Характеристика рассказа толстый и тонкий характеристика героев

Рассказ толстый и тонкий написан веслым и совсем молодым, двадцатитрхлетним антошей чехонте, однако в нм уже намечены те черты зрелого

Рассказ «Толстый и тонкий» написан весёлым и совсем молодым, двадцатитрёхлетним Антошей Чехонте, однако в нём уже намечены те черты зрелого Чехова, о которых хорошо сказал известный филолог А.А. Белкин:

«Он раскрывал страшное в нестрашном» (Белкин А.А. Читая Достоевского и Чехова. М., 1973. С.195).

Сюжет, как практически всегда у Чехова, не содержит ничего мало-мальски исключительного и сводится к мимолётной встрече двух гимназических приятелей после длительного перерыва. Однако через незначительное и смешное событие (которое и событием-то назвать трудно) вскрывается не только тема живучести чинопреклонения, но шире – тема ломки личности фальшивой иерархией жизненных ценностей, причём самое печальное, что жертва этой ломки искренне не замечает своей исковерканности.

Закономерности малой формы (а рассказ занимает меньше двух страниц) естественно обусловливают особую ёмкость двух способов изображения: художественной детали и речи персонажей. Именно в них реализуется комический и в то же время грустно-иронический пафос, казалось бы, предельно объективированного повествования. Обратимся к тексту.

Сущность персонажей, подчёркнутая в заголовке, юмористически сводится к одной черте их внешнего облика, мотивированной социальными условиями жизни, а ещё более – штампами «низкого» комического жанра: «толстый» для читателя XIX и первой половины XX вв., как правило, благополучен и богат, «тонкий» же если не беден, то испытывает несомненные материальные затруднения, стеснён в средствах. Интересно, кстати, что в настоящее время эта оппозиция заменилась на свою противоположность: если человек худощав и подтянут, значит, он имеет возможность следить за своей фигурой и здоровьем; полнота же, как правило, свидетельствует об однообразном и нездоровом питании и образе жизни.

Николаевская железная дорога соединяла Москву и Петербург, и подавляющее большинство её пассажиров относилось к служащему, «казённому» люду. Так уже первой крохотной деталью, конкретным наименованием железнодорожного пути, автор соответствующим образом настраивает ожидания читателя, окрашивая предстоящий конфликт в «служебные» тона.

Детали последующего описания «толстого» и «тонкого», сохраняя комическую окраску, увеличивают и углубляют социальную дистанцию между ними, превращаясь в символический параллелизм: «толстый» вкусно и жирно пообедал в ресторане, пахнет от него «хересом и флёрдоранжем» (дорого и солидно); «тонкий» же обвешан багажом, перекусывал явно в вагоне, и пахнет от него «ветчиной и кофейной гущей» (дёшево и обыденно). То, что жена и сын «тонкого» упомянуты после «чемоданов, узлов и картонок», усиливает печально-комический эффект.

Экспозиция завершена. После завязки (непосредственного момента узнавания, завершающегося знаменательной фразой «Оба были приятно ошеломлены») развивается основное действие рассказа – диалог, во время которого говорит в основном «тонкий».

Комический эффект повествования поддерживается торжественно-чрезмерной реакцией приятелей на встречу («…троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слёз»), необычно выспренним именем сына «тонкого» (Нафанаил; здесь слышится отголосок традиции Гоголя – блестящего выдумщика имён для своих персонажей; напомним хотя бы имена двух сыновей Манилова – Алкид и Фемистоклюс), преувеличенным почтением героя к своей «урождённой Ванценбах… лютеранке», а также упорным употреблением полного имени мальчика-гимназиста и повторяющимися однотипными описаниями его действий.

Диалог встретившихся приятелей распадается на две резко противоположные части: до кульминации рассказа и после. Естественная интонация первой половины разговора искренна и свободна, речь не стеснена никакими внутренними запретами, восклицания перемежаются вопросами и непринуждёнными воспоминаниями. Несколько настораживает читателя откровенное признание «тонкого», что в гимназии тот «любил ябедничать»; эта деталь косвенно говорит о его подобострастном отношении к начальству.

И вдруг катастрофа, кульминация рассказа – сообщение «толстого» о своём чине тайного советника. Напоминаем, что в царской России это был гражданский чин III класса и его обладатели занимали высшие государственные должности – например, товарища министра. Чин же «тонкого», коллежский асессор, относился к VIII классу; его обладатели обычно возглавляли низшие структурные части государственных учреждений, такие, как «стол». Орден св. Станислава относился к самым низшим государственным наградам, а «звёздами» именовали высшие ордена, такие, как св. Александра Невского или Андрея Первозванного. Таким образом, для читателя – современника Чехова сразу наглядно обнаруживалась социальная пропасть между приятелями.

Мощь впечатления, произведённого этой информацией на «тонкого», экономно передаётся рядом динамичных глаголов («побледнел, окаменел», лицо «искривилось» улыбкой, от глаз «посыпались искры»; при этом три глагола имеют одинаковую приставку «с»: «съёжился, сгорбился, сузился…»). Потрясён не только герой; «съёжился» багаж (который опять предшествует семейству), стал ещё длиннее подбородок жены, «вытянулся во фрунт» сын-гимназист.

Но самое смешное и грустное, как трансформируется речь «тонкого»: «ты» заменяется на «вы», «милый мой» – на «ваше превосходительство», неизвестно откуда появляется масса словесного мусора – и словоерсы, и всевозможные «можно сказать» и «некоторым образом», а также элементы «высокого штиля» –
«милостивое внимание», «живительная влага». Не менее разительна перемена синтаксиса: практически ни одно предложение не закончено – так и слышно, как прерывается от почтительности дыхание.

Эта прерывистость и спонтанность речевого потока играет очень важную роль, так как она говорит об искренности и самозабвении героя. По контрасту вспомним униженные и льстивые, но обдуманные и взвешенные реплики Молчалина из комедии А.С. Грибоедова; там за словоерсами скрывается совсем иной характер. В чеховском рассказе смешное (и страшное) впечатление производит именно неуправляемость и, так сказать, «натуральность» поведения «тонкого».

Весьма показательно, что «толстый» тайный советник никоим образом не провоцирует своего визави на такое самоуничижение. Он пытается прервать его излияния – и видит, что сделать этого не в состоянии. Остаётся попрощаться, скрывая подступившую тошноту.

Финал рассказа вновь насыщен глаголами, с лаконичным юмором изображающими меру потрясения «тонкого» и его семейства: он пожал «толстому» «три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал, как китаец»; жена «улыбнулась», сын «шаркнул ногой и уронил фуражку». Последняя фраза «Все трое были приятно ошеломлены» перекликается с аналогичной фразой завязки; это заставляет читателя переосмыслить выражение «приятно ошеломлены» и почувствовать его второй, иронический, смысл.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Чехов
  • Герои рассказа Толстый и тонкий

Настоящие имена героев рассказа «Толстый и тонкий» известны. Худого зовут Порфирий, а полного – Михаил. Однако автор нарочно делает упор на внешний вид, чтобы легче было противопоставить одного участника событий другому. Случайно встретившиеся на вокзале приятели разные не только снаружи. Внутренняя сущность у каждого своя и вряд ли между ними возможно взаимопонимание.

Михаил — толстый. Толстый господин доволен жизнью и привык ни в чем себе не отказывать. Держится он спокойно и уверенно, как человек, которому нечего опасаться. Он высоко поднялся по карьерной лестнице, стал тайным советником, отмечен наградами. Увидев в толпе знакомое лицо, он искренне обрадовался. Вопреки статусу и заслугам он с отвращением относится к чинопочитанию. В описанной ситуации сытый и обласканный судьбой Михаил ведет себя достойно и выглядит проще и порядочнее уставшего от невзгод Порфирия. Преуспевающий человек столкнулся с людьми, которые привыкли раболепно пресмыкаться, потеряли веру в себя, поэтому выживали, как могли. Толстый Миша не ожидал столь внезапного превращения друга в лицемерного человечишку, которому бесполезно объяснять, что в отношениях друзей чинопочитание не приемлемо.

Порфирий — тонкий. Жизнь худого друга сложилась не так удачно. Перед упитанным тайным советником предстал изможденный человек, обвешанный сумками и узлами. На втором плане маячила семья – его копия. Прежде всего, Порфирий вспомнил, как будучи гимназистом ябедничал, получив за это обидное прозвище. Тонкого тоже обрадовала случайная встреча. Он рассказал старому другу о недовольстве жизнью, низком жалованье, дополнительном заработке. Порфирий вел себя просто и естественно до тех пор, пока не узнал о громком титуле своего товарища. С этого момента тонкий неузнаваемо переменился. Его лицо застыло, членораздельная речь замерла, уступив место угодливому хихиканью. Порфирий стал похож на просителя, склонившегося перед большим начальником.

Жена Порфирия. Женщина не участвует в разговоре, хотя муж неоднократно знакомит с ней своего приятеля. Жена тонкого не имеет собственного мнения, всегда соглашается с мужем. Она вынуждена давать платные уроки музыки, чтобы пополнить семейный бюджет. Однако ее не смущает ни собственная деятельность, ни то, что муж изготавливает на продажу портсигары.

Сын Порфирия. Гимназист Нафанаил еще один молчаливый персонаж. Сначала он не знает, как реагировать на встречу с другом отца. Выдерживает паузу и лишь после снимает фуражку. Зато новость о статусе незнакомца все расставляет по местам. Нафаня уже ни в чем не сомневается. Он немедленно вытягивается и замирает, взирая на Михаила, как на божество.

2 вариант

Мир персонажей в произведениях А. П. Чехова – это подробное знакомство с внешностью, социальным статусом, поведением, судьбой и родственными связями каждого.

Неожиданная встреча на перроне вокзала двух давних знакомых — Толстого (Миши) и Тонкого (Порфирия) в рассказе «Толстый и Тонкий», привлекает внимание читателя с первых строк антитезой их внешнего вида, положения в обществе и сформировавшихся характеров. Даже запаху каждого оказался из разряда тех продуктов, к которым каждый из них имел прямое отношение.

Главные герои

Несмотря на искреннюю радость главных героев, между ними встала стена непонимания. Простой нрав, неприкрытая радость встречи выливается в добродушную улыбку Миши (Толстый). Человек выглядел солидно, его плотное  телосложение, спокойствие, запах хереса подчеркивали немалый достаток, с одной стороны. А искренний восторг от встречи, глаза «полные слез» подсказывали, что он остался прямолинейным, доброжелательным, не зазнавшимся человеком, несмотря на то, что «до тайного дослужился». Искренность и отсутствие заносчивости – качества, которые стали верными друзьями бывшего одноклассника Тонкого. Миша огромное чувство отвращения, когда почувствовал, какая перемена произошла в Порфирии после разговора о своей должности.

Порфирий (Тонкий) оказался неугомонным рассказчиком о своей судьбе и семье. Его худоба будто подчеркивает скромность существования. Не скрывая своего порой бедственного финансового положения, он до некоторого момента был неуверенным в своем поведении. Позже выясняется причина этого. Порфирий принадлежал к тому типу людей, каждое слово и действие которых зависело от социального статуса собеседника. Он не скрывает того, как и почему его дразнили в школе. Стоя на перроне, нагруженный кучей сумок, он рассказывает о себе и семье. Но в одно мгновение меняется и выражение лица, и речь Порфирия, когда мужчина узнает истинное лицо Миши. Все человеческое, что было в нем в первые минуты уходит. На первом плане появляются раболепство, желание угодить, нервный смех. Его стеснение вызвано с угодничеством из-за разницы в положении.

Второстепенные герои

Луизаженщина, которая представила супругу Порфирия на страницах рассказа. Как и Порфирий, она мечется за спиной, не представляя, как правильно подать перед его давним знакомым. Подрабатывая преподаванием уроков музыки, она старательно поддерживает бюджет семьи. За время, которое супруги прожили вместе, Луиза будто стала отражением Порфирия – его мыслей, поведения.

Заискивание перед чином проявляется и в тот момент, когда мальчик по имени Нафанаил, являющийся сыном Порфирия, снимает фуражку. Также как и отец, он настороженно вел себя первую часть разговора, не зная, кем приходится встречный. Информация о юноше скудная. Он посещает третий класс гимназии. Но этого достаточно, чтобы увидеть склонность заискивать перед вышестоящими лицами. 

Также читают:

Картинка к сочинению Герои рассказа Толстый и тонкий

Герои рассказа Толстый и тонкий

Популярные сегодня темы

  • Анализ произведения Замок Кафки

    Свою работу над произведением «Замок» Франц Кафка начал, когда приехал на Чешский курорт Шпиндлерув Млын. Был 1922-й год. В начале автор вёл повествование от первого лица

  • Сочинение Примеры сильного человека из жизни

    Сила человека определяется не только его физической формой, но и его умением держать себя в руках в непредвиденных ситуациях, стрессоустойчивостью, способностью общаться вежливо даже с теми, с кем не хочется и игнорированием агрессоров.

  • Сочинение Варя в рассказе Разгром Фадеева (характеристика и образ)

    У Чехова имеется очень интересное произведение «Вишневый сад». Среди них одной из главных героинь является Варя. Ее совсем маленькой удочерила Любовь Раневская. За все это время девушка не знала о том

  • Сочинение Профессия моей мечты врач

    В детстве мальчики поголовно мечтали стать космонавтами, а девочки принцессами. Но к сожалению, мы растём и проблемы растут. Этот вопрос у многих до сих пор открыт. Какая она — профессия твоей мечты?

  • Чем мне понравилось произведение Капитанская дочка? сочинение

    Александром Сергеевичем Пушкиным было немало написано, как в прозе, так и в поэзии, но одним из самых известных произведений является повесть Капитанская дочка, написанная в лучших традициях романтизма.

Предмет:
Литература.

Класс: 6.

Тема урока: «Речь
героев рассказа А. П. Чехова «Толстый и тонкий». Юмористическая ситуация».

Эпиграф: «Умение
смеяться помогает изменить мир!

Время: 30 минут.

Цель: развитие у
учащихся навыков лингвистического анализа рассказа А.П. Чехова «Толстый и
тонкий».

Образовательные:
анализ эпического произведения с элементами выделения разных видовтекстовой 
информации.

Развивающие: излагать своё мнение в  учебном диалоге, аргументируя его, осознанно использовать
речевые средства в соответствии с ситуацией общения.

Воспитательные: на
примере рассказа воспитывать чувство собственного достоинства.

Планируемые результаты:

Личностные:оценивать поступки литературных героев, опираясь на текстовый материал
и нравственные ценности, принятые в обществе;

‒ осознанно и критически оценивать личные
качества характера, представляя себя данными литературными героями.

Метапредметные:
развивать логическое мышление, навыки самоконтроля и взаимоконтроля при работе
в группах;

‒ определять самостоятельно цели и
последовательность деятельности при выполнении каждого задания по анализу
текста;

‒ адекватно оценивать достигнутые личные и
коллективные результаты.

Предметные:
постичь тайны чеховского смеха, особенности стиля рассказа, смыслового
подтекста;

‒ уметь определять авторскую позицию в тексте,
сравнивая её с собственной.

‒ представить учебную информацию в разных
формах: таблицы, Т-схемы, даймонды, творческие работы в группах.

Коммуникативные: ‒
излагать своё мнение в учебном диалоге и монологе, аргументируя его текстовыми
фактами из рассказа;

‒ осознанно использовать речевые средства в
соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей.

Ресурсы: листы А4,
маркеры, текст рассказа, раздаточный и иллюстрационный материал.

Тип урока: урок –
исследование художественного текста.

Ход урока: Доброе утро, ребята!

Вы уже познакомились и ПОДРУЖИЛИСЬ с таким
замечательным автором как А.П. Чехов. Давайте вспомним самые главные и
интересные пункты из его  биографии. Для этого нам с вами предстоит заполнить
соц.карточку чехова вк. У вас на партах лежат листы, давайте вспомним и
заполним в парах? Недостающие
факты.(пункты). А я буду заполнять вместе с вами (комментировать + заполнение в
презентации).

Так, давайте вспомним день рождения А.П. + город, где
он родился, укажем родителей

Хорошо, вспомним, где он получил начальное
образование? а высшее? Давайте перейдем к жизненной позиции, что вдохновляло
писателя? А что можем сказать про интересы?

Давайте посмотрим на
раздел «Псевдонимы»
— Что такое псевдоним?

* Псевдоним — это
вымышленное имя, которое иногда принимают писатели, артисты.

— Почему А. П.
Чехов не стал сразу подписывать рассказ своим именем?

Чехов учился на врача,
потом работал врачом, и многие пациенты могли подумать, что специальность врача
несовместима с занятиями литератора, который пишет юмористические рассказы.
Напомню, что Антошей Чехонте гимназиста Антона Чехова стал называть
законоучитель таганрогской гимназии Ф. Н. Покровский: он по-доброму любил
давать ученикам смешные прозвища.

Давайте дополним цитатами графу о себе. Что же говорил
сам писатель о себе и своей жизни?

Прочитайте, что говорил толстой о
творчестве чехова:

«Читая Чехова, я смеюсь, радуюсь,
восхищаюсь… Вот определение таланта».

Л. Н. Толстой.

Именно на этой цитате я и хотела бы остановиться и
использовать ее в качестве эпиграфа к нашему уроку. Запишите его в тетрадь.

— Какие вопросы можно поставить после
прочитанной фразы? (обобщение предположений учеников, запись вопросов на
доске).

Над чем можно смеяться, читая Чехова? Чему радоваться?
Чем восхищаться? – ответы детей

— Как вы думаете, что нам поможет
ответить на поставленные вопросы?

— Сегодня мы изучим рассказ «Толстый и тонкий».

История        создания рассказа «Толстый и тонкий»

-В 1883 году появилась первая
редакция рассказа «Толстый и тонкий».Позже, в 1886 году А.П. Чехов
переработал рассказ и включил его в сборник «Пёстрые рассказы»

«Толстый и тонкий» написан в жанре
« сценки»; основные достижения Чехова относятся именно к этому жанру.

— Какую цель вы можете поставить перед
собой на урок?

Чехова все знают и помнят за его юмористические и
стилистические произведения. В своих коротких рассказах чехов комически
представляет разных людей. Используя смех, смешные ситуации, А.П. Чехов
подчеркивает, что умение смеяться – это дар человека. Противник, выставленный
смешным в жизненной ситуации, — уже наполовину побеждён. А умение увидеть
смешное помогает каждому человеку сохранить мужество и оптимизм в самых трудных
ситуациях. Ребята, давайте вспомним определения юмора и сатиры

·        
Юмор- изображение героев в смешном виде;
весёлый, доброжелательный смех

·        
Сатира- высмеивание
разоблачение отрицательных сторон жизни путём изображения их в нелепом,
карикатурном виде; злой смех.

·        
Сатира — злая насмешка, юмор — дружелюбный смех. Между ними
целая гамма оттенков смеха: шутка, насмешка, ирония, сарказм.

·        
— Как вы
думаете, что такое юмористическая ситуация? Да, верно, это ситуация, вызывающая
смех. А что еще может вызвать смех? (диалог,
название)

Верно, именно о юморе и речи героев мы сегодня будем
говорить.

А для того, чтобы определиться с целями (задачами)
урока предлагаю

пройти блиц-опрос по рассказу  В КОНЦЕ УРОКА!!!!

Таблица 1 – Блиц-опрос по
теме и идее рассказа А.П. Чехова

Вопросы

Предполагаемые ответы

Тема – о чем?

Встреча двух одноклассников, незапланированная,
случайная, после многих лет.

Идея – для чего?

Открыть для читателя смешное в самой жизни или в
любой жизненной ситуации, поскольку «Умение смеяться помогает изменить
мир»
(обратите внимание – это эпиграф нашего урока)

Что высмеивает А.П. Чехов?

Высмеивает такие качества человека, как:
чинопочитание, угодничество, подхалимство, самоуничижение (занижение
значимости себя как личности), подобострастие.

Как называется добрый смех?

Добрый смех – ЮМОР, это смех дружелюбный,
добродушный, беззлобный, веселый, сочувственный, смех-доброе, дружеское
подшучивание.

Что такое осмеяние героев?

Осмеяние – это САТИРА – смех злой, сердитый,
изобличающий отрицательные качества или негативные поступки героев. Сатира –
беспощадное осмеяние человеческих пороков.

Давайте поразмышляем: «Как вы думаете, этот рассказ
юмористический или сатирический?»

/ после обсуждения в паре или группе, предлагают свои
варианты ответов/

Вывод: Рассказ А.П. Чехова «Толстый и тонкий» сатирический,
поскольку автор высмеивает человеческие пороки, отрицательные качества
личности.

Давайте поработаем над содержанием
рассказа.

КРОССВОРД? (карта №2)

Сравнительная характеристика героев
(карта 3)

составить характеристику главных героев по их речи (по вариантам? 1-ый –
толстого, 2-й-тонкого?)

— Смешным или грустным вы назвали бы
рассказ? А можно его назвать смешным и грустным одновременно?

3.Физкультурная   минутка. Т.к. чехов любил театр, мы с
вами должны изобразить?

Собраться в дорогу нам сущий пустяк,

Оденем на плечи дорожный рюкзак!

Рассказы мы Чехова с полки возьмём

И смело в дорогу все вместе пойдём.

Придём на вокзал и посмотрим вокруг:

И справа, и слева — везде стоит друг.

Закроем глаза и представим Цветы. Их
в вазу поставим
,                           И счастливы мы.

Рефлексия —Вернемся к
вопросам, поставленным вначале урока:

Над чем можно смеяться, читая Чехова?

Чему радоваться?

Чем восхищаться?

— Сформулируйте ответ на вопрос,
опираясь на приобретенные во время урока знания.

— Можно ли утверждать, что мы сегодня
прочли юмористический рассказ? Как автору удается вызвать у нас смех?

 Почему это
произведение не потеряло актуальности и в наши дни?

Толстый — человек,
имеющий достаток и высокое положение в обществе, хороший доход, сытый и
преуспевающий. Но несмотря на это, он общается с другом детства на равных,
искренне рад встрече.

Тонкий — человек,
занимающий незначительное положение в обществе, знающий нужду, но умеющий
приспосабливаться к людям, чинам, обстоятельствам. «Тонкий» относится к тем
людям, которые в других прежде всего ценят награды, звания, а не человеческие
качества. Самое обидное, что это распространяется не только на знакомых, но и
на друзей.

9. Заключительное слово
учителя.

Смех Чехова,
добрый и веселый, подчас становится ироничным, грустным. В своих коротких
рассказах, которые часто называют сценками, Чехов комически представляет
разных людей.

???

Служишь где? Дослужился? —
В царской России существовал специальный законодательный акт, определявший
порядок прохождения службы чиновниками. Он был издан Петром I и назывался
«Табель о рангах». «Табель о рангах» устанавливала 14 рангов (классных чинов,
1-й — высший) для военных, штатских и придворных. Все чиновники имели определенный
чин и постепенно двигались вверх, получая новые чины. По отношению к чиновникам
не использовали глагол работать, а употребляли глагол служить или
словосочетание ходить на службу. Вопрос героя имеет такой смысл: «Работаешь ли
ты чиновником? До какого чина ты уже дослужился?» После 1917 года «Табель о
рангах» была упразднена. Но в царской России чиновники очень хорошо разбирались
во всех тонкостях «Табели…» и относились к чину, который имеет человек, с
большим вниманием.

Пахло… ветчиной и кофейной
гущей: ветчина в то время считалась едой простонародья, запах кофейной гущи
говорил о низком сорте сваренного кофе.

Ученик третьего класса: в
царское время в гимназию поступали в девять-десять лет, всего классов было
семь. Значит, Нафанаилу двенадцать-тринадцать лет.

Приятно-с, вельможи-с, хи-хи-с — частицу -c в XIX веке
добавляли к словам тогда, когда хотели показать свое подчиненное положение;
употребление этой частицы вносит в речь оттенок угодливости и самоуничижения. употреблялся
среди равных по статусу людей, но со временем всё чаще использовался при
обращении низшего по званию, чину к более высшему. То есть приобретал статус
излишней почтительности, демонстративного самоунижения, заискивания перед
вышестоящим руководством. Так всегда прислуга обращалась к своим хозяевам.
После Революции 1917 года словоерс практически полностью пропал из
употребления,

Названия рассказа «Толстый и тонкий» сразу же проводит грань между
двумя персонажами. Этот прием называется «контраст». Один герой
противопоставляется другому, несмотря на то, что раньше они друзьями. Теперь их
разделяет статус: один богат, другой беден. Уже в названии писатель закладывает
основу конфликта: подчиненный и начальник, хозяин жизни и неудачник.

В данном случае слова «толстый» и «тонкий» означают не столько
физиологические особенности героев, сколько их разный социальный статус и,
главное, их полностью противоположные мироощущения. Один, как соломинка,
пригибается к земле, стелется перед тем, что выше и крепче его. На нем, как
вьюки на верблюде, висят чемоданы и заботы о семье. А Толстый свободен и
обеспечен, у него нет обузы в виде багажа и семейства. Поэтому он и толст: все
блага он потребляет сам. Смысл заглавия рассказа «Толстый и Тонкий» именно в
противопоставлении этих героев.

Используя смех,
смешные ситуации, А.П. Чехов подчеркивает, что умение смеяться – это дар
человека. Противник, выставленный смешным в жизненной ситуации, — уже
наполовину побеждён. А умение увидеть смешное помогает каждому человеку
сохранить мужество и оптимизм в самых трудных ситуациях.

Конспект урока

Литература

6 класс

Урок № 28

А. П. Чехов. «Толстый и тонкий»

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  • фрагменты биографии А. П. Чехова и его
    творчество;
  • главные действующие лица рассказа «Толстый и
    тонкий»;
  • характеристика и нравственная оценка героев;
  • речевая характеристика персонажей;
  • ирония, юмор, сатира в рассказе.

Тезаурус

Рассказ – это
эпический жанр небольшого объёма.

Сатира –
разновидность литературы, специфическими формами обличающая и высмеивающая
пороки людей и общества.

Ирония –
насмешливое выражение, состоящее в приписывании лицу или предмету качеств,
противоположных тем, какими он обладает; насмешка в виде похвалы.

Юмор –
интеллектуальная способность подмечать в явлениях их комичные, смешные стороны.
Чувство юмора связано с умением субъекта обнаруживать противоречия в окружающем
мире.

Лютеранка 
последовательница лютеранства (лютеранство – крупнейшее направление
протестантизма, провозглашённое Мартином Лютером).

Флёрдоранж –
настойка из цветов померанцевого дерева (померанец – цитрусовое дерево, а также
сочный ароматный плод), использовалась как туалетная вода.

Департамент –
отдел министерства, высшего государственного учреждения.

Вельможа –
знатный и богатый сановник, то есть крупный чиновник, занимающий высокое положение.

Херес – сорт
крепкого виноградного вина.

Душонок –
милый, приятный человек.

Герострат –
житель древнегреческого города Эфеса, сжёгший храм Артемиды, чтобы его имя
помнили потомки.

Эфиальт (предатель)
– сын Эвридема, изменнически указавший персам обход в Фермопильском ущелье в
тыл спартанцев.

Приватно –
неофициально.

Коллежский асессор –
один из младших рангов чиновников.

Статский советник –
ранг чиновника среднего звена.

Тайный советник –
один из высших рангов чиновников, соответствующий генералу в армии.

Литература

Обязательная литература:

1. Полухина В. П. «Литература» для 6 класса /
Полухина В. П., Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И. – М.:
Просвещение, 2018, стр. 307.

2. Полухина В. П. Читаем, думаем, спорим…
Дидактические материалы: 6 кл. – М.: Просвещение, 2018, стр. 255.

3. Ахмадуллина Р. Г. Литература. 6 кл. Рабочая
тетрадь. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2018, стр. 64.

Дополнительная литература:

1. Беломестных О. Б., Корнеева М. С.,
Золотарёва И. В. Поурочное планирование по литературе. 6 класс. – М.: ВАКО,
2002, стр. 224.

2. Демиденко Е. Л. Новые контрольные и
проверочные работы по литературе. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2007, стр. 79.

3. Егорова Н. В. Универсальные поурочные
разработки по литературе: 6 класс. – М.: ВАКО, 2009, стр. 414.

4. Замышляева А. Н. «Литература. 6 класс:
система уроков по учебнику под редакцией В. Я. Коровиной» / – Волгоград:
Учитель, 2015, стр. 324.

5. Ляшенко Е. Л. Тесты по литературе: 6 класс:
к учебнику В. Я. Коровиной и др. «Литература. 6 кл.». ФГОС / – М.: «Экзамен»,
2016, стр. 63.

6. Московкина И. И. Диагностические работы.
Литература. 6 класс. ФГОС. – М.: Издательство «Экзамен», 2017, стр. 144.

Открытые электронные ресурсы:

1. Единая коллекция цифровых образовательных
ресурсов. Литература. 6 класс http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?class=49 (Дата
обращения: 16.06.2019)

2. Словари, энциклопедии, справочники
универсального содержания http://www.nlr.ru:8101/res/inv/ic/sprav.htm (Дата
обращения: 16.06.2019)

3. Каталог сетевых ресурсов по русской
филологии и фольклору http://feb-web.ru/feb/feb/sites.htm (Дата
обращения: 16.06.2019)

Теоретический материал для самостоятельного
изучения

Что мы знаем об Антоне Павловиче Чехове? Он
родился 17 января 1860 года в Таганроге в семье купца. С ранних лет вместе с
братьями Антон помогал отцу в его лавке.

После окончания гимназии Антон Чехов начал
обучение в Московском университете на медицинском факультете. Получив диплом
врача, он занялся врачебной практике.

Ещё на первом курсе состоялся литературный
дебют Чехова. Он отправил в журнал «Стрекоза» свои рассказ и юмореску.

Рассказы Чехова были впервые изданы книгой в
1884 году («Сказки Мельпомены»). На творчество Чехова того периода значительное
влияние оказали произведения Льва Николаевича Толстого.

Антон Павлович Чехов никогда не считал себя
детским писателем. Однако для детей он написал несколько произведений:
«Каштанка» и «Белолобый» – «две сказки из собачьей жизни», как выразился сам
писатель в письме к издателю.

У Чехова было две любимые собаки породы такса.
У них были необычные имена с медицинским уклоном: Бром Исаевич и Хина Марковна.

В 1890 г. Чехов побывал на Сахалине. Это было
место ссылки осуждённых. Чуть позже он посетил Японию, Китай, Турцию, Австрию,
Италию, Францию.

Рассказ «Толстый и тонкий» был написан в 1883
году. Название произведения даёт намёк на безликость образов главных
персонажей, а значит, их обобщённость.

Реалистичность сюжета вполне обоснована.

Друзья детства не связаны служебными
отношениями, но тонкий лебезит перед толстым «по привычке», ведь толстый
занимает высокую должность.

Современники восприняли рассказ позитивно, как
достойное «художественное отражение пороков общества». Название произведения
построено на антитезе (противопоставлении), антонимы-прилагательные выражают
абсолютную противоположность героев произведения не только физическую, но и духовную.

Противопоставлены не только образы главных
героев.

Если в начале автор рассказывает о вкусном
завтраке толстого, то в конце сухо комментирует состояние персонажа (от
выражения лица тонкого его стошнило).

Большое значение в рассказе имеют диалоги двух
товарищей с вкраплениями описания мимики персонажей. Изредка фигурируют образы
жены и сына тонкого, которые меняют своё поведение в соответствии с новыми
фактами, всплывающими в процессе разговора.

Тема и идея рассказа взаимосвязаны и практически
идентичны: раб, живущий в каждом из нас, должен быть побеждён нами самими.

Анализ произведения позволяет сделать
следующие выводы: автор условно обозначает общество «тонких» и «толстых».

«Тонкие» раболепствуют перед высокими чинами,
это их привычная система отношений с миром, они не представляют другого
взаимодействия с людьми. Суть их жизни – делить людей на высших и низших.

«Толстые» привыкли жить просто и легко, не
замечая чинов и должностей, они видят людей. Жизнь была слишком благосклонна к
ним и взрастила здоровые отношения с обществом

Чехов подчёркивает, что когда-то оба главных
героя были детьми, жили беззаботно и были равны друг другу. Они проказничали,
веселились и имели одинаковые возможности в обществе.

Именно служебная иерархия сделала тонкого
морально «нездоровым» человеком. Он привил даже своему ребёнку раболепные
взгляды.

Антон Павлович Чехов пытается вызвать
отвращение к раболепству и угодничеству как к самой низкой идеологии в мире.
Самоуважение – это основа личности.

Чехов, как врач, видел все болезни
современного ему общества и пытался вскрыть и обнародовать проблемы, излечив
тем самым людей от страшнейших пороков.

Теоретический материал для углублённого
изучения

Дед Антона Павловича Чехова был крепостным, а
сам писатель отказался от потомственного дворянства. Егор Михайлович Чехов, дед
писателя, смог выкупить себя и свою семью на волю. Впоследствии его знаменитый
внук никогда не забывал о своём происхождении. При этом в 1899-м году, когда
император Николай II своим указом присвоил писателю титул потомственного
дворянина и орден Святого Станислава третьей степени, Антон Павлович эту
привилегию не принял.

У Чехова было около пятидесяти псевдонимов.
Один из них известен всем со школьных времён – Антоша Чехонте. Ещё были: Шиллер
Шекспирович Гёте, Шампанский, Брат моего брата; Гайка № 6; Гайка № 9; Грач;
Человек без селезёнки; Акакий Тарантулов, Некто, Архип Индейкин; Василий
Спиридонов Сволачёв… Позже сложилось так, что серьёзные произведения Чехов
публиковал под своей фамилией, а юмористические по-прежнему подписывал
псевдонимами.

Всю жизнь Антон Павлович Чехов занимался
благотворительностью. Например, в Мелихове, где купил себе имение, организовал
врачебный пункт, в котором каждый день, начиная с пяти часов утра, принимал
больных и снабжал их лекарствами. В 1892 году во время эпидемии холеры писатель
работал санитарным врачом от земства. Но одной только врачебной деятельностью
Антон Павлович Чехов не ограничивался. Он собирал средства для нуждающихся,
строил школы.

В честь писателя назван астероид в главном
астероидном поясе и кратер на Меркурии. А ещё город, издательство в Нью-Йорке,
множество учебных заведений… Музей Чехова есть даже на Шри-Ланке – во время
путешествия из Сахалина в Одессу писатель на несколько дней задержался в
Коломбо.

Восстановление последовательности элементов
вертикальное / горизонтальное

Восстановите последовательность действий в
поведении тонкого.

Расположите в правильной последовательности
действия тонкого при встрече с приятелем.

Задание основано на знании текста рассказа.
Вспоминаем сюжет произведения. И восстанавливаем последовательность действий.

Правильные ответы:

«Приятели троекратно облобызались и устремили
друг на друга глаза, полные слез. Оба были приятно ошеломлены».

«Это, Нафаня, друг моего детства! В гимназии
вместе учились!»

«Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро
лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и
глаз его посыпались искры».

«Я, ваше превосходительство… Очень
приятно-с! Друг, можно сказать, детства и вдруг вышли в такие вельможи-с!
Хи-хи-с».

«Тонкий пожал три пальца, поклонился всем
туловищем и захихикал, как китаец: «хи-хи-хи»».

Подстановка элементов в пропуски в таблице

Прочитайте предложенные варианты ответов и
заполните таблицу.

В задании нужно соотнести термин и
определение. Это можно сделать, опираясь на полученные знания на прошлых роках,
либо прочитав материал для самостоятельного изучения, а также обратившись к
тезаурусу.

  • Характеристика постникова из рассказа человек на часах с цитатами
  • Характеристика пса соколко из сказки о мертвой царевне и о семи богатырях
  • Характеристика принца из сказки спящая красавица
  • Характеристика пугачева из рассказа капитанская дочка
  • Характеристика платова из рассказа левша