позволил Желткову написать последнее письмо его жене, потому что видел, насколько сильно он был влюблён. На следующее утро из газеты они узнали о смерти Желкова. В последнем письме он просил Веру прослушать сонату Бетховена, но она проигнорировала эту просьбу. Только вернувшись домой, после визита в квартиру Желткова, она услышала эту сонату в исполнении Жени Райтер. Произведение Бетховена является настоящим искусством, оно показало Вере те глубокие и трагичные чувства, которые испытывал Желтков. Лишь настоящие произведения искусства способны в точности передать эмоциональное состояние человека.
  7. И. С. Тургенев «Отцы и Дети». И. С. Тургенев в произведении «Отцы и Дети» затрагивает тему искусства. Главным героем является Евгений Базаров, учёный, нигилист, отрицающий любые чувства человека. Он живёт с такими убеждениями, распространяет их. Также Базаров не признаёт искусства, говорит: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», — однако Евгений хорошо знаком со многими литературными произведениями. Автор таким образом показывает, что общество во время написания романа нуждалось именно в деятелях науки, а не искусства. Но роль искусства в жизни человека действительно значительна. Базаров не осознавал того, что настоящее искусство способно влиять на отношение человека к миру, формирование его убеждений и принципов. Он считал, что каждый человек обязан внести вклад в развитие производительных сил страны, совершить научное открытие, которое способно повлиять на совершенствование России. Однако именно творчество помогало другим героям пережит тяжелые моменты и двигаться дальше. Так, Николая Петровича, отца Аркадия, вдохновляла и поддерживала поэзия А.С. Пушкина. Поэтому он смог пережить потерю любимой жены, матери Аркадия, а Евгений, столкнувшись с личной трагедией, а именно отказом Анны, не смог устоять и махнул на свою жизнь рукой. Этот пример говорит о том, что не стоит отказываться от настоящего искусства, ведь оно всегда может исцелить израненную душу и дать человеку надежду на лучшее будущее.
  8. А. С Пушкин «Моцарт и Сальери». А. С. Пушкин в произведении «Моцарт и Сальери» затрагивает тему искусства. Моцарт – добрый, невероятно талантливый человек, его друг – Сальери является полной противоположностью музыканта. Он представляет собой завистливого, жестокого и высокомерного человека, способного из зависти отравить по-настоящему одарённого композитора, своего друга. Сальери занятия музыкой давались нелегко и требовали больших усилий. Он считал, что цель его жизни – это стать знаменитым, в то время как Моцарт стремился создать неповторимую мелодию. Он испытывал радость и наслаждение от самой игры на фортепиано, сочинения новой музыки. Был влюблён в своё занятие, и его музыкой восхищались все. Произведения Моцарта являются настоящим искусством, выражающим чистые и искренние чувства автора.
  9. В.Г. Короленко, «Слепой музыкант». О настоящем искусстве писал В.Г. Короленко. Слепой мальчик Петр очень тяготится своим недугом. Ему тяжело смириться с тем, что он никогда не увидит белый свет и все его богатства. Но однажды мальчик услышал игру Иохима на дудке. Волшебные звуки создают в его воображении целый мир. Он считает мелодию настоящей магией. Семья поддержала это увлечение Петра. Слуги стали исполнять для него народные песни, в которых было столько подлинного чувства, что Петр завороженно слушал и познавал таинственную силу музыки. Эти мелодии вдохновили мальчика всерьёз заняться творчеством. Спустя годы он стал известным музыкантом и реализовал себя в любимом деле. Настоящее искусство дало герою силы для преодоления препятствий и личностного роста.
  10. И.А. Гончаров, «Обломов». Настоящее искусство не может оставить человека равнодушным. Оно тянет нас к развитию, просвещению, лучшему будущему. Его целебный эффект для души описал И.А. Гончаров. Илья Ильич в гостях услышал пение Ольги Ильинской. Красивое исполнение песни «Casta diva» вдохновило героя на самосовершенствование. Он был потрясен этим творческим порывом и действительно изменился к лучшему под его влиянием. Тот самый ленивый и апатичный Обломов стал читать книги, посещать театры и искать в искусстве силы для перевоплощения. Теперь он уже с увлечением рассуждал о новых постановках и публикациях. Да, герою не хватило воли довести этот процесс до конца, но он хотя бы пережил короткий ренессанс в своей пустой жизни благодаря настоящему искусству, которое нашло свое выражение в пении Ольги.
  11. К.Г. Паустовский, «Старый повар». Настоящее искусство всегда приносит человеку утешение и радость. Это доказывает пример, описанный К.Г. Паустовским. Главный герой находился при смерти и сожалел, что не может исповедаться перед смертью. Тогда его дочь привела с улицы первого встречного. Им оказался сам Моцарт. Чтобы принести старику облегчение, музыкант сыграл трогательную песню на клавесине. Повар получил удовольствие и теперь пребывал в гармонии. Он высказал все, что хотел, и эта прекрасная музыка стала его лебединой песнью. После его кончины Моцарт написал прекрасную мелодию, которая стала одной из лучших его работ и понравилась многим людям. Этот пример учит нас тому, что настоящее искусство всегда поддерживает и воодушевляет тех, кто обращается к нему за утешением.
  12. М.А. Булгаков, «Мастер и Маргарита». В настоящем искусстве находят свое отражение вечные темы и новаторство творчества. Оно всегда раздражает, выводит из зоны комфорта, противоречит устоявшимся шаблонам восприятия мира. Это доказывает пример из романа Булгакова. Мастер написал роман о Понтии Пилате, который не понравился советским цензорам. В существующей политической повестке ему не было места. Кроме того, он идеологически противоречил линии партии в литературе. Зато в нем было достаточно идейно-тематического своеобразия и творческой свободы, чтобы вдохновить искушенного читателя на самые светлые порывы и поступки. Такие книги заставляют думать, сопереживать и решаться на что-то. Потому роману Мастеру было суждено провалить проверку цензуры, но остаться в веках шедевром, который воодушевит тысячи людей.

Другие аргументы на эту тему Вы можете найти в следующей подборке.

Автор: Анастасия Казарина

Метки: 11 классаргумент из литературыдля итогового сочиненияЕГЭ по литературепример из литературы

Читайте также:

В рассказе Ивана Тургенева «Певцы» рассказчик оказывается в селе, в котором соревнуются два местных артиста. В нем показана обыкновенная крестьянская жизнь, своеобразно связанная с искусством.

Главные герои рассказа Певцы Тургенева

Краткое описание персонажей

Главные герои:

  • Рассказчик – помещик, охотник; от его лица ведется повествование в рассказе.
  • Яшка-Турок – 23 года, «худой и стройный»; «происходил от пленной турчанки».
  • Рядчик – 30 лет, мужик из Жиздры, «невысокого роста, рябой и курчавый».

Другие персонажи:

  • Николай Иванович – целовальник (так ранее назывался продавец в кабаке), владелец кабака «Притынного».
  • Дикий-Барин (Перевлесов) – 40 лет, «широкоплечий, широкоскулый» с татарскими глазами.
  • Обалдуй (Евграф Иванов) – «загулявший, холостой человек», от которого отказались господа.
  • Моргач – мещанин, бывший кучер; «тертый калач, который знает людей».

Подробная характеристика героев

В 1950 году Иван Сергеевич Тургенев закончил работу над знаменитым рассказом «Певцы». Произведение о том, как в селе Колотовка, в местном кабаке проходили соревнования по пению.

Главные герои рассказа:

  • Рядчик. По словам самого автора – это с виду изворотливый и шустрый человек. Он богатый мужчина, которому приблизительно 30 лет. Рядчик невысокий по росту, но слегка полноват. Перед выступлением ничуточки не испытывает волнения, с уверенностью ступает на сцену, зная, что зрителю понравится его пение.
  • Яшка-Турок. Полная противоположность своему оппоненту. Яшка – молодой человек, которому исполнилось 23 года. Он стройный парень, с явными турецкими очертаниями лица и серыми глазами. Яшка довольно бедный, но душевный человек. Страшно волнуется в начале исполнения, но постепенно успокаивается и поет так красиво и страстно, что даже мужики начинают плакать.

Соревнование выигрывает Яшка, так как его выступление больше затронуло крестьянские души. А Рядчик, не споря, согласился с общим решением, признавая, что молодой соперник и вправду спел очень искренне и волнительно.

Второстепенные персонажи произведения:

  • Рассказчик. Обычный прохожий, посетил трактир, только для того чтобы утолить жажду. Но когда узнал о скором соревновании, из интереса решил остаться. После победы Турка сразу же ушел из заведения, чтобы насладиться впечатлением от прекрасного исполнения и хорошего вечера.
  • Ефграф Иванов. Так называемый Обалдуй. Его прозвали таким именованием, потому что обычно у него нет денег, но, как ни странно, человек никогда не испытывает недостатка в еде, питье и табаке. Обалдуй всегда посещает различные мероприятия. И хоть люди относятся к Иванову с некой брезгливостью, но все они уж очень к нему привыкли.
  • Моргач. Достаточно умный и несколько хитрый человек. Когда-то подрабатывал у одной барыни кучером. После чего скоро убежал от нее, прихватив с собой трое лошадей. Где-то бродил на протяжении года, пришел к хозяйке и молил о прощении. Она опять взяла его на работу. Через некоторое время она отдала Богу душу, а Моргач разбогател.
  • Дикий-Барин. Загадочный и уважаемый человек, с могучим телом и слегка угрюмым видом. Сам по себе он довольно спокоен, почти ничем не занимается, но бедным человеком его вряд ли назовешь.
  • Николай Иванович. Владелец кабака, в котором происходит действие. Он отлично ладит с людьми, поэтому в его заведении всегда много посетителей. Хозяин трактира довольно влиятельный мужчина, к которому прислушиваются многие высоко почтенные особы.
  • Жена Николая Ивановича. По характеру схожа на своего супруга – умная и рассудительная дама. Муж ей всецело доверяет, решает важные вопросы только с ней, бюджетом заведует тоже хозяйка. Она грамотная, впечатлительная женщина, знающая толк в настоящем искусстве. Растрогалась во время выступления Яшки-Турка.

Запоминающиеся персонажи рассказа Тургенева

В данном замечательном произведении, которое было написано великолепным автором Тургеневым, показана история, содержащая описание одного обычного дня существования простых крестьянских людей.

Повествователь оказывается в селе, где проходит некий турнир, участниками которого являются местные артисты. Ему также предлагают остаться на данном представлении для того, чтобы послушать их. После того, как мероприятие заканчивается, рассказчик сразу же удаляется, так как не хочет узреть последствий и гуляний после праздника, потому что считает, что это лишние элементы на данном представлении.

Можно отметить, что автор заложил данную идею за основную, и она заключается в том, что существует невероятно тонкая грань, которая отделяет настоящее профессиональное искусство с непрофессиональным и мнимым его видом.

Образ Яшки

Яшка является одним из самых основных персонажей в данном произведении. Он также приходится участником того представления, которое посещает в дальнейшем рассказчик. При всем своем бедном положении, он обладает интересной внешностью, справедлив в своих решениях, а также очень импульсивен и чувствителен.

Перед своим выступлением его охватывает страх и сильное волнение. Однако, когда он поет, это волнение потихоньку уходит на второй план, и слушатели замечают его большой талант. Он выигрывает данный сор, доводя до слез собравшихся людей, потому что его творчество получилось очень чувственным и искренним.

Рядчик

Показан в произведении и образ Рядчика, который приходился оппонентом для Яшки. Будучи небольшого роста, уже немолодым человеком, он очень уверен перед выступлением, и волнения у него не наблюдается. Его творчество понравилось слушателям, однако в нем не было сильной искренности и душевности.

В этом и заключается основное отличие настоящего профессионального творчества от обычного искусства. Он признает тот факт, что Яшка спел намного лучше, и терпит поражение в данном споре.

Образ Ефграфа Иванова

Мало кто зовет данного персонажа по имени, так как за ним закрепилось прозвище Обалдуя, и оно, пожалуй, дает конкретную характеристику данному герою. Несмотря на то, что многие люди презренно к нему относятся, персонаж всегда сыт, одет и доволен, невзирая на тот факт, что он не работает. А все благодаря тому, что он посещает различные мероприятия, и является символом торжеств и событий.

Моргач

Данный герой показан в образе бывшего кучера для одной богатой женщины, который совершил акт кражи, и был пойман ей же. Однако, ему удалось вымолить у нее прощение, и даже остаться у барыни на службе. Становится богат, после того, как его хозяйка умирает. Он умен, и считает, что необходимо радоваться каждому новому дню.

Сочинение Герои рассказа Певцы

«Певцы» − это рассказ в сборнике русского писателя И. С. Тургенева написанный в 1847–1849 годах. Многие критики не как не могут определить к какому именно жанру отнести его рассказа.

Мысль о написании рассказов «Записка охотника» родилась у писателя как раз во время охоты в Чернском уезде. Он прошёл несколько десятков вёрст, много разных людей видел, в основном крестьян. Но, самое главное он находился «в народе» видел всё своими глазами.

Как уже понятно из названия в рассказе речь идёт о певцах. Тургенев рассказывает, как влияет пение на душу русского человека, описывает образ человека из народа (певца). Пытаясь проникнуть в народную психологию отобразить её на бумаге. Он, не первый из русских писателей кто пытается передать суть «народа, как он есть». До него этим занимались Пушкин, Толстой, Достоевский.

В одном трактире (корчме) в спор вступили двое певцов, кто кого перепоёт. Этим автор показывает ещё одну особенность русского характера, − упрямство. Сам рассказ ведётся от имени лица: барина местного уезда, он всего лишь наблюдатель за событиями, в нём легко угадывается автор.

Главные герои рассказа «Певцы», это:

  1. Целовальник Николай Иванович (владелец корчмы).
  2. Его жена, дети.
  3. Певец Яшка-Турока.
  4. Дикий Барин.
  5. Штатский генерал Шерепеменко.
  6. Барин от лица которого ведётся повествование.

Яшка-Турок и Дикий Барин не как не могли решить кто будет первым петь, потом потянули жребий. В результате, Яшка-Турок певший весёлую песню выиграл состязание.

Читайте также: Преступление и наказание – сочинения и анализ романа Ф. Достоевского.

В «Певцах» Тургеневым показана любопытная галерея образов, села Колотовка. Все они народ, в них отображена психология русского человека, его угрюмость, замкнутость, в то же время доброта и сентиментальность. Но, тем не менее для Тургенева свойственно субъективное суждение о русском народе или как сказал бы Бунин, «восприятие через разовые очки».

Слайд 2

1. В каком журнале было опубликовано произведение «Хорь и Калиныч»А) «Современник»Б) «Вестник»В) «Утренний свет»

Текст слайда:

1. В каком журнале было опубликовано произведение «Хорь и Калиныч»
А) «Современник»
Б) «Вестник»
В) «Утренний свет»


Слайд 3

2. Назовите тему произведения «Хорь и Калиныч» А) тема природы

Текст слайда:

2. Назовите тему произведения «Хорь и Калиныч»
А) тема природы
Б) тема детства
В) тема народа


Слайд 4

3. Кто является главным героем произведения? А) автор Б)

Текст слайда:

3. Кто является главным героем произведения?
А) автор
Б) Хорь и Калиныч
В) господин Полутыкин
Г) Федя


Слайд 5

4. Какая проблема раскрывается в произведении И.С. Тургенева А) природы

Текст слайда:

4. Какая проблема раскрывается в произведении И.С. Тургенева
А) природы
Б) крепостного права
В) человека и природы


Слайд 6

5. Выберите слова характеризующие Хоря А) невысокого роста, образованный, примерный дворянин

Текст слайда:

5. Выберите слова характеризующие Хоря
А) невысокого роста, образованный, примерный дворянин
Б) любил природу, жил в лесу, любил петь, занимался пчеловодством
В) положительный, практичный, рационалист, говорил мало


Слайд 7

6. Какое описание характеризует Калиныча А) любил господина, заговаривал испуг, бешенство, любил природу,

Текст слайда:

6. Какое описание характеризует Калиныча
А) любил господина, заговаривал испуг, бешенство, любил природу, не имел детей, умел читать.
Б) вел разгульный образ жизни, много говорил, грубиян
В) имел счастливую семью, необразован, жесток в обращении с прислугой


Слайд 8

7. Он не хотел быть свободным, но был богат. О ком эти строки?

Текст слайда:

7. Он не хотел быть свободным, но был богат. О ком эти строки?
А) автор
Б) Полутыкин
В) Калиныч
Г) Хорь


Слайд 9

8. Как зовут сына Хоря А) Федор Б) Михаил

Текст слайда:

8. Как зовут сына Хоря
А) Федор
Б) Михаил
В) Афанасий


Слайд 10

9. На каком музыкальном инструменте играл Калиныч А) гармонь Б) губная

Текст слайда:

9. На каком музыкальном инструменте играл Калиныч
А) гармонь
Б) губная гармонь
В) гитара
Г) балалайка


Слайд 11

10. О чем пели песню Хорь и Калиныч А) о природе Б)

Текст слайда:

10. О чем пели песню Хорь и Калиныч
А) о природе
Б) о любви
В) о доле русского человека
Г) о жизни русских женщин


Слайд 12

11. Назовите жанр произведения А) повесть Б) роман В) поэма

Текст слайда:

11. Назовите жанр произведения
А) повесть
Б) роман
В) поэма
Г) рассказ


Слайд 13

12.«В качестве охотника посещая Жиздринский уезд, сошелся я в поле и познакомился с одним калужским мелким помещиком,

Текст слайда:

12.«В качестве охотника посещая Жиздринский уезд, сошелся я в поле и познакомился с одним калужским мелким помещиком, … страстным охотником и, следовательно, отличным человеком». Фамилия помещика:
А) Хорь
Б) Калиныч
В) Полутыкин
Г) автор


Слайд 14

13.Кличка собаки господина Полутыкина.А) ГастрономБ) АгрономВ) АстрономГ) Метроном

Текст слайда:

13.Кличка собаки господина Полутыкина.
А) Гастроном
Б) Агроном
В) Астроном
Г) Метроном


Слайд 15

14.Чья это усадьба? « Посреди леса, на расчищенной и разработанной поляне, возвышалась одинокая усадьба ... Она состояла из

Текст слайда:

14.Чья это усадьба? « Посреди леса, на расчищенной и разработанной поляне, возвышалась одинокая усадьба … Она состояла из нескольких сосновых срубов, соединенных заборами; перед главной избой тянулся навес, подпертый тоненькими столбиками».
А) Хоря
Б) Калиныча
В) Полутыкина
Г) автора


Слайд 16

15.Чья это изба? « Ни одна суздальская картина не залепляла чистых бревенчатых стен; в углу, перед тяжелым образом

Текст слайда:

15.Чья это изба? « Ни одна суздальская картина не залепляла чистых бревенчатых стен; в углу, перед тяжелым образом в серебряном окладе, теплилась лампадка; липовый стол недавно был выскоблен и вымыт; между бревнами и по косякам окон не скиталось резвых прусаков, не скрывалось задумчивых тараканов».
А) Хоря
Б) Калиныча
В) Полутыкина
Г) автора


Слайд 17

16.О ком идёт речь? «… был человек самого веселого, самого кроткого нрава, беспрестанно попевал вполголоса, беззаботно поглядывал

Текст слайда:

16.О ком идёт речь? «… был человек самого веселого, самого кроткого нрава, беспрестанно попевал вполголоса, беззаботно поглядывал во все стороны, говорил немного в нос, улыбаясь, прищуривал свои светло-голубые глаза и часто брался рукою за свою жидкую, клиновидную бороду. Ходил он нескоро, но большими шагами, слегка подпираясь длинной и тонкой палкой».
А) о Хоре
Б) о Калиныче
В) о Полутыкине
Г) об авторе


Слайд 18

17.Какой оброк поначалу был назначен Хорю?А) 36 пудов зернаБ) 50 рублейВ) 36 рублейГ) 50 пудов зерна

Текст слайда:

17.Какой оброк поначалу был назначен Хорю?
А) 36 пудов зерна
Б) 50 рублей
В) 36 рублей
Г) 50 пудов зерна


Слайд 20

1.Действие  рассказа  происходитА.  в  сельце  КолотовкаБ.  в  селе  КолобовкаВ.  в  деревне  КолодовкаГ.  в  городе  Колотовка

Текст слайда:

1.Действие  рассказа  происходит
А.  в  сельце  Колотовка
Б.  в  селе  Колобовка
В.  в  деревне  Колодовка
Г.  в  городе  Колотовка


Слайд 21

2. Действие  разворачивается  в  кабаке,  прозванномА.  «Притонным»Б.  «Притынным»В.  «Придворным»Г.  «Придонным»

Текст слайда:

2. Действие  разворачивается  в  кабаке,
 прозванном
А.  «Притонным»
Б.  «Притынным»
В.  «Придворным»
Г.  «Придонным»


Слайд 22

3.  Выпишите  имена  героев  рассказа  «Певцы»Калиныч,  Яков  Турок,  Герасим,  Николай  Иванович,  Моргач,  Хорь,  Дикий  Барин,  Дикий  Помещик,

Текст слайда:

3.  Выпишите  имена  героев  рассказа  «Певцы»
Калиныч,  Яков  Турок,  Герасим,  Николай
 Иванович,  Моргач,  Хорь,  Дикий  Барин,  
Дикий  Помещик,  рядчик,  Павлуша,  Обалдуй


Слайд 23

4.Описание  внешности    «Сложен  он  был  неуклюже,  «сбитнем»,  как  говорят  у  нас,  но  от  него  так  и

Текст слайда:

4.Описание  внешности    «Сложен  он  был  неуклюже,  «сбитнем»,  как  говорят  у  нас,  но  от  него  так  и  несло  несокрушимым  здоровьем,  и – странное  дело – его  медвежеватая  фигура не  была  лишена  какой-то  своеобразной  грации…»  принадлежит:
А.  Обалдую
Б.  Моргачу
В.  Дикому  Барину
Г.  Николаю  Ивановичу


Слайд 24

5.Какая  характеристика  соответствует  целовальнику  Николаю  Ивановичу?А.  загулявший,  холостой,  дворовый  человекБ.  человек  опытный,  себе  на уме,  не  злой

Текст слайда:

5.Какая  характеристика  соответствует
 целовальнику  Николаю  Ивановичу?
А.  загулявший,  холостой,  дворовый  человек
Б.  человек  опытный,  себе  на уме,  не  злой  и  не  добрый,  а  более  расчетливый
В.  Художник  во  всех  смыслах  этого  слова
Г.  Человек  расторопный  и  сметливый,  осторожный  и  эгоист


Слайд 25

6. Кто  победил  в  пении?А.  МоргачБ.  РядчикВ.  ОбалдуйГ.  Яшка  Турок

Текст слайда:

6. Кто  победил  в  пении?
А.  Моргач
Б.  Рядчик
В.  Обалдуй
Г.  Яшка  Турок


Слайд 26

7.Действие  рассказа  происходит:А.  зимойБ.  летомВ.  веснойГ.  Осенью

Текст слайда:

7.Действие  рассказа  происходит:
А.  зимой
Б.  летом
В.  весной
Г.  Осенью


Урок №31, класс 6-Б

Тема. И.С.Тургенев «Бежин луг».Портретная характеристика героев рассказа

Цели урока: показать богатство духовного мира крестьянских детей, мастерство Тургенева в создании портретных и сравнительных характеристик героев; обобщение и углубление изученного по творчеству И.С.Тургенева; найти и проанализировать портретные характеристики мальчиков; показать, как автор относится к своим героям; рассказать об историях, рассказанных мальчиками;  

 выяснить, как они характеризуют детей-рассказчиков;

 развивать внимание, память, мышление, умение анализировать, делать выводы;

 воспитывать внимание к окружающему миру, любовь и тягу к непознанному.

Планируемые результаты:

 формирование у учащихся навыков взаимодействия в группе по алгоритму;

 выделять и формулировать познавательную цель применять метод информационного поискаустанавливать рабочие отношения;

 научиться составлять характеристику героев.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний.

Создание учителем настроя учащихся на творческую работу с текстом рассказа “Бежин луг”.

Летний вечер.                                    a856d747f90eefc4d0adde2af4adc0d5.png

За лесами

Солнышко уж село;

На краю далеком неба

Зорька заалела;

Но и та потухла.

 Топот

В поле раздается.

То табун коней в ночное

По лугам несется.

Ухватя коней за гриву,

Скачут дети в поле.

То-то радость и веселье,

То-то детям воля!

 По траве высокой кони

На просторе бродят;

Собралися дети в кучку,

Разговор заводят…

 И на ум приходят детям

Бабушкины сказки:

Вот с метлой несётся ведьма

На ночные пляски;

 Вот над лесом мчится леший

С головой косматой,

 А по небу, сыпля искры,

Змей летит крылатый;

 И какие – то все в белом

Тени в поле ходят…

Детям боязно – и дети

Огонёк разводят.

3.Целеполагание.

— Как связано это стихотворение с нашим сегодняшним уроком? (В рассказе Тургенева  мы знакомимся с деревенскими мальчиками, которые вышли  в ночное). 

— Что значит «выйти в ночное»? (Пастьба лошадей ночью)  Что значит для мальчиков ночное? (свобода, самостоятельность)

— Как относится герой – рассказчик к ребятам, которых он случайно встретил в ночной степи? Как мы об этом узнаем? (Свое отношение автор и герой-рассказчик передает с помощью описания.)

4.Изучение нового материала.

Каждый из вас получил карточку, раскройте её.

— Что вы видите? (текст) Что  это за текст? (Описание, портрет)

 А что такое портрет? (изображение внешности героя (его лица, фигуры, одежды) в произведении).

 — Что можно узнать по портрету?

 — Можем ли мы по портрету сказать о внутренних качествах человека?

  1. Это был стройный мальчик четырнадцати лет, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувесёлой, полурассеянной  улыбкой. (Федя).
  2. У него всклокоченные чёрные волосы, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный; вся голова огромная, как говорится, с пивной котёл;  тело приземистое, неуклюжее.  (Павлуша).
  3. Лицо у него было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, сжатые губы не шевелились, сдвинутые брови не расходились. Его жёлтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки (Илюша)
  4. Это мальчик лет десяти…Всё лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва был можно различить; но странное впечатление производили его большие, чёрные, жидким блеском блестевшие глаза.  (Костя).

Ваша задача – определить, о ком идёт речь. Можете воспользоваться подсказкой партнера по плечу. Посмотрите на мальчиков (портрет Феди, портрет Вани, портрет Кости, портрет Илюши, портрет Павлуши на каждом столе) и определитесь с героем.

Работа в парах.

Дома вы готовили описание внешности главных героев. Зачитайте  ваше описание друг другу.

— Согласны, что правильно определили героя?

—  Обсудите в парах, почему никто не занял место у портрета Вани.

— Почему же?

img14.jpg

5.Физминутка.

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

6.Закрепление материала.

— Почему крестьянские ребятишки оказались  ночью на Бежином  лугу?

«Это были крестьянские ребятишки, которые стерегли табун» 

— Кто из мальчиков самый богатый? Откуда вы это знаете? (Федя. По одёжке)

— Сколько лет было детям?(Феде – лет 14, Павлуше и Илюше на вид не более 12 лет, Косте – 10, Ване -7.)

— Что готовили мальчики? (картошку)

Ответить письменно на вопросы:

1.О чём говорят мальчики у костра?  Они  говорят о домовых, леших, об оживающих по ночам мертвецах и утопленниках, о Тришке-антихристе, о водяном, про русалку, о голосе, об утопленнике Васе.

2.Какие поверья бытуют среди ребят? О том, что можно увидеть того, кто умрёт в очередном году, праведная душа в голубе может быть, солнечное  затмение – предвестник антихриста, белые волки побегут, людей есть будут.

3.Кто из мальчиков самый смелый? Почему вы так считаете? Павел. Он не боится поскакать на волка, ночью, без хворостинки в руке, совершенно один. Именно Павлуше принадлежат самые весёлые истории в этом рассказе. Он же идёт за водой, несмотря на рассказы об утопленниках.

4.Почему ребята рассказывают друг другу страшные истории? В разговорах мальчиков отражаются суеверия и страх перед ними: мальчики верят в то, чего нет на свете, но что внушено им невежеством и суеверием взрослых.

— Дети интересны охотнику?

Несмотря на разницу в возрасте, образование, воспитание, социальный статус, дети интересны Тургеневу. Он забывает об усталости и внимательно слушает все эти истории. Охотник не уснул у костра, а с нескрываемым любопытством наблюдал за ребятами. В своём рассказе он выразил чувство глубокой искренней симпатии к крестьянским детям.

— Как вы себе представили мир крестьянских детей 19 в.? Чем он наполнен? Как они жили?  (С одной стороны, самостоятельные с пелёнок впитавшие всё русское: отношение к природе, поверья, приметы, живой ум. С др. стороны, тяжёлый труд, отсутствие возможности учиться.)

— Можем ли мы по портрету сказать о внутренних качествах человека?

img5.jpgimg6.jpg

img9.jpgslide_8.jpg

img8.jpg

— Можно ли по речи узнать и раскрыть образ героя? (Рассказы детей красочны, ярки, свидетельствуют о богатстве их  воображения, об умении передать свои впечатления, но вместе с тем в большей степени они говорят о другом: о темноте детей, о том, что дети находятся в плену самых диких суеверий.) Вот перед вами еще одна сторона мира детства в изображении Тургенева.

7. Итог урока

     В каждом портрете есть загадка. Мы чувствуем, что Тургенев словно бы зовет нас вглядываться и вдумываться, не останавливаясь на первом впечатлении.  И хотя он и  показывает какие-то недостатки внешности мальчиков, но с симпатией относится к детям. В изображении  Тургенева это даровитые, способные дети. Каждый из них отличается своим, особым характером.

    Федя исполнен чувства собственного достоинства, которое выражается в том, что старается больше слушать, чем говорить: он боится как бы не сказать какую-нибудь глупость.

     Павлуша деловит и заботлив: он варит картошку, ходит за водой. Он самый смелый и мужественный из мальчиков: один без хворостинки он поскакал на волка, в то время как все остальные мальчики страшно перепугались. От природы он наделён здравым смыслом.

     Илюша пытлив, любознателен, но ум и любознательность направлены у него только  на страшное и таинственное. Ему кажется, что вся жизнь  окружена лишь враждебными человеку духами.

     Костя от природы жалостлив: он сочувствует всем людям, пострадавшим, по его мнению, от злых духов.

     Ваня, о котором в рассказе не сказано практически ничего, глубоко любит природу. Днём ему нравятся цветы, ночью – звёзды. Это он в искреннем порыве своей детской  непосредственности отвлек внимание мальчиков от разговора о страшном к прекрасным звёздам.

Рефлексия

8.Домашнее задание.

Роль картин природы в рассказе «Бежин луг».

Вн.чт. И.С. Тургенев Рассказ «Певцы»

Класс: 8

Цель:

— раскрыть перед учащимися гениальное мастерство И.С.Тургенева в области словесной живописи, его безграничную любовь к русскому народу;

— закрепить умение учащихся в анализе текста;

— обогатить словарный запас учащихся;

— развивать культуру устной и письменной речи.

Планируемые результаты:

Личностные: воспитание уважения к Отечеству, его прошлому; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия русской литературы, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные: развитие умений работать в паре, составлять таблицы и схемы для решения учебных задач, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью; развитие ИКТ-компетенции.

Коммуникативные УУД : уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной и письменной форме

Предметные: формирование потребности в чтении как средстве познания; уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою.

Ход урока:

I. Организационный этап

Создание психологической атмосферы урока, включение учащихся в деловой ритм урока.

II. Мотивация учебной деятельности.

Беседа с классом:

-С творчеством Тургенева мы знакомились в 5-х — 7-х классах.

— Какие произведения, принадлежащие перу писателя вы можете вспомнить? («Бежин луг», «Муму», стихотворение в прозе о русском языке)

— А кто может прочесть стихотворение в прозе о русском языке?

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством И.С. Тургенева. Мы уже говорили о том, что Тургенев был тем писателем, в жизни которого искусство имело очень большое значение. К его оценкам прислушивались не только поэты и писатели, но и художники, и композиторы: Крамской, Поленов, Бородин, Римский-Корсаков и др.

Музыкальные образы и произведения живописи играли важную роль в композиции тургеневских произведений. Современники писателя считали характерным свойством его таланта «поэзию», т.е. внимание к «идеальным» движениям души. Но он не ограничивался отображением прекрасного, а обращался и к трагической стороне жизни, к противоречиям социальной действительности. Сегодня мы будем говорить только об одной из граней великого писателя – о его отношении к возвышенному и прекрасному.

Тургенев в любом человеке, своем герое, стремился уловить отблески «идеального», гуманного человека, и потому часто изображал его в состоянии душевного подъема. Низменной прозе повседневной жизни Тургенев противопоставлял напряженную внутреннюю жизнь мечтателей, их несомненную духовность. Писатель в своих художественных изображениях интересуется моментами единения человека с Природой, Красотой. Он задается вопросами: «Какое значение имеет искусство для общества? Как оно воздействует на человека?»

Вот на эти вопросы мы и постараемся ответить вместе с писателем. А помогут нам в этом герои рассказа И.С. Тургенева «Певцы».

ГЛОССАРИЙ. Записать, что обозначает слово гуманный.

III. Актуализация знаний:

  1. Беседа с классом:

Мы не просто так вспомнили это стихотворение. Сегодня мы убедимся, как автор с помощью «великого и могучего языка» создает талантливых персонажей в рассказе «Певцы», который вы должны были дома прочесть. Но для начала ответьте мне на вопрос:

— Что, на ваш взгляд, представляет собой искусство? (это форма творчество, способ духовного самовыражения человека)

— Какие виды искусства вы знаете? (живопись, графика, архитектура, скульптура, театр, кино танец и т.д.)

— Ребята, а как вы думаете какова же тема нашего урока? (ученики формулируют тему урока).

  1. Работа в тетрадях:

— Помните ли вы рассказы «Бежин луг», «Бирюк»? Какой из них кажется вам особенно интересным? Доступным? Современным? Как начинается и завершается каждый из них?

— Почему «Записки охотника» переведены на многие европейские языки?

— Какова история создания и публикации рассказа «Певцы»? Почему рассказ неоднократко подвергался цензурной правке?

IV. Усвоение новых знаний.

  1. Слово учителя

С детских лет Тургенев был неизменным поклонником и ценителем музыки. Он обладал безукоризненным музыкальным слухом, улавливающим самую ничтожную ошибку, любой фальшивый звук. Музыка часто звучит на страницах произведений И.С. Тургенева.

Впервые рассказ «Певцы» был напечатан в журнале «Современник» (1850, № 11). В письмах к К.С. Аксакову (1852-1853) Тургенев замечал: «…по моему мнению, трагическая сторона народной жизни ускользает от вас, между тем как самые наши песни громко говорят о ней!»

Первоначальное название рассказа «Притынный кабачок» Н.А. Некрасов заменил на «Певцы». Именно пение предстало в рассказе «лучшим выражением всего того», что переполняло сердца не только певцов, и слушателей: «Оно было поэзией их жизни, и в нем, как в зеркале, все они выразились».

  1. Работа с текстом. Фронтальный опрос

Задание 1. Вспомните начало рассказа, где описывается село, в котором произойдут события. Откройте тексты, прочтите этот фрагмент. (Чтение отрывка вслух.) абзац, с. 289)

— Какое впечатление произвело на вас описание сельца?

Обобщение. Бегло, но впечатляюще рисует Тургенев село. Ничто здесь не несет следов красоты, полноты жизни. И само название села – Колотовка – символично. Даже в деревенском пейзаже мы ощущаем запущенность и бесприютность самой земли. (Ученики отмечают, что особую смысловую нагрузку несут строки: “на скате голого холма, сверху донизу рассеченного оврагом, который, зияя как бездна, вьется разрытый и размытый… ”. Эта пейзажная зарисовка создает ощущение какой-то безотчетной тревоги и по дальнейшем прочтении рассказа начинаешь понимать, что такой пейзаж далеко не случаен, поскольку напрямую связан с судьбами героев рассказа, такими же разрытыми и размытыми, как и этот овраг.)

— Какую роль в повествовании играет описание июльского дня? На сером фоне ничем не выделяется небольшое строение кабака, куда зайдет автор-охотник, спасаясь от жары и жажды. Солнце, заливающее всю деревню, только подчёркивает нищенское существование деревни. Перед охотником открывается сборище людей, резко несхожих между собой, с очень разными судьбами.

-т При помощи какого необычного события писателю удается подчеркнуть эту несхожесть, даже контрастность? Состязания певцов.

Слово учителя. Есть мнение, что состязания певцов существовали только у древних восточных народов. У русского народа тоже бытовала эта традиция. Она, кстати, и сегодня жива, только приобрела форму больших или маленьких праздников, песенных фестивалей.

То, что произойдет в кабачке, названном Притынным, событие немноголюдное, не приуроченное к какой-то дате. Оно интересно Тургеневу даже не содержанием песен, его в первую очередь интересуют типы людей, личности, их чувства, переживания. В данном случае как они могут выразиться через пение и его восприятие. Ведь от аудитории, от слушателей, от того, насколько они восприимчивы и близки по духу исполнителям, зависит очень многое… Таинственное, сокровенное свойство духовной жизни всякого народа – общение на языке искусства. В те часы и минуты, когда можно отрешиться от повседневной суеты, от больших и малых забот…

Вы заметили уже по предыдущим рассказам, что чаще всего главные герои у Тургенева появляются не сразу, исключением является лишь Бирюк. Наверное, это одно из общих правил искусства – стремление постепенно подготовить к главному.

Задание 2. Понаблюдаем вместе с автором за посетителями кабака – будущими слушателями. Кто составит круг слушателей? Назовите их.

Какую роль в повествовании играет описание июльского дня?

На сером фоне ничем не выделяется небольшое строение кабака, куда зайдет автор-охотник, спасаясь от жары и жажды. Солнце, заливающее всю деревню, только подчёркивает нищенское существование деревни. Перед охотником открывается сборище людей, резко несхожих между собой, с очень разными судьбами.

При помощи какого необычного события писателю удается подчеркнуть эту несхожесть, даже контрастность? Состязания певцов.

Понаблюдаем вместе с автором за посетителями кабака – будущими слушателями. Кто составит круг слушателей? Назовите их.

  1. Лексическая работа

Кабак – питейное заведение (синоним: трактир, харчевня).

Целовальник — продавец в питейном заведении (синонимы: кабатчик, продавец).

Рядчик – тот кто рядит, подряжает. Так называли второстепенных подрядчиков, берущих на себя не работу, а лишь вербовку рабочих.

Осьмуха — здесь восьмая доля ведра.

Лотошил  — бойко молол языком, болтал.

Жребий – решение вопроса о праве или очередности путем вынимания наугад предмета из ряда подобных (синонимы: судьба, участь, доля)

  1. Изображение русской жизни и русских характеров в рассказе

( Индивидуальная работа )

  1. Анализ фрагмента рассказа с начала до слов «…как только я переступил порог». Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям: целовальник, флегматический, мещанский быт, красный товар, становой, фризовая шинель, суконная чуйка, Езоп изнеженный, околоток, белая изба, штоф, лубочные картины, ярмо, сюртук, армяк, оторочка, плисовый воротник, свита (свитка), рядчик. Перескажите близко к тексту фрагмент, где автор рассказывает о целовальнике Николае Ивановиче. Чем он отличается от окружающих? Почему к нему относились с почтением? Как автор относится к герою?

Прочитайте описания села Колотовки. Какие чувства хотел вызвать автор этими описаниями? Можно ли им судить об общественно-политических взглядах Тургенева? Какие детали и с какой целью подчеркивает автор в портретах Яшки-Турка, Рядчика и Дикого-Барина?

  1. Анализ фрагмента рассказа со слов «Мой приход – я это мог заметить…» до слов «…смесь, которой я не встречал ни в ком другом». Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям: грош, картуз, приказчик, снимать бакши, черпальщик на бумажной фабрике, Геркулес, он не походил ни на дворового,, ни на мещанина, ни на обедневшего подъячего в отставке, однодворец.

Прочитайте по ролям фрагмент рассказа со слов «Ну, что ж! – возопил вдруг Обалдуй…» до слов «Яков впился в него глазами». Выберите для разговора глагольную лексику, используемую в словах автора при прямой речи. Сделайте вывод о мастерстве писателя в передаче характера речи каждого персонажа. Заполните цитатную таблицу:

Герой рассказа

Происхождение прозвища

Прошлое героя

Портрет

Поведение

Речь

Обалдуй

Моргун

Дикий-Барин

Выводы о мастерстве писателя

  1. Анализ фрагмента рассказа со слов «Итак, рядчик выступил вперед…» до конца рассказа. Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям: фальцет, аспид, Ирод, осьмуха, фофан, банный лист, ярый.

Прочитайте выразительно описание пение рядчика со слов «Итак, Рядчик выступил вперед…» до слов «…общий, слитный крик ответил ему неистовым взрывом». Какие особенности пения рядчика подчеркивает автор? Предположите, почему рядчик не победил в певческом поединке. Отметьте плюсы и минусы его пения.

Прочитайте выразительно описание пения Яшки-Турка со слов «Первый звук его голоса был слаб и неровен…» до слов «…увидал, что победа была его».

Чем Яшка-Турок покорил слушателей? Как его слушал каждый из посетителей кабачка? Что подчеркивает рассказчик в его пении? Выделите детали психологического портрета рядчика и Яшки-Турка. Заполните цитатную таблицу:

Рядчик

Яшка-Турок

Обобщающая беседа:

  • Какие картины русской жизни изображает автор? Каково его отношение к этим картинам?

  • Какие особенности русских характеров подчеркнуты в рассказе? С какой целью?

  • Докажите, что герои обладают природными талантами. Как пение мужиков влияет на слушателей? Подтвердите свои мысли цитатами.

Образ повествователя в рассказе. Способы выражения авторской позиции

Аналитическая беседа:

  • Каким предстает в повествовании рассказчик? Каковы его черты характера, отношение к мужикам?

  • Докажите, что автор и рассказчик различаются.

  • Какими способами выражается в рассказе авторская позиция? Обоснуйте свое мнение, обратившись к именам и прозвищам, деталям портрета, пейзажа, интерьера, речи героев и т.п.

  • Найдите и прокомментируйте прямые авторские оценки героев.

  • Почему повествование в рассказе не заканчивается песней Якова-Турка? С какой целью автор включает в рассказ его финальную часть?

Практическая работа:

Группа 1.

Группа 2.

Группа 3.

Составление плана сравнительной характеристики певцов.

Подбор цитат на тему: «Внешний облик и внутреннее состояние певцов во время состязания.

Характеристика образа повествователя и средств его создания.

V. Первичная проверка усвоения знаний:

— Каков смысл противопоставления образов рядчика и Якова Турка?

Комментарий учителя:

В образах героев нашли отражение два типа искусства: искусство, завораживающее причудливостью формы, темпераментом исполнителя (рядчик), и искусство, призванное вызывать глубокий отклик в душе человека, пробуждать в нем стремление к высоким чувствам (Яков Турок).

— Почему рассказ завершает «пьяная сцена»? (Тургенев не хочет идеализировать героев. Он показывает, какое губительное влияние оказывает на русский народ, со всей его широкой душой и талантами, власть «страшного оврага».)

— А где же главные действующие лица, где певцы?

— Как описывает автор их внешность до начала состязания?

— Что вам особенно запомнилось в образе певцов?

— Внешность – важная или второстепенная деталь в характеристике? 

Обобщение. Главные действующие лица находятся тут же, в кабачке. Автор рисует еще до начала состязания их облик и настроение, заставляя вглядываться в мельчайшие черточки, но не произнося своего последнего слова, оставляя его за нами после того, как мы с вами тоже «услышим» пение. Да, именно «услышим». Поразительна сила художественного слова. Слово может передать не только портрет рядчика или Якова Турка – певцов, но и сам процесс их пения.

Все противоположно в двух этих людях, и социальные судьбы их тоже разные. Рядчик (подрядчик), похоже, благополучный мещанин, имеет что-то за душой, не случайно он чувствует себя уверенно. Не столь живописен и благополучен второй певец – Яков Турок. Но заметьте, – здесь, лишь мельком упомянув об одежде, рассказчик акцентирует внимание на другом: «Его впалые щеки, большие беспокойные глаза, прямой нос с тонкими подвижными ноздрями, белый покатый лоб – все изобличало человека впечатлительного и страстного». Напряженная и нелегкая жизнь у него за плечами.

— Как готовятся певцы к предстоящему событию? Найдите в тексте рассказа эти фрагменты и прочитайтеКомандная работа (с. 293-пение Рядчика, с. 294-песня Якова.) Можете «оживить »состояние души каждого исполнителя на иллюстрациях.

Обобщение. К предстоящему состязанию певцы готовятся по-разному, каждый в соответствии со своим темпераментом, а главное – с представлением о себе и своих возможностях.

Брошен жребий. Начинать выпало рядчику. И вот перед нами чудо – русская народная песня, родившаяся глубоко в веках, бережно хранимая народом, донесенная во многих прекрасных образцах и до нас, жителей XXI века. Песни так же многообразны, как и люди. И подлинные певцы те, кто до конца раскроет их своеобразие. Оба исполнителя из таких мастеров. Выбрали они, как увидим, очень разные песни. И «исполнительский стиль» их контрастен.

— Какие песни пели певцы? Какая песня понравилась вам? Давайте послушаем песню, которую исполнял Яшка. Какое впечатление произвела она на вас? 

— Давайте задумаемся над смыслом названия рассказа «Певцы». Только ли исполнители являются певцами?

Обобщение. Умение слушать и понимать настоящее национальное пение – это тоже причастность к искусству.

— Как характеризует автор состояние души слушателей после пения Якова?

Обобщение. Для характеристики его Тургенев избирает удивительные детали: жена целовальника плакала, сам Николай Иванович потупился, Моргач отвернулся, рядчик тихо встал и подошел к Якову. «Ты… твоя… ты выиграл», – произнес он наконец с трудом и бросился вон из комнаты».

VI. Рефлексия.

Наш урок подходит к концу. И я думаю, что мы все согласимся с мыслью И.С. Тургенева о том, что великая сила искусства заключается в том, чтобы волновать душу человека, вызывая бесконечные устремления его к добру, красоте, свету. И мне очень хочется, чтобы вы помнили слова французского писателя Вольтера о том, что «истинное и прекрасное одинаково во все времена». А великий русский художник Н. Рерих, как будто подхватывая его мысль, утверждал, что «искусство едино и нераздельно. Искусство для всех. Каждый чувствует истину красоты… Искусство объединит человечество». И если мы научимся понимать, ценить и беречь искусство, значит, мы сумеем жить по законам добра и красоты, и наша жизнь будет заполнена «поэзией».

Что нового вы узнали на уроке?

— Довольны ли вы своей работой?

VII. Информация о домашнем задании: выразительное чтение наизусть стихотворения в прозе «Нищий», вопросы и задания после текста (1 и 2 – в тетради письменно, остальные устно). Подготовить письменную сравнительную характеристику певцов или письменно ответить на вопрос: «Какие две стороны русского национального характера выражены в народных песнях в рассказе Тургенева «Певцы»? (По выбору учащихся).

( Индивидуальная работа )

  1. 1. Анализ фрагмента рассказа с начала до слов «…как только я переступил порог». Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям: целовальник, флегматический, мещанский быт, красный товар, становой, фризовая шинель, суконная чуйка, Езоп изнеженный, околоток, белая изба, штоф, лубочные картины, ярмо, сюртук, армяк, оторочка, плисовый воротник, свита (свитка), рядчик. Перескажите близко к тексту фрагмент, где автор рассказывает о целовальнике Николае Ивановиче. Чем он отличается от окружающих? Почему к нему относились с почтением? Как автор относится к герою?

Прочитайте описания села Колотовки. Какие чувства хотел вызвать автор этими описаниями? Можно ли им судить об общественно-политических взглядах Тургенева? Какие детали и с какой целью подчеркивает автор в портретах Яшки-Турка, Рядчика и Дикого-Барина?

  1. 2. Анализ фрагмента рассказа со слов «Мой приход – я это мог заметить…» до слов «…смесь, которой я не встречал ни в ком другом». Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям: грош, картуз, приказчик, снимать бакши, черпальщик на бумажной фабрике, Геркулес, он не походил ни на дворового,, ни на мещанина, ни на обедневшего подъячего в отставке, однодворец.

Прочитайте по ролям фрагмент рассказа со слов «Ну, что ж! – возопил вдруг Обалдуй…» до слов «Яков впился в него глазами». Выберите для разговора глагольную лексику, используемую в словах автора при прямой речи. Сделайте вывод о мастерстве писателя в передаче характера речи каждого персонажа. Заполните цитатную таблицу:

Герой рассказа

Происхождение прозвища

Прошлое героя

Портрет

Поведение

Речь

Обалдуй

Моргун

Дикий-Барин

Выводы о мастерстве писателя

  1. 3. Анализ фрагмента рассказа со слов «Итак, рядчик выступил вперед…» до конца рассказа. Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям: фальцет, аспид, Ирод, осьмуха, фофан, банный лист, ярый.

Прочитайте выразительно описание пение рядчика со слов «Итак, Рядчик выступил вперед…» до слов «…общий, слитный крик ответил ему неистовым взрывом». Какие особенности пения рядчика подчеркивает автор? Предположите, почему рядчик не победил в певческом поединке. Отметьте плюсы и минусы его пения.

Прочитайте выразительно описание пения Яшки-Турка со слов «Первый звук его голоса был слаб и неровен…» до слов «…увидал, что победа была его».

Чем Яшка-Турок покорил слушателей? Как его слушал каждый из посетителей кабачка? Что подчеркивает рассказчик в его пении? Выделите детали психологического портрета рядчика и Яшки-Турка. Заполните цитатную таблицу:

Рядчик

Яшка-Турок

8

  • Характеристика русалочки из сказки андерсена русалочка
  • Характеристика рассказа темные аллеи героев
  • Характеристика савельича из рассказа капитанская дочка
  • Характеристика рады из рассказа макар чудра
  • Характеристика рыбки из сказки о рыбаке и рыбке 2 класс по плану